Прошлое должно служить современности 5 класс сочинение

На чтение 7 мин Просмотров 4.7к.
Обновлено 1 декабря, 2020

Тема итогового сочинения «Прошлое должно служить современности» является высказыванием известного русского филолога Д.С. Лихачёва. Он считал, что Древняя Русь – мать всех русских народов, которая их объединяла в одно целое. Именно в тот период нашей истории образовалась идеология единства, сохраняющая тесные взаимоотношения родственных наций по сей день.

Содержание

  1. Вариант 1
  2. Вариант 2
  3. Дополнительные аргументы

Вариант 1

Известный академик Д.С. Лихачёв считал, что прошлое должно служить современности. Знание истории своей Отчизны, по его мнению, позволяет глубже понять и увидеть собственные корни, интересы родной земли, интересы народа. В истории наших предков хранится мудрость целых поколений, а наиболее полное отображение она нашла в древнерусской литературе.  

Самым древним литературным памятником, сохранившимся до наших времён, является «Повесть временных лет». Именно она составила основу большинства более поздних летописей. «Повесть временных лет» описывает период истории нашего народа, начиная с библейских времён и заканчивая 1117 годом.

Летописание представляет особую значимость для последующих поколений: именно из летописей можно узнать события, которые происходили много лет назад. Здесь описываются не только победы и поражения, а и быт, обычаи, верования наших предков. В «Повести временных лет» содержатся легенды о происхождении славян, их расселении по берегам Днепра и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с варягами и хазарами и образовании государства Русь. Предания, записанные в этой летописи, являются единственным источником сведений о формировании древнерусского государства и правлении первых русских князей.

Нестор летописец осуждает в «Повести…» распри между правителями разных областей Киевской Руси, он призывает к объединению народа, напоминает, что именно в единстве заключается главная сила. Исторические сведения в летописях необходимы для обучения князей, они должны знать прошлое своего государства, для того чтобы построить достойное будущее. Именно это и побудило монахов стать историками и летописцами. Таким образом, древнерусская литература была не только средством нравственного воспитания общества, она формировала национальное самосознание, вырабатывала гражданскую позицию.

Другим значимым литературным памятником прошлого является «Поучение Владимира Мономаха». Князь Владимир Мономах боролся за просвещение. Всё поучение проникнуто глубокой христианской мудростью, выраженной простыми словами. Здесь даются ответы на множество вопросов, интересующих человека на пути становления его личности. Особое внимание автор уделяет семейным ценностям и порядкам. Он считал, что любая семья держится на доверии и почитании, а муж и отец должен не просто управлять домочадцами, а быть примером для подражания. На мужчине вообще, по мнению Владимира Мономаха, лежало много ответственности. Будь то глава семьи или глава государства. Потому что мудрый руководитель обязан заботиться о своём народе, как о своих детях, он должен быть одинаково справедливым и милосердным по отношению ко всем в независимости от их положения. Также князь наставлял не увлекаться властью и не впадать в гордыню, потому как все люди равны перед Богом.

Основные наставления из «Поучения Владимира Мономаха» – это свод нравственных законов, которые должен соблюдать каждый человек. Он призывает чтить старших, не обижать слабых, помогать бедным, не лениться, уважать родителей, быть ответственным, следить за своим здоровьем и быть приветливым по отношению к окружающим. Прописные истины, озвученные древнерусским князем, остаются актуальными во все времена. Удивительно, как написанное столько лет назад поучение может сделать нас лучше.

Таким образом, можно прийти к выводу, что нравственность едина во все века и для всех людей. Я согласна с мнением Дмитрия Сергеевича Лихачёва касательно того, что: «Читая об устаревшем в деталях, мы можем многое найти для себя». Древнерусская литература воспитывает в нас лучшие качества, сохраняет чистоту  помыслов, достоинство и сознательность.

Вариант 2

Прошлое должно служить современности, но чтобы оказать влияние на будущее человечества, оно не должно быть забытым. Каждый человек обязан знать историю своего народа, знать все беды и несчастья, выпавшие на его долю. Это знание поможет нам избежать повторения непростительных ошибок в будущем. Однако многие люди осознанно не хотят считаться с прошлым, например представители такого направления философии как нигилизм. К их числу относится главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».  

Мировоззрение Евгения Базарова основано на отторжении прошлого, он отказывается принимать все сложившиеся устои и порядки. Он считает, что аристократия уже изжила себя, а её принципы глупы и смешны. Кроме того, Базаров отрицает семейные ценности, искусство, религию и человеческие чувства, кроме физических потребностей. Главный герой готов принять только то, что приносит пользу обществу. Именно поэтому он изучает естественные науки, надеясь в дальнейшем помочь народу своими знаниями.

Главная ошибка Базарова заключается в том, что он считает своё мнение единственно правильным. Он не готов прислушаться или анализировать чужие точки зрения, стремясь к разрушению уже имеющегося мира у него нет предложений о создании нового. Подобные ему люди способны лишь отказываться от своего прошлого, они не понимают, что нельзя построить достойное будущее без основы прошедших лет. Опыт предков помогает добиться небывалых высот, но нигилисты не хотели этого видеть.

Оставаясь верным своей идеологии до конца, Базаров потерял любовь – чувство, которое, поселившись в его душе, опровергло все доводы нигилизма. Он остался одиноким и несчастным, осознав несовершенство этой теории. Главного героя терзало не только разбитое сердце, он потерял смысл в жизни, лишившись веры в былые убеждения. Смерть стала единственным выходом из сложившейся ситуации.   

Помнить важно не только историю своего народа, но и собственное прошлое. Об этом говорил В.Г. Распутин в своём рассказе «Уроки французского». У каждого человека свой путь и только предыдущий опыт позволит достигнуть необходимых высот. Подтверждая эту мысль, писатель рассказывает историю одиннадцатилетнего мальчика, которому пришлось уехать из родной деревни в трудное послевоенное время ради того, чтобы продолжить своё обучение. Вопреки всем невзгодам и преградам мать отправила своего сына получить образование, но в городе голод чувствовался гораздо сильнее, чем в родных краях. Там еду можно было только купить, а денег катастрофически не хватало. Рубль в день уходил на жизненно необходимый стакан молока и больше ни на что не оставалось. Однажды мальчик узнал, что деньги можно выиграть в игру «чику» и вопреки своим принципам стал играть с другими ребятами, но уходил сразу же, как получал один рубль.

После случившейся драки из-за жульничества другого игрока, главного героя вызвала на разговор его учительница французского. Она захотела лично выяснить причину подобного поведения, и была крайне удивлена тем, что её ученик тратил выигранные деньги не на конфеты, а на молоко для лечения. Лидии Михайловне стало очень жалко мальчика, и она решила, во что бы то ни стало помочь ему. Однако её ученик оказался гордым ребёнком, он отказывался принимать еду, стыдясь своей бедности. Мудрая женщина смогла найти выход, она стала играть с мальчиком на деньги, намеренно поддаваясь. Таким образом, учительница смогла дать ему достаточно, не задев при этом его самолюбия.

Лидия Михайловна научила главного героя не только французскому языку, а и человечности, доброте, которая так нужна в этом жестоком мире. Бережно храня воспоминания о своём прошлом, мальчик смог вырасти достойным человеком, не стыдящимся своего происхождения.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что многие недооценивают опыт прошлых лет, а ведь именно от него и нужно отталкиваться. Человеку свойственно задавать себе вопросы, а большинство ответов находится в прошлом. Не зря наши предки чтили свои корни, таким образом, они укрепляли духовность и нравственность. Будущее есть только у тех, кто знает своё прошлое. 

Дополнительные аргументы

Дополнительные аргументы по направлению «Забвению не подлежит» вы можете найти в разделе нашего сайта «Банк аргументов».

Прошлое – это не только события, ушедшие в небытие. Из него составляется жизненный опыт. С его помощью можно сделать важные выводы, которые позволяют не повторять ошибок. О роли влияния прошлого задумывались многие писатели-классики. Их произведения доносят до потомков бесценный опыт, требующий осмысления.

А. И. Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» рассказывает о страшных эпизодах советской истории – системе ГУЛАГа и людях, попадающих в эту мясорубку. Главный герой, Иван Шухов, попадает в лагерь потому, что во время Великой Отечественной войны оказался в плену. Перед читателем предстает целая галерея различных социальных типов заключенных, которые сидят в лагере по политическим статьям. Это деятели культуры, старые революционеры, которые не были согласны с репрессивной политикой Сталина, религиозные люди. В лагере находятся заключенные разных возрастов – от подростка до старика. Все они трудятся практически круглосуточно, невзирая на нечеловеческие условия. Заключенные постоянно голодают, подвергаются нравственным и физическим унижениям. Все это убивает человечность, но если потерять себя, можно погибнуть. И подобные несчастные повсеместно встречались в СССР 30-50-х годов. Тема лагерей была табуирована в советской литературе, однако этот опыт целого народа нельзя забывать. Такое прошлое говорит современному обществу, что бесчеловечная лагерная система не воспитывает, а убивает в преступниках (и преступниках ли?) все человеческое. Каждый, кто прошел этот ад, оказывается сломленным и глубоко несчастным. Это трагическое и позорное прошлое служит современности бесценным уроком.

Не менее важны для нас знания, заложенные в культурном наследии. Доказывая это, И. А. Тургенев в романе «Отцы и дети» рассказывает о новом для второй половины XIX века явлении – нигилизме. Евгений Базаров увлечен этим общественным движением, которое характеризуется отрицанием поэзии, литературы, музыки, искусства и любых возвышенных чувств. Ничто из прошлого не имеет значения, важна лишь прямая практическая польза. «Сперва нужно место расчистить,» – объясняет Евгений тотальное отрицание. Он считает, что все, происходящее с людьми, связано с законами логики и физиологии. В воззрениях нигилистов было рациональное зерно, так как к тому времени у прогрессивной части общества появилась уверенность в необходимости перемен. С другой стороны, нельзя отвергать все в прошлом. Без прошлого нет и будущего. В литературе, истории и других «бесполезных» гуманитарных науках скрывается жизненных опыт общества, а уж без иррациональных чувств человек жить не может. И эту мысль автор доказал на примере самого Базарова, который пережил несчастную любовь. Несмотря на то, что он отринул все, что было до него, считал себя человеком «новым», с ним произошло все то, что бывало со многими людьми до и после него. Не имея опыта, заложенного в искусстве, отказавшись от него, герой не смог наладить личную жизнь и пережить испытание любовью. А если бы он использовал богатый инструментарий, подаренный нам мировой культурой, возможно, ему удалось бы завоевать сердце Анны или хотя бы смириться с ее отказом. Так, прошлое действительно должно служить современности, человеку нужно уметь ее использовать.

Прошлое служит современности, так как позволяет сделать правильные выводы из произошедших ситуаций и не допустить их вновь. Это касается и жизни отдельного человека, и всего общества. Прошлое нельзя просто так вычеркнуть из жизни, из него нужно выделить самое важное, оставить в памяти самое лучшее. И с этими знаниями идти вперед.

Предыдущая

СочиненияИтоговое сочинение: Почему между личностью и обществом возникают конфликты? (2 варианта)

Следующая

СочиненияИтоговое сочинение: Какие подвиги важно помнить?

Примеры сочинений: Почему важно помнить прошлое?

­Пример сочинения 1

Взрослые часто говорят, что память о прошлом позволяет не совершать ошибки в настоящем, а, следовательно, и помогает сделать будущее несколько лучше. Опираясь на историю, человек действительно может выявить зависимость между поступками и негативными последствиями. Эти знания должны использоваться только во благо.

Я считаю, что в выражении «память о прошлом позволяем избежать ошибок в настоящем» несколько ошибочно. К предкам может прислушаться разве что настоящая и искренняя личность, целью жизни которой является созидание. В масштабах мира или хотя бы одного народа, гражданского населения, это невозможно. Во-первых, все зависит от менталитета: например, русский человек знает о собственной лени, но не стремится это изменять. Во-вторых, власть и правители государств никогда не прислушивались к прошлому. Так, огромное количество войн в двадцатом веке не снизило количество вооруженных столкновений в двадцать первом. Я могу сказать, что прошлое важно помнить, только потому, что это часть истории, жизни и судьбы людей. То есть наша память должна стать данью предкам, которые позволили существовать нам сегодня.

Подтверждение своей точке зрения я постараюсь найти в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Роман-эпопея демонстрирует читателю в начале тщеславного и гордого Андрея Болконского. Смыслом своей жизни он видит воинскую славу и почет. Герой желает отправиться на войну только с той целью, чтобы получить звание, спасти армию. Однако его мечты разбиваются о реальность прямо на поле боя, где он оказывает морально не готов ко всем сопутствующим медали ужасам: кровь, смерть, раненные, отсутствие помощи. Он быстро растет на войне как личность, меняя отношение к происходящему. Только оказавшись в центре сражения, персонаж осознает, что организованность, описанная древними философами, и война — разные вещи.

Вернувшись домой на некоторое время, князь понимает, насколько ничтожны были его мечты. Теперь он обращает внимание на сына. Он помнит прошлое, молодого и тщеславного себя, старается не совершать данную ошибку. Как отдельно взятая личность, Андрей Болконский прекрасно понял урок жизни, но вряд ли бы пришлось говорить о понимании в рамках всего народа. Кто-то не особо изменился, например, Элен.

Второй пример, который доказывает, что память о прошлом необходима именно личности, Сам автор романа-эпопеи. Лев Толстой лично принимал участие в Крымской войне, что достаточно подробно будет потом описано в «Севастопольских рассказах». Писатель хорошо зарекомендовал себя в армии и мог бы стать командиром. Однако он сразу же отказался от этой идеи, так как не признавал войну и стремился разрушить через литературу романтизацию подобных событий. В «Севастопольских рассказах», штабс-капитан Михайлов оказывается с товарищем под обстрелом врага. Ужас охватывает обоих героев.

Толстой демонстрирует, что два этих солдата буквально несколько часов назад были практически простыми людьми, которые также мечтали. Однако после страха, летящих пуль и гранат они меняются. Герои хранят в мыслях память прошлого, но это будет только память и не более, так как война полностью изменила их мышление.

Таким образом, память о прошлом может не только защищать отдельных людей от ошибок прошлого, однако она выполняет две функции. Во-первых, она помогает формировать жизненный опыт и убеждение, как в ситуации с повзрослевшим на войне Андреем Болконским. Во-вторых, память уничтожает стереотипы вроде романизации военных действий, как в случае с Л.Н. Толстым. Резюмирую, только изучая прошлое, анализируя, каждый может стать человечнее и добрее.


Пример сочинения 2

Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»

Жизнь человека насыщенна и непредсказуема. Мы радуемся новым знакомствам, достигнутым целям и приятным сюрпризам, строим планы на будущее. При этом нельзя не отметить важности прошлого: оно дает нам ценный опыт, руководствуясь которым, становится легче выбрать правильный путь.

Я согласен с данным высказыванием, и стараюсь держать в памяти самые значительные моменты не только из своей жизни, но и исторические факты. Известная народная мудрость гласит, что лучше учиться на чужих ошибках. Не менее полезным навыком станет анализ успеха выдающихся людей. Например, что вдохновляло именитых художников? Как заработал свой первый миллион мальчик из бедной семьи? Среди биографии известных людей широкую аудиторию заинтересовала история Генри Форда. Он восхищался автомобилями с раннего детства и углубился в данную область, несмотря на отсутствие поддержки со стороны родителей. Молодой человек совмещал трудовую деятельность с разработкой изобретений. Генри женился на женщине, которая стала ему другом и помощником. Именно она верила в его идеи, когда остальные отворачивались от талантливого инженера. Позднее Форд основал компанию по производству автомобилей, воплотив свою мечту в реальность. Мужчина поделился собственными мудрыми девизами: «Гораздо чаще люди сдаются, чем терпят поражение» и «Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!». Преодоленные трудности помогли ему получить ценный опыт.

Человек часто ищет свое место в огромном мире: выбирает работу, хобби, спутника жизни. На его конечное решение с наибольшим весом оказывает влияние именно прошлый опыт. Например, выбранная профессия. Многие молодые врачи признаются, что мечтали спасать нуждающихся с детства. Их вдохновляли подвиги «людей в белых халатах», а действия докторов напоминали волшебство. К определенным увлечениям мы тоже склоняемся неспроста. Любовь к спорту может взрастить пример отца или матери, которые находятся в прекрасной физической форме или имеют награды за призовые места. В любом случае, именно прошлое формирует ценности человека на данную минуту и рождает в голове планы на будущее.

Что случится, если отнять у человека память? Он потеряет не только воспоминания, но и свои личностные особенности. Словно младенец, индивид станет заново познавать мир, знакомиться с окружающей средой и другими людьми, учиться чувствовать.


Пример сочинения 3

Люди должны сохранять память о прошлом, чтобы применять эти ценные знания и умения в настоящем и будущем. Каждый из нас должен черпать мудрость в историческом опыте минувших столетий, поэтому так важно помнить, что прошлое забвению не подлежит: оно является нашим учителем и помощником. Эту мысль подтверждают многие литературные примеры.

Так, в древнерусской поэме «Слово о полку Игореве» автор описывает трагические последствия забвения уроков прошлого. Молодой и удалой князь Игорь хотел прославиться в боях и организовал поход на половцев. С собой он взял только брата, а другим родственникам о своей идее не сказал, чтобы не делить с ними добычу и славу. Однако герой забыл о том, что сотни его предков уже попадали в аналогичную ловушку своего тщеславия. Стремясь добиться своего, они ссорились с другими князьями, оставались в одиночестве и были хорошей мишенью для сплоченных кочевников. Та же участь постигла Игоря: он попал в плен к половцам, а его войско разгромили враги. Об этом искренне жалеет князь киевский. Святослав перечисляет междоусобицы своих предков и делает важный вывод: всем правителям Руси нужно объединиться и выступать против басурман единым фронтом. Только так можно победить и сохранить свою землю. Если бы Игорь помнил прошлое своей страны, как и Святослав, он не совершил бы ошибку и избежал ее трагических последствий.

Уроки прошлого во многом обеспечивают наше процветание в настоящем. Уже несколько десятилетий мир не сотрясают масштабные войны и геноцид народов. Почему? Потому что жива еще память о том, к чему привели вооруженные столкновения наших предков. Эти сведения мы можем получить, прочитав рассказ М. Шолохова «Судьба человека», основанный на реальных событиях. Герой книги, хороший семьянин и перспективный работник, стал жертвой бесчеловечной войны, разрушающий все на своем пути. Доблестно защищая Родину, он попал в плен и пережил унижения, побои и даже пытки. Андрей Соколов чудом спасся из плена, но вернулся к пепелищу. Пока он воевал, его семья погибла от осколка снаряда. Даже сын, который тоже отправился на фронт, погиб прямо в День Победы. Пытаясь найти новые силы для жизни с чистого листа, Андрей помог сироте Ванечке обрести дом. Теперь они вместе преодолевали трудности послевоенной разрухи. Но каждую бессонную ночь герой мучился, задавая себе вопрос: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». Его трагедия — это драматичная история всего нашего народа. Рассказ о ней — это назидание всем потомкам, которые не должны допустить повторения тех чудовищных событий. В этом нам помогают уроки прошлого.

Таким образом, каждый человек должен находить в прошлом мудрость для преодоления трудностей и устранения насущных проблем. Мы должны использовать горький опыт предков, чтобы сделать настоящее и будущее лучше. Как говорил Д. С. Лихачев: «Прошлое должно служить современности».


Пример сочинения 4

Почему важно помнить прошлое? Аргументы М. А. Шолохов «Тихий Дон», А. А. Ахматова «Реквием»

Прошлое необходимо помнить, ведь она является неотъемлемой частью истории. Человек, изучающий историю своего народа, часто обращает на их ошибки, которые заставляют его задуматься, о том, как нужно поступить в определенной ситуации, чтоб не получить тот самый результат, который стал трагичным для наших предшественников. Иначе говоря, прошлое помогает нам тем, чтобы не совершать ошибок вновь и вновь, а то велик риск того, что мы будем поступать как наши предки.

О том, что важно помнить прошлое, рассуждали отечественные писатели. «Тихий Дон» М. А. Шолохова повествует о гражданской войне, которая является более разрушительной и страшной. Гражданская война — это противостояние жителей одной и той же страны. Взгляды которых не совпадали в чем-то. Автор без прикрас изображает ужасы того события — сломанные судьбы, несчастные люди, людей, воюющих друг против друга. Писатель выстраивает трагедию целого народа на примере донского казака Григория Мелехова. Из-за Гражданской войны он потерял свою семью, возлюбленную, близких, надежды на светлое будущее, оставшись одним со своим сыном в руках. Его сын стал воплощением будущего, надежды и опоры у разочарованного и опустошенного Григория. На самом деле, таких Григорий Мелехов со столь печальной судьбой, в те времена, было очень много. Этим автор хотел показать, как война может нанести непоправимый ущерб людям, которое в итоге оставляет неизгладимый след в сердцах людей и в истории народа.

Таким образом, необходимо помнить прошлое и не забывать этот трагический опыт в истории нашего государства. Произведение Анны Ахматовой «Реквием» описывает страшное время политических репрессий. Людей ни в чем неповинных отправляли в ссылку, расстреливали, держали в тюрьмах. И часто это были несправедливые приговоры. Анна Ахматова, через призму личной трагедии, проводит параллель с матерями разных исторических эпох. В поэме Анна Ахматова переживает не только личную трагедию, но и болеет душой за свою Родину, Отечество. Своим произведением, автор отдала дань всем матерям, девушкам, сёстрам, жёнам, которые так же, как и она потеряли детей.

Иначе говоря, прошлое помогает нам тем, чтобы не совершать ошибок вновь и вновь, а то велик риск того, что мы будем поступать как наши предки.

О том, что важно помнить прошлое, рассуждали отечественные писатели. «Тихий Дон» М. А. Шолохова повествует о гражданской войне, которая является более разрушительной и страшной. Гражданская война — это противостояние жителей одной и той же страны. Взгляды которых не совпадали в чем-то. Автор без прикрас изображает ужасы того события — сломанные судьбы, несчастные люди, людей, воюющих друг против друга. Писатель выстраивает трагедию целого народа на примере донского казака Григория Мелехова. Из-за Гражданской войны он потерял свою семью, возлюбленную, близких, надежды на светлое будущее, оставшись одним со своим сыном в руках. Его сын стал воплощением будущего, надежды и опоры у разочарованного и опустошенного Григория. На самом деле, таких Григорий Мелехов со столь печальной судьбой, в те времена, было очень много. Этим автор хотел показать, как война может нанести непоправимый ущерб людям, которое в итоге оставляет неизгладимый след в сердцах людей и в истории народа.

Таким образом, необходимо помнить прошлое и не забывать этот трагический опыт в истории нашего государства. Произведение Анны Ахматовой «Реквием» описывает страшное время политических репрессий. Людей ни в чем неповинных отправляли в ссылку, расстреливали, держали в тюрьмах. И часто это были несправедливые приговоры. Анна Ахматова, через призму личной трагедии, проводит параллель с матерями разных исторических эпох. В поэме Анна Ахматова переживает не только личную трагедию, но и болеет душой за свою Родину, Отечество. Своим произведением, автор отдала дань всем матерям, девушкам, сёстрам, жёнам, которые так же, как и она потеряли детей.

(491 слово) Прошлое – это не только события, ушедшие в небытие. Из него составляется жизненный опыт. С его помощью можно сделать важные выводы, которые позволяют не повторять ошибок. О роли влияния прошлого задумывались многие писатели-классики. Их произведения доносят до потомков бесценный опыт, требующий осмысления.

А. И. Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» рассказывает о страшных эпизодах советской истории – системе ГУЛАГа и людях, попадающих в эту мясорубку. Главный герой, Иван Шухов, попадает в лагерь потому, что во время Великой Отечественной войны оказался в плену. Перед читателем предстает целая галерея различных социальных типов заключенных, которые сидят в лагере по политическим статьям. Это деятели культуры, старые революционеры, которые не были согласны с репрессивной политикой Сталина, религиозные люди. В лагере находятся заключенные разных возрастов – от подростка до старика. Все они трудятся практически круглосуточно, невзирая на нечеловеческие условия. Заключенные постоянно голодают, подвергаются нравственным и физическим унижениям. Все это убивает человечность, но если потерять себя, можно погибнуть. И подобные несчастные повсеместно встречались в СССР 30-50-х годов. Тема лагерей была табуирована в советской литературе, однако этот опыт целого народа нельзя забывать. Такое прошлое говорит современному обществу, что бесчеловечная лагерная система не воспитывает, а убивает в преступниках (и преступниках ли?) все человеческое. Каждый, кто прошел этот ад, оказывается сломленным и глубоко несчастным. Это трагическое и позорное прошлое служит современности бесценным уроком.

Не менее важны для нас знания, заложенные в культурном наследии. Доказывая это, И. А. Тургенев в романе «Отцы и дети» рассказывает о новом для второй половины XIX века явлении – нигилизме. Евгений Базаров увлечен этим общественным движением, которое характеризуется отрицанием поэзии, литературы, музыки, искусства и любых возвышенных чувств. Ничто из прошлого не имеет значения, важна лишь прямая практическая польза. «Сперва нужно место расчистить,» – объясняет Евгений тотальное отрицание. Он считает, что все, происходящее с людьми, связано с законами логики и физиологии. В воззрениях нигилистов было рациональное зерно, так как к тому времени у прогрессивной части общества появилась уверенность в необходимости перемен. С другой стороны, нельзя отвергать все в прошлом. Без прошлого нет и будущего. В литературе, истории и других «бесполезных» гуманитарных науках скрывается жизненных опыт общества, а уж без иррациональных чувств человек жить не может. И эту мысль автор доказал на примере самого Базарова, который пережил несчастную любовь. Несмотря на то, что он отринул все, что было до него, считал себя человеком «новым», с ним произошло все то, что бывало со многими людьми до и после него. Не имея опыта, заложенного в искусстве, отказавшись от него, герой не смог наладить личную жизнь и пережить испытание любовью. А если бы он использовал богатый инструментарий, подаренный нам мировой культурой, возможно, ему удалось бы завоевать сердце Анны или хотя бы смириться с ее отказом. Так, прошлое действительно должно служить современности, человеку нужно уметь ее использовать.

Прошлое служит современности, так как позволяет сделать правильные выводы из произошедших ситуаций и не допустить их вновь. Это касается и жизни отдельного человека, и всего общества. Прошлое нельзя просто так вычеркнуть из жизни, из него нужно выделить самое важное, оставить в памяти самое лучшее. И с этими знаниями идти вперед.

Автор: Мария Копусова

  • Прошлогодние темы итогового сочинения
  • Прошло на ура как пишется
  • Прошло много лет после того как я уехал из деревни своего детства сочинение
  • Прошло много дней и я сочинил поэму я рассказал о дворнике напишите сочинение рассуждение
  • Прошествию как пишется правильно