Анализ сказки «Гуси-лебеди» в вопросах и ответах
- Есть ли в сказке присказка? Нет. Есть зачин.
- Какое событие является завязкой действия в волшебной сказке?
Брата похищают гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата.
Какой запрет нарушается в сказке и кто и почему его нарушает?
Сестра нарушила запрет «не ходить со двора», она забыла, что ей наказывали родители
- Определите конфликт в сказке.
Конфликт в сказке происходит между Бабой-Ягой и детьми, между добром и злом.
- Найдите, как обозначаются в сказке место действия и ход времени, внешность персонажей? Почему сказка не дает подробных описаний?
Точное место действия в сказке не обозначено, но учитывая, что говорится о близости леса, речки, «яблочко лесное» можно подумать, что действие происходит в сельской местности. Скорее всего, события разворачиваются в течение дня (в начале сказки родители ушли на работу, в конце – вернулись)
- Дайте характеристику «нашего» и «тридевятого» царств. Чем «наш» мир отличается в сказке от «того» мира? Как сказка показывает, что герой уже оказался в «ином» мире?
«Наше» царство – это быт (родители уходят на работу, девочка гуляет, братец сидит на травке)
«Тридевятое» царство встречается девочке во время поисков брата (волшебная речка, говорящие печь, яблонь, ёжик; баба-яга, избушка на курьей ножке, Гуси-лебеди)
- Охарактеризуйте героя сказки. Какие типы героя и героини представлены в сказке?
Главная героиня – девочка, скорее всего она старше своего брата, т.к. именно её родители попросили присмотреть за ним. В начале сказки она легкомысленная (оставила братца одного), капризная (не желавшая даров речки, печки и яблоня), но всё же добрая и смелая (отправилась на поиски), коммуникабельная (спрашивала не видал ли кто Гусей-лебедей)
- Передаются ли в сказке переживания героев?
«Ахнула, кунулась туду-сюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала…»
- Проследите, что герой сказки делает сам? Какие качества героя проявляются в его поступках?
Девочка сама принимает решение отправиться на поиски брата, сама вызволяет его от бабы-яги.
Здесь проявляются такие качества, как храбрость, ответственность.
- Чего добивается герой сказки и как ему это удается?
Девочка находит братца и помогают ей в этом сказочные персонажи (печь, яблонь, речка, ёжик)
- Кто в сказке становится врагами героя (героини): потусторонние существа или родные?
Враги гуси-лебеди, баба яга – потусторонние персонажи.
- Как сказка создает образы противников героя?
В сказке даётся их описание: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали», «баба-яга, морда жилиная, нога глиняная»
- Кто становится помощником героя? Объясняет ли сказка, почему это происходит?
Помощники печь, яблонь, речка, ёжик. Этим персонажам, кроме ежа тоже нужна помощь, поэтому они помогают девочке.
- Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?
«Один в поле не воин» Вместе всегда легче преодолевать трудности.
- Какую функцию выполняет в сказке Баба-яга?
Баба-яга антагонист, с помощью гусей-лебедей похищает братца.
- Проследите, как нарастает напряжение в повествовании. Какой эпизод является кульминационным?
Гуси-лебеди унесли братца, отчаяние, поиск. Кульминация – девочка находит братца у бабы-яги.
- Как разрешается конфликт в сказке?
Сказочные персонажи помогают девочке и братцу спрятаться от гусей-лебедей и добраться до дома. Добро победило зло.
- Найдите в сказке пословицы. Какова их роль?
В этой сказке нет пословиц.
- Что такое «сказочные формулы»? Приведите их примеры. Когда и в каких целях они употребляются?
Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
- «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;
Тема урока: поступки героев в русской народной сказке «Гуси — лебеди».
Слайд 8 из презентации «Гуси-лебеди».
Размер архива с презентацией 680 КБ.
Русские народные сказки
краткое содержание других презентаций
«Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — Черты Ивана. Эпитет. Сказки. Братья. Интервью с литературным героем. Первый бой. Постоянные эпитеты. Чудо-юдо. Крестьянский сын. Герой. Иван — крестьянский сын и чудо-юдо. Соедините слова в словосочетания. Фольклор. Ласковое имя. Собери пословицу. Калинов мост. Своя земля.
«Загадки к русским сказкам» — Леший. Иван-Царевич. Баба Яга. Три медведя. Царевна-лягушка. Водяной. По- щучьему веленью. Кикимора. Загадки к русским народным сказкам. Жар-птица. Трон. В ступе летаю, детей похищаю. В гостях у сказки. Маша и медведь. Лиса и журавль. Печка. Кощей Бессмертный. Репка. Волк и семеро козлят. Скатерть- самобранка. Колобок. Снегурочка. Заюшкина избушка. Избушка на курьих ножках.
«По щучьему велению» — Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. По щучьему веленью, по моему хотенью — поди, топор, наколи дров. Составление иллюстрации к русской народной сказке. Старшие братья работают, а Емеля целый день на печке лежит. Пускай царская дочь меня полюбит. Ссылки на материал. По щучьему велению. По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, сани, в лес. По щучьему веленью, по моему хотенью — ну-ка, дубинка, обломай им бока.
«Теремок» — Заяц кричит. Пусть сияют как всегда солнце, воздух и вода. Стоял терем тот на участке рая. Зайчик- побегайчик, от пожара убегайчик. Теремок. Экологическая сказка для младших школьников. Мышка-норушка. В поле широком пшеничном мышь полевая жила. Кончилось счастье — кислотным дождем полило. Серый воробей. Мышь полевая вскочила, дверь поскорее открыла. Звери. Рыбка, рыбка, помоги, золотая. Рыбка золотая.
«Особенности русских народных сказок» — Герои сказок о животных. Найди правильный ответ. Герои волшебных сказок. Сказочные формулы. Особенности бытовых сказок. Изобразительно-выразительные средства. Имена и названия. Герои бытовых сказок. Гипербола. Виды сказок. Антитеза. Особенности сказок о животных. Задания. Русские народные сказки. Особенности волшебных сказок. Эти предметы помогали герою в трудных ситуациях. Отгадайте название сказки.
«В мире русских народных сказок» — Последовательность эпизодов. Сказка. Старая змеиха. Сказки. Крестьянский сын. Расскажите сюжет. Буквы. Перескажите эпизоды. Шифр. Кто помог герою. Прекрасный мир народных сказок. Иллюстрации.
Всего в разделе
«Русские народные сказки»
11 презентаций
Содержание статьи
- В чем смысл произведения?
- Чему учит?
- Мораль
- В чем суть: краткое содержание
- Выводы в вопросах и ответах
- Почему мальчика унесли гуси-лебеди? Могла ли его сестра предотвратить это?
- Кто помогал детям и почему?
- Вопросы на внимательность
- Какие берега были у Речки?
- Какой пирожок съела девочка?
- Куда принесли гуси-лебеди братца девочки?
- Для любознательных
- Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?
- Почему птиц называют гуси-лебеди?
Дети дошкольного и младшего школьного возраста не всегда могут ответить на вопрос — «чему учит сказка «Гуси-лебеди?». Необходимо обсудить прочитанное, и обратить внимание на поступки героев. Можно прийти к пониманию смысла произведения, отвечая на простые вопросы.
В чем смысл произведения?
Смысл сказки «Гуси-лебеди» отражают пословицы:
- «Как аукнется, так и откликнется»;
- «Что посеешь, то и пожнешь».
В начале произведения девочка неучтива. На просьбу Печки съесть ржаной пирожок она отвечает: О, у моего батюшки пшеничные не едятся!». Она пытается сама спасти брата, попавшего в беду. Но вскоре понимает, что без помощи ей не справится, и меняет свое поведение. Она выполняет просьбу Печки, Яблони, Речки. Взамен они помогают укрыться от преследователей.
Чему учит?
Произведение учит детей ответственности и любви к своим родным. Нужно серьезно относиться к поручениям родителей, заботиться о младших братьях и сестрах.
Чему еще учит сказка «Гуси лебеди»:
- быть смелым и решительным;
- делать добро и помогать другим.
Мораль
Главная мысль и мораль произведения – «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
В чем суть: краткое содержание
Чтобы понять, в чем суть сказки, необходимо ее прочитать. Краткое содержание:
«Отец и мать уехали по делам, а дочке наказали приглядывать за младшим братом. Девочка заигралась, и не увидела, как братца похитили гуси-лебеди. Испугалась она, бросилась на поиски. Встретила на пути Печку, Речку да Яблоню. Они просили у девочки о помощи. (В разных версиях сказки девочка помогла им или поначалу отказала).
Наконец, она нашла брата у Бабы-Яги. Схватила и побежала домой. Послала Баба-Яга за детьми гусей-лебедей. Вот-вот догонят. Тогда дети попросились укрыться под берегом у Речки. Речка помогла им за сделанное доброе дело. После они спрятались среди ветвей Яблоньки, и в Печке. Не настигли детей преследователи. Вернулись брат с сестрой домой как раз перед приездом родителей».
Выводы в вопросах и ответах
После прочтения произведения детям необходимо сделать вывод. Для этого можно ответить на вопросы.
Почему мальчика унесли гуси-лебеди? Могла ли его сестра предотвратить это?
Потому что сестрица отвлеклась и заигралась. Этого не случилось бы, если бы она приглядывала за братом, как велели родители.
Кто помогал детям и почему?
Печка, Яблоня и Речка. Девочка выполнила просьбу и ей тоже помогли в сложной ситуации.
Вопросы на внимательность
Следующие вопросы помогают понять, насколько внимательно ребенок читал или слушал сказку.
Какие берега были у Речки?
Кисельные.
Какой пирожок съела девочка?
Из ржаной муки.
Куда принесли гуси-лебеди братца девочки?
В избушку Бабы-Яги.
Для любознательных
С детьми, которые заинтересовались произведением, можно обсудить вопросы, кто такие гуси-лебеди, и кто написал сказку.
Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?
Русский народ. Это народная сказка. Ее обработали и опубликовали несколько авторов: Алексей Толстой, Александр Афанасьев и другие.
Почему птиц называют гуси-лебеди?
Никто достоверно не знает. По одной из версий, это такая же конструкция слова, как трава-мурава или злодей-разбойник. По другой, гуси-лебеди – это белые гуси, цветом похожие на лебедей (не серые). Существует больше 5 версий, почему так называют слуг Бабы Яги. В какую из них верить, каждый решает сам.
Чтение сказки «Гуси-лебеди» занимает у школьника во 2 классе от 30 до 50 минут, в зависимости от версии. Самая длинная версия у А. Н. Толстого. Сюжет динамичный и увлекательный. Дети 5 лет и старше легко улавливают ее суть и смысл.