Проследите что герой сказки делает сам какие качества героя проявляются в его поступках гуси лебеди

 Анализ сказки «Гуси-лебеди» в вопросах и ответах

  1. Есть ли в сказке присказка? Нет. Есть зачин.
  2. Какое событие является завязкой действия в волшебной сказке?

Брата похищают гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата.

Какой запрет нарушается в сказке и кто и почему его нарушает?

Сестра нарушила запрет «не ходить со двора», она забыла, что ей наказывали родители

  1. Определите конфликт в сказке.

Конфликт в сказке происходит между Бабой-Ягой и детьми, между добром и злом.

  1. Найдите, как обозначаются в сказке место действия и ход времени, внешность персонажей? Почему сказка не дает подробных описаний?

Точное место действия в сказке не обозначено, но учитывая, что говорится о близости леса, речки, «яблочко лесное» можно подумать, что действие происходит в сельской местности. Скорее всего, события разворачиваются в течение дня (в начале сказки родители ушли на работу, в конце – вернулись)

  1. Дайте характеристику «нашего» и «тридевятого» царств. Чем «наш» мир отличается в сказке от «того» мира? Как сказка показывает, что герой уже оказался в «ином» мире?

          «Наше» царство – это быт (родители уходят на работу, девочка гуляет, братец сидит на травке)

«Тридевятое» царство встречается девочке во время поисков брата (волшебная речка, говорящие печь, яблонь, ёжик; баба-яга, избушка на курьей ножке, Гуси-лебеди)

  1. Охарактеризуйте героя сказки. Какие типы героя и героини представлены в сказке?

Главная героиня – девочка, скорее всего она старше своего брата, т.к. именно её родители попросили присмотреть за ним. В начале сказки она легкомысленная (оставила братца одного), капризная (не желавшая даров речки, печки и яблоня), но всё же добрая и смелая (отправилась на поиски), коммуникабельная (спрашивала не видал ли кто Гусей-лебедей)

  1. Передаются ли в сказке переживания героев?

«Ахнула, кунулась туду-сюда – нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала…»

  1. Проследите, что герой сказки делает сам? Какие качества героя проявляются в его поступках?

Девочка сама принимает решение отправиться на поиски брата, сама вызволяет его от бабы-яги.

Здесь проявляются такие качества, как храбрость, ответственность.

  1. Чего добивается герой сказки и как ему это удается?

Девочка находит братца  и помогают ей в этом сказочные персонажи (печь, яблонь, речка, ёжик)     

  1. Кто в сказке становится врагами героя (героини): потусторонние существа или родные?

Враги гуси-лебеди, баба яга – потусторонние персонажи.

  1. Как сказка создает образы противников героя?

В сказке даётся их описание: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали», «баба-яга, морда жилиная, нога глиняная»

  1. Кто становится помощником героя? Объясняет ли сказка, почему это происходит?

Помощники печь, яблонь, речка, ёжик. Этим персонажам, кроме ежа тоже нужна помощь, поэтому они помогают девочке.

  1. Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?

«Один в поле не воин» Вместе всегда легче преодолевать трудности.

  1. Какую функцию выполняет в сказке Баба-яга?

Баба-яга антагонист, с помощью гусей-лебедей похищает братца.

  1. Проследите, как нарастает напряжение в повествовании. Какой эпизод является кульминационным?

Гуси-лебеди унесли братца, отчаяние, поиск. Кульминация – девочка находит братца у бабы-яги.

  1. Как разрешается конфликт в сказке?

Сказочные персонажи помогают девочке и братцу спрятаться от гусей-лебедей и добраться до дома. Добро победило зло.

  1. Найдите в сказке пословицы. Какова их роль?

В этой сказке нет пословиц.

  1. Что такое «сказочные формулы»? Приведите их примеры. Когда и в каких целях они употребляются?

Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

  • «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
  • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
  • «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;

Тема урока: поступки героев в русской народной сказке «Гуси — лебеди».

Слайд 8 из презентации «Гуси-лебеди».
Размер архива с презентацией 680 КБ.

Русские народные сказки

краткое содержание других презентаций

«Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — Черты Ивана. Эпитет. Сказки. Братья. Интервью с литературным героем. Первый бой. Постоянные эпитеты. Чудо-юдо. Крестьянский сын. Герой. Иван — крестьянский сын и чудо-юдо. Соедините слова в словосочетания. Фольклор. Ласковое имя. Собери пословицу. Калинов мост. Своя земля.

«Загадки к русским сказкам» — Леший. Иван-Царевич. Баба Яга. Три медведя. Царевна-лягушка. Водяной. По- щучьему веленью. Кикимора. Загадки к русским народным сказкам. Жар-птица. Трон. В ступе летаю, детей похищаю. В гостях у сказки. Маша и медведь. Лиса и журавль. Печка. Кощей Бессмертный. Репка. Волк и семеро козлят. Скатерть- самобранка. Колобок. Снегурочка. Заюшкина избушка. Избушка на курьих ножках.

«По щучьему велению» — Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. По щучьему веленью, по моему хотенью — поди, топор, наколи дров. Составление иллюстрации к русской народной сказке. Старшие братья работают, а Емеля целый день на печке лежит. Пускай царская дочь меня полюбит. Ссылки на материал. По щучьему велению. По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, сани, в лес. По щучьему веленью, по моему хотенью — ну-ка, дубинка, обломай им бока.

«Теремок» — Заяц кричит. Пусть сияют как всегда солнце, воздух и вода. Стоял терем тот на участке рая. Зайчик- побегайчик, от пожара убегайчик. Теремок. Экологическая сказка для младших школьников. Мышка-норушка. В поле широком пшеничном мышь полевая жила. Кончилось счастье — кислотным дождем полило. Серый воробей. Мышь полевая вскочила, дверь поскорее открыла. Звери. Рыбка, рыбка, помоги, золотая. Рыбка золотая.

«Особенности русских народных сказок» — Герои сказок о животных. Найди правильный ответ. Герои волшебных сказок. Сказочные формулы. Особенности бытовых сказок. Изобразительно-выразительные средства. Имена и названия. Герои бытовых сказок. Гипербола. Виды сказок. Антитеза. Особенности сказок о животных. Задания. Русские народные сказки. Особенности волшебных сказок. Эти предметы помогали герою в трудных ситуациях. Отгадайте название сказки.

«В мире русских народных сказок» — Последовательность эпизодов. Сказка. Старая змеиха. Сказки. Крестьянский сын. Расскажите сюжет. Буквы. Перескажите эпизоды. Шифр. Кто помог герою. Прекрасный мир народных сказок. Иллюстрации.

Всего в разделе
«Русские народные сказки»

11 презентаций

Содержание статьи

  • В чем смысл произведения?
  • Чему учит?
  • Мораль
  • В чем суть: краткое содержание
  • Выводы в вопросах и ответах
  • Почему мальчика унесли гуси-лебеди? Могла ли его сестра предотвратить это?
  • Кто помогал детям и почему?
  • Вопросы на внимательность
  • Какие берега были у Речки?
  • Какой пирожок съела девочка?
  • Куда принесли гуси-лебеди братца девочки?
  • Для любознательных
  • Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?
  • Почему птиц называют гуси-лебеди?

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не всегда могут ответить на вопрос — «чему учит сказка «Гуси-лебеди?». Необходимо обсудить прочитанное, и обратить внимание на поступки героев. Можно прийти к пониманию смысла произведения, отвечая на простые вопросы.

В чем смысл произведения?

Смысл сказки «Гуси-лебеди» отражают пословицы:

  • «Как аукнется, так и откликнется»;
  • «Что посеешь, то и пожнешь».

Смысл сказки «Гуси-лебеди»

В начале произведения девочка неучтива. На просьбу Печки съесть ржаной пирожок она отвечает: О, у моего батюшки пшеничные не едятся!». Она пытается сама спасти брата, попавшего в беду. Но вскоре понимает, что без помощи ей не справится, и меняет свое поведение. Она выполняет просьбу Печки, Яблони, Речки. Взамен они помогают укрыться от преследователей.

Чему учит?

Произведение учит детей ответственности и любви к своим родным. Нужно серьезно относиться к поручениям родителей, заботиться о младших братьях и сестрах.

Чему еще учит сказка «Гуси лебеди»:

  • быть смелым и решительным;
  • делать добро и помогать другим.

Сказка Гуси-лебеди рисунок

Мораль

Главная мысль и мораль произведения – «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».

В чем суть: краткое содержание

Чтобы понять, в чем суть сказки, необходимо ее прочитать. Краткое содержание:

«Отец и мать уехали по делам, а дочке наказали приглядывать за младшим братом. Девочка заигралась, и не увидела, как братца похитили гуси-лебеди. Испугалась она, бросилась на поиски. Встретила на пути Печку, Речку да Яблоню. Они просили у девочки о помощи. (В разных версиях сказки девочка помогла им или поначалу отказала).

Сказка Гуси-лебеди

Наконец, она нашла брата у Бабы-Яги. Схватила и побежала домой. Послала Баба-Яга за детьми гусей-лебедей. Вот-вот догонят. Тогда дети попросились укрыться под берегом у Речки. Речка помогла им за сделанное доброе дело. После они спрятались среди ветвей Яблоньки, и в Печке. Не настигли детей преследователи. Вернулись брат с сестрой домой как раз перед приездом родителей».

Выводы в вопросах и ответах

После прочтения произведения детям необходимо сделать вывод. Для этого можно ответить на вопросы.

Почему мальчика унесли гуси-лебеди? Могла ли его сестра предотвратить это?

Потому что сестрица отвлеклась и заигралась. Этого не случилось бы, если бы она приглядывала за братом, как велели родители.

Кто помогал детям и почему?

Печка, Яблоня и Речка. Девочка выполнила просьбу и ей тоже помогли в сложной ситуации.

Сказка Гуси-лебеди печка

Вопросы на внимательность

Следующие вопросы помогают понять, насколько внимательно ребенок читал или слушал сказку.

Какие берега были у Речки?

Кисельные.

Какой пирожок съела девочка?

Из ржаной муки.

Куда принесли гуси-лебеди братца девочки?

В избушку Бабы-Яги.

Сказка Гуси-лебеди избушка бабы яги

Для любознательных

С детьми, которые заинтересовались произведением, можно обсудить вопросы, кто такие гуси-лебеди, и кто написал сказку.

Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?

Русский народ. Это народная сказка. Ее обработали и опубликовали несколько авторов: Алексей Толстой, Александр Афанасьев и другие.

Почему птиц называют гуси-лебеди?

Никто достоверно не знает. По одной из версий, это такая же конструкция слова, как трава-мурава или злодей-разбойник. По другой, гуси-лебеди – это белые гуси, цветом похожие на лебедей (не серые). Существует больше 5 версий, почему так называют слуг Бабы Яги. В какую из них верить, каждый решает сам.

Чтение сказки «Гуси-лебеди» занимает у школьника во 2 классе от 30 до 50 минут, в зависимости от версии. Самая длинная версия у А. Н. Толстого. Сюжет динамичный и увлекательный. Дети 5 лет и старше легко улавливают ее суть и смысл.

  • Проследите за последовательностью развития событий в рассказе воробей опираясь на следующие вопросы
  • Прослушивание сказки гуси лебеди
  • Проследи как постепенно менялось море в сказке о рыбаке и рыбке почему так происходило
  • Прослушать сказку волк и семеро козлят
  • Прославяне или праславяне как пишется правильно