Прости меня мама мамы давно уже нет а я все еще мысленно говорю сочинение

       

   

Запомни!

Пиши с двумя НН:

стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

Проблема силы материнской любви по тексту Алексина

Текст: В. Астафьев. Руки жены

21.02.2020 12:25:36

Автор: Надежда Аверкина


Исходный текст для сочинения.
                                             Прости меня, мама…
(1) Мамы давно уже нет… (2) А я все еще мысленно говорю: (3) «Прости меня, мама…» (4) Она рассказывала близким и знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5) Я в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. (6) А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7) Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8) Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9) «Я понимаю, как ты занят!» (10) Иногда раздражался по пустякам… (11) «Я понимаю, как ты устал!» (12) Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. (13) Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14) Поздно.
(15) «Берегите матерей!» — провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: (17) «Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18) Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19) Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20) Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21) «Не отдает ли нам мать последнее? (22) Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?»
(23) Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
(24) «В муках мы мать вспоминаем», — писал . (25) И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26) Ничего страшного: я с тобой. (27) Все пройдет…» — шепчет мама. (28) И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29) « Ах, если бы навеки так было!»
(30) Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31) То в реальности, а то мысленно…
(32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33) Прости меня, мама…
                                                              Сочинение
Мама- это первое слово, которое произносит ребёнок, едва научившись говорить. Это самый главный человек в нашей жизни, не будь её, не будет и нас.  Она начинает любить нас задолго до нашего появления на свет. О силе материнской любви размышляет  Алексин в своём тексте.
Размышляя над этой проблемой,  автор вспоминает  о своей маме, он пишет, что мама понимала, как он занят, когда он забывал  позвонить в назначенный час, понимала, как он устал, когда раздражался по пустякам. «Она всё стремилась понять»,  простить , «исходя из интересов сына». Только  мама способна ждать , терпеть, принять в нас всё. Мама, уже когда мы становимся взрослыми, опять старается нас огородить  только теперь уже от своей собственной навязчивости, зная нашу занятость. Она просто терпеливо ждёт, когда мы найдём время позвонить ,зайти или заехать. А ей- то и нужно всего-навсего знать, что мы здоровы, что у нас всё хорошо.
    Алексин, продолжая рассказывать о маме,  пишет о том, что,  когда мы болеем в детстве,  именно мама  не отходит от нас, нам тогда не страшно от одного ощущения, что мама рядом, она найдёт слова, и болезнь отступит перед силой её любви  к нам.
Эти примеры, дополняя друг друга, позволили автору показать значимость  мамы,  силу её горячей любви  в его жизни.
Автор говорит нам, что нет на свете ничего сильнее материнской любви,  именно она способна совершать чудеса. Ей под силу то, что не способно совершить никакое другое чувство.
Я не могу не согласиться с автором, потому что мама подарила нам жизнь, никто, кроме неё, не способен радоваться нашим успехам или , наоборот, переживать за  наши неудачи. Все её чувства исходят от чистого сердца, мама отдаст  нам последнее, что у неё есть. Если нужно отдать жизнь, она и её отдаст ради своего ребёнка.  В литературе множество примеров, когда матери своим телом закрывали своего ребёнка от немецких пуль. Так ценной  своей жизни они спасали жизнь своему ребёнку.
Таким образом,  мы видим, что нет на земле ничего  такого, что по своей силе  могло бы сравниться с материнской любовью!

Количество слов — 655


Здравствуйте, Надежда!

У вас получилось неплохое сочинение, оно набирает баллы по основным критериям.

Обратите внимание на ошибки, они касаются, в основном, речи и стиля.

Грамматика:

Это самый главный человек в нашей жизни, не будь её, не будет и нас.  Она начинает любить нас задолго до нашего появления на свет.

Не будь — это форма условного наклонения, равная «если бы не было ее», поэтому в предложении следует соблюсти согласование времен: не будь ее, не было бы и нас.

Речь:

Мама, уже когда мы становимся взрослыми, опять старается нас огородить  только теперь уже от своей собственной навязчивости, зная нашу занятость.

огородить — значит «обнести изгородью». В значении «защитить» используется слово ОГРАДИТЬ.

Эти примеры, дополняя друг друга, позволили автору показать значимость  мамы,  силу её горячей любви  в его жизни.

Слова плохо согласуются друг с другом, порождают речевую неточность и двусмысленность. Значимость мамы — речевая ошибка.

Ей под силу то, что не способно совершить никакое другое чувство.

Ей — кому? Маме? Но мама — это не чувство… Любви? Непонятно.

Высказывание не соответствует действительности:

мама подарила нам жизнь, никто, кроме неё, не способен радоваться нашим успехам или , наоборот, переживать за  наши неудачи.

Папа тоже вполне может все это делать… И кто угодно еще. Избегайте таких категоричных фраз!

 В литературе множество примеров, когда матери своим телом закрывали своего ребёнка от немецких пуль.

Матери (много) своим телом (одно) закрывали (много) ребенка (одного)… Все это не соответствует друг другу в плане грамматики.

Надежда, нужно серьезно работать над речью. Кроме того, поучитесь выстраивать комментарий — сейчас он у вас больше похож на пересказ, чем на анализ.

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 0

K2 — Пример 2: 1

K2 — Пояснение к примеру 2: 0

K2 — Указание на связь между примерами: 1

K2 — Анализ связи между примерами:

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2

K6 — Точность и выразительность речи: 1

K7 — Соблюдение орфографических норм: 3

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 3

K9 — Соблюдение грамматических норм: 0

K10 — Соблюдение речевых норм: 0

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1

Итоговый балл — 16

Возврат к списку

Обновлено: 10.01.2023

В сочинении по русскому языку на ЕГЭ ученику 11 класса необходимо доказать свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста. Аргументировать нужно, опираясь на читательский опыт. Такой аргумент вызывает наибольшие затруднения у учащихся.

Аргументами могут быть фрагменты из произведений художественной, исторической, научно-популярной литературы. В некоторых случаях довольно сложно подобрать аргумент из литературы. Поэтому можно воспользоваться публицистическими текстами, написанными деятелями культуры, учёными, журналистами. Такие тексты в ходе подготовки к ЕГЭ анализируются на уроках русского языка.

Кратко передайте содержание текста, обязательно отразив авторскую точку зрения. И такой сжатый текст станет аргументом к сочинению. И именно аргументом из читательского опыта.

20)Эшелон добирался до места назначения полмесяца, и мама в пути заболела. 21)Помню первое ноября сорок первого года, когда мы выгрузились, покинули эшелон, и перед нами простерлось неоглядное, промозглое пространство: разбухшая, вся в лужах и ямах земля, бараки, палатки, одинокие, закопченные дома и цеха. 22)Холодный, унылый дождь, казалось, заладил навечно.

23)Ко мне подошел Яков Белопольский, впоследствии знаменитый архитектор, лауреат всех и всяческих премий.

24)– Толя, ты должен быть мужчиной, – сказал он. – Мама, ты знаешь, в дороге тяжело заболела. И помочь ей здесь никто не сумеет. Нужна срочная операция! А до города, сказали, довезти не успеют.

25)Помню, я сразу же, по наитию свыше, рухнул коленями на мокрую землю и воздел руки к небу:

– Господи, спаси мою мамочку!

26)Минут через пятнадцать выяснилось, что жена одного из инженеров – искусный хирург, что она привезла с собой инструменты, лекарства. 27)В барачных, воинствующе антисанитарных условиях она сделала сложнейшую операцию, и мама прожила еще тридцать семь лет, а я с того дня, с первого ноября сорок первого года, стал верить в Бога. 28)Он услышал меня. 29)Могу ли я сомневаться.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА

Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924г.) – русский писатель, автор книг для детей и юношества.

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

Один раз он обернулся, спросил участливо:

— Уморились? Тогда давайте посидим.

Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее — всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

— Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура — мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

— Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь — что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её — вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

Ночью Степан встал, подкрался к окну — умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

— Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал — живой человек, вот он, рядом.

— Худого в уме не держи, — настойчиво шептала она ему в ухо. — Ладно всё будет.
И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

— Руки то жжёт, жжёт…
И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
Надя каждую ночь приходила под его окно — днём она не могла отлучаться с работы.
Он отговаривал её:
— Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

— Да ничего, ничего, Стёпа.

После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

— Так как же мы будем, Надежда?

Она вздрогнула, но сказала спокойно:

— Как все, так и мы.

— Рук у меня нету, Надя.
— Ну и что?! — быстро вскинулась она. — А это чего? Грабли, что ли? — и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
— Вот так, брат, — задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. — Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай.

Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

У вас получилось неплохое сочинение, оно набирает баллы по основным критериям.

Обратите внимание на ошибки, они касаются, в основном, речи и стиля.

Это самый главный человек в нашей жизни, не будь её, не будет и нас . Она начинает любить нас задолго до нашего появления на свет.

Не будь — это форма условного наклонения, равная «если бы не было ее», поэтому в предложении следует соблюсти согласование времен: не будь ее, не было бы и нас.

Мама, уже когда мы становимся взрослыми, опять старается нас огородить только теперь уже от своей собственной навязчивости, зная нашу занятость.

Эти примеры, дополняя друг друга, позволили автору показать значимость мамы, силу её горячей любви в его жизни.

Слова плохо согласуются друг с другом, порождают речевую неточность и двусмысленность. Значимость мамы — речевая ошибка.

Ей под силу то, что не способно совершить никакое другое чувство .

Ей — кому? Маме? Но мама — это не чувство. Любви? Непонятно.

Высказывание не соответствует действительности:

мама подарила нам жизнь, никто, кроме неё, не способен радоваться нашим успехам или , наоборот, переживать за наши неудачи.

В литературе множество примеров, когда матери своим телом закрывали своего ребёнка от немецких пуль.

Матери (много) своим телом (одно) закрывали (много) ребенка (одного). Все это не соответствует друг другу в плане грамматики.

Надежда, нужно серьезно работать над речью. Кроме того, поучитесь выстраивать комментарий — сейчас он у вас больше похож на пересказ, чем на анализ.

2) очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям; мы должны просить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти.

Выразите свое отношение к позиции автора и выскажите свое мнение.

Сочинение ученицы по тексту А. Алексина «Прости меня, мама

Мама.… Нет тех слов, которых ты достойна. Нет тех чудес, которые бы могли с тобой сравниться. Мамы жертвуют собой ради нас. Им свойственны самоотверженность, нежное, любящее сердце. Но часто бывает так, что мы этого не замечаем. Не ставим в должное внимание их материнскую любовь и преданность. Проблему нашего отношения к матери поднимает в своем тексте А.Алексин.

Автор сокрушается о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно. Мы раздражаемся на них по пустякам, забываем позвонить в назначенный час, не задумываясь об их жертвенной любви. А наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, они жертвуют карьерой, интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас все, что в их силах, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить их поступки.

Действительно, мы в своих бесконечных суетах часто забываем о матери, спешим куда-то, вечно бываем заняты делами. А когда мы уезжаем, мамы нас ждут, не спят ночами, волнуясь и думая о нас. И сердце у них, наверное, болит и стонет. Мы же этого не замечаем. Редко говорим спасибо, вряд ли вспомнив о том, когда в последний раз сказали матери, что любим ее. Именно сейчас, при жизни, надо благодарить их за то, что они подарили нам самое главное – жизнь.

Наши матери делают для нас все, что в их силах. Но осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам очень поздно. Автор текста убеждает нас в том, что нужно беречь матерей и, если понадобится, попросить у них прощения. Мы очень часто бываем невнимательны к своим матерям. Текст проникнут некой ностальгией от того, что мы должны просить прощения у своих матерей при жизни, а не после смерти.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, отрабатывает навыки написания сочинения-рассуждения на основе заданного текста в рамках подготовки к ЕГЭ, помогает учащимся осознать ценность совместной деятельности, показывает важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Вложение Размер
urok_taraton_n.n.doc 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №3 с.Булыга-Фадеево Чугуевского района Приморского края

Учитель русского языка и литературы Таратон Наталья Николаевна

Урок русского языка в 11 классе (подготовка к ЕГЭ)

Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту ( часть С).

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста,
  • формировать умение видеть логику рассуждения
  • продолжить отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения на основе заданного текста в рамках подготовки к ЕГЭ,
  • уметь выделять микротемы текста,
  • расширять словарный запас.
  • воспитывать интерес к предмету,
  • содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
  • показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие

II. Слово учителя .

… Мама- это самое близкое слово, самое нежное и дорогое!

— Какие слова ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы произносите слово МАМА? Изобразите рисунком в виде солнышка, где каждый лучик- это ассоциативное слово, словосочетание либо составьте синквейн.

( Любовь, теплота, уверенность, нежность, забота, нежность, рождает вдохновение и др.

Жалеет, любит, поддерживает.

Дорогой человек для меня.

III Основная часть.

3.1. Формулировка проблемы .

( Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту)

— Работая в паре, составьте из табличек с надписями структуру написания сочинения-рассуждения.

(Вступление/ проблема/ комментарий к проблеме/ позиция автора/ собственное мнение/ аргумент 1/ аргумент 2/ вывод). Вспоминая структуру сочинения- рассуждения, определяют цели урока.

До начала урока класс делится на группы, в каждой из которой есть сильный и слабый ученик

— Самое главное в работе над сочинением-рассуждением — определение проблемы. Это первое, что вы должны сделать, в первый раз читая текст.

— Что такое проблема? (Проблема текста – это предмет рассуждения автора).

— Какие типы проблем вы знаете?

Одиннадцатиклассники перечисляют типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические.

-Какими способами можно сформулировать проблему? (В виде вопроса или сочетанием слова проблемы с им.сущ., употребленным в Р.п.)

Чтение учителем текста А.Алексина

Прости меня, мама…

(30) Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31) То в реальности, а то мысленно…

(32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33) Прости меня, мама…

— Но проблему необходимо не только выявить, но и правильно сформулировать.

(В группах обучающиеся формулируют проблему при помощи речевых клише.

1) проблема жертвенной материнской любви;

2) проблема нашего отношения к матери. )

— Проблему вы должны будете прокомментировать и выразить отношение автора именно к этой проблеме.

3.2. Комментирование проблемы.

— Что такое комментарий?

(Это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор )

— Назовите два типа комментария, поясните.

(Текстуальный- объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Концепционный- интерпретация пишущим проблемы исходного текста)

Комментарий первой проблемы: размышления о том, что такое любовь и жертвенность и как проявляется жертвенность материнской любви. Наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, они жертвуют интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас всё, что в их силах и, возможно, больше, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков.

Комментарий второй проблемы : размышления о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно.)

-Прокомментируйте проблему, используя речевые клише

-А какова позиция автора?

(1. Жертвенность материнского чувства естественна;

2. очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям; мы должны просить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти .)

3.3. Собственное мнение о позиции автора .

-Выразите свое отношение к позиции автора. ( Индивидуальное задание с использованием речевых клише) По желанию ученики (1-3) вслух выражают своё отношение к позиции автора

3.4. Аргументация собственной позиции.

1. Каждой группе дано одно из высказываний знаменитых людей:

«Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал

«Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется

-Как вы понимаете смысл данных высказываний? Рассуждая, приведите примеры из художественной, публицистической литературы или примеры из своей жизни или жизни окружающих.

2. Аргументируйте свою точку зрения. В этой части работы необходимо строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи- убедить адресата, укрепить или изменить его мнение в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис, аргументация, вывод.

(индивидуальное задание с использованием речевых клише).

Ребята обсуждают в группах.

(1.Таким образом, где бы мы ни находились, мы всегда должны помнить о матери, почаще навещать и звонить ей. Ведь она у нас одна, и никто другой её не может заменить.

— способствовать формированию лингвистической компетенции учащихся:

— способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;

— содействовать нравственному воспитанию учащихся, уважительного отношения

Ход урока.

Слайд 1.

— Давайте вспомним композицию сочинения. Назовите элементы композиции.

1. Проблема текста.

2. Комментарий проблемы.

3. Позиция автора.

4. Собственное мнение (согласие-несогласие с автором).

5. Доказательство своей точки зрения. Аргумент 1

7. Вывод (заключение).

Слайд 2.

II. Работа с текстом.

Прочитайте текст, определите его стиль. Зачем нам нужнознать, к какому стилю относится текст?

В публицистическом произведении выявить проблему легче, потому что автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль.

Слайд 3.

Прости меня, мама…

(30) Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой.(31) То в реальности, а то мысленно… (32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33) Прости меня, мама…

Докажем, что это текст публицистического стиля. ( Учебник ст.6-8)

-Функция текста: воздействие на читателя.

-Характеристика высказывания: призывность, страстность, выражение отношения к предмету.

-Языковые средства: риторические обращения, цитирование (15,24), контекстуальные антонимы (31), градация (13), парцелляция (5).

— Какие способы формулировки проблемы вы знаете?

1. В виде вопроса или нескольких вопросов.

2. Сочетание слова проблема с именем существительным в родительном падеже.

Поверим, что у вас получилось.

В тексте две основные проблемы:

— проблема жертвенности материнской любви;

— проблема нашего отношения к матерям.

Слайд 4

  1. Комментарий проблемы.
  2. — от текста к действительности. Предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы, то есть связываем мысли автора текста со своими знаниями о жизни.

-На каких примерах автор рассматривает проблему?

— Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?

— На чьи мнения ссылается автор? Почему?

Типовые клише.

Автор заставляет читателя задуматься над…

В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

Проблема рассматривается автором на примере…

Концептуальный- от действительности к тексту. Предполагает вашу интерпретацию с опорой на понимание проблемы.

  • К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
  • Актуальна ли она?
  • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
  • Какой аспект проблемы раскрывает автор?

Типовые клише.

— Автор обращает наше внимание на то…

— Данная нравственная ( или другая) проблема актуальна в (наше время или во все времена)

— Как и большинство из нас автор считает, что…

Проверим, что у вас получилось.

  1. Наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, жертвовать карьерой, интересной работой ради своих детей. Наши матери делают все, что в их силах, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков.
  2. Осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходит слишком поздно.

Слайд 5

— Выберите проблему, над которой вы дальше будете работать.

4. Определение позиции автора.

Вернемся опять к тексту А.Алексина, известного писателя, публициста, сценариста, автора повестей и рассказов о детстве и юности в их связи с миром взрослых. Сформулируйте позицию автора. В каких предложениях текста она высказана?

(32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать.(проблема 2)

Слайд 6.

5. Высказывание собственного мнения (согласие-несогласие с автором).

— А теперь выскажите свое мнение по поводу позиции автора. Помните, что, кроме согласия или несогласия с этой позицией, вы должны еще обосновать причины.

6. Подбор 2-х аргументов из произведений художественной литературы.

— Вспомните, какие типы аргументов можно использовать в сочинении?

Слайд 7.

Логические (реальные факты, статистика), иллюстративные (конкретные примеры из жизни, художественной литературы), ссылки на авторитет (общественное мнение, цитаты из авторитетных источников).

— Ссылки на мнение известного, уважаемого человека;

— примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;

— поучительные события из жизни выдающихся личностей;

— цитаты из авторитетного источника;

— выводы науки и статистические данные;

— события из жизни страны;

— примеры из читательского опыта (тексты произведения художественной литературы).

— Подумайте, какие произведения литературы можно привести в качестве примера-подтверждения ( они оцениваются 3 баллами).

В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать высказывания знаменитых людей.

Запишите не менее 2 произведений в тетради. По мере выполнения задания поднимайте руки.

6. Объяснение итогового вывода – заключения сочинения.

— Заключение должно подвести итог рассуждениям над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении. Давайте прочитаем таблицу и еще раз вспомним, каковы типичные цели заключения.

Слайд 8

1) Суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию

В заключение сказанного еще раз подчеркну: важно не только современное раскаяние за зло, причиненное близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.

2)Дать оценку сказанному, высказать свое мнение

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка.

3)Сделать прогноз, высказать предположение

4) Призвать читателя к выполнению тех или иных задач, призвать к действию

— Заключение вы обдумаете и напишите дома.

Итог урока.

— Подведем итог урока. Сегодня мы с вами сделали большую подготовительную работу для написания сочинения-рассуждения по исходному тексту. У вас уже готовы черновые варианты основных частей композиции, кроме аргументов и заключения. Это ваше домашнее задание. А на следующем уроке мы напишем сочинение целиком и вы все получите отметки.

Читайте также:

      

  • Верую шукшин сочинение анализ
  •   

  • Education is a continual lifelong process сочинение
  •   

  • Сочинение карт таро рыцарь мечей
  •   

  • Когда я вошел в новую пустую квартиру сочинение
  •   

  • В чем заслуга державина перед русской литературой сочинение

Практикум

по написанию сочинения по тексту

А.Алексина «Прости меня, мама…»

Цели урока: — совершенствовать умения создавать на основе предложенного текста собственное сочинение,

— развитие речи учащихся;

— воспитание нравственных качеств у выпускников.

Тип: развитие речи.

Методы: эвристический, частично-поисковый.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Ход урока.

I Слово учителя.

Умение писать задание сочинения — это умение сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поднятых автором текста; сформулировать позицию автора; объяснить почему согласны или не согласны вы с автором данного текста; свой ответ аргументировать, опираясь на читательский или жизненный опыт.

Сегодня мы будем совершенствовать на уроке эти умения.

II Сообщение учащегося.

Анатолий Алексин родился в семье революционера — участника революционных событий на Дальнем Востоке и Сибири.

Детство писателя прошло в Москве, на даче в Серебряном бору.

Во время войны семнадцатилетний Алексин становится редактором заводской многотиражки. Закончил один из самых престижных вузов страны — Московский институт востоковедения.

Печататься начал рано, в 1945 году.

Мир его произведений о детстве и юности в связи с миром взрослых.

III Чтение текста А.Алексина «Прости меня, мама…»

(1)Мамы давно уже нет… (2) А я все еще мысленно говорю: (3)«Прости меня, мама…». (4)Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хоро­шо относились, чтобы уважали меня. (5)Я и в самом деле старался спа­сти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее не­частые просьбы. (6)А слов, которыми сейчас до тою переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7)Многое мы, увы, осознаем за­поздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8)Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9)«Я понимаю, как ты занят!» (10)Иногда раздражался по пустякам… (11)«Я понимаю, как ты устал!» (12)Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для нее подчас выше истины. (13)Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14)Поздно.

(15)«Берегите матерей!» — провозгласил в поэме один маститый поэт. (16)Хорошо было бы добавить: (17)«Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18)Этот призыв выглядел бы красивым, но нереаль­ным: то, что может мать, может только она. (19)Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20)Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21)«Не отдает ли нам мать последнее? (22)Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?»

(23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естествен­ной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «не­разумности» материнских щедрот.

(24)«В муках мы мать вспоминаем», — писал Н.А. Некрасов. (25)И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26)«Ничего страшного: я с тобой. (27)Все пройдет…» — шепчет мама. (28)И бо­ лезнь отступает, потому что рядом Она. (29)«Ах, если б навеки так было!»

(30)Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31)То в реальности, а то мысленно… (32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать. (ЗЗ)Прости меня, мама…

IV Беседа.

— Какова тема текста?

— А основная мысль?

— Определите стиль текста.

— Докажите, что это текст публицистического стиля.

— Какова проблема данного текста? (Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям).

— Назовите позицию автора. (1- жертвенность материнского чувства естественна; 2- очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям; 3- мы должны попросить прощения у матерей при их жизни, а не после их смерти)

V Работ над композицией сочинения.

— Начало сочинения должно быть ярким, красивым. Вступления к этому сочинению:

1) С размышления на тему, которая затрагивается в тексте:

Грустная тональность и тема эссе Анатолия Алексина никого не может оставить равнодушным. Печальный мысленный диалог писателя со своей матерью заканчивается словами раскаяния о том, как невнимательны мы бываем к нашим матерям.

2) С цепочки вопросительных предложений, призванных фиксировать внимание на ключевых понятиях текста:

Что такое материнская любовь? Как мы относимся к нашим матерям? Всегда ли мы, встав взрослыми, помним о них, окружаем их заботой?

3) С цитаты:

Мать уйдет, в душе оставив рану.

Мать уйдет — и боли не унять…

В.Бойченко

4) С лирического вступления:

Что может быть на свете священнее имени матери!

Человек, еще не сделавший ни шагу на земле и только-только начинающий «лопотать», неуверенно и старательно складывает по слогам слово «мама» и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый…

5) С риторического вопроса:

Что значит для тебя материнская любовь? Когда-нибудь ты задумывался об этом? Можешь ли ты привести примеры жертвенности материнского чувства?

6) С вопросно-ответного единства:

Что такое материнская любовь? На этот вопрос ни один человек не может ответить однозначно. О том, что такое материнская любовь и как мы относимся к матерям говорится в эссе Анатолия Алексина.

7) Назывное предложение в начале или имя человека, о котором рассказывается в тексте:

Мама. Это самое прекрасное слово на земле. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным, подобно непрочитанной книге, на страницах которых всегда мы найдем слова поддержки и решение сложнейших жизненных ситуаций.

8) В вступлении дается краткая справка о писателе, являющимся автором данного текста:

Анатолий Алексин — мастер отечественной прозы. Его творчество широко известно в России и за рубежом. Он затрагивает абсолютные величины, определяющие жизнь каждого человека, такие как: совесть и долг.

9) Суказанием проблемы, ее актуальности:

В предложенном тексте раскрывается проблема взаимоотношений родителей и детей. Я считаю, что это вечная общечеловеческая проблема, так как она актуальна для каждого конкретного человека, в том числе и для меня.

— Какие доказательства из вашего читательского опыта вы будете использовать? (М.Горький «Мать», А.Фадеев «Молодая гвардия»)

VI Слово учителя.

— Этот материал поможет вам создать собственную работу по тексту А.Алексина.

Но при работе помните слова М.Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».

VII Работа над сочинением.

VIII Анализ работ.

Сочинение Гайнутдиновой Гузели:

Много ли внимания мы уделяем своим матерям? Всегда ли мы понимаем своих матерей? Об этих проблемах заставляет нас задуматься автор статьи А.Алексин.

Начиная разговор на эту тему, автор буквально наступает на больную мозоль. Действительно, кто из нас когда-нибудь задавал себе вопрос о том, внимательны ли мы к своим матерям, всегда ли мы их понимаем. Мне кажется, что об этом задумывались лишь единицы. Я полностью согласна с автором в том, что мы должны беречь своих матерей, должны дарить им все свое тепло и нежность.

Мы должны ценить своих матерей и говорить им добрые слова, пока они живы, потом будет поздно. К сожалению, на своем опыте убедилась в этом моя подруга. Она рассказывала, что часто обижалась на свою мать, потому что мама ее очень сильно опекала. После смерти своей матери она поняла, что мама ее просто оберегала от всех бед, подстерегающих нас на каждом шагу. В конце нашего разговора она сказала мне всего три слова: «Береги свою маму!»

Мать готова отдать последнее, только бы ребенок был жив и здоров. Мои слова подтверждаются повестью М.Горького «Мать». Главная героиня была готова на все, только бы сын был на свободе.

Я думаю, что мы должны относиться к своим матерям внимательнее, должны беречь их, ведь их сердца хрупкие, как — хрусталь. Я хочу закончить свое сочинение словами А.Алексина: «Берегите матерей так, как они берегут нас!»

Сочинение Галимовой Лилии:

Лучшим другом человека должен быть человек. А кто же для нас является лучшим другом? Ответ прост — мама. Ведь о матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали их слова, сколько подвигов совершено их отважными сердцами!

В своем произведении «Прости меня, мама…» А.Алексин поднимает проблему материнской любви и нашего отношения к матери. Жертвенность материнского чувства естественна, но мы часто бываем невнимательны к своим матерям, поэтому мы должны просить у них прощение при их жизни, а не после их смерти. По-моему, такова позиция автора. В этом произведении А.Алексин с такой любовью и нежностью говорит о женщине-матери. Молодые люди, сами того не понимая, много горя приносят своим матерям… Далеко ходить не нужно, такова и я. Порой, когда мне плохо, мама пытается мне помочь. А я почему-то не принимаю эту помощь… Я лишь бездушно говорю ей, что все у меня хорошо. Я понимаю, что этим причиняю ей боль, ведь она все ой чувствует. Ведь я — это она, просто нас двое. Подхожу к ней, обнимаю ее, прошу прощения. Забывается совершенно все… Но на сердце у мамы боль остается, просто она уже не придает виду случившемуся. А.Алексин учит, как беречь самое святое в нашей жизни — мать.

Многие авторы в своем творчестве обращаются к этой теме. Например, «Молодая гвардия» А.Фадеева — книга о юных. Но мы понимаем, что никогда не стали бы героями Олег Кошевой и озорной Сережа Тюленин, и тысячи других, если бы за ними не стояли их матери…

Мы с великим уважением должны относиться к своим матерям, мы должны гордиться ими, не причинять им боли, даже самой незначительной, ведь материнское срдце чувствует все, оно, словно дуршлаг, пропускает через себя совершенно все…

IX Беседа.

— Ваше мнение о работах?

— Какие недостатки вы заметили?

— А достоинства?

X Совершенствование написанного.

XI Итоги.

                 МКОУ СОШ №3 с.Булыга-Фадеево Чугуевского района Приморского края

                  Учитель русского языка и литературы Таратон Наталья Николаевна

Урок русского языка в 11 классе (подготовка к ЕГЭ)

Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту ( часть С).

Цели:

Образовательные: 

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста,
  • формировать умение видеть логику рассуждения

Развивающие: 

  • продолжить отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения на основе заданного текста  в рамках подготовки к ЕГЭ,
  • уметь выделять микротемы текста,
  • расширять словарный запас.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к предмету,
  • содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
  • показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие

Ход урока:

I.  Оргмомент.

 Звучит песня о маме группы «Белый день», на экране проецируются фотографии сначала беременных женщин, с любовью ожидающих появление своих деток, затем матерей, лелеющих своих малышей, ласкающих детей подростков, потом фотографии одиноких мам старушек, у которых в морщинках на лице выражена забота и тревога о детях, уже взрослых.

II.  Слово учителя.

  … Мама- это самое близкое слово, самое нежное и дорогое!

— Какие слова ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы произносите слово МАМА? Изобразите рисунком в виде солнышка, где каждый лучик- это ассоциативное слово, словосочетание либо составьте синквейн.

   ( Любовь, теплота, уверенность, нежность, забота, нежность, рождает вдохновение и др.

    Мама.

Неповторимая, нежная.

Жалеет, любит, поддерживает.

Дорогой человек для меня.

Родитель.        

и другие).

III Основная часть.

3.1. Формулировка проблемы.

 — Перед каждым из вас на столе лежит текст по  А.Алексину «Прости меня, мама…». (Учитель озвучивает тему урока).

 ( Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту)

 — Работая в паре, составьте из табличек с надписями структуру написания сочинения-рассуждения.

(Вступление/ проблема/ комментарий к проблеме/ позиция автора/ собственное мнение/ аргумент 1/ аргумент 2/ вывод). Вспоминая структуру сочинения- рассуждения, определяют цели урока.

До начала урока класс делится на группы, в каждой из которой есть сильный и слабый ученик

— Самое главное в работе над сочинением-рассуждением — определение проблемы. Это первое, что вы должны сделать, в первый раз читая текст.      

 — Что такое проблема? (Проблема текста – это предмет рассуждения автора).

— Какие типы проблем вы знаете?

  Одиннадцатиклассники перечисляют типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические.

-Какими способами можно сформулировать проблему? (В виде вопроса или сочетанием слова проблемы с им.сущ., употребленным в Р.п.)

Чтение учителем текста  А.Алексина

Прости меня, мама…

        (1) Мамы давно уже нет… (2) А я все еще мысленно говорю: (3) «Прости меня, мама…» (4) Она рассказывала близким и знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5) Я в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился  выполнить ее нечастые просьбы. (6) А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7) Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8) Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9) «Я понимаю, как ты занят!» (10) Иногда раздражался по пустякам… (11) «Я понимаю, как ты устал!» (12) Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. (13) Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14) Поздно.

         (15) «Берегите матерей!» — провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: (17) «Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18) Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19) Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20) Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21) «Не отдает ли нам мать последнее? (22) Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?»

         (23) Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.

        (24) «В муках мы мать вспоминаем», — писал Н.А. Некрасов. (25) И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26) Ничего страшного: я с тобой. (27) Все пройдет…» — шепчет мама. (28) И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29) « Ах, если бы навеки так было!»

  (30) Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31) То в реальности, а то мысленно…  

 (32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33) Прости меня, мама…                                                                                                                      

 (По А.Алексину)

— Но проблему необходимо не только выявить, но и правильно сформулировать.

(В группах обучающиеся формулируют проблему при  помощи речевых клише.

1) проблема жертвенной  материнской любви;

2) проблема нашего отношения к матери. )

— Проблему вы должны будете прокомментировать и выразить отношение автора именно к этой проблеме.

3.2. Комментирование проблемы.

— Что такое комментарий?

  (Это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее.  Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор )

— Назовите два типа комментария, поясните.

(Текстуальный- объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Концепционный- интерпретация пишущим проблемы исходного текста)

Комментарий первой проблемы: размышления о том, что такое любовь и жертвенность и как проявляется жертвенность материнской любви. Наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, они жертвуют интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас всё, что в их силах и, возможно, больше, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков.

Комментарий второй проблемы : размышления о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно.)

-Прокомментируйте  проблему, используя речевые клише  

-А какова позиция автора?

 (1. Жертвенность материнского чувства естественна;

   2. очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям; мы должны просить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти.)  

3.3. Собственное мнение о позиции автора.

-Выразите свое отношение к позиции автора. (Индивидуальное задание с использованием речевых клише) По желанию ученики (1-3) вслух выражают своё отношение к позиции автора

3.4. Аргументация собственной позиции.

1. Каждой группе дано одно из  высказываний знаменитых  людей:

«Вы не перестанете быть ребенком, пока у вас есть мать» (С. Джейет);

«Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал

  матерей» (Менандр);

«Сердце матери – неиссякаемый источник чудес»  (П. Беранже)

«Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется

  прощение» (О. Бальзак)

«Одна хорошая мать стоит сотни учителей» (Д. Герберт)

«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери» (В. Г. Белинский)

-Как вы понимаете смысл данных высказываний? Рассуждая, приведите примеры из художественной, публицистической литературы или примеры из своей жизни или жизни окружающих.

2.  Аргументируйте свою точку зрения. В этой части работы необходимо строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи- убедить адресата, укрепить или изменить его мнение в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис, аргументация, вывод.

 (индивидуальное задание с использованием речевых клише).

   (Аргументируя свою позицию, обратите внимание на то, что тема материнской любви широко представлена как в поэзии (М. Цветаева – цикл «Стихи к сыну»; А. Ахматова – «Реквием»; С. Есенин «Письмо матери», Н.Рыленков «Я помню руки матери моей», Д.Кедрин «Сердце», В.Беляева «О материнской любви», «Заболела мать» и др.) так и в  прозе (В. Закруткин «Матерь человеческая», В Токарева «Террор любовью» , К.Пустовский «Телеграмма», В.Распутин «Последний срок» и др.).

3.5. Вывод  

Ребята обсуждают в группах.

(1.Таким образом, где бы мы ни находились, мы всегда должны помнить о матери, почаще навещать и звонить ей. Ведь она у нас одна, и никто другой её не может заменить. 

2. Завершая свое размышление о благодарности и неравнодушном отношении к матерям, хочется выразиться словами С. Джейет «Вы не перестанете быть ребенком, пока у вас есть мать». А значит, у нас есть к кому прийти и  поговорить о самом сокровенном)

IV Подведение итогов урока.  Рефлексия.

Что получилось? Что осталось непонятным?

V Домашнее задание.

 Написать сочинение-рассуждение по тексту А.А.Алексина

Материал для работы с обучающимися

Таблицу нужно разрезать на полоски

вступление

проблема

комментарий к проблеме

позиция автора

собственное мнение

аргумент 1

аргумент 2

вывод

«Вы не перестанете быть ребенком, пока у вас есть мать» (С. Джейет);

«Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал

  матерей» (Менандр);

«Сердце матери – неиссякаемый источник чудес»  (П. Беранже)

«Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется

  прощение» (О. Бальзак)

«Одна хорошая мать стоит сотни учителей» (Д. Герберт)

«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери» (В. Г. Белинский)

Речевые клише

Для вступления:

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

3) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» — так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

4) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

5) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

6) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.

7) Приём «Цитата». «…,» — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …

8) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

9) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

10) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

11) «…,» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Для формулировки проблемы исходного текста:

1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему…

2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема…

3) Данный текст посвящён проблеме …

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему…

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах …)

6) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…

7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

8) Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой…

9) Волнующую всех нас проблему… поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, — это…

11) Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.

 Для комментирования проблемы:

  1. Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}

    2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

    3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

    4) Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

 Для отражения позиции автора:

  1. Позиция автора заключается в том, что…

    2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …

    3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)

    4) Позиция автора такова:…

    5) Автор считает, что…

    6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

    7) Автор убеждает нас в том, что…

    8) В тексте доказывается мысль о том, что…

    9) Основная мысль текста заключается в том, что…

    10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

 Для выражения своего мнения:

  1. Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

    2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.

    3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …

    4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что …

    5) Мне близка позиция автора тем, что …

 Для аргументации собственной позиции:

— с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как …

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) …

— из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …

3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

— из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) …

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи …

 Для заключения:

1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .

2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.

4) (Использование цитаты) «…,» — писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .

5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что… Сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .

  • Прости меня доченька рассказ на дзен
  • Простейшая арифметическая выкладка ошеломляет порой сильнее сочинение
  • Простая сказка на английском языке для детей
  • Простая короткая сказка для детей
  • Простая иллюстрация к сказке спящая царевна