Против чего направлен рассказ против бала

Против чего направлен рассказ “После бала”?

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» – сильное произведение, показывающее изменение в образе одного и того же человека в течение одного дня. Против чего направлен рассказ «После бала»? Какие пороки общества обнажает автор?

Честь и достоинство человека – главная ценность

В данном произведении автор выражает протест против унижения человеческого достоинства. Писатель выступает противником подавления личности человека, а также бесчеловечного отношения к людям. Он старается стать защитником для отверженных и угнетенных, обездоленных и не имеющих прав людей. Толстой считает непозволительным порабощение одного человека другим и остается непримиримым врагом любого насилия и жестокости.

В рассказе описан ужасный случай, когда беззащитного беглого татарина проводят сквозь шеренгу и избивают палками. Здесь писатель очень сдержано выражает свое мнение и свои чувства. Он как бы предоставляет читателю возможность самостоятельно оценить поведение полковника, вечером танцевавшего с дочерью на балу, а утром на плацу руководившего жестоким наказанием солдата. Для Петра Владиславовича является обычным делом физически наказывать подчиненных и заключенных. Эти удивительные метаморфозы показывают, что такая жестокость является издержкой профессии военного человека.

Писатель ограничился тем, что в ярких картинах нарисовал события, пережитые героем рассказа. А выводы делает сам читатель. Поэтому “После бала” оставляет неизгладимый след в памяти. Этот рассказ написан с большой художественной силы.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Против чего направлен рассказ Толстого «После бала». Автор хочет донести до читателя, что в любой ситуации необходимо сохранять человеческие качества и не унижать достоинство других людей.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Furuzon Pulodi

    9/10

  • Илья Иващенко

    10/10

  • Artur Pustovarov

    10/10

  • Альбина Айтмаганбетова

    10/10

  • Денис Погребняк

    5/10

  • Вера Яковлева

    10/10

  • Магомедбег Шарифов

    10/10

  • Ирина Логинова

    10/10

  • Никита Попечаев

    8/10

  • Расул Гасанов

    10/10

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Против чего направлен рассказ «После бала»?

Против чего направлен рассказ «После бала»? сочинение

Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого определенно не оставит равнодушным ни одного читателя. Непримечательное на первый взгляд произведение описывает роскошь и блеск светской жизни, сменяющиеся возвращением к жестокой и удручающей реальности. Грандиозное празднование в честь окончания Масленицы: гости веселы и счастливы, среди ликующей толпы читатель видит и учтивого, вежливого полковника. Он предстает галантным мужчиной, любящим мужем и отцом. Однако здесь важны вовсе не события, произошедшие на балу, а, как гласит название – после него.

Как раз таки после бала раскрывается умело скрывающаяся за маской сущность человеческой души, не способной к состраданию и милосердию. Почтительный и сдержанный полковник превращается в жестокого зверя, которому, как оказалось, вовсе не присуще ничто человеческое. Беспрекословно исполняя чужие приказы и избивая беглого татарина, тем более, в день Великого поста, когда люди стремятся к совершению добрых поступков и очищению своей души, он снимает с себя маску всяческой порядочности и оборачивается истинным злодеем. Наблюдать эту душераздирающую картину невозможно без содрогания, но ее непосредственный участник все так же холоден и беспощаден. Но мог ли он поступить иначе? Принципиально отказаться выполнять указ? Определенно мог, однако решил не поддаваться собственной совести.

Можно сказать, что этот рассказ направлен против деспотизма, царящего в армии, а также  лицемерия, которое продолжает нещадно процветать и до сих пор. Ведь на самом деле, становится очень неприятно оттого, что человек, знакомый исключительно с хорошей стороны, оказывается настоящим негодяем. И самое печальное, что такие люди-лицемеры практически никогда не способны признать за собой этот недостаток. Подобные ситуации приносят исключительно боль и разочарование не только в конкретной персоне, но и во всем человечестве в целом.

Так, подводя итог, можно сделать вывод, что данное произведение поднимает вечные нравственные проблемы, которые, пожалуй, будут всегда актуальны. Действительно, каждому стоит задуматься о том, что же такое долг и когда приходится выбирать между ним и человечностью.

2 вариант

Так как сам главный герой доволен своей жизнью, то можно сделать вывод о том, что рассказ направлен против того, против чего ополчился сам Иван Васильевич. (У меня свое мнение… У Ивана ни жены, ни детей ведь, но его уважают в политическом кружке. А по мне, так семья важней. Но у людей разные мнения!) Так вот, не говорится, что это Иван сам придумал организацию для борьбы за равенство и за всё хорошее, но он принимал активное участие в её деятельности. А выбрал он такой путь как раз после сцены на улице – по контрасту, что там все было так красиво, отец Вари был таким милым, любезным и замечательным, а после праздника оказался злым и жестоким. И даже нельзя списать это на его работу, хоть это и военная структура, где все строго. Но некоторые солдаты жалели пленного – били не так сильно, а он ругал их и заставлял ещё сильней бить. То есть проявлял какое-то ненужное усердие. Как же сострадание? Можно наказывать за проступки, но делать это так усердно, с удовольствием, по-моему, не очень хорошо. Нормально это делать с некоторой неохотой, но со смирением, а не с удовольствием. Тут ведь и сам отец Вари устыдился, как говорится. Отвернулся от Ивана! Сейчас, мне кажется, так сделает, скорее, продавец, когда увидит своих однокурсников. Или, например, выпускник МГИМО, которому пришлось работать в кафе быстрого обслуживания. Но и то не очень правильно стыдиться.

Так вот, Иван Васильевич был против этого лицемерия и угнетения простого народа. Он понял, что люди надевают разные маски, а все эти балы возможны только из-за страдания народа. Он захотел посвятить свою жизнь исправлению ситуации. А мог бы просто забыть, жениться на Варе, жить красиво, не думая о том, кто там страдает. Мило обедать и беседовать с тестем, забыв о том, что тот может через час пойти мучить беззащитных людей. Это тоже мне напоминает современные ситуации. К примеру, можно носить шубу и не думать, сколько убили животных ради неё. Или выкинуть мусор и не думать, что он загрязняет Землю, не идёт на переработку.

В общем, рассказ против бездумности и жестокости, против социального неравенства, против того, чтобы забыться в красивой жизни, в приятном чувстве любви, против эгоизма, а за самоотверженность. Оно тоже бывает не на войне, а в жизни. Иван Васильевич принёс в жертву часть своей жизни (личную), но и просто ему не хотелось такой лицемерной части её. Вот так я понял этот рассказ для самого себя.

Рассуждение

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» (1903 г.) направлен, в первую очередь, против интересов господствующего класса дворян. Этот избранный класс сосредоточил в своих руках богатство, власть, что даёт его представителям возможность вести паразитический образ жизни, купаться в роскоши за счёт труда неимущего и порабощённого крестьянства и других бедных слоёв населения.

В условиях вопиющего неравенства людей такое государство становится машиной подавления любого стремления униженного и бесправного человека выйти за рамки дозволенного, чтобы облегчить своё положение.

Мысль об изначальной социальной несправедливости такого устройства общества подчёркнута композиционным приёмом, использованным в построении произведения – антитезой. Две его части противопоставлены друг другу. Картина бала в первой части  резко контрастирует со сценой на плацу, изображающей наказание солдата-татарина за побег из армии.

Палитра красочных эпитетов в описании бала – это ослепительная бриллиантовая фероньерка во лбу хозяйки веселья, дамы в белых лайковых перчатках до локтей, в белых же платьях, обмахивающиеся веерами. Бал – это великолепный оркестр, скольжение атласных туфелек по паркету и море шампанского.

Утренний плац и то, что на нём происходит, изображено в тёмных, чёрных красках, а фоном является визгливая мелодия, задающая ритм действиям солдат. Кульминация – это описание наказуемого и его спины, превращённой в кровавое месиво. Страшные удары палок сыплются с обеих сторон. У этого бесчеловечного акта есть официальное название – прогнать сквозь строй.

То, что главный герой Иван Васильевич увидел на площади, перевернуло его личную жизнь, но в масштабах государства такие действия совершаются во всех военных гарнизонах всех городов и низведены до положения армейских будней. Засечь человека насмерть на законных основаниях оказывается возможным в государстве, глава-император которого получил прозвище Николай Палкин.

Рассказ направлен и против тех, кто служит такому императору и такому государству, приносит присягу, состоит на службе и получает жалование. В произведении крупным планом изображён полковник, отец юной Вареньки. Это тип нерассуждающего служаки, тупо исполняющего свой долг так, как это предписывает устав и служебная инструкция. Такие люди ненавистны писателю, в них заключено самое большое социальное зло.

Выходом из этого зла является, по мнению Толстого, позиция личного неучастия в нём. Герой рассказа не стал служить нигде, встал на путь делания добрых дел и, как свидетельствуют высказывания других героев произведения, очень многим помог в жизни. В этом есть отголоски толстовской теории о непротивлении злу насилием.

Писатель призывал не к революционному свержению самодержавия, а к пробуждению общественного сознания, совершению каждым мыслящим человеком добрых бескорыстных поступков, которые в массе своей смогут противостоять государственной машине.

Также читают:

Картинка к сочинению Против чего направлен рассказ «После бала»?

Против чего направлен рассказ

Популярные сегодня темы

  • Анализ сказки Красная шапочка Перро

    Всемирно известная сказка великого писателя Шарля Перро когда-то была народным вымыслом, история которого интересовала и детей, и взрослых. Попав под его перо, она получила несколько иную форму.

  • В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману Отцы и дети Тургенева)

    Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.

  • Сочинение Что значит словосочетание недостижимый идеал? Итоговое

    Другими словами недостижимый идеал называют утопией. К примеру, если говорить простыми словами и примерами, недостижимым идеалом может морковь, которую вешают перед лицом ишака, для того чтобы он шел вперед и не останавливался.

  • Сочинение Образ бабушки в сказке Тёплый хлеб Паустовского

    В сказке «Тёплый хлеб» Константина Паустовского бабушка очень умная женщина. Она старается вырастить из своего внука доброго, умного и порядочного человека. Старушка рассказывает ему все новости, происходящие в деревне

  • История создания рассказа Крыжовник Чехова

    В 1898 году великий писатель создал рассказ «Крыжовник». В данном сборнике стоит упомянуть такие рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Толстой Л. Н.
  4. Против чего направлен рассказ После бала

Сочинение Против чего направлен рассказ «После бала»?

«Все дело в случае…» С этой мысли, вложенной в уста героя главного героя Ивана Васильевича, начинает Лев Николаевич Толстой свой рассказ «После бала». Случай, который, вопреки окружающей среде, способен помочь человеку понять «что хорошо, что дурно», вскрыть те или иные пороки общества, изменить отношение к человеку, сделать поворот в судьбе.

Большую часть своего повествования автор отвел описанию бала, особое уделяя внимание внутреннему состоянию Ивана Васильевича, влюбленного в те молодые годы в Вареньку Б. Чувствуя ответную симпатию девушки, герой рассказа говорит о своем состоянии, что он был «…счастлив, блажен, я был и добр». Свою любовь он переносит на всех окружающих, в том числе на отца Вареньки, полковника Б., испытывая к тому восторженно-нежное чувство из-за его ласковой улыбки, отношению к дочери и даже его «домашних» сапог. Подробное описание бала, чувств и мироощущения героя, поведения других персонажей имеет решающее значение для понимания дальнейших событий, произошедших на утро после бала.

Выйдя в поле, Иван Васильевич услышал звуки флейты и барабана. «Верно, ученье», — подумал он. Стоявший рядом кузнец сердито пояснил, что это беглого татарина наказывают за его проступок. Вскоре наш герой увидел оголенного по пояс несчастного человека, который содрогался от постоянно сыпавшихся на него ударов шпицрутенов и всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте». Но больше всего Ивана Васильевича повергло в ужас осознание, что всем этим действием руководит отец его любимой девушки. Теперь это был уже не любящий отец, а жестокий человек, наказывающий солдата за то, что тот, сочувствуя беглому, недостаточно сильно ударил палкой окровавленную спину татарина. В гневе полковник бил по лицу солдата и кричал: «Я тебе помажу!».  

Автор произведения сдержан в выражении своего отношения к происходящему, давая читателю возможность самим дать оценку персонажу, только недавно танцевавшего мазурку с дочерью на балу, а спустя всего несколько часов неоправданно жестоко наказывающего беглого и жалеющего его солдата. Отношение писателя мы видим в чувствах и поступках нравственно совестливого, порядочного Ивана Васильевича: ему стыдно, хотя не он совершил бесчестный поступок, на сердце героя почти физически ощутимая тоска, доходящая до тошноты. Молодой человек ищет оправдание произошедшему: «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю». Но оправдания жестокости так им и не найдены. Данный случай имел последствия и для личной жизни Ивана Васильевича: видя некогда горячо любимую девушку, он сразу вспоминал драматические события с беглым татарином, и любовь стала постепенно угасать, пока прошла совсем.

Анализируя рассказ, мы можем сделать вывод о том, что произведение «После бала» направлено автором против жестокости унижения личности, против телесных наказаний и жестокости в любом ее проявлении. Также автор обличает лицемерие и двуличность отдельных людей, привыкших носить маски порядочности, добродушия, но скрывающие при этом жестокосердие, высокомерие и иные порочащие человека черты.

Вариант 2

Я думаю, что рассказ направлен против двойственности людей. То есть героя поразил контраст в своем будущем тесте. Он был таким добрым и прекрасным на балу, а утром на службе показал себя жестоким и злым. Можно сделать вывод о том, что на балу он притворялся! Ведь понятно, что ему стыдно, когда Петр замечает рассказчика.

Конечно, можно свалить всё на систему! То есть в ней даже добрый человек должен себя вести ужасно, чтобы зарабатывать. Это тоже правда… Не каждый дворник будет рад, когда его встретит одноклассник. Не считается престижной работа! Думаю, что перед своей дочкой Петр не стал бы выполнять такую работу. Тоже нужно менять систему, чтобы не было у одного человека такой власти над другими, чтобы отменили телесные наказания.

С другой стороны, никто не заставлял полковника так усердно наказывать несчастного. Его ведь просили простить, и солдаты били не очень сильно – жалели беднягу. Но полковник настаивал, ругался, даже бушевал!.. Варенька точно не видела его таким, даже если она в детстве что-то делала неправильно. Никто ведь не заставлял его показывать себя жестоким – начальства рядом не было!

В общем, кажется, что на балу всё это было сном и неправдой… Иван Васильевич разочаровывается во всей этой жизни. Решает её поменять, то есть сделать всё, чтобы она изменилась к лучшему.

Иван хотел бы, чтобы все стали понятными: хорошими или плохими. Конечно, тогда было б проще. С хорошими дружим, с плохими боремся. Но это не всегда просто…

Ещё направлен рассказ против бесцельной жизни. У Ивана не было цели. Вот он бы женился, стал бы работать… А тут у него появилось то, ради чего жить. И не просто жить, а менять всё, расти над собой. Он точно стал не обывателем! Сложно работая, не имея времени на семью, на себя, он рос над собой, развивался. Он сам стал против таких «двойных» людей, как Петр Владиславович, против их власти. Многие задумались о себе и окружающих, прочитав рассказ.

Сочинение-рассуждение

“После бала” — рассказ Л.Н.Толстого, обнажающий жестокость и безнравственность иногда встречающиеся в царской армии.

В центре повествования оказывается полковник Петр Владиславович. Рассказ делиться на две части. В первой части местом действия является бал у губернского предводителя. Фоном становятся торжественно обставленные комнаты, звучит музыка, полковник танцует со своей дочерью. Петр Владиславович предстает в обрез статного, пожилого военного, нежно любящего свою дочь.

Во второй части рассказа меняется обстановка: действия переносятся на проезженную, скользкую дорогу посреди поля. Здесь происходит бесчеловечное наказание беглого татарина. Его проводят через строй солдат, нещадно избивающих палками бывшего товарища. Командует наказанием тот самый полковник, который еще несколько часов назад танцевал на балу, был добродушным и учтивым с хозяевами дома. Обреченный на смерть татарин молит своих “братцев” помилосердствовать. Но полковник строго следит за тем, чтобы солдаты не знали пощады к своему сослуживцу. Он твердым шагом следует за процессией. В страхе оказаться на месте татарина, солдаты безжалостно и жестоко избивают его.

Писатель очень сдержано выражает свое мнение, предоставляя читателю возможность самому оценить поведение полковника. Метаморфозы, произошедшие с ним, можно считать издержкой службы: в царской России физические наказания были обыденностью армейских буден. Полковник не читает себя плохим человеком, он не притворяется на балу. Наказание солдата для Петра Владиславовича является частью службы. Конечно, можно сказать, что полковник является заложником обстоятельств или среды. Но так ли это на самом деле? В начале повествования автор выражает свое мнение через рассуждения рассказчика. Главный герой считает, что человек сам решает, что хорошо, а что дурно. Идеей гуманизма, человеколюбия наполнен рассказ “После бала”. Лев Николаевич Толстой всегда оставался непримиримым врагом жестокости и насилия. Произведение писателя направлено против деспотизма и порабощения личности, против унижения и бесчеловечного отношения к людям. Человеческая жизнь — главная ценность, по мнению Толстого.

Против чего направлен рассказ После бала

Против чего направлен рассказ После бала

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Как я однажды опоздала в школу 5 класс

    Я хорошо учусь в школе, я отличница. У меня нет ни одной тройки, только пятерки и четверки. Еще, я никогда не опаздывала в школу, и вообще у меня примерное поведение. Учителя, даже ставят меня в пример, другим ученикам.

  • Сочинение Молчалины блаженствуют на свете (Горе от ума Грибоедова) 9 класс с цитатами

    В качестве антипода по характеру и жизненным взглядам, Чацкому в «горе от ума» Грибоедова, противопоставляется образ Молчалина, работающего личным секретарём Фамусова.

  • Образ 12 месяцев в сказке Маршака Двенадцать месяцев сочинение

    В сказке есть двенадцать месяцев, которых девочка повстречала в лесу. Каждый месяц отличается от другого, у всех есть свои индивидуальные черты, у каждого свой характер.

  • Сочинение Внешность Коробочки и портрет в поэме Мертвые души

    Коробочка представляет собой важный персонаж произведения, изображенный в образе пожилой одинокой вдовствующей женщины Настасьи Петровны, супруг которой скончался в чине коллежского секретаря.

  • Война в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

    Гражданская война… Сколько боли и суровых страданий принесла она вместе с собственным приходом… Разочарование и дикий ужас… Такой темный период в истории человечества не мог не запечатлеть великий писатель и поэт — Борис Леонидович Пастернак

Ответы на вопросы учебника «Литература» 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 40-42

Л. Толстой «После бала»

Размышляем о прочитанном

1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? 

Рассказ показался мне трогательным. Его начало весёлое и беззаботное, его концовка — трагическая. Мне показалось, что Толстой затронул тему противоречия реальной жизни и жизни выдуманной. Мне было жаль несчастного солдата, которого равнодушно истязал полковник, весь из себя такой благородный и красивый. Но в душе полковник был зверем, не заслуживающим уважения. И оттого таким страшным кажется равнодушие окружающих, потрясшее воображение героя даже сильнее, чем сама сцена казни.

Кто его главные герои? От чьего лица ведётся рассказ?

Главные герои рассказа: Иван Васильевич, Варенька, отец Вареньки. Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича.

О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич?

Герой рассказывает о временах своей молодости, студенчества.

Как рассказчик описывает Вареньку?

Рассказчик говорит, что в 18 лет она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная. Он говорит о царственном виде, весёлой улыбке и блестящих глазах. Он описывает Вареньку на балу с восхищением влюблённого человека.

Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своём настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение?

Герой называет бал чудесным: в прекрасной зале, со знаменитыми музыкантами, великолепным буфетом и морем шампанского. Сам он был счастлив, ведь он был влюблён.

Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик?

Отце Вареньки представляется герою красивым, статным стариком, прекрасно сложенным, с радостной и ласковой улыбкой. Герой смотрел на него с восторженным умилением, восхищением, он преносил на отца те чувства, что испытывал к дочери.

Что изменило настроение Ивана Васильевича?

Герой увидел жестокое наказание солдата и отца Вареньки, который этим наказанием руководил. Это зрелище привело героя в смятение, ему было стыдно, он не понимал, как такое возможно.

Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное?

Полковник всё такой же статный, румяный и усатый. Но в этой сцене он жесток и равнодушен, он злобно хмурится, делая вид, что не знает Ивана Васильевича. У полковника оказалось два лица: доброе и ласковое для семьи, людей его круга, и жестокое, уродливое для простых солдат, простых людей. Оба лица истинные.

Как вы восприняли характеры и поступки героев?

Характер Ивана Васильевича романтичный, он легко влюбляется, он наивный и доверчивый. Он хороший человек, которому отвратительна жестокость.

Полковник безжалостный, твёрдый, чёрствый. Он любит дочь, но ненавидит других людей. Его поступок после бала вызвал у меня волну негодования.

2. Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает большую часть произведения?

Кульминация этого рассказа происходит именно после бала, в то время как бал оказывается лишь преамбулой, призванной создать контраст между жизнью дворян и простых людей. Главная мысль рассказа заключена в жестокой сцене после бала, и на это указывает название рассказа.

3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала — его человеческими качествами или порядками в тогдашней армии?

Здесь есть место и тому, и другому. Порядки в армии того времени были жестокими, бесчеловечными. Привыкший к ним человек сам становился жестоким и не замечал в этом ничего плохого. Полковник действовал так, как привык. Он видел жестокость других и она стала его сутью. Хорошие человеческие качества остались лишь дымкой, прикрывающей бесчеловечность.

4. Можно ли сказать, что рассказ Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?

Рассказ переносит нас в середину XIX века, в период правления Николая I. Это было непростое время, когда человеческая жизнь ни во что не ставилась, особенно жизнь простого народа. Об этом рассказывает писатель, увязывая произошедшее с раздвоением в обществе.

5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?

Рассказ направлен против челоческой жестокости, злоупотребления властью, бесчеловечности и утраты веры. Автор утверждает, что перемены в человеческих отношений зависят не только от качеств самих героев, но и от качеств людей, которые их окружают. Так, тень поступка отца легла на Вареньку, убив влюблённость, которая зарадилась было в сердце Ивана Васильевича.

6. Чего достигает Толстой композиционным приёмом контраста событий? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос, для аргументации своих рассуждений используйте цитаты.

В рассказе Толстой противопоставляет идеальный мир бала и реальный мир казни. Оба мира описаны глазами одного человека. Этим автор добивается яркости видения, лучше раскрывает свой замысел, показывает жестокость, скрытую маской светских манер.

На балу полковник производит приятное впечатление: «красивый, статный старик», обладающий «ласковой и радостной улыбкой». Носки его старомодных сапог умиляли героя. Весь его образ казался идеальным образом отца и старого служаки.

На поле полковник был таким же «румяным» и статным, но его моральный облик претерпел огромное изменение. Теперь он предстал садистом, бьющим «испуганного, слабосильного солдата» за проявленную жалость, грозным и злобным зверем, не знающим милосердия.

Превращение милого старичка в жестокого зверя по мысли автора должно было ужаснуть читателя, задуматься его о том, что происходит с обществом.

Опыт литературоведческого исследования

Толстой писал: «Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить». Что это значит? Как вы понимаете высказывание великого писателя?

Толстой говорил Гольденвейзеру: «Я не понимаю, как можно писать и не переделывать всё множество раз». Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?

Списать портрет, разузнать, запомнить — всё это скорее работа репортёра, журналиста, который описывает реальные события. Но Толстой не был журналистом, он был творцом, писателем, который не просто описывает, а создаёт свой собственный мир, передаёт не просто события, а своё к ним отношение. И своими произведениями Толстой хотел заставить читателя задуматься, стать лучше, что-то изменить в себе и в окружающем мире.

Толстой много раз переписывал черновики своих произведений, потому что стремился достичь совершенства, как можно точнее выразить свою мысль, нарисовать наиболее точную и подробную картину. Это качество говорит о максимализме писателя, его скрупулёзности, тщательности, глубой ответственности перед читателем.

Творческое задание

Как отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала»?

Толстой мечтал, чтобы мужицкая и образованная России объединились. В этом рассказе он показал, как выглядит благопристойное общество и как выглядит его изнанка. Та, которая контактирует с Россией мужицкой. Писатель с горечью отмечает ту пропасть, которая лежит между двумя Россиями. Эта пропасть основана на пренебрежении со стороны одних и невозможности понять со стороны других. Я думаю, что Толстой пытался пристыдить образованную Россию, заставить её стать добрее, ближе к простому народу.

Фонохрестоматия

1. Менялось ли ваше отношение к героям во время чтения рассказа и прослушивания актёрского исполнения? Почему?

Моё отношение к Ивану Васильевичу не менялось, он был и остался добрым и чувственным молодым человеком. А вот отношение к полковнику претерпело изменения. Сперва он показался мне добрым, хорошим, но потом оказалось, что он жестокий и равнодушный человек. На это указывает его поступок.

2. Какие интонации были использованы актёром, чтобы показать характеры героев рассказа?

Актёр использует восторженные интонации для описания бала и удивлённые для описания казни. Герой не может поверить своим глазам, не понимает, как мог изменится один и тот же человек.

3. Против чего направлен рассказ Толстого и как это показывает в чтении Николай Лазарев?

Рассказ направлен против бесчеловечности, против жестокого отношения к людям. Актер голосом показывает чувства героя, его стыд и удивление, его недоумение, непринятие ситуации.

4. Как настраивает музыка на прослушивание контрастных событий?

Танцевальная музыка настраивает на прослушивание сцены бала, жёсткая дробь — на прослушивание сцены казни. Музыкальные темы словно противостоят друг другу, они меняют настроение рассказа.

5. Почему рассказчик так подробно описывает Вареньку, её отца?

Вареньку рассказчик подробно описывает, потому что влюблён. Он счастлив и может часами говорить о своей любви. Часть этой любви переносится им и на отца девушки, который представляется рассказчику величественным и вызывающим умиление.

6. Какая музыка звучит во время танца? Какое настроение создаётся ею? Почему рассказчику казалось, что он любит всех?

Во время танца звучит лёгкая и быстрая музыка. Ею создаётся весёлое, лёгкое настроение. Герой влюблён в Вареньку и свою любовь к ней он переносит на всех окружающих, особенно на её отца.

7. Что случилось после бала? Какая новая музыка послышалась рассказчику? Как он назвал её?

После бала рассказчик не мог спать и пошёл прогуляться. Он увидел жестокую сцену казни, которой руководил отец Вареньки. Эту сцену сопровождает жёсткая, нехорошая музыка барабанной дроби и флейты.

8. Почему любовь рассказчика пошла на убыль?

Рассказчик сравнивал Вареньку с отцом и ему становилось неловко и неприятно. Он уже не мог относиться к ней по-прежнему. Как ранее его любовь к девушке переносилась на отца, так теперь стыд за поступки отца переносится на девушку.

Толстой "После бала", рисунок

На чтение 4 мин Просмотров 1.3к.
Обновлено 31 октября, 2020

Поняв, против чего направлен рассказ Л.Н. Толстого «После бала», читатель самостоятельно сделает вывод об авторской позиции. Писатель не навязывает своей точки зрения, избегает назидательности, а лишь направляет нас.

Автор яркими красками рисует два события одной ночи. Условно мы можем назвать их «На балу» и «После бала». Они резко противопоставлены друг другу. И хотя вторая часть меньше по объёму, именно она главная для понимания идеи рассказа.

Герой видит ужасный случай: солдата-татарина за побег избивают палками, проводя через строй. Л.Н. Толстой довольно сдержанно выражает своё мнение, предоставляя возможность самостоятельно оценить поведение полковника, только что танцевавшего на балу с дочерью, а после этого на плацу руководившего наказанием.

Так, вначале полковник Б. представлен нам, как «красивый, статный, высокий и свежий старик». Писатель использует эпитеты «ласковый», «радостный», «блестящий», подчёркивая восхищение отцом, танцующим с дочерью. Не только герой, но и все присутствующие на балу умиляются этой сцене: «Вся зала следила за каждым движением пары».

И буквально несколько часов спустя мы видим совсем иную картину. «Высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым» — «спотыкающимся», «корчившимся». Теперь военный нам неприятен: раздутые щёки, оттопыренная губа, «самоуверенный и гневный голос», смотрит он «грозно и злобно». Но самое страшное, что для него это обыденное дело. Полковник Б. идёт «твёрдой походкой», не забывая глядеть себе под ноги.

Помогают передать разное настроение двух эпизодов и используемые писателем цвета. На балу царит белый: белые плечи хозяйки, белые перчатки, башмачки и платье Вареньки. Так автор подчёркивает чистоту, наивность самого героя — Ивана Васильевича. Как известно, белый цвет — это смешение всех оттенков: так и в душе героя одновременно много чувств (умиление, восхищение, благодарность, любовь).

И вот умиротворение рассыпается на множество красок: «я увидал… что-то большое, чёрное», «много чёрных людей», «что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное». А белые усы и зубы полковника смотрятся здесь, на плацу, каким-то инородным пятном, фальшивым, как и он сам, почти кощунственным. В душе Ивана Васильевича недоумение, неловкость, стыд, тоска.

Герой за короткий отрезок времени проходит от ослепления до прозрения. И понимает, что в мире не всё гармонично. То, что на виду, не всегда соответствует тому, что скрыто в человеческой душе.

Поддерживают это впечатление и звуки: весёлая кадриль, бойкая мазурка и «какая-то другая, жёсткая, нехорошая, музыка», «неприятная, визгливая мелодия». Они настолько разные, что ещё раз подчёркивают мерзость сцены на плацу.

И всё ничего, если бы метаморфозы не происходили с одним человеком. Как же жестокость по отношению к подчинённым уживается с отцовской любовью? Кто виноват в этом? И здесь Л.Н. Толстой не даёт однозначного ответа.

Может, это самодержавный режим, убивающий в человеке всё хорошее. Действительно, писатель разоблачает социальную несправедливость николаевской России: ложные представления о долге, достоинстве, чести искажают натуру человека. Неужели существует какая-то другая правда, позволяющая до смерти забивать солдата — пусть и виновного в побеге, но человека?

Может, это издержки профессии, поэтому подобная жестокость для военного в какой-то мере оправдана. Ведь полковник просто следует закону (система наказаний придумана не сейчас и не им). Однако герой не принял такую позицию и передумал поступать на службу, как хотел прежде. Более того, не только на военную, но и на гражданскую, вероятно, понимая, что любая власть калечить душу человека.

Но за злободневностью в настоящем произведении искусства всегда стоят вечные проблемы. Это борьба Добра и Зла в душе человека. Поэтому, отвечая на вопрос, против чего же направлен рассказ «После бала», можно сказать: «Против насилия, которое разрешает себе сам человек». Против подавления личности. Против угнетения слабых.

Великий гуманист, Л.Н. Толстой всегда на стороне человека, считая честь и достоинство главными ценностями. Автор хочет донести до читателя мысль, что в любой ситуации важно оставаться человеком, не унижать достоинство других, быть справедливым.

А будет ли наказание? Да, и оно неизбежно. Зло, поразившее полковника, отразилось на его дочери: «любовь с этого дня пошла на убыль». Так отец разрушил счастье ребёнка. Поэтому всегда стоит помнить: мы и только мы сами в ответе за свои поступки.

logo

  • Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      fatimajones593

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    Задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    8 минут назад

    Математика, задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    13 минут назад

    Математика, задачи на движение

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    18 минут назад

    и составить два предложения наречие места по каз яз ​

  • algebra
    Алгебра

    23 минут назад

    Как решить эту задачу, нужен полный ответ.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    6 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    6 часов назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

(355 слов) Толстой знаменит своими произведения не только из-за их масштабности, но и из-за их поучительности и морали. Толстой как философ не мог создавать что-то, не вкладывая в это какой-то смысл, актуальный и нужный в данный момент времени. Смыслом наполнялись и небольшие по размеру произведения. Например, рассказ «После бала» поднимает не одну проблему.

Произведение по смыслу поделено на две части, противопоставленные друг другу. Обе повествуют о жизни генерала Б. В первой рассказчик, Иван Васильевич, видит генерала любящим и хорошим отцом на балу. На следующий день наступает первое утро Великого Поста. В такой момент человек должен задуматься о своей душе и жизни, о своём пути. Как известно, Толстой был религиозен и патриархален, так что религия и вера занимали особое место в его произведениях. Однако в такой важный момент генерал Б. раскрывает иную сторону своей личности: жестокую, бездушную, без сострадания, которое является одной из основ христианства. Рассказчик видит на плацу наказание беглого татарина. Его проводили через солдат, которые били его палками. Это было ужасное зрелище, которое до глубины души потрясло Ивана Васильевича. После этого им было принято решение никогда не служить, чтобы не исполнять такие бесчестные приказы не менее бесчестных лидеров. Для Толстого была неприемлема политика жестокости и войны, он был ярым пацифистом. Рассказчик хочет оставаться человеком чести, которому не будет стыдно перед собой и перед Богом, голос совести не удушит его, если он сам будет решать свою жизнь и делать правильные выборы.

Стоит также отметить, что рассказ Ивана Васильевича начинается с воспоминаний о былой любви — Вареньке Б., которая и была дочерью генерала. Любовь к ней «пошла на убыль» после увиденного, в конце концов, бесследно исчезла. Для героя невозможно было связать свою жизнь хоть как-то с человеком, который мог поступать подобным образом. А дочь его не могла вырасти, не впитывая идеи и настроения своего отца.

Рассказ направлен против слепого следования указам жестоких людей без совести и души, против аморальных действий. По мнению Толстого, суд над человеком может вершить лишь Бог, ведь он всеведущ, а человеческий суд — явление жестокое и несправедливое. Общечеловеческие принципы морали и нравственности — это то, чем должен руководствоваться человек, когда делает выбор. Таким он сделал своего идеального героя, который отрёкся от подконтрольной военной жизни в пользу человечности.

Автор: Лиана Юлдашбаева

  • Против чего направлен рассказ после бала
  • Простыть вследствие слабого здоровья как пишется
  • Против чего направлен рассказ и что утверждает рассказ
  • Простыни сушатся как пишется
  • Против чего направлен и что утверждает рассказ муму