Против каких человеческих пороков выступает шукшин в своих рассказах

Контрольный тест за II курс.

Требования к выполнению заданий: тест состоит из 30 вопросов в двух вариантах, на каждый необходимо выбрать 1 правильный ответ. На выполнение задания отводится 90 минут.

1. Оценка «5» выставляется при выполнении 95% — 100 % предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 29 — 30 вопросов.

2.Оценка «4» выставляется при выполнении 80% — 94% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 24 — 28 вопросов.

3. Оценка «3» выставляется при выполнении 60% — 79% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 16 — 23 вопросов.

4. Оценка «2» выставляется при выполнении менее 60% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ менее, чем на 16 вопросов.

Вариант 1.

1. Конфликт художественного произведения – это:

а) ссора двух героев

б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета

в) наивысшая точка развития сюжета

г) неприятие произведения критиками читателями

2. Какого писателя XX века называли «Буревестником революции»?

а) А. П. Чехова

б) М. Горького

в) В. В. Маяковского

г) С. А. Есенина

3. Укажите, какой роман М. А. Булгакова увидел свет в начале 60-х гг. XX века на страницах журнала «Новый мир»?

а) «Жизнь господина де Мольера»

б) «Белая гвардия»

в) «Театральный роман»

г) «Мастер и Маргарита»

4. Автором романа о Понтии Пилате в «Мастере и Маргарите» является:

а) Понтий Пилат

б) Воланд

в) Левий Матвей

г) Мастер

5. Кому из героев М.А.Булгакова соответствует следующее описание: «…маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий»?

а) Коровьеву

б) Шарикову

в) Азазелло

г) Воланду

6. Кто из русских поэтесс сказала о себе:

«Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась».

а) М. Цветаева

б) А. Ахматова

в) Б. Ахмадуллина

г) Р. Козакова

7. Укажите романс, написанный на стихи М. И. Цветаевой:

а) « Примитивный романс»

б) « Мне нравится, что вы больны не мной…»

в) « Оплавляются свечи…»

г) « Заметался пожар голубой»

8. Соотнесите название произведения, созданного в годы Великой Отечественной войны, и имя автора.

а) « Волоколамское шоссе» 1) А.Твардовский

б) « Народ бессмертен» 2) А.Корнейчук

в) « Русские люди» 3) А. Бек

г) « Василий Теркин» 4) В. Гроссман

д) « Фронт» 5) К .Симонов

е) « Непокоренные» 6) Б.Горбатов

9. Укажите первый опубликованный сборник стихов Анны Ахматовой:

а) « Лирический пантеон»

б) « Четки»

в) « Вечер»

г) « Белая стая»

10. В каком университете Ахматова получила почетную степень доктора наук?

а) Московский государственный университет

б) Ленинградский государственный университет

в) университет в Кембридже

г) университет в Оксфорде

11. Укажите, где происходит действие поэмы «Реквием»?

а) Москва

б) Париж

в) Киев

г) Ленинград

12. Какой награды был удостоен Б. Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?

а) Ленинской премии в области литературы

б) международной премии Этна Таормина

в) Нобелевской премии

г) Пушкинской премии

13. Стихотворение «Февраль» Б. Пастернака входит в цикл стихов:

а) «Близнец в тучах»

б) «Сестра моя жизнь»

в) «Второе рождение»

г) к роману «Доктор Живаго»

14. Какое произведение А. Т. Твардовского называют «поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны»?

а) «Дом у дороги»

б) «Василий Теркин»

в) «По праву памяти»

г) Я убит подо Ржевом»

15. Кто из героев поэм Твардовского обращается к читателям с «того света»?

а) Василий Теркин

б) безымянный солдат

в) такого героя нет

г) Иосиф Сталин

16. Какой журнал возглавлял Твардовский в послевоенные годы?

а) «Знамя»

б) «Огонек»

в) «Новый мир»

г) «Нева»

17. Укажите ведущую тему всего творчества А. И. Солженицына:

а) тема судьбы России

б) тема «лагерной жизни»

в) тема исторического прошлого

г) тема войны

18. Укажите место действия рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»:

а) деревня Тегменево

б) каторжный лагерь в Казахстане

в) пригород Москвы

г) прифронтовая полоса

19. Лагерная тема является общей в творчестве А. Солженицына и:

а) В. Шукшина

б) В. Астафьева

в) В. Шаламова

г) В. Некрасова

20. Назовите писателя второй половины XX в., кото­рый был киноактером, сценаристом и режиссе­ром кино:

а) Ю. В. Трифонов

б) В. П. Астафьев

в) В. Г. Распутин

г) В. М. Шукшин

21. Против каких человеческих пороков выступает В. М. Шукшин в своих рассказах?

а) невежества

б) лицемерия

в) приобретательства и мещанства

г) раболепия

22. Укажите сборник стихов В. С. Высоцкого:

а) «Лирический пантеон»

б) «Нерв»

в) «Снежная маска»

г) «Anno Domini»

23. Укажите ведущую тему произведения В. П. Астафьева «Прокляты и убиты»:

а) историческая тема

б) деревенская жизнь

в) тема Великой Отечественной войны

г) тема экологии

24. За какое произведение в 1996 году Астафьеву была присуждена Государственная премия России?

а) «Прокляты и убиты»

б) «Зрячий посох»

в) «Веселый солдат»

г) «Прости меня»

25. Укажите художественное произведение, написанное В. Г. Распутиным:

а) «Царь — рыба»

б) «Пастух и пастушка»

в) «Прощание с Матерой»

г) «Печальный детектив»

26. Из какого произведения В. Распутина следующие строки:

«Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться. Не стыдиться, не ждать со страхом завтрашнего дня.

Лодки приближались. Сейчас. Сейчас уже будет поздно. Она шагнула в корму и заглянула в воду.

— Настёна, не смей! Настё-ё-о-на! – услышала она отчаянный крик, последнее, что довелось ей услышать, и осторожно перевалилась за борт.

Предали Настёну земле среди своих, только чуть с краешку, у покосившейся изгороди.

После похорон собрались бабы у Надьки на немудрёные поминки и всплакнули: жалко было Настён».

а) «Пожар»

б) «Последний срок»

в) «Деньги для Марии»

г) «Живи и помни»

27. Какие темы являются общими в творчестве В. Распутина и В. Астафьева (несколько вариантов ответа)?

а) деревенская тема

б) тема нравственности

в) тема экологии

г) тема войны

28. Героями какого произведения Ч. Т. Айтматова являются Акбара и Ташчайныр?

а) «Пегий пес, бегущий краем моря»

б) «Джамиля»

в) «Плаха»

г) «Тавро Кассандры»

29. Ч. Айтматов на страницах своего романа «Плаха» поднимает следующие проблемы (исключите лишнее):

а) проблемы экологии

б) проблемы наркомании

в) проблемы нравственной ответственности за содеянное

г) проблемы памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне

30. Героем какой пьесы А. Вампилова является инженер Зилов?

а) «Утиная охота»

б) «Старший сын»

в) «Прошлым летом в Чулимске»

г) «Прощание в июне»

Вариант 2.

1. Конфликт художественного произведения – это:

а) неприятие произведения критиками читателями

б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета

в) ссора двух героев

г) наивысшая точка развития сюжета

2. В честь творчества какого писателя XX века на занавесе театра изображена чайка? революции»?

а) А. П. Чехова

б) М. Горького

в) В. В. Маяковского

г) С. А. Есенина

3. В 1930 г. М. А. Булгаков был вынужден обратиться с письмом к правительству, потому что:

а) необходимо было поправить здоровье и выехать на лечение за границу;

б) необходимы были новые впечатления, и он хотел путешествовать;

в) наступил творческий кризис;

г) в периодике создавалась атмосфера травли, все пьесы Булгакова были сняты с репертуара театра.

4. Какая сюжетная линия романа «Мастер и Маргарита» является сатирическим изображением Москвы и быта москвичей конца 20-х годов?

а) роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри

б) сюжетная линия, повествующая о любви Мастера и Маргариты

в) похождения Воланда и его свиты

г) смерть Берлиоза

5. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке:

«… с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели … человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба … Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью…»

а) Коровьева

б) Воланда

в) Иешуа Га-Ноцри

г) Мастера

6. Какому русскому поэту адресованы следующие строки М. Цветаевой?

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке,

Одно единственное движение губ…

а) А. Фету

б) А. Блоку

в) С. Есенину

г) В. Маяковскому

7. Укажите, к какому литературному направлению принадлежало творчество М. И. Цветаевой:

а) символизм

б) акмеизм

в) вне течений

г) футуризм

8. Соотнесите название произведения, созданного в годы Великой Отечественной войны, и имя автора.

а) « Волоколамское шоссе» 1) А.Твардовский

б) « Народ бессмертен» 2) А.Корнейчук

в) « Русские люди» 3) А. Бек

г) « Василий Теркин» 4) В. Гроссман

д) « Фронт» 5) К .Симонов

е) « Непокоренные» 6) Б.Горбатов

9. Известно, что А. А. Ахматова – это псевдоним. Какое настоящее имя поэтессы?

а) Анна Версилова

б) Анна Снегина

в) Анна Суворина

г) Анна Горенко

10. Укажите последний опубликованный сборник стихов Анны Ахматовой:

а) « Подорожник»

б) « Четки»

в) « Бег времени»

г) « Anno Domini»

11. Какую премию за заслуги в области литературы получила Ахматова?

а) Нобелевскую премию

б) Пушкинскую премию

в) Государственную премию

г) премию Этна Таормина

12. Когда была напечатана поэма «Реквием» в России?

а) в 1940 г.

б) в 1945 г.

в) в 1987 г.

г) в 1963 г.

13. Какое произведение Б. Л. Пастернака считается автобиографическим?

а) «Доктор Живаго»

б) «Близнец в тучах»

в) «Девятьсот пятый год»

г) «Второе рождение»

14. После какого события в жизни Пастернака им было написано стихотворение:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони, 
Мне наружу хода нет.
Темный лес и берег пруда, 
Ели сваленной бревно. 
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость, 
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать 
Над красой земли моей.
Но и там, почти у гроба, 
Верю я, придет пора — 
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

а) отказ всех издательств публиковать стихи поэта

б) присуждение Пастернаку Нобелевской премии

в) исключение из членов Союза писателей

г) поездка в Германию

15. В каком произведении А. Т. Твардовский поднимает тему памяти:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль и чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль — забыть?

а) «Дом у дороги»

б) «Василий Теркин»

в) «По праву памяти»

г) Я убит подо Ржевом»

16. Какой из перечисленных фактов биографии Твардовского не соответствует действительности?

а) был председателем Союза писателей СССР

б) родители Твардовского были репрессированы

в) был редактором журнала «Новый мир»

г) в 80-е гг. эмигрировал за рубеж

17. Какие произведения воспроизводят картины лагерной жизни А.Солженицына?

а) «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича»

б) «Люби революцию» и «Один день Ивана Денисовича»

в) «Архипелаг ГУЛАГ» и «В круге первом»

г) «Раковый корпус» и «Матренин двор»

18. Героем какого произведения А. И. Солженицына является зэка «Щ-854»?

а) «В круге первом»

б) «Раковый корпус»

в) «Один день Ивана Денисовича»

г) «Матренин двор»

19. Продолжая лагерную тему, В. Шаламов пишет рассказы (исключите лишнее):

а) «Ночью»

б) «Чудик»

в) «Сгущенное молоко»

г) «Ягоды»

20. Назовите писателя второй половины XX в., кото­рому в 1976 году посмертно была присуждена Ленинская премия за заслуги в области литературы и киноискусства:

а) В. Шукшин

б) Ю. Трифонов

в) В. Распутин

г) М. Шолохов

21. Андрей Ерин – герой рассказа В. Шукшина:

а) «Чудик»

б) «Микроскоп»

в) «Срезал»

г) «Ноль – ноль целых»

22. Кому из русских поэтов второй половины XX века принадлежат следующие строки:

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более — когда в нее плюют. ?

а) И. Бродскому

б) Р. Рождественскому

в) В. Высоцкому

г) Н. Заболоцкому

23. В 1995 году В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия России. За какое произведение?

а) роман «Прокляты и убиты»

б) повесть «Веселый солдат»

в) рассказ «Стряпухина радость»

г) рассказ «Людочка»

24. Как называется новеллистический цикл В. П. Астафьева, целостность которого обеспечивается единым художественным пространством — «рекой жизни» Енисеем, единой темой — связи Человека и Природы, единым образным миром?

а) «Последний поклон»

б) «Царь-рыба»

в) «Затеси»

г) «Пастух и пастушка»

25. Основной темой в творчестве В. Г. Распутина является (исключите лишнее):

а) тема памяти

б) тема нравственности

в) деревенская тема

г) тема модернизации общества

26. Из какого произведения В. Распутина следующие строки:

«Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, … повидала на своём веку всякое. Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов»

а) «Прощание с Матерой»

б) «Последний срок»

в) «Деньги для Марии»

г) «Живи и помни»

27. В какой повести В. Распутина главная героиня Анна, восьмидесятилетняя старуха, умирает, потому что «изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки»?

а) «Последний срок»

б) «Деньги для Марии»

в) «Прощание с Матерой»

г) «Уроки французского»

28. Героем какого произведения Ч. Т. Айтматова является еретик Авдий Каллистратов?

а) «Пегий пес, бегущий краем моря»

б) «Джамиля»

в) «Плаха»

г) «Тавро Кассандры»

29. Какую из указанных проблем Ч. Айтматов не поднимает на страницах своего романа «Плаха» ?

а) проблемы экологии

б) проблемы наркомании

в) проблемы нравственной ответственности за содеянное

г) проблемы памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне

30. Кто из русских драматургов XX века преждевременно ушел из жизни, и этот уход был предсказан цыганкой?

а) А. Вампилов

б) Н. Арбузов

в) М. Розанов

г) Г. Панфилов

Эталон ответов.

1 вариант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

б

б

г

а

а

б

А-3;

б – 2;

в – 5;

г – 1;

д – 4;

е — 6

б

г

г

в

г

б

а

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

в

б

б

в

г

в

б

в

а

в

г

а, г

в

г

а

2 вариант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

б

а

г

в

в

б

в

А-3;

б – 2;

в – 5;

г – 1;

д – 4;

е — 6

г

в

г

в

а

б

в

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

г

а

в

б

а

б

в

а

б

г

а

а

в

г

а

На
нашей Земле человек является высшим
разумным существом. Я считаю, что это
большая честь; но вместе с тем и обязанности
у человека большие. Каждый должен
совершенствовать себя, очищать свою
душу, должен протестовать против
несправедливости. То есть человек не
должен «позволять душе своей лениться»[9],
его душа постоянно должна быть в работе,
иначе человек не живет, а существует.

В
современной литературе В. Шукшин
поднимает проблемы нравственности
нашего общества, выступает в защиту
человека, его прав.

В.
Шукшин в простой форме, часто с юмором,
доносит до читателя многие проблемы
человека и общества
.

Рассказ
Шукшина “Обида”
как раз относится к этой теме. Главный
герой — Сашка — молодой мужчина. Однажды
он пришел в магазин, где продавщица
нагрубила ему, сказав, что вчера он,
будучи пьяным, устроил в магазине
скандал. Но такого не было, и Сашка очень
обиделся на несправедливость, на
покупателя, который поверил продавщице.
Но проблема,
поднимаемая в этом рассказе, гораздо
глубже обиды.
Вопрос
стоит о душе человека
,
о том, что у разных людей и души-то разные.
И оказывается, что чем чище, добрее у
человека душа, тем он слабее. Получается,
что быть
честным, открытым и добрым плохо
;
для самого же человека это оборачивается
иногда трагедией.

В
рассказе Шукшина
“Чудик”
главный
герой встречает непонимание
окружающих
.
И это ему больно переносить. Если хоть
немножко чем-то отличаешься от окружающих,
то сам же потом за это страдаешь.

Чтобы
наше общество стало нравственным,
культурным, нужно каждому человеку
заняться воспитанием своей души. К этой
цели можно и нужно стремиться.

Рассказы
Василия Шукшина раскрывают все стороны
повседневной жизни простого человека.
Писатель как бы рисует картины
жизни отдельных людей
,
их
отношения
,
характеры,
привязанности,
стремления
и
многое другое, что только может происходить
в жизни каждого человека. Все рассказы
написаны простым “народным” языком,
возможно, поэтому они так легко читаются.
За чтением порой не замечаешь, как
перевоплощаешься в героев рассказов
Шукшина и становишься частью небольшого
эпизода из жизни какого-нибудь старика,
студента Юрки, Кольки, Клавдии, Сереги.
Несмотря на простоту, краткость и даже
какую-то неприхотливость в изложении,
Шукшин затрагивает в своих рассказах
проблемы общественной морали, а также
нравственные проблемы поведения
человека.

Рассказы
Василия Шукшина глубоко психологичны.
Его волнуют и чистые,
открытые отношения между людьми
,
и проблема
хамства
,
чувство
ненависти и злобы
.
Писатель высмеивает трусость, зависть,
ограниченность ума некоторых людей и
в то же время с трепетом и нежностью
рассказывает о материнской любви, об
отцовских слезах, подчеркивая каждый
раз духовное богатство и мудрость
простого сельского человека. Разве
можно остаться равнодушным к чувствам
бедного Кольки, инвалида с детства,
который из-за любви к девушке пытается
изо всех сил “одолеть” протез, но
отчаяние овладевает им… Или как просто,
по-своему, деревенский парень Сергей
хочет доставить радость “хоть раз в
жизни” любимому человеку, жене. Он
покупает ей дорогие сапожки, ничего,
что размер не подошел. Ласковое слово
в нужную минуту всегда все исправит.

Герои
рассказов Шукшина все разные: по возрасту,
по характеру, по образованию, по
социальному положению, но в каждом из
них видна интересная личность.

В
рассказе “Микроскоп”
поиск истины

начинается с познания окружающего мира.
Андрей Ерин, столяр, открывает для себя
тайны микромира. Он озабочен грядущими
судьбами человечества: “Вдвоем с сыном
часами сидели они у микроскопа,
исследовали”.

Андрей
Ерин размышлял, как же уничтожить
микробы: “Скипидаром?.. Не возьмет.
Водка-то, небось, покрепче… я ж пью, а
вон видел, што делается в крови-то!”
Решил током попробовать.

“В
последнее время Андрею было не до
выпивок, и он с удивлением обнаружил,
что брезгует пьяными”.

Увидев
в микроскоп, что в воде и крови имеется
большое количество микробов, Ерин
“понял” позицию ученых, у которых
“микроскопы-то получше нашего”: “И
молчат. Не хотят расстраивать народ. А
чего бы не сказать? Может, все вместе-то
и придумали бы, как их уничтожить. Нет,
сговорились и молчат. Волнение, мол,
начнется”.

Главный
герой рассказа подкупает чистотой и
возвышенностью своей души и своих
помыслов.

Сын
Андрея очень увлекся работой с микроскопом,
пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно,
конечно, жена сдала микроскоп в
“комиссионку”.

В
большом рассказе “Охота
жить”

Шукшин противопоставил два отношения
к жизни двух людей: старого таежника
Никитича и беглого преступника, молодого
парня.

Парень
красивый, здоровый, взгляд у него
“стылый”, руки не рабочие. До ареста
был “агентом по снабжению. По культурным
связям с зарубежными странами”. Он
рвется в город: “Там милые, хорошие
люди, у них тепло, мягко, играет музыка.
Они вежливые и очень боятся смерти. А я
иду по городу, и он весь мой”. Основное
желание парня — “охота жить!”.

Никитич
считает, что “не было бы добрых людей,
жись бы давно остановилась”. Парень же
считает иначе: “Если бы я встретил
где-нибудь вашего Христа, я бы ему с ходу
кишки выпустил… Я бы сейчас нового
Христа выдумал: чтоб он по морде учил
бить”.

После
случайного прихода в таежную избушку
начальника районной милиции и еще двоих
мужчин парень бежит ночью из избы,
прихватив ружье и кисет Никитича.
Никитича возмутила эта кража, и он догнал
парня. Но пожалел его и оставил ему ружье
с условием, что в деревне парень отдаст
ружье Ефиму Мазаеву. Парень из этого
ружья убил Никитича выстрелом в спину:
“Так лучше, отец. Надежнее”.

Чему
учит этот рассказ? Доброта
должна быть разборчивой, продуманной
,
иначе она обернется вредом и бедой.

Шукшину,
как никому другому, не только удалось
глубоко показать образ жизни различных
людей, но и с удивительной проницательностью
раскрыть моральный
облик как негодяя, так и честного
человека
.
Действительно, проза Василия Шукшина
может служить своеобразным учебным
пособием, которое учит избегать или не
повторять многих ошибок.[10]

Таким
образом, из вышеизложенного следует,
что В.М. Шукшин на страницах своих книг
решал много нравственных проблем, таких,
как:

  • проблемы
    человека и общества;

  • проблему
    обиды;

  • проблему
    чистоты взаимоотношений между людьми;

  • проблему
    хамства
    ,
    чувство
    ненависти и злобы в людях;

  • проблему
    поиска смысла жизни;

  • проблему
    истинного и ложного счастья;

  • проблему
    доброты, которая, по мнению, Шукшина
    должна быть разборчивой и продуманной;

  • проблему
    поколений и другие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В литературе 60—70-х годов XX века одной из главенствующих тем становится тема деревни. Обострение общественного интереса к экономическим и социально-идеологическим процессам, происходящим в сельском хозяйстве, вызвало к жизни ряд замечательных произведений Ф. Абрамова, В. Белова, В. Тендрякова и, конечно же, Василия Макаровича Шукшина. Их произведения тем и замечательны, что наряду с деревенской тематикой авторы стараются затронуть социальные, духовные, нравственные интересы современного общества. Писатели раскрывают нравственные истоки характера деревенского человека, стремительно меняющегося в то время. Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, В.М. Шукшину отведено одно из главных мест. Его прозаические произведения отличаются яркостью и самобытностью.

При всем многообразии жанровых форм, которыми мастерски владел писатель, есть общая направленность, которая их объединяет: это нравственная проблематика и особая авторская манера изложения. Проза В.М. Шукшина явление самобытное, со своими стилевыми особенностями. Характеры, увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает в рассказах, завораживая читателя судьбами героев. Автор вглядывается в свой персонаж и исследует его как художник, открывая его душевную многогранность. В его рассказах жизнь предстает в ее неисчерпаемости, в удивительном разнообразии. Интонации его произведений богаты оттенками. В.М. Шукшин на нескольких страницах создает неповторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия. В.М. Шукшин обращается к обыденному, казалось бы, значительному факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием. Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки. Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым прибегает В.М. Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет простой информации, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога подвижен, современен, насыщен колоритными репликами. В.М. Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие художественных средств. От каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредственностью. Сюжетные ситуации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем — все это увлекает и волнует читателя. Не «рассказы настроения» влекут к себе В.М. Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе отпечаток времени.

Особенное пристрастие В.М. Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, не хватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. В.М. Шукшин глубоко переживал тот разрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городе и в деревне, между уровнем культуры. В.М. Шукшин — писатель глубоко социальный. Он исследовал новые социальные явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни. Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровом повседневности он мог видеть особенное — те черты, которые в целом создавали русский национальный характер. Такой характер, русский народ в его историческом движении — вот что неизменно занимало творческое мышление В.М. Шукшина в годы его творческой зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.
Для литературы 70-х годов характерны глубокая постановка нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души, смелость художественных исканий. В этом русле и развивается творчество В.М. Шукшина, полное веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу. Прямая критика некоторых явлений, встречающихся в нашем обществе, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, писатель не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас, читателей. Одна из главных его тем — тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложных этических проблем. Основой нравственности для В.М. Шукшина всегда был труд, труд — на пользу обществу, труд — удовлетворение и радость. Для него это было то миропонимание, которое складывалось в ранние детские годы. Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к труду. Поэтому и хочется остановить внимание читателя прежде всего на рассказах, в которых созданы образы трудолюбов. В рассказе «Думы» (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей Рязанцев. В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь, неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступил в колхоз и выстрадал многие перемены в деревне. Началась война — пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когда вернулся после госпиталя домой — избрали председателем колхоза. Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии — слияния с природой. Писатель акцентирует внимание человека на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства. Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемственности поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства — через них познается человек, а через него — время и сущность бытия. Пути постижения писателем ведут его к познанию глубин души человеческой. А в этом — ключ к решению древних и новых загадок жизни.

Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненного предназначения. Рассказ «Думы» философски насыщен, здесь философия становится чувством или чувство философией. Рассказ «Дядя Ермолай» написан в 1917 году. Рассказчик вспоминал о честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам иждивенчества, корыстолюбия. Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: «Знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что с измальства труд крестьянский узнал». В рассказах «Дядя Ермолай» и «Думы» созданы типичные народные характеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских тружеников, так же как и всех советских людей, волнуют проблемы и противоречия века.

В.М. Шукшин показывает, как деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем, рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают внимание автора, и изпод его пера выходят такие рассказы, где герой изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которого стремится прикоснуться к тайнам природы. Рассказ «Микроскоп» пронизан юмором, но в глубине его образной системы — глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о «вещной болезни», ставшей столь распространенной в наше время. В.М. Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья. Можно зло посмеяться над героем рассказа «Забуксовал», который вдруг задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеяться? Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка — из соседней деревни, где нет десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт. Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от матери, и он ест хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич — скряга отменный. Живет он зажиточно, в кладовке чего только у него нет. Старик удивляется: зачем учиться еще восемь лет, чтобы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он советует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары цивилизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем. В беседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно, голодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язвителен. Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе.

Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается читателями как бы озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, раскрывает духовный мир персонажей. Творчество В.М. Шукшина близко мне выражением свободного дуга, естественным описанием действительности, цельностью и единством проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельность творчества Шукшина обусловлена нравственно-эстетической позицией художника, которая с развитием его искусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях. Искусство психологического портрета, речевое многообразие, мировосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответственности — вот что близко мне в творчестве замечательного прозаика В.М. Шукшина.

На нашей Земле человек является высшим разумным существом. Я считаю, что это большая честь; но вместе с тем и обязанности у человека большие. Каждый должен совершенствовать себя, очищать свою душу, должен протестовать против несправедливости.

То есть человек не должен позволять душе своей лениться, его душа постоянно должна быть в работе, иначе человек не живет, а существует.
В современной литературе В. Шукшин поднимает проблемы нравственности нашего общества, выступает в защиту человека, его прав.
В. Шукшин в простой форме, часто с юмором, доносит до читателя многие проблемы человека и общества.
Рассказ Шукшина “Обида” как раз относится к этой теме. Главный герой – Сашка – молодой мужчина. Однажды он пришел в магазин, где продавщица нагрубила ему, сказав, что вчера он, будучи пьяным, устроил в магазине скандал. Но такого не было, и Сашка очень обиделся на несправедливость, на покупателя, который поверил продавщице.

Но проблема, поднимаемая в этом рассказе, гораздо глубже обиды. Вопрос стоит о душе человека, о том, что у разных людей и души-то разные. И оказывается, что чем чище, добрее у человека душа, тем он слабее.

Получается, что быть честным, открытым и добрым плохо; для самого же человека это оборачивается иногда трагедией.
В рассказе Шукшина “Чудик” главный герой встречает непонимание окружающих. И это ему больно переносить. Если хоть немножко чем-то отличаешься от окружающих, то сам же потом за это страдаешь.
Чтобы наше общество стало нравственным, культурным, нужно каждому человеку заняться воспитанием своей души. К этой цели можно и нужно стремиться.
Рассказы Василия Шукшина раскрывают все стороны повседневной жизни простого человека. Писатель как бы рисует картины жизни отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности, стремления и многое другое, что только может происходить в жизни каждого человека. Все рассказы написаны простым “народным” языком, возможно, поэтому они так легко читаются. За чтением порой не замечаешь, как перевоплощаешься в героев рассказов Шукшина и становишься частью небольшого эпизода из жизни какого-нибудь старика, студента Юрки, Кольки, Клавдии, Сереги.

Несмотря на простоту, краткость и даже какую-то неприхотливость в изложении, Шукшин затрагивает в своих рассказах проблемы общественной морали, а также нравственные проблемы поведения человека.
Рассказы Василия Шукшина глубоко психологичны. Его волнуют и чистые, открытые отношения между людьми, и проблема хамства, чувство ненависти и злобы. Писатель высмеивает трусость, зависть, ограниченность ума некоторых людей и в то же время с трепетом и нежностью рассказывает о материнской любви, об отцовских слезах, подчеркивая каждый раз духовное богатство и мудрость простого сельского человека.

Разве можно остаться равнодушным к чувствам бедного Кольки, инвалида с детства, который из-за любви к девушке пытается изо всех сил-“одолеть” протез, но отчаяние овладевает им… Или как просто, по-своему, деревенский парень Сергей хочет доставить радость “хоть раз в жизни” любимому человеку, жене. Он покупает ей дорогие сапожки, ничего, что размер не подошел.

Ласковое слово в нужную минуту всегда все исправит.
Герои рассказов Шукшина все разные: по возрасту, по характеру, по образованию, по социальному положению, но в каждом из них видна интересная личность..
В рассказе “Микроскоп” поиск истины начинается с познания окружающего мира. Андрей Ерин, столяр, открывает для себя тайны микромира. Он озабочен грядущими судьбами человечества: “Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали”.
Андрей Ерин размышлял, как же уничтожить микробы: “Скипидаром?.. Не возьмет. Водка-то, небось, покрепче… я ж пью, а вон видел, што делается в крови-то!” Решил током попробовать.
“В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными”.
Увидев в микроскоп, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин “понял” позицию ученых, у которых “микроскопы-то получше нашего”: “И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать?

Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется”.
Главный герой рассказа подкупает чистотой и возвышенностью своей души и своих помыслов.
Сын Андрея очень увлекся работой с микроскопом, пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно, конечно, жена сдала микроскоп в “комиссионку”.
В большом рассказе “Охота жить” Шукшин противопоставил два отношения к жизни двух людей: старого таежника Никитича и беглого преступника, молодого парня.
Парень красивый, здоровый, взгляд у него “стылый”, руки не рабочие. До ареста был “агентом по снабжению. По культурным связям с зарубежными странами”.

Он рвется в город: “Там милые, хорошие люди, у них тепло, мягко, играет музыка. Они вежливые и очень боятся смерти. А я иду по городу, и он весь мой”.

Основное желание парня – “охота жить!”.
Никитич считает, что “не было бы добрых людей, жись бы давно остановилась”. Парень же считает иначе: “Если бы я встретил где-нибудь вашего Христа, я бы ему с ходу кишки выпустил… Я бы сейчас нового Христа выдумал: чтоб он по морде учил бить”.
После случайного прихода в таежную избушку начальника районной милиции и еще двоих мужчин парень бежит ночью из избы, прихватив ружье и кисет Никитича. Никитича возмутила эта кража, и он догнал парня. Но пожалел его и оставил ему ружье с условием, что в деревне парень отдаст ружье Ефиму Мазаеву. Парень из этого ружья убил Никитича выстрелом в спину: “Так лучше, отец.

Надежнее”.
Чему учит этот рассказ? Доброта должна быть разборчивой, продуманной, иначе она обернется вредом и бедой.
Шукшину, как никому другому, не только удалось глубоко показать образ жизни различных людей, но и с удивительной проницательностью раскрыть моральный облик как негодяя, так и честного человека. Действительно, проза Василия Шукшина может служить своеобразным учебным пособием, которое учит избегать или не повторять многих ошибок.

Loading…

  • Протесты дубровского сочинение 6 класс
  • Простреленная нога как пишется
  • Протестно настроенный как пишется
  • Пространство и время в рассказе бабеля как это делалось в одессе
  • Протестированное задание как пишется