Против кого воевали казаки в рассказе тарас

За какую Русь и за какую веру боролись и умирали казаки

Доказательством русского патриотизма Гоголя принято считать повесть «Тарас Бульба» (по мнению Александра Привалова, самое устаревшее из произведений писателя). В ней, принятой с восторгом едва ли не всеми как произведение героическое и патриотическое, Гоголь выразил свой идеал: это – запорожские казаки (сам Гоголь писал: «козаки»). Повесть многократно экранизировалась на Западе, а недавно по ней был снят фильм и у нас, получивший немало как восторженных, так и отрицательных отзывов.

Горячий прием повести именно русскими основан на полнейшем недоразумении. Да, сердцевиной будущей украинской нации стало казачество. Сердцевиной духовной, а не этнической. Ведь казачество – это сборище лиц разных этносов, в Запорожской Сечи встречались не только малороссы, но и великороссы, и поляки, и татары-разбойники, и армяне, и лица совсем уж экзотических для этих мест этносов – венгры, потомки черных клобуков и даже турки. Часто это были разоренные беглецы, преступники, авантюристы. Значительная часть сечевиков в этническом отношении не имела ничего общего с малороссами, тогда преимущественно крестьянами.

Итак, кто же такой казак в первоначальном значении этого слова? Слово «казах» «означает в тюркских языках вольного наездника…» (Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978. С. 149). Конкретнее, это – человек (чаще конный), добывающий свое пропитание оружием. О том, как казак даже в XIX веке относился к людям других этносов, в том числе и к русским, можно прочитать в повести Льва Толстого, которая так и называется «Казаки». А ведь в ней речь шла уже о совсем других казаках, служивых людях. Но Запорожская Сечь была принципиально антигосударственным образованием. Эта единственная в своем роде казацкая республика, находясь между Россией, Польшей, Крымским ханством и Турцией, воевала то с одним, то с другим своим соседом и жила тем, что добывала во время набегов на coceдей (регулярной хозяйственной деятельности она не вела и в принципе не могла вести).

Вот как сам Гоголь описывал возникновение казачества и обусловленный этим характер казаков:

«Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена до тла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объявился древле-мирный славянский дух, и завелось казачество – широкая, разгульная замашка русской природы… Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей, возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от сих неукротимых стремлений, грозивших ее опрокинуть… Кончился поход, – воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный казак… Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропало, пить и бражничать, как только может один русский, – все это было ему по плечу». А кроме рейстровых казаков, «считавших обязанностью являться во время войны», можно было набрать добровольцев, кликнув по рынкам и площадям сел клич: «Ступайте славы и чести рыцарской добиваться!.. Пора доставать казацкой славы!» (Выделено мной. – МЛ.)

Гоголь, восхищавшийся казачеством, все же вынужден был описать крайнюю жестокость, даже зверства казаков, которые не просто убивали свои жертвы, а и вырезали младенцев из чрева матерей. Жестокость в людях часто соединяется с сентиментальностью, которой окрашены, например, многие казацкие песни.

Еще один важный штрих к характеристике Тараса Бульбы: «Тогда влияние Польши начинало уже сказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия» Его «враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае поднять оружие во славу христианства». Он желал посмотреть на первые подвиги своих сыновей «в ратной науке и бражничестве, которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря». Сам он говорил о «чести лыцарской».

И вот общая картина Сечи:

«Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны… все прочее время отдавалось гульбе – признаку широкого размета душевной воли. Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество…»

Но пиршествовать можно было только до тех пор, пока были деньги. Значит, за пиршеством должен был наступать военный поход за добычей. И те, кто возвращались из похода живыми, могли снова пировать. А на место тех, кто погиб, из похода не вернулся, приходили новые любители такой разгульной жизни, не обремененной производительным трудом и житейскими заботами. Казачество было особым образом жизни, совершенно не схожим с оседлым хлеборобским бытием малороссов. Вот таким был «жизненный цикл» казачества: пир, грабеж, снова пир и т. д. Редко кто из сечевиков доживал до старости. Но, как отмечал один критик, «как это ни парадоксально в контексте грабительско-паразитическо-го образа жизни, однако до официального присоединения к России, которому оно способствовало как никто, казачество не только считало себя, но и действительно являлось… мужественнейшими защитниками православной веры и культуры на Украине. Особенно во время польского владычества… А что уж говорить об отношении к крымскому ханству и туркам! Походы против них считались делом в прямом смысле святым».

Казак, столь романтично представленный Гоголем, а уж тем более – реальный, как идеал русским совсем не подходил. Гоголь, живописуя это сообщество анархистов, сам замечает, что оно умело «только гулять да палить из ружей». Для казаков «все равно, где бы ни воевать, только бы воевать, потому что неприлично благородному человеку быть без битвы». Если же ее нет, можно отвести душу в ссоре и драке куреней с куренями. В общем, казаки вели себя совершенно так же, как и западноевропейские благородные рыцари, искавшие себе чести и славы, или как викинги (варяги), промышлявшие разбоем и предававшиеся потом гульбе. И Гоголь воспел «то поэтическое время, когда все добывалось саблею». Кинорежиссер Владимир Бортко, поставивший фильм «Тарас Бульба», видел аналогию казака в японском самурае:

«Важно понять психологию казаков того времени. Для них не было другого смысла жизни, кроме войны с врагом… «путь воина – это путь к смерти» – закон самураев. И у казаков та же философия. Мечта любого из них – прославиться, умереть героем, чтобы потом о нем бандуристы пели на весь мир. Тогда царило абсолютно другое мышление, непонятное в наше гуманистическое время». Это не была война за Родину, как Великая Отечественная война: «Нет, Великая Отечественная война предполагала защиту Родины, а потом мирную жизнь. А казаки, пока могли сидеть в седле, воевали. Вы пытаетесь найти в этом рациональное зерно, а оно в другом. Это не рационализм нашего современника, для которого мир лучше войны, а жизнь дома с женой лучше военных лишений. Тарас говорит сыну: «Не слухай жинку, бо вона баба». И это не шутка, а жизненная позиция. Ты самурай! И с ляхами та же история. Польский пан, который пропил все имение, деньги, челядь, перед сражением одалживал злотые. Почему? А потому, что если его убьют, то противник возьмет деньги как законную добычу. Чтобы потом не считал, что бился с холопом, быдлом» («Комсомольская правда», 26.03.2009).

Казаки, как принято считать и как были уверены сами, защищали православную веру и готовы были умереть за нее, но их «символ веры» был прост: «Веровать во Христа и в Святую Троицу, ходить в церковь».

Вот как сам Гоголь описывал порядок приема новичков в Сечь:

«Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» «Верую!» отвечал приходивший. «И в Троицу Святую веруешь?» «Верую!» «И в церковь ходишь?» «Хожу!» «А ну, перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо», отвечал кошевой: «ступай же, в который сам знаешь, курень». Этим заканчивалась вся церемония. И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании».

Вот и все, остальное нужно было доказывать в боях. Можно ли ожидать иного от этих вечных воинов, если и православие украинцев вообще, например, священник и богослов Георгий Флоровский считал в значительной мере «окатоличенным». Во времена моего детства мальчишки нашего двора часто играли в «казаков-разбойников». Видно, название этой игры укоренилось не случайно. Видеть в «казаках-разбойниках» из повести Гоголя, когда они разделились на два отряда, чтобы и не оставлять осады вражеского польского города, и вызволить «однополчан», попавших в плен к иноземцам, исполнителей евангельской заповеди «положить душу своя за друзей своих», можно только при пылком воображении.

Интересно, что Тарас, выражая общую волю казаков, призывал выпить за то, чтобы по всему свету разошлась и была бы одна святая православная вера, «и все, сколько ни есть бусурманов, все бы сделались христианами!». Вот такие были они крестоносцы или суперэкуменисты на основе их «казацкого православия»! Предчувствуя скорую свою гибель, казаки думали о том, что не пропадет казацкая слава, будет петь о них старик-бандурист, «и пойдет дыбом по всему свету о них слава, и все, что ни народится потом, заговорит о них».

«Бульбу» «проходят» в школе, поэтому повесть издается в усеченном виде, и редко кто перечитывал ее полный текст, будучи уже взрослым. Щадят издатели чувства читателей, опускают сцены чудовищной жестокости, проявляемой казаками.

Порой казаки устраивали погромы, швыряя еврейских торговцев в волны Днепра. А как расправлялись они с поляками (так сказать, на взаимной основе)! Сжигали деревни, угоняли или убивали скот, отрезали груди у женщин, кидали в пламя матерей вместе с младенцами. Не случайно, – говорит кинорежиссер Федор Бондарчук, – при попытках экранизации повести всякий раз «смягчают» жесткий гоголевский сюжет, экранизировать повесть «в чистом виде» никто не решается, и серьезное ее кинопрочтение еще впереди.

Но повесть написана так, что завораживает. Вряд ли был в России, на Украине и в Белоруссии хоть один юноша, который, читая «Тараса Бульбу», не переживал бы за таких казаков, как Кукубенко:

«Казаки, казаки! Не выдавайте лучшего цвета вашего войска! Уже обступили Кукубенка, уже семь человек только осталось из всего Незамайновского куреня; уже и те отбиваются через силу; уже окровавилась на нем одежда. Сам Тарас, видя беду его, поспешил на выручку. Но поздно подоспели казаки: уже успело ему углубиться под сердце копье прежде, чем были отогнаны обступившие его враги. Тихо склонился он на руки подхватившим его казакам. И хлынула ручьем молодая кровь, подобно дорогому вину, которое несли в склянном сосуде из погреба неосторожные слуги, подскользнулись тут же у входа и разбили дорогую сулею: все разлилось на землю вино, и схватил себя за голову прибежавший хозяин, сберегавший его про лучший случай в жизни, чтобы, если приведет Бог на старости лет встретиться с товарищем юности, то чтобы помянуть бы вместе с ним прежнее, иное время, когда иначе и лучше веселился человек… Повел Кукубенко вокруг себя очами и проговорил: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть на глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!» И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам. Хорошо будет ему там. «Садись, Кукубенко, одесную меня!» скажет ему Христос: «ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человека, хранил и сберегал Мою Церковь»…

Описание Сечи у Гоголя слишком романтическое. Но есть и более трезвые исследования этого феномена. (Наверное, самое свежее из них – вышедшая в 2008 году в издательстве «Алгоритм» книга Александра Андреева, Максима Андреева и Антона Мастерова «Запорожская Сечь».) Сечь была передвижной (менявшей местоположение в зависимости от складывающейся обстановки) столицей некоей орды. Эта орда не была ни государством, ни рыцарским орденом, а сообществом любителей легкой, но и опасной жизни воинов-грабителей. При относительном демократизме среди казаков было имущественное неравенство. Например, кошевой атаман Сирко имел табун лошадей в 15 000 голов. Уже были выработаны формы неявного угнетения рядовых казаков верхушкой казачества. Многие авторы рисуют непривлекательный духовный облик казаков. Клятвопреступление, двоедушие, изворотливость, ложь, бегство с поля боя, дезертирство, стяжательство, жадность, поиски виновных среди безвинных, доносы и оговоры не были редкостью. И тут нечему удивляться: рядом жили, ели из одного котла часто люди, еще вчера не знавшие друг друга, и неизвестно, останется ли вчерашний пришелец в Сечи или завтра уедет искать другое место для житья и поиска наживы.

Гетманы (в том числе и возведенные впоследствии в герои) и казацкая верхушка постоянно метались к полякам, татарам, туркам… Даже после Переяславской рады гетман Выговский, сменивший скончавшегося Богдана Хмельницкого, дважды присягнувший на верность московскому царю, взял курс на поглощение украинских земель Польшей ради того, что лично ему были обещаны различные блага. Он зверски расправился с теми, кто был недоволен его новым курсом. Когда русские войска под командованием князя Трубецкого пошли на помощь тем украинцам, которые не хотели возврата под иго католической Польши, Выговский, вступив в союз с крымским ханом Мухаммед-Гиреем, нанес русским поражение под Конотопом. Но всенародное восстание украинцев в сочетании с наступлением армии Трубецкого заставило Выговского бежать в Польшу, где он был вскоре расстрелян. По словам журналиста Сергея Макеева, «Гетманы всегда предавали Россию в самый трудный момент. При этом и речи не шло о «незалэжности» и «самостийности»: только о смене подданства и о временных выгодах для гетмана и его окружения, так обстояло дело и в случае с Мазепой. Никогда не было действительно народной республики, защищавшей «чернь» от наглой польской шляхты, турецко-татарских поработителей и русских бояр. Они были изредка и только в зародышах, хотя воевали казаки со всеми соседями постоянно. Зато у бедноты остались воспоминания о казаках как о «лихих людях». Так что Гоголь и тут вводил русских читателей в заблуждение. (А еще собирался написать многотомную «Историю Малороссии»!)

Оторвемся на время от милой сердцу Гоголя Запорожской Сечи и взглянем на северо-восточный край Русской земли. Владимиро-Суздальская (затем Московская) Русь, подвергшаяся ордынскому нашествию, еще в XIII—XIV веках сложилась в рамках улуса Джучи как часть великой империи Чингисхана. Русские князья, совершавшие поездки в столицу империи Каракорум, видели безбрежные просторы и в то же время прекрасно организованное государство с почтовыми трактами, армию, связанную строжайшей дисциплиной, демократию (выборы главы империи на курултае), законность, веротерпимость и пр. Города Орды повидали многие тысячи русских мастеров. И после этого загнать их мировоззрение в пределы крохотных уделов было уже невозможно. Русский народ уже в то время сложился как народ евразийский (не в том пошлом понимании этого слова, какое господствует в современной политологии). А области вокруг Киева (будущие украинские) вскоре вошли в состав Польско-Литовского государства и до XVII века жили мечтой о независимости и восстановлении Великой Руси (то есть Киевщины), не обращая особого внимания на своего северного соседа, как не имеющего отношения к проблеме «вильной Украины». Москва же крепла и возвышалась, присоединяя земли в Сибири, много большие, чем Украина, а в южных степях слепые кобзари пели бесконечные думы о казацкой славе.

Не упускали казаки возможности пограбить не только ляхов или басурман, но и северного соседа, когда для этого появлялись подходящие условия. Особенно буйствовали они на российской земле во время Смуты начала XVII века. В 1618 году гетман Сагайдачный возглавил поход 20-тысячного войска на Москву, помогая Польше посадить королевича Владислава на Московский престол. Войско Сагайдачного сожгло и разграбило Елец, Ливны, Ярославль, Переславль, Романов, Каширу, Касимов, а также осадило Москву. Нередко их зверства не уступали по жестокости деяниям поляков. Не стеснялись они и грабить православные храмы, похищать оттуда золото и серебро – и священные сосуды, и оклады икон (есть немало свидетельств фактического безверия многих казаков). До того казаки Сагайдачного успешно захватили Варну, где взяли добра на 180 тысяч злотых, ограбили Кафу в Крыму и выиграли сражение с турками под Хотином.

Казаки составляли ударную силу самозванцев и предводителей крестьянских войн в России – Ивана Болотникова, Степана Разина и Емельяна Пугачева, войн, которые потрясали самые основы Российского государства.

Украинские историки любят напоминать о жестокости русских воинов. Так, Меншиков, взяв столицу гетмана Мазепы Батурин, расправился с ее защитниками, казнив несколько тысяч украинцев. Война редко ведется по законам благородства (если вообще когда-нибудь так ведется), и жестокими оказываются едва ли не все стороны конфликтов, и вряд ли можно кого-то оправдывать. Но данную ситуацию следует пояснить. В Батурине были сосредоточены запасы продовольствия и подкрепления для войск Мазепы, и потому к этому городу спешили Карл XII и Мазепа. Промедление с взятием города было для русских смерти подобно. На предложение Меншикова сдаться гарнизон крепости ответил отказом, пришлось брать ее штурмом. Держать пленных было негде, охранять их было некому. Пленные же были не простые, среди них были и сердюки – воины из личной охраны Мазепы. Как поется в известной песне, «печальная история…». Но ненависть безродной верхушки казачества к москалям, возникшая много раньше этого эпизода, отмечается многими историками.

Весьма популярный в XIX веке писатель Михаил Загоскин в своем романе «Юрий Милославский» так рисовал «доброго», положительного казака, который не раз спасал героя романа, русского боярина, от неминуемой гибели:

«Кирша был удалой наездник, любил подраться, попить, побуянить; но и в самом пылу сражения щадил безоружного врага, не забавлялся, подобно своим товарищам, над пленными, то есть не резал им ни ушей, ни носов, а только, обобрав с ног до головы и оставив в одной рубашке, отпускал их на все четыре стороны. Правда, это случалось иногда зимою, в трескучие морозы; но зато и летом он поступал с ними с тем же самым милосердием и терпеливо сносил насмешки товарищей, которые называли его отцом Киршею и говорили, что он не запорожский казак, а баба. Вечно мстить за нанесенную обиду и никогда не забывать сделанного ему добра – вот правило, которому Кирша не изменял во всю жизнь свою».

На фоне такого доброго казака легко представить себе нравы его менее добрых товарищей.

Еще одна любопытная деталь: об одном из главных персонажей своей повести «Нос» Гоголь говорит: «Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный». И его супруга ругает его, повторяя: «пьяница!» А между тем казаки дуют горилку (не водку, а почти чистый спирт!) чуть ли не ведрами, но это нисколько не омрачает их благородный облик рыцарей. «Что позволено Юпитеру, не позволено быку»… Ни в одном произведении Гоголя нет ни единого светлого образа русского человека, тогда как казаки предстают образцами благородства (в казацком же понимании).

Читателей подкупало то, что казаки погибали в боях со словами: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» Вот и Тарас, сжигаемый врагами на костре, кричит: «… подымется из русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..»

Только не знали читатели, что в XV—XVI веках Русью в тех местах называли Киев и его окрестности, бывшие южнорусские княжества. Владимир Мавродин говорил «о наименовании Русью, Русской землей только области среднего Приднепровья… города Киев, Чернигов и Переяславль (Русский, Южный», в отличие от Переяславля-Залесского» (Цит. соч., с. 163). Жителей же Московского государства западноевропейцы называли московитами, а казаки – москалями. И, конечно же, говоря о русских, о русской земле и ее царе, Бульба вовсе не имел в виду москвичей или вологжан. И сам исполнитель роли Тараса Бульбы в фильме Бортко Богдан Ступка играл героя Украины. Многие украинские интеллектуалы считают: «Для нас Украина и Русь – тождественные понятия…. Петр І в начале XVIII века заменил «Государство Московское» на «Государство Российское». Это мы изначально были Русью, русичами, и жили на русской земле… При жизни Гоголя в нем видели только хитроватого хохла. Это потом он стал классиком русской литературы» («Комсомольская правда», 31.03.2009).

Русский человек – служивый человек, государственник, его идеалом никак не могли быть гульба, пальба и анархия (разве что в свободное от службы время). Но и казаку жизнь служивого русского человека (прозаическая на вид, но часто исполненная героизма и, во всяком случае, чувства долга) должна была казаться скучной и унылой. Гоголь с его идеалом казацкой вольницы, предназначавшимся для России, тут, что называется, попал пальцем в небо.

Но написана повесть изумительным языком, это – самое живописное произведение Гоголя: ведь речь идет о казаках, прежних, славных украинцах. Как переживает читатель за Кукубенко и за других погибающих в битве с врагом храбрых запорожцев! Не удивительно, что и многие русские воспринимали автора повести как своего, русского писателя.

Были попытки и с социологической точки зрения обосновать выбор Гоголем казака в качестве идеала. Так критик Виктор Виноградов в книге «Гоголь и натуральная школа» утверждал:

«Тяготение Гоголя уйти от знакомых, мелкопоместных сюжетов и характеров в мир фантастических грез о малорусско-казацкой жизни вытекало из той психологии тоски и разочарования, которая рождалась в лучших людях поместного класса в эпоху распада поместно-патриархальных устоев под влиянием денежно-меновой культуры».

Но вернусь к XVII веку. Тогда гнет польских панов и опустошительные набеги крымских татар становились невыносимыми, и казачьи вожди не раз обращались к России с просьбой о присоединении к ней. Наконец, Земские соборы 1651 и 1653 годов дают добро на этот шаг, и Россия вступает в 14-летнюю войну с Польшей – в ущерб своим интересам. (У нее тогда наметился союз с Польшей против Швеции, что давало возможность решить давний «ливонский вопрос», и от него пришлось отказаться.) Сознавая невозможность сохранить независимость Украины в тех исторических условиях, гетман Богдан Хмельницкий выбрал как наименьшее из зол союз с Россией. По его инициативе Переяславская рада приняла решение о воссоединении Украины (это была тогда сравнительно узкая полоска земли на левом берегу Днепра) с Россией. Польша бросила все силы против России, и это позволило казакам очистить от панов всю Украину.

А дальше произошло то, что не раз случалось с народами, «облагодетельствованными» Россией. Новые гетманы призывают к «самостийности» и, вступив в союз то с крымским ханом, то с поляками, наносят русским войскам тяжелые поражения. Победа «самостийности» оборачивается новым подчинением Польше, которая признала привилегии казацкой старшины, чтобы вернуть под панский гнет рядовых казаков и крестьянство. А крымские татары уже безнаказанно грабили украинские города и села, уводя каждый раз тысячи пленников-рабов. (Украинские историки называют это время «руиной».)

И тогда украинские города просят русского царя принять их страну под свою высокую руку и править ею «по всей его государевой воле». А в России как раз в это время складывается новый курс – на расширение государства преимущественно на юг, через славянские и греческие земли к Царьграду («тишайший» царь Алексей Михайлович был одержим идеей стать государем всех православных стран, ради чего пошел и на церковную реформу, породившую раскол). Так, поэтапно, пролив немало крови своих воинов, Россия присоединила к себе всю Украину. А Екатерина II решила избавиться от очага бунтовщиков в центре империи и ликвидировала Сечь, запорожских же казаков переселила на Кубань, наделила землей и поставила на охрану южных рубежей государства. Существовали планы перевести казаков в крепостное состояние, но казацкие атаманы убедили Николая I не делать этого. Так окончательно сформировалось сословие казаков – земледельцев и воинов. В итоге как бы частично осуществилась в новой форме идея Александра I, осуществление которой царь тогда поручил Аракчееву, о создании военных поселений, обитатели которых были бы солдатами, но кормили бы себя сами.

И Гоголь родился уже на этой Украине, ставшей частью Российской империи. Он был воспитан в традициях казацкой славы и, получив известность в России как писатель, возродил в своей повести уже исчезнувший с исторической арены идеал казака как совершенного человека, противостоящего «дряни и тряпке» – русскому (да и западноевропейскому, вообще современному Гоголю) человеку. Правда, выработал он и еще один идеал – христианского подвижника (как его понимали многие в православной, да отчасти и в католической церкви, особенно монахи), образец которого он вывел сначала в повести «Портрет» (о ней – чуть ниже).

Гоголя многие, несмотря на очевидную несостоятельность этого взгляда, продолжают считать не украинским, а русским писателем. Это в большой мере объясняется совершеннейшим незнанием большинством россиян истинной, а не придуманной «русскими патриотами» истории взаимоотношений Украины и России. Поэтому есть смысл остановиться на одной частной стороне этих отношений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

На чтение 9 мин Просмотров 148к. Опубликовано 24.03.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Тарас Бульба» за 1 минуту и подробно по главам за 5 минут. 

Очень краткий пересказ повести «Тарас Бульба»

Слушать краткий пересказ «Тарас Бульба».

Сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий, оканчивают обучение и возвращаются в отчий дом. Отец жаждет показать им казачью жизнь и для этого берёт их с собой на Запорожскую сечь. Парни быстро вливаются в весёлый коллектив, в котором казаки от безделья пьют да гуляют.

Смотреть «Тарас Бульба» за 1 минуту.

Бульба требует смены кошевого. Новое руководство принимает решение идти на Польшу. Первым под удар попадает Дубно. Город осаждают, а близлежащие села грабят и жгут. Казакам не по душе такие бесчинства, им хочется сражаться с равным противником.

Андрий, полюбив полячку, предаёт свою Родину и отца. Он пробирается в осаждённый город к любимой и остаётся на стороне врага. В одной из схваток с поляками Тарас собственноручно убивает сына-перебежчика. Остап хороший воин, но проигрывает одну из схваток и попадает в плен, где его казнят на глазах отца. Тарас Бульба остаток дней своих посвящает мести за убийство сына. Сам он погибает от рук гайдуков.

Главные герои и их характеристика:

  •  Тарас Бульба  — основной персонаж в повести. Уважаемый казак, первоклассный воин. Основные жизненные ценности: вера, долг, Родина.
  •  Остап  — старший и достойный Тараса сын. Окончил семинарию. В бою показал себя храбрым и мудрым. Был назначен атаманом.
  •  Андрий  — младший сын Тараса и брат Остапа. Чувствительный к окружающему миру и природе молодой человек. Разочаровал отца, когда перешёл на сторону врага.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Янкель  — жид, который пытается во всём найти выгоду.
  •  Панночка  — дочь пана из Польши, которую полюбил Андрий.
  •  Татарка  — служанка возлюбленной Андрия, рассказавшая ему о голоде в Дубно и о подземном переходе.

Краткое содержание повести «Тарас Бульба» подробно по главам

Глава 1. Возвращение Андрия и Остапа домой из Киева

Старый Тарас Бульба и добрая матушка приветствуют своих сыновей Остапа и Андрия. Молодые казаки возвращаются из киевской Академии. Матушка очень соскучилась по детям, но их отец Тарас сразу собирает и везёт возмужавших сыновей на Запорожскую сечь, чтобы поскорее ввести их в курс казачьей жизни.

Глава 2. Дорога на Хортицу

По дороге в Запорожскую сечь всадники бесед не вели — каждый думал о своём. Отец вспоминал молодые годы и воинские победы. Остап вспоминал, как непросто дались ему годы обучения в Академии.

Андрий думал о своих авантюрных похождениях во время обучения — как ему понравилась красивая полячка, и он влез в её спальню ночью. Молодая панночка недолго боялась нежданного гостя, и подружилась с Андрием. А он после авантюрного свидания благополучно выбрался из дома полячки с помощью служанки панночки.

Путники долго гнали своих скакунов по бескрайним степям и прибыли в сечь, где всё было наполнено свободой, а жизнь текла размерено.

Глава 3. Смена кошевого

Целую неделю гудели вместе с товарищами казаками Остап и Андрий в Запорожской сечи. Не нравилось это Тарасу, он хотел научить сыновей искусству воевать, а не выпивать. Но кошевой не видел смысла снаряжать запорожцев в поход. Тарас Бульба придумывает, как сменить несговорчивого кошевого. Он устраивает большую пьянку, после которой казаки избирают новым предводителем Кирдягу.

Глава 4. Казаки идут войной на польские земли

Тарас Бульба и новый кошевой решают послать казаков воевать. Кирдяга думает направить запорожцев на турок, но приходит тревожная весть — поляки казнили гетмана и полковник в украинцев. Тогда казаки спешно стали собираться в поход на поляков. С войском едет Янкель, жид и торговец.

Глава 5. Казаки на польских землях. Осада Дубно

Лето. Казачье войско прошло по польским городам. Осаждён зажиточный город Дубно. После наступления темноты к Андрию приходит служанка панночки, в которую сын Бульбы влюблён, и рассказывает ему, о чудовищном голоде в городе. Возлюбленная казака оказалась дочерью воеводы Дубно. Он решается идти по тайному ходу в осаждённый Дубно, чтобы принести панночке хлеб.

Глава 6. Предательство Андрия

Младший сын Тараса пробирается в Дубно, встречает свою панночку и теряет от любви к ней голову. Он решает остаться на стороне поляков, отрекшись от отца и брата. В Дубно в это же время подходят свежие силы. Поляки осмелели и совершили ночное нападение на казаков.

Глава 7. Остап назначен атаманом

Утром Янкель сообщает неприятную весть — младший сын Тараса перешёл на сторону врага. Начинается тяжёлый бой, в котором многих перебили — как поляк, так и казаков. Бой закончился ничем, но в его процессе Остап был назначен атаманом. Старший сын Тараса проявил себя, как мужественный воин и хороший атаман своим казакам.

Глава 8. Нападение татар

Казаки узнают, что татары совершили нападение на Запорожскую сечь. Часть войска возвращается домой, чтобы дать атакующим отпор, а часть остаётся под Дубно, где кошевым становится Тарас Бульба.

Глава 9. Тарас Бульба не простил предательства родному сыну

Стоило части казаков покинуть осаду, поляки решаются дать бой поредевшему войску завоевателей. В бою убито много людей с обеих сторон. Тарас Бульба встречает Андрия, сражающегося на вражеской стороне. Он не может простить измены и стреляет в своего сына на глазах у Остапа. Андрий падает замертво. Поляки побеждают в бою, берут в плен Остапа и ранят Тараса Бульбу.

Глава 10. Тарас Бульба отправляется на поиски Остапа

Лечить ранение Тарас Бульба отправляется в Запорожскую сечь. Выздоровев, он заключает договор с Янкелем, и тот тайно везёт его в Варшаву на поиски старшего сына.

Глава 11. Смерть Остапа

По приезду в Варшаву, Тарас узнаёт, что на следующий день состоится казнь казаков и его сын в печальном списке. Отец хочет спасти от казни сына, но его план проваливается. Вместе с толпой он вынужден следить за подготовкой к казни. Остап ищет отца и тот даёт ему понять, что он рядом.

Глава 12. Месть за сына

Молодой гетман Украины вскоре заключил мир с поляками. Тарас Бульба не согласен с перемирием. Он с верными казаками продолжает совершать набеги на поселения поляк. Так он мстит за казнь сына. Поляки собираю войско, чтобы усмирить Бульбу. Сражение растягивается на четыре дня. Бульбу пленяют и приговаривают к смерти через сожжение на костре. Умирая, старый казак прославляет православие и мощь русского народа.

Кратко об истории создания произведения

Литературный труд Гоголя «Тарас Бульба» из цикла «Миргород» переносит своего читателя в события 17-го века. При этом автор часто упоминает 15-й век, относя дату рождения главного героя к этому времени и подчёркивая, этим моментом, фантастичность своей истории.

Идея создания «Тараса Бульбы» зародилась у Николая Васильевича в 30-х годах 19 века, а история труда над этим литературным произведением по-настоящему интересна. В работе кропотливый по своей натуре писатель обращался к двум типам источников вдохновения и информации:

  1. К историческим источникам, в том числе, нигде не опубликованным сведениям, таким, как воспоминания, письма, личные архивы простых людей;
  2. К художественным источникам, имеется в виду, украинский фольклор: песни, думы и т.д.

Почерпнутые из исторических фактов события выглядели бы не поэтично и сухо без влияния народного творчества на бытовые детали, сюжет и структуру в гоголевском  тексте. Благодаря обращению Гоголя к песням, художественный язык произведения необыкновенно певуч и лиричен, блещет яркими эпитетами и сравнениями.

Над повестью Гоголь работал около 10 лет. Автор переписал свой труд примерно восемь раз, увеличил объём с девяти до двенадцати глав, добавив при этом героям фактуры, их историям подробностей, усилив батальные сцены. Николай Васильевич так и не остался доволен конечным результатом.

Как человек образованный, болеющий душой за историю народа, Гоголь понимал важность прошлого, но относить повесть «Тарас Бульба» к исторически достоверной всё же не стоит. Текст произведения кроме фактов содержит много фантастики, гиперболы и противоречий, что не умаляет художественной ценности литературного труда.

logo

  • с кем воевали казаки в повести тарас бульба

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      marinamcknight437

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    Задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    8 минут назад

    Математика, задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    13 минут назад

    Математика, задачи на движение

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    18 минут назад

    и составить два предложения наречие места по каз яз ​

  • algebra
    Алгебра

    23 минут назад

    Как решить эту задачу, нужен полный ответ.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    6 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    6 часов назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

klassreferat.ru

Меню сайта

Сочинение на тему

Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»

События, изображенные в «Тарасе Бульбе», относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине. «Светлица была убрана во вкусе… того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию». Действие повести приурочено к тому времени, когда во главе казацких войск стоял Остраница. В главе двенадцатой говорится о том, что «молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкой силою». Встречающиеся в повести упоминания о XV веке не противоречат общей исторической приуроченности событий в эпопее, ибо упоминания эти относятся к характеристике той эпохи, в которую формировалось казачество с его специфическими особенностями.

Гоголь не стремился сделать, героями своей повести каких-либо определенных исторических деятелей. Его интересовала не биография выдающейся исторической личности, а обобщенный образ народных героев освободительного движения на Украине.

На первом плане в «Тарасе Бульбе» стоит отображение могучего, неудержимого стремления украинского парода отстоять свою свободу и независимость. «Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа,- поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное своих унижение, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию…»

Запорожская. Сечь в изображении Гоголя выступает как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Казачество – зачинатель, активный возбудитель протеста народа против национального гнета. Огромная сила патриотических чувств раскрывается во всем развитии событий, во всем течении повести.

В том мощном народном протесте, который выражен в «Тарасе Бульбе», отчетливо проступают социальные мотивы. Народный гнев вызывают не только позорные унижения, оскорбления веры предков и обычаев, но и «бесчинства чужеземных панов». Громадный накал и острота столкновений, изображенных в понести, имеют своим источником не только национальные, но и социальные противоречия.

В качестве двух враждебных лагерей в «Тарасе Бульбе» показаны украинский парод п польская знать. В этом смысле весьма интересно описание польских шляхтичей в сцепах, посвященных осаде Дубно. «Польские витязи, один другого красивей, стояли на валу. Медные шапки сияли, как солнцы, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые и золотом и просто выложенные шнурками. И много было видно за ним и всякой шляхты, вооружившейся, кто на свои червонцы, кто на королевскую казну… Не мало было и всяких сенаторских нахлебников, которых брали с собою сенаторы на обеды для почета, которые крали со стола и буфетов серебряные кубки и после сегодняшнего почета на другой день садились на козлы править копями у какого-нибудь папа. Много всяких было там. Иной раз и выпить было не па что, а па войну все принарядились». Картина эта выразительно выявляет то, что против казачества, украинского парода выступают польские магнаты, шляхта и их наемники. Писатель оттеняет здесь и пышность нарядов польских шляхтичей, и пустую спесь, свойственную им.
А рядом с этим выразительно показана суровая простота мужественных и смелых казаков. «Козацкие ряды стояли тихо перед стенами. Не было на них ни на ком золота, только разве кое-где блестело оно на сабельных рукоятях и ружейных оправах. Не любили козаки богато наряжаться на битвах; простые были на них кольчуги и свиты, и далеко чернели и червонели черные черноверхие бараньи их шапки».

Во второй редакции он получил более глубокое выражение. Переработка «Тараса Бульбы» шла прежде всего под знаком усиления народно-героического элемента. Основное отличие второй редакции от первой состоит в расширении массовых сцен, в развитии эпопейных черт произведения. Более обстоятельное освещение во второй редакции получает Запорожская Сечь. Гоголь подробно описывает внутренний распорядок жизни запорожских казаков. Значительно расширяется характеристика истории Сечи, ее состава. Заново написана, в частности, сцена выбора кошевого, имеющая большое значение для изображения всего уклада жизни запорожского казачества. Носящие в первой редакции несколько эскизный характер сцены, посвященные осаде Дубно, во второй редакции развертываются в широкую панораму героических подвигов казаков. Они заняли во второй редакции повести-эпопеи центральное место. Из двенадцати глав «Тараса Бульбы» во второй редакции пять посвящено событиям, связанным с осадой Дубно (главы пятая – девятая).

Углубление общего замысла произведения определило и более широкое развитие сюжетной линии, характеризующей Андрия, его отношения с польской панной. Во второй редакции рельефнее выявлены черты, придающие произведению характер народно-героической эпопеи, в которой неразрывно слито описание народного движения и изображение героев.

В основу эпопеи положена идея служения Родине, глубокой преданности народу. Личная, любовная тема развивается лишь на определенном этапе повествования параллельно с его главным течением И является важным средством выражения общего замысла эпопеи.

Стремление писателя показать народное движение определило масштабность, шпроту обрисовки событий, людей. Судьба Тараса и его сыновей в эпопее неразрывно соединена с судьбой целого коллектива, с развитием освободительной борьбы. И по своему отношению к жизни Тарас и Остап не только не отделены от своих товарищей из Запорожской Сечи, но слиты с ними в едином общем стремлении. Вводя Тараса и его сыновей в круг Запорожской Сечи, Гоголь, показывает в качестве героев эпопеи и их самих, и их сподвижников, боевых друзей.

Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»

События, изображенные в «Тарасе Бульбе», относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине. «Светлица была убрана во вкусе… того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию». Действие повести приурочено к тому времени, когда во главе казацких войск стоял Остраница. В главе двенадцатой говорится о том, что «молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкой силою». Встречающиеся в повести упоминания о XV веке не противоречат общей исторической приуроченности событий в эпопее, ибо упоминания эти относятся к характеристике той эпохи, в которую формировалось казачество с его специфическими особенностями.

Гоголь не стремился сделать, героями своей повести каких-либо определенных исторических деятелей. Его интересовала не биография выдающейся исторической личности, а обобщенный образ народных героев освободительного движения на Украине.

На первом плане в «Тарасе Бульбе» стоит отображение могучего, неудержимого стремления украинского парода отстоять свою свободу и независимость. «Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа,- поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное своих унижение, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию…»

Запорожская. Сечь в изображении Гоголя выступает как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Казачество – зачинатель, активный возбудитель протеста народа против национального гнета. Огромная сила патриотических чувств раскрывается во всем развитии событий, во всем течении повести.

В том мощном народном протесте, который выражен в «Тарасе Бульбе», отчетливо проступают социальные мотивы. Народный гнев вызывают не только позорные унижения, оскорбления веры предков и обычаев, но и «бесчинства чужеземных панов». Громадный накал и острота столкновений, изображенных в понести, имеют своим источником не только национальные, но и социальные противоречия.

В качестве двух враждебных лагерей в «Тарасе Бульбе» показаны украинский парод п польская знать. В этом смысле весьма интересно описание польских шляхтичей в сцепах, посвященных осаде Дубно. «Польские витязи, один другого красивей, стояли на валу. Медные шапки сияли, как солнцы, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые и золотом и просто выложенные шнурками. И много было видно за ним и всякой шляхты, вооружившейся, кто на свои червонцы, кто на королевскую казну… Не мало было и всяких сенаторских нахлебников, которых брали с собою сенаторы на обеды для почета, которые крали со стола и буфетов серебряные кубки и после сегодняшнего почета на другой день садились на козлы править копями у какого-нибудь папа. Много всяких было там. Иной раз и выпить было не па что, а па войну все принарядились». Картина эта выразительно выявляет то, что против казачества, украинского парода выступают польские магнаты, шляхта и их наемники. Писатель оттеняет здесь и пышность нарядов польских шляхтичей, и пустую спесь, свойственную им.
А рядом с этим выразительно показана суровая простота мужественных и смелых казаков. «Козацкие ряды стояли тихо перед стенами. Не было на них ни на ком золота, только разве кое-где блестело оно на сабельных рукоятях и ружейных оправах. Не любили козаки богато наряжаться на битвах; простые были на них кольчуги и свиты, и далеко чернели и червонели черные черноверхие бараньи их шапки».

Во второй редакции он получил более глубокое выражение. Переработка «Тараса Бульбы» шла прежде всего под знаком усиления народно-героического элемента. Основное отличие второй редакции от первой состоит в расширении массовых сцен, в развитии эпопейных черт произведения. Более обстоятельное освещение во второй редакции получает Запорожская Сечь. Гоголь подробно описывает внутренний распорядок жизни запорожских казаков. Значительно расширяется характеристика истории Сечи, ее состава. Заново написана, в частности, сцена выбора кошевого, имеющая большое значение для изображения всего уклада жизни запорожского казачества. Носящие в первой редакции несколько эскизный характер сцены, посвященные осаде Дубно, во второй редакции развертываются в широкую панораму героических подвигов казаков. Они заняли во второй редакции повести-эпопеи центральное место. Из двенадцати глав «Тараса Бульбы» во второй редакции пять посвящено событиям, связанным с осадой Дубно (главы пятая – девятая).

Углубление общего замысла произведения определило и более широкое развитие сюжетной линии, характеризующей Андрия, его отношения с польской панной. Во второй редакции рельефнее выявлены черты, придающие произведению характер народно-героической эпопеи, в которой неразрывно слито описание народного движения и изображение героев.

В основу эпопеи положена идея служения Родине, глубокой преданности народу. Личная, любовная тема развивается лишь на определенном этапе повествования параллельно с его главным течением И является важным средством выражения общего замысла эпопеи.

Стремление писателя показать народное движение определило масштабность, шпроту обрисовки событий, людей. Судьба Тараса и его сыновей в эпопее неразрывно соединена с судьбой целого коллектива, с развитием освободительной борьбы. И по своему отношению к жизни Тарас и Остап не только не отделены от своих товарищей из Запорожской Сечи, но слиты с ними в едином общем стремлении. Вводя Тараса и его сыновей в круг Запорожской Сечи, Гоголь, показывает в качестве героев эпопеи и их самих, и их сподвижников, боевых друзей.

Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе» — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

События, изображенные в «Тарасе Бульбе», относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине. «Светлица была убрана во вкусе… того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию». Действие повести приурочено к тому времени, когда во главе казацких войск стоял Остраница. В главе двенадцатой говорится о том, что «молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкой силою». Встречающиеся в повести упоминания о XV веке не противоречат общей исторической приуроченности событий в эпопее, ибо упоминания эти относятся к характеристике той эпохи, в которую формировалось казачество с его специфическими особенностями.

Гоголь не стремился сделать, героями своей повести каких-либо определенных исторических деятелей. Его интересовала не биография выдающейся исторической личности, а обобщенный образ народных героев освободительного движения на Украине. На первом плане в «Тарасе Бульбе» стоит отображение могучего, неудержимого стремления украинского парода отстоять свою свободу и независимость.

«Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа,- поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное своих унижение, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию…» Запорожская. Сечь в изображении Гоголя выступает как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Казачество — зачинатель, активный возбудитель протеста народа против национального гнета.

Огромная сила патриотических чувств раскрывается во всем развитии событий, во всем течении повести. В том мощном народном протесте, который выражен в «Тарасе Бульбе», отчетливо проступают социальные мотивы. Народный гнев вызывают не только позорные унижения, оскорбления веры предков и обычаев, но и «бесчинства чужеземных панов».

Громадный накал и острота столкновений, изображенных в понести, имеют своим источником не только национальные, но и социальные противоречия. В качестве двух враждебных лагерей в «Тарасе Бульбе» показаны украинский парод п польская знать. В этом смысле весьма интересно описание польских шляхтичей в сцепах, посвященных осаде Дубно.

«Польские витязи, один другого красивей, стояли на валу. Медные шапки сияли, как солнцы, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые и золотом и просто выложенные шнурками.

И много было видно за ним и всякой шляхты, вооружившейся, кто на свои червонцы, кто на королевскую казну… Не мало было и всяких сенаторских нахлебников, которых брали с собою сенаторы на обеды для почета, которые крали со стола и буфетов серебряные кубки и после сегодняшнего почета на другой день садились на козлы править копями у какого-нибудь папа. Много всяких было там. Иной раз и выпить было не па что, а па войну все принарядились». Картина эта выразительно выявляет то, что против казачества, украинского парода выступают польские магнаты, шляхта и их наемники. Писатель оттеняет здесь и пышность нарядов польских шляхтичей, и пустую спесь, свойственную им. А рядом с этим выразительно показана суровая простота мужественных и смелых казаков.

«Козацкие ряды стояли тихо перед стенами. Не было на них ни на ком золота, только разве кое-где блестело оно на сабельных рукоятях и ружейных оправах. Не любили козаки богато наряжаться на битвах; простые были на них кольчуги и свиты, и далеко чернели и червонели черные черноверхие бараньи их шапки».

Во второй редакции он получил более глубокое выражение. Переработка «Тараса Бульбы» шла прежде всего под знаком усиления народно-героического элемента. Основное отличие второй редакции от первой состоит в расширении массовых сцен, в развитии эпопейных черт произведения. Более обстоятельное освещение во второй редакции получает Запорожская Сечь. Гоголь подробно описывает внутренний распорядок жизни запорожских казаков.

Значительно расширяется характеристика истории Сечи, ее состава. Заново написана, в частности, сцена выбора кошевого, имеющая большое значение для изображения всего уклада жизни запорожского казачества. Носящие в первой редакции несколько эскизный характер сцены, посвященные осаде Дубно, во второй редакции развертываются в широкую панораму героических подвигов казаков. Они заняли во второй редакции повести-эпопеи центральное место.

Из двенадцати глав «Тараса Бульбы» во второй редакции пять посвящено событиям, связанным с осадой Дубно (главы пятая — девятая). Углубление общего замысла произведения определило и более широкое развитие сюжетной линии, характеризующей Андрия, его отношения с польской панной. Во второй редакции рельефнее выявлены черты, придающие произведению характер народно-героической эпопеи, в которой неразрывно слито описание народного движения и изображение героев. В основу эпопеи положена идея служения Родине, глубокой преданности народу.

Личная, любовная тема развивается лишь на определенном этапе повествования параллельно с его главным течением И является важным средством выражения общего замысла эпопеи. Стремление писателя показать народное движение определило масштабность, шпроту обрисовки событий, людей. Судьба Тараса и его сыновей в эпопее неразрывно соединена с судьбой целого коллектива, с развитием освободительной борьбы. И по своему отношению к жизни Тарас и Остап не только не отделены от своих товарищей из Запорожской Сечи, но слиты с ними в едином общем стремлении.

Вводя Тараса и его сыновей в круг Запорожской Сечи, Гоголь, показывает в качестве героев эпопеи и их самих, и их сподвижников, боевых друзей.

Сочинение по литре, Тарас бульба народный герой . план
1 лучшие черты русского национального характера, отраженные былинами
2 Тарас бульба идеал народного героя
3 актуальность образа в наши дни

Ответы

В образе Тараса Бульбы – главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя – воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.

Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, он “отличался грубой прямотой своего нрава” и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для “бранной тревоги”. Его “нежба” – чистое поле да добрый конь. Служению “товариществу”, отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи.

Это был один из числа коренных, старых полковников – мудрый и опытный предводитель казацкого войска. “Все давало ему перевес перед другими, – пишет Гоголь, – и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам. ” Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого “равного ему в доблести”.

Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и “перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов”.

Ярко раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием. Он считал, что “нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь”, и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на Сечь и скажет: “Вот посмотрите, каких я молодцов привел вам! “, как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. Младший сын не оправдал надежд отца. Любовь к полячке отгородила Андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. Он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти. Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. Без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: “Я тебя породил, я тебя и убью! “

А сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Затерявшись в толпе чужих людей, “еретиков”, он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. “Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? ” – восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения Тарас. Глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: “Добре, сынку, добре! ” И только один раз не выдержало сердце бывалого казака. Когда сына “подвели к последним смертным мукам”, и Остап, напрягши все свои силы, воскликнул: “Батько! Где ты? Слышишь ли ты? ” – среди тишины раздался голос Тараса: “Слышу! ” И этот голос заставил вздрогнуть “весь миллион народа”.

Страшной местью отомстил Тарас за смерть любимого сына. “Даже самим казакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением”. Он один не согласился на мир с поляками, “гулял по всей Польше со своим полком. “. Но польское правительство самому Потоцкому поручило поймать Тараса и предать лютой смерти. Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследования, четыре дня бились и боролись они. “Мало не тридцать человек” навалилось на Тараса, и в конце концов “сила одолела силу”. “Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв повыше, чтобы отовсюду был виден козак”, принялись ляхи раскладывать костер. Но не об огне, которым собирались жечь его, думал Тарас в последние минуты, не о мукахИсточник: которые ждут его; смотрел он в ту сторону, где отстреливались казаки, преследуемые погоней, и переживал за их судьбу. Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. В нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа была проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости. “Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, – говорит автор, – когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество – широкая, разгульная замашка русской природы. ” Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами. Некоторые исследователи считали, что в Тарасе Бульбе Гоголь запечатлел какой-то конкретный исторический образ и что сюжет повести воспроизводит определенный исторический эпизод. Но это были неверные предположения. В одних случаях действие повести отнесено к XV веку, в других – к XVI веку. В действительности писатель хотел нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всего украинского народа. Тарас Бульба воплощает в себе всю народную Украину. Именно в этом состояло величайшее художественно-обобщающее значение созданного Гоголем образа.

Сочинение «История создания «Тараса Бульбы»»

Николай Гоголь родился в Полтавской губернии. Там он провёл своё детство и юность, а позже переехал в Петербург. Но история и обычаи родного края продолжали интересовать писателя на протяжении всего творческого пути. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий» и другие произведения описывают обычаи и ментальность украинского народа. В повести «Тарас Бульба» история Украины преломляется через лирическое творческое сознание самого автора.

Идея «Тараса Бульбы» появилась у Гоголя примерно в 1830 годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет, но окончательной правки повесть так и не получила. В 1835 году в сборнике «Миргород» была опубликована авторская рукопись, но уже в 1842 выходит другая редакция произведения. Следует сказать, что Гоголь был не очень доволен напечатанным вариантом, не считая внесённые правки окончательными. Гоголь переписывал произведение около восьми раз.

Гоголь продолжал работать над рукописью. Среди значительных изменений можно заметить увеличение объёма повести: к первоначальным девяти главам было добавлено ещё три.
Критики отмечают, что в новой версии герои стали более фактурными, добавились яркие описания батальных сцен, появились новые подробности из жизни на Сечи. Автор вычитывал каждое слово, стремясь найти то сочетание, которое наиболее полно раскрыло бы не только его писательский талант и характеры героев, но и своеобразие украинского сознания.

История создания «Тараса Бульбы» по-настоящему интересна. Гоголь ответственно подошёл к задаче: известно, что автор с помощью газет обращался к читателям с просьбой передать ему ранее неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов, воспоминания и прочее. Кроме этого, среди источников можно назвать «описание Украины» под редакцией Боплана, «Историю о козаках запорожских» (Мышецкий) и списки украинских летописей (например, летописи Самовидца, Г. Грабянки и Величко). Все почерпнутые сведения смотрелись бы непоэтично и неэмоционально без одного, невероятно важного, составляющего. Сухие факты истории не могли полностью удовлетворить писателя, который стремился понять и отразить в произведении идеалы прошедшей эпохи.

Николай Васильевич Гоголь очень ценил народное творчество и фольклор. Украинские песни и думы стали основой для создания национального колорита повести и характеров героев. Например, образ Андрия схож с образами Саввы Чалого и отступника Тетеренки из одноимённых песен. Из дум были почерпнуты и бытовые детали, сюжетные ходы и мотивы. И, если ориентация на исторические факты в повести не вызывает сомнений, то в случае с фольклором нужно дать некоторое разъяснение. Влияние народного творчества заметно не только на повествовательном, но и на структурном уровне текста. Так, в тексте с лёгкостью можно найти яркие эпитеты и сравнения («как хлебный колос, подрезанный серпом…», «чёрные брови, как траурный бархат…»).
Появление троичности, характерной для сказок, в тексте произведения связано с испытаниями, как и в фольклоре. Это прослеживается в сцене, где под стенами Дубно Андрий встречает татарку, которая просит молодого козака помочь панночке: та может умереть от голода. Это получение задания от старухи (в фольклорной традиции обычно от Бабы Яги). Козаки съели всё приготовленное, а на мешке с припасами спит его брат. Козак пытается вытащить мешок из-под спящего Остапа, но тот на мгновение просыпается. Это первое испытание, и Андрий проходит его с лёгкостью. Дальше напряжение возрастает: Андрия и женский силуэт замечает Тарас Бульба. Андрий стоит «ни жив ни мёртв», а отец предостерегает его от возможных опасностей. Здесь Бульба-старший одновременно выступает и как противник Андрия, и как мудрый советник. Не ответив на слова отца, Андрий идёт дальше. Юноша должен преодолеть ещё одну преграду перед встречей с любимой – пройти по улицам города, видя, как жители умирают от голода. Характерно, что Андрию также встречаются три жертвы: мужчина, мать с ребёнком и старуха.

В монологе панночки есть и часто встречающиеся в народных песнях риторические вопросы: «Не достойна ли я вечных сожалений? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне?» Нанизывание предложений с союзом «и» также характерно для фольклора: «И она опустила свою руку, и положила хлеб, и… смотрела ему в очи». Благодаря песням сам художественный язык повести становится более лиричным.

Гоголь неслучайно обращается к истории. Будучи образованным человеком, Гоголь понимал, насколько важным для конкретного человека и народа является прошлое. Однако не стоит расценивать «Тараса Бульбу» как историческую повесть. В текст произведения органично вплетается фантастика, гипербола и идеализация образов. История повести «Тарас Бульба» отличается сложностью и противоречиями, но это нисколько не умаляет художественную ценность произведения.

«Тарас Бульба» история создания повести Гоголя | источник

Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»: сочинение

Повесть «Тарас Бульба» (1834) входит в сборник «Миргород». Впервые этот сборник был напечатан в 1835 году с подзаголовком «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки»». Второй раз – в 1842 году, где повесть «Тарас Бульба» предстала в обновлённой редакции. Писатель перерабатывал повесть в 1839–1842 годах, и она стала, по выражению В. Г. Белинского, «вдвое обширнее и бесконечно прекраснее». Как и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), сборник «Миргород» переносит читателей на Украину. «Вечерам…» особенно близка одна из повестей – фантастическая и страшная – «Вий». В двух других: «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович и Иваном Никифоровичем» – нарисованы картины будничной жизни и с её частными заботами и интересами, и с её «сором и дрязгом». По контрасту с названными повестями в «Тарасе Бульбе» воссозданы героические картины прошлого Украины, сильные, воинственные характеры персонажей, охваченных идеей борьбы за национальную независимость, за православие. Показана жизнь, полная тревог и опасностей.

Работая над повестью «Тарас Бульба», Гоголь опирался, прежде всего, на украинский фольклор («думы» 1 ), но обращался и к документальным источникам: летописям, историческим исследованиям. В одном из писем он признавался: «Все думы, и особенно повести бандуристов, ослепительно хороши… Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь в них отыскать то, что хотел бы отыскать. Нигде ничего о том времени, которое должно бы быть богаче всех событиями».

Называя повесть «Тарас Бульба» историческим произведением, следует все же отметить, что нельзя точно сказать, когда происходили описываемые в ней события. Их можно отнести и к XV, и к XVI, и к XVII векам. В повести нет точных дат, исторических имен, за исключением Потоцкого и Остраницы. Рисуя характер Тараса, Гоголь, по его признанию, изобразил человека эпохи национально-освободительной борьбы, развернувшейся на Украине в XV–XVII веках. Это время автор характеризует в I главе повести:

«…вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество – широкая, разгульная замашка русской природы, и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были в правде отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! У нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было точно необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед».

Героичными предстают изображаемая эпоха, характеры действующих лиц, их борьба, поэтому и повесть можно назвать героическою.

Судьба Тараса – объединяет события повести. В связи с ней в поле зрения читателей оказываются характеры и судьбы его сыновей, картины раздольной степи, Запорожской Сечи, битвы под Дубно, авторские лирические отступления. Сначала мы видим Тараса в семейной обстановке. В третьей и четвёртой главах он показан среди запорожцев. В последующих главах – наказным атаманом, активным участником освободительной борьбы.

В разговоре Тараса с сыновьями после их возвращения из бурсы раскрывается пренебрежение старого полковника к ценностям мирной жизни: «Не слушай, сынку, матери… Ваши нежба – чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь!» О «суровом и бранном времени» говорит описание светлицы Бульбы, на стенах которой – «нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка для коня и путы с серебряными бляхами».

Сыновей Бульба оценивает с точки зрения их пригодности к военно-кочевой жизни. Гордясь сыновьями, он подмечает отличие Андрия от Остапа, называя младшего сына обидным словом «мазунчик». Это значило, что Андрий «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Он «также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нём живо…»

Разгульная жизнь в Сечи не может удовлетворить Тараса. Он мечтает о «настоящем деле» для своих сыновей и хитростью готов поднять Сечь на «отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как следует рыцарю».

И вот принято решение о походе на Польшу. Весь «польский юго-запад сделался добычею страха». «Все знали, как трудно иметь дело с буйной и бранной толпой, известной под именем запорожского войска, которое в наружном своевольном неустройстве своём заключало устройство, обдуманное для времени битвы».

Тарас ревниво наблюдает за сыновьями. Он гордится победами Остапа, которому, «казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела», в котором были «заметны наклонности будущего вождя». «Добрым воякой» Тарас называет и Андрия. Но если Остап действует в бою с холодным расчетом, «почти неестественным для двадцатидвухлетнего», то Андрий не знает расчёта: им руководят чувства. Андрий испытывает в битве «бешеную негу и упоение», погружён «в очаровательную музыку пуль и мечей». Любви он отдаётся с не меньшей страстью и безоглядностью. Ради своего чувства он с лёгкостью идёт на предательство.

Этого Тарас не может простить «собственному сыну», который «продал веру и душу», потому что для самого Тараса как истинного запорожского козака «нет уз святее товарищества». Православная вера, родной язык, нравы земляков, Русская земля для него святы: «Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… Нет так любить никто не может!»

Тарас Бульба – героическая и одновременно трагическая фигура. Он пережил трагедию отца, потерявшего сыновей. Он сам трагически гибнет в конце повести. Но до последней минуты своей жизни он вдет себя поистине героически, оставаясь верным идеалам товарищества, родству «по душе, а не по крови», вере своих предков, борьбе за независимость родины.

1. Дума – народная украинская лиро-эпическая песня исторического или социально-бытового содержания, исполняемая мелодическим речитативом под аккомпанемент бандуры

  • Против каких человеческих пороков выступает шукшин в своих рассказах
  • Простреленная шляпа как пишется
  • Протесты дубровского сочинение 6 класс
  • Простреленная нога как пишется
  • Протестно настроенный как пишется