Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

Тема. А. С. Пушкин.»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов сказки. Борьба добрых и злых сил.

Цель: раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные особенности произведения;рассмотреть образ главного героя; рассказать о появлении сюжета сказки.

Планируемые результаты:

Предметные : знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные:

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Эпиграф урока:

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Ход урока

1Организационный момент. 

2. Слово учителя. Слайд 2

Учитель:

-Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.Слайд 3.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.Слайд 6

(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).

«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Зло — худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

читель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

4. Объяснение нового материала.

1. Работа с текстом.

Беседа.

Учитель:

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным ( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Ученики: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван — крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.Слайд 10.

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы. Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей. Слайд 12,13

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде слайда на экране):

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Поведение,

характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица-душа

Милая

Приветливая

Цветовая гамма

Черны

(зависть)

Белый

Красный

Румяный

Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Проводится физкультминутка для учащихся.

2. Анализ художественного произведения. Слайд 16.

Учитель:

-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков из учебника  «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»

Учитель:

-Ребята, что вы можете сказать о Царице?

-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?

Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.

Учитель:

-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…» , чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Учитель:

-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель:

-Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель:

-Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель:

-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”

Учитель:

-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель:

— На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель:

-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Учитель:

-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?

Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.

6. Просмотр картинной галереи и анализ рисунков ребят.

7.Рефлексия

На уроке я узнал, что …

На уроке мне было интересно…

Я понял, что такое…

8.Выставление отметок. Домашнее задание

Тема:
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых
сил в сказке.

Цели урока:

-раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть
категории добра и зла на примере данной сказки;

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста,
умению сравнивать, обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных
ориентаций на распознавание истинной красоты.

Оборудование урока: текст “Сказки о
мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, портрет А.С.Пушкина.

Ход урока

1.   
Организационный момент. (Приветствие учащихся.).

2.   
Слово учителя.

-Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина
к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в
исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке
мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи
богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы
продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой.

Цель нашей работы — раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на
примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

1.   
Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда
побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Вам необходимо было найти в
толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового
словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и
приготовила толкование данных терминов.

·        
«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны
надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее
за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский
словарь). 
«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно,
что требует от нас долг человека.

Зло — худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный.
пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло
являются противоположными понятиями?

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения
слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает
добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

1.   
Объяснение нового материала.

Учитель:

·        
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (
фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и
отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они
олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и
отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в
сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно
отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

·        
Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая
характеристика Добра и Зла.

Учитель:

·        
Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы
обратимся ко второй части вашего домашнего задания — устному словесному
рисованию портретов Царевны и Царицы.

{Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царшы,
зачитывают из текста определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения,
характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас
получилось, и сравним с таблицей.
Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть
конфликта между ними?

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к
царевне? Ученики:Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?Ученики: Нет,
эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к
Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна — внешне красивы. Про какую из
героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?.

1.   
Анализ художественного произведения.

Учитель:

-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята,
обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало»,
«Но царевна молодая…»

Учитель:

-Ребята, что вы можете сказать о Царице?

-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла,
поднялась- и расцвела»?

Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она
прекрасна, как цветок роза.Проводится физкультминутка для учащихся.

Учитель:

-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается
со слов «Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица
олицетворяет зло, а царевна- добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Учитель:

-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

 Учитель:

-Что сделала героиня в доме?

Учитель:

-Как это характеризует героиню?

Учитель:

-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе
народносказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная
щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?.

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”

Учитель:

-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Учитель:

·        
На чьей стороне Соколко? Почему?

Учитель:

-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует,
устранив соперницу. Так ли это?

Учитель:

-В сказках у добра всегда много помощников, а зло — одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже
явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала И царевну повстречала Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно,
причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро
торжествует.

Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.

1.   
Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель:

-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с
высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло
подолгу не живет”?

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому
выводу мы пришли?.

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы
наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не
можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается
противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим,
желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Домашнее задание:

Подготовить художественный пересказ эпизода « Спасение царевны»,
сделать иллюстрации к понравившемуся эпизоду.


1


Борьба добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина


2


А.С. Пушкин Арина Родионовна, няня Пушкина А.С.


3


Проблемный вопрос Как автору удается показать борьбу добрых и злых сил в сказке?


4


Добрые силы Злые силы 1. ? 2. ? 3. ? 4. ? 5. ? Как А.С.Пушкину удается показать борьбу добрых и злых сил в сказке?


5


Борьба добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина Добрые силы Злые силы 1. Герои царевна Царица 2. Качества 3. Поступки 4. Речь 5. Отношение автора


6


Борьба добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина Добрые силы Злые силы 1. Герои царевна Царица, черница (?) 2. Качества«Нраву кроткого такого». Скромная, трудолюбивая, верная… «Горда, ломлива, своенравна и ревнива». Капризная, эгоистичная, властная, завистливая, жестокая… 3. Поступки Никого ни в чем не винит, не желает зла Отправляет чернавку отвести царевну в лес «на съедение волкам», отправляет черницу с отравленным яблоком к царевне. 4. Речь«Всех я вас люблю сердечно»«Ах ты мерзкое стекло!» «Как ты смела! Обмануть меня? И в чем!» 5. Отношение автора«Милая девица», «моя душа» «баба гневная», «Царица злая», «старуха», «злая мачеха»


7


Добрые силы 1. Герой 2. Качества 3. Поступки 4. Речь 5. Отношение автора


8


Добрые силы 1. Герой 7 богатырей 2. Качества Доброта, гостеприимство, умение любить, защищают Родину, дружные, довольствуются малым 3. Поступки Приняли царевну в свой дом, приняли отказ в просьбе быть чьей- нибудь женой, приковали гроб хрустальный в пещере 4. Речь Старший молвил: «Что за диво!», «Спрос не грех. Прости ты нас» 5. Отношение автора «семь богатырей», «братья дружною толпой» Художник – Билибин И.Я.


9


Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из–под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу! Художник А.М. Куркин


10


Добрые силы 1. Герой Соколко 2. Качества Верность, самоотверженность, жертвенность 3. Поступки Пытался не пустить черницу, не дать царевне съесть яблоко, сам съел отравленное яблоко, когда пришли богатыри 4. Речь — 5. Отношение автора положительное Художник – Билибин И.Я.


11


Добрые силы 1. Герой Королевич Елисей 2. Качества Любовь, верность, преданность, целеустремленность 3. Поступки Ищет свою невесту, готов пойти на край света, не отчаивается, нашел царевну 4. Речь 5. Отношение автора«к красну солнцу наконец обратился молодец» Художник – Билибин И.Я.


12


Как А.С.Пушкин показывает борьбу добрых и злых сил в сказке? Добрые силы Злые силы 1. Герои первая царица, царевна, Соколко, 7 богатырей, Елисей, Солнце, Месяц, Ветер, … Царица, черница 2. Качества 3. Поступки 4. Речь 5. Отношение автора


13


АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь?


14


Буквица


15


Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока:

раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Эпиграф урока:

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих).

2. Слово учителя. ПРИТЧА. Слайд 1.

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Ученики отвечают, что мы будем говорить о добре и зле).

— На примере какого литературного произведения мы будем говорить об этих понятиях?

(На примере сказки А.С.Пушкина, будем говорить о добрых и злых героях, о царевне и мачехе, будем сравнивать их).

— Правильно, молодцы. (СЛАЙД 2)

Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина.

Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели (грузинский поэт)

— Как вы думаете, так ли это? Можем ли мы согласиться с высказыванием поэта?

— Отвечают.

Учитель:

-Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному творчеству.

— Кто знакомил Пушкина с русским народным творчеством?

(Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей).

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”.

Так что же это такое – Добро и Зло?

(Обучающиеся формулируют определение добра и зла).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы.

СЛАЙД 3. (На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов):

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? Как в русском языке называются такие группы слов?

(Да, добро и зло – противоположные понятия, это антонимы).

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”.

4. Объяснение нового материала.

(СЛАЙД 4). А теперь давайте вспомним, чем отличается народная сказка от литературной?

(СЛАЙД 5). СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ НАРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗОК.

1. Работа с текстом.

Беседа.

Учитель: (СЛАЙД 6)

— В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.

— Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце).

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями.

— Кого мы отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху).

(СЛАЙД 7).

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

(СЛАЙД 8.) (В персонажах Царевны и царицы).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

(СЛАЙД 9).

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у нас получилось.

(Учащиеся зачитывают определения в таблицу.

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Поведение,

характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица-душа

Милая

Приветливая

Цветовая гамма

Черны

(зависть)

Белый

Красный

Румяный

Делаем вывод по таблице.

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива – капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревниваздесь: мучительно желающая быть лучшей.

Учитель:

-Ребята, почему царица- мачеха решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

(Ненависть, зависть)

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

(Нет, эти чувства характерны для злых людей)

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

(Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).

Учитель:

-Ребята, и царица-мачеха, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

(Царица-мачеха красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).

Учитель:

— В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. Так кто из героев встает на путь добра и совершает добрые поступки???

Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Учитель:

— Что же в конце происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

(СЛАЙД 10.)

5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель: (СЛАЙД 11.)

-А сейчас, ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.)

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли? (Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло?)

(Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло.

ВЫВОД: В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.)

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

(СЛАЙД 12) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Отрывок из сказки выучите наизусть.

Цель: подвести учащихся к пониманию
различия между добром и злом на примере сказки
А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях”.

Задачи.

Образовательные: учить различать
положительных и отрицательных героев; учить
давать краткую характеристику главным героям,
оценку их поступкам; обучать умению работать с
текстом учебника, давать ответы, опираясь на
текст.

Коррекционно-развивающие: способствовать
развитию познавательных возможностей учащихся,
внимания, восприятия, памяти, развивать умение
анализировать; обогащать словарный запас
учащихся; отрабатывать навыки выразительного и
беглого чтения; активизировать слова ломлива,
своенравна, горделива, кротка;
развивать
творческие способности учащихся; при помощи
музыки и эмоционально-экспрессивной окраски
слов обогащать чувственный опыт учащихся через
умение сопереживать и эмоционально выражать
свое отношение к героям литературного
произведения.

Воспитательные: способствовать
формированию представлений о нравственных и
безнравственных поступках; воспитывать интерес
к литературному творчеству и урокам чтения.

Основные знания: в сказке добро всегда
побеждает зло.

Основные термины и понятия: положительный
герой; отрицательный герой.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина; книги
сказок А.С. Пушкина; карточки-тесты, карточки с
индивидуальными заданиями, опорные карточки,
оценивающие жетоны.

Урок заключительный по теме.

Тип урока: комбинированный.

Индивидуальная работа: на протяжении всего
урока следить за соблюдением основных норм
литературного произношения отдельными
учащимися.

I. Ход урока.

Организационный момент:
Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … (хором) пять!

II. Вступительная часть.

1) Ребята, я надеюсь, что вы будете работать
активно и заработаете только отличные отметки!

Цветные жетоны ждут ваших правильных ответов!
Начинаем наш урок.

2) Ребята, многие люди в мире знают этого
человека (показываю портрет). Давайте ещё раз
назовём имя того, кто подарил миру столько
замечательных произведений!

— Это великий русский поэт А.С. Пушкин.

— Правильно; жетон.

— А какие сказки А.С. Пушкина мы с вами знаем?

— Сказка о рыбаке и рыбке.

— Сказка о золотом петушке.

— Сказка о царе Салтане.

— Сказка о попе и работнике его Балде.

Дети получают жетоны.

— А какую сказку Пушкина мы с вами прочитали?

— Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях.

— Какое домашнее задание вы должны были
подготовить?

— Выразительное чтение отрывка по ролям.

— Все открыли учебники на месте своего отрывка. (На
месте отрывков в учебнике закладки.
) Кто готов
отвечать, поднимите руку.

— Итак, читаем. Пожалуйста, свой отрывок читают
…. Все остальные внимательно слушают.

Дети читают, получают жетоны.

— Очень хорошо, с домашним заданием справились.
Теперь перейдём к теме нашего урока, которая
записана на доске.

На доске: Добро и зло в сказке А.С.Пушкина
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

— Давайте вспомним значение слов “добро” и
“зло”.

Дети объясняют своими словами, как они понимают
значение слов, затем учитель подводит итог при
помощи карточек (значение слов – по словарю
С.И.Ожегова), которые вывешивает по одной при
помощи магнитов на доску.

Учитель просит одного из учащихся прочитать
карточку, а другого – повторить.

— Хорошо, ребята. Теперь разберёмся, кто у нас в
сказке добрый, а кто злой.

— Давайте вспомним, какие герои в сказке
главные, без которых не было бы всех описанных
событий.

— Главные герои – царица и царевна.

Учитель просит давать полные ответы, а также
просит высказывать свое мнение других учащихся.

— На карточках слова, значение которых мы сейчас
повторим – они понадобятся нам для дальнейшей
работы:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий свое превосходство.

Ломлива – от слова “ломаться”, т.е. кривляться,
воображать о себе слишком много.

Своенравный – упрямый, капризный, поступающий
так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
лучшей.

— Что же вы можете сказать о царевне?
Подтвердите свои слова примерами из текста.

— Царевна молода, очень красива, скромна, добра,
застенчива; она верна данному слову.

Учащиеся подтверждают сказанное примерами из
текста.

— Замечательно! А что можно сказать о
царице-мачехе?

— Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая,
упрямая, капризная; она поступает так, как
хочется ей и совсем не думает о других; еще она
хочет всегда оставаться самой красивой – от
этого полностью зависит ее настроение и вся ее
жизнь.

— Молодцы, правильно! Найдите в тексте
подтверждение своим словам.

Учащиеся зачитывают отрывки из текста,
подтверждающие сказанное о царице.

— Очень хорошо! А теперь подумайте, кто из наших
героев положительный герой, а кто –
отрицательный?

Царица – отрицательная героиня, а царевна –
положительная.

— Правильно! Давайте при помощи сигнальных
карточек повторим положительные (хорошие) черты
характера, присущие положительному герою:
доброта, любовь, верность, кротость,
отзывчивость;

Отрицательные (нехорошие) черты характера,
присущие отрицательному герою: зависть, злоба,
ревность, эгоизм, предательство.

Учащиеся при помощи сигнальных карточек
показывают, согласны они с мнением учителя или
нет.

— Перед вами карточки белого цвета, на которых
эти слова, и два фломастера – черный и красный.
Подчеркните, пожалуйста,

— Итак, мы выяснили, что главные герои, вернее,
героини, совершенно разные, противоположные по
характеру, хотя обе очень красивы.

Одна из них и представляет добро, а другая зло.

В сказке все время идет борьба между добрыми и
злыми героями, между добром и злом.

— Скажите, ребята, а как мы можем определить,
злой человек или добрый?

— По его поступкам! Если человек совершает
добрые поступки, от которых другим хорошо, то
этот человек добрый, хороший. А если поступки
человека причиняют другим боль, страдания, то
этот человек злой, недобрый.

— А почему царица злая, что же плохого она
делает?

— Царица любыми способами хочет погубить
царевну, чтобы та не мешала ей быть прекрасней
всех на свете.

— Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это.

Учащиеся находят нужный отрывок текста.

— Дорогие мои мальчики и девочки! На сказки
А.С.Пушкина написано много музыкальных
произведений (опера Римского-Корсакова “Золотой
петушок”). Музыка многое может нам рассказать:
например, какой человек – добрый или недобрый;
какие чувства он испытывает: сердится, грустит,
радуется, злится… Я предлагаю вам послушать
отрывки музыкальных произведений и по характеру
музыки определить, какую героиню “рисует”
музыка: царицу-мачеху или царевну.

Учащиеся слушают 1-й отрывок и определяют, какой
героине соответствует характер музыки
(царица-мачеха).

— Слушаем второй отрывок. (Учащиеся слушают.)
А эта музыка по характеру подходит царице-мачехе?
Докажите!

Учитель просит высказать свое мнение
нескольких учащихся. Учащиеся отмечают характер
музыки: резкая, тревожная, злая, нежная, ласковая,
добрая, приятная.

— Ребята, скажите, чем заканчивается наша
сказка?

— Королевич Елисей нашёл свою невесту, царевна
ожила, и они вместе едут домой. Царица злая умерла
от злости, а царевна с Елисеем празднуют свадьбу.

— Найдите отрывок в тексте, рассказывающий, чем
закончилась сказка.

Учащиеся читают отрывок.

— Что же победило в сказке – добро или зло?

В сказке победило добро.

К доске крепится карточка: Добро всегда
побеждает зло.

— Какой конец у нашей сказки?

У сказки хороший, счастливый конец: добро
победило зло.

— Послушайте два музыкальных отрывка и скажите,
какой из них подходит к радостным событиям в
конце сказки.

Учащиеся слушают, определяют и выбирают
подходящую мелодию.

— Теперь немного отдохнем – проведем
физкультминутку “Сказки Пушкина”:

Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!

— Итак, ребята, что же мы с вами делали на уроке?

— Читали, отвечали на вопросы, слушали музыку.

— А что мы узнали на уроке?

— Что в сказке есть главные герои: царица и
царевна; что герои бывают положительные (добрые)
и отрицательные (недобрые); что в сказке добро
борется со злом; что добро всегда побеждает.

— Какой же вывод мы сделаем с вами? Какова
главная мысль сказки?

— Добро всегда побеждает.

Учитель может предложить варианты ответа, если
учащиеся затрудняются ответить, например, “В
сказках сталкиваются добро и зло. Что
побеждает?”.

— Молодцы, правильно. Давайте ещё раз все вместе
повторим:

Добро всегда побеждает зло.

— Оказывается, слова можно не только увидеть,
услышать, их можно почувствовать: одни слова
ласковые, теплые, другие – грубые, холодные. А еще
слова можно раскрасить. Ребятушки, перед вами
белые карточки со словами “добро” и “зло” и
цветные карандаши (фломастеры). Раскрасьте,
пожалуйста, эти слова так, как вы считаете нужным,
как подсказывает вам ваша фантазия.

Учащиеся работают, учитель по ходу работы
просит прокомментировать, какой цвет дети
выбрали для оформления и почему.

— Очень хорошо, молодцы! Ребята, на доске
записаны слова из сказки Пушкина “Сказка о
золотом петушке”:

Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Какой урок мы извлекли из “Сказки о мёртвой
царевне”? Какими нельзя быть?

— Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими.

III. Подведение итогов.

— Ещё раз повторим: положительный герой – это …;
отрицательный герой – это …. Ребята, давайте
вспомним некоторые моменты сказки и постараемся
правильно ответить на вопросы при помощи
вариантов ответов, данных в карточках. Учащиеся
отвечают, выбрав один из предложенных вариантов.

Выставление оценок.

— Молодцы! Сегодня все поработали на славу.
Спасибо за работу!

Учитель озвучивает оценку и награждает
учащихся “стихотворными” отметками.

IV. Домашнее задание.

— Для вас пришли сегодня письма из Страны
Сказок. Там – ваше домашнее задание. Оно состоит
из отрывков сказки А.С.Пушкина. Сказку мы хорошо
знаем, но нужно прочитать отрывок выразительно,
отгадать, какому герою принадлежат слова, и
выучить отрывок наизусть. У каждого – свое
задание.

Учащиеся знакомятся с домашним заданием, если
что-то непонятно, уточняют у учителя.

Контрольные вопросы.

— Каких же героев — положительных или
отрицательных — больше в сказке? А какие люди
окружают вас? Назовите их положительные черты.

— Ребята, давайте стремиться делать добрые дела
и изменять мир к лучшему!

Приложение 1, 2, 3

  • Противостояние добра и зла сочинение
  • Противостояние века нынешнего и века приведущего в комедии грибоедова горе от ума сочинение
  • Противоречия эпохи в поэзии серебряного века сочинение
  • Противоречия в характере обломова и его душевная драма сочинение краткое
  • Противоречивый образ пугачева в повести капитанская дочка сочинение