Прототипом ивана денисовича из одноименного рассказа солженицына послужил

Тесты по русской литературе
ХХ века

Тест №1

1.      Назовите двух главных
героев  романа Замятина «Мы». а) D-503, I-330 б) R-13, Z-202  в) Единое государство, Мефи.

2.      Когда начинаются и когда
заканчиваются события в романе «Тихий Дон»? а)  1912 – 1922; б)  1917 – 1929; в) 1914 – 1919.

3.      Назовите автора
стихотворных строк

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

а)  Есенин; б)  Мандельштам; в) Заболоцкий.

4.      Назовите автора
стихотворных строк

Руки милой — пара лебедей —

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

а)  Пастернак; б) 
Есенин
; в) Рубцов.

5.      Кто является автором цикла
стихотворений «Лебединый стан»? а) 
Ахматова;

б)  Мандельштам; в) Цветаева.

6.      Стихотворение «Тихая моя
родина» написал… а)  Пастернак; б)  Есенин; в) Рубцов.

7.      Под псевдонимом Сирин в
1920-х годах писал… а)  Набоков; б)  Платонов; в) Замятин.

8.      Назовите фамилию
профессора, сделавшего операцию дворняге Шарику? а) Иванов б) Сеченов в) Преображенский г) Борменталь.

9.      Прототипом Ивана
Денисовича из одноименного рассказа Солженицына послужил а) солдат Шухов б) сам Солженицын в) это собирательный
образ.

10.   Как назывался сборник
сатирических рассказов М. Булгакова, вышедший в 1925 г.?  а) «Стальное горло»; б) «Записки юного врача»; в) «Дьяволиада»; г) «Роковые яйца».

11.   Для языка какого писателя
характерны намеренное косноязычие, обилие 
советских неологизмов? а) 
Горький; б)  Платонов; в) Шолохов.

12.   Строки какого отрывка
принадлежат Ахматовой

а)Мне голос был. Он звал
утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и
грешный,

Оставь Россию навсегда».

б)Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

13.   Была ли А. Ахматова хоть раз
в заключении? Варианты: а) да б) нет.

14.   В качестве редактора журнала
«Новый мир» прославился… а)  Твардовский; б) Солженицын;  в) Распутин.

15.   Повесть В. Распутина «Деньги
для Марии» заканчивается а) гибелью Марии б) спасением Марии в) открытым финалом.

16.   Лирический герой какого
поэта исполнен оптимистического пафоса а) Есенина   б) Цветаевой в) Пастернака.

17.   Автором эпопеи «Красное
колесо» является а) Платонов б) Леонов в) Солженицын.

18.   Всего четыре книги за свою
жизнь опубликовал а) Заболоцкий б)
Солженицын в) Рубцов.

19.   Какое из перечисленных
произведений А. Солженицына было опубликовано раньше?    а)
«Один день Ивана Денисовича
»; б) «Раковый корпус»; в) «В круге первом».

20.   Лирика какого из
перечисленных поэтов исполнена трагизма? а) Заболоцкого;   б) Пастернака; в) Цветаевой.

Тест №2

1.      Последняя поэма В.
Маяковского называлась: а) «Про это»; б) «Хорошо!» в) «Во весь голос».

2.      В каком году состоялся I
съезд советских писателей? а)  1934; б) 
1936; в) 1938.

3.      Кто из героев-коммунистов
в финале романа «Поднятая целина» остается жив? а) Давыдов б) Разметнов в)
Нагульнов.

4.      Назовите автора
стихотворных строк

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

а)  Есенин; б)  Мандельштам; в) Заболоцкий.

5.      Назовите автора строк

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же…

а)  Пастернак; б)  Твардовский; в) Рубцов.

6.      Назовите писателя из
списка, который не имел отношения к группе ОБЭРИУ: а)Введенский; б) Заболоцкий;
в) Пастернак; г) Хармс.

7.      Кто является автором
«Поэмы без героя»? а)  Ахматова; б)  Цветаева; в) Мандельштам.

8.      Действие в «Поднятой
целине» происходит в… а) станице Вешенской б) хуторе Гремячий Лог в) деревне
Спас-Клепики?

9.      Какой любимый музыкальный
инструмент был у Полиграфа Полиграфовича Шарикова?    а) гусли б) гитара в) гармошка г)
балалайка.

10.   Исторические романы не писал
а) А.Толстой б) А.Твардовский в) А.Солженицын.

11.   К школе имажинизма
принадлежал а) Есенин б) Пастернак в) Ахматова.

12.   Строки какого отрывка
принадлежат С. Есенину?

а) Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

б) Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу.

13.   Какое из перечисленных
произведений было написано в годы Великой Отечественной войны: а) «В окопах
Сталинграда» б) «Сашка» в) «Василий Теркин»?

14.   Наиболее философской можно
считать лирику а) Ахматовой б) Цветаевой в) Пастернака.

15.   Автором рассказа «Уроки
французского» является… а) Распутин б) Шукшин 
в) Солженицын.

16.   Тему человек и природа не
разрабатывал а) Астафьев б) Шукшин в) Трифонов.

17.   Какое из произведений
является по жанру романом-антиутопией: а) «Архипелаг ГУЛАГ»   б) «Мы» в) «Русский лес»?

18.   Из трех томов состоит а)
«Чевенгур» б) «Тихий Дон» в) «Архипелаг ГУЛАГ».

19.   Какое из перечисленных
произведений было опубликовано в период «оттепели»?    а) «Василий Теркин» А. Твардовского; б) «Не
хлебом единым» В. Дудинцева; в) «В списках не значился» Б. Васильева.

20.   Повесть «Привычное дело»
написал… а) В. Астафьев; б) Ю. Трифонов; в) В. Белов.

Тест №3

1.      Михаил Кошевой и Дуняшка –
герои романа… а) «Чевенгур» б) «Тихий Дон» в) «Доктор Живаго».

2.      Кто из названных писателей
был удостоен Нобелевской премии? а) Твардовский 
б) Пастернак в) Булгаков г) Цветаева.

3.      Кому принадлежит крылатая
фраза: «Поэт в России – больше, чем поэт»? а) Есенин б) Пастернак в) Евтушенко.

4.      Назовите автора строк Хочу такой сайт

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

а) Есенин б) Пастернак в) Вознесенский.

5.      Назовите автора строк

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

была жара,

жара плыла —

на даче было это.

а) Маяковский; б) Есенин; в) Пастернак.

6.      Строки какого отрывка
принадлежат Рубцову

а) Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

б) С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

7.      Кто является автором
«Поэмы Горы» и «Поэмы Конца»? а) Цветаева б) Ахматова  в) Пастернак.

8.      В образе какого персонажа
романа «Мастер и Маргарита» наиболее полно раскрывается мотив вины и
неизбежности расплаты за содеянное? а) 
Берлиоз; б) мастер; в) Понтий Пилат.

9.      В каком городе родился М.
Булгаков? а) Москве б) Киеве в) Воронеже г) Саратове.

10.   Кто является автором романа
«В окопах Сталинграда»?  а) В. Некрасов
б) В. Кондратьев   в) Б. Васильев?

11.   Кто из перечисленных авторов
не принадлежит к писателям-деревенщикам?  
а) Б. Васильев б) В. Белов в) В. Распутин?

12.   Роман «Мастер и Маргарита»
заканчивается а) помещением мастера и Маргариты в страну вечного покоя б)
эпилогом в) исповедью Воланда.

13.   Героя-чудика ввел в русскую
литературу… а) Распутин б) Шукшин в) Астафьев.

14.   Настоящая фамилия Хармса а)
Бортников б) Ювачев в) Гладилин.

15.   Автором повествования в
рассказах «Царь-рыба» является… а) Трифонов б) Шукшин в) Астафьев.

16.   Первая публикация романа
«Мастер и Маргарита» состоялась в а) 1940 г. б) 1960 г. в)1966 г.

17.   Последнее произведение
Астафьева  а) роман «Печальный детектив»
б) роман «Прокляты и убиты».

18.   Интимная лирика отсутствует
в творчестве а) Маяковского б) Пастернака в) Твардовского.

19.   Расшифруйте смысл названия
романа «Доктор Живаго». а) живой, любящий жизнь; б) ненавидящий все живое.

20.   Образ коммунистического рая
в романе Платонова «Чевенгур»: а) светлое будущее  б) предмет авторской сатиры.

Тест №4

1.      Трагедия Григория Мелехова
– это  а) трагедия типа б) трагедия
личности.

2.      К «врагам» в романе
«Поднятая целина» относятся: а) Половцев, Лятьевский, Островнов  б) Давыдов, Нагульнов, Разметнов в)
Майданников, Куженков, Щукарь.

3.      Назовите автора
стихотворных строк

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде? а) 
Есенин; б)  Мандельштам; в)
Заболоцкий.

4.      Назовите автора
стихотворных строк

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.    а)
Твардовский  б) Пастернак в) Рубцов.

5.      Путь от восхваления
революции до сатиры на нее прошел а) В. Маяковский б) А. Толстой  в) А. Платонов.

6.      Строки какого отрывка
принадлежат Пастернаку

а) Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

б) Ветер всхлипывал, словно дитя,

За углом потемневшего дома,

На широком дворе, шелестя,

По земле разлеталась солома…

7.      Саша Дванов и Степан
Копенкин – герои романа… а) «Чевенгур» б) «Тихий Дон» в) «Доктор Живаго».

8.      Кто является автором
повести «Обмен»? а) Распутин б) Шукшин в) Трифонов.

9.      Девичья фамилия Ахматовой…
а) Гумилева б) Горенко в) Садовская.

10.   На двух языках создавал свои
произведения а) Хармс б) Набоков в) Пастернак.

11.   В каком университете А.
Ахматова получила почетную степень доктора наук?   а) Стенфордском университете б) Оксфордском
университете в) В Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.

12.   Назовите профессию
Булгакова: а) актер, б) композитор, в) врач, г) музыкант, д) ученый.

13.   Лара является героиней
романа а) «Русский лес» б) «Чевенгур» в) «Доктор Живаго»?

14.   Какой из романов не
принадлежит перу Леонова: а)  «Барсуки»
б) «Пирамида» в) «Прокляты и убиты»?

15.   Рассказ Солженицына «Один
день Ивана Денисовича» был опубликован а) в 1954 г. б) 1962 г. в) 1970 г.

16.   Первое опубликованное
произведение Булгакова а) фельетон «Грядущие перспективы»   б) повесть «Дьяволиада» в) повесть «Роковые
яйца».

17.   Света в романе «Мастер и Маргарита»
не заслужил а) мастер б) Левий Матвей в) Иешуа.

18.   Бабочками наряду с
литературой профессионально занимался а) Пастернак б) Набоков в) Заболоцкий.

19.   Кто является автором повести
«Железный поток»? а) А. Фадеев; б) Д. Фурманов; 
в) А. Серафимович.

20.   При жизни А. Твардовского не
была опубликована поэма: а) «За далью – даль»; б) «По праву п
амяти»; в) Теркин на том свете».

КЛЮЧИ к
тестам

Тест №1.

1.а)2.а)  3.
в). 4. б) 5. в)  6. в)  7. а) 8.в) 9.а) 10. б) 11. б) 12.а) 13.б) 14.
а) 15.в) 16.в) 17.в) 18.а)

19. а) 20. в)

Тест №2.

1.в) 2. а) 3.б) 4. в) 5. б) 6. в) 7. А) 8.б) 9.г)
10.б) 11.а) 12.а) 13.в) 14.в) 15.а) 16.в) 17.б) 18.в) 19. б)

20. в)

Тест №3.

1.б) 2.б) 3. в) 4. а) 5. а) 6.б) 7.а) 8. в) 9.б) 10.а) 11.а) 12.б) 13.б)
14.б) 15. в) 16.в) 17.б) 18.в) 19. а)

20. б)

Тест №4

1.б) 2.а) 3. в) 4. а) 5.в) 6.а) 7. а) 8.в) 9.б) 10.б) 11.б) 12. в) 13.в)
14.в) 15.б) 16.а) 17.а) 18.б)

19. в) 20. б)

Александр Солженицын повествует о лагерной жизни заключённого Шухова Ивана Денисовича. Именно поэтому произведение получило своё название «Один день Ивана Денисовича». Писатель показывает читателю несправедливое отношение к человеку, который со всей ответственностью и честью стоял за свою Родину. Краткая характеристика образа главного героя Шухова поможет в полной мере понять несправедливость во времена сталинской репрессии.

Оглавление:

  • Прототип и история Шухова
  • Характеристика и портрет героя
  • Образ народа в произведении

Шухов характеристика образа главного героя

Прототип и история Шухова

Прототипами образа Ивана Денисовича послужили сразу несколько людей. Одним из них был знакомый писателя, который служил с ним в Великую Отечественную войну, но никогда не был в лагере. Другим прототипом стал сам Солженицын, который вспоминал подробности своей лагерной жизни. Редактор «Нового мира» и автор «Рассказа о девичьих косах» Шухов Иван Петрович никак не относится к этому образу.

 один день ивана денисовича сочинение

Шухов попал в лагерь и получил свой номер «Щ-854». Его лагерная биография начинается с 1941 года, когда простого крестьянина забрали воевать на фронт. Он с полной ответственностью выполнял все указы командира и стоял до конца. В феврале 1942 года он попадает в плен к врагу, но ему удаётся сбежать из него. Однако власти восприняли это как «измену Родине» и считали его вражеским агентом. Когда главного героя поймали, то он подписал все нужные бумаги и сознался в своей измене лишь для того, чтобы его не казнили.

Абсолютно невиновного человека осудили и отправили в ссылку. Ивану Денисовичу приходится терпеть тяжёлую и несправедливую лагерную жизнь, но при этом он не теряет свой оптимизм и доброту. Дома у главного персонажа осталась жена и две дочки.

Шухов категорически запретил присылать ему передачки с продуктами и другими вещами, чтобы не отбирать у семьи последнее. Он не любит вспоминать прошлое, чтобы не «травить» душу.

Характеристика и портрет героя

Солженицын в тексте вскользь упоминает внешность Ивана Денисовича, но из этих фрагментов можно собрать полноценную картину для представления:

  • на момент рассказа главному герою 40 лет;
  • у него выпала часть зубов из-за цинги;
  • всегда выбритая голова и длинная борода;
  • одежда ничем не отличается от других заключённых, вся в заплатках.

Главный герой повести открывается читателю как человек сдержанный, умный, местами хитрый и добрый. Он достойно выдерживает каждый день в лагере: не пытается увильнуть от работы, ни с кем не спорит, не подлизывается к другим заключённым ради своей выгоды.

 иван денисович шухов

Работа для Ивана Денисовича стала методом отвлечения от всего происходящего. Он старается взять любую работу. Герой поддерживает дружеские отношения со своими сокамерниками и другими заключёнными, но при этом не пресмыкается перед ними.

За годы, проведённые в лагере, Шухов понял, что в этих местах порой нужно использовать хитрость и смекалку.

Он хорошо общается с Цезарем Марковичем, которому часто из дома присылают посылки с различной едой и вещами. Если он ему в чём-то поможет, то что-нибудь да и перепадёт из еды.

Также главному герою всегда нравился ручной труд, поэтому он только рад шить тапки и телогрейки сокамерникам. За это заключённые выражали ему благодарность и лучше относились, а он работал в своё удовольствие.

Образ народа в произведении

Александр Солженицын не стал заострять всё внимание в произведении только на главном герое. В своей повести он описал читателю образ всех людей, которые попали под натиск сталинской репрессии. Бо́льшая часть заключённых в лагере были осуждены за то, чего они не делали. К сожалению, слушать бы их никто не стал. Народу давалось только 2 варианта на выбор: смерть или ссылка. Именно поэтому лучше было признаться в несовершенном и жить, чем сразу же пойти на казнь.

Иван шухов

Солженицын не зря описал именно образ Ивана Денисовича. Автор выбрал самого обычного мужчину, который из села сразу же пошёл на фронт. В нём нет никаких выдающихся качеств, нет поблажек и привилегий в лагере. Ему приходится выживать только за счёт своих умений, смекалки и духовной силы, которые помогали ему урвать двойную порцию в столовой или получить маленький кусок колбаски от Цезаря Марковича.

Главный герой благодаря своим внутренним качествам и трудолюбию мог бы в своём родном селе чего-то добиться и содержать семью в достатке, но ему приходится 10 долгих лет выносить тяготы лагерной жизни за несовершенное преступление.

Александр Солженицын показывает трудности и несправедливость во времена сталинской репрессии, которая коснулась всех, в своём произведении «Один день Ивана Денисовича».

В сочинении по этой повести можно раскрыть проблематику несправедливости и взаимовыручки.

Березин
Владимир Сергеевич родился в 1966 году в
Москве. Прозаик, критик. Автор нескольких
книг прозы и биографических исследований.
Постоянный автор «Нового мира». Живет
в Москве.

Владимир
Б
ерезин

*

НАРЯД
ГРАЖДАНИНА ШУХОВА

«Один
день Ивана Денисовича» Александра
Солженицына

Теплый
зяблого разве когда поймет?

16
сентября 1962 года Александр Твардовский
записал в дневнике: «Счастье, что эту
новую (после черной клеенчатой) тетрадь
я начинаю с записи факта, знаменательного
не только для моей каждодневной жизни
и не только имеющего, как мне кажется,
значение в ней поворотного момента, но
обещающего серьезные последствия в
общем ходе литературных (следовательно,
и не только литературных) дел: Солженицын
(„Один день”) одобрен Н[икитой]
С[ергееви]чем.

Боюсь
предвосхищений, но верится, что
опубликование Солженицына явится
стойким поворотным пунктом в жизни
литературы, многое уже будет тотчас же
невозможно, и многое доброе — сразу
возможным и естественным»
1.
Дальше Твардовский пересказывает
опасения начальства. Ему сказали, что
Хрущев боялся, не хлынет ли потоком
подобное в общество, но ему отвечали
(это было придумано самим Твардовским),
что как раз это стравит пар и будет
заслоном против других материалов на
ту же тему, но ниже качеством. Человек
Твардовского в ЦК, Дмитрий Алексеевич
Лебедев, говорил, что если бы нужно было
отсоветовать печатать эту вещь, то
Хрущев сделал бы это без Президиума и
без совещаний в Президиуме ЦК.

Потом
Твардовский напишет, как перечитывал
«Праведницу» Солженицына (имеется в
виду рассказ «Матренин двор», который
изначально назывался «Не стоит село
без праведника» и был вторым напечатанным
текстом Солженицына). Твардовский
замечает: «Боже мой, писатель. Никаких
шуток. Писатель, единственно озабоченный
выражением того, что у него лежит „на
базе” ума и сердца. Ни тени стремления
„попасть в яблочко”, потрафить, облегчить
задачу редактора или критика, — как
хочешь, так и выворачивайся, а я со своего
не сойду. Разве что только дальше могу
пойти.

Прошлый
раз он говорил:


Как
я рад, что в вас не ошибся»
2.

Действительно,
Солженицын доказал всем этим литературным
генералам, одаренным и не очень, что он
настоящий писатель. Причем, его мировая
слава началась с одного короткого
текста.

Писатель
Солженицын состоит из трех частей —
своей публицистики разного времени,
включая «Архипелаг ГУЛАГ», больших
романов и рассказа «Один день Ивана
Денисовича».

Почему
этот знаменитый текст об одном дне
безвестного заключенного, вошедший
теперь в школьную программу, проходит
по разряду рассказов? А вот почему: сам
автор считал его рассказом. И для него
это был именно рассказ под названием
«Щ-854». В книге «Бодался теленок с дубом»
он так описывал эту историю: «Предложили
мне „для весу” назвать рассказ повестью
— ну, и пусть будет повесть». В примечании
Солженицын тут же оговаривается: «Зря
я уступил. У нас смываются границы между
жанрами и происходит обесценение форм.
„Иван Денисович” — конечно, рассказ,
хотя и большой, нагруженный. Мельче
рассказа я бы выделял новеллу — легкую
в построении, четкую в сюжете и мысли.
Повесть — это то, что чаще всего у нас
гонятся называть романом: где несколько
сюжетных линий и даже почти обязательна
протяженность во времени. А роман
(мерзкое слово! нельзя ли иначе?) отличается
от повести не столько объемом, и не
столько протяженностью во времени (ему
даже пристала сжатость и динамичность),
сколько — захватом множества судеб,
горизонтом огляда и вертикалью мысли»
3.
И дальше он продолжает: «Еще, не допуская
возражений, сказал Твардовский, что с
названием „Щ-854” повесть никогда не
сможет быть напечатана. Не знал я их
страсти к смягчающим, разводняющим
переименованиям, и тоже не стал отстаивать.

Переброской
предположений через стол с участием
Копелева сочинили совместно: „Один
день Ивана Денисовича”»
4.

Что
происходит в этом рассказе, построенном
по известной схеме драматургического
единства? Это действительно один день
заключенного в каторжном трудовом
лагере от рассвета до заката одного из
дней января 1951 года. Через распорядок
этого дня рассказывается вся жизнь —
и не одного героя, но и многих окружающих
его людей. Они просыпаются, их пересчитывают,
ведут на работу по морозу, подробно
описываются приемы и ухватки подневольного
труда, затем так же дотошно рассказываются
правила еды и получения пайки, и, наконец,
быт лагерного барака и наваливающаяся
ночь. Есть еще один знаменитый текст,
который идет одним днем — это «Улисс»
Джеймса Джойса, но это огромный том (да
и действие в модернистском романе Джойса
продолжается ночью, в то время, которое
для солдата и заключенного идет по
известной формуле «Праздник, который
всегда с тобой, — это отбой».

Есть,
кстати, отсылка к великому русскому
классику, которая кочует из одного
школьного сочинения в другое: «По словам
Толстого, день мужика может составить
предмет для такого же объемистого тома,
как несколько веков истории». Как я ни
старался, найти эту фразу в сочинениях
Толстого оказалось невозможно. Правда,
она содержится в книге Жоржа Нива
«Солженицын»
5,
но не выдумал ли ее уважаемый славист,
неизвестно. Так или иначе, она идеально
описывает то, что хотели бы получить
школьные учителя в качестве ответа на
смысл композиции «Одного дня Ивана
Денисовича», и винить тысячи подростков
нужно не в том, что они списывают текст
в Сети, а в том, что не указывают источник.

Гражданин
Иван Денисович Шухов — простой человек
(как ни странно в наше время звучат эти
слова) под номером Щ-854 (у Солженицына в
лагере был номер Щ-262). Простой — слово
неловкое, потому что обросло дополнительными
смыслами и иногда звучит будто похвала.
Но зека Щ-854, так сказать, еще полый
человек, внутри которого нет особой
идеи, приспособления к тяжелым условиям
жизни. Сам Солженицын писал: «Выбирая
героя лагерной повести, я взял работягу,
не мог взять никого другого, ибо только
ему видны истинные соотношения лагеря
(как только солдат пехоты может взвесить
всю гирю войны, — но почему-то мемуары
пишет не он)»
6.

Вокруг
него расставлено несколько фигур, с
которыми Иван Денисович ведет искренние
и не очень разговоры. Среди них бывший
военный моряк, кавторанг, московский
режиссер-интеллигент Цезарь Маркович
и молодой баптист Алеша.

И
уже совсем в отдалении стоит хор —
другие заключенные, охрана, люди на
воле, жизнь которых проникает в
повествование через письма из дома.

Некоторые
персонажи вполне реальны — с чуть
измененными фамилиями. В тот момент,
когда звезда Солженицына еще ярко
светила на небосклоне советской
литературы, один корреспондент взял
интервью у прототипа военного моряка,
капитана второго ранга Буйновского.
Того звали Борис Васильевич Бурковский,
и, вернувшись из лагеря, он служил, ни
много, ни мало, начальником военно-морского
музея на крейсере «Аврора». Корреспондент
записывал за бывшим сидельцем так: «Я
расспрашиваю Бурковского о персонажах
повести „Один день Ивана Денисовича”.
Он говорит о теме, что некоторые, как,
например, бригадир Тюрин, сам он,
Буйновский-Бурковский, кинорежиссер
Цезарь Маркович, баптист Алеша, дневальный
лагерной столовой, очень напоминают
конкретных людей. Другие — в меньшей
степени. Заключенного, который послужил
прототипом Ивана Денисовича, капитан
второго ранга не помнит. Должно быть,
потому что подобных было много, говорит
он. В общем, все персонажи повести в той
или иной степени — типы собирательные.

Около
четырех лет я прожил в одном бараке с
Солженицыным. Это был хороший товарищ,
честный человек. Он был молчалив, не
ввязывался в шумные разговоры. Мне
запомнилось, что он часто, лежа на нарах,
читал затрепанный том словаря Даля и
записывал что-то в большую тетрадь»
7.

Четыре
персонажа рассказа — как бы четыре
ипостаси России (исключая женщин,
конечно). Военный человек, образованный,
но уязвимый в своей гордости.
Интеллигент-еврей, тоже уязвимый
совершенно по-другому. У гордого человека
внутри жесткий стержень, но стержень
этот хрупок на излом. Интеллигент стержня
внутри не имеет и готов принять форму
предложенных обстоятельств. В обоих
нет какой-то важной правды, того, о чем
спорили русские философы начала прошлого
века, считая, что «правда» выше «истины».

Наконец,
баптист Алеша пришел в повествование
прямиком из романа Достоевского «Братья
Карамазовы», и вот разговоры Ивана и
Алеши, как у Достоевского, именно о
правде жизни. Причем исступленно верующий
баптист как бы отражение самого Шухова,
в разговоры и споры не мешающегося.

Много
говорили о реалистичности рассказа.

Были
люди сытые, считавшие, что краски сгущены
и так не бывает. Это свойство нашего
зрения — мы считаем обряд жизни привычным
и чем дальше от нашего опыта, тем больше
он кажется нам невероятным.

Но
были и люди, что считали текст лакировкой
действительности. Среди них был писатель
Варлам Шаламов, имевший еще более тяжелый
лагерный опыт, чем Солженицын. Он обратил
внимание на фразу «И даже мыши не скребли
— всех их повыловил больничный кот, на
то поставленный» и писал автору: «И что
еще за больничный кот ходит там у вас?
Почему его до сих пор не зарезали и не
съели?.. И зачем Иван Денисович носит у
вас
л
о ж к у
,
когда известно, что все, варимое в лагере,
легко съедается жидким через бортик?»
8
Солженицын отбивался от этого, цитируя
«Записки из Мертвого дома» Достоевского,
где по каторжному острогу ходили гуси
и арестанты не сворачивали им голов. Но
дело в том, что система лагерей СССР
была, разумеется, неоднородной и много
там было разного. Есть правота Шаламова,
находившегося много лет на Колыме, есть
смысл и в казахстанском быте Солженицына.

Но
претензий у Шаламова было куда больше,
и дьявол, которого он искал, прячется в
деталях. Он, по-видимому, много думал об
образе служивого человека, кавторанга,
который в каком-то безумии, перпендикулярном
логике лагерной жизни, кричит конвою
«Вы не имеете права». Шаламов (вполне
логично) думал, что такой протест
искореняется системой сразу, еще на
подходах к статичному состоянию лагеря.
К тому же Шаламов рассуждает о военном
человеке так: «С 1937 года в течение
четырнадцати лет на его глазах идут
расстрелы, репрессии, аресты, берут его
товарищей, и они исчезают навсегда. А
кавторанг не дает себе труда даже об
этом подумать. Он ездит по дорогам и
видит повсюду караульные лагерные
вышки. И не дает себе труда об этом
подумать. Наконец он прошел следствие,
ведь в лагерь-то попал он после следствия,
а не до. И все-таки ни о чем не подумал.
Он мог этого не видеть при двух условиях:
или кавторанг четырнадцать лет пробыл
в дальнем плавании, где-нибудь на
подводной лодке, четырнадцать лет не
поднимаясь на поверхность. Или четырнадцать
лет сдавал в солдаты бездумно, а когда
взяли самого, стало нехорошо»
9.

Это
предчувствие той самой темы, что потом,
спустя сорок лет, будет обсуждаться в
обществе, — нет, конечно, очень жалко
дочь расстрелянного наркома, страдающую
в лагерях, но можно ли забывать о семье,
что вывели к оврагу в восемнадцатом
году и в чьей квартире поселился нарком
с семьей?

Тут
можно сказать, что жизнь в нашем Отечестве
устроена так, что часто муж честно не
замечает, как его жену насилуют в соседней
комнате, или человек, берущий взятку,
абсолютно искренне пройдет испытание
на любом приборе в том, что он не делал
ничего предосудительного.

Куда
интереснее сама разница этих двух
писателей, которые так же парны в лагерной
теме, как Толстой и Достоевский.

Если
внимательно присмотреться к этим спискам
претензий и к самим биографиям Александра
Исаевича и Варлама Тихоновича, то,
во-первых, понятно, что Солженицын идет
путем русской классики. Он хочет (и
становится) новым Толстым, если, конечно,
можно стать Толстым, пусть даже и «новым».

Шаламов
же — настоящий модернист, и описывает
катастрофу неволи каким-то принципиально
другим языком, и работает со стилем, и,
главное, философией не девятнадцатого
века, а двадцатого. Шаламов говорит
Солженицыну: «Помните, самое главное:
лагерь — отрицательная школа с первого
до последнего дня для кого угодно».

А
«Один день Ивана Денисовича» как раз
допускает очищение страданием, и весь
этот набор толстовского оптимизма.
«Колымские рассказы» Шаламова — это
как раз тот самый мертвый Христос на
картине, которую рассматривает герой
Достоевского и признается, что такого
человеку нельзя видеть.

В
этом и разница классика и модерниста.
Ну и, конечно, невозможно поменять их
местами — так, чтобы Шаламов уехал в
Вермонт, получил бы множество премий и
умер в красивом доме над Москвой-рекой,
отказавшись принять высший орден страны
— орден Андрея Первозванного. Нет,
Шаламов по неумолимой логике жизни
должен был умереть как собака, в
безвестности и одиночестве, сойдя с
ума. Но без отражения нет и изображения.

Публикация
рассказа перевернула жизнь автора.
Твардовский отдал указание выписать
гонорар по высшей ставке, и Солженицын
вспоминал, что один аванс за рассказ,
притворившийся повестью, составлял
двухлетнюю зарплату. А тогда писатель
служил в Рязани школьным учителем.

Зарплата
Солженицына того времени счислена и
была около 60 рублей в месяц (так называемыми
«новыми» деньгами, потому что после
реформы 1961 года из цен и зарплат убрали
один ноль). Чтобы было понятно соотношение
этих цифр, нужно сказать, что средняя
ставка за авторский лист тогда колебалась
от 200 до 400 рублей. При высокой ставке в
300 рублей (рассказывали, что 400 получали
только писатели-лауреаты, и этим рассказам
нет причины не верить) писатель должен
был получить примерно 1800 рублей, то есть
тысячу рублей аванса. Так что «двухлетний
заработок» в воспоминаниях Солженицына,
конечно, метафора, но очень показательная
— из провинциальной нищеты рязанский
учитель мгновенно вошел в мир столичной
литературы, повесть-рассказ была
многократно переиздана, и вообще путь
успеха автора был стремительным. Ему
чуть не дали Ленинскую премию — время
было бурное, и Никита Хрущев был спор
не только на загадочные хозяйственные
решения, но и на награды своим и чужим.
Кстати, и путь к Нобелевской премии был
тоже стремительным — от дебютного
«Одного дня Ивана Денисовича» до
шведского решения прошло восемь лет.

Андрей
Синявский, отвечая на вопросы одного
американца, говорил так: «Я очень люблю
„Один день Ивана Денисовича”. На мой
взгляд, это самое совершенное произведение
Солженицына. Может быть, даже в какой-то
мере известная беда Солженицына — что
он начал с максимальной точки своего
развития как бы. То есть лучшая вещь
оказалась первой. Это всегда бывает
трудно. Другие вещи тоже есть у него
хорошие, художественно. Я также ценю,
конечно, но это не просто в художественном
плане, „Архипелаг ГУЛАГ”.


А
„Раковый корпус”, „В круге первом”?


Ну,
„Раковый корпус” — ничего. „В круге
первом”, мне кажется, слабое произведение.
Но тут, может быть, я не объективен,
потому что вот это направление, за
исключением „Одного дня Ивана Денисовича”,
мне порою скучно. Это такая чисто
бытописательская реалистическая манера.
А в крупных его позднейших вещах,
например, в „Августе 14-го”, — эта
старомодно-реалистическая традиция
переплетается с навязчивой тенденциозностью,
с попыткой переоценить и пересмотреть
историю. Поэтому возникают натяжки,
порой очень большие, что особенно
бросается в глаза на фоне
правдоподобно-реалистической структуры
повествования. Он считает предреволюционную
Россию, поскольку она патриархальная,
прекрасной идиллией, а в то же время он
видит, что Россия катится в пропасть.
Ну, тут и начинаются какие-то неувязки.
„Август” мне не нравится, за исключением,
может быть, одной сцены — самоубийства
Самсонова. Остальное чуждо. „Раковый
корпус”» — хороший роман. У меня, видите
ли, нет никаких особых противоречий, то
есть я понимаю, что можно работать в
такой манере, а можно в другой. Я, в
принципе, не противник традиционного
реализма — пускай будет и пускай
развивается, дай Бог ему здоровья. Лично
я к нему просто не принадлежу, я к автору
холоден»
10.

Не
сказать, что вся эта слава обрушилась
на Солженицына из-за того, что он «открыл
и застолбил» лагерную тему в советской
литературе.

Формально
до публикации «Одного дня Ивана
Денисовича» вышел рассказ про невинно
осужденных честных коммунистов в
«Известиях». Были мемуары и воспоминания,
обсуждали и примечательную книгу Дьякова
«Записки о пережитом», которую Солженицын
тут же окрестил «Записки придурка»:
«…самодовольно утверждавшие изворотливость
по самоустраиванию, хитрость выжить во
что бы то ни стало. (Именно такая книга
и должна была появиться еще раньше
моей.)»
11.

Нет,
слава пришла к автору рассказа потому,
что он не только был ко времени и к месту,
а потому что оказался очень хорошо
написан. Возможно, это самая сильная
вещь Солженицына вообще — именно с
литературной точки зрения. И компромиссные
произведения, где, как тогда говорили,
«человек не озлобился», «остался
настоящим коммунистом», оказались
написанными дурно, а вот рассказ про
зека по имени Щ-854 разошелся по миру
сильно, потому что за ним чувствовалось
волшебство литературы, какой-то плотный
и сильный поток слов.

Нет,
рассказ много ругали, оглядываясь,
впрочем, на то, что ругать вещь, одобренную
«на самом верху», настоящий чиновник,
осторожный и аккуратный, не должен.

В
ответ на критику второе лицо в журнале
«Новый мир» Владимир Лакшин в первом
номере за 1964 год написал специальную
статью «Иван Денисович, его друзья и
недруги».

Там
много всего интересного, но прежде всего
для того читателя, который хочет
разобраться с историей своего Отечества,
а не для школьника, готовящегося к
экзамену. Там видно, что очень умный и
искушенный критик начинает толковать
произведение, оказавшееся в фокусе
общественной любви (равно как и ненависти),
чтобы оно осталось внутри советской
литературы. Не то чтобы Лакшин любит
социалистический реализм и хочет
признаться в верности его канонам. Вовсе
нет — он хочет вывести важный текст,
который начал функционировать в обществе
самостоятельно, из-под удара. Но рассказ
остается внутри советской литературы
инородным телом, он сопротивляется не
только нелюбви, но и дружбе. Как, впрочем,
и его автор.

Непонятно,
кого можно назвать другом знаменитого
писателя — у него были соратники, а вот
человека, к которому легко приходится
слово «друг», не находится.

Вокруг
Солженицына возникло несколько тем,
которые чадят, как злые поминальные
свечи. Это уже упомянутый вопрос — кто
лучше: Солженицын или Шаламов, за что
писателю дали Нобелевскую премию — за
литературу или за политику, и, наконец,
что такое «Архипелаг ГУЛАГ».

Историческая
правда — вещь зыбкая, что-то вроде
основания радуги. Она все время ускользает
при приближении. Знающие люди говорили,
к примеру, что никакого мальчика,
открывшего Горькому правду на Соловках
(и потом расстрелянного), не было и никто
в читальне газету не переворачивал
кверху ногами, чтобы ему намекнуть, что
мир и благоденствие — показуха. Все это
лагерные мифы, Горький и так все знал.
Историки не воспринимают «Архипелаг»
иначе как поэму, а люди поэтического
склада считают это многотомье документом.
Да и с героиней рассказа «Матренин двор»
не все так просто. Не стоит деревня на
Матрене. Матрен любят, им наливают, но
это блаженная, не святая, а изгой. Деревня
стоит на другом, стоит она на
Иван-Денисовичах. Вообще, на работниках,
спаянных вместе, на работниках с общинным
чувством. То есть уже и не стоит.

«Архипелаг»
же по самой своей идее написан недостоверно,
потому что Солженицын декларировал его
идею так: если Советская власть
предпочитает замалчивать события и мы
не можем посмотреть источники, то вот
вам история событий, написанная по
источникам анонимным, изначально не
точным, то есть по народной молве.
Фактически по слухам. Отсюда и цифры,
которые завышены в десять раз, и тому
подобное.

Но
здесь беда такая же, как с побочным
действием медицинского препарата: ты
достигаешь желаемого (как здесь —
привлекаешь внимание к народной
трагедии), но побочное действие антибиотика
убивает много полезного в организме (а
здесь кризис доверия к деталям
распространяется на весь посыл).

К
отношениям Солженицына с советской
либеральной интеллигенцией есть хорошая
иллюстрация. Уже давно были опубликованы
мемуары бывшей заведующей Отделом
рукописей Ленинской библиотеки Сарры
Житомирской
12
«Просто жизнь». Между делом Житомирская
рассказывает, как Отдел рукописей купил
часть архива Чуковского за шесть тысяч
рублей и она способствовала этому,
предполагая, что деньги пойдут Солженицыну.

«В
то время я, как и все мы, была в восхищении
от беспримерного единоборства этого
необыкновенного человека с властью, и,
хотя уже несколько скептически относилась
к двум его последним романам, особенно
к „Раковому корпусу”, но „Один день
Ивана Денисовича” продолжала считать
одним из величайших явлений литературы
XX века, а „Архипелаг ГУЛАГ” — ни с чем
не сравнимым общественным подвигом. В
спорах вокруг „Одного дня… ” я
принадлежала к тем, кто считал, что,
зачерпнув своего Шухова из самой гущи
народа, Солженицын без всяких лишних
пояснений обнажил истинно общенародный
масштаб трагедии, постигшей страну»
13.

Но
потом мнение Житомирской меняется, и
это очень интересно — как. История
разочарований в кумирах всегда интереснее,
чем история их обожания.

«С
тех пор мой взгляд на Солженицына
значительно изменился. Мое восхищение
им пошатнулось уже с тех пор, когда я
прочитала „Теленка”: меня оттолкнула
эта недостойная крупной личности
уверенность в своем нравственном
превосходстве над всеми, эта неспособность
объективно взглянуть на те или иные
ситуации. Говорят, что мемуары — всегда
автопортрет. В таком случае они оказали
автору дурную услугу. Помню, что после
„Теленка” я перечитала „Один день
Ивана Денисовича”, пытаясь понять, как
могут сочетаться в авторе совесть
большого художника и подобные черты
мемуариста. И тогда меня впервые задело
то, что он, показав, как выживает в
нечеловеческих условиях его герой,
совсем не счел нужным показать, как
гибли иные натуры — такие, как Мандельштам.
Или Мейерхольд. Или Николай Вавилов. Я
тогда не сформулировала себе до конца
эту мысль, но даже в этой замечательной
книге что-то уже заставляло подозревать
неприемлемые для меня черты мировоззрения
и личности автора». Понятно, что несколько
удивительно требовать истории гибели
Мандельштама в любом тексте, но дело
даже не в этом, и вот Житомирская
продолжает:

«А
все последующее только усугубляло мое
разочарование в нем. В новый век он
вступил поразительно реакционным
пророком, с мышлением, отбросившим его
в стан самых мрачных сил общества
(подумать только, что именно он защищает
сегодня необходимость смертной казни!),
автором огромного романа о русской
революции, которому он отдал двадцать
лет жизни, но который убедительно
продемонстрировал границы его возможностей
как художника — писателя, сильного
только там, где его творчество порождено
трагическим личным опытом.

А
в довершение всего — совсем уже
недостойное, дилетантское и недобросовестное
сочинение о злокозненной роли евреев
в российской истории. Я бы даже сказала:
сознательно дилетантское. Солженицын,
с его писательским и жизненным опытом,
не может не знать, какой широкий круг
источников по этой проблеме известен
и должен быть привлечен в любом ее
исследовании. И если он этого не делает,
пренебрегая элементарными нормами
исторической науки, то должна быть
причина. Причина очевидна: это разрушило
бы заранее заданную концепцию.

Придет
еще время пристально всмотреться в
идейную эволюцию столь значительного
культурного и общественного феномена,
каким является Солженицын в русской
истории XX века, — и, как я теперь уверена,
выяснится, что те его реакционные черты,
которые так долго не проявлялись, а
проявившись, показались совершенно
неожиданными в этой героической личности,
на самом деле коренятся в самых ее
истоках. Но, боюсь, я до такого анализа
не доживу»
14.

Эволюцию
Солженицына описывать не так интересно,
потому что она состоялась давно — с
взрослением, неволей, борьбой с болезнью
— и осталась в молодости.

Эволюция
происходила, наоборот, в общественной
прослойке, и эта эволюция не объекта, а
его оценок. Перемещения объекта в области
двойных стандартов. Она происходила
будто в речи спортивного комментатора
из знаменитой песни Александра Галича,
где советская команда сперва выигрывала,
а потом проигрывала: «…Итак, судья Бидо,
который, кстати, превосходно проводит
сегодняшнюю встречу, просто превосходно,
сделал внушение английскому игроку, —
и матч продолжается». А потом: «Это
неприятно, это неприятно, несправедливо
и… а… вот здесь мне подсказывают —
оказывается, этот судья Бидо просто
прекрасно известен нашим журналистам
как один из самых продажных политиканов
от спорта, который в годы оккупации
Франции сотрудничал с гитлеровской
разведкой»
15.
Солженицын хорош, когда он занимает
четкую позицию «страдалец за ны при
Понтийском Пилате», а когда он нарушает
неписаное правило советского интеллигента
«не говорить о том, что все нации равны,
но одни — ровнее», в нем подозревают
ужасную измену, а он просто не менялся.

При
этом Житомирская вполне серьезно
рассказывает о том, как ее исключают из
партии в 1985 году (при этом она уже
пенсионерка), исключают за небрежное
руководство отделом — задним числом,
она пишет апелляции, ходит по инстанциям,
на дворе сквозит ветер перемен, уже
началась перестройка… В партии ее
восстанавливают, а в августе 1991 года
она отсылает партбилет в свою старушечью
парторганизацию с обязательными тогда
словами, что «считает постыдным
принадлежать к этой партии».

Это
запоздалая иллюстрация к отношениям
Ивана Денисовича и Цезаря Марковича.

Что
мы имеем в итоге? Великий рассказ, который
вошел во все списки мировой литературы
и переведен на множество языков.
Художественное исследование «Архипелаг
ГУЛАГ», которое славится тем, что в нем
открыты миру страшные факты репрессий,
и одновременно недостоверное во множестве
эпизодов, потому что оно построено
именно на частных свидетельствах и
легендах. Огромный многотомный роман
«Красное колесо», мало кем прочитанный
и вообще чрезвычайно сопротивляющийся
чтению. Жизнь одного из самых знаменитых
русский писателей, полную таких поворотов,
которые не приведи Бог испытать
кому-нибудь еще.

Есть
три «школьных» вопроса, на которые можно
ответить определенно. Правда ли, что
Солженицын вынесен на поверхность
только из-за партийной конъюнктуры
начала шестидесятых? Нет, неправда. Это
очень одаренный писатель и, как всякий
большой художник, мало соответствует
ожиданиям публики. Можно ли использовать
солженицинскую прозу вместо учебника
истории? Нет, нельзя. Она примерно так
же исторична, как роман «Война и мир».
Про который сто лет назад литературовед
Осип Брик писал: «…если ты хочешь читать
войну и мир двенадцатого года, то читай
документы, а не читай „Войну и мир”
Толстого: а если хочешь получить
эмоциональную зарядку от Наташи Ростовой,
то читай „Войну и мир”»
16.
И, наконец, не превратился ли он в
безжизненный памятник? Нет, перед нами
чужой опыт, который мы можем обдумать
и использовать. Иначе зачем нам зрение
и память? Помимо текста мы можем наблюдать
опыт ненависти к писателю, распространяющейся
на его произведения, и обожания,
заставляющего забыть о неловкости
эстетических оценок. Это позволяет нам
не испугаться гробовой плиты школьной
программы, которая прихлопывает любое
живое слово в русской литературе.

Одним
словом, нормальное для нас дело чтения.

Твардовский
А. Т. Новомирский дневник. 1961 — 1966. М.,
«ПРОЗАиК», 2009, стр. 111.

2
Там же, стр. 129.

3
Солженицын
А. И. Бодался теленок с дубом. Очерки
литературной жизни. — «Новый мир»,
1991, № 6, стр. 20.

4
Там же, стр. 21.

5
Нива
Ж. Солженицын. Перевод с фр. Симона
Маркиша совместно с автором. Лондон,
«Overseas Publications Interchange Ltd.», 1984, стр. 85.

6
Солженицын
А. И. Архипелаг ГУЛАГ, 1918 — 1956. — Собрание
сочинений в девяти томах. М., «Terra», 1999,
стр. 588.

7
Паллон
В. Здравствуйте, кавторанг. — «Известия»,
1964, 14 января.

8
Солженицын
А. И. Собрание сочинений в тридцати
томах. Рассказы и Крохотки. М., «Время»,
2009, стр. 588.

9
Шаламов
В. Т. Четвертая Вологда. Вишера, антироман;
Эссе; Письма. М., «Художественная
литература», 1998, стр. 440.

10
Глэд
Д
ж.
Андрей Синявский и Мария Розанова. —
В кн.:
Глэд
Д
ж.
Беседы в изгнании. Русское литературное
зарубежье. М., «Книжная палата», 1991, стр.
123.

11
Солженицын
А. И. Архипелаг ГУЛАГ, стр. 239.

12
Житомирская Сарра Владимировна (1916 —
2002) — историк и архивист. С 1952-го по
1978-й — заведующая Отделом рукописей
Библиотеки им. Ленина. Ее зять — Сергей
Владимирович Мироненко (р. 1951) — доктор
исторических наук (1992), научный
руководитель Государственного архива
Российской Федерации и телеведущий.

13
Житомирская
С. Просто жизнь. М., «РОСПЭН», 2013, стр.
372.

14
Житомирская
С. Просто жизнь, стр. 373.

15
Галич
А. Отрывок из радиотелевизионного
репортажа о футбольном матче между
сборными командами Великобритании и
Советского Союза (1968). Сочинения в 2 т.
Т. 1. М., «Локид», 1999, стр. 199.

Тест по литературе XX века. (Творчество А.И. Солженицына, А.Т. Твардовский, Б.Л. Пастернака)

1. Назовите автора стихотворных строк

 Я убит подо Ржевом,

 В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

 При жестоком налете.

а) Твардовский б) Пастернак в) Рубцов.

2. Лара является героиней романа а) «Русский лес» б) «Чевенгур» в) «Доктор Живаго»?

3. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» был опубликован а) в 1954 г. б) 1962 г. в) 1970 г.

4. При жизни А. Твардовского не была опубликована поэма: а) «За далью – даль»; б) «По праву памяти»; в) Теркин на том свете».

5. Строки какого отрывка принадлежат Пастернаку 

а) Во всем мне хочется дойти

 До самой сути.

В работе, в поисках пути,

 В сердечной смуте.

 б) Ветер всхлипывал, словно дитя,

  За углом потемневшего дома,

  На широком дворе, шелестя,

  По земле разлеталась солома…

6. Расшифруйте смысл названия романа «Доктор Живаго». а) живой, любящий жизнь; б) ненавидящий все живое.

7. Автором повествования в рассказах «Царь-рыба» является… а) Трифонов б) Шукшин в) Астафьев.

8. Кто является автором романа «В окопах Сталинграда»? а) В. Некрасов б) В. Кондратьев в) Б. Васильев?

9. Кто из названных писателей был удостоен Нобелевской премии?

а) Твардовский б) Пастернак в) Булгаков г) Цветаева.

10. Автором рассказа «Уроки французского» является… а) Распутин б) Шукшин в) Солженицын.

11. Наиболее философской можно считать лирику а) Ахматовой б) Цветаевой в) Пастернака.

12. Какое из перечисленных произведений было написано в годы Великой Отечественной войны: а) «В окопах Сталинграда» б) «Сашка» в) «Василий Теркин»?

13. К школе имажинизма принадлежал а) Есенин б) Пастернак в) Ахматова.

14. Исторические романы не писал а) А.Толстой б) А.Твардовский в) А.Солжени-цын.

15. Назовите автора строк

 Я знаю, никакой моей вины

 В том, что другие не пришли с войны,

 В том, что они — кто старше, кто моложе —

 Остались там, и не о том же речь,

 Что я их мог, но не сумел сберечь,-

 Речь не о том, но все же, все же, все же…

 а) Пастернак; б) Твардовский; в) Рубцов.

16. Лирика какого из перечисленных поэтов исполнена трагизма? а) Заболоцкого; б) Пастернака; в) Цветаевой.

17. Какое из перечисленных произведений А. Солженицына было опубликовано раньше? а) «Один день Ивана Денисовича»; б) «Раковый корпус»; в) «В круге первом».

18. Автором эпопеи «Красное колесо» является а) Платонов б) Леонов в) Солжени-цын.

19. Лирический герой какого поэта исполнен оптимистического пафоса а) Есе-нина б) Цветаевой в) Пастернака.

20. В качестве редактора журнала «Новый мир» прославился… а) Твардовский; б) Солженицын; в) Распутин.

21. Прототипом Ивана Денисовича из одноименного рассказа Солженицына послужил а) солдат Шухов б) сам Солженицын в) это собирательный образ.

ОТВЕТЫ

1. а) Твардовский

2. в) «Доктор Живаго»?

3. б) 1962 г

4. б) «По праву памяти»;

5. а) Во всем мне хочется дойти

6. а) живой, любящий жизнь

7. в) Астафьев

8. а) В. Некрасов

9. б) Пастернак

10. а) Распутин

11. в) Пастернака.

12. в) «Василий Теркин»?

13. а) Есенин

14. а) А.Толстой

15. б) Твардовский

16. в) Цветаевой.

17. а) «Один день Ивана Денисовича»;

18. в) Солженицын.

19. в) Пастернака

20. а) Твардовский

21. а) солдат Шухов

Вариант 1.

1. Укажите временные границы “серебряного века” русской поэзии.
1) начало 20 века;
2) конец 19 – начало 20 века;
3) начало – середина 20 века;
4) конец 19 века.

2. Как называется период русской литературы, предшествующий “серебряному
веку”?
1) золотой век;
2) бронзовый век;
3) медный век;
4) хрустальный век.

3. Название какого поэтического течения переводится как “будущее”?
1) акмеизм;
2) футуризм;
3) имажинизм;
4) символизм.

4. Понтий Пилат – это:
1) кесарь;
2) палач;
3) прокуратор Иудеи;
4) первосвященник.

5. Кто был единственным другом Понтия Пилата?
1) Иешуа;
2) собака Банга;
3) Левий Матвей;
4) кесарь.

6 . Когда начинаются и когда заканчиваются события в романе “Тихий Дон”?
1912–1922; 2) 1917–1929; 3) 1914–1919; 4) 1913–1999.

7. Назовите автора стихотворных строк:

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

1) Есенин; 2) Мандельштам; 3) Заболоцкий; 4) Маяковский.

8. Кто является автором цикла стихотворений “Лебединый стан”?
1) Ахматова; 2) Мандельштам; 3) Цветаева; 4) Гумилев.

9. Стихотворение “Тихая моя родина” написал…
1) Пастернак; 2) Есенин; 3) Рубцов; 4) Твардовский.

10. Назовите фамилию профессора, сделавшего операцию дворняге Шарику?
1) Иванов ; 2) Сеченов; 3) Преображенский ; 4) Борменталь.

11. Прототипом Ивана Денисовича из одноименного рассказа Солженицына послужил
:
1) солдат Шухов ; 2) сам Солженицын ; 3) это собирательный образ; 4) Буйновский.

12. Для языка какого писателя характерны намеренное косноязычие, обилие
советских неологизмов?
1) Горький; 2) Платонов; 3) Шолохов; 4) Булгаков.

13. В качестве редактора журнала “Новый мир” прославился…
1) Твардовский; 2) Солженицын; 3) Распутин; 4) Шолохов.

14. Автором эпопеи “Красное колесо” является
1) Платонов; 2) Леонов ; 3) Солженицын; 4) Шолохов .

15. Какое из перечисленных произведений А. Солженицына было опубликовано
раньше?
1) “Один день Ивана Денисовича”;
2) “Раковый корпус”;
3) “В круге первом” ;
4) “Матрёнин двор”.

Вариант 2.

1. Название какого поэтического течения переводится как “высшая степень
чего-либо, цвет, цветущая пора”.
1) акмеизм;
2) футуризм;
3) имажинизм;
4) символизм.

2. Какое поэтическое течение было первым в литературе “серебряного века”?
1) акмеизм;
2) футуризм;
3) имажинизм;
4) символизм.

3. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?
1) акмеизм;
2) футуризм;
3) имажинизм;
4) символизм.

4. В чём обвиняют Иешуа?
1) хотел убить прокуратора ;
2) разрушил дворец Ирода Великого ;
3) убил Левия Матвея ;
4) подговаривал народ разрушить ершалаимский храм.

5. Что мучает Понтия Пилата?
1) страх за свою жизнь;
2) одиночество;
3) беспомощность;
4) боли в голове.

6. В каком году состоялся I съезд советских писателей?
1) 1934; 2) 1936; 3) 1938; 4) 1935.

7. Назовите автора стихотворных строк :

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Есенин; 2) Мандельштам; 3) Заболоцкий; 4) Ахматова.

8. Назовите автора строк:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Пастернак; 2) Твардовский; 3) Рубцов; 4) Ахматова.

9. Какой любимый музыкальный инструмент был у Полиграфа Полиграфовича
Шарикова?
1) гусли ; 2) гитара ; 3) гармошка; 4) балалайка.

10. Исторические романы не писал:
1) А.Толстой; 2) А.Твардовский ; 3) А.Солженицын; 4) В.Пикуль.

11. Какое из перечисленных произведений было написано в годы Великой
Отечественной войны:
1) “В окопах Сталинграда”; 2) “Сашка”; 3) “Василий Теркин”; 4) “Горячий снег”.

12. Автором рассказа “Уроки французского” является…
1) Распутин ;2) Шукшин ; 3) Солженицын; 4) Бондарев.

13. Какое из произведений является по жанру романом-антиутопией:
1) “Архипелаг ГУЛАГ” ; 2) “Мы”; 3) “Русский лес” ; 4) “Жизнь и судьба”?

14 . Михаил Кошевой и Дуняшка – герои романа…
“Чевенгур” ;2) “Тихий Дон”; 3) “Доктор Живаго”; 4) “В окопах Сталинграда”.

15 . Кто из названных писателей был удостоен Нобелевской премии?
1) Твардовский; 2) Пастернак; 3) Булгаков; 4) Цветаева.

Вариант 3.

1. О каком поэтическом течении “серебряного века” идет речь?
“Направление в литературе и искусстве, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом
и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и
отвлеченных формах”. (Словарь С. Ожегова)
1) модернизм ; 2) эгофутуризм ; 3) символизм; 4) имажинизм.

2. Определите, о каком поэтическом течении “серебряного века” говорится в
определении.
“…провозгласил освобождение поэзии от многозначности и текучести образов,
усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии
“естества”), точному значению слова”. (Большая Советская Энциклопедия)
1) имажинизм; 2) футуризм; 3) акмеизм; 4) символизм.

3. Определите, о каком поэтическом течении “серебряного века” говорится в
определении.
“Направление, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который
должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства”. (Словарь С.
Ожегова)
1) имажинизм; 2) футуризм; 3) акмеизм; 4) символизм.

4. Укажите, кому из героев дана характеристика: “холодный и убеждённый палач”
“был на голову выше самого высокого из солдат легиона и … широк в плечах”?
1) Марк Крысобой ; 2) Левий Матвей ; 3) Иешуа Га-Ноцри ; 4) Понтий Пилат .

5. Как Иешуа называет Понтия Пилата и любого человека?
1) Ваше величество ; 2) Ваше преосвященство ; 3) добрый человек ; 4) игемон.

6. Кому принадлежит крылатая фраза: “Поэт в России – больше, чем поэт”?
1) Есенин; 2) Пастернак;3) Евтушенко; 4) Рубцов.

7. Кто из названных писателей был удостоен Нобелевской премии?
1) Твардовский ; 2) Пастернак ;3) Булгаков ; 4) Цветаева.

8. Назовите автора строк:

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Есенин; 2) Пастернак; 3) Вознесенский; 4) Цветаева.

9. Назовите автора строк

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла –
на даче было это.

Маяковский; 3) Есенин; 3) Пастернак; 4) Рубцов.

10. В образе какого персонажа романа “Мастер и Маргарита” наиболее полно
раскрывается мотив вины и неизбежности расплаты за содеянное?
1) Берлиоз; 2) Мастер; 3) Понтий Пилат; 4) Иван Бездомный.

11 В каком городе родился М. Булгаков?
Москве; 2) Киеве ; 3) Воронеже; 4) Саратове.

12. Кто является автором романа “В окопах Сталинграда”?
1) В. Некрасов ; 2) В. Кондратьев ; 3) Б. Васильев; 4) Ю.Бондарев.

13. Кто из перечисленных авторов не принадлежит к писателям-деревенщикам?
1) Б. Васильев; 2) В. Белов; 3) В. Распутин; 4)А.Солженицын.

14. Героя-чудика ввел в русскую литературу…
1) Распутин; 2) Шукшин; 3) Астафьев ;4) Солженицын.

15. Автором повествования в рассказах “Царь-рыба” является…
1) Трифонов; 2) Шукшин; 3) Астафьев; 4)Солженицын.

Вариант 4.

1. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?
1) В. Брюсов; 2) Н. Гумилев; 3) А. Ахматова; 4) О. Мандельштам.

2. Кто из поэтов является представителем имажинизма?
1) В. Маяковский; 2) З. Гиппиус ; 3) С. Есенин; 4) А. Белый.

3. Кто из поэтов является представителем футуризма?
1) В. Маяковский ; 2) А. Блок; 3) М. Цветаева; 4) А. Ахматова.

4. О чём не говорили Понтий Пилат и Иешуа? Укажите лишнее.
1) о власти ; 2) о милосердии ; 3) о вере в бога ; 4) об истине .

5. Кого из преступников предложил помиловать священный Синедрион?
1) Гестаса; 2) Иешуа; 3) Дисмаса; 4) Вар-раввана.

6 . Автором повествования в рассказах “Царь-рыба” является…
Трифонов; 2) Шукшин; 3) Астафьев;4) Носов.

7. Первая публикация романа “Мастер и Маргарита” состоялась в
а) 1940 г. ; б) 1960 г; в)1966 г; 4) 1988г.

8. Назовите автора стихотворных строк

Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.

Твардовский ; 2) Пастернак ; 3) Рубцов; 4) Рождественский.

9. Путь от восхваления революции до сатиры на нее прошел
1) В. Маяковский; 2) А. Толстой ; 3) А. Платонов; 4) М.Шолохов.

10 . Девичья фамилия Ахматовой…
Гумилева; 2 ) Горенко ; 3) Садовская; 4) Петрова.

11. На двух языках создавал свои произведения
1) Хармс; 2) Набоков ; 3) Пастернак; 4) Шолохов.

12. Назовите профессию Булгакова: 1) актер, 2) композитор, 3) врач, 4)
музыкант.

13. Рассказ Солженицына “Один день Ивана Денисовича” был опубликован
1) в 1954 г.; 2) 1962 г.; 3) 1970 г.; 4) 1958.

14 . При жизни А. Твардовского не была опубликована поэма:
“За далью – даль”; 2) “По праву памяти”; 3) Теркин на том свете”.

15 Чей это портрет(поэма “Двенадцать”):

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ.

1) Ванька ; 2) писатель ; 3) поп ; 4) красноармеец.

Вариант 5.

1. “Цех поэтов” – это название союза:
1) символистов ; 2) акмеистов; 3) имажинистов; 4) футуристов.

2. “Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода
современности” – это призыв:
1) акмеистов ; 2) имажинистов; 3) футуристов ;4) символистов.

3. Кто является автором поэтического сборника “Вечер”?
1) М. Цветаева; 2) З. Гиппиус; 3) А. Ахматова; 4) Н. Гумилёв.

4. Кем является Каифа?
1) бродячий философ ; 2) кесарь ; 3) первосвященник ; 4) прокуратор .

5. Укажите неверное утверждение.
1) Понтий Пилат боится Каифу, беспрекословно ему подчиняется и соглашается с
тем, что помиловать надо Вар-раввана.
2) Понтий Пилат утверждает смертный приговор, но при этом надеется, что
Синедрион решит помиловать Иешуа.
3) Иешуа был знаком с Иудой из Кириафа.
4) Понтий Пилат хорошо понимает, что Иешуа не имеет никакого отношения к
беспорядкам в Ершалаиме.

6 . Назовите автора стихотворных строк

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу.

1) Пастернак; 2) Маяковский ; 3) Есенин ; 4) Блок.

7. Кому из героев пьесы М.Горького “На дне” принадлежат слова:
“Человек! Это– великолепно! Это звучит…гордо!”
1) Сатин ; 2) Лука ; 3 ) Клещ ; 4) Актер.

8 Какого писателя XX в. называли “Буревестником революции”?

1) А. П. Чехова.
2) М. Горького.
3) В. В. Маяковского.
4) С. А. Есенина.

9. Укажите, какой роман М. А. Булгакова увидел свет в начале 60-х годов XX в.
на страницах журнала “Новый мир”?

1) “Жизнь господина де Мольера”.
2) “Белая гвардия”.
3) “Театральный роман”.
4) “Мастер и Маргарита”.

10. Назовите поэта, являющегося младосимволистом.

а) 3. Н. Гиппиус.
б) В. Я. Брюсов.
в) А. А. Блок.
г) Ф. К. Сологуб.

11. Кто из перечисленных русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской
премии?

а) А. И. Солженицын.
б) Б. Л. Пастернак.
в) И. А. Бунин.
г) М. А. Шолохов.

12. Назовите автора следующих строк.

О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, ! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

а) В. В. Маяковский.
б) Б. Л. Пастернак.
в) А. А. Блок.
г) С. А. Есенин.

13. Определите жанр “Тихого Дона” М. А. Шолохова.

а) роман-путешествие;
б) любовный роман;
в) роман-эпопея;
г) авантюрный роман.

14. “Книга про бойца” является подзаголовком:

а) поэмы А. Т. Твардовского “Василий Теркин”;
б) рассказа А. Н. Толстого “Русский характер”;
в) рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”;
г) романа К. М. Симонова “Живые и мертвые”.

15. Назовите писателя второй половины XX в., который был киноактером,
сценаристом и режиссером кино.

а) Ю. В. Трифонов.
б) В. П. Астафьев.
в) В. Г. Распутин.
г) В. М. Шукшин.

Вариант 6.

1. Укажите временные границы “серебряного века” русской поэзии.
1) начало 20 века;
2) конец 19 – начало 20 века;
3) начало-середина 20 века;
4) конец 19 века.

2. Какое поэтическое течение было первым в литературе “серебряного века”?
1) акмеизм;
2) футуризм;
3) имажинизм;
4) символизм.

3. Кого из поэтов называют “последним поэтом деревни”?
1) С. Есенина;
2) В. Иванова;
3) К. Бальмонта;
4) И. Северянина.

4. Что вызывает нестерпимую тоску в душе Понтия Пилата после принятого
решения?
1) мысль об одиночестве;
2) мысль о бессмертии;
3) мысль о прощении;
4) мысль о смерти.

5. Всадник Золотое Копьё – это прозвище:
1) Понтия Пилата;
2) Марка Крысобоя;
3) кесаря;
4) Каифы.

6. Укажите, в каком произведении М. Горького поставлена проблема о двух типах
гуманизма.

а) “Мать”.
б) “Старуха Изергиль”.
в) “На дне”.
г) “Челкаш”.

Какому поэту принадлежат слова “Ведь если звезды зажигают – значит – это
кому-нибудь нужно”?
а) А. А. Блоку.
б) С. А. Есенину.
в) В. В. Маяковскому.
г) Б. Л. Пастернаку.

8. Укажите, кто из писателей XX в. похоронен у Кремлевской стены.
а) А. И. Куприн.
б) М. Горький.
в) В. В. Маяковский.
г) А. А. Фадеев.

Каким образом раскрывается тема “человек и природа” в раннем творчестве С. А.
Есенина?
а) человек – преобразователь природы;
б) человек и природа антагонистичны;
в) природа враждебна человеку;
г) человек находится в гармонии с природой.

9. Укажите, какое произведение называют “поэтической энциклопедией Великой
Отечественной войны”.
а) “Василий Теркин” А. Т. Твардовского.
б) “Пулковский меридиан” В. М. Инбер.
в) “Ленинградская поэма” О. Ф. Берггольц.
г) “Зоя” М. М. Алигер.

10. Кто из писателей XX в. создал эпическое произведение о “земле, любви и
воле”?
а) М. Горький “Жизнь Клима Самгина”.
б) А. И. Солженицын “Один день Ивана Денисовича”.
в) М. А. Булгаков “Белая гвардия”.
г) М. А. Шолохов “Тихий Дон”.

11. Назовите поэта, являющегося футуристом.
а) С. А. Есенин б) А.А.Блок в)В.В.Маяковский г)А.А.Ахматова.

12. Какой эпизод является кульминацией поэмы А.А.Блока «Двенадцать»?

а) убийство Катьки Петрухой;
б) появление “товарища-попа”;
в) шествие красногвардейцев по улицам Петрограда;
г) встреча двенадцати с буржуем и псом на перекрестке.

13. Назовите персонажа пьесы М. Горького “На дне”, который говорит, что
странник Лука подействовал, “как кислота на старую и грязную монету”.

а) Барон, б) Сатин, в) Актер, г) Настя.

14. Укажите второе название рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”.

а) “Случай на станции Кречетовка”.
б) “Пожар”.
в) “Не стоит село без праведника”.
г) “Привычное дело”.

15. За какую книгу был удостоен А. И. Солженицын Нобелевской премии?

а) “Бодался теленок с дубом”.
б) “Архипелаг ГУЛАГ”.
в) “Красное колесо”.
г) “Один день Ивана Денисовича”.

  • Прототип сказка о рыбаке и рыбке
  • Прототип лидии михайловны из рассказа уроки французского
  • Прототип ивана денисовича из одноименного рассказа солженицына послужил
  • Протоптанная тропинка как пишется
  • Протопленная печь как пишется