Прототипы сказки алиса в стране чудес

В данном очерке речь пойдет о вероятных прототипах «Алисы», изображенной писателем собственноручно на рисунках из первой рукописи и на рисунках художника Джона Тенниела из первого издания книги, созданных им под ревнивой «тиранией» Льюиса Кэрролла.

Также будет затронута проблема восприятия детской наготы в искусстве и фотографии викторианской эпохи.

И о феях, конечно, куда же 19 век без них!


Beatrice Henley (daughter of the Vicar of Putney) by Lewis Carroll, 20 July 1864

Существует несколько прототипов персонажа двух «Алис» — «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье». Первая из книг, несомненно, посвящена дочери декана колледжа Крайст-Чёрч, Генри Лидделла.

Знакомство с сестрами Лидделл состоялось 25 апреля 1856 года, когда будущий автор культовой книги о приключениях в Стране Чудес фотографировал собор, на тот момент Алисе было почти четыре года, Чарльз Доджсон* записал в дневнике: «Три девочки почти все это время были в саду, и мы легко подружились; пробовали поставить их группой на переднем плане, но они оказались очень неспокойными. Этот день я отмечаю знаком камня». Этим знаком он отмечал лишь встречи с выдающимися людьми или события исключительной важности.


Алиса в возрасте 8 лет, 1860 год, фото Льюиса Кэрролла

Шли годы, дружба с девочками крепла, и 4 июля 1862 года в дневнике Чарльза Доджсона появляется дорогая для всех алисоманов запись: «С Даквортом и тремя девочками Лидделл поднялись по реке до Годстоу, выпили чаю на берегу и домой добрались только в четверть девятого, пришли ко мне и показали девочкам коллекцию фотографий, а около девяти доставили их на квартиру декана».

Именно в этот день по просьбе десятилетней Алисы была придумана сказка о приключениях маленькой девочки в Подземной стране, куда можно попасть, удачно провалившись в кроличью нору.

Первая рукопись «Приключения Алисы под землей» (примерно восемнадцать тысяч слов) была написана Кэрроллом от руки и украшена тридцатью семью собственноручно сделанными рисунками. Автор закончил манускрипт в феврале 1863 года и отправил для Алисы в дом её отца в ноябре 1864 года.

Вскоре по настоянию друзей Кэрролл начинает переговоры об издании сказки за собственный счет. В новом варианте рукописи количество слов увеличилось до тридцати пяти тысяч. Том Тэйлор, будущий редактор «Панча», знакомит писателя с художником Джоном Тенниелом. Но это уже материал для следующего поста.

В первоначальном рукописном экземпляре сказки, «Приключения Алисы под Землей» (который более тридцати лет спустя был издан факсимильно), на последней странице автором была вклеена фотография маленькой Алисы Лидделл.

Но если взглянуть на рисунки Кэрролла, мы видим совсем другую Алису. Перед нами предстает девочка с чуть вьющимися волосами ниже плеч, цвет волос гораздо светлее, чем у Алисы Лидделл, да и в чертах лица сходства не наблюдается.

Сотрудничество Тенниела и автора Алисы было непростым, художник жаловался на «тиранию». Желаемый образ Алисы Кэрролл обрисовал на словах и ревниво следил за его исполнением. Считается, что в качестве прототипа он указал на снимки трех девочек —

Мэри Хилтон Бэдкок,


Mary Hilton Babcock

Беатрис Хенли,

и младшей сестры Алисы — Эдит Лидделл.

После долгих препирательств по поводу внешности и деталей костюма героини писатель одобрил следующий образ:


Alice by John Tenniel

более поздний вариант в цвете:


Alice by John Tenniel

Действительно, героиня сказки не имет никакого сходства с реальной Алисой. Кэрролл часто фотографировал не только сестер Лидделл, но многих детей своих знакомых, особенно девочек.

Эдит (слева), Лорина (в центре) и Алиса (справа)


Lewis Carroll, Fine Art Photography, Liddell-Sisters (Alice right), 1858

Сохранилось около 3.000 фотографий за авторством Чарльза Доджсона (Кэрролла), чуть более половины из них изображают детей, и только на 30 снимках запечатлены обнаженные или полуобнаженные дети. Сейчас, в 21 веке, подобные снимки могут шокировать, но по викторианским стандартам они были чем-то весьма привычным. В те времена детство считалось воплощением невинности и благодати.


Evelyn Hatch, 29 July 1879
Photograph taken by Lewis Carroll, then colored by Anne Lydia Bond on Carroll’s instructions

Хочу сразу оговориться, что речь идет только о детях из семей среднего и высшего классов. Маленькие работяги из семей бедняков были вынуждены трудиться почти наравне со взрослыми, детства они были лишены, и многие из них рано умирали, сломавшись под гнетом непосильных забот и испытаний, девочек часто продавали в публичные дома. Но жизнь «дна» предпочитали не замечать, обеспеченные люди существовали в другом мире.

Все снимки делались только с разрешения и в присутствии родителей. В одном из писем Кэрролла к матери восьмилетней девочки, где обсуждаются планы сфотографировать ребенка, он настаивает на том, что нельзя медлить, поскольку на следующий год Энни уже может быть «слишком стара» для съемки в образе «дочери Евы» (обнаженной).

“It is a chance not to be lost, to get a few good attitudes of Annie’s lovely form and face, as by next year she may (though I much hope won’t) fancy herself too old to be a ‘daughter of Eve.’ ”

Снимки обнаженных детей делал не только Кэрролл. Взгляните, к примеру, на фотографию, запечатлевшую маленького принца Артура, герцога Коннаутского — третьего сына королевы Великобритании Виктории.


Prince Arthur, Duke of Connau by photographer Leonida Caldesi, 1857

Или ещё один яркий пример. Самая, пожалуй, знаменитая фотография Фрэнка Сатклифа ‘Водяные крысята’ (‘The Water Rats’) была сделана в 1886 году. Она стала настолько популярной, что принц Уэльский, будущий король Эдуард VII, заказал себе большую копию этой фотографии.


Water Rats by Frank Meadow Sutcliffe, 1886

Детей считали воплощением невинности, чистоты и красоты. Но период детства был коротким. Лет с 13-ти для девочки было недопустимо остаться наедине с мужчиной, носить короткие платья и вести себя непосредственно, лет с 15-16-ти она считалась взрослой. Хотя выйти замуж без согласия родителей можно было лишь достигнув 21 года, родители часто давали согласие на брак или помолвку гораздо раньше, к примеру, старшая дочь королевы Виктории была помолвлена в возрасте четырнадцати лет.

Нельзя не отметить, что в 1875 году возраст сексуального согласия в Великобритании был поднят до 13 лет (сложно поверить, но раньше он составлял всего 10-12 лет!), а после серии сенсационных разоблачительных статей о детской проституции возраст согласия подняли до 16 лет, это произошло только в 1885 году.

Поэтому для фотографа было важно снимать именно детей ещё не вступивших в пору полового созревания.


Portrait of Edith (left), Lorina (center) and Alice (right) Liddell, 1860

«Льюис Кэрролл в качестве фотографа был невыносим, с ним не было сладу, он не отдавал себе отчета в том, какое светопреставление он устраивает в чужом доме. Он не останавливался ни перед чем, преследуя две цели: заполучить в натурщики либо знаменитость, либо прелестных детей. Сохранившиеся до наших дней фотоснимки, безусловно, оправдывают его рвение.

Он пытался через третьих лиц добиться позволения сфотографировать королеву Викторию, но безуспешно. К принцу Уэльскому он обратился лично, и рассказ об этом оставляет грустный осадок. Принц (будущий Эдуард VII) только что возвратился из Америки и наравне со всеми завершал образование в колледже Крайст-Черч. В декабре 1860 года колледж неожиданно посетила королева Виктория, и вечером у декана состоялся прием. Похоже, Кэрролл чувствовал себя на нем не в своей тарелке: «Я выбрал момент, чтобы напомнить генералу Брюсу о его обещании представить меня принцу, что он и сделал, как только образовалась пауза в беседе его королевского высочества с миссис Феллоуз. Тот милостиво протянул мне руку, и я начал с извинения за свою назойливость по поводу фотографирования. Он высказался о погоде, не благоприятствовавшей этому занятию, а я спросил, не докучали ли ему в Америке фотографы; он ответил, что докучали, но он не очень им поддавался. Я рассказал о новом американском способе, при котором можно делать 12 тысяч снимков в час.


Alice, Ina, Harry & Edith Liddell, spring 1860

В ту минуту мимо проходила Эдит Лидделл, и я заметил, что с детьми можно составлять прелестные композиции; он согласился со мной, сказал, что видел мои снимки детей и они ему очень понравились. Тогда я выразил желание получить его автограф на открытке с его портретом. Он обещал. Полагая, что пора завершить разговор, я заверил его, что он окажет мне честь, если пожелает получить копии любых моих снимков. Он поблагодарил, и я отошел, поскольку не заметил с его стороны желания продолжать беседу».

В ноябре того же года он фотографировал кронпринца Дании и аттестовал его (не без некоторой уязвленности) как «бесспорно более яркого представителя монархии, нежели его родственник», принц Уэльский: должно быть, воспоминание об отказе еще терзало его. На следующий год до него дошла окольными путями похвала самой королевы: «Получил письмо от миссис Рид, в которое вложена записка от леди А. Стенли (жены настоятеля Вестминстерского аббатства) к леди А. М. Доусон, где та рассказывает, что показывала мои фотографии королеве и ей было поручено передать, что „Ее величество ими восхищается. Такие снимки во вкусе принца-консорта и доставили бы ему огромное удовольствие»».

**

Фотография в то время часто вдохновлялась живописью. Кэрролл обожал рисунки Гертруды Томпсон, он предложил художнице иллюстрировать его книгу «Три заката и другие стихотворения», Томпсон согласилась и позже даже стала другом писателя.


Lewis Carroll, «Three Sunsets, and other poems … With twelve fairy-fancies by E. Gertrude Thomson», London, 1898, page 80

Надо сказать, что Гертруда Томпсон прославилась изображениями фей и маленького народца. Показательно будет привести здесь некоторые из её иллюстраций для книги Кэрролла в контексте восприятия детской наготы в викторианскую эпоху. Похоже, маленький народец благополучно разделил счастливую привилегию детей, поскольку данные рисунки никого не шокировали, наоборот, ими умилялись и восторгались.


Lewis Carroll, «Three Sunsets, and other poems … With twelve fairy-fancies by E. Gertrude Thomson», London, 1898, page 51


Lewis Carroll, «Three Sunsets, and other poems … With twelve fairy-fancies by E. Gertrude Thomson», London, 1898, page 32

Удивляет всплеск интереса к волшебному миру именно в 19 веке — веке расцвета научных знаний, рациональности, зачастую ассоциирующемуся у нас с эстетикой стимпанка. Да, люди викторианской эпохи страстно любили фей!

В 1922 году Артур Конан Дойль, знаменитый писатель и дипломированный медик, публикует книгу «Явление фей», вот вам выдержка из сего труда: «Есть целый народец, который может быть столь же многочисленным, как и человеческий род, который ведет свою собственную жизнь и отделён от нас неким различием в вибрациях».


Lewis Carroll, «Three Sunsets, and other poems … With twelve fairy-fancies by E. Gertrude Thomson», London, 1898, page 46


Lewis Carroll, «Three Sunsets, and other poems … With twelve fairy-fancies by E. Gertrude Thomson», London, 1898, page 40

Всплеск интереса породил многочисленные изображения малого народца, восторгавшие Льюиса Кэрролла. Известно несколько стихотворений писателя, посвященных волшебным созданиям, первое из них, написанное ещё 13-ти летним автором, живописует очень строгую и все запрещающую фею — My Fairy (Моя Фея). Взрослый писатель посылал своим друзьям-детям стихотворные поздравления от имени фей — Christmas-Greetings from a Fairy to a Child (Рождественское поздравление для дитя от феи).

«Бывая в Лондоне, Кэрролл часто навещал Гертруду Томсон в ее студии, где она рисовала с натуры своих «фей». Кэрролл также рисовал детей, которые приходили к ней; она правила его рисунки и кое-что объясняла ему.

Вскоре Кэрролл пригласил ее приехать, чтобы фотографировать «живых фей». В воспоминаниях, написанных после смерти Кэрролла, Гертруда рассказывает о его просторной студии на крыше колледжа, где повсюду лежали костюмы, в которых Кэрролл фотографировал детей (они любили эти переодевания). Во время частых перерывов все юные модели закусывали и слушали сказки, которые он им рассказывал, а из огромного шкафа, стоявшего в студии, извлекались игрушки — заводные борцы, кролики, медведи и пр. «Мы усаживались на пол, Льюис Кэрролл, феи, звери, я… Как мы веселились в эти часы! Как звонко раздавался его смех! А какую дивную чепуху он рассказывал! Словно целые страницы из “Алисы”, только еще гораздо восхитительней, ибо его голос и улыбка зачаровывали всех нас. Я не раз пыталась запомнить его рассказы и записать их. Это было невозможно — так же невозможно, как поймать цветной блик на залитой солнцем воде или схватить уходящую радугу. Это было нечто таинственное, неуловимое, словно осенняя паутинка, и запечатлеть это в словах, которыми пользуемся мы, значило бы лишить всё жизни и изящества, полностью всё уничтожить…»

Они часто виделись в эти годы и нередко работали вместе. Иногда Кэрролл привозил свою фотоаппаратуру в студию Гертруды и снимал детей, в то время как она их рисовала. Порой Гертруда приезжала в Оксфорд и проводила там день; он фотографировал, она зарисовывала для него его юных друзей.

***


Lewis Carroll, «Three Sunsets, and other poems … With twelve fairy-fancies by E. Gertrude Thomson», London, 1898, page 70


Lewis Carroll, «Three Sunsets, and other poems … With twelve fairy-fancies by E. Gertrude Thomson», London, 1898, page 84

В «Сильвии и Бруно» автор даже дает советы о том, как можно увидеть фей:

«Ну а во-вторых, возникает такой вопрос: когда можно лучше увидеть фей и прочий волшебный народец? Я, пожалуй, могу вам на этот вопрос ответить.

Первое правило здесь такое: день должен быть очень жарким — об этом даже спорить не приходится; и вас должно слегка клонить ко сну — однако не слишком, так что глаза у вас, не забудьте, не должны закрываться. Ну и, конечно, настроены вы должны быть на “нездешний” лад — шотландцы называют такой настрой “призрачным”, а то и “потусторонним” — может, это и лучше звучит; ну а если вам неизвестно, что это значит, вряд ли я смогу вам объяснить, подождите, пока увидите фею, тогда и поймете».

Кажется, что значительная часть викторианского общества разделяла мысль, высказанную в цитате Д.М. Барри: «Every time you say you don’t believe in fairies, a fairy dies» — Стоит только кому-нибудь сказать: «Глупости, нет никаких фей», как одна из них тут же падает замертво.


Lewis Carroll, «Three Sunsets, and other poems … With twelve fairy-fancies by E. Gertrude Thomson», London, 1898, page 65


Lewis Carroll, «Three Sunsets, and other poems … With twelve fairy-fancies by E. Gertrude Thomson», London, 1898, page 76

Нежное чувство Кэрролла к Алисе Лидделл пошло на убыль после публикации книги, оно переродилось в сдержанную вежливость. У «Зазеркалья» была уже другая Алиса — Алиса Теодора Рейкс, в ту пору ей было восемь лет. Позже она вспоминала:

«Однажды, услышав мое имя, он подозвал меня и сказал: «Значит, ты тоже Алиса. Это очень хорошо. Пойдем ко мне, я покажу тебе кое-что весьма загадочное». Мы пошли с ним в дом с такой же, как у нас, дверью в сад и попали в комнату, заставленную мебелью, с высоким зеркалом в углу. «Ну-ка, — сказал он, подавая мне апельсин, — в какой руке ты его держишь?» «В правой», — ответила я. «Теперь, — продолжал он, — пойди к тому зеркалу и скажи, в какой руке держит апельсин девочка, которую ты там видишь». После некоторого размышления я ответила: «В левой». «Верно, — сказал он, — а как ты это объяснишь?» Объяснить я не могла, но что-то сказать надо было, и я решилась: «Если бы я была с той стороны зеркала, то, наверно, апельсин был бы у меня снова в правой руке, да?» Помню, он рассмеялся: „Молодец, Алиса. Твой ответ пока лучший»

Больше мы об этом не говорили; однако спустя несколько лет я узнала, что, по его словам, этот разговор навел его на мысль о “Зазеркалье”, экземпляр которого он и прислал мне в свое время вместе с другими своими книгами».

**

А «Охота на Снарка» была вдохновлена дружбой с «маленькой босоногой девочкой» Гертрудой Чаттэвей.


Gertrude Chataway about 9 years old, photographed by Lewis Carroll

Она и в зрелом возрасте умудрилась сохранить привязанность автора, чего нельзя сказать, например, об Алисе Лидделл (в замужестве миссис Харгривс).

В декабре 1891 года пятидесятидевятилетний Кэрролл пишет в дневнике: «Поскольку миссис Харгривс, первая «Алиса», гостит сейчас у отца, я пригласил ее к себе на чай. Она не смогла прийти, но оказала мне честь, ненадолго заглянув днем вместе с Родой». И совершенно иной тон в письме Гертруде, несколько дней спустя:

«Мой дорогой старый друг! (Стара дружба, но не стареет дитя.) Желаю счастливого Нового года и много-много счастья в будущем тебе и твоим близким. Однако прежде всего — тебе: тебя я знаю лучше и больше люблю. Я молюсь о твоем счастье, милое дитя, в этот радостный Новый год и на многие грядущие годы».

**

Получается, что маленькой Алисе Лидделл первой повезло стать child-friend Кэрролла, она и другие девочки просто воплощали идеальный образ «друга-ребенка». Этому служил и идеальный образ «Алисы», который писатель старался уловить в своих фотографиях — задумчивый взгляд, слегка вьющиеся волосы от русого до каштанового оттенка ниже плеч, возраст до девяти лет.

Особенно хорошо это заметно на снимках, раскрашенных по четким указаниям автора.


Beatrice Hatch, 30 July 1873
Photograph taken by Lewis Carroll, then colored by Anne Lydia Bond on Carroll’s instructions


Henderson Annie and Frances, July 1879
Photograph taken by Lewis Carroll, then colored on Carroll’s instructions

Вопрос — как добиться идеального снимка?
Кэрролл: «просто поставить Кси Китчин перед объективом».


«The Prettiest Doll in the World», Alexandra «Xie» Rhoda Kitchin by Lewis Carroll July 5, 1870

Кэрролл так описал свою героиню в статье «Алиса на сцене» («The Theatre», April, 1887):

«Какой же была ты, Алиса, в глазах твоего приемного отца? Как ему описать тебя? Любящей прежде всего; любящей и нежной – любящей, как собака (прости за прозаичное сравнение, но я не знаю иной любви, которая была бы столь же чиста и прекрасна), и нежной, словно лань; а затем учтивой – учтивой по отношению ко всем, высокого ли, низкого ли рода, величественным или смешным, Королю или Гусенице, словно сама она была королевской дочерью, а платье на ней – чистого золота; и еще доверчивой, готовой принять все самое невероятное с той убежденностью, которая знакома лишь мечтателям; и наконец, любознательной – любознательной до крайности, с тем вкусом к Жизни, который доступен только счастливому детству, когда все ново и хорошо, а Грех и Печаль всего лишь слова – пустые слова, которые ничего не значат!»****

Похоже, писатель был наивно уверен, что дети (особенно девочки) живут в особенном, чудесном мире, но они неизбежно вырастают и покидают Страну Чудес. Самому Кэрроллу этого удалось избежать.

P.S. У меня, к сожалению, иллюстрации фей Гертруды Томпсон восторга не вызывают. Если вы хотите посмотреть изображения чудесного народца, рекомендую вам следующие посты:

Чарльз Олтемонт Дойль

Ричард «Дики» Дойль

* — настоящее имя Льюиса Кэрролла — Чарльз Лютвидж Доджсон.
** — цитаты по книге Джона Падни, Льюис Кэрролл и его мир.
*** — цитаты по книге Демуровой Н.М., Льюис Кэрролл.
**** — Мартин Гарднер.

«Алиса в Стране чудес» — одна из самых известных детских сказок в мире. И несмотря на то, что почти каждый может рассказать о событиях вымышленной истории, мало кто знает истинную историю этой книги и девочки в целом, которая перевернула мир математика с ног на голову…

Всё началось с математика из Оксфордского университета по имени Чарльз Доджсон. Он фотографировал часовню, когда семья Лидделлов вышла из дома. Генри Лидделл был деканом Оксфордского университета в Крайст-Черче и жил в кампусе со своей женой и десятью детьми. В тот день, когда он познакомился с Доджсоном, Мистер Лидделл взял с собой трёх своих дочерей — Эдит, Лорину и Элис (Алиса). Фотография в то время была огромной редкостью, поэтому семья очень обрадовалась тому, что Доджсон сделал их семейный портрет.

Фотография трёх сестёр Лидделл - Эдит, Лорины и Алисы (слева направо). Автор: Льюис Кэрролл.

Фотография трёх сестёр Лидделл — Эдит, Лорины и Алисы (слева направо). Автор: Льюис Кэрролл.

Доджсон прекрасно ладил с детьми и много времени проводил в детской, играя с отпрысками Лидделлов. Он начал развлекать детей рассказом о волшебном месте под названием Страна Чудес. Алисе тогда было всего четыре года, но она была самой властной, уверенной и предприимчивой из трёх девочек. Мужчина был очарован маленькой девочкой, и она стала его музой. В конце концов он записал эту историю о волшебном мире и опубликовал «Приключения Алисы в Стране чудес» под псевдонимом Льюис Кэрролл. К тому же, сама Алиса просила его превратить эту историю в книгу, поскольку была увлечена Страной Чудес. Сам Доджсон даже предположить не мог, что со временем его книга станет всемирным феноменом, и что учёные будут анализировать его жизнь в течение многих лет, раскрывая те тёмные тайны, которые, возможно, скрывались в его измученном уме.

Алиса в Стране чудес.

Алиса в Стране чудес.

В течение года Доджсон писал рассказы и практиковался в иллюстрациях, рисуя настоящих кроликов и пытаясь скопировать лица с его фотографий Алисы в скрупулёзных деталях. Все лица его героев выглядели довольно печальными, и некоторые полагают, что привередливый белый кролик был создан по образу писателя. Сделав идеальную рукопись, он подарил её Алисе Лидделл в качестве рождественского подарка в самодельной книге под названием «Alice’s Adventures Under Ground». На первой странице было написано: «В память о летнем дне».

Рисунки, сделанные Льюисом Кэрроллом.

Рисунки, сделанные Льюисом Кэрроллом.

Благодаря некоторым своим связям в Оксфорде он написал дополнительные главы к этой истории и опубликовал книгу через Макмиллана. Она почти сразу же стала бестселлером, но Чарльз Доджсон хотел продолжить свою тихую жизнь оксфордского профессора математики и сохранить существование «Льюиса Кэрролла» отдельно от своей повседневной жизни. Позже он собирался опубликовать продолжение под названием «Зазеркалье».

Психическое расстройство и неподдельный интерес к детям

Льюис Кэрролл и семейство Лидделл.

Льюис Кэрролл и семейство Лидделл.

В то время как Льюис Кэрролл был известным автором, которого любили во всём мире, Чарльз всю свою жизнь страдал дислексией, из-за которой ему было трудно читать, и, вероятно, именно поэтому он предпочитал работать с числами как математик. Кроме того, у него был дефект речи, из-за которого он заикался, и именно поэтому он так и не стал полноценным священником. Он никогда не смог бы говорить перед толпой взрослых. Но так или иначе, у него не было проблем с тем, чтобы ясно говорить с детьми.
Некоторые люди верили, что у него также было ОКР, потому что в своей автобиографии Элис Лидделл сказала, что Доджсон всегда стоял совершенно прямо, его одежда никогда не была неуместна, и он был очень разборчив в аккуратности. Он также страдал от мигрени, настолько сильной, что у него не было сил даже лежать.

Очаровательная Алиса Лидделл.

Очаровательная Алиса Лидделл.

А ещё, он подозрительно много времени проводил с маленькими девочками, вместо того, чтобы заводить взрослых друзей. Свидетели рассказывали, что он заводил друзей-детей, которых встречал почти везде, куда бы ни пошёл, и спрашивал их родителей, можно ли их сфотографировать. Это стало одним из самых больших споров, потому что он сделал несколько фотографий молодых девушек, когда они были полностью обнажены. Сегодня это было бы незаконно и быстро привело бы его в тюрьму. Однако тогда это считалось художественным выражением, прославляющим детскую невинность, и родители дали своё согласие на то, чтобы их ребёнок участвовал в фотосессии, и, вероятно, стояли рядом, когда это происходило. Он также писал письма Алисе, говоря, что хотел бы поцеловать её и даже попросил у неё локон волос, что на тот момент казалось очень романтичным жестом.

Иллюстрации из книги про Алису в Стране чудес.

Иллюстрации из книги про Алису в Стране чудес.

Будучи членом Оксфордского факультета Крайст-Черч, он входил в группу учёных-священнослужителей, которые вели безбрачную жизнь. Хотя он и стал преподобным, он не был священником, и технически он мог бы когда-нибудь жениться, если бы захотел. Но их академический порядок учил, что секс мешает ясно мыслить. Его учили подавлять любые сексуальные чувства, которые у него могли быть, потому что все они считались греховными.

Фотография девочек.

Фотография девочек.

В некоторых своих письмах друзьям он говорил, что любит детей, но не мальчиков. А некоторые и вовсе предполагают, что он мог быть педофилом. Однако люди, которые его защищали и защищают, утверждают, что эти предположения в основном вырваны из контекста разговоров о предпочтениях в фотографическом искусстве, а не о сексуальном влечении. К тому же, нет никаких убедительных доказательств того, что он когда-либо издевался над детьми.

Фотография Льюиса Кэрролла, целующего Алису Лидделл (слева).  И провокационная фотография Алисы в костюме нищей горничной (справа).

Фотография Льюиса Кэрролла, целующего Алису Лидделл (слева). И провокационная фотография Алисы в костюме нищей горничной (справа).

Одна из самых противоречивых фотографий Алисы Лидделл, снимок, сделанный в тот момент, когда ей было шесть лет. На фото запечатлена девочка, позирующая в костюме нищенки-горничной. Её платье разорвано и спадает с плеч, обнажая грудь. Она упёрла одну руку в бедро и пронзительно посмотрела в камеру. Её глаза кажутся намного старше, чем у молодой девушки. Современные учёные находят эту фотографию тревожной и полагают, что она наводит на мысль о том, что Кэрролл пытался её сексуализировать. Однако историки утверждают, что в Викторианскую эпоху это было совершенно нормальное увлечение для детей среднего класса — наряжаться в костюмы и позировать перед камерой. На самом деле Алиса одевалась и в другие костюмы, гораздо более соответствующие её возрасту.

Льюис Кэрролл.

Льюис Кэрролл.

Многие учёные сходятся во мнении, что у него были романтические чувства к Алисе, но он очень старался их подавить. Читая его дневники, становится ясно, что дни, когда он видел Алису, были для него гораздо более эмоциональными. Он часто терял сон. Во время интервью правнучка Элис Лидделл, Ванесса Тейт, сказала: «Я думаю, что он был влюблён в неё, но я не думаю, что он признался бы в этом самому себе».
Учитывая, что Доджсон всегда находился в обществе её няни или родителей, когда он видел Элис, маловероятно, что на самом деле произошло что-то неподобающее.
В одной из своих книг по математике мужчина признался, что в те моменты, когда он боролся с нечистыми мыслями, он прокручивал в голове цифры. Поскольку он был абсолютно целомудрен, это вполне могло быть связано с сексом со взрослыми женщинами, но из его дневников, писем и публикаций было ясно, что он загнал все свои чувства глубоко внутрь, чтобы выжить.

Фото Алисы Лидделл, сделанное Кэроллом 25 июня 1870 года.

Фото Алисы Лидделл, сделанное Кэроллом 25 июня 1870 года.

Когда слухи о его тёмных мотивах, стоявших за дружбой с маленькими девочками, стали достоянием гласности, пришли десятки писем от женщин, выросших вокруг него. Все они утверждали, что он целовал их в щёку или в макушку, а время от времени они садились к нему на колени, но дальше этого действия никогда не заходили. Такого рода отношения не были столь странными в Викторианскую эпоху, как это могло бы показаться сегодня.

Жизнь Алисы Лидделл не в Стране чудес

Дети четы Линделл, весна 1860 года.

Дети четы Линделл, весна 1860 года.

За много лет до того, как дети-звёзды стали сниматься на телевидении и в кино, Элис Лидделл стала знаменитостью благодаря тому, что была настоящей Алисой в Стране Чудес. Её фотографии были повсюду, так что люди знали, как она выглядит и где живёт. Она не могла спокойно выйти на улицу. Ведь люди со всех сторон задавили сотни вопросов, комментируя историю.

Алиса, Лорина и Эдит Лидделл (1858 год, Алисе здесь 6 лет). Фото опубликовано в блоге правнучки Алисы Лидделл, Ванессы Тайт (Vanessa Tait), 7 июня 2015 года.

Алиса, Лорина и Эдит Лидделл (1858 год, Алисе здесь 6 лет). Фото опубликовано в блоге правнучки Алисы Лидделл, Ванессы Тайт (Vanessa Tait), 7 июня 2015 года.

Чем старше девочка становилась, тем меньше ей хотелось быть связанной с нашумевшим персонажем. И когда ей исполнилось одиннадцать лет, её семья перестала дружить с Чарльзом, но он всё же каким-то образом умудрился сфотографировать её, когда ей исполнилось восемнадцать лет. На фотографии легко заметить, что она выглядит очень несчастной и очень скованной. Это могло быть также связано с тем, что это было вскоре после смерти её сестры Эдит. Жизнь уже не была тем волшебным местом, где она была когда-то маленькой девочкой. Большую часть своей взрослой жизни она пыталась двигаться дальше и жить по своим правилам, воспитывая семью в английской сельской местности.

Алиса Лидделл, которая прожила 82 года.

Алиса Лидделл, которая прожила 82 года.

Но в свои восемьдесят лет, Алиса, казалось, гораздо больше воспринимала ассоциацию с этим персонажем, сравнивая некоторые моменты из жизни с той самой девочкой из Страны чудес. И даже когда она скончалась, история Алисы не покинула её, на века застыв надписью на могильном камне «Алиса в Стране чудес».

Наркотики или психическое расстройство

Иллюстрации из книги Алиса в Стране чудес.

Иллюстрации из книги Алиса в Стране чудес.

Поскольку «Алиса в Стране Чудес» — весьма странная история, наполненная сюрреалистическими и даже пугающими образами красочного воображения, есть много людей, которые предполагают, что Льюис Кэрролл, должно быть, был под кайфом, когда писал эти книги. По крайней мере, они считают, что намеки на психоделику разбросаны по всем страницам.

По мнению людей, эта история полна изменяющих сознание наркотиков, а гусеница должна была курить опиум, поскольку в то время это было фактически законно. Кусочки грибов могли бы быть отсылкой к соласибанским грибам, а бутылки с таинственными жидкостями, которые пьёт Алиса, могли быть лекарственной настойкой лауданума. Однако профессор доктор Хизер Уортингтон из Кардиффского университета считает, что представление о том, что существуют скрытые сообщения о наркотиках, исходит из культуры хиппи 1960-х годов, и что люди навязывают свои современные чувства прошлому.

Главная героиня неоднозначной сказки.

Главная героиня неоднозначной сказки.

Есть несколько частей этой истории, которые имеют дерзкие политические комментарии или шутки, предназначенные для понимания взрослыми. Например, Чеширский кот вовлекает Алису в полуинтеллектуальный разговор о философии, который должен был стать внутренней шуткой для его друзей в Оксфорде. Вполне возможно, что он также включил туда некоторые скрытые сообщения о наркотиках, но нет никаких доказательств, что это было его намерением.

Рисунок Люиса Кэролла в рукописи.

Рисунок Люиса Кэролла в рукописи.

Сегодня медицинские открытия выявили детали нервно-психологического состояния, называемого синдромом Тодда. Это вызвано сильными мигренями. Люди, которые страдают от этого, имеют представление о том, что объекты становятся больше или меньше. Они знают, что это не реально, но это зрительная галлюцинация. У некоторых людей, страдающих от подобных галлюцинаций, это может произойти в детстве и со временем исчезнуть, когда их мозг полностью разовьётся. Именно это и происходит в рассказах Льюиса Кэрролла. Алиса пьёт таинственную жидкость из бутылочки, и она становится всё больше и меньше по мере того, как предметы вокруг неё меняются. Вот почему синдром Тодда более известен под прозвищем «Синдром Алисы в Стране Чудес».

Выпей меня.

Выпей меня.

Это совпадение, или Льюис писал о своем собственном личном опыте? Уже есть доказательства того, что он страдал сильными мигренями, а Синдром Алисы в Стране Чудес на самом деле является феноменом мигреневой ауры. Некоторые современные теоретики задаются вопросом, не являются ли сцены в этой истории способом для автора объяснить свои реальные переживания в контексте, где это не было, казалось бы, таким безумным. Если бы он написал об этом в рассказе через персонажа Алису, он, наконец, смог бы выразить миру, каким было его детство.

Белый Кролик и Алиса.

Белый Кролик и Алиса.

Известно, что Льюис пил лауданум, который, как подозревают, является содержимым маленькой бутылочки, которую Алиса пьёт в рассказе. Лауданум был частью опиума, морфия и кодеина. Его использовали для лечения боли в Викторианскую эпоху, но он вызывал сильное привыкание. Это могло бы также внести свой вклад в его список медицинских и личных проблем.

Джон Тенниел

Рисунки Джона Тенниела к книге Алиса в Стране чудес.

Рисунки Джона Тенниела к книге Алиса в Стране чудес.

Когда «Приключения Алисы в Стране чудес» должны были быть опубликованы Макмилланом, Льюису пришлось работать вместе с одним из лучших детских иллюстраторов того времени, Джоном Тенниелом. В книгу было добавлено несколько новых глав, которые никогда не существовали в версии, подаренной Алисе, включая безумное чаепитие, которое в конечном итоге стало одной из самых знаковых сцен в истории. Без помощи Тенниела эта история, возможно, не захватила бы воображение столь многих людей, если бы они сохранили оригинальные рисунки Кэрролла.

Безумное чаепитие.

Безумное чаепитие.

Поскольку все эти создания существовали в сознании Льюиса, он должен был попытаться объяснить Тенниелу некоторые довольно странные понятия. К примеру, такие, как игральные карты, которые могли ходить и говорить, и существа, которые просто не существовали в реальности, как Бармаглот в Зазеркалье и то, что там обнаружила Алиса. Всякий раз, когда иллюстрация не соответствовала тому, что представлял себе Кэрролл, он отсылал её обратно и просил Тенниела повторить всё сначала. Можно только представить, как это было неприятно для художника, который привык получать много похвал за свою работу.
В этой истории была одна глава, которая принесла Джону столько горя, что он, по-видимому, велел Льюису избавиться от неё. Это была сцена, где Алиса встречает Осу, у которой раньше были светлые вьющиеся волосы. Но она облысела, поэтому ей пришлось носить нелепо выглядящий парик. Художник, по-видимому, сказал Кэрроллу: «Оса в парике — это вообще за пределами техники искусства». Но тем не менее, несмотря на его слова, набросок Осы в парике таки существует.

Дружбе конец

Сёстры Лидделл и вишни (фото 1860 года).

Сёстры Лидделл и вишни (фото 1860 года).

Однажды в 1863 году дружба между семьёй Лидделлов и Чарльзом распалась. Он тщательно записывал свою повседневную жизнь в дневник и в течение пяти месяцев вообще не упоминал о Лидделлах, пока в декабре того же года не увидел их на рождественской вечеринке. Он писал, что ему приходится прятаться, чтобы не столкнуться с ними. В конце концов они встретились за чаем, но это было мучительно неловко, и было ясно, что дружба не может быть восстановлена.
Когда он умер, его дневники унаследовали племянницы. Они решили вырезать страницы из того, что произошло в тот день, скрывая доказательства того, что, как все полагают, повредило бы репутации их семьи. По сей день точные подробности о причине окончания их дружбы остаются загадкой. Как будто правда, стоящая за этим делом, была настолько травмирующей, что его племянницы предпочли, чтобы она никогда не ассоциировалась с памятью об их дяде.

Алиса Лидделл в свои 20 лет.

Алиса Лидделл в свои 20 лет.

В письме, которое племянница Кэрролла писала подруге, она говорит, что вырезанные страницы из дневника объясняют, что миссис Лидделл замышляла свести его с гувернанткой детей, Мэри Прикетт. Очевидно, предположение, что он пытается ухаживать за Мэри Прикетт, было единственной причиной, по которой взрослому мужчине позволялось проводить так много времени с детьми в детской. В семьях среднего класса в обязанности матери входило следить за тем, чтобы няня её детей нашла подходящего мужа. Однако Льюис никогда бы не женился на Мэри. Он фактически основывал характер злой Красной Королевы на ней, потому что она всегда огрызалась на детей, когда они плохо себя вели.
Миссис Лидделл также, очевидно, позволила ему ухаживать за старшей сестрой Элис, Лориной. Тогда ей было четырнадцать лет. В то время возраст согласия составлял всего лишь двенадцать лет, поэтому для матери, которая стремилась выдать замуж своих дочерей, это считалось нормальным, тогда как сегодня это считалось бы жестоким обращением с детьми. Некоторые люди полагают, что он, возможно, ответил миссис Лидделл, что если он когда-нибудь и женится на какой-либо из девушек, то предпочёл бы подождать год, чтобы жениться на Элис, которой в то время было одиннадцать лет. Это, конечно, только предположение, но в его дневниках видно, что он испытывал к ней какие-то чувства.

Фото Алисы Лидделл, сделанное Кэроллом летом 1858 года.

Фото Алисы Лидделл, сделанное Кэроллом летом 1858 года.

По словам праправнучки Элис Ванессы Тейт, мать Элис была очень шикарной и высокомерной. Она хотела, чтобы её дочери вышли замуж за членов королевской семьи, а такие люди, как Чарльз, никогда не были бы достаточно хороши для Элис. Будучи самой красивой и умной дочерью из всех троих, она, скорее всего, вышла бы замуж за королевскую особу. Тейт считает, что даже если бы он никогда на самом деле не предлагал ей жениться на Элис, миссис Лидделл всячески старалась прервать их дружбу и предотвратить любой шанс на романтические отношения между ними.

После таинственной ссоры миссис Лидделл сожгла все письма, которые Элис получила от Доджсона.
Даже будучи преподобным, Чарльз мог бы жениться и иметь детей, как и его собственный отец. Однако он так и не нашёл другой женщины, с которой хотел бы провести остаток своей жизни. В одной из своих дневниковых записей он писал: «Я молился Богу, чтобы он дал мне новое сердце». Но великий писатель-математик умер холостяком, так и не связав свою жизнь с Алисой…

Как оказалось, страсти бушуют не только вокруг писателей и их муз, а и вокруг художников, чьи работы вызывая множество вопросов, перерастают в самые настоящие детективные истории.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

*Алиса в стране чудес* и ее прототип Алиса Лидделл

*Алиса в стране чудес* и ее прототип Алиса Лидделл

Сказка «Алиса в Стране чудес» стала любимой не только для большинства детей, но и для многих взрослых. Нет человека, который бы не слышал о приключениях Алисы, но мало кому известны факты биографии Льюиса Кэрролла (Чарльза Лютвиджа Доджсона), вдохновившие его на создание знаменитых образов. У главной героини был реальный прототип – Алиса Лидделл, к которой писатель был очень привязан. Именно из-за того, что муза была слишком юной, возникло множество нелепых слухов и безосновательных обвинений, порочащих имя автора.

Алиса, Лорин, Гарри, Эдит Лидделлы, 1860 г. Фото Льюиса Кэрролла

Алиса, Лорин, Гарри, Эдит Лидделлы, 1860 г. Фото Льюиса Кэрролла

Алиса Лидделл, 1858 г. Фото Льюиса Кэрролла

Алиса Лидделл, 1858 г. Фото Льюиса Кэрролла

Чарльз Лютвидж Доджсон был профессором математики в Оксфордском университете. Именно там он и встретил свою маленькую музу, когда в колледж прибыл новый декан – Генри Лидделл, с женой и четырьмя детьми. Бездетному холостяку нравилось проводить время в гостях у этой семьи, он подружился с детьми.

Лорин, Алиса и Эдит Лидделлы, 1858–1860 гг. Фото Льюиса Кэрролла

Лорин, Алиса и Эдит Лидделлы, 1858–1860 гг. Фото Льюиса Кэрролла

Кадр из мультфильма *Алиса в стране чудес*, 1981

Кадр из мультфильма *Алиса в стране чудес*, 1981

Чарльз часто играл с детьми и рассказывал им сказки. Сестры Лидделл стали главными героинями не только в этих волшебных историях, но и на фотографиях Доджсона. В фотоискусстве он достиг не меньших успехов, чем в литературе. Фотопортреты сестер Лидделл его авторства заслуживают высокой оценки.

Алиса Лидделл с сестрами, 1860 г. Фото Льюиса Кэрролла

Алиса Лидделл с сестрами, 1860 г. Фото Льюиса Кэрролла

Алиса (справа) с сестрами, 1858 г. Фото Льюиса Кэрролла

Алиса (справа) с сестрами, 1858 г. Фото Льюиса Кэрролла

Благодаря дневникам автора стала известна история создания «Алисы в Стране чудес». 4 июля 1862 г. Льюис Кэрролл с сестрами Лидделл отправился на лодочную прогулку по Темзе. В пути девочки просили рассказать сказку. Он часто импровизировал на ходу, и это не составило ему труда. Главной героиней новой истории стала Алиса. Сказка так понравилась девочке, что по ее просьбе Льюис Кэрролл позже ее записал. В середине 1864 г. он завершил работу над первым вариантом сказки, названным им «Приключения Алисы под землей», и отправил его Лидделл с подписью «Рождественский подарок дорогому ребенку в память о летнем дне».

Алиса Лидделл

Алиса Лидделл

Кадр из мультфильма *Алиса в стране чудес*, 1981

Кадр из мультфильма *Алиса в стране чудес*, 1981

Вскоре визиты писателя в дом Лидделлов почему-то стали редкими, а потом и вовсе прекратились. Точные причины до сих пор неизвестны, так как в дневнике Кэрролла отсутствуют страницы, посвященные этому периоду – возможно, их сознательно удалили родственники после его смерти.

Льюис Кэрролл

Льюис Кэрролл

Биографы предполагают, что писатель мог попросить руки 12-летней Алисы, или что он совершил попытку перейти границы дружбы с девочкой. Некоторые утверждают, что Кэрролл фотографировал сестер обнаженными. Сам автор говорил, что он всегда оставался джентльменом по отношению к девочкам и соблюдал приличия, и нет оснований в этом сомневаться. Его чувства были платоническими – Алиса служила ему источником вдохновения. Как бы то ни было, миссис Лидделл была настроена очень негативно, и его визиты в их дом прекратились. Позже она уничтожила большую часть фотографий дочерей, сделанных Льюисом Кэрроллом, и сожгла его письма, адресованные Алисе.

Повзрослевшая Алиса Лидделл

Повзрослевшая Алиса Лидделл

Алиса Лидделл выросла, в 28 лет вышла замуж за землевладельца Реджинальда Харгривза, родила троих детей. Во время Первой мировой войны двое ее сыновей погибли. После смерти мужа ей пришлось продать первый экземпляр «Приключений Алисы под землей», подаренный автором, – чтобы покрыть расходы за дом.

Льюис Кэрролл и его муза Алиса Лидделл

Льюис Кэрролл и его муза Алиса Лидделл

Место захоронения праха Алисы Лидделл

Место захоронения праха Алисы Лидделл

До конца своих дней она оставалась для всех героиней сказки Кэрролла. Эта слава была для нее обременительной, в конце жизни она писала своему сыну: «О, мой дорогой! Как же я устала быть Алисой в стране чудес! Это звучит неблагодарно, но я так устала!». В 80 лет Алиса Харгривз получила Почетную грамоту Колумбийского университета за ту важную роль, которую она сыграла в создании книги. Даже на могильной плите ее была надпись: «Алиса из сказки Льюиса Кэрролла».

  • Прототипом ивана денисовича из одноименного рассказа солженицына послужил
  • Прототип сказка о рыбаке и рыбке
  • Прототип лидии михайловны из рассказа уроки французского
  • Прототип ивана денисовича из одноименного рассказа солженицына послужил
  • Протоптанная тропинка как пишется