Тестовые задания по рассказу А.П. Чехова «Мальчики»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. С чего начинается рассказ А.П. Чехова «Мальчики»?
А) С описания природы
+ Б) С приезда Володи
В) С отъезда Володи
Г) С празднования Нового года
2. На чем приехал Володя домой?
А) На повозке
Б) В карете
+ В) На санях
Г) На автобусе
3. Чем были покрыты волосы Володи после поездки?
А) Пылью
Б) Грязью
+ В) Инеем
Г) Листвой деревьев
4. Что такое башлык?
+ А) Головной убор
Б) Холщовая сумка
В) Зимнее пальто
Г) Шарф
5. Кто бросился обнимать Володю, как только он зашёл в дом?
А) Отец
Б) Братья
В) Мать и отец
+ Г) Мать и тетушка
6. Что было в руках у отца Володи, когда он вбежал в переднюю?
А) Газета
+ Б) Ножницы
В) Полотенце
Г) Мыло
7. Как звали большого черного пса, живущего в доме семьи Володи?
А) Шарик
+ Б) Милорд
В) Граф
Г) Уголек
8. Какая фамилия была у Володи?
+ А) Королев
Б) Никитенко
В) Башмачкин
Г) Арсеньев
9. Откуда приехал Володя домой?
А) От бабушки
Б) Со службы
+ В) Из гимназии
Г) Из путешествия
тест 10. Кем приходился Чечевицын Володе?
А) Другом детства
Б) Сослуживцем
В) Братом
+ Г) Товарищем по учебе
11. За что извинялся перед Чечевицыным отец Володи при их первой встрече?
+ А) За то, что он без сюртука
Б) За то, что он не поздоровался
В) За плохой французский
Г) За то, что он чихнул
12. Что все время путал отец Володи, когда обращался к его другу?
А) Имя
+ Б) Фамилию
В) Звание
Г) Возраст
13. В преддверии какого праздника происходили события, описанные в рассказе?
А) Пасха
+ Б) Рождество
В) Крещеие
Г) День рождения Володи
14. Сестры с каким именем у Володи не было?
А) Катя
Б) Соня
В) Маша
+ Г) Таня
15. Сколько лет было самой старшей сестре Володи?
А) 20 лет
Б) 16 лет
+ В) 11 лет
Г) 8 лет
16. Какое описание подходит Чечевицыну?
А) Пухлый, белокожий с рыжими волосами
Б) Худой, белокожий, с голубыми глазами
В) Пухлый, смуглый и кучерявый
+ Г) Худой, смуглый и веснушчатый
17. С кем можно было бы спутать Чечевицына, если бы не гимназийская куртка?
А) Со священником
+ Б) С сыном кухарки
В) С ссыном артиста
Г) С учителем
18. Какие изменения, произошедшие в Володе, заметили его сестры?
А) Много смеялся
Б) Начал хамить
+ В) Много молчал
Г) Чего-то боялся
19. Чем занимался отец Володи и его сестры до приезда мальчиков?
+ А) Делали цветы и бахрому на ёлку
Б) Убирали в доме
В) Играли в шахматы
Г) Читали по ролям Шекспира
тест-20. Как назвал себя Чечевицын при разговоре с сестрами Володи?
А) Великий писатель
Б) Человек будущего
+ В) Вождь непобедимых
Г) Великий путешественник
21. Для чего Володя и его друг хотели сбежать в Америку?
А) Увидеть мир
+ Б) Добывать золото
В) Искать динозавров
Г) Стать ковбоями
22. Чем должно было окончиться в итоге приключение в фантазиях мальчиков?
А) Они должны были стать ковбоями
Б) Они должны были стать пиратами
+ В) Они должны были начать обрабатывать плантации
Г) Они должны были стать известными на весь мир
23. Почему Володя передумал ехать в Америку?
А) Было жалко сестрёнок
Б) Было жалко отца
+ В) Было жалко маму
Г) Заболел
24. Кем казался Чечевицын девочкам, когда рассказывал про Америку?
А) Профессором
Б) Сказочником
+ В) Героем
Г) Беспомощным мальчиком
25. Что произошло с другом Володи после их побега?
А) Его посадили в тюрьму
+ Б) Его забрала мама
В) Его забрал учитель гимназии
Г) Он был ранен
Тест по рассказу А.П. Чехова «Мальчики» Вариант 1 |
|
1. Укажите имя одного из главных героев. а) Чибисов; б) Черепицын; в) Чечевицын. |
6. Что в Калифорнии пьют вместо чая? а) компот; б) кофе; в) джин. |
2. Накануне какого праздника происходят события рассказа? а) Пасхи б) Рождества в) Крещения |
7. Что, по мнению Маши, нужно кушать в пост? а) манную кашу; б) горох и чечевицу; в) ничего. |
3. Что такое розвальни? а) широкие сани; б) неповоротливые люди; в) развалины избы. |
8. Что мальчики планировали делать во время путешествия? а) курить трубку; б) поступить в морские разбойники; в) жениться на красавицах. |
4. Что такое пампасы? а) южноамериканские степи; б) местное население; в) плоды южного дерева. |
9. Кто такой урядник? а) нарядно одетый человек б) управляющий хозяйством в) полицейский чин |
5. Куда хотели сбежать мальчики? а) в Африку; б) в Америку; в) в Австралию. |
10. Почему герои решились на побег? а) потому что хотели быть храбрыми и необычными; б) потому что были глупыми и самонадеянными; в) потому что не хотели учиться в гимназии. |
Тест по рассказу А.П. Чехова «Мальчики» Вариант 1 |
|
1. Укажите имя одного из главных героев. а) Чибисов; б) Черепицын; в) Чечевицын. |
6. Что в Калифорнии пьют вместо чая? а) компот; б) кофе; в) джин. |
2. Накануне какого праздника происходят события рассказа? а) Пасхи б) Рождества в) Крещения |
7. Что, по мнению Маши, нужно кушать в пост? а) манную кашу; б) горох и чечевицу; в) ничего. |
3. Что такое розвальни? а) широкие сани; б) неповоротливые люди; в) развалины избы. |
8. Что мальчики планировали делать во время путешествия? а) курить трубку; б) поступить в морские разбойники; в) жениться на красавицах. |
4. Что такое пампасы? а) южноамериканские степи; б) местное население; в) плоды южного дерева. |
9. Кто такой урядник? а) нарядно одетый человек б) управляющий хозяйством в) полицейский чин |
5. Куда хотели сбежать мальчики? а) в Африку; б) в Америку; в) в Австралию. |
10. Почему герои решились на побег? а) потому что хотели быть храбрыми и необычными; б) потому что были глупыми и самонадеянными; в) потому что не хотели учиться в гимназии. |
Тест по рассказу А.П. Чехова «Мальчики» Вариант 1 |
|
1. Укажите имя одного из главных героев. а) Чибисов; б) Черепицын; в) Чечевицын. |
6. Что в Калифорнии пьют вместо чая? а) компот; б) кофе; в) джин. |
2. Накануне какого праздника происходят события рассказа? а) Пасхи б) Рождества в) Крещения |
7. Что, по мнению Маши, нужно кушать в пост? а) манную кашу; б) горох и чечевицу; в) ничего. |
3. Что такое розвальни? а) широкие сани; б) неповоротливые люди; в) развалины избы. |
8. Что мальчики планировали делать во время путешествия? а) курить трубку; б) поступить в морские разбойники; в) жениться на красавицах. |
4. Что такое пампасы? а) южноамериканские степи; б) местное население; в) плоды южного дерева. |
9. Кто такой урядник? а) нарядно одетый человек б) управляющий хозяйством в) полицейский чин |
5. Куда хотели сбежать мальчики? а) в Африку; б) в Америку; в) в Австралию. |
10. Почему герои решились на побег? а) потому что хотели быть храбрыми и необычными; б) потому что были глупыми и самонадеянными; в) потому что не хотели учиться в гимназии. |
Тест по рассказу А.П. Чехова «Мальчики» Вариант 2 |
|
1. Когда происходят события рассказа? а) весной; б) осенью; в) зимой. |
6. Как звали пса в доме Королёвых? а) Барон; б) Герцог; в) Милорд. |
2. Чем занималась семья перед приездом мальчиков? а) изготавливали праздничные костюмы; б) разучивали колядные песни; в) делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому. |
7. Что мальчики планировали делать во время путешествия? а) убивать врагов; б) добывать золото и слоновую кость; в) стать вождями. |
3. «…худ, смугл, покрыт веснушками.» Чей это портрет? а) Чечевицына; б) Володи Королёва; в) Володиного отца. |
8.Как называл себя Володин друг? а) Вабиманидо Белый Дух; б) Гичибинэси Громовая Птица; в) Монтигомо Ястребиный Коготь. |
4. Что такое башлык? а) блюдо из мяса; б) головной убор (капюшон); в) национальный праздник. |
9. Укажите значение слова термит. а) насекомое жарких стран, вредитель древесины; б) переносное жилище индейцев; в) магический танец вокруг костра. |
5. В каком классе учились мальчики? а) во втором; б) в четвёртом; в) в пятом. |
10. Что хотели купить мальчики в городе? а) капканы; б) порох; в) ружьё. |
Тест по рассказу А.П. Чехова «Мальчики» Вариант 2 |
|
1. Когда происходят события рассказа? а) весной; б) осенью; в) зимой. |
6. Как звали пса в доме Королёвых? а) Барон; б) Герцог; в) Милорд. |
2. Чем занималась семья перед приездом мальчиков? а) изготавливали праздничные костюмы; б) разучивали колядные песни; в) делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому. |
7. Что мальчики планировали делать во время путешествия? а) убивать врагов; б) добывать золото и слоновую кость; в) стать вождями. |
3. «…худ, смугл, покрыт веснушками.» Чей это портрет? а) Чечевицына; б) Володи Королёва; в) Володиного отца. |
8.Как называл себя Володин друг? а) Вабиманидо Белый Дух; б) Гичибинэси Громовая Птица; в) Монтигомо Ястребиный Коготь. |
4. Что такое башлык? а) блюдо из мяса; б) головной убор (капюшон); в) национальный праздник. |
9. Укажите значение слова термит. а) насекомое жарких стран, вредитель древесины; б) переносное жилище индейцев; в) магический танец вокруг костра. |
5. В каком классе учились мальчики? а) во втором; б) в четвёртом; в) в пятом. |
10. Что хотели купить мальчики в городе? а) капканы; б) порох; в) ружьё. |
Тест по рассказу А.П. Чехова «Мальчики» Вариант 2 |
|
1. Когда происходят события рассказа? а) весной; б) осенью; в) зимой. |
6. Как звали пса в доме Королёвых? а) Барон; б) Герцог; в) Милорд. |
2. Чем занималась семья перед приездом мальчиков? а) изготавливали праздничные костюмы; б) разучивали колядные песни; в) делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому. |
7. Что мальчики планировали делать во время путешествия? а) убивать врагов; б) добывать золото и слоновую кость; в) стать вождями. |
3. «…худ, смугл, покрыт веснушками.» Чей это портрет? а) Чечевицына; б) Володи Королёва; в) Володиного отца. |
8.Как называл себя Володин друг? а) Вабиманидо Белый Дух; б) Гичибинэси Громовая Птица; в) Монтигомо Ястребиный Коготь. |
4. Что такое башлык? а) блюдо из мяса; б) головной убор (капюшон); в) национальный праздник. |
9. Укажите значение слова термит. а) насекомое жарких стран, вредитель древесины; б) переносное жилище индейцев; в) магический танец вокруг костра. |
5. В каком классе учились мальчики? а) во втором; б) в четвёртом; в) в пятом. |
10. Что хотели купить мальчики в городе? а) капканы; б) порох; в) ружьё. |
Перейти к содержанию
Сайт для развития и хорошего настроения
Сайт для развития и хорошего настроения
Тест по рассказу «Мальчики» (Антон Чехов)
Данный тест поможет вам понять, насколько хорошо был прочитан рассказ. А после прохождения теста вы узнаете правильные ответы на вопросы.
Тест по рассказу «Мальчики» содержит 20 вопросов, в каждом из них содержится по 3 варианта ответов. Желаем удачи!
1. Кем был Володя, приезда которого ожидала вся семья Королёвых?
Гимназистом
Студентом
Курсантом
2. Какой транспорт был впряжён в тройку лошадей?
Тарантас
Двуколка
Розвальни
3. В какое время года происходит действие рассказа?
Зимой
Осенью
Весной
4. Зачем Наталья повалилась к ногам Володи?
Просила прощения
Не могла сдержать радости
Чтобы снять валенки
5. Что держал в руках отец Володи, вбегая в переднюю встречать сына?
Газету
Ножницы
Портсигар
6. Как звали огромного пса Королёвых?
Герцог
Маркиз
Милорд
7. Кого Володя привёз с собой погостить?
Чечевицына
Черепицына
Чибисова
8. Сколько детей, кроме Володи, было в семье Королёвых?
Три дочери
Две дочери и сын
Два сына
9. За кого можно было принять друга Володи без формы?
За особу царской крови
За сына кухарки
За беспризорника
10. Как изменился Володя в этот приезд?
Задавал множество вопросов
Много болтал и смеялся без умолку
Мало говорил и не улыбался
11. Чем занимались родные Володи, когда приехали мальчики?
Наряжали ёлку
Делали ёлочные украшения
Готовили праздничный обед
12. Что планировали ребята, разглядывая карту?
Поездку в Америку
Путешествие в Африку
Экспедицию на Северный полюс
13. Как ребята собирались добывать себе пропитание в дороге?
Рыбалкой и охотой
Охотой и грабежом
Батрачить или просить милостыню
14. Кем называл себя друг Володи?
Чингачгук, Большой Змей
Верная Рука, друг индейцев
Монтигомо, Ястребиный Коготь
15. Почему девочки решили не рассказывать маме о подслушанном разговоре?
Чтобы брат разбогател и забрал их к себе
Чтобы мальчики прислали им красивые открытки
Чтобы Володя привёз им золото и слоновую кость
16. Что маленькая Маша всё время упоминала, глядя на друга Володи?
Черепицу
Чечевицу
Чибиса
17. Что, помимо прочего, делал товарищ Володи, чтобы уговорить его ехать?
Ржал, как конь
Рычал, как тигр
Кричал, как индеец
18. Что искали мальчики на Гостином дворе, когда их задержали?
Оружие
Патроны
Порох
19. Где ночевали беглецы в ночь побега?
На вокзале
На Гостином дворе
В сарае
20. Как товарища Володи отправили домой?
За ним приехала мать
За ним приехал отец
За ним прислали слугу
ПРОВЕРИТЬ
СМОТРЕТЬ ОТВЕТЫ
Возможно, вам будет интересно
Русские пословицы и их значения
Русские фразеологизмы и их значения
Тест
А. П. Чехов «Мальчики»
1. Назови
фамилию семьи, которая встречала Володю.
А. Царёвы
Б. Королёвы
В.Боярские
2. Что
такое розвальни?
А. широкие сани
Б. неповоротливые люди
В. развалины избы
3. Чем были покрыты гимназическое пальто, фуражка, калоши
Володи?
А. пушистым снегом
Б. капельками воды
В. инеем
4. Вспомни кличку огромного чёрного пса этой семьи.
А. Маркиз
Б. Милорд
В. Виконт
5. Кто приехал вместе с Володей?
А. товарищ Крупицын, ученик третьего класса
Б. товарищ Чечевицын, ученик второго класса
В. товарищ Пшеницын, ученик первого класса
6. Приближение какого праздника ожидала семья
Володи?
А. Пасхи
Б. Рождества
В. Крещения
7. Назови имена трёх сестёр Володи.
А. Ира, Алла, Наташа
Б. Оля, Света, Даша
В. Катя, Соня, Маша
8. Сколько лет было самой старшей сестре
Володи?
А. 13
Б. 11
В. 9
9. Какой работой стали заниматься отец и
девочки, когда мальчики пошли в детскую?
А. они делали из цветного картона звезду
Б. они делали из мишуры ёлочные украшения
В. они делали из разноцветной бумаги цветы и
бахрому для ёлки
10. Что такое
пампасы? А. южноамериканские
степи
Б. местное
население В.
плоды южного
дерева
11. О чём узнали девочки, подслушав разговор
брата и товарища?
А. мальчики собирались бежать куда-то в
Америку
Б. мальчики собирались помочь родителям по дому
В. мальчики собирались искать клад в лесу
12. Что, по мнению Маши нужно кушать в пост?
А. манную
кашу
Б. горох и чечевицу В.
ничего
13. Что обнаружили родители Володи за обедом?
А. что мальчиков нет дома
Б. что девочки весь день просидели без работы
В. что младшая сестра ушла на улицу без
разрешения 14. О чём спрашивали
прохожих мальчики, когда приехали в город?
А. где можно купить тушёнку?
Б. где можно купить спички и фонарик?
В. где продаётся порох?
Ответы:
1. Б
2. А
3. В
4. Б
5. Б
6. Б
7. В
8. Б
9. В
10. А
11. А
12.
Б 13.
А
14. В
А.Чехов «Мальчики»
1 вариант
1.Накануне какого праздника происходят события рассказа?
А) Пасхи
Б) Рождества
В) Крещения
2.Какой работой стали заниматься отец и девочки, когда мальчики пошли в детскую?
А) они делали из цветного картона звезду
Б) они делали из мишуры ёлочные украшения
В) они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки
3.Что подумали сёстры Володи о его друге?
А) Что он очень глупый
Б) Что он странный и пугает их
В) Что он очень умный и учёный человек
4.Как девочки узнали замысел мальчиков?
А) Володя случайно проболтался
Б) они подслушали под дверью
В) они перехватили записку
5.Что мальчики хотели делать в Америке?
А) Стать работорговцами
Б) Добывать золото
В) Работать в морском порту
6.О чём спрашивали прохожих мальчики, когда приехали в город?
А) где можно купить тушёнку?
Б) где можно купить спички и фонарик?
В) где продаётся порох?
7.Почему Володя не хотел ехать в Америку?
A) Жалко маму.
Б) Боялся тигров.
В) Боялся отца.
8.Как вёл себя вернувшийся Чечевицын?
А) был спокойным и невозмутимым
Б) был весёлым и жизнерадостным
В) был суровым и надменным
9.Кто забрал Чечевицына?
А) его отец
Б) его мать
В) его тётя
10.Где Чечевицын написал своё вымышленное имя?
А) на снегу перед крыльцом
Б) на последней странице географического атласа
В) в Катиной тетрадке
2 вариант
1.Приближение какого праздника ожидала семья Володи?
А) Рождества
Б) Пасхи
В) Нового года
2.Как Чечевицын познакомился с Володей?
А) он был товарищем Володи в гимназии
Б) он познакомился с Володей в дороге
В) он познакомился с Володей в больнице
3.Что затеяли мальчики?
А) бегство в Африку
Б) бегство в Америку
В) бегство в Австралию
4.О чём узнали девочки, подслушав разговор брата и товарища?
А) мальчики собирались бежать куда — то в Америку
Б) мальчики собирались помочь родителям по дому
В) мальчики собирались искать клад в лесу
5.Что обнаружили родители Володи за обедом?
А) что мальчиков нет дома
Б) что девочки весь день просидели без работы
В) что младшая сестра ушла на улицу без разрешения
6.Как вёл себя Володя перед бегством?
А) плакал и не хотел бежать
Б) сильно волновался, но не подавал виду
В) стал вдруг особенно весел
7.Как мальчики собирались добывать себе на пропитание?
А) охотой и грабежом
Б) добычей золотом
В) рыбной ловлей, сбором ягод и грибов
8.Что сделал Володя, вернувшись?
А) встал, понуро потупив взгляд, и молча плакал
Б) зарыдал и бросился матери на шею
В) долго оправдывался
9.Почему побег не удался?
A) Передумали бежать.
Б) Заблудись.
В) Их задержали в городе.
10.Что написал Чечевицын в тетрадке Кати?
А) «До новых встреч!»
Б) «Монтигомо Ястребиный Коготь»
В) «Приезжайте в гости к нам!»
Антон Павлович Чехов – человек, преданный литературе, воспитанный в лучших её традициях. Но Чехов – не только писатель. Он и психолог, философ. Как мастерски он умел показать типаж; он не прибегал к фантастическим сюжетам, он показывал жизнь такую, какая она есть.
Викторина по рассказу А.П.Чехова «Мальчики» порадует вас интересными вопросами. На все вопросы викторины даны ответы.
1. В каком году был написан и опубликован рассказ Чехова «Мальчики»?
1884
1887 +
1891
2. Где был впервые напечатан рассказ «Мальчики»?
«Свет и тени»
«Будильник»
«Петербургская газета» +
3. Кто был указан автором рассказа «Мальчики»?
«А.П.Чехов»
«А.П.»
«А.Чехонте» +
4. Какого гостя ждала семья Королёвых?
Бабушку
Володю +
Господина Чибисова
5. Какое время года описано в рассказе?
Весна
Осень
Зима +
6. С каким предметом отец Володи вышел встречать сына?
С книгой
С ножницами +
С газетой
7. Какого цвета была тройка лошадей, которая была запряжена в сани, привезшие Володю?
Рыжие
Серые
Белые +
8. Как звали огромного черного пса, который встречал гостей?
Барон
Граф
Милорд +
9. Какую фамилию носил товарищ Володи?
Чечевицын +
Горохов
Бобов
10. Учеником какого класса был Чечевицын?
Второго +
Третьего
Четвертого
11. Какие украшения для елки делали сестры Володи и его отец?
Фонарики
Снежинки
Цветы и бахрому +
12. За что папаша Володи сердился на ножницы?
Были тупы +
Постоянно терялись
Слишком остры
13. В какую страну решили отправиться мальчики?
В Австралию
В Америку +
В Индию
14. Каким образом мальчики собирались добывать себе пропитание во время путешествия?
Охотой +
Просить милостыню
Грабежом +
15. Кем воображал себя Чечевицын?
Монтигомо Ястребиный Коготь +
Чингачгук Большой Змей
Магуа Хитрая Лисица
16. Какую цель преследовали мальчики, отправляясь в Америку?
Помогать бедным
Охотиться на бизонов
Добывать золото +
17. Сколько денег Володя и Чечевицын приготовили в дорогу?
4 рубля +
50 рублей
100 рублей
18. По какой причине Володя хотел отказаться от поездки?
Сильно хотел спать
Маму жалко +
Мало денег на поездку
19. Где пришлось ночевать мальчикам?
На вокзале +
У школьного товарища
В гостинице
20. По какой причине мальчиков задержали в городе, в Гостином Дворе?
Спрашивали, где продается порох +
За плохое поведение
Гуляли одни, без родителей
21. Удалось ли мальчикам достичь Америки?
Да
Нет +
Неизвестно
Сценарный план урока
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цель урока: продолжать знакомить с творчеством А. П. Чехова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми и внимательное отношение к ним; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
предметные – перечислять произведения А. П. Чехова, поиск необходимой информации в книге, понимание основной мысли;
метапредметные – регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; познавательные: понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли произведения), осуществлять поиск необходимой информации в тексте, ориентироваться в художественной и учебной книге; коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;
личностные – формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям А. П. Чехова.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, политическая карта мира, тесты, иллюстрации к рассказу «Мальчики», карточки для работы в парах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
— Прозвенел звонок и смолк.
Он позвал нас на урок.
— Присаживайтесь.
— Итак, у нас урок литературного чтения. Доскажите словечко:
В них живут рассказы, сказки,
Комиксы, стихи, раскраски.
Все девчонки и мальчишки
Любят их. Ведь это… (Книжки)
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Речевая и дыхательная разминка. Сообщение темы и постановка целей урока.
А) «Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе произнести: ш-ш-ш.
Слайд 2
Б) Прочитайте медленно отрывок из стихотворения Зинаиды Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл»
Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.
Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись и с песнею иди,
А, если виноват, пойми, раскайся».
— Прочитайте с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, с весёлой интонацией.
— А теперь прочитайте выразительно
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
— Отгадайте ребус: Слайд 3
МА , ель ЧИКИ (мальчики)
— О чём вам говорит это слово? (Мы будем продолжать работать над рассказом «Мальчики»)
— Кто его написал? (А. П. Чехов) Слайд 4
— Что вы помните о писателе? (Ответы детей)
III. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
— Что вам нужно было сделать дома? (Перечитать рассказ и выяснить значение непонятных слов)
— Сейчас я проверю, насколько внимательно вы читали рассказ «Мальчики»
1. Тест. (Самостоятельная работа)
Самопроверка тестов (Ответы выведены на экран)
Слайд 5 — 12
2. Словарная работа
— А теперь поработаем над непонятными словами. Но в начале скажите, к какому словарю вы обращались за помощью, чтобы узнать значение непонятных слов? (К толковому словарю)
(Дети зачитывают записанные в тетради слова и их значение, учитель показывает слайды с толкованием слов и рисунки к этим словам) Слайд 13 — 19
РОЗВАЛЬНИ – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком.
БАШЛЫК – суконный теплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.
СЮРТУК – длинный двубортный пиджак, обычно в талию.
САМОЕДЫ – старое название ненцев и некоторых других северных народов.
КУЧЕР – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.
БИЗОН – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык.
ПАМПАСЫ – южноамериканские степи.
ИНДЕЙЦЫ – общее название коренных племен и народностей древнего происхождения, населявших до появления европейцев Южную и Северную Америку.
МОСКИТ – мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы.
ТЕРМИТ – 1) порошкообразная смесь, дающая при горении очень высокую температуру. 2) общественное насекомое жарких стран, живущее большими колониями, вредитель древесины, кожи, бумаги, сельхозпродуктов.
ЧЕЧЕВИЦА – растение семейства бобовых, а также его круглые, с двух сторон выпуклые зерна.
ПЛАНТАЦИИ – большое хозяйство, в котором возделываются культуры.
МУСТАНГИ – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий.
УРЯДНИК – низкий чин уездной полиции.
ФЛИГЕЛЬ – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.
IV. Первичное закрепление
1. Беседа и выборочное чтение
— Давайте поработаем с текстом.
— Как зовут главных героев произведения?
— Кто они? (гимназисты второго класса)
— Найдем описание внешности Чечевицына.
— Найдите описание внешности Володи.
— Как ведет себя Чечевицын? (он важничает, делает загадочный вид)
— Как себя вел Володя в предыдущие приезды? (был живой, веселый)
— Как себя ведет Володя сейчас? (таинственно, загадочно)
— Почему он себя так ведет? На кого он хочет быть похожим? (У него появился друг, на которого он хочет быть похожим)
Работа в парах «Собери пословицу» (Дети собирают пословицы из слов и объясняют их смысл)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Глазодвигательное упражнение
— Давайте найдем в тексте, как называет себя Чечевицын. (Монтигомо Ястребиный Коготь). А как он называет Володю? (Бледнолицый брат мой).
— Кто же из друзей играет ведущую роль?
— Давайте найдем в тексте, как он уговаривает Володю бежать (Запугивает, уговаривает, рычит)
— Как Володя ведет себя накануне побега? (Плачет, расстраивается)
— Почему Володя себя так ведет? (Он любит свою семью)
— Найдите, как встречали Володю в семье?
— Что мы можем сказать о семье Королевых из этого эпизода? (Найдите слова, которые подходят этой семье)
— Можно ли сказать, что подготовка к Рождеству в семье Королевых была радостной и веселой традицией? (Докажите словами из текста)
— Каким сестры Володи увидели Чечевицына? Подтвердите словами из текста.
— Почему девочки ничего не рассказали родителям о задуманном побеге? (Это все было так таинственно и загадочно, и, наверно, девочки тоже в душе хотят приключений) Слайд 20
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
1. Работа с иллюстрациями к рассказу.
— Рассмотрите на доске иллюстрации к рассказу и восстановите последовательность, расположите их в правильном порядке.
2. Работа с политической картой мира.
— Удалось ли вам представить себе путь, по которому друзья планировали добраться до Америки? Попробуйте определить их предполагаемый маршрут. (Один ученик показывает на политической карте маршрут движения мальчиков, учитель корректирует)
— Как вы думаете, ребята, смогли бы мальчики преодолеть этот путь? (Ответы детей)
— На карте мы, конечно, увидели Пермь, Тюмень, Томск, Камчатку, Берингов пролив, Америку. Но то, как Чечевицын с трудом называл эти географические пункты, говорит о случайности этих названий и полном незнании пути, которым они собирались следовать.
— Но все таки Володя бежит вместе с Чечевицыным. Почему? (Потому, что он мальчик, который жаждет приключений, опасностей, хочет жить как герои приключенческих романов).
— Почему Володя волнуется, сомневается? (Володя разрывается между дорогой ему семьей и жизнью, полной опасностей и приключений).
3. Работа с иллюстрациями к рассказу
— Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Мальчики» на экране, прочитайте подходящие к ним отрывки из текста. Слайд 21, 22
— Как себя вел Володя после того, как мальчиков вернулись домой? (Был подавлен, расстроен, лежал)
— Было ли что-нибудь подобное в душе у Чечевицына? (Нет, он был горд собой)
— То, что мальчики по-разному восприняли свою неудачу, было естественно. И дело тут не в смелости одного и трусости другого. Просто Володя был мальчиком, привязанным к своей семье и своим родным, и то, что они переживают, ему было не безразлично. А его приятель, Чечевицын, не имел прочных семейных привязанностей, чувства ответственности. Нам с вами ясно, что Володя больше не решится повторить свое путешествие, а вот Чечевицын скорее всего — да. Недаром же он «…взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Именно этими словами и завершается рассказ.
— Можно ли мальчиков назвать смелыми, решительными? (Однозначно мы на этот вопрос не ответим, в глазах девочек — да, а в глазах взрослых — нет)
— Смелость предполагает способность трезво оценивать опасность, то есть реально видеть окружающие обстоятельства и условия. У мальчиков этой способности явно не было.
— Найдите, что говорит отец Володи мальчикам в конце рассказа (Вас могут исключить из гимназии)
— Подберите слова, которые охарактеризовали бы поступок мальчиков (Безответственные, безрассудные, глупенькие, самонадеянные, фантазеры, не владеющие информацией, хотели выглядеть храбрыми, необычными, хотели приключений и опасностей)
— Как вы думаете, Чехов любит своих героев? (Да, конечно, Чехову симпатичны его герои. Это обычные мальчики, у которых есть жажда приключений и подвигов, они верят в абсолютный мир фантазии, где живут их герои из книг и воспринимают его всерьез.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА танцевально-ритмическая «Три хлопка» под музыку.
4. Работа с деформированным планом к рассказу «Мальчики»
— А сейчас для вас задание. На доске у меня составлен деформированный план к произведению. Вам необходимо поставить части плана в правильной последовательности
На доске:
Побег.
Сомнения Володи.
Подготовка к Новому году.
Маленький гость.
Возвращение детей.
Бурная встреча Володи.
Странное поведение мальчиков.
1)Бурная встреча Володи.
2)Маленький гость
3)Подготовка к Новому году.
4)Странное поведение мальчиков
5)Сомнения Володи.
6)Побег.
7) Возвращение детей.
— Ребята, А. П. Чехов сначала назвал свой рассказ «Сценка» и в нем была другая концовка. Мальчики отложили свой побег в Америку до лучших времен.
— Какой вариант вам понравился бы больше? (Этот, потому что автор заставляет нас задуматься о таких человеческих качествах, как добро, честность, совесть, ответственность, взаимопонимание, любовь к родным и близким, уважение к друг другу) А что может быть ценнее семьи, которая тебя поддержит в трудную минуту, родные и близкие, которые переживают вместе с тобой)
5. Творческая работа.
— В начале урока читали стихотворение. О чём оно? (О семье)
— Давайте выполним творческую работу, составим СИНКВЕЙН со словом
с е м ь я (Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк)
Слайд 23
СЕМЬЯ
Дружная, счастливая
Понимают, поддерживают, заботятся
Семья – это самое главное и ценное в жизни человека
ЛЮБОВЬ
VI. Подведение итогов
— Ребята, давайте подведём итог урока.
-Чему учит автор произведения?
(Автор учит любить и беречь свою семью, не огорчать близких людей и бережно относиться к их чувствам. Нужно хорошо подумать перед тем, как что-то сделать)
— Какой сделаем вывод? ( Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться.)
VII. Домашнее задание по желанию: краткий пересказ рассказа «Мальчики» или творческий пересказ от имени Володи или Чечевицына. Слайд 24
VIII. Рефлексия
— Продолжите фразы: Слайд 25
На уроке работали над рассказом …
Его написал для нас …
Главные герои рассказа …
Мы сравнивали …
Пришли к выводу …
Мне понравилось …
Я могу похвалить себя за …
Моё настроение …
Домашнее задание …