Проверочная работа по теме фольклор русские народные сказки 5 класс с ответами

Проверочная работа по теме «Фольклор. Русские народные сказки» 5 класс

1. Кем создавались фольклорные произведения и как передавались из поколения в поколение? ________________________________________________________________________

2. К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:

А) От топота копыт пыль по полю летит _______________________________ 

Б) Сидит девица в темнице, а коса на улице_____________________________________ 

В)Раз, два, три, поди водить ты _______________________ 

Г) Баю-баюшки-баю, не ложись ты на краю, Придёт серенький волчок да укусит за бочок. ________________________________________________

3. Продолжи : Сказка – это занимательный рассказ о _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

4. Определите вид сказки по соответствующим ей признакам.

К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и волк?___________________________

К какому виду относится сказка, где солдат обманывает богача? ____________________________

К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Чудо-Юдо?____________ 

Соотнесите композиционные части сказки с их примерами:

А) Зачин

1)Стали жить да поживать – добра наживать на славу всем людям

Б)Присказка

2)В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у царя было три сына

В) Концовка

3) Утро вечера мудренее

Г) Сказочная формула

4)Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки…

6. Расскажите об особенностях волшебных сказок: ________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

7. Подберите постоянные эпитеты к существительным:

Девица __________________ Молодец _________________ Поле ____________________ 

Лес ___________________ Мечи __________________   Вода ______________________

Слова для справок: булатный, живой, чистый, красный, добрый, тёмный

8. Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…», «бил –бил да не разбил» _____________________________

9. В русских народных волшебных сказках часто используется запрет. Вспомните и приведите примеры запретов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как Вы думаете, почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», хотя отправляются сражаться с врагом все три брата? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструкция

Данная проверочная работа была составлена для учащихся 5 класса и проведена после изучения раздела «Фольклор. Русские народные сказки». Работа состоит из заданий разного уровня сложности. Её цель – выявить уровень понимания изученного раздела и степень владения терминологией.

В работе есть задания на восстановление соответствия, задания открытого типа, а также задания, требующие самостоятельного развернутого ответа.

Ответы:

Народ, передавались устно.

Скороговорка, загадка, считалка, колыбельная песня

это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях.

4. А) о животных

Б) бытовая

В) волшебная

А2, Б4, В1, Г3

Есть Волшебство (или чудо), троекратный повтор, победа добра над зло, волшебные помощники, волшебные предметы и т. д

7.Девица красная, молодец добрый, поле чистое, лес тёмный, мечи булатные, вода живая.

Повтор

Творческое задание

Проверочная работа по теме «Фольклор. Русские народные сказки» 5 класс

1. Кем создавались фольклорные произведения и как передавались из поколения в

поколение? ________________________________________________________________________

2. К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:

А) От топота копыт пыль по полю летит _______________________________

Б) Сидит девица в темнице, а коса на улице_____________________________________

В)Раз, два, три, поди водить ты _______________________

Г) Баюбаюшкибаю, не ложись ты на краю, Придёт серенький волчок да укусит за бочок.

________________________________________________

3. Продолжи : Сказка это занимательный рассказ о _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

4. Определите вид сказки по соответствующим ей признакам.

К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и волк?___________________________

К какому виду относится сказка, где солдат обманывает богача? ____________________________

К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и ЧудоЮдо?____________

5. Соотнесите композиционные части сказки с их примерами:

1)Стали жить да поживать – добра наживать на славу всем людям

2)В некотором царстве, в некотором государстве жилбыл царь, у царя было три

сына

4)Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки

6. Расскажите об особенностях волшебных сказок: ________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

7. Подберите постоянные эпитеты к существительным:

Девица __________________ Молодец _________________ Поле ____________________

Лес ___________________ Мечи __________________ Вода ______________________

Слова для справок: булатный, живой, чистый, красный, добрый, тёмный

8. Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно

устали», «Скакалискакали, скакалискакали…», «бил –бил да не разбил»

_____________________________

9. В русских народных волшебных сказках часто используется запрет. Вспомните и приведите

примеры запретов.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

10. Как Вы думаете, почему сказка называется «Иванкрестьянский сын и чудоюдо», хотя

отправляются сражаться с врагом все три брата?

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Инструкция

Данная проверочная работа была составлена для учащихся 5 класса и проведена после

изучения раздела «Фольклор. Русские народные сказки». Работа состоит из заданий разного уровня

сложности. Её цель выявить уровень понимания изученного раздела и степень владения

терминологией.

В работе есть задания на восстановление соответствия, задания открытого типа, а также

задания, требующие самостоятельного развернутого ответа.

Ответы:

1. Народ, передавались устно.

2. Скороговорка, загадка, считалка, колыбельная песня

3. это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях.

4. А) о животных

Б) бытовая

В) волшебная

5 А2, Б4, В1, Г3

6. Есть Волшебство (или чудо), троекратный повтор, победа добра над зло, волшебные

помощники, волшебные предметы и т. д

7.Девица красная, молодец добрый, поле чистое, лес тёмный, мечи булатные, вода живая.

8. Повтор

9-10. Творческое задание

Тесты, контрольные, проверочные работы по литературе 5 класс

Раздел «Русский фольклор»

Тест 1. Русские народные сказки

  1. Сказка –это

1) краткий рассказ нравоучительного характера;

2) занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего;

3) сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего.

  1. Вступительная часть сказки, в которой говорится о том, где и когда происходит действие, кто герои сказки, называется:

1) начало;

2) зачин;

3) почин;

3. Сказка «Царевна – лягушка»:

1) волшебная;

2) бытовая;

3) о животных.

4. Выражения «буйна голова», «красная девица», «синее море», «дремучие леса» в сказке «Царевна –лягушка» являются:

1) присказкой;

2) эпитетами;

3) повтором.

5. За что Кощей Бессмертный разгневался на свою дочь и «приказал ей три года квакушею быть»:

1) за то, что была «хитрее – мудрее отца»;

2) за то, что была самой красивой в кощеевом царстве;

3) за то что не слушалась отца

6. Кто из перечисленных животных не помогал Ивану – царевичу в сказке «Царевна-лягушка» победить Кощея:

1) медведь;

2) заяц;

3) волк

7.Чему лиса учила волка в сказке «Лисичка – сестричка и волк»

1) ловить рыбу;

2) пробираться;

3) воровать сметану

8. Кого лиса в сказке «Лисичка-сестричка и волк» взяла у мужика за скалочку:

1) невесточку;

2) индюшечку;

3) гусочку

9.Из –за чего поспорили бедный и богатый братья в сказке «Дочь –семилетка»:

1) из-за сена;

2) из – за ночлега;

3) из –за жеребёнка

10. Как дочь бедняка в сказке «Дочь – семилетка» ответила на вопрос: «Что всего милее?»

1) родители;  2) сон;  3) друзья

Ответы: № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10         № ответа 2 2 1 2 1 3 1 3 3 2

Проверочная работа №1.

Малые жанры фольклора.

  1. Закончи определение:

Фольклор – это…

2.Перед тобой таблица «Малые фольклорные жанры». Впиши пропущенные термины, их определения, примеры.

Название жанра

Определение жанра

Пример

1.

Небольшое произведение, предназначенное для пения на ночь

Баю – бай, баю – бай!

Поскорее засыпай.

Не то выну из зыбки,

Брошу в море рыбке.

Скушай, рыбка, Лиленьку,

Непослушную!

2.

Пестушки

Потягунюшки, потягунюшки

Поперёк толстунюшки,

А в ручки – хватунюшки,

А в ножки — ходунюшки,

А в роток – говорок,

А в головку – разумок!

3.

Потешки

Песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами, руками, ногами

4.

Прибаутки

Ваня, Ваня, простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд

И поехал в огород

5.

Обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы.

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи!

6.

Приговорка

Стихотворное обращение к живым существам.

7.

Считалка

Рифмованный стих со строгим соблюдением ритма, используемый для распределения ролей в игре.

8.

Игра слов, средство развития речевого аппарата.

Сшит колпак не по-колпаковски; надо его переколпаковать, перевыколпаковать.

9.

Дразнилка

Рыжий красного спросил:

— Чем ты бороду красил?

— Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал!

10.

Загадка

Иносказательное изображение какого-либо предмета или явления, которое надо отгадать.

11.

Краткое законченное нравоучительное суждение-вывод.

На чужой стороне

Родина милей вдвойне.

Слабым ученикам рекомендуется дать материал для справок, которым они могут воспользоваться при заполнении таблицы, например:

Материал для справок

Жанры: скороговорка, колыбельная песня, пословица, закличка.

Определения:

сюжетная развлекательная песенка юмористического характера, не связанная с игрой;

— небольшое стихотворение юмористического характера об особенностях внешности человека;

— первые сознательные движения ребенка, сопровождаемые приговорами, часто своеобразная зарядка с приговорами.

Примеры:

1.Божья коровка!

Полети на небо, дам тебе я хлеба!

2.Идёт коза рогатая за малыми ребятами…

3.Тебе дано, а люди пользуются(имя)

4.На златом крыльце сидели

Царь, царевна,

Король, королевна,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

 5.Отгадай загадки.

А) В неё льётся,

     Из неё льётся,

     Сама по земле плетётся.

Это –

Б) Выросло, повыросло,

     Из бороды повылезло,

     Солнышко стало,

     Ничего не стало.

Это –

3) Зелена, а не луг,

     Белена, а не снег,

     Кудрява, а не человек.

Это –

4) По земле не ходит,

    На свет не глядит,

    А на обед, на ужин

    Все её зовут

Это –

5) Сито свито,

    Золотом покрыто,

    Кто на него взглянет,

    Тот заплачет.

Это –

Закончи пословицы.

А) Человек без Родины… (что соловей без песни)

Б) Не всякий вдело гож… (кто лицом пригож)

В) Умный не тот, кто много говорит, а тот, (кто много знает)

Тест № 2. Русская народная сказка «Царевна – лягушка»

1.Братья «натянули свои тугие луки и выстрелили» с широкого отцовского двора.

Да

Нет

2.Стрела среднего брата попала во двор богатого купца

Да

Нет

3.Иван – царевич нашёл свою стрелу в болоте на пятый день

Да

Нет

4.Первое задание царя для невесток – испечь белый хлеб

Да

Нет

5.Ковром старшей невестки можно только лошадей от дождя покрывать

Да

Нет

6.Карета царевны – лягушки была запряжена тройкой лошадей

Да

Нет

7.Кованый ларец с иглой, на конце которой хранилась смерть Кощея, стоял в чистом поле

Да

Нет

8.Когда Иван – царевич отправился на поиски своей жены, первым из животных ему встретился заяц.

Да

Нет

9.Со дна морского яйцо достала щука

Да

Нет

10.Иван –царевич вернулся домой с Василисой Премудрой на Кощеевом скакуне

Да

Нет

Ответы. 1.Да; 2.Да; 3.Нет (на третий день); 4.Да; 5.Да; 6.Нет (парой лошадей);

                7.Нет (медведь); 8.Нет (в дремучем лесу); 9.Да; 10.Да.        

Проба пера

Сочинение – рассказ о моём друге

Я хочу рассказать о моём друге Сергее. Ему13 лет. Он обычный нескладный подросток, с вечно торчащими вихрами и ссадинами на руках. Примечательные у него только глаза: они большие, круглые, широко открытые, серого цвета. Когда я смотрю на Сережку, мне кажется, что он удивлён всем, что видит, поэтому хочет всё понять и узнать. Сергей – спортсмен – пловец. У него второй взрослый разряд по вольному стилю, но он никогда этим не гордится. А только изредка пользуется: иногда спорит с ребятами, что первым доплывёт до другого берега пруда, или скажет, что дольше всех просидит под водой. Но это не главное в его характере.

          Он в прошлом году спас меня, после этого мы особенно сдружились. Я плохо плаваю, но никогда в этом не признавался никому. Сергей предложил плыть к острову посреди реки. Все поплыли, а я почему – то испугался и стал молча тонуть. Сергей увидел и вытащил меня. Потом он занимался со мной, теперь я «сносно плаваю», как говорит мой друг.

            Я тоже помогаю Сергею в учёбе, когда он отстаёт или чего-нибудь не понимает. Он часто уезжает на соревнования, подолгу бывает на сборах, много пропускает учебных занятий.

             Сергей сообразительный.

              В свободное время мы любим с другом поиграть в футбол, хоккей, почитать интересную книгу, просто обменяться мнениями об интересном фильме.

             Мы дорожим нашей дружбой.

                                                                           Дулов Михаил, ученик 8 класса.

Контрольная тестовая работа

5 класс

1 вариант

Выполните тестовые задания. Выберите один ответ из предложенных вариантов. В ответе укажите только выбранную букву.

1. Как переводится слово «фольклор»?

А) индивидуальное поэтическое творчество

Б) народное знание, народная мудрость

В) авторское произведение

Г) старинное творчество

2. Кто является автором фольклорных произведений?

А) поэт

Б) летописец

В) писатель

Г) народ

3. Какой из перечисленных жанров не относится к малым жанрам фольклора?

А) поговорка

Б) закличка

В) загадка

Г) сказка

4. Что такое сказка?

А) занимательный рассказ о людях

Б) занимательный рассказ о приключениях

В) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

Г) легенда

5. На какие группы делятся сказки?

А) исторические, фантастические, бытовые

Б) волшебные, о животных, бытовые

В) о животных, волшебные, юмористические

Г) бытовые, о животных, романтические

6. Прочитайте фрагмент сказки.

«Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…»

Укажите, какой «премудростью» народной сказки он является.

А) постоянный эпитет

Б) концовка

В) зачин

Г) присказка

7. Какой из указанных предметов не может быть в фольклорной сказке волшебным?

А) компьютер

Б) печка

В) яблоня

Г) метла

8. В каких сказках нет никаких чудес, а герои – реальные люди: муж, жена, солдат, барин и т.д.?

А) О животных

Б) Волшебных

В) Социально-бытовых

Г) Нет таких сказок

9. Как зовут самого распространённого героя русских сказок?

А) Алёшенька

Б) Никитушка

В) Иванушка

Г) Илья

10. К каким жанрам относят пословицы и поговорки?

А) Второстепенным

Б) Новым

В) Малым

Г) Большим

11. Из фольклора какого народа появилась сказка «Царевна-лягушка»?

А) Русского

Б) Английского

В) Итальянского

Г) Немецкого

12. Почему царевна-лягушка исчезла после пира?

А) Иван-царевич сжёг лягушачью кожу

Б) Злые жёны братьев сожгли лягушачью кожу

В) Её похитил Кощей Бессмертный

Г) Вернулась к себе домой

13. Что надел Иван-царевич, отправляясь на поиски своей жены?

А) сапоги-скороходы

Б) Лапти

В) Железные сапоги

Г) Волшебные сапоги

14. Кого первого на своём пути встретил Иван-царевич?

А) Бабу ягу

Б) Старика

В) Селезня

Г) Зайца

15. Кого пощадил Иван-царевич, оставшись голодным?

А) Медведя, волка, зайца, щуку

Б) Медведя, селезня, зайца, щуку

В) Селезня, волка, щуку, лису

Г) Медведя, лису, селезня, щуку

Контрольная тестовая работа

5 класс

2 вариант

Выполните тестовые задания. Выберите один ответ из предложенных вариантов. В ответе укажите только выбранную букву.

1. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

А) греческого

Б) латинского

В) английского

Г) русского

2. Какой из перечисленных жанров не относится к фольклору?

А) поэма

Б) загадка

В) поговорка

Г) пестушка

3. Укажите фольклорную сказку.

А) «Золушка»

Б) «Маугли»

В) «Журавль и цапля»

Г) «Сказка о рыбаке и рыбке»

4. Укажите признак, который не относится к волшебной фольклорной сказке.

А) волшебные предметы

Б) волшебные помощники

В) троекратный повтор

Г) наличие автора

5. Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван –

крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибочный вариант:

А) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у

него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын.

Б) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью

кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.

В) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял змеиху да со

всего размаху ударил ее о сырую землю.

4) Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка –

в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба.

6. В чем приехала Царевна-лягушка на пир

А) в карете

Б) на машине

В) в коробчонке

Г) на лошади

7. Какой не может быть сказка?

А) волшебной

Б) поучительной

В) народной

Г) абсолютно правдивой

8. Что лежит в основе всех произведений устного народного творчества?

А) Мудрость народа

Б) Исторические факты

В) Чувство юмора

Г) Волшебство

9. Чем начинается сказка?

А) Вступлением

Б) Зачином

В) Завязкой

Г) Кульминацией

10. Какая главная особенность устного народного творчества?

А) Нереальность

Б) Коллективность

В) Исторические факты

Г) Большой объём произведений

11. Как называются песенки-приговорки для маленьких деток, которые используются при игре с пальчиками, ножками, ручками?

А) Потешки

Б) Пестрелки

В) Небылицы

Г) Прибаутки

12. Кто сопровождал чудо-юдо?

А) конь и пёс

Б) пёс и ворон

В) ворон и конь

Г) конь, пёс, ворон

13. Какой меч был у Ивана?

А) стальной

Б) булатный

В) меч-кладенец

Г) волшебный

14. Сколько кузнецов работало в кузнице?

А) 10

Б) 11

В) 12

Г) 14

15. Что бросили братья змеихе в пасть?

А) камни

Б) по пуду соли

В) яблоки

Г) по пуду сахара

Ответы

1 вариант

1. Б

2. Г

3. Г

4. В

5. Б

6. Г

7. А

8. В

9. В

10. В

11. А

12. А

13. В

14. Б

15. Б

2 вариант

1. В

2. А

3. В

4. Г

5. А

6. В

7. Г

8. А

9. Б

10. Б

11. А

12. Г

13. Б

14. В

15. Б

Проверочная работа

Вариант 1

Часть 1

  1. Определите, к какому малому жанру фольклора относится следующий текст:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

  1. потешка

  2. скороговорка

  3. пословица

  4. поговорка

  1. Что такое сказка?

  1. рассказ о реальных событиях

  2. повествование о божественных силах

  3. занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях

  4. поучительная история

  1. К какому типу русских народных сказок относится «Лиса и Журавль»?

  1. о животных

  2. социально-бытовая

  3. волшебная

  4. совмещает два типа сказки: о животных и бытовую

  1. Кому из русских писателей принадлежат следующие слова:

«Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок»?

  1. М.Ю. Лермонтову

  2. В.А. Жуковскому

  3. М.Е. Салтыкову-Щедрину

  4. А.С. Пушкину

  1. Как называется ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках?

  1. начало

  2. экспозиция

  3. присказка

  4. концовка

  1. Какой жанр русского фольклора заканчивается следующими словами: «И стали они вместе жить, поживать да добра наживать»?

  1. сказка

  2. былина

  3. загадка

  4. песня

  1. Кто из героев сказки «Царевна-лягушка» говорит следующие слова: «А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие лука и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет, там и сватайтесь»?

  1. царевна-лягушка

  2. старший брат Ивана-царевича

  3. средний брат Ивана-царевича

  4. царь

  1. Куда попала стрела Ивана-царевича в сказке «Царевна-лягушка»?

  1. в боярский терем

  2. в топкое болото

  3. купцу во двор

  4. в дремучий лес

  1. Какой поступок совершил Иван-царевич, вернувшись домой с царского пира?

  1. сжег лягушачью кожу

  2. приготовил вкусный обед

  3. навел в доме порядок

  4. сделал новую дверь

  1. Какова судьба Кощея Бессмертного в русской народной сказке «Царевна-лягушка»?

  1. жил долго-долго

  2. умер, прахом рассыпался

  3. погиб геройски

  4. продолжает жить

Часть 2

  1. Про какой малый жанр фольклора в народе говорят: «Без лица в личине»?

Ответ:__________________________________________________________

  1. К какому типу русских народных сказок относится «Кашица из топора»?

Ответ:__________________________________________________________

  1. Какой художественный прием используется в следующих словосочетаниях: «живая вода», «добрый молодец», «красная девица»?

Ответ:__________________________________________________________

Часть 3

Прочитайте следующий эпизод из русской народной сказки «Царевна-лягушка».

«Вдруг поднялся стук да гром – весь дворец затрясся, зашатался. Все гости переполошились, испугались, повскакивали со своих мест – не знают, что и делать. А Иван-царевич говорит:

— Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробочке едет!

Побежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая – сама, как солнце ясное, светится. Все на нее дивятся, любуются, от удивления слово промолвить не могут».

Какую роль играет данный эпизод в фольклорном произведении?

Проверочная работа

Вариант 2

Часть 1

    1. Определите, к какому жанру фольклора относится следующий текст: «красна птица перьем, а человек ученьем».

  1. к скороговорке

  2. к поговорке

  3. к загадке

  4. к пословице

    1. К какому типу русских народных сказок относится «Марья Моревна»?

  1. волшебная

  2. о животных

  3. смешение двух типов сказок: волшебной и бытовой

  4. социально-бытовая

    1. Кто такие сказочники?

  1. люди, записывающие сказки

  2. исполнители сказок, их реальные создатели

  3. герои сказок

  4. создатели и реальные герои сказок

    1. Какая русская народная сказка имеет следующий финал: «А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять. Здесь и сказке конец»?

  1. «Царевна-лягушка»

  2. «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»

  3. «Кашица из топора»

  4. «Сивка-бурка»

    1. Что такое зачин?

  1. начало сказки, рассказ о том, где и когда происходило действие, какие герои будут в сказке

  2. последние слова сказки, завершение; рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем; обращение к слушателю

  3. ритмически организованная прибаутка, предшествующая началу в сказке

  4. кульминационное событие в сказке

    1. С какой злой силой борется Иван – крестьянский сын в русской народной сказке?

  1. с Кощеем Бессмертным

  2. с Чудом-юдом

  3. с двуглавым орлом

  4. с Бабой Ягой

    1. Кому из героев русской народной сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» принадлежит следующая фраза: «Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился – на бой не сгодился: только дуну – его и праху не останется!»?

  1. змеихе

  2. Чуду-юду

  3. старшему брату Ивана

  4. Кощею Бессмертному

    1. Произведение какого фольклорного жанра начинается следующими словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»?

  1. былина

  2. песня

  3. загадка

  4. сказка

    1. Каким трудом занимались родители трех сыновей из русской народной сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»?

  1. пахали землю, сеяли хлеб

  2. выращивали скот

  3. работали в кузнице

  4. были старыми, поэтому уже никаким трудом не занимались

    1. Определите, к какому жанру устного народного творчества относится следующее определение: «Жанр фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях».

  1. к былине

  2. к сказке

  3. к народной песне

  4. к потешке

Часть 2

  1. Дайте определение термина «фольклор»

Ответ:_____________________________________________________________

  1. О каком жанре русского фольклора А.С. Пушкин сказал, что это «добрым молодцам урок»?

Ответ:_____________________________________________________________

  1. Какой художественный прием лежит в основе следующих сочетаний: «ветер воет», «ива плачет», «гром прокатился по небу»?

Ответ:_____________________________________________________________

Часть 3

Дайте подробную характеристику герою русской народной сказки Ивану-царевичу (из произведения «Царевна-лягушка»).

(внешность, характер, отношение к людям и животным, взаимоотношения в семье и т.д.).

Ответы

Вариант 1

Часть 1

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответы

2

3

1

4

3

1

4

2

1

2

Часть 2

вопросы

ответы

1

загадка

2

бытовая сказка

3

постоянный эпитет

Часть 3

Учащийся в письменной форме объясняет роль данного эпизода

Вариант 2

Часть 1

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответы

4

1

2

2

1

2

2

4

1

1

Часть 2

вопросы

ответы

1

устное народное творчество

2

сказка

3

олицетворение

Часть 3

Учащийся в письменной форме дает подробную характеристику герою сказки Ивану-царевичу (внешность, характер, отношение к людям и животным, взаимоотношения в семье и т.д.).

Контрольная работа по теме «УНТ. Сказка» Вариант 1

1. Фольклор в переводе с английского означает:

а) народная мудрость б) накопленный опыт в) народная литература

2. Русские народные сказки делятся на 3 группы (какие?) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

К какой из групп сказок относится сказка «Царевна-лягушка»: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Как называется эта часть сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…»:

а) концовка б) зачин в) присказка

4. Подбери к существительным постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках:

______________________________поле

______________________________ девица

______________________________ волк

5. Перечисли волшебные предметы (хотя бы 3), которые помогают героям народных сказок. Объясни, как они это делают (для чего нужны)?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Какая из прочитанных сказок вам понравилась и почему?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «УНТ. Сказка» Вариант 2

1. Фольклор в переводе с английского означает:

а) народная литература б) накопленный опыт в) народная мудрость

2. Русские народные сказки делятся на 3 группы (какие?)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

К какой из групп сказок относится сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Как называется эта часть сказки: «И стали они жить-поживать и добра наживать…»:

а) зачин б) концовка в) присказка

4. Подбери к существительным постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках:

_____________________________ море

_____________________________ молодец

_____________________________ земля

5. Перечисли волшебные предметы (хотя бы 3), которые помогают героям народных сказок. Объясни, как они это делают (для чего нужны)?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Какая из прочитанных сказок вам понравилась и почему?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Тестовые задания по литературе для 5 класса по теме: «Устное народное творчество»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Что такое устное народное творчество?

А) Это небольшие рассказы, которые несут нравоучительный характер.

+ Б) Это словесное творчество народа, которое передавалось из уст в уста от поколения к поколению, а не записывалось.

В) Это русские народные эпические песни про героев и исторические события.

Г) Это собрание лирических стихотворений, проникнутых грустью.

2. Что лежит в основе всех произведений устного народного творчества?

+ А) Мудрость народа

Б) Исторические факты

В) Чувство юмора

Г) Волшебство

3. Выберите жанры устного народного творчества?

А) Баллада

+ Б) Былина

+ В) Загадки

Г) Басни

4. Какое второе название устного народного творчества?

А) Сказки

Б) Этимология

+ В) Фольклор

Г) Публицистика

5. Какой жанр устного народного творчества подходит под определение: «Это занимательный рассказ про необыкновенные события и приключения»?

А) Загадки

Б) Пословицы

В) Былины

+ Г) Сказки

6. Какая сказка относится к волшебным?

вопрос теста Какая сказка относится к волшебным

7. В каких сказках нет никаких чудес, а герои – реальные люди: муж, жена, солдат, барин и т.д.?

А) О животных

Б) Волшебных

+ В) Социально-бытовых

Г) Нет таких сказок

8. Из чего предложил сварить кашу солдат в русской народной сказке?

А) Из овсянки

Б) Из гречки

В) Из тыквы

+ Г) Из топора

9. Чему нас учит сказка о солдате и каше?

+ А) При помощи смекалки и хитрости можно получить желаемое

Б) Нужно уважать старших

В) Жадность – это плохо

Г) Нужно помогать тем, кто в этом нуждается

тест 10. Как зовут самого распространённого героя русских сказок?

А) Алёшенька

Б) Никитушка

+ В) Иванушка

Г) Илья

11. Чем начинается сказка?

А) Вступлением

+ Б) Зачином

В) Завязкой

Г) Кульминацией

12. Какая главная особенность устного народного творчества?

А) Нереальность

+ Б) Коллективность

В) Исторические факты

Г) Большой объём произведений

13. К каким жанрам относят пословицы и поговорки?

А) Второстепенным

Б) Новым

+ В) Малым

Г) Большим

14. Как называется небольшое законченное предложение, которое содержит в себе народную мудрость?

А) Афоризм

Б) Цитата

В) Поговорка

+ Г) Пословица

15. Что означает поговорка «подложить свинью»?

+ А) Напакостить

Б) Обмануть

В) Предать

Г) Разозлить

16. Какая пословица изображена на картинке?

вопрос теста Какая пословица изображена на картинке

А) Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться

+ Б) Поспешишь – людей насмешишь

В) Не родись красивым, а родись счастливым

Г) Дело мастера боится

17. Продолжите пословицу «Век живи — …»:

А) Век ленись

Б) Век расти

+ В) Век учись

Г) Век работай

18. К какому жанру устного народного творчества относится следующее выражение: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»?

А) Пословица

Б) Поговорка

В) Сказка

+ Г) Прибаутка

19. Как называются песенки-приговорки для маленьких деток, которые используются при игре с пальчиками, ножками, ручками?

+ А) Потешки

Б) Пестрелки

В) Небылицы

Г) Прибаутки

тест-20. К какому жанру устного народного творчества относится следующее выражение: «От топота копыт пыль по полю летит»:

А) Небылица

Б) Пестушка

В) Частушка

+ Г) СкороговоркаГ) Прибаутки

21. К какому жанру устного народного творчества относится следующее выражение: «От топота копыт пыль по полю летит»:

А) Небылица

Б) Пестушка

В) Частушка

+ Г) Скороговорка

  • Проверочная работа по теме сказка о царе салтане 3 класс
  • Проверочная работа по теме постигаем законы волшебной сказки 4 класс пнш с ответами
  • Проверочная работа по теме мир народной сказки 2 класс перспектива
  • Проверочная работа по теме волшебные сказки 3 класс перспектива с ответами
  • Проверочная работа по сказке царь салтан пушкин 3 класс