Прыжок литературное чтение 3 класс план рассказа толстой

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • План рассказа Прыжок
  1. Возвращение корабля после кругосветного плавания.
  2. Забавная обезьяна на корабле с людьми.
  3. Обезьяна сорвала шляпу с головы мальчика.
  4. Обезьяна дразнила мальчика и рвала шляпу.
  5. Мальчик полез за обезьяной на мачту.
  6. Капитанский сын выпустил из рук веревку и ступил на перекладину, чтобы достать шляпу.
  7. Люди наблюдали в страхе и ожидании.
  8. Отец мальчика вышел на стрельбу чаек.
  9. Угроза капитана прыгать в воду.
  10.  Матросы спасли мальчика.
  11.  Плач капитана.

Краткое содержание

Корабль возвращался после плавания вокруг света. На палубе было много людей, потому что погода была хорошая. Среди людей на корабле была обезьяна. Она забавляла и смешила народ. Обезьянка любила, когда ее проделками забавлялись, а потому старалась больше рассмешить людей.

Обезьяна стащила шляпу с головы двенадцатилетнего мальчика. Это был сын капитана корабля. Затем обезьяна в шляпе забралась на мачту. Толпа засмеялась.

Усевшись на нижней перекладине, обезьяна дразнила владельца шляпы: портила ее, корчила рожицы. Когда мальчик злился, она рвала шляпу еще сильней. Капитанскому сыну стало досадно и стыдно перед смеющимися матросами. Он забрался на перекладину, но обезьяна поднималась еще выше.

Забравшись на самый верх, обезьяна повесила шляпу на последнюю перекладину. Сначала люди забавлялись захватывающей игрой мальчика и обезьяны, но когда капитанский сын ступил на верхнюю перекладину, в толпе началась паника. Люди боялись, что мальчик оступится, упадет и разобьется о палубу. Все ждали в молчании, что будет дальше. Кто-то от страха ахнул. Из-за неожиданного звука мальчик посмотрел вниз. От большой высоты он зашатался.

Из каюты вышел капитан, отец мальчика. Он собрался стрелять по чайкам. Вдруг он узнал своего сына, стоящего на перекладине. Отец понимал, что повернуться и спуститься назад очень трудно: высока вероятность оступиться. Капитан пригрозил, что застрелит, если мальчик не прыгнет в воду. Тут же матросы кинулись спасать мальчика. Его вытащили на корабль, но он дышал.

Когда капитан увидел, что мальчик пришел в себя, закричал от волнения и ушел в каюту, чтобы никто не увидел его плач. Капитан сильно разволновался, ведь он чуть не потерял единственного сына. Так находчивость и сообразительность помогла отцу не растеряться в трудную минуту, а быстро принять решение и предотвратить несчастный случай.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Прыжок

План рассказа Прыжок

Популярные сегодня темы

  • Смысл названия рассказа Дары волхвов сочинение

    Абсолютно все мы дарим подарки. Это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы дарим их по поводу или просто так, спонтанно или запланировано, по принятым традициям или для выражения любви.

  • Анализ рассказа Астафьева Фотография, на которой меня нет

    Сюжет автобиографического рассказа В.П.Астафьева очень прост (в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников) но, несмотря на кажущуюся непритязательность

  • Нестеров

    Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942) – известный русский художник, портретист, график и иконописец. О жизни Михаила Васильевича известно достаточно много из его мемуаров.

  • Почему Онегин отвергает любовь Татьяны? сочинение

    Татьяна с детства была не разговорчивой, задумчивой, печальной, замкнутой и отличалась от своих сверстниц. Татьяна не любила участвовать в играх, она предпочитала слушать сказки своей няни и проводить время на природе.

  • Образ России в поэме Мертвые души Гоголя

    Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека. Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел только первый том, в котором изображенная


4

Как составить план к рассказу «Прыжок» Л. Н. Толстого?

Как написать план по прочитанному рассказу «Прыжок» Л. Н. Толстого для дальнейшего пересказа?

11 ответов:



13



0

Перед тем, как приступить к составлению плана, необходимо прочитать весь рассказ и выделить из него несколько главных событий, которые можно будет описать одним словом или предложением. Причем, эти заготовки должны освежить в памяти рассказ и помочь с дальнейшим пересказом или кратким изложением.

Итак, примерный план рассказа «Прыжок» Л.Н. Толстого, выглядит следующим образом:

  • Корабль
  • Проказница обезьяна
  • Украденная шляпа
  • Погоня мальчика за обезьяной
  • Опасность
  • Решение капитана (отца мальчика)
  • Прыжок мальчика в море
  • Спасение мальчика
  • Слезы капитана

Если же требуется более подробный план, то каждый пункт можно разбить на несколько подпунктов.



1



0

Рассказ Льва Толстого «Прыжок» озаглавлен как быль и написан в виде воспоминания. Вот краткое содержание рассказа:

  1. На корабле была обезьяна, которая сорвала шляпу с головы мальчика, сына капитана, и забравшись на мачту стала рвать ее
  2. Матросы смеялись над мальчиком, но тот полез мачту за обезьяной
  3. Обезьяна поднималась все выше и мальчик не отставал
  4. Они забрались на самый верх мачты и обезьяна повесила шляпу на край перекладины.
  5. Чтобы достать шляпу мальчику надо было выпустить мачту и пройтись на высоте по перекладине
  6. Мальчик пошел за шляпой, внизу все затаили дыхание
  7. Мальчик зашатался
  8. вышел капитан и взяв ружье приказал сыну прыгать, угрожая застрелить его
  9. На счет три мальчик прыгнул в воду
  10. Мальчика вытащили матросы
  11. Капитан закричал и убежал в каюту плакать.



1



0

«Прыжок» Л. Толстого действительно волнительный рассказ. Для его пересказа составим краткий план, учитывая основные моменты сюжета:

1). Обезьяна сорвала с мальчика шляпу и полезла с ней на мачту.

2). Матросы смеются, мальчику неудобно и он полез за шляпой.

3). Обезьяна залезла на самый верх и оставила там шляпу.

4). Мальчик оказался в опасном положении.

5). Прыжок в воду с мачты.

6). Спасение мальчика и тайные слезы его отца.



1



0

  1. Расшалившаяся обезьяна. На палубе возвращавшегося из дальнего похода корабля собралась вся команда: они любовались маленькой обезьянкой, которая украла шляпу мальчика.
  2. Мальчик и обезьяна. Желая спасти шляпу, мальчик полез за обезьяной на мачту и через какое-то время и он, и обезьяна очутились на самом верху.
  3. Опасная ситуация. В азарте погони мальчик поднялся так высоко, что уже не мог спуститься самостоятельно. Все замерли от страха.
  4. Капитан корабля. Ситуацию спас отец мальчика, капитан. Он изо всей мочи крикнул мальчику, чтобы тот прыгал в море, пригрозив ему.
  5. Возвращение на корабль. Увидев, что мальчик упал в море, матросы быстро нырнули за ним и подняли на корабль. Увидев, что ребенок дышит, ошарашенный капитан убежал в свою каюту.



1



0

План пересказа рассказа «Прыжок»

Для составления плана пересказа разделим рассказ «Прыжок» на части и определим основную мысль каждой из них.

  1. Происшествие на корабле. Шляпу мальчика сорвала обезьяна.
  2. Погоня мальчика за обезьяной в целях забрать шляпу.
  3. Опасное решение. Мальчик находится высоко на мачте и не может самостоятельно спуститься вниз.
  4. Капитан — отец мальчика — нашел выход из ситуации, приказав ему прыгнуть в воду.
  5. Мальчик прыгнул в море, откуда его вытащили на корабль матросы.
  6. Капитан заплакал от волнения, убежав в свою каюту.

Рассказ очень волнительный, тревожный, заставляющий задуматься над многими важными вещами.



0



0

К такому рассказу как «Прыжок» можно составить такой план:

1) Шаловливая обезьяна на корабле;

2) Мальчик лезет за обезьяной, которая украла шляпу;

3) Мальчик очень старается догнать проказницу;

4) Шляпа на самом верху;

5) Мальчик принял опасное решение достать шляпу;

6) Приказ отца;

7) Мальчик осуществил прыжок в море;

8) Капитан плакал, но мальчик был спасён.



0



0

К рассказу «Прыжок» можно составить следующий план:

  1. На корабле.
  2. Забавные проказы обезьяны.
  3. Погоня за обезьяной.
  4. Мальчик на перекладине.
  5. Решение отца.
  6. Прыжок мальчика в море.
  7. Спасение мальчика.



0



0

План к рассказу «Прыжок» Л. Н. Толстого

  1. Обезьяна и ее действия.
  2. Действия Мальчика и Матросов.
  3. Погоня мальчика за обезьяной.
  4. Место, где оказалась шляпа. Почему именно там?
  5. Опасный поступок мальчика.
  6. Угроза отца расстрелом.
  7. Прыжок мальчика.
  8. Спасение мальчика.
  9. Капитанские слезы.



0



0

Очень драматичный рассказ, план к которому может быть таким:

  1. Возвращение корабля домой и кривляния обезьяны.
  2. Мальчик пытается забрать у обезьяны свою шляпу, забирается на мачту.
  3. Мальчик на перекладине, люди на палубе замирают от ужаса.
  4. Отец наставляет ружье на своего сына, чтобы спасти его.
  5. Матросы выловили мальчика из воды, через некоторое время он задышал, а отец скрылся в каюте, чтобы дать волю чувствам.



0



0

После прочтения этого рассказа понимаешь, как родителям дорога жизнь своих детей — порой они даже способны совершать, казалось бы, дикие поступки, но только с тем, чтобы спасти свое чадо. А план предлагаю следующий:

  1. Обезьяна на корабле.

  2. Обезьяна дразнит мальчика его шапкой, тот хочет вернуть свою вещь.

  3. Мальчик отпускает веревки мачты и оказывается на перекладине.

  4. Капитан видит своего сына и грозит ему оружием.

  5. Мальчик прыгает в воду.

  6. Спасение ребенка, слезы отца.



0



0

Касаемо рассказа Льва Николаевича Толстого, который называется «Прыжок», можно составить следующий план.

-Корабельная обезьяна срывает шляпу с мальчика и лезет на реи.

-Мальчик решается догнать обезьяну и вернуть свою шляпу.

-Мальчик лобирается до перекладины и все сильно пугаются.

-Отец заставляет мальчика прыгать в море и наставляет на него оружие.

-Мальчик прыгает в море и матросы достают его.

-Слёзы капитана от пережитого.

Читайте также

Рассказ Николая Носова «На горке» совсем не большой и потому написать план пересказа для него несложно.

  1. Ребята построили горку и пошли обедать, пока горка застывает
  2. Котька Чижов не хотел помогать строить горку, а когда ребята ушли вышел кататься на коньках
  3. Полез он на горку на коньках и все время падал и скатывался вниз
  4. Чтобы не падать посыпал Котька Чижов горку песком
  5. Залез на самый верх, хотел скатиться вниз и снова упал — коньки по песку не едут
  6. Пришли ребята стали ругаться — зачем он горку испортил
  7. Котьке дали лопату и заставили чинить горку
  8. Котька сделал еще и ступеньки к горке — понравилось работать.

Небольшой рассказ Юрия Ермолаева рассказывает о двух девочках, о дружбе и о том, как важно оказывается доверять друг другу.

План пересказа рассказа «Иголка с ниткой:

  1. Наташа и Вера подруги, одноклассники зовут их Иголка с Ниткой
  2. Вере нравится мальчик Эдик и Наташа конечно знает об этом
  3. Наташа предлагает сходить в Большой театр
  4. Наташа смущенно говорит, что приехали родственники и девочки решают отдать билеты им
  5. Вера идет в Большой театр узнать когда будет идти «Садко» и видит Наташу с Эдиком, которые заходят в театр
  6. Вера чувствует себя обманутой и обиженной. Не отвечает на звонки Наташи.
  7. Девочки едут вместе в лагерь Вера избегает Наташу — едет в другом автобусе, не записывается в драмкружок, не идет за водой для цветов
  8. Вера рассказывает об обмане Майе. Майя предлагает сказать Наташе, что обман раскрыт, но Вера отказывается, говоря, что теперь между ними никогда не будет доверия
  9. К Вере подходит Эдик. Он говорит, что спектакль ему не понравилась и спрашивает, что за чехарда у них тогда случилась.
  10. Вера узнает, что родственники Наташи не захотели в театр и Наташа бегала к ней, чтобы позвать театр. Но Вера уже ушла и Наташа по дороге в театр встретила Эдика и позвала его
  11. Вере стыдно, что она заподозрила подругу во лжи
  12. Вера извиняется перед Наташей и счастливые девочки ложатся спать.

Константин Паустовский известен как автор многочисленных рассказов о природе и животных. Вот план пересказа его рассказа «Заячьи лапы»:

  1. К ветеринару Ваня Малявин принес зайца с пожженными лапами.
  2. Ветеринар отказывается лечить зайца. Ваня плачет.
  3. Бабка Анисья спрашивает, почему от плачет. Ваня говорит, что заяц пожег лапы на лесном пожаре.
  4. Анисья предложила нести зайца в город.
  5. Ваня побежал домой.
  6. Заяц стонет. Ваня пытается его накормить листьями.
  7. Заяц не ест, уткнувшись в листья.
  8. Ваня решил что заяц хочет пить и побежал к озеру.
  9. Неслыханная жара.
  10. Утром дед понес зайца в город.
  11. В городе лошади в шляпах как невесты.
  12. Дед и Ваня ищут доктора Карла Петровича.
  13. Аптекарь говорит, что тот отошел от дел и что он специалист по детским болезням.
  14. Перед грозой дед и Ваня добрались до доктора.
  15. Карл Петрович сперва отказывался лечить зайца. Дед рассказывает, что заяц его спас.
  16. Карл Петрович лечит зайца. Об этом узнают все. Приезжает корреспондент.
  17. Зайца вылечили. Дед отказывается продать зайца и рассказывает автору историю зайца.
  18. Дед пошел на охоту. Выстрелил в зайца с рваным ухом. Тот убежал
  19. Начался лесной пожар. Пожар догонял деда.
  20. К деду выбежал заяц с обгоревшими ногами и дед побежал за ним.
  21. Заяц вывел деда к озеру.
  22. Дед говорит автору, что виноват перед зайцем. Автор видит, что у домашнего зайца рваное ухо.

Несмотря на свое название «Страшный рассказ» Евгения Чарушина совсем не страшный а скорее забавный. Вот его краткий план для пересказа:

  1. Мальчики Петя и Шура остались одни на даче
  2. Легли спать и признаются друг другу, что им не страшно
  3. Они не боятся воров, тигров, крокодилов
  4. Кто-то зашумел в сенях
  5. Мальчики спрятались под одеяло и не дышат
  6. Вернулись мама и папа и все осмотрели — никого
  7. Оказалось — Ежик, который остался жить на все лето.

Рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным» совсем небольшого объема и в принципе легко запоминается для пересказа, но если есть необходимость составить план, то он может иметь примерно такой вид:

  1. Дениска слышит выражение «Тайное становится явным» и просит маму объяснить его.
  2. Дениска завтракает. Аппетита нет. Манная каша как наказание.
  3. Мама предлагает за съеденную кашу взять Дениску в Кремль
  4. Дениска пытается улучшить вкус каши с помощью соли, сахара, кипятка и хрена
  5. Каша совсем противная. Дениска выливает ее в окно.
  6. Мама хвалит Дениску за пустую тарелку.
  7. Стук в дверь. Пришел милиционер и потерпевший.
  8. Тайное стало явным.

Конспект урока литературного чтения,

Медведевой Маргариты Николаевны

Тема: «Л.Н. Толстой «Прыжок». Деление текста на части. Составление плана»

2021

Тема: «Л.Н. Толстой «Прыжок». Деление текста на части. Составление плана»

Дидактическая цель: способствовать знакомству учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; умению анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета.

Планируемые результаты:

Предметные:  научатся прогнозировать содержание произведения; отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт.

Метапредметные:

Познавательные: научатся находить ответы на вопросы, используя  информацию, полученную на уроке, свой жизненный опыт и учебник

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; сохранять мотивацию к учёбе; выражать положительное отношение к процессу познания.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанов, В.Г. Горецкий 1часть, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мобилизующий этап

1) Приветствие

— Как вы понимаете смысл этого выражения? (Когда человек читает, он все события и приключения переживает вместе с героями произведения.) Читатель может путешествовать вместе с героями. Может представить себя на месте героя произведения, вместе с ним радоваться и огорчаться, и таким образом проживать его жизнь).

— Как думаете, кого можно назвать хорошим читателем?

— Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем?
— Что для этого надо делать?

Приветствуют учителя.

II. Проверка домашнего задания

1) Беседа

— Свидетелями какой истории мы стали на предыдущем уроке?(познакомились с рассказом «Акула»).

— Кто автор этого произведения? (Л. Н. Толстого)

— Вам нужно пересказать произведение Л. Н. Толстого «Акула».

2) Речевая разминка

— Проведем речевую разминку. «Фотограф»

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей»!

Мышь пищит: « Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю,- грозится ёж,-

Если снимок не пришлешь».

Валентин Дмитриевич Берестов

— Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах).

— Ребята, а чтобы могла сказать и сделать обезьянка? (Предположения детей).

— А в каких произведениях мы видели как ведут себя обезьяны? (Басни Крылова: «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»).

Пересказывают произведение «Акула»

III. Определение темы и целей урока

1) Беседа

— Мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадать название, вам нужно выбрать все русские буквы.

JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

— Так, как будет звучать тема нашего урока?

— Сформулируйте цели урока.

С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

IV. Подготовка к восприятию текста

  1. Беседа

— Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки?

— Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. (Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом).

— Отгадайте загадку, она поможет нам понять, где будут происходить действия в произведении

В нём солёная вода.

По воде плывут суда,

Волны, ветер на просторе,

Чайки кружатся над ….( морем )

— Посмотрите на слайд, вам нужно образовать из слогов слова (на доске написаны слова: мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.) 

На какую тему все эти слова? (Корабль)

 Где же будут происходить события в новом произведении? (Эти слова связаны по смыслу с морем и кораблями. Значит события снова будут происходить на море).

— Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему на экране.

— Определите, о чём пойдёт речь в рассказе?

— Но мы не знаем, куда был совершен прыжок и не знаем причину.

2) Словарная работа

— Может быть во время словарной работы кто-то догадается, о чём пойдёт речь?

— В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. Где можно найти объяснение значения непонятных слов? (Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре).

— Сейчас вы поработаете в парах, вам нужно соотнести термин и его толкование.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор – возбуждение

Участвуют в беседе.

Наверное мальчик плыл на корабле. Его шляпа попала на перекладину. Возможно её унёс ветер. Мальчик пытался её достать и ему пришлось прыгать.

V. Первичное восприятие текста

— Откройте в учебнике с. 156

— Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту. (Учитель читает до слов « Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику…»)

— Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? (Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе).

— Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли).

-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)

— Каков жанр произведения? (Рассказ)

— Как называется этот рассказ? (Рассказ «Прыжок»)

— Предположите, что будет дальше? (Предположения детей).

— Продолжаем работать над текстом. (ученики читают по очереди).

Слушают рассказ

VI. Эмоционально – оценочная беседа

  1. Беседа

— Кто герои произведения? (Мальчик, капитан, обезьяна).

— Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?

Воспользуйтесь « Словарем чувств»

На доске « Словарь чувств»

Радости, грусти, спокойствия, тоски, тревоги, беспокойства, страха , удивления

— Какое ваше отношение к герою? 

-Можно ли было избежать этой ситуации? (Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации)

— Оправдались ли наши предположения?

2) Физультминутка
— Представим, что мы плаваем в море. Сначала брассом, затем кролем.

Отвечают на вопросы учителя.

VII. Повторное чтение и анализ содержания

1) Составление плана

— Давайте разделим текст на смысловые части. Найдём вступление, завязку, развитие действий, кульминацию,  развязку, заключение.

— Прочитаем первую часть. (Читаем до слов: Она  подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчишке)

— Где происходили действия?

— Как бы вы озаглавили эту первую часть? («На палубе».)

-Какое было у вас в этот момент настроение?

— Чем будет являться эта часть текста? (Вступлением)

-В течение урока мы будем заполнять таблицу.

-Запишите в первом столбце, где название части «На палубе», теперь запишите настроение 

— А теперь давайте с вами прочитаем вторую часть. (до слов: Матросы громче  стали смеяться)

— Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)

 — Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что  мальчик — сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец  был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).

— Какое настроение у нас вызвал данный отрывок?

— Как мы можем озаглавить данную часть текста? («Проказы обезьяны»)

— Чем будет являться эта часть текста? (завязкой)

— Запишите в таблицу.

— Прочитаем третью часть, подумайте, где она закончится? (до слов: «На палубе все смотрели и смеялись»)

— Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)

— Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)

— Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)

— Осознавал ли мальчик   что он делает, когда ступил на перекладину?

— Какие чувства овладели мальчиком? (Задор)

— Какое настроение вы испытали, читая данный отрывок? (сначала задорное, весёлое, а потом тревожное)

— Как мы можем назвать эту часть? («Погоня за обезьяной»)

— Чем является эта часть? (Развитие действий)

— Почитаем следующую часть, определите её границы самостоятельно( до слов: «В это время капитан корабля»)

— Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, «кто-то ахнул от страха»)

— Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)

— С каким настроением вы читали данный отрывок? (тревожное, беспокойное)

— Можем ли мы сказать, что это самый напряженный момент в рассказе? Значит, чем будет являться данный отрывок? (Кульминацией)

— Как мы можем озаглавить эту часть? («На перекладине»)

— Давайте найдем границы следующей части, то есть развязки  (до слов: «Точно пушечное ядро»)

— Кто же спас мальчика? (Отец – капитан).

— Каким образом он сделал это?

— О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)

— Какое настроение вызвал у вас этот отрывок? (напряженное, сосредоточенное)

— Какое название можно дать этому отрывку? («Непростое решение»)

— Прочитайте последнюю часть про себя, и ответь мне на вопросы, какое у вас настроение вызвал отрывок и как его можно озаглавить?

— Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)

— Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость)

— Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)

— Так, какое же у вас настроение вызвал отрывок? ( серьёзное, боязливое, в конце умиротворенное,спокойное)

— Как мы может назвать эту часть? («Мальчик спасён»)

— Сейчас я предлагаю вам попробовать пересказать рассказ по плану.

Участвуют в беседе, заполняют таблицу

Название части

Настроение

  1. «На палубе»

Радостное, весёлое

Название части

Настроение

  1. «Проказы обезьяны»

Озорное, возбужденное

Название части

Настроение

  1. «Погоня за обезьяной»

Вначале задорное,оживленное в конце взволнованное

Название части

Настроение

  1. «На перекладине»

Беспокойное, тревожное

Название части

Настроение

  1. «Непростое решение»

Напряженное

Название части

Настроение

  1. «Мальчик спасён»

Серьёзное, боязливое, в конце умиротворенное,спокойное

VIII. Обобщающая беседа

— Какой же смысл  вкладывает автор в слово «прыжок»? 

-Какую роль сыграл прыжок?

-Что случилось бы, если мальчик не прыгнул в воду?
-Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
(Прыжок  спас мальчику жизнь,  прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик  спас свою жизнь и избавил от горя  потери сына своего отца).

— Какова идея этого произведения? Чему он нас учит? (Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться  управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций).

Участвуют в беседе

X. Итог урока

— Над каким произведением мы сегодня работали и кто его автор?
— Над чем заставило нас задуматься это произведение?

— Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение.
— Чтобы взял из рассказа каждый для себя? Какие бы выводы вы сделали для себя?
— Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?

Отвечают на вопросы учителя

XI. Задание на дом

— Подготовить пересказ Л.Н. Толстого «Прыжок» по плану

Записывают домашнее задание

logo

  • План к рассказу «Прыжок» Толстой

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      benjaminchristian793

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    6 минут назад

    Назовите число фи

  • fizika
    Физика

    11 минут назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    16 минут назад

    Задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    21 минут назад

    Математика, задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    26 минут назад

    Математика, задачи на движение

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • fizika
    Физика

    11 минут назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    7 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Тема
урока «Л.Н.Толстой «Прыжок»

Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
  • раскрыть психологический характер конфликта в рассказе;
  • совершенствовать умения анализировать поступки литературных
    персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное,
    рассуждать, доказывать;
  • формировать беглое, осознанное,  выразительное чтение;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство
    ответственности за свои поступки

Формировать УУД:

·        
Личностные
УУД:

формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.

·        
Регулятивные
УУД:

понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии
с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

·        
Коммуникативные
УУД:

воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в
обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи
своего впечатления.

·        
Познавательные
УУД:
умение
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат       

·        
Предметные: отвечать
на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и
их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с
морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

·        
Личностные: наличие
мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными
умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и
учащимися класса.

·        
Метапредметные:
готовность слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование:

  • Учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г.
    Горецкий
  • Портрет писателя, его книги
  • Компьютер, проектор (слайды с иллюстрациями к рассказу)

I
Организационный момент.

Психологический
настрой («Я могу»)

Дети: 
Все на свете мне по плечу.  
Добьюсь на уроке, чего захочу
Буду руку
поднимать.           
На вопросы отвечать!

1.
Актуализация знаний

 – Каким бы
сегодня вы хотели увидеть урок? (Интересным, познавательным)

 – Чтобы урок
получился таким, недостаточно действий учителя, необходима и ваша помощь.
Какими должны быть ученики на уроке? (Активными, внимательными, размышляющими)
(карточки вывешиваются на доску).

 — Думаю, что урок
у нас сегодня будет именно таким, как мы его себе представили.

II. Мобилизующий
этап.


Учитель: Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до
читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души.

С
творчеством  какого писателя мы продолжим знакомство?

Лев Николаевич
прожил 82 года.

Он умел
разговаривать с детьми, знал множество сказок, историй.

Его с
удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.

А
рассказать он мог о многом, потому что Толстой очень многим интересовался и всю
жизнь пополнял свои знания.

В
Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал
в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её
«Азбука».          

Огромную
работу проделал писатель, добиваясь того, чтобы, как он сам говорил, всё было
«красиво», коротко, просто, и, главное — ясно. Поэтому его произведения так
легко читаются и запоминаются. На уроках внеклассного чтения  мы вспомнили
много сказок, басен, рассказов Льва Николаевича Толстого.

III
Формулирование темы и цели урока

Учитель:
-Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Л.Н. Толстого
Название рассказа вы узнаете, выбрав русские буквы
JRYПVLZРQWЫUIGЖSNОVDКRW (запись на слайде)

— Обратите
внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

(Быль
– то, что  было; рассказ о действительном происшествии)

В
творчестве Л.Н. Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем которых
он был. В жизни этого человека  была служба в армии. Служил он и на море.
Во время одного плавания и случилась история,  с которой мы сегодня
познакомимся.

Что
означает слово “прыжок”?


А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают
разные.)

-Назовите
тему урока?

Поставьте
цели:

Ø прочитать

Ø выяснить
главную мысль в рассказе

Ø обсудить
поступки героев

Ø Постараемся
понять, какой смысл вложил автор в слово-название, о чем он хотел нам
рассказать

Ø  

Прежде,
чем прочитать текст, уточним значение незнакомых слов,

Словарная
работа

Аршин
– старая рус. мера длины =71см

Мачта
– вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса

Задней
рукой – обезьян называют четырёхрукими

Подманить
– подозвать к себе, с помощью приманки


Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, кот ведет себя пылко,
вызывающе


IV. Подготовительный этап урока. Подготовка к восприятию текста

Рассказ
о корабле –паруснике (
Слайд с изображением
парусника.)
Учитель: Как вы, думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?
Рассматривание иллюстрации  и чтение сведений о парусном корабле.
Посмотрите на этот корабль. Это корабль- парусник. Палуба такого корабля
делалась из твердых, как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на
15-25 метров, т. е. имели высоту 5 -8 этажного дома. На мачтах были
перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине
протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля
была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание
продолжалось долго, кругосветное путешествие корабли совершали в течение
нескольких месяцев

III.
Изучение нового.

 Сегодня
мы прочитаем ещё одно произведение Л.Н. Толстого «Прыжок».

Рассмотрите
иллюстрации в учебнике. Как вы думаете, о чём этот рассказ? (Дети
предполагают, что об обезьянках, т.к. на иллюстрации обезьяна, или о цирке, где
гимнасты исполняют прыжки, или о прыжках в воду. Учитель, не комментируя,
принимает все версии.)

1.     Отработка
техники чтения.

Слайд


Прочитайте слова по слогам и целыми словами.

воз-вра-щал-ся

вдре-без-ги

пе-ре-драз-ни-ва-ла

о-пом-нил-ся

за-бав-ля-ют-ся

при-це-лил-ся

за-це-пив-шись

раз-мах-нул-ся

раз-за-до-рил-ся

Стадия
содержания. Приём «чтение с остановками».

 Ну,
а теперь начнём читать и проверим, кто же угадал сюжет рассказа.


Читает вслух три первых абзаца до слов «…Мальчик погрозил ей…» хорошо читающий
ученик. Дети следят за чтением. Остальной текст у детей закрыт закладкой.


Ребята, угадали ли мы о чём этот рассказ? – Не совсем верно.


Где происходит действие рассказа? – На корабле. 


Почему на корабле держали обезьяну? – Для забавы. Путешествие было
долгим, и матросам хотелось отдохнуть, наблюдая за её проделками
.


Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что
корабль возвращался из кругосветного путешествия? 
Вспомогательные вопросы.  Какое настроение было у собравшихся на
палубе?  Почему?
Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и
физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений,
поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая
погода, то люди не собрались на палубе и, наверное, мальчик не полез бы на
мачту.
– Как мальчик оказался на корабле? – Он сын капитана.

 Сколько
лет было мальчику? – 12.

 Что
сделала обезьяна со шляпой мальчика? – Сорвала с головы мальчика,
утащила на мачту и начала рвать её.

 Как
вы думаете, что будет делать мальчик?  Может быть, полезет
догонять обезьяну и отбирать шляпу? А я думаю, что он посмеётся со всеми, что
ему шляпы жалко, что ли?

 Давайте
прочитаем и проверим, как будут развиваться события.


Читает вслух следующие 5 абзацев до слов «…Вдруг в народе кто-то ахнул от
страха» хорошо читающий ученик. Дети следят за чтением. Остальной текст закрыт
закладкой.


Да, угадали те, кто предположил, что мальчик полезет на мачту за обезьяной. Что
помогло вам догадаться? – Мальчики часто так поступают. Когда их
дразнят, они кидаются в драку или вдогонку за обидчиком.

 Сумел
ли он догнать обезьяну?  Нет, обезьяны лучше людей
карабкаются по перекладинам.

 Как
высоко забрался мальчик? – Высоко. До самого верху. 


Почему мальчик не остановился? – Он очень раззадорился. Матросы
смеялись над ним, обезьяна подманивала его всё выше и выше.

 Что
произойдёт с мальчиком, если он потеряет равновесие? – Он упадёт на
палубу и разобьётся.


Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  (Мальчик и
матросы)

(подвести
детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном
капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

Называет
ли он его имя?
 (он сын капитана, ему 12 лет.) 
— Почему эти сведения важны для автора, а, например не имя героя, которое мы
так и не узнали?
(Сын капитана – значит,  что все его знают на корабле и что он ощущает
свою значимую социальную роль, не может подвести отца, поставить себя в смешное
положение. 12 лет — переходный возраст, когда болезненно воспринимаются
насмешливые оценки со стороны окружающих)

 Что
же будет дальше, как вы думаете? – Может быть, мальчик опомнится и
аккуратно спустится? А может, он прыгнет, и его поймают в сетку? Или он прыгнет
в море?

 Давайте
читать дальше, уж очень хочется узнать, что случится.


Читает вслух до конца учитель. Дети следят за чтением.


Чьи же предположения оправдались? Что помогло вам догадаться? – Мы
думали, что в море прыгнуть легче, чем слезть по мачте вниз.

 Для
чего отец мальчика вынес ружьё? – Стрелять чаек. 


Почему он прицелился в мальчика и закричал «Прыгай в воду?»  Мальчик
зашатался, мог упасть на палубу и разбиться.


Как вытащили мальчика из моря? – Матросы спрыгнули в море и вытащили
мальчика.

 Сколько
секунд он был под водой? – 40

 Попробуем
и мы задержать дыхание на 40 секунд. – Не все могут. Это трудно.
Мальчик тоже наглотался воды.

 Почему
же отец так страшно закричал и заплакал, ведь сын остался жив? – Он
очень сильно испугался за сына.

 Какие
чувства вызывает у вас поступок отца? – Мне жалко его, ведь он так
сильно переволновался. А я уважаю его, ведь он спас сына. Я думаю, он очень
смелый и сильный человек, если так спокойно смог прицелиться в сына, ради его
спасения.

Что
можно сказать о капитане? (Находчивость капитана спасла мальчика, умение
принять решение в трудную минуту, он сильный духом, бесстрашный, решительный,
умеющий сориентироваться, не растеряться в сложной, трагической для него
ситуации.)
— Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное
потрясение, очень испугался за сына.)
— Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей.)
— Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке?
Можно ли её назвать главным героем рассказ? (Обезьянка не главный герой, она
лишь стала поводом конфликта,  развернувшегося между мальчиком и людьми на
палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится.)

Физкультминутка

Давайте
сделаем разминку для мышц плечевого пояса и спины. Поплывём по морю брассом,
кролем, а теперь, как умеете.

VII.
Обобщение представления учащихся о главном герое.

Какие
слова подходят для характеристики героя рассказа?  Выберите те, которые
считаете главными, объясните свой выбор. Смелость, желание испытать себя,
мальчишеский задор, стремление отстоять своё достоинство, упрямство, желание
покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана

Учащиеся должны осознать психологический конфликт рассказа, противостояние
веселящейся толпы, «народа», и подростка, стремящегося по –мальчишески отстоять
своё, как он считает оскорблённое достоинство и желательно, чтобы выбрали
следующие ключевые слова:

  • Стремление отстоять свое достоинство
  • Мальчишеский задор
  • Желание доказать, что он сын капитана

Учитель:
Каков  характер мальчика? (Безрассудный, отважный, гордый, истинный сын
капитана)
Учитель: Похож ли мальчик на отца-капитана? (Ответы детей: своим
поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность, однако в
поведении героя автор усилил ребячий задор и детскую бесшабашность, непонимание
грани между истиной отвагой и бездумным риском, столь свойственное этому
возрасту)

VIII.
Работа над заглавием рассказа.

— Какой же смысл  вкладывает автор в слово «прыжок»? 
(Какую роль сыграл прыжок?)
-Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?
— Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
(Прыжок  спас мальчику жизнь,  прыжок – это поступок, который
совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться.
Мальчик  спас свою жизнь и избавил от горя  потери сына своего отца.)
(Прыжок,  как мгновенное падение в бездну страха и решимости, 
совершает и отец мальчика, и  может быть,  его «прыжок»,  ещё
более страшный, поскольку он, отец,  и  несёт ответственность за
сына.)

ГРУППОВАЯ
РАБОТА

1.
ОБЛОЖКА КНИЖКИ

2.
КАРТИННЫЙ ПЛАН

3.
ОТГАДАТЬ КРОССВОРД

IX.
Подведение итога.

— Какое твоё отношение к герою? 
(Ответы детей, самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера
мальчика.)
-Можно ли было избежать этой ситуации? (Да, если бы взрослые вовремя остановили
мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной
ситуации.)


— Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он
нас учит? (Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать
необдуманных поступков, учиться  управлять собой, своими эмоциями,
стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.)


Над чем заставило нас задуматься это произведение?
(Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться и
совершить свой «прыжок», найти правильное решение)


Чтобы взял из рассказа каждый для себя? (Или: какие бы выводы вы сделали для
себя?)
Основная мысль произведения.

Наши
родители очень нас любят! А мы порой совершаем необдуманные поступки, заставляя
их переживать за нас и предпринимать неотложные и порой опасные действия!


X Рефлексия

Итог
урока

Почему
рассказ называется «Прыжок»?
Как вы думаете, мальчик сам бы догадался прыгнуть в воду?
Был ли другой путь к спасению?
Как вы думаете, если бы мальчик не прыгнул, отец бы выстрелил?
Как вы думаете,  было ли отцу страшно?
Можно ли сказать, что отец тоже совершил прыжок?

  • Прыжки в длину как пишется
  • Прыгнуть с разбегу как пишется
  • Прыгать по заячьи как пишется
  • Прут гнется как пишется правильно
  • Пружинистое кресло как пишется