-
вспомни сказку по ключевым словам.напиш название сказки и его автора.
а)розы,сани,лёд,коньки,слеза.
б)корабль,цветок,перстень,ставни,заря.
в)пшеница,перо,конюшня,котёл.-
Предмет:
Литература
-
Автор:
francescafernandez953
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык3 минуты назад
Как заткнуть весь класс? Особенно девочек
-
Математика3 минуты назад
Представьте в виде суммы разрядных слагаемых.Назовите все разряды слева на право 5 класс
1) 0,18 ; 0,315 ; 0,14 ; 0,222 ; 0,8627 -
Математика3 минуты назад
Дайте ответ пж это срочна
-
История3 минуты назад
хиуа бұқара және қоқан хардықтары оңтүстік қазақстан аумақтарын жаулап алуда мақсатты көздеді?
-
Русский язык3 минуты назад
313Б. О чём эта сказка? Назови главных героев сказки. Опиши Калушу. Бутявку. Как ты определишь, кто такие калу- шата? Почему сказка называется лингвистической С? Почему ты понял(а) эту сказку, хотя в ней употреблены слова, которых не существует в русском языке?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
4 класс
Олимпиадные задания по литературе.
- Прочитай произведения устного народного творчества и укажи их жанры.
Ткачи ткали ткани на платье Тане.
Шёл баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку,
Кто её возьмёт – тот вон пойдёт.
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест, молока не пьёт – забодает, забодает, забодает…
Баю, баю, баюшок,
Кладу Ваню на пушок,
На пуховую кровать,
Чтобы Ване крепко спать.
Жил-был старик, и было у него три сына. Два сына умные, а третий – Иван-дурак,
ничего не делал, только на печи в углу сидел…
Маленький, да удаленький!
Раз случилася беда: загорелась вдруг вода.
Как её не заливали, а огня всё не уняли.
- Что означают слова – архаизмы? Подберите к ним по одному синониму.
Резной ларец, тувалет хрустальный, палаты белокаменные, указующий перст,
золотой венец, несметная рать.
- О ком из замечательных русских писателей идёт речь?
«Родился будущий писатель 29 января 1860 года – ровно 150 лет назад – в семье хозяина молочной лавки. Он рано начал увлекаться театром и литературой. Выучившись на врача, он не бросил писать рассказы, повести и пьесы для театра. В истории мировой культуры он навсегда остался мастером короткого рассказа. Его пьесы и в наше время не сходят со сцены театров многих стран, а книги издаются почти на всех языках мира. У писателя нет специальных «детских» произведений, но кто из ребят не знаком с Каштанкой, Белолобым, кто не помнит Ваньку Жукова, пишущего письмо на деревню дедушке?»
- Соедини линией фамилию автора и героя его произведения:
Редьярд Киплинг старик Хоттабыч
Юрий Карлович Олеша Петя Зубов
Сельма Лагерлёф Незнайка
Павел Петрович Бажов Пеппи Длинныйчулок
Алан Милн Маугли
Николай Николаевич Носов канатоходец Тибул
Льюис Кэрролл Нильс
Евгений Львович Шварц Алиса
Лазарь Иосифович Лагин Хозяйка Медной горы
Астрид Линдгрен Чиполлино
Виктор Юзефович Драгунский Винни-Пух
Джанни Родари Дениска Кораблёв
- Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.
Метла, тыква, бал, часы, туфелька.
Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.
Полено, очаг, ключ, борода, театр.
Розы, сани, лёд, коньки, слеза.
Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.
Корабль, цветок, перстень, ставни, заря.
6. Соотнеси басни с качествами характера, высмеиваемые в них. Укажи
автора этих басен.
«Ворона и Лисица» бездарность
«Мартышка и Очки» тщеславие
«Стрекоза и Муравей» самомнение
«Квартет» невежество
«Кукушка и Петух» лень
«Зеркало и обезьяна» лицемерие
7. У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.
Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.
Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.
Индонезийская: Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.
Иранская: Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.
8. Тебе дали задание – подготовить сообщение о природе России. К книгам каких авторов ты обратишься?
9. Вставь пропущенные строчки, соблюдая нормы стихосложения (рифму, ритм):
Кто играет?
И солнце играет
Лучами на речке,
И кошка играет
Клубком на __________,
И Женя играет
Есть кукла у Жени,
И мама играет
В театре на __________,
И папа играет
На медной трубе,
И дедушка с внуком
Играет в ___________. А.Шибаев
10. Вспомни жанровые особенности сказки. Перескажи стихотворение С.Михалкова «Щенок» в жанре сказки.
Я сегодня сбилась с ног – у меня пропал щенок.
Два часа его звала, два часа его ждала,
За уроки не садилась, и обедать не могла. В это утро очень рано соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить, прыгать, лаять, всех будить. Он увидел одеяло — покрываться нечем стало. Он в кладовку заглянул — с мёдом жбан перевернул. Он порвал стихи у папы, на пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой, еле вылез и пропал… Может быть, его украли, на верёвке увели,
Новым именем назвали, дом стеречь заставили? Может, он в лесу дремучем под кустом сидит колючим,
Заблудился, ищет дом, мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать. Мать сказала: — Подождём. Два часа я горевала, книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала, всё сидела и ждала. Вдруг какой-то страшный зверь открывает лапой дверь,
Прыгает через порог… Кто же это? Мой щенок! Что случилось, если сразу не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза, перекошена щека,
И, впиваясь, как игла, на хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: — Дверь закрой! К нам летит пчелиный рой. Весь укутанный, в постели мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу — я сама его лечу.
Порядок оценивания олимпиадной работы по литературному чтению
4 класс
Максимальное количество баллов за работу 77 .
Время выполнения работы … . ?
Задание 1.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 8.
Ответы: скороговорка, считалка, загадка, потешка-пестушка, небылица, сказка, поговорка, колыбельная песенка.
Задание 2.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6.
Ответы: Резной ларец – украшенная резьбой шкатулка, тувалет хрустальный – туалетное зеркало, палаты белокаменные – дворец, указующий перст – указательный палец, золотой венец – женское головное украшение в виде обруча из золота, несметная рать – огромное войско.
Задание 3.
Данное задание оценивается в 6 баллов.
Ответ: Антон Павлович Чехов.
Задание 4.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 12.
Ответы:
Редьярд Киплинг – Маугли, Юрий Карлович Олеша – канатоходец Тибул,
Сельма Лагерлёф – Нильс, Павел Петрович Бажов – Хозяйка Медной горы,
Алан Милн – Винни-Пух, Николай Николаевич Носов – Незнайка,
Льюис Кэрролл – Алиса, Евгений Львович Шварц – Петя Зубов,
Лазарь Иосифович Лагин – старик Хоттабыч, Астрид Линдгрен – Пеппи Длинныйчулок,
Виктор Юзефович Драгунский – Дениска Кораблёв, Джанни Родари – Чиполлино.
Задание 5.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.
Ответы: Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)
Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)
Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)
Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)
Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)
Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)
Задание 6.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 5.
Ответы: «Ворона и Лисица» — тщеславие, «Мартышка и Очки» — невежество,
«Стрекоза и Муравей» — лень, «Квартет» — бездарность,
«Кукушка и Петух» — лицемерие, «Зеркало и обезьяна» — самомнение.
Задание 7.
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балл. Максимальное количество баллов – 8.
Ответы: «Язык до Киева доведёт», «Тише едешь – дольше будешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «На безрыбье и рак – рыба».
Задание 8.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов 10.
Возможные ответы: М.М. Пришвин, Г.М. Скребицкий, В.В. Бианки, И.И. Акимушкин, А.И. Куприн, К.Г. Паустовский, Н.И. Сладков, И.С. Соколов-Микитов, Е.И. Чарушин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и т.п.
Задание 9.
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балл. Максимальное количество баллов – 6.
Ответ: И солнце играет
Лучами на речке,
И кошка играет
Клубком на крылечке,
И Женя играет
Есть кукла у Жени,
И мама играет
В театре на сцене,
И папа играет
На медной трубе,
И дедушка с внуком
Играет в избе.
Задание 10.
Максимальное количество баллов – 10. Оценивается использование жанровых особенностей сказки, выразительность, оригинальность.
Олимпиадная работа по литературному чтению 4 класс
ФИ________________________________________Школа_______________________________
1. Какой писатель…
А)…считал, что, охраняя природу, мы охраняем и Родину?________________________
Б)…в детском возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не раз писал о пожаре?____________________________________________
В)…основал в своем имении школу, в которой сам был учителем?___________________
Г)…писал сказки для своей больной дочери?_____________________________________
К) Русский писатель, придумавший себе анаграммный псевдоним Нави Волырк
_____________________________________________________________________________________
2. Вставь пропущенное слово и закончи название литературного произведения:
«Красная ______________________________________________________________»
«Серая ______________________________________________________________»
«Чёрная ______________________________________________________________»
«Аленький ______________________________________________________________»
«Белый ______________________________________________________________»
3. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.
а) Метла, тыква, бал, часы, туфелька. |
Название: |
Автор: |
б) Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. |
Название: |
Автор: |
в) Полено, очаг, ключ, борода, театр. |
Название: |
Автор: |
г) Розы, сани, лёд, коньки, слеза. |
Название: |
Автор: |
д) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. |
Название: |
Автор: |
4.Угадай героев былин. Запиши.
а) Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую.
___________________________________________________________________________________
Б) Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря – океана у Морского царя.
___________________________________________________________________________________
5. Раскрой переносный смысл каждого высказывания.
Бабушка надвое сказала ___________________________________________________________________________________
Остаться у разбитого корыта________________________________________________________
Чует кошка, чьё мясо съела ________________________________________________________
Сколько верёвочке ни виться, а конец будет __________________________________________
6. Определи жанр произведения.
1.«Жили-были на одном дворе Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок и тот пополам». _______________________________
2. «На эту кушетку, на эту тахту,
На эту кровать или даже на ту,
На этот диван или даже на тот,
Где целыми днями валяется кот,
Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»
_______________________________________
3. «Через дорогу от моего дома — школа. Я её каждый день вижу, и, кажется, с каждым учеником знаком»._____________________ __________________________________
. 4. «Злой тоской удручена
К Муравью ползёт она:
— Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей».
_________________________________________________________________________
5. «И тогда к костру вышел Апрель:
-Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник». _____________________________
6. «Постучались в окно калики перехожие, попросили воды напиться.
-Ой, вы, калики перехожие, не могу встать, болят ноженьки».
____________________________________________________________________________
7. Расшифруйте пословицы.
-
идно аз хевс и вес за огодно. ____________________________________________________________________________
-
мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип. ____________________________________________________________________________
-
яакадж укриац сойв анесст хлатив. ____________________________________________________________________________
-
тосьг ан опрог – сачтсье в омд. ____________________________________________________________________________
-
молб тынес не проишбшёь. ____________________________________________________________________________
8 . Соедините авторов и героев литературных произведений.
Дениска И.А. Крылов
Каштанка А.П.Чехов
Моська Л.Н. Толстой
Баба Бабариха А.С. Пушкин
Тортила В. Драгунский
Тараканище К.И. Чуковский
9 . Прочитайте зашифрованные фамилии писателей и поэтов.
-
Выпишите фамилии поэтов.
-
Выпишите фамилии писателей, в творчестве которых есть сказки.
-
Фамилия какого писателя лишняя и почему?
ГАРШИНЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ
-
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
____________________________________________________________________________
10 . Соедини линиями в правильном порядке.
1 )Пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу страницы. |
абзац |
2 ) Минимальная смысловая часть текста
|
подзаголовок |
3) Небольшой текст, рассказывающий, о чем книга.
|
сноска |
4) Слово или выражение, уточняющее название текста. |
аннотация |
11. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались ? Напиши.
а) глядел из печки огонек _________________________
б) лес точно терем расписной _____________________
в) буре плач его подобен _________________________
г) белоснежная лебедушка _________________________
д) уж небо осенью дышало ________________________
е) седые моря ____________________________________
12. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками:
Дождь лил * * как снег на голову.
Скоро дело наладилось и пошло * * как сивый мерин.
Я знал городские переулки * * как рыба в воде.
Гости свалились * * как из ведра.
Он врёт * * как по маслу.
У себя во дворе Мишка был * * как свои пять пальцев.
13. Прочитайте внимательно стихотворение Вадима Левина, в котором нарочно перепутаны строчки. Подсказка: первая и последняя строчки остались на своих местах. Попробуйте поставить на место остальные строчки.
Ветер, ветер, ветер 1. Ветер, ветер, ветер
В почерневший сад 2._________________________
Тучи, тучи, тучи 3._________________________
Грустные сидят 4._________________________
Льется дождь колючий 5._________________________
Мокрый листопад 6._________________________
Взрослые и дети 7._________________________
По небу летят. 8.По небу летят.
ОТВЕТЫ (максимальное количество баллов 47 )
1. Какой писатель… ( по 1 баллу за каждый правильный ответ)
1…считал, что, охраняя природу, мы охраняем и Родину?___. М.М. Пришвин
2……в детском возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не раз писал о пожаре? С.Я. Маршак
3…основал в своем имении школу, в которой сам был учителем?__Л.Н. Толстой
4…писал сказки для своей больной дочери?___Д.Н. Мамин-Сибиряк__
5….Иван Крылов
2. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
«Красная Шапочка»
«Серая Шейка»
«Черная курица или подземные жители»
«Аленький цветочек»
«Белый Бим, чёрное ухо»
3. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
а) Метла, тыква, бал, часы, туфелька. |
Название: Золушка |
Автор: Шарль Перро |
б) Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. |
Название: Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях. |
Автор: А.С. Пушкин |
в) Полено, очаг, ключ, борода, театр. |
Название: Золотой ключик, или приключения Буратино. |
Автор: Л.Н.Толстой |
г) Розы, сани, лёд, коньки, слеза. |
Название: Снежная королева |
Автор: Г.-Х. Андерсен |
д) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. |
Название: Конёк — Горбунок |
Автор: П.Ершов |
4. Угадай героев былин ( по 1 баллу за каждый правильный ответ):
А) Илья Муромец
Б) Садко
-
Раскрой смысл каждого высказывания (по 1 баллу за каждый правильный ответ):
А) Бабушка надвое сказала – неизвестность; сбудется ли то, что предполагается.
Б) Остаться у разбитого корыта – остаться ни с чем, остаться без всего, потерять всё ценное.
В) Чует кошка, чьё мясо съела – человек провинился, но не желает признавать свою вину, опасаясь, что будет наказан.
Г) Сколько верёвочке не виться, а конец будет – всё заканчивается, нет ничего вечного.
6. Определи жанр произведения. (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
1.«Жили-были на одном дворе Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок и тот пополам». ____сказка_______________
2. «На эту кушетку, на эту тахту,
На эту кровать или даже на ту,
На этот диван или даже на тот,
Где целыми днями валяется кот,
Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»
___стихотв______
3. «Через дорогу от моего дома — школа.Я её каждый день вижу, и, кажется,с каждым учеником знаком».___рассказ
. 4. «Злой тоской удручена
К Муравью ползёт она:
— Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей».
басня
5. «И тогда к костру вышел Апрель:
-Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник». _пьеса_
6. «Постучались в окно калики перехожие, попросили воды напиться.
-Ой, вы, калики перехожие, не могу встать, болят ноженьки».__былина
7. Расшифруйте пословицы ( по 1 баллу за каждый правильный ответ )
1.идно аз хевс и вес за огодно. ____________Один за всех и все за одного.
2.мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип. __Большому кораблю – большое плавание
3.яакадж укриац сойв анесст хлатив.—— Каждая курица свой насест хвалит.
4. тосьг ан опрог – сачтсье в омд. —Гость на порог – счастье в дом
5. молб тынес не проишбшёь. —-Лбом стены не прошибёшь_
8.Соедините авторов и героев литературных произведений. (3 балла)
Дениска И.А. Крылов
Каштанка А.П.Чехов
Моська Л.Н. Толстой
Баба Бабариха А.С. Пушкин
Тортила В. Драгунский
Тараканище К.И. Чуковский
9. Прочитай зашифованные фамилии…..( по 1 баллу за каждый правильный ответ)
1) Некрасов, Пушкин, Блок, Фет.
2) Гаршин, Толстой.
3) Пришвин, так как писал рассказы о природе.
10.Соедини линиями в правильном порядке. (по 1 баллу, всего 4 балла)
1 )Пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу страницы. |
абзац |
2 ) Минимальная смысловая часть текста
|
подзаголовок |
3 ) Небольшой текст, рассказывающий, о чем книга. |
сноска |
4 ) Слово или выражение, уточняющее название текста. |
аннотация |
11. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались ? Напиши (по 0, 5 балла).
а) глядел из печки огонек ________Олицетворение
б) лес точно терем расписной _____Сравненияе ___
в) буре плач его подобен __________Сравнение______
г) белоснежная лебедушка ________Эпитет___
д) уж небо осенью дышало ________Олицетворение
е) седые моря ____________________Эпитет_____
12. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками (по 0, 5 балла)
Дождь лил как снег на голову.
С коро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Я знал городские переулки как рыба в воде.
Гости свалились как из ведра.
Он врёт как по маслу.
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
13. Стихотворение В.Левина ( 2 балла)
Ветер, ветер, ветер
Мокрый листопад
Взрослые и дети
Грустные сидят.
Льется дождь колючий
В почерневший сад
Тучи, тучи, тучи
По небу летят.
(Вадим Левин «Листопад»)
Олимпиада по литературному чтению для учащихся 4-х классов 2017-2018 уч. г.
Составитель: Старцева О.Н.
Ф.И. участника: ______________________________________Класс: _________________________________
«Любите книгу — источник знаний!» (М. Горький)
-
Когда отмечается Международный день детской книги? Выбери правильный ответ.
А) 7 января Б) 12 декабря В) 1 июля Г) 6 июня Д) 2 апреля
-
Блиц – турнир. Ответьте на вопросы.
Единица расплаты попа с Балдой. _________________________________________________________
Русская народная сказка о коллективном труде._____________________________________________
Волшебный «компас» из русских народных сказок.__________________________________________
Бутылочный волшебник._________________________________________________________________
Как звали царя в сказке А.С. Пушкина «Сказке о золотом петушке».____________________________
Главный сказочный ветеринар.____________________________________________________________
Прозвище дяди Стёпы.___________________________________________________________________
Кличка коровы, которую купил кот Матроскин.______________________________________________
Прозвище старика из сказа П.Бажова «Серебряное копытце».__________________________________
Родной дом Братца Кролика.______________________________________________________________
Рикки – Тики – Тави – кто это?____________________________________________________________
Огненно-рыжий кот-беспризорник.________________________________________________________
Друг Вити Малеева._____________________________________________________________________
Где работал крокодил Гена?______________________________________________________________
Веселый человечек – луковка?_____________________________________________________________
Вещь, которой боялся Страшила?__________________________________________________________
-
СЛО-ГО-ВИ-ЦА. Собери и напиши сло-го-ви-цу. Что это? ( напишите на месте черточек)
Перед вами слоговица,
В ней _____________ таится.
Отправляйся в путь-дорогу,
Делай шаг от слога к слогу.
Всю ______________ прочти,
Не запутайся в пути.
Ответ: _______________________________________________________________________________________
-
Соедините части произведений устного народного творчества, определите и запишите жанр.
-
Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.
Метла, тыква, бал, часы, туфелька__________________________________________________
Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба________________________________________________
Полено, очаг, ключ, борода, театр__________________________________________________
Розы, сани, лёд, коньки, слеза______________________________________________________
Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл______________________________________________
Корабль, цветок, перстень, ставни, заря______________________________________________
-
Рассмотрите портреты авторов и напиши их фамилию, имя и отчество.
-
Отгадайте отгадку. Запишите отгадку в выделенные клеточки. Это поможет тебе понять, о чем кроссворд.
Загадка: Каждый сколько нужно берет, а все остается. Вместо черты подставляй отгадку.
По горизонтали: 5. Прочная покрышка__________из картона. 7. Краткая характеристика____________. По вертикали:
|
-
Ребусы. Разгадайте названия русских народных сказок.
______________________ __________________________ __________________ ___________________
-
Определите жанр литературных произведений по их началу. Запишите жанр.
-
Жили старик со старухой, а с ними внучка Дуня жила ____________________
-
Чижа захлопнула злодейка-западня __________________
-
Случилось это так. Вечером прибежал Мишка ___________________
-
Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка ___________________
-
Раным – рано выехал Илья из Мурома ______________________
-
К каждой юмористической картинке подберите подходящий по смыслу фразеологический оборот, объясните его значение. Напиши фразеологический оборот и его значение.
1
3
5
4
2
1.____________________________________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________________________________5. ____________________________________________________________________________________________________
-
Чье объявление? Прочитай объявления, напишите кто автор этих объявлений.
А) Нашедшего съёженную лягушечью кожу, прошу вернуть в целости и сохранности____________________
Б) Срочно продаю записи соловьиной трели и новые беруши_________________________________________
В) Рьяный защитник Мухи-цокотухи дает уроки пения и фехтования__________________________________
Г) Вьючные животные с безупречной репутацией обучают игре на гитаре всех, кроме слабонервных разбойников_________________________________________________________________________________
12. Дополни названия произведений. Напиши автора этих произведений.
«____________________нос» Автор:__________________________________________
«___________________хлеб» Автор:__________________________________________
«_______________________команда» Автор:__________________________________________
«_______________________колодец» Автор:__________________________________________
«_______________________Тёмы» Автор:__________________________________________
-
В каждой строчке найдите изобразительный прием. Подчеркните и соедините с названием.
1.Наступила весна – заглянула весна |
1. Метафора |
2.Царица цветов – царица у окна |
2. Эпитет |
3. Бабочки летят флагом – украшают флагом |
3. Олицетворение |
4. Солнечные лучи – ласковые лучи |
4. Сравнение |
Если есть труд — значит, будет и успех! Спасибо за работу!
Ответы
Олимпиада по литературному чтению для учащихся 4-х классов 2017-2018 уч. г.
Составитель: Старцева О.Н.
Ф.И. участника: ______________________________________Класс: _________________________________
«Любите книгу — источник знаний!» (М. Горький)
-
Когда отмечается Международный день детской книги? Выбери правильный ответ. (2 б.)
А) 7 января Б) 12 декабря В) 1 июля Г) 6 июня Д) 2 апреля
-
Блиц – турнир. Ответьте на вопросы. За каждый ответ – 1 б. (16 б.)
Единица расплаты попа с Балдой. (Щелчок)
Русская народная сказка о коллективном труде. (Репка)
Волшебный «компас» из русских народных сказок. (Клубок)
Бутылочный волшебник. (Джинн)
Как звали царя в сказке А.С. Пушкина «Сказке о золотом петушке». (Дадон)
Главный сказочный ветеринар. (Айболит)
Прозвище дяди Стёпы. (Каланча)
Кличка коровы, которую купил кот Матроскин. (Мурка)
Прозвище старика из сказа П.Бажова «Серебряное копытце». (Кокованя)
Родной дом Братца Кролика. (Терновый куст)
Рикки – Тики – Тави – кто это? (Мангуст)
Огненно-рыжий кот-беспризорник. (Ворюга)
Друг Вити Малеева. (Костя Шишкин)
Где работал крокодил Гена? (в зоопарке)
Веселый человечек – луковка? (Чиполлино)
Вещь, которой боялся Страшила? (Спичка)
-
СЛО-ГО-ВИ-ЦА. Собери и напиши сло-го-ви-цу. Что это? (напишите на месте черточек)
Перед вами слоговица,
В ней пословица таится.
Отправляйся в путь-дорогу,
Делай шаг от слога к слогу.
Всю пословицу прочти,
Не запутайся в пути.
Ответ: Книга поможет в труде, выручит в беде. Пословица (поговорка) 2+1 = 3 б.
-
Соедините части произведений устного народного творчества, определите и запишите жанр. (За каждое соединение 2 б., итого 10 б.)
-
Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора. (за название 1 б.+ за автора 2 б.=3б.) Итого: 18 б.
Метла, тыква, бал, часы, туфелька («Золушка» Шарль Перро) —
Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин
Полено, очаг, ключ, борода, театр («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)
Розы, сани, лёд, коньки, слеза («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)
Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)
Корабль, цветок, перстень, ставни, заря («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)
-
Рассмотрите портреты авторов и напиши их фамилию, имя и отчество. (по 2 б.=12б.)
А.Л. Барто С.В. Михалков Л.Н. Толстой И.А. Крылов А.С. Пушкин К.И. Чуковский
-
Отгадайте отгадку. Запишите отгадку в выделенные клеточки. Это поможет тебе понять, о чем кроссворд. (1 б. за загадку+по 2 б. каждое слово=15 б.)
Загадка: Каждый сколько нужно берет, а все остается. (Книга) Вместо черты подставляй отгадку.
По горизонтали: 5. Прочная покрышка книги из картона. (переплёт) 7. Краткая характеристика книги. (аннотация) По вертикали:
6.Двойной лист бумаги, соединяющий листы книги с покрышкой. (форзац) |
-
Ребусы. Разгадайте названия русских народных сказок. (по 1 б. = 4б.)
Ответы: Заяц-хвастун Два мороза Морозко Теремок
-
Определите жанр литературных произведений по их началу. Запишите жанр. (по 1 б.=5 б.)
-
Жили старик со старухой, а с ними внучка Дуня жила (Сказка)
-
Чижа захлопнула злодейка-западня (Басня)
-
Случилось это так. Вечером прибежал Мишка (Рассказ)
-
Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка (Стихотворение)
-
Раным – рано выехал Илья из Мурома (Былина)
-
К каждой юмористической картинке подберите подходящий по смыслу фразеологический оборот, объясните его значение. Напиши фразеологический оборот и его значение. (по 2б.=10 б.)
1
3
5
4
2
1. Как курица лапой (писать) — неряшливо, неразборчиво.
2. Семи пядей во лбу – очень умный, способный.
3. Кот наплакал – очень мало.
4. Куры не клюют – очень много.
5. Гора с плеч свалилась – ушли тревоги и сомнения после избавления от забот, обязанностей.
-
Чье объявление? Прочитай объявления, напишите кто автор этих объявлений. (по 2б.=8 б.)
А) Нашедшего съёженную лягушечью кожу, прошу вернуть в целости и сохранности (Василиса Прекрасная)
Б) Срочно продаю записи соловьиной трели и новые беруши (Соловей- Разбойник)
В) Рьяный защитник Мухи-цокотухи дает уроки пения и фехтования (Комарик)
Г) Вьючные животные с безупречной репутацией обучают игре на гитаре всех, кроме слабонервных разбойников (Бременские музыканты)
12. Дополни названия произведений. Напиши автора этих произведений.
«Барсучий нос» (1б.) — Автор: Паустовский К.Г. (2 б.) = 3 б.
«Лисичкин хлеб» — Автор: Пришвин М.М.
«Тимур и его команда» — Автор: Гайдар А.П.
« Синюшкин колодец» — Автор: Бажов П.П.
« Детство Тёмы» — Автор: Гарин-Михайловский Н.Г. Итого:15 б.
-
В каждой строчке найдите изобразительный прием. Подчеркните и соедините с названием. (по 2 б.=8 б.)
1.Наступила весна – заглянула весна 1. Метафора
2.Царица цветов – царица у окна 2. Эпитет
3. Бабочки летят флагом – украшают флагом 3. Олицетворение
4. Солнечные лучи – ласковые лучи 4. Сравнение
Всего: 126 баллов
Олимпиада
по литературному чтению
для 4 класса
(муниципальный уровень)
Ф.И. участника_____________________________________________________
Школа____________________________________________________________
Класс_____________________________________________________________
Ф.И.О.учителя______________________________________________________
Вопрос 1.Соедини линией название сказки и автора:
Г.-Х.Андерсен — «Муха –Цокотуха»
Шарль Перро — «Сказка о рыбаке и рыбке»
С.Т. Аксаков — «Аленький цветочек»
А.С. Пушкин — «Русалочка»
Л.Н .Толстой — «Три медведя»
К.И. Чуковский — «Кот в сапогах»
Вопрос 2. Сказки перевёртыши. Рядом напиши её правильное название.
Утки – селезни — __________________________
Прекрасный цыплёнок — __________________________
Редиска — __________________________
Стройная кобыла — __________________________
Жарилко — __________________________
Жаба – домоседка — __________________________
Белый платочек — __________________________
(Гуси — лебеди. Морозко. Красная шапочка. Репка. Гадкий утёнок. Конёк — горбунок. Лягушка- путешественница.)
Вопрос 3. Соотнеси басни с качествами характера, высмеиваемые в них. Укажи автора этих басен.
«Ворона и Лисица» бездарность
«Мартышка и Очки» лень
«Стрекоза и Муравей» лицемерие
«Квартет» невежество
Вопрос 4. Из данных слов составь пословицу и запиши её.
Кормит лень портит а человека труд
Вопрос 5. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.
Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.
Розы, сани, лёд, коньки, слеза.
Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.
Полено, очаг, ключ, борода, театр.
Избёнка ледяная, переночевать, как выпрыгну, как мне не плакать.
Лиса — плутовка, хвост, прорубь.
Вопрос 6. О ком из замечательных детских писателей идёт речь?
Во время Великой Отечественной этот писатель много выступал по радио, ездил на фронт корреспондентом от газеты. После войны вел по радио «Маяк» передачу « Найти человека».
В нашей стране его знает каждый ребенок, так как почти все произведения были посвящены детям.
Стиль произведений очень лёгкий, они легко запоминаются. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор — их ровесник. Вспомни, ты знаешь его произведения:
«Бычок», «В кинотеатре», «Зайка», «Веревочка».
Вопрос 7. Фразеологический зверинец. Вставь названия животных в известные фразеологизмы.
Грязный как … __________________________
Изворотливый как … __________________________
Здоров как … __________________________
Голоден как … _________________________
Упрямый как … _________________________
Вопрос 8. Прочитайте, определи, к каким жанрам относятся произведения, из которых взяты эти отрывки.
1.Рассердился Илья Муромец. Он садился на добра коня, вывез Соловья-разбойника во чисто поле. (былина)
2. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься! (закличка)
3. За тридевять земель, в тридесятом государстве жил — был царь с царицею; детей у них не было. ( сказка)
4. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. (скороговорка)
5. Аппетит приходит во время еды. (пословица)
6.Мы любим зиму, любим снег. Он меняется, он бывает разным, и, чтобы рассказать о нём, нужны разные слова. (рассказ)
Вопрос 9. Среди перечисленных словосочетаний найди и подчеркни фразеологические обороты.
1.Бить баклуши, бить мяч, бить кирпич.
2. Вбить в голову, вбить гвоздь, вбить яйцо.
3. Глаза серые, глаза разбегаются, глаза красивы.
10. Продолжи фразу……. , взятые из сказок.
1.Жил –был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару…
_____________________________________________________
_____________________________________________________
2. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь…
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
3. И никто с начала мира
Не видал такого пира.
Я там был…
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
11.По опорным словам сочини стихотворение .
__________________________________ золотой
__________________________________ седой,
__________________________________ поседел,
__________________________________ улетел
Ответы
Вопрос 1.Соедини линией название сказки и автора:
(3 б , по 0,5 б. за правильный ответ)
Г.-Х.Андерсен — «Русалочка»
С.Т. Аксаков — «Аленький цветочек»
А.С. Пушкин — «Сказка о рыбаке и рыбке»
Шарль Перро — «Кот в сапогах»
Л.Н .Толстой — «Три медведя»
К.И. Чуковский — «Муха –Цокотуха»
Вопрос 2. Сказки перевёртыши. Рядом напиши её правильное название. (3,5 б. по 0,5 б. за правильный ответ)
Утки – селезни — Гуси — лебеди.
Прекрасный цыплёнок — Гадкий утёнок.
Редиска — Репка.
Стройная кобыла — Конёк — горбунок.
Жарилко — Морозко.
Жаба – домоседка — Лягушка- путешественница
Белый платочек — Красная шапочка.
Вопрос 3. Соотнеси басни с качествами характера, высмеиваемые в них. Укажи автора этих басен. (2 б. по 0,5 б. за правильный ответ)
«Ворона и Лисица» — лицемерие
«Мартышка и Очки» — невежество
«Стрекоза и Муравей» — лень
«Квартет» — бездарность
Вопрос 4. Из данных слов составь пословицу и запиши её. (1 б.)
Труд человека кормит, а лень портит.
Вопрос 5.Вспомни сказку по ключевым словам.
(3 б , по 0,5 б. за правильный ответ)
Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Розы, сани, лёд, коньки, слеза. «Снежная королева»
Пшеница, перо, конюшня, котёл. «Конёк — Горбунок».
Полено, очаг, ключ, борода, театр. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Избёнка ледяная, переночевать, как выпрыгну, как мне не плакать. «Лиса и заяц».
Лиса — плутовка, хвост, прорубь. «Лиса и волк».
Вопрос 6. О ком из замечательных детских писателей идёт речь?
А. Л. Барто (1 б.)
Во время Великой Отечественной этот писатель много выступал по радио, ездил на фронт корреспондентом от газеты. После войны вел по радио «Маяк» передачу « Найти человека».
В нашей стране его знает каждый ребенок, так как почти все произведения были посвящены детям.
Стиль произведений очень лёгкий, они легко запоминаются. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор — их ровесник. Вспомни, ты знаешь его произведения:
«Бычок», «В кинотеатре», «Зайка», «Веревочка».
Вопрос 7. Фразеологический зверинец. Вставь названия животных в известные фразеологизмы. (2, 5 б. по 0,5 б. за правильный ответ)
Грязный как … свинья.
Изворотливый как … уж.
Здоров как … бык.
Голоден как … волк.
Упрямый как … осёл.
Вопрос 8. Прочитайте, определи, к каким жанрам относятся произведения, из которых взяты эти отрывки.
(3 б. по 0,5 б. за правильный ответ)
1.Рассердился Илья Муромец. Он садился на добра коня, вывез Соловья-разбойника во чисто поле. былина
2. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься! закличка
3. За тридевять земель, в тридесятом государстве жил — был царь с царицею; детей у них не бывает разным, и, чтобы рассказать о нём, нужны разные слова. рассказ
Вопрос 9. Среди перечисленных словосочетаний найди и подчеркни фразеологические обороты. (1,5 б. по 0,5 б. за правильный ответ)
1.Бить баклуши, бить мяч, бить кирпич.
2. Вбить в голову, вбить гвоздь, вбить яйцо.
3. Глаза серые, глаза разбегаются, глаза красивы.
10. Продолжи фразу……. , взятые из сказок.
(1,5 б. по 0,5 б. за правильный ответ)
1.Жил – был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару…
Посмотреть кой — какого товару.
«Сказка о попе и его работнике его Балде»
2. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь…
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.
Сказка о царе Салтане»
3. И никто с начала мира
Не видал такого пира.
Я там был…
Мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
«Сказка о мёртвой царевне»
11.По опорным словам сочини стихотворение .
(2 б. по 0,5 б. за правильный ответ), допускается сочинение авторское.
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел