Психоанализ сказки аленький цветочек

Психоаналитическое эссе на тему сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», 1858 г.

«…сказки — это зашифрованное послание наших Предков.»

Мне очень нравится это высказывание, так как оно, на мой взгляд, как нельзя лучше отражает глубинный смысл сказочного бытия. Разве это послание не есть ни что иное как «общественное бессознательное» по словам американского психолога и психиатра Эрика Леннарда Берна?! Что же еще должно передаваться в трансгенерационном культурном и духовном смысле как не это самое общественное бессознательное, в котором есть даже нечто большее, чем любовь, сублимированная духовная борьба, первобытный страх, завораживающая гендерная правота, душевная милость и глубокая печаль?… Я бы сказала — это «космос как предчувствие»…космос в его метафизическом смысле.

Так и для каждого из нас колоссальная аффективная и коммуникативная нагрузка сказки становится шифром к нашему личному бессознательному.

И вот, в процессе размышления над замечательной сказкой Аксакова «Аленький цветочек», сказкой с архетипом Красавицы и Чудовища, прообразом которой, видимо, послужил миф об Амуре и Психее («Я ужасно страдаю! – пожаловалась сыну Афродита, когда он явился в ее чертоги. – А все из-за этой негодной девчонки Психеи. Ты должен помочь мне, милый сынок, и наказать ее. Скорее найди эту девушку и сделай так, чтобы она влюбилась в какого-нибудь злого и недостойного человека, пусть это принесет ей страдания, а её семье позор. Но лучше всего будет, если она влюбится в чудовище!»), на ум приходят самые первые, на мой взгляд, достаточно примитивные ассоциации, которые как бы лежат на поверхности.

А именно, в образе главной героини сказки, младшей и самой любимой дочери купца напрашивается зашифрованное послание женской сущности и природы, которое на современном языке можно было бы сформулировать так: любовь женская – это долг, долготерпение женщины в конце концов будет обязательно вознаграждено, самопожертвование ведет к райской жизни, мужчина не соответствует ее представлениям об идеальном муже, не отвечает ее физическим потребностям и духовным ценностям, но она решает вдохновить его, жертвует собой, верит, что любовь жертвенная, даже платоническая изменит его; он бросит пить, курить, сделает карьеру, перестанет хамить и волочиться за женщинами.

Ее самопожертвование сотворило с недавним непривлекательным представителем мужского рода чудо, и они зажили счастливо. Она разглядела и спасла в нем все лучшее, что было вытеснено в результате глубоких душевных травм. Или вот еще такой незатейливый сценарий, например, — в образе безобразного чудовища вырисовывается эдакий богатый «папик», который, коварно заманив юную красавицу в свои сети, потакает всем ее желаниям, исполняет все ее прихоти, старается даже не сильно раздражать своим видом, льет ей в уши елей, лишь бы она оставалась рядом и скрашивала его жизнь, наполняла его той либидинальной энергией, которой у него уже явно не хватает.

Ну или, наконец, образ трех родных сестер, трех сиблингов, конкуренток за любовь отца и за все, что она сулит. Не двусмысленно нам показано, как они завидуют друг другу, и, уж конечно, они не упустят возможности устранить соперницу, любимую отцом больше других, или омрачить ее жизнь. В данном случае мать девочек отсутствует, поэтому эдипальный конфликт, как мне кажется, разворачивается в полной мере на этой сцене в проекции между сестрами за любовь отца. Какая из девочек, читая эту сказку в детстве, не представляла себя в роли любимой младшей дочери патриархального отца?

Однако, хочется углубиться все же в те ассоциации, которые приходят на ум и, по крайней мере мне, кажутся заслуживающими внимания.

Ведь что отличает нас от животных, мы, хомо сапиенс , способны меняться в желаемом направлении или не меняться осознанно, по доброй воле, и вовсе не обязательно под воздействием каких-то других сил, как то чье-то руководство, шантаж, давление, чьи-то манипуляции, жертвенная любовь, угрозы и тому подобное. От чисто рефлекторного поведения нас оберегает как бессознательное, так и наше сознательное.

Поэтому можно предположить, что любовь девушки не несет воспитательной и умышленно спасительной нагрузки, не является вовсе жертвенной любовью. Просто это любовь как она есть в ее истинном духовном смысле, искренняя любовь с принятием, любовь которая делает в первую очередь самого любящего лучше, дает ему источники работы над собой, желание быть духовно чище, видеть не только форму, но и в первую очередь содержание, («душу добрую и любовь несказанную») любовь которая не служит целью менять кого-то, а дает источник для самосовершенствования в первую очередь самому любящему.

Поэтому мне кажется, что выбор очеловечиваться или нет – это в первую очередь осознанный выбор самого субъекта и его внутренние возможности, ресурсы его психики, если хотите. Сколько случаев знает история, когда любовь лишь временно преображает человека, ему хочется быть лучше, но он не желает предпринимать никаких усилий, для того чтобы расти, подниматься на более высокие ступени духовного развития, или у него нет для этого никаких внутренних ресурсов. Поэтому я смею предположить, это сугубо мое мнение, что в процессе развития глубоких любовных чувств и привязанностей, все-таки главную роль играют те внутренние разрешенные или не разрешенные я-конфликты, благополучное или наоборот прохождение всех фаз психосексуального развития, являются той основой, той почвой, на которой впоследствии может вырасти истинное счастье с объектом, счастье внутреннего совершенствования и взаимной благодарности.

Способно ли на это оказалось наше ужасное чудовище, украденный в раннем детстве и заколдованный злой волшебницей прекрасный принц? Безобразное чудовище, которое вызывает противоречивые чувства поначалу (угроза убить купца и шантаж с дочерью), а потом все больше сочувствия. Это тоже очень интересная сюжетная линия! Читая эту историю, я задаюсь вопросом, ведь, пережив потерю родителей при таких ужасных травматичных обстоятельствах (украла в раннем детстве злая волшебница), потеряв свои первичные объекты, разве не впал он в глубочайшую меланхолию, потерял и возненавидел свое Я, видел себя абсолютно безобразным и отвратительным, ушел полностью в себя, отдалился от людей с чувством вины, стыда и ненависти к себе. И поскольку мы знаем, что его истинное Я способно к любви, нежности, состраданию, заботе, не удивительно что подсознательно чудовище хочет вернуться к Себе, найти объект любви, который поможет ему обрести себя, снова быть счастливым, как в детстве с родителями.

Мне лично так же в трагической истории чудовища напрашивается ассоциация в связи с наказанием, страшной карой, которую он понес за своего родителя, короля, который чем-то прогневал злую волшебницу, мы не знаем, что между ними произошло, но дыма без огня не бывает, и в результате маленький мальчик, сын своего родителя, тоже несет этот тяжкий крест, который достался ему от отца. Вы только вдумайтесь, как же не видеть себя с безобразной кожей, т.е. щетиной и коростой, а главное огромными горбами, которые придавили его, которые как-бы олицетворяют всю боль и тяжесть, которые чудовище несет в своей душе. Трудно говорить. Лично для меня, главный вопрос этой сказки: сможет ли чудовище, обретя свой желанный объект, в последствии действительно обрести себя, собрать воедино все свои отщепленные частички Я, так жизненно необходимые ему, смогут ли, выражаясь словами так любимой мной Джойс Мак Дугалл «разом любовь и ненависть примириться, позволяя субъекту наконец подписать мирный договор в многолетней молчаливой войне, которая иначе могла бы привести к истощению и смерти».

Ведь наш герой уже был почти на этом рубиконе, когда возлюбленная им дочь купца не по своей вине практически не успела в нужный час вернуться к нему. Спросите себя, как часто человеку не хватает каких-то мгновений для спасения, каких-то зачастую крохотных усилий от нас. Ведь все мы в этой жизни объекты и субъекты. И тогда наступает смерть духовная, смерть физическая. Как глубоко отозвалось это в моем сердце, когда я читала строки Аксакова…

Задумайтесь, в каждом нашем Я есть, позвольте мне здесь опять процитировать Джойс Мак Дугалл, «свои собственные доктор Джекил и мистер Хайд, собственные Фауст и Мефистофель» (как сказано!) , свои собственные Красавица и Чудовище. Задумайтесь, какая игра слов кроется в этом архетипе!!! Я думаю, это не случайно. Недаром условие заклятия злой волшебницы таково, что красная девица должна полюбить нашего героя в его страшном обличии, и только тогда он станет снова человеком. («Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, короля славного и могучего, украла меня, еще малолетнего, и сатанинским колдовством своим, силой нечистою, оборотила меня в чудовище страшное и наложила такое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари Божией, пока найдется красная девица, какого бы роду и званья ни была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законною и тогда колдовство всё покончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожим»).

Я это понимаю так, что не сможем мы обрести счастье и мир в нашей душе пока не полюбим и не примем себя такими, какие мы есть. Возвращаясь к главному вопросу, волнующему меня в этом произведении, можно его перефразировать так: сможет ли Чудовище примириться со своим Мефистофелем и полюбить своего Фауста? Не смотря на то, что вроде бы сам сюжет говорит нам о том, что да, сможет, я все же очень переживаю за него и терзаюсь сомнениями. Жизненный опыт подсказывает, что все не так просто и однозначно, да простят меня любители хэппи эндов…

Однако, хочется вернуться к незаслуженно заботой мной главной героине сказки, юной красавице, дочери купца. Она мне очень интересна и сама по себе и в симбиозе с отцом конечно. Здесь прослеживается очень интересная и очень волнующая линия, на мой взгляд, от отца к аленькому цветочку…Мне кажется, что «золотой кувшин с цветочком аленьким» — это конечно символ эротизма и девственности, но в первую очередь в данном контексте, вероятно, символ полной психосексуальной зрелости младшей дочери, которую подтверждает отец, привезя ей желанный подарок. «В некиим царстве, в некиим государстве жил был богатый купец, именитый человек… и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных каменьев, золотой и серебряной казны – по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее…

Приказал он принести сундуки дорожные, железом окованные; доставал он старшей дочери золотой венец, золота аравийского, на огне не горит, в воде не ржавеет, со камнями самоцветными; достаёт гостинец середней дочери, тувалет хрусталю восточного; достаёт гостинец меньшой дочери, золотой кувшин с цветочком аленьким. Старшие дочери от радости рехнулися, унесли свои гостинцы в терема высокие и там на просторе ими досыта потешалися. Только дочь меньшая, любимая, увидав цветочек аленький, затряслась вся и заплакала, точно в сердце её что ужалило. Как возговорит к ней отец таковы речи: – Что же, дочь моя милая, любимая, не берёшь ты своего цветка желанного? Краше его нет на белом свете. Взяла дочь меньшая цветочек аленький ровно нехотя, целует руки отцовы, а сама плачет горючими слезами…» Она действительно плачет, потому что почувствовала себя взрослой, почувствовала свое женское предназначение. Это прощание с детством.

Все предыдущие стадии развития: оральная, анальная, фаллическая, эдипальная, латентная и пубертатная преодолены по всей видимости успешно. Наступила генитальная стадия развития. Между отцом и дочерью доверительные, нежные уважительные отношения. Отец, вернувшись от чудища, поговорил и со старшей и со средней дочерьми, но только младшая оказалась добровольно готова исполнить просьбу отца. Отец хоть и со слезами благославляет ее. Пришло время и мудрый любящий отец отделяет от себя повзрослевшую дочь, чтобы передать ее девственную и чистую другому мужчине, который предстает в образе зверя лесного, пообещавшему купцу : «Я обиды ей никакой не сделаю…» А для купца слова данное свято. И поверил родитель зверю лесному, чуду морскому, поскольку сам являлся честным купцом, давшим ему «слово честное купецкое и запись своей руки».

Надевая волшебный перстень ей на палец, он инициирует ее на взрослую жизнь, благославляет ее на самостоятельную жизнь, к которой она готова. «Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него… – Дочь моя милая, хорошая, пригожая, меньшая и любимая, да будет над тобою моё благословение родительское, что выручаешь ты своего отца от смерти лютой и по доброй воле своей и хотению идёшь на житьё противное к страшному зверю лесному, чуду морскому. Будешь жить ты у него во дворце, в богатстве и приволье великом… Горючими слезами обливает и кладёт на неё благословение своё родительское. Вынимает он перстень зверя лесного, чуда морского, из ларца кованого, надевает перстень на правый мизинец меньшой, любимой дочери – и не стало её в ту же минуточку со всеми её пожитками».

Как мы видим в последствии отец не ошибся в своей дочери. Она полностью раскрыла себя как женщина, иначе бы не случилось замечательное превращение чудовища в принца и счастливой свадьбы. Хочется мечтать, чтобы каждый отец, воспитывающий свою маленькую взрослеющую принцессу помнил о том, как важна его роль в формировании женственности, нарциссической наполненности, залога будущего счастья и ощущения необыкновенной важности исполнения своей женской судьбы в этой земной жизни.

Дарья Лукина, студентка 1 курса.

Раздел «Статьи»

   Другие статьи преподавателей и студентов института:

   Психоанализ сказки о мертвой царевне и семи богатырях

   Психоаналитическое понимание сказки про Колобка

   Эссе на тему сказки «Красная Шапочка», на тему сказки «Синяя Борода»

   Психоаналитическое резюме на аниме Pandora Hearts

   Проекции и контрперенос в работе с подростком

   Сравнение отношения ко Злу/Тени

   Эссе на сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

   Психоаналитическая интерпретация сказки «Медведь – липовая нога»

Имеет несколько степеней восприятия.

Путь, который проходит человек, уникален, его невозможно уместить в чётко сформулированный график. Но основные моменты формирования личности повторяются из поколения в поколение. И, чтобы обозначить важные вехи на этом пути, человечество прибегало к различным способам кодировки информации, начиная с мифов и сказок, а заканчивая местириями для посвященных.

Любая сказка начинается с раскачивания нашего рационального маятника, со слов — было или не было; в некотором царстве, не в нашем государстве, словно заманивая нас уйти от проторённых широких дорог, где вечно царит оживление и нервная суета, на едва заметную тропинку в диком лесу иррациональности.

У каждой сказки имеется своя душа (назовём её психологическим термином — самость), которая выражает неразличимую нами сущность, саму по себе для нас не постижимую. Всё рождается в ней, и, проявившись на миг, всё растворяется там. Взяв за основу сказку аленький цветочек, мы разложим происходящие там события на психологические аспекты, тем самым выведем из глубин подсознания те вопросы, на которые мы не хотели бы ответить. Потому как ответы могут нас не порадовать, так как в фокус нашего внимания попадут те вещи, от которых мы пытаемся избавиться, засовывая их поглубже в подсознание, но во всяком случае принесут нам вздох облегчения и осознания проблемы.

И так сказка начинается. Душа (самость) решила проявить себя, и с этого момента начинается повествование сказки. Жил-был купец. Жена давно умерла, оставив ему трёх дочерей. Любил он сильно их, души не чаял. Пришло время ехать за товаром и для своих дочерей привезти гостинцы, какие они только пожелают (бусы, зеркальце, аленький цветочек). В данном контексте это означает, что начался процесс индивидуации (обретения самости), по Юнгу — установление осознанного взаимодействия со своим внутренним центром, который начинается с ощущения душевной боли или, проще сказать, своего рода призыв, хотя мы часто и не понимаем этого.

Смерть матери символизирует первый кризис, который наступает у девочек — прощание с детством и естественным процессом взросления. Девочка превращается в девушку, в которой проявляются три важные компоненты:

  • Первая сестра, просящая дорогие бусы, — практичный ум.
  • Вторая сестра просит зеркальце — образ тела — важная часть самооценки женщин.
  • И, наконец, третья сестра-олицетворение кротости, наивных мечтаний о большой и чистой любви, просит аленький цветочек.

Думы о аленьком цветочке (любви ещё непостижимой) занимают всё её время (призыв), и её просьба звучит приблизительно так, пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что.

Это начальная фаза кризиса, когда человек ищет нечто, что невозможно найти, о чём ничего не известно. С этого момента на передний план выходит отец (анимус) — активный жизненный принцип, который в женщине отвечает за выносливость, творческий потенциал, активность, формирование мнений — я знаю, потому что знаю, я всегда права — это его стихия. Основное влияние на формирование анимуса оказывает отец, он наделяет анимус дочери особым колоритом (несколькими бесспорными, не требующими доказательств убеждениями, которые не отражают индивидуальность самой женщины).

Проделав большой и трудный путь, отец достаёт каждой из дочерей свой подарок, то есть анимус активно формировал своё видение окружающего мира. И цена, которую он должен заплатить за это — его жизнь. Младшая из дочерей решает взять наказание отца на себя (реальность и наивные мечты порождают сильный душевный конфликт. Любовь оказалась трудным испытанием, сопряжённым с сильными душевными муками. Под сомнение ставится авторитет отцовских убеждений). По этому на сцену жизни выходит чудище лесное (негативный аспект анимуса-демон, который опутывает разум паутиной расчётливых и злых мыслей).

Это вторая фаза кризиса. И здесь возникает вопрос о первом чувстве любви, которое всколыхнуло наш внутренний мир, кто был тот мужчина, кто прикоснулся к аленькому цветочку, не имея на это достаточных прав, кто породил горечь обид в душе, что подняли в нас демона на защиту великой ценности.

Ответь честно для себя — выведи на свет то, что хранит твой демон.

Ведь пока ведьмочке не разрешается задавать вопросы о тайне Чудища и лицезреть его можно, вести вполне хорошую жизнь, полную каких-то чудес. Но не дремлет душа сказки, и должна наступить третья фаза кризиса, когда рациональный ум в лице двух старших сестёр должен сделать своё коварное дело (перевести стрелки часов назад и убить демона), вспомнить всё и осознать проблему. В противном случае возникает некий паралич души и всех чувств, глубокая неуверенность в себе, доходящая порой до ощущения полной никчёмности. Безмолвно принять дары демона на условиях никогда не нарушать запрет, это значит обречь себя на жизнь в чудесных иллюзиях до конца своих дней.

И вот возникает второй вопрос, может, именно поэтому во внешнем поле возникают тёмные личности, которые не любят глубоких отношений, когда им задают личные вопросы, дарят дорогие подарки и держат тебя на почтительном расстоянии, забавляясь с тобой.

Скрытый смысл этой сказки заключается в том, что только зрелое чувство любви, в которой присутствует теперь и глубина, рациональный ум и тонкий расчёт обретённое на грани жизни и смерти, способно переродить чудище в прекрасного принца, и только тогда женщина обретёт собственный путь духовного развития и семейного счастья.

Читайте также

Людей пугает неизвестность. Чаще всего на дороге в психоанализ нас пугает и останавливает именно то, что мы не знаем, что с нами там будет происходить. Да, знаю — помогает. Об этом говорят и пишут, и кто-то из знакомых рассказывал, насколько лучше и спокойнее стало жить… Но я же не знаю, что там со мной… Читать дальше

Жил-был Плед…
Однажды в далёкой-далёкой стране, на маленьком заводе родился плед… Он был создан из натурального бамбука, украшен красивым принтом и предназначен для импорта в холодные страны… Его создавали, чтобы согревать в непогоду, смягчать твёрдые поверхности, украшать интерьер и просто радовать… Читать дальше

Вечером, перед сном, Маргарита никак не могла уснуть, потому что внутри её сознания бешеным галопом носились её собственные мысли и идеи. Столько незавершённых дел всплывало в её мозгу и просили к себе внимания. Они давно уже ждали её, звали её, просили, наконец, их закончить.

— Потерпите, миленькие… Читать дальше

Ещё одна небольшая сказка по мотивам песочной консультации. Темой этой консультации были «Основные женские уроки».
Жила-была на свете маленькая девочка. Больше всего на свете она хотела, чтобы её любили. Но рядом с этой девочкой жил Лев. Девочка ждала, что этот лев будет любить её. Она мечтала привлечь… Читать дальше

Аленький цветочек – это не только чудо из сказки, но и психологический синдром, способный разрушить жизнь

Можно ли спастись от его опасного волшебства? Разбираемся вместе с психологом Екатериной Пятковой.

Принц на белом коне

Екатерина Пяткова– Иногда синдром Аленького цветочка путают со Стокгольмским синдромом, – говорит Екатерина Пяткова, – поскольку в обоих случаях речь о созависимости. Если попытаться составить психологический портрет человека, подверженного синдрому Аленького цветочка, то самая яркая черта – он не выносит отвержения.

То есть в глаза говорят: «Я тебя не люблю». А он недоумевает: «Как это? Ты любишь меня, только сам об этом не знаешь».

«Цветочек» не будет слышать о том, что отношения с ним «ничего не значат». Ведь со своей стороны он видит эти отношения стабильными. Не сдаётся: «Я подарю тебе любовь!» Но любовь нужна самому «цветочку» – синдрому в одинаковой степени подвержены как мужчины, так и женщины.

Когда они видят проявление нелюбви, им необходимо срочно всё исправить. И обязательно сделать объект обожания принцем, скачущим на белом коне, или принцессой, танцующей на балу. Ощущение, что «цветочки» стараются не замечать реальности – создают свой параллельный мир.

Страдающий от синдрома находится как бы на качелях – от эйфории до отчаяния. Образно говоря, симпатичный коллега угостил девушку на работе конфетой, а она видит в этом «знак» чудесного к ней обращения: «Он выбрал меня!» Хотя у него и в мыслях подобного не было, а она уже стоит в белом платье. «Цветочки» буквально цепляются за идею иллюзорного счастья. Стерпится, слюбится – это тоже отсюда.

«Вы просто его не знаете!»

Отыскав какую‑то одну, возможно, действительно, привлекательную черту, «цветочек» раздувает её всеми силами. А остальные негативные стороны партнёра не пускает в своё воображение либо наделяет чертами, которых у того нет – выдаёт желаемое за действительное.

При синдроме существует сильнейшая эмоциональная зависимость, но когда ты любишь человека, которого сам же и придумал – это самообман. И при этом ещё пытаешься и его заставить полюбить тебя.

Хорошо, если партнёр, выбранный в качестве принца, адекватно воспринимает происходящее. А если на эту роль выбирается какая‑то тёмная личность – развитие сюжета может пойти по печальному сценарию. «Цветочек» будет до последнего стоять на своём: «Нет, вы просто его не знаете! Я знаю его другим!» А «чудовище», тем временем, входит в роль, начинает пользоваться положением – растаптывает «цветочек».

У человека, склонного к такому синдрому, явные проблемы с самооценкой и притуплённый интерес к собственной жизни. Некоторые влюблённые девушки-«цветочки» так и говорят: «А что моя жизнь? Вот его жизнь…Она такая яркая! Да, он говорит, что не любит меня. Но он просто ещё не разобрался в своих чувствах». То есть зацепилась, и всё – «смысл жизни». Как дети, играя, цепляются за ногу взрослого, так и здесь – только это не игра. «Принц» и хотел бы идти дальше, да «цветочек» не отпускает.

Особенность синдрома – внутреннее подавление гнева. Это как пружина, которая сжимается, а затем раз – вспышка неконтролируемой агрессии. И даже не на партнёра, а на ближайшее окружение. Особенно, если «сказку» пытаются разрушить.

Находясь в иллюзии, «цветочки» могут выглядеть неестественно – такая кукольная внешность. Это проявляется и в поведении – навязчивость, ревность. Отсюда соматические расстройства, депрессивные состояния, мрачные мысли…

Синдром Аленького цветочка ведь только звучит сказочно красиво, но спектр его горения, особенно если психика обладателя неустойчива, очень широк – от «он для меня весь мир!» до «так не достанься же ты никому!».

В погоне за эмоциями

Но почему синдром развивается у одних, а других обходит стороной? В основе – нехватка эмоционального контакта с родителями в детстве. Чаще с мамой, потому что именно мама – источник эмоционального тепла, которое насыщает ребёнка. Не получив родительской близости, материнской энергетики, мы не учимся принимать самих себя такими, какие мы есть.

И если, например, при синдроме мамонтёнка, развитие его тоже связано с отсутствием родительской любви в детстве, «мамонтёнок» не строит иллюзий – ему больно, хочется быть в любви, но он не склонен уходить в самообман – то у «цветочка» иначе: «Где‑то далеко, в твоём сердечке есть место для меня…»

Если настойчиво транслировать идею, то партнёр действительно может засомневаться: «А вдруг я её люблю?» Но отношения изначально обречены на провал, поскольку приписывается то, чего нет. Ну нет у меня ни коня, ни замка!

Есть и другой момент. Добившись своего, «цветочек», привыкший к вечной борьбе, может просто потерять интерес к «принцу» и переключиться на другой недоступный объект вожделения. Ведь когда происходит накал в эмоциях – люблю и ненавижу – мы привязываемся именно к эмоциям, которые связывают с объектом страсти.

Включайте светофор!

Избавиться от синдрома Аленького цветочка сложно, но можно. Первое, что необходимо – осознать, что «принц» – не «принц». А для этого надо работать с собственной ценностью. Существует много техник и упражнений на повышение самооценки, которые используются в терапии. Например, упражнение «Светофор». Красный цвет – это то, что со мной нельзя делать никогда. Зелёный – это то, что мне нравится. Оранжевый – допустимо, но от случая к случаю. Задать можно любую тему – личные границы, человеческие качества.

Например, у меня была клиентка, которую любили использовать как «жилетку». Ей могли позвонить поздно вечером или даже среди ночи, чтобы пожаловаться на жизнь. И она всё это терпела, выслушивала и страдала. А сделать надо было всего один шаг – расставить собственные границы: «Мне нельзя звонить после 23 часов». Потому что если не сделать этого, то не надо и обижаться на людей. Вы же сами разрешили им будить вас среди ночи. Включайте свой светофор!

Для укрепления самооценки необходимо укрепить и своего внутреннего ребёнка. Кто я? Чего именно хочу? Что я сам с позиции взрослого могу сделать для своего внутреннего ребёнка? Важно осознавать и проживать чувства  здесь и сейчас. Своим клиентам я иногда советую вести дневник наблюдений за самим собой – это позволяет работать с эмоциями и помогает пережить страх отвержения.

Взращивание внутреннего взрослого – осознание своей эмоциональной зависимости в отношении другого и желание открепиться, так как я сам – ценный, удивительный и восхитительный. И когда я наполняю свою собственную жизнь, то и подпитку нахожу в себе самом.

Метафора иллюзорного мира

Как быть, если «цветочек» – это близкий человек, который обжигает, как только вы пытаетесь протянуть руку помощи? Набраться терпения. Сталкивать с реальностью надо мягко и ненавязчиво – без эмоций. Когда мы устаём объяснять, наталкиваемся на стену непонимания, то эмоции переполняют. Ошибка – сорваться на крик. Надо постараться быть максимально спокойными. Другими словами, если ты понимаешь, что это реальная чушь, позволь другому самому столкнуться с этой реальной чушью.

Но сталкивая «цветочек» с реальностью, ты идёшь за ним и начинаешь как бы подтверждать то, что есть на самом деле. При этом задавая уточняющие вопросы: «Серёжа Иванов тебе нравится. А как долго вы встречаетесь? Две недели. А это много?»

Безусловно, за одну консультацию избавиться от синдрома не удастся. Но постепенно, сталкиваясь с реальностью, мифический пузырь, созданный «цветочком», начинает продырявливаться, потому что вы медленно запускаете реальность в иллюзорный мир. Разуверяете не с негативом, а пытаетесь констатировать то, что видите, но без своего эмоционального отклика. Главное – не спешить. Иначе «цветочек», а если речь о подростке, просто закроется.

И когда родители приходят на консультацию в эмоциях: «Промойте ему мозги! Он никого не слышит!» – самое главное – не потерять контакт со своим ребёнком, с человеком, который сейчас влюблён. У него и так гормональный фон бушует, а тут ещё и волшебного мира пытаются лишить. Вначале надо подготовить какую‑то платформу и почву, чтобы «цветочек» пересадить туда, где он почувствовал бы безопасность и свою уверенность.

Аленький цветочек – метафора иллюзорного мира. В развитии синдрома волшебный цветок завораживает яркостью, а вокруг – чернота. Но когда мы избавляемся от синдрома, волшебным становится мир вокруг, а Аленький цветочек бледнеет, увядает и перестаёт быть ценным.

Хочу сейчас рассказать сказку, на мой взгляд, самую драматичную из всех русских народньк сказок, хоть и с хорошим концом. Называется она «Аленький цветочек» (в иноязычной интерпретации — «Красавица и Чудовище»), а сюжет ее заковырист до невозможности. 
С одной стороны, у нас Настенька — девушка во всех отношениях хорошая, но ожидающая от папы того, чего он фактически исполнить не может, а именно: привезти ей из дальнего плавания аленький цветочек. С другой стороны, Чудовище — субъект вплоть до финальной сцены непонятный; очевидно, что оно «ужасное снаружи» и вроде как «доброе внутри». Впрочем, доброта эта до поры до времени сокрыта в нем категорически. У зверя этого, как потом выясняется, весьма непростые отношения с некой старой женщиной (видимо, со злой матерью), от чего, собствен-но, и все проблемы.
Ну что там дальше? Отец Настеньки отправляется по своим торговым делам за три моря и собирает предварительно наказы-заказы от своих дочек: одной — одно, другой — другое, третьей вроде бы что-то очень незатейливое — аленький цветочек. Первые два заказа вполне выполнимы: раскошеливайся — и пожалуйста, а вот аленький цветочек — это просто наказание какое-то, нигде его нет и даже где искать — неизвестно. В конечном счете запрошенный Настенькой ботанический раритет обнаруживается, причем не где-нибудь, а на необитаемом острове. Батюшка счастлив, решает: «Была не была!» — и устраивает кражу этого сельскохозяйственного имущества.
Но недолго ему тешиться, поскольку «Кинг-Конг жив», и он уличает нашего вора-басурмана славянского происхождения на месте преступления. Изловивший добросердечного папашу субъект страшной до неприличия наружности (не то хозяин острова, не то хранитель аленького цветочка) требует себе жертву во искупление сего недостойного поступка. Сокрушенный отец возвращается домой, и Настенька, узнав о том, как она «подставила» дорогого родственника, решает принести себя в жертву.
На острове, где она чудесным образом оказывается, все мило и благолепно, однако тревожно до жути. Она прислушивается и присматривается — где-то в густой лесной чаще бродит ужасное, бессердечное чудовище с абсолютно непонятными, но явно недобрыми намерениями. Ух!.. Впрочем, постепенно ужас сменяется тоской по дому, а чудовище оказывается не только не злобным, а чутким и даже чувствительным, и потому отпускает Настеньку на побывку. Но дома в дело вмешиваются «женщины-завистницы» — сестры Настеньки; они переводят стрелки часов и увольнительная главной героини угрожает перерасти в самоволку. В самый последний момент, уже опаздывая, Настенька спохватывается-таки и возвращается с помощью волшебного колечка-мобиля на остров.
Картина на острове ужасная! Кажется, что мы присутствуем на Земле то ли в момент ее сотворения, то ли в процессе Армагеддона.

Люблю я и делаю любимую моею, мною самим, раскрывая ее и себя. Нашел я ее и узнал. Но во мне и она меня искала, нашла и сделала своим и собою. И не бывает, не может быть истинной любви без ответа, она всегда — любовь двоих.
Лев Каосавин

Гигантское Чудовище, потерявшее надежду и чувствующее себя обманутым, лежит, обессиленное, на холме у взморья и умирает, а пересохшие губы шепчут: «Настенька, Настенька… Что ж ты так обманула меня, Настенька… Ненаглядная моя Настенька…» Аленький цветочек в ослабевших руках несчастного — уже не аленький, а серенький, с элементами тления. Вселенский потоп, крушение Вавилонской башни, жертвоприношение Авраама, сожжение Содома и Гоморры кажутся на фоне этой трагедии просто невинными шалостями «товарища сверху».
И тут неимоверная сила женской чувственности просыпается в Настеньке, она бросается к чудищу и молит его о прощении: «Не умирай, миленький, пожалуйста, не умирай! Ведь я так люблю тебя! Так люблю! Как же я без тебя…» И безудержные женские слезы падают на аленький цветочек… Бах!.. Бездыханный зверь на глазах у Настеньки превращается в чудесного красавца — «не принца, а королевича»! Звук фанфар — чары спали, темные силы повержены, а впереди свадьба и длинная-предлинная жизнь, и так, чтобы вместе, и так, чтобы умереть на одной подушке. Ура!
Ну и о чем эта сказка? Зигмунд Фрейд бы сказал, что вся проблема в «аленьком цветочке», который, вне всякого сомнения, есть символ «мужского полового члена». У каждой женщины, поведал бы нам отец-основатель психоанализа, наличествует «комплекс Электры» (это аналог знаменитого «Эдипова комплекса» у мужчины). Согласно этому комплексу, Настенька ждала от своего отца любви и страсти — то есть (даже не знаю, как такое и сказать) рассчитывала на отеческий «аленький цветочек». Папа, понятное дело, тоже всего этого хотел, но не сдюжил, а потому найден был этот «цветочек» в другом месте, т. е. у другого мужчины, на которого Настенька осуществила свой «перенос».
Карл Гюстав Юнг сказал бы, вероятно, что дело в «архетипическом образе Страшной Матери», который довлеет над мужской половиной человечества, не позволяя представителям этой половины воссоединиться с собственным «либидо». Возможно, у классиков психоанализа пошла бы еще речь о нарциссизме — слишком уж зациклено чудовище на своем, прошу прощения, «аленьком цветочке». Не исключаю, что были бы предложены и какие-то дополнительные версии, касающиеся сексуальных извращений самого разного плана (садомазохизм, например, эксгибиционизм и т. п.).
Со всем этим я готов, при наличии некоторых оговорок, согласиться, но об этом ли сказка? Я полагаю, что сказка эта — об отношениях полов, отношениях драматичных, часто роковых, поскольку в них — в этих отношениях — сокрыты тайны, которые загадала нам эволюция и физиология сексуальности, красота и инстинкты, общество и сама сущность полов.

Отец-дочь, Наверное, никакой другой сказочный мотив не отражает лучше проблему взаимоотношений отца с дочерью как мотив, который мы обнаруживаем в сказке «Аленький цветочек». Конечно, в сказке не присутствует мать, но тем лучше мы можем наблюдать «чистоту» архетипического паттерна «отец-дочь».

Здесь мы видим «разную любовь» отца к своим дочерям. К первым, двум старшим дочерям отец питает нежность и проявляет заботу, но глубина его чувств только этим и ограничивается. Младшая дочь занимает особое, привилегированное положение в его душе.

Такое разное проявление чувств отца к дочерям наводит на мысль о том, что отец обязан одинаково любить своих дочерей является очередным социальным мифом, или благим пожеланием, не имеющим ни какого отношения к реальности отцовских чувств. Сердцу не прикажешь, и отцовские чувства могут идти своими неисповедимыми тропами.

В нашем случае в отсутствие матери отцовские чувства приобретают по истине «демонические» свойства. Отец готов исполнить любое желание своей любимицы, даже ценой своей жизни. Такая жертвенная любовь отца нередко превращается в чудовищно — поглощающую зависимость отца от дочери и наоборот. Она изолирует психику отца и дочери от внешнего мира создавая внутренний Эдем где сверхзаботливый, сверхлюбящий родитель уже не отличает какие поступки его несут для дочери добро, а какие зло.

До определенного момента паттерн уравновешен и дает иллюзию гармоничных отношений между отцом и дочерью. Такие отношения приводят со временем к тому, что в глубине психического дочери зреет чудовищный анимус, готовый растерзать любого кто посягнет на сакральный союз отца и дочери. Можно назвать эти отношения инцестуозными? Можно, при условии, что инцест рассматривается как архетипическая метафора обретения целостности сознания и души.

Отец видит в любимой дочери отражение своей души (анимы), ее женского имаго воплощенного в реальной дочери, и поскольку страстно желает приобрести ее (душу), воссоединиться с ней его желание становится жизненно необходимым, т.е. архетипическим паттерном индивидуации. Что же происходит в душе дочери? В глубинах ее бессознательного, как я уже говорил, зреет анимус Цербер готовый растерзать любого мужчину случайно забредшего на этот блаженный остров любви. Чувства дочери на этом острове могут существовать только в «вегетативном» виде, образе цветка, который охраняет Цербер — Анимус.

Характер этого анимуса взращенного беспредельной отцовской любовью можно увидеть в других сказках, например, там, где царевна — дочь ставит невыполнимые условия женихам, и безжалостно отрубает головы не справившимся с ее заданием.

Конечно, сказочный мотив, изложенный в сказке «Аленький цветочек» можно рассматривать как частный, и я бы сказал крайний случай архетипического паттерна «отец-дочь». Существуют другие архетипические паттерны «отец — дочь», которые находят свою литературную форму в сказках «Золушка», «Сказка о мертвой царевне» и.т.д. а так же во многих античных мифах, где этот паттерн приобретают совершенно другое качество».

Владимир Хлюпин

Вступление

Сергей Тимофеевич Аксаков не скрывал, что прообразом «Аленького цветочка» стала сказка, которую услышал в детстве от ключницы Пелагеи. Это объясняет повествовательную схожесть с другими народными сказками, в том числе зарубежными, например «Красавице и чудовище».

Впервые сказка издана в 1858 году как приложение к произведению «Детские годы Багрова–внука».

Аксаковский «Аленький цветочек» не столько народная сказка по содержанию, сколько мировоззренческая – по заложенным аксиологическим и христианским смыслам. Попробуем разобраться в произведении с позиции духовно-нравственных ценностей.

Купец как положительный персонаж

В начале сказки часто встречается слово «любовь». Примечательно, что использовано это слово при описании купца. Автор подчеркивает положительность персонажа и через отношение к богатству:

и любил он дочерей своих больше всего своего богатства

Людей купец ставил выше богатства, а для своих дочерей готов привести всё что те пожелают. Такое выражение любви нельзя назвать положительным, ведь несмотря на оставленный наказ «жить без него честно и смиренно», он попросту балует дочерей.

О том, почему младшую дочку любил больше всех

Ответом на это служит следующая строка:

 …а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее

То, что она относилась к нему ласковее других дочерей свидетельствует о любви, которую купец чувствует и отвечает взаимностью. Отец видит в младшей – родственную душу. И эта связь очень действительно прослеживается в сказке. Купец – человек долга и чести. Он не только выполнил обещание, которое дал дочерям, но проявляет смирение и волю, – вспомните, ведь чудище отпустило его домой под «честное слово»:

Видя его правду, он (чудище –прим. ред.) и записи с него заручной не взял, а снял с своей руки золотой перстень и подал его честному купцу.

Сорвав аленький цветочек, и увидев, что совершил ошибку, купец кается и просит прощения у чудища. Это ли не христианское поведение?

Младшая дочь не столько телесное продолжение отца, сколько духовное, ведь предстаёт более совершенным человеком. Отсюда становится ясно, зачем автору образ благочестивого отца, ведь хороший плод не может быть от засохшего дерева.

Вспомните описания из житий святых, например, Сергия Радонежского, Иоанна Предтечи, в которых изображаются родители святых, как правило – это праведные люди, или, даже – святые.

Как раскрывается образ дочерей. Значение заветных подарков

Старшие дочки изображены антиподами младшей, и, скорее представляют собою продолжение умершей матери, которая, видимо, не отличалась добродетелью. Однако такое положение вещей свидетельствует и о недостатке материнской любви, а отец, как сказано в начале сказке, любил больше младшую.

Аленький цветочек – сказка о жертвенной любви. Разбираем смыслы

Венец – желание властвовать

Недостаток любви компенсировался в старших дочерях развитием отрицательных качеств.

Какими пороками поражены сёстры видно по тем подаркам, которые те заказали отцу. Эпизод в сказке с заветными желаниями не случаен. Купец дал дочкам три дня на выбор подарков. И те думали три дня и три ночи, что свидетельствует о решениях, принятых за это время, как взвешенных и обдуманных. Через выбор заветного подарка, дочери обнаруживают внутренний мир, показывают что у них на душе.

Аленький цветочек – сказка о жертвенной любви. Разбираем смыслы
Зеркальце как символ тщеславного и себялюбивого человека

И действительно, загаданные подарки глубоко символичны. Старшая загадала золотой венец, что символизирует неудовлетворённую жажду власти. Средняя загадала «тувалет из хрусталю восточного» или, другими, словами зеркальце. Конечно же, эта вещь символизирует страсть тщеславия и самовлюблённости. Стоит только удивиться, почему отец исполняет такие прихоти дочек. Но и ответ будет прост: слепая отцовская любовь.

Младшая загадала «аленький цветочек, которого не было краше на белом свете». Не просто цветок, а самый красивый. Заметьте, не вещь или украшение для удовлетворения желаний, а то, чем любуются! Созерцание красоты для неё важнее прочего. Что это как не внутреннее желание обрести истину. В творениях Святых Отцов истиною Красотою называют самого Бога.

Дионисий Ареопагит писал:

«Бог – это единственная постоянная и вечная Красота, то есть то, что, в качестве Красоты, не преходит и не изменяется».

и далее:

Прекрасное… всех к Себе зовет, отчего и называется красотой, и потому что Оно все во всем сводит в тождество».

Младшая дочь ставит небесное выше земного, невольно показывая стремления души: к вечному, неземному. Через совершенное создание Творца, она хочет приобщиться к истине.

О том, как купец искал аленький цветочек

Если подарки для старших дочерей купец нашёл относительно легко, то добыть аленький цветочек пришлось, преодолевая преграды в виде разбойников и дремучего леса. Когда купец окончательно сбился с пути и оказался в тёмном лесу, тем не менее понимал – нужно идти только вперед:

Поворотил он назад-нельзя идти; направо, налево-нельзя идти; сунулся вперёд – дорога торная.

Перекрестился купец и пошёл вперёд. Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало, почитай, как белый день

Торная дорога или по-другому проторенная, т. е. гладкая. В православном учении нередко жизненный путь сравнивается с узкой дорогой. Каким бы тяжёлым ни был наш путь, воспринимать его нужно как крест, который нельзя поменять, нельзя сворачивать ни вправо ни влево. Тот кого распяли, указал единственный и верный путь. Вот и в сказке, прямая и проторенная дорога в чащобах леса, аллегорически напоминает о необходимости держаться в жизни пути, указанного Христом. Посмотрите, как вознаграждается купец после трудной дороги: он попадает в невиданной красоты дворец, в котором исполняются все сущие желания. Здесь, думаю, аллюзии на Рай вполне понятны.

Так ли страшен зверь

В морском чудище не наблюдаем ничего ужасного, кроме внешности. Больше этот зверь лесной поведением напоминает щедрого хозяина, а в сцене с вырванным аленьким цветочком – справедливого судью. После того как купец сорвал аленький цветочек, чудище предложило честный уговор: либо тот погибнет, либо одна из дочерей добровольно спасет его.

При возвращении отца старшие дочери не заметили печали на его лице, но младшая, по родству душевного слада почувствовала скорбь. Дочь хотела, чтобы он разделил печали и тем облегчил лежавший на сердце груз. Отец не выдержал и рассказал случившееся дочери и, что важно, заплакал, признав бессилие. Но дочь правильно восприняла речи отца, поняв, что это испытание выпало ей. Уповая на жалостливость зверя, она успокаивает отца, добровольно согласившись пойти к чудищу. Этот эпизод показывает, что дочка, с духовной точки зрения, превзошла отца, решившись положить душу за него.

Через такое испытание младшая дочь раскрывает добродетель, ведь она не пожалела жизни и согласилась спасти отца. На этом примере показано действие духовного закона: кто души своей не пожалеет, тот её спасёт.

О том, как младшая дочка смогла полюбить чудище морское

Добродетельный человек старается не сидеть без дела. Младшая дочка, оказавшись у чудища, не праздновала, а рукоделила. На примере такого, высоконравственного человека, автор показывает как рождается истинная любовь. Из контекста сказки понятно, что любовь усилием берется и не каждый обретет её.

У зверя во дворце побывали и другие девицы, но ни одна из них не полюбила его, несмотря на богатство и проявленную заботу.

Что позволило девице полюбить страшного зверя? Доброе сердце и готовность ко всему относится со смирением. Дочка называла его господином, т. е. правильно оценивала свое положение, не превозносясь, а выражая благодарность за доброту и заботу.

Девица, конечно же, не сразу полюбила чудовище и никакой жалости к нему не испытывала как интерпретируют некоторые современные и иностранные обработки сказки. Дело в том, что смирившись с участью вынужденной гостьи, она приготовилась принять любые условия морского чудища, воспринимая того как хозяина её жизни. Чувствуя благорасположение, она стремилась узнать его поближе и привыкнуть к внешним недостаткам. Сначала свыклась с его страшным голосом, потом и с внешностью, хотя давалось это не без усилий:

Со страхом своим совладала и виду, что испугалася, не показала, и скоро слова его ласковые и приветливые, речи умные и разумные стала слушать она и заслушалась, и стало у ней на сердце радостно.

Младшая дочка заставила сердце работать, что позволило увидеть скрытую за внешним уродством человеческую душу морского зверя. И, в конце концов, она полюбила того.

Любовь – это не то чувство, которое вдруг приходит, а потом исчезает. Любовь требует постоянной работы, а те чувства, которые принято называть любовью, лишь предтеча истинной любви. Вот и в сказке изображена не та чувственная любовь, а та любовь, которая развивается постепенно и дается с упорством и трудом.

Зависть сестёр

Что подтолкнуло старших дочерей к желанию погубить сестру? Конечно же, зависть. В начале сказки уже дано представление о моральном облике сестер, которые страдают тщеславием и гордыней. Если младшая, имея добрые помыслы, смогла к концу сказки духовно вырасти, заслужив истинную любовь, то старшие сестры, действуя по страсти, замыслили грех убийства. Таким образом, грех зависти потянул еще больший грех.

Что воскресило лесного зверя

После коварного поступка сестер, казалось бы, счастье младшей дочки невозможно. Но как часто происходит в сказках (например, в сказке «Аленушка и братец Иванушка») истинная добродетель спасает и даже воскрешает героев. Если Иванушка спасает сестрицу из пруда благодаря вере, то младшая дочь в «Аленьком цветочке» возвращает суженого к жизни благодаря той любви, до которой сумела вырасти.

 Выводы и современное восприятие

Количество литературных, мультипликационных и видео- обработок сказки «Аленький цветочек» равняется количеству сюжетных и смысловых интерпретаций. Нельзя сказать, что одна лучше, другая хуже. Каждое произведение (и мультфильм, и фильм, и художественная обработка) несет смысловой контекст.

Например в советском мультфильме отец изображен положительным персонажем, но с явными признаками тщеславия и гордыни, никакого смирения перед чудищем не проявляет. Слова с молитвенным обращением или упованием Богу убраны полностью.

Аленький цветочек – сказка о жертвенной любви. Разбираем смыслы

Эти синонимы нельзя отнести к любви, описанной в сказке

Но в анимационном плане мультфильм смотрится приятно.

Из разбора сказки узнали, следующее:

– истинная любовь стяжается через внутреннюю работу,

– относись к ближнему со смирением и открытым сердцем,

– любовь больше чем просто чувство,

– иди путём прямым, не сворачивай

– хороший плод бывает от хорошего дерева.

Если хотите узнать как стяжать любовь – читайте сказку в оригинальном изложении Сергея Аксакова.

Прочтений: 2 187

Добрый день дорогие читатели. Сегодня мы обратимся к сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». У одного отца  — сознание человека,- было три дочери: три ступени развития души, три жажды.

Жажда тела

 Первая  ступень – Вера.  Самое старшее на земле – физическое тело. Физиологические необходимости мы выполняем в первую очередь и хотим быть уверенными, что это для нас всегда будет возможно. Но  иногда наступает очень темное время и нелегко бывает выжить.  И появилась необходимость в уверенности, что мир не ограничен только лишь видимым нами. Человек внутренним своим чувством прозревает, что есть какой-то иной мир – светлый, где нет тьмы: «…Привези мне венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого…» Вспомним у Пушкина: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Символ раннего христианства.

37cded2a9c5e.jpg

Есть горний мир – Небесный, истинный, есть мир зеркальный – наш мир физический, в котором мы живем. У нас, в отличие от Небесного, все наоборот: что у нас хорошо, то для горнего мира не годится. Мы стремимся к тому, чтобы у нас на земле было как на Небесах. А есть еще мир зазеркальный – нижний, куда свет небес почти не доходит, там живут силы тьмы.

Жажда души

Мы не хотим стариться, не хотим терять красоту, энергичность молодости. Жаждем познать как нам этого достичь.  Душа, страдая , обучаясь в физическом мире, прозревает, что есть мир  тонкий, мир эмоций (астральный) и ума (ментальный), где время течет иначе и человек в этих мирах молодой. Мы всегда чувствуем, что мы внутри себя моложе, чем наше физическое состояние: «А привези ты мне зеркало из хрусталя восточного, цельного, беспорочного, чтобы глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота моя девичья прибавлялася». Это Надежда на вечную молодость. И видит купец во сне, что старшие дочери получили, что хотели и радуются, собираются выйти замуж, не дождавшись его благословения отцовского. Его это опечалило.

Жажда духа

Но самая младшенькая дочь и самая любимая – это сама Любовь: «А привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете». По славянской мифологии Ал – Дух Святой, то есть сама Любовь. Это чувство, к которому стремится все живое даже не осмысленно. А красный цвет символ света, тепла, огня.  Так человек ощущает любовь. Купец, в поиске цветочка аленького, прозрел и почувствовал тонкий мир: вокруг нас идут своим чередом какие-то события, в природе как-то все происходит вне зависимости от нашей воли. До какой-то  поры мы об этом не задумываемся. В наше время это особенно заметно: синоптики очень часто стали ошибаться в своих прогнозах, да и в социуме как-то невесело, сумрачно, как будто что-то темное надвигается.

1368007862_alenkiy-cvetochek.jpg

Но любовь земная, какой мы ее знаем, несовершенна. Этот «цветочек аленький охраняет чудище страшное и мохнатое». Генетики в 21 веке открыли геном человека. Он состоит из 1млрд 200 млн генов. Но только примерно 25 тысяч из них принадлежит непосредственно человеку. Все остальное – это гены предшествующих появлению человека на земле биологических видов. Весь опыт, накопленный ими – это наше подсознание, то чем мы не владеем. Мы не знаем что в наших генах заложено. Мы склонны к прогнозированию своей реакции в каких –то ситуациях, но очень часто поступаем совершенно иначе, порой к своему удивлению и разочарованию: а я то думала, а оно оказалось. А главное, непонятно откуда во мне все это. Ученые наконец-то внесли ясность в этот вопрос. А теперь что делать? Принять и полюбить себя со всеми своими негораздами, выявлять их (это возможно только в проявлении) и сознательно волевым усилием изменять, стараясь все это делать внутри себя, чтобы не ранить ближних. Это и есть покаяние. Изменения происходят вплоть до генного уровня. (Б.Липтон Умные клетки, П. Шпорк Читая между строк ДНК). В такой работе нам очень помогают близкие любящие люди: именно младшая дочь согласилась вместо отца отправиться к зверю, охраняющему аленький цветочек. Постепенно она постаралась сблизиться с ним, увидеть его и полюбить. Ее любовь изменила всю его звериную сущность, превратила в прекрасного принца.

«Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного, за мою добрую душу и любовь к тебе; полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестой желанною.

9a45a268021e.jpg
Злая волшебница прогневалась на моего родителя, короля славного и могучего, украла меня (падение из Эдема), еще малолетнего, и сатанинским колдовством своим (одела в кожаные одежды), силой нечистою, оборотила меня в чудище страшное и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари, пока не найдется красная девица, какого бы роду и званья не была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законною, — тогда колдовство все кончится, и стану я опять по – прежнему человеком молодым и пригожим. И жил я таковым страшилищем и пугалом ровно тридцать лет, и залучал я в мой дворец заколдованный одиннадцать девиц красных, ты была двенадцатая (двенадцать месяцев – двенадцать разных качеств характера). Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, за мою душу добрую. Ты одна полюбила меня и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем». 

А далее возвращение в Эдем.            

  • Психические расстройства рассказы людей
  • Прядет пряжу как пишется
  • Психически нездоровый как пишется
  • Прыщом или прыщем как пишется
  • Психиатру или психиатору как правильно пишется