Психоанализ сказки царевна лягушка

Психоаналитическое эссе на сказку

«Царевна-лягушка» и «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Сказка Царевна-лягушка начинается с того, что в некотором Царстве-Государстве Царь указывает сыновьям натянуть свои тугие стрелы и пустить их в разные стороны. Где стрела упадет там и свататься. После чего стрела младшего сына попадает в топкое болото, где он обнаруживает свою будущую жену-лягушку. Лягушка оказалась заколдованной девицей Василисой Премудрой. Она была заколдована на три года своим отцом Кощеем Бессмертным.

Иван-Царевич в один из моментов сказки обнаруживает лягушачью кожу своей жены и бросает ее в огонь. После чего Василиса Премудрая рассказывает ему о колдовстве, говоря, что для того, чтобы ее найти, нужно три пары железных сапог износить и три железных хлеба изгрызть, и исчезает. Далее Иван-Царевич встречает старичка, который дает ему клубочек, указывающий дорогу и оставляет в живых во время охоты трех животных: медведя, зайца, селезня и щуку. После этого он попадает в избушку к Бабе-Яге, которая помогает ему и рассказывает, где хранится смерть Кощея.

Иван-Царевич приходит на это место и находит дуб, на котором висит сундук. В сундуке сидит заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце игла. На конце иглы смерть Кощея. И тут ему на помощь приходят медведь, заяц, селезень и щука, которым он ранее даровал жизнь. Совместными усилиями они добыли для Ивана-Царевича яйцо в котором была смерть Кощея.

Таким образом, Иван-Царевич победил Кощея и вернул Василису Премудрую.

Данная сказка отражает проблемы прохождения Эдипова Комплекса у Василисы. Девочка испытывает бессознательное влечение к родителю противоположного пола, т.е. к своему отцу Кощею. Отец, бессознательно опасаясь инцеста, заколдовывает дочь на три года, т.е. дает некий приказ ей отказаться от своей красоты, женственности, превратиться в лягушку.

Избавится от последствий неправильного проживания Эдипова комплекса (превращение в лягушку) Василиса пытается через мужа, который сжигает ее лягушечью кожу, что символизирует вступление в половую связь – потерю девственности, желание мужа владеть ею целиком. Но вследствие ее регресса она не способна на это, такие действия она принять не может, потому исчезает. Сам образ царевича говорит о том, что он пока не достиг мужской зрелости. Василиса дает ему указания, как эту зрелость достичь – пройти инициацию, а именно отречься от плоти: три пары железных сапог износить и три железных хлеба изгрызть. При этом освобождение Василисы может произойти только при смерти Кощея и победы над ним Царевича.

В сказке встречаются различные символы, которым можно дать психоаналитическую трактовку.

Стрелы, которые были выпущены братьями, имеют фаллическую символику.

Стреляют они с Широкого отцовского двора, что символизирует собой прохождение Эдипова Комплекса. Отец, как бы изгоняет своих сыновей из супружеской спальни.

Вероятно у Ивана-Царевича, как у младшего сына эмоциональная связь с матерью наиболее сильная. А проигрыш отцу в конкуренции за мать обрекает его на прохождение испытаний для обретения своей мужественности, преодоление первичного страха и инфантилизма.

Болото, в котором оказывается Царевна-Лягушка символизирует собой ее регресс к материнской утробе.

Кощей является собирательным образом авторитарного отца, единоличника-обладателя женщиной.

Выполнила студентка 1 курса Левинская М. А.

«Бессознательное не знает слова ‘нет’.
Бессознательное не может ничего другого, как только желать» З. Фройд

Нельзя не заметить, что в названии сказки Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что заложена одна из центральных тем психоанализа — бессознательные влечения, которые постоянно стремятся к удовлетворению и тем самым побуждают человека к действию. Очень часто мы говорим себе: «что–то хочется, а что именно не понимаем» — это связно с тем, что бессознательным процессам тяжело пробиться в поле зрения сознания.

На первый взгляд название сказки кажется абсурдным и лишенным всякого смысла, что является верным для логики сознания. Однако совершенно иначе процессы протекают в бессознательном, где противоречий как таковых просто не может быть. Таким образом, сказка или миф, по мнению Юнга, выступает в роли ступени между бессознательным и сознательным мышлением. Сказка содержит в себе размышления о главных вопросах жизни человека, опыт поколений, архетипическую модель поведения — все это помогает справиться с психическими конфликтами и интегрировать бессознательные влечения. Эти же задачи стоят перед психоанализом. Психоаналитическая максима гласит «Там, где было Оно, должно стать Я». В связи с этим рассмотрим сюжет русской народной сказки через призму психоаналитической концепции.

Повествование сказки начинается с описания государства, во главе которого стоял король «холост-неженат» и была у него целая рота стрельцов. Стрельцы занимались охотой и снабжали королевский стол продовольствием. Можно предположить, что указание на семейное положение короля и сосредоточение внимания на удовлетворение потребности в приеме пищи говорит о прегенетальной организации психосексуального развития, иначе говоря — о ребенке, находящимся в оральной фазе.

Среди стрельцов, был у короля самый любимый — Федот, метко в цель попадал, никому промаху не давал. Однажды ранним утром на заре отправился стрелец на охоту, в густом лесу он увидел горлицу. Горлица – это лесная птица из породы голубей, в фольклоре употребляется как голубка, возлюбленная, любимая. Голубь, как известно, является символом верности. Герой встречает горлицу в густом лесу, чужеродной среде, месте, отдаленном от королевства, что указывает на такое явление как экзогамия – запрет браков и сексуальных отношений между членами родственной группы или локальной общности. Также данная среда может олицетворять семью девушки, из которой мужчина пришел ее забрать.

Федот стреляет в птицу из ружья и наносит ей рану, перешибает крыло, горлица просит не убивать ее, а принести домой живую. Ружье выступает в роли фаллического символа, описывается совершение полового акта. Стрелец попадает в крыло горлице, что говорит об ограничении свободы девушки, она больше не может свободно летать, теперь ее жизнь связана с покорившим ее мужчиной.

Горлица просит героя принести ее домой и когда на нее найдёт дремота ударить её наотмашь правой рукой. Данное действие представляет собой обряд инициации-замужества, символическую смерть в прежнем качестве — птицы и рождение в новом — человека. Федот выполнил просьбу горлицы, и обернулась она в красно-девицу.

Жена замечает, что служба стрельца совершенно не прибыльное занятие. Она просит его занять денег и всю сумму потратить на покупку разного шелка, из которого будет изготовлен ковер неземной красоты. При этом строго настрого запрещает мужу запрашивать свою цену за изделие. Процесс изготовление ковра напоминает процесс мироздания, сотворения мира, а также способности женщины воспроизводить новую жизнь. Здесь имеется ввиду не только физиологический процесс деторождения, но и подчеркивается огромная роль матери в формировании психики ребенка. Женщина не просто создает новую жизнь, но еще и наполняет её содержанием, как расшивает ковер разными нитями. В связи с этим, ковер, созданный руками жены, не имеет цены.

Ковер покупает дворцовый комендант и приезжает на обед к королю. Как только король увидел чудесное творение с изображением его государства, решил не отдавать ковра, заплатил за него двойную цену и повесил у себя во дворце. Данные процессы характерны для анальной стадии психосексуального развития, когда ребенок свой интерес направляет на продукты производства. Возникает желание овладевать объектом, удерживать в себе и не отдавать его. Продукт производства является для ребенка внешним объектом также, как и мать, в связи с этим возникает желание владеть им. Именно на этой стадии у ребенка формируется собственная картина мира, что определяется качеством интроецированного объекта.

Дворцовый комендант решил купить себе другой ковер и поехал домой к стрельцу, как только зашел он в светлицу и увидел жену стрельца, тут же позабыл обо всем, поразила она его своей ослепительной красотой. Комендант рассказал королю о стрельчихе, и он решил сам взглянуть на неё. Как только король увидел её красу необыкновенную, сразу же влюбился. Захотелось ему на жене стрельца жениться: «ей на роду написано быть королевою». Желание жениться на своей матери характерно для фаллическо-эдипальной стадии психосексуального развития. В период Эдипова комплекса сексуальное влечение мальчика направлено на мать, отец же, в свою очередь, воспринимается как конкурент, возникает желание устранить его. Король просит коменданта придумать как извести стрельца.

Комендант не мог придумать, как расправиться со стрельцом, и к нему на помощь пришла Баба-яга. Данный персонаж находится на границе мира живых и мертвых и является проводником в царство умерших. Можно сказать, что Баба Яга олицетворяет не просто смерть биологическую, а скорее символическую — посвящение во взрослую жизнь. Баба Яга является носительницей знаний и опыта. Она предлагает послать Федота в тридесятое царство за оленем «золотые рога». Мальчик в фаллической стадии развитии не может соревноваться с отцом в полной мере из-за размера его гениталий, они намного меньше, чем у взрослого мужчины. Рога оленя являются фаллическим символом, при помощи которых ребенок сможет реализовать свою фантазию о больших гениталиях. Жена стрельца помогает герою справиться с данным испытанием, просит своих слуг доставить оленя «золотые рога» из тридесятого царства.

Для Федота было приготовлено второе испытание: поди туда не знаю куда — принеси то не знаю что. В детстве ребенок воспринимает смерть как безвозвратную потерю, в связи с этим король не предпринимает прямых действий для расправы над стрельцом. Сознательная идея смерти, скрывает в себе бессознательное желание возвращения во внутриутробное состояние, лоно матери. Ребенок живет с представлением о бесконечности бытия. Ведь сама суть испытания будет связана с пребыванием в теле матери.

Жена вызвала своих слуг, но никто не знал о таком чуде. Тогда она дала стрельцу в дорогу ширинку и мячик и наказала, чтобы где бы он не был всегда вытирался ее изделием. Федот отправился на поиски загадочного предмета. Мячик привел его к большому дворцу, где его встретили три красивые девицы, по утру принесли они ему умывальню и полотенце, но стрелец его не принял, вытерся ширинкой жены и тогда девицы узнали рукоделие сестры. Ширинка переданная мужу является оберегом от совершения инцеста с членами родственной группы, так как муж отправился в чужое царство, место где он и повстречал свою суженную. Здесь же герой встречает свою тещу, и она активно принимается помогать Федоту, расспросила всех своих поданных, но никто не смог помочь в местонахождении данного чуда. Вдруг старая лягушка вызывается помочь стрельцу. Жаба в фольклоре ассоциируется с мудростью, матерью-землей, выступает как помощник при родах. Жабу считали символом матки. Именно женщины помогают герою справиться с данным испытанием, так как только они обладают знанием о таинстве зачатия и рождения.

Лягушка приводит героя к огненной реке, разделяющей мир живых и мир мертвых, сознательное и бессознательное. Она раздувается до огромных размеров перепрыгивает через реку и приводит героя к пещере. Данное действие повторяет процесс зачатия, Федот оказался в утробе матери, где исполняются все желания и удовлетворяются все потребности. Этим чудом оказывается не что иное, как источник изобилия пищи, то есть одна из форм источника жизни — Шмат-Наум. Герой просит Шмат-Наума присоединится к нему и пообедать вместе, так происходит встреча бессознательных желаний и сознания. После проявленной доброты Шмат-Наум соглашается служить герою. Лягушка является проводником, способная погрузиться в глубины бессознательного и снова подняться в сферу сознания. Таким образом, произошла символическая смерть — перерождение героя, теперь он встретился со своими желаниями и может ими управлять как взрослый зрелый человек.

Выйдя из потусторонней среды, Федот переходит от принципа удовольствия к принципу реальности — вынужден научиться представлять себе реальное положение вещей во внешнем мире и производить в нем реальные изменения. Шмат-разум предлагает стрельцу счастье добыть, разбивает на острове золотую беседку. К этому острову с моря подошли три купеческих корабля, везущие с собой различные диковинки. Шмат-разум попросил Федота поменять его на чудесные предметы, а он в свою очередь к нему обратно вернется. Три предмета повторяют в себе необходимые навыки и умения, которыми он должен обладать как взрослый мужчина: первый-маленький ящик с чудесным садом — способность преобразовывать окружающую среду, вторым предметом был топор – средство производства, с помощью которого строятся корабли, изготавливаются необходимые для жизни предметы, третья вещь — рог-фаллический символ, с помощью него можно собрать многочисленное войско — это способность отстаивать и защищать свои интересы, вступать в конкурентную борьбу.

По возращению домой, Федот просит своего слугу построить ему большой дворец, в своих владениях размещает большой красивый сад, строит множество кораблей и вызывает на службу многочисленную армию. Таким образом, он устанавливает свою власть отца, с которой ребенок не может соперничать. Желание ребенка жениться на своей матери разрушает его царство. Король погибает, но не в биологическом смысле, а в символическом — он просто вытеснят данный конфликт и забывает о травмирующих событиях, его претензии на мать прекращаются, и он подчиняется воле отца.

Студентка 1 курса, Микульшина Анна Юрьевна

Раздел «Статьи»

   Другие статьи преподавателей и студентов института:

   Психоанализ сказки о мертвой царевне и семи богатырях

   Психоаналитическое понимание сказки про Колобка

   Эссе на тему сказки «Красная Шапочка», на тему сказки «Синяя Борода»

   Психоаналитическое резюме на аниме Pandora Hearts

   Проекции и контрперенос в работе с подростком

   Сравнение отношения ко Злу/Тени

   Психоаналитическое эссе на тему сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

   Психоаналитическая интерпретация сказки «Медведь – липовая нога»

Помните ли Вы сказку о Царевне-лягушке?
На первый взгляд кажется, что эта хорошо знакомая русская сказка не имеет ничего общего с внутренним миром женщины.

Давайте попробуем вместе проанализировать символические слои сказки и посмотрим, какие важные истории жизни она нам расскажет.

  1. Стремление к социальному успеху как гиперкомпенсация отвержения в детстве.
  2. «Защитная шкурка» от обид и отвержения – «Лучше быть одной».
  3. Принятие себя и своего тела, становление женственности.
  4. Развитие Анимы и Анимуса во внутреннем мире мужчины и женщины.

Стремление к социальному успеху как гиперкомпенсация отвержения в детстве

Многие очень успешные женщины вспоминают, что в детстве отец игнорировал их, редко хвалил, мало уделял внимания, а иногда – так хотел мальчика, что и от девочки ждал «мальчишеских» игр и занятий.

В результате потребность получить внимание и признание отца стала реализовываться уже во взрослой жизни через социальный успех или через замужество с социально успешным мужчиной.

Все победы и достижения бессознательно адресуются внутренней фигуре отца: «Смотри, какая я! Гордись мной! Обрати внимание на меня!».

В конечном итоге все, что нам нужно – это любовь. Желание произвести впечатление, быть принятой кем-то, оцененной по заслугам как будто бы приближают на один шаг к любви.
Жажда любви, которой не хватило в детстве, может обернуться желанием «завоевать весь мир», чтобы доказать: «Я достойна любви».

Недаром в сказке отец Василисы Премудрой – Кощей Бессмертный. Вряд ли этот сказочный персонаж способен был на любовь, внимание и ласку. Злые волшебники — они другими делами заняты… Им нет дела до всех этих глупостей…

Вот и выросла Василиса и была наказана отцом, превращена в царевну-лягушку.
Попав в царский дворец, Василиса изо всех сил старается угодить царю – отцу Ивана.
И каравай испечь, и ковер выткать, и на пиру себя показать.
Бессознательное стремление быть лучше всех, победить других невесток в борьбе за любовь отца Ивана, позволяет ей показать свои таланты и умения во всей красе.

Любовь отца-Кощея Василисе уже не завоевать, но еще можно попытаться завоевать любовь отца-Ивана и так найти свое место в мире и в новом доме.

Потребность в любви никуда не исчезает. Фигура, к которой Василиса обращается с этой потребностью изменилась. Способы привлечь внимания стали другими.

Так на пути взросления потребность в любви создала Василису Премудрую из никому не известной девчонки Кощеева замка…

Важно понимать, что у каждого события и у любого жизненного опыта есть два полюса восприятия: что-то негативное и что-то полезное, ценное, что мы приобретаем.
Развитие внутренних талантов и качеств, развитие чувства внутреннего достоинства и принятия себя через социальный успех – это ценность такого жизненного опыта.
И, конечно – способ справиться.

Сказка показывает этот путь – возможность принять себя и свой успех, развивать свою самодостаточность и уверенность в себе, признать свою потребность в любви.

«Защитная шкурка» от обид и отвержения – «Лучше быть одной»

Василиса Прекрасная зачарована Кощеем и стала лягушкой.
Шкурка лягушачья скрывает ее истинную женственность, красоту, ум.

Эта метафора превращения Василисы в лягушку на символическом уровне может отражать возврат к первичным инстинктам самосохранения, к бессознательному желанию спрятать себя, не показать что-то такое, за что могут отвергнуть или уничтожить.

Лягушка живет на болоте в одиночестве (если не в изоляции от своего привычного мира). И только появление Ивана Царевича позволяет ей вернуться из болота в мир людей.

Но и тут она не сразу готова снять лягушачью шкурку. А лишь постепенно – по ночам, когда никто ее не видит – она превращается в Василису, чтобы наутро снова предстать перед людьми невзрачной лягушкой.

Очевидно, что лягушачья шкурка выполняет защитную функцию, прячет НАСТОЯЩУЮ Василису от глаз людей. И на то, чтобы полностью освободиться от чар, требуется время.

Она должна быть к этому готова – открыться, проявить себя, стать собой. Это период становления. Поспешные действия Ивана приводят к тому, то сожженная раньше срока лягушачья шкурка вынуждает Василису превратиться в птицу и улететь в царство Кощея.

И только после того, как Иван совершил подвиги, поумнел и набрался мудрости у Яги-Ягини, Василиса может вернуться к нему в своем истинном обличье.

В повседневной жизни часто бывает так, что женщина надевает на себя символически «защитную шкурку», чтобы не показать свою ранимость, уязвимость.

Иногда бывает легче «стать лягушкой», как будто бы заранее предполагая определенное отношение (и, возможно, отвержение), чем надеяться на принятие и потом остаться с разбитыми надеждами. Или напротив – внешне непривлекательный вид «отпугнет» нежелательные контакты, позволит остаться в одиночестве.

Такой процесс превращения может быть очень болезненным, если в его основе амбивалентные чувства – хочется нравиться, быть привлекательной, но внутренняя неуверенность заставляет ждать и бояться отвержения.

Уж лучше быть «одинокой лягушонкой на болоте», чем снова столкнуться с болью отвержения. Лягушачья шкурка, как броня, прикрывает от стрел обид и разочарований…

Сказка учит нас тому, что лягушачью шкурку можно сбросить, когда появится внутренняя готовность к этому. Уязвимость можно трансформировать во внутреннюю уверенность в себе, силу и самодостаточность. Тогда потребность в «шкурке» исчезнет сама собой…

Принятие себя и своего тела, становление женственности

Лягушачья шкурка не всегда становится защитной броней, которая спасает.
Иногда она может стать и тем, что ограничивает.

Непринятие себя, болезненная стыдливость, отвращение к своему телу тоже заставляют бессознательно «надевать лягушачью шкурку», и тогда она сковывает, придает неловкость, неуклюжесть, обостряет чувствительность и ранимость.

Кажется, что никто и никогда не разглядит в этом обличье истинную Василису…

В жизни ситуации непринятия тела, отвращения, стыда, чувство унижения, «грязи» может быть связано с тяжелыми эмоциональными травмами. И чтобы в реальной жизни произошло превращение, важна глубинная работа с травмой, которая освободит от прошлых ран и позволит снова стать собой.

Когда стягивает лягушачья шкурка непринятия себя, легко забыть, что внутри каждой из нас живет Василиса Премудрая и что каждая из нас так много всего умеет делать. А самое главное – представляет настоящую подлинную ценность – для себя, своих близких и для мира.

Вот в такие моменты – утраты своей подлинности и ценности – и бывает горше всего. В такие моменты другие люди отвергают. Из бессознательного страха «заразиться отвержением».

Недаром в психологии сказки стали инструментом для самопознания и внутренней трансформации. Именно эта сказка прекрасно работает на принятие себя и своей женственности.

Я предлагаю вам простое упражнение по мотивам этой сказки, которое Вы можете выполнить самостоятельно.

  1. Вспомните фразы, слова нелюбви, отвержения, которые Вы думаете или говорите по отношению к себе.
    Выпишите их на отдельный листок. Не пора ли их сжечь как лягушачью шкурку?
  1. Напишите 21 фразу – за что Вы любите себя и за что благодарите.
    Готовы ли Вы позволить расцвести лучшему внутри Вас?

Развитие Анимы и Анимуса во внутреннем мире мужчины и женщины

Красота сказок в том, что каждая сказка содержит много слоев смыслов, много символических уровней. Итак, сказка о Царевне-Лягушке вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд. Она служит прекрасной метафорой ранимой женственности, процесса самораскрытия женщины и принятия себя.

Каждая сказка многомерна. И в этой сказке тоже есть как минимум еще один уровень.

Взаимодействие Лягушки и Ивана-Царевича символически отражает развитие и гармоничный баланс Анимы и Анимуса во внутреннем мире женщины.

  • Анимус – это мужская энергия, роли и функции, которые развиваются внутрипсихически, а потом проявляют себя во внешнем мире и в отношениях с мужчинами.
  • Анима – женская энергия во внутреннем мире личности.

Внутренний баланс Анимы и Анимуса позволяет женщине создавать гармоничные отношения с мужчиной.

Если проследить, как шаг за шагом меняются восприятие себя и действия Лягушки-Царевны и Ивана-Царевича, можно увидеть определенные этапы развития Анимы и Анимуса.

В самом начале – Лягушка на болоте, в слиянии с Матерью-Землей. Это образ девочки в женском мире. Она постепенно взрослеет, начинает проявлять интерес к «большому миру».

И тут на болото прилетает стрела Ивана Царевича – символ маскулинности, мужественности. Поймав такую стрелу, Лягушка отправляется в большой мир, как будто бы символически переходит из мира матери и ее дома в мир мужчины и его дома.

И это следующий этап развития женственности. Юной девушке хочется нравиться, но она не полностью в себе уверена, она не раскрывает всех своих качеств, боится отвержения, ей нужна лягушачья шкурка, которая защищает от опасностей отвержения. Вместе с тем она готова побороться за свое место в новом мире, показать, чего она стоит.

В жизни юные девушки стараются соответствовать требованиям моды, своего круга, ожиданиям молодых людей. Важно быть принятыми и оцененными по достоинству.

Как в сказке поспешные действия Ивана–Царевича спугнули Василису, которая еще не была готова проявить свою силу – так и в жизни случается, что раны сердца закрывают дверь в будущие отношения.

Может случиться так, что первый опыт отношений будет не очень удачным. Бессознательно женщина откажется взаимодействовать с мужчинами, закроется от отношений («возвращается в замок Кощея»). Зрелость и опыт говорят: «Даже не пробуй, если не хочешь новой боли».

Параллельно образ Ивана тоже претерпевает изменения. И можно увидеть, как из инфантильного мальчика он становится взрослым, зрелым мужчиной, который понимает, что всему свое время что важно учитывать чужие желания и потребности, а не только следовать своему «хочу».

Детское стремление «похвастаться» Василисой перерастает в глубокое чувство и принятие ее особенностей. Ведь только повзрослевший Иван Царевич смог вернуть себе истинную Василису, сжечь ее шкурку навсегда.

В сказке он проходит длинный путь к Замку Кощея. Перед тем, как освободить Василису навсегда, он учится справляться со своими страхами, учится расставлять приоритеты и не следовать первому желанию, учится видеть чувства других, учится состраданию и мудрости.

Во внутреннем мире человека Анима и Анимус проходят все этапы развития и интеграции ПРЕЖДЕ ТОГО, как в реальной жизни женщина будет готова к отношениям.

И в этом смысле сказка может быть тем самым целительным средством, которое позволит пройти путь интеграции быстрее и легче. Стыдливость, ранимость, чувство уязвимости, страх отвержения растворяются в сказке, трансформируются в принятие себя…

Для того, чтобы вовсе не в сказочном, а в реальном мире женщина могла могла принять себя, открыться для новых отношений и создать гармоничную семью.

Психоанализ сказок типа «Царевна-лягушка»

6 мая 2018 14:45

Ещё пара сказок — и всё :)

Из книги Максима Максимова «Не только любовь».  

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА: УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ

Все волшебные сказки кончаются благополучно. Для ребёнка очень важно быть уверенным в том, что и у него всё в жизни сложится хорошо. Один из самых мучительных вопросов для него — сможет ли он когда-нибудь стать взрослым. Научится ли он делать все те замечательные волшебные вещи, которые умеют делать взрослые? Научится ли он любить? Этой теме посвящён цикл сказок о Царевне-лягушке. Эти сказки бывают для мальчиков и для девочек. 

Для начала я вам расскажу сказку из этого цикла, которая нравится мне одним замечательным жестом идущим из самой глубины души. Эта сказка называется «Золотой шар». 

Молодая принцесса играет со своей любимой игрушкой — золотым шариком. И тут шарик закатывается в колодец. Молодая принцесса сидит на краю колодца и горько плачет. И вдруг из колодца появляется лягушонок.
— Я тебе помогу, — говорит лягушонок, — но за это ты должна выполнить три моих условия: ты будешь есть со мной из одной тарелки, сидеть со мной на одном стуле и спать со мной в одной постели. Принцесса так горюет по своему шарику, что тут же соглашается на все условия, а там будь что будет. Лягушонок достает из колодца шарик, и счастливая принцесса убегает во дворец. А там уже накрыт стол, за столом сидят король с королевой и поджидают принцессу. Начинается обед, но вдруг за дверями слышится какой-то шум, суета, перебранка слуг. И король посылает узнать, в чём дело. Оказывается, пришёл лягушонок и требует, чтобы его впустили. Принцесса делает вид, что она ничего не знает, это её не касается. Но, в конце концов, ей приходится во всём признаться. Как же, говорит отец, обещала, надо выполнять. Лягушонка приводят в трапезную, и он садится в тарелку к принцессе. Бедная принцесса! Представьте себе лягушку в вашей тарелке. Кончается обед, принцесса садится на диванчик, а лягушонок шлёп-шлёп — рядом с ней. Принцесса вне себя — лягушонок ей отвратителен. Но тут снова вступается отец: «Своё слово надо держать. Обещала — теперь терпи». Наступает вечер. Принцессу укладывают спать на шёлковые простыни. Лягушонок, конечно, прыгает к ней в постель. Но вот этого уже принцесса не может выдержать. Переполненная ужасом и отвращением, она хватает лягушонка и с размаху швыряет его в стенку. И тут происходит чудо: лягушонок превращается в прекрасного принца. 

Эта сказка не самая лучшая из цикла «Царевна-лягушка», поскольку обычно в сказках этот период превращения лягушонка в прекрасного принца длится значительно дольше, иногда даже сотни лет. И время это наполнено серьёзными событиями в жизни возлюбленных. Героиня пройдет через многие испытания, пока наконец не полюбит лягушонка настолько, что он превратится на её глазах в прекрасного принца. Но эту сказку я люблю вот за этот очень естественный, очень человеческий жест. Я говорил уже в начале, что сказка выбирает в качестве жениха или невесты какое-нибудь очень противное животное: это может быть лягушка, змея, свинья, крокодил, которое должно у данного народа означать что-то грязное, противное, вонючее. 

Интересный мотив сказок этого цикла — роль взрослых, пожилых женщин. Обычно это они любят выспрашивать у принцессы подробности её личной жизни. Основная тема этих обсуждений — что-то вроде «все мужчины свиньи» или «все женщины — змеи». И это они очень любят давать молодым советы, как надо вести себя с возлюбленным. И всякий раз, когда молодая принцесса следует этим советам, прекрасный принц исчезает.

Таким образом, сказка в конкретных образах и поступках помогает ребёнку освоиться с этой новой для него задачей — научиться любить. То есть, найти в страшном, незнакомом человеке возлюбленного. Но для этого и самому надо вырасти, подняться на следующую ступеньку, перешагнув через все испытания, которые сказка настойчиво подкладывает нам на пути. Только с высоты этой новой ступеньки мы сможем понять, что в человеке чудесно уживаются и низменные, животные, глубинные инстинкты, и прекрасные, возвышенные порывы. И полюбить — это полюбить человека целиком. 

Не надо думать, что свинья или крокодил — обязательные атрибуты только мужчины. Для юноши не менее страшными и пугающими могут представляться свинские и крокодильские инстинкты молодой девушки. Эти страхи, связанные с подготовкой к вступлению в брак, одинаковы для обоих полов. Поэтому мы встречаем и царевен-лягушек, и королей-лягушек. 

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

Царевна-лягушка

От автора: в этой статье я даю интерпретацию основным символам в «сказке о Царевне-лягушке»: стрелы, лягушечья кожа, образ «дурака» с точки зрения экзистенциального значения; рассказываю о выборе образцов жизненного сценария, о трёх «модусах» существования в мире
Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.

Сказка -ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок!

Психоанализ сказки о Царевне лягушке

Сказочный мир — это мир счастья, чудес и волшебства, мир, в котором нет ничего невозможного. Тем не менее, в любой сказке всё происходит по опреде­ленным правилам. Зачастую все люди счастливы одинаково (в любви, в доверии и добрых отношениях с другими, основанных на паритете и уважении), но каждый несчастлив по-своему. В сказке о Царевне-лягушке до нас доходит метаморфоза о счастливом преображении Лягушки в Царевну. Автор этой сказки, народ, повествует о выборе одного из образцов жизненного сценария трёх братьев. Запуск стрел – символичный выбор, который совершает каждый человек на своём пути, вступая во взрослую жизнь. У каждой личности при расставании с детством возникает проблема идентичности: на кого становиться похожим? Это обусловлено выбором пути, выбором между прошлым (доиграть генетическую роль в детско-родительском сценарии) и будущим (написать свой сценарий)! Подробнее о проблеме выбора ( «чем обусловлено расщепление личности?) в статье: Тёмная и светлая сторона личности. Джекил и мистер Хайд.

С одной стороны, выбор пути – это проблема личности. Проблема решения личностного характера – это и философско-экзистенциальный вопрос приобщения к одному из трёх модусов существования. Поэтому каждого человека в своих взглядах на мир можно отнести к одному из трех образцов, или архетипов. Буквальное значение первого модуса – «мир вокруг»; это биологический мир, который в наше время обычно называют окружающей средой. Второй модус означает «с миром»; это мир человеческой популяции, среди которых личность выделяет близких людей. Людей кровного родства, или родства «по духу». И третий модус относится к индивидуальности человеку, или «собственный мир»; это мир истинного Себя. На физическом, объективном уровне, жизнь человека имеет много особенностей, неожиданных поворотов судьбы. Взаимодействие с «миром вокруг» по 1-му модусу обусловлено простыми поведенческими рефлексами: стимул-реакция.

Стрелы – это наши устремления, желания

В сказке три брата пускают стрелы. Стрелы символически выражают их устремления, поиски счастья, связанные с тем, что важно по их представлениям. Братья ищут то, ради чего стоит жить и бороться, завоёвывать место под солнцем. У каждого из них свои принципы и свои отношения с миром, поэтому и невеста каждому отведена по его духу. В Ветхом Завете деяния божьи названы метафорично сыновьями колчана (место, которое содержит стрелы, у человека – ассоциация с его разумом). Что примечательно, в сказке стрелы пускаются вслепую, что означает инстинктивное, богом данное устремление к психологическому выживанию. Если у человека нет экзистенциального запроса в жизни, он обречён на гибель, или, как принято называть в кругу психологов «стремление к смерти», «психическое выгорание».

Таким образом, выбор невесты обусловлен внутренней позицией стреляющего по своему уровню сознания. Согласно определённой психической модальности и детско-родительским установкам, герои находят себе невесту. Дома невест символизируют модель новой семейной жизни, а их союз, помолвка – узы судьбы, которые имеют характер долгосрочных отношений, представляющих собой кодекс прав и обязанностей жениха и невесты. Старший сын женится на купеческой дочери, главный смысл такого выбора – устремление к личной выгоде, приобретению, выгодной сделке, обогащению. В представлениях старшего брата хорошо отражены интересы мещанства, главным девизом которых становится: приобрести, накопить, иметь.

Средний сын женится на боярской дочери. Мотивы среднего сына – статусность, слава, признание и уважение, власть. И в том и в другом случаем главные устремления героев – это поклонение Мамоне – материальные богатства и всевозможные почести. Ни старшая, ни средняя невестка не угодили царю-батюшке. Ни сшитые ими рубашки, ни хлеб никому не пришлись по вкусу. Отсюда мораль: для того, чтобы что-то получить, приобрести в отношениях, нужно и самому послужить. Причём, послужить самоотверженно, соприкасаясь с трудностями, пробуя и ошибаясь.

В сказке хорошо описан пример со старшими братьями, которые остались доигрывать генетическую роль родителей. Они остаются в том статусе, в котором родились и будут продолжать уклад и традиции своего семейства в этом же духе. То есть прикладывая минимально своих усилий, личного устремления и индивидуальности. Это жизнь обывателей, которые не способны выйти за рамки и творить чудеса. Так, в сказке, когда их невесты являются перед царём-батюшкой, происходит следующее: «Старшие невесты пошли танцевать, мах­нули левыми руками — гостей забрызгали, махнули правыми руками — кость царю прямо в глаз попала». Эти герои на протяжении сказки живут чужой жизнью: «жизнью своих родителей» — жизнью родительских установок, поэтому внутренне они не меняются. В их случае мы наблюдаем философию агностицизма, когда жизнь непознаваема, поэтому нужно следовать нормам и традициям, которые уже существуют. Возможно старшие братья и ощущают внутренне стремление что-либо изменить, поэтому их невесты пытаются повторить за Царевной-лягушкой. Но их действия нелепы и разобщены, далеки от чуда. Для того, чтобы сотворить чудо, подвиг, необходимо знание, мудрость, щедрость и самоотверженность. Поэтому мы видим, что они соответствуют своему уровню – ни выше: купеческая и боярская жизнь на основе приоритетов мещанства и накопительства, жизнь по шаблону, кальке им походит.

«Шкура» – трансформация, преображение.

Понятие «шкуры», «шагреневой кожи», «волк в овечьей шкуре» очень символичны. Надевая «другую шкуру», пробуя себя в иной роли, в новом репертуаре, амплуа, человек подвержен мистификации. Сначала он инициирует себя, примеряет этот образ, а потом идентифицируется с ним. По каким-то признакам или причинам в его душу заселяются интроекты «шкуры», новые качества. Он срастается со своей-чужой «шкурой». Поэтому шкуру иногда так сложно отодрать, она, порой, отходит болезненно, вместе с кожей.

В случае Василисы из сказки мы видим интересную ситу­ацию. Она оказывается Премудрой-прекрасной, хотя поначалу предстаёт перед нами в совершенно неприглядном виде, в виде лягушки, и Иван-Царевич, младший сын, стыдится своей невесты: «Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой». Но лягушка оказалась не простая, а способная в преображённом облике творить чудеса: «Махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди…». Итак, в сказке показано, что за обыденностью и неприглядностью лягушки (невзрачностью семейной жизни) стоит величайший подвиг женской самоотдачи, мастерства, женской мудрости. Образ прекрасной Василисы олицетворяет достойную жизнь Ивана. Не гордая и не кичливая, она творит свой подвиг втихую: «Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь.

Василиса Премудрая ударила в ладоши и крикнула:

— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки».

По русской пословице говорят, что «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Жизнь Царевны-Лягушки – это целеустремлённый поиск счастья через «тайное» знание, которое позволяет облагородить жизнь свою и её спутника. Осталось ответить на вопрос: почему при первой встрече с Иван –Царевичем Василиса открывается герою в образе лягушки? Скорее всего мудрый автор, народ, использовал предсказание: не главное то, что снаружи – главное – то, что внутри, суть человеческая. Подлинно, аутентично то, что сокровенно. И это стоит дорого, несмотря на образ уродливой лягушки. За настоящей, преображённой Василисой, Иван-царевич отправляется за тридевять земель, чтоб «добыть», «достать» кощеево яйцо (символ бессмертия и возрождения). Именно это и цениться. За добро, добром платят. Сначала Царевна-лягушка служит Ивану, а потом он сам достигнув «прозрения» отправляется на поиски Василисы (счастливой жизни). Обратив внимание на внутренние качества женской природы своей невесты, герой понимает, что терпение и вера в другого человека помогают творить чудеса.

Образ «младшего сына», «Дурака» и простофили

Иван-царевич в результате становится русским героем. Героем его делает опыт, закаляют испытания и трудности. Прозрение и экзистенциальный опыт «теизма» Ивана-Царевича, веры без оснований, более ценен, чем «поиск счастья» его братьев на поприще богатства и славы. Здесь соприкасаются два мира: «Мир идей» и «Мир вещей», о которых я уже говорила ранее.

Испокон века желание более глубоко изучить смысл своей жизни, выйти за грань мира внешнего, изучить суть вещей и явлений, встречалось с насмешкой, иронией. Таких людей называли дураками, простофилями. Ведь по этому поводу существует даже научная концепция: «агностицизм» о том, что мир непознаваем, в принципе. В лучшем случае, люди не могли простить таким людям инаковость. Поэтому в сказках обычно такого героя нарекают «Дураком», простофилей. Что на самом деле, тоже символично, ведь дурак — это сам ищущий, который якобы сам не понимает, что он на самом деле ищет и почему это делает. Но «дурак» — не невежа! Он просто задаётся новыми вопросами и ставит перед собой новые задачи. Главный герой «срывает» стереотипы, маски, шкуры – отбрасывает всё лишнее. В конце концов «Дурак» недоумевает: «Если любовь к деньгам и славе, сытая жизнь в почестях и достатке считается нормальной, то почему более глубокие стремления познания жизни через опыт и испытания не воспринимаются как являющиеся более достойны качества человека?»

Царевна-лягушка

Главная героиня, Василиса Премудрая появляется перед нами из Царевны-лягушки. Она принадлежит к Тридесятому царству. Это царство смерти и воскресения – одним словом, духовный мир героев.

Природа лягушки символически связана со смертью и воскрешением. Ведь осенью она погружается в состояние летаргии, спячки (метафорично умирает), а весной снова просыпается (воскресает). В этой сказке преображение царевны в лягушку символично. Это означает маленькую психическую смерть, трансформацию, переход в иное состояние. В Индии лягушка считается великой певицей Матери-Земли. Оказывается, что пение лягушки предвещает возобновление жизни. В мифах образ лягушки — опора Вселенной, ведь её стихия — вода. В воде она научилась приобретать температуру окружающей среды (подстраиваться к изменчивым условиям окружающей среды). Лягушка умеет дышать и в воде, и на земле. В процессе своего развития она приобретает «интуицию» из ощущений в плоскости познания. Ведь вода — символ неосоз­нанного, эмоций, связанных с теми аспектами души, которые невозможно обнаружить, не прочувствовав изнутри, и только лишь потом объек­тивизировать, выплеснув наружу.

Василиса Премудрая заколдована. Она находится в «коже лягушки». Потеряв свою лягушечью кожу, она уходит в другой мир, духовный мир, мир, оторванный от реального. С этого момента начинается и трансцендентный поиск Иван-Царевича. Отправившись на поиск своего духовного «Я», где в человеке воссоединяются Анимус и Анима, Иван-Царевич проходит внутреннюю трансформацию, совершает движение по вертикали. Философия этого подвига в том, чтобы завоевать внутреннее пространство, сделаться лучше, найти себя, приоб­рести высшие качества души.

Выводы. Итоги. Ценности.

В начале пути в сказке о Цареве-лягушке три брата совершают свой выстрел из лука. Их выстрел символичен и обрастает намерениями. Но Великое и Прекрасное откроется лишь тому искателю, который рассчитывает на духовный поиск, не боится перемен, стоек духом. Абсолютная истина находится внутри человека – это счастье, которое рядом, оно неприметно (как лягушка) и одновременно — в Тридесятом царстве (Василиса, Царевна). Поэтому иногда на его поиски уходит целая Жизнь. Мудрость и добродетель искателя всегда находятся рядом, стоит попросить, чтобы они открылись через других, через различные ситуации и свершения. Но при этом человек должен «обнулить информацию», стать «просвещенным дураком», обнаружить свет Платона, Иисуса, Махатмы Ганди, Джордано Бруно, Гаутамы Будды или Конфуция. Только тогда возможно повторить их подвиг, повторить их веру, которую ухе невозможно будет потерять. У Иванушки дурочка это вышло.

Мудрость можно обрести благодаря внутреннему поиску, в процессе которого мы открываем внутри самих себя «друзей и врагов», то есть, свои достоинства и недостатки. Но при этом сердце героя должно быть добрым и совесть чиста. Честность и щедрость — это необходимый атрибут высокого уровня сознания. Кстати, именно поэтому и нарекли его дурачком: Иван был бескорыстным и правде служил. Когда поступаешь в духе справедливости, все в выигрыше, чего многие не поймут. Испокон веков на Руси завелось, что блаженных всегда дураками называли, потому что до их уровня ещё не доросли. Путь философии — это путь непре­кра­щающихся трансформаций: движение от жизни к смерти, от одного воскресения к следующему, каждое из которых приносит с собой еще одно «кощеево яйцо» мудрости, являясь шагом, приближающим нас к истине.

Всех желающий приглашаем на курс Сказкотерапии:для родителей, которые хотят наладить взаимоотношения со своим ребёнком при помощи языка сказок, методик и упражнений + для психологов, которые могут использовать практикум в своей работе.

Автор — Бакаева Лалена Фаридовна

https://www.b17.ru/article/59035/

  • Психоанализ сказки аленький цветочек
  • Прядильно ткацкая как пишется
  • Психические расстройства рассказы людей
  • Прядет пряжу как пишется
  • Психически нездоровый как пишется