Психокоррекционные сказки создаются чтобы

Сказкотерапия как метод психологической коррекции 

  • Сказкотерапия – как работает этот метод?
  • С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?
  • Виды психотерапевтических сказок
  • Сказкотерапия в практике психолога
  • Принципы и методы работы сказкотерапевта
  • Результаты применения сказкотерапии

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помогает разговорить даже застенчивого ребенка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты у детей и взрослых, увидеть скрытые страхи и понять, какая проблема нуждается в психокоррекции.

В этой статье мы расскажем об этом направлении, о его принципах, методах и проблемах, которые оно может решить.

Сказкотерапия – как работает этот метод?

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказкотерапия – это метод, который помогает ребенку (или взрослому) сконцентрироваться на своей проблеме. При умелом применении сказкотерапия способна дать психологу ясные маршруты в коррекции поведения, при терапии депрессивных состояний у пациентов.

В каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила в жизни пациента. Герои наделены характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение. Такая терапия проводит связь между событиями, которые происходят в сказке, и реальностью, переносит волшебство в обычную жизнь.

Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Малыш встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.

С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.

Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления малыша. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.

Если попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навык письма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики, усидчивости и внимательности.

Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.

Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.

Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:

  1. При трудностях в общении в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.

  2. При возрастных кризисах ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.

  3. При внутренних переживаниях в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».

  4. При тревогах и страхах необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.

Виды психотерапевтических сказок

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Существует пять основных видов сказок:

  1. Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультировании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычно после прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.

  2. Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способные повлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.

  3. Психотерапевтические сказки обладают наибольшей эффективностью, это мудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе, к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи и фобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.

  4. Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка. Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести в себе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении и обсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с агрессивными взрослыми и гиперактивными детьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.

  5. Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя, они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента на психотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления, мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.

Сказкотерапия в практике психолога

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Эффективность сказкотерапии зависит от верно выбранного жанра (и включенной в рассказ метафоры). При выборе терапевт опирается на возраст слушателей, на их интересы и убеждения, на характер имеющихся трудностей.

Сказки в психотерапии применяются:

  • в диагностике, задачей которой будет определить главные жизненные сценарии пациента, его поведенческие особенности, способности и мироощущение;
  • в психотерапии, задачей которой будет решить имеющиеся психологические проблемы и закрепить новую модель поведения;
  • в прогностике, задачей которой будет помочь пациенту осознать влияние его нынешнего поведения на будущие события.

При терапии используются следующие действия:

  • чтение или пересказывание сказки;
  • обсуждение существующей сказки;
  • придумывание собственного рассказа/сказки;
  • рисование, лепка, аппликация сказочных событий или персонажей;
  • инсценировка или театральная постановка по мотивам сказки.

Принципы и методы работы сказкотерапевта

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказкотерапевт выстраивает свою работу с детьми в соответствии с принципами:

  • рассказ должен быть эмоциональным;
  • ребенок, слушая, должен видеть выражение лица рассказчика, его эмоции и жесты;
  • рассказывать сказку нужно ровным, певучим голосом, используя повторы;
  • сказка не должна содержать слишком длинные паузы;
  • рассказ должен подразумевать вероятность нескольких вариантов решений и ответов на вопросы;
  • актуальные проблемы шифруются в тексте при помощи образов и метафор;
  • герои должны быть явно положительными и явно отрицательными;
  • во время чтения необходимо следить за поведением и эмоциями слушателя и уметь верно их истолковать.

Полноценно изучить все эффективные методы и приемы сказкотерапии можно на нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Вы не только приобретете полезные знания, но и получите право применять их в практической работе психолога.

Результаты применения сказкотерапии

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Первые представления о добре и зле, справедливости и обмане мы черпаем из сказок. Добрые истории и полюбившиеся сказочные герои помогают маленьким детям стать смелыми и выносливыми. Лечение при помощи сказки дает своим пациентам альтернативную стратегию поведения, которую они могут принять или отвергнуть.

Все мы разные, один малыш склонен фантазировать, другой любит бегать и прыгать, третий часами просиживает за лепкой зверюшек или конструированием кукольного домика. Комбинируя различные техники, опытный сказкотерапевт может помочь каждому малышу пережить и понять множество ситуаций, с которыми он уже столкнулся или неизбежно столкнется в зрелом возрасте.

Мы привыкли рассматривать сказку как развлечение, как способ расширить кругозор, но в психологии сказке дается гораздо большая роль и значение, ведь она:

  • может решить многие жизненные задачи и ответить на внутренние вопросы;
  • развивает мыслительные процессы, совершенствует память, логику, внимание;
  • способна передать из поколения в поколение понятия справедливости, доброты, любви, верности;
  • дает возможность выявить забытые детские психологические травмы;
  • эмоционально насыщает личность, вызывает искренние переживания;
  • способна изменить поведение человека.

C:Users309PicturesШаблоныf8ec9843e0d0fdb971bfb7407a241d96.jpgC:Users309PicturesШаблоныf8ec9843e0d0fdb971bfb7407a241d96.jpg

Консультация для педагогов:

«Сказкотерапия – искусство создавать сказки»

Сказка, неизменный спутник детства. Она оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов, способствуя возникновению новых мотивов деятельности ребенка. Сказка может оказывать влияние, как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Помните: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”?

Сказкотерапия – метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку. Что может более соответствовать природе дошкольника, чем сказка?

Занятия по сказкотерапии выполняют несколько функций.

Прогностическая и диагностическая. Сказки позволяют узнать о человеке, его проблемах, выявить характерные черты личности, понять его жизненные ценности.

Развивающая направлена на развитие индивидуальности, формирование у ребенка творческих способностей, социально – адаптивных навыков, а так же обучение и воспитание чемулибо.

Коррекционное (терапевтическое) воздействие сказок влияет на поведение и мировоззрение ребенка, преодоление его психологических проблем.

В сказкотерапии применяют пять видов сказок:

1. Художественные сказки. К художественным относятся народные, авторские художественные сказки, а так же притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы.

Именно из них ребенок узнает, что жизнь это активное противоборство двух важных элементов: зла и добра. Причем добро всегда вознаграждается, а зло – непременно наказывается. Сказка дает возможность войти “внутрь жизни”, “пережить кусок жизни”. В процессе этого переживания создается определенное отношение и моральные оценки, которые для ребенка имеют большую силу, чем оценки, сообщаемые и усваиваемые.

Какие сказки выбрать для ребенка, чтобы подкорректировать его характер? Из богатейшей фольклорнолитературной сокровищницы выбирайте именно те, которые покажутся малышу понятными и близкой по проблематике. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку “Заяцхвастун”, легкомысленному и шаловливому “Приключения Незнайки”, эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку “О рыбаке и рыбке”, а робкому и пугливому – “О трусливом зайце”. Иногда смысл сказки становится понятен не сразу. Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки.

2. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. При этом абстрактные неодушевленные предметы (игрушки), символы (цифры, буквы, звуки) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаютсяучебные задания.

Создается такая сказка по следующему алгоритму:

  • Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.
  • Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
  • Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

Так обучающий материал, помещенный в волшебную, сказочную обстановку становится близким и понятным, запоминают его дети гораздо быстрее. Заинтересованность малышей повышает мотивацию к учебному процессу, является стимулом для выполнения учебных задач. Сочинение дидактических сказок требуют времени, запаса фантазии, умения видеть особенности обыденных предметов которые нас окружают. Но их можно найти и среди произведений детских писателей. Например И.Токмаковой “А может ноль не виноват”, Э.Александровой и В.Левшина “В лабиринте Чисел: Путешествие от А до Я со всеми остановками”, К.Шевелева “Ювентик в стране чисел и цифр”, “Приключения треугошив стихотворениях В.Берестова и Ю.Тувима.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Используются такие сказки для корректировки тех или иных черт характера. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство.C:Users309PicturesШаблоныf8ec9843e0d0fdb971bfb7407a241d96.jpg

Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок«, проиграть ее с помощью кукол, песочницы и миниатюрных фигурок. Сочинение сказочных историй позволяет определить эмоциональные проблемы ребенка и одновременно они являются и одним из способов их решения.

Создать психокоррекционную сказку нетрудно.

Алгоритм сочинения лечебной сказки.

  • В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. (придуманная сказка может даже начинаться со слов: «Жилбыл мальчик, очень похожий на тебя…»).
  • Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  • Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка (он тоже чегото боится, чувствует себя одиноким и. т. п.).
  • Герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить её к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуацииНаша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.

4. Психотерапевтические сказки. Такие сказки чаще всего применяют психологи и психотерапевты в работе со взрослыми. К ним относят “сказки, врачующие душу”. Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смысла происходящих событий и проблемных ситуаций. Психотерапевтическая сказка может помочь изменить отношение окружающих людей к человеку, помочь им увидеть скрытые положительные стороны души. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют “традиционносчастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. К психотерапевтическим сказкам можно отнести некоторые авторские сказки, например, Г.-Х. Андерсена (“Гадкий утенок”, “Дюймовочкаи другие).

5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Такие сказки, направлены на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас«. Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.

Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев. Характер этих сказок – путешествие. Для того чтобы создать такую сказку, необходимо вспомнить ситуацию, когда мы чувствовали себя счастливыми, спокойными, радостными. И далее формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создать положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильнокинестетические образы).

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги.

Издавна житейский
опыт передавался через образные истории.
Однако опыт опыту рознь. Можно просто
рассказать историю, которая недавно
произошла. А можно не просто рассказать
интересный сюжет, но и сделать
определенный вывод, или задать вопрос,
который бы подтолкнул слушателя к
размышлениям о жизни. Именно такие
истории являются особенно ценными,
терапевтическими.

Именно они являются
основой сказкотерапии. В обычаях,
сказках, мифах, легендах описаны основы
безопасной и созидательной жизни.
Главное — заронить в душу ребенка зерно
осмысления. А для этого необходимо
оставить его с вопросом внутри.

Как строился
сказкотерапевтический процесс в далекие
прежние времена?

Дети забирались
на печку и слушали сказку, девушки
пряли кудель и

рассказывали
истории: И копились, копились истории
в памяти. Накапливались знания о жизни,
создавая в бессознательном запас
жизненной прочности, пробуждая скрытые
силы, формируя желания и планы. Так и
сегодня мы передаем детям знания о
жизни, рассказывая сказки. Но часто мы
ошибочно полагаем, что возраст сказок
проходит. Он не проходит, если к
сказкам подходить осмысленно.

Современному
ребенку мало прочитать сказку, раскрасить
изображения ее героев, поговорить о
сюжете. С ребенком третьего тысячелетия
необходимо осмысливать сказки, вместе
искать и находить скрытые значения и
жизненные уроки. И в этом случае сказки
никогда не уведут ребенка в реальность.

Наоборот, помогут
ему в реальной жизни стать активным
созидателем. Когда начинаешь разгадывать
сказочные уроки, оказывается, что
сказочные истории содержат информацию
о динамике жизненных процессов. В
сказке можно найти полный перечень
человеческих проблем и образные способы
их решения. Слушая сказки, ребенок
накапливает в бессознательном некий
символический ‘банк жизненных ситуаций’.
Этот ‘банк’ может быть активизирован
в случае необходимости, а не будет
ситуации — так и останется в пассиве.
И если с ребенком размышлять над
каждой прочитанной сказкой, то
знания, зашифрованные в них, будут
находиться не в пассиве, а в активе,
не в подсознании, а в сознании. Тем
самым удастся подготовить ребенка к
жизни, сформировать важнейшие ценности.

Чтобы разгадывать
сказочные уроки взрослым не обязательно
все знать

заранее.
‘Разгадывание’, ‘расшифровка’ — это
живой творческий процесс,

совместная радость
мышления и познания. Ведь на самом
деле, именно

сомышление,
сопознание, сотворчество с взрослым
является основной движущей силой
развития ребенка. Поэтому сказкотерапия
определятся как процесс образования
связей между сказочными событиями и
поведением в реальной жизни, как
процесс переноса сказочных смыслов в
реальность.

2.5. Пути использования
сказкотерапии.

Идея сказкотерапии
в её общенародном понимании примерно
такова:

терапевт, зрящий
в ядро проблемы, сочиняет сказку, в
которой предлагает и

(или) внушает
метафорическое решение этой проблемы.
Но сказка может быть использована и
для того, чтобы:

1) предложить
ребёнку способы решения конкретной
проблемы;

2) сказка даёт
великолепный общий язык для взрослого,
работающего с

ребёнком. Обычно
они разговаривают на разных языках.
При этом двуязычен скорее ребёнок, а
проблемы с общением есть скорее у
взрослого. Язык сказкиих сближает;

3) сказка более
информативна, чем обычная стиснутая
речь. Она не

выдаёт свои
положения за что — то более серьёзное,
чем символы, метафоры и аналогии;

4) сказка
способствует пробуждению детских и
творческих сил в самом

терапевте. Она
активизирует понимание и работу на
уровне интуиции,

архетипов (формы
поведения, режим функционирования
душевных сил, похожие на инстинкты,
смысл и значение которых выражается
в реальных образах и действиях),
первого впечатления;

5) сказка несёт
свободу;

6) важной чертою
сказки является то, что в ходе её
происходит

трансформация.
Некто маленький и слабый вначале к
концу превращается в сильного, значимого
и во многом самодостаточного.

2.6. Сказкотерапия
как воспитательная система

органичная
внутренней природе человека.

В последнее
время термин ‘сказкотерапия’ все
чаще посещает

специальные
издания. Когда говорят о том, что
сказкотерапия — это лечение

сказками, имеется
в ввиду совместное с клиентом открытие
тех знаний,

которые живут в
душе и являются на данный момент
психотерапевтическими.

Сказкотерапия
— это процесс поиска смысла, расшифровки
знаний о мире и системе взаимоотношений
в нем.

Сказкотерапия
— это процесс образования связи сказочными
событиями и поведением в реальной
жизни. Это процесс переноса сказочных
смыслов в реальность.

Сказкотерапия
— это и процесс объективизации проблемных
ситуации.

Сказкотерапия
— процесс активизации потенциала
личности.

Сказкотерапия
— процесс всестороннего образования и
воспитания.

Сказка —
волшебство, а волшебство — это еще и
превращение.

Волшебство
происходит внутри, постепенно улучшая
окружающий мир. В этом смысле
сказкотерапия — процесс улучшения
внутренней природы и мира вокруг.

Сказкотерапия
— это еще и терапия средой, особой
сказочной обстановкой, в которой могут
проявиться потенциальные части личности,
нечто нереализованное, может
материализоваться мечта, а главное, в
ней появляется чувство защищенности
и аромат тайны:

Сказкотерапией
люди занимались всегда. Правда, называли
это иначе.

Выделяют 4 этапа
в развитии сказкотерапии. Примечательно,
что ни один из выделяемых этапов не
заканчивается, уступая место новому.
Поэтому каждый этап ознаменовал начало
определенного процесса.

Первый этап
сказкотерапии
— устное народное
творчество. Его начало

затеряно в глубине
веков, но процесс устного (а позднее
и письменного),

творчества
продолжается по сей день.

Второй этап
— собрание и исследование мифов и
сказок. Исследование

мифов и сказок в
психологическом, глубинном аспекте
связано с именами К. Ю.Юнга, Б. Беттельхейма,
В. Проппа и др.

Третий
этап
— психотехнический. Наверное,
нет ни одной

педагогической,
психологической и психотерапевтической
технологии, в

которой бы ни
использовался прием ‘сочини сказку’.
Современные практические подходы
применяют сказку как технику. Как
повод для психодиагностики, коррекции
и развития личности.

Четвертый
этап
— интегративный. Этот этап
связан с пониманием

сказкотерапии как
природосообразной, органичной
человеческому восприятию воспитательной
системы, проверенной многими поколениями
наших предков.

Сегодня
сказкотерапия синтезирует многие
достижения психологии,

педагогики и
философии разных культур — все это
приобретает сказочную форму и форму
метафор.

В
сказкотерапевтическом процессе на
данный момент используется 5

видов сказок
(классификация Т.Д. Зинкевич — Евстегнеевой):

1) художественные

2) дидактические

3) медитативные

4) психотерапевтические

5) психокоррекционные,
которые конструируются в соответствии
с

актуальной
ситуацией и подаются по-разному:
анализ, имидж-терапия,

рисование,
куклотерапия, постановка сказок в
песочнице, инсценирование и др.

И.В.Вачков
классифицирует сказки в зависимости
от целей воздействия

сказки и выделяет
два вида:

1) фольклорные

2) авторские,
при этом в обоих типах сказок можно
выделить

художественные,
дидактические, психокоррекционные,
психотерапевтические,

психологические
(психосказка, например, сказки
Д.Ю.Соколова,

А.В.Гнездилова).
Именно рассмотренный новый вид сказки
(психосказка) по мнению И.В.Вачкова
призвана раскрыть перед ребёнком
глубины его собственного внутреннего
мира, развить его самосознание, помочь
ему на пути становления его личности.

2.7. Основные типы
сказок и жанры сказкотерапии.

Появление
первых мифов часто объясняется
процессом осмысления

человеком явлений
окружающего мира. В рамках сказкотерапии
через сказку осмысляются разнообразные
жизненные явления, события жизни,
феномены духовного поиска и многое
другое.

Выделяют пять
видов сказок:

1. К художественным
сказкам относятся те, которые
созданы

многовековой
мудростью народа, и авторские истории.
В них сказках есть и дидактический,
и психокоррекционный, и
психотерапевтический, и даже
медитативный аспекты.

Народные
сказки.
Наиболее древние в
литературоведении называются мифами.
Древнейшая основа мифов и сказок —
единство человека и природы, а процессы
‘мифосложения’ и ‘сказкотворчества’
были связаны с принципом ‘оживотворения’.
Именно этот принцип используется сегодня
в создании новых сказок.

Авторские
художественные сказки.
Они более
трепетны, образны, чем народные. Именно
авторские истории расскажут о частных
сторонах жизни, что является чрезвычайно
важным для миропонимания.

2. Дидактические
сказки
создаются педагогами для
подачи учебного

материала. При
этом абстрактные символы одушевляются,
создается сказочный образ мира.
Дидактические сказки могут раскрывать
смысл и важность определенных знаний.
В форме дидактических сказок ‘подаются’
учебные задания.

3.
Психокоррекционные сказки
создаются
для мягкого влияния на

поведение ребенка.
Под коррекцией здесь понимается
‘замещение’

неэффективного
стиля поведения на более продуктивный,
а также объяснение ребенку смысла
происходящего. Применение психокоррекционных
сказок имеет ограничение по возрасту
(примерно 11-13 лет) и проблематике
(неадекватное поведение, неэффективное
поведение). Психокоррекционную сказку
можно просто читать ребенку, не обсуждая
ее. Таким образом, дается возможность
побыть наедине с самим собой и подумать.

4.
Психотерапевтические сказки

сказки, раскрывающие глубинный смысл
происходящих событий. Они всегда
глубоки и проникновенны.
Психотерапевтические сказки часто
оставляют человека с вопросом. Это,
в свою очередь, стимулирует процесс
личностного роста. Эти сказки помогают
там, где другие психологические техники
бессильны; там, где нужно перейти в
область философии событий и
взаимоотношений. Психотерапевтическая
сказка помогает изменить отношение
окружающих людей к человеку, увидеть
скрытые положительные стороны души.

5. Медитативные
сказки
создаются для накопления
положительного

образного опыта,
снятия психоэмоционального напряжения,
создания в душе лучших моделей
взаимоотношений, развития личностного
ресурса. Главное назначение медитативных
сказок — сообщение бессознательному
позитивных ‘идеальных’ моделей
взаимоотношений с окружающим миром и
другими людьми. Поэтому отличительная
особенность медитативных сказок —
это отсутствие конфликта и злых героев.

В процессе
сказкотерапии используются разнообразные
жанры: притчи,

басни, легенды,
былины, саги, мифы, сказки, анекдоты.
Находят применения и современные
жанры: детективы, любовные романы,
фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой,
сказкотерапия может качественно
использовать, подбирая каждому
соответствующий его интересам жанр.

Притча. Как
правило, именно притча является
носителем глубинной

жизненной философии.
Жизненный урок в притчах не
завуалирован, он сформулирован прямо.
Обычно одна притча посвящена одному
уроку. Притчу хорошо использовать
тогда, когда требуется философское
осмысление какой- либо ситуации или
явления. Притча чаще всего посвящена
духовным аспектам жизненных уроков.

Басня. Более
короткая форма притчи с четко
сформулированной

моралью. Развитие
этого жанра привело к интонации
нравоучения. В

сказкотерапии
полезно использовать басни Эзопа, как
первоисточник этого жанра. Более
поздние басни Лафонтена и И. Крылова
заимствуют сюжет от Эзопа. Важно
отметить, что само жизнеописание Эзопа
являются замечательнымсказкотерапевтическим
материалом.

Анекдот.
Короткая форма притчи или басни,
построенная на абсурде или

нестереотипной
реакции. Особо хороши анекдоты о Ходже
Насреддине. С их помощью мы можем
сформировать такое важное качество,
как находчивость, а также умение
творчески мыслить.

Легенда,
былина, сага, эпос.
Повествование о
реальных исторических

событиях, как
правило, героического содержания.
Эти жанры могут

использоваться в
работе с подростками.

Миф.
Повествования о богах и героях. В мифах
можно найти не

только информацию
о сотворении мира, но и описание
разнообразных жизненных перипетий,
проблемных взаимоотношений. Мифы
несут информацию о смысле многих
обычаев и о том, по каким законам
организована жизнь. Благодаря мифам
мы можем ощутить особенности
национального менталитета. Поэтому
использование мифов полезно для
исследования проблемных взаимоотношений,
и для познания многообразия окружающего
мира и общих закономерностей его
устройства.

Сказка.
Наиболее многообразный жанр. Для
сказок характерен так

называемый ‘бродячий
сюжет’. То есть сказки разных народов
имеют очень много общего. Поэтому есть
все основания говорить, что сказки
отражают общие закономерности развития
событий, явлений, поступков. Кроме
того, во многих сказках зашифрованы
представления наших предков о будущем.
И если мифы рассказывают о далеком
прошлом, то сказки часто рассказывают
о далеком будущем. Создавая сказку,
человек не только рассказывает о своих
проблемах,он в определенном смысле
программирует себя.

Принципы работы
со сказками:

|Принцип
|Основной акцент |Комментарий
|

|Осознанность
|Осознание |Задача:
показать |

|
|причинно-следственных
|воспитанникам, что одно |
|связей в развитии сюжета;
|событие плавно вытекает|

|
|понимание роли каждого

| другого,
даже не смотря на |

| |персонажа
в развивающихся |то, что на первы1й
взгляд |

| |событиях.
|незаметно. Важно понять |

| |
|место, закономерность |

| |
|появления и назначения |

| |
|каждого персонажа сказки. |

|Множественность|Понимание
того, что одно и |Задача: показать одну
и ту |

| |тоже
событие, ситуация |же сказочную
ситуацию с |

| |могут
иметь несколько |нескольких сторон.
|

| |значений
и смыслов. | |

|Связь с
|Осознание того, что каждая |Задача:
кропотливо и |

|реальностью
|сказочная ситуация |терпеливо
прорабатывать |

| |разворачивает
перед нами |сказочные ситуации с
позиции|

| |некий
жизненный урок. |того, как сказочный
урок |

| |
|будет нами использован в |

| |
|реальной жизни, в каких |

| |
|конкретно ситуациях. |

Как создать психокоррекционную сказку?

Психокоррекционные сказки  похожи на все сказки, которые дети так любят. Но они создаются специально для того, чтобы мягко повлиять на поведение ребенка, заменить неэффективный, неадекватный стиль поведения на более продуктивный, а также объяснить смысл происходящего. 

Причины серьезных нарушений поведения ребенка следует искать в глубине его психики. Как правило, они не осознаются ни ребенком, ни взрослым. В основном нарушение поведения направлено на восполнение естественных потребностей: в любви, внимании родителей, в признании и уважении его личности, в успехе. Особенно чувствительные и эмоциональные дети глубоко страдают от нереализации этих потребностей, а также и от попыток восполнить эту нехватку неэффективными, неадекватными способами. Поэтому серьезное нарушение поведения детей – это сигнал о помощи.

Практика показывает, что психокоррекционная сказка вполне может помочь ребенку. Особенно эффективно ее влияние в том случае, когда сказка сочиняется родителем. Одна из причин такого положительного воздействия в том, что,  создавая ее, родитель становится более чувствительным к нуждам своего ребенка, и сказка становится средством преображения самого родителя.

В создании психокоррекционной сказки нам может помочь знание скрытых причин нарушений поведения детей, их всего четыре:

Первая – борьба за внимание. Когда ребенок не получает достаточно внимания, необходимого для эмоционального благополучия, то он находит свои неэффективные способы его получить. В этом случае  коррекционная сказка содержит модели положительных способов привлечения внимания (обучение приемлемым способам просить внимания, когда нужно).

Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Иногда родитель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор (обычно это происходит тогда, когда приказы и критика родителей слишком резки), смысл такого поведения ребенка – отстоять право самому решать свои вопросы, и утвердить себя как личность.  В этом случае в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель лидерских качеств.

Третья причина – желание отомстить.  Причины мести разные: ссоры родителей, развод, внимание к младшему и т.д. Месть может быть за реальную или вымышленную обиду. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения (обучение способам выражать душевную боль и страдания приемлемым способом).

Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Некоторые дети так переживают неудачу, что предпочитают ничего не делать, им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным завышенным требованиям. В этом случае герои психокоррекционной сказки оказывают главному герою поддержку, заботятся о нем, поощряют его, выражая свои чувства, т.е. безоценочно, предлагают способы преодоления страха.

Создать психокоррекционную сказку нам поможет и жизненный опыт.

Мы можем поделиться с нашими детьми ситуациями, которые уже пережиты нами в детстве, изобразить их в сказочной форме.

Сочинить психокоррекционную сказку нетрудно. Сказку можно начать с присказки:

«Как у наших у ворот котик песенку поет,

На высокой крыше стихи читают мыши,

А на печке в валенке сидит сказка маленька,

Кто ее найдет, тот и сказку поведет».

Создать психокоррекционную сказку нам поможет знание ее алгоритма:

  1. Выбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру, Здесь необходимо помнить, что детям до 6 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, в этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, поэтому, тигренок, медвежонок и котенок могут быть героями сказки. Главным героем сказки может быть и любимая игрушка героя. Описывается жизнь этого героя.
  2. Герою сказки приписываются признаки поведения, которые характерны для ребенка.
  3. Герой отправляется в путь, на котором встречает разные модели поведения. Здесь он может посмотреть на себя со стороны.
  4. Введение волшебной фигуры.
  5. Прозрение героя. Принятие наиболее приемлемого решения.

Итак, когда сказка создана, можно просто почитать ее ребенку, не обсуждая, для того, чтобы он смог побыть наедине с самим собой и подумать. Даже, если он не показал радости по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Практика показывает, что дети просят рассказать сказку снова и снова, до тех пор, пока она им необходима.


Автор: Лариса Сушенцова, психолог,

сказкотерапевт, гештальт-терапевт, супервизор,

запись на скайп-консультацию по тел. +79648637775  (Viber/ WhatsApp)

Skype: dear_larissa

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Ведь недаром, ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста, однако, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

К сказкамобращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т. д. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей, в частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Цели и задачи сказкотерапии:

• Активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

• Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

• Стимулирование творческого самовыражения.

• Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

• Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

• Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

• Выявление и поддержка творческих способностей.

• Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

• Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Преимущество сказокдля личности ребенка:

• Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

• Неопределенность места действия главного героя.

• Образность языка. Кладезь мудрости.

• Победа Добра. Психологическая защищенность.

• Наличие Тайны и Волшебства

Принципы работы со сказками:

1. Принцип осознанности.

2. Принцип реальности.

3. Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).

4. Принцип многогранности.

5. Принцип связи с реальностью.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок»

Альберт Эйнштейн

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них, сказках, есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

Примеры сказок для детей

Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями. Лучшие произведения «Курочка Ряба»«Колобок»«Репка».

Начиная с 2-3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты. Малыш уже может сам называть героев, описывать, считать количество предметов.

По достижении 3-4 лет детей психологи рекомендуют вовлекать в создание новых сюжетов и дополнительных образов. На первой ступени сложности сказок используют русские народные, произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто.

Для дошкольников старшего возраста, около 4-5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию.

Примеры сказок для детей 5-6 лет«Маша и медведь»«Зимовье»«Сказка про ерша»«Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева.

Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности.

Важные моменты

• Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности дошкольника илинапример ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

• Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

• Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию. Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании. Дети в возрасте 10-12 лет уже сами могут сочинять рассказы и презентовать их родным.

Сказкотерапия для дошкольников позволяет благоприятно воздействовать на поведение детей,а именно:

• различать такие понятия, как добро и зло;

• воспитывать положительные качества характера;

• исправлять недостатки в поведении;

• указывать, что ребенок в конкретной ситуации не прав, и научить его поступать правильно;

• помочь создать доверительные отношения между детьми и родителями;

• формировать связную речь;

• развивать способность ребенка фантазировать.

Особенно сказкотерапия как средство избавления от психологических проблем проводится, если в поведении малыша наблюдается агрессивность или нервозность, он не может что-то сделать или чего-то боится. С помощью данного метода можно легко определить, какие детские проблемы и переживания присутствуют, и каким образом можно их решить.

Затем внимательно подобрать сказку для сказкотерапии для конкретной цели. Главный персонаж должен быть похож на малыша, например, внешним видом, чертами характера, местом проживания. После этого описать ситуацию, в которой данный персонаж совершает плохой поступок либо боится чего-то.

Исследователи рекомендуют структурировать сказкипо взятым отдельно детским проблемам:

1. Сказки для детей, испытывающих страх темноты, страх перед врачом.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для детей с агрессией.

4. Сказкидля детей с расстройством в поведении и физическими проявлениями: проблемы с мочевым пузырем, проблемы с едой.

5. Сказки для детей, испытывающих проблемы в семейных отношениях, например, в случае развода родителей, а также появлении нового члена семьи.

6. Сказки для детей при потере любимых животных и значимых людей.

Примеряя роль главного героя на себя ребенок,во-первых:

• четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;

• показывает, каким он видит решение проблем;

• сам выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.

Во-вторых, подбирая примеры сказок,мы можем:

• акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;

• корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;

• помочь ему избавиться от той или иной привычки;

• показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.

Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – найти или придумать мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказать сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создать героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.

Придумывая, а главное – детально обговаривая с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.

В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между детьми и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!

Пример сказки

Терапевтический эффект – снижение у ребенка страха темноты.

Возраст детей: 4-6 лет

Сказка «В темной норе»

Два друга, Цыпленок и Утенок, пошли гулять в лес. По дороге они встретили Лисичку. Она пригласила друзей к себе в гости, в свою нору, пообещав угостить их вкусными сладостями. Когда малыши пришли к Лисичке, она открыла дверцу в свою норку и предложила им зайти первыми.

Только переступили порог Цыпленок и Утенок,как Лисичка быстро закрыла дверь на замок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Как ловко я вас обманула. Побегу я теперь за дровами, разожгу огонь, нагрею воды и брошу в нее вас, малышей. Вот уже вкусный супчик у меня будет».

Цыпленок и Утенок, оказавшись в темноте и услышав насмешки Лисички, поняли, что попались. Цыпленок расплакался и стал громко звать свою маму, ведь ему было очень страшно в темноте.

А Утенок, хотя тоже очень боялся темноты, не плакал, он думал. И вот, наконец, придумал! Утенок предложил цыпленку вырыть подземный ход. Они начали со всех сил разгребать лапками землю. Вскоре в небольшую щель проник лучик света, щель становилась все больше, и вот друзья уже были на свободе.

— Вот видишь, Цыпленок, — сказал маленький Утенок. — Если бы мы сидели и просто плакали от того, что нам страшно сидеть в темноте — Лисичка бы нас уже съела. Надо всегда помнить, что мы сильнее и умнее наших страхов, а потому легко сможем с ними справиться! Цыпленок и Утенок обнялись и радостные побежали домой.

Пришла Лисичка с дровами, открыла дверь, заглянула в норку и замерла на месте от удивления. В норке никого не было.

И еще о роли сказки в воспитании ребенка

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Сказочноепроизведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

• образное мышление;

• активную речь;

• внимание;

• умение связно выразить мысль;

• творческие способности и фантазию;

• все виды памяти;

• умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Психологи рекомендуют использовать сказки для решения многих психологических проблем. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы воспитателя, психолога или внимательного, любящего родителя.

Заключение

Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком, зависит от окружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему его будут учить, какие усилия для этого будут прикладывать.

В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую бывают провальными. Сказка же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо.

Другими словами, сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования. Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя, уникальный шанс без вреда для себя пережить различные ситуации из жизни. При применении скрытого в сказках опыта прошлых поколений, дети могут проникнуть в свой собственный мир переживаний и чувств. Это и является главной особенностью данной терапии, которая позволяет добиться огромных успехов в работе с малышами, нуждающимися в психологической и логопедической помощи

Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же ребенок освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль.

Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.

Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение.

13

Методическая разработка педагога дополнительного образования МБУ ДО «ДШИ №12» Титовой И.А.

Тема: Сказкотерапия как метод психологической работы с

детьми в разных возрастных группах.

Введение

Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Знания испокон веков передавались через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, для того чтобы заново открыть то, что в глубине души известно.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Нужно знать, как работать с художественными сказками, как самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться и грамотно изменять поведение. Сказку можно использовать в работе в таких ситуациях, в которых, на первый взгляд, психолог бессилен. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

Сказкотерапия – это лечение сказками, имеется в виду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими; это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Приемы сказкотерапии являются одними из оптимальных приемов при работе с агрессивными и тревожными детьми.

Цельюданной работы является анализ психологической литературы по теории сказкотерапии и практическое применение ее в работе с детьми в разных возрастных группах.

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич,-Евстигнеева и другие.

Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».

Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей, в случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

1. Жанры, используемые в сказкотерапии.

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

Как пишет Вачков И.В., главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.

Остановимся на нескольких приемах, которые очень хорошо зарекомендовали в психологическом консультировании. Это работа с притчей и работа со сказкой. Для нас важно выявить функции сказок.

2. Функции сказок

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

· о жизненно важных явлениях;

· о жизненных ценностях;

· о постановке целей;

· о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

· как устроен этот мир, кто его создал;

· что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

· какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

· какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

· какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними

справляться;

· как приобретать и ценить дружбу и любовь;

· какими ценностями руководствоваться в жизни;

· как строить отношения с родителями и детьми;

· как прощать.

3. Типологии сказок.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

Художественные сказки.

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

Народные сказки.

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление также используется в психолого-педагогической практике сегодня.

В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок «Кто заговорит первый?»

Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

Авторские художественные сказки.

Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л.Пантелеева «Две лягушки» подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

Дидактические сказки.

В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

Психокоррекционные сказки.

Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

«Жили-были…»

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

«И вдруг однажды…»

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

«Из-за этого…»

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

«Мораль сказки…»

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.

Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм:

1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.

4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

6.Психотерапевтические сказки

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие.

Есть мужские сказки («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина). В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка «Серая шейка» Мамин-Сибиряк Д.Н.

К детским сказкам условно можно отнести:

«Красную Шапочку» Ш.Перро, и русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба Яга» и ряд других сказок русских и зарубежных авторов.

4. Особенности сказкотерапии с детьмив разных возрастных

группах.

По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др. в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

От психолога требуется выполнение следующих условий:

· При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

· Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

· Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

· Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

· Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

· Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Однако, как пишет Чех Е.В., сказки должны подходить ребенку по возрасту.

В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».

Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

5. Сказкотерапевтические методы:

По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой:

Рассказывание сказки.

Рисование сказки.

Сказкотерапевтическая диагностика.

Сочинение сказки.

Изготовление кукол.

Постановка сказки.

Ткач Р.М. описывает возможности психотерапевтического использования сказки по методу символдрамы.

1. Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом.

Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно Л. Дюсс , если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния.

2. Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.

3. Метод «Изготовление кукол»

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л.Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

С точки зрения З.Фрейда, все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

· звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

· дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

· необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

· все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол.

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:

1. Проведение психодиагностики.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального

взаимодействия.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Развитие самосознания.

6. Развитие грубой и мелкой моторики.

7. Разрешение внутренних конфликтов.

8. Профилактика и коррекция страхов.

9. Развитие речи.

10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

11. Коррекция отношений в семье.

12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

Таким образом, проанализировав психологическую литературу по теории сказкотерапии, можно сделать вывод: комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Заключение

В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества. Самое уникальное и многогранное творение не Земле – Человек. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Забота о Душе (в переводе с греческого) – и есть терапия. Так как мы используем простую и понятную ребенку форму Сказки, то этот метод называется Сказкотерапия.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

Список используемой литературы:

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007.

2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007.

3. Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. — СПб.: Речь, 2006.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2008.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.

6. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.

7. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. — СПб.: Речь, 2007.

8. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

9. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.

  • Прямая линия как пишется
  • Психокоррекционные сказки для дошкольников
  • Прям таки как пишется правильно
  • Психокоррекционная сказка для детей
  • Прям как в сказке