Психологическая характеристика героя в русских народных сказках примеры

Фото: Кадр из фильма «Кащей Бессмертный», реж. Александр Роу, 1944 год. Фото: «Кинопоиск»

Персонажи сказок зачастую выдуманные герои. Однако их характеры порой могут быть читателю куда ближе, чем кажется на первый взгляд. 5-tv.ru узнал, какой психотип у героев классических сказок.

Золушка — вечная жертва

У Золушки — синдром жертвыУ Золушки — синдром жертвы. Depositphotos / Deklofenak

Героиня сказки Шарля Перро любима не одному поколению читателей. Ее традиционно ставят в пример девочкам, желая воспитать в них любовь к труду и терпению. Однако на самом деле поведение героини далеко от здорового.

В реальном мире Золушке диагностировали бы синдром жертвы. Она покорно выслушивает обидные замечания сестер и даже не пытается дать отпор мачехе. Вместо того чтобы сбежать из дома подальше от издевательств, она прислуживает родственницам как ни в чем не бывало. Счастливый конец в истории Золушки, как известно, наступает не благодаря ее усилиям, а из-за принца.

Питер Пэн — инфантил

Психологи называют Питерами Пэнами инфантильных молодых людейПсихологи называют Питерами Пэнами инфантильных молодых людей. Depositphotos / Murdocksimages

Историю о мальчике, не желающем взрослеть, написал Джеймс Барри, переживший трудное детство. Мать перестала обращать на него внимание после смерти младшего сына. В забытье от горя она часто называла первенца именем умершего ребенка. В какой-то момент мальчик понял, что может получить внимание родительницы только если будет оставаться маленьким. Психологические проблемы закончились тем, что будущий писатель вырос в невысокого юношу.

Повзрослев, Барри написал сказку о Питере Пэне. Она стала настоящим хитом среди читателей и подарила психологическому сообществу новое определение — синдром Питера Пэна. Его диагностируют инфантильным и безответственным юношам, бегущим от обязанностей взрослой жизни.

Русалочка — саморазрушение

Русалочка была настолько решительна, что не заметила угрозы собственной жизниРусалочка была настолько решительна, что не заметила угрозы собственной жизни. Depositphotos / rudall30

Все проблемы Русалочки начинаются после того, как она влюбляется в принца с поверхности. Ради того, чтобы быть с любимым, девушка заключает сделку с морской ведьмой, которая превращает принцессу в человека. Жизнь на суше дается Русалочке с трудом. Хождение по земле приносит ей физическую боль, а равнодушие принца разбивает сердце.

История о Русалочке — сказка, но среди реальных людей много похожих на главную героиню девушек. Недополучая внимания от любимого, они, желая выделиться, становятся очень решительными. Одеваются так, чтобы понравиться ему, интересуются тем же, что и он. Часто девочки-подростки, мечтая показаться «крутыми» в мужской компании, начинают курить и нецензурно выражаться. В пену они, в отличие от героини сказки Ганса Христиана Андерсена не превратятся, но точно подпортят здоровье.

Кащей Бессмертный — нарцисс

Кащей Бессмертный пытается навести ужас на окружающих, но на самом деле он простой нарциссКащей Бессмертный пытается навести ужас на окружающих, но на самом деле он простой нарцисс. РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Сотни лет Кащей Бессмертный наводит ужас на детей. Их пугает тощий бледный незнакомец, который никогда не покинет мир живых. Убить его сложно, ведь смерть Кащея на конце иглы, которая в яйце, а оно в утке, что в зайце из сундука. Сундук, в свою очередь, на вершине дуба, денно и нощно остерегаемый мрачным стариком.

Если в мире русских народных сказок Кащей Бессмертный — один из главных злодеев, то в реальном мире его посчитали бы просто нарциссом. Для людей с таким синдромом свойственен конфликт ничтожного и величественного. Первое заменяет Кащею его смертность, которую он скрывает. А второе — его властолюбие и манипулирование другими людьми. Но, несмотря на все золото, над которым он чахнет, этот герой был и остается простым нарциссом.

Снежная королева — манипулятор

Синдром Снежной королевы встречается у властных и несчастных женщин-манипуляторовСиндром Снежной королевы встречается у властных и несчастных женщин-манипуляторов. Depositphotos / sloggy

Снежная королева — одна из самых ярких злодеек мировой литературы. Она холодна, и способна внушать людям свою волю. Сила этой женщины настолько велика, что она увозит с собой мальчика Кая, который забывает про родителей и подругу Герду. Несмотря на то, что эта история — плод воображения Ганса Христиана Андерсена, а в реальной жизни немало похожих на героиню его сказки девушек.

В психологии есть термин — синдром Снежной королевы. Подверженные им девушки или женщины в детстве лишены родительской любви. С юных лет они усваивают, что добиться своего можно лишь с помощью манипулирования другими. Такими девушками руководит холодный расчет и желание власти. Несмотря на материальное благополучие, на самом деле они могут быть очень несчастны.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Отрицательные и положительные герои русских сказок.

Цыпкин Матвей

МБОУ СОШ № 5

5 «Б»  класс

Научный руководитель

Бурмистрова М.А.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 5

2018 год.

Введение.

 Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Актуальность:

Цель: Изучение персонажей русско-народных сказок.

Задачи:

-Провести опрос среди учеников.

— Выявить наиболее популярных отрицательных и положительных  героев.

— Дать им описание и составить характеристику

— Изготовить наглядное пособие и презентацию для учащихся с информацией о отрицательных и положительных персонажах русских сказок

Гипотеза:

Продукт :Презентация и иллюстрированное пособие.

Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. Когда читаешь русские народные сказки, всегда переживаешь и волнуешься за главных героев, желаешь им победы над злыми и коварными врагами. Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил.


Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки подразделяются на положительных и отрицательных.

Нами был проведен опрос среди учеников нашего класса .На основании этого опроса были выявлены  3 самых популярных отрицательных( Баба -яга, Кощей Бессмертный ,Змей-Горыныч) и 3 положительных героя( Василиса премудрая ,Иван царевич, Илья Муромец)

                                                                    Баба-Яга

Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. 

Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовётся «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её безграничные возможности.

Предметы, которыми владеет Баба-Яга, наделены магической силой. Например, ступа, метла, помело или клюка. Избушка, в которой живет сказочная старуха, непременно находится где-нибудь «за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и стоит в темном непроходимом дремучем лесу. Отсутствие дверей и окон в избушке делают ее похожей на гроб. Переступая порог избы, герой оказывается, таким образом, на том свете. 
Да и сама старуха часто рисуется кровожадной, все время норовит героя в печь затолкать да и съесть. Получается, что Баба-Яга еще и людоедка. 

                                                            Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный — не просто сказочный герой. Он гораздо старше, древнее сказки и пришел в сказку из далеких дохристианских времён. Кощей Бессмертный – один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя. В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, стоит в родстве со словом «кость».Глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. Возможно, название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя тёмных туч, окованных стужею. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаённым сокровищем.

Интересно, что как бы Кащеи не кичились – они всегда были повержены. Почему? Потому, что наши предки четко определили, что Кащей – это бес и он всегда смертный: бес смертный. Но т.к. раньше писали всё слитно, то и со временем начали воспринимать в значении — бессмертный.

                                                              Змей Горыныч

Змей Горыныч – часто встречающийся сказочный герой. Чаще всего змей предстает трехглавым .В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. О Змее Горыныче, обитающем в глубоком подземелье, говорится во многих русских преданиях. О происхождении образа Змея Горыныча существуют различные мнения. Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии. Другие, правда, говорят, что Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра.
Из рода в род, из века в век переходят предания о драконах-змеях. Змей Горыныч — порождение нежити – нечисти, не заслуживавшей никакого поклонения – почитания, хотя и вынуждавшей своим лукавством ограждаться от неё всякими причётами – заговорами.

                                                                    Василиса Премудрая.

 Василиса-премудрая, она же царевна-лягушка – прекраснейшая молодая девушка, имеющая магические способности, обычно возлюбленная главного героя. Лягушкой становится по воле злой  колдуньи, временно, пока ее не полюбит мужчина.      Василиса также героиня многих других русских сказок  — «Василиса Прекрасная», «Морской царь и Василиса Премудрая» и подобных. Иногда похожую по характеру героиню могут звать Еленой Прекрасной или Марьей-царевной. В сказках девушка часто выступает дочерью морского царя, врага главного героя сказки. Но неизменно обладает мудростью и способностью творить чудеса, например, возвести за ночь хрустальный мост или вырастить волшебный сад. Этим Василиса обычно помогает главному герою, чтобы вместе с ним убежать от своего отца или победить врагов. Героиня тоже борется со злом, помогает слабым и обделенным. В конце Василиса обязательно станет женой Ивана-дурака или Ивана-царевича, в общем главного героя-победителя.    Василиса еще и прекрасная хозяйка, мастерица: и рубаху может сшить и ковер выткать. Она идеальная невеста. Обладает особой женской хитростью. В сказках    Василиса-премудрая  — отражение светлой стороны, олицетворение мира и семейного очага.

                                                                       Иван Царевич

Иван-Царевич — любимый герой русских сказок («Царевна-лягушка», «Финист — Ясный Сокол», «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка», «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Мертвая царевна» и т. п.). Ему с готовностью служит и серый волк, и ворон, и злая баба яга, указывающая ему путь к зачарованному замку, где находится красавица, цель его исканий.

Нередко Иван-Царевич наделен способностью перевоплощения, необычными внешними признаками («по колено ноги в золоте», «по локоть руки в серебре»), ему помогают чудесные слуги и помощники. Сюжеты об Иване-Царевиче связаны с поисками суженой, вокруг которых происходят разного рода приключения, испытания и т. д.

Кроме того, положение ИВАНА ЦАРЕВИЧА в начале сказки более всего осложняется исходной “недостачей”: ИВАН ЦАРЕВИЧ или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан — по повелению извне или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение ИВАНА ЦАРЕВИЧА через такие испытания, которые и делают его достойным статуса “царевича”.Многие исследователи считают Ивана — царевича идеальным сказочным героем. Действительно, в сказке Иван — царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.

                                                          Илья Муромец

Илья Муромец — идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он наделен высокими моральными качествами, самоотверженной преданностью Родине. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. 

Именно Илья Муромец чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж родной земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу. Образ заставы ярко отражает объединение сынов Руси для борьбы с врагом, тема же стольного Киева — народное представление о единой и непобедимой Киевской Руси. 

Заключение.

        Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Работая над проектом, я многое узнала о сказках. Читая,  познакомился с незнакомыми мне сказками, встретил много ранее незнакомых слов, следовательно, пополнил свой словарный запас. Сказка пришла к нам издревле, которая в свое время увлекала не только детей, но и взрослых. И сейчас сказка продолжает нас удивлять и заинтересовывать. Детские сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.

        Нельзя не согласиться с мыслью художника И. С. Глазунова, который считает, что русские сказки являются генетической памятью русского народа, корнями народа, источником красоты и духовного совершенства.

Для меня русская сказка стала проводником в память веков, память всего народа, в его традиции.

Сказка воспринимается как символическое выражение глубочайшей мудрости. Некогда, во времена далекой древности, эта мудрость, казалось, была явной и открытой. Сказка была мифом.

Я считаю, что мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней, потому что  языческая, дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.

Герои помогают нам с ранних лет понимать, что есть добро, а что – зло. Они заставляют нас задуматься о справедливости, о том, что лучше быть послушным и дружелюбным.

Сказка помогает развивать внутренний мир, мы получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.

Список использованной литературы.

АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.

Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. — М: Детская литература, 1988г. —  176 с.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.

http://www.zankovcom/lit-met3.htm — статьи по изучению нар.сказок http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа

http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm— картинки http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm — о славянских мифах http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm — о суевериях и обрядах

Лекция 5

Психологический анализ сказки

Интерпретация народных сказок

Проблема психологического анализа сказки чрезвычайно
увлекательна. Во многих психологических школах предпринимались попытки
интерпретаций содержания известных народных сказок. Наиболее далеко по этому
пути продвинулись, по-видимому, представители юнгианского направления, которые
рассматривали сказку как носительницу особенностей коллективного
бессознательного. На основе работ таких известных юнгианских аналитиков, как
Х.Дикманн, М.-Л. фон Франц и др., можно тезисно описать юнгианский подход к
пониманию сказок следующим образом:

       
Все волшебные сказки пытаются описать один и тот же психический
феномен – Самость, путь героя – это путь индивидуации.

       
В образах и персонажах сказки отражаются архетипы, понимаемые 
как универсальные паттерны или мотивы, которые всплывают из коллективного
бессознательного.

       
Сказки можно и нужно интерпретировать, опираясь на все четыре
функции сознания: мышление, чувства, ощущение, интуицию.

       
В сказках представлена общечеловеческая основа жизни; мифы
погружены в национальную культуру, а сказки находятся вне культуры, это
интернациональный язык.

Сам К.-Г. Юнг писал так: «В мифах и сказках, так же как и в
сновидениях, душа высказывается о себе самой, а архетипы обнаруживаются в своей
естественной сыгранности, как «оформление и преобразование вечного смысла
вечного содержания» (К.-Г. Юнг, с. 93). По его мнению, существует несомненная
связь между событиями, происходящими во внутреннем мире человека, и сюжетом
волшебной сказки.

Юнгианский анализ волшебных сказок – это очень важная и
серьезная проблема, однако эту большую и сложную тему мы не станем за
недостатком места подробно разбирать в наших лекциях. Заинтересованному
читателю рекомендую обратиться к соответствующей литературе.

Однако нельзя оставить без внимания анализ содержания и
значений тех сказок, с которыми каждый из нас знакомится в самом раннем
детстве. Это такие сказки, как «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».

На сказкотерапевтических тренингах я часто предлагаю
участникам подумать над смыслами этих сказок, попытаться проинтерпретировать
их. Как можно организовать работу по психологическому анализу сказок в
тренинговой группе?

Смыслы сказки «Колобок»

Возьмем, например, «Колобка». После прочтения сказки
участники группы разбиваются на двойки или тройки (в зависимости от количества
участников в группе) и получают задание извлечь из нее все смыслы, которые
только удастся.  Чему учит эта сказка? Как можно сформулировать уроки,
преподносимые нам этой сказкой?

После обсуждения в микрогруппах все найденные смыслы
представляются остальным участникам. Каждое утверждение фиксируется ведущим на
доске или планшете. Явно совпадающие с уже зафиксированными смыслы,
предлагаемые участниками, повторно не записываются. В процессе общего
обсуждения, как правило, появляются новые идеи и формулируются новые уроки,
извлеченные из сказки. Разумеется, в зависимости от состава группы результаты
такой работы могут быть очень разными. В качестве иллюстрации можно привести
перечень «уроков сказки “Колобок”, полученный в процессе работы на одном из
семинаров-тренингов.

1.         
В ситуации опасности стремись действовать.

2.         
Откажись от стереотипов. Одни и те же действия не годятся для
всех случаев жизни. Будь гибким.

3.         
Если хочешь чего-то добиться – не медли. Действуй решительно.

4.         
Хитростью можно добиться многого.

5.         
Быстрая реакция – залог успеха. Чутко реагируй на окружающее.

6.         
Распознавай манипулятора, учись противостоять манипуляциям.

7.         
Умей рефлексировать – и свои действия, и восприятие тебя
партнером.

8.         
С миру по нитке – голому рубашка. Даже в ситуации кажущегося
отсутствия резервов их всегда можно найти.

9.         
Нельзя быть беспечным – к словам старших стоит прислушиваться.

10.     
Родители не должны оставлять детей без присмотра.

11.     
Если вы хотите иметь детей, не теряйте надежды, у вас всегда есть
шанс (в случае трактовки создания Колобка как символического акта зачатия и
рождения долгожданного ребенка).

12.     
Высоко взлететь – больнее падать.

13.     
Присмотрись: есть ли фундамент на очередной ступеньке, на которую
ты взобрался?

14.     
Не воспринимай всё буквально (учись видеть скрытые мотивы и
подтексты).

15.     
Если уж ты решил отделиться от родителей, осознай цель этого.

16.     
Знай меру эмансипации – насколько большим должно быть отдаление.

17.     
От судьбы не уйдешь (знай свое предназначение: в данном случае –
быть съеденным).

18.     
Наглость не порок – всё равно сожрут.

19.     
Без специальных усилий не извлечешь скрытые ресурсы.

20.     
Используй свои недостатки (в своей песенке Колобок сообщает о
своем происхождении – «по амбару метен, по сусечкам скребен», то есть из пыли и
грязи; иными словами: генотип никудышный, чего же меня есть?).

21.     
Умей просчитывать стратегию своего поведения.

22.     
Не рекламируй себя, лучше прикинься несъедобным.

23.     
Не хами первым встречным – это попросту опасно.

24.     
Будь осторожен в кризисные моменты своей жизни (при трактовке
путешествия Колобка от подоконника до встречи с Лисой как этапов возрастного
развития от младенчества до ранней юности).

25.     
Первые сексуальные контакты наиболее опасны (ведь катастрофой
стала встреча именно с особой женского пола – Лисой, до этого момента юному
Колобку встречались исключительно звери-мужчины).

26.     
Трудный подросток характерен для конфликтной семьи (отношения
между дедом и бабкой далеки от идеально гармоничных).

Разумеется, среди извлеченных смыслов сказки есть вроде бы
противоречащие друг другу. Но так и должно быть, поскольку содержание народных
сказок многослойно и насыщено символикой. Участники тренинга обычно сами бывают
поражены обилием смыслов, которые им удается обнаружить в этой кажущейся такой
простой и тривиальной сказке.

Можно предложить участникам и те смыслы этой сказки,
которые извлечены в результате психологического анализа специалистами.
Любопытно, что многие из указанных выше смыслов сказки, найденных участниками,
описываются и в научных работах. Но интереснее указать на такие интерпретации,
до которых участники тренинга не додумались.

Так, например, по мнению А.Е. Наговицына, Колобок выступает
как символ сотворенного мира, а дед и баба могут быть рассмотрены как
боги-созидатели. Звери также выполняют здесь символическую функцию: заяц
олицетворяет быстроту, волк – смелость и напор, медведь – силу. Колобок
становится жертвой лисы – символа хитрости, обмана и коварства. Получается, что
именно эти качества являются самыми опасными и могут погубить не только
человека, но и целый мир.

В.Демин рассматривает содержание этой сказки как
закодированную информацию о соперничестве тотемов зайца, волка, медведя и
лисицы-победительницы за право быть хранителем традиций культа Солнца-Коло,
олицетворяемого Колобком, которого исследователь отождествляет с дневным
светилом – как по имени, так и по обрядовым функциям (его съедают, как на
Масленицу поедают блины, символизирующие, как известно, Солнце).

А.А. Кретов указывает, что Колобок в этой сказке обладает
«по крайней мере, некоторыми атрибутами божества: разумом, речью, способностью
вступать в родственные отношения и магическим даром певца». Умение петь и
исполнительское мастерство обнаруживают его сходство с героем античной
мифологии музыкантом Орфеем, поскольку «именно магическое пение околдовывает
(цепенит) людей и зверей и позволяет Колобку спокойно уходить от них».

Загадки «Курочки Рябы»

Остановимся – хотя бы кратко – на психологическом анализе
еще одной сказки, сказки, которую часто называют самой загадочной в русском
фольклоре. Я имею в виду «Курочку Рябу».

Прежде всего, надо сразу обратить внимание на тот факт, что
вариантов этой сказки (как, кстати, и других широко известных детских сказок
типа «Теремка») существует очень много, но в культуре сохранился вот этот:

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко: Яичко не простое,
Золотое.

Дед бил, бил —

Не разбил;

Баба била, била —

Не разбила; Мышка бежала,

Хвостиком махнула:

Яичко упало

И разбилось. Дед и баба плачут; Курочка
кудахчет:

«Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу
вам яичко другое, Не золотое — простое».

С точки зрения взрослого рационального ума, это какой-то
бред, набор непонятных противоречий и нелогичных поступков. Попытки объяснить
происходящее в сказке не раз предпринимались в различных источниках. А
известный философ Вадим Руднев даже написал книгу, которую так и назвал  «Тайна
курочки Рябы: Безумие и успех в культуре». Вообще-то в этой книге он пишет в
основном об особенностях шизотипической личности и ее роли в культуре. Но и
курочку Рябу все-таки не забывает. В первой главе он предлагает набор очень
непохожих и часто взаимоисключающих интерпретаций сказки о курочке Рябе, не
беря на себя труд пояснить, кто именно из великих людей мог бы предложить ту
или иную интерпретацию. Эти интерпретации перетекают одна в другую без всяких
разрывов. Однако каждый кусочек текста настолько ярок, что «авторы» становятся
легкоузнаваемыми. Например, вдруг встречается абзац, повествующий о трактовке
сей сказки с позиций сексуальной теории неврозов. Возникает фактически пародия
на пародистов Фрейда – сексуально немощные старик и старуха, мышиный хвост как
символ мужского органа и все такое прочее, символически оплодотворенное. А
следующий абзац уже совершенно о другом и форма текста совсем другая: «Мир,
мерцающий из себя подобно мыши, в кажущейся возможности онтологического
осмысления себя как иного, безысходно пропадает в озабоченность». Дальше еще
веселее: «Заброшенность увядающей экзистенции старых людей ближайше опосредует
невозможность в здесь наличествующем бытии перед собой воплотить свою
озабоченность в будущем. Теснящая временность онтологического смысла заботы
довлеет их фундированию в самости будущего и настоящего».

Вчитываешься и начинаешь угадывать: ну, конечно, это мог бы
написать Фрейд, это – Юнг, это, разумеется, Хайдеггер, а это – Бахтин. Позиция
самого Руднева здесь не обозначена, но очевидно уже то, что он, безусловно, не
согласен с той когортой «ученых», которые в сказках видят в лучшем случае
только ограниченное количество нравственных уроков для детей.

Позиция другого исследователя относительно этой сказки 
А.Е. Наговицына может показаться несколько неожиданной. Он считает, что можно
провести аналогию между дедом и бабой, с одной стороны, и Адамом и Евой – с
другой. Яйцо в мировой символике означает мир, а золотое яйцо – золотой век
человечества, то есть пребывание в Раю. Исход из Рая связан с плачем (потеря
золотого яйца для деда с бабой). Курочка Ряба утешает их возможностью снести
простое яичко – простой мир, достойное поведение в котором позволит спасти душу
и попасть в Рай. Наговицын указывает, что в средневековой схоластике в
философско-религиозном споре о «первичности курицы или яйца» под курицей
понимался Бог, а под яйцом – мир. Таким образом, сказка передает базовые истины
Ветхого и Нового заветов.

Сложность и разнообразие предлагаемых интерпретаций
неудивительны, особенно при учете того факта, что они касаются менее известных,
но не менее интересных «развернутых» вариантов этой сказки, например, такого:

Жили себе дед да баба, у них была курочка-ряба; снесла
под полом яичко – пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил – не разбил, баба
била – не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба
плачет, курочка куд-кудахчет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе
верх шатается!

Шли за водою поповы дочери, спрашивают
деда, спрашивают бабу:

          
О чём вы плачете?

          
Как нам не плакать! – отвечают дед да баба, – есть у нас
курочка-ряба; снесла под полом яичко – пестро, востро, костяно, мудрено! Дед
бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала да хвостиком
раздавила.

Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили
вёдра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.

          
Ах, матушка! – говорят они попадье. – Ничего ты не знаешь,
ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них
курочка-ряба; снесла под полом яичко – пестро, востро, костяно, мудрено! Дед
бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала да хвостиком
раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка куд-кудахчет, ворота
скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! А мы, идучи за водою,
вёдра побросали, коромысла поломали!

На ту пору попадья квашню месила. Как услышала она, что
дед плачет, и баба плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя
опрокинула квашню и всё тесто разметала по полу.

Пришел поп с книгою.

          
Ах, батюшка! – сказывает ему попадья. – Ничего ты не знаешь,
ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них
курочка-ряба; снесла под полом яичко – пестро, востро, костяно, мудрено! Дед
бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала да хвостиком
раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудахчет, ворота скрипят,
со двора щепки летят, на избе верх шатается! А наши дочки, идучи за водою,
вёдра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя всё
по полу разметала!

Поп затужил-загоревал, свою книгу в
клочья изорвал.

Этот вариант сказки породил немало споров. В книге О.В.
Защиринской «Сказка в гостях у психологии» пятую главу, в  которой речь идет, в
частности, о сказке «Курочка Ряба», написал М.В. Иванов. Трудно не вступить с
ним в полемику (остальное содержание этой книжки протеста не вызывает). О
«Курочке Рябе» (в только что приведенном варианте) он заявляет, что «это
типичная шуточная кумулятивная сказка…, где никакой философией
нестяжательства и не пахнет» (с. 68) и далее: «…изыскивать архаические и
этические глубины здесь не приходится». И это говорится о тексте, порождающем
массу вопросов! О тексте, содержащем описание чудовищных, невероятных
потрясений, и завершающемся – жутко представить – сообщением о том, что поп
разрывает свою книгу! О какой «поповской» книге идет речь – нетрудно
догадаться. Кстати, в другом варианте «Курочки Рябы» финал еще более откровенно
катастрофичен: узнав о том, что мышка разбила яйцо, «поп побежал и свою церковь
поджег». Что же, получается, в этом тексте нет никакого смысла и философских
глубин и народ эдак просто шутит!? Честно говоря, в это очень трудно поверить.

Напротив, после прочтения этих строк возникает устойчивое
ощущение присутствия глубокой и, может быть, даже страшной загадки, оставленной
нам предками. Можно привести несколько версий относительно зашифрованного,
спрятанного смысла, который несет эта сказка в этом варианте.

Одна из этих версий состоит в том, что это
сказка-предупреждение апокалипсического характера: мир, который символизируется
яйцом, требует очень осторожного и бережного отношения. Попытки безаппеляционно
раскрыть тайны мироздания могут обернуться вмешательством темных, хтонических
сил, отраженных в образе мышки, которые уничтожают и тайны, и сам мир. При этом
разрушаются самые важные и самые высокие ценности, что видно из дальнейшего
разворачивания сюжета.

Другая версия связана с идеей о том, что вопреки довольно
распространенному мнению об антирелигиозности этой сказки она как раз является
абсолютно христианской. Яйцо – это символ Христа. Дед и баба, желающие познать
сокровенные тайны религии, совершают кощунственный поступок, за что и наказаны.
Мир, потерявший веру, гибнет.

Пожалуй, один из самых неожиданных взглядов на «Курочку
Рябу» предложил в Живом Журнале Тимур Василенко. Проведя довольно скрупулезный
анализ этой сказки в сопоставлении со многими другими источниками, он пишет:
«Мы установили, что яйцо в волшебных сказках играет роль контейнера,
содержащего нечто ценное для героев сказки. Мы также установили, что разбить
яйцо – это открыть контейнер, достать его содержимое. Что же, с этой точки
зрения, происходит дальше в «Курочке Рябе»? Что оказывается в яйце? Сказка об
этом молчит. Отсюда может быть только один вывод – в яйце не оказалось ничего
или обычные белок-желток, ничего волшебного, ценного для сказки, иначе
повествование бы не умолчало о содержимом». И далее он прямо формулирует
выявленный им смысл сказки: «…Это сказка о том, что чудо может обмануть, что
волшебство уходит из жизни, что сказка умирает. С психологической точки зрения
это необходимое условие взросления (по крайней мере, в современном мире); с
исторической точки зрения можно говорить о возрастающей рационализации
мышления. И всё же есть что-то неизъяснимо глубокое в том, что одна из первых
сказок, которые слышит ребенок в своей жизни, – это сказка о будущей смерти
сказки, известие, которое он сможет воспринять, только повзрослев».

Скорее всего, все описанные выше возможности объяснения
смысла этой загадочной сказки не являются исчерпывающими. Тем более трудно
сказать, какой из найденных смыслов наиболее обоснован. В связи с этим хочется
вернуться к книге О.В. Защиринской «Сказка в гостях у психологии» и снова
подискутировать с автором пятой главы М.В. Ивановым и еще по одному вопросу.
Соглашаясь со справедливостью предупреждения об опасности «дилетантского
перекореживания важных достижений» в случае необоснованного вторжения
психологии и фольклористики на территории друг друга, замечу, что не всегда
можно транслировать правила одной науки в другую. Так, по словам М.В. Иванова,
в фольклористике «существуют границы, в которых располагается весь спектр
интерпретаций конкретного текста или группы текстов». Но в практической
психологии действует другое правило: если клиент интерпретирует сказку своим,
абсолютно уникальным способом, выходящим за общепринятые границы, то такую
интерпретацию не просто нельзя отбрасывать – она становится наиболее значимой
для психологической работы. А поэтому и сказкотерапевт должен быть готов к
самым неожиданным интерпретациям сказок, и его специально нужно этому учить.

Схема анализа клиентских сказок

Особое значение приобретает в сказкотерапии психологический
анализ авторских сказок – сказок, сочиненных клиентами. Такой анализ можно
проводить по-разному. Многие сказкотерапевты используют собственные способы
анализа. Опишу простую схему, разработанную мной на основе подхода Е.Л. Доценко
(1999). Психологический анализ сказки проводится последовательно по следующим
пунктам (причем осуществлять такой анализ можно вместе с клиентом):

1.         
Основная тема (темы) сказки – то главное, о чём
рассказывает сказка, на чём строится интрига действия. Тему можно толковать как
значимую сферу жизни автора: путешествие, семейные сцены, поиск друзей и т.д.
Основная тема определяется путем нахождения ответа на простой вопрос: «О чём эта
сказка?». Сказка может рассказывать об одиночестве, о недостатке любви, о
стремлении к автономии и т.п. Таким образом, тема может быть связана с
актуальной проблемой, волнующей автора. В сказке может отразиться сиюминутная
озабоченность, а может – серьезная и глубокая трудность, с которой автор не
может справиться значительное время. Уровень эмоциональной вовлеченности в
сказку, общий контекст и явное проявление одной ведущей темы могут служить
признаками значимости и глубины проблемы.

2.         
Герой, его личностные качества и мотивы поступков. Чаще
всего автор идентифицируется именно с главным героем. Этот персонаж может быть
очень похожим на автора, а может отражать какую-то одну сторону его личности,
какую-то его ипостась. Однако может оказаться, что в главном герое автор – чаще
всего неосознанно – вывел кого-то из своего близкого окружения. Анализируя
клиентские сказки, я заметил, что в мужских сказках герой, как правило, –
персонаж мужского пола, в женских сказках чуть ли не с равной вероятностью
можно встретить героя как женского, так и мужского пола. Можно предположить,
что последний факт связан с особенностями женской психологии, в частности, с
более развитой у женщин способностью идентификации с людьми разных полов.

Не один раз женщины – авторы сказок признавались,
что в главном герое отразили своего ребенка, а себя вывели в роли
второстепенного персонажа. Осознание этого факта приходило к ним уже после
завершения сказки. Разбирая образ главного героя вместе с клиентом, можно
многое узнать об особенностях самосознания автора, его Я-образа, самоотношения,
понимания своего места среди других людей. Довольно часто представления автора
о качествах героя сильно разнятся с мнением читателя или слушателя сказки,
основывающимся на анализе его поступков в сказке. Такое столкновение точек
зрения может помочь автору лучше осознать себя, как бы увидеть себя со стороны.
Рассмотрение мотивов поведения героя часто помогает выяснить стремления и
желания автора.

3.         
Отношения между героем и другими персонажами. Их можно
интерпретировать или как характерные для автора отношения со значимыми людьми,
или как желательные для него. Сами персонажи могут толковаться как значимые
лица из окружения. В случае психологических сказок их можно рассматривать как
персонификации личностных устремлений, внутренних конфликтов, архетипов,
отдельных сторон личности или – в духе психосинтеза – как отражение
субличностей. В отношениях героя с другими персонажами часто становятся
очевидными ригидные формы социального взаимодействия, характерные для клиента.
На это можно мягко указать клиенту, обратив внимание на то, что его герой всех
вокруг воспринимает враждебно, со всеми стремится вступить в бой, или,
напротив, со всеми поголовно «дружится», фактически постоянно заискивая перед
другими. Можно напомнить клиенту  тот факт, что в народных волшебных сказках,
как и в реальной жизни, герой с кем-то дружит, с кем-то враждует, с кем-то
холоден и держится на расстоянии, а с кем-то стремится сблизиться. Разнообразие
типов отношений – это естественная позиция человека.

4.         
Важнейшие события – то, что составляет основную фабулу
сказки. Их можно считать символическим отражением событий в жизни человека,
причем жизни не только внешней, но и внутренней. Стоит ли говорить, что часто
это метафорическое отражение самим автором до момента анализа уже созданной
сказки не осознаётся? Каждое событие – это некая переломная точка. Чем больше
таких точек, тем активнее «жизнь сказки», тем она энергичней. Некоторые
клиентские сказки похожи на экшн – столько там всего происходит, действие
динамично, сюжет стремительно меняется, а в других, похожих на философские
эссе, может быть описано всего одно или два события. В принципе, по количеству
событий можно судить о внутренней энергетике автора. Не всегда параллели
сказочных событий и реальной жизни автора очевидны, но они почти всегда есть:
можно обсудить этот вопрос с клиентом.

5.         
Трудности, с которыми сталкивается герой – это часто
метафоры тех трудностей, которые есть у автора в реальности, это наиболее
важные, эмоционально заряженные проблемы, которые тревожат человека.

6.         
Способы преодоления трудностей – можно предположить, что
это те методы, приемы, ухищрения, которые использует человек. Интересно, что
они могут в символической форме отражать реально применяемые в жизни средства,
а могут оказаться неожиданно найденным в процессе создания сказки способом
решения проблемы.

7.         
Недостающие ресурсы – то, чего не хватает герою, чтобы
решить возникшую проблему. Например, чтобы справиться со Змеем Горынычем,
необходим меч-кладенец (символ храбрости, силы, а также мужской сексуальности),
но у Ивана его нет. Его надо добыть. Важно проанализировать, каких ресурсов не
хватает герою. Можно предположить, что за сказочными недостающими ресурсами
стоят вполне конкретные реальные: как внутренние ресурсы (личностные качества и
способности – смелость, решительность, уверенность в себе), так и внешние
(физические условия, материальные возможности, жизненные опоры).

8.         
Имеющиеся ресурсы – то, что имеется в распоряжении
человека. Так, скажем, отсутствующий у Ивана меч-кладенец может быть добыт за
счет привлечения тех ресурсов, что у него есть, – доброты по отношению к
животным, щедрости, уважительного отношения к старшим. В результате
использования этих ресурсов Иван получает помощь от животных или полезный совет
от Бабы Яги, что приводит его к приобретению желаемого. Нечто подобное постоянно
встречается в клиентских сказках. Работа с ресурсами, обнаруживаемыми в текстах
сказок, является чрезвычайно значимой. Смею утверждать даже, что это самая
важная часть сказкотерапевтической помощи. Именно поиск и нахождение ресурсов
клиента в созданной им сказке позволяют определить эффективные способы
преодоления им психологических трудностей. Порой простое указание на ресурсы
героя может стать для клиента психотерапевтическим фактором.

9.         
Образно-символический ряд сказки – это и сами сказочные
персонажи, и те образы, которые особенно ярко проявляются в сказке. При поиске
символического значения того или иного образа не следует интерпретировать их
однозначно, как это делается в сонниках (на ошибочность такого подхода указывал
еще Зигмунд Фрейд). Для понимания того значения, которое имеет тот или иной
образ в каждом конкретном случае, необходимы, во-первых, глубокие знания об
имеющихся символических толкованиях его, а во-вторых, учет специфики
клиентского отношения к нему, в том числе и в эмоциональном плане.
Разнообразные и глубокие трактовки типичных сказочных образов и их
символических значений можно найти в работах К.-Г. Юнга и его последователей, а
также в специальной литературе по мифологии, культурологии, этнографии и
символике. Кроме того, надо обязательно поговорить с клиентом о том, какие
ассоциации возникают у него по поводу сказочного образа, на что он кажется
похожим, какие чувства вызывает. Обобщенные символические толкования животных,
растений и других образов из сказок можно найти в  книге А.Е. Наговицына и В.А.
Пономарёвой о символизме сказок.

Пример психологического анализа подростковой сказки

Приведенный ниже анализ выполнен Людмилой Тяботовой,
участницей одного из обучающих семинаров автора.

Арктур, Пастух медведей

Расскажу я вам об истории, которая приключилась много
лет назад….

В одной французской деревушке, где только и были, что
кузница, ремесленная мастерская да церковь, жил паренёк  Марсель. Любил этот
парнишка местную красавицу, Мано. Но, как повелось, она обращала внимание только
на красивых и богатых молодых людей. А Марсель не был первым красавцем, да и
денег у его семьи было маловато. Но  Марсель упорно ходил за Мано, даже
признавался ей в любви и дарил лесные цветы. Когда девушке это уже порядком
поднадоело, она в шутку сказала ему, что полюбит его только, если обвяжет
красной ленточкой он шею медведя на ярмарке. Благо, вскоре была в городе
большая ярмарка  с приезжими артистами, так что специально искать медведя ему
не нужно было. Но доверчивый юноша поверил красотке и взаправду стал готовиться
к  предстоящему испытанию: целыми днями он пропадал в кузнице, надеясь
заработать денег, чтобы поехать на ярмарку; он очень уставал, но вот подошло
время, когда ему необходимо было показать Мано, чего стóят он и его
старания.

Приехав в соседний город на одолженной у друга лошади,
он заплатил за вход и стал искать глазами Мано, но, решив, что это бесполезно в
такой толпе, отправился к вагончику артистов. Поговорив с ними, отсыпав им пару
золотых и много пообещав еще, он выбил разрешение на схватку с медведем.

Когда  стало темнеть, зажглись фонари и глашатай созвал
всех к импровизированной сцене, Марсель был уже готов. Он даже отыскал глазами
Мано, так что теперь он стоял и нервно теребил красную ленточку.

И вот прозвучало:

          
А теперь приезжий смельчак Марсель сразится один на один с
медведем!

Марсель вышел, все захлопали, он начал медленно
подходить к рычащему зверю, старался не разрушать зрительного контакта,
мысленно просил, чтобы у него получилось, тогда он сделает что угодно. И тут
медведь страшно зарычал, зрители отшатнулись, а Марсель услышал не рык , а
голос: «Хорошо, я помогу  тебе, и все мои собратья тебе будут помогать, мы
видим, ты чист душой. Только взамен за нашу помощь ты должен всегда помогать
тем, кто попадет в беду, и никогда не держать зла на кого-либо». С этими
словами медведь покорно остановился и позволил завязать на шее ленточку.

Тогда Марсель с победной улыбкой подошел
к Мано и сказал:

          
Ну, выполняй обещание, будь моей невестой!

          
Да что ты, глупенький, я же шутила! – улыбнулась Мано и ушла
куда-то под ручку с другом Марселя, Люмьезом.

Марсель был унижен и обижен, разочаровавшись в людях, он
решил остаться с ребятами из труппы, всё равно такой позор в деревне не
перенесёт. Он взял себе имя Арктур, Пастух медведей. И теперь на всех ярмарках
они устраивали представления с медведями.

В деревне о нём не печалились, Мано сказала, что он
отбыл с труппой зарабатывать большие деньги, да и в семье его было слишком
много детей.

Так прошло три года…

На большой площадке Парижа Арктур помогал разгружать
тюки с овсом для лошадей. Когда он сел передохнуть, в его голове всё было
сильно запутанно, и он  хотел собраться с мыслями. Тут к нему подошла девушка в
зеленой шляпе и сказала:

      
Здравствуй! Я знаю, кто ты, я тебя давно знаю!

      
Если так, то ты должна знать, как меня зовут, – промолвил
юноша.

      
Марсель! А меня зовут Мано! Я всё это время мучилась из-за
того, что сказала тебе, хотя ты, наверное, не помнишь! Я хотела извиниться
перед тобой и, так как ты влиятельный человек в культуре, попросить тебя
замолвить слово за меня перед Парижской Академией Художеств! Прошу, мне очень
нужна работа! – она чуть не плакала.

      
Скажу тебе одно! Я не забыл, я всё прекрасно помню! А твои
извинения тебе не помогут! Да и я тебе не помощник! – с этими словами он
отвернулся.

И тут в его голове прозвучал грозный голос: «Марсель, я
предупреждал тебя, людям надо помогать, а обиды забывать! Получи же своё
наказание за неповиновение».

И тут на глазах у испуганной и плачущей девушки Марсель
начал превращаться в огромного бурого медведя. Это было так ужасно, что
сознание девушки не выдержало, и она упала на тюки без чувств. А медведь
понесся с испуганным рыком к вагончикам, распугивая людей, его еле-еле поймали
и посадили на цепь.

К сожалению, с тех пор театр, где выступал Арктур,
лишился своего лучшего номера.

И говорят, хотя Арктур давно умер, он вознесся на небо
звездой, чтобы всегда напоминать людям о том, что обиды нужно прощать и людям
необходимо помогать!

Олеся (14 лет)

Анализ сказки

Основная тема сказки – прощение, человеколюбие. Это то, что
было главным условием медведя, за невыполнение которого и наказан Марсель, и
то, о чём будет напоминать звезда. Здесь можно говорить и о человеческой
гордыне, которая помешала Марселю вернуться в деревню после ярмарки; не
позволила простить любимого человека; проявлялась в желании доказать, чего он
стоит. Кроме того, в сказке идет речь о целеустремленности, способности
преодолевать любые препятствия на пути достижения цели.

Главный герой – Марсель – целеустремленный юноша, готовый
принять любые условия ради достижения своей цели. И в то же время можно
говорить о его безответственности, которая выражается в том, с какой легкостью
он раздает обещания, не заботясь об их выполнении. Это и одолженная лошадь,
которую он не вернул хозяину, поскольку не вернулся в деревню, и куча денег,
которую он пообещал артистам (однако в сказке не говорится, что он с ними
расплатился). Безответственно он поступил и со своей семьей, оставив её и не
сообщив ей о своих намерениях.

Можно говорить о его некоторой навязчивости (в отношении
Мано) и наивности (он всерьез воспринял обещания, данные шутки ради).

В отношениях с другими персонажами он проявляет себя как
общительный человек: признавался в любви Мано, имел друга, который одолжил ему
лошадь, остался с ребятами из труппы и даже с медведем установил «зрительный
контакт». Однако своей семьей Марсель воспринимался не как помощник, а скорее
как обуза, да и «в деревне о нём не печалились». Что касается его
взаимоотношений с Мано, то со стороны Марселя  можно заметить некоторую
душевную черствость, так как он упорно ходил за Мано, несмотря на то, что она
не обращала на него внимание, и отвернулся от нее, когда девушке потребовалась
его помощь. В свою очередь, Мано, похоже, пытается самоутвердиться, посылая
влюбленного в нее юношу на опасное испытание. А извиняться она пришла лишь
тогда, когда потребовалась его помощь. Медведь же выступает в роли родителя:
помогает, наставляет и наказывает.

В сказке можно выделить следующую последовательность
событий: сначала Марсель ставит себе цель и находит способ ее достижения; когда
его действия не приводят к желаемому результату, он отступает, отрекаясь при
этом от своего прошлого, от своего имени; затем он, уже будучи Арктуром, но
помня о своих прошлых обидах, отказывается от попытки помочь девушке, которую
любил.

По ходу сказки главному герою приходиться много работать,
чтобы заработать денег на поездку, бесстрашно выходить навстречу рычащему
зверю, испытать унижение и разочарование.

Благодаря своей целеустремленности, смелости  Марсель
преодолевает часть трудностей, но справиться с искушением мщения он не может и
за это наказан.

Имеющиеся ресурсы: целеустремленность, общительность,
смелость.

К недостающим ресурсам я бы отнесла эмпатию, умение прощать
и способность реально оценивать ситуацию.

Эта сказка имеет оттенок нравоучения, показывает, как не
надо делать. Конец ее несколько пессимистичен, лишь звезда вносит оптимистичную
ноту – будет светить и напоминать…

Поскольку писала эту сказку девушка 14 лет, то я склонна
идентифицировать ее с девушкой Мано. И здесь видно желание и быть любимой, и в
то же время манипулировать зависимыми от нее людьми. Можно говорить о нежелании
расставаться с инфантильностью, когда позволяешь себе разные шалости и не
берешь на себя ответственность – тебе всё должны прощать. А если не прощают, то
они будут за это наказаны. В этом случае медведь похож на родителя, который
сначала помогает удовлетворить капризы деточки, а потом наказывает того, кто
посмел ее обидеть. Наказание или ответственность переводят Арктура в ранг
взрослого (он тоже превращается в медведя), а друзья его беззаботной юности
(ребята из труппы) уже вынуждены считаться с его новым статусом, затем и вовсе
теряя его как верного товарища своих детских забав.

Возвращаясь к  Мано, нужно отметить её потребность в
помощи, в частности, в поиске работы, причем весьма неопределенной, а также
потребность в защите (неслучайно появление медведя – родителя).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.         
Как можно истолковать смысл сказки «Колобок»? Какой смысл в этой
сказке видите вы?

2.         
Почему сказка «Курочка Ряба» считается одной из самых загадочных
сказок русского фольклора? Какие подходы существуют к ее толкованию?

3.         
Перечислите и раскройте все пункты схемы психологического анализа
клиентских сказок.

4.         
Возьмите какую-либо авторскую сказку и попробуйте провести ее
анализ на основе предложенной схемы.

Литература

1.         
Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через
психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007.

2.         
Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и
иносказание. – СПб.: Академический проект, 2000.

3.         
Доценко Е.Л. Семантическое пространство психотехнической
сказки // Журнал практического психолога. – 1999. – № 10–11. – С. 72–87.

4.         
Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии.
Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Издательство ДНК, 2001.

5.         
Наговицын А.Е., Пономарёва В.И. Теория сказки и
сказкотерапия. Атлас сказочного мира. – М.: Эксмо, 2010.

6.         
Руднев В.П. Тайна курочки рябы. Безумие и успех в
культуре. –

М.: Класс, 2004.

7.         
Русский фольклор / Сост. и примеч. В.Аникина. – М.:
Художественная литература, 1986.

8.         
Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных
сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. – СПб.,
1998.

9.         
Юнг К.-Г. Божественный ребенок. – М.: АСТ, 1997.

10.     
http://timur0.nm.ru/Chicken.htm

Пожалуй, это самый распространенный в наших краях тип мужчины. В фольклоре ни одной страны мира нет такого количества героев, которые были бы вознаграждены за свою несамостоятельность, бездействие и лень. У нас же их сколько угодно: Емеля, Иван-дурак, Иван – младший сын.
Основное Емелино занятие – «ничего не делать, на печи лежать, в потолок плевать». Любимая фраза: «А мне неохота!» Девиз: «Счастье придет и на печи найдет!» И ведь действительно удача Емеле улыбается.

Однажды к нему в ведро попадает волшебная щука, и в дальнейшем решение всех его жизненных проблем ложится на эту рыбину. Емеля же только и делает, что желает: «А хорошо бы, если б ведра сами…», «А пусть топор сам…», « Хочу, чтоб царевна САМА…»

Вся его заслуга только в том, что он над щукой сжалился и отпустил ее. А хорош бы Емеля был, если б предпочел сварить из нее уху – тогда бы никогда не узнал он всех радостей жизни!

Емели здравствуют и по сей день. Только вместо печки у них диван, а в остальном мало что изменилось. Все та же вера в свою счастливую звезду, в удачу, которая свалится с неба. Вместо того чтобы спешить разбудить Спящую красавицу, такой мужчина сам предпочитает «день-деньской лежать на печи». Вместо того чтобы целенаправленно отправиться освобождать от рабского труда Золушку – бредет «туда, сам не знает куда» или «куда глаза глядят».

Но самое милое для него дело, если рядом уже есть какая-нибудь Премудрая женщина, которая, в случае чего, скажет: «Не кручинься, не печалься, а ступай-ка лучше спать – утро вечера мудренее». И сама проблемы решит, все как-нибудь утрясет.

Что характерно, все Иваны и Емели почему-то стремятся породниться исключительно с особами царских кровей, получив при этом полцарства в придачу. Да еще, желательно, чтоб невеста была «всех румяней, всех пригожей – руки белые, уста сахарные». И хозяйка отменная.
И ведь не только в сказках Емелям и Иванам-дуракам достаются самые лучшие жены. В реальной жизни они тоже не обделены женским вниманием. Конечно, тандем Емели со Спящей красавицей вряд ли будет жизнеспособен, а вот какая-нибудь Василиса Премудрая или Марья Моревна-завоевательница – женщина самостоятельная и деловая, готовая взять увальня Емелюшку под свое крылышко, вполне может составить ему пару.

Емеля – мужик хоть и ленивый, но открытый, добрый да ласковый. Эмоционально теплый, как говорят психологи. Детей любит, зверушек жалеет. Да и муж он, как правило, верный. От измен Емелю удерживает его извечная лень – это ведь с печи слезать надо, да и вообще – хлопот не оберешься, морока одна.

Карлсон и его Малышки
Он обаятельный, коммуникабельный, симпатичный, самый лучший в мире выдумщик, укротитель домомучительниц, специалист по паровым машинам, истребитель плюшек, художник и бог знает кто еще. Да впридачу – мужчина в полном расцвете сил. У него нет никаких сомнений: в жизни он достоин всего самого лучшего, и Карлсон благосклонно позволяет Малышу это лучшее ему предоставить.

«Ты должен стать мне родной матерью!» – заявляет он своему юному другу. Вот так. Ни больше, ни меньше. А Малыш и рад стараться, угождать Карлсону, как только возможно, потому что больше всего он боится услышать: «Ну, я так не играю!», и потерять Друга. Ведь раньше Малыш был так одинок, а с появлением этого шумного толстячка с пропеллером жизнь окрасилась яркими красками!

Мужчина-Карлсон всегда выбирает себе в подруги жизни женщин определенного типа – не слишком уверенных в себе, скромных, застенчивых, не избалованных мужским вниманием. Живет себе такая серая мышка, влачит свое привычное одинокое существование, и вдруг – эдакий красавец в окно залетает! Энергичный, в меру упитанный, приятный во всех отношениях… Ну как можно в чем-то ему отказать? Ах! Милый, милый!

Хитрюга-Карлсон знает, к кому прилетать. Ведь на самом деле он не так уверен в себе, как кажется, а точнее – совсем не уверен. Поэтому-то он так себя восхваляет и ждет восхищения от других. Мужчина-Карлсон выбирает себе подругу, за счет которой можно постоянно самоутверждаться, возвышаясь над ней. Тогда ему удается на какое-то время забыть, что на самом-то деле никакой он не лучший… Вот и машину паровую взорвал, и петуха толком не сумел нарисовать. Да что там… ладно, дело-то житейское!

Вечный мальчик Питер Пен
«Все дети рано или поздно взрослеют, но только не он». Это про Питера Пена – героя трогательной английской сказки. «Я не хочу становиться взрослым мужчиной. Я хочу всегда быть маленьким и играть», – говорит он. И, похоже, он не одинок в этом желании. В последнее время таких «вечных мальчиков» появилось очень много, и в психологии возникло даже понятие «синдром Питера Пена».

Влюбленная в Питера фея Динь-Динь выпивает предназначенный ему яд и спасает любимому жизнь. «Но почему ты это сделала?» – недоумевает он. Как ему объяснить – почему? Сам-то он любить не умеет, поэтому вряд ли что-то поймет… «Он был всего лишь мальчишкой и, несмотря на пережитое, оставался мальчишкой. А мальчишки любить не умеют. Разве это не жестоко – требовать любовь от мальчишки?»

Мужчина-Питер Пен на большое чувство не способен. Он просто не понимает, что это такое. У него может быть широкий круг знакомых женщин, но по-настоящему близких и доверительных отношений не возникает ни с кем. Истинной интимности он боится как огня, поэтому всегда держит дистанцию. В любых отношениях, включая сексуальные.

Он холостяк, что, несомненно, влечет к нему женщин. На них такой мужчина действует интригующе. «Уж я-то точно смогу расколоть этот орешек, растопить это сердце», – льстит себя надеждой очередная подруга Питера Пена и устремляется на штурм неприступной крепости. Но она напрасно тратит время. Вместе они будут ровно до того момента, пока ему это удобно. Как только их отношения перестанут устраивать «вечного мальчика», ему ничто не помешает уйти. И никакие женские слезы его не удержат, потому что Питер Пен столь же бессердечен, сколь и инфантилен.
Кто там дальше по списку?

Озорник Буратино с удовольствием проведет с вами время, но на серьезные отношения с ним рассчитывать вряд ли стоит – ему это как-то ни к чему. Он остался равнодушен к чарам даже такой экзотической красавицы, как Девочка с голубыми волосами. И не пытайтесь достучаться до него со своими чувствами – бесполезно, он же деревянный. Полено – оно и есть полено.

Бунтарь Чипполино – борец за права фруктов и овощей. Прирожденный революционер, вечный оппозиционер и красноречивый оратор. Для него на первом месте всегда будет Дело. Ну, а девушки, сами понимаете, потом. Причем на Дело тратится столько сил и энергии, что на девушку может уже и не остаться.

Бывает и наоборот – дело именно потому на первом месте, что с девушками не очень получается. В любом случае – связав свою жизнь с этим Горем Луковым, можно пролить в одиночестве немало горьких слез.
Да, и не дай бог вам попасть в лапы графа Синей бороды! Равно как и любого другого маньяка.

Картина получилась не слишком оптимистическая, и поэтому напоследок в нашей галерее сказочных мужчин появится тот, на кого действительно стоит обратить внимание…

Дядя Федор из Простоквашино
Всем известно, что основы характера закладываются в раннем детстве. Дядя Федор, несмотря на свой юный возраст, человек самостоятельный, ответственный и серьезный – в четыре года читать научился, а в шесть сам себе суп варил.

Он очень любит родителей, но решения все-таки принимает самостоятельно. «Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать», – пишет он в письме маме и папе. И правда – этот не пропадет. У маленького мужичка дяди Федора – не по-детски уравновешенного, домовитого и твердо стоящего на земле – есть все шансы вырасти Настоящим Мужчиной, способным трезво оценивать ситуацию, принимать решения и брать на себя ответственность. В том числе и за семью.
Как он будет строить отношения со своей женщиной? Как нормальный, здоровый, порядочный человек. Тут и добавить нечего. К счастью, мужчина-Дядя Федор – не такое уж редкое явление. Оглянитесь вокруг, может один из них и есть ваше счастье?

А вообще, не так уж это важно, на кого похож ваш избранник – на слегка занудного, но умного и ответственного интеллектуала Знайку, на Нильса – любителя дальних странствий и путешествий с дикими гусями, или, быть может, вам больше по душе лучший друг зверей добрый доктор Айболит – мужчина хоть и немолодой, но положительный? Пусть все они не идеальны. Главное – чтобы Он идеально подходил именно вам!

Медведь Балу — профессиональный папа-воспитатель. Может часами говорить о соплях, простудах, преимуществах методики Монтессори перед традиционными методами. Знает все о детях, женщин рассматривает исключительно как машину для их производства. К сексу, как к процессу, равнодушен, интересует только результат. Женится рано, но быстро разводится, детей отсуживая себе. Подходит для женщин-лидерш-директрис, не желающих заниматься домом, но заводящих семью для имиджа.

Акела — лидер по жизни. Семьи нет, любимой нет, есть подруги по стае… т.е. партии. На посту остается до последнего, несмотря на то, что в старости слабеет и рискует стать посмешищем. Бытом, искусством и прочими вывихами сознания не интересуется в принципе. Позволяет собой восхищаться, но издалека.

Пудель Артемон -не мыслит своей жизни без служения хозяйке. Большой эстет, поэтому женщину выбирает по принципу внешности, а не душевных качеств. Подмени Мальвину Коломбиной, может не заметить, если одеты и пахнут одинаково. Моральные принципы отсутствуют. «Душечка» в брюках.
Обожает готовить и изысканно сервировать стол, красиво одеваться, в моде разбирается лучше иных дамочек, Мальвина вообще может забыть о своем гардеробе.

Скрытый психологический смысл сказок

Skryty_psikhologicheskiy_smysl_skazokЛюбите ли вы сказки? Я почти уверен, что да. Но знаете ли вы, что сюжеты сказок могут стать ключами к разгадке вашей судьбы? Никакой мистики в этом нет. Просто сказка – это закодированный жизненный сценарий, которому вы можете следовать, сами о том не зная.

Никогда нельзя точно сказать, что происходит первым – ребенок натыкается на красивую сказку и начинает бессознательно вести себя, как ее герой, или сказка нравится ему потому, что подходит к уже готовому сценарию, который внушили родители. Возможно, бывает и так, и так. Но главное – по тому, какая сказка вам нравится сейчас или была любимой в детстве, можно понять, почему возникают проблемы в жизни, и что может ждать вас в будущем.

Как правильно анализировать сказки?

Kak_pravilno_analizirovat_skazkiСказка – не точное предсказание нашей судьбы. Это скорее ребус, который нужно разгадать, чтобы получить предупреждение. Самое важное при разгадке – помнить, что сказка сбывается целиком, кроме счастливого финала. Впрочем, некоторых сюжетов, например многих сказок Андерсена, это не касается. Ведь там и так все заканчивается печально.

Сказку не нужно понимать буквально. Нужно подмечать черты героя и те ситуации, в которые он попадает. А еще очень важно пропускать мимо ушей объяснения событий, которые предлагаются авторами, и смотреть только на факты.

Думаю, самым лучшим будет показать это на примере. Классический сюжет – «Золушка». С нее и начнем.

Психологический анализ сказки «Золушка»

Psikhologicheskiy_analiz_skazki_ZolushkaДавайте вспомним, как жила Золушка, прямо по пунктам. И посмотрим, какие жизненные сценарии или убеждения отражает эта сказка.

Чтобы получить что-то, героиня очень много трудилась. Налицо убеждение, что все в жизни достается тяжким трудом.

В доме она играла роль прислуги. В реальной жизни это может означать сценарий «загнанной домохозяйки», которая все для всех делает, за всеми убирает, но благодарности не дожидается.

В семье никто не интересовался ее интересами и желаниями, она чувствовала себя ненужной и одинокой. В сказке она – отверженная. В реальности это сценарий человека, который сам ставит себя в ситуацию, где его интересы игнорируют.

Заметьте, что в сказке есть логичные объяснения того, что происходило, и оправдание Золушки – она и скромная, и трудолюбивая, и такая добрая, что не может за себя постоять. А ее мачеха и сводные сестры – хамки, лентяйки и эгоистки. В сказке в это можно поверить. А вот в реальности все сложнее. В жизни с нами ведут себя так, как мы позволяем, и если мы играем в жертву, то обязательно найдется кто-то, кто подыграет и возьмет на себя роль преследователя.

И если уж мы говорим про треугольник Карпмана, то где же наш спаситель? Конечно, это фея-крестная. И тут мы приходим к самому важному.

В чем отличие сказки от жизни? В сказке всегда заложен некий волшебный элемент, неожиданное разрешение ситуации. В данном случае это фея, которая восстанавливает несправедливость и отправляет девушку на бал.

В сказке все чудесным образом решается при помощи волшебства, надо только дождаться и выстрадать. В жизни происходит наоборот. Сказочные сценарии реализуются, но без счастливого конца. То есть в реальности «Золушка» так и останется на всю жизнь жертвой, обреченной на тяжелую работу, скромную жизнь и несправедливое отношение.

Спаситель в треугольнике Карпмана обычно не решает проблему, а запускает новый круг преследований. То есть в реальности крестная, может быть, и отправила бы девушку на бал, защитив от злой мачехи… но вот на балу девушка вела бы себя привычно – скромно и запуганно. Никакому нормальному принцу такая понравиться не может.

Так что реальная «Золушка» будет мечтать о лучшей жизни, но «жить барыней» ей неловко и дискомфортно. Если она и выйдет замуж, то не за принца. Принимать помощь и заботу она не умеет, сама все сделает и за себя и за мужа, лишив его мотивации развиваться. Она будет чувствовать себя одинокой и видеть свою ценность только через заботу о других. Ведь себя любить она не умеет… Типичная «хорошая девочка».

А вот еще один сценарий для наглядности.

«Русалочка»

RusalochkaСказка Андерсена и диснеевская версия отличаются, но у них есть общие черты, несмотря на то, что диснеевская позитивнее и с хорошим концом. Напоминаю, что в психологическом разборе финал сказки не имеет значения, а важнее то, что происходит с героем до того.

Русалочка спасает принца и влюбляется в него. Она идет на договор с морской колдуньей и отдает ей свой голос, получив взамен человеческие ноги и возможность выйти на берег. Колдунья ставит условие: если Русалочке не удастся вызвать в принце любовь, она навсегда потеряет свой голос, а в оригинальной сказке еще и жизнь! Влюбленная русалка согласна, поскольку без принца ей жизнь не мила.

Однако судьба шутит с Русалочкой злую шутку: ей действительно удается встретиться с принцем, он приглашает ее в свой дворец. Но чувство, которое он испытывает к ней – скорее ласковая симпатия, но никак не любовь мужчины. Он собирается жениться на другой и ждет, что Русалочка порадуется за него. (В мультфильме принц влюбляется в Русалочку, но колдовство заставляет его увлечься другой девушкой. А вы бы поверили такой отмазке?).

Что же это за сценарий?

Женщина – идеал самопожертвования. Она может стать любовницей и годами ждать, когда мужчина выполнит обещание оставить семью, но ожидание затягивается, а она впадает в зависимость от него и так и не устраивает свою личную жизнь.

Или девушка типа «свой парень». Мужчины воспринимают ее как друга и не замечают, что внутри она – чувствительная женщина, мечтающая о любви. Такие часто реализуют сценарий: «Тем, кто интересен мне, я не интересна» и наоборот, «я нравлюсь только тем, кто мне не нравится».

Что касается сценарного партнера такой девушки, то им может стать безвольный мужчина, который сам не знает, чего хочет, и уж точно не хочет брать на себя ответственность. «Меня заколдовали», «я сам себя не помнил». Хорош, а?

И давайте разберем третью сказку. Это будет «Аленький цветочек», сказка, схожая с другой, «Красавица и чудовище».

«Аленький цветочек»

Alenkiy_tsvetochekПо сюжету девушка уходит из родной семьи, жертвуя собой ради отца, и выбирает жизнь с чудовищем. Внутри страшного монстра оказывается спрятана прекрасная душа, которую героиня хочет понять и раскрыть. Чудовище само не очень-то идет на контакт, но она уговаривает его и оказывается такой доброй и благородной, что не отвергает монстра, хотя он ужасный на вид и даже его голос пугает.

Как же это красиво звучит! Настоящий сценарий спасительницы, которая единственная принимает непонятую никем душу! Только вот в настоящей жизни такие спасительницы ждут десятилетиями, пока чудовище станет принцем, и так и не дожидаются.

Сколько женских историй приходится мне читать о том, что «я вступила с ним в отношения, у него был потенциал, я думала, что мы вместе прорвемся, я его отогрею своей любовью и он в моем сердце найдет то, что так давно искал».

Но если в сказке все проблемы решает колдовство, то в обычной жизни женщина просто увядает в таких отношениях. Вера в волшебное превращение тает с каждым годом, а дальше либо развод, либо спасать чудовище до конца дней.

Обратите внимание еще на две особенности в сюжете сказки.

С самого начала младшая дочь попросила отца очень необычный подарок – аленький цветочек. То есть она сама спровоцировала ситуацию, которая возникла позже.

Она готова была отдать свое счастье ради спасения отца, то есть это такой сценарий жертвовать собой, который оправдывается только в сказке.

Сказка как психологический инструмент

Skazka_kak_psikhologicheskiy_instrumentВы можете сами проанализировать любой сюжет, который вам встречается и чем-то цепляет. Это могут быть и сказки, и истории, и романы, и фильмы. Особенно важно провести анализ, если вы поймаете себя на том, что вам нравятся какие-то однотипные, повторяющиеся сюжеты. Такие почти на 100% связаны с вашим сценарием.

И конечно, сказки и интересные истории не виноваты в наших проблемах. Они могут по-прежнему радовать нас и наших детей. Важно только понимать, что скрывается за привычными сюжетами и осознавать свои попытки реализовать их в жизни.

Можно прожить всю жизнь, неосознанно следуя сценарию из сказки, а можно учиться любить себя, заботиться о себе, защищать свои личные границы и выходить из сценария жертвы. И перестать ждать фею-крестную, исправлять чудовище и добиваться любви изменчивых принцев. А вместо этого взять свою судьбу в собственные руки!

Вы можете сделать это сами, анализируя свои сценарии, или при помощи специалиста-психолога. В любом случае изменить свою жизнь реально и никогда не поздно!

Вадим Куркин

  • Пряничный домик сказка для читательского дневника
  • Прямо заинтересованный как пишется
  • Психологическая кульминация рассказа гранатовый браслет заключается в сцене прощания веры
  • Пряничный домик русская народная сказка читательский дневник
  • Прямо в точку как пишется