Фото: Кадр из фильма «Кащей Бессмертный», реж. Александр Роу, 1944 год. Фото: «Кинопоиск»
Персонажи сказок зачастую выдуманные герои. Однако их характеры порой могут быть читателю куда ближе, чем кажется на первый взгляд. 5-tv.ru узнал, какой психотип у героев классических сказок.
Золушка — вечная жертва
У Золушки — синдром жертвы. Depositphotos / Deklofenak
Героиня сказки Шарля Перро любима не одному поколению читателей. Ее традиционно ставят в пример девочкам, желая воспитать в них любовь к труду и терпению. Однако на самом деле поведение героини далеко от здорового.
В реальном мире Золушке диагностировали бы синдром жертвы. Она покорно выслушивает обидные замечания сестер и даже не пытается дать отпор мачехе. Вместо того чтобы сбежать из дома подальше от издевательств, она прислуживает родственницам как ни в чем не бывало. Счастливый конец в истории Золушки, как известно, наступает не благодаря ее усилиям, а из-за принца.
Питер Пэн — инфантил
Психологи называют Питерами Пэнами инфантильных молодых людей. Depositphotos / Murdocksimages
Историю о мальчике, не желающем взрослеть, написал Джеймс Барри, переживший трудное детство. Мать перестала обращать на него внимание после смерти младшего сына. В забытье от горя она часто называла первенца именем умершего ребенка. В какой-то момент мальчик понял, что может получить внимание родительницы только если будет оставаться маленьким. Психологические проблемы закончились тем, что будущий писатель вырос в невысокого юношу.
Повзрослев, Барри написал сказку о Питере Пэне. Она стала настоящим хитом среди читателей и подарила психологическому сообществу новое определение — синдром Питера Пэна. Его диагностируют инфантильным и безответственным юношам, бегущим от обязанностей взрослой жизни.
Русалочка — саморазрушение
Русалочка была настолько решительна, что не заметила угрозы собственной жизни. Depositphotos / rudall30
Все проблемы Русалочки начинаются после того, как она влюбляется в принца с поверхности. Ради того, чтобы быть с любимым, девушка заключает сделку с морской ведьмой, которая превращает принцессу в человека. Жизнь на суше дается Русалочке с трудом. Хождение по земле приносит ей физическую боль, а равнодушие принца разбивает сердце.
История о Русалочке — сказка, но среди реальных людей много похожих на главную героиню девушек. Недополучая внимания от любимого, они, желая выделиться, становятся очень решительными. Одеваются так, чтобы понравиться ему, интересуются тем же, что и он. Часто девочки-подростки, мечтая показаться «крутыми» в мужской компании, начинают курить и нецензурно выражаться. В пену они, в отличие от героини сказки Ганса Христиана Андерсена не превратятся, но точно подпортят здоровье.
Кащей Бессмертный — нарцисс
Кащей Бессмертный пытается навести ужас на окружающих, но на самом деле он простой нарцисс. РИА Новости / Екатерина Чеснокова
Сотни лет Кащей Бессмертный наводит ужас на детей. Их пугает тощий бледный незнакомец, который никогда не покинет мир живых. Убить его сложно, ведь смерть Кащея на конце иглы, которая в яйце, а оно в утке, что в зайце из сундука. Сундук, в свою очередь, на вершине дуба, денно и нощно остерегаемый мрачным стариком.
Если в мире русских народных сказок Кащей Бессмертный — один из главных злодеев, то в реальном мире его посчитали бы просто нарциссом. Для людей с таким синдромом свойственен конфликт ничтожного и величественного. Первое заменяет Кащею его смертность, которую он скрывает. А второе — его властолюбие и манипулирование другими людьми. Но, несмотря на все золото, над которым он чахнет, этот герой был и остается простым нарциссом.
Снежная королева — манипулятор
Синдром Снежной королевы встречается у властных и несчастных женщин-манипуляторов. Depositphotos / sloggy
Снежная королева — одна из самых ярких злодеек мировой литературы. Она холодна, и способна внушать людям свою волю. Сила этой женщины настолько велика, что она увозит с собой мальчика Кая, который забывает про родителей и подругу Герду. Несмотря на то, что эта история — плод воображения Ганса Христиана Андерсена, а в реальной жизни немало похожих на героиню его сказки девушек.
В психологии есть термин — синдром Снежной королевы. Подверженные им девушки или женщины в детстве лишены родительской любви. С юных лет они усваивают, что добиться своего можно лишь с помощью манипулирования другими. Такими девушками руководит холодный расчет и желание власти. Несмотря на материальное благополучие, на самом деле они могут быть очень несчастны.
Скрытый психологический смысл сказок
Любите ли вы сказки? Я почти уверен, что да. Но знаете ли вы, что сюжеты сказок могут стать ключами к разгадке вашей судьбы? Никакой мистики в этом нет. Просто сказка – это закодированный жизненный сценарий, которому вы можете следовать, сами о том не зная.
Никогда нельзя точно сказать, что происходит первым – ребенок натыкается на красивую сказку и начинает бессознательно вести себя, как ее герой, или сказка нравится ему потому, что подходит к уже готовому сценарию, который внушили родители. Возможно, бывает и так, и так. Но главное – по тому, какая сказка вам нравится сейчас или была любимой в детстве, можно понять, почему возникают проблемы в жизни, и что может ждать вас в будущем.
Как правильно анализировать сказки?
Сказка – не точное предсказание нашей судьбы. Это скорее ребус, который нужно разгадать, чтобы получить предупреждение. Самое важное при разгадке – помнить, что сказка сбывается целиком, кроме счастливого финала. Впрочем, некоторых сюжетов, например многих сказок Андерсена, это не касается. Ведь там и так все заканчивается печально.
Сказку не нужно понимать буквально. Нужно подмечать черты героя и те ситуации, в которые он попадает. А еще очень важно пропускать мимо ушей объяснения событий, которые предлагаются авторами, и смотреть только на факты.
Думаю, самым лучшим будет показать это на примере. Классический сюжет – «Золушка». С нее и начнем.
Психологический анализ сказки «Золушка»
Давайте вспомним, как жила Золушка, прямо по пунктам. И посмотрим, какие жизненные сценарии или убеждения отражает эта сказка.
Чтобы получить что-то, героиня очень много трудилась. Налицо убеждение, что все в жизни достается тяжким трудом.
В доме она играла роль прислуги. В реальной жизни это может означать сценарий «загнанной домохозяйки», которая все для всех делает, за всеми убирает, но благодарности не дожидается.
В семье никто не интересовался ее интересами и желаниями, она чувствовала себя ненужной и одинокой. В сказке она – отверженная. В реальности это сценарий человека, который сам ставит себя в ситуацию, где его интересы игнорируют.
Заметьте, что в сказке есть логичные объяснения того, что происходило, и оправдание Золушки – она и скромная, и трудолюбивая, и такая добрая, что не может за себя постоять. А ее мачеха и сводные сестры – хамки, лентяйки и эгоистки. В сказке в это можно поверить. А вот в реальности все сложнее. В жизни с нами ведут себя так, как мы позволяем, и если мы играем в жертву, то обязательно найдется кто-то, кто подыграет и возьмет на себя роль преследователя.
И если уж мы говорим про треугольник Карпмана, то где же наш спаситель? Конечно, это фея-крестная. И тут мы приходим к самому важному.
В чем отличие сказки от жизни? В сказке всегда заложен некий волшебный элемент, неожиданное разрешение ситуации. В данном случае это фея, которая восстанавливает несправедливость и отправляет девушку на бал.
В сказке все чудесным образом решается при помощи волшебства, надо только дождаться и выстрадать. В жизни происходит наоборот. Сказочные сценарии реализуются, но без счастливого конца. То есть в реальности «Золушка» так и останется на всю жизнь жертвой, обреченной на тяжелую работу, скромную жизнь и несправедливое отношение.
Спаситель в треугольнике Карпмана обычно не решает проблему, а запускает новый круг преследований. То есть в реальности крестная, может быть, и отправила бы девушку на бал, защитив от злой мачехи… но вот на балу девушка вела бы себя привычно – скромно и запуганно. Никакому нормальному принцу такая понравиться не может.
Так что реальная «Золушка» будет мечтать о лучшей жизни, но «жить барыней» ей неловко и дискомфортно. Если она и выйдет замуж, то не за принца. Принимать помощь и заботу она не умеет, сама все сделает и за себя и за мужа, лишив его мотивации развиваться. Она будет чувствовать себя одинокой и видеть свою ценность только через заботу о других. Ведь себя любить она не умеет… Типичная «хорошая девочка».
А вот еще один сценарий для наглядности.
«Русалочка»
Сказка Андерсена и диснеевская версия отличаются, но у них есть общие черты, несмотря на то, что диснеевская позитивнее и с хорошим концом. Напоминаю, что в психологическом разборе финал сказки не имеет значения, а важнее то, что происходит с героем до того.
Русалочка спасает принца и влюбляется в него. Она идет на договор с морской колдуньей и отдает ей свой голос, получив взамен человеческие ноги и возможность выйти на берег. Колдунья ставит условие: если Русалочке не удастся вызвать в принце любовь, она навсегда потеряет свой голос, а в оригинальной сказке еще и жизнь! Влюбленная русалка согласна, поскольку без принца ей жизнь не мила.
Однако судьба шутит с Русалочкой злую шутку: ей действительно удается встретиться с принцем, он приглашает ее в свой дворец. Но чувство, которое он испытывает к ней – скорее ласковая симпатия, но никак не любовь мужчины. Он собирается жениться на другой и ждет, что Русалочка порадуется за него. (В мультфильме принц влюбляется в Русалочку, но колдовство заставляет его увлечься другой девушкой. А вы бы поверили такой отмазке?).
Что же это за сценарий?
Женщина – идеал самопожертвования. Она может стать любовницей и годами ждать, когда мужчина выполнит обещание оставить семью, но ожидание затягивается, а она впадает в зависимость от него и так и не устраивает свою личную жизнь.
Или девушка типа «свой парень». Мужчины воспринимают ее как друга и не замечают, что внутри она – чувствительная женщина, мечтающая о любви. Такие часто реализуют сценарий: «Тем, кто интересен мне, я не интересна» и наоборот, «я нравлюсь только тем, кто мне не нравится».
Что касается сценарного партнера такой девушки, то им может стать безвольный мужчина, который сам не знает, чего хочет, и уж точно не хочет брать на себя ответственность. «Меня заколдовали», «я сам себя не помнил». Хорош, а?
И давайте разберем третью сказку. Это будет «Аленький цветочек», сказка, схожая с другой, «Красавица и чудовище».
«Аленький цветочек»
По сюжету девушка уходит из родной семьи, жертвуя собой ради отца, и выбирает жизнь с чудовищем. Внутри страшного монстра оказывается спрятана прекрасная душа, которую героиня хочет понять и раскрыть. Чудовище само не очень-то идет на контакт, но она уговаривает его и оказывается такой доброй и благородной, что не отвергает монстра, хотя он ужасный на вид и даже его голос пугает.
Как же это красиво звучит! Настоящий сценарий спасительницы, которая единственная принимает непонятую никем душу! Только вот в настоящей жизни такие спасительницы ждут десятилетиями, пока чудовище станет принцем, и так и не дожидаются.
Сколько женских историй приходится мне читать о том, что «я вступила с ним в отношения, у него был потенциал, я думала, что мы вместе прорвемся, я его отогрею своей любовью и он в моем сердце найдет то, что так давно искал».
Но если в сказке все проблемы решает колдовство, то в обычной жизни женщина просто увядает в таких отношениях. Вера в волшебное превращение тает с каждым годом, а дальше либо развод, либо спасать чудовище до конца дней.
Обратите внимание еще на две особенности в сюжете сказки.
С самого начала младшая дочь попросила отца очень необычный подарок – аленький цветочек. То есть она сама спровоцировала ситуацию, которая возникла позже.
Она готова была отдать свое счастье ради спасения отца, то есть это такой сценарий жертвовать собой, который оправдывается только в сказке.
Сказка как психологический инструмент
Вы можете сами проанализировать любой сюжет, который вам встречается и чем-то цепляет. Это могут быть и сказки, и истории, и романы, и фильмы. Особенно важно провести анализ, если вы поймаете себя на том, что вам нравятся какие-то однотипные, повторяющиеся сюжеты. Такие почти на 100% связаны с вашим сценарием.
И конечно, сказки и интересные истории не виноваты в наших проблемах. Они могут по-прежнему радовать нас и наших детей. Важно только понимать, что скрывается за привычными сюжетами и осознавать свои попытки реализовать их в жизни.
Можно прожить всю жизнь, неосознанно следуя сценарию из сказки, а можно учиться любить себя, заботиться о себе, защищать свои личные границы и выходить из сценария жертвы. И перестать ждать фею-крестную, исправлять чудовище и добиваться любви изменчивых принцев. А вместо этого взять свою судьбу в собственные руки!
Вы можете сделать это сами, анализируя свои сценарии, или при помощи специалиста-психолога. В любом случае изменить свою жизнь реально и никогда не поздно!
Вадим Куркин
Колобок – это Овен, вне конкуренции. Он – самый первый, он вообще единственный, первее его и быть не может. Выкатилось такое чудо в лес – всем в диковинку – никто здесь ничего подобного раньше не видел. Горячий, подрумяненный, прямо из печки – Огонь, а не какой-то там сухарик ванильный! А всех сомневающихся, что Колобок и есть Овен, пусть пригвоздит такой железный аргумент. Известно, что каждый знак отвечает за какую-то часть тела, для Овна — это голова. Ну а у Колобка только эта часть тела и есть!
Давайте-ка теперь прокатимся по его бесшабашной личности, узнаем из какого он теста, что же у него внутри. А есть у него страсть к приключениям – не сидится ему на месте, новых впечатлений ему подавай. Порядком имеется хвастовства – каждому встречному поперечному про свои успехи поёт, покрасоваться любит да повыпендриваться. Ему вообще всё равно, кто перед ним – бежит, никого не замечает. Нет, чтобы поговорить по-свойски, у кого какие проблемы узнать – он, знай, песню свою горланит. Эгоист. А еще упрямый – бежит неизвестно куда, его все тормозят – «Куда ты, придурок?», а он катится себе вперед и катится. И ведь так и будет катиться, пока тропинка не закончится или пока его кто-нибудь не съест. Ну и, конечно, наивный он и туповатый – думал, умней его нет, за что и поплатился.
Да, Колобок, конечно, не сдобный пряник. Но, каков есть. По сусекам да по амбарам… Зато симпатичный и обаятельный, а еще вкусный, такой же, наверное, как и шашлык из барашка. И неважно, куда он катится. Главное вперед, навстречу неизвестности. Важен импульс, заряд энергии, напор, а не цель. Главное выбрать себе тропинку и понеслась.
Иван-царевич (Стрелец)
Иван-Царевич, который Царевну-лягушку на болоте отыскал — он Стрелец и есть, тут даже и думать нечего. Стрелец он и в Африке Стрелец.
Существует превратное представление, что раз Стрелец, значит целеустремлен, то есть точно знает, куда ему стрелять. Ничего подобного. Завязывают Ивану-Царевичу глаза, крутят на месте, пуляет он свою стрелу в чисто небо и… А дальше везет ему по страшному – получает он раскрасавицу Елену Прекрасную в жены. Стрельцы – удачливые, вот в чем их секрет. Но не только в этом.
Всем Стрельцы симпатичны, никому дорогу не переходят, со всеми дружат. А что, разве Кощей Бессмертный какую-нибудь злобу к нему питал? Ничуть. Да он его знать не знал и в глаза не видел. Так ведь и Царевич не стал с Кощеем биться. А зачем? Это ведь себе и ему настроение портить. Отыскал наш герой его смерть в яйце, так без особых хлопот злодея жизни и лишил.
Для Стрельца жизнь, вообще, в любом виде хороша и приятна — он большой оптимист. Что Царевичу плакать, что ли, головой от досады биться, когда он лягушку в жены брал? Да ни в жизнь. А обернулась лягушка в царевну – так совсем отлично. Ну а забрал её Кощей, что Стрелец делает? Наверное, сломя голову скачет, чтобы со злодеем сразиться? Нет, конечно. Идет себе спокойно по лесу, зверушкам помогает. Его тоже потом все выручать начнут. То клубочек дадут, чтобы дорогу быстрее нашел, то дерево с ларцом повалят. Дружба, friendship.
А драка то когда? Драка-то? Нет, не станет Царевич с Кощеем ссориться, а вдруг злодей на самом деле не таким плохим окажется. Была б на то воля Царевича, пришел бы он к Кощею, поговорил бы с ним, помог чем — тот хлопнул бы друга по плечу и сказал: «Да забирай ты Царевну, мил человек, хороший ты парень как я погляжу». Но, тогда бы и сказки не получилось.
Так что к Стрельцам вообще никаких претензий – всем-то он нравится, а жизнь у него, наверное, как в сказке — и уж точно со счастливым концом. Стрелец среди всех знаков – самый положительный.
>
Красная шапочка (Лев)
Красная шапочка – это Лев. Не верите? Тогда скажите, кто еще может с такой спокойной уверенностью и безо всякого страха гулять по темному лесу, населенному голодными волками. Кстати, про ненасытных хищников девочка прекрасно знает – добрая мама предупредила. Только с чего эта Шапочка решила, что с ней ничего не случится? Да потому что она – царственный Лев, знак, который обласкан звездами с самого рождения. Словно Корону носит она свой головной убор. Её Шапочка — это Шапка Мономаха или Наполеона, которой она, разумеется, очень гордится. Ей лестно быть в центре внимания — все видят, что идет не кто-то там, а она — Красная Шапочка. Этот милый ребенок, как и все дети, излучает солнечное тепло, а Лев – это и есть знак Солнца и почти что знак египетских фараонов.
Только что же нам про эту девочку еще известно? Ведь кроме этой шапочки и собственного самомнения у нее ничегошеньки нет: ни мозгов, ни ружья, ни хитрости, ни-че-го. Хотя, нет. У Льва — Красной Шапочки есть наследство, которое её весьма расслабляет – домик бабушкин, у мамы чего-нибудь. Вот и пирожки Шапка не сама выпекала, не трудилась как Золушка в поте лица – мама приготовила.
Волк, увидев такое чудо, конечно, очень удивился – шастают тут всякие, обнаглели совсем и страх потеряли. Шапочка ему про всё спокойно объяснила: про себя, про бабушку и как до неё добраться, причем так солидно, обстоятельно, с достоинством – не запутаешься. В общем, правильная девочка, молодец. Удивился волк безмерно, ну и оставил ее напоследок – на сладкое.
Ничего-то девочку-Льва не мучает – всё у него хорошо. Даже наивный идеализм ему как Овну не мешает, наоборот — добавляет уверенности. Если Овен-Колобок точно знает, что останься он поболтать подольше, его мгновенно сожрут, то Красная Шапочка, наоборот, убеждена, что с ней ничего не случится – и в этом кардинальное отличие этих двух знаков. Причем Овну-Колобку никогда не понять, откуда у Шапочки такая уверенность. Но, что есть, то есть. Шапку как и Колобка в конце концов все равно сожрут, только волк этой девочкой всё-таки подавится – вспорят ему брюхо и амба. С Шапки же всё как с гуся вода — зато приключение и слава налицо. Поделом глупому волку, не связывайся со Львом. А Колобок даже для охотников — всё одно – закуска, и надеяться ему, увы, не на кого.
ВОЗДУХ
Дюймовочка (Близнецы)
Девочка воздушная, но совсем не ветреная. Не она сама выбирает себе такую богатую на приключения судьбу — её хрупкую натуру подхватывают обстоятельства. Сначала злой рок закидывает её в болото к жабам, потом она находит пристанище в густом лесу, очутившись в компании гусениц и жуков, наконец, спускается под землю к кротам и мышам. С кем она только не знакомится – кроме всех перечисленных судьба сводит её с ласточкой, с бабочками, которые пытаются вызволить её из болота, и даже с раками и с рыбами. Дюймовочка – это общительные Близнецы, она успевает везде отметиться, со всеми пообщаться, и расстаться, кстати, тоже. Но за это никто не должен быть на неё в обиде – ведь она Близнецы, она нигде долго не задерживается, такова переменчивость ее натуры.
Хотя она в гуще событий, ей грустно. Наедине с собой она – романтик и знает, куда ей нужно стремиться. Так куда же? В небо к своему счастью. Где-то в Воздухе её спасение, её мечта. Когда же у неё появятся крылышки, она станет порхать в долине Эльфов, летать по разноцветному лугу, перепрыгивая с цветка на цветок, наслаждаться жизнью, пить нектар, петь и веселиться. Кстати, символ Близнецов из-за формы знака иногда даже называют «бабочкой» Зодиака. Так чем вам Дюймовочка не сказочная бабочка? Вот такое совсем не случайное совпадение.
Дюймовочка попадает в настоящий рай — цветущий, пахнущий, разноцветный, порхающий и беззаботный. Казалось, свое счастье она обрела как бы невзначай, сама собой: не ловчила, мозолей не натруживала, крота побогаче не выгадывала, жабу посолиднее не высматривала. Со стороны выходит, куда её ласточка на крыльях ветра принесла, там её дом и там её счастье. Но воскликнут хором разные кроты и жабы: «Нечего тут и говорить — сплошные фантазии. А вот жизнь на болоте или в подземелье – это, да, это реальность».
Маша (Водолей)
Необычная ситуация – глухой лес, вдруг, откуда не возьмись, появляется маленькая девочка Маша — одна, и смело лезет в берлогу к трём медведям. Что там с ней произойдет – непонятно, зато вполне вероятно, что это девочка – Водолей.
Почему? Простите, но я и сам этого толком не знаю. Слово «Водолей» уже вызывает у меня недоумение. Что это за знак такой? Несведущий человек тут же отнесет его к водяным знакам, но нет – это Воздух. Вот так и Медведи были озадачены разными вопросами: «Кто это у нас тут был? Кто это сделал? Ай-яй-яй. Мы тут жили — не тужили, а кто-то пришел, везде наследил, накуролесил, спасибо, что весь дом нам не перевернул».
Ну, гуляла Маша по лесу одна, ну и что? Так про Водолеев вообще говорят, что они яркие индивидуалисты. Забрела потом в гости — что тут плохого? Девушка ищет себе хорошую компанию, а пообщаться она, как и все воздушные знаки, очень любит. Опять-таки Маша — человек любопытный, ум у нее ищущий, пытливый – всё то ей хочется попробовать, всё испытать — там она посидит, сям полежит, из одной тарелки попробует да из другой. Её может всё и устраивает, но душа хочет перемен, вот Маша и экспериментирует. А что вы хотите, девушка она оригинальная, а на консервативный медвежий взгляд даже эксцентричная, или вот еще слово – экстравагантная, всё новое вызывает у неё живой интерес. Ну, а уж если она за что взялась так, извините – будет это испытывать, пока интерес не потеряет или не сломает чего. Такая она значит упорная девочка – это вам не порхающие Близнецы.
А вот застаревшие традиции надо, братцы, ломать. Развели, понимаешь, мещанство — у каждого своя тарелочка, стульчик, кроватка. Ну, а кому как не Маше с этим разбираться – ведь Водолей — знак безумных гениев. Так что у Маши бо-о-ольшой потенциал. Только вопрос кого — гения или преступницы? Да, разве, это важно?
Сам по себе Водолей достаточно нейтральный знак, но тут с какой стороны посмотреть. Для медведей, например, Маша – это ящик Пандоры, скрытая угроза, которая вдруг свалилась на их голову. Хотя, если бы Маша-Водолей не стала шуровать в их доме, они бы не обратили на неё никакого внимания. Но ведь она ничего дурного не сделала – ну, побезобразничала слегка, так ребенок же, киндер, что с него возьмешь. Зато не скучно. А хорошо это или плохо – да какая разница.
Царевна-лягушка (Весы)
Царевна-лягушка – это, без сомнения, Весы. Имя говорит само за себя — то ли Царевна, то ли Лягушка – куда качнет, так, в общем, и получится. Вся двойственность натуры – в названии.
В кавалерах у нее тоже отбоя нет – и заправский злодей Кощей на ней хочет жениться, и бравый, без вредных привычек Иван-Царевич. А почему? Да потому что характер у нее спокойный, уравновешенный, а сама она — русская неэмансипированная девушка, готовая для своего царевича даже кожу сбросить, лишь бы ему хорошо было. Любить она умеет, ну а если вдруг к другому уйдет, так не по своей же воле – характер у нее такой, мягкий.
Царевне-Лягушке в болоте весьма грустно и одиноко. По настоящему она раскрывается лишь тогда, когда с ней рядом оказывается надежный товарищ – и не важно хороший он на самом деле или плохой, был бы лишь активным да энергичным. Вот и везет ей на всяких прямолинейных Овнов да страстных Скорпионов, но вариант Ивана-Стрельца для неё тоже неплох.
Царевна-Весы — это посредник между добром и злом. Она знает секреты и того и другого, но ни во что сама до конца не вляпается. Ведь сказка про Царевну-лягушку ни что иное как символический образ вселенской борьбы темного и светлого начал, где главной героине отведена роль судьи, арбитра. «Ошибочку ты совершил, Иван-Царевич — сжег мою шкурку лягушачью. Выходит, не по-настоящему ты добрый – извини, промашка вышла. Я обратно к Кощею перемещаюсь. Но ты, давай, не ленись, ищи меня. Отрабатывай, глядишь, опять к тебе вернусь. Адьё». Дура лекс – сэд лекс — закон суров, но справедлив.
Прежде её выходки терпел Кощей. Терпел, терпел, а потом в болото кинул, время дал на раздумье. «Посиди-ка на болоте, пофилософствуй, наберись ума-разума, а там опять поговорим». Знал, ведь сволочь кащеевская, что Весы терпеть не могут одиночества. Правда, если это для Близнецов – чистая смерть, то Весам иногда оно даже бывает полезно. Хочется им от людей отдохнуть – уж очень они разные, а еще за тебя решения принимают – ну кому это понравится, надоели. Ясно, что не место Весам в болоте, ох не место, и тут уж надо подумать, а лучше на случай – счастливую Стрелу положиться – она не обманет. Что там говорить – у Весов всегда есть варианты – как минимум два — что-нибудь да выгорит.
Для Весов, наверное, брак действительно важен, раз вокруг него разгорелась такая интрига. Царевна-Лягушка родилась под планетой любви – Венерой. Поэтому, чтобы она опять не превратилась обратно в Лягушку или даже Жабу ее надо постоянно нацеловывать. Печальная Лягушка с большими глазами и нежным взглядом вызывает желание о ней позаботиться, но неизвестно что еще получиться, если ее приласкать. Увы, нет в мире гармонии.
ЗЕМЛЯ
Кот в сапогах (Козерог)
Кот в сапогах – это, безусловно, Козерог, приумножающий свои богатства. Это самый сильный «приземленный знак», трудяга и работяга. А в чем можно ходить по земле и не пачкаться? Конечно, в сапогах. Так что выбор единственного аксессуара в одежде для Кота-Козерога весьма символичен.
Начав буквально с «голых» сапог, этот предприимчивый товарищ приобретает шикарный замок в средневековом стиле с земельными угодьями в придачу. Можно только поражаться ловкости этого шельмеца, который ничем не брезгует в достижении своих вполне конкретных практических целей: и зайцем в дар умаслит, и пыль в глаза пустит, и, конечно, переварит любую проблему, как бы велика она поначалу не была. Пройдоха, расчетливый и практичный. Причем он успевает делать везде и всё сам, даже не задумываясь получиться у него это или нет. Где-то вдалеке трясется карета с королем и Маркизом Карабасом, и что ждет Кота впереди неизвестно, но он ни секунды не медлит и ни в чем не сомневается – просто идет и забирает себе всё, что ему нравится – умом, ловкостью или хитростью. У него впереди Великое Будущее и Большие Свершения. Единственное, чего у него нет, так это безумной мечты – он чистый реалист и иллюзий не питает. Зачем она ему? Козерог и без неё прошагает и даже перероет всю землю, но свое земное счастье он все равно найдет.
Золушка (Дева)
Золушка – это скромная Дева – как и у Стрельца здесь совпадения просто буквальны. Увы, Девы обижены Гороскопом, так же как и Золушка — своей мачехой – среди других созвездий этот знак выглядит более чем скромно. Для Дев гороскоп вовсе не ласков и не щедр на похвалу. Посмотрите на другие знаки — они гордятся своей мнимой яркостью: Овен – самый первый, Скорпион – самый сильный, Лев – царственный. Эти кичливые ребята похожи на сводных Золушкиных сестер, способных даже на неё ополчиться – что это за такой «бесцветный», неинтересный знак. Дескать, и слишком Девы обычные, и нудные, и педантичные, наконец, для мужчины — знак совершенно не подходящий.
Но Дева, как и Золушка, никогда на это не ропщет. «Звездная» болезнь её абсолютно не мучает, иллюзорных «великих» целей у неё тоже нет. Она обладает здравым смыслом и не усложняет свой мир глупыми фантазиями, что порой другими воспринимается как ограниченность. У добропорядочной, аккуратной и трудолюбивой Золушки «золотые руки» — ее хозяйству можно только позавидовать, оно всегда в порядке. Она понимает, что не принцесса она, увы, но своё счастье получить она тоже хочет. И если поначалу Золушка звезд с неба не хватает, то потом ей наконец-то улыбается удача. Для неё вообще многое зависит от удачи – хорошего покровителя в лице Феи, наличия вблизи королевского замка, бала в нем, часов с неправильным временем и, наконец, тонкой интриги – якобы случайно потерянной туфельки. Если собрать все эти факторы воедино, то да – быть Золушке принцессой, а иначе – нет. В общем, не только гороскоп, но и теория вероятности, оказывается не на ее стороне. Интересно, что удача, которая Золушку вдруг настигает, не результат её упорной работы – та лишь характеризует Золушку суперположительно, но со стороны — это лишь обычная суета по хозяйству. Вот так – вся жизнь в работе, а счастье-то, оказывается – не в ней! Милая, симпатичная, скромная девушка, достойная самого лучшего, но получающая его порой только в сказках.
Домовёнок Кузя (Телец)
Кузя – это, конечно, Телец — самый спокойный, домовитый и нормальный знак Зодиака. То, что у одних знаков приобретает уродливую, извращенную форму, у Тельца выглядит вполне сносно. Пусть Кузя-Телец и упрямый, но он не сравнится в этом свойстве с Овном – тот этим качеством просто живет. Кузя практичный, но никак не расчетливый – в этом ему за Козерогом не ускакать. Так что Кузя-Телец в отличие от Овна и Козерога приключений себе не ищет и за длинным рублем не гонится – он спокоен, он абсолютно спокоен – он весь в земных делах и заботах, он трудится без устали по хозяйству. Однако, если Кузе чего-то не понравится – он будет упрямиться как последний баран, придумывая кучу сказочных отговорок, чтобы этого не делать.
Кузя нетороплив, любит делать всё основательно, правда, без такой деловой хватки как Козерог. И подгонять его – давай, давай, шевелись быстрее – словно в доме случился пожар ни в коем случае нельзя – от этого он только впадёт в ступор, запаникует – «Нафаня!!!» и вообще делать ничего не будет или попросту сбежит. Ещё Кузя любит во всем комфорт и не выносит переездов – он лелеет традиции и пестует привычки. Ему вообще лучше жить по старинке, чем пускаться на поиски чего-то сверхнового – зачем, здесь ему всё и так понятно. Для Кузи, главное, чтобы у него был свой дом – уютный, спокойный и безопасный, в котором не переводятся денежки (а уж с ними он обходиться умеет). Кузя не любит выставлять себя как на витрине и не гонится за славой, он не аферист и не авантюрист – здравый рассудок и деревенская простота – вот его черты.
Всем хорош наш Кузя — главное, его не обижать, не будить в нем Быка, а то достанет он из ларца свой меч-кладенец, да и порубает обидчика как когда-то Добрыня Никитич Змея Горыныча. С Кузей-Тельцом надо дружить – и он в долгу не останется.
ВОДА
Буратино (Скорпион)
Вас может шокировать такое заявление, но Буратино – это Скорпион. «Да, ты что!» – возмутятся некоторые знаки. – «Не может быть Скорпион положительным героем, никак не может». Да, не любят многие этот знак, что поделать. И все-таки это Буратино. Давайте по порядку.
Скорпион, как утверждает гороскоп, знак самый сильный, а еще мистический – его необычайная сила имеет мистическую основу. А разве Золотой Ключик не тот самый Мистический символ, дающий Буратино абсолютно всё – цель, энергию, богатство а может даже и власть. Не было у него этого волшебного скипетра, так девочка Мальвина без лишних слов запирала его – «плохого» мальчика в чулан. Потом, как мы видим, несчастные, сбежавшие от Карабаса-Барабаса куклы следуют за ним как привязанные и во всем его слушаются.
Само появление Ключика окутано предрассветным туманом. Из глубин Темного пруда его достает и преподносит в дар для Буратино некая сила в образе мудрой Тортиллы. Поскольку никаких заслуг для такого подарка у Буратино нет, предположим в духе всё объясняющего с неожиданной стороны гороскопа, что Ключик должен был обязательно попасть к родственному Тортилле водяному знаку. Ну, а кому же еще ей отдать ключик – Рыбам что ли или Ракам? «Не смешите мой колпачок».
Нет у Буратино Феи в помощниках, большого ума и силы у него тоже нет – так кто же или что ему помогает – неужели, удача? Сейчас разберемся. Его хотят бросить в костер, но вместо этого дают пять золотых. Повезло? Допустим. Его подвешивают вверх ногами, но он цел и невредим и даже деньги при нем. Удача? Пожалуй, но тут уже сильно подфартило. Наконец, его бросают в пруд, где он, вместо того чтобы утонуть, получает свой счастливый золотой билет. Нет, ну не верю – не бывает такой удачи! Наверное, есть тут все-таки какая-то непостижимая сила, которая его выручает. Ведь сколько раз малыш под смертью ходил — и сжечь его пытались, и утопить, и повесить — и ничего, живее всех живых. И как бы ему плохо не делали, в результате у него выходило даже лучше чем прежде.
Может, в эту куклу вселился дух сверхсущества как в того деревянного идола, которому молились наши предки? Только добрый ли это дух? Ведь Буратино вовсе не послушный мальчик и школа ему не нужна. Сделав шаг за порог дома, он еще не знает, куда направит свою энергию – но точно не на учебу. Зато он так и ищет, за какую бы бредовую идею ему ухватиться – засеять ли поле дураков или поискать потайную дверь, которую отпирает золотой ключик. Сам Буратино слепо верит в вырастающее наутро после слов «крекс-пэкс-фэкс» дерево с золотыми монетами и прочую мистику. Он ни копейки не зарабатывает, зато крепко держится за свое халявное золото, прилагая для его сохранения титанические усилия и чудеса выживаемости. При этом он еще задирает перед всем свой длинный нос, как и те гордые Скорпионы, которые утверждают, что их ничто не берёт, и они возрождаются даже из пепла.
Так может это действительно так? Ведь если Скорпион и есть самый сильный знак, то в таких смертоубийственных приключениях смог бы выжить только он. Получается – кому-то Золотой Ключик и халява, но оказаться на месте Буратино, если подумать – не каждому-то и захочется.
Белоснежка (Рыбы)
Женственные Рыбы – это, без сомнения, Белоснежка. Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи! — Пусть красив хоть целый свет – Белоснежки лучше нет! Но вот Гороскоп от себя еще кое-что добавляет – хоть румяна да бела только чересчур нежна. Только гномы обрадовались – порядок у них теперь в хозяйстве наступит и чистота. А она поработала чуток и на тебе — упала замертво и в стеклянный гроб отдыхать легла — ждет, пока за ней прекрасный принц приедет, поцелует её, да в царские хоромы отвезет.
Идет она по лесу, идет. Куда идет, зачем? Сама — в какой-то мечтательной прострации. Так ведь и сгинуть можно, хорошо тут рядом только добрые гномы живут – ни волков нет, ни злые медведи не бродят. А в другой сказке ей бы ох как несдобровать было – вспомним хотя бы приключения юркого Колобка или «несгибаемого» Буратино — не один раз они на волосок от смерти ходили. Ступает наша Белоснежка по лесу так, словно вышла из деревни на хуторок прогуляться или малинки на опушке пощипать. А, может, тут ничего удивительного и нет? И всё дело в её превосходной интуиций – вроде, как и не знает она куда идти, а самое нужное и правильное направление выбирает. Вскоре и пристанище себе найдет. Пожалеют её там, посочувствуют и, конечно же, полюбят — тут для нее самая подходящая атмосфера — тихая, спокойная, мирная, вокруг доброжелательные гномы и много всяких ласковых животных. Здесь её такую ранимую и эмоциональную никто не обидит. А ведь Белоснежка-Рыбы очень обидчива – и в лес от вас подальше уйдет, и разговаривать не будет, а угостишь яблочком – скажет, отравленное.
Вообще-то про Белоснежку много и не скажешь – её жизнь окутана тайной. Целый день она проводит в лесу, в пустом доме, пока настоящие его обитатели трудятся в подземелье, не покладая рук. Чем же она занимается, о чем думает, о чем мечтает, чего она хочет? Неизвестно. Скорее всего, она живет грезами, она вся — в ожидании лучших времен, поцелуев судьбы и чуда. Да, именно чудо способно пробудить её к жизни, дать ей силы и наполнить её энергией. Только когда случиться это чудо? Вот и она не знает.
Конек-Горбунок (Рак)
Как не странно, но Конек-Горбунок – это Рак. Казалось бы, что между ними общего — может, не стоит Конька за его аршинные уши к звездному Раку притягивать? Только ведь не сразу Рака увидишь, не с ходу его поймешь – но они с Горбунком и, правда, весьма похожи. Даже среди прочих знаков Рак смотрится таким же невзрачным, как и Горбунок в стаде породистых лошадей. Но это только на первый взгляд – как и Конька, Раков нельзя недооценивать.
Конек-Горбунок может и неказистый знак, зато весьма сообразительный. Придет к нему Иван со своим горем, всплакнет в жилетку, а Конек ему сразу, раз – дельный совет, ну и приободрит, конечно. Потому как собеседник он хороший, проблемы твои близко к сердцу примет, посочувствует. Рак вообще наловчился решать любые проблемы – он тебе и вперед проползёт и назад проплывёт – в любом деле оригинальное решение сыщет. Ну а Конек, тот вообще все секреты постиг – знает, даже как в студеной воде не замерзнуть и в кипящем молоке не свариться. Тут уж без его помощи не обойтись — с таким другом точно дров не наломаешь.
Ну и прыткий же Конёк – везде поспевает, и не накосячит нигде. Хотя слишком уж он рассудительный — сам на рожон не лезет, предпочитает другим толковые советы давать. А еще не любит Конёк, когда к нему относятся не уважительно — чувствительный он очень и уязвимый, поэтому и предпочитает друзей понадежней. Ну не такой он «великолепный» как некоторые, ну и что — так у каждого свои недостатки. Поэтому хоть и доброжелателен Конёк, с ним трудно подружиться.
…Дюймовочка-Близнецы упорхнут, Буратино-Скорпион опять будет задирать свой нос, а Овен-Колобок снова заведет свою хвастливую песню. Так что среди них всех Конёк-Горбунок – Рак нам наиболее симпатичен – «вот что значит настоящий верный друг».
Автор : Юрий Захарин
Двухлетний малыш подсовывает маме красочную книжку, шестилетка старательно складывает буквы в слова, пытаясь дочитать начатую папой сказку. Девочки дают куклам имена прекрасных принцесс, мальчишки представляют себя непобедимыми героями мультфильмов. Постепенно сказки становятся частью нашей жизни, и, повзрослев, мы неосознанно переносим в реальность сюжеты своих любимых историй. Они так глубоко вписываются в подсознание, что начинают влиять на наши представления и образ жизни. А правильно ли это – всегда играть одну и ту же, однажды выбранную психологическую роль? Вам кажется, что это не про вас? Что ж, прочитайте – и удивитесь, узнав себя в одной из сказочных героинь.
Психологическая роль: «Я как Красная Шапочка»
Она — доверчивая и любознательная девушка с легким характером и верой в авторитет старших. Всегда готова откликнуться на просьбу о помощи, но иногда то, что она делает, не соответствует тому, о чем ее попросили. Тем не менее, стремление помогать другим граничит в ее характере с самоотверженностью. Красная Шапочка беззаботна, она всегда надеется на чудесное спасение, которое придет, откуда не ждали.
Серый волк — мужчина, которого так боится мама Красной Шапочки. Он — сильная, доминирующая личность, этакий брутальный тип. Способен управлять Красной Шапочкой и даже манипулировать ею. Подсознательно наша героиня готова к тому, что Серый волк ее обманет, но все равно подчиняется его указаниям.
Психологическая роль: «Мальвина»
Главная героиня сказки «Золотой ключик» — Мальвина, девочка с голубыми волосами (кстати, этот цвет в психологии подчеркивает доминанту интеллекта во внутреннем мире). Прежде всего она думает, потом -действует, и только затем проявляет эмоции. По натуре Мальвина серьезна, последовательна и терпелива. Отличница по натуре, свою жизнь она разложила по полочкам, тем самым превратив ее в рутину. Ей необходим «хулиган», живущий не по правилам, ведь только он сумеет раскрасить ее существование настоящими эмоциями и чувствами. Ни преданный Арте-мон, ни влюбленный Пьеро не подходят на эту роль — они скучны и предсказуемы. Выбор падает на «несносного» Буратино, абсолютно необучаемого, но такого озорного!
Буратино — взбалмошный и непредсказуемый, типичный «плохой» мальчишка. Он бросается навстречу новым приключениям, как в омут с головой, но при этом знает, что всегда может вернуться в стабильный и уютный мирок — домик Мальвины.
Психологическая роль: «Царевна-лягушка»
Василиса Премудрая — девушка умная, расчетливая, с огромным потенциалом, но вынужденная носить «лягушачью кожу». Возможно, она родом из бедной или неблагополучной семьи и в силу обстоятельств не имеет возможности показать, что на самом деле является Царевной. Иван-Царевич — ее шанс «выбраться в люди», реализовать свои возможности. Василиса Премудрая хорошо знает себе цену. Она готова применить все свои таланты, строя отношения с мужчиной, помогая ему. Но и от него бездействия не потерпит. В общем-то, неплохой сценарий для женщины, если бы не одно «но»: потребность искать себе в мужья кандидата непременно «царского рода»…
Иван-Царевич — мужчина, сумевший разглядеть в невзрачной лягушке Царевну. Единственная оплошность: он сжег лягушачью шкурку, которая олицетворяла прошлое Василисы. Но не всегда полезно сжигать мосты, да еще делать это за кого-то. Правильнее было бы оставить ей «путь к отступлению», создав некую иллюзию свободы: мол, если захочешь, ты можешь вернуться в свою прежнюю «лягушачью кожу», но я помогу тебе понять, что ты из нее уже выросла, и тогда мы вместе эту кожу сожжем.
Психологическая роль: «Аленький цветочек»
Героиня сказки — Настенька — это женщина, которая любит «из жалости». «Ах, бедняжка, он такой несчастный и одинокий! Без меня он совсем пропадет». И она решает посвятить свою жизнь тому, чтобы сделать из Чудовища Принца. На фоне этого сценария у женщины снижается критичность к отрицательным качествам партнера, причем не только внешним.
Он может быть грубияном, наглецом, невежей, относиться к ней без уважения. И, кстати, сам он, скорее всего, вовсе не считает, что до встречи с ней был несчастен… Когда же Настенька обнаруживает, что ее магия не действует, она может либо принять жертвенную позицию и остаться с Чудовищем, либо уйти и искать новый объект жалости и спасения. И так до бесконечности.
Психологическая роль: «Золушка»
Золушка — это сценарий безропотной, загнанной домохозяйки, «которой вдруг однажды повезет». Это Жертва, выполняющая нелюбимую работу и окруженная жестокими людьми. Она живет в ожидании спасителя, который однажды придет и изменит жизнь, подарит машину, красивое платье и положение… Впрочем, даже встретив Принца, Золушка часто бывает поражена, обнаружив, что свадьба принесла ей лишь новые обязанности. Придя к выводу, что это вовсе не Принц, она вновь начинает терпеливо ждать очередного спасителя.
Психологическая роль: «Герда из Снежной королевы»
Герда — женщина, которая героически берет на себя все заботы о мужчине. Впрочем, она испытывает почти материнские чувства ко всем, кто попадает в круг ее общения, особенно к беспомощным и бесполезным. Она готова преодолевать любые трудности ради сохранения отношений, не замечая, что работать при этом приходится ей одной. Фактически Герда — глава семьи, и часто она же является и основным добытчиком. Мужчина же становится при ней вечно опекаемым ребенком.
Кай — пассивный, но очень милый мальчик. Пользы от него немного. Да она и не требуется! Как говорится, «твоя помощь в том, чтобы не мешать». Поди-ка, займись чем-нибудь безобидным…
Да вот, хоть слово «вечность» из льдинок собери. Только аккуратнее, смотри, чтобы осколки в глаз не попали!
Сказка – ложь, да в ней намек…
Человек может искать одиночества, как Робинзон Крузо, убегать, как Гекльберри Финн, сражаться с ветряными мельницами, как Дон Кихот, быть Принцем или Принцессой… В жизни он играет множество ролей, и часто одна перетекает в другую. При этом он не замечает, что его истинное «Я» давно заблудилось в веренице выдуманных персонажей. Человек не видит и не ощущает себя настоящего, и поэтому проигрывает. Ведь в реальности лишь те сказки имеют счаст-. ливый конец, сценарии которых соответствуют реальным возможностям и истинным потребностям играющего, а это случается крайне редко…
Что же делать?
В первую очередь — осознать, что вы живете РОЛЬЮ, а не своей жизнью. А чтобы перестать отождествлять себя с определенным персонажем, попробуйте хотя бы на время сменить привычную роль на другую, желательно противоположную. Например, если вы привыкли быть Мальвиной — образцовой и правильной, попробуйте стать отчаянной и непослушной Пеппи-Длинный-Чулок. Если вы по жизни Золушка, побудьте какое-то время эгоистичной Барби. Расширив границы своего «Я», вы увидите, что жизнь стала намного ярче, а вы — счастливее!
Автор: Наталья Кулибова, психолог.
Каждый из нас, наверное, помнит свою любимую книгу детства, захватывающие приключения, происходившие с главными героями, эмоции, которые испытывали мы сами, переживая за героев. Все эти книги чему-то учили каждого из нас. Мальчиков вдохновляли на подвиги рассказы об отважных мушкетерах. Девочкам хотелось быть женственными и нежными, как принцессы, в далёких-далёких книжных королевствах. Многие с замиранием сердца читали книгу Шарля Перро «Красная Шапочка». С голосом бабушки или мамы, читающими нам эти строки, мы переживали, думали, дойдет ли Красная Шапочка до бабушки? Какую подлость задумал волк? Кто же спасет Красную Шапочку и ее бабушку?
Мы видели доброту девочки, которая через лес, через опасность, через вставшего на ее пути волка несла своей любимой бабушке гостинец. При встрече с волком малютка могла бросить корзинку и убежать, но она продолжила путь. Она даже поговорила с волком. Пусть Красная Шапочка оказалась очень доверчива, но она показала нам, насколько живо в ней доброе, светлое, чистое, как в ней гармонично сочетается красота, доброта, забота о ближних.
Эта книга зарождала в нас надежду на мир, в котором мы не будем одни, в котором пропадут все стереотипы и границы, в котором будет тот, кто на старости лет «подаст нам стакан воды» и пойдет сквозь дебри ради того, чтобы отнести нам пирожки.
Сознание детей, познакомившихся с этой книгой, меняется после прочтения. Начинаются вопросы к родителям: «Мам, а почему волк решил съесть бабушку?», «Пап, а почему красная Шапочка не испугалась идти к бабушке?», «Бабушка, а почему мама послала дочку в лес». Это значит, что персонаж Красной Шапочки заставил размышлять, сумел пробиться в детское сознание, и что-то перевернуть там. Красная Шапочка учит детей любви к ближнему своему, любви к тому, о ком ты заботишься, любви к жизни, любви к природе, любви к бесконечному.
Такие прекрасные книги, головокружительные рассказы и завораживающие истории формировали нас. Главные герои вылепливали из нас личности, как из пластилина. Но что читают современные дети? Что из себя представляют герои детских книг в наше время?
У меня есть младшая сестра, которой 11 лет. В этом возрасте она взяла в руки для самостоятельного чтения книгу Джорджии Бинг «Молли Мун и книга гипноза». Опрос сверстниц сестры показал, что эта книга пользуется популярностью у подростков, мы решили взять ее как пример современной детской литературы.
Кто же главный герой в этой книге? Здесь мы видим девочку-сироту с рядом проблем: синдром недостатка внимания, социальная и эмоциональная депривация, подверженность стереотипизации со стороны воспитателей, асоциальное поведение, замкнутость, легкая инфантильность.
С точки зрения взрослого мы можем сказать, что такая книга не должна попасть в руки к ребенку с еще не устоявшейся до конца психикой. По нашему мнению, такая книга может подтолкнуть ребенка к побегу из дома, или же к асоциальному поведению, влекущему за собой отчуждение от общества, как это было с Молли Мун. Но если углубиться в дальнейшее чтение и изучение характера главной героини, то можно сказать, что эта девочка является олицетворением большинства современных детей.
Главная героиня, как и реальные дети, имеет ряд положительных качеств, таких как воля, развитое воображение, любовь к животным, социальная адаптация, тяга к самосовершенствованию, доброта, готовность помочь другим. Все эти качества есть у каждого ребенка, но в большинстве случаев они подавляются жесткими требованиями взрослых, девиантным поведением социального окружения ребенка или другими социальными факторами.
Для сравнения приведем некоторые проблемы главной героини Молли Мун и реальных детей. Так, у детей, растущих в детском доме, имеет место синдром недостатка внимания. Но только ли у таких детей есть этот синдром? Да, у большинства детей есть родители, которые одевают их, кормят, дают деньги, но кто занимается воспитанием ребенка? Если спросить у каждого родителя сейчас, чем занимается его ребенок в свободное время, ответы будут самыми разными. Кто-то просто пожмет плечами, кто-то скажет, что их дитё играет в компьютер или телефон. А если спросить, когда родители в последний раз играли со своим ребенком в игры, читали совместно книги или гуляли по улице? Многие ли родители ответят на этот вопрос положительно? Зато стало модно водить ребенка к психологу и разбрасываться фразами: «Да мой ребенок неусидчивый! У него СДВ! Сделайте с ним что-нибудь!». И никто из них не пытается понять причину, узнать поподробнее — что же такое это СДВ? СДВ — синдром дефицита внимания. По современным меркам родителей, под симптомы СДВ подходит всё:
- ребенок не хочет читать? – СДВ;
- крутится на стуле/не слушает родителей!? – СДВ;
- любимое дите выкинуло в окно тарелку с манной кашей? — Тем более СДВ!
Разумеется, нужно сразу тащить маленького негодника к психологу и пичкать лекарствами! Только это не поможет. Психолог скажет, что ребенок здоров, и дело в самих родителях. И именно в этот момент плохим станет не только ребенок, но и психолог, который «не может, как следует, разобраться в проблеме».
Хоть бы один родитель ребенка с СДВ задумался о том, что нужно взять у ребенка телефон и поговорить с ним, узнать о его успехах, о его друзьях, поиграть в игрушки, погулять с ним, покататься на велосипеде, послушать его музыку или хотя бы спросить как у него дела.
К сожалению, сейчас часто можно увидеть такую картину: две мамочки стоят и обсуждают моду, кого-то из подруг или просто сплетничают, в то время как их дети, безуспешно пытаясь привлечь их внимание, начинают хулиганить. Разумеется, потом будет поздно что-то исправлять, когда ребенок будет уже с помощью девиантного поведения привлекать внимание мамы. У ребенка будет СДВ. Повезет, если ребенок реализует себя в чем-то и найдет тот источник внимания, которым его обделяли родители, но что, если нет?
Молли Мун, как и все дети с СДВ, стала искать способ получения внимания. В ее случае это стало овладение гипнозом и приключения, на которые она отправилась. Молли нашла внимание в детях, окружавших ее, во взрослых, с которыми ей пришлось столкнуться из-за ее умения. Дети в реальном мире не могут похвастаться такими способностями, и ищут другой выход.
Это показатель того, что дети, к которым в руки попадет эта книга, найдут в главном персонаже сходство с собой. Совсем другое восприятие поведения Молли у детей. Так, моя младшая сестра описала Молли как «веселую, интересную, задумчивую. Она любит представлять всякие истории. Она хочет добиться чего-то большего. Всегда.»
Так она ее нарисовала:
Итак, по нашему мнению, если ребенок перечитывает эту книгу снова и снова, если он нашел в этой книге себя, то родителям стоит подумать о том, что проблема заключается не столько в самом ребенке, сколько в его окружении. Возможно у ребенка проявляется СДВ. В этом смысле эта книга является находкой для родителей, так как помогает понять, что не так с ребенком. А если это понять, можно исправить.
Теперь рассмотрим вторую книгу, которую читала моя сестра и ее подруги, — книгу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На ней выросло уже не одно поколение.
Ее герой-автор познакомился с героем с другой планеты — Маленьким принцем. Он разговаривал с автором, задавал ему вопросы, рассказывал о своих приключениях, о своей родной планете, о розе, за которой ухаживает и которую «приручил». Этот маленький, не всегда веселый, и очень мудрый человечек, каждым своим словом показывал автору, насколько же глупы и пусты в большинстве своем взрослые люди. Они забывают о нежности, любви, заботе, о том, каково это – быть счастливыми и радоваться жизни, искренне улыбаться и смеяться. С возрастом они забывают о чувствах, и помнят лишь о делах, работе, считая, что время для жизни и радости еще будет. Не это ли высшая глупость?
Маленький принц, как и любой герой, проявлял свои отрицательные качества: иногда вспышки агрессии, эгоизм, амбивалентность чувств и эмоций, внутренние метания, внутренние конфликты и т.д. Но не стоит сразу судить о полезности для детской психики книги по описанию отрицательных черт главного героя. Если судить только по ним, то можно подумать, что и современное поколение взрослых имеет только отрицательные стороны, такие же, как у главного героя книги, которую они прочли в детстве.
Давайте рассмотрим положительные стороны Маленького принца, которые заметит ребенок, читая эту книгу: настойчивость, богатое воображение, креативность, эмоциональная открытость, целеустремленность, умение любить.
Маленький принц рассказывал о разных планетах, на которых он побывал. На каждой планете он описывает разных людей. Сейчас мы понимаем, что это было олицетворение пороков человека — гнева, эгоизма, жадности.Тогда, нашему детскому сознанию эти пороки казались страшными, скучными. Нам, детям, хотелось никогда не становится такими, как занятой человек или как одинокий король.
При чтении этой книги у ребенка может возникнуть жажда путешествий, или любовь к искусству, а, может быть, желание писать картины, или хотя бы маленьких барашков. Книга «Маленький принц» побуждает ребенка к активности, к действиям, самосовершенствованию, познанию мира. Ему может захотеться развить свою личность, не стоять на месте, двигаться вперед и развиваться, подобно маленькому принцу.
Но хотелось бы обратить внимание на Розу, которую так любил Маленький принц. Он ухаживал за ней, поливал, загораживал от ветра, солнца, выполнял ее капризы. То, что он делал для нее, можно назвать процессом становления его самости. Маленький принц учился сам ухаживать за объектом его вожделения. Ему никто не помогал, не напоминал о том, что нужно что-то сделать. Им двигало его собственное правило: «мы в ответе за тех, кого приручили» [2]. Маленький принц сам, каждый день, каждым делом, формировал свою самостоятельность, свой характер и свою стойкость. Как бы сильно ни капризничала Роза, раздражая Маленького принца, он все равно понимал, что без него Роза погибнет.
Его любовь можно сравнить с любовью современных детей к животным. Что мы видим сейчас? Родители не разрешают детям иметь домашних животных, и дети подкармливают, гладят, ласкают бездомных животных. Им хочется иметь свою зверушку и заботиться о ней. Но что говорят родители? «Ты недостаточно взрослый! Ты не будешь ухаживать за питомцем!». Так откуда ребенку брать мотивацию для развития ответственности, если родители считают его еще не готовым к этому? Как ребенку учиться заботе о ком-то, если родителями уже с детства программируется несамостоятельное поведение. Такие дети, как правило, вырастают несамостоятельными, нерешительными, чрезмерно зависимыми от родителей.
Если ребенку покупают собаку, что он начинает делать? Следить за питанием любимца, выгуливать его несколько раз в день, убирать за ним, дрессировать и воспитывать его. Из этих, казалось бы, мелочей формируется ответственность ребенка за себя и других. Сначала он учиться быть ответственным за своего домашнего питомца, параллельно он учиться быть ответственным за себя, за свои поступки, а потом уже и за других людей.
Ребенок уже понимает, что за его действия его не просто поругают родители. В лучшем случае питомец может что-то разбить или нахулиганить. В худшем — он может заболеть, или даже умереть. После появления объекта, за который ребенок несет ответственность, он уже перестает быть маленьким и глупым человеком. Он уже становится взрослой, относительно самостоятельной личностью. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смены привычного школьного окружения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делает подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей [1, с. 91].
Маленькому принцу сестра дала такую характеристику: «Он задумчивый, интересный, иногда бывает веселый, мечтательный. В иное время он занудный, бывает приставучим и надоедливым со своими вопросами.» Книга «Маленький принц» может научить ребенка любви, самостоятельности, любознательности. Она может подтолкнуть ребенка к стремлению познать мир и самого себя. Но не только ребенка эта книга может изменить — она может напомнить взрослому о чем-то, давно забытом — о счастье и любви, что закрыты глубоко в душе.
Из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что герои книг, которые читают современные дети, не сильно отличаются от героев тех книг, которые читали старшие поколения. Все герои имеют сходство с реальными детьми, многие из них могут указать родителям на ошибки, на то, чего ребенку больше всего не достает. Герои этих книг почти не меняются по характеру, по методам влияния на юных читателей. Меняются лишь сюжеты, отражая потребности, ценности и интересы своего времени. И, видимо, никакое время не сможет исправить детское восприятие мира каждого автора и его желание показать в главном герое своей книги ребенка — чистого, светлого, со своими проблемами, но все же ребенка – открытого познанию нового мира, смотрящего на него широко открытыми доверчивыми глазами.
Литература:
- Агеева Л.Г. Проблема психологической зависимости/независимости подростков от родителей.// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2011. Т. 13. № 2-1. — С. 91-100.
- Сент-Экзюпери А. Маленький принц. Режим доступа: http://malenkiyprinc.narod.ru/princ.html (дата обращения: 21.10.14).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, книга, маленький принц, красная Шапочка, родитель, эта, герой, главная героиня, любовь, асоциальное поведение.