Психологические сказки и игры помощники в укреплении психического здоровья дошкольников

Семинар — практикум «Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»

апрель 2021г.

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости) надо осознавать значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки. Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.

      Психическое здоровье  это — состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений,  адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность.

Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.

     Показатели психологического комфорта детей:

 — устойчивое бодрое состояние;

— доминирование положительных эмоций, радостное настроение;

— высокий физический тонус;

— отсутствие тревожности;

 -высокие показатели адаптивности;

— хороший сон, аппетит;

— высокая познавательная и творческая активность;

-дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;

— отсутствие агрессии;

 — низкая заболеваемость.

Речевые настройки

       — Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть в нашем детском саду. Сегодня нас ждут  увлекательные игры и еще много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получалось, и целый день было хорошее настроение.

      —  Этот день мы проведем вместе. Пусть он принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

—  Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

 Сегодня всем с утра, желаем мы добра!

—  Ребята, хотите, я подарю вам огромное «здравствуйте». А тебе отложить маленький кусочек? Я насыплю тебе в кармашек горсть «здравствуйте» сладкого, как сахар. «Возьмите в ладошку «здравствуйте» — тёплое, ласковое, солнечное, светлое и передайте тепло своих сердец нашим гостям.

— Ребята можно здороваться по-разному, давайте попробуем:

один хлопок – здороваемся глазками и кивком головы;

два хлопка – здороваемся за руку;

три хлопка – здороваемся носиками.

Педагог напоминает, чтобы не забыли при этом улыбнуться.

Спасибо скажем мы не раз

Всему живому вокруг нас:

Как хорошо на свете жить,

Как хорошо уметь дружить!

— Сегодня нас ждёт много интересного. Я предлагаю вам вместе настроиться на работу и немного размяться. (Веселая разминка «Скачет лягушонок»)

_ Мы отправляемся в увлекательное путешествие на веселом паровозике (звучит музыка «Паравозик»). на первой остановке нас ждет «ТИШИНА»

Упражнение для релаксации

Все релаксации проводятся под спокойную, расслабляющую музыку. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают.

Путешествие в волшебный лес.

  — Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слушайте пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день.

— А теперь откроем глазки, вот мы и в лесу.

Упражнения для формирования саморегуляци.

Отправляемся дальше, нас ждет паровозик (музыка)

Комарик.

—  Представьте, что вы поймали комарика – спрячьте его в кулачке. Нужно сжать кулачок очень сильно, а то комарик улетит. Через несколько секунд педагог предлагает детям отпустить комара. Дети разжимают кулачок и дуют на ладошки: «лети, комарик!» повторить 2 – 3 раза. Так можно играть с воображаемой бабочкой, жуком, листочком, снежинкой и др.

Спаси птенца.

— Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. Согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным,

спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания.

А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел. Улыбнись ему, не грусти – он еще прилетит к тебе!.

-Едем дальше. (звучит музыка)

Психологические игры.

— Ребята в лесу много животных , представьте , что мы встретили

«Доброе животное».

Участники встают в круг и берутся за руки.

— Поиграем в игру, которая называется «Доброе животное».

Мы – одно большое, доброе животное давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох — все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. … очень хорошо!

ИГРЫ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

НАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

В лесу живет много птиц, нам встретились воробушки

«Воробьиные драки»

Цель: снятие физической агрессии.

Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Слышите гудит гудок, просим занять вагоны.

 — Кругом нас окружают красивые пейзажи, представьте, что вы художник, вам захотелось эти пейзажи запечатлеть на холсте, начнем:

ШУТКИ – МИНУТКИ

«Художник-фантазёр»

Педагог предлагает ребятам представить себя на минутку художниками — мысленно взять в руки кисть и палитру и в воздухе перед собой (на воображаемом листе бумаги) нарисовать… Далее педагог читает стихотворение, по ходу жестами изображая действия.

Я художник – просто чудо!

В руки кисть беру и краски. (движет рукой с воображаемой кистью)

Рисовать сейчас я буду

Замечательную сказку!

Вот огромный купол неба. (размашистые круговые движения воображаемой

кистью на воображаемом листе)

Вот на нем кружочек солнца

и оранжевого цвета

от него отходят кольца! («рисует» солнце, лучи, кольца света)

Вместо облака хлопушку

нарисую ярко синим. (движения, копирующие работу художника – «рисуем» и «раскрашиваем»)

«Бац!» — и хлопнула как пушка! (резкий взмах вверх кистью)

И пошёл зелёный ливень! (прерывистые движения «кистью»)

Лимонадный дождик с неба

Льёт на травку из хлопушки,

а в траве лежит конфета – (плавные, округлые движения «кистью» – рисуем

конфету)

Шоколадная вкуснюшка!

Стала, вдруг, расти конфета. (круговые движения «кистью», конфета растёт)

Выше, выше! Вверх и вверх!

Разделю её я кистью,

По кусочку чтоб на всех! (размашистые «крест-накрест» движения рукой).

-Наше путешествие продолжается и мы попадаем на сказочную полянку.

Сказка — Никто точно не знает, когда появилась первая сказка. Она с давних времён живёт среди людей. Из истории известно, что у наших предков было принято не наказывать повинившихся, а наставлять на путь истинный посред-твом сказки, рассказа, поучительной истории. Чтение сказка считается самым древним методом познания и воспитания.

Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети обожают слу-шать сказки.

Особенно актуально применять сказкотерапию для дошкольников. Ведь она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.

В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников.

.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, ко-торая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Слушая рассказ или сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой — не забывает о том, что герой сказки — это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.

Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы.

(показ сказки)

Итог.

Таким образом, в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника. Индивидуальный подход,  учет особенностей каждого ребенка, психологический комфорт, интересная  и содержательная жизнь в саду  становится одной из главных задач в деятельности ДОУ, воспитателей, помощников воспитателей, узких специалистов.

Семинар — практикум

«Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психического здоровья дошкольников».

Подготовила: воспитатель Попко Е.А.

г.Егорьевск

2021г.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности.

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Психическое здоровье имеет важнейшее значение для нашей коллективной и индивидуальной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься индивидуумами, сообществами и содружествами во всем мире как действия, имеющие жизненно важное значение.

Основные факты

  • Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств.
  • Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья; действительно, без психического здоровья нет здоровья.
  • Психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов.
  • Для укрепления психического здоровья существуют эффективные по стоимости межсекторальные стратегии и мероприятия общественного здравоохранения.

Психическое здоровье — одна из важнейших составляющих психологического здоровья и условий психологического благополучия человека. Психическое здоровье человека обусловлено его психическим развитием, которое идет непрерывно на протяжении всей жизни и имеет в каждом возрастном периоде свои особенности. Сензитивным периодом зарождения и становления психического здоровья является дошкольное и школьное (начальные классы) детство. Детство — начальный этап, самый ответственный, во многом определяющий все последующие этапы развития человека как человека. Именно в этом возрасте закладываются основы психического здоровья, по сути, являющегося той плодотворной почвой, на которой зарождаются истоки личности и индивидуальности растущего человека. Л.С. Выготский доказал, что психическое развитие ребенка есть процесс его культурного развития и что зависит это развитие от той культурной социальной среды, в которой проходит его детство. Он задавал вопрос: «Каким же образом из хаоса некоординированных движений новорожденного ребенка возникает стройное и разумное поведение человека?» И отвечал: «Оно возникает под планомерным, систематическим, самодержавным воздействием среды, в которую попадает ребенок». По мысли Л.С. Выготского, именно «врастание ребенка в культуру является развитием в собственном смысле слова». Семья — первая и главная социальная среда, источник развития и укрепления психического здоровья родившегося человека. Ребенок рождается и живет в мире людей, в мире предметов, созданных руками человека, в мире человеческих отношений.

Психическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов .

К внешним факторам ( среда) можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, отвержение (непринятие) воспитателем личности ребенка, игнорирование обращений ребенка, появления конфликтных отношений со сверстниками и т. д. Это нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности ребенка.

К внутренним (личностным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

Психологические сказки и игры  позволяют ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывают возможность, но не дают жестких рекомендаций. Ведь если нет двух одинаковых жизней, — значит и нет общих на всех способов приближения к счастью.

Такая сказка – это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. 

Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии;

• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;

• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

• психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Что могут дать психологические сказки детям?

1. Они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы «не стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка на эти истории может оказаться для него «единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях».

2. В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху»

3. Истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.

Каждая из сказок имеет определенную направленность, приведу в пример несколько сказок:

КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ (приложение 1)

Возраст: 2-5 лет

Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза: «Не уходи, я боюсь один.»

СЛУЧАЙ В ЛЕСУ (приложение 2)

Возраст: 3-6лет

Направленность: Неуверенность в себе. Тревожность. Страх самостоятельных

действий.

Ключевая фраза: «У меня не выйдет!»

КОРАБЛИК (приложение 3)

Возраст: 6-9 лет.  

Направленность: Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы.

Ключевая фраза: «Не хочу учиться!»

Сказка — Никто точно не знает, когда появилась первая сказка. Она с давних времён живёт среди людей. Из истории известно, что у наших предков было принято не наказывать повинившихся, а наставлять на путь истинный посредством сказки, рассказа, поучительной истории. Чтение сказка считается самым древним методом познания и воспитания.

Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети обожают слушать сказки.

Особенно актуально применять сказкотерапию для дошкольников. Ведь она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.

В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:

• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);

• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;

• корректирует поведение и развитие речи;

• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!

Таким образом, в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника. Индивидуальный подход, учет особенностей каждого ребенка, психологический комфорт, интересная и содержательная жизнь в саду становится одной из главных задач в деятельности ДОУ, воспитателей, помощников воспитателей, узких специалистов.

Приложение 1

Жила-была большая мама-Кенгуру.

И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама  носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал , и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения:

— Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?

Приложение 2

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один.

Был у него один-единственный друг-Барсучонок.

И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи.

А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное.

Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!

Вопросы для обсуждения

— Почему Зайчонку было плохо и грустно?

— Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?

Приложение 3

Жил-был маленький глупенький Кораблик. Он все время стоял в гавани и никогда не выходил в море.  

Кораблик лишь наблюдал за другими кораблями, как они покидали гавань и уходили в бескрайнюю даль, туда, где сливается небо с горизонтом. У каждого корабля был свой путь, они много знали и хорошо умели ориентироваться в бескрайних просторах. А потом, когда странники возвращались, их радостно приветствовали люди, а наш маленький Кораблик лишь с грустью наблюдал за ними.

Хотя он и был смелым и не боялся бури, но он страшно не хотел учиться. Поэтому он мог заблудиться в далеком море.

И вот однажды, насмотревшись на другие корабли, Кораблик решил: «Подумаешь, зачем мне много знать, ведь я смелый, и этого хватит, чтобы выйти в море».

И отправился он в путешествие. Его сразу подхватило волной и понесло в открытое море.

Так плавал Кораблик несколько дней. Ему уже захотелось вернуться в гавань, он представил, как радостно его будут встречать после путешествия. Но вдруг он понял, что не знает обратного пути.

Он стал искать знакомый маяк, по которому ориентировались другие корабли, но его не было видно.

Тут стали надвигаться тучи, все вокруг стало серым, море сердитым – надвигалась буря. Кораблику стало страшно и он начал звать на помощь, но рядом не было никого. Тогда кораблик загрустил и начал жалеть о том, что не хотел учиться, так бы он давно уже вернулся в свою гавань.

И вдруг вдали он увидел слабый огонек. Кораблик решил плыть к нему и, чем ближе он подплывал, тем яснее видел огромный Корабль, который плыл домой. Он понял, что маленький Кораблик потерялся и ему нужна помощь.

Большой Корабль взял его с собой и, пока они плыли, рассказывал кораблику все, что знает сам, а Кораблик все старался запомнить, ничего не упустить. Он понял, какую ошибку допустил, когда не хотел учиться. Ему захотелось стать очень ученым и помогать другим Кораблям. Пока Кораблик плыл с Кораблем они сдружились, и он очень много узнал. Так они скоро вошли в гавань. Тучи развеялись, море стало спокойным, небо чистым, ярко светило солнышко.

И тут вдруг Кораблик увидел, как на причале уже собрались люди, встречающие Корабли. Играла музыка, у Кораблика поднялось настроение и он даже стал гордиться собой, ведь он столько всего преодолел и узнал.

С тех пор Кораблик стал много путешествовать, и каждый раз приобретал новые знания, а когда возвращался – его радостно встречали люди и другие корабли, его не считали уже маленьким и глупеньким Корабликом.

Вопросы для обсуждения:

Почему Кораблик не хотел учиться?

Почему Кораблик потерялся?

Что понял Кораблик в результате своего приключения?

Список используемой литературы

  1. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007.
  2. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия — М., 2001.
  3. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  4. А. О. Прохоров. Методики диагностики и измерения психических состояний личности ПЕР СЭ -2004
  5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под редакцией Е.Г. Силяевой. Москва 2005

Просмотр содержимого документа

«Семинар — практикум «Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психического здоровья дошкольников».»

Название статьи:

Психологические сказки помощники в укреплении психологического здоровья.

Дата публикации:

13.11.2022

Автор:

Тимошенко Таисия Игорьевна

Описание:

В этой статье описано важность психологического здоровья дошкольника.

Решение проблем с помощью сказок.Сказка терапия или» лечение сказкой»это новое молодое течение в прикладной психологии,которое используется в решении проблем ребенка.Применение этой терапии очень актуально и действенно сказывается на дошкольниках.Слушая сказку ,ребенок отождествяет себя с героем,с другой стороны не забывает что это все выдуманно.Психологические сказки прекрасный.действенный путь и метод,который сможет решить вашим детям возрастные и психологические проблемы.

Психологические сказки и мифы; помощники в укреплении психологического здоровья воспитанников.

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию профилактике заболеваемости)надо осознавать значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психологические нагрузки. Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.

Психическое здоровье это- состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений, адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность.

Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не рушают его права,он испытывает эмоциональное благополучие-чувство уверенности , защищенности. Эмоциональное благополучие способствует гармоничному развитию личности ребенка, вырабортке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив , приводит к негативным последствиям.

Показатели психологического комфорта детей;

— устойчивое бодрое состояние:

— доминирование положительных эмоций, радостное настроение:

— высокий физический тонус:

— отсутствие тревожности:

— высокие показатели адаптивности:

— хороший сон, аппетит:

— высокая познавательная и творческая активность:

— дружелюбность, открытость. Готовность к взаимодействию с окружающими людьми:

— отсутствие агрессии:

Сказка-Никто точно не знает, когда появилась первая сказка. Она с давних времен живет среди людей. Из истории известно.что у наших предков было принято не наказывать повинившихся,а наставлять на путь истинный посредством сказки, рассказа, поучительной истории.Сказка-считается самым древним методом познания и воспитания.

Сказка- терапия или «лечение сказкой»-это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют педагоги.

Преимущество этой тераппии в том ,что родители могут использовать ее самочтоятельно.Т.к. ребенок любит слушать сказки.

Применение сказки-терапии очень актуально и действенно сказывается на дошкольниках.

Так в чем же польза сказко-терапии?

Этот метод отлично походит как для младших,так и для старших дошкольников.

Преимущество в том , что ребенок или взрослый соствляют сказку,именно ту которая отражает возникшии трудности перед ребенком,а затем находят пути их решения.

Слушая рассказ или сказку , ребенок ,с одной стороны отождествяет себя с героем, с другой –не забывает о том ,что герой сказки –это выдуманная история.

Рассказы-сказки –помогают ребенку понять ,что он не одинок в своих переживаниях .Это оказывает успокаивающее воздествие.

Психологические сказки-прекрасный ,увлекательный путь и метод, который поможет решить вашим детям возрастные и психологические проблемы.

Итог:

Таким образом,в ДОУ должны быть созданны условия,обеспечивающие психологическое здоровье ребенка- дошкольника.Индивидуальный подход и внимательно подходить к особенностям и проблемам каждого ребенка.Создавая ему психологический комфорт интересную и содержательную жизнь в саду.

Это главная задача в деятельности ДОУ,воспитателей,родителей.

Скачать работу

Сказкотерапия как средство обеспечения
психологического здоровья ребенка

Автор: Кулигина Оксана Вадимовна

Организация: МАДОУ №167

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений, а также родителям, как непосредственным участникам образовательного процесса. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, которое неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием [1].

 Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Мы позволим  себе остановиться лишь на одной из актуальных технологий, используемых при работе с дошкольниками в ДОУ —  сказкотерапии. Эту технологию традиционно относят к коррекционным технологиям (таким как технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения) [2,3].

В начале работы с использованием метода сказкотерапии, нами было проведено анкетирование родителей. По результатам анкетирования, целью которого было получение информации о приобщённости детей и их семей к книжной культуре (чтение сказок ежедневноперед сном, посещение библиотек, любимые сказки Вашего ребенка и т.д.), был выявлен дефицит совместного чтения сказок взрослыми детям. Причины данного феномена заключаются в следующем:

  • регулярно читают детям лишь 25% родителей, вслед за чтением нередко ведется краткое обсуждение прочитанного.
  • читают, но не регулярно, ввиду не знания родителями книг, которые можно и интересно читать ребенку в определенном возрасте (40%). После прочтения обсуждения не ведутся вообще.
  • чтение заменяют просмотром мультфильмов, телепередач (35%). 

А ведь книги,  совместное их прочтение и обсуждение с ребенком   можно активно использовать в решении жизненных проблем и трудностей у детей.       Ребенку дошкольного возраста  более доступна и близка сказка. Именно  в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.                  Преимущества данного метода является его простота в применении. Посредством сказкотерапии можно развивать у ребенка все высшие психические функции. В своей коррекционной работе данный метод могут использовать все педагоги ДОУ (психолог, логопед, воспитатель и т.д.) [3,4].

При работе с ребенком, сказкотерапия может применяться в таких ситуациях, когда общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Ребёнок капризничает, не слушается или даже проявляет агрессию, простые просьбы взрослого дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребёнка. Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. В случае, когда ребёнок обижает других детей,  можно придумать сказку, в которой главный герой делает то же самое. Это приведёт его к сложным ситуациям, создаст массу проблем, которые решатся после того, как герой изменится к лучшему. Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ребенка от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период. Кроме того, введение элементов сказкотерапии в воспитательно — образовательный процесс привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь [7,8].

Ещё одним преимуществом этого метода является развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни. Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни [6]. 

   В нашей статье мы раскроем наиболее подробно работу по формированию одной из высшей психических функций — речи, главное предназначение  которой – осуществление коммуникации. В соответствии с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования раздел «Речевое развитие» выделен в отдельную образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.  Поэтому указанная методика эффективно показывает себя в  работе учителя – логопеда.

 Применение метода сказкотерапии на занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи имеет не только обучающий характер, но и коррекционно-развивающий. Коррекционное воздействие данной методики и ее элементы можно применять на все нарушенные звенья речевой функции, что позволит детям в дальнейшем лучше и быстрее овладеть нормами родного языка. 

В сказочных занятиях работа невидимая, незаметная на первый взгляд. Но именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств [5].

Задачи, выполняемые в ходе использования сказкотерапии:

-развитие психических процессов («Рисуем сказку сами» с применением пескотерапии; проведение психогимнастик «Печем торт»; «Варим суп», «Печем пирожки»); 

-способствование благоприятной адаптации и социализации ребенка («Строим сказку сами»: с использованием различных предметов, можно в песочницерассказывание сказок с использованием кукол Би-Ба-Бо; физкультминутки («Утро», «Дождик»);

-развитие фонематического слуха (сказки о природных стихиях с музыкальным сопровождением; использование сказок: «Три медведя», «Теремок» и т.д.);

-развитие общей и мелкой моторики (сказки-игры, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности «Цыплята», «Кот и мыши», «Сова», «У медведя во бору»; использование логоритмических упражнений по Е.С. Железновой; применение су-джок терапии, использование массажных ковриков в сочетании со сказочными историями в стихах «Шел медведь к своей берлоге», «На лужайке»; применение пальчикового театра по различным сказкам «Теремок, «Колобок» и т.д.;

-развитие артикуляционной моторики (сказки: «О веселом язычке», «Красная шапочка», «У бабушке с дедушкой»);

-развитие звукопроизношения (постановка звуков с использованием сказочных историй «Про язычка и Дракона», «Приключение ветерка», «Про Иришку и щенка Тима»)

-развитие связной речи (наглядное моделирование с использованием карт В.Я. Проппа; истории/сказки по методике В.К. Воробьевой);

-обучение элементам грамоты (сказки: «Страна букв и звуков», «Про гласные и согласные звуки», «Айболит») [11,10,9].

Помимо того, связная речь выполняет и важнейшие социальные функции: 

  1. помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми;
  2. определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

    Изучая методическую литературу по развитию у детей связной речи, нас заинтересовала методика советского фольклориста В.Я. Проппа, который занимался изучением русских народных сказок. В ходе своей работы он разделил сказку на набор, состоящий из 30 функций, которые позднее были урезаны до 28. Эти функции представлены в виде схем (карт). Не все функции присутствуют всегда, но порядок, в котором они выступают по ходу развития сказки, неизменен [4,5].

Целесообразность карт Проппа:

Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное,  логическое мышление. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Этапы работы с картами Проппа:

1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения.

Объяснить общую структуру сказки: 

— присказка, зачин (приглашение в сказку);

— повествование;

— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;

4 этап: на этом этапе дети могут попробовать самостоятельно сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются действующие герои: главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить [4,5].

Результаты работы со сказкой:

1. Психологический комфорт в коллективе;

2. Саморегуляция своего поведения ребенком;

3. Формирование у детей познавательного интереса;

4. Развитие связной монологической, диалогической речи;

5. Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности;

6. Развитие творческого воображения, мышления.

Заключение

     В настоящее время в условиях реализации ФГОС дошкольного образования особенно актуальны творческие методы взаимодействия педагогов с детьми. И здесь метод сказкотерапии находит свою актуальность. Применение этого метода в системе дошкольного образования дает возможность корректировать развитие коммуникативных способностей детей, тем самым, создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка в социуме,  и может выступать как  средство  обеспечения психологического здоровья ребёнка. 

     В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, в которой применяется данная методика (ее элементы) образовательный процесс будет протекать гораздо интереснее, продуктивнее, что, безусловно, даст положительную динамику в развитии ребенка. Будут развиваться все стороны речи, дети станут более коммуникабельными, психические процессы будут протекать активнее и поднимутся на более высокий уровень, что станет залогом более успешного обучения в школе.

Список литературы:

1.Большёва Т. В. «Учимся по сказке», библиотека программы «Детство», 2005г.    

2. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6

3.Полянская Т.Б Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2010г.

4.Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, Изд. «Лабиринт», М., 1988 

5.Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй, Прогресс, М., 1990 

6.Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.

7. Ткаченко Т.А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда -.: Гуманитарный изд.центр Владос, 2013.-34с.

8. Пугина А.В.  Комплексные занятия в подготовительной группе -Волгоград: Учитель, 2008-249 с.

9. Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с ОНР-Ростов  нД: Феникс, 2014.-173с.

10. Азова Е.А., Чернова О.О. «Учим звуки».- Издательство «ТЦ Сфера», М.:2010-36с.

11.Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. — 248 с:

Опубликовано: 24.03.2022

Про страхи. Из серии Сказки на ночь

  • 21/02/2019
  • Дмитрий
  • «Психологические сказки»: для детей, для взрослых, притчи., Материалы, Психологические сказки для детей, Сказки для боязливых детей, Статьи
  • Комментариев нет

Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает.

СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ

  • 14/01/2013
  • Блинова Татьяна Николаевна
  • «Психологические сказки»: для детей, для взрослых, притчи., Психологические сказки для детей
  • Комментариев нет

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре…

Костерчик

  • 20/09/2012
  • Блинова Татьяна Николаевна
  • Сказки для детей неуверенных в себе
  • Комментариев нет

Для детей 6-11 лет. Рассматривает проблему:  Неуверенность в себе, в своих силах. Чувство неполноценности. Жил недалеко от города в лесу маленький Костерчик. У него были такие маленькие язычки, что его и костром-то люди не хотели называть, а говорили про него: “Так, какой-то костерчик”. Ему очень обидно было слушать такие слова, но уж очень он боялся…

Серое ухо

  • 17/09/2012
  • Блинова Татьяна Николаевна
  • Сказки для боязливых детей
  • Комментариев нет

Для детей 4-7 лет. Рассматривает проблему: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость. В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники,  а потом отправился…

Маленький медвежонок

  • 09/09/2012
  • Блинова Татьяна Николаевна
  • Для агрессивных детей, Для детей с трудностями в общении со сверстниками
  • Комментариев нет

Для детей 4-6 лет. Рассматривает проблему: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.

Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться?

  • 08/09/2012
  • Блинова Татьяна Николаевна
  • Для детей имеющих неудачи в учебе, Сказки для боязливых детей, Сказки для детей неуверенных в себе, Сказки для детей с низкой самооценкой
  • Комментариев нет

Для детей 6-10 лет. Рассматривает проблему: Страх сделать что-либо неправильно. Боязнь школы, ошибок, оценок. Общая боязливость.

Рассказ о том, как мальчик Женя учился говорить букву «Р»

  • 22/08/2012
  • Блинова Татьяна Николаевна
  • Психологические сказки для детей
  • Комментариев нет

Мальчик Женя не умел говорить букву «р». Ему говорят: — Ну-ка, Женя, скажи: «пароход». А он говорит: «палоход».

Смелый Гномик. Сказка для детей 5-9 лет.

  • 22/08/2012
  • Блинова Татьяна Николаевна
  • Сказки для боязливых детей
  • Комментариев нет

Для детей 5-9 лет. Рассматривает проблему: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

Кораблик

  • 19/08/2012
  • Блинова Татьяна Николаевна
  • Для детей имеющих неудачи в учебе
  • Комментариев нет

Для детей 6-9 лет. Рассматривает проблему: Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы.

Сказка про маленькое Облачко

  • 16/08/2012
  • Блинова Татьяна Николаевна
  • Для детей с трудностями в общении со сверстниками
  • Комментариев нет

Для детей 5-10 лет. Рассматривает проблему: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя “белой вороной”.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 5

Культурные практики сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольниковКультурные практики сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников

  • Суркова Татьяна Александровна Педагог-психолог
  • Краснокутская Светлана Петровна Воспитатель
  • Бубнова Оксана Сергеевна Воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 поселка Разумное Белгородского района Белгородской области» Белгородская область, Белгородский район, поселок Разумное

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования важнейшей задачей, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия)».

Психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:

  1. Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
  2. Общий эмоциональный тонус.
  3. Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
  4. Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

Технологии укрепления психического здоровья дошкольников

Здоровьесберегающие технологии.

  • Релаксационные методы;
  • Коммуникативные игры;
  • Психогимнастика;
  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности;
  • Игры, направленные на развитие воображения;
  • Уголки уединения;
  • Дыхательные упражнения;
  • Глазодвигательные упражнения

Арт-терапевтические технологии.

  • Элементы сказкотерапии;
  • Элементы песочной терапии;
  • Элементы изотерапии;
  • Элементы куклотерапии;
  • Элементы фототерапии

Остановимся подробнее на некоторых технологиях сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников.

Релаксационные игры

Цель релаксационных игр – снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.

Существуют разные релаксационные игры:

  • Игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела
  • Игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.
  • Игры с прищепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки. Монотонные движения руками и сжимание мышц кистей рук затормаживают отрицательные эмоции.

Коммуникативные игры

Цель коммуникативных игр: создание положительного настроя и внимательного отношения друг к другу.

Игра «Мое имя»

Каждый участник говорит по кругу о том, какая форма его имени ему больше нравится. Как он хочет чтобы его называли в группе. (передавая цветок по кругу)

Игра «Комплименты»

Участники встают в круг. Каждый говорит комплимент своему соседу слева. Сосед отвечает: «Да, я… (повторяет сказанное ему), но я еще и… (добавляет что-то свое).

Релаксационные игры

Игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела.

Упражнение «Муха»

Инструкция: «Сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо хочет сесть муха. Она садится то на нос, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаза. Согнать назойливое насекомое».

Пушистый шарик (с 3 лет)

Описание. Эта игра дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание. Игра развивает телесное сознание детей — в особенности их тактильное восприятие.

Инструкция: У меня в руках пушистый шарик, которым я коснусь разных мест вашего тела. Он приятен на ощупь, и его прикосновение подарит вам бодрость и веселье. Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Тот, с кем я рядом останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь пушистым шариком его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, вы должны дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулся шарик.

Упражнение «Лимон»

Инструкция: Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх) плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор пока не почувствуйте, что «выжали» весь сок. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполняйте упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя.

Может сопровождаться стихотворением:

Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю
– Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю

Игры, помогающие добиться состояния релаксации, путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;

Упражнение «Воздушный шарик»

Инструкция: Представьте, что воздушный шарик находится у нас в животе, и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем живот. Повторим еще раз. Вдох – выдох, еще один вдох — выдох.

«Согреем бабочку»

Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.

Инструкция: Представьте, что перед Вами бабочка, она замерзла и не может взлететь. Предлагаю согреть ее своим дыханием. Теперь бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки.

< Предыдущая   Следующая >

  • Пряный аромат как пишется
  • Прямой текст как пишется
  • Психологические сказки для подростков
  • Пряничный человечек сказка читать с картинками
  • Психологические сказки для детей 7 10 лет сказкотерапия читать