Мы все помним из детства про бедную босоногую девочку, которая победила могущественную и богатую снежную красавицу.
В чем психологический смысл этих сказочных героев? Какие архетипы скрыты в образах, созданных великим сказочником Андерсеном?
Это статья посвящена психологическому анализу героев сказки, и тому как эти архетипы могут проявляться в реальной жизни. Снежная королева красивая, могущественная и холодная – архетип нарциссических ценностей. Эта та часть нашей психики, которая отвечает за “фасад” личности. Она очень не любит неудач и стремится всегда “быть на высоте”. Всегда красивой, всегда успешной. Однако такое возможно, только, если человек полностью лишен чувств, а то есть заморожен. В основе формирования нарциссической личности лежит не осознаваемый подавленный стыд.
Его крайне неприятно переживать, а поэтому такие люди всеми сила стараются скрыть от окружающих, да и от самих себя теневые аспекты своей личности. В жизни проявление этого архетипа можно увидеть в людях, которые всеми силами стремятся показать свою успешность для окружающих. Их главный посыл: “посмотрите, как у меня все хорошо”. Их страницы в социальных сетей будут создавать видимость хороших отношений, красивых детей и радостного времяпрепровождения. На лицах выражение “манекен из магазина”. При этом реальность чаще всего сильно отличаться от того, что выставляется напоказ. Однако им кажется, что если им удается обмануть окружающих тем, что они показывают, то и их жизнь не напрасна. Женщины часто пытаются заморозить свой возраст с помощью пластической хирургии или современной косметологии.
Однако живости лицам это не добавляет, а только помогает тиражировать однотипные фото. Инфантильные личности несут многие черты архетипа снежной королевы по причине своей эмоциональной недоразвитости, так как в этом случае также фигурирует чувственная «замороженность».
Такой человек потерял связь со своими чувствами, а поэтому живет в мире нарциссических иллюзий в скучном ледяном, но зато дворце. Если говорить об отношениях, то такие личности могут иметь семью и детей, но при этом понятия не иметь о близких сердечных отношениях. В лучшем случае взаимное это использование, а чаще всего манипуляции и принуждение.
Однако это вовсе не означает открытое проявление агрессии. Ведь у королевы нет чувств, а поэтому она добивается своего хладнокровными хитрыми манипуляциями или шантажом, но так, чтобы никто не узнал, что она может как-то некрасиво поступать. Ведь все должно быть идеально… Давайте вспомним то, как Королева забрала себе Кая. Он ведь сам сел к ней в сани. Она ведь ни к чему его не принуждала по крайне мере через внешние действия. Почему, именно, на Кая подействовало снежное колдовство? Вернемся к началу сказки. А начинается она с того, как злые тролли разбили волшебное зеркало, и миллионы осколков рассыпались на Землю.
Один из таких осколков попал Каю с сердце, а другой в глаз. Добрый и открытый Кай сильно изменился после этого происшествия. Он стал раздражительным по отношению к Герде, насмешливым и излишне горделивым. Эта ситуация символизирует детскую нарциссическую травму. Ведь осколок попал Каю сердце, и ему стало больно, однако через некоторое время боль прошла, но осколок остался внутри, а поведение Кая изменилось. Это метафора формирования классической нарциссической защиты от переживания боли через обесценивание, унижение или критику другого. Осколок внутри, но он не чувствует боли, так как подавляет ее и защищается описанными выше механизмами. Очень важно то, что Кай не мог самостоятельно вынуть этот осколок, что символизирует беспомощность детской психики перед некоторыми сложными ситуациями, в которые мог попасть ребенок.
В результате такой человек, вырастая, испытывает сложности при создании близких отношений, и часто создает зависимые отношения, исполняя зависимую или контр зависимую позицию. Именно, такой человек наиболее подвержен различным влияниям и воздействиям, так как его чувственный центр личности заблокирован, а значит им легко управлять. Он может быть строптив и упрям, из-за активно работающего обесценивания, но это только еще больше мешает ему увидеть свою зависимую ситуацию в жизни. Таким положением дел с большим удовольствием пользуются расчётливые ”снежные королевы”, которые не верят в то, что отношения могут быть живыми и естественными, а поэтому стремятся сделать их так, как они умеют, а то есть через подчинения своей воле.
Внутри снежной королевы пусто, есть одна красивая и блестящая ледяная оболочка. Она боится одиночества, а человеческие отношения построить не может. Просто нечем. А поэтому она действует против воли других, в полном безразличии к чувствам и боли другого человека. Ей захотелось забрать Кая к себе во дворец, так она сделала, несмотря на, те чувства, которые испытывали друг к другу дети. Кай попадает в ледяной дворец, он совсем забывает про Герду и те, чувства, которые, когда-то к ней испытывал. Ему нравится играть в льдинки, и он не замечает того, что на самом деле с ним происходит:“Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого — поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было все равно, что кусок льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады.
Есть ведь такая игра-складывание фигур из деревянных дощечек, — которая называется китайской головоломкой. Вот и Кай тоже складывал разные затейливые фигуры, только из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. ”Однако замороженное сердце довольно скоро начинает давать сбои. И в реальной жизни такие Каи со временем попадают в депрессию, алкогольную, сексуальную или другую зависимость. И единственным спасением может оказаться только настоящая теплая любовьГерда это символ истинной любви и преданности. Это ресурс той живости, которая остается в нас несмотря ни на что. Эта вера в добро, в себя и людей.
Да, она слаба и беззащитна перед магической силой Снежной королевы, однако, окружающие люди помогают ей пройти все испытания и сложности в поисках брата. Интересен еще и то факт, что Кай и Герда не были родными братом и сестрой. Однако в сказке Герда разыскивает своего названного братца. Это является символом сердечной любви, принятия и дружбы. Ведь на сексуальном влечении полсвета босиком пройти невозможно. 😀 А от королевы Кай получает холодные поцелуи, что возможно, является символом сексуальных отношений без любви.
Снежная королева вроде бы старше намного Кая и Герды, однако, ее размер и возраст находится в контрасте с детской наивностью и открытостью. Это лишь разные подходы в мировосприятии наших различных частей психики. Изначально в сказке Снежная королева большая и могущественная, а затем она тает и исчезает, что говорит о духовном развитии и преобразовании героев. Герда проходит через ряд испытаний, в результате которых она взрослеет и становится сильнее. Она находит много сочувствующих друзей, которые становятся для нее опорой.
Это символизирует здоровое развитие и взросление психики, когда мы учимся переживать горе и потери через поддержку, а не обесценивания значимости происходящего, когда мы начинаем бороться за свое счастье и берем ответственность на себя за то, что происходит у нас в жизни. Герда верила в настоящую любовь между ней и Каем, и это давало ей силы продолжать путь и бороться за свое счастье, даже, казалось бы, с заведомо более сильным и могущественным врагом. Снежная королева большая и сильная, однако, внутри ее пустота. Герда маленькая и слабая, но внутри нее живет настоящая любовь! Что окажется сильнее? Герде удается проникнуть в замок и найти Кая. Однако самая главная битва оказывается впереди. И совсем не с королевой…
Как оказалось, все ее усилия были бесполезными! Кай ее просто не помнит и не узнает! Она так долга искала его, так скучала! Она пришла босиком на край света! А он… Слезы отчаяния вырываются у нее прямо из сердца, и она начинает рыдать! Ведь, несмотря на все преодоленные испытания, она проиграла эту битву со снежной красавицей. И тут произошло то, что называют обыкновенным чудом… Ее слезы орошают Кая, осколки выпадают из его глаз и сердца, он оживает и вспоминает Герду. Только живая энергия настоящего чувства смогла пробудить Кая от холодного сна“Герда! Милая Герда!. Где же это ты была так долго? Где был я сам? — И он оглянулся вокруг. — Как здесь холодно, пустынно! ”“Герда поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зарделись, как розы; поцеловала его в глаза, и они заблестели; поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым. ”“Герда сразу узнала и лошадь — она была когда-то впряжена в золотую карету — и девушку. Это была маленькая разбойница. Она тоже узнала Герду. Вот была радость! — Ишь ты, бродяга! — сказала она Каю. — Хотелось бы мне знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света? ”А случается в реальной жизни обыкновенное чудо? Были в Вашей жизни люди, ради которых стоило идти на край света? Ведь на такое можно решиться только, если чувства и отношения были очень ценными! Умеете ли ценить настоящие чувства или предпочитаете заморозить себя в видимости или самообмане того, что все в порядке?
Думаю, что все зависит от Вашей веры в настоящую любовь! А если Вы в нее не верите, то рискуете замерзнуть в замке у ледяной красавицы! А если Вы уже туда попали и хотите выбраться, то выбирайте правильные глаза!
Горделивая пустота в светлых глазах блещет ярким холодным светом
Молчаливая глубина в темных глазах
Манит теплым знакомым сюжетом
Растворится ли холод в тепле?
Иль убьет все живое во тьме,
Чтобы только блистать самому
Среди мрачного ада фальшивых людей?
Лишь фасад прикрывает зло
Лишь расчет управляет судьбой
Лишь обман окружает весь дом
Как найти дорогу любви
Среди страшной власти холодной лжи?
Не позвать ли Солнышко ясное?
Не зажечь ли сердце прекрасное?
А оно ведь может сгореть! Не беда!
Ведь не в силах оно больше терпеть!
«Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств».
Пётр Чаадаев.
Андерсен всегда обижался и горячо протестовал, когда его называли «детским писателем», он справедливо полагал, что человек в любом возрасте может интересоваться сказками, каждый раз постигая для себя новые смыслы.
Как и другие сказки Андерсена, «Снежная королева» — многослойное, многоуровневое произведение. Фольклорная основа «Снежной королевы» — древние языческие мифы о потустороннем мире и посмертной жизни души. Герда отправляется в Мир Мёртвых за душой Кая, украденной Духом Смерти. Это архетипический сюжет.
Маленький Андерсен, как и сказочный Кай, много времени проводил с соседской девочкой, которую ласково называл сестричкой, она была первой слушательницей его сказок. Возможно, что именно эта девочка стала прообразом маленькой Герды. И именно в ней воплотился образ заботливой, преданной, оберегающей женщины, похожей на идеальную мать.
А. Штерн [9] считает, что имя главному герою дано не случайно:
«Его инициация записана в вечности задолго до его рождения, она предопределена его неслучайным именем — Кай. Руна «Ка» — человек с поднятыми руками, подбрасывающий вверх солнце символ воскресшего из мёртвых (незнающих, профанов), инициированного, возродившегося к весенней жизни, к Новому циклу; архетип адепта, «нового человека»».
Резникова К.В. [5] отмечает, что имя Герда созвучно имени Герта, так звали одну из женщин, которая способствовала переселению жителей с обжитых, но атакуемых врагами земель, в новые:
«…собственно, по её имени новая земля и получила наименование Гертмания (Германия)».
Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма — Снежная королева, владычица над зимой и смертью. Этот образ часто встречается в скандинавском фольклоре и шаманских мифах. Когда умирал отец Ханса Кристиана, его последними словами были: «Вот идёт Ледяная Дева, и она пришла ко мне».
В начале сказки мы узнаем, что ученики тролля разбили его волшебное зеркало, осколки которого разлетелись по всему свету.
Один осколок попал Каю в сердце, отчего «сердце превратилось в кусок льда», второй осколок попал Каю в глаз. По мнению Т. Василец[3], в сказке о Снежной Королеве представлен подростковый этап становления мужественности, когда мальчик может быть грубым и безжалостным. «Сердце, как будто превращённое в кусок льда» — такое безэмоциональное поведение характерно для подростков, боясь показать свою ранимость, они стремятся спрятать эмоции, подменяя их рациональным отношением к миру.
Второй осколок попал Каю в глаз: «Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны». Т. Василец [3] пишет:
«На ранних этапах созревания мужское начало ещё «слепо»…, то есть недостаточно осознаёт, не видит само себя».
В составе нашей личности, как полагают Белова М., Бисенова Л.[2], есть трикстер-тролль:
«Как и всякий трикстер, он появляется в тот момент, когда в психике возникает застой, он переворачивает всё с ног на голову, заставляет всё видеть в другом свете».
В периоды кризисов мы чувствуем себя так, как будто осколки дьявольского зеркала пронзили наше тело, поведение может меняться до неузнаваемости.
Раненный осколками зеркала Кай начинает проявлять к окружающим неуважение и гордыню, затем тщеславие и переоценка своих возможностей приводят к тому, что Кай привязывает свои сани к самым большим и быстрым, великолепным саням, которые принадлежат Снежной Королеве, и Снежная Королева уносит его в своё царство.
Попавшего в царство Снежной королевы Кая родные считают погибшим. «Порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом».
Герда отправляется искать Кая, надев новые красные башмачки. Судакова Ю.[7] в статье «Женские инициации: посвящение в силу» пишет:
«Первая инициация — это время, когда к девочке первый раз приходят месячные. Во многих культурах этот день отмечался особым образом, ибо девочка переходила из состояния ребёнка в состояние девушки… Инициация очень важна в этот период, так как она разрывает связь с детскими энергиями, и девушка включается в новый, более мощный энергетический эгрегор, она обретает новую силу» и далее. «Для многих женщин месячные — это ненавистное время, которое ассоциируется с чем-то грязным и с болью — это значит нет принятия сексуальности, нет понимания своей силы».
Герда пытается отдать башмачки реке, пугаясь своей сексуальности, и, стремясь отказаться от неё, но вернуть Кая таким способом не получается. Затем Герда в лодке «несётся по течению реки», что может символизировать движение по «реке жизни». И вот она…
«…приплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился домик с цветными стёклами в окошках и соломенной крышей».
В мифологии переправа через реку означает переход в Иной Мир. Считается, что уход по течению реки приносит забвение.
В некоторых российских деревнях до сих пор запрещено говорить: «пойти за водой», эти слова воспринимаются как «уйти в иной мир, к мёртвым, по течению реки» принять говорить: «пойти по воду».
Там, куда приплыла Герда, «нигде не было видно ни одной человеческой души», и «у дверей стояли два деревянных солдата», то есть даже стражники неживые. «Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка». Она напоминает Бабу Ягу, встречающую героиню на границе Мира Живых и Мира Мёртвых. Эту главу Андерсен назвал «Цветник женщины, умевшей колдовать», подчёркивая в названии главы колдовскую силу старушки.
Герда «...спросила старуху, не видала ли она Кая. Та ответила, что он ещё не проходил тут, но, верно, пройдёт, так что девочке пока не о чем горевать«. Вероятно, она имела в виду, что пока Кай находится в Мире Живых, хотя обязательно когда-нибудь окажется в Мире Мёртвых. Старуха «заперла дверь на ключ«, кормила Герду спелыми вишнями и «позволяла играть на солнышке«. Гребень в сказках часто символизирует потерю памяти. Колдунье «очень захотелось оставить у себя Герду«, она «расчёсывала ей волосы золотым гребешком» и «чем дольше чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая«. Состояние, в котором Герда находится у старушки — регрессивное, напоминающее пребывание в лоне матери. Это состояние естественно возникает при взрослении, так как психика стремится вернуться к тому, что для неё является безопасным и привычным.
Белова М., Бисенова Л. [2] пишут, что
«В регрессивном состоянии женщина не осознает ни свою чувственность, ни сексуальность, ни желания, пряча их глубоко в Бессознательном, отказываясь от них, как от красных башмачков. Рано или поздно женщина или девочка почувствует неудовлетворённость этим состоянием, и, как Герда, она заплачет, и её сексуальность и желания, её знание того, что ей нужен именно Кай, выйдут на поверхность. Она начнёт спрашивать у тех, кто её окружает, как же его найти».
Отдыхая у колдуньи, Герда набирается сил, в ней проявляется естественное стремление к развитию. По мнению Беловой М., Бисеновой Л.[2]:
«Если девочка удачно прошла этот этап, осознала его плюсы и минусы, она научается пользоваться своим умением отдыхать в мире грёз, книг, фантазий».
Герда убегает от колдуньи и встречает ворона, между ними происходит следующий диалог:
— Вот если бы ты понимала по-вороньи, я рассказал бы тебе обо всём, куда лучше.
— Нет, этому меня не учили! — сказала Герда. — Бабушка — та понимает! Хорошо бы и мне уметь!
Однако Герда отлично находит взаимопонимание с вороном, что помогает ей осознать в себе умения бабушки, что делает Герду ещё немного взрослее. С помощью ворона Герде попадает во дворец, а также знакомится с Принцем и Принцессой.
«Девочка могла жить да поживать во дворце припеваючи, но она прогостила всего несколько дней и стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков, она опять хотела пуститься разыскивать по белу свету своего названого братца. Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала золотая карета с сияющими, как звёзды, гербами принца и принцессы; у кучера, лакеев и форейторов — ей дали и форейторов — красовались на головах маленькие золотые короны. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути».
Герда снова отправляется в путь. Однако «карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам».
От гибели Герду спасла маленькая разбойница, которая символизирует женщину-амазонку, воительницу. Такая часть личности — внутренняя амазонка в небольшом количестве может быть очень полезна для личности женщины. Но, когда её много, она способна разрушить всё вокруг.
Maленькая разбойница держит взаперти живых зверей и пугает их. У неё есть любимый Олень, который с восторгом говорит о царстве Снежной королевы: «Там вечный снег и лёд, чудо как хорошо!» и «Там я родился и вырос, там прыгал по снежным равнинам!».
Олень у северных народов считается одним из главных магических животных. Например, у саамов олень является необходимым спутником шамана в Мир Мёртвых. Маленькая разбойница «отёрла слезы Герде» и отпустила ее, отдав девочке своего любимого оленя, чтобы он доставил Герду в царство Снежной королевы.
«Северный олень подпрыгнул от радости. Маленькая разбойница посадила на него Герду, крепко привязала её, ради осторожности, и подсунула под неё мягкую подушечку, чтобы ей удобнее было сидеть.
— Так и быть, — сказала она затем, — возьми назад свои меховые сапожки — будет ведь холодно! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша! Но мёрзнуть я тебе не дам; вот огромные матушкины рукавицы, они дойдут тебе до самых локтей! Сунь в них руки, и вот тебе ещё два хлеба и окорок!»
Ещё долго путешествует Герда, постепенно слабея, но северные жители — Лапландка и Финка поддерживают её. Лапландка согрела Герду, покормила и напоила, «написала пару слов на сушёной треске для Финки, велела Герде хорошенько беречь её, потом привязала девочку к спине оленя, и тот снова помчался».
А потом Герда встретилась с финкой, которая дала указание оленю:
«В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, и, не мешкая, возвращайся обратно!»
Царство Снежной королевы — холодное безжизненное пространство, вечные льды и снега — воплощение самой смерти. Солнце — символизирует жизнь, оно не проникает в загробный мир, ледяные залы Снежной королевы освещаются не солнцем, а северным сиянием, следовательно, герой, попавший туда — умерший.
«Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады».
«Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, слово «вечность».
Кай хотел постичь мир, не понимая, что это невозможно сделать без чувств, одним холодным, пусть и абсолютным разумом.
Хлюпин В. в статье «Зловещее очарование туфельки» пишет:
«У детей, воспитанных в невротически-стерильной среде возникает риск атрофии инстинкта выживания, утрачивания психологической гибкости, и, если это случается, они превращаются, что называется, в вечных детей (puer aeternus), вечных студентов и т.д. Личность застывает, цепенеет в своём развитии, меняются только персоны. Прилагательное «вечный» в этом смысле имеет значение консервативный, неизменный. В семейном мифе таких детей всегда можно обнаружить «замороженных» родителей, Снежного короля-отца или Снежную королеву-мать».
Похожую мысль излагает и Т.Василец[ 3]:
«Злой Тролль, разбивший волшебное зеркало, и Снежная Королева — отражение негативных аспектов отца и матери».
Возвращаемся к сказке, Герда нашла Кая, но…
«Он сидел на одном месте — такой бледный, неподвижный, словно неживой», тогда Герда «заплакала; горячие слёзы её упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела:
«Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа».
Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался».
Осколки дьявольского зеркала удаляются в обратном порядке, сначала — из сердца, затем — из глаза. Сначала исцеляется эмоциональная сфера — восстанавливается способность испытывать и высказывать истинные чувства, затем — способность «видеть» и «узнавать» других. Для выздоравливающей психики сначала восстанавливается внутренний мир, а потом — внешний. И при этом возникает полноценное ощущение себя и мира.
Герда так радовалась, что «даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева; сложив его, он мог сделаться сам себе господином, да ещё получить от неё в дар весь свет и пару новых коньков».
У Кая было задание, данное Снежной королевой, которое он должен был выполнить. Сложив слово — вечность, Кай становится «сам себе господин». Ещё он должен был получить коньки, которые можно рассматривать, как символ превосходства человека над льдом. Коньки Кай не получил. Но встреча с Гердой не только избавила Кая от осколков зеркала, но и привела к тому, что задание, данное Снежной Королевой, выполнилось само собой, так как при соединении разума, представленного Каем и эмоций, воплощённых в Герде, человек становится целостным, и все поставленные им цели становятся легко достижимыми. И слово «Вечность» стало означать не вечную смерть, а вечную жизнь, спасение.
Когда Кай и Герда вернулись домой, «бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное!»».
Вечность — это начало без конца. Для Андерсена очень важно, чтобы человек, став взрослым, оставался в душе ребёнком, сохранил веру в Бога. Он полагал, что если человек забывает о Боге, увлекается суетой мира, то в вечности он обрекает себя на страдания и мучения.
Финка сказала о Герде:
«Сила — в её милом, невинном детском сердечке«.
Герда ведёт себя как ребёнок, она открыто проявляет чувства. Открытое проявление чувств — признак психологически здоровой личности. Она живёт полной жизнью, потому что жить — это чувствовать. Чувствовать и проявлять всю палитру эмоций, например, таких, как радость, печаль, счастье и боль.
Рационализму Герда противопоставляет простоту и веру. При этом Герда — уверенный в себе человек. Она знает, чего хочет, может говорить о своих желаниях, ставить цели и достигать их.
Она разрешает себе и поныть: «Ай, я без тёплых сапог! Ай, я без рукавиц! — закричала Герда, очутившись на морозе», — потому что сапоги и рукавицы остались у Финки.
Когда ей было страшно и грустно, Герда плакала, например, когда лодка вместе с ней отошла от берега, Герда «ужасно испугалась и принялась плакать и кричать»; она плакала, поняв, что в цветнике нет горячо любимых ею роз; плакала, когда расставалась с принцем, принцессой и воронами; плакала, когда на неё напали разбойники; «смотрела на финку такими умоляющими, полными слез глазами».
Герда заплакала, когда нашла Кая, а «он сидел … неподвижный и холодный». Может сложиться впечатление, что Герда слишком часто плачет, но также искренне она проявляет и другие чувства, например, «Герда прыгала от радости» в красивом цветнике колдуньи; когда Кай «узнал Герду … радость была такая, что даже льдины пустились в пляс».
Для Герды характерно проявлять свои чувства через поцелуи, так, она…
«принялась целовать розы, выросшие на месте её слез в цветнике старушки»;
«чуть не задушила ворона поцелуями»;
«поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зацвели розами, поцеловала его в глаза, и они заблистали, как её глаза; поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым».
Герда говорит о своих желаниях. Когда ей что-то нужно, просит, например, у принца и принцессы она попросила, «чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков», и получала значительно больше, чем ожидала.
Она не забывает сказать «Спасибо!» каждому, кто помогает ей, и проявляет уважение даже к вороне, перед которой «Герда присела и поклонилась».
Неудивительно, что Герда стремилась к Каю, её желание подогревали реальные приятные воспоминания: Герда и Кай жили в мире гармонии, покоя и уюта, они одним прыжком могли очутиться в гостях друг у друга, Герда пела Каю, а он ей подпевал, они устраивали весёлые игры, а…
«Как он улыбался ей, когда они, бывало, сидели рядышком под кустами роз!»
На протяжении всей сказки Герда ни разу не вспомнила Кая недобрым словом, несмотря на то, что в последнее время он был злым, насмешливым, надменным. Она умеет концентрировать внимание на хорошем. «О, Кай, мой милый Кай…» — твердит девочка. Герда верит в то, что Кай ею любит:
«Только бы Кай услышал, что я тут, сейчас бы прибежал за мною!»
И у неё есть основания верить в него и гордиться им. У Кая много положительных качеств. Например, Кай стремился защитить Герду от Снежной королевы, Андерсен пишет, что в круглом отверстии на замёрзшем стекле «выглядывал весёлый, ласковый … мальчик», когда ворон рассказывал о принце, который «держался очень свободно и мило», Герда узнала в нём известные ей качества Кая; привлекательна и тяга Кая к знаниям, он умел считать и знал много информации о различных странах.
Таким образом, мы видим, что положительный образ Кая — это не фантазии Герды, а реальность.
Герда — сильная духом девушка, она не боится терять, не боится сталкиваться с трудностями. Она способна получать удовольствие от своей силы и слабости одновременно. У неё большое и доброе сердце, она может сострадать и сочувствовать, прощать слабости. Девушка, похожая на Герду, всегда знает, чего она хочет от жизни, и делает реальные шаги для достижения этих целей. А её тёплое и доброе сердце способно любить и себя, и других.
Литература:
- Андерсен Г.Х. «Снежная королева».
- Белова М., Бисенова Л. «Женская инициация. Мама и счастье в личной жизни» (по сказке «Снежная королева»).
- Василец Т. «Мужчина и Женщина — тайна сакрального брака».
- Любимов П. «Ледяная игра разума», или как сложить слово «Вечность».
- Резникова К.В. «Снежная королева».
- Самадуров. М.»Снежная королева».
- Судакова Ю. Женские инициации: посвящение в силу.
- Шаманка Голда. Про Снежную Королеву.
- Штерн А. «Снежная королева».
Часть третья (последняя)
Начало Психологические образы в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
Продолжение Психологические образы в сказке «Снежная королева» Часть 2
Рассказ пятый
Маленькая разбойница
Встреча с Маленькой разбойницей идеально-зеркальна для Герды. Она сталкивается с человеком, который с легкостью играет чужими жизнями, решая поцеловать или убить. Эта встреча словно намек на собственные качества Герды (в утрированном виде), намек на безволие Кая, на его зависимое положение во всей этой истории.
Но Маленькая разбойница – настоящая героиня. Именно у нее есть возможность нелегкого выбора между традиционным отношением к жизни, привитым матерью и разбойниками, и велением сердца. Она может отпустить тех, кого любит. Даже перспектива того, что она никогда не увидит ни Герду, которую успела полюбить, ни оленя, к которому была искренне привязана, не останавливает ее. Можно сделать предположение, что это Герда меняет тех, с кем соприкасается на своем пути. Но еще в начале рассказа Андерсен пишет: «Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные». Он изображает человека, который сам принимает решения и их последствия: «Маленькая разбойница серьёзно поглядела на неё, слегка кивнула головой и сказала:
– Они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя, – я лучше сама убью тебя!».
Образ Маленькой разбойницы – это образ девочки, выросшей без мужской заботы. Она привыкает полагаться только на себя, в компаниях водится в основном с мальчишками, но на правах своей. Совершенно не осознает себя как женщину, зачастую хорошо разбирается в починке различных бытовых мелочей. Не умеет просить о помощи и быть слабой.
Если Маленькая разбойница любит, то любит искренне, всем сердцем, отдавая всю себя без остатка. Она порывиста и эмоциональна, поэтому ей сложно производить хорошее впечатление на окружающих. Она точно не станет молчать и загадочно улыбаться, как сказочные принцессы. Неумение быть женственной смущает ее саму, но она не признается в этом. Отсутствие женственности вполне компенсируют врожденная страстность и здоровое чувство юмора – с ней точно не соскучишься. Идеальный партнер для тех мужчин, которым не так уж важен домашний уют и которые ценят в женщине надежного и преданного друга.
Рассказ шестой
Лапландка и финка
В этой главе Герда, начавшая свой путь ранней весной, оказывается во власти лютой зимы. Две старые женщины (архетип ее бабушки?) помогают ей на пути к чертогам Снежной королевы. Образы этих женщин, особенно финки, наделены мистической силой. Финка предстает перед Гердой не как фея-крестная, сверкая и благоухая, а совсем наоборот: «Сама финка, низенькая грязная женщина, ходила полуголая». Финка уверяет оленя и девочку в том, что она не в состоянии дать Герде больше силы, чем у нее уже есть. Словно сама сила женского рода разговаривает в этот момент с Гердой: простая, первобытная, неприкрашенная. «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила – в её милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем!»
Девочка так спешит к Каю, что опять остается без сапог и рукавиц. Словно недостаточно было всего того самоотречения, через которое ей уже пришлось пройти. В противовес ее жертве звучат слова в конце главы: «Посмотрим же, что делал в это время Кай. Он и не думал о Герде, а уж меньше всего о том, что она стоит перед замком».
Рассказ седьмой
Что происходило в чертогах Снежной королевы
что случилось потом
Да, Кай все это время и не думал о Герде. Он – это человек, который способен с головой уходить в мир идей и своих увлечений. Ему никто не нужен, он не чувствует ни сострадания, ни сожаления. Конечно, Герда нашла способ растопить его сердце. В этот раз. Но наступит следующая зима, новый снежный вихрь увлечет за собой Кая, другая женщина увезет его за собой. И опять Герда будет готова обойти полсвета босиком, чтобы за руку отвести его домой.
Герда совсем не глупа, у нее нет иллюзий относительно Кая. Но он ей нужен такой, какой он есть. Любовь ради самой любви. Когда на пути домой Герда и Кай встречают Маленькую разбойницу (которая уже успела подрасти), именно она, с присущей ей прямотой, произносит:
«– Ишь ты, бродяга! – сказала она Каю. – Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!
Но Герда потрепала ее по щеке и спросила о принце и принцессе».
Не сложно заметить, как Герда оставляет этот вопрос без ответа и переводит разговор на другую тему. Так и в будущем она будет самоотверженно защищать хрупкий покой Кая, не давая никому беспокоить его неудобными вопросами, ограждая его от всяческих потрясений.
Но в душе Кая навсегда останется ничем не заполненная пустота в том месте, где когда-то был осколок. Там, как заноза в сердце, будет жить тоска по особому отношению к миру (талант видеть в хорошем плохое). А еще там будет жить образ неразгаданной и недоступной женщины – Снежной королевы. Герда обречена всю жизнь бороться с этой тенью. Она попытается стать для Кая всем: и женой, и мамой в одной упаковке. Она устроит его быт, наладит его карьеру, родит и воспитает ему детей.
В этой гонке она упустит один момент: ей и в голову не придет спросить его, чего же он на самом деле хочет. Так они и будут жить вместе: нелюбимая девочка с сердцем, полным любви, и неспособный повзрослеть мальчик, тоскующий по недостижимому идеалу.
Автор Анна Кулинич
5
3
голоса
Рейтинг статьи
Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо!
«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕРОЕВ СКАЗКИ
ГЕРДА
Герда жила своим маленьким счастьем с Каем и не думала ни о каких «геройствах». Но именно в Герде скрыт огромный потенциал. К несчастью, ее потенциал начинает раскрываться только тогда, когда проблемы начинают случаться у ее мужчины.
Герда несчастна. Счастье для Герды — лишь миг, тот самый миг, когда Кай почувствует боль от тепла ее рук, тот самый миг, когда Снежная Королева тает и Кай, шальной и слабый, идет за ней. Герда хочет, чтобы этот миг все не кончался. Но они приходят домой, сажают в горшочек розы и живут. Герда опускается в «бытовуху» и спокойно выдыхает: «Жизнь такая».
Но на ее несчастье однажды Каю станет нестерпимо скучно, и он начнет уходить от нее. Герда глубже, чем Кай, Герда добрее и умнее, Герда сильнее, в конце концов! Герда бросает свою жизнь либо начинает новую — жизнь за Кая. Она пройдет сотни дорог, перезнакомится с сотней нужных людей, по пути сделает себе карьеру и обрастет прекрасными связями. А что же Кай? А Кай, как был, так и остается с кучкой льдинок у ног, которые растают от прикосновения Герды. Конечно, именно Герда и умеет дружить. Герда умеет раскрывать свое сердце и открывать сердца других. Но вот беда: Герды способны любить только тех, у кого и сердца нет… Герда знает, что быть всем для Кая — в этом и состоит суть женщины.
Отбросим сюсюканья андерсеновской сказки и честно признаем: Герда — это девочка-танк. «Вижу цель — не вижу препятствий» — это про нее. Спокойная целеустремленность, невероятная настойчивость. Ее «Каем» может быть все что угодно: карьера, наука, мужчина… Герда получит это — можете не сомневаться. Она располагает к себе и умеет заставить себе помочь. Иначе, чем Белоснежка, не окольными путями, а напрямую. В своей правоте не сомневается. Если ради цели нужно — сделаем. Герды, как правило, серьезные девушки, и цели у них тоже серьезные. Если целью оказался мужчина — ему можно посочувствовать и позавидовать в равной мере. Герда сделает для него все — пройдет пешком до Лапландии, победит Снежную королеву, ограбит разбойников, откроет ногой дверь в королевские покои…
НО. Мнение самого «Кая», нужна ли ему Герда, ей, по большому счету, не интересно. Он «попал». Отбиться от Герды, уверенной, что вы — Кай ее жизни, нереально. И рано или поздно вы поймете, что Герда — отличный вариант. Она будет женой и матерью в одном флаконе. Она поможет сделать карьеру, заработает денег, родит и воспитает детей, не забывая, что вы — ее главный ребенок. Она не даст вам хоть что-то решить самому и, в отличие от той же Белоснежки, озвучит это честно. Справедливости ради, Герды редко увлекаются самостоятельными мужчинами. Их Кай — типичный «сынуля», которого это вполне устраивает.
Источник
На пороге Бесконечности в царстве Снежной Королевы
Гансу Христиану Андерсону удалось короткой сказкой, написанной простым языком, отразить буквально смысл всей вселенной, борьбу за будущее, свободу воли, огромное желание и любовь.
11
7185
4 Апреля 2013 в 21:49
Писатели, люди со зрительным и звуковым вектором, имеют талант описывать окружающий мир системно. Возьмите любое произведение талантливого писателя — везде есть настоящие, не надуманные описания, отражающие действительность в том или ином проявлении.
Зрительный вектор обеспечивает таких людей творческим периферийным зрением, которое мы часто называем интуицией, творческим чутьем. Они обладают блестящим интеллектом и способностью сопереживать, испытывать эмпатию, любовь к другим людям.
Звуковой вектор даёт чувство слога, способность к колоссальной концентрации мысли и выводу её на бумагу в виде точного слова. В итоге мы получаем и наслаждаемся произведением искусства, которое нам позволяет прочувствовать героев и получить вдохновение.
Гансу Христиану Андерсону удалось короткой сказкой, написанной простым языком, отразить буквально смысл всей вселенной. Его «Снежная Королева» в психологии отражает борьбу за будущее, свободу воли, огромное желание и любовь.
Главные герои произведения — Герда, Кай и Снежная Королева — играют огромную роль в построении будущего в сказке. И всё, что происходит с ними, отражает процессы, происходящие в обществе — не сказочном, а настоящем.
Через персонаж Герды писатель выразил вариант светлого будущего всего человечества, а через персонаж Разбойницы — тупиковую его ветвь, отсутствие развития. Уретральная Герда спасает кожно-зрительного Кая от запертой в собственном эгоцентризме звуковой Снежной Королевы, в царстве которой нет времени, а есть только статичное, сонное апатичное пространство и холод. В «чёрную дыру» своего застывшего в развитии звука она затягивает Кая, и ему предстоит потрудиться, чтобы обрести другой, новый мир.
Системно о сказке «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА». Персонаж Кая
Кай, достаточно развитый кожно-зрительный мальчик, оказывается на перепутье, между жизнью и смертью, между Гердой и Снежной Королевой. Увлекшийся самолюбованием и высокомерием, Кай пошёл за удовольствиями, которые Снежная Королева обещала ему. А она обещала ему весь мир, только не настоящий, а ложный — запертый внутри её ледяного царства. Не удивительно, что Кай попался на соблазн, ведь кожный вектор — самый амбициозный и стремящийся к владениям. Чувственный и нежный кожно-зрительный мальчик Кай сам не заметил, как Снежная Королева увела его от настоящей жизни, заморозив его сердце. Он почти почернел от холода, омертвело его тело, он выглядел словно неживой.
Именно так выглядят зрительные последователи звуковых сект — погружённые в себя, не видящие никого, словно неживые, не чувствующие. Больной, запертый в эгоцентризме звуковой вектор уводит их далеко от того, зачем они рождены, — от развития чувств и передачи морально-нравственных ценностей всему миру. Уводит в тупик, из которого сложно выбраться.
Такие кожно-зрительные мальчики, как Кай, нежные, чувственные, с близкими к глазам слезами выживать стали не так давно. С ещё не отработанной жизненной программой они нетвёрдой поступью двигаются по тропинке, проложенной кожно-зрительными женщинами — создательницами известной нам культуры, культуры женского типа. Сценарий кожно-зрительной женщины отработан веками, она развилась и реализовалась полностью. И только кожно-зрительные мальчики плетутся в конце каравана развития человечества, являясь последним звеном развития культуры и основой для развития человека духовного.
Кто такая СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА?
Снежная Королева — это антиразвитие, ошибочная ветвь, тупик. Носительница звукового вектора, единственного из восьми, не имеющего желаний к материальному, но обладающего желанием к познанию духовного, смысла всего происходящего, она отказывается от этого развития в угоду собственному эгоцентризму. Королева в собственном снежном царстве, царстве пустоты и холода, она не имеет никакой связи с внешним миром, не несёт ничего в этот мир, не выполняет свою задачу.
Звуковой вектор определяет роль ночного охранника стаи, функция которого — вслушиваться во мрак саванны, чтобы предупредить стаю об опасности. Он сидит среди тишины абсолютного безмолвия с прикрытыми глазами, сосредотачиваясь на звуках извне и внутри себя, и таким образом развивает мысль. Деревянное лицо, poker face, звуковика с замороженным взглядом внутрь себя создаёт впечатление, что он смотрит сквозь вас. Особенность мироощущения звуковика в том, что он не разделяет мир внутри и мир снаружи, мир физический и мир нематериальный. Для него то, что для других векторов реальность, ощущается как иллюзия.
Качество состояний звукового желания определяет, насколько глубоко он уходит в себя. Апатия, депрессия, потеря интереса к жизни — чем глубже, тем сложнее состояние, вплоть до окончательной потери связи с внешним миром.
Эгоцентричная мысль Снежной Королевы, что она владеет всем миром, полностью захватывает её существо и создает иллюзию, что это так и есть. Она заставляет верить в это и других, а именно кожно-зрительных мальчиков. Зрительный вектор всегда тянется к старшему брату по квартели информации — звуку. Не развиваясь, зрение боится, не может выйти в любовь. А неразвитый звук и рад этому, ещё дальше отдаляя зрительника от цели и замораживая его развитие в ложной вере как способе перестать бояться. Так создаются секты.
Снежная королева и её царство — пустота, холод, безмолвие, отсутствие чувств, движения, статичность, в нём нет времени и всё мнимо совершенно: льдины, разбитые на удивительно ровные части, снежинки, имеющие пропорциональные формы, сама она, восседающая на зеркале Разума, самом лучшем зеркале в мире.
Поцелуй Снежной королевы заставил Кая позабыть Герду, и единственным его желанием стало быть господином самому себе и заполучить новые коньки. Осколок зеркала в глазах и сердце Кая превращают его из любящего развитого зрительного мальчика в самодовольного истукана. Он становится чёрствым, бессердечным, лишается душевной чуткости. Метафорично автор рисует изменённого Кая, наслаждающегося созданием ледяных — неживых и не способных испытывать чувства — образов.
Герда
Уретральный вектор по природе своей — единственный из восьми, изначально отдающий. Другие вектора проходят путь развития, чтобы стать отдающими, а уретральный вектор изначально направлен наружу. Это животный альтруизм, фонтан жизни, огромного желания жить на всю катушку, это вождь стаи, ведущий группу в будущее. Уретральный вектор отдаёт по нехваткам, он милосерден. Благодаря решению вождя, по просьбе кожно-зрительной музы мы стали человеками культурными и гуманными, то есть перестали съедать кожно-зрительных мальчиков, отказались от каннибализма. Милосердие, врождённое чувство ответственности, природное влечение к Каю, отсутствие страха стирают все возможные препятствия на пути к цели, и уретральная Герда бросает дерзкий вызов самой Снежной Королеве.
Она развита, не по-детски мудра и настойчива. Герда пройдёт все испытания, чтобы своими горячими слезами растопить лёд, сковавший сердце Кая, чтобы он снова почувствовал, как трепещет его душа и бьётся его живое, полное чувств сердце. Так уретральная Герда обеспечит будущим людям важнейшее звено в развитии человечества — кожно-зрительного мальчика.
Маленькая разбойница
Эта героиня представляет собой вариант отсутствия будущего. Она живёт в шайке бандитов, которые наживаются грабежом и хулиганством, которые даже хотели съесть Герду и отняли у неё всё, что ей дали принц с принцессой.
Маленькая разбойница попросила сохранить жизнь Герды, чтобы поиграть с ней как с игрушкой. У неё олень и голуби, которые сидят взаперти, а развлекает она себя тем, что ножичком поглаживает им горло.
Маленькая разбойница смугла, широка в плечах, ведёт себя мужеподобно: стремится доминировать, размахивает ножом, угрожает и хвастается. Она — подавленная уретральная девочка, которая вследствие неправильного воспитания (подавление родителями) пытается вести себя как доминантный самец.
Уретральный вектор — природная отдача, животный альтруизм, не ограниченный культурой, первичными ограничениями, огромная жизненная сила, желание жить. Такие дети рано созревают сексуально, и родители, думая, что это ненормально, грубо прерывают раннюю мастурбацию. Раз за разом отец с анальным вектором, для которого его девочка должна быть чистой и непорочной, бьёт свою подрастающую уретральную дочь, заставая её за этим занятием. На бессознательном уровне уретральная девочка знает, что будь она мальчиком, то к её ярко выраженной сексуальности относились бы гораздо мягче. Так она начинает вести себя наподобие уретрального самца, изображать мальчика.
Чем больше подавление, тем больше уретральная женщина становится мужеподобной, вплоть до лесбийских отношений с кожно-зрительной самкой.
Уретральный подросток по причине подавления может даже убежать из дома, противопоставив себя миру взрослых. Со временем для него весь мир, всё общество становятся враждебными, и выживать он начинает, создавая свою бандитскую шайку. Становясь асоциальным, уретральный вектор имеет тупиковое будущее, погибая не в бою за родину, а на очередной бандитской «стрелке».
В произведении перемешаны мужские и женские сценарии уретрального вектора, но тем не менее оно удивительно точно. Герда с развитым, не подавленным уретральным вектором имеет будущее. Она идёт на поиски Кая, выполняя свою природную видовую роль. Маленькая разбойница остаётся в тупике своего противопоставленного обществу бандитского мирка.
Осколки
Природа осколков зеркала — природа зла, неприязни и ненависти, искажающая восприятие. Чувство неприязни развилось в человеке как добавочное желание к пище. У животных такого чувства нет, а у человека есть. Мы ощущаем друг друга, отдельность себя от других, свою обособленность чувством неприязни. Вся зрительная культура направлена на преодоление чувства неприязни, вплоть до гуманизма и неспособности убить другого.
Осколки неприязни коварного зеркала влекли к Снежной Королеве, которая восседала на «самом лучшем зеркале» — зеркале ненависти. Только ненаполненный звук в состоянии испытывать истинную ненависть по отношению к окружающему миру, желание всё заморозить вокруг себя, умертвить, ведь в аберрациях ощущений этот мир мешает звуку жить.
Чем больше осколок, тем больше неприязни к ближнему, чем больше нереализованности в человеке, тем больше неприязнь.
Свобода выбора — предпринять усилия
Герда в каждой сцене сказки осуществляет свободный выбор в пользу развития, светлого будущего. На её пути было много соблазнов, каждое время года предлагало ей другую жизнь — без забот, беспокойств, усилий: весна — красивый сон, вечное цветение; лето — лучших женихов и жизнь в самом дворце; осень — остаться в шайке и жить разбойной беспечной жизнью. Цветы пели свои песни, времена года рассказывали свои рассказы и навязывали свои мнения, но, несмотря на все соблазны, Герда сопротивлялась и помнила о Кае, знала, что он где-то рядом, и она победила и саму себя, и Снежную Королеву.
Каждый из нас, развиваясь, делает такой выбор, преодолевая себя (лень, апатию, предрассудки, мнения, неприязнь к другим и т. п.). Всё человечество также находится на перепутье миров, ежесекундно делая свой выбор. С тех самых пор, как первый звуковик спросил, глядя на звёздное небо в свете яркой луны под пение сверчков: «Кто Я?».
Говорят, что ничего мы не выбираем, всё заложено в нас и предопределено генами, воспитанием, окружением. Но всё существует по принципу: «задано, но не обеспечено». Мы обеспечиваем сами своё развитие, мы выбираем — развиваться или нет. Страдать или получать наслаждение, получать или отдавать. Каждый вектор на любом уровне развития.
Судьба дана нам, но её нужно ещё и взять. Мы выбираем лично, группой и миром. Мы зависим друг от друга. Если мы отказываемся реализовываться и предпринимать усилия, мы лишаемся будущего.
Чтобы иметь возможность осуществить выбор, необходимо знать законы природы, знать, как человек устроен психически. Эта система и законы развития необходимы людям, чтобы продвинуться, сдвинуться с мёртвой точки и иметь будущее. Эта система познания себя, своих желаний, окружающих нас людей и мира — это тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Познавая других, мы научаемся ощущать мир не только через свои свойства, а через свойства других, мы начинаем отличать, понимать. Через осознание неприязнь становится средством приятия.
Познание себя — средство для осуществления свободы выбора, делая который мы проживаем жизнь, а не страдаем в мизерном мирке своих мнений и желаний.
Только звуковой вектор по-настоящему задаёт вопрос: «В чём смысл жизни?». Он желает знать, что такое Я и что вообще происходит вокруг, что с этим миром, который какой-то нереальный. Познавая себя и Вселенную, звуковик начинает выходить наружу и понимать ценность окружающего мира, всего существующего на Земле. В этом и состоит его задача.
Корректор: Валерия Старкова
Автор публикации:
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»