Конспект ООД по обучению рассказывания по картине
в средней группе
«Птичий двор»
Цель: Обучение детей рассказыванию по картинке.
Интеграция: познавательное, речевое развитие.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить детей составлять рассказ по картине; продолжать развивать связную речь у детей.
Воспитательные:воспитывать культуру поведения на занятии; воспитывать бережное отношение к животным; воспитывать бережное отношение к картине.
Словарные: активизация словаря: обогащение словаря: птичий двор, бородка, величаво.
Материалы: картина «Птичий двор».
Ход занятия.
Вводная часть:
Предлагаю детям присесть на стульчики. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами
Песни распевает
Время считает.(Петух).
— Догадались кто это?
— Петух.
— Верно. Следующая загадка.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.(Цыпленок).
— Кто это?
— Цыпленок.
— Молодцы. Послушайте эту загадку.
Она вышла погулять
Свежей травки пощипать
Ко – ко — ко, ко – ко — ко
Не уйду я далеко.
— Догадались кто это?
— Курица.
— Правильно, курица.
Основная часть:
(Показываю детям картину).
— Ребята, что вы видите на этой картине?
— Петух, куры, цыплята.
— Это домашние птицы?
— Да.
— Посмотрите на петуха, какого он размера по сравнению с курами и цыплятами?
— Он большой.
— А что у петуха на голове?
— Гребешок, глаза, клюв.
— А вы знаете, как называется эта часть тела петуха?
— Нет.
— Это бородка. Давайте вместе повторим.
— Бородка.
— Катя, повтори.
— Бородка.
— Даня, повтори.
— Бородка.
— Молодцы. Чем покрыто тело петуха?
— Перьями.
— А какого они цвета?
— Зеленого, красного, синего.
— Правильно. А что еще есть у петуха?
— Ноги.
— Верно. Петуха мы рассмотрели. Давайте посмотрим на этих двух курочек. Что они делают?
— Стоят возле миски с водой.
— Правильно. Что у кур на голове?
— Гребешок, глаза, клюв, маленькая бородка.
— У этих двух куриц одинаковый окрас перьев или нет?
— У одной курицы перья белого цвета с черными крапинками, кончик хвоста синего цвета.
— Что еще есть у этой курицы?
— Ноги.
— Правильно. Опишите вторую курицу: что есть на голове, какого цвета перья, есть ли у нее еще что – ни будь?
— На голове у курицы гребешок, глаза, клюв и маленькая бородка. Перья у курицы рыжего цвета, есть ноги.
— Правильно, молодцы. А кто ни будь еще представлен на этой картине?
— Да. Есть еще одна курица с цыплятами.
— Давайте их опишем. Что есть у курицы на голове, какого цвета перья?
— На голове у курицы есть гребешок, глаза, клюв и маленькая бородка, цвет перьев коричневый.
— Верно. Кто рядом находится с этой курицей?
— Цыплята.
— Какие они? Опишите их.
— Цыплята желтого и черно – белого цвета, на голове у них маленький гребешок, глаза и клюв.
— Правильно, а как вы думаете, что делает эта курица с цыплятами?
— Они ищут себе еду.
— Посмотрите, кто ни будь еще изображен на картине?
— Жук.
— Правильно, какого он цвета?
— Синего.
— А кто возле жука находится?
— Цыплята, желтый и коричнево – белый.
— А как вы думаете, что хотят сделать эти цыплята?
— (ответ детей).
— Ну вот мы рассмотрели всех персонажей этой картины. Давайте составим рассказ. Но сначала я вам расскажу рассказ по этой картине. Слушайте внимательно.
Это птичий двор. Здесь живут куры. Петух, курицы и цыплята вышли на прогулку. Белая с черными крапинками и рыжая курицы стоят возле миски с водой. Коричневая курица вывела на прогулку своих цыплят и учит их искать еду. Два цыпленка от нее отошли, потому что увидели жука. Они им заинтересовались и не знают, что с ним делать? Петух величаво стоит в центре птичьего двора и смотрит за тем, что происходит.
— Ребята, вы знаете, что такое птичий двор?
— (ответ детей).
— Что значит величаво?
— (ответ детей).
Прошу сначала составить рассказ по картине того ребенка, который «по сильнее» остальных детей. Затем вызываю ребят по желанию. Если у ребенка, какие – то затруднения, то помогаю ему.
Заключительная часть:
Игра «Изобрази по голосу». Дети изображают названную домашнюю птицу по голосу и имитируют ее движения.
Конспект занятия по развитию речи в старшей логогруппе
«Составление описательного рассказа по картине «Птичий двор»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-
закреплять знания о домашних птицах, их внешнем виде, повадках, пользе для человека;
-
продолжать расширять представление об особенностях внешнего вида домашних птиц, о жизненных проявлениях, повадках, условиях необходимых для их жизни;
-
активизировать словарь детей по теме;
-
продолжать учить правильно понимать содержание картины, совершенствовать умение составлять рассказ, соблюдая последовательность, точность, выразительность;
-
совершенствовать лексико-грамматический строй речи (подбирать антонимы, образовывать притяжательные прилагательные).
Коррекционно-развивающие:
-
развивать умение составлять распространенные предложения;
-
развивать умение оценивать рассказ товарищей;
-
развивать общую моторику, координацию речи с движением;
-
развивать внимание, память и мышление.
Коррекционно-воспитательная:
-
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к домашним птицам.
Оборудование: мяч, коробка, кубик, предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия
Организационный момент.
1. Психогимнастика
Цель: развитие мимики, эмоциональности, снятие эмоционального напряжения.
Дети стоят в кругу. Педагог просит их изобразить утят шагающих по дорожке; утенок поранил лапку, покажите, как ему больно; утята увидели большую собаку, покажите, как они испугались; покажите, как утка защищает утят; как утка учит плавать утят.
2. Сообщение темы:
Отгадайте загадки для того, чтобы узнать о ком мы сегодня поговорим:
Хвост с узорами, сапоги со шпорами?
/петух/
Явился в желтой шубке
Прощайте две скорлупки
/цыпленок/
Клохчет, квохчет, детей созывает
Всех под крыло собирает
/курица/
Пестрая крякушка, ходит в развалочку,
Спотыкалочку.
/утка/
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки.
/гусь/
Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.
Только это, верно, был никакой не крокодил,
а индюшек лучший друг.
Удивительный. Индюк.
— Как их можно назвать одним словом?
— Почему их называют домашними? Что общего у всех птиц?
Основная часть
3. Игра «Назови семью»
Цель: активизировать словарь детей по теме.
Петушок принес фото домашних птиц и просит назвать, чья семья? Кто живет в этой семье?
(гусиная семья – гусь, гусыня, гусенок и т. д.)
4. Игра «Слова-антонимы»
Цель: подбирать слова-антонимы, согласование существительных с прилагательными.
Яйца чистые— яйца… (грязные).
Курица белая— курица… (черная).
Хвост длинный — … (короткий).
Петух старый — … (молодой).
Кормушка новая — … (старая).
Птицы сытые — … (голодные).
Индюк слева, гусь— … (справа);
Петух тяжелый, цыпленок— … (легкий) [18].
5. Игра «Кому что принадлежит»
Цель: образовывать имена прилагательные от существительных.
Если перо потерял индюк, то перо… (индюшачье), потерял гусь —… (гусиное);
потеряла утка — … (утиное); курица — … (куриное).
Если яйца снесла курица, значит, яйца… (куриные); утка — … (утиные); индюшка
— … (индюшачьи).
6. Динамическая пауза
Цель: развитие координации движений, общей моторики.
Наши уточки с утра «Кря-кря!» (Дети идут по кругу вперевалочку)
Наши гуси у пруда «Га-га!» (Дети идут по кругу руки назад, вытянув шеи).
Наши курочки в окно «Ко-ко!» (Дети останавливаются, бьют руками по бокам).
А как Петя –петушок
Рано-рано поутру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» (Дети машут крыльями).
7. Составление описательного рассказа по картине «Птичий двор»
Цель: продолжать учить правильно понимать содержание картины, совершенствовать умение составлять рассказ, соблюдая последовательность, точность, выразительность.
Петушок принес нам на память фото «Птичий двор»
Давайте, ребята, придумаем рассказ по этой картине-фото.
Вопросы по картине:
Какое время года изображено на картине?
Какая погода? Часть суток?
Кого вы видите на птичьем дворе?
Что делает курица? Что делают цыплята?
Кто кормит птиц? Куда побежали утята?
Где находится петух? Что он делает? И т. д.
Как назовем картину? (однажды на птичьем дворе, однажды летом, птичий двор и т. д.)
Вызываю детей для самостоятельного составления рассказа.
Итог занятия
О ком составляли рассказ? Какой рассказ вам понравился больше всего и почему? Молодцы, петушку понравились ваши рассказы.
Птичий двор
Новая белая кормушка сияла на утреннем солнце. До верху наполненная отборным элитным зерном, она, словно магнитом, притягивала к себе всю птичью живность большого двора.
Первым к кормушке подошел гусь. Гусь был старый, с порыжевшими проплешинами на голове и крыльях. Вытянув длинную шею, гусь попытался критически осмотреть её, дабы своевременно доложить и обязательно указать, что следует исправить и, что следует переделать правильно. Окружающие немного побаивались гуся. Удивляло и настораживало всех то, как смог он столько продержаться. Ведь знавал двор весьма голодные годы, когда не было буквально ничего, и выжить в тогдашних непростых условиях казалось невероятным, особенно сейчас. Но гусь выжил и до сих пор продолжал здравствовать. Иногда, под хорошую закуску, гусь начинал рассказывать о таких далёких временах, что страшно было и подумать, о временах, когда и кормушек то самих не было, а зерно бросали куда попало, прямо на землю, и надо было самим в дождь и снег, в холод и жару его собирать, копаясь в грязи. Слава Богу, те лихие времена благополучно прошли!
Затем появился индюк. Важный и толстый, с большим красным хохолком, он гордо шествовал по левой от кормушки стороне двора. Прикрывая клюв распухшим от жира зобом, он что-то говорил, идущим за ним, индюшкам. Говорил что-то, несомненно, умное и поучительное. Индюшки, широко открыв клювики от услышанных сентенций, дружно хлопали крыльями.
Почти одновременно с ним во дворе появился селезень. В разноцветном ярком оперении, он так громко крякал, что его было слышно даже в самых отдалённых уголках двора. Утки все серые, как на подбор, шли молча, опустив головы, не глядя на вожака. Они шли на голос, его голоса для них было достаточно. С неудовольствием взглянув в сторону индюка, своего кровного врага, селезень, по-утиному переваливаясь, заспешил к кормушке.
Но больше всего на этом дворе было кур. Кур было великое множество. Куры были везде. И курятника явно на всех не хватало. Куры неслись,где попало: в куче залежалого сена, под крыльцом дома, в яме, где летом валялись свиньи. При всём при этом они не вели себя, как, казалось бы, положено было вести себя нормальным пернатым. Это не была хорошо организованная стая, стая, подчиняющаяся одному единственному уважаемому вожаку, который, следуя своему внутреннему компасу, верно ведёт родичей к новым богатым едой угодьям. Нет, они, скорее, напоминали стадо. Шатающееся, постоянно разбредающееся в разные стороны стадо, которому нужен не лидер, а пастух с кнутом. Да, и не было у них одного единственного вожака. На верху, на заборе сидело два петуха, вернее, петушка, маленькие, какие-то уж больно неказистые, до невозможности сердитых петушка. С подозрением глядя друг на друга, петушки внимательно следили за своим стадом. Время от времени то одному, то другому удавалось забраться чуть выше своего друга-соперника, тогда этот, временно победивший, начинал громко кукарекать, что заставляло другого поспешно лезть вверх и, тоже, начинать кукарекать во весь голос. Как этим двоим, невзрачным и не очень умным петухам, удавалось «окучивать» огромное стадо кур оставалось загадкой.
Новая замечательная кормушка заменила старую, почерневшую и всю в выщерблинах от долгого употребления. Хотя она и отжила своё, но её не выбросили, а, на всякий случай, отложили в сторону, подальше к забору. Вокруг неё, выискивая завалявшиеся между досок зернышки, собрались «отщепенцы». Так домашняя птица называла всяких там воробьёв, галок, да прочею приблудную пичугу. Здесь всем верховодил голубь. Его постоянный обвинительный клёкот требовал справедливого питания для всех имеющих крылья. «Отщепенцам» это очень импонировало. Почему-то они считали себя народом, а народ, как известно, всегда прав. Иногда голубь подбивал пару-тройку «отщепенцев» на бучу. И пока те орали о «правде жизни», сам, под шумок, выхватывал у зазевавшихся, с той или другой стороны, зерно и прятал его, в только ему известное место. С этого промысла он жил неплохо и в полном достатке.
Птицы ели, жирели, галдели, снова ели, снова жирели, и снова галдели. Время от времени они испражнялись.
Так уж устроена была их анатомия. Ничего кроме жрать, орать и гадить они не умели. Гадили птицы много и везде.
Чтобы не утонуть в своих нечистотах приходилось звать людей. Птицы вполне искренне полагали, что люди для того и существуют, чтобы убирать за ними. Люди приходили, убирали помёт, чистили клетки, наливали в поилки свежую воду, наполняли кормушку едой и уходили.
У людей была своя человеческая жизнь.
Оценка произведения: | |
Разное: |
Занятие по картине «Птичий двор»
Образовательные цели: обучать детей составлять рассказ по картине.
Развивающие цели: продолжать развивать связную речь, уточнять словарь по теме «Домашние птицы»; развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение.
Воспитательные цели: воспитывать бережное отношение к домашним птицам.
Предварительная работа: чтение р.н.с. «Курочка Ряба», К. Ушинского «Петушок с семьёй», Е. Чарушина «Утки», заучивание четверостиший о домашних птицах.
Ход:
Чтение стихотворения, объявление темы. Картина «Птичий двор»
Посмотрите на картин, вы видите двор, где гуляют домашние птицы. В пруду плавает утка с утятами. Утка большая, серая, хвост и крылья у нее тёмные, а клюв жёлтый (предложить детям повторить какая утка, описать ее внешний вид.
— Описать утят: какие утята? Какого размера? Какого цвета?
— Утята маленькие, жёлтенькие, у них коротенькие хвостики и белые клювы.
— Что делает утка?
— Она учит утят плавать, а утята смотрят на нее. Два утёнка в стороне. Один плывёт, а другой нырнул.
— У самой воды стоит селезень. Перышки на голове и шеи у него зелёные. Он наблюдает за утятами. Над селезнем летают стрекозы. А одна стрекоза вьётся над самой водой.
Ребята, расскажите, какие птицы гуляют на берегу.
— На берегу гуляет петушок, курочка, цыплята.
— Петух большой, у него разноцветный хвост, красная бородка и гребешок.
— А какая курочка?
— Курочка меньше петушка. Она коричневая, хвостик у нее небольшой. У нее тоже есть красивая бородка и гребешок.
— Что делает петушок и курочка?
— Они ходят и смотрят на своих цыплят.
Расскажите про цыплят. Какие они? Что они делают?
— Цыплята жёлтые, у них острые клювики и маленькие крылышки. Два цыплёнка ищут себе в травке корм, а один бежит за петушком. Самый смелый цыплёнок взлетел петуху на спину.
Каких птиц вы видите у забора?
— Правильно у забора гуляют курочки.
Вы правильно ответили на мои вопросы, а теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка. Развитие подражания, общей моторики, координации речи с движением.
Наши курочки с утра кря-кря
(идут в перевалочку)
Наши гуси у пруда га-га-га
(идут по кругу вытянув шеи и отставив руки назад)
Наши курочки в окно ко-ко-ко
(останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам)
А как Петя-Петушок раным рано поутру нам споёт ку-кареку
(встают спиною в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад).
Обобщающий рассказ педагога по картине «Птичий двор».