-
Расположи части текста так чтоб получился связный рассказ,ЗАПИШИ полученный рассказ.»ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»
Я И МОЙ ДРУГ ШУРА ОЧЕНЬ ЛЮБИМ ПТИЦ.ЗИМОЙ ПТИЦЫ
ГОЛОДАЮТ.ИХ ЖАЛКО.МЫ СДЕЛАЛИ КОРМУШКИ И НАСЫПАЛИ ТУДА СЕМЯН.ПТИЦЫ ПОДЛЕТАЮТ И ОХОТНО КЛЮЮТ.
ОКОЛО НАШЕГО ДОМА МНОГО ДЕРЕВЬЕВ.НА НИХ ЧАСТО САДЯТСЯ ПТИЦЫ.ОНИ ИЩУТ ТАМ ПИЩУ
.МЫ РЕШИЛИ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ПТИЦ КОРМУШКИ(ПО В.БИАНКИ)
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
raymondstark262
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Алгебра8 минут назад
Назовите число фи
-
Физика13 минут назад
Помогите решить пожалуйста
-
Математика18 минут назад
Задача 5 класс
-
Математика23 минут назад
Математика, задача 5 класс
-
Математика28 минут назад
Математика, задачи на движение
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Изложение
Птичья
столовая -
-
3 слайд
Знакомство с текстом
Танюша наготовила еды и понесла в птичью столовую.
К кормушке слетелись синички, воробьи. Прилетел и снегирь в красной рубашке. Голодные птицы быстро клевали корм.
Рядом важно прохаживалась ворона,
дожидаясь своей очереди.
О чём узнали из рассказа?
Какие птицы прилетают к кормушке? -
4 слайд
Подбор заголовка к тексту
Танюша наготовила еды и понесла в птичью столовую.
К кормушке слетелись синички, воробьи. Прилетел и снегирь в красной рубашке. Голодные птицы быстро клевали корм.
Рядом важно прохаживалась ворона,
дожидаясь своей очереди.
Выберите более подходящий заголовок.
1.Птицы зимой.
2.Птичья столовая.
3.Помощь птицам. -
5 слайд
Деление текста на части
Танюша наготовила еды и понесла в птичью столовую.
К кормушке слетелись синички, воробьи. Прилетел и снегирь в красной рубашке. Голодные птицы быстро клевали корм.
Рядом важно прохаживалась ворона,
дожидаясь своей очереди.
План.
1.Что сделала Танюша?
2.Какие птицы слетелись к кормушке?
3.Что делала ворона? -
6 слайд
Повтори текст!
Танюша наготовила еды и понесла в
птичью .К кормушке слетелись , , , .
Прилетел и в красной рубашке. Голодные птицы корм.
Рядом важно прохаживалась
, ,
дожидаясь своей очереди. -
7 слайд
Орфографическая подготовка
Танюша наготовила _ды и пон_сла в птичью ст_ловую.
К к_рмушке сл_телись с_нич_ки, в_р_бьи. Прил_тел и сн_гирь в красной рубашке. Г_лодные птицы быстр_ кл_вали корм.
Рядом важн_ пр_хаживалась в_р_на, дожидаясь св_ей оч_р_ди. -
8 слайд
Птичья столовая.
Танюша наготовила еды и понесла в птичью столовую.
К кормушке слетелись синички, воробьи. Прилетел и снегирь в красной рубашке. Голодные птицы быстро клевали корм.
Рядом важно прохаживалась ворона, дожидаясь своей очереди. -
9 слайд
Самостоятельная работа.
Птичья столовая.
План
1.Что сделала Танюша?
2.Какие птицы слетались к кормушке?
3.Что делала ворона?
Обратите внимание на слова:
Наготовила, птичью, столовую, кормушке, синички, воробьи, быстро, рядом, важно, прохаживалась. -
10 слайд
Птичья столовая.
Танюша ________ ________ и _________ ____ _____________ столовую.
К кормушке ___________ ______________ , ___________. Прилетел ____ ____________ в красной рубашке. ____________ птицы быстро __________ __________.
Рядом важно _____________ ___________, дожидаясь _________ _________.
Русский язык 2 класс. Развитие речи. «Составление текстов»
Развитие речи. Русский язык.
Работа по составлению текста.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Сон.
Спит Маша и видит сон.
Дом у него был изо льда.
Позвал он Машу в дом.
Сидит на лавочке Мороз Иванович.
На стенках блестели снежные звездочки.
На полу лежал пушистый снег.
Сон.
Спит Маша и видит сон. Сидит на лавочке Мороз Иванович. Дом у него был изо льда. На стенках блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег. Позвал он Машу в дом.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Там жила злая змея.
По дороге он встретил лису.
Лиса была сердита и голодна. У кролика дрогнуло сердце.
Он бросился к пещере.
Маленький кролик бежал домой.
Маленький кролик бежал домой. По дороге он встретил лису. Лиса была сердита и голодна. У кролика дрогнуло сердце. Он бросился к пещере. Там жила злая змея.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Волк их поймал.
Два ягнёнка отошли от стада.
Волк посоветовал им не слушать мать.
Овцы дружно ходили около леса.
Старая овца забеспокоилась, позвала их.
За стадом наблюдал волк.
Глупые ягнята стали бегать по всему полю.
(По Л.Толстому)
За стадом наблюдал волк. Овцы дружно ходили около леса. Два ягнёнка отошли от стада. Старая овца забеспокоилась, позвала их.
Волк посоветовал им не слушать мать. Глупые ягнята стали бегать по всему полю. Волк их поймал.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Мама и дочка.
Заболела мама у Оли.
Мама посмотрела на дочку и улыбнулась.
«Давай, мама, я эту горечь выпью».
Оля решила пожалеть маму.
Утром был врач.
Он положил на стол горькое питьё.
Мама и дочка.
Заболела мама у Оли. Утром был врач. Он положил на стол горькое питьё. «Давай, мама, я эту горечь выпью». Оля решила пожалеть маму. Мама посмотрела на дочку и улыбнулась.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Ручеёк.
Бегут его струйки по песку. По камешкам, по цветам и по мхам.
Прозрачный серебристый ручеёк выбежал из-под серого камня.
В них, как в зеркало, ласково глядятся и солнышко, и голубое небо, и облака.
Ручеёк.
Прозрачный серебристый ручеёк выбежал из-под серого камня.
Бегут его струйки по песку. По камешкам, по цветам и по мхам.
В них, как в зеркало, ласково глядятся и солнышко, и голубое небо, и облака.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Они устроили снежную горку во дворе.
Мальчики полили её водой.
К вечеру горка была готова.
Снег сгребали под крышу сарая.
Весь день трудились ребята.
Весь день трудились ребята. Снег сгребали под крышу сарая. Они устроили снежную горку во дворе. Мальчики полили её водой. К вечеру горка была готова.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Птичья столовая.
Я и мой друг Шура очень любим птиц. Зимой птицы голодают. Их жалко.
Мы сделали кормушки и насыпали туда семян. Птицы подлетают и охотно клюют.
Около нашего дома много деревьев. На них часто садятся птицы. Они ищут там пищу.
(По В. Бианки.)
Птичья столовая.
Я и мой друг Шура очень любим птиц. Зимой птицы голодают. Их жалко.
Около нашего дома много деревьев. На них часто садятся птицы. Они ищут там пищу.
Мы сделали кормушки и насыпали туда семян. Птицы подлетают и охотно клюют.
(По В. Бианки.)
infourok.ru
Конспект урока для 1 класса «В. Бианки «Птичья столовая»
Ф.И.О. учителя: Валентинова Елена Витальевна.
Тема урока: В. Бианки «Птичья столовая».
Цель урока: Вызвать у детей желание читать.
1.Учить детей правильно ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы по тексту.
2.Развивать навыки звукового анализа, обогащать словарный запас, связную речь на основе текста, навыки письма и скоростного чтения.
3.Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: картинки, электронная физминутка, портрет.
Этапы
Содержание |
Примечание |
|
Орг. момент. |
Здравствуйте, ребята, садитесь! |
1 – 2 мин |
Постановка цели и задач урока. |
Сегодня мы с вами познакомимся очень интересным рассказом. |
2 мин |
Развитие речи на основе лексики |
Посмотрите на картинки, скажите, что изображено на картинке? (кормушки) Для кого люди вешают кормушки? Из чего можно изготовить кормушки? Зачем они нужны? Что такое кормушка? Корму́шка — оборудование для подачи корма животным, птицам. Представляет собой укреплённую ёмкость с отверстием для доступа к корму. Составьте предложение со словом кормушка. Скажите, что насыпают в кормушку. |
иллюстрация кормушек |
Анализ звучащей речи |
Ребят, а сейчас сделаем анализ слова: корм. Приготовьте свои фишки. Составим звуковую схему к слову корм. Вы в своих тетрадях. Охарактеризуйте звуки. -Ребята, сколько слогов в слове корм? Почему? (Потому что 1 глас.) Где поставим ударение. Теперь подпишите под схемой буквы. Сколько букв в слове Корм? Молодцы! Вывод: сколько звуков в слове, сколько букв (одинаково). |
Самостоятельно 1 ученик за доской |
Гимнастика для пальцев |
Замок На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули… (Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.) Покрутили… (Выполняются волнообразные движения кистями рук.) Постучали…(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат.) И открыли!(Пальцы расцепились.) |
|
Письмо. |
Ребята отгадайте загадку: Маленький мальчишка Ответ: Воробей Посмотрите на доску. (слова в разброс) Составьте предложение. Что вы знаете о предложении? (начало пишется с большой буквы и в конце ставится точка) Как пишутся слова в предложении? (раздельно) Запишите в тетрадь. |
Учитель следит за посадкой. Выстроили предложение: Ребята построили кормушку для птиц. |
Чтение столбиков слогов |
Сейчас прочитаем столбики слогов. Читаем все вместе первый столбик, второй. Читает 1 ряд, 2, 3. |
|
Чтение столбиков слов. |
Будем читать столбики слов. Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах. Читаем 1 столбик слов. 2. Садятся кормушка Боялись фанеры Зимние столовая Привыкли друг Клевали деревьев Советуем занялись Какой вопрос можно задать к 1му столбику? Какое слово лишнее? Проверим. Какой вопрос зададим ко 2 столбику? |
Карточки |
Физминутка |
Птички и ветер Маленькие птички, Птички-невелички, По лесу летают, Песни распевают, (машем руками, как крылышками) Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) Там не тронет их никто. |
|
Первичное восприятие |
Посмотрите на доску, прочитайте название рассказа. О чем может быть этот рассказ? Кто автор? Посмотрите на портрет Виталия Бианки, это он написал рассказ «Птичья столовая». -Я прочитаю, а вы послушайте, потом скажете, для кого ребята сделали кормушку? На какой вопрос вам надо ответить? -Молодец, ты внимательно слушал. Слушаем. |
На доске: Виталий Бианки, Птичья столовая, портрет |
Проверка первичного чтения |
Для кого ребята сделали кормушку? Про каких зимних птиц рассказывает Шура? |
|
Повторное чтение и анализ |
Откройте букварь на стр. 100. Найдите текст «Птичья столовая». Поставьте пальчик на первую строчку, начинаем читать. Почему Шура и его друг решили сделать кормушку? |
Читают хорошо подготовленные дети |
Физминутка для глаз |
Электронная физминутка |
|
Повторное чтение цепочкой |
На сколько частей можно разделить текст? Будем читать по частям цепочкой. После 1 части: О чем прочитали? Как можно назвать эту часть? После 2 части: О чем прочитали? Как можно назвать эту часть? 3 часть: Как можно назвать эту часть? |
|
Развитие речи на основе текста |
Ребята мы с вами прочитали рассказ, а теперь попробуйте пересказать рассказ. Сначала скажите, что решил сделать Шура с другом в 1 части Потом, расскажите, что произошло во 2 части. Затем, что посоветовал Шура. |
|
Развитие речи на основе иллюстрации. |
Теперь посмотрите на картинку в букваре. Что изображено на картинке? Какое время года наступило? Что делают дети? Что делают птицы? Почему радуются дети? Птицам нужно помогать. Как мы можем им помочь? |
|
Итог урока |
Какой текст мы прочитали? Кто написал этот рассказ? Ребята, зимой очень много голодных птиц, мы должны помогать животным. Каждый из вас, может помочь этим птицам. |
docbase.org
Конспект урока для 1 класса «В. Бианки «Птичья столовая»
Ф.И.О. учителя: Валентинова Елена Витальевна.
Тема урока: В. Бианки «Птичья столовая».
Цель урока: Вызвать у детей желание читать.
1.Учить детей правильно ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы по тексту.
2.Развивать навыки звукового анализа, обогащать словарный запас, связную речь на основе текста, навыки письма и скоростного чтения.
3.Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: картинки, электронная физминутка, портрет.
Этапы
Содержание |
Примечание |
|
Орг. момент. |
Здравствуйте, ребята, садитесь! |
1 – 2 мин |
Постановка цели и задач урока. |
Сегодня мы с вами познакомимся очень интересным рассказом. |
2 мин |
Развитие речи на основе лексики |
Посмотрите на картинки, скажите, что изображено на картинке? (кормушки) Для кого люди вешают кормушки? Из чего можно изготовить кормушки? Зачем они нужны? Что такое кормушка? Корму́шка — оборудование для подачи корма животным, птицам. Представляет собой укреплённую ёмкость с отверстием для доступа к корму. Составьте предложение со словом кормушка. Скажите, что насыпают в кормушку. |
иллюстрация кормушек |
Анализ звучащей речи |
Ребят, а сейчас сделаем анализ слова: корм. Приготовьте свои фишки. Составим звуковую схему к слову корм. Вы в своих тетрадях. Охарактеризуйте звуки. -Ребята, сколько слогов в слове корм? Почему? (Потому что 1 глас.) Где поставим ударение. Теперь подпишите под схемой буквы. Сколько букв в слове Корм? Молодцы! Вывод: сколько звуков в слове, сколько букв (одинаково). |
Самостоятельно 1 ученик за доской |
Гимнастика для пальцев |
Замок На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули… (Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.) Покрутили… (Выполняются волнообразные движения кистями рук.) Постучали…(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат.) И открыли!(Пальцы расцепились.) |
|
Письмо. |
Ребята отгадайте загадку: Маленький мальчишка Ответ: Воробей Посмотрите на доску. (слова в разброс) Составьте предложение. Что вы знаете о предложении? (начало пишется с большой буквы и в конце ставится точка) Как пишутся слова в предложении? (раздельно) Запишите в тетрадь. |
Учитель следит за посадкой. Выстроили предложение: Ребята построили кормушку для птиц. |
Чтение столбиков слогов |
Сейчас прочитаем столбики слогов. Читаем все вместе первый столбик, второй. Читает 1 ряд, 2, 3. |
|
Чтение столбиков слов. |
Будем читать столбики слов. Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах. Читаем 1 столбик слов. 2. Садятся кормушка Боялись фанеры Зимние столовая Привыкли друг Клевали деревьев Советуем занялись Какой вопрос можно задать к 1му столбику? Какое слово лишнее? Проверим. Какой вопрос зададим ко 2 столбику? |
Карточки |
Физминутка |
Птички и ветер Маленькие птички, Птички-невелички, По лесу летают, Песни распевают, (машем руками, как крылышками) Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) Там не тронет их никто. |
|
Первичное восприятие |
Посмотрите на доску, прочитайте название рассказа. О чем может быть этот рассказ? Кто автор? Посмотрите на портрет Виталия Бианки, это он написал рассказ «Птичья столовая». -Я прочитаю, а вы послушайте, потом скажете, для кого ребята сделали кормушку? На какой вопрос вам надо ответить? -Молодец, ты внимательно слушал. Слушаем. |
На доске: Виталий Бианки, Птичья столовая, портрет |
Проверка первичного чтения |
Для кого ребята сделали кормушку? Про каких зимних птиц рассказывает Шура? |
|
Повторное чтение и анализ |
Откройте букварь на стр. 100. Найдите текст «Птичья столовая». Поставьте пальчик на первую строчку, начинаем читать. Почему Шура и его друг решили сделать кормушку? |
Читают хорошо подготовленные дети |
Физминутка для глаз |
Электронная физминутка |
|
Повторное чтение цепочкой |
На сколько частей можно разделить текст? Будем читать по частям цепочкой. После 1 части: О чем прочитали? Как можно назвать эту часть? После 2 части: О чем прочитали? Как можно назвать эту часть? 3 часть: Как можно назвать эту часть? |
|
Развитие речи на основе текста |
Ребята мы с вами прочитали рассказ, а теперь попробуйте пересказать рассказ. Сначала скажите, что решил сделать Шура с другом в 1 части Потом, расскажите, что произошло во 2 части. Затем, что посоветовал Шура. |
|
Развитие речи на основе иллюстрации. |
Теперь посмотрите на картинку в букваре. Что изображено на картинке? Какое время года наступило? Что делают дети? Что делают птицы? Почему радуются дети? Птицам нужно помогать. Как мы можем им помочь? |
|
Итог урока |
Какой текст мы прочитали? Кто написал этот рассказ? Ребята, зимой очень много голодных птиц, мы должны помогать животным. Каждый из вас, может помочь этим птицам. |
globuss24.ru
Презентация — Изложение «Птичья столовая»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Изложение
Птичья
столовая
Слайд 2
Слайд 3
Знакомство с текстом
Танюша наготовила еды и понесла в птичью столовую.
К кормушке слетелись синички, воробьи. Прилетел и снегирь в красной рубашке. Голодные птицы быстро клевали корм.
Рядом важно прохаживалась ворона,
дожидаясь своей очереди.
О чём узнали из рассказа?
Какие птицы прилетают к кормушке?
Слайд 4
Подбор заголовка к тексту
Танюша наготовила еды и понесла в птичью столовую.
К кормушке слетелись синички, воробьи. Прилетел и снегирь в красной рубашке. Голодные птицы быстро клевали корм.
Рядом важно прохаживалась ворона,
дожидаясь своей очереди.
Выберите более подходящий заголовок.
1.Птицы зимой.
2.Птичья столовая.
3.Помощь птицам.
Слайд 5
Деление текста на части
Танюша наготовила еды и понесла в птичью столовую.
К кормушке слетелись синички, воробьи. Прилетел и снегирь в красной рубашке. Голодные птицы быстро клевали корм.
Рядом важно прохаживалась ворона,
дожидаясь своей очереди.
План.
1.Что сделала Танюша?
2.Какие птицы слетелись к кормушке?
3.Что делала ворона?
Слайд 6
Повтори текст!
Танюша наготовила еды и понесла в
птичью .
К кормушке слетелись , , , .
Прилетел и в красной рубашке. Голодные птицы корм.
Рядом важно прохаживалась
, ,
дожидаясь своей очереди.
Слайд 7
Орфографическая подготовка
Танюша наготовила _ды и пон_сла в птичью ст_ловую.
К к_рмушке сл_телись с_нич_ки, в_р_бьи. Прил_тел и сн_гирь в красной рубашке. Г_лодные птицы быстр_ кл_вали корм.
Рядом важн_ пр_хаживалась в_р_на, дожидаясь св_ей оч_р_ди.
Слайд 8
Птичья столовая.
Танюша наготовила еды и понесла в птичью столовую.
К кормушке слетелись синички, воробьи. Прилетел и снегирь в красной рубашке. Голодные птицы быстро клевали корм.
Рядом важно прохаживалась ворона, дожидаясь своей очереди.
Слайд 9
Самостоятельная работа.
Птичья столовая.
План
1.Что сделала Танюша?
2.Какие птицы слетались к кормушке?
3.Что делала ворона?
Обратите внимание на слова:
Наготовила, птичью, столовую, кормушке, синички, воробьи, быстро, рядом, важно, прохаживалась.
Слайд 10
Птичья столовая.
Танюша ________ ________ и _________ ____ _____________ столовую.
К кормушке ___________ ______________ , ___________. Прилетел ____ ____________ в красной рубашке. ____________ птицы быстро __________ __________.
Рядом важно _____________ ___________, дожидаясь _________ _________.
lusana.ru
Виталий Бианки — Птичьи разговоры: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих
Утро
Поднялся Дед-Птицевед с петухами. Пошёл по деревне, стучит клюкой в окошки.
— Детишки, детишки, аль не слышите, петухи давно кричат:
«Ку-ку-ре-ку!
Полно спать на боку-у!»
Детишки глаза протирают, встают.
Вышли на улицу — куры кудахчут, утки крякают, гуси гогочут, индюшки пищат. . Дед-Птицевед на птичьем дворе ворота отпирает, птиц выпускает.
Детишки: — Дед-Птицевед, а Дед-Птицевед! О чём это птицы меж собой разговаривают?
Дед-Птицевед: — Ишь беспонятные! индюшки со двора отправились, — так:
Куры им: — Куда? Куд-куда? Куда?
Индюшка: — Далеко-о идём! Далеко-о идём!
Индюшата: — И все босы! И все босы!
А индюк: — Где сапог наберу? Где сапог наберу?
Индюшата: — Пообедать бы! Пообедать бы!
Индюшка: — А у меня шубы нет, нет, нет, нет!
Индюк: — Куплю, куплю, куплю!
Запылило колхозное стадо по улице. Как взревёт бык, — детишки все к Деду шарахнулись.
— Это он что это, дедка?
— Да, вишь, не выспался, то ли сон плохой видел, — сердит на весь свет.
— Убью-у! — кричит.
Голуби с крыши спрашивают: — Кого-с? Кого-с?
А овцы с перепугу все сразу: — Меня-а! Меня-а! Меня-а!
Воробьи с плетня: — Чем? Чем? Чем?
Боров из лужи: — Рюхой! Рюхой!
Утки: — Вра-аг! Вра-аг! Вра-аг!
Гуси: — Га-ад! Гад!
Индюк: — Балда, балда, балда!
А пёс Полкан из будки: — Хам! Хам! Тррусы!
Детишки на Деда во все глаза глядят:
— Ты, Дед, и диких зверей и птиц понимаешь?
— Маленько могу понимать. Которые ясно выговаривают.
— Расскажи, Дед, те о чём меж собой разговаривают?
И Дед-Птицевед им рассказывает.
Разговор птиц весной
Маленькая сова-сплюшка из дупла: —Сплю! Сплю! Солнца нет, а свет — не люблю! Всё сплю, сплю. .
С большого мха, за лесом, объявляют журавли трубными голосами: — Ут-рро! Ут-рро!
Красногрудая заряночка Терентию-Тетереву, заснувшему под кустом:
— Терентий! Терентий!
Проснись! Проснись!
С ружьём идут —
Убьют, убьют, убьют!
Терентий-Тетерев: — Проспал, пропал, пропал!
Загремел крыльями, перелетел в лес, сел — и: — Уд-ррал! Удрал!
Чечевица краснопёрая у всех спрашивает: — Никиту видел? Тришку видел?
Соловей:
— Мужик, мужик
Сало
Пёк, пёк, пёк!
Тянул, тянул —
тррр!
Ешь, ешь, ешь,
Гор-рячо!
Лесной голубь-витютень:
— На дубу сижу, витютень,
На красу гляжу, витютень!
А бекасы, небесные барашки, падая из-под облаков:
— Теки, теки, теки, теки, ручей, ме-еленький!
Черныш-кулик носится над лесом, кричит:
— Жгите сено, жгите сено, жгите сено!
Новое поспело!
Терентий-Тетерев:
— Чу-шшь! Чушь!
Продам шубу, продам шубу, — куплю. .
А филин из тёмного леса:
— Шубу-у!
Терентий-Тетерев:
— Чу-шшь! Чушь!
Куплю балахон, балахон, балахон!
Филин: —Шубу-у!
Синица: — Синь кафтан, синь кафтан!
Тетерев: — Балахон, балахон, балахон!
Певчий дрозд с вершины ели:
— Пришла весна!
Пришла весна!
Всем, всем, всем!
Ликуй, ликуй, ликуй!
Все!
А сплюшка из дупла:
— Сплю! Сплю!
Когда же ночь?
Когда же мышей-то ловить?
Тьмы нет. — Всё свет!
Сплю! Сплю!
Разговор птиц в конце лета
Жёлтенькая пеночка-теньковка с пожелтевшей ветки:
— Тё-тень-ка!
Пе-ноч-ке
День-день-ской
Тень!
Пёстрый хохлатый удод: — Худо тут! Худо тут!
Снегирь: —Жуть! Жуть!
Горихвостка: — Жить! Жить!
Воробей: —Чуть жив! Чуть жив!
Вороны прилетят на помойку, кричат: — Харч! Харч!
Ласточки щебечут:
— Пеки калачи,
Жарь на печи
Яи-ишенку!
Бекасы — небесные барашки, падая из-под облаков:
— Пеки, пеки, пеки, пеки,
Бэ-ээ-эээ!
Журавли:
— Трогай, трогай!
В поход!
За горы, за моря:
Летим не зря
Мы да орлы —
Курлы! Курлы!
Дикие гуси, пролетая: — Го-лод-но! Хо-лод-но!
Терентий-Тетерев: —Чу-шшь! Чушь! Продам балахон, продам балахон, куплю..
Филин из леса: — Шу-буу!
Тетерев: — Куплю шубу! Куплю шубу!
Чижик:
— Чулки, чулки, валенки!
Чулки, чулки, варежки!
Небесные барашки:
— А ну, купи, купи, купи, —
Бэ-ээ-эээ!. Пеночка-теньковка:
— Тё-тень-ка!
Пе-ноч-ке
День-день-ской
Тень-тень-тень!
Вечер
Закатилось солнце, примолкли птицы и звери.
Овцы, коровы спят.
Куры, утки, индюшки спят.
Дед-Птицевед запер ворота на птичьем дворе, сел на завалинку отдохнуть.
Лягушки в сумерках завели разговор.
Разные лягушки по-разному урчат и квакают.
Взгрустнулось детишкам, и жмутся они к деду.
— Дед-Птицевед, чего лягушки плачут?
— А ну их в болото! Нудные они, глупые.
— Расскажи, дединька!
— Говорю: вовсе без ума эти твари. И разговор у них самый глупый.
Одна говорит: — Был кум.
Другая: — На Дону.
Третья: — Где кум?
Четвёртая: —Утонул!
Пятая: — Ну плакать?
И все хором: — Ну-нуу!.
Эти жерлянки — мелкие желтопузые лягушки.
А золотистая квакша-древесница знай одно твердит, глядя с ветки в озеро: — Дуррра! Дуррра!
А из озера ей зелёная лягушка, надув пузыри за ушами:
— Са-ма ка-ко-ва!
Са-ма ка-ко-ва!
Смеются детишки.
Дед на них:
— Ишь расшумелись! Или не слышите, что перепел с поля кричит?
— Слышим, дедка, слышим. Перепел-то понятно кричит.
— Спать пора! Спать пора!
— То-то же! Это он вам. Марш по домам!
Категории сказки «Виталий Бианки — Птичьи разговоры»:
Читать сказку «Виталий Бианки — Птичьи разговоры» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.
skazki.rustih.ru
ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ | Наука и жизнь
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
‹
›
Орнитологи подсчитали, что из десяти больших синиц, которые по осени отправились в свое путешествие-кочевку, доживут до весны только две, если мы с вами не поможем этим птичкам.
Трудно сказать, когда появилась у нас самая первая столовая для зимующих птиц… А вот в нашу культуру “кормовые столики” для птиц стали входить скорее всего в конце XIX — в самом начале ХХ века, когда в разных местах тогдашней России появились детские “майские союзы”. Вот как описывает такие союзы замечательный натуралист Д. Н. Кайгородов:
“Дети какого-нибудь города, села, школы собираются по инициативе священника, учителя или другого какого-нибудь лица и, после молебствия и вступительного слова, дают торжественно “во имя любви к Богу и Его творениям” следующего рода обеты:
Никогда не мучить какое бы то ни было живое существо.
Никогда не убивать птиц, не разорять их гнезда, не похищать их яиц и птенцов.
Никогда не ловить птиц никакими ловушками.
Никогда не держать птиц в клетке, за исключением родившихся в клетках (например, канарейки), или когда содержание в клетке спасает птицу от гибели (выпавшие из гнезда птенчики и т. п.).
Защищать животных и птиц от других мучителей и обидчиков.
Заботиться о птицах зимою: насыпать им корм, устраивать “кормовые столики” и проч…”
Передо мной книжечка, изданная в 1914 году: С. Покровский. “Среди природы”. Позже эта работа положит начало многим изданиям замечательного “Календаря природы”, ставшего другом-путеводителем юных натуралистов. Здесь мы уже видим рисунок кормушки для птиц, которая “легко поворачивается на месте, ее всегда можно поставить так, чтобы ветер не задувал в нее”, и находим рассказ о птичьей столовой:
“Возьмите деревянный ящик или доску, положите или подвесьте его в удобном месте, насыпайте каждый день на него птичьего корма, и вы добьетесь того, что целая компания пташек привыкнет прилетать сюда кормиться. Если вы живете в деревне или даже на краю города, где есть большие сады и парки, то выставлен ная в удобном для наблюдения месте птичья кормушка может вам доставить очень много счастливых минут…
Если вы будете кормить птиц изо дня в день, они привыкнут прилетать на кормушку и перестанут бояться вас. А наблюдение над повадками и обычаями птиц (хорошо делать это в бинокль) даст вам столько знаний, сколько вы не почерпнете ни в одной книжке”.
Завершался рассказ о птичьей столовой заданием: “Устройте кормушку для птиц и попробуйте сфотографировать, зарисовать или по крайней мере хорошенько разглядеть их во время кормления”.
Позже такие же задания давал своим читателям журнал “Юный натуралист”, а следом за ним, в начале каждой осени рассказывала о птичьих столовых и радиопередача “Школа юннатов”, которую готовил в свое время для Всесоюзного радио автор этих строк. Так что я могу авторитетно свидетельствовать: культура птичьих столовых для пернатых в нашей стране была весьма распространена… Кормушки в лесах и парках, кормушки в садах, за окном городской квартиры, а то и просто возле форточки; кормушки стационарные, добротные и совсем простые — в виде молочных пакетов, подвешенных к веточкам дерева. И эта забота о птицах не прошла даром — повсюду, где подкармливали птиц зимой, число тех же больших синиц значитель но увеличилось. О птичьих кормушках неоднократно писал и журнал “Наука и жизнь” (см. № 12, 1965 г.; № 11, 1967 г.; № 1, 1974 г.; № 1, 1975 г.; № 1, 1978 г.; № 3,
1979 г.; № 1, 1991 г.).
Если вы тоже решили помочь птицам, то устройте кормушку хотя бы у себя за окном, приготовьте для больших синичек семечки подсолнуха (конечно, сырые или сушеные, но не жареные). А небольшие кусочки несоленого свиного сала надо прикрепить к бечевке, чтобы лакомство не растащили те же вороны. Хотя в птичьи столовые могут заглядывать и другие птицы (те же синички-лазоревки, синички-гаички, дятлы, поползни и вездесущие воробьи), но большие синицы — главные посетители птичьей столовой.
Пожалуй, нет такого человека, который не знал бы большую синицу, эту желтогрудую птичку с зеленовато -голубой спинкой и с черным галстуком через всю грудь. Это она, большая синица, одной из первых известит нас самой ранней весной о скором тепле. Тогда желтогрудая синичка легко вспорхнет на вершину тополя, растущего под окном, и во весь голос звонко и задорно объявит, что весна совсем рядом. Уже в конце февраля услышим мы с вами звонкий, чистый колокольчик — песенку большой синицы.
Присмотритесь внимательно к большим синицам, прилетающим к вам на кормушку, и вы заметите, что у одних птичек черный галстучек проходит через всю грудь, спускается на брюшко и тянется до самого хвостика, а у других этот галстучек короче и на брюшко не заходит. Запомните: синички с длинным и широким галстучком — самцы, а с коротким галстучком — самки. Большая синица гнездится в лесах, рощах, парках и садах почти по всей Европе, в Азии и Северной Африке. И всюду эта птичка либо живет оседло, либо кочует в зимнее время.
Весной, летом, осенью и зимой большие синицы уничтожают очень много вредителей леса, садов, огородов. Летом и весной они ловят жуков и бабочек, собирают гусениц, а осенью, когда насекомых почти не остается, синички принимаются разыскивать зимующих гусениц и куколок, кладки их яиц. Особенно достается от больших синиц гусеницам бабочки-боярышницы, златогузки, кладкам яиц непарного и кольчатого шелкопряда. Приходят птички на помощь саду, когда там заводится яблонная плодожорка. Причем синицы не просто сдерживают нашествие вредителей, сокращая их число, — большие синицы, отыскав, например, места зимовок гусениц златогузки, полностью уничтожают будущие очаги размножения вредителя.
Вот почему с таким вниманием и такой любовью относились люди с давних времен к этим желтогрудым птичкам. Еще в древние времена издавались грамоты, охраняющие больших синиц. В 1328 году в грамоте Людовика Баварского говорилось: “Тяжкий штраф ждет того, кто поймает синицу, усердного ловца насекомых. Нарушивший закон должен уплатить королевскую подать 60 шиллингов, а также отдать красивую рыжую курицу и 12 цыплят, как возмещение за пойманную синицу”.
От редакции. Если этой зимой вы не успеете организовать “птичьи столовые”, то постарайтесь хотя бы осенью вспомнить о маленьких певуньях.
www.nkj.ru
Читать книгу Лесная газета. Сказки и рассказы (сборник) Виталия Бианки : онлайн чтение
Текущая страница: 5 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 9
МЕСЯЦ ЗИМНИХ ГОСТЕЙ (ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ)
С 21 ноября по 20 декабря Солнце вступает в знак Стрельца
ГОД – СОЛНЕЧНАЯ ПОЭМА В 12-ти МЕСЯЦАХ
НОЯБРЬ – полузимник. Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, декабрю родной брат: ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом. Выезжает на пегой кобыле: то снег, то грязь, то грязь, то снег. Не велика у ноября кузница, а на всю Русь в ней оковы куются: ледостав уже на прудах и озёрах.
Третье своё дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покрывалом. Неуютно в лесу: исхлёстанные дождями, голые, чёрные стоят деревья. Блестит лёд на реке, а поди сунься на него: треснет под ногой, и ты провалишься в ледяную воду. И на земле присыпанная снегом всякая зябь останавливается в росте.
Но это ещё не зима: только предзимье. Ещё нет-нет да выдаётся солнечный денёк. И ух ты, как обрадуется солнышку всё живое! Глядишь, там из-под корней вылезают чёрные комарики, мушки, взлетают в воздух. Тут под ногами расцвёл золотой одуванчик, золотая мать-и-мачеха – весенние цветки! Снег стаял… Но крепко-накрепко заснули деревья, замерли до весны, ничего не чувствуют.
Теперь начинается пора лесозаготовок.
ЛЕТАЮЩИЕ ЦВЕТЫ
До чего сиротливо торчат чёрные сучья ольшаника! Ни листочка на ветвях, ни зелёной травки на земле. Усталое солнце едва выглянуло из серых туч.
И вдруг заиграли под ним на чёрном ольшанике весёлые пёстрые цветы. Необычайно крупные – белые, красные, зелёные, золотые. Они обсыпали чёрные ветви ольх, броскими пятнами запестрели на белой коре берёз, падают на землю, трепещут в воздухе яркими крыльями.
Перекликаются свирельным свистом. Переносятся с земли на ветви, с дерева на дерево, из леска в лесок. Кто они, откуда?
С СЕВЕРА
Это наши зимние гости – маленькие певчие птицы с далёкого севера. Тут и красногрудые, красноголовые маленькие чечётки, и дымчатые, с пятью красными пальчиками-перьями на крыльях хохлушки-свиристели, и малиновые щуры, и зелёные самки, красные самцы – клесты. Тут и золотисто-зелёные чижи, и желтопёрые щеглята, и толстые, с пышной ярко-красной грудью снегири. Наши чижи, щеглы и снегири передвинулись к югу, где потеплей. А эти гнездовали на севере. Там теперь такой мороз и стужа, что им у нас кажется тепло.
Чижи и чечётки занялись ольховыми и берёзовыми семенами. Свиристели, снегири – рябиной и другими ягодами. Крестоносые клесты – сосновыми и еловыми шишками. И все сыты.
С ВОСТОКА
Низенький ивняк неожиданно расцвёл пышными цветами белых роз. Белые розы порхают с куста на куст, крутятся на веточках, быстро перебирают стебельками-лапками с чёрными цепкими коготками. Трепет белых лепестков-крылышек, свист и лёгкие мелодичные голоса в воздухе.
Это синицы, белые лазоревки.
Они не с севера, они перебрались к нам через горный Урал с востока, из вьюжной, морозной Сибири. Там уже давно зима, и глубокий снег засыпал низкорослый тальник.
ПОРА СПАТЬ
Сплошная серая туча надвинулась на солнце. С неба падает мокрый серый снег.
Сердито хрюкая, проковылял к себе в нору жирный барсук. Он недоволен: сыро в лесу, грязно. Пора поглубже под землю – в сухое, чистое песчаное логово. Пора спать заваливаться.
Маленькие всклокоченные лесные вороны – кукши – передрались в чаще. Мелькают мокрым пером цвета кофейной гущи. Орут резкими вороньими голосами.
Глухо каркнул с вершины старый ворон: завидел падаль вдали. Полетел, блестя лаком иссиня-чёрных крыльев.
Тихо в лесу. Серый снег тяжело падает на почерневшие деревья, на бурую землю. На земле гниёт лист.
Снег гуще, гуще. Пошёл большими хлопьями, засыпал чёрные сучья деревьев, покрыл землю…
Схваченные морозом, одна за другой замерзают реки нашей области: Волхов, Свирь, Нева. Наконец замёрз и Финский залив.
ЗАЯЧЬИ ХИТРОСТИ
Ночью русак пробрался во фруктовый сад. К утру ободрал две яблоньки: кора у молодых яблонь очень уж сладкая. Снег на голову ему падает, он и внимания не обращает: грызёт да жуёт, грызёт да жуёт.
В деревне петух пропел – раз, и два, и три. Собака тявкнула.
Тут русак спохватился: надо в лес бежать, пока люди не встали. Кругом бело: рыжеватенькую его шкурку издалека видно. Позавидуешь беляку: он теперь весь белый.
А пороша за ночь выпала тёплая, печатная. Бежит русак, лапами на снегу печатает. От задних длинных ног след вытянутый, с пяточкой; от коротких передних – кружочками. И так отчётливо в тёплой пороше каждый коготок виден, каждая царапинка.
Русак через поле, русак по лесу, а след за ним тянется. Русаку теперь бы под куст да соснуть часик-другой после сытного обеда. Да вот беда: куда ни спрячься – след выдаст.
Пустился русак на хитрости: стал свой след запутывать.
А в деревне уж люди проснулись. Вышел хозяин в сад – батюшки мои! – две лучших яблоньки ободраны! Глянул на снег и всё понял: заячьи следы под деревцами. Погрозил кулаком: погоди же! Шкурой ответишь за порчу.
Вернулся в избу, ружьё зарядил и с ним по снегу.
Вот здесь русак через плетень перемахнул, вот по полю бежал. В лесу след пошёл кружить по кустам. Этим не спасёшься: распутаем.
Вот первая петля: русак дал круг по кустам и пересёк свой же след.
Вот вторая.
Хозяин за ним по пятам, обе петли выкружил. Ружьё наготове.
Стой, что такое? След оборвался – кругом чистое место.
Если бы заяц прыгнул, видно было бы.
Хозяин к следу нагнулся. Эге! Новая хитрость: русак повернулся и назад по своему следу пошёл. Лапка в лапку аккуратно ступал – не сразу и различишь «вздвойку» – двойной след.
Хозяин по следу назад. Шёл, шёл – опять на поле вышел. Значит, проглядел; значит, там ещё какая-нибудь хитрость.
Вернулся, прошёл опять по «вздвойке». Ага, вот оно что: «вздвойка»-то скоро кончается, дальше след опять один тянется. Ищи, значит, «скидки» здесь – прыжка в сторону.
Ну, так и есть: прямо по следу русак через куст махнул – и в сторону. Опять след ровный. Оборвался. Новая «вздвойка» через куст – и дальше прыжками.
Теперь гляди в оба… Ещё одна «скидка». И лежит русак где-нибудь под кустом. Врёшь, не обманешь!
Русак, и правда, лежал близко. Только не под кустом, где охотник думал, а под большой кучей валежника.
Сквозь сон услышал шорох шагов. Ближе, ближе…
Поднял голову – шагают ноги в валенках. Чёрный ствол ружья к земле опущен.
Тихонько вылез русак из логова – и шасть за кучу. Белый куцый хвостик мелькнул в кустах – только его и видели.
Вернулся хозяин ни с чем домой.
НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ-НЕВИДИМКА
К нам в лес прибыл ещё один ночной разбойник. Увидеть его очень трудно: ночью темно, а днём его не отличишь от снега. Он – житель полярных стран и одет под цвет вечных снегов севера. Речь идёт про белую полярную сову.
Ростом она почти с филина и силой немного уступает ему. Она ест больших и маленьких птиц, мышей, белок, зайцев.
В её родной тундре так холодно, что там почти все зверьки попрятались по норам, а птицы улетели.
Голод заставил белую сову отправиться в путешествие и поселиться у нас. Она не собирается возвращаться домой раньше весны.
СПРОСИ У МЕДВЕДЯ
В защиту от студёных ветров медведь любит устраивать себе зимнее убежище – берлогу – в низких местах, даже в болотах, в частом ельничке. Но вот удивительно: если зима предстоит мягкая, будут оттепели – все медведи непременно залягут на высоких местах, на пригорочках, на юру. Это проверено многими поколениями охотников.
Понятно: медведь боится оттепели. Ну как, в самом деле, среди зимы побегут ему под брюхо струйки растаявшего снега, а там вдруг опять хватит мороз – обледенелый снег превратит мохнатую шкуру мишки в железные латы? Тут уж не до сна – вскочишь, пойдёшь шататься по всему лесу, чтобы хоть как-нибудь согреться!
А раз не спишь, двигаешься, расходуешь свои запасы сил – значит, надо есть, подкрепляться. А есть-то медведю зимой в лесу нечего. Вот он, на тёплую-то зиму глядя, и выбирает себе для берлоги местечко повыше, где его не подмочит и в оттепель. Это-то нам понятно.
А вот откуда он знает, по каким таким своим медвежьим приметам чует, какая впереди будет зима – мягкая или жесткая? Почему всегда, ещё с осени, безошибочно выбирает себе местечко для берлоги либо в болоте, либо на пригорышке? Это нам неизвестно.
Слазай в берлогу, спроси об этом у медведя.
КУЗНИЦА ДЯТЛА
У нас за огородом много старых осин и берёз да одна старая-престарая ёлка. На ней висело несколько шишек. Вот за этими шишками и прилетел пёстрый дятел. Дятел сел на ветку, сорвал одну шишку своим долгим носом и поскакал вверх по стволу. Он вторнул шишку в щербину и начал долбить её носом. Достав из шишки семечки, он столкнул её вниз и отправился за другой. В ту же щербину вторнул вторую шишку, потом третью – и так работал до темноты.
Лескор Л. Куборер
РАЗВЕДЧИКИ
Кусты и деревья городских садов и кладбищ нуждаются в охране. Враги у них такие, с какими не справиться людям. Они так хитры, малы и незаметны, что садовникам не уследить за ними. Тут требуются специальные разведчики.
Отряды таких разведчиков можно видеть за работой у нас на кладбищах и в больших садах.
Предводителем у них – пёстрый дятел с красным околышем на шапке. У него нос – как пика. Он им пробивает насквозь кору. Он командует отрывисто и громко: кик! кик!
За ним летят разные синицы: гренадёрки в высоких остроконечных шапках, пухлячки, похожие на короткий гвоздь с толстой шляпкой, черномазые московки. Тут же в отряде пищухи в буреньких шинельках с носами-шильцами и поползень в голубом мундирчике, с белой грудью и острым, как кинжальчик, носом.
Дятел командует: кик! Поползень повторяет команду: твуть! Синицы отвечают: цик, цик, цик! – и весь отряд принимается за дело.
Разведчики быстро занимают стволы и ветви деревьев. Дятел долбит кору и острым, крепким, как игла, языком вытаскивает из неё короедов. Поползень кружит по стволу вниз головой и просовывает свой тонкий кинжальчик в каждую скважинку коры, где заметит какое-нибудь насекомое или его личинку. Пищухи бегут по стволу снизу и поддевают их своими кривыми шильцами. Весёлой ватагой крутятся на ветвях синицы. Они осмотрят каждую дырочку, каждую щёлочку, и ни одна крошечная зловредная личинка не ускользнёт от их быстрых глаз и проворных клювов.
ТИР
БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ ДЕВЯТОЕ
1. Где раки зимуют?
2. Если зайцы поздно начали белеть, какой ждать зимы – ранней или поздней?
3. Что такое «кузница дятла»?
4. Какой ночной хищник появляется у нас только зимой?
5. Что такое «заячья скидка»?
6. Когда улетают от нас последние чайки и утки?
7. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы?
8. Что называют следопыты «вздвойкой»?
9. Какой зверь на зиму становится весь белый, кроме кончика хвоста?
10. Без рук, без ног, стучит – в избу просится.
11. Стоит копна посреди двора; спереди – вилы, сзади – метла.
12. Ни окошек, ни дверей, полна горница людей.
13. Росло-повыросло, из куста повылезло, по рукам покатилось, на зубах очутилось.
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 10
МЕСЯЦ БЕЛЫХ ТРОП (ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ)
С 21 декабря по 20 января Солнце вступает в знак Козерога
ГОД – СОЛНЕЧНАЯ ПОЭМА В 12-ти МЕСЯЦАХ
ДЕКАБРЬ – студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Декабрь год кончит, а зиму начинает.
С водой покончено: даже буйные реки скованы льдом. Земля и лес укутаны снежным одеялом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче и короче, ночь растёт.
Сколько мёртвых тел погребено под снегом! В свой срок выросли, расцвели, дали плоды растения-однолетники. И рассыпались в прах, снова превратились в землю, из которой вышли. В свой срок рассыпались в прах однолетние животные – многие маленькие беспозвоночные.
Но растения оставили семена, животные отложили яички. В свой срок солнце, как прекрасный царевич в сказке о мёртвой царевне, поцелуем пробудит их к жизни. Заново создаст из земли живые тела. А многолетние животные и растения сумеют сохранить свою жизнь всю долгую северную зиму – до новой весны. Ведь не успела ещё зима войти в полную силу, а уж близится день рождения солнца – 23 декабря!
Солнце вернётся в мир. С солнцем возродится жизнь.
Но надо ещё пережить зиму.
КНИГА ЗИМЫ
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то».
Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые.
Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.
Кто был? Что делал?
Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы. Опять пройдёт снег, и тогда, точно кто страницу перевернул, – снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами.
ПИСЬМО ПРОСТОЕ И ПИСЬМО С ХИТРОСТЬЮ
Наши корреспонденты выучились читать в книге зимы про разные лесные происшествия. Наука эта им нелегко далась: оказывается, не всякий в лесу расписывается попросту – некоторые с хитростью.
Легко и просто разобрать и запомнить белкин почерк: она по снегу прыгает – как в чехарду играет. Короткими передними лапками обопрётся – длинные задние далеко вперёд вынесет, широко их расставит. От передних лапок след у неё маленький. Две точки отпечатаны, обе рядом. От задних – след длинный, вытянутый, как от крошечной ручки с тонкими пальцами.
У мышей почерк хоть очень мелкий, а тоже простой, разборчивый. Вылезая из-под снега, мышь часто делает петельку и тогда уж бежит прямо, куда ей надо, или возвращается назад к себе в норку. Получаются на снегу длинные строчки двоеточий – двоеточие от двоеточия на одинаковом расстоянии.
Птичий почерк – сороки, скажем, – тоже легко разобрать. От трёх передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвёртого пальца – тире (прямая чёрточка). По бокам от крестиков отпечатки перьев крыла, как пальцы. И уж где-нибудь непременно мазнёт по снегу своим длинным ступенчатым хвостом.
Эти все следы без фокусов. Сразу видно: вот тут белка с дерева спустилась, поскакала по снегу, опять на дерево прыгнула. Мышь из-под снега выскочила, побегала, покружилась и опять под снег. Сорока села – скок, скок, скок по твёрдому насту, мазнула хвостом, ударила крыльями – и до свидания.
А вот разберись в лисьем да в волчьем почерке. С непривычки сразу запутаешься.
МАЛЕНЬКАЯ СОБАКА И ЛИСА, БОЛЬШАЯ СОБАКА И ВОЛК
Лисий следок похож на след маленькой собаки. Разница только в том, что лиса держит лапу в комке: крепко сжимает пальцы.
Собака пальцы раздвигает, след её поэтому рыхлее и мягче.
Волчий след похож на след большой собаки. Разница та же: лапа у волка сжата с боков. След волка получается длиннее и стройнее собачьего; отпечатки когтей и подушечек у него глубже. Расстояние между передними и задними когтями одной лапы больше, чем на собачьем следу. Передние когти волка на снегу часто сливаются в один отпечаток. У собак отпечатки подушечек пальцев сливаются, у волка – нет.
Это – азбука.
Читать строки волчьих следов особенно мудрено, потому что волк любит пускаться на хитрость, чтобы запутать свой след. Лиса – тоже.
ВОЛЧЬИ ХИТРОСТИ
Когда волк идёт шагом или труском (рысью), он аккуратно ступает правой задней ногой в след своей передней левой ноги, а левой задней – в след правой передней; поэтому следы его ложатся прямой, как по верёвочке, строчкой – в одну линейку.
Глядишь на такую строчку и читаешь: «Тут прошёл здоровенный волк».
Вот и ошибся! Правильно прочесть надо: «Тут прошло пять волков». Впереди шла мудрая матёрая волчица, за ней старый волк, за ним молодые волчата.
Ступали след в след, да так аккуратно, что и в голову не придёт, что это след пяти зверей. Надо очень набить глаз, чтобы стать хорошим следопытом по белотропу (так называют охотники следы на снегу).
СТРАШНЫЙ СЛЕД
Нашли наши лескоры след под деревьями с такими длинными отпечатками когтей, что прямо страх на них напал. Сам-то след невелик, с лисий будет, а когтищи длинные, прямые, как гвозди. Хватит такими по животу – и кишки на сторону.
Осторожно пошли по следу. Дошли до большой норы – шерстинки тут на снегу валяются. Разглядели их: шерстинки прямые, довольно твёрдые, но не ломкие, белого цвета с черноватыми кончиками. Из таких кисти делают.
Тут сразу поняли: барсук в норе живёт, угрюмый зверь, но не очень страшный. Прогуляться, видно, вышел в оттепель.
ЛЕС ЗИМОЙ
Может ли мороз убить дерево?
Конечно, может.
Если дерево промёрзнет всё насквозь, до самой сердцевины, оно умрёт. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью молоденьких. Пропали бы и все деревья, если б каждое дерево не хитрило, чтобы сберечь в себе тепло, не допускать мороз глубоко внутрь себя.
Кормиться, расти, производить на свет потомство – всё это требует большого расхода сил, энергии, большого расхода своего тепла. И вот деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти, не тратят силы на размножение. Становятся бездеятельными, погружаются в глубокий сон.
Много выдыхают тепла листья – долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.
Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий живую плоть растения от мороза. Всё лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую пробковую ткань – мёртвую прослойку. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в её порах и не даёт источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нём пробковый слой, вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями.
Мало и пробкового панциря. Если лютый мороз сумеет и под него пробиться, он встретит в живом теле растения надёжную химическую оборону. К зиме в соках деревьев откладываются различные соли и крахмал, превращённый в сахар. А раствор солей и сахара очень холодоустойчив.
Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.
Нет, как ни лютуй мороз – не убить ему нашего северного леса!
Выстоит наш Бова-королевич против всех бурь и буранов.
МАЛОГРАМОТНЫЙ ЛИСЁНОК
Лисёнок увидал на поляне мышиные мелкие строчки.
«Ага, – думает, – сейчас закусим!»
Не потрудился хорошенько носом прочесть, кто тут был, глянул только: вон куда след ушёл – под тот куст.
Подкрался к кусту.
Видит: шевелится в снегу кто-то маленький в серенькой шкурке с хвостиком. Цоп его! И сразу на зуб – хруст!
Фрррр!.. – гадость какая вонючая! Выплюнул зверюшку, отбежал, давай скорей снег глотать… Хоть снегом рот выполоскать. До того запах противный.
Так и остался без завтрака. Зря только зверюшку загубил.
А была та зверюшка не мышь и не полёвка, а землеройка.
Она только издали на мышь похожа. Вблизи сразу отличишь: рыльце землеройки хоботком вытянуто; спина горбиком. Она из насекомоядных, сродни кроту и ежу. Её ни один грамотный зверь не трогает, потому что запах от неё ужасный: мускусом пахнет.
НА ДНЕ СНЕЖНОГО МОРЯ
Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает всё глубже и глубже.
Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет своими заступами-лапами твёрдую, как камень, мёрзлую землю. А каково мышам, полёвкам, ласке, горностаю?
Но вот, наконец, повалил снег. Валит и валит и уж больше не тает. Сухое снежное море покрывает всю землю. Человеку это море по колено, а рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мыши-полёвки, землеройки – все зверюшки-норушки, что не спят зимой, – выходят из своих подземных жилищ, бегают по дну снежного моря. Как крошечный тюлень, без устали ныряет в нём хищная ласка. Выскочит на минутку, оглядится – не высунул ли где рябчик голову из снега? – и опять нырк на дно. Так невидимкой и подкрадывается к птицам под снегом.
На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достаёт леденящий ветер, смертельное дыхание зимы. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мышки-норушки строят себе зимние гнёзда прямо на земле под снегом – вроде как выезжают зимой на дачу.
И вот так происшествие! У одной парочки куцехвостых полёвок из травы и шёрстки гнёздышко над землёй – на ветках засыпанного снегом куста. Из гнёздышка струится лёгкий пар.
А внутри этого тёплого гнёздышка под глубоким снегом – голенькие слепые мышенята-полёвочки, только что родились! А мороз-то, мороз – двадцать градусов!
СНЕЖНЫЙ ВЗРЫВ И СПАСЁННАЯ КОСУЛЯ
Долго не могли понять наши корреспонденты одной загадочной истории, записанной следами на снегу.
Сперва шёл спокойный след маленьких узких копыт. Прочесть не трудно: шла по лесу косуля, беды не чуяла.
Вдруг сбоку – большие когтистые следы, а косулин след скачками пошёл.
И это понятно: косулю увидал волк из чащи, кинулся ей наперерез. Пошла косуля галопом от него.
Дальше волчий след всё ближе, ближе к косульему – стал настигать волк.
У большого поваленного дерева оба следа совсем слились. Видно, чуть-чуть успела косуля через толстый ствол прыгнуть – тут и волк за ней махнул.
А по ту сторону ствола – глубокая яма: весь снег разворочен и раскидан, точно здесь громадная бомба взорвалась под снегом.
И уж после этого косулий след в одну сторону, волчий в другую, а посерёдке неизвестно откуда взявшийся громадный след, очень похожий на человечий (когда босиком человек), только с кривыми, страшными когтями.
Что за бомба в снегу? Чей новый страшный след? Отчего волк в одну сторону кинулся, косуля в другую? Что такое случилось здесь?
Долго бились наши корреспонденты над этими вопросами.
Наконец поняли, чьи эти громадные когтистые следы, и тогда всё сразу стало ясно.
Косуля через поваленный ствол легко перенеслась на своих воздушных ногах и дальше помчалась. А волк-то махнул за ней, да не домахнул: тяжёл больно. Со ствола бух в снег – да и провалился всеми четырьмя в медвежью берлогу. Тут она была, как раз под стволом.
Мишка-то, перепугавшись спросонок, вскочил – снег да лёд, да сучья кругом как от бомбы разнесло, – и бегом в лес (думал, верно, охотники на него напали).
Волк кубарем в снег, а как увидал этакую тушу – и косулю забыл, лишь бы самому ноги унести.
А косули давно и след простыл.
СТАЯ ПТИЦ ПОД СНЕГОМ
Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! – сорвался и в снег по самые уши.
И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.
Оказалось – целая стая белых куропаток живёт в снегу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюкву выкапывают. Поклюют – и опять в снег.
Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?
ВЕСТИ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ. ТОЛКУЧКА В ЕГИПТЕ
В редакцию «Лесной газеты» сообщают из-за границы подробности жизни наших перелётных птиц.
Наш знаменитый певец – соловей – зимует в Средней Африке, жаворонок живёт в Египте, а скворцы разделились и путешествуют по Южной Франции, Италии и Англии.
Там они песен не поют, заботятся только о своём пропитании и гнёзд не вьют и птенцов не выводят; они ждут весны, когда наступит пора возвращаться на родину, потому что «в гостях хорошо, а дома лучше».
Египет – зимний рай для птиц. Могучий Нил с его бесчисленными протоками, илистыми берегами, плодородные заливные луга и поля, озёра и болота с солёной и пресной водой, изрезанные бухтами берега тёплого Средиземного моря – во всех этих местах роскошный стол готов для сотен тысяч, миллионов птиц. Тут и летом их тьма, а на зиму прибыли сюда ещё и наши перелётные.
Толчея получилась невообразимая. Кажется, точно пернатые со всего света собрались здесь.
На озёрах и протоках Нила водяная птица сидит так густо, что издали воды не видно. Грузные пеликаны с большим мешком под клювом ловят рыбу рядом с нашими серенькими утками и чирятами. Наши кулики снуют между высоких ног розовопёрых красавцев фламинго, шарахаются в разные стороны при появлении пёстрого африканского орла-крикуна или нашего орлана-белохвоста.
Если выстрелить из ружья на озере, густые стаи разной водяной птицы поднимутся с таким шумом, который можно сравнить только с боем тысячи барабанов. На озеро сразу ложится глубокая тень, потому что тучи птиц, поднявшись в воздух, закрывают солнце.
Так живут наши перелётные на зимних квартирах.
Есть и в нашей огромной стране (ныне на территории стран СНГ. – Прим. ред.) свой птичий Египет для птиц, не хуже африканского. Многие наши водоплавающие и болотные птицы зимуют там. И, как в Египте, там увидишь зимой стаи пеликанов и фламинго вперемешку с утками, гусями, куликами, чайками и хищниками.
Мы сказали: зимой. Но зимы-то как раз там и нет, такой зимы – со снегом, морозом и вьюгами, – как у нас. И в мелких тенистых заливах тёплого моря, в камышах и прибрежных зарослях кустов, в тихих степных озёрах круглый год полно всякого птичьего корма.
Места эти заповеданы, охотникам не позволено переводить здесь птиц, отдыхающих после летних трудов перелётных.
Это наш Талышский Государственный заповедник на юго-восточном берегу Каспийского моря под Ленкоранью в Азербайджане.
ТИР
БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ ДЕСЯТОЕ
1. С какого дня (по календарю) начинается зима и чем этот день замечателен?
2. На следу каких хищных зверей нет отпечатка когтей и почему?
3. Растёт ли дерево зимой?
4. Почему охотники больше всего ценят охоту по свежей пороше?
5. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?
6. Почему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног?
7. Вьют ли гнёзда наши перелётные зимой на юге?
8. Какого маленького зверька не ест ни лиса, ни хорь?
9. След какого хищного зверя похож на человечий?
10. Бежит по снегу, а следу нету.
11. Старик у ворот тепло уволок, сам не стоит и стоять не велит.
12. Кто мостик на реке мостит без топора, без гвоздей, без клиньев и без досок?
13. Лечу, кручу, на весь мир ворчу.
14. В землю крошки, из земли лепешки.
iknigi.net
Изложение
2 класс
11 ноября
Учитель:
Филипцова Т.В.
Работа по учебнику
стр. 80 № 140
Знакомство с новым словарным словом
скор о
Скоро – в короткий срок,
в ближайшее время
О ком этот рассказ?
Какова главная мысль рассказа?
Придумайте к нему заголовок, исходя из темы или главной мысли текста.
Знакомство с текстом
Мы с братом решили сделать кормушку для птиц. Работа закипела. И скоро столик был готов. Утром мы побежали в сад. Хотелось скорее открыть птичью столовую. Кормушку повесили на яблоне. Гости не заставили себя долго ждать.
Подбор заголовка к тексту
Мы с братом решили сделать кормушку для птиц. Работа закипела. И скоро столик был готов. Утром мы побежали в сад. Хотелось скорее открыть птичью столовую. Кормушку повесили на яблоне. Гости не заставили себя долго ждать.
Деление текста на части
Мы с братом решили сделать кормушку для птиц. Работа закипела. И скоро столик был готов. Утром мы побежали в сад. Хотелось скорее открыть птичью столовую. Кормушку повесили на яблоне. Гости не заставили себя долго ждать.
Деление текста на части
Мы с братом решили сделать кормушку для птиц. Работа закипела. И скоро столик был готов. Утром мы побежали в сад. Хотелось скорее открыть птичью столовую. Кормушку повесили на яблоне. Гости не заставили себя долго ждать.
Деление текста на части
Мы с братом решили сделать кормушку для птиц. Работа закипела. И скоро столик был готов.
Утром мы побежали в сад. Хотелось скорее открыть птичью столовую. Кормушку повесили на яблоне. Гости не заставили себя долго ждать!
Деление текста на части
Мы с братом решили сделать кормушку для птиц. Работа закипела. И скоро столик был готов.
Утром мы побежали в сад. Хотелось скорее открыть птичью столовую. Кормушку повесили на яблоне.
Гости не заставили себя долго ждать!
Деление текста на части
Мы с ____ решили сделать _______ для ____. ______ закипела. И скоро ______ был готов.
_____ мы побежали в ___. Хотелось скорее открыть птичью столовую. ________ повесили на _______.
________не заставили себя долго ждать!
Деление текста на части
Мы с братом решили сделать кормушку для птиц . Работа закипела. И скоро столик был готов.
Утром мы побежали в сад . Хотелось скорее открыть птичью столовую . Кормушку повесили на яблоне .
Гости не заставили себя долго ждать!
Самостоятельная работа
Дул
сильный ветер, а потом пошёл снег. Началась метель. И только на следующее утро
всё успокоилось. Из-за туч показалось солнышко, зачирикали воробьи. Алёнка
выглянула в окно. Всё вокруг было завалено белым, пушистым снегом. Не видно
было ни дороги, ни тропинок.
-Ну, что Алёнка, пойдём работать,- предложил
дедушка.- Нужно почистить от снега крыльцо и тропинки. Алёнка обрадовалась, ей
уже надоело сидеть дома. Одевшись потеплее и взяв в руки свою маленькую
ярко-красную лопаточку, она вышла во двор. Дедушка тем временем чистил снег с
тропинки своей большой деревянной лопатой. Немного постояв, Алёнка принялась
счищать снег со ступенек крыльца.
Почистив снег, Алёнка с дедушкой встали
отдохнуть, любуясь своей работой. Мимо пролетела воробьиная стайка и уселась на
яблоню перед домом. Алёнка посмотрела на них и спросила деда.
— Дедушка, а как же птички зимой живут? Им
наверно холодно, ведь у них нет ни шубки, ни валенок, так и замёрзнуть можно.
— Что ты Алёнка, птички холода не боятся, им
не страшен ни ветер, ни мороз. Страшнее всего для них только голод,- ответил
дедушка.
Алёнка
оглянулась вокруг, но кроме голых деревьев и белого снега она ничего не
увидела.
— Дедушка, а где же они корм берут, ведь зимой
кроме снега ничего нет?- удивлённо спросила Алёнка.- Они же голодные наверно, а
если они умрут от голода, это что же у нас птичек совсем не будет,- проговорила
Алёнка чуть не плача.
— Чтобы птичкам легче было зиму пережить, люди
их подкармливают, делают для них птичьи столовые, — сказал дедушка.
— А это как же? Ведь птички к нам близко не
подлетают, из рук ничего не берут. Как же их кормить то,- спрашивала Алёнка,
всё больше удивляясь.
— Знаешь, Алёнка утро вечера мудренее, завтра
мы с тобой что-нибудь и придумаем,- сказал дед, хитро улыбаясь.
Весь вечер Алёнка только и говорила про птиц,
и спать легла раньше обычного. Мама даже испугалась.
— Алёнка, ты чего спать так рано легла, уж не
заболела ли ты?
— Нет, просто если я раньше спать лягу, то
утро быстрее придёт,- объяснила девочка.
Утром, как только проснулась, Алёнка
принялась собираться к дедушке с бабушкой.
— Ты, хотя бы позавтракала,- предложила мама
дочке.
— Мама, мне же некогда, нужно птиц спасать, —
отвечала Алёнка, надевая шубку.
Придя к дедушке, она ещё с порога
затараторила.
— Дедушка, ты чего-нибудь, придумал, как нам
птиц то кормить?
— Ах, ты заботушка,- ласково проговорил
дедушка. – Не забыла, значит про птичек то.
— Как же я про них забуду, ведь они же
голодные, а на улице зима.
— Ну, раз так, вот смотри, что я смастерил, —
и дедушка показал маленький ящичек, по углам которого были привязаны верёвочки.
Алёнка удивлённо смотрела то на деда, то на ящичек ничего не понимая.
— Дедушка, при чём здесь этот ящик? Нам птиц
надо кормить, а ты мне какой- то ящик показываешь,- проговорила Алёнка
обиженно.
— А это не просто ящичек, это и есть птичья
столовая. Вот мы сейчас свяжем все четыре верёвочки в один большой, крепкий
узел, пойдём на улицу, повесим кормушку на дерево и закрепим её. Только сначала
возьми у бабушки какого-нибудь угощения для птичек, — говорил дедушка одеваясь.
Бабушка насыпала в тарелочку пшена, накрошила
хлеба, бросила туда кусочки сала и отдала всё это Алёнке: « На, иди, корми
своих пернатых!»- проговорила бабушка, улыбаясь.
Алёнка с дедом вышли на улицу и повесили
кормушку на дерево, прямо напротив окна, высыпали в неё угощение.
— Ну, вот птичья столовая готова,- сказал
дедушка. Теперь тебе нужно будет каждый день приносить сюда корм, а сейчас
пойдём домой, не будем мешать воробушкам.
— Дедушка, а как же птички догадаются, что у
нас здесь для них столовая,- спросила Алёнка.
— Догадаются, они очень догадливые,- ответил
дедушка.
Весь день Алёнка не отходила от окна, но ни
одна птичка так и не прилетела в столовую.
— Дедушка, ну почему они не летят? Ты же
сказал что они догадливые,- снова и снова спрашивала Алёнка.
— Прилетят, обязательно прилетят,- успокаивал
её дедушка.
И только к вечеру Алёнка увидела, что в
кормушку сел воробей, походил, походил и улетел. Алёнка совсем расстроилась.
— Почему он улетел, может ему угощение не
понравилось,- говорила она сквозь слёзы.
— Нет. Это он полетел сообщить своим друзьям,
что нашел корм. Подожди немножко, он вернётся и уже не один,- успокаивал
дедушка Алёнку.
И правда через некоторое время воробушек
вернулся и не один с ним прилетели ещё два воробья. Они сели на кормушку и
принялись клевать корм, время от времени посматривая по сторонам. Радости
Алёнки не было предела.
— Бабушка, дедушка смотрите, они прилетели!
Они прилетели! Они клюют корм,- кричала Алёнка.
Теперь каждое утро Алёнка с дедушкой
приносили свежий корм. И целый день в кормушке копошились птички. Прилетали не
только воробьи, но и синички и даже снегири. Они так за зиму привыкли к Алёнке
с дедушкой, что когда они приносили корм, птички не разлетались так далеко от
них как раньше. Сидели на ветках соседней яблони и терпеливо ждали, когда они
положат корм.
Картинка из интернета. Спасибо автору.