Птица нагай из русских сказок

Острофил. Мифическая ногайская птица,
олицетворяющая силу Хаоса.

Наг Птица. Ног Птица.
Оборотень. Заморская Птица. Журавль. Петух. Сокол. Утица. В простонародных
сказках она волшебная и её ловят в лесу на пропитание, стреляют на взморье,
стреляет на охоте купец. Птица волшебная не пролётывает через заставу. Птицу
теребят, не поймавши; птицы разного рода на мосту услаждают приятным пением;
птица Ног таскает на гору мертвые тела для прокормления птенцов. Те, кого Веды
называют богами Нагами, скорее всего, были драконами, прилетевшими к нам с
Венеры и колонизировавшие Землю. Можно вспомнить змеелюдей, изображённых в
залах египетских пирамид и Змия из библейского мифа, соблазнившего Еву
запретным плодом. По всей видимости, змеелюди и драконы — это одно и то же. А
сколько дошло до нас легенд о битвах богатырей и героев с этими монстрами?
Санскритские источники называют их Нагами — это и есть боги-змеи, живущие,
согласно легендам, в подземных дворцах. Европа, Азия, Африка, Америка,
Австралия — везде народы говорят об одном и том же, о драконах, с которыми
приходилось биться, поскольку платить непосильную дань не было никакой
возможности.

Нага. Священная птица.
Гаруда и Нага, птица и змея — сводные братья, их отец — Солнце, и они друг
друга очень не любят. А все потому, что их матери постоянно враждовали, и
однажды мать Гаруды проиграла спор матери Нага и по его условиям попала к ней в
вечное рабство. Гаруда не вынес этого и вызвал своего брата Нага на бой. Он
обратился в ястреба и стал преследовать змею. Чтобы спастись, Нага уполз к богу
Вишну. Но тогда Гаруда напал не только на Нага, но и на самого Вишну. Бог Вишну
вступил с Гарудой в переговоры, и они пришли к соглашению: Гаруда обязался
слушаться бога Вишну и быть в его распоряжении, когда это потребуется, а если
Вишну задремлет, что случалось довольно часто, Гаруда должен тенью от своих
крыльев охранять отдых бога.

Нагай. Ног. Ногуй. Игон.
Древнерусское название грифона. Лазоревая птица. сказки с участием этой птицы
читали все: «Сказание о молодильных яблоках и живой воде» -»
унялась погода, летит большая птица Нагай. Прилетела, под дуб села и спрашивает
птенцов » «Иван Утреник» » прилетает к гнезду лазоревая
птица Нагай, заметила, что Иван прикрыл ее гнездо от града, и». В Иране
эта птица упоминается в книге учения «Мантик-аль-Тайр» написанной в
XIII веке.

Ног птица. Похожа на орла.
Дракоовые крылья, как у летучей мыши. Нуг птица. Рухх Птица. Наг Птица.
Оборотень. Заморская Птица. Журавль. Петух. Сокол. Ногай. Ногуй, иног, натай,
ногай. Гриф птица. Птице собака. Моголь. Гриб птица. Утица. Древнерусское
название грифона (в старинных рукописях словом «ног» переводится «гриф»). Птица
огромных размеров и сверхъестественной силы, вьёт гнездо на двенадцати дубах
(родня Соловью-разбойнику), на корм птенцам даёт быка. В средневековой
книжности с образом нога связан мотив полета героев по воздуху (Александр
Македонский, пророк Аввакум). Воображению народа это существо представляется
наполовину птицей (голова и крылья у него орлиные), наполовину зверем (туловище
и ноги льва). Перья у этого птице зверя заострены, как стрелы; когти и клюв у
него — железные. Величиною он — с гору. Гриф-птица носит в наших преданиях
разные имена: Моголь, Ногай, Гриб-птица (искаженное гриф), но ясно, что этот
образ пришел к нам из переводных сказок, изрядно при этом обрусев. Изредка
упоминается в сказаниях также грифон — могучая птица-собака. Птица Ногай
тождественна Стратим или Страфиль-птице. Греки представляли грифа с головой и
крыльями орлиными и с туловищем льва. « Вот Иван-царевич настрелял на взморье
гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое
плечо, а другой чан — на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить,
она поднялась и летит в вышину» (А.Н. Толстой. «Сказка о молодильных яблоках и
живой воде»). Можно предположить, что это символ всеразрушающего перемещения
воздуха, сильного ветра, шквала, урагана. Ног. На Руси эта птица также
описывалась с древних веков, например, древнерусский «Азбуковник» XVI
века повествует — «Ног-птица так сильна, что вола поднять может, по
воздуху летает и четырьмя ногами по земле ходит». А сказки с участием этой
птицы читали все: «Сказание о молодильных яблоках и живой воде»
-» унялась погода, летит большая птица Нагай. Прилетела, под дуб села и
спрашивает птенцов » «Иван Утреник» » прилетает к гнезду
лазоревая птица Нагай, заметила, что Иван прикрыл ее гнездо от града, и».
И множество других сказок. В Иране эта птица упоминается в книге учения
«Мантик-аль-Тайр» написанной в XIII веке. 
В простонародных сказках она волшебная и её ловят в лесу на пропитание,
стреляют на взморье, стреляет на охоте купец. Птица волшебная не пролётывает
через заставу. Птицу теребят, не поймавши; птицы разного рода на мосту
услаждают приятным пением; птица Ног таскает на гору мертвые тела для
прокормления птенцов.

Ног. Ногай. Ногуй, иног,
натай, ногай. Древнерусское название грифона (в старинных рукописях словом
«ног» переводится «гриф»). Птица огромных размеров и сверхъестественной силы,
вьёт гнездо на двенадцати дубах (родня Соловью-разбойнику), на корм птенцам
даёт быка. В средневековой книжности с образом нога связан мотив полета героев
по воздуху (Александр Македонский, пророк Аввакум). Птица Ногай тождественна
Стратим или Страфиль-птице. Греки представляли грифа с головой и крыльями
орлиными и с туловищем льва. « Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей,
в два чана поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое плечо, а другой чан
— на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и
летит в вышину» (А.Н. Толстой. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).
Можно предположить, что это символ всеразрушающего перемещения воздуха,
сильного ветра, шквала, урагана. Ног. На Руси эта птица также описывалась с
древних веков, например, древнерусский «Азбуковник» XVI века
повествует — «Ног-птица так сильна, что вола поднять может, по воздуху
летает и четырьмя ногами по земле ходит». А сказки с участием этой птицы
читали все: «Сказание о молодильных яблоках и живой воде» -»
унялась погода, летит большая птица Нагай. Прилетела, под дуб села и спрашивает
птенцов » «Иван Утреник» » прилетает к гнезду лазоревая
птица Нагай, заметила, что Иван прикрыл ее гнездо от града, и». И
множество других сказок. В Иране эта птица упоминается в книге учения
«Мантик-аль-Тайр» написанной в XIII веке. Кононенко.

Ногай. Ног. Грифон. Гриф
птица. Птице собака. Моголь. Гриб птица. Воображению народа это существо
представляется наполовину птицей (голова и крылья у него орлиные), наполовину
зверем (туловище и ноги льва). Перья у этого птице зверя заострены, как стрелы;
когти и клюв у него — железные. Величиною он — с гору. Гриф-птица носит в наших
преданиях разные имена: Моголь, Ногай, Гриб-птица (искаженное гриф), но ясно,
что этот образ пришел к нам из переводных сказок, изрядно при этом обрусев.
Изредка упоминается в сказаниях также грифон — могучая птица-собака.

Ногуй. Ног. Нагай, Игон.
Древнерусское название грифона.

Нуг птица. Дракоовые крылья, как у летучей
мыши. Ногай пттица. Рухх Птица.

Подробности
Категория: Русская сказка

Страница 5 из 5


Вот они у него из-за пазухи вынули молодильные яблоки и кувшин с живой водой, а его взяли и бросили в пропасть. Иван-царевич летел туда три дня и три ночи. иван царевич и птенцы гнездоУпал Иван-ца­ревич на самом взморье, опамятовался и видит — только небо и вода, и под старым дубом у моря птенцы пищат — бьёт их погода.
Иван-царевич снял с себя кафтан и птенцов покрыл, а сам укрылся под дуб.
Унялась погода, летит большая птица Нагай. Прилете­ла, под дуб села и спрашивает птенцов:
— Детушки мои милые, не убила ли вас погодушка-не­настье?
— Не кричи, мать, нас сберёг русский человек, своим кафтаном укрыл.
Птица Нагай спрашивает Ивана-царевича:
— Для чего ты сюда попал, милый человек?
— Меня родные братья в пропасть бросили за моло-дильные яблоки да за живую воду.
— Ты моих детей сберёг, спрашивай у меня, чего хо­чешь: злата ли, серебра ли, камня ли драгоценного.
— Ничего, Нагай-птица, мне не надо: ни злата, ни се­ребра, ни камня драгоценного. А нельзя ли мне попасть в родную сторону?
Нагай-птица ему отвечает:
— Достань мне два чана — пудов по двенадцати — мяса.
Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей-лебе­дей, в два чана поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое плечо, а другой чан — на левое, сам сел ей на хре­бет. иван царевич на и нагай птица летятСтал птицу Нагай кормить, она поднялась и летит в вышину. Она летит, а он ей подаёт да подаёт… Долго ли, коротко ли так летели, скормил Иван-царевич оба чана.
А птица Нагай опять оборачивается. Он взял нож, отрезал у себя кусок с ноги и Нагай-птице подал. Она летит, летит и опять оборачивается, Он с другой ноги срезал мясо и подал. Вот уже недалеко лететь осталось. Нагай-птица опять обора­чивается. Он с груди у себя мясо срезал и ей подал. Тут Нагай-птица донесла Ивана-царевича до родной стороны. — Хорошо ты кормил меня всю дорогу, но слаще по­следнего кусочка отродясь не едала.
Иван-царевич ей и показывает раны. Нагай-птица три куска подаёт ему:
— Приставь на место.
Иван-царевич приставил — мясо и приросло к костям.
— Теперь слезай с меня, Иван-царевич, я домой полечу. Поднялась Нагай-птица в вышину, а Иван-царевич по­шёл путем-дорогой на родную сторону.
Пришёл он в столицу и узнаёт, что Фёдор-царевич и Ва­силий-царевич привезли отцу живой воды и молодильных яблок и царь исцелился: по-прежнему стал здоровьем крепок и глазами зорок.
Не пошёл Иван-царевич к отцу, к матери, а собрал он пьяниц, кабацкой голи и давай гулять по кабакам.
Синеглазка с двумя сыновьями у шатраВ ту пору за тридевять земель, в тридесятом царстве сильная богатырка Синеглазка родила двух сыновей. Они растут не по дням, а по часам.
Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — прошло три года. Синеглазка взяла сыновей, собрала войско и пошла искать Ивана-царевича.
Пришла она в его царство и в чистом поле, в широком раздолье, на зелёных лугах раскинула шатёр белополот-няный. От шатра дорогу устелила сукнами цветными. И посылает в столицу царю сказать:
— Царь, отдай царевича. Не отдашь — все царство по­топчу, пожгу, тебя в полон возьму.
Царь испугался и посылает старшего — Фёдора-царе­вича.
Идёт Фёдор-царевич по цветным сукнам, подходит к шатру белополотняному. Выбегают два мальчика:
— Матушка, матушка, это не наш ли батюшка идёт?
сыновья Синеглазки выгоняют царевича— Нет, детушки, это ваш дяденька.
— А что прикажешь с ним делать?
— А вы, детушки, угостите его хорошенько.
Тут эти двое пареньков взяли трости и давай хлестать Фёдора-царевича пониже спины. Били-били, он едва ноги унёс. А Синеглазка опять посылает к царю:
— Отдай царевича…
Пуще испугался царь и посылает середнего — Василия-царевича. Он приходит к шатру. Выбегают два мальчика:
— Матушка, матушка, это не наш ли батюшка идёт?
— Нет, детушки, это ваш дяденька. Угостите его хоро­шенько.
Двое пареньков опять давай дядю тростями чесать. Би­ли-били, Василий-царевич едва ноги унёс. Синеглазка в третий раз посылает к царю:
— Ступайте, ищите третьего сынка, Ивана-царевича. Не найдёте — все царство потопчу, пожгу.
взяли живую воду и молодильные Царь ещё пуще испугался, посылает за Фёдором-царе­вичем и Василием-царевичем, велит им найти брата, Ива­на-царевича.
Тут братья упали отцу в ноги и во всём повинились: как у сонного Ивана-царевича яблоки, а самого бросили в пропасть. Услышал это царь и залился слезами. А в ту пору Иван-царевич сам идёт к Синеглазке. Подходит он к белополотняному шатру. Выбегают два мальчика:
— Матушка, матушка, к нам кто-то идёт… А Синеглазка им:
— Возьмите его за белые руки, ведите в шатёр. Это ваш родной батюшка. Он безвинно три года страдал.
Тут Ивана-царевича взяли за белые руки, ввели в шатёр. Синеглазка его умыла и причесала, одежду на нём сме­нила и спать уложила…
Синеглазка иван царевич и их сыновьяНа другой день Синеглазка и Иван-царевич приехали во дворец. Тут начался пир на весь мир — честным пирком да и за свадебку. Фёдору-царевичу и Василию-царевичу мало было чести, прогнали их со двора — ночевать где ночь, где две, атретью и ночевать негде…
Иван-царевич не остался здесь, а уехал с Синеглазкой в её девичье царство.
Тут и сказке конец.


— КОНЕЦ —

Русская народная сказка.

Иллюстрации: Сазонова Т.П. и Прытков Ю.А.

Понравилась сказка? — Поделись с друзьями!

Самое популярное в этой категории:

ГРИФОНЫ — мифические птицы, охранявшие вместе с горными великанами и змеями все подступы к Ирию, или раю, В русских народных сказках — это огромнейшая Нагай-птица, вьющая себе гнездо на двенадцати дубах. Птенцам на корм она приносит быка. Героев сказок под облаками-небесами на себе переносит.

«Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое плечо, а другой чан — на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и летит в вышину…

Тут Нагай-птица донесла Ивана-царевича до родной стороны».

Русские народные сказки

Грифоны издавна встречаются на славянских украшениях, где они выполняют обережную роль — роль стражей. Это и браслеты и вышивки и украшения дома, ворот. Можно сказать что это одно из любимейших охранных животных славян. Его не смогло истребить даже христианство, и изображения этой чудо птицы можно встретить на церковных вратах Рождественского собора в Суздале 1230-х годов. Но грифоны тут не были простым декоративным элементом, широко распространенным в средневековом искусстве Востока и Европы. Черниговские грифоны X в. были, олицетворением той высшей мировой силы, которая постоянно, ежегодно побеждает мертвящее начало Кощея.

Изображения грифона на флагах

Гарнитуры украшений русских знатных женщин известны нам по многочисленным кладам, зарытым преимущественно во время нашествия Батыя в 1237 — 1241 гг. Только некоторые невостребованные владельцами клады могли быть зарыты во время двухдневного разгрома Киева войсками сына Андрея Боголюбского, когда «грабиша за два дни весь град: Подолйе и Гору и монастыри и Софью и Десятиньную … жены ведомы, быша в плен … и взяша именьа множество».

Известны и мифы о грифонах. Считается что они охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают.
Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.

грифон

В Великом Устюге в XVII веке на крышках сундуков рисовали это сказочное существо.

В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду , Алатырской горе и яблоням с золотыми яблоками стерегут грифоны и василиски. Кто эти золотые яблоки попробует — тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода.

Грифон был олицетворением язычества. Можно говорить о том, что этот образ был оттеснен христианством, но он уцелел и сосуществовал с христианской иконографией, сохраняя свой апотропеический характер.

  • Птица муха рассказы про деда митрофана
  • Птица кахна таджикская народная сказка читать
  • Птица кахна таджикская народная сказка план сказки
  • Птица кахна план сказки и главная мысль
  • Птица кахна картинки из сказки