Птицы из сказок картинки

В русских сказках очень много всяких фантастических существ — хороших и плохих, добрых и мудрых, красивых и не очень, но особое внимание всегда уделялось птицам. Так кто же они эжти сказочные русские птицы?

Волшебные птицы из русских сказок

Финист — ясный сокол — это русский образ жениха, бесстрашно бьющегося за свою любовь. Он бессмертен и олицетворяет силу, мощь, счастье и вечную молодость.

Волшебные птицы из русских сказок

Птица с золотыми перьями, отражающими свет и несущими счастье и богатство тем, кто ее добыл. Но добыть ее крайне трудно, именно поэтому поиск и поимка Жар-птицы в сказках выступает в качестве страшного, опасного и практически невыполнимого задания.

Волшебные птицы из русских сказок

Птица-предсказатель. Она видит будущее, она предсказывает все, что случится это птица-говору, глашатай Богов с небесю

Волшебные птицы из русских сказок

Вестник печали, посланник из загробного мира, из его темной стороны — ада. Тело птицы, голова прекрасной женщины, которая поет и своим пением предрекает беду для слушателей. Она также может утешать в печали, имеет дар предвидения и может одарить счастьем.

Волшебные птицы из русских сказок

Очень хорошая птица — птица добра, счастья, вестник хороших начинаний. ее пение заставляет забыть о горестях и печалях. Птицу сравнивают с удачей, успехом и везением — которое встречается редко и его можно легко спугнуть.

Волшебные птицы из русских сказок

Мать всех птиц, повелительница морей и мира, который держит под своим правым крылом. Взмахнув этим крылом она насылает ури и страдания — подняв крыло она дает миру свет, опустив крыло — дает тьму и смерть

Распространенный образ прекрасной девицы, в который она оборачивается — Царевна-Лебедь

Волшебные птицы из русских сказок

Хрупкая, красивая, может исполнять желания, но очень чувствительная к злобе и вранью

Гуси-лебеди олицетворяют в русских сказках злую силу, этакую «банду» разбойников — хулиганскую и непокорную, исполняющую волю злых сил и ворующая людей.

Волшебные птицы из русских сказок

Волшебные птицы из русских сказок

Мудрейшая птица, вестник подземного царства, мрачная, но справедливая, всегда помогающая тем, кто обладает пытливым умом и желанием сделать доброе дело.

Волшебные птицы из русских сказок

Петух в русских сказках является олицетворением солнца, а также ведает временем и может видеть сквозь большие расстояние и предвидеть события.

Перейти к контенту

Search for:

Срисовки для детей и взрослых

Главная » Карандашом

Далее предлагаем посмотреть рисунки сказочных птиц для срисовки.

Жар-птица
Огненная птица
Срисовка птица
Сказочная птица
Жар-птица
Синяя птица
Огненная птица
Сказочная птица
Сказочная птица
Огненная птица
Сказочная птица
Срисовка птица
Сказочная птица
Срисовка карандашом птица
Жар-птица
Срисовка жар-птица
Сказочная птица
Сказочная птица
Жар-птица
Сказочная птица
Жар-птица
Сказочная птица
Сказочная птица
Срисовка птица
Огненная птица
Жар-птица
Сказочная птица
Срисовка птица
Жар-птица
Сказочная птица
Огненная птица
Сказочная птица
Срисовка птица
Срисовка птица
Огненная птица
Жар-птица
Сказочная птица
Срисовка птица
Срисовка птица
Жар-птица
Огненная птица
Жар-птица
Срисовка птица
Сказочная птица
Огненная птица
Сказочная птица
Срисовка птица
Рисунок поэтапно птица
Сказочная птица
Срисовка птица
Огненная птица
Сказочная птица
Жар-птица
Огненная птица
Сказочная птица
Огненная птица
Сказочная птица
Огненная птица
Птица
Срисовка птица
Жар-птица
Сказочные птицы
Огненная птица
Сказочная птица
Огненная птица
Жар-птица
Сказочная птица
Огненная птица
Птица
Огненная птица

ГОЛОСУЙ

( Пока оценок нет )

Поделиться на Facebook

Еще срисовки

Срисовки Большого кота Шлепы ( floppa ) (90 картинок)

0

Срисовки Аппы из мультсериала Аватар: Легенда об Аанге (50 картинок)

0

Срисовки Озая из мультсериала Аватар: Легенда об Аанге (40 картинок)

0

Срисовки Суюки из мультсериала Аватар: Легенда об Аанге (30 картинок)

0

Срисовки Принцессы Юи из мультсериала Аватар: Легенда об Аанге (30 картинок)

0

Срисовки Эклипсы Баттерфляй из мультсериала Звездная принцесса и силы зла (50 картинок)

0

Срисовки Марко Диаз из мультсериала Звездная принцесса и силы зла (50 картинок)

0

Срисовки Тома Люсайтора из мультсериала Звездная принцесса и силы зла (50 картинок)

0

Срисовки Цыпы из мультсериала Ми-ми-мишки (70 картинок)

0

Срисовки Вали из мультсериала Ми-ми-мишки (30 картинок)

0

Срисовки Аанга из мультсериала Аватар: Легенда об Аанге (50 картинок)

0

Срисовки Зуко из мультсериала Аватар: Легенда об Аанге (50 картинок)

0

Срисовки Сани из мультсериала Ми-ми-мишки (30 картинок)

0

Срисовки Сокки из мультсериала Аватар: Легенда об Аанге (50 картинок)

0

Срисовки Тофа Бейфонга из мультсериала Аватар: Легенда об Аанге (70 картинок)

0

Срисовки Сони из мультсериала Ми-ми-мишки (50 картинок)

0

Срисовки Тучки из мультсериала Ми-ми-мишки (70 картинок)

0

Срисовки Катары из мультсериала Аватар: Легенда об Аанге (70 картинок)

0

Срисовки Тай Ли из мультсериала Аватар: Легенда об Аанге (50 картинок)

0

Срисовки Урсы из мультсериала Аватар: Легенда об Аанге (30 картинок)

0

НАПИШИ ЧТО ДУМАЕШЬ!

Имя *

Email *

Комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.

  • Контакты
  • Карта сайта
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности

Читаем про сказочных русских птиц (Сирин, Алконост, Гамаюн, Жар-Птица, Финист — Ясный сокол) и слушаем В.Высоцкого


В. Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь Радости и Печали». 1896

Оригинал взят у raasta в Волшебные птицы русских сказок

Первый раз о волшебных птицах я услышал еще в детстве из песни Высоцкого и удивился тому, что ничего я про этих птиц не знаю, — по крайней мере про тех, что назывались в песне. Любопытство – вот что толкает нас к поискам; но поскольку источника знаний современного человека — интернета, тогда не было, мне пришлось искать ответ на возникшие вопросы в библиотеке. И выяснил, что волшебных птиц в русских сказках пять – уже упомянутые Владимиром Семеновичем: Сирин, Алконост, Гамаюн и встречавшиеся мне, да, думаю, и вам ранее Жарптица и Финист Ясный сокол.
Теперь о каждой из них по подробнее:



СИРИН
– птица печали, вестник властелина подземного мира. Пение её пленительно и печально, встреча с ней для любого существа означает близкую беду. У Сирина тело птицы, а голова – прекрасной женщины. Эта птица тоже служительница и исполнительница воли вышних Богов – наделена ими даром предвидения, даром утешения в печали и горе. Часто путешествует вместе с Алконостом; тогда при встрече с человеком каждая из птиц поёт ему свои песни о его судьбе.

АЛКОНОСТ – птица радости и любви из Небесного Мира. Она с человеческим лицом (полуженщина-полуптица), с большими радужными, разноцветными перьями. Доброжелательна к человеку, помогает ему, предупреждает о беде. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всех своих бедах и тревогах. Счастлив человек, увидевший эту птицу, так как её легко спугнуть (как и успех, и везение), а она столь быстра, что исчезает мгновенно.

ГАМАЮН — Вещая птица-говорун с человеческой головой, посланник Небес, глашатай богов. Может предсказывать будущее. К птице Гамаюн приходят люди за советом, так как ведома вещей птице мудрость всех времён, всех народов.

ЖАР-ПТИЦА — Волшебная, светозарная солнечная птица. Исходящий от её оперения свет озаряет всю округу: «Чудный свет кругом струится, но не греет, не дымится…». Сияние её перьев так же слепит глаза, как свет солнца или блеск молнии. В одной сказке о Жар-птице написано: «На ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны».

ФИНИСТ – бессмертная птица счастья и вечной молодости. В русских сказках это Финист-ясный сокол – образ возрождения и обновления человека. Днём сказочный Финист превращается в птицу, ночью – в прекрасного царевича. Это вечно молодая и победоносная птица-воин, защитник Руси, заветов предков и справедливости.
Ну и на последок текст той самой песни Владимира Семеновича Высоцкого в которой я про волшебных птиц услышал в первый раз:

В. Высоцкий «Купола»

Как засмотрится мне нынче, как задышится?
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют — да все из сказок.

Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив — тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед —
Это птица Гамаюн
Надежду подает!

В синем небе, колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол —
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом —
Чтобы чаще Господь замечал.

Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною —
Перед солоно — да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.

Грязью чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.

Словно семь богатых лун
На пути моем встает —
То птица Гамаюн
Надежду подает!

Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами,-
Если до крови лоскут истончал,-
Залатаю золотыми я заплатами —
Чтобы чаще Господь замечал!
1975

 Три вещих мифических славянских птицы : Сирин,Алконост и Гамаюн в живописи.

Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний.

О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро — Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год)

Картина В.М.Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали».

В разных источниках встречается образ двух птиц, сидящих на вершине или верхних ветвях Мирового Древа справа и слева от вертикали ствола.

В этих случаях вся схема (то есть Мировое Древо) может быть понята как род космологической модели. Вместе с тем в ритуальном плане эта пара птиц как древний символ воплощает собой идею плодородия, благополучия, богатства.

Глазунов Илья «Райские птицы Древней Руси»

Птицы выступают здесь как своего рода стражи богатства и гаранты правильности совершения ритуала.   Трансформацией образа птицы на Мировом Древе является и сказочный мотив: в награду за спасение птенцов в гнезде на дереве (дубе) от Змея — такие персонажи, как :Орел, Ворон Воронович, Ноготь-птица и т. п. выносят героя сказки из подземного царства, где он добыл живую воду, на землю.

Герой русских былин Вольга, охотясь на лебедей и уток, превращается в сокола.

Сказочные девицы после купания обращаются в лебедиц, утиц или голубок (иногда это связано с утратой своей одежды и облачением в птичью).

В птиц (сов, сорок и т. п.) могут обращаться и ведьмы, колдуны, злые духи.

Палех. «Сирин и Алконост»

Понимание птичьего языка в мифологии и фольклоре приписывается обычно персонажам, которые особенно близки к природе, часто обладают магической властью над нею.

Птице отведена значительная роль в ритуалах.

В восточнославянской традиции характерна связь птиц с вырием, заморской райской страной; поэтому производилось выпускание птиц на волю, печенье ритуальных «птиц» из теста («жаворонки») и т. п.

Сирин

Сирин своим происхождением обязана литературной средневековой традиции.

Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках, колтах и височных кольцах.

Сирин считается посланницей подземного мир. Родилась из железного яйца.

Рассказы о сладостном и чарующем воздействии пения Сирина на человека содержатся в таких литературных памятниках XVII века, как Физиологи, Азбуковники, Хронографы.

Виктория Ватолина ( Viktoriya Vatolina) открытка Птица Сирин

В апокрифической литературе сообщается, что птица Сирин боится громких звуков, и, чтобы отпугнуть ее, люди звонят в колокола, стреляют из пушек, трубят в трубы.

В картуше* название «Птица Сирин святого и блаженного рая» и текст:

«Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и забудет вся временная и дотоле вслед тоя ходит, дондеже пад умирает, гласа ее слышати не престает».

Около головы Сирина надпись:

«Видом и гласом».

Под картинкой заглавие:

«Есть же о птице сей сказание таково».

Ниже текст:

«В странах индийских (яже прилежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух. возлетати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает». (Е.И.Иткина)

Художник Корольков «Сад Ирий»

В русских духовных стихах она, спускаясь из Рая на Землю, зачаровывает людей пением.

Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям.

Лаковая миниатюра, шкатулка «Сирин и Алконст»

Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.

Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.

Прародительницами образа Сирин считают сирен – птицеобразных существ, живущих на скалах морских и заманивающих мимо плывущие корабли своими песнями.

Лаковая миниатюра, шкатулка «Сирин и Алконст», Федоскино

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих.

Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии.

«Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Андрей Клименко (р.1956 г.) «Сирин»

Черноволосая и светлоглазая, с серебряными когтями, эта птица считалась вестником Кощного бога, повелевающего мёртвыми.(Вспомним персонажа сказок — Кащея бессмертного, иногда пишут Кощея, от имени Кош)

птица-Сирин работы С.И. Ягужинского

Пасько Александр «Сирин»

роспись Великоустюгская «Птица Сирин»

 роспись Великоустюгская «Птица Сирин»

Райская птица Сирин на яблоне. Первая половина 19-го века.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Птица — Сирин на крыльце Дворца

А первое изображение Сирин относят к Х веку, со временем же о существе стали писать и в литературных источниках.

Место обитания – мир мёртвых, Навь.

Впрочем, эта информация взята из более ранних легенд.

Иван Билибин «Птица Сирин».

Поздние же источники говорят, что Сирин обитает в Ирии, где охраняет Молочную реку, деревья и лишь изредка слетает на землю, чтобы оплакать погибших в боях воинов.

Считалось, что она дурманит разум всем, кого встречает, заставляя человека забыть и настоящем, и о прошлом.

Лубок

Голос её позволял прогнать страх смерти перед лицом опасности, однако заставлял и забыть об осторожности, а порой – и стремиться к настоящему суициду.

Сирин умела вызывать водовороты, обладала даром предвидения: описывала прохожему его будущее, а также подвергала его испытанию пением: если человек, слушая её, удержал себя в руках – одаривала его. В противном случае могла и умертвить.

Изразец с изображением Сирин

Сирин  изображается вместе с другой райской птицей, Алконостом, но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё располагается нимб.

Изразец с изображением Сирин

Современный сувенир — новогодний шар Сирин

Пермогорская роспись «птица Сирин».

роспись тарелки из дерева. Сирин

Вестница гибели

В отличие от своих сестёр, Сирин воплощала скорбь, а если и появлялась перед человеком, то лишь как вестница гибели, что настигнет его скоро. Исследователи не могут объяснить, почему предназначение этой Девы-птицы так ярко отличается от её подруг.

Андрей Шишкин. «Сад Ирий». (птица Сирин)

Скорее всего, здесь имеется суть гармонии, при которой наши предки

считали, что печаль и радость должны находиться в едином равновесии.

Виктор Корольков «Сирин».

В русских мифах Сирин теряет своё морское происхождение. Насколько известно, в славянских преданиях редко появлялись существа, порождённые пучиной океана, чего не скажешь о греческих легендах.

Сирин- полная противоположность птице Алконост.

 (*Картуш — овал, на котором помещаются текст, монограммы, вензеля, эмблемы, герба; виньетка с незаполненной частью, которая используется для надписи, размещения цифры, эмблемы.)

Изображение Сирин

Северная роспись. Сирин

Некоторые исследователи считают, что положение крыльев птицы указывает на разное положение солнца на небосводе: распростертые — зенит, приподнятые — восход, сложенные — закат.

Сирин

Современный свитер с символикой птицы Сирин

РАЙСКИЕ ПТИЦЫ .

Бальмонт

На Макарийских островах,
Куда не смотрят наши страны,
Куда не входят Смерть и Страх,
И не доходят великаны, –

На Макарийских островах
Живут без горя человеки,
Там в изумрудных берегах
Текут пурпуровые реки.

Там камни ценные цветут,
Там все в цветеньи вечно юном,
Там птицы райские живут,
Волшебный Сирии с Гамаюном.

И если слышим мы во сне
Напев, который многолирен,
В тот час, в блаженной той стране,
Поет о счастье светлый Сирин.

И если звоном нежных струн
Ты убаюкан, засыпая,
Так это птица Гамаюн
Поет в безвестном, голубая.

Elona Laff. «Сирин и Алкност».

«Сирин».

Алконо́ст

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастья. Родилась из золотого яйца.

Еще её называют — Прекрасная Дева Зари. Заря — это раннее утро, когда солнце еще не появилось над горизонтом, но небосвод уже светлеет. В это время начинает летать птица Алконост.

Роспись по шёлку, батик

У нее чудесный голос. Поет она песни радости. Ее пение прекрасно и безвредно. Алконост изображали по-разному. Как птицу с головой женщины и как женщину, но с крыльями за спиной. Такая женщина с прекрасным лицом держит в руках цветок лотоса. Она прилетала к человеку в моменты жизненных затруднений. Предсказывала. Давала ценные советы.


Свои яйца Алконост несет на морском берегу, погружает их в глубину вод, делает море спокойным на 7 дней, пока не вылупятся птенцы. И делает она это в середине декабря, за неделю до дня зимнего солнцестояния
е.

По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сама себя не ощущает.

Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Виктор Корольков «Алконост»

Место обитания птицы – остров Буян.

Согласно византийским и русским легендам, отождествляется со светлым началом, а песни её предвещают процветание и радость.

Прародительницей считается героиня греческих легенд Алкиона, которая утопилась в море, узнав о гибели горячо любимого супруга. За это великие боги Олимпа превратили её в птицу и повелели летать над морями.

Внешними особенностями Алконост являются женское лицо, руки и грудь, позолоченная корона на голове и когти из драгоценного металла: на правой лапе – золотые, на левой серебряные.

Согласно сохранившимся изображениям оперение птицы пёстрое, однако художник Васнецов изобразил Алконост с белыми перьями, посчитав, что именно белый цвет лучше других отражает светлую сущность.

Билибин «Алконост»

Согласно преданиям, Алконост легко может как успокоить морскую гладь, так и вызвать бурю, а голос её, сладкий и нежный, одурманивает человека и заставляет забыть на время обо всём на свете.

Песни её – это не бессмысленные трели, а послания от мира богов миру людей.

Кроме того, считается, что Алконост сопровождает погибших на поле боя воинов до ворот солнечного сада Ирия.

Однако и Алконост есть «тёмные стороны».

Согласно преданиям, яйцо её, которое она раз в год откладывает на дно морское, способно выполнить любое человеческое желание и уберечь от всех бед и зла. Смельчаков же, пытавшихся выкрасть это яйцо, Алконост преследует до конца его жизни, а душу после смерти оставляет мыкаться по земле, не давая подняться в Ирий.

Ирий – страна солнца у древних славян.

Место, где цветут невиданные цветы и растут удивительные деревья, где обитают мирные животные и птицы с чудными голосами. Там же растёт и мировое древо, под сводами которых пируют славянские боги, и протекает Молочная река.    

Шкатулка, Федоскино

Гамаюн

Райская птица Гамаюн, или Симург (на Востоке её ещё называют птицей Хумо) залетела на Русь из Персии, а не из Греции, в отличие от Сирина и Алконост.

Самое раннее упоминание о ней встречается в «Авесте», т. е. в первой половине I тыс. до н. э.а.

В поэме Фирдоуси «Шахнаме» птица Симург спасает богатыря Рустама. В древнетюркских источниках тоже упоминаются «давлят куши» и «кунтубулган», что означает «птица государства» и «солнечная птица».

птица Хумо

Считается, что блеск перьев всех птиц мира идет от сияния перьев первоптицы.

Гамаюн — в русской культуре мифическая волшебная птица , живет она также в Светлом Ирие — месте обитания Богов.

В соответствие с древнеславянскими легендами Гамаюн – птица Яви (ее темный антипод – Сирин – существо, принадлежащее миру Нави).

В произведениях книжности XVII—XIX веков это залетающая из рая безногая и бескрылая вечнолетающая при помощи хвоста птица, предвещающая своим пением смерть государственных деятелей.

В культуре XIX—XXI веков есть два основных направления развития образа: как райской птицы, с которой связываются представления о счастье и блаженстве, и, благодаря творчеству В. Васнецова и А. Блока, как мифической птицы, предвещающей беду.

Визуальный образ птицы гамаюн претерпел изменение с течением времени: сначала у неё появились крылья и ноги, а затем и женское лицо

В старинной «Книге, глаголемой Козмография» (т.е. Космографии или, приближая это название к современной терминологии, географии),на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном.(привет, «плоскоземельщики!):))

«Восточному» происхождению птицы гамаюн обязано её появление в титулах восточных правителей, в первую очередь, конечно, турецкого султана, а также шаха Ирана.

Картотека Древнерусского словаря, хранящаяся в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН, содержит выписки из различных грамот и посланий восточным владыкам, содержащих упоминание этой птицы, причём всегда в одной и той же устойчивой форме.

Птица гамаюн вошла не только в дипломатическую переписку, но и в быт русских царей.
Так, в 1614 г. царю Михаилу Фёдоровичу у московского гостя Михаила Смывалова было куплено несколько диковинных вещиц, в том числе:
«Птица Гамаюн около шеи сверху обнизано жемчугом, на середине жемчужина большая, позадь её на спине репей серебряной, на репьё зерно жемчужное».

И.Е. Забелин упоминает также, что 21 октября 1626 г. «дьяк Ждан Шипов отнёс в Верх к государю в хоромы птицу Гамаюн, которая в этом случае могла быть какою-либо вещицею, изображавшею такую птицу, как она и описана выше».

Возможно, именно об этой вещице пишет так называемая «Книга глаголемая урядник:

Новое уложение и устроение чина сокольничья пути» (1656). Здесь читаем: «Василий Ботвиньевъ, по государеву указу возьми из Гамаюна, райския птицы, письмо… И подьячий… разстегнувъ птицу Гамаюна, вынимаетъ письмо и… чтетъ вслухъ».

В таком случае описываемый у Забелина и в «Уряднике» Гамаюн может быть выполненной в виде райской птицы шкатулкой.

На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное».

Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря. Не обошли вниманием прекрасную птицу и наши классики.

Интересно отметить, что Гамаюн, такая же райская птица, как Алконост и Сирии, никогда не изображалась на лубке с ними вместе. Она, как вещунья, всегда одинока. Такова она и на картине В.М. Васнецова.

Работа Васнецова оказала большое влияние на формирование образа птицы гамаюн в русской культуре.

Васнецов Виктор Михайлович «Гамаюн, птица». 1897г. Холст, масло, 214×135 см. 

Хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале

А. Блок, потрясённый этой картиной, пишет в феврале 1899 г. небольшое стихотворение «Гамаюн, птица вещая»:

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных.

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых.

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!

В 1900 г. А. Блок попытался опубликовать это стихотворение, как и второе, посвящённое Алконосту и Сирину, в журнале «Мир Божий».

Пробежав стихи, редактор журнала старый либерал В.П. Острогорский сказал:

«Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!» – и выпроводил поэта «со свирепым добродушием».

Опытный редактор не понял, не разглядел, что перед ним поэт, которому самому суждено было стать вещим Гамаюном, что его устами древняя птица предвещала время неслыханных катастроф и потрясений, «и трус, и голод, и пожар», и «казней ряд кровавых», и «злодеев силу, гибель правых» – всё то, что суждено было испытать России в наступающем XX в….(тут)

Кадр из кинофильма «Садко» 1952г.(серебряный приз Венецианского кинофестиваля 1953г.)

Лидия Вертинская в образе таинственной птицы.

Согласно мифологии, эта птица – посланник богов. На рассвете она прилетает к людям.

Птица, летящая с востока, предвещает страшный ураган. Что, кстати, является еще одним умением существа: она и дождь способна накликать, и ветром управлять, и метель напустить на округу.

Она поет священные гимны и предвещает будущее тем, кто может услышать ее секреты.

А услышать ее голос среди гула ветра, шелеста листьев и звуков приближающейся грозы не так-то просто.   Гамаюн выступает в роли посредника между богами и людьми, ведь крылатый вестник доставляет важные сведения обычным людям.

 

Гамаю́н Гамаю́н —  предвещает будущее тем, кто умеет слышать тайное.

Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

О Гамаюн, вещей полудеве-полуптице, слагались былины и песни.

Есть она и на гербах русских городов.

Образ вещей птицы Гамаюн был столь любим, что ее имя использовалось в качестве личного, имя использовалось как название в топонимике.

Само название, возможно, происходит от «гаманить», то есть рассказывать, говорить.

Родственно со словом «Гамаюн» знакомое нам слово «гомон».

Как мы видим по многочисленным изображениям, в том числе вошедшим в сокровищницу русской живописи, Гамаюн имеет голову и грудь прекрасной девы, а туловище большой птицы, перья яркие и выразительные.

Иногда же человеческих черт в облике Гамаюн нет, это просто огромная птица.

Кое-где встречаются упоминания, что Гамаюн способна к перевоплощению и целиком становится девой.

Так про нее рассказывают в древней рукописи:

«Гамаюнъ птица инакоже и манкория, еяже и райской птицею именуетъ, величеством поболе врабия хвостъ имать семи пядей, ногу и крылъ у себе не имать, обаче выну непрестанно по воздуху ховстомъ своимъ летаетъ, и никогда не почиваетъ, цветже перия ея велми прекрасенъ естъ, и пожелателенъ видению человеческому».

Таким образом, птица это необычная, неземная.

Способна посетить все уголки Явного Мира, сидит на ветвях в лесу — там ее видят.

Вот что гласит древнее поверье:

«Если крыльями своими Гамаюн повеет на голову – быть ему владыкой. Если птица свой полёт над его головой прервёт – случиться бедам большим. Если грянет на землю и дух испустит – скончается князь или приближенный к нему».

Ирина Мохова

Содержание песни Гамаюн тоже говорит о будущем, рассказывает волю высших сил.

Вообще же, как верили  древние славяне, вещей Гамаюн известно всё: как произошла земля, люди на ней, птицы, звери. Поговорив с волшебной птицей, можно узнать все эти тайны. Предки считали, что Гамаюн может влиять на людей, воздействовать своей силой. Вообще, Гамаюн говорит много, помогает людям праведным, может даже раскрыть секрет. Может научить способности делать предсказание.

Ее пение вдохновляет на подвиги, великие свершения.

Опасна ли птица Гамаюн для людей?  

Как правило, Гамаюн не нападает на прохожих, злобы к людям не проявляет.

Но опасность кроется в другом. По легендам, пение Гамаюн настолько прекрасно, что невольно люди заслушиваются, забывают себя, свои дела, идут за вещей птицей куда глаза глядят.

К тому же, Гамаюн вдохновляет поэтов, певцов, сказителей — подсказывает им волшебные истории,образы.

Гамаюн — воплощение поэзии, тайных знаний и творчества. Неудивительно, почему образ вещей птицы так популярен среди стихотворцев, художников, писателей.

Достойным людям, искренним и честным Гамаюн всегда помогает, она с легкостью может подсказать наиболее оптимальный вариант решения проблемы или даже раскрыть какую-либо тайну.

Как воплощение бога мудрости Гамаюн обладает колоссальным объемом знаний обо всех аспектах мироздания, поэтому грамотно заданный вопрос всегда приводит к исчерпывающему ответу.

Живет Гамаюн на острове Буяне (в Алатырском море).

По другой версии место ее обитания – некий Макарийский остров (некоторые исследователи полагают, что это всего лишь другое название того же Буяна).

Гамаюн часто посещает Правь и Славь, но не задерживается там надолго.

В геральдике ирийская-райская птица (Гамаюн) — мифическая птица счастья.

Её можно увидеть на гербе Смоленска и городов Смоленской области.(на иллюстрации как раз изображение старого герба Смоленска)

Герб г. Пучеж. Пу́чеж — город районного значения в Ивановской области в России, административный центр Пучежского района.

Ирина Василенко

Она есть и на гербах тех фамилий, которые ведут происхождение от смоленского князя Ростислава Мстиславовича. Среди них — князья Вяземские, Кропоткины, Татищевы и много других не менее известных имён.

В настоящее время большинство специалистов считают, правда, что птицу Гамаюн нельзя отождествлять с символикой других райских птиц — Сирина, Алконоста и Феникса. Дело в том, что производное от слова «Хумо» — прилагательное «хумаюн» переводится на русский язык как «добрый, хороший», но и как «благородный, благословенный, высочайший, шахский, императорский».

Это и есть качество, отличающее ее от других птиц — как самую царственную.

Бем Елизавета Меркурьевна. Птица Гамаюн. Картон, акварель, белила. 27х14,3. 20 век. Пермская государственная художественная галерея.

В последней трети XX в. ещё один поэт (и бард) обратился к теме райских птиц – это сделал Владимир Высоцкий в  его песне «Купола».

Высоцкий, в отличие от Васнецова и Блока, свёл в своей песне вместе всех трёх птиц — и Алконоста, и Сирина, и Гамаюна. Есть в их изображении и традиционные, уже известные нам мотивы, но появляются и новые ноты, как тому и положено быть не у подражателя, а у продолжателя традиции.

Репин Илья Ефимович. Птица Гамаюн. Доска, масло. 75,5х36,5. 1892. Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств.

В первую очередь — общий стилистический тон всего произведения. Есть в нём нечто сюрреалистическое, даже визионерское.

Все три птицы у Высоцкого оказываются вещими, но в то же время сказочными, нереальными:

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споётся мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют – да всё из сказок.
Птица Сирии мне радостно скалится,
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив – тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черёд,
Это птица Гамаюн
Надежду подаёт!

Это, конечно, не лубок, не Васнецов и не Блок.
Птица радости Сирин предстаёт в виде игривой и назойливой кокетки.
Птица грусти и печали Алконост является каким-то почти босховским виденьем из наркотического кошмара.
И только трагическая вещунья Гамаюн неожиданно становится воплощением надежды.

Основные живописные работы с изображением райской птицы Гамаюн сотворили старинные художники, в современности этот образ используется очень редко и бездумно.

 Из разных источников, остальные указаны в тексте.

продолжение о других птицах из мифов славян в следующий раз.

«Птица — одновременно символ счастья, полёта, мечты; печали, грусти и размышления; прожорливости и коварности. Поэтому, наверное, в мифах, легендах и преданиях и существуют разные птицы.

Итак, Алконост и Гамаюн, Сирин и Феникс, Жар-птица и грифоны — наши сегодняшние герои.

  Алконост

Сказочная птица с человеческим лицом, изображавшаяся на старинных русских лубочных картинах. Голос сладок и волшебен. Лик прекрасной женщины. Тело же птичье.

Живёт Алконост в славянском рае (Ирии).

Кто услышит пение Алконоста, забудет всё от восторга и радости. Алконост может яйца нести “на крае моря”, не высиживая, а погружая в морскую глубину. Семь дней подряд стоит ясная, безветренная погода — значит, вот-вот вылупятся птенцы Алконоста.

Интересно, что славянский миф об Алконосте перекликается с древнегреческой легендой о девушке Алкионе. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по её имени алкион (зимородок). Видимо, так слово попало и в русский язык: это искажение древнерусского выражения “алкион есть птица”.

Сирин

Одна из райских птиц. Её название напоминает название славянского рая — Ирий. Хотя, конечно, название это происходит от греческого слова сирена.

В древнерусской письменности и устных сказаниях — мифическая птица с женским лицом и грудью.

Но Сирин, в отличие от Гамаюна и Алконоста, птица мрачная, тёмная и печальная. Сирин — воплощение несчастной души.

Кто голос этой птицы услышит, тот забывает обо всём. Но скоро сваливаются на человека несчастья и горести всякие.

В русском искусстве Сирин и Алконост — часто встречающийся сюжет.

Гамаюн

Гамаюн — тоже птица, глашатай славянских богов. Она поёт людям божественные гимны, сообщает будущее.

Разгулялася непогодушка,

Туча грозная поднималася.

Расшумелись, приклонились дубравушки,

Всколыхалась во поле да ковыль-трава.

То летела Гамаюн — птица вещая –

Со восточной со сторонушки,

Бурю крыльями поднимая.

Из-за гор летела высоких…

Поэт Николай Клюев посвятил этой птице строки:

Я люблю малиновый падун,

Листопад горящий и горючий,

Оттого стихи мои как тучи

С отдалённым громом тёплых струн.

Так во сне рыдает Гамаюн,

Что забытый туром бард могучий.

Жар-птица

Жар-птица — сказочная птица из славянского эпоса, воплощение лучезарного бога солнца и в то же самое время гневного бога грозы.

В народном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, и ее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния. За Жар-птицей отправляются сказочные добры молодцы, и к тому, кто овладеет хоть одним ее пером, приходит великое счастье.

Жар-птица живет в тридевятом царстве, тридесятом государстве в прекрасном саду, окружающем терем Царь-девицы (или у Кощея Бессмертного в пещерах каменных среди других сокровищ, которые он охраняет). Растут в том саду золотые яблоки, возвращающие молодость старикам. Днем Жар-птица сидит в золотой клетке, напевает Царь-девице райские песни. Когда поет Жар-птица — из клюва скатный жемчуг сыплется. Ночью летает Жар-птица по саду, вся как жар горит; полетит куда-нибудь — все вокруг осветится разом. Одному ее перу цена побольше целого царства будет, а самой Жар-птице и вовсе цены нет.

Феникс

Легендарная и в чём-то трагичная птица, которая создает для себя погребальный костер и возрождается из собственного пепла. Место её происхождения связывают часто с Эфиопией. Название дано ей ассирийцами. Ещё в Древнем Египте Феникс был священным существом. Там он назывался Вену и имел сходство с орлом. Рассказывали, что эта птица (только мужского рода) с прекрасным красно-золотым оперением живет пятьсот лет и дольше. Говорят, что в конце жизни Феникс строит гнездо из ветвей благовонных деревьев и поджигает его. Пламя пожирает и птицу, и её гнездо. Из пепла выползает на свет гусеница, и из неё вырастает новый Феникс.

Геродот предлагает версию, согласно которой птица Феникс из Аравии переносит прах отца в яйце в Египет, где жрецы сжигают его.

В раннехристианской литературе Феникс — символ бессмертия и воскресения.

Симург

Исполинская вещая птица древнеиранских мифов, гнездящаяся в ветвях Древа Познания.

Как царь птиц, Симург изображался фантастическим крылатым существом с головой и лапами пса, покрытым рыбьей чешуей (что символизировало его господство на земле, в воздухе и в воде). Его яркое оперение затмевало блеск фазана и павлина. Симурга наделяли способностью исцелять, иногда он выступал орудием судьбы и ему приписывали бессмертие. Он был свидетелем троекратной гибели мира и знает все обо всех эпохах, прошедших и будущих.

Птица Рух

Гигантская птица, известная по арабским сказкам, легендам, по преданиям древних путешественников. Если верить описаниям, эти исполинские птицы были так громадны и могучи, что лапами своими хватали слона, поднимали его в воздух, а затем бросали на землю, чтобы убить и потом расклевать. Они нападали на корабли, забрасывая их огромными камнями и скалами.

Знаменитый путешественник Марко Поло сообщает, что жители острова Мадагаскар рассказывали ему об удивительных птицах, перья которых имеют в длину восемь шагов. С виду они напоминают орлов, только размерами намного больше. Марко Поло прибавляет, что китайские послы повезли Великому Хану перо птицы Рух.

Гаруда

В индуистской мифологии прародитель и царь всех пернатых, безжалостный пожиратель змей, гигантская птица, на которой совершает свои полеты бог Вишну. Его изображают человекообразным существом с орлиным клювом, золотыми крыльями и когтистыми лапами. Движение его крыльев порождало бурю, блеск оперения Гаруды был так силен, что затмевал даже сияние солнца. Гаруда обладал способностью увеличивать свою силу настолько, насколько ему это было нужно.

Гаруда согласился стать ездовой птицей бога Вишну, когда тот признал Гаруду выше себя и поместил его изображение на своем знамени. В храмах Индии издревле поклоняются статуям Гаруды из бронзы или камня, в V веке н. э. появляются его изображения на монетах.

Грифон

Грифоны — мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла или льва. Имеют острые когти и белоснежные или золотые крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. Их роль и в различных мифах и в литературе неоднозначна. Они могут выступать и как защитники, покровители, и как злобные, ничем не сдерживаемые звери

По материалам Информационного Канала Subscribe и сайта Легенды народов мира

Мифические райские женщины-птицы древних славян и их значение: сирин и алконост — птица радости и птица печали, вещая птица гамаюн, стратим птица, матерь Сва и другие.

Дата обновления статьи: 05.01.2023

*В заглавной картинке использована работа Евгении Марочко «Птица Сирин».

В рамках данной статьи мы ставим задачу подробнее остановиться именно на образах мифических птиц с женским лицом, к которым относятся Сирин, Алконост, Гамаюн, Стратим-птица и Матерь Сва. Однако, чтобы разобраться в их значении и причинах возникновения нам не обойтись и без некоторых других — реальных, но наделенных определенными магическими функциями птиц.

Иван Билибин. Баба-Яга и девы-птицы

Иван Билибин. Баба-Яга и девы-птицы

Вообще, образ птицы как некий сакральный символ занимает важнейшее место в славянской культуре — встречается он и в древних легендах о сотворении мира (Уточка, которая ныряет на дно Мирового Океана, чтобы достать кусочек земной тверди, из которой впоследствии образуется вся суша), и в сказках (Жар-птица как объект желания, Гуси-лебеди как помощники Бабы-Яги), и в былинах. Существует огромное количество погодных примет, связанных именно с птицами.

Вороны и галки вьются в воздухе — перед снегом, садятся на снег — к оттепели, садятся на верхушки деревьев — к морозу.


Ворона кричит на полдень — к теплу, на север — к холоду.


Чайка прилетела — скоро лед пройдет.


Апрельский скворец — весны гонец.


Соловей запевает когда может напиться воды с березового листа.


Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» — будет стоять хорошая осень.

Виктор Корольков. Финист Ясный сокол

Виктор Корольков. Финист ясный сокол

Образ сокола и ворона в мифологии: символическое значение

Особыми птицами Древней Руси можно назвать сокола и ворона. Первый — это не только семейный тотем Рюриковичей, но и одна из ипостасей героя как такового. Вспомните, например, сказку о Финисте Ясном Соколе. Кстати, почти всегда когда в нашем фольклоре речь идет о способности некого человека обратиться в животное или птицу этой птицей будет сокол. Так, именно в сокола (а также волка и щуку) чаще всего обращается богатырь Вольга Святославович, известный также под именем Волх Всеславьевич, которое, конечно, гораздо точнее отражает его характер и способности — ведь это не просто богатырь, а настоящий волхв, которые мог превратиться в любого зверя или птицу и использовать силы природы для победы над врагом.

Так, например, описывается момент его взросления и самые первые уроки, которые он усвоил:

«…Как исполнилось ему шесть лет, пошел он по земле гулять. От его шагов земля заколебалась… Стал Вольга Всеславьевич обучаться всяким хитростям. Научился он соколом по небу летать, научился се рым волком обертываться, оленем по горам скакать…»

Богатырь Вольга

Борис Ольшанский. Волх Всеславич

Следующий эпизод иллюстрирует один из моментов во время его с дружиной похода: там Вольга посылает своих дружинников наловить в лесу гусей, лебедей и серых уточек, но богатыри возвращаются домой ни с чем не поймав даже воробья.

«А Вольга над ними посмеивается:


— Что без добычи вернулись, охотнички? Ну, ладно, будет вам чем попировать. Идите к силкам да смотрите зорко.

Грянулся Вольга оземь, взлетел белым соколом поднялся высоко под самое облако, грянул вниз на всякую птицу поднебесную. Бьет он гусей, лебедей, серых уточек: только пух от них летит, словно снегом землю кроет. Кого сам не побил, того в силки загнал.


Воротилися богатыри в стан с богатой добычей. Развели костры, напекли дичины, запивают дичину ключевой водой, Вольгу похваливают».

Другой эпизод описывает как Вольга в образе воробья прилетает в горницу к царю Салтану Бекетовичу, который собирается идти войной на Русь и слушает как жена Салтана Азяковна с тревогой рассказывает тому о своем сне:

«Ах, царь Салтан, нынче мне плохой сон виделся: будто бился в поле черный ворон с белым соколом. Белый сокол черного ворона закогтил, перья наветер выпустил. Белый сокол — это русский богатырь Вольга Всеславьевич, черный ворон — ты, Салтан Бекетович. Не ходи ты на Русь. Не взять тебе девяти городов, не княжить в Киеве».

Слово о полку Игореве. Иллюстрации Бисти

Интересные упоминания о соколе есть в самом начале «Слове о полку Игореве», которое на сегодняшний день признано одним из древнейших письменных источников на русском языке. Приводим эпизод в переводе А. Н. Майкова — в других вариантах перевода выделенные слова также присутствуют:

Не начать ли нашу песнь, о братья,


Со сказаний о старинных бранях, —


Песнь о храброй Игоревой рати


И о нем, о сыне Святославле!


И воспеть их, как поется ныне,


Не гоняясь мыслью за Бояном!


Песнь слагая, он, бывало, вещий,


Быстрой векшей по лесу носился,


Серым волком в чистом поле рыскал,


Что орел ширял под облаками!


Как воспомнит брани стародавни,

Да на стаю лебедей и пустит


Десять быстрых соколов вдогонку;


И какую первую настигнет,


Для него и песню пой та лебедь, —


Песню пой о старом Ярославе ль,


О Мстиславе ль, что в бою зарезал,


Поборов, касожского Редйдю,


Аль о славном о Романе Красном…

Но не десять соколов то было —


Десять он перстов пускал на струны,


И князьям, под вещими перстами,


Сами струны славу рокотали!..

(в переводе А. Н. Майкова)

Виктор Корольков. Живая и мертвая вода

Виктор Корольков. Живая и мертвая вода

Ворон же — вторая важнейшая птица в русской культуре — это олицетворение мудрости, вещая птица тесно связанная с потусторонним миром. Именно он ведает где есть живая и мертвая вода и может принести ее, чтобы помочь герою в беде, он же сопровождает души умерших до райских Врат. Образ ворона настолько глубок и многогранен, что вполне заслуживает отдельного исследования.

Но вернемся теперь к волшебным женщинам-птицам Древней Руси — Сирин, Алконост, Гамаюн, Матерь Сва и Стратим-птица. Не написал о них, кажется, только ленивый, и по сути все написанное лишь пересказывает одно и то же на новые лады. Но не спешите закрывать наш текст. Мы провели собственное расследование на предмет куда уходят корни этих мифических птиц в русской культуре и готовы поделиться некоторыми интересными наблюдениями, выходящими за привычные рамки.

Виктор Васнецов. Сирин и Алконост

Виктор Васнецов. Сирин и Алконост

Алконост и Сирин — птицы радости печали или райские птицы? Легенды и описания

Начнем с пары Алконост и Сирин — очень часто они изображаются вместе, как птицы печали и радости и в этом смысле неотделимы друг от друга. Основное их внешнее отличие заключается в том, что Алконоста, как правило, изображают с руками — то есть по пояс он представляет собой человека, но с крыльями и птичьими лапами. Сирин же являет собой птицу, но только с человеческим лицом. Различается и их местопребывание — Сирин живет в «едемском раю», Алконост же локализуется где-то близ Рая:

Близ рая пребываетъ.


Некогда и на Ефрате реце бываетъ.

И.И.Глазунов. Песнь Алконоста

Иван Глазунов. Песнь Алконоста

Обе они обладают сладкими завораживающими голосами, но если пение Алконоста служит для утешения святых угодников, а на человека оказывает завораживающий эффект, то пение Сирина убивает. Различен и характер их песен — песни Алконоста проникнуты светлой печалью, песни Сирина — веселы и прекрасны, сулят внеземные радости, но в то же время и являются смертельно опасными, что, очевидно, роднит его с образом морских дев сирен, завлекавших мореходов в морскую пучину.

«Алконост близ рая пребывает… Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает».


«(Сирин) …сладкогласно поет; всяк человек, во плоти живя, не может слышать пения ея: как услышит, так себя забывает и, слушая пение, умирает».

Сирин и Алконост. Иллюстрация

Сирин и Алконост. Русский рисованный лубок

Однако, все эти описания Алконоста и Сирина — продукт уже не столь отдаленных от нас веков, проникнутых духом христианства и греческой культуры. Именно такими они показываются в книгах-лубках, из которых мы сегодня о них и знаем. Из того же времени лубков XVII—XVIII вв. идет и привязка происхождения самих этих птиц к легендам чужих стран. Так, в Алконосте нам предлагается видеть переложение древнегреческой легенды об Алкионе, муж которой погиб во время бури, а она — обезумев от горя, решает бросится в море вслед за ним, но избегает гибели волей богов, которые вместо этого превращают ее в отважную птицу зимородка («алкион» = «зимородок»). Появление слова АлкоНОСТ связывается с опечаткой вкравшейся в перевод легенды об Алкионе.

Виктор Корольков. Сирин

Виктор Корольков. Сирин

Что касается Сирина, то как уже было упомянуто — его прообразом считают опять же греческий источник — а именно сирен. История с сиренами несколько запутана: с одной, стороны — это женщины-птицы, облик которых дан им в наказание за некоторые проступки (наказание за гордость от Афродиты, или же наказание от муз, за то что состязались с ними в пении). С другой стороны — они тесно связаны с морем, и чаще всего угрожают своими песнями, от которых люди теряют рассудок и умирают, именно мореходам. Важность привязки к морю, очевидно, привела к тому, что в некоторых случаях птичьи черты ушли вообще, и заменились «рыбьими» — сирена стала восприниматься кем-то вроде сладкоголосой русалки. Кстати, в дальнейшем образ русалки закрепился за реальным животным — морской коровой, которую издалека можно принять за купающуюся женщину…

Иван Глазунов. Песнь Сирина

Иван Глазунов. Песнь Сирина

Но, позвольте, какое все это имеет отношение к Древней Руси? Почему непременно сюжет изображения с женщиной-птицей должен быть нами у кого-то заимствован и не может считаться исконным, хотя на это указывает множество самых разных фактов? Неужели мы должны поверить в то, что некий крестьянин Архангельской губернии станет вырезать на свой избе наличники с изображением греческого Алкиона или сирен? Такое утверждение не может быть ничем иным как уничижением творческих способностей наших предков, и надменным отрицанием наличия у них собственных древних культурных образов.

Виктор Корольков. Алконост

Виктор Корольков. Алконост

Изображения неких птиц с женскими лицами (откажемся пока от наименований Алконост и Сирин) были распространены повсеместно, наряду с такими архаичными символами как Мировое Древо, Солнце, Конь. Вот лишь некоторые примеры:

Мифические девы-птицы в вышивке

Райские птицы с женскими лицами в вышивке XIX века

Волшебные птицы в вышивке XIX века. «Великорусские узоры» из коллекции Далматова.

Райские птицы с женскими лицами в вышивке XIX века

Волшебные птицы в вышивке XIX века. «Великорусские узоры» из коллекции Далматова.

Мифические райские женщины-птицы в зодчестве

Птица Сирин на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском

Женщина-птица в камне. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. XIII век. Источник: LiveJournal, vita_colorata 16/08/2012

Женщина-птица на стенах Дмитриевского собора во Владимире

Женщина-птица в камне. Дмитриевский собор во Владимире. XII век.

Волшебная птица с женским лицом. Резьба по дереву на воротах усадьбы XIX века в деревне Камельской

Волшебная птица с женским лицом. Резьба по дереву на воротах усадьбы XIX века в деревне Камельской (Свердловская обл., Урал). Фото: Роман Суханов

Женщина с лицом птицы. Подзор резной. Средневолжский район

Женщина с лицом птицы. Подзор резной. Средневолжский район.

Женщина с лицом птицы. Резьба по дереву

Женщина с лицом птицы. Резьба по дереву.

Мотивы женщины-птицы в зодчестве

Мотивы мифической женщины-птицы в зодчестве.

Птицы с женским лицом на предметах быта

Блюдо из Корсуни с рисунком волшебной девы-птицы. IX-X век

Блюдо из Корсуни с рисунком волшебной девы-птицы. IX-X век.

Деревянный сундук с изображением райской женщины-птицы. 1710 г.

Деревянный сундук с изображением райской женщины-птицы. Роспись 1710 г.

Муравленый печной изразец с изображением райской птицы с лицом женщины.

Муравленый печной изразец с изображением райской птицы с лицом женщины

Как мы видим, крестьяне использовали образ некой волшебной птицы — назовем ее райской — на всех предметах быта — от сундуков и туесков до саней. Причем, в этом контексте она выступает определенно как положительный символ, который на поверку совершенно ничего общего не имеет с коварством греческой сирены, которая своим пением обрекает на смерть. Наоборот — в нашей культуре — райская женщина-птица — это залог счастья, радости, охранительный символ. Так, в стихе «Сорок калик с каликою» есть такие строки:

Прилетела птица райская,


Садилась на тот сырой дуб,


Пела она песни царские.


Кто в эту
пору-времечко


Помоется росою с этой шелковой травы,


Тот здрав будет.

Виктор Корольков. Небесное царство Ирий.

Виктор Корольков. Небесное царство Ирий

Интересно в этой связи вспомнить также об устойчивой связи Ирия (славянского рая) и птиц в народной памяти. Видя, улетающие на юг птичьи караваны, наши предки говорили: «Птицы в Ирий полетели» — то есть птица, почти всегда, в любой виде и форме — это светлое создание, ассоциирующееся с раем, светом, легкостью, радостью, Богами. Причем эта ассоциация сложилась задолго до прихода на Русь концепции христианского рая, ведь рай у наших предков назывался Ирием задолго до этого.

Райские птицы с женским лицом в росписях прялок

Мифическая женщина-птица или дева-птица или райская птица с женским лицом на росписи северных прялок

Мифическая женщина-птица или райская птица с женским лицом в росписи северных прялок

Показательно обращение к образу райской птицы на росписях северных прялок. Как известно, прялка вообще считалась чуть ли не магическим предметом в доме, и изображения для ее отделки всегда выбираются особенно тщательно. На прялках она чаще всего изображается в круге с широко раскрытыми крыльями, что представляет собой ничто иное как солярный символ — одушевленное представление всепобеждающей и всепроникающей власти солнца. Это очень типичное для северных прялок изображение, означающее пожелание счастья в доме его владелицы.

Образ мифической птицы в ломатовской культуре Прикамья

Изба-птица, Прикамье

Изба-птица. Прикамье

Другой интересный момент связан с так называемой ломатовской культурой Прикамья, которую археологи относят в V–IX векам. Одним из главных символов этой культуры являлась птица с распахнутыми крыльями и человеческим ликом на груди — это изображение использовалось в виде оберега повсеместно — в деревянном зодчестве, на одежде, на предметах быта. Кроме того, еще издревле крестьяне в пермском крае ставили свои избы так, что внешне они как бы напоминали птиц — с широкими скатами крыш похожими на крылья. Более того они и назывались >«избы-птицы», а «птичья» символика пронизывали все детали конструкции от конька, до желобов отводящих дождевую воду.

Ломатовский идол: птицевидный идол VI-VIII века. Культура Прикамья

Предметы ломатовской культуры (Пермский край, VI-VIII век): слева — птицевидный идол с человеческим лицом на груди; справа — трехголовая птица в полете. Оба предмета использовались как обереги.

Трансформация образа женщины-птицы в славянской культуре и мифологии

Лубок: Сирин и Алконост

Лубок: Райская птица Сирин и райская птица Алконост

Кстати, в небольшом количестве сохранились изображения райской птицы с обнаженной грудью — их необходимо признать наиболее архаичными, идущими еще от времен поклонения божественным силам природы. В таком виде женщина-птица является уже неким воплощением кормилицы, то есть женского начала, охраняющего и взращивающего весь род. 

Разумеется, такой образ не мог быть приемлемым в новой религиозной парадигме, но искоренить его полностью просто не представлялось возможным, поэтому он, как и многие другие исконные языческие (или ведические?) культурные явления, был именно интегрирован под новым ракурсом. Обнаженная грудь исчезла, а райская птица превратилась в божью посланницу, причем уже с собственным именем, выведенным из греческого (!) мифа и прочно связанную именно с ним. Таким образом, неискоренимая женщина-птица как бы отрывалась от славянского язычества, из которого она возникла, и становилась безобидной и относительно «современной» иллюстрацией занятной сказки.

Серафимы, херувимы, ангелы

Подборка изображений ангелов, серафимов и херувимов

Кстати, что есть христианские изображения ангелов, херувимов и серафимов как не то же самое видоизмененное изображение птице-человека? Не потому ли мы в таком избытке встречаем их в росписях церквей и оформлении различных манускриптов, что такая иллюстрация была очень близка и понятна русскому человеку, производила впечатление, что ничего основополагающего не изменилось…

Волшебные птицы из сказок и упоминания о женщинах-птицах в литературе

В древнерусской литературе и фольклоре волшебные женщины-птицы также встречаются нередко, особенно в виде девы-лебедя. Например, упоминание о Деве-Обиде с лебедиными крылами есть в том же «Слове о полку Игореве» — здесь она выступает предвестницей Беды, что роднит ее уже с птицей-Гамаюн, имеющей способность предсказывать будущее:

Дева-обида. Виктор Ефименко, 1982. Иллюстрация к

Виктор Ефименко. Дева-обида, 1982. Иллюстрация к историческому эпосу «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова»

«Уже бо, братие, невеселая година встала, уже пустыни силу прикрыла. Встала обида в силах Даждьбога внука, вступила девою на землю Трояна, всплескала лебедиными крылами на синем море, у Дону плещущи, убуди жерня времена — усобица князем на поганые погыбе, рекоста бо брат брату: «се мое — а то мое же».

Константин Васильев. Валькирия

Константин Васильев. Валькирия

С другой стороны, по мнению собирателя русских народных сказок Афанасьева, эта дева-птица по прозванию Обида родственна скандинавским небесным воительницам: 

«Воинственным характером своим валькирии сходятся с сербскими вилами; они приносят с собой войну и все ее ужасы, что напоминает нам чудесную деву „Слова о полку Игореве“, которая плескалась на синем море лебедиными крыльями и названа Обидою… Название Обида согласуется с теми собственными именами, какие приданы небесным воинственным девам в преданиях греков и германцев — например, Распря, Победа и пр. …Между собственными именами валькирий известны еще Hildr и Gunr… что указывает на олицетворение понятий битвы, войны…» («Поэтич.воззр»., 1869)

Игорь Ожиганов. Царевна-Лебедь

Игорь Ожиганов. Царевна-Лебедь

Это не единственное упоминание о деве-лебеди — в сказках и былинах она фигурирует неоднократно: например, один из часто встречающихся сказочных сюжетов говорит о девах-лебедушках, которые ночью прилетают к некому озеру или морю, обращаются в девушек и купаются. В этот момент горой сказки часто крадет крылья или перья одной из девушек, оставленные на берегу, и таким образом ловит ее, так как она уже не может обернуться лебедью и улететь.

Сергей Соломко. Царевна-Лебедь

Игорь Ожиганов. Царевна-Лебедь

Лебедь-птица, красная девица есть в сказке Афанасьева о Даниле Бесчастном, напоминающем своим строем былину. Там чтобы исполнить сложное повеление князя Даниле рекомендуется подстеречь на море Чудо-Юду и потребовать от него, чтобы явилась «Лебедь-птица, красная девица» и исполнила невыполнимую работу. Этот сюжет удивительным образом перекликается со сказкой А. С. Пушкина «О Царе Салтане» где Царевна-Лебедь также с легкостью выполняет все просьбы Гвидона.

Гамаюн — птица Вещая

Как уже было отмечено провидческие способности Девы-Обиды очень напоминают другую волшебную птицу — Гамаюн. На Руси она считалась посланницей богов, оглашающей их волю. Кроме того, известна она тем, что поет божественные гимны, то есть «славит» Богов, что по смыслу идентично одной из трактовок происхождения слова «славяне».

Песни птицы Гамаюн

Песни птицы Гамаюн. Автор неизвестен.

«Прилети, Гамаюн, птица вещая, через море раздольное, через горы высокие, через темный лес, через чисто поле. Ты воспой, Гамаюн, птица вещая, на белой заре, на крутой горе, на ракитовом кусточке, на малиновом пруточке».

Люди верили, что Гамаюн знает все обо всем на свете — о Богах, людях, животных, явлениях, о прошлом и будущем. Только вот понять ее предсказания способны не все — для этого нужно уметь разбирать тайные знаки. Сам крик птицы Гамаюн уже сулит счастье или предвещает некую добрую весть.

Виктор Корольков. Гамаюн

Виктор Корольков. Гамаюн

«Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам… Отчего зачался весь Белый Свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились? И задули как ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?


…Ничего не скрою, что ведаю…»
(Отрывок из «Голубиной книги»)

Интересно, что в иранском эпосе также известна птица со сходным названием Хумаюн, которая считается птицей радости. Это дало повод некоторым ученым доказывать, что и Гамаюн как таковой пришел на Русь с востока от персов, тем более, что где-то на востоке он по преданиям и обитает: 

„…остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное“. 

Однако, почему бы не предположить, что образ птицы Гамаюн или Хумаюн возник в древнейшие времена общей индоевропейской истории, то есть является исконным как для славян, так и для персов? Кстати, само название этой птицы вполне можно вывести из древнерусского слова „гамаюнить“, то есть рассказывать что-то — и разве не этим славится птица Гамаюн? В современном белорусском языке также есть аналог — „гаманiц“, — то есть „разговаривать“.

Есть у Гамаюн и другая любопытная черта — ее полет способен вызвать страшную бурю:

Виктор Васнецов. Гамаюн

Виктор Васнецов. Гамаюн

„Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималася. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн — птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из-под тучи той непогожей.“

Вызывающий бурю полет Гамаюна позволяет связать ее уже с другой волшебной птицей — Стратим-птицей.

Стратим птица в славянской мифологии

В некоторых версиях „Голубиной книги“ (читать о «Голубиной книге» подробнее) — одном из древнейших сказаний русского народа, записанном во множестве вариантов с устных пересказов — также есть упоминания о Стратим-птице. Речь идет о том отрезке „Голубиной Книги“ где у некого субъекта обладающего знаниями и мудростью (это в разных версиях, может быть — птица Гамаюн, или царь Давыд, или Волотоман Волотоманович) воспрошают о главенствующих сущностях в разных категориях:

Который камень всем камням мати?

Кое-древо всем древам мати?


Кая трава всем травам мати?


Которое море всем морям мати?


Кая рыба всем рыбам мати?


Кая птица всем птицам мати?


Который зверь всем зверям отец?

Касательно категории птиц на это следует такой ответ:

„…а которая птица всем птицам мати?


А 
Стратим-птица всем птицам мати,


А живет она на 
Океане-море,


А вьет гнездо на белом камене;


Как набегут
гости-корабельщики


А на то гнездо
Стратим-птицы


И на ее на детушек на маленьких,

Стратим-птица вострепенется,

Океан-море восколыблется,

Как бы быстрые реки разливалися,


Топит он корабли гостинные,


Топит многие червленые корабли


С товарами драгоценными!“

В других древних преданиях также отмечается, что когда Стратим-птица (или, по-другому — Страфиль-птица) кричит — поднимается страшная буря. Стоит же ей махнуть крылом — как на море появляются огромные волны. Если же она взлетает, то на море вздымаются такие волны, что не только переворачивают корабли, но и смывают с берегов целые города. То есть в некотором смысле Стратим-Птица повелевает стихиями, или может рассматриваться как олицетворение неукротимых сил природы.

Виктор Корольков. Стратим

Виктор Корольков. Стратим

Кстати, живет она всегда именно на Море-Окияне, как и другая волшебная птица Алконост. Как и прочие птицы она обладает женским лицом и, помимо прочего, увенчана хрустальной короной, что, вероятно, отражает ее статус Птицы Птиц, которая „всем птицам Мати“.

Впрочем, Стратим-птицу несмотря на сопровождающие ее смертоносные бури все же стоит отнести к положительным персонажам несущим благо — ведь она помогает герою сказок выбраться с безлюдного острова и на своих крылах переносит его через Море-Окиян за то, что он спас ее птенцов.

„Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля“ — такое необычное пророчество сохранилось об этой птице птиц. Смысл его не вполне ясен, но из текста понятно, что некоторое событие наступит после того как Стратим-птица его возвестит своим поведением — здесь опять мы видим сближение ее с образом божественного глашатая Гамаюна.

Образ Жар-Птицы в народном творчестве: описание и название. Жар-птица и золотые яблоки. 

Другая часто встречающаяся волшебная птица Руси — это, Жар-птица. Она немного выбивается из нашей подборки, так как в отличие от других рассматриваемых волшебных птиц, не обладает никакими человеческими чертами во внешности, однако, упомянуть о ней совершенно необходимо в связи с некоторыми ее особенностями.

Жар-птица

«Жар-птица». Узоры на черном фоне. Художники Палеха Борис и Калерия Кукулиевы

Так, Жар-птица в русских сказках часто является главной целью поисков героя, причем сразу по многим причинам: ее перья обладают свойством свечения, когда она поет — из клюва сыпется жемчуг, пение Жар-птицы возвращает зрение ослепшим, а питается она молодильными яблоками, которые даруют вечную молодость, здоровье, красоту и бессмертие.

Сначала разберем эффект удивительного свечения Жар-птицы, который всегда так поражает тех, кто ее видит — он указывает на то, что Жар-птица является воплощением огня, света и солнца — то есть концентрирует в себе все самые священные и краеугольные для древнего славянина явления. В этом же контексте ее можно сопоставить и с известной птицей Феникс, бессмертной — всегда возрождающейся в очистительном пламени.

То, что пение Жар-птицы дает возможность слепым прозреть — можно рассматривать как некую аллегорию: „прозреть“ ведь можно не только глазами, но и сердцем, умом, когда с разума падает пелена ложных воззрений, теорий и постулатов. То же самое делает и вещая птица Гамаюн — позволяет людям (достойным этого) получить ответы на важнейшие жизненные вопросы, то есть как бы своим пением выводит их из тьмы неведения к свету понимания и осознанности.

Виктор

Виктор Корольков. Дары Алконоста

А сюжет с молодильными яблоками, в свою очередь, самым прямым образом связывает Жар-птицу с волшебными птицами Сирином и Алконостом! Существует народное поверье, которое гласит, что накануне Яблочного Спаса в яблоневый сад прилетают из мира Прави (мира Богов, Правды и Света) птицы Сирин и Алконост. Сначала сады посещает Сирин, которая оплакивает там людей, живших не по Правде, а по Кривде. Именно по этой причине до 19 августа есть яблоки не рекомендуется — они буквально наполнены горем и печалью песен птицы Сирин, а тому кто их отведает грозит целый год бед и несчастий.

Виктор

Виктор Корольков. Сад Ирий

Потом в яблоневый сад прилетает Алконост — птица счастья, которая поет свои песни наполненные радостью жизни (тут, мы кстати, видим явное противоречие народных верований с „официальным“ портретом Алконоста, согласно которому ее песни как раз наполнены светлой печалью). Со своих крыльев она стряхивает божественную росу. После посещения садов Алконостом (19 августа — Яблочный Спас) яблоки становятся напитанными энергией жизни, света и любви, буквально приобретают целительные свойства. Именно поэтому их рекомендуется собирать точно на Яблочный Спас. Люди дарят их друзьям, родственникам и просто людям в качестве пожелания добра — как бы делятся частицами божественного света и благодати.

Птица Матерь Сва: образ в мифологии славян

Последняя волшебная птица, которую нам хотелось бы рассмотреть — это Матерь Сва. Об этом образе нам сегодня, пожалуй, известно меньше всего по сравнению с другими, но, в то же время, именно его, по всей видимости, необходимо признать древнейшим и изначальным для всех женщин-птиц.
„Сва“ в данном случае означает „вся“, „всеобщая“, „всеобъемлющая». Другое ее наименование Матерь С(ла)ва. Это Великая покровительница Русской земли, прародительница всех родов, населявших нашу землю. Иногда ее считают воплощением главной женской богини славянского пантеона Лады, иногда почитают женой верховного бога Сварога — кузнеца Вселенной. Считается, что Матерь Сва может принимать облик птицы Гамаюн, чтобы донести до людей некоторые важные истины и прозрения. Появилась же она, согласно легендам, из золотых яиц, который снесла Уточка при сотворении мира.

Сергей Покотилов. И вот поет птица Матерь Сва

Сергей Покотилов. И вот поет птица Матерь Сва

Матерь Сва представляет собой птицу с женским лицом и распростертыми в стороны крыльями, тело ее заковано в броню. В этом контексте это птица Славы, птица призывающая отринуть страх и предвещающая Победу. Но никогда она не изображалась с оружием, но, по некоторым свидетельствам, часто изображалась в круге огня, что символизировало негасимый боевой дух (тут можно вспомнить о Фениксе и Жар-птице). Ее сила — в насыщенных энергией словах, которые позволяют ее сынам вспомнить о своем великом прошлом и получить необходимый прилив сил для того, чтобы отразить натиск любых врагов, пусть даже существенно превосходящих числом, и одержать Победу во имя Света, Славы Предков, Будущего и Процветания родной земли. Она одна не оставляет наших воинов даже в самый трудный час и вдохновляет их сражаться во имя тех, кого они любят, даже если ради этого им придется пожертвовать собственной жизнью.

Выводы о происхождении образа женщины-птицы в русской культуре

Итак, мы рассмотрели целый ряд женщин-птиц, отраженных в русском фольклоре, сказках и легендах и можем подытожить наш экскурс так:

  • Во-первых, волшебных птиц в русской культуре великое множество — они буквально пронизывают нашу культуру и присутствуют повсюду — от сказаний, до предметов быта, украшений, конструкций и декоративных элементов жилых построек.

  • Во-вторых, всеобъемлющее распространение образа женщины-птицы и его присутствие на таких сакральных предметах как прялки и нательные украшения свидетельствует о его глубочайшей древности. Можно с уверенностью говорить о том, что он присущ нашей культуре изначально, а не был кем-то откуда-то привнесен, а потом почему-то «вдруг» очень полюбился нашему народу.

  • Во-третьих, мы увидели множество пересечений в образах разных женщин-птиц между собой. Иногда они чем-то друг на друга похожи, иногда их становится просто трудно отличить. То есть можно сказать, что все образы женщин-птиц тесно связаны между собой, перетекают друг в друга, продолжают или развивают определенные черты друг друга.

Виктор Корольков. Мировое древо

Виктор Корольков. Мировое древо

Так, объятая огнем Матерь Сва чем-то напоминает светящуюся волшебным пламенем Жар-птицу. Та же, в свою очередь, сливается с образом Алконоста и Сирина через молодильные яблоки и предания связанные с яблочным спасом. Алконост и Сирин могут быть объединены одним общим названием «райские птицы», причем совершенно очевидно, что тема райских птиц существовала у наших предков задолго до пришествия на Русь переложений легенд о греческом Алкионе и зловещих певуньях сиренах, влекущих на смерть. В нашей культуре «райские птицы» — это хранительницы домашнего очага, предвестники счастья. Некоторым образом с этим мотивом связана и дева-Лебедь, которая обладает уникальной способностью без видимого труда решать невероятные задачи, чем часто облегчает жизнь героя и попросту делает его счастливым. С другой стороны, в некоторых контекстах деве-Лебедь присущи и трагические черты — так дева-Обида с лебедиными крыльями предвещает тяжелые времена в «Слове о Полку Игореве», но делает это не в силу того, что она зла сама по себе (наименование Обида несет другой смысл аналогичным тому, что несут имена скандинавских валькирий), а потому что просто знает о том, что они грядут. Отсюда мы делаем связку уже с вещей птицей Гамаюн, обладающей способностью предсказывать будущее. Схожей способностью предвещать некие события обладает и птица, которая, согласно «Голубиной книге» «всем птицам Мати» — то есть птица Стратим, которая, кроме того, как и птица Гамаюн вызывает бурю одним своим полетом или взмахом крыльев. Наконец, Гамаюн — это одна из ипостасей Матери Сва — великой Птицы Прародительницы и Защитницы Земли Русской. Вот круг и замкнулся.

То есть, все волшебные птицы Древней Руси — суть одно и то же! Они всего лишь отражают немного разные характеристики одного и того же цельного изначального древнего и всеобъемлющего образа женщины-птицы, который ассоциировался с Ирием-раем, светом, процветанием, счастьем и славой.

Сергей Соломко. Птица

Сергей Соломко. Птица «Сирин»

Так откуда же берет свои истоки образ человека-птицы — является ли это отражением некого стремления души к полету или же следствием некого реально существовавшего прототипа? Окончательных ответов нет. Но вот, что интересно — а почему вообще люди всех культур мира обращаются именно к небу, как образу свободы, легкости, чего-то непередаваемо вдохновляюще прекрасного, такого, что всем нам хочется летать как птицы? Сторонники доживающий свои последние дни теории эволюции утверждают, что все мы вышли из моря. Почему же тогда, руководствуясь своей генной памятью, человечество не создало многообразия мифов, образов и легенд связанных с человеком-рыбой? Нет, нам даже в своем воображении вовсе не хочется  уплыть куда-то в глубину морских вод, затеряться и раствориться в этой бездонной пучине. А Океан для нас — это скорее пугающая чужая среда, населенная еще со времен древних картографов страшными морскими чудовищами…

Быть может, столь распространенный и стойкий образ именно человека-птицы говорит о том, что наш дом — в вышине. Среди Звезд.

Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых материалах, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!

  • Птицы зажужжали лошади заржали как называется сказка
  • Птицы графини моралес сказка читательский дневник
  • Птицы вещие поют да все из сказок
  • Птицы в сказках и мифах поделки из природного материала
  • Птицы в сказках и литературных произведениях