«Райские птицы Древней Руси Сирин и Алконост», И.С. Глазунов 2010 год
Все, наверно, слышали о певчих чудо-птицах — Сирине, Алконосте, Гамаюне. Они пришли к нам из древнейших легенд и сказаний. Спускаясь на Землю, они, якобы, поют здесь свои чудесные песни. Вот только песни у них разные: если встреча с одними птицами на сне или наяву благоприятна для человека, то от других ничего хорошего ждать не приходится.
Птицы вещие поют — да все из сказок… Художник Корольков В.
«…Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив — тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черёд —
Это птица Гамаюн
Надежду подаёт!…»
В. Высоцкий
Как гласят предания, Алконост и Сирин – это птицы из райского сада Ирия, и обе обладают волшебным чарующим голосом.
Но только Алконост — это птица, дарящая своим пением радость, а песни Сирина – губительны для людей.
Существа, подобные этим птицам, можно встретить в древнегреческих мифах (Сирены и другие), а к нам эти образы попали из Византии.
Алконост
Птица Алконост. Художник Корольков В.
Алконост – это дева-птица из Райского Сада с человеческим лицом необыкновенной красоты, имеющая одновременно и руки, и крылья. Голову ее обычно украшает корона.
Птица Алконост. Художник Иван Билибин, 1905 год
Райская птица Алконост. Конец 18 — начало 19 века. Неизвестный художник. Чернила, темпера
Алконост. Наивное искусство
Алконост несет яйца на краю моря и опускает их под воду. В это время устанавливается очень тихая безветренная погода. Так продолжается неделю, пока не вылупятся птенцы.
Но самое удивительное, что есть в этой птице, — это чудесный завораживающий голос, приводящий людей в полный восторг. Услышав пение Алконоста, они забывают про все на свете. Это светлая птица, несущая людям добро, радость и утешение.
Птица Сирин
Птица Сирин. Художник Корольков В.
Наряду с Алконостом, в Райском Саду живет еще одна дева-птица с дивным голосом – птица Сирин. Внешне эти две птицы очень похожи, только у Сирина нет рук, а имеются лишь крылья.
Ее голос также заставляет людей забыть обо всем на свете, но очень уж коварно это ее пение, и люди от него падают замертво.
В противоположность Алконосту, Сирин – это птица, олицетворяющая темные силы, и встреча с ней не сулит ничего хорошего.
Птица Сирин. Иван Билибин
Сирин очень боится громких звуков, и люди, завидев ее, специально поднимают шум — стреляют из пушек, звонят в колокола. И таким образом отгоняют птицу.
На старинных лубках как раз изображены такие моменты:
Прекрасная дева-птица, усевшись на яблоню или цветущий куст, распростерла крылья и, видимо, уже начала петь, поскольку неподалеку от нее есть первые поверженные жертвы. Жители пытаются прогнать ее и готовят для этой цели пушки.
Райская птица Sirin на яблоне. Первая половина 19-го века.
Позже образ Сирина видоизменился, и он тоже стал символом радости и счастья, как и Алконост.
«Прилетела птица райская,
Садилась на тот сырой дуб,
Пела она песни царские.
Кто в эту пору-времечко
Помоется росою с этой шелковой травы,
Тот здрав будет.»
Эти две райские птицы часто и летают вместе.
Старинный лубок
«Райские птицы Древней Руси Сирин и Алконост», И.С. Глазунов 2010 год
Виктор Васнецов Сирин (слева) и Алконост. Песнь радости и печали. 1896 год
Яблочный Спас
«По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными».
Дары Алконоста. Виктор Корольков.
Вещая птица Гамаюн
Гамаюн. Картина В.Королькова
Есть ещё одна певчая птица – Гамаюн. Возможно, ее имя произошло от слова «гамаюнить» (баюкать).
Считается, что крик этой птицы несет, услышавшему его, добрую весть.
Про все на свете знает эта птица, и многие обращались к ней за советом. Умеет она и предсказывать будущее, но только тем людям, которым понятны ее тайные знаки.
«Прилети, Гамаюн, птица вещая, через море раздольное, через горы высокие, через темный лес, через чисто поле. Ты воспой, Гамаюн, птица вещая, на белой заре, на крутой горе, на ракитовом кусточке, на малиновом пруточке».
«Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам… Отчего зачался весь Белый Свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились? И задули как ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?
…Ничего не скрою, что ведаю…»
Полет Гамаюна часто сопровождается смертоносной бурей, надвигающейся с востока.
«Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималася. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн — птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из под тучи той непогожей.»
В отличие от Алконоста и Сирина, эта птица пришла к нам не из Греции, а с иранского Востока.
Виктор Васнецов «Гамаюн, птица вещая», 1895г.
Стратим-птица
Стратим. Виктор Корольков
В славянской мифологии есть еще одна птица, имеющая человеческое лицо. Имя ее Стратим, и живет она на море. Считается, что именно от нее пошли все остальные птицы, она является их прародительницей.
Крик ее настолько сильный, что вызывает страшную бурю.
Стоит ей лишь слегка повести крылом – и море начинает волноваться.
А что происходит, когда она взлетает! На море поднимаются огромные волны, переворачивающие корабли и сметающие на берегах целые города.
Стратим-птица — владычица океана. Роспись коробьи. Район Великого Устюга. XVII век 1710
Птица Феникс
Птица Феникс
Эта легендарная птица обладает способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла. И она издавна является олицетворением бессмертия и вечной молодости, обновления и возрождения природы и человека.
Лидия Вертинская в образе птицы Феникс в к/ф Садко
Есть еще одна категория необычных птиц – это птицы из сказок.
Жар-птица
Этот персонаж весьма часто встречается в славянских сказках — птица со сверкающим золотым оперением и хрустальными глазами.
Даже одно ее перышко приносит людям счастье. Жар-птица прекрасно поет, но только не в плену, разговаривает человеческим голосом, может исполнять желания.
В саду она охраняет яблоню с золотыми яблоками, ими она и питается.
Финист Ясный Сокол
Этот персонаж заимствован из западной мифологии. Молодой мужчина, превратившийся в сокола, и в таком виде прилетающий к своей возлюбленной.
В русских песнях и сказках сокол всегда был очень почитаемой птицей. Соколом величали на Руси и добрых молодцев.
Во многих сказках герои превращаются именно в сокола, чтобы быстро преодолев огромное расстояние, неожиданно напасть на врага или столь же неожиданно появиться перед очаровавшей их красавицей.
Царевна-Лебедь
М. Врубель Царевна-лебедь
Наполовину лебедь, наполовину прекрасная девушка. В народных сказаниях это существа особой красоты и обольстительности, живущие на берегу моря.
Образ царевны-лебедя встречается не только в сказках, он весьма распространен и в русском искусстве.
Достаточно вспомнить «Сказку о царе Салтане» Пушкина, оперу Римского-Корсакова, и, конечно же, знаменитый врубелевский шедевр.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Мифические райские женщины-птицы древних славян и их значение: сирин и алконост — птица радости и птица печали, вещая птица гамаюн, стратим птица, матерь Сва и другие.
Дата обновления статьи: 05.01.2023
*В заглавной картинке использована работа Евгении Марочко «Птица Сирин».
В рамках данной статьи мы ставим задачу подробнее остановиться именно на образах мифических птиц с женским лицом, к которым относятся Сирин, Алконост, Гамаюн, Стратим-птица и Матерь Сва. Однако, чтобы разобраться в их значении и причинах возникновения нам не обойтись и без некоторых других — реальных, но наделенных определенными магическими функциями птиц.
Иван Билибин. Баба-Яга и девы-птицы
Вообще, образ птицы как некий сакральный символ занимает важнейшее место в славянской культуре — встречается он и в древних легендах о сотворении мира (Уточка, которая ныряет на дно Мирового Океана, чтобы достать кусочек земной тверди, из которой впоследствии образуется вся суша), и в сказках (Жар-птица как объект желания, Гуси-лебеди как помощники Бабы-Яги), и в былинах. Существует огромное количество погодных примет, связанных именно с птицами.
Вороны и галки вьются в воздухе — перед снегом, садятся на снег — к оттепели, садятся на верхушки деревьев — к морозу.
Ворона кричит на полдень — к теплу, на север — к холоду.
Чайка прилетела — скоро лед пройдет.
Апрельский скворец — весны гонец.
Соловей запевает когда может напиться воды с березового листа.
Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» — будет стоять хорошая осень.
Виктор Корольков. Финист ясный сокол
Образ сокола и ворона в мифологии: символическое значение
Особыми птицами Древней Руси можно назвать сокола и ворона. Первый — это не только семейный тотем Рюриковичей, но и одна из ипостасей героя как такового. Вспомните, например, сказку о Финисте Ясном Соколе. Кстати, почти всегда когда в нашем фольклоре речь идет о способности некого человека обратиться в животное или птицу этой птицей будет сокол. Так, именно в сокола (а также волка и щуку) чаще всего обращается богатырь Вольга Святославович, известный также под именем Волх Всеславьевич, которое, конечно, гораздо точнее отражает его характер и способности — ведь это не просто богатырь, а настоящий волхв, которые мог превратиться в любого зверя или птицу и использовать силы природы для победы над врагом.
Так, например, описывается момент его взросления и самые первые уроки, которые он усвоил:
«…Как исполнилось ему шесть лет, пошел он по земле гулять. От его шагов земля заколебалась… Стал Вольга Всеславьевич обучаться всяким хитростям. Научился он соколом по небу летать, научился се рым волком обертываться, оленем по горам скакать…»
Борис Ольшанский. Волх Всеславич
Следующий эпизод иллюстрирует один из моментов во время его с дружиной похода: там Вольга посылает своих дружинников наловить в лесу гусей, лебедей и серых уточек, но богатыри возвращаются домой ни с чем не поймав даже воробья.
«А Вольга над ними посмеивается:
— Что без добычи вернулись, охотнички? Ну, ладно, будет вам чем попировать. Идите к силкам да смотрите зорко.
Грянулся Вольга оземь, взлетел белым соколом поднялся высоко под самое облако, грянул вниз на всякую птицу поднебесную. Бьет он гусей, лебедей, серых уточек: только пух от них летит, словно снегом землю кроет. Кого сам не побил, того в силки загнал.
Воротилися богатыри в стан с богатой добычей. Развели костры, напекли дичины, запивают дичину ключевой водой, Вольгу похваливают».
Другой эпизод описывает как Вольга в образе воробья прилетает в горницу к царю Салтану Бекетовичу, который собирается идти войной на Русь и слушает как жена Салтана Азяковна с тревогой рассказывает тому о своем сне:
«Ах, царь Салтан, нынче мне плохой сон виделся: будто бился в поле черный ворон с белым соколом. Белый сокол черного ворона закогтил, перья наветер выпустил. Белый сокол — это русский богатырь Вольга Всеславьевич, черный ворон — ты, Салтан Бекетович. Не ходи ты на Русь. Не взять тебе девяти городов, не княжить в Киеве».
Интересные упоминания о соколе есть в самом начале «Слове о полку Игореве», которое на сегодняшний день признано одним из древнейших письменных источников на русском языке. Приводим эпизод в переводе А. Н. Майкова — в других вариантах перевода выделенные слова также присутствуют:
Не начать ли нашу песнь, о братья,
Со сказаний о старинных бранях, —
Песнь о храброй Игоревой рати
И о нем, о сыне Святославле!
И воспеть их, как поется ныне,
Не гоняясь мыслью за Бояном!
Песнь слагая, он, бывало, вещий,
Быстрой векшей по лесу носился,
Серым волком в чистом поле рыскал,
Что орел ширял под облаками!
Как воспомнит брани стародавни,
Да на стаю лебедей и пустит
Десять быстрых соколов вдогонку;
И какую первую настигнет,
Для него и песню пой та лебедь, —
Песню пой о старом Ярославе ль,
О Мстиславе ль, что в бою зарезал,
Поборов, касожского Редйдю,
Аль о славном о Романе Красном…
Но не десять соколов то было —
Десять он перстов пускал на струны,
И князьям, под вещими перстами,
Сами струны славу рокотали!..
(в переводе А. Н. Майкова)
Виктор Корольков. Живая и мертвая вода
Ворон же — вторая важнейшая птица в русской культуре — это олицетворение мудрости, вещая птица тесно связанная с потусторонним миром. Именно он ведает где есть живая и мертвая вода и может принести ее, чтобы помочь герою в беде, он же сопровождает души умерших до райских Врат. Образ ворона настолько глубок и многогранен, что вполне заслуживает отдельного исследования.
Но вернемся теперь к волшебным женщинам-птицам Древней Руси — Сирин, Алконост, Гамаюн, Матерь Сва и Стратим-птица. Не написал о них, кажется, только ленивый, и по сути все написанное лишь пересказывает одно и то же на новые лады. Но не спешите закрывать наш текст. Мы провели собственное расследование на предмет куда уходят корни этих мифических птиц в русской культуре и готовы поделиться некоторыми интересными наблюдениями, выходящими за привычные рамки.
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост
Алконост и Сирин — птицы радости печали или райские птицы? Легенды и описания
Начнем с пары Алконост и Сирин — очень часто они изображаются вместе, как птицы печали и радости и в этом смысле неотделимы друг от друга. Основное их внешнее отличие заключается в том, что Алконоста, как правило, изображают с руками — то есть по пояс он представляет собой человека, но с крыльями и птичьими лапами. Сирин же являет собой птицу, но только с человеческим лицом. Различается и их местопребывание — Сирин живет в «едемском раю», Алконост же локализуется где-то близ Рая:
Близ рая пребываетъ.
Некогда и на Ефрате реце бываетъ.
Иван Глазунов. Песнь Алконоста
Обе они обладают сладкими завораживающими голосами, но если пение Алконоста служит для утешения святых угодников, а на человека оказывает завораживающий эффект, то пение Сирина убивает. Различен и характер их песен — песни Алконоста проникнуты светлой печалью, песни Сирина — веселы и прекрасны, сулят внеземные радости, но в то же время и являются смертельно опасными, что, очевидно, роднит его с образом морских дев сирен, завлекавших мореходов в морскую пучину.
«Алконост близ рая пребывает… Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает».
«(Сирин) …сладкогласно поет; всяк человек, во плоти живя, не может слышать пения ея: как услышит, так себя забывает и, слушая пение, умирает».
Сирин и Алконост. Русский рисованный лубок
Однако, все эти описания Алконоста и Сирина — продукт уже не столь отдаленных от нас веков, проникнутых духом христианства и греческой культуры. Именно такими они показываются в книгах-лубках, из которых мы сегодня о них и знаем. Из того же времени лубков XVII—XVIII вв. идет и привязка происхождения самих этих птиц к легендам чужих стран. Так, в Алконосте нам предлагается видеть переложение древнегреческой легенды об Алкионе, муж которой погиб во время бури, а она — обезумев от горя, решает бросится в море вслед за ним, но избегает гибели волей богов, которые вместо этого превращают ее в отважную птицу зимородка («алкион» = «зимородок»). Появление слова АлкоНОСТ связывается с опечаткой вкравшейся в перевод легенды об Алкионе.
Виктор Корольков. Сирин
Что касается Сирина, то как уже было упомянуто — его прообразом считают опять же греческий источник — а именно сирен. История с сиренами несколько запутана: с одной, стороны — это женщины-птицы, облик которых дан им в наказание за некоторые проступки (наказание за гордость от Афродиты, или же наказание от муз, за то что состязались с ними в пении). С другой стороны — они тесно связаны с морем, и чаще всего угрожают своими песнями, от которых люди теряют рассудок и умирают, именно мореходам. Важность привязки к морю, очевидно, привела к тому, что в некоторых случаях птичьи черты ушли вообще, и заменились «рыбьими» — сирена стала восприниматься кем-то вроде сладкоголосой русалки. Кстати, в дальнейшем образ русалки закрепился за реальным животным — морской коровой, которую издалека можно принять за купающуюся женщину…
Иван Глазунов. Песнь Сирина
Но, позвольте, какое все это имеет отношение к Древней Руси? Почему непременно сюжет изображения с женщиной-птицей должен быть нами у кого-то заимствован и не может считаться исконным, хотя на это указывает множество самых разных фактов? Неужели мы должны поверить в то, что некий крестьянин Архангельской губернии станет вырезать на свой избе наличники с изображением греческого Алкиона или сирен? Такое утверждение не может быть ничем иным как уничижением творческих способностей наших предков, и надменным отрицанием наличия у них собственных древних культурных образов.
Виктор Корольков. Алконост
Изображения неких птиц с женскими лицами (откажемся пока от наименований Алконост и Сирин) были распространены повсеместно, наряду с такими архаичными символами как Мировое Древо, Солнце, Конь. Вот лишь некоторые примеры:
Мифические девы-птицы в вышивке
Волшебные птицы в вышивке XIX века. «Великорусские узоры» из коллекции Далматова.
Волшебные птицы в вышивке XIX века. «Великорусские узоры» из коллекции Далматова.
Мифические райские женщины-птицы в зодчестве
Женщина-птица в камне. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. XIII век. Источник: LiveJournal, vita_colorata 16/08/2012
Женщина-птица в камне. Дмитриевский собор во Владимире. XII век.
Волшебная птица с женским лицом. Резьба по дереву на воротах усадьбы XIX века в деревне Камельской (Свердловская обл., Урал). Фото: Роман Суханов
Женщина с лицом птицы. Подзор резной. Средневолжский район.
Женщина с лицом птицы. Резьба по дереву.
Мотивы мифической женщины-птицы в зодчестве.
Птицы с женским лицом на предметах быта
Блюдо из Корсуни с рисунком волшебной девы-птицы. IX-X век.
Деревянный сундук с изображением райской женщины-птицы. Роспись 1710 г.
Муравленый печной изразец с изображением райской птицы с лицом женщины
Как мы видим, крестьяне использовали образ некой волшебной птицы — назовем ее райской — на всех предметах быта — от сундуков и туесков до саней. Причем, в этом контексте она выступает определенно как положительный символ, который на поверку совершенно ничего общего не имеет с коварством греческой сирены, которая своим пением обрекает на смерть. Наоборот — в нашей культуре — райская женщина-птица — это залог счастья, радости, охранительный символ. Так, в стихе «Сорок калик с каликою» есть такие строки:
Прилетела птица райская,
Садилась на тот сырой дуб,
Пела она песни царские.
Кто в эту пору-времечко
Помоется росою с этой шелковой травы,
Тот здрав будет.
Виктор Корольков. Небесное царство Ирий
Интересно в этой связи вспомнить также об устойчивой связи Ирия (славянского рая) и птиц в народной памяти. Видя, улетающие на юг птичьи караваны, наши предки говорили: «Птицы в Ирий полетели» — то есть птица, почти всегда, в любой виде и форме — это светлое создание, ассоциирующееся с раем, светом, легкостью, радостью, Богами. Причем эта ассоциация сложилась задолго до прихода на Русь концепции христианского рая, ведь рай у наших предков назывался Ирием задолго до этого.
Райские птицы с женским лицом в росписях прялок
Мифическая женщина-птица или райская птица с женским лицом в росписи северных прялок
Показательно обращение к образу райской птицы на росписях северных прялок. Как известно, прялка вообще считалась чуть ли не магическим предметом в доме, и изображения для ее отделки всегда выбираются особенно тщательно. На прялках она чаще всего изображается в круге с широко раскрытыми крыльями, что представляет собой ничто иное как солярный символ — одушевленное представление всепобеждающей и всепроникающей власти солнца. Это очень типичное для северных прялок изображение, означающее пожелание счастья в доме его владелицы.
Образ мифической птицы в ломатовской культуре Прикамья
Изба-птица. Прикамье
Другой интересный момент связан с так называемой ломатовской культурой Прикамья, которую археологи относят в V–IX векам. Одним из главных символов этой культуры являлась птица с распахнутыми крыльями и человеческим ликом на груди — это изображение использовалось в виде оберега повсеместно — в деревянном зодчестве, на одежде, на предметах быта. Кроме того, еще издревле крестьяне в пермском крае ставили свои избы так, что внешне они как бы напоминали птиц — с широкими скатами крыш похожими на крылья. Более того они и назывались >«избы-птицы», а «птичья» символика пронизывали все детали конструкции от конька, до желобов отводящих дождевую воду.
Предметы ломатовской культуры (Пермский край, VI-VIII век): слева — птицевидный идол с человеческим лицом на груди; справа — трехголовая птица в полете. Оба предмета использовались как обереги.
Трансформация образа женщины-птицы в славянской культуре и мифологии
Лубок: Райская птица Сирин и райская птица Алконост
Кстати, в небольшом количестве сохранились изображения райской птицы с обнаженной грудью — их необходимо признать наиболее архаичными, идущими еще от времен поклонения божественным силам природы. В таком виде женщина-птица является уже неким воплощением кормилицы, то есть женского начала, охраняющего и взращивающего весь род.
Разумеется, такой образ не мог быть приемлемым в новой религиозной парадигме, но искоренить его полностью просто не представлялось возможным, поэтому он, как и многие другие исконные языческие (или ведические?) культурные явления, был именно интегрирован под новым ракурсом. Обнаженная грудь исчезла, а райская птица превратилась в божью посланницу, причем уже с собственным именем, выведенным из греческого (!) мифа и прочно связанную именно с ним. Таким образом, неискоренимая женщина-птица как бы отрывалась от славянского язычества, из которого она возникла, и становилась безобидной и относительно «современной» иллюстрацией занятной сказки.
Подборка изображений ангелов, серафимов и херувимов
Кстати, что есть христианские изображения ангелов, херувимов и серафимов как не то же самое видоизмененное изображение птице-человека? Не потому ли мы в таком избытке встречаем их в росписях церквей и оформлении различных манускриптов, что такая иллюстрация была очень близка и понятна русскому человеку, производила впечатление, что ничего основополагающего не изменилось…
Волшебные птицы из сказок и упоминания о женщинах-птицах в литературе
В древнерусской литературе и фольклоре волшебные женщины-птицы также встречаются нередко, особенно в виде девы-лебедя. Например, упоминание о Деве-Обиде с лебедиными крылами есть в том же «Слове о полку Игореве» — здесь она выступает предвестницей Беды, что роднит ее уже с птицей-Гамаюн, имеющей способность предсказывать будущее:
Виктор Ефименко. Дева-обида, 1982. Иллюстрация к историческому эпосу «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова»
«Уже бо, братие, невеселая година встала, уже пустыни силу прикрыла. Встала обида в силах Даждьбога внука, вступила девою на землю Трояна, всплескала лебедиными крылами на синем море, у Дону плещущи, убуди жерня времена — усобица князем на поганые погыбе, рекоста бо брат брату: «се мое — а то мое же».
Константин Васильев. Валькирия
С другой стороны, по мнению собирателя русских народных сказок Афанасьева, эта дева-птица по прозванию Обида родственна скандинавским небесным воительницам:
«Воинственным характером своим валькирии сходятся с сербскими вилами; они приносят с собой войну и все ее ужасы, что напоминает нам чудесную деву „Слова о полку Игореве“, которая плескалась на синем море лебедиными крыльями и названа Обидою… Название Обида согласуется с теми собственными именами, какие приданы небесным воинственным девам в преданиях греков и германцев — например, Распря, Победа и пр. …Между собственными именами валькирий известны еще Hildr и Gunr… что указывает на олицетворение понятий битвы, войны…» («Поэтич.воззр»., 1869)
Игорь Ожиганов. Царевна-Лебедь
Это не единственное упоминание о деве-лебеди — в сказках и былинах она фигурирует неоднократно: например, один из часто встречающихся сказочных сюжетов говорит о девах-лебедушках, которые ночью прилетают к некому озеру или морю, обращаются в девушек и купаются. В этот момент горой сказки часто крадет крылья или перья одной из девушек, оставленные на берегу, и таким образом ловит ее, так как она уже не может обернуться лебедью и улететь.
Игорь Ожиганов. Царевна-Лебедь
Лебедь-птица, красная девица есть в сказке Афанасьева о Даниле Бесчастном, напоминающем своим строем былину. Там чтобы исполнить сложное повеление князя Даниле рекомендуется подстеречь на море Чудо-Юду и потребовать от него, чтобы явилась «Лебедь-птица, красная девица» и исполнила невыполнимую работу. Этот сюжет удивительным образом перекликается со сказкой А. С. Пушкина «О Царе Салтане» где Царевна-Лебедь также с легкостью выполняет все просьбы Гвидона.
Гамаюн — птица Вещая
Как уже было отмечено провидческие способности Девы-Обиды очень напоминают другую волшебную птицу — Гамаюн. На Руси она считалась посланницей богов, оглашающей их волю. Кроме того, известна она тем, что поет божественные гимны, то есть «славит» Богов, что по смыслу идентично одной из трактовок происхождения слова «славяне».
Песни птицы Гамаюн. Автор неизвестен.
«Прилети, Гамаюн, птица вещая, через море раздольное, через горы высокие, через темный лес, через чисто поле. Ты воспой, Гамаюн, птица вещая, на белой заре, на крутой горе, на ракитовом кусточке, на малиновом пруточке».
Люди верили, что Гамаюн знает все обо всем на свете — о Богах, людях, животных, явлениях, о прошлом и будущем. Только вот понять ее предсказания способны не все — для этого нужно уметь разбирать тайные знаки. Сам крик птицы Гамаюн уже сулит счастье или предвещает некую добрую весть.
Виктор Корольков. Гамаюн
«Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам… Отчего зачался весь Белый Свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились? И задули как ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?
…Ничего не скрою, что ведаю…» (Отрывок из «Голубиной книги»)
Интересно, что в иранском эпосе также известна птица со сходным названием Хумаюн, которая считается птицей радости. Это дало повод некоторым ученым доказывать, что и Гамаюн как таковой пришел на Русь с востока от персов, тем более, что где-то на востоке он по преданиям и обитает:
„…остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное“.
Однако, почему бы не предположить, что образ птицы Гамаюн или Хумаюн возник в древнейшие времена общей индоевропейской истории, то есть является исконным как для славян, так и для персов? Кстати, само название этой птицы вполне можно вывести из древнерусского слова „гамаюнить“, то есть рассказывать что-то — и разве не этим славится птица Гамаюн? В современном белорусском языке также есть аналог — „гаманiц“, — то есть „разговаривать“.
Есть у Гамаюн и другая любопытная черта — ее полет способен вызвать страшную бурю:
Виктор Васнецов. Гамаюн
„Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималася. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн — птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из-под тучи той непогожей.“
Вызывающий бурю полет Гамаюна позволяет связать ее уже с другой волшебной птицей — Стратим-птицей.
Стратим птица в славянской мифологии
В некоторых версиях „Голубиной книги“ (читать о «Голубиной книге» подробнее) — одном из древнейших сказаний русского народа, записанном во множестве вариантов с устных пересказов — также есть упоминания о Стратим-птице. Речь идет о том отрезке „Голубиной Книги“ где у некого субъекта обладающего знаниями и мудростью (это в разных версиях, может быть — птица Гамаюн, или царь Давыд, или Волотоман Волотоманович) воспрошают о главенствующих сущностях в разных категориях:
Который камень всем камням мати?
Кое-древо всем древам мати?
Кая трава всем травам мати?
Которое море всем морям мати?
Кая рыба всем рыбам мати?
Кая птица всем птицам мати?
Который зверь всем зверям отец?
Касательно категории птиц на это следует такой ответ:
„…а которая птица всем птицам мати?
А Стратим-птица всем птицам мати,
А живет она на Океане-море,
А вьет гнездо на белом камене;
Как набегут гости-корабельщики
А на то гнездо Стратим-птицы
И на ее на детушек на маленьких,
Стратим-птица вострепенется,
Океан-море восколыблется,
Как бы быстрые реки разливалися,
Топит он корабли гостинные,
Топит многие червленые корабли
С товарами драгоценными!“
В других древних преданиях также отмечается, что когда Стратим-птица (или, по-другому — Страфиль-птица) кричит — поднимается страшная буря. Стоит же ей махнуть крылом — как на море появляются огромные волны. Если же она взлетает, то на море вздымаются такие волны, что не только переворачивают корабли, но и смывают с берегов целые города. То есть в некотором смысле Стратим-Птица повелевает стихиями, или может рассматриваться как олицетворение неукротимых сил природы.
Виктор Корольков. Стратим
Кстати, живет она всегда именно на Море-Окияне, как и другая волшебная птица Алконост. Как и прочие птицы она обладает женским лицом и, помимо прочего, увенчана хрустальной короной, что, вероятно, отражает ее статус Птицы Птиц, которая „всем птицам Мати“.
Впрочем, Стратим-птицу несмотря на сопровождающие ее смертоносные бури все же стоит отнести к положительным персонажам несущим благо — ведь она помогает герою сказок выбраться с безлюдного острова и на своих крылах переносит его через Море-Окиян за то, что он спас ее птенцов.
„Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля“ — такое необычное пророчество сохранилось об этой птице птиц. Смысл его не вполне ясен, но из текста понятно, что некоторое событие наступит после того как Стратим-птица его возвестит своим поведением — здесь опять мы видим сближение ее с образом божественного глашатая Гамаюна.
Образ Жар-Птицы в народном творчестве: описание и название. Жар-птица и золотые яблоки.
Другая часто встречающаяся волшебная птица Руси — это, Жар-птица. Она немного выбивается из нашей подборки, так как в отличие от других рассматриваемых волшебных птиц, не обладает никакими человеческими чертами во внешности, однако, упомянуть о ней совершенно необходимо в связи с некоторыми ее особенностями.
«Жар-птица». Узоры на черном фоне. Художники Палеха Борис и Калерия Кукулиевы
Так, Жар-птица в русских сказках часто является главной целью поисков героя, причем сразу по многим причинам: ее перья обладают свойством свечения, когда она поет — из клюва сыпется жемчуг, пение Жар-птицы возвращает зрение ослепшим, а питается она молодильными яблоками, которые даруют вечную молодость, здоровье, красоту и бессмертие.
Сначала разберем эффект удивительного свечения Жар-птицы, который всегда так поражает тех, кто ее видит — он указывает на то, что Жар-птица является воплощением огня, света и солнца — то есть концентрирует в себе все самые священные и краеугольные для древнего славянина явления. В этом же контексте ее можно сопоставить и с известной птицей Феникс, бессмертной — всегда возрождающейся в очистительном пламени.
То, что пение Жар-птицы дает возможность слепым прозреть — можно рассматривать как некую аллегорию: „прозреть“ ведь можно не только глазами, но и сердцем, умом, когда с разума падает пелена ложных воззрений, теорий и постулатов. То же самое делает и вещая птица Гамаюн — позволяет людям (достойным этого) получить ответы на важнейшие жизненные вопросы, то есть как бы своим пением выводит их из тьмы неведения к свету понимания и осознанности.
Виктор Корольков. Дары Алконоста
А сюжет с молодильными яблоками, в свою очередь, самым прямым образом связывает Жар-птицу с волшебными птицами Сирином и Алконостом! Существует народное поверье, которое гласит, что накануне Яблочного Спаса в яблоневый сад прилетают из мира Прави (мира Богов, Правды и Света) птицы Сирин и Алконост. Сначала сады посещает Сирин, которая оплакивает там людей, живших не по Правде, а по Кривде. Именно по этой причине до 19 августа есть яблоки не рекомендуется — они буквально наполнены горем и печалью песен птицы Сирин, а тому кто их отведает грозит целый год бед и несчастий.
Виктор Корольков. Сад Ирий
Потом в яблоневый сад прилетает Алконост — птица счастья, которая поет свои песни наполненные радостью жизни (тут, мы кстати, видим явное противоречие народных верований с „официальным“ портретом Алконоста, согласно которому ее песни как раз наполнены светлой печалью). Со своих крыльев она стряхивает божественную росу. После посещения садов Алконостом (19 августа — Яблочный Спас) яблоки становятся напитанными энергией жизни, света и любви, буквально приобретают целительные свойства. Именно поэтому их рекомендуется собирать точно на Яблочный Спас. Люди дарят их друзьям, родственникам и просто людям в качестве пожелания добра — как бы делятся частицами божественного света и благодати.
Птица Матерь Сва: образ в мифологии славян
Последняя волшебная птица, которую нам хотелось бы рассмотреть — это Матерь Сва. Об этом образе нам сегодня, пожалуй, известно меньше всего по сравнению с другими, но, в то же время, именно его, по всей видимости, необходимо признать древнейшим и изначальным для всех женщин-птиц.
„Сва“ в данном случае означает „вся“, „всеобщая“, „всеобъемлющая». Другое ее наименование Матерь С(ла)ва. Это Великая покровительница Русской земли, прародительница всех родов, населявших нашу землю. Иногда ее считают воплощением главной женской богини славянского пантеона Лады, иногда почитают женой верховного бога Сварога — кузнеца Вселенной. Считается, что Матерь Сва может принимать облик птицы Гамаюн, чтобы донести до людей некоторые важные истины и прозрения. Появилась же она, согласно легендам, из золотых яиц, который снесла Уточка при сотворении мира.
Сергей Покотилов. И вот поет птица Матерь Сва
Матерь Сва представляет собой птицу с женским лицом и распростертыми в стороны крыльями, тело ее заковано в броню. В этом контексте это птица Славы, птица призывающая отринуть страх и предвещающая Победу. Но никогда она не изображалась с оружием, но, по некоторым свидетельствам, часто изображалась в круге огня, что символизировало негасимый боевой дух (тут можно вспомнить о Фениксе и Жар-птице). Ее сила — в насыщенных энергией словах, которые позволяют ее сынам вспомнить о своем великом прошлом и получить необходимый прилив сил для того, чтобы отразить натиск любых врагов, пусть даже существенно превосходящих числом, и одержать Победу во имя Света, Славы Предков, Будущего и Процветания родной земли. Она одна не оставляет наших воинов даже в самый трудный час и вдохновляет их сражаться во имя тех, кого они любят, даже если ради этого им придется пожертвовать собственной жизнью.
Выводы о происхождении образа женщины-птицы в русской культуре
Итак, мы рассмотрели целый ряд женщин-птиц, отраженных в русском фольклоре, сказках и легендах и можем подытожить наш экскурс так:
-
Во-первых, волшебных птиц в русской культуре великое множество — они буквально пронизывают нашу культуру и присутствуют повсюду — от сказаний, до предметов быта, украшений, конструкций и декоративных элементов жилых построек.
-
Во-вторых, всеобъемлющее распространение образа женщины-птицы и его присутствие на таких сакральных предметах как прялки и нательные украшения свидетельствует о его глубочайшей древности. Можно с уверенностью говорить о том, что он присущ нашей культуре изначально, а не был кем-то откуда-то привнесен, а потом почему-то «вдруг» очень полюбился нашему народу.
-
Во-третьих, мы увидели множество пересечений в образах разных женщин-птиц между собой. Иногда они чем-то друг на друга похожи, иногда их становится просто трудно отличить. То есть можно сказать, что все образы женщин-птиц тесно связаны между собой, перетекают друг в друга, продолжают или развивают определенные черты друг друга.
Виктор Корольков. Мировое древо
Так, объятая огнем Матерь Сва чем-то напоминает светящуюся волшебным пламенем Жар-птицу. Та же, в свою очередь, сливается с образом Алконоста и Сирина через молодильные яблоки и предания связанные с яблочным спасом. Алконост и Сирин могут быть объединены одним общим названием «райские птицы», причем совершенно очевидно, что тема райских птиц существовала у наших предков задолго до пришествия на Русь переложений легенд о греческом Алкионе и зловещих певуньях сиренах, влекущих на смерть. В нашей культуре «райские птицы» — это хранительницы домашнего очага, предвестники счастья. Некоторым образом с этим мотивом связана и дева-Лебедь, которая обладает уникальной способностью без видимого труда решать невероятные задачи, чем часто облегчает жизнь героя и попросту делает его счастливым. С другой стороны, в некоторых контекстах деве-Лебедь присущи и трагические черты — так дева-Обида с лебедиными крыльями предвещает тяжелые времена в «Слове о Полку Игореве», но делает это не в силу того, что она зла сама по себе (наименование Обида несет другой смысл аналогичным тому, что несут имена скандинавских валькирий), а потому что просто знает о том, что они грядут. Отсюда мы делаем связку уже с вещей птицей Гамаюн, обладающей способностью предсказывать будущее. Схожей способностью предвещать некие события обладает и птица, которая, согласно «Голубиной книге» «всем птицам Мати» — то есть птица Стратим, которая, кроме того, как и птица Гамаюн вызывает бурю одним своим полетом или взмахом крыльев. Наконец, Гамаюн — это одна из ипостасей Матери Сва — великой Птицы Прародительницы и Защитницы Земли Русской. Вот круг и замкнулся.
То есть, все волшебные птицы Древней Руси — суть одно и то же! Они всего лишь отражают немного разные характеристики одного и того же цельного изначального древнего и всеобъемлющего образа женщины-птицы, который ассоциировался с Ирием-раем, светом, процветанием, счастьем и славой.
Сергей Соломко. Птица «Сирин»
Так откуда же берет свои истоки образ человека-птицы — является ли это отражением некого стремления души к полету или же следствием некого реально существовавшего прототипа? Окончательных ответов нет. Но вот, что интересно — а почему вообще люди всех культур мира обращаются именно к небу, как образу свободы, легкости, чего-то непередаваемо вдохновляюще прекрасного, такого, что всем нам хочется летать как птицы? Сторонники доживающий свои последние дни теории эволюции утверждают, что все мы вышли из моря. Почему же тогда, руководствуясь своей генной памятью, человечество не создало многообразия мифов, образов и легенд связанных с человеком-рыбой? Нет, нам даже в своем воображении вовсе не хочется уплыть куда-то в глубину морских вод, затеряться и раствориться в этой бездонной пучине. А Океан для нас — это скорее пугающая чужая среда, населенная еще со времен древних картографов страшными морскими чудовищами…
Быть может, столь распространенный и стойкий образ именно человека-птицы говорит о том, что наш дом — в вышине. Среди Звезд.
Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых материалах, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!
В мифологии разных народов встречается птица с человеческим лицом. Это сказочное существо может быть и добрым, и злым, помогать людям либо же, наоборот, мешать им добиться поставленной цели. Все мы знаем об Одиссее, древнегреческом герое Троянской войны. Он по дороге домой проплывал мимо острова сирен, полуженщин-полуптиц. И только хитрость и смекалка помогли ему сохранить корабль и товарищей от гибели. Но у наших предков-славян также были мифические птицы.
Птицы у славян
Птица с человеческим лицом или головой была и у славян, причем не одна. Такие существа отличались между собой цветом оперения, местом обитания, другими особенностями. Но в мифологии пернатым была отведена особенная роль: именно утка (утки), по преданию, принимали участие в создании мира. Они, родившись из пены океана либо вылупившись из желудей небесных дубов, нырнули в глубины моря и достали землю. По одной из версий, илом они скрепили веточки и листья, построив таким образом гнездо, а по другой – волшебный камень-алатырь был поднят на поверхность, где начал расти и превратился в земную твердь. Обличье птиц нередко принимали души умерших, утка, например, прочно ассоциировалась с богиней Макошью.
Волшебные птицы
Птица с человеческим лицом – это особый персонаж. Но, помимо них, мир населяли и другие пернатые. Это Феникс, или Финист, Жар-птица, а также целый ряд других существ с диковинными названиями: Могол, Грифон, Скоп, Кува, Дребезда, Чирея, Ногай… Остановимся на самых известных из них.
Феникс. Нет, это не птица с человеческим лицом, но, тем не менее, персонаж довольно интересный и символичный, впрочем, как и все в наших сказках и сказаниях. Она олицетворяет бессмертие, вечное счастье и молодость. Ее оперение огненно-красное, золотое, она быстрая, словно молния, как луч света. Финист символизирует обновления и возрождения – природы, человека, всего. Согласно легендам, Феникс днем принимает птичье обличье, ночью же предстает как прекрасный царевич. Иногда он засыпает, а пробуждается только от слез влюбленной девушки. Финист – воин, борец, защитник, страж справедливости и традиций, вестник богов и их помощник. Состарившись, он сам сжигает себя, чтобы возродиться и стать еще прекраснее, еще моложе.
Жар-птица – еще один персонаж славянских сказок. Обитает она в Ирие Небесном, имеет золотое оперение, которое сверкает на всю округу, и хрустальные глаза. Сияние это слепит, но не обжигает. Эта птица чудно поет, иногда говорит человеческим голосом, порой превращается в девушку-красавицу. Существо может заколдовать человека взглядом или голосом, однако в плену редко радует людей своим пением, может исполнить желание, а перо её приносит счастье. Жар-птица охраняет в райском саду дерево с золотыми яблоками, которыми и питается.
Вещая Гамаюн
Это сказочная птица с человеческим лицом. Она является вестником богов, посланником неба, то есть она доносила до людей высшую волю. Гамаюн родилась вместе с нашей планетой, поэтому знает все и даже может предвещать будущее. К ней идут за советом люди, но спросить ее нужно уметь, а ответ необходимо понять. А обитает эта сказочная птица с человеческим лицом возле моря, близ острова Буяна. Когда летит она по небу, на земле поднимается буря. Крик же ее сулит счастье всякому человеку.
Птица Алконост
Это еще одна райская птица с человеческим лицом. Обратите внимание: она обязательно светлая! Имеет голову прекрасной женщины и радужное оперение. Символизирует радость и счастье, хорошо относится к людям, помогает, предупреждает о несчастьях. Поет она настолько мелодично, что слушатель забывает обо всех бедах на свете. Алконост – сказочная райская птица с человеческим лицом – зимует в Ирие Небесном, а по весне возвращается на землю вместе с диковинными цветами. Счастье обретет тот, кто её увидит, но она очень быстра и мгновенно улетает.
Сирин
Эта темная птица с человеческим лицом в славянской мифологии символизирует скорбь, печаль, она является вестником царя подземного мира. Если человек встречает ее, то значит, что в ближайшем будущем ему грозит беда. Голова у Сирин женская, лицо у нее прекрасно, но вот тело – птичье. Ее песня является утешением в горе, поскольку вызывает забытье, может предсказывать судьбу. Вместе с тем пение Сирин опасно для человека, хотя и очень мелодично. Птица эта похожа на Алконоста, и они вместе часто путешествуют.
Стратим, или Страфиль
Известна еще одна птица с человеческим лицом в славянской мифологии – Стратим, или Страфиль. Это некая прародительница всех мифических птиц. Она гигантская и очень таинственная, живет на море и весь мир может заслонить своим правым крылом. Когда она взмахивает крыльями, то волны покрывают водную гладь, а крик птицы вызывает бурю. Полет Страфили вызывает жуткое наводнение, потоп, который опасен не только для кораблей, но и для городов.
Вместо послесловия
Мы рассмотрели только самых известных чудо-птиц, в которых верили на Руси. Как видно из статьи, встреча с каждой из них сулила человеку перемены. А добрые они были или не очень, уже зависело от судьбы, а также от сообразительности путника. Если сумел правильно понять песню — был спасен, если нет — ну что ж, таков его удел.
Многие райские птицы знакомы нам из сказок, былин, легенд. Но есть и такие персонажи, которые упоминались в летописях. Они прилетали в города, садились на храмы или избы, пели свои чарующие песни. Они приходили в снах к правителям, предупреждали о переменах в государстве. Может, кому-то из читателей удастся услышать сладкое пение одной из них. Только будьте осторожны, не спугните сказочное существо!
Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?
Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.
Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов
Птица Сирин
Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.
Сирин на виноградном дереве 1710г
По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.
Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.
Алканост
Птица Алконост
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.
Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.
С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.
Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.
Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.
До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.
Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).
Птица гамаюн
Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».
Картина Васнецова
Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».
Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:
Гамаюн — птица на дереве
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!…
Просмотры: 19 410
Содержание
- 1 Алконост
- 2 Сирин
- 3 Гамаюн
- 4 Стратим
- 5 Жар-птица
- 6 Финист Ясный Сокол
- 7 Царевна-Лебедь
- 8 Заключение
Чудесные волшебные создания и сладкоголосые райские птички служили источником вдохновения для мастеров Средневековья и живописцев эпохи модерн. Упоминания о невероятных птицах часто попадаются на страницах русских легенд. Их изображения можно отыскать в старинных рукописях, на ювелирной продукции из Киевской Руси. Давайте познакомимся с самыми популярными волшебными птицами.
Алконост
Картинка взята с сайта YouTube
Мистическое создание, имеющее облик женщины. По внешнему виду напоминает зимородков, обитающих не то на побережье Ефрата, не то на дальнем острове Буяне. Существо отличалось неземной красотой. Птица откладывала яйца на дне моря либо на побережье водоема.
На протяжении недели, пока не вылупятся птенцы, согласно народным легендам, устанавливается спокойная и безоблачная погода. Алконост считается символом добра и печали. Птица не опасна для жизни и здоровья человека. Наоборот, она оплакивает воинов, павших смертью храбрых на поле боя. Песни волшебного создания настолько чарующие, что, услышав их мотив, можно позабыть обо всем на свете.
Сирин
Картинка взята с сайта YouTube
Райская птица, ассоциирующаяся с сиренами из Древней Греции, считается приспешницей зла. По внешнему виду она очень похожа на Алконост и часто является её спутницей. Если Алкион затягивает печальные песни, то Сирин, наоборот, заводит радостные мотивы. В своих напевах она обещает приближающееся блаженство.
Однако музыкальные истории Сирин опасны для людей, услышав чарующий голос можно лишиться рассудка или даже погибнуть.
Гамаюн
Вещая птичка является посланницей божеств Древней Руси и считается вестницей счастливых событий. Ее название происходит от старинного слова «гамаюнить», т. е. убаюкивать. Услышавшего крик птицы ожидают благие известия. Гамаюн дарит народу божественные напевы.
Она знает все на свете, разбирается в таинстве сотворения земли и неба. Готова рассказать о будущем любому человеку, способному распознать тайное. Древние славяне часто просили у мудрого создания совета. Согласно преданиям, чудо-птичка появилась на свет Божий одновременно с зарождением мира. Основное ее предназначение – не дать людям забыть о ценности бытия.
Стратим
Картинка взята с сайта YouTube
Загадочная птица обладала огромными размерами. Второе ее наименование Страфиль. Является архетипом прародительницы и матерью всех птиц. Обитает на море-океане, прикрывая землю правым крылом.
Стратим считали олицетворением ужасных и разрушительных природных явления. Стоит ей взмахнуть крылом, как на море поднимется шторм. Закричит во весь голос — бури не миновать. А уж коли полетит, то закроет собой солнце и мир на мгновение погрузится во тьму.
Жар-птица
Одно из самых известных существ в мифологии Древней Руси. Волшебное создание собрало в себе свойства сразу нескольких мистических персонажей. Прообразом Жар-птицы был, скорей всего, Феникс. По внешнему виду напоминает павлина. Обитает в чудесном райском саду Ирии, днем сидит в златой клетке, а ночью летает над землей.
Золотые перышки Жар-птицы светятся в темноте и могут сильно навредить человеческому зрению. При этом мистическое создание дарит слепым возможность вновь видеть, а своим чарующим голосом вылечивает тяжелые болезни.
Когда Жар-птица поёт из клюва выпадают жемчужины небольшого размера. Питается она исключительно золотыми яблочками, которые дарую вечную жизнь и красоту. Возможно по этой причине за ней так рьяно охотились многие герои сказок, а живописцы и музыканты отмечали птаху в собственных произведениях.
Финист Ясный Сокол
С Фениксом ассоциируется возникновение в славянской мифологии еще одного загадочного персонажа. Финист представлен в образе молодого человека, умеющего перевоплощаться в сокола. Считается, что персонаж позаимствован из западной мифологии. За основу образа взят волшебный супруг, который под видом птицы регулярно навещал свою любимую жену, заточенную злодеем.
Царевна-Лебедь
Хрупкая девушка является не столько «участником» мифов Древней Руси, сколько популярным образом в славянском искусстве. Царевна наполовину лебедь, живет на побережье глубокого моря. Первый раз чудесное создание упоминалось в сказке «О царе Салтане», затем персонажа использовали в одноименной опере Римского-Корсакова. Навечно облик Царевны-Лебедь запечатлен на полотне живописца Врубеля.
Заключение
Птица символизирует счастье и грусть, мечты и размышления. Поэтому в старинных легендах часто использовали этот образ, что передать разные мысли и эмоции. В мифологии многих народов встречаются мистические создания с лицом птицы. Они помогают людям либо наносят им вред. Славянские птахи в большинстве своем несли только добро и свет.
Из видеоролика вы узнаете интересные факты о сказочных созданиях.
Вернуться к оглавлению
В мифологии разных народов встречается птица с человеческим лицом. Это сказочное существо может быть и добрым, и злым, может помогать людям либо же, наоборот, мешать им. Птица с человеческим лицом или головой была и у наших предков славян, причем не одна. Такие существа отличались между собой цветом оперения, местом обитания, другими особенностями.
Птица Гамаюн
Гомаюн — посланница богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и возвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. Гамаюн родилась вместе с нашей планетой, поэтому знает все и даже может предвещать будущее.
В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. К ней идут за советом люди, но спросить ее нужно уметь, а ответ необходимо понять.
Алконост
Это чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода — пока не вылупятся птенцы.
Сирин
Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает. Причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот — истинное блаженство!
Стратим
Она же Страфиль. Это некая прародительница всех мифических птиц. Она гигантская и очень таинственная, живет на море и весь мир может заслонить своим правым крылом. Когда она взмахивает крыльями, то волны покрывают водную гладь, а крик птицы вызывает бурю. Полет Страфили вызывает жуткое наводнение, потоп, который опасен не только для кораблей, но и для городов.
Мы рассмотрели только самых известных чудо-птиц, в которых верили на Руси. Как видно из статьи, встреча с каждой из них сулила человеку перемены. А добрые они были или не очень, уже зависело от судьбы, а также от сообразительности путника. Если сумел правильно понять песню — был спасен, если нет — ну что ж, таков его удел.
Источники:
- https://fb.ru/article/198182/slavyanskaya-mifologiya-ptitsa-s-chelovecheskim-litsom
- https://www.livemaster.ru/topic/251151-gamayun-alkonost-sirin-rajskie-ptitsy-drevnej-rusi
Чудесные сказочные существа и сладкоголосые райские птицы всегда вдохновляли и средневековых мастеров, и художников модерна. Знакомимся с главными из них.
Алконост
Чудесная птица Алконост, или Алкион, с женским обликом и похожая на зимородка, обитает не то на берегах Евфрата, не то на острове Буяне, не то в древнеславянском раю Ирии. Сказочной красоты существо откладывает свои яйца на морском дне, на краю моря, и в течение семи дней, пока не появятся на свет птенцы, согласно легендам, стоит тихая и безветренная погода. Алконост — птица добра и печали. Она не несет никакой опасности для человека, но напротив, оплакивает погибших на поле после сражения. А пение Алконоста, подобное самой любви, прекрасно настолько, что услышавший ее может позабыть все на свете.
Сирин
Другую райскую птицу — Сирина, напоминающую древнегреческих Сирен — принято относить к темным силам. Внешне она очень похожа на Алконоста и является частым его спутником. Однако, несмотря на то, что, в отличие от Алконоста, Сирин поет песни Радости, обещающие грядущее вскоре блаженство, его пение губительно для людей, ибо, услышав его, можно потерять рассудок.
Гамаюн
Вещая Гамаюн-птица — мудрая посланница славянских богов и предвестница счастья. Имя ее, вероятно, происходит от старого слова «гамаюнить», то есть баюкать. Крик Гамаюна — добрая весть, а поет она людям божественные песни. Гамаюн знает обо всем на свете, ведает тайнами о происхождении земли и неба и готова поведать о будущем каждому, кто умеет понимать тайное. В славянской мифологии к ней было принято обращаться за советом. Согласно народным поверьям, эта чудо-птица родилась вместе с нашим миром и назначение ее — напоминать людям о высших ценностях бытия.
Стратим
Таинственная и гигантская Стратим-птица, она же — Страфиль-птица, — архетип прародительницы, матери всех птиц. Живет она на море-океане и весь свет белый держит под свои правым крылом. Стратим олицетворяла самые страшные и разрешительные силы природы. Взмахнет она крылом — море взволнуется, закричит — буря поднимется, а полетит — так закроет собой белый свет… Потонут в море корабли, бездны глубочайшие разверзнутся, города и леса скроются под водой.
Жар-птица
Наиболее известная и поздняя птица в мире русской народной фантазии — Жар-птица, перенявшая некоторые свойства многих других сказочных птиц. Прототипом ее, очевидно, был Феникс. Похожая на павлина, она также обитает в прекрасном райском саду Ирии в золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья способны светить во тьме и поражают человеческое зрение, но в то же время, Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, что дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие. Возможно, поэтому за ней охотились сказочные герои, а музыканты и художники воспевали ее в своих произведениях.
Финист Ясный Сокол
С птицей Фениксом также связывают и появление в русских сказках другого известного персонажа — Финиста Ясного Сокола. Образ молодого мужчины, способного обращаться в сокола, считается заимствованным из западной мифологии, наподобие чудесного супруга, навещающего возлюбленную под видом птицы.
Царевна-Лебедь
Изящная Царевна, наполовину лебедь, наполовину — прекрасная девушка, стала не столько персонажем мифологии народных сказок, сколько распространенным образом в русском искусстве. Чудесная птица-лебедь, живущая на берегу синего-синего моря, сначала прилетела в пушкинскую «Сказку о царе Салтане», затем в одноименную оперу Римского-Корсакова, а потом навсегда осталась в знаменитейшем врубелевском шедевре.
Славянские мифы нередко напоминают мистические сказки, в которых появляются необыкновенные, чарующие создания. К таким стоит отнести трёх райских птиц – Алконост, Гамаюн и Сирин. Я предлагаю “познакомиться” с последней из них, ведь в преданиях она играет немаловажную роль. Образ Сирин хорошо нам известен по творчеству поэтов и художников прошлого века, однако зарождение его происходит ещё в древнейшие времена.
Сирин – один из самых ярких персонажей славянской демонологии. Некоторые исследователи даже сравнивают образы райских дев-птиц с известными по древнегреческим преданиям сиренами. Согласитесь, сходство есть даже в названиях: Сирин – сирены. Но так ли всё просто? Чем отличалась Сирин от греческих “коллег”? Как она выглядела? И что значило пение райской птицы?
Кто такая Сирин?
Прекрасная дева-птица Сирин является частым персонажем славянских преданий и легенд. Её образ всегда связан с тайнами и печалью, а сама Сирин словно бы находится между мирами – она ведает о будущем, грустит о настоящем, смотрит в прошлое. Тем, кто знаком с мифологией Древней Греции, сразу заметна схожесть звучания имени чудо-птицы и сирен, что завлекали путников своим прекрасным пением.
Описания внешних особенностей также сходны – и Сирин, и сирены представляли собой полудев-полуптиц. Но, пожалуй, на этом общие черты и заканчивались. Сирин исполняла совсем иные функции. Можно ли считать, что её образ был заимствован из греческой культуры? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, поскольку среди исследователей мнения существенно расходятся.
Появление образа девы-птицы
Исследователи склоняются к тому, что образ Сирин появляется в ранней средневековой традиции – об этом свидетельствуют её изображения на посуде и украшениях. Самые древние среди находок с “портретом” Сирин можно отнести к X веку. Однако нельзя исключать, что о чудо-птице стали слагать предания гораздо раньше.
В период Средневековья на Руси уже были широко распространены легенды о вещей птице, что иногда прилетает на землю из райских садов и рассказывает людям о грядущем блаженстве. Впрочем, слышать Сирин не всегда было хорошо. Порой, как рассказывают поверья, человек мог потерять рассудок – настолько прекрасными и очаровывающими были песни девы-птицы.
Местонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия
Из-за столь неоднозначного воздействия песен Сирин в некоторых преданиях она описывается как потустороннее существо, посланница подземного мира, вестница бед и смерти. Это не совсем верно.
В первую очередь, Сирин была вещей птицей, сообщавшей людям о том, что их ждёт. Как понимаете, прогнозы могут быть самыми разными. Но, в отличие от древнегреческих сирен, дева-птица намеренно не причиняла зла человеку. Хотя в некоторых историях это мнение оспаривается.
Облик Сирин
Как же выглядела легендарная Сирин? На большинстве картин она изображается большой птицей с женской головой и грустным лицом. Черты лица её поистине красивы, но в глазах – застывшая печаль.
Вероятно, Сирин знает о тяготах и горестях, что придётся вынести людям, а потому тоскует о них. На изображениях Сирин нередко окружена цветущими ветвями деревьев или кустарников. Это – символ райского сада, который наши предки называли Ирием. Именно там обитала Сирин и две другие девы-птицы.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
До наших дней сохранились надписи, отмеченные на картинах неизвестных художников. Именно там и приводятся интересные данные о райской птице. Исследователь Е.И.Иткина цитирует их в своей научной работе:
“В странах индийских (яже прилежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух… возлетати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает”.
В древнерусском Азбуковнике также приводятся сведения о Сирин:
“Сиринъ есть птица отъ главы до пояса составъ и образъ человечь, отъ пояса же птица; нъцыи жь джут о сей, глаголюще зело ела копъниве быти еи, яко бъ кому послушающу глас ея, забывати все житие ея и отходити в пустыня по ней въ горах заблуждышу умирати”.
Сирин – между тьмой и светом
У птицы Сирин словно бы существовало две стороны – светлая и тёмная. К первой стоит отнести волшебный голос, что наполнял красотой и гармонией весь мир, невероятные способности и мудрость. Сирин могла повелевать стихиями, имела власть над грозами и бурями. Кроме того, она владела тайными знаниями, которыми могла поделиться с человеком.
Но здесь раскрывается тёмная суть Сирин. Далеко не всегда она была готова одарить людей премудростями мира. Порой за обладание этими знаниями человеку приходилось дорого заплатить. Также в народе поговаривали, что Сирин способна одурманить человека своим чудесным голосом.
Андрей Алексеевич Шишкин «Птица вещая», 2007 год / a-shishkin.ru
Подчиняясь воле девы-птицы, тот безропотно выполнял всё, что она приказывала, всюду следовал за зовом Сирин, но, как рассказывали, жертвами девы-птицы становились лишь мужчины. Вероятно, к женщинам она относилась “по-сестрински”, а потому не желала им зла. В «Словаре славянской мифологии» Е.А.Грушко и Ю.М.Медведев указывают далеко не самый светлый аспект характера Сирин:
“Темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин, и смерть для него в этот миг — истинное блаженство!”.
Птица Сирин – притягательный и неоднозначный персонаж славянских преданий. Это мудрое, но опасное создание, которое раскрывает нам важную истину: знаниями может обладать далеко не каждый, ведь порой они оказываются губительны для человека.
На обложке: «Сирин» / © Евгения Марочко / news.myseldon.com