Одним из самых страшных воспоминаний в истории России оказалась память о крестьянском бунте под предводительством Емельяна Пугачева. Эту тему затрагивали многие писатели и историки. В свое время этим страшным событием заинтересовался и
А. С. Пушкин
. Он долго и кропотливо собирал материалы, касающиеся этого крестьянского восстания. Наконец его труды отразились в исторической повести «Капитанская дочка».
Пушкин показал эти события глазами молодого дворянина Петра Гринева. Возможно, именно поэтому образы бунтаря Пугачева и русского народа получились у Пушкина очень живыми и неоднозначными.
В центре этой повести находится сложная личность Емельяна Пугачева. Несомненно, это очень интересный и незаурядный образ. С одной стороны, предводитель крестьянского восстания — безжалостный человек. Взяв штурмом Белогорскую крепость, он начинает убивать тех людей, которые отказались видеть в нем государя императора Петра III. Пугачев не милует никого: ни молодых, ни старых. Здесь он предстает жестоким человеком с железной волей и непоколебимым характером. Ужасает сцена расправы с комендантом крепости. Пугачев приказывает повесить старика за то, что тот не признает разбойника своим государем. Вслед за комендантом, жестоко убивают и его пожилую жену. В этой сцене Пугачев будто бы совершенно не знает жалости.
Но, несмотря на все отрицательные черты, образ Емельяна Пугачева не лишен и достоинств. В повести показаны замечательные способности Пугачева как руководителя. Его действия противопоставлены бездарным действиям царских генералов.
В «Капитанской дочке» Пугачев показан не только как военный начальник, но и как человек. Когда, по дороге на службу, Петруша Гринев и Савельич заблудились, на помощь им приходит простой мужик с хитрыми сверкающими глазами. В знак благодарности на следующий день Гринев дарит ему свой заячий тулуп, несмотря на недовольство Савельича. Тогда еще Петр не подозревал, кого он встретил и какую роль сыграет этот подарок в его судьбе.
В следующий раз Гринев встречается с Пугачевым уже в Белогорской крепости, во время страшных событий. Именно тогда-то Пугачеву и вспомнилась щедрость молодого барина Петра Гринева. Узнав Петрушу, разбойник дарит ему жизнь.
В сцене беседы Пугачева с Гриневым раскрываются многие положительные качества предводителя восстания. Мы видим, что Пугачев близок к народу, справедлив. Ему свойственны народная мудрость и проницательность. Это позволяет герою трезво оценивать и свои силы, и возможности народного войска.
Я думаю, Емельян Пугачев понимает свою неизбежную участь. Он говорит о своих «ребятах», что они воры. Герой понимает, что эти люди без зазрения совести продадут своего предводителя, лишь бы спасти собственную шкуру.
В страшной ситуации, в которую попала Маша Миронова, Гринев находит помощь именно у Пугачева. В этих эпизодах особенно ярко проявились справедливость, благородство, понимание, душевность Пугачева. Он освобождает Машу от страшного плена и благословляет ее союз с Петром Гриневым.
В произведении народ противопоставляется дворянству. Неведомый, тайный мир духовной жизни простых людей открывается читателю во время пира у попадьи в честь падения Белогорской крепости. Разговор на «сборище» Пугачева и его соратников шел в основном о взятии крепости, об успехах и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно спорил с Пугачевым. Но все присутствующие казались равными между собой и не отдавали никакого предпочтения своему предводителю. Всех их объединяла общая высокая цель, уверенность в своих силах, чувствовался командный дух. Гринева до глубины души потрясает непонятная ему свобода и смелость мятежников, преступивших законы самодержавного государства, бросивших вызов власти. Не понимая происходящего, Гринев почувствовал значительность, поэтичность, непохожесть этих людей, «злодеев», на всех остальных.
Но народ у Пушкина показан не только с положительной стороны. Автор не скрыл и «темные» грани восстания и поведения мятежников: мелкие грабежи, возможность предательства Пугачева его же товарищами, жестокость народа в борьбе со своими мучителями. Жестокость часто бессмысленна и неоправданна, как, например, расправа с женой капитана Миронова. Но именно через эти негативные стороны восстания Пушкин передал чувство жестокости и ненависти, накопившееся в народных массах за века угнетения. Белобородов одним своим требованием «вешать всех дворян» выразил эти чувства.
Но были среди народа и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. Через образ дворового автор передал характер типичного русского человека, трагизм которого заключается в том, что он живет в эпоху крепостного права, унижающего и угнетающего крестьян. В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Все лучшее в Гриневе воспитано именно Савельчием.
Другие представители народа переданы в произведении через образ Мироновых. «Старинные люди», как называет из автор, вышли из народа и остались близки ему. Близость Мироновых к народу сказывается в их быту, в их доверчивости, добродушии и простосердечии, в радушии и гостеприимстве. В душе Ивана Кузьмича живет чувство долга, офицерской чести, он первым выходит против Пугачева и отказывается признать в разбойнике государя, обрекая тем самым себя на виселицу.
Через различные образы Пушкин в произведении передал основные черты народа, как положительные, так и отрицательные. Русский человек честен, добр, ответственен, способен на подвиги и активные действия. С другой стороны, нет ничего страшнее русского бунта. Ведь он ни с чем не сравним по силе своей бессмысленной и необузданной жестокости.
Повесть «Капитанская дочка» рассказывает читателям о реальном событии, которое было в истории России — о восстании крестьян под предводительством Пугачева. Этот донской казак принимал участие в двух войнах, имея первый офицерский чин. Однако его не интересовала карьера военного, он обдуманно возглавил народный мятеж.
Александр Сергеевич Пушкин показывает Емельяна Пугачева с различных ракурсов. Он демонстрируется мудрым и великодушным, жестоким и решительным. Герой был и отзывчивым провожатым, который не бросил в беде Гринева, и самопровозглашенным императором Петром Третьим, и попавшимся в клетку преступником.
Эти разные образы складываются в общую картину: предводитель крестьян обладал непоколебимой волей, ярким темпераментом, был терзаем противоречиями внутри себя. Он ожесточенно захватывал города, сея в них разгром и панику, но время от времени проявлял и положительные человеческие качества. С уверенностью можно сказать, что Емельян Пугачев, хорошо осознавал, что восстание русского народа рано или поздно будет подавлено, однако чувствовал долг перед крестьянами, страстно желал улучшить их незавидное положение.
Читатель знакомится с будущим лжеимператором в снежную метель. Тогда он выручил заблудившегося Гринева со слугой, спасая их от разыгравшейся непогоды. В этот раз роль вожака удалась Пугачеву. Но уже тогда обреченность чувствуется в нем. Это можно понять из сказки, которую донской казал поведал юному Гриневу. В ней орел испытывал зависть к ворону, которому была дарована долгая трехсотлетняя жизнь. Сам же орел жил всего тридцать три года. Однако он питался живой кровью, а ворон все свое существование поедал лишь мертвячину. Емельян Пугачев считал, что короткий век, яркий и наполненный, лучше, чем долгое прозябание на земле со склоненной головой.
Донской казак знал цену свободе, а рабство казалось ему неприемлемым. Он хотел избавить крестьян от господского гнета, чтоб и бедные смогли расправить крылья. Путь к освобождению не может быть мирным, поэтому Пугачев и был порой чрезмерно жесток. Его беспощадный нрав Пушкин демонстрирует на примере сцены расправы в Белогорская крепости.
Однако доброе сердце иногда побеждало суровую натуру. Лжеимператор даровал милость Гриневу и Мироновой не в качестве своеобразного царского жеста, какие порой позволяют делать себе великие государи, а по велению души. Даже то, что он не забыл о тулупчике, который дал ему молодой человек после спасения в снежный буран, является значимым моментом. Емельян Пугачев следует своему долгу, ему не чужды понятия чести и гуманности. Он помнит добро, умеет помогать другим, а также жертвовать собой ради блага ближних.
В «Капитанской дочке» можно узнать не сухие факты о предводителе крестьянского восстания, а познакомиться с ним, как с человеком, безумно любящим свободу, стремящимся дать ее и другим.
Сочинение “Образ Пугачева”
Пушкин – непревзойденный мастер слова. Он точно и ярко описывает образы и делает своих героев интересными и глубокими. Но в его произведениях есть не только вымышленные персонажи. Образ Пугачева – яркий пример того, как Александр Сергеевич может писать о реальных людях.
Пугачев в народе
Для народа Пугачев был настоящим спасителем. Его называли крестьянским царем, народ верил ему, следовал за ним. Это тот человек, который смог повести за собой толпу повстанцев. Он не боясь, шел в сражения, защищая крестьян. В народе Пугачева очень любили, слагали о нем легенды и песни, называли его “батюшкой”, верили, что он действительно настоящий царь Петр III, а не самозванец.
Пугачев для властей
Для власти Пугачев представлял настоящую опасность. Он – бунтовщик, мятежник, который повел крестьян на восстание. Служащие царского дома устроили за ним настоящую охоту. Долгое время фигуру Пугачева всячески пытались стереть из истории: о нем было запрещено даже говорить вслух. Тем не менее, дух народа сложно убить, и Пугачев все равно остался в памяти крестьян как истинный царь, который пытался защитить их права.
Пушкин о Пугачеве
Пушкин уделил фигуре мятежника много внимания в своем творчестве. Много сил Александр Сергеевич потратил на то, чтобы восстановить настоящую историю событий, связанных с Пугачевым. Он ездил на места, которые были связаны с мятежником, лично расспрашивал очевидцев, собирал информацию по крупицам. После такого путешествия был написан полноценный трактат о жизни Емельяна Пугачева.
Пугачев в «Капитанской дочке»
Пушкин описал Пугачева и в художественном произведении. Повесть «Капитанская дочка» носит название в честь Маши, но одним из ее главных героев является Пугачев. В произведении он представлен противоречиво: он жесток, но в то же время великодушен, он бандит, но в то же время ведет за собой народ, являясь его спасителем. Пугачев – обычный мужик. Единственное, что внешне выделяет Пугачева среди остальных – блеск и плутовство в глазах. Пугачев находит свою смерть через казнь на глазах у тех, кто верил в него. Гринев думает о том, что лучше бы Емельян погиб в бою.
Пугачев – реальная историческая личность, противоречивая фигура в русской истории. Пушкин в своих произведениях не дает Пугачеву односложной характеристики, показывая его с разных сторон, описывая его образ сложным и противоречивым.
Данная статья поможет написать сочинение «Образ Пугачева» для 8 класса.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Амина Абдулина
13/17
-
Пётр Новожилов
14/17
-
Татьяна Щинова
13/17
-
Гульназ Зарипова
17/17
-
Kirill Panyukov
15/17
-
Лариса Туманова
17/17
-
Кирилл Пуртов
16/17
-
Матвей Дубинский
13/17
-
Санечка Снимаешь
15/17
-
Zebiniso Ziyodullayeva
13/17
Пугачев и народ в «Капитанской дочке»
В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин создал удивительный образ русского народа, одним из ее представителей был Емельян Пугачев, которому слава Гришки Отрепьева не давала покоя.
Правда, если быть последовательными, то разговор о русском народе следует начинать с Савельича. Это на редкость удивительный и целостный образ. Он с раннего детства воспитывал Петрушу Гринева, а когда тот отправился в армию, Гринев-старший послал Савельича с ним. У стремянного не было собственной семьи и детей, и поэтому Савельич был искренне привязан к молодому Гриневу, и даже, как покажут дальнейшие события, готов был пойти за него на виселицу.
В повести есть еще одна крепостная – девка Палаша, помогавшая жене капитана по хозяйству. Девушка энергичная, расторопная. В суматохе, после гибели Мироновых, она несколько раз могла сбежать, и никто бы ее не хватился. Но она осталась около Маши, заботилась о ней, помогала ей во время болезни и заточения, как могла.
С Пугачевым главный герой повести познакомился в пути, во время вьюги. Он отличался острым умом, уверенностью в себе, везде был, как у себя дома. Острый, цепкий взгляд проводника еще в первую встречу поразил Гринева.
Вторая встреча Гринева с Пугачевым состоялась во время захвата крепости. В этом эпизоде Пугачев проявил жестокость в отношении к тем, кто отказывался присягать ему. Но эта жестокость нужна была ему, чтобы запугать остальных. Слава Гришки Отрепьева не давала ему покоя. Он хотел почувствовать себя царем всея Руси. Пугачев был крайне недоверчив. Понимая, что любой из его подчиненных, за исключением двух-трех человек, готов всадить ему нож в спину, все проверяет самолично. Например, когда Маша застонала за перегородкой, он пошел лично убедиться в том, что там действительно лежит девушка, а не прячутся его преследователи.
Гринева поразило то обстоятельство, что «пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!». Яркими представителями народа в этой повести можно назвать и соратников Пугачева. На Гринева глубокое впечатление произвела простонародная песня, которую они пели после застолья. Гринев понимал, что все эти люди, сидящие за столом, обречены на гибель. И при этом они пели о виселице. Пели выразительно, стройными голосами и с унылым выражением лица.
Ближайшими соратниками Пугачева, его «енералами», были беглый капрал Белобородов, второй – Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. Между ними было явное соперничество. И по замечанию Хлопуши, Белобородов отличался особой жестокостью.
Пугачев явно симпатизировал Гриневу за его великодушие, порядочность и искренность. Гринев тоже испытывал двойственные чувства к предводителю разбойников, виновного в гибели капитана Миронова, его жены и тех, кто отказался присягать. Но с другой стороны он сочувствовал разбойнику, потому что видел перед собой человека неглупого, способного на великодушные поступки, и в то же время честного. «Пугачев был ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня», — признается Гринев.
В повести Пушкин описывает отдельных представителей народа, не имеющих дворянского происхождения и воспитания. Казалось бы, они не должны обладать ни порядочностью, ни образованностью, ни культурой. Но, тем не менее, мы видим, что они способны на благородство и преданность, порой сильнее некоторых представителей дворянства. Недостаток грамотности у них компенсируется острым умом, жизненным опытом и сметливостью.
Простые люди чувствуют прекрасное не хуже представителей дворянства. Достаточно вспомнить пение разбойников. Да и разбойниками они стали не от хорошей жизни.
Но существует другой народ. Это стихийная масса людей, толпа. Она легко управляема. Какой магнетизм лидеров заставляет управлять толпой, изучается даже в наши дни. Пугачев был лидером толпы. Толпа опасна.
«Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».
Надо полагать, что Пушкин, изучив архивные документы пугачевского бунта, и побывав в местах, где все это происходило, понял, как заблуждался, призывая к свержению самодержавия. Это тоже бунт в своем роде. Пушкин отказался от большинства своих юношеских идей. В одной из редакций повести «Капитанская дочка» фраза о русском бунте имеет продолжение:
«Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
В исторической повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин обращается к XVIII веку, к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. Действие в произведении происходит в 1772-1775 годах. Пушкин считал, что в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”. Новизна “Капитанской дочки” состоит в том, что “двигательницей событий” (термин Чернышевского) стала народная борьба. “Капитанская дочка” — это реалистическое произведение, главные герои которого типичны для своей эпохи и среды. Исторические персонажи выдвигаются на первый план повествования, написанного в мемуарной форме — “семейных записок”.
Главным историческим персонажем в повести является Емельян Пугачев — предводитель крестьянского восстания. Он — беглый донской казак “лет сорока”, выдающий себя за покойного царя Петра III. Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. С одной стороны, это талантливый военачальник, хороший организатор, человек недюжинного ума, трезво оценивающий своих соратников, сильный и мужественный предводитель. К сильным сторонам образа Пугачева относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям, умение быть благодарным (“Все обходились между собой как товарищи”), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. Пугачев обладает чувством юмора, умеет найти выход из создавшейся ситуации. Жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сторонами образа Пугачева.
Знакомство с персонажем, появившимся из метели, как позже — из стихии народного бунта, начинается с его портретной характеристики: “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. Для характеристики своего героя автор прибегает к методу речевой характеристики. Меткая, живописная речь Пугачева является приметой его народного происхождения: “Долг платежом красен”. Пугачев изображен в соответствии с народно-поэтическим идеалом доброго и справедливого царя. Это соответствие прослеживается в эпиграфе к одной из глав повести, взятом из произведений А. Сумарокова: “В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп”. Автор недаром взял эпиграф из басни -лев, царь зверей, ассоциируется с образом Пугачева. Далее в калмыцкой сказке Пушкин сравнивает своего героя с птицей — орлом, являющимся царем птиц. Но при всей своей силе, Пугачев — трагический образ. В произведении присутствуют различные свидетельства обреченности бунта: сон Гринева, песня о разбойнике, которого собираются повесить, а также эпиграф к главе “Приступ”, сравнение героя с Отрепьевым.
Характер Пугачева раскрывается через его поступки. В произведении Пугачев противопоставлен императрице Екатерине II, законной дворянской царице, своим соратникам, царским генералам, чиновникам в Оренбурге. Объективно обречен не только крестьянский бунт, но и его предводитель. Пушкин высказывает свое отношение к крестьянскому бунту: “Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”.
Итак, образ Пугачева дан Пушкиным в свете концепции русского национального характера. Он помогает глубже раскрыть нравственную проблематику повести.
Образ предводителя крестьянского восстания тесно связан с образом народа. Подчеркивая свободолюбие и мятежный дух народа., Пушкин изображает и такие его качества, которые были сформированы рабством, смиренностью и послушанием. Реализм позволил автору раскрыть и величие народа, его историческую миссию и глубоко трагичную, исполненную острых противоречий жизнь в самодержавном крепостническом государстве. Понять дух народа помогают образы Савельича и капитана Миронова. Их объединяет отсутствие самосознания. Они живут во власти традиции, их отличает приверженность установившимся правилам жизни. Так, Савельич, крепостной дворовый человек, исполнен чувства достоинства и отваги, ответственности за порученное ему дело. Он умен и смышлен, по-житейски практичный человек. Он занимается воспитанием “барского дитяти”, проявляя не холопскую, а искреннюю заботу о нем. Всякий раз Пушкин создает ситуации, в которых Гринев совершает проступки, допускает оплошности, а Савельич его выручает, помогает и даже спасает от смерти. Барин остается глух к самоотверженному поступку старика, готового занять место Гринева под виселицей. Савельич же покорно принимает это равнодушие. Он также слеп и к событиям народного бунта, глух к провозглашенной мятежниками вольности. Пугачев для него только “злодей” и “разбойник”.
Интересен в художественном отношении, по мнению Н. В. Гоголя, образ капитана Миронова. Это “честный и добрый”, скромный служака, лишенный честолюбия, искренно преданный своему делу, получивший офицерское звание за храбрость, проявленную в прусском походе и в сражениях с турками.
Миронову свойственно чувство верности своему долгу, слову, присяге. В этом и проявляется его русская натура, истинно русский характер. Комендант Белогорской крепости лишь на службе принадлежит к правительственному лагерю, а в остальное время он, выходец из народа, связан с ним своими воззрениями, традициями и образом мышления. При этом образцовое послушание Миронова для Пушкина не добродетель, а тот психологический склад характера русского человека, который навязывается ему извне. Поэтому добрый по природе Миронов буднично прост в своей жестокости, когда он отдает приказ пытать башкира. Поэтому все его действия не освещены сознанием, хотя он деятелен, храбр. Участник исторических событий, он ни разу не задумывается над тем, что происходит. Патриархальность быта Мироновых, следование народным традициям, речь коменданта, наполненная идиомами и народными словечками, — все это оттеняет драматизм судьбы человека из народа.
Представителей народа мы видим и на совете в ставке Пугачева: бывшего капрала Белобородова и Афанасия Соколова, прозванного Хлопушей. Они умные и дальновидные политики. Однако отношение к дворянам у персонажей разное. Хлопуша стремится обдумать все принимаемые решения, в том числе и насчет казни Швабрина и Гринева, поэтому и обращается к капралу, тем самым давая характеристику и ему и народному бунту: “Тебе бы все душить и резать”.
Таким образом, Пушкин с подлинным реализмом показал крестьянское восстание, его предводителя и его участников — народ. С того времени народ стал главным героем русской литературы.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Смотрите также по
произведению «Капитанская дочка»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»
План:
История в творчестве Пушкина. Рассказчик повести. Портретная характеристика Пугачева. Противоречивость натуры Пугачева. Пугачев и народ. Взгляды Пушкина на восстание.
1)Александр Сергеевич Пушкин — замечательный русский писатель. Трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений.
В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне.
2)В повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин использует свой излюбленный прием: сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является Гринев.
Пушкин как будто строит лесенку во времени: сам он смотрит из середины XIX века на повествователя, который в свою очередь пишет о себе в молодости.
3)«
Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.
4)Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. К сильным сторонам образа Пугачева относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям, умение быть благодарным («Все обходились между собой как товарищи»), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. Жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сторонами образа Пугачева.
Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздираемого внутренними противоречиями.
5)Пугачев — представитель народа, но он не смешивается с толпами людей, идущих за ним, он вождь и понимает, что одинок и рано или поздно его предадут.
Реализм позволил автору раскрыть и величие народа, его историческую миссию и глубоко трагичную, исполненную острых противоречий жизнь в самодержавном крепостническом государстве.
6)Пугачев нарисован А.С Пушкиным в «Капитанской дочке» куда более живо, чем в «Истории Пугачевского бунта». В «Капитанской дочке» Пушкин художественно решал более отдаленную, но не менее глубокую гуманистическую проблему: как достичь единства нации, как примирить противоречия и на какой основе это возможно.
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )