- Категория: Сочинение ОГЭ 9 класс
Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Вариант 1
Лингвист Н.С. Валгина заметила, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
Действительно, роль пунктуации в передаче смысла текста огромна, потому что в ней таятся большие возможности в выражении смысла, и доказательства этого мы можем найти в любом художественном тексте.
Рассказ Л. Куклина не исключение. Так, тире в предложении 2 выполняет выделительную функцию, подчеркивая спортивное мастерство рассказчика и передавая восхищение местных мальчишек, которых, казалось бы, ничем не удивишь: для них море было «родным домом». А вот функция двоеточия в сложном предложении 49 — смыслоразличи- тельная, оно отделяет вторую часть предложения, в которой объясняется, что именно понял удивленный собеседник Бычка.
Лингвист Н.С. Валгина совершенно права.
Вариант 2
Знаки препинания в тексте могут не только четко обозначить границы определенного синтаксического отрезка, но и зафиксировать его смысл, облегчить восприятие мысли.
Проиллюстрируем это наблюдение, обратившись к рассказу Л. Куклина. В предложении 13 стоит тире перед распространенным приложением, находящимся в конце предложения и имеющим оттенок разъяснения. С помощью этого знака выделена смысловая часть предложения, заставляющая нас внимательно вчитаться в это пояснение.
А в предложении 10 запятыми выделены деепричастные обороты, описывающие то, как нелепо, неумело Бычок держался на воде. Это описание помогает подчеркнуть контраст между способностями мальчика и его смелой идеей доплыть до Чертова Пальца.
Следовательно, права была известный современный лингвист Н.С. Валгина, отмечая, что знаки препинания «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
Вариант 3
Роль пунктуации в тексте сложно переоценить, она имеет огромное значение в создании ритма повествования, композиции произведения и передаче авторского замысла. Как верно заметила известный лингвист Н.С. Валгина, знаки препинания «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
Примеры этого находим в рассказе Л. Куклина. Выделен запятыми причастный оборот в предложении 3, характеризующий отношение Бычка к «береговому братству», и эта информация, безусловно, важна для читателя, который впоследствии станет свидетелем того, как изменится отношение мальчишек к «чужаку».
В предложении 30 обращение «заморыш несчастный» также выделено запятой. Пережитое волнение рассказчика, его страх за едва не утонувшего Бычка, возмущение упрямством мальчика переданы здесь восклицательным знаком.
Приведенные примеры доказывают истинность утверждения Н.С. Валгиной.
Текст для работы
(1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего» настоящим кролем, — первый разряд! — они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака.
(4)0н носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок — есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)0ни презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в свое братство не принимали.
(6)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца — мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством…
(Ю)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки. (И)Вдобавок он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла. (12)Не мог предусмотреть он и еще одного обстоятельства.
(13)С моря шла мертвая зыбь — широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты. (15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать городской мальчик…
Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка.
Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом:
— Ребята, а Бычок-то тонет…
Их сбивало с толку то, что он не кричал: «Помогите!» или что-нибудь в этом же роде. (22)Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством.
(23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. (24)Мне повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку.
(25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго еще морщился и откашливался. (26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал:
(27)— А все-таки я немножко совсем не доплыл… (28)Чуть-чуть…
— Чуть-чуть… — вскипев, передразнил я его.
— Не утонул ты чуть-чуть, заморыш несчастный!
Он не обиделся и только глубоко вздохнул. (32)А потом спросил вдруг:
— А завтра вы здесь будете?
— А тебе зачем? — не слишком вежливо буркнул я.
— Я опять поплыву! — горячо выпалил мальчишка. (36)— Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обяза- тельно должен! (39)Ну, а в случае чего… (40)Вы меня опять спасете… (41)Ладно?
(42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в его серьезное очкастое лицо, раздумывая, не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул:
— Ладно… приходи, там посмотрим…
И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали:
— И чего смотреть? (48)Поплывем вместе — и кранты!
(49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот
непременно доплывет. (50)Не завтра, так послезавтра…
(По Л. Куклину)
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н. С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)От модели атома с
серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло
космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.
(2)Модель стояла на
покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и
очень гордая девочка с острым личиком. (3)Вокруг неё на фоне стеклянных шкафов,
схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
(4)Вахтанг
Турманидзе, стройный гигант в тренировочных брюках, объяснял девочкам, что
такое хук и апперкот, нахально дотрагиваясь своими кулачищами до их нежных
подбородков.
(5)Вадим Костров
царил в своей хихикающей компании.
(6)А Лёши Жильцова
не было видно.
(7)Только окинув
взглядом пустынные ряды лабораторных столов, где-то за одним из последних, у
распахнутого окна, можно было заметить его одинокую фигуру. (8)Никому, кроме
неприметной девочки в очках, уткнувшейся в книгу, не было до него никакого
дела, а она нет-нет да и посматривала украдкой на Лёшу. (9)Всё-таки в людях,
несправедливо обойдённых славой, есть что-то привлекательное, а Лёша в своём
восьмом «Б» был именно таким человеком. (10)Это подтвердилось, когда в класс
вошла Галя Вишнякова, по всеобщему мнению, самая красивая девочка школы.
– (11)Ребята, кого
поцеловать? (12)У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по
алгебре, – сказала она и чихнула.
(13)Класс притих, но
конкретных предложений не последовало.
(14)И вдруг из
дальнего угла донеслось: «Меня».
(15)Это сказал Лёша
и ужаснулся.
(16)Все, кроме
неприметной девочки, смотрели на Лёшу так, как будто Галя была андерсеновской
принцессой, а Лёша – свинопасом. (17)Кто-то даже хихикнул. (18)А неприметная
девочка с тревогой ждала Галиного ответа: она боялась за Лёшу.
(19)Но самые
красивые девочки школы всегда старше своих лет, и Галя не растерялась.
– (20)Лёшка –
золотой мальчик, а вы все трусы.
(21)И она
направилась к своей верной подруге Зиночке Крючковой, всё ещё поддерживающей
полку с проволочной моделью атома. (22)Галя шла, размахивая молотком, потому
что была дежурной и собиралась укрепить полку.
(По М.Г. Львовскому)
*
* Львовский
Михаил Григорьевич (1919–1994) – российский советский поэт-песенник, драматург,
сценарист.
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «Пунктуационные
знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить
внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой
ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры,
указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете
писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на
лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без
опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём
баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
«Пунктуационные знаки помогают
пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных
деталях, показать их значимость»,-данное высказывание принадлежит современному
лингвисту Н.С.Валгиной. На мой взгляд, это утверждение формулирует одну из
главных функций знаков препинания- способность концентрировать внимание на
ключевых деталях, важных для понимания смысла предложения. Для подтверждения
мнения лингвиста обратимся к представленному нам тексту российского
поэта-песенника и сценариста М. Г. Львовского.
Примером к доказательству моих
слов может служить приложение, обособленное выделительными запятыми, которое
содержится в предложении2(«…поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и
очень гордая девочка с острым личиком.»). Автор делает смысловой акцент на
важной черте характера девочки и её внешнем облике, подчеркивает значимость
этих фактов.
А в предложении 9( « Все-таки
в людях, несправедливо обойденных славой , есть что-то привлекательное…»)
содержится обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Таким
образом писатель делает тонкое замечание, демонстрируя значимость данной детали
и заостряя на ней внимание.
Благодаря приведенным мною
аргументам, мы убедились в правильности и точности высказывания лингвиста.
Пунктуационные знаки действительно выделяют смысловые детали, показывая их
важность.
Мирошкина Полина
(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.
(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.
(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына…
(15)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.
–(17)3дравствуйте, барышня! –сказал он, поднимаясь навстречу.
–(18)3дравствуйте, Яков Ильич! –низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас.
(20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам…
(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.
(По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969 гг.) –детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость
Тип работы: | Сочинение рассуждение |
Дата добавления: | 04.10.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки сочинения.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы научитесь писать сочинения рассуждения на любые темы:
Посмотрите похожие темы сочинений рассуждений возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Н.С. Валгина утверждает, что знаки препинания выделяют семантические части и фокусируют внимание на различных деталях. С этой точки зрения нельзя не согласиться.
Знаки препинания имеют важные функции. Некоторые знаки препинания помогают выразить вопрос, восклицание, порыв. Другие знаки препинания разделяются однородными членами предложения. Существуют также знаки, необходимые для выделения изолированных определений или обстоятельств. Каждый знак играет определенную роль в определенном тексте. Существуют знаки препинания, которые не являются специфическими для конкретного типа предложения. В этом случае знаки препинания привлекают внимание читателя, и именно по этой причине читатель уделяет больше внимания смыслу высказывания. Используя нехарактерные знаки препинания, автор высказывания пытается указать на важную деталь, выделить фразу, продемонстрировать ее значение по всему тексту.
Чтобы доказать вышесказанное, можно обратиться к тексту В.Л. Осеевой-Хмеловой.
Предложение 19 — довольно интересное явление с точки зрения пунктуации. В предложении 6 запятых, но не все они имеют одинаковую функцию. 1 и 3 запятые разделены однородным предметом в рамках простого предложения (портрет, глаза, двойник, скрипач). 2 запятые отделяют однородные согласованные определения (живые, горящие глаза). 4 и 5 запятыми различают аппликацию (Йоска — аппликация на фразу «двойной портрет»). Эти запятые различают значительную деталь: Йоска — не только сын Иакова, но и своеобразная «копия» покойного Катри. Она подчеркивает отношения между членами семьи, чья мать ушла. Шесть знаков после запятой отделяют однородные согласованные определения (бедный, уединенный скрипач). Важно также, что после перечисления того, кто и что было в комнате, перед обобщенным словом «все» ставится тире. Автор показывает, что ужас Динке был вдохновлен всеми представленными в комнате предметами в целом, а не по отдельности. С помощью тире автор особенно обращает внимание читателя на то, что увидела Динка, когда вошла в дом. Штрих помогает выразить эмоциональное напряжение.
В восьмом предложении автор обращает внимание на то, где находился портрет. Предложение можно структурировать следующим образом: «Прямо перед Динкой был портрет <…>». Однако автор обращает внимание читателей на это место: это перегородка между окнами, где «было легче». В. Л. Осеев-Хмельев подчеркивает эту деталь, показывая, что Яков и Иоска повесили портрет жены и матери на самом ярком месте. Это показывает отношение героев к этому портрету и к этой женщине. Для акцентирования ее образа в предложении также используются однородные, несогласованные определения, разделенные запятыми.
Исходя из вышесказанного: с помощью знаков препинания можно выделить необходимые детали для глубокого понимания высказывания, отличить одно словосочетание от другого.
Сочинение-рассуждение “пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость”
(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи
оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами.
(3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая
вниз, приводила к заброшенному колодцу.
(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед
изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги.
(5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его
вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень
просторной комнате с огромной русской печкой.
(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась
от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где
стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой
женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с черным кружевным
шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась
куда-то, накинув свой легкий шарф.
(10)Но больше всего поразили Динку ее глаза. (11)Огромные, полные
какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные.
(12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого
портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на
щеке.
(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на
сына…
(15)Иоська смолк и вопросительно и настороженно смотрел на
непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось
уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.
– (17)3дравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.
– (18)3дравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала
оробевшая Динка.
(19)Портрет Катри, ее живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены
скрипач – все это внушало ей ужас. (20)Ноги ее, казалось, приросли к порогу,
и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и,
повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам…
(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошел.
(25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями,
улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська
сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на
отца, то на мать.
(По В. Осеевой)*
Loading…
Сочинение-рассуждение “пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость”
Без знаков препинания письменный текст труден для восприятия, поэтому пунктуация имеет четкое назначение —- донести до читателя смысл написанного таким, каким он виделся автору.
Попробую доказать эту мысль на примерах из прочитанного текста.
В сложном предложении 31 одиночная запятая стоит между его синтаксически равнозначными частями и выполняет отделяющую функцию. В данном случае это ее место и роль.
А вот восклицательный знак, завершая предложение 54 («Молодец, Жуков!»), передает еще и его эмоциональную окраску: учительница восхищена сочинением Вовки, его рассуждением о таланте и доброте.
Поэтому считаю справедливым утверждение современного ученого С.И. Львовой о том, что «пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
Вариант 2
Все знаки препинания нужны для того, чтобы передать на письме особенности строения предложений, их интонацию.
Также они указывают на смысловое членение речи, делают письменный текст простым и понятным для восприятия. У каждого из них свое место в предложении и своя роль.
Думаю, именно это имела в виду ученый С.И. Львова, когда писала о том, что «пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
Докажем эту мысль на примерах из предложенного текста.
Например, двоеточие в бессоюзном сложном предложении 4 указывает на то, что часть предложения после него связана пояснительными смысловыми отношениями с частью предложения перед ним, и читатель понимает, почему Вовка Жуков сидел в одиночестве на последней парте. А в предложении 41 этот же знак сигнализирует о причинных взаимоотношениях частей данной сложной синтаксической конструкции: Катя уже похвасталась своим талантом вышивать, а потому и скучала, ведь остальные ребята и их дарования ее не интересовали.
Следовательно, определение роли знаков препинания, предложенное лингвистом С.И. Львовой, полностью соответствует назначению пунктуации.
Вариант 3
Каждый пишущий стремится к тому, чтобы его правильно поняли, и без знаков препинания в этом случае ему не обойтись: они помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними и внутри них, могут отражать эмоции автора.
Например, точка в конце предложения 30 не только свидетельствует о завершенности высказывания, но и отделяет его от последующего предложения в тексте.
А вот запятые в предложении 30 являются выделяющими знаками: с их помощью обозначен причастный оборот.
Значит, права была ученый С.И. Львова, когда утверждала, что «пунктуационные знаки имеют свое определенное значение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый характер».
Текст для работы
(1)Тамара Ивановна, наш классный руководитель, объявила: в последний учебный день четверти уроков не будет, класс соберется на чаепитие, и каждый расскажет о таланте одного из одноклассников. (2)Предполагалось, что это поможет нам лучше узнать друг друга и с хорошим настроением уйти на зимние каникулы. (З)Было решено разбиться на пары по принципу соседства по партам. (4)Без партнера по заданию остался один Вовка Жуков, в одиночестве занимавший последнюю парту третьего ряда: он плохо успевал, заикался и, наверное, поэтому держался особняком. (5)Ни в нашем классе, ни вне его у Жука, похоже, не было друзей, а нас, честно говоря, не волновало его одиночество: подумаешь, в каждом классе есть такой странный тихоня- троечник.
(6)— Ну, а тебе, Вова, — задумавшись на секунду, пожала плечами учительница, — даже не знаю, что и делать. (7)Расскажешь нам о каком-нибудь человеке, чьим талантом ты восхищаешься.
(8)— Жук?! (9)Восхищается?! (10)Да он и слова-то такого не знает! — усмехнулся Макс Смирнов, капитан школьной баскетбольной команды. (11)— Он может только на нашу Лебедеву глазеть, не отрываясь, да, Катька?
(12)Вовка залился краской и почему-то с ужасом посмотрел на Катю: наверное, до этого момента он не понимал, что все в классе давно заметили, что первую красавицу параллели Лебедеву он выбрал предметом своего безмолвного обожания. (13)Он вызывался внеочередным добровольцем на дежурства по классу, когда подходила ее очередь, ему же приписывалось авторство подкинутого однажды Кате в пенал двустишия, написанного простым карандашом на обрывке тетрадного листа: «Мне светло и хорошо, что на свете ты живешь».
(14)— Ему же светло и хорошо от тебя становится, — не унимался Смирнов, — про тебя и напишет! (15)В стихах!
— Да больно нужны мне его стихи, — скривилась Лебедева, — тоже мне, талант нашелся!
— Ну, раз талант, может, про него ты и поведаешь народу?
— Только для этого Жуку придется тебе про себя рассказать, а у него это не очень хорошо получается, п-п- правда, Ж-ж-жук?
Вовка сдернул со спинки стула портфель и выбежал из класса, оглушительно хлопнув дверью.
— Псих, — бросила ему вслед Лебедева.
Никто из нас не сомневался в том, что, несмотря на издевки Смирнова, Жук свой рассказ посвятит ей. (22)И дело было не только в Катиной красоте. (23)Она действительно была талантлива: прекрасно пела, рисовала, хорошо училась. (24)А еще Катя вышивала живописные букеты, которые в рамках дарила учителям и избранным подругам, предварительно подписывая с обратной стороны: «Е.Н. Лебедева». (25)Она хвасталась, что дома у нее целая коллекция («Мой восхитительный сад» — так она называла ее), и один папин коллега даже обещал организовать выставку ее работ. (26)Однажды Катя принесла несколько вышитых картин в класс и долго потом восхищалась: «Кажется, что цветы живые, правда? (27)Только жаль, что они не пахнут!»
В такой рекламе, впрочем, Катина вышивка не нуждалась: ее сад был действительно прекрасным.
Поэтому в день чаепития Катя справедливо ждала два рассказа, посвященных ее таланту.
3а партами, сдвинутыми в общий стол нашими талантливыми спортивными ребятами, уже собрался весь класс. (31)Вовка опаздывал, и было принято решение начать без него. (32)Мы выступали по очереди и уплетали выпечку, принесенную нашими талантливыми хозяйственными девочками. (ЗЗ)За хвалебными речами мы не сразу заметили, как в класс вошла Вовкина мать. (34)Она дождалась, пока мы обратим на нее внимание, и сказала учительнице: «Вова слег с гриппом и не смог прийти. (35)Он попросил передать вам сочинение».
(36)— О! (37)Читайте, читайте! — закричал Смирнов. (38)— Ода Лебедевой, часть вторая!
(39)Мы повернулись к учительнице, которая стояла у дверей. (40)Повернулись все, кроме Кати. (41)Она выглядела скучающей: класс уже удостоился чести увидеть ее новую вышивку, иллюстрировавшую рассказ подруги о таланте красавицы.
(42)Тамара Ивановна разгладила в руках листок с сочинением:
«Талант — это дар, который выделяет человека из остальных. (43)У меня нет таланта, и я ничем не выделяюсь.
(44)Я иногда думаю: зачем я прожил вот этот день, если я ничего не умею создавать или изобретать? (45)Но я знаю одного человека, у которого, как мне кажется, есть настоящий талант. (46)Благодаря рй, я понял, что в нем главное — не только красота, которой можно любоваться. (47)Каждый день я прихожу в школу и я вижу, как замечателен ее талант. (48)И особенно прекрасны ее цветы…»
— Ну то-о-очно, про меня! — с притворным недовольством протянула Катя.
«…цветы, которые она высадила в горшках на подоконниках. (51)Самым талантливым человеком я считаю нашу школьную уборщицу Веру Павловну. (52)Она самая добрая в нашей школе, а настоящий талант без доброты — это как мертвые цветы, которые даже не пахнут…».
Гробовую тишину, воцарившуюся в классе, нарушила учительница:
— Молодец, Жуков! (55)Какой же ты, оказывается, молодец!
(По О. Павловой )
(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи
оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами.
(3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая
вниз, приводила к заброшенному колодцу.
(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед
изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги.
(5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его
вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень
просторной комнате с огромной русской печкой.
(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась
от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где
стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой
женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с черным кружевным
шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась
куда-то, накинув свой легкий шарф.
(10)Но больше всего поразили Динку ее глаза. (11)Огромные, полные
какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные.
(12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого
портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку…
и ямочку на
щеке.
(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на
сына…
(15)Иоська смолк и вопросительно и настороженно смотрел на
непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось
уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.
— (17)3дравствуйте, барышня! — сказал он, поднимаясь навстречу.
— (18)3дравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала
оробевшая Динка.
(19)Портрет Катри, ее живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены
скрипач — все это внушало ей ужас. (20)Ноги ее, казалось, приросли к порогу,
и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
— (21)Сыграйте, Яков Ильич.
(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и,
повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам…
(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошел.
(25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями,
улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська
сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на
отца, то на мать.
(По В. Осеевой)*
ФИПИ. Фонетика. Страница 4.
(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи
оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами.
(3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая
вниз, приводила к заброшенному колодцу.
(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед
изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги.
(5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его
вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень
просторной комнате с огромной русской печкой.
(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась
от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где
стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой
женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным
шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась
куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные
какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные.
(12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого
портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на
щеке.
(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на
сына…
(15)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на
непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось
уже знакомоеДинке выражение сосредоточенной строгости.
– (17)3дравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.
– (18)3дравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала
оробевшаяДинка.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник
портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены
скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу,
и, не зная, что ей делать, онажалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и,
повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам…
(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл.
(25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями,
улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська
сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на
отца, то на мать.
(По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969 гг.) – детская
писательница. Самыми известными её произведениями стали повести
«Динка», «Динка прощается с детством».Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста
Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают
пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание
на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ,
приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте
номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с
приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант сочинения 1.
Н.С. Валгина : «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень
тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях,
показать их значимость».
Еще в памятниках древнерусской литературы использовались первые знаки
препинания, которые отделяли друг от друга слова и облегчали чтение текстов. Со
временем потребность в знаках препинания стала расти. А спустя уже несколько
веков многие писатели, поэты и лингвисты стали отмечали богатство пунктуации.
Известный современный лингвист Н.С.Валгина также отмечала, что
«пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые
выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
В предложенном отрывке нахожу многие существующие знаки препинания: точку
и восклицательный знак, запятую, тире и многоточие.
Самым распространенным знаком в тексте является запятая. Она встречается и в
сложном предложении, и в простом осложненном, и при диалоге. Интересным мне
показалось предложение № 11, где запятая разделяет слова «огромные,
умоляющие, требовательные». Они являются яркими эпитетами, описывающими
глаза женщины, изображённой на портрете.
Вторым знаком, на который я обратила внимание, стало многоточие в
предложении № 23. Оно помогает автору выразить ту гамму чувств, которые
возникают у героев при звуках скрипки.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый знак препинания «имеет своё
определённое место в системе письма, заостряет внимание читателя на важных
деталях.
Вариант сочинения 2.
Русский язык необыкновенно богат. У него есть широкие возможности для
выражения мыслей и чувств, описания предметов и явлений окружающей
действительности. Многие писатели, поэты, языковеды отмечали выразительность,
глубину русского языка, неисчерпаемые возможности его синтаксиса и
пунктуации. Так, например, лингвист Н.С. Валгина отмечала, что
“пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонки смысловые
выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
Справедливость мнения лингвиста можно доказать, обратившись к
предложенному тексту. Так, например, в предложении № 2 мы можем наблюдать,
как запятые выполняют разделительную функцию. Ряд однородных определений
подчёркивает ветхость старой, «облупленной дождями и ветрами» хаты.
Также знаки препинания могут выделять обособленные члены. В предложении
№ 14 обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием,
подчеркивает сильное впечатление, произведенное на девочку портретом молодой
женщины «с живыми, горящими глазами».
Без сомнения, знаки препинания в письменной речи помогают заострить
внимание читателя на важных художественных деталях.