- Доклады
- Культура
- Сказки Пушкина
Доклад Сказки Пушкина (сообщение)
Произведения Александра Сергеевича Пушкина известны не только в России, но и во всём мире. Во многом свою популярность он получил из-за разнообразия в своих работах: он писал как серьёзные романы с политическим подтекстом, так и лёгкие для чтения рассказы, сказки. Именно о последних сегодня и пойдёт речь.
Сказки Пушкина универсальны: они интересны как взрослым, так и детям. Эта особенность связана с тем, что Пушкин с самого начала не хотел писать для детей, однако его сказки почти сразу вошли в детское чтение. Самыми известными его сказками являются «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зелёный» и т.д. Эти сказки были написаны в годы расцвета литературной жизни писателя.
Пушкин не хотел писать для детей, возможно, потому, что сам воспитывался на серьезной литературе, в том числе и на французском языке! Возможно, он не считал детскую литературу за литературу в принципе, но он поменял своё мнение, когда увидел книгу Ишимовой «История России в рассказах для детей».
Одной из главных тем творчества Пушкина была тема народа и всего, что с ним связано, и в раскрытии этой темы огромную роль сыграли именно сказки. А всё началось в Михайловском, где Пушкин довольно близко общался с простыми людьми и смог очень четко нарисовать у себя в голове все проблемы и тревоги крестьян. Именно в Михайловском Пушкин начинает учиться писать сказки, народные песни именно так, как это делали в народе, ведь сказки изначально были частью устного народного творчества.
Сказки Пушкина отличаются необычностью стиля написания: в них гармонично сочетаются реальные предметы быта и выдуманные картины волшебного окружающего мира, великолепно описанного поэтом. В сказках очень часто встречаются превращения героев в предметы их желаний, что делается для лучшего раскрытия идей сказки. Например, превращение старухи-крестьянки сначала в царевну, а потом обратно в простолюдину связано с огромной алчностью старухи. Таким образом, подобные превращения не только являются увлекательными, но и содержат под собой подтекст социальных проблем.
Пушкин в своих сказках использует простые рифмы и лёгкий язык и, как правило, пишет беглым четырёхстопным хореем, делая свои сказки ещё более лёгкими для прочтения. Таким способом Пушкину удаётся сконцентрировать внимание на героях и их антиподах. Именно такие сказки и нужны детям. Как писал Гоголь, ему стоило несколько раз прочитать перед сном сказу Александра Сергеевича и он бормотал их по памяти до тех пор, пока не уснёт. К слову, Гоголь одним из первых оценил талант Пушкина в сказках.
Таким образом, сказки являются неотъемлемой частью творчества известного всем нам писателя и поэта А. С. Пушкина, ведь в них он поднимает темы, которые недостойны крупных произведений, но имеют место быть.
Картинка к сообщению Сказки Пушкина
Популярные сегодня темы
- Тайга
Тайга – природная зона, самая большая по площади в России. Она простирается непрерывным лесным массивом от Урала и практически до берегов Тихого океана. Занимая практически всю часть Сибири,
- Развитие биологии
Биология – фундаментальная наука, изучающая живые организмы и их взаимодействие как друг с другом, так и с окружающей средой. Как только человек обрел способность думать
- Круглые черви
На нашей планете существует огромное множество живых организмов, что находятся в полном симбиозе с планетой и её биологической средой
- Коррозия металлов
Со времени своего появления человек активно изучал то место, в котором оно обитал, что и привело его к прогрессу, и началу жизни на вершине всего животного мира, таким образом, а именно с по
- Многообразие кишечнополостных
Кишечнополостные – группа многоклеточных организмов, отличительными признаками которых служат радиальная симметрия и двухслойное строение тела.
- Анубис Древнеегипетский Бог
По оценкам многих учёных пантеон древнеегипетских божеств насчитывал более 5 тысяч. Древние египтяне не скупились на количество богов, буквально каждое явление было связано с тем или иным бож
Краткое сообщение (доклад) по сказкам Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин в период наивысшего расцвета своего творчества создал уникальные поэтические сказки.
Они не были предназначены для детей. Это сложные произведения, которые побуждают взрослых читателей переосмыслять жизненные ценности.
Читая, сказки Пушкина, понимаешь, что перед тобой послание, а не только литературное явление.
Огромное значение Александр Сергеевич уделяет в поэмах нравственным образам героев. В его произведениях добро всегда побеждает зло.
Пушкин показывает губительность зла, эгоистичных устремлений, которые в конечном итоге приводят к гибели или наказанию отрицательных персонажей.
С другой стороны автор подчеркивает созидательную мощь добра.
В «Сказке о мертвой царевне» главная героиня проходит тяжкие испытания, но остается как прежде кроткой и доброй.
Девушка несколько раз находится на краю гибели. Но автор и народное предание, которое послужило основой для литературной сказки великого русского поэта, награждают царевну.
От волшебного смертельного сна ее спасает королевич Елисей. По их возвращению домой гибнет от собственной злобы и зависти царица-мачеха, а царевна с королевичем празднуют свадьбу.
Написанные легким ритмичным стилем пушкинские сказки, полные чудес, привлекают внимание детей. Они прививают детям любовь к Родине, родному языку, взращивают почитание своей культуры, народа и истоков.
Волшебные поэмы Александра Сергеевича демонстрируют детям правильный образ поведения, отношения к окружающим. Учат детей отличать добро и зло, сопереживать героям, попавшим в беду.
Для примера можно обратиться к сюжетам в «Сказке о рыбаке и рыбке» и «Мертвой царевне».
Старик докучает рыбке просьбами старухи. Однако волшебница относится к нему с неизменным почтением: «Чего тебе надобно, старче?…. Не печалься, ступай себе с богом…».
Царевна радушно встречает нищую старушку-черницу, под видом которой затаилась царица-мачеха. Выносит ей хлеб, ласково разговаривает.
У пушкинских сказок много почитателей. Это отдельное культурное явление, которое входит в жизнь людей в раннем детстве и навсегда оставляет в душах светлый свет.
Трудно
найти в нашей стране человека, который бы не знал
и не любил замечательные произведения великого
русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Ещё при жизни его называли “солнцем русской
поэзии”.
Этот портрет был выполнен в 1827 году выдающимся
русским живописцем, современником поэта
Василием Тропининым. Считается, что это самый
удачный портрет А. Пушкина, предельно точно
передающий его облик: открытое, умное лицо,
внимательные глаза, проницательный взгляд,
свободная одежда, выразительная рука, рука
человека, обладающего большой силой воли,
привыкшая к труду.
Биография
“Перед нашими глазами с детства как бы стоит
надпись: огромными буквами написано: ПУШКИН. Это
имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни”,
— писал в своём дневнике Александр Блок.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799
года в Москве.
В тот день по всей России звонили колокола в
честь рождения внучки императора Павла I. Пушкин
вошёл в жизнь празднично.
В семье Александра между собой говорили на
французском языке, который в те годы был языком
общения московского дворянства.
Отец Саши любил французскую литературу, собрал
большую библиотеку и даже писал стихи.
Дядя – Василий Львович – был известным поэтом.
Саша рано научился читать и охотно делал это сам.
Но больше любил, когда ему читали вслух.
Стихи он начал сочинять, когда был совсем
маленьким. Его первое стихотворение написано
по-французски.
Когда Саше исполнилось шесть лет, он впервые
приехал в имение Захарово, что под Москвой.
Красота полей, лугов и леса поразила воображение
будущего поэта.
Биографы Пушкина вспоминают: “Едва дохнул он
привольным воздухом сельской природы, как
сделался неузнаваемым. В характере его произошла
резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась
вдруг резвостью и шалостию”.
Именно бабушка учила маленького Сашу писать
по-русски.
Няня Арина Родионовна и дядька Никита
рассказывали сказки, которые запали в душу
мальчика на всю жизнь.
Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал
известным поэтом, сочинил множество
восхитительных стихов, повестей и даже роман в
стихах “Евгений Онегин”, но продолжал любить
сказки. Как только появлялась возможность, он
просил старенькую няню рассказать ему про спящую
царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки
Пушкин записал в стихах, и теперь их читают и
перечитывают все, кто знает и любит русский язык.
Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему
русская литература стала одной из величайших
литератур мира. Почти все наши великие писатели,
поэты, художники, композиторы, многие учёные
читали и перечитывали Пушкина, учились у него.
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Все ж ближе к милому пределу
Мне бы хотелось почивать.
Умер от раны, полученной на дуэли с Ж.Дантесом,
французским подданным на русской военной службе.
В феврале 1837 года в Святые Горы привезли гроб с
телом убитого на дуэли поэта, где оно и было
предано погребению.
Отзывы великих людей о А.С. Пушкине
Н. ОГОЛЬ
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о
русском национальном поэте. В самом деле, никто
из поэтов наших не выше его и не может более
назваться национальным; это право решительно
принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе,
заключилось всё богатство, сила и гибкость
нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул
ему границы и более пока всё его пространство.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть,
единственное явление русского духа: это русский
человек в его развитии, в каком он, может быть,
явится через двести лет. В нём русская природа,
русская душа, русский язык, русский характер
отразились в такой же чистоте, в такой очищенной
красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой
поверхности оптического стекла.
А.ГЕРЦЕН
Пушкин как нельзя более национален и в то же
время понятен для иностранцев. Он редко
подделывается под народный язык русских песен,
он выражает свою мысль такой, какой она возникает
у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на
уровне своего читателя: он растёт, становится
мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море,
как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен,
светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных
волнений. Везде русский поэт реален, — в нём нет
ничего болезненного, ничего из той
преувеличенной психологической патологии, из
того абстрактного христианского спиритуализма,
которые так часто встречаются у немецких поэтов.
Его муза — не бледное существо, с расстроенными
нервами, закутанное в саван, это — женщина
горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком
богатая истинными чувствами, чтобы искать
воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не
выдумывать несчастья искусственные.
И.ТУРГЕНЕВ
Он дал окончательную обработку нашему языку,
который теперь по своему богатству, силе, логике
и красоте формы признается даже иностранными
филологами едва ли не первым после
древнегреческого; он отозвался типическими
образами, бессмертными звуками на все веяния
русской жизни.
Н.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него
разлилось литературное образование на десятки
тысяч людей, между тем как до него литературные
интересы занимали немногих. Он первый возвёл у
нас литературу в достоинство национального дела,
между тем как прежде она была, по удачному
заглавию одного из старинных журналов,
«Приятным и полезным препровождением
времени» для тесного кружка дилетантов. Он был
первым поэтом, который стал в глазах всей русской
публики на то высокое место, какое должен
занимать в своей стране великий писатель. Вся
возможность дальнейшего развития русской
литературы была приготовлена и отчасти ещё
приготовляется Пушкиным.
Л.ТОЛСТОЙ
Чувство красоты развито у него до высшей
степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем
больше должно быть кропотливой работы для его
исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие
гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него
так и вылилось это в такую форму. А нам не видно,
сколько он употребил труда для того, чтобы вышло
так просто и гладко…
А.ПЛАТОНОВ
Пушкин — природа, непосредственно действующая
самым редким своим способом: стихами. Поэтому
правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у
него совпадают автоматически. Пушкину никогда не
удавалось исчерпать себя даже самым великим
своим произведением, — и это оставшееся
вдохновение, не превращенное прямым образом в
данное произведение и всё же ощущаемое
читателем, действует на нас неотразимо. Истинный
поэт после последней точки не падает замертво, а
вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина
окончания произведений похожи на морские
горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою
бесконечное пространство, ограниченное лишь
мнимой чертою…
Какие сказки написал А.С. Пушкин?
- “Сказка о рыбаке и рыбке”
- “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди” - “Сказка о попе и о работнике его Балде”
- “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
- “Сказка о золотом петушке”
Во
всей полноте представлены сказки Пушкина —
именно с них чаще всего и начинается знакомство
читателя с произведениями поэта, несмотря на то,
что долгое время даже эти сказки не считались
произведениями для детей. Вот что говорит об этом
Анна Ахматова в статье «Пушкин и дети»:
«Хотя Пушкин сам меньше всего представлял
себя «детским писателем», хотя его сказки
вовсе не созданы для детей и знаменитое
«Вступление» к «Руслану» тоже не
обращено к детскому воображению, этим
произведениям волею судеб было суждено сыграть
роль моста между величайшим гением России и
детьми».
Возможно, некоторые стихи и даже сказки Пушкина
ещё сложны для восприятия младших школьников, но
создавая ту языковую среду, в которой растёт
маленький человек, они формируют его речь и
сознание, и пушкинские строчки навсегда остаются
с ним, даже если пока не осознаются до конца.
Волшебная музыка пушкинских стихов,
увлекательные сюжеты сказок, колоритные образы,
весёлый юмор, торжество добра и справедливости
захватывают детей, будят их воображение,
укрепляют в их сердце добрые начала.
Сюжет из какой сказки перед вами?
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море:
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдёшь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».
(“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди”)
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
(“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!”
(“Сказка о золотом петушке”)
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.
(“Сказка о попе и о работнике его Балде”)
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».
(“Сказка о рыбаке и рыбке”)
О сказках А.С. Пушкина
Первым, кто по достоинству оценил «чарующие
красотой и умом» пушкинские сказки, был
Горький. «Великолепные сказки Пушкина были
всего ближе и понятнее мне,- писал он о своих
отроческих годах; — прочитав их несколько раз, я
уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи,
закрыв глаза, пока не усну».
Сказки Александра Сергеевича Пушкина
актуальны и в современном мире. Они воспитывают
доброту, отзывчивость, толерантное отношение
друг к другу независимо от национальности,
вероисповедания, мировоззрения человека.
“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” —
одна из самых замечательных лиричных, гуманных,
добрых сказок.
Эту сказку А.С. Пушкин услышана в Болдино. В
основе этой сказки – народная сказка,
рассказанная няней и записанная поэтом в
Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В
няниной сказке у царевны нет жениха, королевича
Елисея.
Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые
образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну
Лебедь, Черномора и морских богатырей, Золотого
петушка и затейницу белку. И вместе с народом в
своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил
глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрый и
невежественных бояр.
Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет
счастлив этим, а кто станет перечитывать их,
будет счастлив вдвойне.
Наталья Зимнева
Пушкин
Едва говоривший по-русски,
Обличьем то ль негр, то ль араб,
Воспитанный дядькой французским,
Слился ли с Россией, когда б
С французами не воевали,
Не вился Отечества дым?
Целинные земли лежали
Хореев и ямбов пред ним…
Мечтатель, повеса и барин,
В глуши отыскавший свой свет,
Где верной Арины сказанья,
И песни, и щи на обед…
Из залов, от шёпота узких,
В раздольные рвался места …
Не чудо ли: с ликом нерусским
России ты символом стал?
Список литературы
- Алексеев М.П. “Пушкин и мировая литература”. –
И., 1987 – 683 с. - Вересаев В.В. “Спутники Пушкина”. Том 1, 2, М., 1993
г. - Воеводин В. “Повесть о Пушкине”, Л., 1955 г.
- Газета “Литература” №35, 1999 г.
- Герц А. (А. Синявский) “Прогулки с Пушкиным”,
С.-Петербург, 1993 г. - Иванов В.А. Пушкин и его время – М, 1977 – 480 с.
- Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Том 2, М., 1986 г.
- Русская литературная критика 1860-х годов, М.,
“Просвещение” 1984 г. - Электронная энциклопедия “Кругосвет”.
- Энциклопедический словарь юного
литературоведа, М., “Просвещение” 1998 г.
1
2 класс
2
Сказки А.С.Пушкина
3
1. Где родился А.С.Пушкин? (В Москве) 2. Когда он родился? (6 июня 1799г.) 3. От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны) 4. Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин? (5) 5. Какие? («Сказка о царе Салтане, и о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
4
1. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, Говорит одна девица, То на весь крещёный мир Приготовила б я пир».
5
«Кабы я была царица, Говорит её сестрица, То на весь бы мир одна Наткала я полотна».
6
«Кабы я была царица, Третья молвила сестрица, Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
7
2. Жил старик со своей старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
8
3. «Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
9
Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. «Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?» Поп ему в ответ: «Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?»
10
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон) 2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон ? (Комар – муха – шмель.) 3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза) 4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву) 5. Помогла ли рыбка старику и как? 6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.) 7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка)
11
Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. «Сказка о мёртвой царевне» Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке» Корыто. Корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке» Яблоко. «Сказка о мёртвой царевне» Зайчонок. Зайчонок. «Сказка о попе и работнике его Балде» Месяц. Месяц. «Сказка о мёртвой царевне» Лебедь. Лебедь. «Сказка о царе Салтане»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Сказки Пушкина
Слайд 2
Описание слайда:
Пушкин — один из величайших поэтов нашей страны. Уже несколько поколений родители и бабушки читают его сказки своим детям — и именно о них пойдет сегодня разговор.
Пушкин — один из величайших поэтов нашей страны. Уже несколько поколений родители и бабушки читают его сказки своим детям — и именно о них пойдет сегодня разговор.
Слайд 3
Описание слайда:
Некоторые считают, что сказка — это просто красивая история, которую рассказывают малышам. На самом деле, в каждой из них есть смысл, который доносится до ребенка в самой простой форме, которую он может понять.
Некоторые считают, что сказка — это просто красивая история, которую рассказывают малышам. На самом деле, в каждой из них есть смысл, который доносится до ребенка в самой простой форме, которую он может понять.
Слайд 4
Описание слайда:
Сказки Александра Сергеевича очень важны — их можно читать детям любых возрастов. Они порадуются красивой истории в стихах, а те, кто постарше, смогут вынести для себя определенный урок.
Сказки Александра Сергеевича очень важны — их можно читать детям любых возрастов. Они порадуются красивой истории в стихах, а те, кто постарше, смогут вынести для себя определенный урок.
Слайд 5
Описание слайда:
О золотой рыбке: в ней нам рассказывают о том, что жадность — это порок, и что есть постоянно желать большего, то в конце концов можно потерять все. При этом наказание не касается трудящихся — в роли главного героя выступает злая сварливая старуха, которая хочет получить что-то, совершенно при этом не трудясь.
О золотой рыбке: в ней нам рассказывают о том, что жадность — это порок, и что есть постоянно желать большего, то в конце концов можно потерять все. При этом наказание не касается трудящихся — в роли главного героя выступает злая сварливая старуха, которая хочет получить что-то, совершенно при этом не трудясь.
Слайд 6
Описание слайда:
Каждый раз, когда она получает желаемое, она хочет еще больше — и это приводит её к тому, от чего она ушла в самом начале — жалкому разбитому корыту. Впрочем, такое часто можно увидеть и в жизни: человек, которому начинает везти, пытается получить больше, не зарабатывая это честным трудом, и, в конце концов, остается ни с чем.
Каждый раз, когда она получает желаемое, она хочет еще больше — и это приводит её к тому, от чего она ушла в самом начале — жалкому разбитому корыту. Впрочем, такое часто можно увидеть и в жизни: человек, которому начинает везти, пытается получить больше, не зарабатывая это честным трудом, и, в конце концов, остается ни с чем.
Слайд 7
Описание слайда:
О царе Салтане: рассказывает нам о том, что семейные ценности — это главное, и даже если родственники совершили что-то не очень хорошее, всегда можно найти в себе силы и простить их.
О царе Салтане: рассказывает нам о том, что семейные ценности — это главное, и даже если родственники совершили что-то не очень хорошее, всегда можно найти в себе силы и простить их.
Слайд 8
Описание слайда:
А еще в этом произведении рассказывается, что родные люди всегда найдут друг друга, даже если злые козни недоброжелателей разлучили их на долгое время, и все, как всегда, будут жить долго и счастливо.
А еще в этом произведении рассказывается, что родные люди всегда найдут друг друга, даже если злые козни недоброжелателей разлучили их на долгое время, и все, как всегда, будут жить долго и счастливо.
Слайд 9
Описание слайда:
О золотом петушке: рассказывает нам о том, что долги всегда нужно платить. Царь, который пожалел отдать красивую девицу человеку, который помог ему прожить несколько лет без войн и разрушений, поплатился за это. Немного жестоко, но сразу становится понятно, что справедливость восторжествовала.
О золотом петушке: рассказывает нам о том, что долги всегда нужно платить. Царь, который пожалел отдать красивую девицу человеку, который помог ему прожить несколько лет без войн и разрушений, поплатился за это. Немного жестоко, но сразу становится понятно, что справедливость восторжествовала.
Слайд 10
Описание слайда:
Вторая главная мысль этой истории: даже близкие люди могут ссориться, если хотят получить что-то. И в какой-то момент нужно просто остановиться, чтобы не уничтожить другого (пусть даже не физически, а морально). Быть может, обоим просто следует отказаться?
Вторая главная мысль этой истории: даже близкие люди могут ссориться, если хотят получить что-то. И в какой-то момент нужно просто остановиться, чтобы не уничтожить другого (пусть даже не физически, а морально). Быть может, обоим просто следует отказаться?
Слайд 11
Описание слайда:
Еще одна история, которая говорит нам о необходимости уплаты долга: о попе и его работнике Балде. Тут главный герой не умер, а просто сошел с ума, но смысл остался тем же: поп, не желающий платить за труд своего работника, в результате заплатил сполна.
Еще одна история, которая говорит нам о необходимости уплаты долга: о попе и его работнике Балде. Тут главный герой не умер, а просто сошел с ума, но смысл остался тем же: поп, не желающий платить за труд своего работника, в результате заплатил сполна.
Слайд 12
Описание слайда:
Следующее произведение, в котором родственники находят друг друга, а злодейки, которые хотят разлучить их, получают по заслугам — сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Несмотря на козни мачехи, царевна возвращается домой и обретает свое счастье.
Следующее произведение, в котором родственники находят друг друга, а злодейки, которые хотят разлучить их, получают по заслугам — сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Несмотря на козни мачехи, царевна возвращается домой и обретает свое счастье.
Слайд 13
Описание слайда:
Сюжет этого произведения многим может быть знаком по многочисленным балладам и сказкам о спящей царевне. Но именно Пушкин смог показать преданность царевны и неуемное стремление царевича отыскать возлюбленную так ярко. Кроме того, царевна Пушкина не мстит своей мачехе, в то время как в немецкой истории все заканчивается не так хорошо.
Сюжет этого произведения многим может быть знаком по многочисленным балладам и сказкам о спящей царевне. Но именно Пушкин смог показать преданность царевны и неуемное стремление царевича отыскать возлюбленную так ярко. Кроме того, царевна Пушкина не мстит своей мачехе, в то время как в немецкой истории все заканчивается не так хорошо.
Сложно найти человека, который не знает о творчестве Пушкина, кто не прочел в своей жизни ни одного его стихотворения или отрывка из прозы. Произведения этого русского поэта изучают в школе, его сказки читают мамы своим малышам. Если со стихами Пушкина все понятно – знатоки ими восхищаются, влюбленные учат наизусть, то сказкам отводится особое внимание. Чему учат сказки Пушкина, чем они примечательны и почему нравятся детям – эти вопросы стоит рассмотреть отдельно.
Содержание
Загадочный и чудесный мир сказок
Мудрость в сказках Пушкина
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Сказки Пушкина (список всех сказок)
На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
- «Сказка о попе и работнике его Балде»
- «Сказке о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о царе Салтане»
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Руслан и Людмила»
- «Жених»
А. С. Пушкин острый интерес к русской народной сказке стал проявлять только в последнее десятилетие своей жизни. Долгими часами он мог сидеть и записывать то, что ему баила няня Арина Родионовна. В основном материалом сказок Пушкина стало именно то, что рассказывала няня, т.е. русские народные сказки, передаваемые из уст в уста.
Народная сказка совсем не обязательно предназначена для детей. Ее важнейшим назначением было занимать слух и ум простых крестьян долгими зимними вечерами, когда они собирались в избу каждый со своим рукоделием. И А. С. Пушкин свои сказки писал для всех. Наверняка, он удивился бы, если бы узнал, что со временем основными читателями его сказок станут дети. Но, конечно же, сказки Пушкина для детей!
Нынешний мир русского детства немыслим без сказок Пушкина. Пушкин для детей настолько свой, что когда в 1937 в Москве памятник поэта хотели перенести из сквера на более освещенное место, дети не позволили это сделать.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина с детства нас завораживают яркостью, живописностью, динамизмом, неповторимой самобытной стихией русского народного языка. Все они блестяще театрализованы и экранизированы.
Загадочный и чудесный мир сказок
Что такое сказка? Энциклопедии и взрослые образованные люди ответят, что это литературный жанр, народный фольклор, основанный на вымысле. Но для любого ребенка сказка – это манящий чудесный мир, где животные и птицы умеют говорить, где добро всегда победит зло.
По мнению детских психологов, сказки способны сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказки учат детей искать различные способы решения той или иной проблемы. Интересная и увлекательная сказка способна научить малыша сочувствию, позволит понять отличия хороших поступков от плохих намного быстрее, чем куча нотаций и замечаний родителей и воспитателей.
Для маленьких деток очень важна легкость восприятия информации и сказки, написанные в стихотворной форме, привлекают внимание малыша простотой и красочностью образов. Сказки А. С. Пушкина – не исключение. Они запоминаются надолго и именно их вспоминают в первую очередь взрослые, думая, что бы почитать своему ребенку.
Мудрость в сказках Пушкина
Сказкам в творчестве Пушкина уделено не так много внимания, как теме любви или природы. Но образы, созданные поэтом, настолько удивительны и реалистичны, что не дают оторваться от чтения и дают волю воображению. Ребенку легко представить и «ученого кота» и «дуб зеленый» и богатырей, выходящих строем из волн моря.
Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Произведения Пушкина для детей оказывают огромное влияние на их эмоциональное развитие, развивают воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Знакомство со сказками великого русского поэта рекомендуется начинать с двухлетнего возраста.
В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее. Малышам будут интересны герои сказок Пушкина, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удается им выпутываться из сложных ситуаций.
Для начала вполне достаточно читать Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане…» о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.
Все сказки Пушкина детям доступны и в мультипликационном варианте. Можно посмотреть их с малышом, но насколько интереснее именно читать эти удивительные истории и дать возможность ребенку самому представлять себе, как выглядят главные герои, что их окружало.
Сказки Пушкина (список всех сказок)
Не все знают, какие сказки написал Пушкин, ведь их гораздо больше общеизвестных нам с детства. О некоторых из них, наверняка, не знают не только дети, но и многие взрослые.
Вот список сказок Пушкина:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»,
- «Сказка о золотом петушке»,
- «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»),
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
- «Сказка о медведихе»,
- «Песнь о вещем Олеге»,
- «Царь Никита и сорок его дочерей»,
- «Жених».
На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
Наиболее известны и популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи.
Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Сказка о попе и работнике его Балде» расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на Балду. Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» — в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки.
За все надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.
«Сказке о рыбаке и рыбке»
Насколько плохо и себе дороже быть жадным Пушкин описал в «Сказке о рыбаке и рыбке». С одной стороны, вознаграждается сочувствие Старика по отношению к рыбке и, с другой стороны, справедливо наказывается жадность его жены. Как бы ни хотелось быстрее пройти путь от «разбитого корыта» до «владычицы морской», но по велению Золотой Рыбки это не сделать.
Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности.
Конечно же, «Сказка о рыбаке и рыбке» — пушкинская сказка сказок. Говорят, что это сказка Пушкина о муже и жене, о том, как не должны выстраиваться отношения между мужем и женой. Муж поставлен в семье главой и представляет собой разумное начало. Именно его задача корректировать эмоциональность и импульсивность жены. Интересно, что в сказке три действующих лица – старик, старуха и рыбка, а в названии присутствует только рыбак и рыбка. Основой жизни христианина является умение себя ограничивать во всем: еде, питье, сне, удовольствиях, любых благах жизни. Тридцать три года старик и старуха умели довольствоваться малым – даже жили в землянке. А тридцать три года означают зрелость человеческой личности.
Вот идеальная семья: старик ловит рыбу, старуха прядет пряжу, оба довольствуются тем, что Бог пошлет. Но вот Бог посылает испытание: золотую рыбку, которая может исполнить любое желание. Старик удивлен, напуган, он отпускает золотую рыбку, так как бескорыстен. Но своим безволием, слабохарактерностью старик позволяет настолько раздуться гордыне старухи, что она, в конце концов, желает стать «владычицей морской», считай самим Богом. Раздулась, как пузырь, и лопнула. Старик не выдерживает испытания властным характером старухи, старуха не выдерживает испытания чудом. И оба оказываются у разбитого корыта.
Фразеологизм «разбитое корыто» ребенок, наверняка, вспомнит в своей жизни не единожды.
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о царе Салтане» – самая-самая волшебная, самая феерическая из всех пушкинских сказок. Чудеса в ней просто фейерверком следуют одно за другим. Но самое интересное это то, что в ней нашли отголоски исторические предания, хранительницей которых была Арина Родионовна. Няня Пушкина была родом с русского Севера, где еще помнили сказания о Киевской Руси. Присказка «мимо острова Буяна в царство славного Салтана» описывает древний торговый путь из Варяг в Греки. Жители русского Севера, поморы, хранили в своих преданиях память об острове Рюген, самом крупном в Балтийском море, принадлежавшем немцам. До немцев здесь жили руги или русы. Когда-то остров носил название Руян. Остров перестал быть русским, когда пресеклась русская княжеская династия в ХIII веке. Впоследствии остров был датским и шведским. Но жители русского Севера сохраняли память в фольклоре об острове. Название Руян преобразовалось в Буян.
Эта сказка Пушкина для детей начинается с того, что царь-батюшка, гуляя в крещенский сочельник, подслушивает разговор трех девиц о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала женой царя. Царю Салтану понравились слова третьей девицы о том, что она родила бы царю богатыря. В традиционном обществе, и в родовом и в христианском, деторождение считалось основной ценностью, никак не сравнимой с ценностью пиров или драгоценными одеяниями.
Царь берет в жены третью девицу, первую берет во дворец в качестве поварихи, а вторую – в качестве ткачихи. Царь уходит на войну, у царицы через 9 месяцев рождается необыкновенный сын. И вот тут повариха с ткачихой расставляют свои коварные сети, чтобы погубить ненавистную царицу с ее сыном. Замурованные в бочке царица и царевич приплывают на чудесный остров, который становится их новым домом. И что бы ни делали впоследствии злые повариха с ткачихой, чтобы обманывать царя, все их козни и хитрости не достигают своей цели, — с помощью царевны Лебедя, которую он спас, царевич Гвидон получает все чудеса света, и волшебную белочку, и тридцать трех богатырей, и саму царевну Лебедь в качестве жены. Царь Салтан приезжает посмотреть на все эти чудеса и находит свою жену и сына живыми и невредимыми. Тут, конечно, пир на весь мир и даже повариха с ткачихой великодушно прощены.
Читая «Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы — мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.
Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына, но, как и полагается в сказке для детей Пушкина, побеждает любовь и прощение.
Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и привнести в нее много неприятных и неправильных решений.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Чудесная «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» создана на фоне интересных жизненных обстоятельств Пушкина, – в ту пору поэт был горячо влюблен и сватался к Н. Гончаровой. Не ошибемся, если скажем, что все те положительные качества, которыми писатель наделил царевну, присущи были его невесте.
Царевна прекрасна собой, она не белоручка, — в терему у семи богатырей она все хозяйство взяла на свои плечи, она скромна, «тиха», верна царевичу Елисею. Ей противостоит царица-мачеха, которая хоть и красива внешне, но имеет гордый, злобный и завистливый характер. Основным ее занятием является самолюбование, «самоистуканство». Царевич Елисей воплощает собой верность. Он похож на богатыря, который ради поиска любимой, бесстрашно отправляется на край света и на равных обращается со стихиями – Солнцем, Месяцем, Ветром. Добро и любовь побеждает: Елисей находит царевну, разбивает хрустальный гроб, и царевна оживает. Зло наказано: царица-мачеха умирает от злобы и зависти.
Сюжетная основа этой сказки для детей Пушкина созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя её, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.
В «Сказке о мертвой царевне» Пушкин ведет историю о победе верности и добродетели над гордыней и злобой.
Скромная красавица-царевна мешает жить коварной и тщеславной царице. Все попытки извести молодую соперницу не могут привести к требуемому результату. Ведь в помощниках у справедливости и природа, к которой обращается за советом Елисей, и сила богатырей, по-джентльменски отнесшихся к случайно забредшей к ним красавице. Долгая история заканчивается счастливо и это характерно для любой детской сказки Пушкина.
«Сказка о золотом петушке»
Чему учит сказка о Золотом петушке?
История про царя Дадона учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.
Главному герою предлагается помощь, взамен на ответную услугу в будущем. Царь с радостью принимает подарок, не думая, чем ему это может обернуться. А задуматься стоило, ведь неизвестно, что в дальнейшем могут потребовать за оказанное одолжение. Эта беспечность обошлась ему дорого, так как сдержать слово, данное мудрецу он не смог. Мораль такова: не давай обещаний, если не знаешь, сможешь ли сдержать обещание, а если уж дал слово – то держи его.
«Руслан и Людмила»
Сказочная поэма «Руслан и Людмила» погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство.
Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.
«Жених»
Малоизвестная сказка-баллада «Жених» предназначена для более старших детей. Это произведение знакомит юных читателей с народными песнями и самим обрядом свадьбы. Своеобразный жанр произведения раскрывает коварную сущность жениха-злодея и духовную победу невесты Наташи над ним.
С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только о сказках Пушкина, прочитанных в раннем детстве, не забудут уже никогда. Они помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.
В заключение важно отметить, что литературные сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.
Счастливы те детки, которым еще предстоит открывать мир пушкинских сказок, входить в неведомую страну, где «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом».
Сказки Пушкина для детей — поистине кладезь народной мудрости. Они должны занять достойное место не только на книжной полке, но и в сердце каждого ценителя русской литературы.
Викторина для детей на тему — Сказки А.С. Пушкина
Введение
пушкин сказка поэтический
Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся, великий русский поэт, драматург и прозаик. Его произведения считаются эталоном, а он сам создателем современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта стали именовать гением, со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом», а вокруг его личности сложился настоящий культ.
В России Александр Сергеевич Пушкин без сомнений является самым любимым и узнаваемым литературный деятелем. Его произведения настолько разнообразны по тематике и жанровой принадлежности, что каждый сможет найти среди них близкое сердцу. Но самые родные, знакомые всем еще с детства творения Пушкина — его сказки. В своей работе я сделаю попытку раскрыть данную часть творчества великого русского писателя.
Как говорилось выше, с самого раннего детства многие из нас слышали сказки Пушкина от родителей. Становясь старше, мы, перечитывая старые, с детства нам знакомые произведения, видим и понимаем в них многое, что в детстве не бросалось в глаза. От этого Пушкин становится нам еще ближе и дороже.
Погружаясь в рассмотрение данной темы, поражаешься тому, насколько глубоко сам автор изучил русский и европейский фольклор, древнейшие народные традиции и культуру устного народного творчества. Именно поэтому его сказки приобрели невероятную популярность и, как их более древние аналоги, по прежнему переходят из уст в уста.
Глава 1. Творчество Пушкина
1.1История создания сказок
В середине 20-х годов XIX века в творчестве Пушкина произошел переход к реализму, что сопровождалось глубоким интересом к жизни народа. Лирические сетования на судьбу крепостного крестьянина, романтический жалобы на отсутствие революционных настроений в народе, характерные раннему творчеству поэта, заменяются пристальным и глубоким изучением народа, его быта, жизни и потребностей. Благо, в данный период творчества случилось пребывание поэта в ссылке в селе Михайловском. Пушкин старается приблизиться к народу, понять его интересы, мечты, идеалы. Как поэт, он знает, что поэтическое народное творчество представляет собой неисчерпаемый источник знаний, ключ к «душе» народа. Пушкин принимается внимательно изучать народную поэзию. Он записывает песни и народные обряды, его няня снова рассказывает ему сказки, знакомые еще с детства, — теперь он по-иному их воспринимает, ищет в них выражения «народного духа». Для создания собственных произведений в народном духе, Пушкин не ограничивается задачей пассивного изучения: он стремится проникнуть вглубь, понять ее содержание и форму, учится создавать такие же песни и сказки, как у безымянных народных поэтов. Это удалось Пушкину настолько, что некоторые из его произведений, стилизованные под народные («Песни о Стеньке Разине») исследователи принимали за записи подлинно народных песен. В отличие от всех предшественников, Пушкин в затрагивает прежде всего социальные и политические темы народной жизни. О «единственном поэтическом лице русской истории» (по словам самого Пушкина), он пишет три «Песни о Стеньке Разине». Серьезные социальные темы затрагивает он и в своих сказках. Первыми попытками к написанию народных сказкок были у Пушкина две баллады на народные сюжеты: о девушке, публично разоблачившей жениха-разбойника («Жених», 1825), и о страшном возмездии мужику, который подло нарушил свои нравственный долг («Утопленник», 1828). Всего с 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна («О медведихе») осталась незаконченной.
«Сказка о попе и о работнике его Балде» написана Пушкиным в Болдино 13 сентября 1830 года и при жизни поэта не печаталась. Основой для ее создания послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в селе Михайловском. Летом 1831 года Пушкин впервые читал эту сказку Николаю Васильевичу Гоголю в Царском селе. Позднее Гоголь писал: «сказки русские народные — не то, что „Руслан и Людмила, но совершенно русские» и конкретно об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая». «Сказка о попе и о работнике его Балде» впервые вышла в печать в 1840 году, благодаря В.А. Жуковскому. Интересен тот факт, что по цензурным причинам Жуковскому пришлось заменить попа купцом: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». Оригинал, выпущенный под редакцией П.Е. Ефремова увидел свет только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений. В изданиях для народа до начала XX века сказка печаталась с купцом Остолопом.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (укороченный вариант названия — «Сказка о царе Салтане») была создана и впервые издана в 1832 году. Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи. Так же известно, что «Сказка о царе Салтане» -это вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах, однако не следовал в точности ни одному из них, свободно экспериментировал с сюжетом, сохраняя при этом народный характер содержания. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований. «Сказка о царе Салтане» написана четырехстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена это был распространенный способ «подражания» народной поэзии.
«Сказка о рыбаке и рыбке» написана 14 октября 1833 года, а напечатана в журнале «Библиотека для чтения», в мае 1835 года. В рукописи есть интересная помета: «18 песнь сербская». Это означает, что Александр Сергеевич Пушкин собирался включить ее в состав «Песен западных славян». О родственных мотивах с произведениями этого цикла говорит его стихотворный размер. Сюжет основан на русской народной сказке «Жадная старуха» и перекликается с померанской сказкой «О рыбаке и его жене» из сборника сказок Братьев Гримм. Из-за того, что в конце сказки братьев Гримм старуха хочет стать римским папой, в первой рукописной редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была папская тиара.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана осенью 1833 года в селе Болдино. В основе её русская сказка, записанная Пушкиным в Михайловском. Вновь сюжет сказки сильно перекликается с «Белоснежкой и семью гномами» братьев Гримм.
«Сказка о золотом петушке» последняя пушкинская сказка была написана в 1834 г. (напечатана в 1835 г.) и представляет собой единственный случай у Пушкина, когда в основу сюжета русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла американского писателя Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочете». Пушкин с удивительным мастерством заменил сложный, запутанный, обремененный посторонними деталями ход повествования Ирвинга простой, четкой, художественно выразительной композицией, а условно литературные фантастические образы — образами русской народной поэзии. Он создал на этой основе свою сказку, близкую и в идейном и образном отношении к подлинно-народному творчеству.
Данные произведения были новаторскими, т.к. впервые вводили в литературу подлинную народную поэзию, то есть не только занимательные, романтические приключения героев или лирические переживания «красной девицы» и «доброго молодца», к чему были читающее дворянство того времени совершенно не имело привычки. В пушкинских сказках рассматривается тема социальной несправедливости (о жадном и глупом попе и батраке, наказавшем его с помощью нечистой силы ), затрагиваются моральные идеалы народа («Сказка о рыбаке и рыбке») и т. п. Пушкин, играя с формами воплощения поэзии в текстовом пространстве, записывает свои произведения в стихах, тогда как в народе сказки как правило «ходили» в прозаическом варианте.
Сказки Пушкина можно условно разделить на два типа. В сказках первого типа («Сказка о попе», «Сказка о медведихе» и «Сказка о рыбаке и рыбке») Пушкин стремится воспроизвести не только дух и образы народного творчества, но и народные формы стиха (поговорки, песни, просторечия), что является очень смелым и новым шагом для литературы того времени. . Поэт здесь как бы перевоплощается в народного сказителя. Пушкин экспериментирует: сказки о попе и о медведихе написаны подлинно народным стихом, «Сказка о рыбаке и рыбке» — стихом, близким по своему строению к некоторым формам народного стиха, созданным самим Пушкиным. В этих сказках не найти ни одного слова, ни одного оборота, чуждого подлинно народной поэзии. Сказки второго типа («О царе Салтане…», «О мертвой царевне», «О золотом петушке») написаны более литературным, равномерным стихом, а именно четырехстопным хореем. Тем не менее, по общему духу, мотивам и образам они полностью сохраняют свой народный характер.
Глава 2. Сказочные образы
.1 Образный мир и исторические корни сказок Пушкина
Александру Сергеевичу Пушкину было хорошо известно, что большинство сказочных сюжетов в устном творчестве разных народов, переходят, видоизменяясь, от одного к другому издревле, еще с дохристианских времён, из «седой древности». Подобно исследователю-фольклористу и истинно народному сказителю, он брал мотивы, детали сюжета из иноязычного фольклора, превращая их в подлинно русские силой пера. Как великий поэт, Пушкин не мог не вносить в сказки и своего собственного: по-своему изменял народный сюжет, вводил свои образы (золотой рыбки, царевны-Лебедь и т.п.).
«Известная поговорка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» сообщает нам, что в сказках скрыт глубокий смысл и важные сведения о жизни наших предков.
Из поэтических сказок Пушкина, приведем несколько ярких примеров о зашифрованных в символике языка реально существовавших языческих обрядов «инициации» или посвящения: посвящение в «непобедимого богатыря», посвящение в «правителя», посвящение в «замужнюю женщину». Эти обряды носят характер языческой магии и являлись основными «столпами» жизни человеческого сообщества в далеком дохристианском прошлом. В сказке о царе Салтане описан ритуал дарования власти, посвящения князя в правители. Царский сын Гвидон сразу после рождения заключается с царицею-матерью в бочку.
…И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян…
Во времена античности сосуды являлись символом знаний и мудрости. Например, бочка Диогена — древнего античного философа. Итак, Гвидон, находясь в бочке, приобретает необходимые знания для успешного княжения под руководством мудрой царицы. На острове, куда они прибывают, никто даже не сомневается в его правах на правление. Утверждению Гвидона в должности сопутствуют такие события, как победа над коршуном и женитьба на царевне-лебеди с месяцем под косой и звездой во лбу.
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
В необработанном Пушкиным варианте сказки Арины Родионовны, которая носила название «По локти в золоте, по колено в серебре», сам Гвидон родился с самого начала сказки «со звездой во лбу и луной под косой», т.е. он обладает всеми признаками божественного и царского происхождения и кроме того имел 33 брата:
…В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Но именно он должен посидеть в бочке и «поучится».
Сказка о Мертвой царевне является также демонстрирует древний ритуал проживания женщин в «мужском доме» охотников/богатырей/:
…День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей…
Незамужних девиц называли «сестрицами». Братья уважали ее и могли любить только как сестрицу. У Пушкина она отравлена колдуньей-царицей и «положена» братьями в магический хрустальный гроб в лесу.
…Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решеткой оградили;…
Рашифровка сказки состоит в том, что девушка проходит «обучение» в мужском доме, освоив науку ухода за мужчинами. В магическом гробе она обретает «посвящение», становится готовой к замужеству. По версии Арины Родионовны жених королевич Елисей переносит гроб в свой дом и ждёт, пока невеста не проснётся. И вот наступает момент «перехода» — из ее волос вынимают магический гребень и царевна оживает.
Заключение
пушкин сказка поэтический
В заключение можно утверждать, нельзя не повторить, что А.С. Пушкин был не только величайшим поэтом русской словесности, но и гениальным и проницательным знатоком народной жизни и обычаев. Пушкин был подлинным собирателем фольклора, что позволило ему написать такие гениальные интерпретации народных сказок. Образы, оживающие в его сказках — богатыри и прекрасные царевна, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари, пришедшие к нам с чтением в детстве, населяют наше воображение и по сей день.
Несмотря на некоторые заимствования из сказок других народов, Пушкин добавил в свои сказки истинно русский колорит, не сравнимый ни с чем. Благодаря его сказкам мы во-первых, можем увидеть каким удивительным и жутковатым представлялся мир нашим предкам, а во-вторых насладиться прекрасными стихами, на которые Пушкин положил свои сказки. И главное, каждая из его сказок лишний раз напоминает нам, что Добро всё таки всегда побеждает Зло, как бы сильным оно не казалось.
Список использованных источников
1. Агранович С.З., Рассовская Л.П. Историзм Пушкина и поэтика фольклора. — Куйбышев: Издательство Саратовского университета, Куйбышевский филиал, 1989. — 192 с.
. Бойко В волшебной пушкинской стране — М., 2003
3. Высочина Е.И. Образ бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений.- М.: Просвещение, 1989.
. Гордин А. Пушкинский заповедник.- М.: Искусство, 1956 .
. Кунин В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками.- М., 1987.
. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин.- Л.: Просвещение, 1982.
. Русаков В.М. Уважен за имя. — М.: Советская Россия, 1987.
. Скатов.Н.Н. Пушкин.- Л.: Детская литература, 1991.
9. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки <http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/index.php>. — Л.: Изд-во ЛГУ <http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82>, 1986. — 364 с.
10. Тытянов Ю.Н. Пушкин. — М.: Книга, 1983.
Теги:
Сказки Пушкина
Реферат
Литература