Сочинение по картине Н.К.Сверчкова «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню»
Апр — 3 — 2012
Автор конспекта:
Автор(ы): — Воронова Вера Николаевна
Место работы, должность: — МОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики», учитель чувашского языка и литературы, КРК
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Родной язык
Цель урока: — 1) подготовить учащихся к написанию сочинения по картине с привлечением местного материала и активизацией знаний учащихся по истории, литературе и культуре родного края; 2) познакомить восьмиклассников с историей появления картины; проследить за местом А.С.Пушкина в творчестве художников Чувашии; 3) привить учащимся любовь к своему народу и родному краю, формировать чувство уважения и гордости за причастность к великому наследию чувашского народа.
Тип урока: — Комбинированный урок
Краткое описание: — Разработка урока по чувашской литературе на тему «Сочинение по картине Н.К.Сверчкова «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню».
Файлы: Сочинение по картине.doc
Размер файла: 82944 байт.
Поиск по сайту
Сочинение по картине Н. Сверчкова «Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню»
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: | Питеркина Зоя Анатольевна |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 10.94 Kb |
Количество скачиваний: | 150 |
Скачать
Просмотров: 342
Похожие материалы
- Неделя русского языка и литературы «Великое русское слово»
- Отчет по олимпиадам по русскому языку и литературе
- Структура задания на предметные результаты по русскому языку в 5 классе на тему: Буква З и С на конце приставок
- Структура задания на метапредметные результаты по русскому языку в 5 классе на тему: «Антонимы»
- Аукцион знаний по творчеству Ф. М. Достоевского
- Сочинение в эпистолярном жанре
- Формирование читательских интересов у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в 5-6 классах коррекционной школы 8 вида
- Сценарии мероприятий к Неделе русского языка и литературы
- Карточки к уроку литературы «Человек труда в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок»
- Карточки к уроку литературы «Человек труда в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок»
Обновлено: 10.01.2023
3) Карта-схема путешествия А.С.Пушкина по местам Пугачевского бунта,
5) Произведения чувашских писателей о А.С.Пушкине.
Учащимся могут быть предложены индивидуальные задания:
Подготовка учащихся к восприятию картины.
1. Вступительное слово учителя.
Кто из нас не любит путешествовать?
2. Рассказ о художнике Н.К.Сверчкове.
Рисунок 1. Сверчков Никита Кузьмич
Композиция романа “евгений онегин” пушкина, фабула и особенности произведения
. к деревенской природе. Здесь искали: особенности героев пушкина в евгении онегине Сюжет и композиция романа Пушкина “Евгений Онегин” Композиция – построение целого из отдельных частей. В любом литературном произведении предполагается экспозиция произведения, то есть описание места действия, .
Каждый из нас, думаю, почувствовал теплоту, свет, исходящие с полотен. Такое ощущение возникает потому, что художник не понаслышке знал быт деревни. Ведь и сам он родом из села: художник родился в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики и с детства познал все тяготы деревенской жизни. Он внимательно вглядывался в необычайно интересную, ни на что не похожую повседневную будничную жизнь чувашского народа и в картинах старался передать ее зрителю.
3. Работа с картинами
Рисунок 2. Приезд Пушкина в чувашскую деревню
Маршрут поэта был таков: Москва – Нижний Новгород – Васильсурск – Чебоксары – Эсмель (Октябрьское) – Свияжск – Казань.
До наших дней сохранилась легенда о беседе Пушкина с одним стариком в селе Эсмель, а также документы о пребывании Пушкина в Эсмеле: многочисленные записи поэта о чувашах (это и письма, и заметки, упоминания чуваш и чувашских топонимов в произведениях).
Вопросы для беседы по картинам:
- В какие моменты запечатлели художники поэта?
- Представьте себя на месте А.С.Пушкина. Расскажите, что вы видите, что слышите, что чувствуете?
- Каким, по вашему мнению, запомнился чувашский край в памяти А.С.Пушкина?
- Через какие детали художники выражают внутреннее состояние поэта?
Вопросы:
-
В каком году была создана картина Сверчкова? (1850).
5. Как построена картина? Обратимся к композиции произведения.
- Что находится в центре внимания художника?
- Какие образы и предметы расположены на переднем плане?
- Какие на заднем?
- Кто главный герой картины?
Центральные образы – образ поэта и чувашской девушки.
Не менее важны и образы чувашей –
- родителей девушки;
- хозяина, радушно открывающего ворота;
- образы спешащих к диковинной повозке местных жителей (двух мужчин и женщины с ребенком), а также образы сопровождавших в путешествии Пушкина ямщика Гаврилы и переводчика.
Работа с образами картины.
- О чем нам рассказывают жесты и мимика поэта? Куда обращены взгляд А.С.Пушкина?
- Чем выделяется фигура Пушкина на фоне чувашского пейзажа и чувашской деревни?
— Сравните одежду светского человека I половины 19 века с одеждой чувашина и чувашки.
Сравнительная таблица
Основания для сравнения
А.С.Пушкин
чуваши
- Что вы видите в руках Пушкина?
- Что могло заинтересовать поэта?
- Как детали быта чувашей были, по вашему мнению, наиболее интересны Пушкину?
- Что узнал А.С.Пушкин, остановившись в чувашской деревне?
- Чем заняты были жители деревни к моменту приезда А.С.Пушкина?
- Как встретили они поэта?
- Что могло удивить их в облике и манерах А.С.Пушкина?
- Знали ли чуваши о том, кто перед ними?
- Какую роль в картине играют образы чувашей, изображенных на горизонте (образы ямщика и переводчика)?
- Что хотел выразить своей картиной художник Н.К.Сверчков?
- Как художник относится к изображенным им людям?
- Какими приемами воспользовался художник для того, чтобы донести до зрителя свою мысль?
Средствами выражения авторского замысла являются
- композиция;
- пейзаж (золотой, осенний пейзаж).
- Какое чувство рождается у зрителя, рассматривающего картину?
- Удалось ли художнику выразить душу чувашского народа?
- Какими изобразил художник деревья? (Крепкие, могучие, ветвистые)
- Что они символизируют? (Силу, мощь чувашского народа)
- Почувствовали ли вы теплоту золотой осени при взгляде на картину?
— Какими звуками насыщена картина?
В процессе беседы составляется сложный план описания картины:
- Н.К.Сверчков – основоположник профессионального изобразительного искусства Чувашии.
- Исторический факт, послуживший источником рождения картины.
- Композиция.
- Образы чувашей.
- Пейзаж.
- Авторский замысел.
- Вывод.
Домашнее задание.
Написать сочинение по картине.
Примеры похожих учебных работ
По литературе по творчеству А.С. Пушкина ««…Читая его (А.С.Пушкина) творения, .
Описание (с использованием произведений русских поэтов и художников)
. проверкой работы по группам) 3.Проверка работы по группам. Использование художественных средств выразительности. 3.Результат работы. Работа над планом сочинения. 4 . Работа с репродукциями картин русских художников. Рассматривание репродукции картин .
Работа художника-постановщика в 7 вопросах
История развития чувашской литературы в период до 1917 года
2. Рассказ о художнике Н.К.Сверчкове.
Рисунок 1. Сверчков Никита Кузьмич
Каждый из нас, думаю, почувствовал теплоту, свет, исходящие с полотен. Такое ощущение возникает потому, что художник не понаслышке знал быт деревни. Ведь и сам он родом из села: художник родился в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики и с детства познал все тяготы деревенской жизни. Он внимательно вглядывался в необычайно интересную, ни на что не похожую повседневную будничную жизнь чувашского народа и в картинах старался передать ее зрителю.
3. Работа с картинами
Рисунок 2. Приезд Пушкина в чувашскую деревню
Маршрут поэта был таков: Москва – Нижний Новгород – Васильсурск – Чебоксары – Эсмель (Октябрьское) – Свияжск – Казань.
- В какие моменты запечатлели художники поэта?
- Представьте себя на месте А.С.Пушкина. Расскажите, что вы видите, что слышите, что чувствуете?
- Каким, по вашему мнению, запомнился чувашский край в памяти А.С.Пушкина?
- Через какие детали художники выражают внутреннее состояние поэта?
- В каком году была создана картина Сверчкова? (1850).
- К какому из жанров изобразительного искусства вы бы отнесли ее? (историческая картина).
- Где происходит действие на картине? (в чувашской деревне Эсмель, ныне Октябрьское).
- Что мы видим на картине? Что, по вашему мнению, заставило поэта остановиться именно здесь? (живописность края, приветливость людей, жажда, желание поближе познакомиться с жизнью и бытом чувашей, красота девушки).
5. Как построена картина? Обратимся к композиции произведения.
— Что находится в центре внимания художника?
— Какие образы и предметы расположены на переднем плане?
— Какие на заднем?
— Кто главный герой картины?
Центральные образы – образ поэта и чувашской девушки.
- родителей девушки;
- хозяина, радушно открывающего ворота;
- образы спешащих к диковинной повозке местных жителей (двух мужчин и женщины с ребенком), а также образы сопровождавших в путешествии Пушкина ямщика Гаврилы и переводчика.
Работа с образами картины.
— О чем нам рассказывают жесты и мимика поэта? Куда обращены взгляд А.С.Пушкина?
— Чем выделяется фигура Пушкина на фоне чувашского пейзажа и чувашской деревни?
— Сравните одежду светского человека I половины 19 века с одеждой чувашина и чувашки.
Нет будущего у народа, который забывает свое прошлое.
Повсюду на планете повышается интерес людей к истокам культуры и истории, к философии своих предков, к духовным ценностям и произведениям искусства. Встретиться с национальным достоянием и с прошлым родного края можно, например, в музее. В музее хранится то, что было задолго до нашего появления, имеет большую историческую и культурную ценность, поэтому перед экскурсией в музей всегда ощущаешь волнение от предстоящей встречи с чем-то необычным и особенным.
Оказывается, Пушкин дружил с известным ученым Чувашии — Н.Я.Бичуриным. И действительно, в 1833 году Александр Сергеевич Пушкин заезжал в родные места Бичурина, когда ездил собирать материалы о Пугачевском восстании.
На переднем плане картины художник изобразил как раз тот момент, когда А.С.Пушкин, подгоняя лошадей, лихо подкатил к заезжему двору в чувашской деревне на бричке, соскочил с неё и вдруг увидел у колодца девушку с деревянными ведрами и коромыслом. Девушка была в скромной повседневной одежде, но мастер кисти сумел уловить в образе героини её духовную силу и сдержанность, присущие народному характеру чуваш. Она спокойно смотрит на незнакомого барина. Рядом с девушкой — другая женщина. Она настороженно глядит на незнакомца: что он привез в деревенскую тишь, не нарушит ли покой мирных жителей? Тут же снимают напряжение другие герои картины, изображенные на втором плане: мужчина, приподнявший шапку, приветствуя чужака, и старик, который гостеприимно открывает ворота нежданному гостю.
Путешествие в музей. Доклад о посещении музея искусств им А.С. .
. ходить в музеи и советую, это делать всем. Посещение музея играет большую роль в . что-то. Появление музеев на данный момент связано с тем же. Музеи возникли в те . на природу в повседневной жизни и на жизнь с картинах отображается насколько глубоки в своём мировоззрении художники, им удаётся видеть многое в . интересно! Я с […]. Сочинение Как я однажды участвовал в снежной битве Зима-замечательное .
Фоном для своего произведения живописи Н.Сверчков выбирает золотую осень — любимое время года А.С.Пушкина. Теплые солнечные оттенки освещают поэта, тухью на голове девушки, крестьянский дом. Могучие деревья, символизирующие силу и мощь трудолюбивого народа, как приветливые хозяева, склонили свои ветви над входом в избу.
Вся композиция картины позволяет воочию увидеть деревенскую жизнь, которая предстала перед нами не просто в фактах, а в наглядных и зримых образах.
Примеры похожих учебных работ
«Изучение традиций чувашского народа на х и внеклассных занятиях чувашского .
. многонациональной литературы. Произведения Я.Ухсая, бесспорно, являют собой энциклопедию жизни чувашского народа. Можно взять любое произведение Ухсая – и почти в каждом из них найдутся поверья, обычаи, обряды чувашей. Вот .
Творческий путь чувашского писателя Константина Иванова
. глубоко народное произведение, написанное в лучших традициях чувашского народного творчества. «Поэма обладает замечательными художественными . сыграла большую роль в формировании мировоззрения писателя. В становлении личности К. Иванова значительную .
65 лет назад, 17 августа 1833 года, Пушкин выехал из Петербурга в Оренбург для встречи с очевидцами событий крестьянской войны 1773-75 годов, в самое дальнее и длительное путешествие в своей жизни Поездка продлилась до 1 октября того же года.
Пушкину хотелось понять, как отложились в сознании очевидцев и участников события тех лет, услышать и записать легенды, предания и песни, в которых народная память сохранила и эти события, и образ крестьянского вождя Путь поэта пролегал через Тверь — Москву — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Симбирск — Оренбург Предстояло преодолеть огромные расстояния, проехать на почтовых лошадях всю европейскую Россию К моменту этой поездки Пушкин уже был женат на Наталье Гончаровой — свадьба состоялась 18 февраля 1831 года. Его многочисленные письма Наталье Николаевне с почтовых станций, расположенных на пути следования, дают представление о дорожных приключениях.
За два дня до прибытия в Чебоксары поэт пишет жене. «Мой ангел, кажется, я глупо сделал, что оставил тебя и начал опять кочевую жизнь Тебя теребят за долги. Что если у тебя опять нарывы, что если Машка больна? Пугачев не стоит этого. Того гляди я на него плюну — и явлюсь к тебе». Тем не менее поэт продолжает путешествие «Каретник насилу выдал коляску”; “Я писал тебе сегодня, выпрыгнув из коляски и одурев с дороги», “Я все еще люблю Гончарову Наташу, которую заочно целую куда ни попало» — такими записями заполнены его письма с дороги ‘ За день до приезда в Чебоксары поэт обедал у губернатора Нижнего Новгорода М П Бутурлина. Сохранилось описание портрета поэта, которое оставила в своих воспоминаниях одна из участниц обеда Л и Никольская “… по виду ему было более 30 лет Он носил баки. Немного смуглое лицо было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, полные губы, неправильные черты. Я никогда не видела лица более выразительного умное, доброе энергичное он хорошо говорит ох, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! Ах, какой он веселый, любезный — прелесть! Этот дурняшка мог нравиться. «
Чувашский живописец Никита Сверчков запечатлел в картине «Приезд А.С Пушкина в чувашскую деревню”. сюжет, рассказывающий о том, как в одной из деревень поэт, неравнодушный к женской красоте. встретил у колодца девушку-чувашку и был очарован ее статью, ее прелестными чертами Он выпрыгнул из коляски, чтобы увидеть юную чувашку в серебряном уборе, красочно вышитом одеянии.
В Пензе большим успехом пользуется известный чуть ли не всему миру Музей одной картины. Наверное, и одна эта картина Никиты Сверчкова — изумительная по своей выразительности — достойна внимания тысяч жителей республики и ее гостей в эти предъюбилейные месяцы.
Читайте также:
- Сочинение на тему my parents profession
- Сочинение на тему несчастная любовь тухтара и селиме
- Напишите от лица очевидца сочинение о пензе второй половины 17 века
- Сочинение что мне нравится и не нравится
- Сочинение триумфальная арка в улан удэ