1
2 класс
2
Сказки А.С.Пушкина
3
1. Где родился А.С.Пушкин? (В Москве) 2. Когда он родился? (6 июня 1799г.) 3. От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны) 4. Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин? (5) 5. Какие? («Сказка о царе Салтане, и о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
4
1. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, Говорит одна девица, То на весь крещёный мир Приготовила б я пир».
5
«Кабы я была царица, Говорит её сестрица, То на весь бы мир одна Наткала я полотна».
6
«Кабы я была царица, Третья молвила сестрица, Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
7
2. Жил старик со своей старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
8
3. «Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
9
Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. «Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?» Поп ему в ответ: «Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?»
10
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон) 2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон ? (Комар – муха – шмель.) 3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза) 4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву) 5. Помогла ли рыбка старику и как? 6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.) 7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка)
11
Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. «Сказка о мёртвой царевне» Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке» Корыто. Корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке» Яблоко. «Сказка о мёртвой царевне» Зайчонок. Зайчонок. «Сказка о попе и работнике его Балде» Месяц. Месяц. «Сказка о мёртвой царевне» Лебедь. Лебедь. «Сказка о царе Салтане»
Сказки Александра Сергеевича Пушкина
- Цели презентации:
- Проверить знание содержания текстов сказок А.С.Пушкина.
- Развивать интерес к чтению литературных произведений.
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.
Отец поэта Сергей Львович Пушкин
Мать поэта Надежда Осиповна Пушкина
Маленький Саша
Пушкин.
Миниатюра неизвестного художника.
Большую роль в жизни поэта сыграла простая крепостная крестьянка, няня Арина Родионовна. Ей А.С.Пушкин посвятил многие строчки своих стихотворений.
… Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем ты,
Мой друг, утомлена?
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила.
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Няня поэта Арина Родионовна
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» / А.С.Пушкин /
- Назовите
самые
известные
сказки
А.С.Пушкина.
Их должно
быть пять.
Узнай сказку по словам :
комар
грамота
бочка
лебедь
белка
скорлупки
золотые
- «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Узнай сказку по словам:
просто-
филя
невод
окиян-
море
сварли-
вая баба
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
Узнай сказку по словам:
верёвка
толоконный
лоб
бесёнок
оброк
- «Сказка о попе и работнике его
- Балде»
К какой сказке относится данная иллюстрация?
«Сказка о золотом петушке»
К какой сказке относится данная иллюстрация?
- «Сказка о царе Салтане…»
К какой сказке относится данная иллюстрация?
«Сказка о царе Салтане…»
Какие слова кричал петушок из «Сказки о золотом петушке»?
«Кири-ку-ку, царствуй,
Лёжа на боку!»
Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой из «Сказки о золотой рыбке»?
- Ровно тридцать лет и три года.
С какими словами обращалась к зеркальцу царица из «Сказки о Мёртвой царевне и о семи богатырях»?
«Свет мой,зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
К кому обращался царевич Елисей в поисках своей невесты?
- Он обращался к Солнцу, Месяцу,Ветру.
Назовите кличку собаки у семи богатырей.
- Соколко
В какой сказке А.С.Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок.»
- «Сказка о золотом петушке»
Отгадайте кроссворд:
- Кому служил Балда?
- Какое дерево украшала «златая цепь»?
- Птица-чародей, убитая стрелой царевича.
- Что бросила царевне в руки нищая черница?
- На чём сидел Золотой петушок?
- Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц?
1
2
3
4
5
6
Отгадайте кроссворд:
- Кому служил Балда?
- Какое дерево украшала «златая цепь»?
- Птица-чародей, убитая стрелой царевича.
- Что бросила царевне в руки нищая черница?
- На чём сидел Золотой петушок?
- Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц?
1
п
о
п
2
3
4
5
6
Отгадайте кроссворд:
- Кому служил Балда?
- Какое дерево украшала «златая цепь»?
- Птица-чародей, убитая стрелой царевича.
- Что бросила царевне в руки нищая черница?
- На чём сидел Золотой петушок?
- Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц?
1
п
д
у
о
п
б
2
3
4
5
6
Отгадайте кроссворд:
- Кому служил Балда?
- Какое дерево украшала «златая цепь»?
- Птица-чародей, убитая стрелой царевича.
- Что бросила царевне в руки нищая черница?
- На чём сидел Золотой петушок?
- Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц?
1
к
п
д
о
у
р
о
б
п
ш
у
н
2
3
4
5
6
Отгадайте кроссворд:
- Кому служил Балда?
- Какое дерево украшала «златая цепь»?
- Птица-чародей, убитая стрелой царевича.
- Что бросила царевне в руки нищая черница?
- На чём сидел Золотой петушок?
- Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц?
1
я
к
б
о
п
д
у
л
р
о
б
ш
п
о
к
у
н
о
2
3
4
5
6
Отгадайте кроссворд:
- Кому служил Балда?
- Какое дерево украшала «златая цепь»?
- Птица-чародей, убитая стрелой царевича.
- Что бросила царевне в руки нищая черница?
- На чём сидел Золотой петушок?
- Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц?
1
я
к
о
б
п
д
л
у
р
о
б
ш
п
о
с
к
п
у
о
и
н
ц
а
2
3
4
5
6
Отгадайте кроссворд:
- Кому служил Балда?
- Какое дерево украшала «златая цепь»?
- Птица-чародей, убитая стрелой царевича.
- Что бросила царевне в руки нищая черница?
- На чём сидел Золотой петушок?
- Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц?
1
я
к
п
б
о
С
д
а
у
л
о
р
л
с
б
ш
п
о
к
т
у
п
а
о
и
н
н
ц
а
2
3
4
5
Какое «ключевое» слово получилось?
6
Итоги викторины:
Акростих
С егодня сон приснился мне,
К ак будто я в другой стране,
А там по городу идёт рыбак,
З а ним – учёный кот,
К оторый белочку несет,
И белка песенки поёт.
П етушок взлетел повыше,
У видал царевну с крыши.
Ш агает Балда, сам не зная куда.
К нязь Гвидон сидит на троне,
И королевич Елисей идёт с невестою своей
Н а двор, где ждут его друзья…
А х, как чудесна та страна!
Источники информации:
- 1. «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»,Москва, «Детская литература», 1989
- 2. «Начальная школа», №5, 2003,
с.76
- 3. «Дошкольное воспитание», №2,
2004, с.96
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text
Урок по литературе
«Пушкин Александр Сергеевич»
Выполнила: Казаева Дарья Андреевна
Для обучающих 2 класса
Инструкция
Ребята, перед вами обучающая презентация по литературе
- Прочитайте биографию Пушкина А.С.
- Для того чтобы перейти на следующий слайд нажмите правой кнопкой мыши на .
Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, драматург и прозаик, заложивший новое направление в литературе, критик и теоретик литературы, историк и публицист.
Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, драматург и прозаик, заложивший новое направление в литературе, критик и теоретик литературы, историк и публицист.
Рождение и его семья
Родился Александр Сергеевич в Москве 6 июня 1799 года в дворянской семье.
Отец
Отец, Пушкин Сергей Львович (1770-1838 гг.), принадлежал к небогатому древнему дворянскому роду .
Мать
Мать, Пушкина Надежна Осиповна, (1775-1836 гг.). Она вела хозяйство, воспитывала детей.
Брат и сестра Александра Сергеевича Пушкина
Пушкин Лев Сергеевич (1805-1852гг.), младший брат.
Пушкина (Павлищева) Ольга Сергеевна (1797-1868 гг.), старшая сестра.
Детство
В детстве, маленького Сашу воспитывала его няня, Арина Родионовна Яковлева.
Лицейские годы
В 12 лет был отвезен учиться в новое, учебное заведение — Царскосельский лицей под Петербургом.
Южная ссылка
(1820-1824 гг.)
Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняет и распространяет свои свободолюбивые стихи.
Имение Михайловское
Пушкин подал прошение об отставке с Государственной службы, и ему объявили об увольнении и сослали в псковскую губернию, в имение его матери Михайловское, под надзор местных властей.
После ссылки
(1826-1830 гг.)
В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибывает от псковского губернатора Б.А.Адеркаса: Пушкин должен явиться в Москву.
Наталья Гончарова
Натали Гончарова – жена А. С. Пушкина Зимой 1829 года на одном из московском балу Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой. Ей было тогда 16 лет. Её необыкновенная красота, юность взволновали поэта.
Болдино
Летом 1830 года Александр Сергеевич отправился в нижегородское имение своих родных — Болдино, чтобы привести в порядок хозяйственные дела
Петербург
В начале декабря Пушкин возвращается из Болдино в Москву, а 18 февраля состоялось венчание его с Натальей Гончаровой. Вскоре вместе с женой Пушкин переехал в Петербург .
Вызов
В ноябре 1836 года Александр Сергеевич получает от Дантеса по почте письмо, содержание которого оскорбляет его и честь его жены. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль.
7 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Чёрной реке в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль Пушкина с Дантесом, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Прожив два дня, в страшных мучениях, Пушкин умер 29 января (ныне 10 февраля) 1937 года.
7 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Чёрной реке в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль Пушкина с Дантесом, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Прожив два дня, в страшных мучениях, Пушкин умер 29 января (ныне 10 февраля) 1937 года.
Повторение изученной темы«Пушкин А.С.»
Инструкция
Ребята, перед вами тест по литературе
- Прочитайте вопрос и выберите верный вариант ответа;
- Щелкните правой кнопкой мыши на ;
- Если ответ правильный, то переходи к следующему вопросу, нажав на ;
- Если ответ неправильный, то вернись к вопросу и подумай еще раз, нажав на .
Вопрос №1
Вопрос №1
В каком году родился Пушкин
Александр Сергеевич?
в 1836 году
в 1799 году
в 1800 году
Вернись назад и подумай ещё раз.
Ты справился с заданием!
Переходи на следующий вопрос.
Вопрос №2
Вопрос №2
Кто воспитывал Пушкина Александра
Сергеевича?
Арина Родионовна
Наталья Гончарова
Татьяна Александровна
Вернись назад и подумай ещё раз.
Ты справился с заданием!
Переходи на следующий вопрос.
Вопрос №3
Вопрос №3
Где учился Пушкин Александр Сергеевич?
В Царскосельском лицее
В Царскосельском университете
В школе, где обучали литературой
Вернись назад и подумай ещё раз
Ты справился с заданием!
Переходи на следующий вопрос.
Вопрос №4
Вопрос №4
Кем был Пушкин Александр Сергеевич?
Художник
Русский поэт
Английский поэт
Вернись назад и подумай ещё раз.
Ты справился с заданием!
Переходи на следующий вопрос.
Вопрос №5
Вопрос №5
От чего умер Пушкин Александр
Сергеевич?
От чумы
От чахотки
От ранения в живот на дуэле
Вернись назад и подумай ещё раз.
Ты справился с заданием!
Переходи на следующий вопрос..
Молодец, ты выполнил все задания.
Молодец, ты выполнил все задания.
Теперь оцени себя сам.
Данная презентация поможет в проведении урока внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина. Ресурс можно использовать и на предметной неделе, и на внеклассном
мероприятии, посвящённом творчеству А.С.Пушкина. Разнообразные приёмы и методы
интереса.
Пояснительная записка к презентации по уроку внеклассного чтения
« Что за прелесть — эти сказки!»
Автор работы: Смоленцева Татьяна Григорьевна,
учитель начальных классов,
с. Казанское, Сернурский район, республика Марий Эл
Цель: Создание условий для формирования интереса к творчеству А.С.Пушкина
Задачи: Расширить знания о сказках Пушкина.
Развивать творческие способности, речь, мышление, память.
Прививать интерес к чтению художественной литературы, к новым знаниям.
Формировать умения анализировать, высказывать собственное мнение, навыки работы в группах, сотрудничество.
Формируемые УУД:
Предметные: давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; уметь использовать разные виды анализа сказок: определять главную мысль, находить средства выразительности, пересказывать произведение, инсценировать.
Метапредметные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; формирование умений сравнивать и анализировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Личностные: воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие навыков сотрудничества, оценивать собственный вклад в работу на уроке, формирование устойчивой мотивации к обучению.
Оборудование: презентация в Microsoft PowerPoint, карточки для работы в группах, компьютер, проектор, колонки, интерактивная доска или экран.
Работа с презентацией ведётся по управляющим кнопкам. На слайдах настроены триггеры. Рекомендуется использовать работу с презентацией фрагментарно — чередовать с работой по карточкам в группах, чтением отрывков сказок, анализом, с инсценированием отрывков.
Слайд 1- титульный.
Слайд 2- Объекты SmartArt. Этапы урока. На каждый прямоугольник настроена гиперссылка; выбираем любой этап, переходим по гиперссылке в соответствующий раздел. При нажатии на завершаем показ, нажимая на , возвращаемся к слайду с этапами урока.
Слайды 3-4 –актуализация знаний.
Разгадываем кроссворд и определяем тему урока.
Слайды 5-8 — расширение и систематизация сведений о биографии А.С.Пушкина.
Далее предлагается словарная работа по карточкам в группах. Презентация на время закрывается.
Слайды 9-10. Для эффективного использования работы на уроке — проверку работы групп выполняем с помощью слайда.
Слайды 11-16 -Повторяем сказки.
На этом этапе урока можно инсценировать отрывки из сказок, рассказывать или выразительно читать понравившиеся отрывки, обсуждать, анализировать поступки героев.
Слайды 17-30 – викторина для проверки знаний. Можно организовать работу в группах, в парах или в личном зачёте.
Слайд 17- информация о заданиях викторины. Переход к заданиям по гиперссылкам –нажимаем на котика. Предлагаются задания:
Слайды 18-22
1. «Узнай сказку по предмету» Проверяем правильность ответа – нажимаем на название сказки.
Слайды 23-27
2.«Узнай по описанию» Проверяем правильность ответа — нажимаем на котика.
Слайд28
3. « Из какой сказки строки?» Проверяем правильность ответа — нажимаем на котика.
Слайд 29
4. «Верно- неверно» Проверяем правильность ответа- нажимаем на котика.
Слайды 31-32 — информационные источники.
Презентация к уроку по сказкам А.С.Пушкина
PPTX / 22.56 Мб
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Презентацию на тему «Сказки А.С. Пушкина»
(2 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 20 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 3
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом
Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;
Слайд 4
Александр Сергеевич Пушкин СКАЗКИ
Слайд 5
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах…
Слайд 9
Сказка о попе и о работнике его Балде
Слайд 10
Сказка о рыбаке и рыбке
Слайд 12
Сказка о Золотом петушке
Слайд 14
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди
Слайд 16
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Слайд 18
Сказки А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и о работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке»
Слайд 20
Александр Сергеевич Пушкин
10 февраля День памяти А.С. Пушкина
Список похожих презентаций
Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина
Обращение к читателям. При знакомстве с данным пособием, мы надеемся, что каждый из вас сумеет открыть для себя новую страничку в биографии и творчестве …
Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина
Е.П.Бакунина А.П.Керн Е.К.Воронцова М.Н.Волконская З.А.Волконская. А.О.Смирнова- Россет. Н.Н.Пушкина. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми …
Адресаты лирики А.С. Пушкина
Адресаты лирики А.С.Пушкина. Дочь директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств, знакомая Пушкина. Пушкин стал посещать петербургский …
Болдинская осень А.С. Пушкина
Содержание. 1. Пушкинские места в Болдине…………….. 1 2. Первая болдинская осень……………………..2 — 3 3. Вторая болдинская осень …
А.С. Пушкина в формате «Своя игра»
Имена Постройки Транспорт Злодеи Профессии 10 30 40 50. Сказки А.С.Пушкина. НА ГЛАВНУЮ Елисей. Назовите имя жениха мертвой царевны. 20 Балда. Назовите …
Болдинская осень в жизни А.С. Пушкина
«Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни» Л.Н.Толстой. «Скажу тебе, что …
Биография А.С. Пушкина
Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный был старинного рода, страстный любитель поэзии и острослов. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была …
Биография А.С. Пушкина
6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Пушкин-ребенок. …
Биография А.С Пушкина
Урок-презентация в 6-ом классе. Детские годы. 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве в Немецкой слободе (ныне ул.Баумана) родился А.С.Пушкин. Отец поэта, …
Библейские мотивы лирики А.С. Пушкина
Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В сей священной стихии исчез и обновился мир. А.С.Пушкин. Исследователь …
Биография А.С. Пушкина
«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни». А.А. Блок А что для вас значит …
Викторина по сказкам А.С. Пушкина
А.С.Пушкин. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево …
Времена года в творчестве А.С. Пушкина
Изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина началось еще при его жизни, и, наверное, не осталось ни одной темы, которая не была бы досконально …
Вступление к поэме А.С. Пушкина
Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». «У Лукоморья дуб зеленый». Прочитайте «птичьим базаром»: «Час обеда приближается, Топот по двору …
Болдинская осень А.С. Пушкина
И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне Излиться, наконец, свободным проявленьем. …
Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина
Цели:. Расширять понятие о лирике А.С.Пушкина. Обучать анализу лирических произведений, отрабатывать навыки выразительного чтения. Приобщать учащихся …
Конспекты
Сказки А. С. Пушкина
Урок литературного чтения. Тема: Сказки А. С. Пушкина. Цели:. знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина. Задачи урока:. обучающие. …
Читая сказки Пушкина
Негосударственное частное общеобразовательное учреждение. Гимназия «Росток». Анапского района Краснодарского края. . Урок – викторина …
Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
- Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих
вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно). - Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно
просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама. - Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста
позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая
информация, остальное лучше рассказать слушателям устно. - Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет
сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для
этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации,
а также правильно подобрать сочетание фона и текста. - Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете
первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом. - Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его
выступления. - Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
- Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете
меньше волноваться.
Трудно
найти в нашей стране человека, который бы не знал
и не любил замечательные произведения великого
русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Ещё при жизни его называли “солнцем русской
поэзии”.
Этот портрет был выполнен в 1827 году выдающимся
русским живописцем, современником поэта
Василием Тропининым. Считается, что это самый
удачный портрет А. Пушкина, предельно точно
передающий его облик: открытое, умное лицо,
внимательные глаза, проницательный взгляд,
свободная одежда, выразительная рука, рука
человека, обладающего большой силой воли,
привыкшая к труду.
Биография
“Перед нашими глазами с детства как бы стоит
надпись: огромными буквами написано: ПУШКИН. Это
имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни”,
— писал в своём дневнике Александр Блок.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799
года в Москве.
В тот день по всей России звонили колокола в
честь рождения внучки императора Павла I. Пушкин
вошёл в жизнь празднично.
В семье Александра между собой говорили на
французском языке, который в те годы был языком
общения московского дворянства.
Отец Саши любил французскую литературу, собрал
большую библиотеку и даже писал стихи.
Дядя – Василий Львович – был известным поэтом.
Саша рано научился читать и охотно делал это сам.
Но больше любил, когда ему читали вслух.
Стихи он начал сочинять, когда был совсем
маленьким. Его первое стихотворение написано
по-французски.
Когда Саше исполнилось шесть лет, он впервые
приехал в имение Захарово, что под Москвой.
Красота полей, лугов и леса поразила воображение
будущего поэта.
Биографы Пушкина вспоминают: “Едва дохнул он
привольным воздухом сельской природы, как
сделался неузнаваемым. В характере его произошла
резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась
вдруг резвостью и шалостию”.
Именно бабушка учила маленького Сашу писать
по-русски.
Няня Арина Родионовна и дядька Никита
рассказывали сказки, которые запали в душу
мальчика на всю жизнь.
Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал
известным поэтом, сочинил множество
восхитительных стихов, повестей и даже роман в
стихах “Евгений Онегин”, но продолжал любить
сказки. Как только появлялась возможность, он
просил старенькую няню рассказать ему про спящую
царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки
Пушкин записал в стихах, и теперь их читают и
перечитывают все, кто знает и любит русский язык.
Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему
русская литература стала одной из величайших
литератур мира. Почти все наши великие писатели,
поэты, художники, композиторы, многие учёные
читали и перечитывали Пушкина, учились у него.
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Все ж ближе к милому пределу
Мне бы хотелось почивать.
Умер от раны, полученной на дуэли с Ж.Дантесом,
французским подданным на русской военной службе.
В феврале 1837 года в Святые Горы привезли гроб с
телом убитого на дуэли поэта, где оно и было
предано погребению.
Отзывы великих людей о А.С. Пушкине
Н. ОГОЛЬ
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о
русском национальном поэте. В самом деле, никто
из поэтов наших не выше его и не может более
назваться национальным; это право решительно
принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе,
заключилось всё богатство, сила и гибкость
нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул
ему границы и более пока всё его пространство.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть,
единственное явление русского духа: это русский
человек в его развитии, в каком он, может быть,
явится через двести лет. В нём русская природа,
русская душа, русский язык, русский характер
отразились в такой же чистоте, в такой очищенной
красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой
поверхности оптического стекла.
А.ГЕРЦЕН
Пушкин как нельзя более национален и в то же
время понятен для иностранцев. Он редко
подделывается под народный язык русских песен,
он выражает свою мысль такой, какой она возникает
у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на
уровне своего читателя: он растёт, становится
мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море,
как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен,
светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных
волнений. Везде русский поэт реален, — в нём нет
ничего болезненного, ничего из той
преувеличенной психологической патологии, из
того абстрактного христианского спиритуализма,
которые так часто встречаются у немецких поэтов.
Его муза — не бледное существо, с расстроенными
нервами, закутанное в саван, это — женщина
горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком
богатая истинными чувствами, чтобы искать
воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не
выдумывать несчастья искусственные.
И.ТУРГЕНЕВ
Он дал окончательную обработку нашему языку,
который теперь по своему богатству, силе, логике
и красоте формы признается даже иностранными
филологами едва ли не первым после
древнегреческого; он отозвался типическими
образами, бессмертными звуками на все веяния
русской жизни.
Н.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него
разлилось литературное образование на десятки
тысяч людей, между тем как до него литературные
интересы занимали немногих. Он первый возвёл у
нас литературу в достоинство национального дела,
между тем как прежде она была, по удачному
заглавию одного из старинных журналов,
«Приятным и полезным препровождением
времени» для тесного кружка дилетантов. Он был
первым поэтом, который стал в глазах всей русской
публики на то высокое место, какое должен
занимать в своей стране великий писатель. Вся
возможность дальнейшего развития русской
литературы была приготовлена и отчасти ещё
приготовляется Пушкиным.
Л.ТОЛСТОЙ
Чувство красоты развито у него до высшей
степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем
больше должно быть кропотливой работы для его
исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие
гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него
так и вылилось это в такую форму. А нам не видно,
сколько он употребил труда для того, чтобы вышло
так просто и гладко…
А.ПЛАТОНОВ
Пушкин — природа, непосредственно действующая
самым редким своим способом: стихами. Поэтому
правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у
него совпадают автоматически. Пушкину никогда не
удавалось исчерпать себя даже самым великим
своим произведением, — и это оставшееся
вдохновение, не превращенное прямым образом в
данное произведение и всё же ощущаемое
читателем, действует на нас неотразимо. Истинный
поэт после последней точки не падает замертво, а
вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина
окончания произведений похожи на морские
горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою
бесконечное пространство, ограниченное лишь
мнимой чертою…
Какие сказки написал А.С. Пушкин?
- “Сказка о рыбаке и рыбке”
- “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди” - “Сказка о попе и о работнике его Балде”
- “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
- “Сказка о золотом петушке”
Во
всей полноте представлены сказки Пушкина —
именно с них чаще всего и начинается знакомство
читателя с произведениями поэта, несмотря на то,
что долгое время даже эти сказки не считались
произведениями для детей. Вот что говорит об этом
Анна Ахматова в статье «Пушкин и дети»:
«Хотя Пушкин сам меньше всего представлял
себя «детским писателем», хотя его сказки
вовсе не созданы для детей и знаменитое
«Вступление» к «Руслану» тоже не
обращено к детскому воображению, этим
произведениям волею судеб было суждено сыграть
роль моста между величайшим гением России и
детьми».
Возможно, некоторые стихи и даже сказки Пушкина
ещё сложны для восприятия младших школьников, но
создавая ту языковую среду, в которой растёт
маленький человек, они формируют его речь и
сознание, и пушкинские строчки навсегда остаются
с ним, даже если пока не осознаются до конца.
Волшебная музыка пушкинских стихов,
увлекательные сюжеты сказок, колоритные образы,
весёлый юмор, торжество добра и справедливости
захватывают детей, будят их воображение,
укрепляют в их сердце добрые начала.
Сюжет из какой сказки перед вами?
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море:
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдёшь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».
(“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди”)
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
(“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!”
(“Сказка о золотом петушке”)
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.
(“Сказка о попе и о работнике его Балде”)
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».
(“Сказка о рыбаке и рыбке”)
О сказках А.С. Пушкина
Первым, кто по достоинству оценил «чарующие
красотой и умом» пушкинские сказки, был
Горький. «Великолепные сказки Пушкина были
всего ближе и понятнее мне,- писал он о своих
отроческих годах; — прочитав их несколько раз, я
уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи,
закрыв глаза, пока не усну».
Сказки Александра Сергеевича Пушкина
актуальны и в современном мире. Они воспитывают
доброту, отзывчивость, толерантное отношение
друг к другу независимо от национальности,
вероисповедания, мировоззрения человека.
“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” —
одна из самых замечательных лиричных, гуманных,
добрых сказок.
Эту сказку А.С. Пушкин услышана в Болдино. В
основе этой сказки – народная сказка,
рассказанная няней и записанная поэтом в
Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В
няниной сказке у царевны нет жениха, королевича
Елисея.
Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые
образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну
Лебедь, Черномора и морских богатырей, Золотого
петушка и затейницу белку. И вместе с народом в
своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил
глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрый и
невежественных бояр.
Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет
счастлив этим, а кто станет перечитывать их,
будет счастлив вдвойне.
Наталья Зимнева
Пушкин
Едва говоривший по-русски,
Обличьем то ль негр, то ль араб,
Воспитанный дядькой французским,
Слился ли с Россией, когда б
С французами не воевали,
Не вился Отечества дым?
Целинные земли лежали
Хореев и ямбов пред ним…
Мечтатель, повеса и барин,
В глуши отыскавший свой свет,
Где верной Арины сказанья,
И песни, и щи на обед…
Из залов, от шёпота узких,
В раздольные рвался места …
Не чудо ли: с ликом нерусским
России ты символом стал?
Список литературы
- Алексеев М.П. “Пушкин и мировая литература”. –
И., 1987 – 683 с. - Вересаев В.В. “Спутники Пушкина”. Том 1, 2, М., 1993
г. - Воеводин В. “Повесть о Пушкине”, Л., 1955 г.
- Газета “Литература” №35, 1999 г.
- Герц А. (А. Синявский) “Прогулки с Пушкиным”,
С.-Петербург, 1993 г. - Иванов В.А. Пушкин и его время – М, 1977 – 480 с.
- Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Том 2, М., 1986 г.
- Русская литературная критика 1860-х годов, М.,
“Просвещение” 1984 г. - Электронная энциклопедия “Кругосвет”.
- Энциклопедический словарь юного
литературоведа, М., “Просвещение” 1998 г.