Вступительное слово
Сказки Александра Сергеевича Пушкина не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему интересна, любима не одним поколением. В сказках – фантастические события, неожиданные повороты, чудесные превращения. Если вы по какой-либо причине не читали сказки Пушкина, это стоит обязательно сделать – они останутся с вами на всю жизнь.
Викторина «Сказки Пушкина» содержит 14 вопросов. На все вопросы предоставлены ответы.
1. Какая сказка Пушкина первой появилась в печати?
Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
2. Сколько всего сказок (и каких) написал Пушкин?
Ответ: в общей сложности 7 сказок —
Жених (1825)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о медведихе (1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
Сказка о золотом петушке (1834)
3. Какие пословицы и поговорки встречаются в тексте «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Ответ: «Не садись не в свои сани», «В корыте много ль корысти?», «У разбитого корыта».
4. Продолжите фразу:
«Сказка ложь, да в ней намёк …добрым молодцам урок»
«А Балда приговаривал с укоризной: …не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
«Жил старик со своею старухой у …самого синего моря»
«Я там был, мёд, пиво пил — …и усы лишь обмочил»
5. Из какой сказки Александра Сергеевича Пушкина эти строки?
«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут..»
Ответ: из сказки «О царе Салтане»
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?»
Ответ: из «Сказки о рыбаке и рыбке»
«Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним…»
Ответ: из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
6. Какой из двух вариантов стал окончательным в «Сказке о попе и о работнике его Балде»?
Вариант 1. «Попадья баба была догадливая,
На всякие хитрости повадливая».
Вариант 2. «Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив».
Правильный ответ: в окончательную версию сказки попал второй вариант.
7. Какими чертами характера наделены положительные персонажи в «Сказке о мертвой царевне»?
Ответ: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе
8. Как зовут королевича в «Сказке о мертвой царевне»?
Ответ: королевич Елисей
9. К кому обращается королевич Елисей со своими просьбами в «Сказке о мертвой царевне»?
Ответ: к солнышку, месяцу, ветру
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу…
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!»
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…»
10. Похожи ли герои сказок Пушкина на героев народных сказок?
Ответ: да, похожи. Например, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» близка по сюжету к народной сказке «Волшебное зеркальце»
11. Кто является автором опер «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке»?
Ответ: композитор Римский-Корсаков
12. К какому событию была приурочена первая постановка оперы-сказки «Сказка о царе Салтане»?
Ответ: Опера-сказка Римского-Корсакова была приурочена к столетнему юбилею Пушкина.
13. История о женихе, оказавшемся разбойником, (сказка «Жених») была своеобразным переходом Пушкина в мир настоящей русской сказки. Какое определение дал сказке автор, когда она увидела свет?
Ответ: Пушкин назвал её «простонародною сказкой»
14. Дайте ответы на вопросы персонажей сказок Пушкина —
Вопрос: «Как бы здесь на двор окошко нам проделать?» — молвил он. Ответ: «Вышиб дно и вышел вон».
Вопрос: «Чем вы, гости, торг ведёте, и куда теперь плывете?». Ответ: «Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет. Торговали соболями, Чернобурыми лисами…»».
Вопрос: «Зачем ты, Балда, к нам залез?»
Ответ: «Да вот верёвкой хочу море морщить, да вас, проклятое племя, корчить».
Вопрос: «Я ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?».
Ответ: «Ты прекрасна, спору нет; но царевна всех милее»
Составитель викторины: Ирис Ревю
5 класс
Урок внеклассного чтения «Начало всех начал»
по сказкам А.С. Пушкина.
Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С. Пушкина;
прививать любовь к чтению;
способствовать развитию речи, логического мышления;
воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группе.
Тип урока : урок систематизации и закрепления знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина».
Вид урока: урок-игра.
Знать : сказки А.С. Пушкина.
Уметь: применять имеющиеся знания на практике.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, рисунки-иллюстрации учащихся к сказкам А.С. Пушкина.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
С раннего детства каждый из нас знает и любит сказки А.С. Пушкина.Это удивительный мир фантазии, добра, красоты, поэзии, изящного юмора и бесконечно богатого русского слова. Иначе и не могло быть.
В августе 1824 года Александр II отправляет поэта в Михайловское за то, что «наводнил всю Россию возмутительными стихами». А.С. Пушкин ,который всегда проявлял к народному творчеству неподдельный интерес, будучи в Михайловском, окунулся в живую русскую речь, с удовольствием слушал сказки и песни няни, других простых людей, делал записи. Из множества сказок поэт сделал конспект семи, из были волшебные.На основе этих записей великий поэт и создавал свои сказки. Им мы и посвящаем наш урок. Начнем с разминки. Ваша задача—вспомнить и вставить нужное слово:
1. Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей,
Только ……….показался
Он за ним с мольбой погнался.
2. А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют ……..другую.
3.И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо ………летит…
4. Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий …….
5.Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит …….
6. Бедненький бес
Под …….. подлез.
7. ………..поет
Да орешки все грызет.
8. Жил-был …….
Толоконный лоб.
Пошел ……. по базару
Посмотреть кой-какого товару.
9. В тридесятом государстве
Жил-был славный царь ……
Смолоду был грозен он.
10 ……… мой золотой
Будет верный сторож твой!
11. Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги –и лает,
И к ……….. не пускает.
12. Тут он в точку уменьшился,
………… оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
I тур.
I. Какое произведение Пушкина так начинается: «У Лукоморья дуб зеленый…?»
Ответы: 1. «О царе Салтане»
2. «О мертвой царевне и семи богатырях»
3. «О рыбаке и рыбке»
4. «Руслан и Людмила»
II. О ком идет речь:
«И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен.
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется»
Ответы: 1. О князе Гвидоне
2. О царе Дадоне
3. О королевиче Елисее
III. Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы-царицы?
Ответы: 1. Царь Салтан
2. Царь Дадон
IV. Из какой сказки следующие строки?
«Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна»
Ответы: 1. «Сказка о царе Салтане»
2. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
II тур
I. От чего умерла мачеха в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»?
Ответы: 1. от злости
2. от болезни
3. от тоски («Тут тоска ее взяла и царевна умерла»)
II. Назовите кличку собаки семи богатырей
Ответы: 1. Соколка
2. Дружок
3. Жучка
III. Чем угощали царевну семь богатырей?
Ответы: 1. пирожком
2. кашей
3. рюмкой вина
IV. Сколько лет рыбачил старик в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
Ответы: 1. 30 лет
2. 3 года
3. 30 лет и 3 года
III тур
I. Сколько времени старуха была царицей?
Ответы: 1. 2 дня
2. 2 недели («Вот неделя, другая проходит..»)
3. 2 месяца
II. О ком эти строки?
«Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости податлив.
Говорит: «Знаю средство,
Как удалить такое бедство».
Ответы: 1. старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»
2. попадья из сказки «О попе и его работнике Балде»
III. За какую плату согласился работать Балда у попа?
Ответы: 1. за 100 рублей
2. за мешок золота
3. за 3 щелчка по лбу
IV. Когда договаривались о питании, Балда сказал попу: « Есть же мне давай вареную полбу». Что такое полба?
Ответы: 1. каша из пшеницы (особый вид пшеницы)
2. вареная картошка
3. особый хлеб
IV тур
I. Любимое время года Пушкина?
Ответы: 1. зима
2. весна
3. лето
4. осень
II. Любимые предметы Пушкина?
Ответы: 1. арифметика
2. грамматика
3. литература
III. Где учился Пушкин?
Ответы: 1. В школе
2. В гимназии
3. В лицее
IV. Загородные именья, где жил и отдыхал Пушкин? (Какое лишнее)
Ответы: 1. Ясная Поляна
2. Михайловское
3. Захарово
4. Тригорское
Дополнительно
I. Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами?
Ответы: 1. 44 раза
2. 3 раза
3. 5 раз
4. 4 раза
II. Сколько лет черти не платили оброка?
Ответы: 1. 1 год
2. 3 года («Лучше б ненадобно дохода,
Да есть у них недоимки за три года»)
3. 10 лет
IV . Подведение итогов игры.
Тип мероприятия: игра-путешествие по
станциям
Цели: повышать интерес учащихся к чтению
сказок А.С.Пушкина, развивать артистические и
творческие способности пятиклассников,
воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: таблички с названиями станций,
маршрутные листы, задания, аудиозаписи отрывков
из произведений М.И.Глинки,
Н.А.Римского-Корсакова, Д.Д.Шостоковича по
сказкам Пушкина, иллюстрации разных художников к
сказкам, сказочные предметы или их изображения,
театральные костюмы и декорации
Рекомендации по проведению:
За 2-3 недели сформировать 2 команды, выбрать
капитанов, придумать название, повторить сказки
А.С.Пушкина, подготовить инсценировки отрывков
из них, костюмы и декорации.
Игра проводится после уроков, каждая станция
находится в отдельном кабинете, № которого
отмечен в маршрутном листе. Команды следуют по
индивидуальному маршруту, переходя из одного
кабинета в другой. В роли «станционных
смотрителей» выступают учителя и
старшеклассники. Они объясняют задания,
оценивают ответы и заполняют маршрутные листы.
Ход мероприятия
1 Вступительное слово учителя, представление
«станционных смотрителей».
2 Приветствие команд
В этом конкурсе команды представляют своё
домашнее задание (название, эмблема, девиз и т.д.)
Данный конкурс оценивается в 5 баллов
максимально.
После этого командам выдаются маршрутные листы
(см. Приложение 1).
1 станция «Разминка» (блиц-турнир)
(Вопросы задаются командам по очереди, 1 балл за
правильный ответ.)
1. Перечислите все желания старухи из «Сказки о
рыбаке и рыбке» (корыто, изба, дворянка, вольная
царица, владычица морская)
2. С чем приходил невод, который забрасывал в
море старик в первый, второй и третий раз? (с
одною тиной, с травою морскою, с золотою рыбкой)
3. В кого превращала Царевна-лебедь Гвидона,
когда тот хотел повидать отца? (комар, муха,
шмель)
4. Какие обещания давали девицы из «Сказки о
царе Салтане», если бы они стали царицами? (пир
на весь мир, наткала полотна, родила богатыря)
5. За какую плату нанялся работник Балда к попу? (3
щелка)
6. Что значит «толоконный лоб»? (глупый)
7. За скольких работал и за скольких ел Балда? (за
семерых, за четверых)
8. Какое средство придумала хитрая попадья,
чтобы избавить попа от расплаты? (собрать с
чертей оброк)
9. На кого охотились богатыри из «Сказки о
мёртвой царевне:»? (на серых уток)
10. Сколько времени прошло после смерти царицы,
когда царь снова женился? (год)
11. К кому обращался за помощью королевич Елисей,
разыскивающий свою невесту? (к солнцу, месяцу,
ветру)
12. Какое приданое приготовил царь для дочери из
«Сказки о мёртвой царевне:»? (7 торговых
городов да 140 теремов)
13. К кому обратился царь Дадон за помощью по
охране своих владений от нападений? (к
мудрецу-звездочёту)
14. Что кричал петушок, сидя на спице? ( —
Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!)
15. Кто вёл счёт золотым орехам Белочки из
«Сказки о царе Салтане»? (дьяк)
16. Как звали пса из «Сказки о мёртвой
царевне:»? (Соколко)
2 Станция «Героическая»
«Узнай героя». Скажите, как звали героя
и из какой он сказки (1 балл за имя героя, 1 балл за
название сказки).
1.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
(Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»)
2.
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3.
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Царица-мачеха, «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях»)
4.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
(Царевна, «Сказка о мёртвой царевне:»)
«Третий лишний». Назовите героя, который
случайно оказался в списке (1 балл за имя героя, 1
балл за название сказки).
1) Бесёнок; Попадья; Водяной (Водяной, «Сказка
о попе и работнике его Балде»)
2) Бабариха; Черномор; Дадон (Дадон, «Сказка о
царе Салтане:»)
3) Шамаханская царица; Гвидон; Мудрец-звездочёт (Гвидон,
«Сказка о золотом петушке»)
3 станция «Теоретическая»
Назовите, из какой сказки взяты зачин (а) и
концовка (б), дайте определение этим терминам (1
балл за название сказки, 1 балл за определение
терминов «зачин» и «концовка»).
1.
А) Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве:Б) Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
(«Сказка о золотом петушке»)
2.
А) Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился:Б) И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
(«Сказка о мёртвой царевне:»)
3.
А) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком:Б) Я там был; мёд, пиво пил —
И усы лишь обмочил.
(«Сказка о царе Салтане:»)
Назовите сказки, из которых взяты
поговорки, дайте определение термина
«поговорка» (1 балл за название сказки, 1 балл за
определение).
1.
Не садися не в свои сани!
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
2.
Ест за четверых, работает за семерых.
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
3.
Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам
урок.
(«Сказка о золотом петушке»)
Назовите изобразительные средства (тропы),
используемые в сказках Пушкина (1 балл за троп, 1
балл за название сказки).
1.
Вынырнул подосланный бесёнок,
Замяукал, как голодный котёнок.
(сравнение, «Сказка о попе и работнике его
Балде»)
2.
Ветер на море гуляет:
(олицетворение или метафора, «Сказка о царе
Салтане:»)
3.
Сине море, широко поле, тугой лук
(постоянный эпитет, «Сказка о царе
Салтане:»)
К какой группе сказок (волшебные, бытовые, о
животных) можно отнести сказки Пушкина? Докажите
своё мнение. (1 балл за верное определение, 2 балла
за доказательства).
(волшебные; превращения, олицетворения,
говорящие животные и т.д.)
4 Станция «Путеводная»
Из каких сказок взяты эти описания местности
или внутреннего убранства (1 балл за название
сказки).
1.
:изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
2.
:кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой:
(«Сказка о мёртвой царевне:»)
3.
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
(«Сказка о царе Салтане:»)
4.
И промеж высоких гор
Видит шёлковый шатёр,
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
(«Сказка о золотом петушке»)
5 Станция «Юный корректор»
Исправьте последнюю строчку, назовите, из
какой сказки эти строки (1 балл за строку, 1 балл за
название сказки).
1.
С первого щелка
Разбилась крынка молока.
(Прыгнул поп до потолка. «Сказка о попе и
работнике его Балде»)
2.
— Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки царя
Проплыла бы все моря.
(Родила богатыря. «Сказка о царе Салтане:»)
3.
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Громко так заголосила.
(Плод румяный опустила. «Сказка о мёртвой
царевне:»)
6 станция «Пир на весь мир»
Назовите, кто кого угощает этими яствами
(блюдами) и в какой сказке (1 балл за имя героя, 1
балл за название сказки).
1.
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
(Богатыри угощали царевну. «Сказка о мёртвой
царевне:»)
2.
Яичко испечёт:кашу заварит.
(Балда угощал семью попа. «Сказка о попе и
работнике его Балде»)
3.
Наливают ей заморские вины,
Заедает она пряником печатным.
(Бояре и дворяне угощали старуху. «Сказка о
рыбаке и рыбке»)
7 станция «Музейная»
Отберите «экспонаты», которые
упоминаются в сказках А.С.Пушкина. (предметы из
разных сказок лежат на одном столе; 1 балл за
название сказки, 1 балл за предмет)
- Корыто, рыбацкая сеть, тульский (печатный)
пряник. («Сказка о рыбаке и рыбке») - «Золотые» орешки, три веретена, стрела. («Сказка
о царе Салтане:») - Зеркальце, яблоко. («Сказка о мёртвой
царевне:») - Мешок, верёвка. («Сказка о попе и работнике его
Балде»)
8 Станция «Галерея»
Назовите иллюстраторов сказок Пушкина (1 балл
за название сказки, 1 балл за имя художника)
Рис. 1 |
Рис. 5 |
Рис |
Рис. 6 |
Рис. 3 |
Рис. 7 |
Рис. 4 |
(В. А. Панин — Рисунок 1; Б. В. Зворыкин — Рисунок 2;
Б. А. Дехтерев — Рисунок 3;
И. Я. Билибин — Рисунок 4; А. М. Куркин — Рисунок 5; М.
А. Врубель — Рисунок 6;
Т. А. Маврина — Рисунок 7 )
9 Станция «Музыкальная»
Прослушайте фрагменты из музыкальных
произведений, назовите композиторов и сказки, по
которым созданы эти произведения. (1 балл за имя
композитора, 1 балл за произведение, 1 балл за
жанр: опера)
(Д.Д.Шостокович опера «Сказка о попе и
работнике его Балде»;
Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе
Салтане»;
Н.А.Римский-Корсаков опера «Золотой петушок»;
М.И.Глинка опера-сказка «Руслан и Людмила»)
10 Станция «Театральная»
Инсценировки отрывков из сказок Пушкина.
Оценивается актёрское мастерство, знание текста,
костюмы, декорации (максимум — 5 баллов).
Заключительное слово учителя
План-конспект урок внеклассного чтения
по сказкам А.С.Пушкина
Преподаватель – учитель русского языка
и литературы Юсипова А.В.
Дата проведения занятия –01.11.2018
Класс – 5 «Б»
«Путешествие по произведениям А.С. Пушкина»
Данная викторина предназначена для учащихся 5-6 классов. Это мероприятие можно провести как итоговое по сказкам А.С.Пушкина или приурочить ко дню рождения поэта.
Цель: Углублять знания о творчестве А.С. Пушкина. Закрепить и уточнить знания детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина.
Задачи:
-
Развивать коммуникативные способности, познавательного интереса, творческого мышления.
-
Обобщать и расширять знания детей о произведениях А.С. Пушкина
-
Развивать образное мышление, память, речь, вызывать положительные эмоции и познавательный интерес к изучению произведений великого русского поэта
-
Формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности.
-
Воспитать бережное и уважительное отношение к книге, любовь к чтению.
Оборудование: мультимедиа – проектор, презентация «Игра-викторина по произведениям А.С. Пушкина»
Материалы: карточки с заданиями
Предварительная работа: знакомство с писателем – краткая биография, рассматривание портрета. Оформление книжной выставки «Книги Пушкина». Знакомство со сказками– чтение сказок, рассказывание, слушание в записи, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, драматизации, рассматривание иллюстраций и книг. Изготовление эмблем, деление на команды, придумывание названий команд, выбор капитанов (совместно с детьми). Подготовить грамоты и призы.
Ход мероприятия:
-
Организационный момент
Много сказок сочинил он,
В Лукоморье путь открыл он
В ту страну, где с чудесами,
Повстречаемся мы с вами.
-
Вступительное слово учителя
Дорогие дети, уважаемые гости! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам книг А.С. Пушкина. У каждого из нас есть своё любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат.
А сегодня нам предстоит преодолеть немалые трудности и препятствия, которые встречались на пути сказочных героев.
-
Конкурсы и задания
1. Угадай героя.
Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с его героями, смогли бы вы их узнать?
Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать.
Живёт он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых
(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла
(Мачеха, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает
(Царевна Лебедь, «Сказка о царе Салтане»)
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
(Золотой петушок, «Сказка о золотом петушке»)
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки
(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Откуда начало?..
У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её началу?
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить
(«Сказка о золотом петушке»)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир»
(«Сказка о царе Салтане»)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
3. Какие слова говорил…
«СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ…», — с такими словами обращалась царица к волшебному зеркалу. И оно говорило ей правду о её внешности.
..мачеха зеркальцу?
«Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
…королевич Елисей ветру?
«Ветер, ветер! Ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного»
…Золотой петушок?
«Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!»
…автор про кораблик?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
…старик рыбке?
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою…»
…автор про белочку?
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
4. Игровое поле (приложение 1)
Посмотрите на игровое поле, состоящее из клеток с заданиями. Выбираем задание.
Ответ: корыто, невод, вода, дворянка, рыбка, царица, владычица. «Сказка о рыбаке и рыбке»
5. Вопросы ученого кота
-
Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян)
-
За какую плату нанял поп работника Балду? (В год за три щелчка попу по лбу)
-
Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде»)
-
Назови кличку собаки семи богатырей (Соколко)
-
Какой царицей была роковая девица из пушкинского «Золотого петушка»? (Шамаханской)
-
Сколько лет жил старик со своею старухой у самого синего моря? (33 года)
-
Как звали жениха мёртвой царевны? (Королевич Елисей)
-
Чем поймал старик золотую рыбку? (Неводом)
-
Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
-
Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь? (Месяц)
-
Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)
-
Чем отравилась молодая царевна? (Яблоком)
-
Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка? (на спицу)
-
Где пушкинский поп повстречал своего будущего работника Балду? (На базаре)
-
В кого превращался князь Гвидон (в комара, муху, шмеля)
-
У кого спрашивал королевич Елисей про царевну (месяц, солнце, ветер).
-
Что просила старуха у золотой рыбки? (корыто, избу, стать: столбовой дворянкой, царицей, владычицей морскою)
-
Как хотели соревноваться Балда и бесенок (бегали наперегонки; бросали палку, кто дальше; пронести лошадь)
-
Какое приданое получила злая Мачеха-царица? (зеркальце)
-
Сказочные герои «У Лукоморья…» (Кот ученый, леший, 30 витязей, дядька морской (Черномор), колдун, богатырь, царевна, волк, Баба Яга, Кощей)
6. «Крокодил» — объясни слово, не используя однокоренные слова
— лукоморье (морской залив)
— супостат (враг)
— явства (еда, пища)
-сенная девушка (служанка)
-толоконный лоб (глупый человек)
— душегрейка (теплая кофта без рукавов)
— перст (палец)
— оброк (деньги, по Пушкину)
7. Конкурс капитанов
Я буду называть героев сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказки Пушкина, то хлопайте в ладоши. Если нет — топните ногой.
8. Конкурс капитанов
Вспомните имена героев сказок А.С. Пушкина и заполните кроссворд, используя выделенные буквы.
Ответы: Гвидон, Черномор, Бабариха, Дадон, Елисей, Балда, Салтан.
-
Инсценирование отрывков из сказок А.С. Пушкина
Заранее были приготовлены инсценировки отрывков из сказок Пушкина. Есть возможность проявить свои артистические способности.
-
Подведение итогов мероприятия
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.
Подведение итогов, награждение победителей.
Обновлено: 10.01.2023
Для написания сочинений по сказкам Александра Сергеевича Пушкина можно использовать следующие планы.
1. По любимой сказке:
- А.С. Пушкин и его сказки — вступительное слово
- Какая сказка нравится больше всего
- Герои и основные события в этой сказке
- Чему учит эта сказка
- Почему она нравится больше всех остальных
- Какой вывод можно сделать из нее
2. По любимому персонажу:
- Сказки А.С. Пушкина — вступительное слово
- Какой персонаж и из какой сказки нравится больше всего
- Описание истории этого персонажа
- Почему этот персонаж нравится мне, какие его качества вызывают интерес
- Вывод: чему можно поучиться у этого персонажа
3. По всем сказкам:
- Пушкин и его сказки — вступительное слово
- Чем нравятся сказки, что в них особенного
- Роль ярких образов положительных и отрицательных героев (добро и зло)
- Волшебство и чудеса в сказках (на стороне добра)
- Как сказки обогащают нашу речь (использование эпитетов, метафор, устаревших слов)
- Чему учат сказки (добро, справедливость)
- Вывод о важности сказок
Как можно разделить любую сказку Пушкина | Звукопись в сказках Пушкина | План сочинения: моя любимая сказка Пушкина |
Как можно разделить любую сказку Пушкина |
План сочинения по сказкам Пушкина |
Звукопись в сказках Пушкина |
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям.
1.Организационный момент.
3. Слово учителя:
“Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, — говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Мы ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” — и обозначает всего-навсего излучину морского берега (“лука” — изгиб берега). А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы.
— Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают свои предположения)
Учитель: Да, Лукоморье – это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими.
5. Слово учителя.
А ещё мы совершим путешествие в мир поэта А. С. Пушкина, увидим, каким предстаёт он на страницах своих волшебных сказок.
Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми.
— А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта?
(Примерные ответы учеников: восхитительные, прелестные, чудесные, светлые, красивые, умные, добрые…)
Учитель: Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра.(слайд №3)
6. Выступление ученика: устное сочинение “Моя первая встреча со сказками Пушкина”.
7. Слово учителя: (слайд №4)
— Кто такая была Арина Родионовна? (слайд №5)
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
9. Слово учителя.
11. Слово учителя. (слайд №7)
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И пеня русская, старинная
Его, младенца, пеленала…
13. Подведение итогов. Выставление оценок.
Слово учителя.
Молодцы! Многих героев сказок узнали.
— Понравился ли вам наш урок?
— Интересны пушкинские сказки?
-75%
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дата: Класс: 5
Тема урока: Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина.
Единица содержания: способ написания сочинения-рассуждения
Цель: научиться писать литературное сочинение-рассуждение по плану (познавательные УУД).
Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Метод: репродуктивный, продуктивный. Форма работы: индивидуальная, фронтальная
Содержание урока
Деятельность обучающихся
Формулирование темы и целей урока.
Формулируют цель урока.
Информация о домашнем задании — 5 мин.
Задача: фиксация содержания домашнего задания
Методы: репродуктивный Форма работы: фронтальная
а) выбрать тему сочинения по творчеству А.С. Пушкина из предложенного списка (Приложение 1).
б) написать сочинение объемом не менее 100 слов в тетради по литературе.
2. Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы.
Применение знаний — 35 мин.
Задача: обеспечение умения самостоятельно в комплексе применить знания в стандартной и новой ситуациях.
Методы: репродуктивный, продуктивный. Форма работы: индивидуальная, групповая
Содержание урока
Деятельность обучающихся
Фронтальная работа по составлению плана сочинения-рассуждения по литературной теме. (Приложение 2).
Групповая работа по составлению плана сочинения по одной из предложенных тем сочинения (Приложение 3) .
Взаимооценка работы групп по критериям.
Записывают план сочинения, обсуждают с учителем пункты плана, предлагают свои варианты пунктов плана будущего сочинения.
Работают в группах , осуществляют взаимооценку работы групп по критериям.
Итог на рефлексивной основе — 2 мин.
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся
Метод: репродуктивный, продуктивный. Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Содержание урока
Деятельность обучающихся
Организует итоговое оценивание по количеству набранных за урок баллов.
1. Выставляют отметку по количеству набранных за урок баллов.
Приложение 1.
Приложение 2.
А.С. Пушкин использовал в своей сказке рассказы няни, Арины Родионовны Яковлевой, и предания, которые рассказывали ему знакомые и друзья.
2) Главная часть.
Богатыри в сказке А.С. Пушкина — честные и добрые люди, которым не свойственны зависть, ревность, злоба.
б) они очень добрые люди, потому что они пожалели и приняли душевно царевну, а еще они готовы к переменам, которые начались в их доме с ее приходом;
в) они все полюбили царевну, но не обиделись, когда она отказала им, а попросили прощения за свой вопрос; а еще им не знакома ревность, хотя они могли приревновать царевну друг к другу.
3) Заключение.
Автор создает образы настоящих сильных, добрых, справедливы и честных защитников земли русской.
Приложение 3.
Группа 1. Задание
Выберите тему сочинения из списка:
Напишите план сочинения по выбранной теме.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
2) Главная часть
а) Тезис ______________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
б) Аргументы (доказательства):
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
3) Заключение (вывод).
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 605 978 материалов в базе
Материал подходит для УМК
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 27.11.2020 4114
- DOCX 61.5 кбайт
- 347 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Сагалаева Александра Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии
Время чтения: 3 минуты
Время чтения: 2 минуты
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Уроки развития речи по литературе — это уроки творчества, способствующие раскрытию детского таланта, вызывающие всегда интерес к составлению собственного высказывания, это первые шаги в написании сочинения на заданную тему.
Оценить 3744 0
Тема. Развитие речи. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Обучение написанию домашнего сочинения.
— создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
— воспитать духовно развитую личность; формировать гуманистическое мировоззрение, любовь и уважение к литературе;
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения; определять народную основу сказки и мастерство автора в использовании просторечных выражений.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока: презентация к уроку; компьютер, телевизор; раздаточный материал (карточки № 1, 2); портрет А.С.Пушкина.
Тип урока: комбинированный.
Теория литературы: рифма, способы рифмовки.
Основное содержание работы.
Организационный момент. Опрос по домашнему заданию.
— Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина?
— Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?
— Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях?
— Почему королевичу Елисею помогают силы природы?
II . Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.
Учитель показывает картинки с изображением зеркала, яблока, собаки; цепи; солнца, месяца, а учащиеся зачитывают по тексту сказки (или наизусть) отрывки, содержащие данные предметы.
Постановка цели и задач урока.
IV . Работа над темой урока.
Беседа о поэтике пушкинской сказки.
Какие элементы фольклора вы заметили в сказке? (В путь-дорогу, ждёт-пождёт, спрос не грех…).
Образы каких героевпришли из народного творчества? (Ветер, Солнце, Месяц).
Что нового в этих образах вы заметили? Как описывается сила Ветра? красота Месяца?
Какие постоянные эпитеты вы заметили в сказке?
Беседа.
Какой сказке посвящена репродукция картины?
Что общего между этой сказкой и сказкой А.С.Пушкина?
Какой эпизод изображён на картине? (Царевна укололась веретеном).
В чём проявляются черты русского фольклора в картине? (Одежда – сарафаны, косоворотки, кафтан; музыкальные инструменты – гусли; животные – медведь, лисичка).
Какое настроение создаёт картина?
Теория литературы.
— Ритм – повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения, потому что чередуются ударные и безударные слоги.
— Как рифмуются строчки в этой сказке: через одну или парами?
Работа с карточками.
Задания.
Ответьте на вопрос: что перед вами – стихи или проза? Почему?
Найдите в тексте, если есть, рифму.
Как рифмуются строчки: через одну или парами?
Если нет рифмы, что есть в стихах данного автора? Как вы это узнали?
Если это стихотворение, восстановите стихотворные строчки, опираясь на рифмы. Спишите текст стихотворными строчками.
Карточка № 1.
Карточка № 2.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Обучение написанию сочинения.
Беседа.
— Какие слова, понятия вам неясны?
— С какими литературоведческими терминами по сказкам вы уже знакомы? (Сказка, волшебная сказка, сюжет). Что они значат?
2. Устное сочинение с опорой на образец.
Образец сочинения.
В волшебной сказке обязательно есть волшебные предметы. Так, в сказке А.С.Пушкин упоминает __________ и __________ . Часто в волшебных сказках используют магические числа. Так, в сказке А.С.Пушкина мы видим _________ богатырей, городов в приданом, _________ раз обращается царица к зеркальцу. Сам же сюжет построен на типичных для волшебных сказок отношениях ________ и _______ .
— Легко ли написать сочинение?
— Прозой или стихами мы будем писать?
— Чем стихи отличаются от прозы?
Домашнее задание.
Литературная сказка – автор, письменная форма, нет вариативности.
Разработка урока развития речи по литературе в 5 классе.
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы для учеников 5 класса.
Автор Коляденко Валентина Станиславовна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 4 имени А.С.Пушкина ст.Каневской Краснодарского края .
Тема: Творческая работа .Составление волшебной сказки.
Цель урока : совершенствовать речевые умения, восприятие и понимание отличий
волшебной сказки, помочь овладеть навыком создания творческих работ,
учить сочинять свою сказку, побуждать к успешному выполнению
поисковых и проблемных заданий .
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!
лес (дремучий) стрелы (острые)
море (синее) стрелы (калёные)
солнце (красное) сокол (ясный)
дуб ( могучий) ворон (чёрный)
Почему же при назывании этих существительных эпитеты к ним возникают как бы сами собой?
- Назовите особенности сказки? Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?
- Какими частями начинается и заканчивается сказка? ( Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба Яга и другие) Что же такое сказка?
IY. Беседа о композиции сказки.
Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский учёный В.Я. Пропп. Он нашёл более 30 элементов, которые составили определённую схему.
СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.
- Предписание или запрет.
- Нарушение.
- Вредительство или недостача.
- Отъезд героя.
- Задача.
- Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).
- Появление противника.
- Борьба.
- Победа.
- Возвращение героя.
- Ложный герой.
- Трудные испытания.
- Узнавание героев.
- Узнавание ложного героя. Наказание его.
- Счастливый конец.
Не все элементы могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очерёдности. Всё это и есть основа сказки.
Y. Составление сказки. Коллективная работа.
Присказка . Сказка будет ох как увлекательна, слушайте-ка её внимательно, всё
Читайте также:
- План конспект разведка целей наблюдением
- Приготовление рубленых полуфабрикатов конспект
- Конспект занятия новикова иванцова
- Конспект урока 9 класс биболетова
- Прямоугольник конспект 1 класс