Пушкин и гоголь о назначении искусства сочинение

Обновлено: 10.01.2023

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Два гения русской литературы. Два великих современника.

Н.В. Гоголь был лично знаком с великим русским поэтом, очень высоко ценил его творчество. В творческой судьбе самого писателя Пушкин сыграл очень важную роль.

В 1829 году, когда Гоголь приехал в Петербург, он в первые же дни отправился к любимому и почитаемому им поэту, одна­ко Пушкин принять его не смог, а прийти второй раз к нему Го­голь не решился.

Познакомился Гоголь с Пушкиным спустя два года, в 1831 году, на вечере у Петра Александровича Плетнева, из­вестного литератора, преподавателя словесности в Петербург­ских женских институтах, впоследствии ставшего ректором Пе­тербургского университета.

А.С. Пушкин очень интересовался судьбой пьесы, сюжет ко­торой он подарил Гоголю. Он присутствовал на чтении комедии писателем. Был на премьере пьесы в Александринском театре в Петербурге. Он уговорил Гоголя прочесть пьесу артистам Мос­ковского Малого театра.

Гоголь отмечает значение Пушкина в русской литературе, определяет достоинства его поэзии:

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единст­венное явление русского духа: это русский человек в его разви­тии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем рус­ская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптиче­ского стекла.

. Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин; ничья слава не распространялась так быстро.

Доклады по литературе

Василий Андреевич Жуковский — широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как.

Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни — в Москве. Он очень.

В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано.

В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве — в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло.

Сальникова Марина Викторовна

Исследование роли А.С. Пушкина в творческой судьбе Н.В. Гоголя.

Вложение Размер
tomilina_d._homyakova_i._issl._rab.docx 92.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Исследовательская работа по литературе

Выполнили: Томилина Д,

учащиеся 8 класса

Сальникова Марина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

  1. Вступление…………………………………………………………. ….3
  2. Основная часть. Роль Пушкина в творческой судьбе Гоголя…. 4
  1. Знакомство Н.В. Гоголя с творчеством А.С. Пушкина в
  1. Н.В. Гоголь о вкладе А.С. Пушкина в русскую культуру и

Заключение. А.С. Пушкин по достоинству оценил талант

Н.В. Гоголя и помогал ему найти свою дорогу в русской

Цель исследовательской работы:

— исследовать роль А.С. Пушкина в творческой судьбе Н.В. Гоголя.

Задачи исследовательской работы:

— выяснить историю знакомства Н.В. Гоголя с творчеством А.С. Пушкина в Нежинской гимназии;

— рассмотреть этапы личной дружбы Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина;

— проанализировать отношение А.С. Пушкина к творчеству Н.В. Гоголя;

— рассмотреть мнение Н.В. Гоголя о вкладе А.С. Пушкина в русскую культуру и литературу.

II. Основная часть. Роль Пушкина в творческой судьбе Гоголя.

II.1. Знакомство Н.В. Гоголя с творчеством А.С. Пушкина в Нежинской гимназии.

1 мая 1821 г. Гоголя определили в открывшуюся в г. Нежине Гимназию высших наук, одну из лучших в украинской провинции. Гимназия несколько напоминала Царскосельский лицей.

Огромное воздействие на гимназистов оказывали прогрессивные преподаватели: инспектор Гимназии профессор политических наук Н. Г. Белоусов (на занятиях внушал гимназистам мысли о свободе, равенстве и неприкосновенности человеческой личности), директор Гимназии профессор математики К. В. Шапалинский (впоследствии обвиненный в создании тайного общества), профессор словесности и французского языка И. Я. Ландражин, профессор немецкой словесности Ф. И. Зингер. Преподаватели давали своим воспитанникам читать сочинения французских просветителей, а также запрещенные произведения К. Ф. Рылеева, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.

II. 2. Дружба Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина.

В 1829 году, когда Гоголь приехал в Петербург, он в первые же дни отправился к любимому и почитаемому им поэту, однако Пушкин принять его не смог, а прийти второй раз к нему Гоголь не решился.

Познакомился Гоголь с Пушкиным спустя два года, в 1831 году, на вечере у Петра Александровича Плетнева, известного литератора, преподавателя словесности в Петербургских женских институтах, впоследствии ставшего ректором Петербургского университета.

Мечты Гоголя сбылись — он обрел дружбу с первым поэтом России! Гоголь происходил из хуторских, захудалых дворян, не имел ни хороших манер, ни блестящего образования, ни вида и звания. Пушкин почувствовал в Гоголе такой талант, который все искупал. Пушкин был очень привередлив на знакомства, а похвалиться дружбой с ним могли во всей России два-три человека. Пушкин уважительно и задушевно обращался с Гоголем. Великий поэт в зените своей славы навещал малоизвестного молодого сочинителя. Пушкин требовал новых рассказов, рылся в бумагах Гоголя, выуживал и читал их.

II. 3. Отношение А.С. Пушкина к творчеству Н.В. Гоголя.

А.С. Пушкин также подарил Гоголю замысел еще одного произведения –

II. 5. Н.В. Гоголь о вкладе А.С. Пушкина в русскую культуру и литературу.

А.С. Пушкин по достоинству оценил талант Н.В. Гоголя и помогал ему найти свою дорогу в русской литературе.

Отношения Гоголя и Пушкина — пример бескорыстной творческой дружбы двух великих писателей, когда старший, уже известный писатель, по достоинству оценивает талант младшего, искренне старается помочь ему найти свою дорогу в литературе, а младший, преклоняясь перед гением старшего, глубоко понимает и оценивает его творчество.

Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, “состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа”. Статья Гоголя “Несколько слов о Пушкине” лучше всяких рассуждений показывает, в чем состояло влияние на него Пушкина” 2. Мы еще вернемся к названной статье Гоголя, но в данном случае отметим, что проблема народности связана с развитием реалистических принципов художественного видения мира. Идея народности, как известно, выдвинулась на первый план в 20-е гг. прошлого века, и зарождение

В статье “О народности в литературе” Пушкин сформулировал свое понимание народности, которое во многом сводилось к идее национального искусства,, что отвечало требованиям романтической эстетики, так как именно в романтизме категория на” ционального в искусстве получает глубокое развитие. Дальнейшее развитие этой идеи связано с именем Гоголя, в значительной степени опиравшегося на опыт Пушкина при изложении своего понимания народности.

Решительное утверждение Гоголя в том, что истинная народность “состоит не в описании

сарафана, но в духе народа”, выдвигает важнейшее требование реалистической эстетики – изображая действительность, писатель должен разделять точку зрения народа, а это, в свою очередь, невозможно без глубокого познания жизни народа, прошлого и настоящего, его художественного наследия в целом. Достаточно вспомнить отношение Гоголя к народному творчеству, в ча-стности к народным песням. Их значение для становления писателя он ярко раскрыл в статье “О малороссийских песнях”.

Поиски народной точки зрения приводят Гоголя к существенной перестройке эстетических принципов, которые формируются на новой, реалистической основе, сохраняя связь с романтической эстетикой и другими, более ранними явлениями в истории искусства. Особенно наглядно это проявилось, к примеру, в перестройке повествовательных структур, тяготеющих к исторически объективному взгляду на мир. Поиски в этом направлении заметны уже в сборнике Гоголя “Миргород”, в котором он стремится представить несколько рассказчиков, достигая тем самым объективности, полноты изображения действительности. Это качество повестей “Миргорода” отметил Г. А. Гуков-ский, анализируя “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”: “Повесть о ссоре написана в остро подчеркнутой сказовой манере.

С первых же строк ее и далее через весь ее текст проходит стилистически доведенное до гротеска “я” рассказчика… Рассказчик – ив своих риторических восторгах, и в своих затрапезных а райе, и шуточках – очевидно комичен; он сам является не только носителем рассказа, но и объектом изображения или, более того, сатиры, и сатиры весьма серьезной. Он нимало не противостоит своим героям, как и всей среде, их окружающей, пошлейшей, презренной среде, доводящей человека до постыдной “земности”.

Он сам – плоть от плоти этой среды. Он – один из всей этой компании миргородских пошляков, один из Иванов Ивановичей, Никифоровичей и еще Ивановичей, изображенных в повести. Он – так сказать, субъект изложения – полностью слит с объектом его.

Значит, рассказчик, очень конкретизованный стилистически, предстает перед читателем как бы в виде духовной сущности того круга явлений действительности, который изображается, в виде голоса той коллективной пошлости, которая описана в повести”‘. В эпилоге повести появляется еще один рассказчик – он “двенадцать лет не видел Миргорода”, а история, изложенная в повести, реальна, продолжающаяся и в настоящем. Здесь возникает образ автора, который не имеет автобиографического сходства писателя с рассказчиком, т. е. появляется точка зрения человека-гражданина, выносящего с позиций народа горький приговор пошлому миру Миргорода: “Скучно на этом свете, господа!” И поэтому Г. П. Макогоненко видит в этом приеме прообраз поведения автора в поэме “Мертвые души”, где он будет “постоянно выходить из мира Чичикова и мертвых душ, чтобы вступать в доверительный разговор с читателем и судить окружающую действительность с позиции освоенной пушкинской народности”‘.

Статья Гоголя “Несколько слов о Пушкине”, следовательно, является одновременно осмыслением художественного опыта Пушкина (в первую очередь “Евгения Онегина”, “Бориса Годунова”, “Полтавы”) и эстетической программой самого Гоголя, идеи которой отразились уже в “Миргороде”. Статья стала важной вехой в развитии русской эстетической мысли в ее движении к реализму.

Одно из главных открытий Пушкина, по мнению Гоголя,- это открытие “поэзии действительности”, утверждение необходимости изображать “обыкновенное”: обыкновенную жизнь, обыкновенного человека. Задача художника-изображать “предмет обыкновенный”, что требует высокого таланта, потому что “чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина”. Позже в “Авторской исповеди” Гоголь скажет, что предметом его художественного исследования была “современность и жизнь ее в настоящем быту”.

О необходимости для художника “предаваться глубже исследованию жизни и нравов” он говорил уже в статье о Пушкине.

Какой подобрать эпиграф к сочинению «Пушкин и Гоголь о назначении искусства».

«. Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать»

Помогите подобрать эпиграф к сочинению о родине?

Помогите подобрать эпиграф к сочинению о родине.

Желательно чтобы было о Казахстане.

Сочинение миниатюра как я понимаю эпиграф «Краткость — сестра таланта?

Сочинение миниатюра как я понимаю эпиграф «Краткость — сестра таланта.

Искусство писать — это искусство сокращать.

Помогите, подобрать эпиграф к «Гамлету» пожалуйста?

Помогите, подобрать эпиграф к «Гамлету» пожалуйста.

Мини сочинение на тему Тема искусства в повести гоголя портрет?

Мини сочинение на тему Тема искусства в повести гоголя портрет.

Подберите эпиграфы из рассказа «Шинель» гоголя?

Подберите эпиграфы из рассказа «Шинель» гоголя.

Сочинение на тему петербург гоголя и пушкина?

Сочинение на тему петербург гоголя и пушкина.

Что такое эпиграф?

Что такое эпиграф?

В чём смысл эпиграфа к повести А.

С. Пушкина «Метель„.

Эпиграф и если можно план к сочинению » Лирика Пушкина «?

Эпиграф и если можно план к сочинению » Лирика Пушкина «.

Эпиграфы к творчеству Пушкина?

Эпиграфы к творчеству Пушкина.

Сочинение по творчеству Гоголя, Лермонтова, Пушкина?

Сочинение по творчеству Гоголя, Лермонтова, Пушкина.

Ответ : Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820— 1892) отличалось оригинальностью и смелым полетом фантазии. Будучи от природы довольно мрачным человеком, рациональным в делах, консервативным в убеждениях, Фет предстает перед нами как поэт, восп..

Мне кажется, что эпитеты здесь нужны, чтобы лучше описать происходящее, чтобы читатель проникся этим и ему было приятней читать. Благодаря эпитетам нам легче понять произведение.

Ульянова Мария Александровна.

Г. Х. Андерсен. «Снежная королева». Глава III. «Цветник женщины, умевшей колдовать». I. Вера Герды. II. Путешествие в лодке по реке. III. Встреча со старушкой. IV. В домике у колдуньи. V. Чудесный сад. VI. Сказки цветов. 1. Уверенность роз..

Никитич, через е не пишится.

Зростання ліліпута становить 40 — 90 сантиметрів, а вага його коливається від п’яти до п’ятнадцяти кілограмів. А людина має ріст 160 — 180 см.

Для того чтобы найти друзей.

Он отправился в путешествие по планетам для того, чтобы найти себе друга.

Шило рыло, свечка печка, утка шутка, коржик моржик, палка галка, книжка шишка, речка овечка.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также:

      

  • Сочинение чудная изба 8 класс
  •   

  • Менле халах вал чавашсем камсем весем сочинение таната 11 класс
  •   

  • Сочинение по егэ по тексту чехова
  •   

  • Шел нудный осенний дождь ветер стучал листьями в окно сочинение
  •   

  • Социальный контроль в семье сочинение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа поселка Уральский»

Свердловской области

Исследовательская работа по литературе

Тема: «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин. Роль Пушкина в творческой судьбе Гоголя»

Выполнили: Томилина Д,

Хомякова И.,

учащиеся 8 класса

                                   Научный руководитель:

Сальникова  Марина Викторовна,

учитель русского языка и  литературы

высшей категории

Поселок Уральский

2017

Содержание.                                                                C.

  1. Вступление……………………………………………………………….3
  2. Основная часть. Роль Пушкина в творческой судьбе Гоголя………4 
  1. Знакомство Н.В. Гоголя с творчеством А.С. Пушкина в

Нежинской гимназии………………………………………………4

  1. Дружба Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина…………………………….4
  2. Отношение А.С. Пушкина к творчеству Н.В. Гоголя……………4
  3.  Роль Пушкина в создании Гоголем комедии «Ревизор» и

поэмы «Мертвые души»…………………………………………..5

  1. Н.В. Гоголь о вкладе А.С. Пушкина в русскую культуру и

литературу…………………………………………………………6

 Заключение. А.С. Пушкин по достоинству оценил талант

Н.В. Гоголя и помогал ему найти свою дорогу в русской

литературе………………………………………………………………….7

Источники и литература……………………………………………….7

Приложение………………………………… …………………………8

Вступление.

Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь. Два гения в русской литературе. Два великих современника. Николай Васильевич Гоголь был лично знаком с великим русским поэтом, очень высоко ценил его творчество. В творческой судьбе Гоголя Пушкин сыграл очень важную роль. Александр Сергеевич Пушкин был первым, кто печатно приветствовал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Он привлек Гоголя к активному сотрудничеству в своем журнале «Современник». Пушкиным подсказаны сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».  

Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что в 8 классе изучается творчество и Александра Сергеевича Пушкина, и Николая Васильевича Гоголя. Оба писателя принадлежат к типу людей, желающих рассказать правду о времени, в котором они живут. Исследование роли Пушкина в творческой судьбе Гоголя помогает понять нам, современным читателям, внутренний мир двух великих людей, причины их содружества, творческих связей, роль взаимоотношений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя в создании Гоголем гениальных произведений «Ревизор» и «Мертвые души».

Цель исследовательской работы:

— исследовать роль А.С. Пушкина в творческой судьбе Н.В. Гоголя.

Задачи исследовательской работы:

— выяснить историю знакомства Н.В. Гоголя с творчеством А.С. Пушкина в Нежинской гимназии;

— рассмотреть этапы личной дружбы Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина;

— проанализировать отношение А.С. Пушкина к творчеству Н.В. Гоголя;

— исследовать роль Пушкина в создании Гоголем комедии «Ревизор» и

поэмы «Мертвые души»;

 рассмотреть мнение Н.В. Гоголя о вкладе А.С. Пушкина в русскую культуру и литературу.

II. Основная часть. Роль Пушкина в творческой судьбе Гоголя.

II.1. Знакомство Н.В. Гоголя с творчеством А.С. Пушкина в Нежинской гимназии.

1 мая 1821 г. Гоголя определили в открывшуюся в г. Нежине Гимназию высших наук, одну из лучших в украинской провинции. Гимназия несколько напоминала Царскосельский лицей.

Огромное воздействие на гимназистов оказывали прогрессивные преподаватели: инспектор Гимназии профессор политических наук Н. Г. Белоусов (на занятиях внушал гимназистам мысли о свободе, равенстве и неприкосновенности человеческой личности), директор Гимназии профессор математики К. В. Шапалинский (впоследствии обвиненный в создании тайного общества), профессор словесности и французского языка И. Я. Ландражин, профессор немецкой словесности Ф. И. Зингер. Преподаватели давали своим воспитанникам читать сочинения французских просветителей, а также запрещенные произведения К. Ф. Рылеева, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.

Н.В. Гоголь узнал Пушкина, вернее его творчество, еще мальчиком. Учась в Нежинской гимназии, он зачитывался стихами и поэмами А.С. Пушкина, организовывал среди студентов складчину и выписывал выходивший отдельными главами знаменитый роман «Евгений Онегин».

II. 2. Дружба Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина.

В 1829 году, когда Гоголь приехал в Петербург, он в первые же дни отправился к любимому и почитаемому им поэту, однако Пушкин принять его не смог, а прийти второй раз к нему Гоголь не решился.

Познакомился Гоголь с Пушкиным спустя два года, в 1831 году, на вечере у Петра Александровича Плетнева, известного литератора, преподавателя словесности в Петербургских женских институтах, впоследствии ставшего ректором Петербургского университета.

Мечты Гоголя сбылись — он обрел дружбу с первым поэтом России! Гоголь происходил из хуторских, захудалых дворян, не имел ни хороших манер, ни блестящего образования, ни вида и звания. Пушкин почувствовал в Гоголе такой талант, который все искупал. Пушкин был очень привередлив на знакомства, а похвалиться дружбой с ним могли во всей России два-три человека. Пушкин уважительно и задушевно обращался с Гоголем. Великий поэт в зените своей славы навещал малоизвестного молодого сочинителя. Пушкин требовал новых рассказов, рылся в бумагах Гоголя, выуживал и читал их.

II. 3. Отношение А.С. Пушкина к творчеству Н.В. Гоголя.

«Пушкин сразу оценил одаренность Гоголя, его удивительный мягкий юмор, наблюдательность, совершенно очевидные артистические способности и мастерство рассказчика. С первых же дней знакомства Пушкин стал пристально следить за развитием писательского таланта Гоголя, всячески ободряя и поощряя его», — пишет в своих воспоминаниях Г.П. Данилевский, известный во второй половине XIX века автор исторических романов «Сожженная Москва», «Черный год» и других.

После выхода в свет сразу полюбившейся многим и загадочной книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», подписанной странным именем Пасичника Рудого Панька, А.С. Пушкин написал на нее прекрасную рецензию. Он высоко оценил мастерство автора повестей, их художественное своеобразие, веселость, жизнерадостность, поэтичность, которыми были проникнуты эти повести неизвестного никому автора.

Как рассказывал слуга Гоголя — Яким, Пушкин часто запросто приходил к его хозяину; не застав его дома, как вспоминает Г.П.Данилевский, «…с досадою рылся в его бумагах, желая знать, что он написал нового. Он… все твердил ему: «Пишите, пишите!», а от его повестей хохотал и уходил от Гоголя всегда веселый и в духе».

II. 4. Роль А.С. Пушкина в создании Н.В. Гоголем комедии «Ревизор» и

поэмы «Мертвые души».

А.С. Пушкин сыграл замечательную роль в создании Гоголем его знаменитой пьесы «Ревизор». Н.В. Гоголь еще с детства увлекался театром (в детские годы его отец, Василий Афанасьевич, писал пьесы, в основном комедии, которые ставились в дворовом театре их родственника, мецената Трощинского, который жил недалеко от их поместья Васильевка. Н.В. Гоголь мечтал сам написать комедию и просил А.С. Пушкина, чтобы тот подсказал ему сюжет. И Пушкин подсказал — он подарил ему сюжет будущей известной комедии «Ревизор», который хранил у себя. «Впрочем, — говорил поэт, — я не написал бы лучше. В Гоголе бездна юмору и наблюдательности, которых в иных нет», — пишет В.И. Шпрок в своих «Материалах для биографии Гоголя». А.С. Пушкин очень интересовался судьбой пьесы, сюжет которой он подарил Гоголю. Он присутствовал на чтении комедии писателем. Был на премьере пьесы в Александринском театре в Петербурге. Он уговорил Гоголя прочесть пьесу артистам Московского Малого театра.

А.С. Пушкин также подарил Гоголю замысел еще одного произведения –

знаменитой поэмы «Мертвые души».

   В своей «Авторской исповеди» Н.В. Гоголь пишет о том, как долго уговаривал его Пушкин взяться за большое сочинение и в итоге отдал свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и который, по его словам, не отдал бы никому другому. Это был сюжет «Мертвых душ». Гоголь успел до трагической гибели Пушкина прочитать ему первые главы поэмы.

II. 5. Н.В. Гоголь о вкладе А.С. Пушкина в русскую культуру и литературу.

Н.В. Гоголь с огромным уважением относился к творчеству А.С. Пушкина, высоко оценивал его вклад в русскую литературу. Вот что пишет Н.В. Гоголь литератору и педагогу Н.Я. Прокоповичу в Париж в январе 1837 года (незадолго до гибели Пушкина на дуэли): «Где выберется у нас полугодие, в течение которого явились бы рядом две такие вещи, каковы «Полководец» и «Капитанская дочка». Видана ли была где-нибудь такая прелесть! Я рад, что «Капитанская дочка» произвела всеобщий эффект».

Н.В. Гоголь очень тяжело переживал гибель А.С. Пушкина. Он написал статью «Несколько слов о Пушкине», посвященную творчеству великого русского поэта, в которой по достоинству, очень проницательно и тонко оценил вклад Пушкина в русскую культуру и литературу. Гоголь первым увидел в нем национального поэта. «При имени Пушкина, — писал он в статье, — тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка…».

В данной статье Гоголь отмечает значение Пушкина в русской литературе, определяет достоинства его поэзии: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла…».

   И в статье, написанной в 1846 году, — «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность», Гоголь- критик еще раз останавливается на замечательных качествах по­эзии Пушкина: «Никто из наших поэтов не был еще так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого».

Заключение.

А.С. Пушкин по достоинству оценил талант Н.В. Гоголя и помогал ему найти свою дорогу в русской литературе.

Николай Васильевич Гоголь познакомился с творчеством А.С. Пушкина будучи гимназистом. В Петербурге мечты Гоголя сбылись — он обрел дружбу с первым поэтом России. Пушкин сразу оценил одаренность Гоголя, его удивительный мягкий юмор, наблюдательность, совершенно очевидные артистические способности и мастерство рассказчика. С первых же дней знакомства Пушкин стал пристально следить за развитием писательского таланта Гоголя, всячески ободряя и поощряя его. Великий поэт в зените своей славы навещал малоизвестного молодого сочинителя. А. С. Пушкин  подарил Н.В. Гоголю сюжет будущей известной комедии «Ревизор» и замысел знаменитой поэмы «Мертвые души». Н.В.Гоголь с огромным уважением относился к  А.С. Пушкину, давал высокую оценку его творчеству.

Отношения Гоголя и Пушкина — пример бескорыстной творческой дружбы двух великих писателей, когда старший, уже известный писатель, по достоинству оценивает талант младшего, искренне старается помочь ему найти свою дорогу в литературе, а младший, преклоняясь перед гением старшего, глубоко понимает и оценивает его творчество.

Источники и литература.

1.http://pandia.ru/text/77/503/5782.php

2.                         

http://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-                                   3. literatura/doklady-po-russkoj-literature/doklady-po-russkoj

4.literature-6-klass/4551-rol-pushkina-v-tvorcheskoj-sudbe-5.gogolyahttps://otvet.mail.ru/question/51569910

Приложения.

C:UsersБеловDesktopgogol_05.jpg

А.А. Иванова. 1841 г. 

Источник: 

http://gogol.lit-info.ru/gogol/family/portrety.htm

C:UsersБеловDesktoppushkin_06.jpg

В.А. Тропинин. «Портрет Пушкина». 1827 г.

Источник: 

http://pushkin.niv.ru/pushkin/family/portrety.htm

Предложения интернет-магазинов

Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин. Роль Пушкина в творческой судьбе Гоголя

  • Категория: Доклады по литературе

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Два гения русской литературы. Два великих современника.

Н.В. Гоголь был лично знаком с великим русским поэтом, очень высоко ценил его творчество. В творческой судьбе самого писателя Пушкин сыграл очень важную роль.

«А.С. Пушкин был первым, кто печатно приветствовал «Ве­чера на хуторе близ Диканьки». Он привлек Гоголя к актив­ному сотрудничеству в своем «Современнике». Пушкиным подсказаны сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ», — пишет критик А. Турков, отмечая роль Пушкина в жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

Н.В. Гоголь узнал Пушкина, вернее его творчество, еще мальчиком. Учась в Нежинской гимназии, он зачитывался сти­хами и поэмами А.С. Пушкина, организовывал среди студентов складчину и выписывал выходивший отдельными главами зна­менитый роман «Евгений Онегин».

В 1829 году, когда Гоголь приехал в Петербург, он в первые же дни отправился к любимому и почитаемому им поэту, одна­ко Пушкин принять его не смог, а прийти второй раз к нему Го­голь не решился.

Познакомился Гоголь с Пушкиным спустя два года, в 1831 году, на вечере у Петра Александровича Плетнева, из­вестного литератора, преподавателя словесности в Петербург­ских женских институтах, впоследствии ставшего ректором Пе­тербургского университета.

«Пушкин сразу оценил одаренность Гоголя, его удивитель­ный мягкий юмор, наблюдательность, совершенно очевидные артистические способности и мастерство рассказчика. С пер­вых же дней знакомства Пушкин стал пристально следить за развитием писательского таланта Гоголя, всячески ободряя и поощряя его», — пишет в своих воспоминаниях Г.П. Да­нилевский, известный во второй половине XIX века автор исторических романов «Сожженная Москва», «Черный год» и других.

После выхода в свет сразу полюбившейся многим и загадоч­ной книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», подписанной странным именем Пасичника Рудого Панька, А.С. Пушкин напи­сал на нее прекрасную рецензию. Он высоко оценил мастерство автора повестей, их художественное своеобразие, веселость, 152 жизнерадостность, поэтичность, которыми были проникнуты эти повести неизвестного никому автора.

Как рассказывал слуга Гоголя — Яким, Пушкин часто запро­сто приходил к его хозяину; не застав его дома, как вспоминает Г.П.Данилевский, «…с досадою рылся в его бумагах, желая знать, что он написал нового. Он… все твердил ему: «Пишите, пишите!», а от его повестей хохотал и уходил от Гоголя всегда веселый и в духе».

А.С. Пушкин сыграл замечательную роль в создании Гоголем его знаменитой пьесы «Ревизор».

Н.В. Гоголь еще с детства увлекался театром (в детские годы его отец, Василий Афанасьевич, писал пьесы, в основном коме­дии, которые ставились в дворовом театре их родственника, ме­цената Трощинского, который жил недалеко от их поместья Ва- сильевка. Н.В. Гоголь мечтал сам написать комедию и просил А.С. Пушкина, чтобы тот подсказал ему сюжет. И Пушкин под­сказал — он подарил ему сюжет будущей известной комедии «Ре­визор», который хранил у себя. «Впрочем, — говорил поэт, — я не написал бы лучше. В Гоголе бездна юмору и наблюдательности, которых в иных нет», — пишет В.И. Шпрок в своих «Материалах для биографии Гоголя».

А.С. Пушкин очень интересовался судьбой пьесы, сюжет ко­торой он подарил Гоголю. Он присутствовал на чтении комедии писателем. Был на премьере пьесы в Александринском театре в Петербурге. Он уговорил Гоголя прочесть пьесу артистам Мос­ковского Малого театра.

А.С. Пушкин подарил Гоголю замысел еще одного произве­дения — знаменитой поэмы «Мертвые души».

В своей «Авторской исповеди» Н.В. Гоголь пишет о том, как долго уговаривал его Пушкин взяться за большое сочинение и в итоге отдал свой собственный сюжет, из которого он хотел сде­лать сам что-то вроде поэмы и который, по его словам, не отдал бы никому другому. Это был сюжет «Мертвых душ». Гоголь ус­пел до трагической гибели Пушкина прочитать ему первые гла­вы поэмы.

Отношения Гоголя и Пушкина — пример бескорыстной твор­ческой дружбы двух великих писателей, когда старший, уже из­вестный писатель, по достоинству оценивает талант младшего, искренне старается помочь ему найти свою дорогу в литературе, а младший, преклоняясь перед гением старшего, глубоко по­нимает и оценивает его творчество. Вот что пишет Н.В. Гоголь литератору и педагогу Н.Я. Прокоповичу в Париж в январе 1837 года (незадолго до гибели Пушкина на дуэли): «Где выбе­рется у нас полугодие, в течение которого явились бы рядом две такие вещи, каковы «Полководец» и «Капитанская дочка». Ви­дана ли была где-нибудь такая прелесть! Я рад, что «Капитан­ская дочка» произвела всеобщий эффект».

Н.В. Гоголь очень тяжело переживал гибель А.С. Пушкина. Он написал статью «Несколько слов о Пушкине», посвященную творчеству великого русского поэта, в которой по достоинству, очень проницательно и тонко оценил вклад Пушкина в русскую культуру и литературу. Гоголь первым увидел в нем националь­ного поэта. «При имени Пушкина, — писал он в статье, — тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем заключи­лось все богатство, сила и гибкость нашего языка…»

Гоголь отмечает значение Пушкина в русской литературе, определяет достоинства его поэзии:

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единст­венное явление русского духа: это русский человек в его разви­тии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем рус­ская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптиче­ского стекла…

…Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин; ничья слава не распространялась так быстро…

.. .Сочинения Пушкина, где дышит у него русская природа, так же тихи и беспорывны, как русская природа. Их только может со­вершенно понять тот, чья душа так нежно организована и развилась в чувствах, что способна понять неблестящие с виду песни и русский дух…». Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине.

И в статье, написанной в 1846 году, — «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность», Гоголь- критик еще раз останавливается на замечательных качествах по­эзии Пушкина: «Никто из наших поэтов не был еще так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого».

  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова
      (592)

       
      М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика.
      Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического…

      Подробнее…

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века
      (802)

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании.
      Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике….

      Подробнее…

    • «Житие Александра Невского» — великий памятник литературы Древней Руси
      (559)

      «Житие Александра Невского» — один из великих памятников древнерусской литературы.

      Литература Древней Руси — предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы — древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку.
      В древнерусской литературе, пишет…

      Подробнее…

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»
      (588)

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель — прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, — это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На…

      Подробнее…

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл
      (529)

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику…

      Подробнее…

    • «И милость к падшим призывал…». В.А. Жуковский и декабристы
      (462)

      Василий Андреевич Жуковский — широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как…

      Подробнее…

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова
      (784)

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского…

      Подробнее…

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя
      (501)

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни — в Москве. Он очень…

      Подробнее…

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина
      (597)

       

      В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов.
      Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни.
      За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано…

      Подробнее…

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года
      (493)

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном.
      В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве — в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года.
      Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло…

      Подробнее…

  • Путешествие способ познания себя и мира сочинение 11 класс аргументы
  • Пушкин золотая рыбка о чем сказка
  • Путешествие способ познания себя и мира итоговое сочинение маленький принц
  • Пушкин жар птица сказка
  • Путешествие способ познания себя и мира итоговое сочинение аргументы из литературы