Пушкин крайне заинтересовался рассказом п в нащокина и принялся за составление планов а вскоре

Задание 18 № 2457. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа (1) герой (2) которого (3) в первоначальном плане (4) фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Предложение сложноподчиненное, состоит из двух частей с основами «Пушкин заинтересовался и принялся» и «герой фигурирует». Запятая 1 указывает на начало придаточного определительного.

Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа, герой которого в первоначальном плане фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.

Запятая должна стоять на месте 1.

Задание 18 № 5503. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На нём был чёрный пиджак (1) из кармана (2) которого (3) выглядывала (4) свёрнутая в трубочку (5) газета.

Источник: МИОО: Диагностическая работа по русскому языку 23.10.2013 вариант РУ10102.

Пояснение.

Приведем верное написание.

На нём был чёрный пиджак, (1) из кармана (2) которого (3) выглядывала (4) свёрнутая в трубочку (5) газета.

Запятая под номером 1 отделяет части сложного предложения.

Запятая должна стоять на месте 1.

———

Дублирует задание 5464.

Задание 18 № 7445. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2015 по русскому языку.

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

Идея единого европейского пространства, (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, (4) обрела множество сторонников.

Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский».

Запятые должны стоять на местах 1, 4.

Задание 18 № 9193. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.

Источник: СтатГрад: Тренировочная работа 23.12.2014 Вариант РЯ10101.

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества, (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее», (4) и своего положения в нём.

Запятые 2 и 4 выделяют придаточное предложение «по отношению к которому принято говорить «высшее».

Ответ: 24|42.

Задание 18 № 9257. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Света подошла к мальчику (1) старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе (4) и поздоровалась.

Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 23.12.2014 Вариант РЯ10102.

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

Света подошла к мальчику, (1) старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе, (4) и поздоровалась.

Запятые 1 и 4 выделяют придаточное предложение «старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе».

Ответ: 14|41.

Задание 18 № 9313. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После Берлинского конгресса Болгария (1) геостратегическое положение (2) которой (3) было очевидно (4) стала главной точкой опоры российской политики.

Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по русскому языку 30.01.2015 Вариант РЯ10201.

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

После Берлинского конгресса Болгария, (1) геостратегическое положение (2) которой (3) было очевидно, (4) стала главной точкой опоры российской политики.

Запятые 1 и 4 выделяют придаточное предложение «геостратегическое положение (2) которой (3) было очевидно».

Ответ: 14|41.

Задание 18 № 9338. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Эти милые детские забавы (1) воспоминания (2) о которых (3) я по сей день бережно храню в своём сердце (4) были для нас чем-то несомненно важным и ценным.

Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по русскому языку 30.01.2015 Вариант РЯ10202.

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

Эти милые детские забавы, (1) воспоминания (2) о которых (3) я по сей день бережно храню в своём сердце, (4) были для нас чем-то несомненно важным и ценным.

Запятые 1 и 4 выделяют придаточное предложение «воспоминания (2) о которых (3) я по сей день бережно храню в своём сердце».

Ответ: 14|41.

Задание 18 № 9363. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И вот смотрю я сейчас на фотографию (1) историю (2) которой (3) только что рассказал (4) и вновь думаю о ни с чем не сравнимой роли случая в нашей жизни.

Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по русскому языку 30.01.2015 Вариант РЯ10203.

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

И вот смотрю я сейчас на фотографию, (1) историю (2) которой (3) только что рассказал, (4) и вновь думаю о ни с чем не сравнимой роли случая в нашей жизни.

Запятые 1 и 4 выделяют придаточное предложение « историю (2) которой (3) только что рассказал».

Ответ: 14|41.

Задание 18 № 9391. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уникальная серия фотографий (1) автором (2) которой (3) является Ким Андерсон (4) была выставлена в лондонском музее фотографии.

Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по русскому языку 30.01.2015 Вариант РЯ10204.

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

Уникальная серия фотографий, (1) автором (2) которой (3) является Ким Андерсон, (4) была выставлена в лондонском музее фотографии.

Запятые 1 и 4 выделяют придаточное предложение «автором (2) которой (3) является Ким Андерсон».

Ответ: 14|41.

Задание 18 № 9900. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.

Источник: ЕГЭ — 2015. Досрочная волна

Пояснение.

Расставим знаки препинания и составим схему предложения.

[Из сеней дверь вела прямо на кухню], какую?(к левой стене которой прилепилась одним боком большая русская печь.)

Ответ: 1.

Задание 18 № 9946. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Свои заметки я делал у подножия огромного дерева (1) удивительные листья (2) которого (3) не давали (4) ни малейшей тени.

Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 15.05.2015 Вариант РЯ10301.

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

Свои заметки я делал у подножия огромного дерева, (1) удивительные листья (2) которого (3) не давали (4) ни малейшей тени.

Запятая под номером 1 отделяет основы, связанные союзным словом КОТОРОГО. На месте других слов в предложении запятые не нужны.

Ответ: 1.

Задание 18 № 9971. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тёмный старинный шкап (1) в бок (2) которому (3) упиралась железная койка с наспех наброшенным одеялом (4) закрывал собою половину и без того узкого грязного окна каюты.

Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 15.05.2015 Вариант РЯ10302.

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

Тёмный старинный шкап, (1) в бок (2) которому (3) упиралась железная койка с наспех наброшенным одеялом, (4) закрывал собою половину и без того узкого грязного окна каюты.

Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «в бок (2) которому (3) упиралась железная койка с наспех наброшенным одеялом». На месте других цифр запятые не нужны.

Ответ: 14 или 41.

Задание 18 № 9996. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2016 по русскому языку.

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

Государственная Третьяковская галерея, (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений, (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений».

Ответ: 1, 4.

Задание 18 № 10363. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Солнечным и ясным утром Володя и Лида шли по красивой аллее (1) в глубине (2) которой (3) виднелось двухэтажное белое здание (4) и мило беседовали.

Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 01.10.2015 Вариант РЯ10101.
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: обычная

Пояснение.

Расставим знаки препинания и составим схему предложения.

[Солнечным и ясным утром Володя и Лида шли по красивой аллее, (в глубине которой виднелось двухэтажное белое здание), и мило беседовали].

Зпт 1 и 4 обозначают границы придаточного предложения, стоящего внутри главного.

Ответ: 1, 4.

Задание 18 № 10388. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Красивые деревца (1) стволы (2) которых (3) были удивительно стройны (4) при ближайшем рассмотрении оказались смородиной и крыжовником.

Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 01.10.2015 Вариант РЯ10102.
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: обычная

Пояснение.

Расставим знаки препинания и составим схему предложения.

[Красивые деревца, (стволы которых были удивительно стройны), при ближайшем рассмотрении оказались смородиной и крыжовником].

Ответ: 1 и 4.

Задание 18 № 10413. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На сегодняшний день в мире нет и не может быть такой цели (1) ради достижения (2) которой (3) имело бы смысл (4) начать ядерную войну.

Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 19.11.2015 Вариант РЯ10201.
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: обычная

Пояснение.

Расставим знаки препинания и сделаем схему предложения:

[На сегодняшний день в мире нет и не может быть такой цели], (ради достижения которой имело бы смысл начать ядерную войну).

Ответ: 1.

Задание 18 № 10438. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выдающийся русский химик Д.П. Коновалов (1) многие работы (2) которого (3) вошли в золотой фонд науки (4) был одним из организаторов химической промышленности на рубеже XIX-XX веков.

Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 19.11.2015 Вариант РЯ10202.
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: обычная

Пояснение.

Расставим знаки препинания сделаем схему предложения.

[Выдающийся русский химик Д. П. Коновалов, (многие работы которого вошли в золотой фонд науки), был одним из организаторов химической промышленности на рубеже XIX—XX веков].

Ответ: 1 и 4.

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский» 6 класс.

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»

6 класс.

Александр Сергеевич Пушкин А.С.Пушкин. «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. Материалы к урокам литературы в 6-м классе

Александр Сергеевич Пушкин

А.С.Пушкин. «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

Материалы к урокам литературы в 6-м классе

Теория литературы: Роман (фр. Roman – повествование) – крупное эпическое произведение с разветвлённым, развёрнутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве. Сюжет (фр. Sujet – предмет, содержание) –  последовательность и связь событий в  художественном произведении. Действие романа происходит в 1820-ые годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует.

Теория литературы:

Роман (фр. Roman – повествование) – крупное эпическое произведение с разветвлённым, развёрнутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Сюжет (фр. Sujet – предмет, содержание) – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Действие романа происходит в 1820-ые годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует.

История романа Роман не был завершён автором.  А.С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по  6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский».

История романа

Роман не был завершён автором. А.С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский».

Сообщение П.В. Нащокина  В основу романа легло сообщение Нащокина Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский…, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сперва подьячих, а затем и других». Нащокин видел Островского в тюрьме, и, возможно, он сам рассказал свою историю. Пушкин крайне заинтересовался рассказом Нащокина и почти сейчас же принялся за составление планов, а вскоре и за написание романа. Первоначально герой фигурирует под фамилией Островского, изменённой затем на Андрея Зубровского, и наконец назван Дубровским.

Сообщение П.В. Нащокина

В основу романа легло сообщение Нащокина Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский…, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сперва подьячих, а затем и других». Нащокин видел Островского в тюрьме, и, возможно, он сам рассказал свою историю. Пушкин крайне заинтересовался рассказом Нащокина и почти сейчас же принялся за составление планов, а вскоре и за написание романа. Первоначально герой фигурирует под фамилией Островского, изменённой затем на Андрея Зубровского, и наконец назван Дубровским.

Другие источники… Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооружённое сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства. Псков Болдино

Другие источники…

Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооружённое сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.

Псков

Болдино

Архангельское

Архангельское

Михайловское

Михайловское

Петровское

Петровское

Болдино

Болдино

Русский язык

11 класс

Урок № 4

Тема: Синтаксические нормы: сложное предложение

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Урок посвящён теме «Синтаксические нормы: сложное предложение». На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о типах сложных предложений, предложениях с прямой речью, научатся соблюдать синтаксические нормы в области построения сложного предложения, повторят способы оформления чужой речи, цитирование.

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень //А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы// Арутюнова Н.Д.. — М.: УРСС, 2003 – 383 с.;

  1. Мартьянова И. А. Просто о сложном предложении// Мартьянова И. А.. — Спб. 2002 – 96 с.;
  2. Падучева Е.В. О семантике синтаксиса.// Падучева Е.В. — М., 1974 – 292 с.;
  3. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении// Пешковский А.М. — М.: Языки славянской культуры, 2001 – 544с.;
  4. Пичугова Ю. «Русский язык. Практика», Учебник по русскому языку для 9 класса//Пичугова Ю. С., Купалова А.Ю., Еремеева А.П. – М.: Дрофа, 2012, -272 с.

Материал для самостоятельного изучения:

Сложное предложение – это предложение, в котором содержится две или несколько грамматических основ.

Все сложные предложения делятся на 2 группы по наличию союзных слов или союзов, связывающих части сложного предложения. Те сложные предложения, которые связаны по смыслу, интонационнно и при помощи союзных слов или союзов, называются «союзные». Те, которые связаны по смыслу, интонационнно, но без помощи союзных слов или союзов, называются «бессоюзные».

Все союзные предложения делятся на две группы в зависимости от смыслового и грамматического отношения частей сложного предложения друг к другу: «Сложносочинённые предложения» и «Сложноподчинённые предложения».

Сложносочинённые – это предложения, части которых равноправны, т.е. мы не можем от одной части задать вопрос к другой, или в ряде случаев мы можем каждую часть использовать как отдельное простое предложение, и смысл его не будет искажён. Сложноподчинённые – это такие сложные союзные предложения, в которых одна часть является главной, то есть мы можем задать вопрос от неё к другой части, зависимой, которая называется придаточным предложением.

Примеры:

Условия жизни изменятся, и зло перестанет господствовать, и человек станет человеку самым близким другом и братом. (сложносоч.)

Когда я проснулся, ласковое апрельское солнце весело глядело во все окна моей комнаты. (сложноподч.)

Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений в зависимости от смысловых отношений между частями сложного предложения. Интонация перечисления: на стыке простых предложений в составе сложного ставится запятая или точка с запятой.

Примеры:

Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зелёные луга; за лугами пологие холмы; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, я сно проступает даль…

Интонация причины или интонация, раскрывающая, дополняющая первое предложение: на стыке простых предложений в составе сложного ставится двоеточие.

Примеры:

Трус не любит жизни: он только боится её потерять

Степь пестрела цветами: ярко белели ромашки, синели васильки, алели полевые гвоздики.

Он взглянул наверх: над ним расстилалось бескрайнее осеннее ещё мягкое тёмное небо, усеянное звёздами.

Интонация следствия, времени, условия, противопоставления: на стыке простых предложений в составе сложного тире.

Примеры:

Дуб держится – к земле тростиночка припала.

Он неудачно прыгнул- волна накрыла ему голову.

Преодолеем перевал до захода солнца – успех экспедиции обспечен.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ

Задание 1. Выделение цветом.

Прочитайте предложения. Укажите в них основы.

1. Перед ними стелется равнина, где ели изредка взошли.

2. Бывают дни, когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре.

3. Начиналась уже осень, хотя стоял еще август.

4. Уж проходят караваны чрез те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы.

5. Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем.

6. Все, что произошло потом, Сергей помнил смутно, точно в каком-то бурном горячечном бреду.

7. Пугачëв сел на том диване, на котором бывало дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги.

8. Савельича мудрено было унять, когда, бывало, примется за проповедь.

Правильный вариант

1. Перед ними стелется равнина, где ели изредка взошли.

2. Бывают дни, когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре.

3. Начиналась уже осень, хотя стоял еще август.

4. Уж проходят караваны чрез те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы.

5. Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем.

6. Все, что произошло потом, Сергей помнил смутно, точно в каком-то бурном горячечном бреду.

7. Пугачëв сел на том диване, на котором бывало дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги.

8. Савельича мудрено было унять, когда, бывало, примется за проповедь.

Задание 2. Единичный выбор

Исключите предложение, в котором есть пунктуационные ошибки.

1. Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа, герой которого в первоначальном плане фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.

2. Идея единого европейского пространства, поклонником которой был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, обрела множество сторонников.

3. Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, по отношению к которому принято говорить «высшее», и своего положения в нём.

4. Света подошла к мальчику старшая сестра, которого училась с ней в одном классе и поздоровалась.

5. После Берлинского конгресса Болгария, геостратегическое положение которой было очевидно, стала главной точкой опоры российской политики.

Правильный вариант: 4. В этом предложении неверно выделено придаточное определительное. Правильный вариант этого предложения: Света подошла к мальчику, старшая сестра которого училась с ней в одном классе, и поздоровалась.

ЗАДАНИЯ 16-21

ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

ВАРИАНТ 1

16

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)  Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?

2)  Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.

3)  Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.

4)  От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

5)  В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.

17 

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.

18 

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В неприбранном, в безлистном и бестравном лесу цветы медуницы (1) словно (2) дивная сказка. В следующую весну (3) может быть (4) я пойду в лес не ради грибов, но ради того, чтобы взглянуть на цветущие медуницы.

19 

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа (1) герой (2) которого (3) в первоначальном плане (4) фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.

20 

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Первое (1) что мы увидели подле дома (2) был стройный обелиск чёрного мрамора (3) и (4) когда я прочитал надпись на другой стороне цоколя (5) то стало понятно (6) что обелиск установлен к столетию со дня рождения Лермонтова.

21

Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1)  Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные  — они заставят многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нужно почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»

ВАРИАНТ 2

16 

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)  Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

2)  Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

3)  Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

4)  Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

5)  Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

17

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

18 

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

За свою (1) в сущности (2) не слишком долгую жизнь Иосиф Бродский создал немалое количество лирических шедевров и (3) среди них (4) несколько десятков произведений особого, им созданного жанра – «большое стихотворение».

19 

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Тёмный старинный шкап (1) в бок (2) которому (3) упиралась железная койка с наспех наброшенным одеялом (4) закрывал собою половину и без того узкого грязного окна каюты.

20

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сначала я думал (1) что ничего не пойму в учебнике шахматной игры (2) но (3) когда начал читать (4) то увидел (5) что он написан очень просто и понятно.

21 

Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1)  Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребёнка дом  — это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) « Будьте, как дома»,  — говорим мы. 5) А народная мудрость гласит: «Дом вести  — не лапти плести». 6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. 7) Дом  — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.

ВАРИАНТ 3

16

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)  Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.

2)  Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.

3)  Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

4)  Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.

5)  Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.

17 

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

18 

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Простите (1) верные (2) дубравы!

Прости (3) беспечный мир (4) полей (5)

И легкокрылые забавы (6)

Столь быстро улетевших дней!

Прости (7) Тригорское (8) где радость

Меня встречала столько раз!

На то ль узнал я вашу сладость,

Чтоб навсегда покинуть вас?

От вас беру воспоминанье,

А сердце оставляю вам.

Быть может (сладкое мечтанье!)(9)

Я к вашим возвращусь полям…

(А. С. Пушкин)

19 

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

После Берлинского конгресса Болгария (1) геостратегическое положение (2) которой (3) было очевидно (4) стала главной точкой опоры российской политики.

20

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маленькая девочка громко смеётся (1) потому (2) что ей весело (3) и (4) шумит на дворе.

21 

Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1)  Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на неё глазами её современников. 2) Перенесёмся мысленно в начальные века русской истории, в эпоху нераздельного существования восточных славян. 3) Русская земля огромна, поселения в ней редки. 4) Чтобы проехать из конца в конец Русскую землю, надо много дней провести на коне или в ладье. 5) В огромных просторах люди с особенной остротой ощущали и ценили своё единство  — и в первую очередь единство языка. 6) Роль литературы также становится особенно значимой. 7) Она служит той же цели объединения и выражает народное самосознание единства.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

ВАРИАНТ 3

16

35

25

45

17

4

123

1234

18

34

12

135789

19

1

14

14

20

12356

1245.

13

21

14

257|27

14

1 — В основу романа легло сообщение Нащокина ( друга Пушкина) «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский… , который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а затем и других» . Нащокин видел Островского в тюрьме, и, возможно, он сам рассказал свою историю. Пушкин крайне заинтересовался рассказом Нащокина и почти сейчас же принялся за составление планов, а вскоре и за написание романа. Первоначально герой фигурировал под фамилией Островского, замененной затем на Андрея Зубровского, и наконец назван Дубровским. Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооруженное сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.
2- Идея у романа»Дубровский» показать нам своеволие Троекурова продажность судов того времени.Думаю этот роман-своеобразный протест Пушкина против устройства государственного аппарата России того времени.Также здесь мы видим,что даже среди подлости и беззакония честь и достоинство остаются главными качествами некоторых героев романа.
  Главная мысль— В этом романе автор нам дает понять, что главное в жизни-честность,чувство ответственности и,конечно же честь
3- Отношение автора к Троекурову конечно же отрицательное, а к Дубровскому положительное. У них очень яркие характеры, полные противоположности. А вообще Троекуров был алчным (жадным), злым,а Дубровский более спокойным, мудрым и любил охоту!
4- Когда Дубровский хотел посмотреть псарню Троекурова, Дубровский испытывал зависть. Дубровский сказал плохое о его псарне, а те обиделись. Один из псарей сказал Дубровскому, и он обиделся и уехал домой. Когда Троекуров сел за стол, он обнаружил, что Дубровского нет, и один человек сказал, что он уехал. Троекуров послал за ним Лошадей с людьми, они нашли его, и сказали, что ели ты не вернешься, то Троекуров разозлится на нас, Дубровский передал Троекурову письмо, в котором говорилось, что отправь мне того человека который мне сказал, что я плохой, и пришли его с деньгами, а воля моя, что захочу с ним, то и сделаю. Троекуров разозлился на него. И в дальнейшем отобрал у него землю.
5- Суд постановил отдать имение Кистеневку господину Троекурову.
Все документы Дубровских на право собственности сгорели при пожаре,Троекуров знал об этом и поручил продажному заседателю Шабашкин
у совершить обман.Подкупив и застращав судей,Шабашкин проворачивает афёру,законное имение Дубровских переходит бывшему хозяину земель,Троекурову,так как все купчии сгорели.Троекуров просто хотел наказать строптивого соседа,а на деле-убил его,старшего Дубровского хватил удар и он умер от этого,так и не подписав бумаги,опрокинув чернильницу.

Дубровский всё понял,что судья куплены и всё это подлог,но доказать ничего не смог.Он сильно переживал,потеря имения убила Дубровского старшего и сделала Владимира разбойником и лихим человеком,восставшим против беспредела властей и денег.Пушкин осуждает Троекурова,делая его образ нарицательным ,образом самодура и тирана.
6-Владимира Дубровского вызвала няня отца Владимира, которая ухаживала когда то и за самим Дубровским младшим, для того что бы сын навестил больного, умирающего отца.Дубровский младший целеустремлённый, воспитывался в кадетском корпусе, был так же расточителен и честолюбив. На протяжении романа он стал романтичным и немного «мягким».
7- Этим автор своего стихотворения Александр Сергеевич Пушкин хотел подчеркнуть своего героя в романе «Дубровский». Выражение «плетью обуха не перешибёшь» и др. пословицы, Пушкин хотел подчеркнуть Антона Пафнутьича Спицына как туповатый, не пробиваемый человек, который стоит на своем. Напомню что А. П. Спицын был лжесвидетелем и давал неверные показания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рабочий лист по литературному чтению 2 класс сказка о рыбаке и рыбке
  • Пушкин как личность сочинение
  • Рабочий лист по литературе 2 класс сказка о рыбаке и рыбке
  • Пушкин и пущин дружба сочинение
  • Рабочий день окончен или закончен как правильно пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии