Пушкин лицейские годы сочинение

А. С. Пушкин поступил в лицей в 12 лет, а закончил его 18-летним. Там сложились его взгляды на жизнь, общество, литературу. Из Москвы в Царскосельский лицей под Петербургом Сашу привёз дядя Василий Львович.

Лицей бесплатно давал высшее образование наравне с университетом, но требовалось учиться и жить в нём безвыездно все 6 лет. Только родственникам разрешалось посещение во время каникул. Известно, что Александр всегда ожидал не родителей, а возможности увидеть сестру своего товарища Катеньку Бакунину, в которую был очень влюблён. С первых дней стало ясно, что этот подросток живёт чувствами, а не рассуждениями.

В первые два года отношения с товарищами, которых было 30 человек, у Пушкина не ладились. Нелюбимый ребёнок в семье, он был замкнутым, неуверенным в себе. Имея ранимое самолюбие, Александр вспыхивал гневом, если видел даже намёк на насмешку. Он заслужил прозвища Обезьяна и Тигробез (смесь тигра с обезьяной). Правда вскоре к нему пристало и третье – Француз, за великолепное знание французского языка и преобладание во внешности южных черт.

Одноклассники вскоре оценили его искренний характер, надёжность в дружбе. Его первым другом стал Иван Пущин, сосед через стенку на спальном этаже. Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер будут ему так же дороги всю жизнь, как и всё лицейское братство. К нему каждый год 19 октября поэт обращался мысленно или в стихах.

Через 2 года Пушкин превратился в живого, смышлёного лицеиста, чьё первенство в литературе стало бесспорным. В 1814 г. журнал “Вестник Европы” напечатал стихи 15-летнего поэта “К другу стихотворцу”. А в следующем году на публичном экзамене сам Державин не мог сдержать слёз, слушая стихи Пушкина “К Лицинию”. Любимыми учителями были: Куницын – профессор нравственных наук; Кошанский, Галич – преподаватели словесности.

Юного Пушкина не очень огорчали скромные успехи в математике, естествознании. Ведь он знал своё поприще, на котором взрослые литераторы открыли перед ним, как равным, двери в общество “Арзамас”. И произошло это за год до окончания лицея.

Опубликовано 16 мая, 2019

Изображение записи

Сочинение №1В этом сочинении рассказывается о годах, проведённых Александром Сергеевичем Пушкиным в лицее, о крепкой дружбе, первых поэтических опытах.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, в семье небогатого помещика. Родители мало уделяли ему внимания, часто наказывали за проделки. Все заботы о сыне перекладывали на няню и гувернёров. Часто маленький Саша прятался в кабинете отца и с упоением читал книги на французском языке. Некоторые из них он знал наизусть.

В двенадцать лет Пушкина определили в только что открывшийся лицей. Он находился недалеко от Петербурга, в городе Царское Село. Набирали тридцать учеников из знатных семей. Но желающих было много. Чтобы попасть в лицей, использовали всевозможные уловки: одним помогли протекции высокопоставленных родственников, другим — титулы, третьим – военные заслуги предков. Заведение это было закрытого типа. Учились мальчики шесть лет, получая сразу и университетское образование. Проект создания этого учебного заведения был составлен министром Михаилом Сперанским. Будущих выпускников лицея он считал надеждой России, её поддержкой и опорой. Но мечтам его не суждено было сбыться. А для Пушкина и его одноклассников это были самые счастливые годы в их жизни.

Директором лицея был назначен Василий Фёдорович Малиновский. Человек образованный и честный, он мечтал о реформах, которые изменят жизнь страны, и примут в этом участие его воспитанники. Для обучения лицеистов были приглашены лучшие профессора. Через много лет, именно им, своим наставникам, Пушкин посвятит благодарные строки.

Жили лицеисты в отдельных комнатах, похожих на кельи. Тонкие перегородки не мешали общению даже по ночам. Часто эти комнаты становились местом споров, задушевных бесед, юных мечтаний.

Впервые Пушкин познакомился со своими будущими одноклассниками на приёмных экзаменах. Это знакомство за шесть лет учёбы переросло в крепкую дружбу, которую они пронесли через всю жизнь.

В лицее Пушкин увлёкся русской словесностью, знал наизусть много стихотворений и басен, начал писать стихи на русском языке. Многие из них он посвятил своим друзьям. Среди лицеистов Саша отличался начитанностью, остроумием, прекрасным знанием французского языка. И что удивительно, будущий поэт в своих успехах на уроках словесности занимал шестнадцатое место. Но именно ему, через три с половиной года, учитель словесности поручит написать стихи, посвящённые приезду в лицей Державина. Это было стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». В лицее Пушкин впервые встретился с Жуковским. Они читали друг другу стихи, беседовали о литературе. Пушкин уже тогда был полноправным членом литературного общества, главная цель которого — борьба за просвещение. Позже Жуковский прислал Пушкину свой сборник стихов с наилучшими пожеланиями. Так началась дружба двух гениальных поэтов.

9 июня 1817 года состоялась церемония выпуска двадцати девяти первых воспитанников лицея. Прощаясь, лицеисты пообещали не забывать друг друга. Шли годы. Но каждый раз они собирались и отмечали годовщину открытия лицея, вспоминали ушедших, мечтали и радовались, спорили и надеялись.

Еще больше сочинений на тему: «Пушкин лицеист»

  • Сочинение №2
  • Сочинение №3
  • Сочинение №4
  • Сочинение №5
  • Сочинение №6

Сочинение №2Стоит упомянуть о годах, проведенных Пушкиным в лицее, как сразу все вспоминают, что именно там Александр проявил себя как поэт. Его первое стихотворение «К другу стихотворцу» увидело свет как раз в то время.

Невероятно осознавать, что талант гения полностью раскрылся уже в подростковые годы, когда юный поэт поражал своими произведениями не только сверстников, но и педагогов.

Но не только развитием литературного таланта отличаются эти годы. Кругозор молодого человека расширяется и благодаря его тесным общениям с друзьями, профессорами, литературными деятелями и гусарами, которые оказались неподалеку из-за сложившихся в военное время обстоятельств.

Так некоторые чувства, такие как справедливость, небезразличность и другие постепенно становились мировоззрением юноши, которое питалось, росло и укоренялось в сердце молодого человека. И все это чуть позже выльется во вполне откровенных произведениях поэта. Где он не будет стесняться своей твердой позиции и выскажет все недовольство правящими кругами и положением в стране. Он один выйдет против силы, как на баррикады и поднимет знамя Правды и Верности своим идеалам, и призовет всех следовать разумом и сердцем за ним. И старт такому настрою поэта дадут его юные годы, проведенные Александром Сергеевичем Пушкиным в лицее.

Всего 30 человек лицеистов и среди них учится Александр Пушкин. За несколько лет, проведенных в учебном заведении, они все подружатся. Для некоторых это товарищество окажется на долгие годы. Но еще более впечатляющей окажется привязанность к людям, которые были старше Пушкина, таким как Чаадаев, Жуковский, Вяземский, Карамзин, Батюшков, Крылов и Гредич. Их влияние на ум молодого человека, чье детство стало опорным пунктом свободомыслия просто огромное. Они привили вкус к безверию к власти, борьбе и сатире.

За время учебы в лицее, Пушкин был участником некоторых литературных кружков. Там он приобрел опыт общения, споров, высказывания своей точки зрения и умения оценить взгляды, как оппонентов, так и союзников. И сумел окончательно сформироваться как личность.

Но и вкус к прекрасному тоже развивался у юного дарования. Что по сей день очень радует всех любителей лирики гениального поэта. Пушкин научился замечать и ценить, а главное, описывать красоту природы, прелести женских чар, нежность чувств и гениальность всего талантливого. Такой краски в восприятии и умении передать все это может добиться только поистине величайший поэт.

Источник: school-essay.ru

Сочинение №3Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками.

В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.

На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.

Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук – семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.

В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству. В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.

Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал. Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех

В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.

Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.

Источник: detskiychas.ru

Сочинение №4Лицей на Чистых прудах, в котором учился Пушкин, находился под патронажем царя (и царь регулярно приезжал туда) и очень отличался от других образовательных учреждений. Во-первых, все предметы там вели русские учителя, а не иностранцы. Во-вторых, было совсем другое отношение к ученикам – главное, были запрещены розги.

Пушкин отличался от других лицеистов. С самого первого дня, когда другие мальчики тихо плакали в подушку по ночам и тосковали по дому, Пушкин спокойно переносил разлуку — он не был привязан к дому, ведь там его не понимали и не очень-то любили. А лицей стал для него настоящим домом, где были и взрослые, понимающие люди, и сверстники, с которыми Пушкин быстро нашёл общий язык. Кстати, многие из его друзей и знакомых впоследствии стали знаменитыми писателями, поэтами и политиками.

В лицее была прекрасная библиотека, где Пушкин проводил всё свободное время. Он очень много читал, причём везде и в любое время дня и ночи. Вечером он клал книжку под полушку, чтобы рано утром успеть прочитать «ещё немножко».

Многие лицеисты писали стихи, и Пушкин не был исключением. А чтобы не писать «в стол», ребята решили устроить «литературные собрания». И лучшими все признавали стихотворения Пушкина.

Пушкин, вместо решения задачи, писал очередное стихотворение. Учитель, заметив это, решил вызвать его к доске. Пушкин вышел. Написал условие, стал пытаться решить… И получился у него «ноль». Учитель, вздохнув, сказал: «Я вижу, в моём классе для вас всё равно нулю. Идите на место и пишите свои стихи дальше». Сказано это было без насмешки, абсолютно серьёзно.

Благодаря обучению в лицее талант Пушкина был замечен, развит, поддержан; и сейчас мы имеем возможность убедиться в этом.

Источник: j-ran.diary.ru

Сочинение №5Среди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким-то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.

19 октября 1811 года он становится лицеистом. Вступительный экзамен он держал вместе с Дельвигом. По случаю, торжественного открытия лицея, устроили большой праздник, на котором присутствовала царская семья. Но не это навсегда осталось в памяти Александра Сергеевича, до последнего своего вздоха он вспоминал речь профессора Куницына, которая задала нравственный ориентир его душе. Преподаватель, в своем напутствии призвал молодых дворян чтить законы, любить свободу, славу и отечество.

Учеба в Лицее соответствовала статусу элитного заведения. Физические и унизительные наказания отсутствовали, у каждого ученика была своя комната. Подъем каждый день в шесть утра, затем сразу два часа занятий, лишь потом завтрак и небольшая прогулка. Учеба продолжались и после обеда, чередуясь с небольшими разминками. Всего лицеисты занимались около семи часов в день. Отдых подразумевал не праздность, а занятия спортом и чтение.

В лицейские годы Пушкин увлекался римскими прозаиками, глубоко изучил классическую мифологию. Но первыми в списке наук для него стояли история, русская и французская словесность. Александр был в числе членов редколлегии всех рукописных лицейских изданий. Ни одно собрание поэтического кружка не проходило без него. При этом усердия в учебе он не проявлял и в число отличников не входил. Преподаватели отмечали его природный талант, острый гибкий ум и при этом полное отсутствие прилежания.

Его отношения с лицеистами складывались по-разному. Одни его любили и боготворили, другие обзывали « французом» и относились с недоверием и холодностью. Пушкин, имея крайне вспыльчивый характер, часто заводил ссоры, а потом терзался от раскаяния, запираясь надолго у себя в комнате. Несмотря на то, что многих лицеистов связывала с Александром дружба искренняя и сильная, не всегда они могли простить ему неуместных острот и издевательств. Первая дуэль Пушкина произошла именно в лицее, с Кюхельбекером.

В лицее поэт первый раз влюбился. Он был совершенно очарован Бакуниной, которая приезжала на лицейские балы, чтобы проведать своего брата. Пушкин посвятил ей одно из первых своих стихотворений о любви « К живописцу». Но все, же для самого Александра Сергеевича годы учебы в Царском Селе это, прежде всего друзья. И до конца жизни, каждый год на годовщину лицея он будет писать стихотворение-главная тема которого дружба.

Источник: poetpushkin.ru

Сочинение №6Название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, главного города Древней Греции. В античные времена там стоял храм Аполлона — бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии. В саду храма находился знаменитый «гимнасий», где его основатель, великий древнегреческий философ Аристотель, учил юношей мудрости и наукам. Императорский лицей в Санкт-Петербурге, по замыслу его учредителей, был символическим продолжателем славных традиций античного Лицея (Ликея).

Пушкин в Лицее занимал комнату с 14-м номером. По соседству с ним была комната Пущина. Лицей по уровню даваемых знаний приравнивался к университетам. Обучение в нём было рассчитано на шесть лет — первые три года воспитанники изучали предметы старших классов гимназии, последующие три года — предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико- математического.

Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе — учиться и жить «Для общей пользы». Программа занятий была весьма насыщенной. Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило, гласившее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны». Программа Лицея включала разнообразные предметы. Первые три года Пушкин изучал русский, латинский, немецкий и французский языки, математику, словесность, историю, географию, нравственные науки, статистику, изящные искусства, занимался рисованием, пением, танцами, плаванием, фехтованием, верховой ездой. Особенно строгими были занятия на первых трёх курсах, следующие три курса включали выборочное изучение наук. Занятия продолжались с 1 августа по 1 июля. Каникулы устраивались раз в году (с 1 июля по 1 августа).

В Лицее создалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников. Здесь почти все лицеисты писали стихи, и у Пушкина было много соперников. Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство. Они утвердили в Лицее дух чести, товарищества, лицейского братства, воспитывали в лицеистах независимость суждений и поведения, прививали ненависть и презрение к холопству, лизоблюдству, ябедничеству, чинопочитанию и требовали от лицеистов ответственного отношения к словам и поступкам.

Лицей был основан в ту пору, когда Россия переживала национально-патриотический подъём. В стране возникли идеи отмены крепостного права, ограничения власти царя, мысли о главенстве законов и строгом их соблюдении. Крупнейшим историческим событием стала Отечественная война 1812 года, всколыхнувшая всю нацию, вставшую на защиту Отечества и жаждавшую поражения захватчиков. Лицеисты вместе со всеми радостно, восторженно праздновали победу русского оружия, изгнание Наполеона с родной земли и взятие Парижа. Об этих событиях Пушкин написал в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».

Пушкин навсегда остался верен свободолюбивому духу Лицея, лицейской дружбе. Он считал Лицей родным домом своей юности, а Царское Село — колыбелью своей музы. «Отечество нам Царское Село», — скажет он спустя годы. Первый выпуск Лицея состоялся 9 июня 1817 года. После окончания семнадцать человек зачислили в гражданскую, двенадцать — в военную службу. Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел. После выпуска все собрались у директора Лицея Энгельгардта, чтобы провести вместе последний лицейский день.

Источник: interesting-information.ru

Дата обновления: 12.01.2019 г.

×

Рекомендуем посмотреть

Сочинение на тему «Дуэль Гринева и Швабрина»

Сочинение на тему: «Отношение Гринёва к Пугачёву»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Пушкин лицеист

Императорский Царскосельский лицей был основан 12 августа 1810 г., а первого марта 1811 года отец Пушкина подал заявление о допуске своего сына к вступительному экзамену. Экзамен был сдан 12 августа 1811 г., в этом же году А. С. Пушкину исполняется двенадцать лет. Мальчик присутствовал на открытии учебного заведения, которое проходило по всем традициям торжественного открытия.

23  октября 1811 г. начались трудовые будни, которые ничем не отличались от будней в других закрытых учебных заведениях. Здесь все был четкий распорядок дня: подъем в шесть утра, в десять вечера отбой. В течение учебного дня было время на отдых, затем снова учеба. С самого первого дня обучения в лицее Пушкин чувствовал себя уютно в этом месте и по дому он не сильно скучал. Лицей стал для мальчика даже больше, чем дом. Здесь он встретил отличных педагогов и быстро нашел общий язык со сверстниками. Когда я представляю себе Пушкина- лицеиста, то сразу вижу счастливого подростка, который учится в свое удовольствие, а свое свободное время проводит за чтением книг.

Позже, спустя несколько лет, Пушкин написал стихотворения о лицее, о людях, которые окружали его в продолжении всего времени обучения. И это прекрасные стихи. Они передают эмоции поэта об учебе в лицее и воспоминания о былых временах.

Среди учеников было много тех, кто увлекался писательством. Конечно, Пушкин не был исключением. У многих это увлечение стало развиваться и в конечном итоге, переросло в писательский талан. Было даже организовано литературное собрание, на котором все делились своими работами и слушали критику. Исходя из этого, начинающие писатели могли корректировать свои произведения и нарабатывать навык. Стихотворения Пушкина по праву считались одними из лучших.

Однажды в лицее проходил экзамен, на котором ученики не только отвечали на вопросы и выполняли задания, но и зачитывали свои работы. В лицее Пушкин начинает активно писать, и, будучи лицеистом, его произведения в первый раз печатают в журнале, а позже его признают лучшим поэтом Царскосельского Лицея. В лицее Пушкин заводит друзей, там же зарождается его первая любовь, происходит знакомство с известными писателями и рождается Муза поэта. Словом, лицей стал хорошим началом дальнейших действий и определил судьбу известного всем человека Александра Сергеевича Пушкина.

Вариант 2

Лицей в Царском селе отличался от остальных учебных заведений отсутствием телесных наказаний и добрым отношением к ученикам. Предметы велись не иностранными преподавателями, а русскими. Основной задачей этого привилегированного учебного заведения, находящегося под опекой Александра I, было воспитание патриотов и преданных слуг государства.

А.С. Пушкин чувствовал себя в лицее хорошо, у него были друзья, учителя, с которыми ему было интересно. Лицей вполне заменял ему дом, поэтому Пушкин легко переносил разлуку с семьей. Юного лицеиста поддерживал его дядя, Василий Львович, известный поэт. Он привез мальчика в лицей в 1811 году и старался всячески помочь племяннику. Дядя оказал немалое литературное влияние на Александра, открыв ему мир русской литературы,

В лицее было много занятий, юноши учили французский и немецкий языки, латынь, естественные и гуманитарные науки. Александр Сергеевич посещал уроки рисования, чистописания, он очень часто бывал в библиотеке, читал каждую свободную минуту. Молодые люди очень любили поэзию, стихи, которые они писали, читались на «литературных собраниях», на которых блистал талантливый Пушкин. Одним из любимых учителей и наставников поэта был А.П. Куницын. Особенно Пушкину запомнилась его речь при открытии лицея, где были слова о соблюдении закона, о важности идти по пути любви к Отечеству и славе, не теряясь в толпе, поглощаемой волнами забвения.

В 1814 году Г. Державин был председателем комиссии на экзаменах. Александр Сергеевич прочел свое стихотворение, очень растрогавшее Державина. Известный поэт хотел обнять Пушкина, но тот смутился и выбежал из зала. Преподаватели заметили талант поэта и старались его поддерживать и развивать. На уроках некоторые учителя ему позволяли писать стихотворения вместо решения задач, так как с алгеброй, например, поэту было тяжело.

Гораздо позже писатель будет с любовью и радостью вспоминать свои годы в лицее, который стал для него отчизной. Именно там он обрел своих лучших друзей и литературных соратников — Дельвига, Кюхельбекера и Пущина, с которыми свела его судьба.

6 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Пушкин лицеист

Пушкин лицеист

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по произведению Темные аллеи Бунина

    Рассказ Бунина «Темные аллеи» описывает драматичную любовь двух героев, жизнь которых уже клонится к закату.

  • Сочинение Если бы я был президентом рассуждение

    Если бы я был этим самым президентом, то я бы стал самым молодым президентом в мире за всю историю! Тут ведь не написано, типа, когда я стану президентом.

  • Образы героев в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Роман Герой нашего времени Михаила Юрьевича Лермонтова — первый психологический роман в истории русской литературы. Хронотоп этого произведения нарушен, автор сделал это осознанно

  • Сочинение на тему Мой любимый день недели

    Из всех дней недели больше всего я люблю пятницу. В этот день можно немного расслабиться, так как скоро выходные. Ты уже заранее знаешь, что следующие два для будут для тебя отдыхом. В пятницу я всегда с радостью собираюсь в школу.

  • Почему погиб Мцыри? сочинение

    Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.

Сочинение на тему пушкин лицеист

Жизнь этого человека и биография изучаются до сих пор: начиная от начальных и заканчивая старшими классами.

Сочинение на тему «Пушкин-лицеист» входит в школьную программу.

Раннее детство поэта

Родился в 1799 году, в семье обедневших дворян. Отец Сергей Пушкин был в чине майора, состоял в Военном Комиссариате, на пенсию ушел в должности статского советника. Мама была внучкой крестного Петра I Ганнибала Абрама, своему супругу, отцу Александра Пушкина, приходилась внучатой племянницей. Всего в семье было 8 детей, но выжили только Александр, его сестра Ольга и младший брат Лева.

Лицеист пушкин

С раннего детства в кругу общения будущего поэта были самые образованные и знатные люди: Фонвизин Денис Иванович, Карамзин Николай Михайлович, Батюшков Константин Николаевич.

В детстве был неразговорчивым и ленивым мальчиком. Воспитывали родители, как и всех детей из дворянских семей, при помощи гувернеров, гувернанток и преподавателей из Германии, Франции и Англии.

Учился плохо, с больши́м трудом, преподавателей совсем не слушал. Но постепенно ребенка заинтересовало чтение, тайком ночью пробирался в отцовский кабинет и читал книги одну за другой до самого утра.

Слова бабушки о своем внуке: «Не знаю, что выйдет из него. Мальчик умен и охотник до книг, а учится очень плохо, бросается из одной крайности в другую, нет у него середины».

Начало творчества

Глава семьи каждый день читал своим детям книги Вольтера. Но, конечно же, самую большую роль в становлении Александра как личности и поэта сыграла его любимая няня Арина Родионовна, которая все детство рассказывала мальчику народные сказки и придания.

Свои первые мини-произведения будущий маленький поэт сумел написать в 7 лет. Он первый из русских писателей, который начал зарабатывать деньги при помощи своего творчества. Был разносторонним в творческом плане, писал не только стихи и произведения, содержание которых было лирическим, но и исторические очерки, сказки.

Поддерживал всячески деятельность революционеров, за что отправлялся неоднократно в ссылки. Начинал с написания маленьких комедий на французском языке, затем приступил к написанию басней. Все книги, которые он прочитал, каждый раз вдохновляли на что-то новое, благодаря им начало развиваться творчество.

Периоды творческой деятельности

Всю писательскую деятельность условно можно разделить на этапы:

Учеба пушкина в лицее

  • 1813 г. — май 1817 г. — время обучения в лицее.
  • 1817 год — май 1820 г. — петербургское время.
  • Май 1820 года — конец августа 1824 года — южная ссылка.
  • 1824 г. — сентябрь 1826 год — отбывание ссылки в селе Михайловское.
  • 1826 г. — сентябрь 1830 года — всё творчество до середины Болдинской осени.
  • Середина сентября — конец ноября 1830 года — Болдинский осенний период.
  • 1831 г. — 1835 г. — творческий период 1830 -х г.

Решение поступить в лицей

При достижении мальчиком 11-летия, родители приняли решение отдать сына на обучение в лицей. К тому времени у него уже было хорошее образование, полученное дома после лучших преподавателей, поэтому попасть на обучение особого труда не составило. Он прошёл обучение и неплохо разбирался в литературе Франции, ознакомился с поэтическими работами М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, разговаривал на нескольких иностранных языках, старался постоянно быть в курсе новинок в литературе. Как признались в будущем товарищи по лицею, он был впереди во всём, знал то, о чём ещё и не слышали.

В 1811 году по инициативе Александра Первого для дворян открылся Лицей в Царском Селе, на него возлагались большие надежды. В то время страна очень нуждалась в новых деятелях, имеющих общенациональный и общегосударственный образ мыслей.

 учителя пушкина в лицее

В заведение было вложено всё лучшее, что было в культурном развитии России того времени. В нём сначала планировали обучаться даже младшие братья царя.

Создал проект лицея М. М. Сперанский, который хотел, чтобы это была не только хорошая школа с качественным образованием для детей чиновников, но и место, откуда могли выпуститься люди, способные преобразовать Российское государство. Директором назначили члена коллегии Василия Фёдоровича Малиновского.

Царскосельский Лицей собрал руководство из умнейших людей страны, это были не просто обычные преподаватели, а просветители, такие как В. Ф. Малиновский, А. А. Энгельгардт. Каждый преподаватель читал ученикам не просто дисциплину, а профессорскую науку. Под влиянием А. П. Куницина у молодого поэта сформируются вольнолюбивые и в какой-то степени тираноборческие взгляды. Состав библиотеки постоянно пополнялся литературой, средств на это не жалели.

Для каждого учащегося давалась отдельная комната, не применялись в заведении и физические воздействия в виде наказаний.

Отвёз Александра на учёбу его дядя, известнейший писатель того времени, Василий Львович Пушкин. Мальчик сильно волновался перед сдачей экзамена, но всё прошло хорошо и его приняли в заведение. 19 октября 1811 года будущий поэт официально стал лицеистом. На празднике в честь открытия заведения присутствовала и царская семья, но больше всего в памяти ученика отложились слова и встреча с профессором Кунициным, которая повлияла на дальнейшее нравственное развитие писателя, на его становление как личности. Профессор давал наставление молодым дворянам чтить и знать законы, любить отечество, жизнь и свободу.

Жизнь и условия в заведении

К каждому учащемуся был приставлен надзиратель, следивший за его поведением и предоставляющий доклад об ученике руководству. Запрещено было бегать, сильно шуметь и играть в самом лицее. Приглядывали за ними даже ночью, для этого в дверях комнаты были специальные окна.

Комната учащегося

У каждого ученика был свой личный номер, который и являлся номером его комнаты, обстановка у всей была одинаковой и скромной:

Значение лицея в жизни пушкина кратко

  • Ученический стол.
  • Кровать.
  • Одно кресло.
  • Небольшой шкаф.
  • Умывальник.

Позже воспоминание у поэта о комнате было как о келье.

Форма была одинаковой для всех учеников, состояла из однобортного темно-синего мундира с красным воротником и такими же отворотами на рукаве. Брюки для каждого шились индивидуально, на ногах носили высокие сапоги.

Режим и распорядок дня

Распорядок дня был распланирован буквально по минутам, список с ним висел у каждого в комнате:

  • В 6 утра подъём, умывание, сборы, молитва.
  • С 7 до 9 часов время уроков.
  • 9−10 часов завтрак.
  • С 10 до 12 часов уроки.
  • С 12−13 — свободное время.
  • 13−14 часов — время обеда.
  • 14−17 — уроки.
  • С 17 до 18 часов полдник и прогулка.
  • С 18 до 20 часов выполнение домашнего задания, танцы, спорт.
  • С 20 часов ужин, вечерняя молитва, отход ко сну.

Учителя Пушкина в Лицее преподавали множество различных предметов:

 лицейская жизнь пушкина

  • Русский, латинский, французский, немецкий язык.
  • Логика.
  • Математика.
  • География.
  • История.
  • Чистописание.
  • Нравственность.
  • Фехтование.

Лучшим наставником для Александра стал Галич, который понравился своим простым обращением с учениками, хоть эта человечность иногда и вредила учёбе. Всего на курсе было 30 человек, обучение продлилось 6 лет, принцип был похожий на университетский.

Первые годы изучали программу старших классов гимназии, затем шли основные науки из университетского курса — словесные, нравственно-политические, физико-математические.

Образовался в лицее товарищеский кружок, в него входили, кроме Пушкина, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, будущий русский канцлер князь Горчаков, Ильичёвский. Все юноши были одарёнными, проводили вместе много времени, гуляли, много читали повестей и стихов вслух друг другу, организовали даже свой выпуск журнала. Главой издания и самым прилежным и старательным его работником был будущий писатель.

Будни и учеба

Лицейская жизнь Пушкина была насыщенной и интересной. Со всеми преподавателями складывались дружеские и уважительные отношения. Для учеников предоставили полную свободу в своих действиях. Некоторые педагоги, такие как профессор А. Галич, даже принимали участие в посиделках по праздникам со своими учащимися.

Пушкину особенно были интересны римские прозаики, классическая мифология и другая литература, но любимый предмет был история. С интересом также изучал русскую и французскую словесность.

 пушкин эссе

Александр являлся членом коллегии всех лицейских рукописных изданий, принимал активное участие во всех собраниях поэтических кружков. Отличником он не был, особого усердия и рвения к учёбе не наблюдалось, заниматься прилежно на уроках ему совсем не удавалось. Несмотря на это, педагоги замечали и отмечали талант, данный ему от природы, ум и смекалистость.

Отношения с учащимися лицея складывались по-разному, ему удалось познакомиться со многими замечательными и интересными людьми. Там его одни обожали и боготворили, другие − называли «французам», не доверяли и относились холодно и настороженно.

Поскольку Пушкин был вспыльчивым, частым заводилой ссор, многие его побаивались. Но вспыльчивость его быстро проходила, потом долго терзался в раскаяниях, надолго закрываясь у себя в комнате. Но все же многие лицеисты были его искренними и преданными друзьями, хоть иногда и не могли прощать его неуместные шутки, остроты и издевательства. Даже первая дуэль случилась в лицее с Кюхельбекером.

Не прошла бесследно для мировоззрения поэта и война 1812 года, отложилась в виде гнева и бунтарства. Патриотические чувства и настроения за державу переполняли Пушкина в то время, в то время он даже думал по-французски, начал писать послания и стихотворения о жизни народа, просторах и природе России.

Повстречал в этом учебном заведении он и свою первую любовь. Влюбился в Бакунину, девушка приезжала часто на балы в лицей к своему брату. Даже посвятил ей стихотворение под названием «К живописцу».

Одним из значимых моментов обучения стал переходный экзамен в 1815 году. Всю ночь накануне он не сомкнул глаз, так как принимать его должен сам Державин. Выступил Пушкин со стихотворением собственного сочинения «Воспоминания в Царском селе», которое до слёз растрогало старого писателя, он даже хотел обнять Александра, а тот от волнения убежал.

Значение лицея для поэта

Значение лицея в жизни Пушкина кратко описать нельзя, слишком значимым в жизни молодого поэта стал этот период. Обучение автор окончил в 1817 году и вышел оттуда совсем другим человеком, полностью сформировавшейся личностью. Кроме огромных знаний по русской литературе, математике, риторике, истории, мифологии, он обрёл и осознал свою внутреннюю силу, своё значение для Российской державы.

Время учёбы было периодом обретения новых и настоящих друзей, в стихотворении он обращается к ним со словами:

Сочинение

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастье куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Учёба Пушкина в лицее стала самым счастливым и беззаботным временем. Он для Александра Сергеевича стал вторым домом и особенным светом, по его словам, это отчизна для его души. Там произошло становление молодого человека как поэта, он стал именно там настолько знаменит, что императорская семья заказывала ему оды и пьесы, а лучшие писатели того времени восхищались талантом и не жалели комплиментов.

До конца своей жизни поэт каждую годовщину Царскосельского Лицея писал стихотворение, текст которого был в первую очередь посвящён дружбе и периоде учёбы.

На всю жизнь учебное заведение стало для него источником самых дорогих и счастливых воспоминаний и оставило неизгладимый след в жизни замечательного и великого русского поэта.

Лицейские годы Пушкина ‒ сообщение на тему

В Царскосельском лицее поэт учился, здесь он обрел лучших друзей, осознал силу своего духа и таланта. Лицейские годы были насыщены событиями и знакомствами с интересными людьми, которые оказали сильное влияние формирование личности Пушкина.

Детство и лицейские годы Пушкина кратко

В семье Пушкиных дети были предоставлены сами себе и их воспитанием занимались только иностранцы-гувернеры. Саша с детства писал в основном на французском языке, ведь его воспитывал учитель-иностранец.

Вместе с дядей в июне 1811 г. Александр отправился в Петербург, 12 августа он стал одним из 30 счастливчиков, поступивших в лицей.

Открытие лицея в Царском Селе состоялось 19 октября того же года. Учеников обучали словесным, нравственным, историческим наукам, изящным искусствам и гимнастике. Учителя преподавали лицеистам физику и математику.

Отсутствие физических наказаний для учеников было закреплено в Уставе заведения. Каждый ученик жил в отдельной комнате.

Кратко описать лицейские годы Александра Пушкина можно так: подъем в 6 утра, после уроки, которые продолжались до обеда и занимали около 7 часов в день. Отдыхали гимназисты, занимаясь спортом или читая.

Александр не был отличником. Преподаватели лицея отмечали литературный талант Пушкина, гибкость его ума и при этом абсолютное отсутствие прилежания к обучению.

Лицейские годы Пушкина

Друзья Пушкина в лицейские годы

Вместе с поэтом учились: сын директора Лицея Иван Малиновский, музыкант Николай Корсаков, будущий министр Александр Горчаков. Но самыми близкими друзьями в лицейские годы у Пушкина были Дельвиг, Пущин и Кюхельбекер.

С 13-летним Дельвигом Пушкин сдавал вступительный экзамен в Лицей. Антона одноклассники называли смешным прозвищем «Тося». Именно А. Дельвиг создал альманах, ставший стартовой ступенькой в литературную жизнь для многих талантливых писателей и поэтов ‒ «Северные цветы».

Дружен был поэт с Вильгельмом Кюхельбекером. Острая эпиграмма Пушкина послужила тому, что в лицейские годы друзья устраивали между собой дуэль. Биография Вильгельма повествует о том, что «Кюхля» стал декабристом и после подавления восстания был приговорен к вечной ссылке.

Иван Пущин жил в соседней с Пушкиным комнате. С поэтом они были особенно дружны и переговаривались вечерами через перегородку, разделяющую их комнаты. После восстания на Сенатской площади в 1825 г. Пущина арестовали и приговорили к 31 году тюремного заключения.

Пушкин близко общался с директором лицея Малиновским, с Чаадаевым, Жуковским.

Стихи Пушкина в лицейские годы

Первое стихотворение «К другу-стихотворцу» 15-летний Пушкин издал в «Вестнике Европы».

С 1811 по 1817 годы Пушкин создал больше сотни стихов и поэтических произведений. Посвящал поэтические строки лицейским товарищам и известным литераторам.

Лицейские годы Пушкина: интересные факты

На одном из занятий преподаватель Кошанский попросил своих учеников «пробовать перья» и описать «розу стихами». Остальные лицеисты не могли связать и двух слов, а Пушкин сразу прочитал 2 четверостишия, которые восхитили и профессора и учеников.

Интересные факты сообщает биография поэта, в лицейские годы одноклассники его звали «Французом» или «Егозой».

Ученики 6 класса школы на уроке пишут сочинение и выступают с сообщением о лицейских годах и детстве Пушкина.


  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Пушкин лицеист

Множество различных писателей и авторов обучались в лучших учебных заведений мира, ну или, по крайней мере, своей страны, что и сделало их такими, какими они стали. В данных учебных заведениях многие находили себе друзей на всю жизнь, самых верных друзей, которые никогда бы не предали своего друга. Так или иначе, учебные заведения повышенного уровня обучения имели целый ряд преимуществ, с которыми нельзя было не согласиться. В одном из таких заведений и учился Александр Сергеевич Пушкин.

Пушкин учился в лицее, который находился в царском селе. В лицее Пушкин проявлял себя как замечательный ученик, верный друг, и потрясающий поэт. В данном месте он встретил людей, которые впоследствии стали его лучшими друзьями. В заведении Пушкин проявлял себя как замечательный, несомненно, талантливый юноша, имеющий в столь юном возрасте, взрослые взгляды на жизнь, что, несомненно, сделало ему известность в литературных кругах как человеку, так как и писателю. Как друг он же проявлял себя весьма заботливым человеком, который никогда бы не бросил друга в беде или не дал бы его в обиду. Всего его друзья придерживались либералистических взглядов на происходящее вокруг них, благодаря чему некоторые даже были отправлены в ссылку в будущем. Несомненно, Пушкин был одним из лучших учеников в данном заведении, проявляя себя как человек, достойный уважения со стороны окружающих.

Также Пушкин был весьма одарён в творческом и поэтическом плане уже в те годы. В свою юношество Пушкин уже писал выдающиеся стихи, которые имели высокие похвалы со стороны людей прекрасно осведомлённых в литературе и поэзии. Исходя из этого мы видим, что Пушкин был, несомненно, талантлив, но и при этом он учился прилежно, чтобы благодаря своему таланту и упорному труду стать одним из величайших деятелей своего времени. Многие люди заметили его рвение к небесам, из-за чего очень рекомендовали его к различным учителям, и литературным деятелям того времени на попечение, но несмотря на это он остался в лицее, так как просто не мог оставить своих друзей одних.

В данном сочинении я описал жизнь, и в частности юношество Пушкина, выделяя то время, когда он учился в лицее. Мнение, описанное в данном сочинении исключительно субъективное, из-за чего не претендует на истинную верность.

Сообщение Пушкин лицеист

Пушкин А.С. родился в небогатой, но очень хорошо образованной семье. Его отец был весьма просвещённым человеком. Большую часть своего времени он проводил за чтением и очень не любил, когда его отвлекали от любимого занятия. Мать Пушкина была женщиной суровой. И, чтобы не выслушивать замечаний и нравоучений строгой матери, будущий поэт убегал от неё.

В окружении Пушкина только 3 человека говорили на русском языке. Это были его учитель, который преподавал ему закон Божий, его бабушка и няня. Благодаря им Александр Сергеевич выучил родную речь и познакомился с народным творчеством. Это пригодилось ему в будущем.

Уже в 9 лет будущий поэт начинает бегло читать на французском языке. Увлёкшись чтением, он прочитал всю домашнюю библиотеку. В 12 лет мальчика отправляют учиться в Лицей. Обучение в этом учебном заведении предполагало подготовить из отпрысков лучших представителей общества государственных мужей.

Годы учёбы оставили неизгладимый след в жизни поэта. Это в Лицее Пушкин формируется как человек, как гражданин и как поэт. Здесь происходит становление его характера. Здесь он нашёл друзей, которых у него до этого никогда не было. Среди них были Кюхельбекер и Дельвиг, обладающие даром стихосложения. Молодые, остроумные и насмешливые, друзья иногда ссорились. Но это не помешало им пронести дружбу через всю свою жизнь.

В Лицее Александр Сергеевич написал своё первое стихотворение. И оно было даже опубликовано. Это случилось, когда молодой Пушкин познал чувство первой любви. Ему понравилась сестра одного из учащихся Лицея. Именно Бакуниной, милой, приветливой и обходительной девушке, юный поэт посвящал свои первые стихи. Она стала его первой музой.

Позднее, при переходе с курса на курс, Пушкин на экзамене прочтёт стихотворение, которое определит его дальнейшую судьбу. Оно произведёт потрясающее впечатление на всех присутствующих. А поэт Державин, со слезами на глазах назовёт молодого поэта своим преемником. Вот так к лицеисту Пушкину пришла слава. Он был признан именитыми поэтами и удостоился их высочайшей оценке.

Для презентации 6 класса

Пушкин лицеист

Пушкин лицеист

Несколько интересных сочинений

  • Фольклор в произведении Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Творчество Н. А. Некрасова тесно связано с народом. Многие его произведения обращены именно к обычным людям , простым мужикам-крестьянам.

  • Может ли доброта принести человеку разочарование? сочинение

    Кто-нибудь когда-нибудь задумывался об истинном значении доброты? Почему это качество, одно из самых важных в нравственности человека, приносит боль и разочарование в душе? Что же такое доброта?

  • Почему разные поколения не понимают друг друга? Итоговое сочинение

    Порой родители, старики и дети не могут понять друг друга. Почему же это происходит? Всё дело в том, что разные поколения воспитывались по-разному.

  • Анализ рассказа Шолохова Чужая кровь

    Произведение является завершающей составной частью прозаического цикла писателя под названием «Донские рассказы», рассматривающей в качестве основной тематики проявление человеческого гуманизма и заботы о ближних.

  • Сочинение на тему Культурное наследие В. Шекспира

    Наверно нет человека в нашем мире, который не слышал про Шекспира. Этот драматург Эпохи Возрождения и сейчас будоражит ума и сердца людей.

  • Путешествие за границу как пишется
  • Пушкин краткое содержание рассказа выстрел пушкин
  • Путешествие во врунляндию сказка
  • Пушкин краткий рассказ о писателе 3 класс
  • Путешествие внутри клетки рассказ