Пушкин рассказ узник краткое содержание

Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1832 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Время чтения: до 1 часа | Темы: гордость и смирение, мечта, одиночество, свобода

Главные герои: узник, орел


Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Краткое содержание

Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.

Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.

Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.

Анализ

История создания

Стихотворение “Узник” было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.

Смысл названия

Со службы в Кишиневе началась Южная ссылка Пушкина. Вдали от столичной жизни он чувствовал себя настоящим узником, положение которого можно сравнить с преступником, находящимся в тюрьме.

Главная тема произведения

Главная тема произведения – стремление к свободе.

В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.

При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой – “вскормленный в неволе орел молодой”. Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.

“Грустный товарищ” лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв “Давай улетим!”, возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.

“Вольные птицы” ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.

Бескрайние воздушные просторы, “где синеют морские края”, “гуляем лишь ветер… да я!”, означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.

Проблематика

Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.

Бруно Августо. Парящий орел

Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение “Узник” можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.

Размер, композиция и художественные средства выразительности

Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.

Пушкин использует яркие эпитеты (“сырой”, “кровавую”, “вольные”), олицетворения (“грустный товарищ [орел]… задумал”, “вымолвить хочет”, “гуляем лишь ветер…”). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе (“туда, где…”).

Чему учит автор

Стихотворение “Узник” представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 7.3k

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения «Узник» и их характеристика

  1. Узник. Молодой человек, мечтающий о свободе.
  2. Орел. Вольная птица, символ свободы.

План пересказа стихотворения «Узник»

  1. За решеткой
  2. Грустный товарищ
  3. Взгляды в окно
  4. Давай улетим!
  5. К горам и морю
  6. Туда, где ветер

Главная мысль стихотворения «Узник»
Человек рожден свободным, и всегда будет стремиться ее сохранить.

Чему учит стихотворение «Узник»
Стихотворение учит не сдаваться и не мириться с обстоятельствами. Учит бороться за свою свободу, свое счастье. Учит не терять надежду и верить в лучшее. Учит мечтать.

Отзыв на стихотворение «Узник»
Это очень сильное стихотворение, написанное от лица узника, вынужденного томиться в тюрьме. Узник мечтает обрести свободу, и он не теряет надежду. А пока он верит, он живет.

Анализ стихотворения «Узник»
Стихотворение было написано в 1822 году, когда автор пребывал в ссылке. Однако, не только ссылка кажется Пушкину тюрьмой, но и вся его жизнь. Он мечтает о подлинной свободе духа и мыслей, он не хочет мириться с рамками, навязанными ему обществом.
Стихотворение полно аллегорий. Под узником автор понимает самого себя, себя же называет орлом, вскормленным в неволе, то есть выросшим в рабстве несправедливых законов и устоев.
Жанр: лирика
Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка парная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Узник»
Эпитеты: в темнице сырой, орел молодой, кровавую пищу, вольные птицы, морские края.
Метафоры: вскормленный в неволе, белеет гора, синеют моря
Олицетворения: гуляем лишь ветер и я.

Пословицы к стихотворению «Узник»
Своя воля всего дороже.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Свободному хорошо и под кустом жить.
Хоть и на хвойке, да на своей вольке.
Степного коня на конюшне не удержишь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Узник»
Автор говорит, что он сидит за решеткой в темнице, и сравнивает себя с молодым орлом, вскормленным в неволе.
Другой орел, его товарищ, за окном клюет кровавую пищу. Он бросает пищу, и часто смотрит в окно на узника, словно предлагая ему сбежать, улететь.
Орел зовет узника к горам, к синему морю, говоря, что они вольные птицы.

Читать стихотворение «Узник»
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 239.

Обновлено 9 Сентября, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 239.

Обновлено 9 Сентября, 2021

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы. Краткий анализ «Узник» можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.

История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишинев.

Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.

Композиция – стихотворение состоит из трёх строф в форме катрена (четверостишия), условно можно выделить три части.

Жанр – лирическое стихотворение, относится к романтическому направлению

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).

Эпитеты«в темнице сырой» , «…орёл молодой».

Метафоры«за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».

Олицетворение «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

История создания

Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Тема

Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за свободу. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развеивается, орел зовёт лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.

Жанр

Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. В нём отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя.
Данное произведение относится к направлению романтизм, на это указывает порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.

Стих состоит из трёх четверостиший. Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном).

Способ рифмовки – парный ААВВ.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своём произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.

Стихотворение построено на антитезе: в нём противопоставляются сырая темница – простору («темнице сырой» «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…»).

Также используются тропы: олицетворения: «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…», эпитеты«в темнице сырой» , «…орел молодой», метафоры«за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».

Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Проскуряков Матвей

    7/7

  • George Khurtsilava

    7/7

  • Лёха Раков

    7/7

  • Лиза Косоротова

    7/7

  • Лерка Кавалерка

    6/7

  • Nikita Kirillov

    7/7

  • Виктория Стрибук

    7/7

  • Егор Бубырь

    6/7

  • Ирина Крестовская

    7/7

  • Арина Заплаткина

    7/7

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 239.


А какую оценку поставите вы?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Развлекаешься как пишется правильно
  • Пушкин повести белкина сочинение
  • Развивающая книжка из фетра сказка
  • Пушкин о своих сказках высказывания
  • Рабыня и госпожа рассказ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии