Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1832 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Время чтения: до 1 часа | Темы: гордость и смирение, мечта, одиночество, свобода
Главные герои: узник, орел
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
Краткое содержание
Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.
Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.
Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.
Анализ
История создания
Стихотворение “Узник” было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.
Смысл названия
Со службы в Кишиневе началась Южная ссылка Пушкина. Вдали от столичной жизни он чувствовал себя настоящим узником, положение которого можно сравнить с преступником, находящимся в тюрьме.
Главная тема произведения
Главная тема произведения – стремление к свободе.
В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.
При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой – “вскормленный в неволе орел молодой”. Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.
“Грустный товарищ” лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв “Давай улетим!”, возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.
“Вольные птицы” ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.
Бескрайние воздушные просторы, “где синеют морские края”, “гуляем лишь ветер… да я!”, означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.
Проблематика
Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.
Бруно Августо. Парящий орел
Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение “Узник” можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.
Размер, композиция и художественные средства выразительности
Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.
Пушкин использует яркие эпитеты (“сырой”, “кровавую”, “вольные”), олицетворения (“грустный товарищ [орел]… задумал”, “вымолвить хочет”, “гуляем лишь ветер…”). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе (“туда, где…”).
Чему учит автор
Стихотворение “Узник” представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 7.3k
Жанр: стихотворение
Главные герои стихотворения «Узник» и их характеристика
- Узник. Молодой человек, мечтающий о свободе.
- Орел. Вольная птица, символ свободы.
План пересказа стихотворения «Узник»
- За решеткой
- Грустный товарищ
- Взгляды в окно
- Давай улетим!
- К горам и морю
- Туда, где ветер
Главная мысль стихотворения «Узник»
Человек рожден свободным, и всегда будет стремиться ее сохранить.
Чему учит стихотворение «Узник»
Стихотворение учит не сдаваться и не мириться с обстоятельствами. Учит бороться за свою свободу, свое счастье. Учит не терять надежду и верить в лучшее. Учит мечтать.
Отзыв на стихотворение «Узник»
Это очень сильное стихотворение, написанное от лица узника, вынужденного томиться в тюрьме. Узник мечтает обрести свободу, и он не теряет надежду. А пока он верит, он живет.
Анализ стихотворения «Узник»
Стихотворение было написано в 1822 году, когда автор пребывал в ссылке. Однако, не только ссылка кажется Пушкину тюрьмой, но и вся его жизнь. Он мечтает о подлинной свободе духа и мыслей, он не хочет мириться с рамками, навязанными ему обществом.
Стихотворение полно аллегорий. Под узником автор понимает самого себя, себя же называет орлом, вскормленным в неволе, то есть выросшим в рабстве несправедливых законов и устоев.
Жанр: лирика
Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка парная.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Узник»
Эпитеты: в темнице сырой, орел молодой, кровавую пищу, вольные птицы, морские края.
Метафоры: вскормленный в неволе, белеет гора, синеют моря
Олицетворения: гуляем лишь ветер и я.
Пословицы к стихотворению «Узник»
Своя воля всего дороже.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Свободному хорошо и под кустом жить.
Хоть и на хвойке, да на своей вольке.
Степного коня на конюшне не удержишь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Узник»
Автор говорит, что он сидит за решеткой в темнице, и сравнивает себя с молодым орлом, вскормленным в неволе.
Другой орел, его товарищ, за окном клюет кровавую пищу. Он бросает пищу, и часто смотрит в окно на узника, словно предлагая ему сбежать, улететь.
Орел зовет узника к горам, к синему морю, говоря, что они вольные птицы.
Читать стихотворение «Узник»
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 239.
Обновлено 9 Сентября, 2021
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 239.
Обновлено 9 Сентября, 2021
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы. Краткий анализ «Узник» можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.
История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишинев.
Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.
Композиция – стихотворение состоит из трёх строф в форме катрена (четверостишия), условно можно выделить три части.
Жанр – лирическое стихотворение, относится к романтическому направлению
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).
Эпитеты– «в темнице сырой» , «…орёл молодой».
Метафоры– «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».
Олицетворение – «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
История создания
Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.
Тема
Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой»
, и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.
Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за свободу. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»
.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развеивается, орел зовёт лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.
Жанр
Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. В нём отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя.
Данное произведение относится к направлению романтизм, на это указывает порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора»
, «синеют морские края»
, гуляет ветер.
Стих состоит из трёх четверостиший. Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном).
Способ рифмовки – парный ААВВ.
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своём произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.
Стихотворение построено на антитезе: в нём противопоставляются сырая темница – простору («темнице сырой»
– «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…»
).
Также используются тропы: олицетворения: «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…»
, «…гуляем лишь ветер… да я!…»
, эпитеты– «в темнице сырой» , «…орел молодой», метафоры– «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».
Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Проскуряков Матвей
7/7
-
George Khurtsilava
7/7
-
Лёха Раков
7/7
-
Лиза Косоротова
7/7
-
Лерка Кавалерка
6/7
-
Nikita Kirillov
7/7
-
Виктория Стрибук
7/7
-
Егор Бубырь
6/7
-
Ирина Крестовская
7/7
-
Арина Заплаткина
7/7
Рейтинг анализа
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 239.
А какую оценку поставите вы?