Пушкин сказка о царе салтане чудеса в этой сказке

­Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найдите в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

В сказке происходят превращения, описывается сказочное появление богатырей, волшебная белка. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки, будучи замурованным и брошенным в море. Вырос ребенок тоже сказочно быстро.

Князь превращается в трех насекомых: в  комара, шмеля и муху.

Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:

  • Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за её спасение от злого коршуна.
  • Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна превращает князя в комара, и он летит к отцу.
  • Чтобы удивить царя Салтана, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка, которая грызла золотые орешки с изумрудными ядрами. Царевна исполнила его желание.
  • Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
  • Лебедь дарит Гвидону своих братьев  —  тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Каждое утро они выходят из пучины морской и обходят границы княжества.
  • В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами к отцу.
  • Последним даром царевны князю является девушка неописуемой красоты, в которую превращается сама царевна Лебедь. Она становится женой князя.

Какими вы представляете себе царевну Лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по её велению?

Царевна Лебедь сначала была белым лебедем, грациозным и красивым. В конце сказки она превратилась в девушки, красоты неописуемой.

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.»

Братья-богатыри — сильные, отважные и могучие.

«В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.»

Город белокаменный, с высокими стенами, белыми церквями с золотыми куполами.

«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.»


Выразительно прочитайте строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи.

Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

«Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

Как царевна Лебедь обращается к Гвидону?
Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».

Сравните окончание сказки А. Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходство и различия.

Сказка заканчивается победой добра над злом, как и многие народные сказки. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.

Последние строчки звучат
«Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.»

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения.

1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
8) приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец


Найдите в тексте и перескажите эпизоды с чудом:

• о белочке;
• о тридцати трёх богатырях.

Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.

Когда гости приехали к Салтану и рассказали о чудесном дворце, Повариха вспомнила про другое чудо — белку. Гвидон в образе комара разозлился на нее и ужалил в глаз. Гвидон рассказал о чуде царевне Лебеди и она сделала так, что белка оказалась у него.

«Уж диковинка, ну право,
—Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит,
—Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тётке прямо в правый глаз…
            и до слов
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счёт орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.

Тридцать-три богатыря, о которых рассказала ткачиха, оказались братьями царевны Лебеди, и она попросила их обходить с дозоров дворец князя Гвидона.

В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе , как жар горя,
Тридцать три богатыря…
            и до слов
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.

Третье чудо — превращение царевны Лебеди в прекрасную девушку. Об этом чуде рассказала Бабариха. Гвидон, обращенный в шмеля, укусил ее со злости в нос. Дома он рассказал о чуде царевне Лебеди. Оказалось, что это она и есть.

В свете есть такие ль дива?
Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
            и до слов
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.


Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Главные действующие лица — царь Салтан, Гвидон, царевна Лебедь. Они проявляют доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких.
Ткачиха, Повариха и Бабариха проявляют зависть, злость и жестокость.

Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры. Обсудите с друзьями.

Причиной несчастий стала зависть окружающих.
Я стараюсь ответстенно выполнять домашнее задание, а мой друг вместо этого предпочитал подольше поиграть в компьютерные игры. Когда мне ставили хорошую оценку, а ему плохую, он завидовал. Мы из-за этого поссорились.

Какие признаки сближают сказку А. Пушкина с народной? Обратите внимание на:
• зачин;
• концовку;
• повторяемость событий;
• волшебных помощников;
• народные словосочетания и выражения.

В сказке Пушкина, как и в народной сказке, есть зачин (Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком.), концовка (Я там был; мед-пиво пил —/ И усы лишь обмочил.), повторяемость событий (Гвидон 3 раза превращался в насекомое, 3 чуда), волшебне помощники (царевна Лебедь), народные словосочетания и выражения (кабы, красная девица, сени, честные гости, на добра коня…).

Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Найдите информацию в энциклопедии.

Иллюстрация — в переводе с английского языка означает «освещение, наглядное изображение». Назначение иллюстрации — помочь понять, пояснить или дополнить содержание текста.

К сказкам А. Пушкина было сделано много замечательных иллюстраций, в частности, такими художниками-иллюстраторами как Татьяна Маврина, Владимир Конашевич, Иван Билибин, Борис Дехтерев, Нина Носкович.


4

Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»?

Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»?

11 ответов:



6



0

  1. «Белка там живет чудная» — белочка, которая грызла золотые орешки и добывала из них ядра-чистый изумруд. Белка умела петь песенки и танцевать.

текст при наведении

2. «Тридцать три богатыря и дядька их морской — Черномор» — морские богатыри, в количестве тридцати трех штук, с ними их воевода-дядька Черномор. Умеют обходить дозором вверенную им территорию и выступать в роли отряда быстрого и эффективного реагирования.

текст при наведении

3. Царевна-лебедь — красавица с месяцем под косой и звездой во лбу. Обладательница чудесного голоса и колдовского дара. Умеет превращаться в лебедя, состоит в родственных связях с морскими богатырями (она им сестра), умеет превращать человека в насекомых.

текст при наведении



5



0

Бессмертное и неповторимое произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане» действительно является одной из самых любимых сказок не только у детей, но и у взрослых. Что касается трех чудес, которые были описаны в данном произведении, то это:

  • белочка, грызущая орешки с золотыми скорлупками,
  • тридцать три славных богатыря, во главе с Черномором,
  • прекрасная Царевна — лебедь.



2



0

Чудес, описанных в сказке о царе Салтане больше чем три чуда, поэтому я перечислю три чуда, которые мне больше всего нравятся. Это в первую очередь, белочка, которая умеет петь и которая грызёт орешки в золотой скорлупе с изумрудными ядрами. Это так же Царевна Лебедь удивительной красоты и третье чудо — это богатыри, которые живут в море и выходят на берег, чтобы охранять князя Гвидона.



2



0

Цифра «три» является лейтмотивом многих сказок. В том числе и в этой сказке Пушкина речь идет именно о трех чудесах.

Если перечислять в той последовательности, в которой они идут в сказке, то самое первое — это белочка в клетке. Чудо заключалось в том, что белочка пела песенки и грызла золотые орешки.

Второе чудо — это витязи, которые выходили из глубин моря на сушу. Во главе витязей был Черномор. А было их ровно тридцать.

Третье чудо — это прекрасная лебедь, которая в конце превращается в царевну.

В этой сказке были и другие чудеса, например, князь Гвидон, который превращается то в муху, то в комара.



2



0

Великий поэт и сказочник Александр Пушкин был затейлив на выдумки, что и продемонстрировал в своей «Сказке о царе Салтане». В этой стихотворной сказке поэт проявил свою фантазию в полной мере, украсив повествование несколькими чудесами.

Первое чудо — необычная белочка, грызущая диковинные орешки: с изумрудными ядрами и золотыми скорлупками.

Чудо под вторым номером — появление на берегу тридцати трех богатырей во главе с лидером: дядькой Черномором. Небольшой отряд красавцев-богатырей, облаченных в броню из блестящей чешуи, появляется из моря, что само по себе удивительно.

Третье пушкинское чудо мне нравится больше всего, и это: великолепная царевна-Лебедь, которая ночью освещает землю, а днем затмевает божий свет.



1



0

А разве не чудо, что мать и сын (князь Гвидон) остались живы. Когда их в бочку посадили и бросили в море. Кто может проплавать в ней в море и остаться жив. Самое чудо, не было бы его и сказка продолжение не получила бы. И Царевны-лебедь не было бы.



1



0

Сказка «О царе Салтане…» действительно содержит много чудес, на то она и сказка.

Чудом можно назвать, например, и то, что царевна с царевичем выжили и попали на остров. потом превращение царевича в муху и т.д.

Но так уж и быть, назовем основные, о которых купцы и рассказывают царю Салтану.

Первое чудо.

Это появление на острове, где стоял лишь только дуб, под которым царевич с матерью и заснули, города.

uzJMmihygZmdGYm2d7eCpFVVAf2MEn6.png

Второе чудо.

Это белочка, которая грызет не простые орешки, а с изумрудом.

UQoN3ppzc6hqJAxatQm44wQup1vmAxe.png

Третье чудо в сказке.

Это тридцать три богатыря, которые охраняют вместе с Черномором остров царевича Гвидона.

90d0NFalGLUDkRuc8XnJXsooVAtKOv.png

И еще есть четвертое чудо.

Это жена царевича, которая превратилась в прекрасную царевну из лебеди.

XBTszO0aZFtIA2aEpLQYsvvZU25S6ARr.png



1



0

Отрывок о Царевне со звездой во лбу наиболее запоминающийся. В мультфильме Царевна выступает настоящей павой, сверкает месяц под косой и переливается во лбу звезда. Слова «33 богатыря» сегодня стали устойчивым выражением, которое широко употребляется в народе, правда, без иносказательного смысла. 33 богатыря, Черномор и Царевна настоящие волшебные герои в сказе, из появление можно объяснить только чудом из чудес. И еще еще одно чудо, поющая песенки белочка. Белочка грызет не простые орешки и этому можно найти объяснение, если подходить с точки реальной жизни, но поющих белок в жизни не бывает, поэтому ее появление тоже относится к ряду волшебных действий в сказке.



1



0

Сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане» просто полна чудес.

Главные чудеса сказки это:

  • Белка, которая грызла в сказке орешки с золотой скорлупой и ядрами из изумруда.
  • Тридцать три богатыря — которые вышли из волн.
  • Царевна-лебедь — прекрасная девица, которая была сестрой богатырям.

Это ещё не се чудеса сказки, на стоящим чудом можно назвать, что Жена царя с младенцем в бочке остались живы, не иначе как чудом можно назвать превращение князя Гвидона в комара.



1



0

После того, как жену Салтана с сыном выбросило с бочкой на сушу и парень встретил лебедь, он всячески старался увидеть отца и пригласить того к себе, передавая поклоны через купцов. Но каждый раз ткачиха, бабариха и повариха всячески отговаривали Салтана, придумывая любые чудеса для этого, а сын царя (князь Гвидон) слышал их речи и у себя на острове воплощал их в реальность:

  1. Так (будучи комаром) Гвидон услышал о чудо белке, которая грызёт золотые орехи, внутри которых изумруды — это первое чудо было.
  2. Салтан услыхал о белке и хотел отведать остров, но три бабы отговорили его тем ,что есть и другое чудо: 33 богатыря и дядька Черномор (Гвидон тогда мухой подслушал их речи).
  3. И третий раз обернулся парень шмелём, когда услышал о третьем чуде из чудес: прекрасной девушке со звездой во лбу и месяцем под косой — этой красавицей и стала для Гвидона его лебедь.



0



0

В «Сказке о царе Салтане» действительно описываются три чуда. Первое чудо — это белка, которая кушает золотые орехи. Царевна-лебедь — второе чудо. И остается третье чудо — это тридцать три богатыря их дядька.

Читайте также

Нет, это вовсе не был пирог. Это было яблоко

«И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит…»

Яблоко в сказке Александра Сергеевича Пушкина и оказалось отравленным. Из-за него уснула царевна.

Если задаваться вопросом: «кем второй раз оборотила царевна князя Гвидона?», то ответ шмелем. Если вопрошать «какое чудо было рассказано царю Салтану купцами во второй их приезд?», то ответом идет 33 богатыря. А теперь проведя небольшое расследование сюжета, отвечаем, что прилетев в образе шмеля к своему отцу и услышав вредные речи Бабарихи, которая опять же по Пушкина была бабушкой князя Гвидона, внук, пощадив очи — глаза «старушки» уселся на ее нос и ужалил бабушку, от чего у той волдырь образовался. Получается, что ответ НОС

Главные мысли «Сказки о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина.

  1. Нельзя слепо доверять всем подряд, а особенно тем, кого невольно обидел и кто тебе завидует.
  2. Следует научиться прощать даже тех людей, какие принесли вам много горя.
  3. Неосуществимой мечты не бывает, но чтобы она стала реальной нужно приложить немало усилий.

Главные мысли "Сказки о царе Салтане".

Я не так давно читал,что Лукоморье относится к славянской мифологии.Так сказать Лукоморье-это заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо,или ось Мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. И по этому мировому древу спускаются и поднимаются боги.Вот такая легенда или миф.

текст при наведении

Из всех четырёх перечисленных сказок — сказка под номером вторым (конёк-горбунок) является правильным ответом и к этому произведению Александр Сергеевич Пушкин не имеет никакого отношения. Эту сказку написал Пётр Павлович Ершов.

Цели:

  • формировать навыки выразительного чтения;
  • развивать речь, внимание, память;
  • воспитывать красоту и культуру речи.

Оборудование: иллюстрации к сказке, аудиокассета с записью музыки к спектаклю Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», репродукция картины М.Врубеля «Царевна Лебедь».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

— Для того, чтобы хорошо читать, урок начнём с речевой разминки.

— Читаем слоги, чётко произнося каждый звук:

чпа – ачпа
чпы – ычпы
чпэ – эчпэ
чпо – очпо
чпу – учпу

чла – ачла
члы – ычлы
члэ – эчлэ
чло – очло
члу – учлу

3. Проверка домашнего задания.

— С какой сказкой мы познакомились?

— Кто её автор?

— Назовите главных героев.

— Какое домашнее задание было задано? (Дочитать сказку, нарисовать иллюстрации к чудесам.)

— Посмотрите на доску, перед вами выставка рисунков, на которых изображены чудеса. Расположите их по порядку, как они следуют в сказке.

4. Постановка цели урока.

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

— Сегодня мы поговорим о чудесах, которые встретились в сказке. Будем учиться анализировать их, сравнивать и выразительно читать.

5. Работа над темой урока.

Давайте подумаем, что такое чудо? У вас на партах словарь С. И. Ожегова, найдите и прочитайте, как в словаре дано понятие этого слова?

— Перечислите чудеса по порядку.

— Как и почему возникают чудеса? (Город — за спасение царевны Лебедь, белка и 33 богатыря — завлечь отца в гости, царевна Лебедь — для женитьбы князя Гвидона.)

1 чудо

— Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о появлении города.

— Найдите и прочитайте, каким увидели город корабельщики.

— Город новый, златоглавый…Что это значит?

— Что рассказали о городе корабельщики царю Салтану?

— Выделите слова, описывающие, каким был город?

— Прочитайте, голосом выделяя выделенные слова.

(Звучит музыка Н. Римского-Корсакова к спектаклю «Сказка о царе Салтане».)

Вывод. Можно ли считать чудом появление города за одну ночь?

Рассмотрите репродукции картин. На них изображены старинные города, в которых до наших дней сохранилась русская старина.

2 чудо

— Найдите и прочитайте, о каком чуде рассказала повариха? (О белке.)

— Прочитайте, как корабельщики рассказали царю Салтану о белке?

— Что нового мы узнали из их рассказа?

— Как вы думаете, почему они приукрасили чудо?

— С какой интонацией надо читать о белке? Почему?

— Выделите в каждой строчке главное слово.

— Какие слова выделили? К какой части речи они относятся?

— Прочитайте выразительно этот отрывок.

— Почему белочку назвали диковинкой?

— Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слова диковинка.

(Звучит музыка из спектакля Н. Римского-Корсакова к этой части произведения.)

Физминутка.

3 чудо

— Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха? (33 богатыря.)

— Найдите и прочитайте, как об этом чуде говорил князь Гвидон.

— Одинаково ли описание? В чём отличие? (Работа в парах.)

— Вернёмся к словам ткачихи. Найдите слова, которые помогают передать мощь и грандиозность чуда.

— К какой части речи относятся эти слова? (Глагол.)

— Прочитайте выразительно этот отрывок, силой голоса выделяя слова, соблюдая паузы.

— Можно ли это чудо назвать диковинкой?

— А как можно? (Диво.)

— Посмотрите значение этого слова в словаре С.И. Ожегова.

— Богатыри рождаются из морской стихии и также сильны, как и она.

(Звучит музыка из спектакля Н. Римского-Корсакова к этой части произведения.)

4 чудо

— О каком чуде рассказала баба Бабариха? (Царевна Лебедь.)

(Звучит музыка из спектакля Н.Римского-Корсакова.)

— Ожидал ли Гвидон, что царевна — это Лебедь?

— Обрадовался ли он, когда увидел её?

— Что вас больше всего поразило в облике царевны Лебедь?

— Почему это чудо последнее в сказке?

(Работа в группах.)

— Вам надо прочитать, выделить главные слова, подготовить выразительное чтение отрывка появления царевны Лебедь.

Проверка. Читает один представитель от группы.

— Рассмотрите репродукцию картины художника М. Врубеля «Царевна Лебедь». Удалось ли ему передать её сказочный образ?

6. Итог урока.

— Понравилась ли вам сказка?

— Есть ли чудо, которое понравилось вам больше всего?

7. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение фрагментов произведения о чудесах.

Тема: «Три чуда из сказки «О царе Салтане» А.С. Пушкина».

Цель:

— Совершенствовать знания детей о возможности восприятия литературных произведений с трёх сторон: литературы, музыки, изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные:

— Учить детей читать бегло и выразительно, отрывки стихотворения читать наизусть.

— Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре.

— Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при прослушивании  музыки разного характера.

Развивающие:

— Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности.

— Развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание посредством прослушивания музыкальной оперы Римского-Корсакого «Три чуда», бесед по картинам Врубеля и Билибина.

— Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

Воспитательные:

— Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.

— Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

— Воспитывать добрые черты характера, любовь к поэзии А.С. Пушкина.

Форма организации интегрированного урока: контрастная.

Оборудование: книга для чтения, мультимедийная установка, презентация, отрывки из музыкального произведения Римского-Корсакова  “Три чуда”, картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”, портреты: А.С.Пушкина, М.А.Врубеля, И.Я.Билибина, карточки для самостоятельной работы.

Предварительная работа: Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для рисования картин по произведения А.С. Пушкина. Заучивание детьми небольших и отдельных фрагментов: «Белка», «Тридцать три богатыря» и «Царевна-лебедь».

Ход урока

  1. Оргмомент.

— Здравствуйте дети! Сегодня у нас непростой урок. Наш урок сочетает в себе такие предметы, как чтение и развитие речи, музыку и изобразительное искусство.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне гостям

И садитесь по местам.

  1. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков по произведениям А.С. Пушкина.

— Что вам было задано на дом? Вспомнить все сказки А.С. Пушкина и нарисовать рисунки для выставки.

 — Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

— Внимательно послушайте, что мы вам прочитаем и попробуйте вспомнить названия сказок.

«Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.   (Сказка о золотом петушке).

« Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?   (Сказка о спящей красавице и семи богатырях).

«Жил старик со своею старухой

 У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года. (Сказка о рыбаке и рыбке).

 « За морем царевна есть,

 Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит».   (Сказка о царе Салтане).

3. Сообщение темы урока.

— Сегодня мы с вами вместе рассмотрим чудеса, которые описывает А.С. Пушкин в своей « Сказке о царе Салтане». Но сначала вспомним с чего всё началось.

4. Работа по теме урока.

1. — А.С. Пушкин самый известный и талантливый русский писатель. Его даже называют «солнцем русской поэзии», так ярки и красивы его произведения. Он был таким же ребёнком как и вы. Любил играть, шалить, капризничать иногда грустить. Семья его жила в Москве, когда столицей считался Санкт-Петербург. Туда приезжали богатые дворяне и вельможи отдохнуть от городской суеты.

— У Саши Пушкина была няня Арина Родионовна, — простая крестьянская женщина. Мальчик её очень любил. Няня знала много сказок и рассказывала их мальчику. Сядет, бывало, маленький Саша возле няни на скамеечку, Арина Родионовна возьмёт свой вязанье и начнёт рассказывать сказки. А в них волшебная рыбка, и злой Кощей, и дядька Черномор, и молодая царевна, которую отравила яблоком злая колдунья. Много сказок знала Арина Родионовна и очень хорошо умела их рассказывать. Так хорошо, что Саша просил повторять их по несколько раз…

А кто он ей?

Не сын, не внук –

Дитя господское. И всё же

Арина чуяла барчук

Ей был на свете всех дороже.

Все ребятишки хороши.

Дай бог им крепкого здоровья!

Во всех не чаяла души,

Но этот был её любовью.

И не к нему ль во всяку ночь

Арина шла со сказкой складной?

Весьма до сказок был охоч

Её  питомец ненаглядный.

— Прошло много лет, мальчик вырос, закончил лицей (так называлась школа для мальчиков), стал сам великим писателем и написал большое количество сказок.

 — А вы хотите попасть в сказку? Ну что же слушайте сказку и помогайте её рассказывать. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три сестрицы.

Три сестрица под окном,

Пряли поздно вечером.

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир.

Кабы я была царица, —

Говорит её сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна.

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила б богатыря.

— Что же было дальше?

— Да приавильно. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой позавидовали сестре и решили её погубить. Царевна тем временем родила чудного мальчика и послала гонца с известием к царю-батюшке. Но сестры со сватьей бабой Бабарихой подменили письмо.

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.  

Родила царица в ночь

Не-то сына, не то дочь

Не мышонка, не лягушку

А неведому зверюшку.      

Узнав такое известие, царь опечалился,  и с тем же гонцом отправляет письмо. Где говорит, что приедет и сам всё решит. Во второй раз меняют письмо сёстры-завистницы.

«Царь велит своим боярам

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод.

Запись фрагмента «шум моря». Закройте глаза. Вслушайтесь в мерное движение волн, и представьте себе ночное небо, и блеск звёзд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт царь Гвидон.

В синем небе звёзды блещут,

В синем море воны хлещут;

Туча по небу идёт

Бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в нём царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

Ты волна моя волна,

Ты гульлива и вольна,

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Поднимаешь корабли –

Не губи ты наши души:

Выплесни ты нас на сушу.

И послушалась волна,

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько…

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Поднатужился немножко.

Как бы здесь во двор окошко

Нам проделать? Молвил он.

Вышиб дно и вышел вон.

— Лопнули железные обручи бочки. Вышли на землю мать с сыном. И вот перед ними город белокаменный, а в том городе чудеса.

        — Вспомните, сколько чудес в сказке о царе Салтане?

—  Какие это чудеса?

— Да, вы правы в « Сказке о царе Салтане» три чуда. Давайте рассмотрим эти чудеса с трёх сторон, со стороны литературы, музыки и искусства. Эту сказку можно рассказывать не только словом, но и музыкальными звуками. Великого русского композитора Николая Андреевича  Римского – Корсакова называют величайшим сказочником. Он очень увлечен был русской стариной,  русскими сказками и  песнями. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку, очень любил родную природу и русские сказки.  Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и  всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.

  — В опере «Три чуда» у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем отрывок, а вы определите, к какому чуду он относится? (Иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. (Звучит фрагмент «Белка»).

— Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок «Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» образ белочки.

— Что композитор использовал для этого? (музыкальная композиция построена с элементами игривой музыки, белочка как будто перескакивает с ветки на ветку, композитор включил в оперу отрывок народной песни «Во саду ли в огороде»).

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра — чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

— Сейчас мы прослушает ещё один музыкальный фрагмент. А вы подумайте, какая картинка подойдёт к этой музыке? (отрывок 33 богатыря)

Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» тридцать трёх богатырей. Что мы слышим в этом отрывке?

— В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет,  и постепенно из него появляются богатыри. Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Музыкальные краски торжественные, радостные, яркие.

— А вот как описывает это автор сказки.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге.

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые.

Все ровны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

— А теперь давайте рассмотрим репродукцию картины И.Я. Билибина. (Портрет). Иван Яковлевич Билибин тоже нарисовал много художественных произведений к сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите на картину 33 богатыря.

-Какие цвета использует автор в этой картине?

— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?

5. Физкультминутка.

Давайте попробуем своими движениями передать поступь 33 богатырей.

— А сейчас, внимание, третий музыкальный отрывок. (Царевна Лебедь).

— Выберите  картинку соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно.

За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.

А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!

— Великий русский художник М.А.Врубель  специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь

— Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых?

— Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника. Картина навеяна поэзией Пушкина, музыкой Римского-Корсакова и сказаниями русского народа.

— Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.

— Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно — розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем.

— А чем же заканчивается сказка? Найдите в тексте и прочитайте эти слова.

6. Викторина по сказке.

— Кто автор сказки о царе Салтане?

— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?

— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?

— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?

Три сестрица под окном,

Пряли поздно …………

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещёный …….

Приготовила б я пир.

Топишь берег ты ………,

Помаешь корабли –

Не губи ты наши …………:

Выплесни ты нас на сушу.

А орешки не простые

Все скорлупки ………

Ядра — чистый изумруд

Слуги ………… стерегут.

Все красавцы удалые,

Великаны …………

Все ровны, как на подбор,

С ними дядька ………….

А сама-то величава
Выступает, будто ……..
А как речь-то говорит
Словно ………..  журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!

— Кто автор сказки о царе Салтане?

— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?

— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?

— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?

7. Итог урока

— Вам понравилась эта художественно-музыкальная сказка?

— А нам было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней, и с картинами  знаменитых художников Врубеля и Билибина.

— А что запомнилось вам больше всего?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Пушкин сказка о царе салтане читательский дневник 3 класс
  • Пушкин сказка о царе салтане тема произведения
  • Пушкин сказка о царе салтане текст распечатать полностью
  • Пушкин сказка о царе салтане рисунок
  • Пушкин сказка о царе салтане распечатать текст формат а4

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии