Слайд 1
МОУ Серафимовичская средняя общеобразовательная школа № 2. Волгоградская область Калмыкова Лариса Юрьевна Урок литературного чтения
Слайд 2
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди
Слайд 3
Цель урока: Учиться анализировать поступки героев. Развивать навыки выразительного чтения. Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.
Слайд 4
Речевая разминка А.С.Пушкин о своих детских впечатлениях: « И шёпотом рассказывать мне станет о мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы.
Слайд 5
Работа со словом ЗЫБЕЙ- КЛИВ- ГРАД- КОЛЫМАГА- ДВОР- ВЕНЕЦ- зыбь- лёгкая волна. клюв. город большая старинная телега. придворные, ближайшие к царю или князю. драгоценный головной убор.
Слайд 6
Проверка домашнего задания На сколько частей вы поделили прочитанное?
Слайд 7
Ожидал ли князь, что царевна- это Лебедь?
Слайд 8
Характеристика героев. План . Имя героя, его место жительства. Действия и поступ-ки, совершаемые героем; их характеристика. Опишите внешность и характер героя. Отношение автора к герою. Ваше отношение к герою.
Слайд 9
Сказочные герои Добрые Злые
Слайд 10
Сказочные приметы Зачин(с.92) Зачин отсутствует
Слайд 11
Сказочные приметы Троекратное повторение
Слайд 12
Сказочные приметы. Волшебные события, герои, предметы
Слайд 13
Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке? Эпитет — определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобретательности. Постоянный эпитет- синее море… Нелестный эпитет- Иванушка- дурачок
Слайд 14
Фольклорные Авторские … добра коня… ..неведомо зверушку… … дуб зелёный… … снурок шелковый… … клёв кровавый… … князь ты мой прекрасный… … гости-господа… … для законного решенья… … не птичьим криком стонет… … могучий избавитель… … к царству славного Салтана… … и желанная страна…
Слайд 15
Сказочная концовка-есть. Я там был; мёд-пиво пил- И усы лишь обмочил. Зло наказано А у А.С.Пушкина прощено
Слайд 16
Замысел сказки А.С.Пушкина Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?… Чем был интересен урок, что нового открыли для себя?
Слайд 17
Молодцы! Спасибо за урок!
Черты характера князя Гвидона как секрет его счастья (из опыта исследования «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина )
Автор работы:
Мерзляков Виталий, ученик 5г класса МОУ «Гимназия №21»
Руководитель работы:
Жеребцова Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Гипотеза: победить зло князю Гвидону помогает его характер.
Цель исследования: изучить изображение характера князя Гвидона Пушкиным
Задачи исследования:
- Узнать историю создания «Сказки о царе Салтане….»
- Выявить жанровые особенности сказки
- Выявить особенности изображения характера главного героя
История создания сказки
Царское Село, 1831
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
«Сказка о Царе Берендее»
«Сказка о спящей царевне»
История создания сказки
Сказки «По колена ноги в золоте, по локти руки в серебре» и «Чудесные дети» легли в основу сюжета «Сказки о Салтане…»
Н.В.Гоголь из письма:
- «Все лето я прожил в Павловске и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей. …Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский. Ничего германского и прежнего…».
Вывод 1:
- «Сказка о царе Салтане…» имеет фольклорную основу, а это значит, что основные мысли, идеи и приемы изображения героев в народной сказки и сказке Пушкина могут быть очень похожи.
- С.Я.Маршак: «Пушкинская сказка- прямая наследница сказки народной»
Жанровые особенности сказки
- Сочетание вымышленного и реального
- Уникальность содержания
- Изобразительность
- Автор становится действующим лицом
- ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО
Вывод 2
- Сказочная форма позволяет выразить авторское (народное) представление об идеальном мироустройстве, в котором Добро побеждает Зло.
Особенности изображения характера князя Гвидона
Особенности изображения характера князя Гвидона
Поступки
- Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
Особенности изображения характера князя Гвидона
Общение
…Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Особенности изображения характера князя Гвидона
Портрет
…Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель…
Особенности изображения характера князя Гвидона
Близкое окружение
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой.
Вывод 3
- Характер князя Гвидона изображён в народных традициях. Князь наделён сверхъестественной силой, направляет которую он на добрые дела для других.
Гипотеза «победить зло князю Гвидону помогает характер» подтверждена
- Сказка изображает идеальные возможности человека, и ты каждый раз убеждаешься, что смелость, решительность, великодушие и доброта помогают преодолеть герою зло.
- А значит, эти качества помогут и обычному человеку в реальной жизни стать счастливым.
Посеешь характер – пожнёшь судьбу
ИСТОЧНИКИ
- А.С. Пушкин, Сказки Пушкина, издательство «ОЛМА Медиа Групп» (2011) , серия «Лучшие сказки для детей»
- https://shkolazhizni.ru/culture/articles/59647
- http://www.textologia.ru/literature/teoria
- Шаблон презентации
Ранько Е.А., МАОУ лицей №21 г. Иваново
Сайт: http://pedsovet.su/
Слайд 1 Школа России
Литературное чтение
3 класс
Урок 36
Составитель: Беляева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
І кв. категория
МБОУ СОШ с. Кремово
Слайд 2
Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять —
И внимательно читать.
Слайд 4Отгадай сказки А.С.Пушкина по предмету.
Слайд 5- К какой сказке иллюстрация?
Слайд 6Тема урока
Цели урока:
Продолжить работу над сказкой, дать характеристику героям
сказки
Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Слайд 7Александр Сергеевич
Пушкин
Об авторе
Слайд 10 Пушкинская сказка-
Прямая наследница народной.
С. Я. Маршак
Слайд 14-Что понравилось?
— Какие чувства остались у вас после чтения?
— Хороший ли конец
у сказки? Почему?
Слайд 15- Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?
— На каком
выборе он остановился? Почему?
— Ребята, а каков царь Салтан? Таким ли вы его представляли себе?
Он ведет себя необычно, подслушивает под окном; ходит один без свиты; жену выбирает и сразу женится.
Слайд 16- Кто и почему желал несчастий молодой царице?
— Куда уехал царь?
— Какие планы были
у завистников?
— Как им удалось их реализовать?
— Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости?
— Почему же волю царя бояре все-таки выполнили?
— Ребята, а какое чувство толкнуло ткачиху с поварихой со сватьей бабой Бабарихой на подлое дело?
Слайд 17- Какое путешествие пришлось испытать героям?
— Куда в итоге приплыли наши герои?
-Что
заставило Гвидона превратиться в комары?
-Как наказал свою тетку Гвидон?
-Осуждает ли автор своего героя?
— Каким стал царевич во время путешествия?
— Опишите место, на котором нашли прибежище герои?
-Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
-В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
-О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
-Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
-О каком чуде рассказала повариха?
-О каком чуде рассказала ткачиха?
Слайд 18Сказочные образы
ОБРАЗ-
в художественном произведении: тип, характер героя.
Слайд 19Проверка домашнего задания
с. 92 – 102 – нарисовать одного героя сказки,
дать ему характеристику
Слайд 20Физминутка
Изобразите:
• Волны на море.
• Князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
•
Лебедь – гордая осанка, красивая шея – превращается в царевну.
• Царевна Лебедь обрызгала водой Гвидона.
• Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.
– Сели за парты, расправили плечи, продолжим работу
Слайд 30Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему?
Как А. С.
Пушкин подчеркивает свою симпатию к этим героям?
Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему?
Какими отрицательными чертами наделяет их автор?
Вдумайтесь в имена, которые дал А.С.Пушкин этим злым персонажам. Для чего автор употребил уничижительные суффиксы?
Слайд 31Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый,
гневный. Его настроение меняется. Бывает гневный, куралесит.
Дай характеристику героям.
Слайд 32Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать.
Слайд 33Царевна Лебедь – добрая, красивая, скромная, щедрая.
Слайд 34Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые.
Слайд 35-Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?
-Есть ли у вас любимый
герой?
-Кто он? Почему он понравился?
Слайд 36Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …
Слайд 37 Домашнее задание.
Мини-сочинение на тему «Чему учат главные герои сказки»
Презентация на тему: » Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной Царевне Лебеди.» — Транскрипт:
1
2
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной Царевне Лебеди
3
А.С. Пушкин
4
Цель урока: Продолжить знакомство с произведениями А.С. Пушкина. Продолжить знакомство с произведениями А.С. Пушкина. Читать сказку выразительно целыми словами Читать сказку выразительно целыми словами Анализировать поступки героев. Анализировать поступки героев. Находить отрывки в тексте к картинкам и составлять план. Находить отрывки в тексте к картинкам и составлять план.
5
Проверка домашнего задания
6
Работа с новыми словами ЗЫБЕЙ-КЛИВ-ГРАД-КОЛЫМАГА-ДВОР-ВЕНЕЦ- зыбь- лёгкая волна. клюв.город большая старинная телега. придворные, ближайшие к царю или князю. драгоценный головной убор.
7
Характеристика героев План Имя героя, его место жительства. Имя героя, его место жительства. Действия и поступ- ки, совершаемые героем; их характеристика. Действия и поступ- ки, совершаемые героем; их характеристика. Опишите внешность и характер героя. Опишите внешность и характер героя. Отношение автора к герою. Отношение автора к герою. Ваше отношение к герою. Ваше отношение к герою.
8
Сказочные герои Добрые Злые
9
Картинный план
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Замысел сказки А.С.Пушкина Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?… Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?… Чем был интересен урок, что нового открыли для себя? Чем был интересен урок, что нового открыли для себя?
21
Молодцы! Спасибо за урок!