Пушкин сказка о царе салтане характеристика героев презентация

Слайд 1

МОУ Серафимовичская средняя общеобразовательная школа № 2. Волгоградская область Калмыкова Лариса Юрьевна Урок литературного чтения

Слайд 2

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди

Слайд 3

Цель урока: Учиться анализировать поступки героев. Развивать навыки выразительного чтения. Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.

Слайд 4

Речевая разминка А.С.Пушкин о своих детских впечатлениях: « И шёпотом рассказывать мне станет о мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы.

Слайд 5

Работа со словом ЗЫБЕЙ- КЛИВ- ГРАД- КОЛЫМАГА- ДВОР- ВЕНЕЦ- зыбь- лёгкая волна. клюв. город большая старинная телега. придворные, ближайшие к царю или князю. драгоценный головной убор.

Слайд 6

Проверка домашнего задания На сколько частей вы поделили прочитанное?

Слайд 7

Ожидал ли князь, что царевна- это Лебедь?

Слайд 8

Характеристика героев. План . Имя героя, его место жительства. Действия и поступ-ки, совершаемые героем; их характеристика. Опишите внешность и характер героя. Отношение автора к герою. Ваше отношение к герою.

Слайд 9

Сказочные герои Добрые Злые

Слайд 10

Сказочные приметы Зачин(с.92) Зачин отсутствует

Слайд 11

Сказочные приметы Троекратное повторение

Слайд 12

Сказочные приметы. Волшебные события, герои, предметы

Слайд 13

Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке? Эпитет — определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобретательности. Постоянный эпитет- синее море… Нелестный эпитет- Иванушка- дурачок

Слайд 14

Фольклорные Авторские … добра коня… ..неведомо зверушку… … дуб зелёный… … снурок шелковый… … клёв кровавый… … князь ты мой прекрасный… … гости-господа… … для законного решенья… … не птичьим криком стонет… … могучий избавитель… … к царству славного Салтана… … и желанная страна…

Слайд 15

Сказочная концовка-есть. Я там был; мёд-пиво пил- И усы лишь обмочил. Зло наказано А у А.С.Пушкина прощено

Слайд 16

Замысел сказки А.С.Пушкина Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?… Чем был интересен урок, что нового открыли для себя?

Слайд 17

Молодцы! Спасибо за урок!

Черты характера князя Гвидона как секрет его счастья (из опыта исследования «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина )

Автор работы:

Мерзляков Виталий, ученик 5г класса МОУ «Гимназия №21»

Руководитель работы:

Жеребцова Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Гипотеза: победить зло князю Гвидону помогает его характер.
Цель исследования: изучить изображение характера князя Гвидона Пушкиным
Задачи исследования:

  • Узнать историю создания «Сказки о царе Салтане….»
  • Выявить жанровые особенности сказки
  • Выявить особенности изображения характера главного героя

История создания сказки

Царское Село, 1831

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

«Сказка о Царе Берендее»

«Сказка о спящей царевне»

История создания сказки

Сказки «По колена ноги в золоте, по локти руки в серебре» и «Чудесные дети» легли в основу сюжета «Сказки о Салтане…»

Н.В.Гоголь из письма:

  • «Все лето я прожил в Павловске и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей. …Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский. Ничего германского и прежнего…».

Вывод 1:

  • «Сказка о царе Салтане…» имеет фольклорную основу, а это значит, что основные мысли, идеи и приемы изображения героев в народной сказки и сказке Пушкина могут быть очень похожи.
  •  

  • С.Я.Маршак: «Пушкинская сказка- прямая наследница сказки народной»

Жанровые особенности сказки

  • Сочетание вымышленного и реального
  • Уникальность содержания
  • Изобразительность
  • Автор становится действующим лицом
  • ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

Вывод 2

  • Сказочная форма позволяет выразить авторское (народное) представление об идеальном мироустройстве, в котором Добро побеждает Зло.

Особенности изображения характера князя Гвидона
Особенности изображения характера князя Гвидона
Поступки

  • Ломит он у дуба сук
    И в тугой сгибает лук,
    Со креста снурок шелковый
    Натянул на лук дубовый,
    Тонку тросточку сломил,
    Стрелкой легкой завострил
    И пошел на край долины
    У моря искать дичины.

Особенности изображения характера князя Гвидона
Общение
…Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Особенности изображения характера князя Гвидона
Портрет
…Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель…
Особенности изображения характера князя Гвидона
Близкое окружение
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой.

Вывод 3

  • Характер князя Гвидона изображён в народных традициях. Князь наделён сверхъестественной силой, направляет которую он на добрые дела для других.

Гипотеза «победить зло князю Гвидону помогает характер» подтверждена

  • Сказка изображает идеальные возможности человека, и ты каждый раз убеждаешься, что смелость, решительность, великодушие и доброта помогают преодолеть герою зло.
  • А значит, эти качества помогут и обычному человеку в реальной жизни стать счастливым.

Посеешь характер – пожнёшь судьбу

ИСТОЧНИКИ

  • А.С. Пушкин, Сказки Пушкина, издательство «ОЛМА Медиа Групп» (2011) , серия «Лучшие сказки для детей»
  • https://shkolazhizni.ru/culture/articles/59647
  • http://www.textologia.ru/literature/teoria
  • Шаблон презентации
  • Ранько Е.А., МАОУ лицей №21 г. Иваново
    Сайт: http://pedsovet.su/

Слайд 1 Школа России
Литературное чтение

3 класс

Урок 36

Составитель: Беляева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
І кв. категория
МБОУ СОШ с. Кремово

Школа России Литературное чтение


Слайд 2
Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять —
И внимательно читать.

Организационный моментНачинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять - И внимательно читать.


Слайд 4Отгадай сказки А.С.Пушкина по предмету.

Отгадай сказки А.С.Пушкина по предмету.


Слайд 5- К какой сказке иллюстрация?

- К какой сказке иллюстрация?


Слайд 6Тема урока
Цели урока:
Продолжить работу над сказкой, дать характеристику героям

сказки

Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Тема урокаЦели  урока: Продолжить работу над сказкой, дать характеристику героям сказкиАлександр Сергеевич Пушкин«Сказка о царе Салтане,


Слайд 7Александр Сергеевич
Пушкин
Об авторе

Александр Сергеевич ПушкинОб авторе


Слайд 10 Пушкинская сказка-
Прямая наследница народной.

С. Я. Маршак

Пушкинская сказка- Прямая наследница  народной.			      С. Я. Маршак


Слайд 14-Что понравилось?
— Какие чувства остались у вас после чтения?
— Хороший ли конец

у сказки? Почему?

-Что понравилось?- Какие чувства остались у вас после чтения? - Хороший ли конец у сказки? Почему?


Слайд 15- Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?
— На каком

выборе он остановился? Почему?
— Ребята, а каков царь Салтан? Таким ли вы его представляли себе?

Он ведет себя необычно, подслушивает под окном; ходит один без свиты; жену выбирает и сразу женится.

- Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?- На каком выборе он остановился? Почему?- Ребята, а каков


Слайд 16- Кто и почему желал несчастий молодой царице?
— Куда уехал царь?
— Какие планы были

у завистников?
— Как им удалось их реализовать?
— Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости?
— Почему же волю царя бояре все-таки выполнили?

— Ребята, а какое чувство толкнуло ткачиху с поварихой со сватьей бабой Бабарихой на подлое дело?

- Кто и почему желал несчастий молодой царице?- Куда уехал царь?- Какие планы были у завистников? - Как им удалось


Слайд 17- Какое путешествие пришлось испытать героям?
— Куда в итоге приплыли наши герои?
-Что

заставило Гвидона превратиться в комары?
-Как наказал свою тетку Гвидон?
-Осуждает ли автор своего героя?
— Каким стал царевич во время путешествия?
— Опишите место, на котором нашли прибежище герои?
-Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
-В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
-О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
-Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
-О каком чуде рассказала повариха?
-О каком чуде рассказала ткачиха?

- Какое путешествие пришлось испытать героям?- Куда в итоге приплыли наши герои? -Что заставило Гвидона превратиться в комары?-Как наказал


Слайд 18Сказочные образы
ОБРАЗ-
в художественном произведении: тип, характер героя.

Сказочные образыОБРАЗ- в художественном произведении: тип, характер героя.


Слайд 19Проверка домашнего задания

с. 92 – 102 – нарисовать одного героя сказки,

дать ему характеристику

Проверка домашнего заданияс. 92 – 102 – нарисовать одного героя сказки, дать ему характеристику


Слайд 20Физминутка
Изобразите:
• Волны на море.
• Князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.

Лебедь – гордая осанка, красивая шея – превращается в царевну.
• Царевна Лебедь обрызгала водой Гвидона.
• Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.
– Сели за парты, расправили плечи, продолжим работу

ФизминуткаИзобразите:• Волны на море.• Князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.• Лебедь – гордая осанка, красивая шея


Слайд 30Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему?
Как А. С.

Пушкин подчеркивает свою симпатию к этим героям?

Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему?
Какими отрицательными чертами наделяет их автор? 

Вдумайтесь в имена, которые дал А.С.Пушкин этим злым персонажам. Для чего автор употребил уничижительные суффиксы?

Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему? Как А. С. Пушкин подчеркивает свою симпатию к этим


Слайд 31Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый,

гневный. Его настроение меняется. Бывает гневный, куралесит.

Дай характеристику героям.

Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется. Бывает гневный,


Слайд 32Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. 

Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. 


Слайд 33Царевна Лебедь – добрая, красивая, скромная, щедрая. 

Царевна Лебедь – добрая, красивая, скромная, щедрая. 


Слайд 34Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. 

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. 


Слайд 35-Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?
-Есть ли у вас любимый

герой?
-Кто он? Почему он понравился?

-Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?-Есть ли у вас любимый герой?-Кто он? Почему он понравился?


Слайд 36Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …

Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …

Сегодня я узнал …. У меня получилось … Было трудно … Меня удивило … Было интересно…. Теперь


Слайд 37 Домашнее задание.
Мини-сочинение на тему «Чему учат главные герои сказки»

Домашнее задание.Мини-сочинение на тему «Чему учат главные герои сказки»


Презентация на тему: » Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной Царевне Лебеди.» — Транскрипт:



1



2


Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной Царевне Лебеди


3


А.С. Пушкин


4


Цель урока: Продолжить знакомство с произведениями А.С. Пушкина. Продолжить знакомство с произведениями А.С. Пушкина. Читать сказку выразительно целыми словами Читать сказку выразительно целыми словами Анализировать поступки героев. Анализировать поступки героев. Находить отрывки в тексте к картинкам и составлять план. Находить отрывки в тексте к картинкам и составлять план.


5


Проверка домашнего задания


6


Работа с новыми словами ЗЫБЕЙ-КЛИВ-ГРАД-КОЛЫМАГА-ДВОР-ВЕНЕЦ- зыбь- лёгкая волна. клюв.город большая старинная телега. придворные, ближайшие к царю или князю. драгоценный головной убор.


7


Характеристика героев План Имя героя, его место жительства. Имя героя, его место жительства. Действия и поступ- ки, совершаемые героем; их характеристика. Действия и поступ- ки, совершаемые героем; их характеристика. Опишите внешность и характер героя. Опишите внешность и характер героя. Отношение автора к герою. Отношение автора к герою. Ваше отношение к герою. Ваше отношение к герою.


8


Сказочные герои Добрые Злые


9


Картинный план


10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20


Замысел сказки А.С.Пушкина Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?… Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?… Чем был интересен урок, что нового открыли для себя? Чем был интересен урок, что нового открыли для себя?


21


Молодцы! Спасибо за урок!


  • Пушкин чаваш яленче сочинение по чувашскому языку
  • Пушкин сказка о царе салтане слушать аудио
  • Пушкин три богатыря сказка
  • Пушкин сказка о царе салтане с иллюстрациями гончаровой
  • Пушкин театр сказки пушкина г пушкин