«Сказка о медведихе», краткое содержание которой приведено далее, недописанная сказка Александра Сергеевича Пушкина. Данная статья посвящена не только пересказу сюжета. Мы расскажем кратко об истории её создания, приведем характеристику героев и дадим анализ текста этого произведения.
Работы Александра Сергеевича Пушкина – признанная мировая классика, а сказки, написанные гением русской литературы, актуальны и популярны до сей поры, ведь источником большинства из них стал богатейший русский фольклор. Однако, есть и исключения, к которым относится рассматриваемое произведение.
История создания сказки Александра Пушкина
Название «Сказка о медведихе» не является пушкинским. Так неоконченное произведение принято называть в народе, поскольку сам Александр Сергеевич ей названия так и не дал.
Написал он её в 1830 г. в процессе затворнического образа жизни в имении Большое Болдино. Кстати, этот этап жизни поэта стал самым продуктивным в творчестве Пушкина. Позже, этот период назвали «Болдинская осень».
Несмотря на то, что большинство сказок Пушкина имеют народные корни, сюжетов и историй, схожих со сказкой о медведихе, в русском фольклоре найдено не было. Это дает основания полагать, что сюжет произведения целиком и полностью — плод воображения Пушкина, хотя стиль её соблюдает традиции народных сказок.
Опубликована она была в 1855 году Павлом Васильевичем Анненковым, уже после смерти Александра Сергеевича. Именно благодаря Анненкову сказку сейчас без проблем можно найти и читать или слушать на одном из многочисленных интернет-ресурсов, посвященных творчеству Пушкина.
Несмотря на то, что оригинальная, недописанная версия рисунков не содержала, варианты, опубликованные в интернете, дополнены разнообразными иллюстрациями.
Главные герои и их характеристика
Центральными персонажами сказки, так и недописанной Пушкиным, являются лестные обитатели – медведь и медведиха с медвежатами, но присутствует среди главных героев сказки и человек. Охотник, чьи действия и стали причиной лесной трагедии.
На втором плане представлены всевозможные жители леса – волк, бобер, заяц и другие.
Персонажи имеют четкие прототипы среди сословий общества времен крепостного права:
-
Заяц символизирует рядового крестьянина, в тексте он так и отражен – зайка-смерд.
-
Волк – дворянин, описывается с «зубами закусливыми» и «глазами завистливыми», в полной мере отражая угнетателя и узурпатора.
-
Не преминул Пушкин и выразить своё отношение к купечеству, образ которого вложил в бобра с «жирным хвостом».
-
Среди остальных животных интересен также образ ежа — «целовальника».
-
Сам же охотник показан как жестокий и беспринципный человек, убивший медведиху ради шкуры, из которой сделает жене шубу, а медвежат намерен продать. Именно это он и говорит своей жене. Данный образ характеризует корыстность общества и готовность людей убивать не ради пропитания, а просто ради выгоды.
Краткое содержание «Сказки о медведихе»
Как-то раз весной медведица выходит погулять с медвежатами из дремучего леса. Пока дети резвятся, мать приглядывает за ними издали, сидя под белой березой.
Вдруг в лесу появляется охотник с рогатиной. Медведица прячет у себя за спиной медвежат, а сама встает на дыбы, намереваясь защитить детей и дать отпор обидчику.
Но охотник вышел прямо на неё, и, используя рогатину, убивает медведиху. После чего, вспорол ей брюхо и снял шкуру, а медвежат до поры собрал в мешок.
Дома хвастается добычей жене, говоря, что из шкуры сделает ей шубу «в пятьдесят рублёв», а медвежат выгодно продаст.
Когда известие о смерти жены и детей доходит до черно-бурого медведя, он впадает в тоску, «голову повесил, голосом завыл», тоскует по убитой жене и детям. К нему, большому лесному боярину, приходят звери, очевидно, чтобы высказать свои соболезнования.
Вот на такой трагичной ноте и завершается сказка.
Краткий анализ произведения
Ключевой темой произведения является тема социальная. Именно ей Пушкин уделял особое внимание в пору своего затворничества.
Ведь охотник, не думая о том, какое горе принесут медведю его действия, убивает медведиху и забирает медвежат, и все это не из необходимости – а просто, ради наживы.
Поднимается тема человечности. Кто ведет себя как человек, а кто как зверь? Пока охотник творит поистине зверские поступки, животные, высказывая своё сочувствие, ведут себя куда гуманнее, сострадательнее, милосерднее охотника.
Главная мысль и идея сказки
Основная идея «Сказки о медведихе» состоит в том, что не стоит совершать поступков, не подумав об их последствиях. Не менее значима в произведении и тема семьи.
Пушкин старается донести до читателя, что нет в мире ничего важнее семьи, причем этому не мешает и тот факт, что сказка неоконченная. Даже в неполный вариант произведения великий поэт успел вложить глубочайший смысл.
Вывод
«Сказка о медведихе» является замечательным произведением, которое несет глубокую мораль и станет достойным разделом, дополнившим любой читательский дневник.
Несмотря на то, что она незаконченная, произведение снискало не один положительный отзыв, и её прочтение наверняка станет полезным жизненным уроком для читателей всех возрастов.
Сказка о Медведихе анализ
Неоконченное произведение Пушкина, имеющаяся часть датируется предположительно 1830 годом. как и все сказки Пушкина, написана в подражании русским народным сказкам. Остается только предполагать, чем должна была закончиться сказка. Местью медведя мужику за семью, или же примирением животного с человеком или же раскаяние человека. Остается только догадываться. Так как русский народный фольклор пердлагает различные варианты развития событий.
«Сказка о медведихе» — это народное название произведения великого русского поэта А. С. Пушкина, которая не была закончена. Написана она была в Болдине в 1830г. Сюжет этой сказки не был найден в народном творчестве, поэтому возможно, что его полностью придумал Пушкин. Это произведение является прекрасным образцом народного стиля. Кроме социальной темы (которой в то время Пушкин уделял особое внимание), интересно и описание зверей, в котором можно увидеть образ крестьянства. Заяц стал олицетворением крестьянина, еж — «целовальника», а волк был показан как дворянин, который угнетал простой народ. Опубликована сказка была в 1855г. Анненковым в «Материалах для биографии А. С. Пушкина». Позднее Якушкин сделал небольшую корректировку описания рукописей великого поэта.
В «Сказке о медведихе» основные персонажи не только охотник, но также медведица и ее медвежата. Кстати, Пушкин их все-таки наделяет волшебными способностями: животные разговаривают на человеческом языке. Также Александр Сергеевич описывает лесных жителей, которые пришли к хозяину леса — черно-бурому медведю, при помощи качеств, которые свойственны людям. Также черно-бурый медведь может разговаривать человеческим языком и, как и у людей, у него тоже есть чувства. Из-за этих магических особенностей животных произведение Пушкина можно считать сказкой.
Краткое содержание «Сказки о медведихе»
Однажды весной черно-бурая медведица вышла погулять с медвежатами. Детеныши начали резвиться между собой, а она наблюдала за ними издали. Вдруг заметила медведиха, что к ним идет мужик. В руках у него была рогатина, нож был заткнут за пояс, а за плечами висел мешок. Поняла она, что это был охотник. Стала медведица реветь и звать своих глупеньких медвежат. Она сказала им спрятаться за ее спину, пообещала, что не отдаст их мужику, а его самого покалечит. Медвежатки испугались и спрятались за маменьку. А сама она разгневалась сильно и приготовилась дать отпор охотнику. Но мужик обо всем догадался и сразу пошел на нее с рогатиной и сразил ее. Медведица упала от его удара. И охотник вспорол ей брюхо и снял с нее шкуру. А бедных медвежат пока убрал в мешок и пошел со своей добычей домой. Дома его ждала жена. Муж ее порадовать решил и сказал, что принес ей дорогую медвежью шубу и маленьких медвежатушек, за которых тоже можно было получить хорошие деньги. Весть о случившемся разнеслась по всему лесу и дошла она до черно-бурого медведя. Узнав обо всем, хозяин леса опечалился, стал оплакивать свою жену и зверят. Пришли посочувствовать ему все лесные жители. Такой печальной получилась «Сказка о медведихе».
Смысл произведения Что же хотел сказать поэт в «Сказке о медведихе»?
В этом стихотворении поднимается тема семьи. О том, как мужик не пожалел ее и детенышей только ради того, чтобы нажиться. Он не задумался, какое горе он причиняет медведю, не подумал о дальнейшей судьбе медвежат. Мужик не понимал того, что разрушает и приносит горе в медвежью семью. Оказывается, что иногда звери могут быть добрее, чем человек. Ведь все лесные обитатели пришли выразить сочувствие медведю. Даже волк и лисица. Потому что они понимали, какую утрату он переживает. В «Сказке о медведихе» Пушкин пытался донести мысль, что людям нужно учиться быть добрее не только по отношению друг к другу, но ко всем живым существам, что нужно задумываться о своих действиях. Потому что нет ничего важнее в мире, чем семья.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Пушкин «Сказка о медведихе» главные герои и главная мысль, о чем сказка?
1 ответ:
1
0
Главные герои медведиха и мужик с рогатиной. Медведица вывела своих медвежат на прогулку под белою березою, их увидел мужик и убил медведиху, которая встала на дыбы защитить своих медвежат. Мужик забрал медвежат к себе во двор , чтобы продать. Услышал о смерти медведихи чернобурый медведь и сильно опечалился. Стали к медведю все лесные звери приходить.
На этом сказка заканчивается. Придумаем концовку сказки самостостятельно.
Продолжение «Сказки о медведихе»
Приходили звери ко медведю и совет держали вместе с ним
Как расправиться с негодным человеком и вернуть детенышей домой
Встал медведь и крикнул громко, ох, упал мужик на пол
Понял, что придется распроститься с чадным золотом и жизнию своей
Не простил медведь обиды кровной и убил жадюгу мужика
С той поры никто не мог спокойно погулять в лесном-лесном бору.
Главная мысль «Сказки о медведихе» учит ну губить жизнь зверей за ради наживы, не будет счастья человеку, если он неразумно будет тратить богатства леса. Отомстит природа за нанесенное зло, все в мире возвращается
Читайте также
Краткое содержание рассказа «Бюро добрых услуг» и главные герои
Наступил февраль и зверям стало очень холодно.
Хорек призывает всех спасаться, а Сорока говорит, опять одной спасаться, сил уже нет
Заяц предложил создать Бюро лесных услуг» и его сделать первым помощником.
Зайца поддержали клесты, он сказали, что помогут мышкам, будут кидать им шишки
Сорока написала
Бобры предложили свои услуги лосям, косулям и зайцам. Бобры будут вались осину.
Дятлы предложили услуги по ночлегу в дупле
Вороны обещали поделиться падалью
Пришел Волк и предложил услуги сторожа, но Сорока обозвала его разбойником и прогнала его прочь.
Сорока саму себя назначила сторожем.
Расказ «Бюро лесных услуг» учит помогать друг другу, забыть о вражде и помочь, если другому плохо. если есть взаимовыручка, то жить легче.
Содержание рассказа «Навестила» таково: Валя заболела и не пошла в школу, в классе решили отправить Мусю к Вале в гости, чтобы узнать, как состояние здоровья девочки. Муся увидела, что у Вали опухла щека, у нее сильно болел зуб. Валя просила помочь, но Муся ничего не замечала и рассказывала только о себе. Так и ушла Муся в полной уверенности, что выполнила поручение, поинтересовалась здоровьем, узнала как дела. А помочь не догадалась, да и не слышала Муся ничего.
Рассказ Валентины Осеевой «Навестила» учит отзывчивости, внимательности, взаимовыручке. Отзывчивый человек сам приходит на помощь, его просить не надо, а Валя просила, а Муся даже не услышала. Муся равнодушная девочка, она плохой друг.
Рисунки к рассказу «Навестила»
Стих Сергея Михалкова «Дремота и Зевота»совсем небольшой.
Его главные герои собственно Зевота и Дремота, а также малыши, которым пора спать.
Краткое содержание своими словами:
Первой бегала от одного дома до другого Дремота и призывала укладываться побыстрее спать. За ней шла Зевота и приговаривала, что кто не ляжет вовремя спать, того она заставит зевать очень долго.
Главная мысль стихотворения в том, что есть днем время для игра, а вечером детки должны ложиться спать, причем вовремя. Если не лечь спать, когда положено, но потом долго не получится уснуть. А утром не сможешь нормально проснуться, будешь сонным, все время будешь все девать и зевать.
Стишок очень милый и добрый, как раз подходит для чтения перед сном.
Вот сам стих, чтоб читать:
Краткое содержание рассказа.
Колония на планете под названием Новый Дилавер уже давным-давно оторвана от всякой связи с нашей Землей. Но в одно прекрасное время, жители этой колонии принимают сообщение о том, что скоро к ним прилетит инспектор c нашей Земли для полной проверки всего порядка в колонии.
Вот поэтому перепало жителям деревни в экстренном порядке сооружать тюрьму, почту, а также полицейский участок, ну а Тому Рыбаку вообще делаться правонарушителем. Но как этот Том обязан воровать, коли он совершенно не ведает, как это вообще делается? Ведь на прекрасном Новом Дилавере несколько столетий вообще нет никакого криминала!
«Ордер на убийство» меня очень порадовал, так тронул, что когда финальная страница была перевернута, тогда я даже немного пожалел о том, что рассказ так быстро я прочитал. Думаю, что через некоторое время я его перечитаю, но сделаю это медленно, не торопясь, с большим наслаждением!
Главные герои рассказа «Три охотника» дядя Ваня, дядя Федя и дядя Кузьма, они были охотниками и однажды в лесу решили отдохнуть и стали рассказывать друг другу веселые истории. Первым свою историю рассказа дядя Ваня, он на охоту пришел без ружья и его чуть не загрызли волки. Дядя Ваня залез на дерево, чтобы волки его не достали, но упал и провалился в берлогу к медведю. Медведь разогнал волков и дядя Ваня смог спастись.
Вторая история от дяди Феди, он рассказал историю, в которой смог убежать от медведя. Сначала охотник отвлекал внимание медведя своей одеждой, которую бросал во время погони, а потом медведь сломал мост и упал в воду. А потом он хотел залезть к себе домой в окно, но его спутали с воришкой.
последним свою историю рассказал дядя Кузьма, он застрелил медведя и привез его домой, но медведь оказался живым и бросился на дядю Кузьму. Но это оказалось все сном.
Главная мысль рассказа «Три охотника» учит любить животных, потому что в конце рассказа Пришвина герои говорят такие слова «И зверушки ни одной не убили, и весело время провели», то есть в лесу можно не только охотиться, но и понаблюдать за животными.
План рассказа «Три охотника»
1 Охотники на привале
2 Случай на охоте. История дяди Вани
3 Как дядя Федя от медведя убегал
4 Дядя Федор рассказывает свой сон
5 Хороший был отдых!
Показательная рецензия «Сказка о Медведихе» Пушкина, как дополнительный материал к эссе «Что такое пропаганда». На материале которой, мы чётко можем пронаблюдать, как грязная пропаганда, а по сути обычная профанация, втюхивает нам допотопную и несвязную графоманию А. Пушкина, как шедевр детской литературы.
Даже без детального разбора, только прочитав кусок рецензируемого текста, я уже сразу понял с чем имею дело. Тем более Пушкин, чего можно ожидать от человека, чтиво которого нам впаривают, исключительно по принуждению. Кроме как, литературной поделки, ничего. Здесь, вдобавок, она на таких костылях, что мне за него, честно говоря стыдно. В тоже время, даже образно: плюю в морду всем, тем алчным душонкам, кто ввел этот неадекватный и явно графоманский стёб в детскую литературу — литературу, вообще.
Про Пушкина речи нет. Что можно ожидать от беспардонного литературного афериста и картёжного шулера в одном лице? Какой был, такой был. И как неудивительно, текст «Сказка о Медведихе» — именно, об этом, и говорит. Громко говорит, прямо кричит: что никакая это не сказка, что текст не имеет художественной составляющей. И одназначно даёт понять, что снова нас оболванивают, когда персонаж с 19 века сложил обычную прозу в столбик, пуская пыль в глаза таким образом, считал всех дураками, а он — Дартаньян.
Но со мной такой номер не пройдёт — и кто читают мою критику и рецензии, с ними тоже. Уверяю вас, пойдёт эта классическая графомания на помойку литературы — я сниму все маски литературной пропаганды и вы поймёте, что на самом деле, их голый король литературы А. Пушкин, это всего лишь, рукотворный образ — миф о супер писател и поэте, к которому приложили руку почти все русские интеллектуалы 19 и 20 века (неоспоримый факт).
Истинное лицо Александра Пушкина
Сейчас дошло до такого абсурда, что пропаганда поёт «Пушкин нашё всё» , а остальные, значит, миллионы литераторов, ничего — ноль на палочке. Видите как получается: подменяют одним выдуманным персонажем всю русскую литературу. И чем, откровенно дешевыми и глупыми текстами, в своём большинстве?
Если посмотреть глубже на проблему супер величия А. Пушкина: стало закономерностью приписывать ему чужие тексты, чтобы скрасить тот мрак что вышел под его пера. Например, как грязная пропаганда, от мерзких персонжей из числа «Свидетелей Пушкина» разпустили слухи о том, что «Конёк-горбунок» написал Пушкин, и крутят эту динаму, крутят, а простаки всё жуют, жуют, эти сопил. Или банальный и дешевый перевод Пушкиным сказки братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его жене», выдают за оригинал, когда есть документальные факты, что «Золотая рыбка» Пушкина, это перевод — сохранились черновики. И не видно этому шабашу, ни конца, ни края — такому беспределу и профанации русского народа.
В 21 веке эта пропаганда, уже смотрится смешно и глупо; это уже давно перешло все рамки здравого смысла и превратилось в цирк, громогласные и пустые понты раздутые советской пропагандой. Во всём мире, об Александре Пушкине, ни духом, ни слухом. Да и что можно сказать о третьесортном переводчике, который чужое переводил и своим именем подписывал — втюхивал это в разные журналы и пытался за этот счёт жить? С русского на русский даже переводил, и подписывал своим именем, как например стих «Памятник», который он перевёл с текста перевода М. Ломоносова «К Мельпопене» Гораций. И тоже, с числа железных фактов.
Явное и очевидное
Вот, именно, «Сказка о Медведихе» — «Сказка о Золотом Петушке», это истинное лицо Пушкина, конечно есть еще другое, но здесь точно его, а не перевод, или писал, кто еще другой. Здесь мы невооружённым глазом видим, что человек не мог связно связать два слова и довести действие до логичного конца; говоря простым языком, не в силах был сляпать текст, даже среднего качества. Крепкий сюжет это не про Пушкина.
Важно это знать, и понимать, что некоторая часть текстов, которые как бы Пушкинские, и как бы, их можно назвать читабельными — они не имеют достоверного авторства, на них нет рукописей от руки( а что, как бы от руки, на них нет независимой текстологической экспертизы), и они не издавались при жизни Пушкина.
Другое, не менее важное для понимания, когда говоришь о Пушкине, что в его семье стихи писали все, и папа, и дядя, и братья, и сёстры, и даже холоп, который прислуживал в имении Пушкиных, тоже писал стихи и сказки, как бы его не пытались скрыть с биографии Пушкина, наряду с бабкой, что его присматривала, да, сказки на ночь читала. Попробуйте найти эти стихи! Как же, там сразу тогда поймём сущность этой профанации.
Когда понты, и ничего кроме понтов
Хотя, даже со всем этими понтами, не тянет «Кооператив Пушкин», даже на железную медаль за свои литературные выхлопы. Вот, не тянет, и всё! Только на деревяную. И то, если бы он на равных со всеми полз по дороге литературы, даже не сомневаюсь, что мы сейчас, даже бы не догадыались, что такой был.
Брови царь нахмуря…
Брови царь нахмуря, Говорил: «Вчера Повалила буря Памятник Петра». Тот перепугался. «Я не знал!.. Ужель?» — Царь расхохотался: «Первый, брат, апрель!» Говорил он с горем Фрейлинам дворца: «Вешают за морем За два яица. То есть разумею,— Вдруг примолвил он,— Вешают за шею, Но жесток закон ».
1825 © Александр Пушкин
Текст то, не подделаешь. Потная графомания, в своём большинстве. А сколько от нас скрывают глупостей, пошлостей, стишат с матами, от этого «великого». Посмотрите на верхний текст, до чего он убогий, если его оценивать, как говорят, что Пушкин, «великий поэт». Не смотрите на глупости, а посмотрите на исполнение — убогая тянучка текста. А пропаганда такая, что, мама не горюй. Поэтому приходится писать такие развернутые рецензии и километровую критику. Но сейчас не об этом. Сейчас будет рецензия на несвязную графоманию А. Пушкина «Сказка о Медведихе»
Сказка о Медведихе
Как весенней теплою порою Из-под утренней белой зорюшки, Что из лесу, из лесу из дремучего Выходила медведиха Со милыми детушками медвежатами Погулять, посмотреть, себя показать. Села медведиха под белой березою; Стали медвежата промеж собой играть, По муравушке валятися, Боротися, кувыркатися.
Отколь ни возьмись мужик идет, Он во руках несет рогатину, А нож-то у него за поясом. А мешок-то у него за́ плечьми. Как завидела медведиха Мужика со рогатиной, Заревела медведиха,Стала кликать малых детушек, Своих глупых медвежатушек.
Сразу на что охота указать, и снова напомнить — сложил обычный текст в столбик и пускает нам пыль в глаза. Посмотрите как это гуано, я сложил обратно в абзац. Получился стилистический бедный, косноязычный стёб. Да! Вот, какое он это кисельно-сопливое величие! Вот, где пропаганда потекла от своей несостоятельности, в возвеличивании графомании от их, «великого» Сашки Пушкина — что написано пером, не вырубишь топором. Куда уж! Что персонажей с большой буквы писать надо, это не для его величия.
А вы запоминайте! Запоминайте! Это всё признаки графомании. Когда я буду делать вывод, вы вообще прозреете.
— Ах вы детушки, медвежатушки, Перестаньте играть, валятися, Боротися, кувыркатися. Уж как знать на нас мужик идет. Становитесь, хоронитесь за меня. Уж как я вас мужику не выдам И сама мужику .... выем
Здесь вместо точек, была, однозначно, какая-нибудь глупость, «Свидетели Пушкина», её подчистили. И да, они так увлеклись, в своей правке его текстов, что многие из них, это уже не язык 19 века, а наш, современный. А, Пушкин ли? Но об этом я расскажу вам в другой критике. Я сам пишу стихи, и знаю один секрет, который непостижим для тех, кто только на словах большой специалист в поэзии. Я раскрю эту тайну всем, научу вас как не попадаться на уловки пропаганды и нечистоплотных издателей, такой, «великой литературы».
Медвежатушки испугалися, За медведиху бросалися, А медведиха осержалася, На дыбы подымалася. А мужик-то он догадлив был, Он пускался на медведиху, Он сажал в нее рогатину, Что повыше пупа, пониже печени. Грянулась медведиха о сыру землю, А мужик-то ей брюхо порол, Брюхо порол, да шкуру сымал, Малых медвежатушек в мешок поклал, А поклавши-то домой пошел.
«Испугалися, бросалися, осержалася, подымалася» — посмеялся от души, когда дошел до этого места. Мужик-то, что медведя «мочил» догадливый был, а тот мужик, что ляпал эту муть зелёную, так глуп был, что даже мысли у него не было, что, кто-нибудь, рано или поздно: напишет правдивую критику и рецензию на это гуано и она потянет на дно, и там придётся почивать «его величию», пока солнце с неба не упадёт.
Косноязычие этого опуса про «Медведиху» бьет наповал своей простотой, а далее этот глупый стёб напоминает чем-то, сказки Чуковского, тот «Чукатилов» тоже дерьмо в ступе толок, так, что у маленьких детей мозги вскипали — есть документальные подверждения, что некоторые дети с испугу заикаться начинали, после его «великих» творений. Посмотрите, как это чудо с 19 века описывает убийство медведя, что, там повыше пупа и пониже печени — какое же это для детей?! Вспорол «мамашу» как бешеную собаку, шкуру снял. А может, и кишки поджарил и съел. «Сказка» оказывается про живодёра. А как глупо — разве вы не видите? Мужик с палкой и ножом на медведя напал.
Не трудно догадаться, что ребёнок, если ему глупые родители прочитают эту дурь, будет и вправду думать, что так можно медведя убить, который полтонны весит. Конечно, если, теоретически предположить, что медведь убегал, а человек смог его догнать — на велосипеде, что ли, был, или как, там. Умные охотники, даже с ружьём медведя обходят, а это с палкой и ножом на «танк» и с криком: «Ура!»
Про то, что, три медвежонка в мешок «поклал» и они туда влезли, когда догнал конечно. Ну, что сказать. Это же Пушкин! Ему кол на голове зачеши и пропаганда будет реветь, что то модельная причёска. Вопросов к этому, даже кусочку, можно много задать и все они будут уместными
Вопросы на засыпку
-
Куда шкуродер положил шкуру медведя, которая весит — ну, сами поняли, о чём это я?
-
Когда шкуру с медведицы снимал — медвежата в мешке были, или ещё нет?
-
Что значит «себя показать», когда разговор о диком животном?
-
А мужик-то, тот, кто: охотник, рыболов, крестьянин, а может то Илья Муромец был, что так медведя одним махом замочил и шкуру снял, потом одной рукой всё домой отнёс — три медведя, шкуру. Мясо брал? По логике вещей, не должен был оставить.
Но главное в другом — текст называется «Сказка о Медведихе». Но вот в чём нестыковочка, через несколько предложений, «Медведихи» уже нет. А «сказка», как бы про неё. Вы там сильно не ёрзайте, сам, когда пишу рецензию на глупости — тоже вхожу в ступор. Сопли великих графоманов нельзя никак обосновать. Глупость, она и в Африке глупость. Называть медведицу, медведихой, ну, как же — знатный писака.
«Вот тебе, жена, подарочек, Что медвежия шуба в пятьдесят рублев, А что вот тебе другой подарочек, Трои медвежата по пять рублев».
Цены какие-то странные — к чему, откуда? Не поймёшь! Про какую шубу он говорит, не ту что по дороге с леса, с медвежьей шкуры сшил?
Не звоны пошли по городу, Пошли вести по всему по лесу, Дошли вести до медведя черно-бурого, Что убил мужик его медведиху, Распорол ей брюхо белое, Брюхо распорол да шкуру сымал, Медвежатушек в мешок поклал. В ту пору медведь запечалился, Голову повесил, голосом завыл
Вот ещё один признак графомании «голосом завыл». А чем ещё можно? Это вроде, как, ртом начал есть, а попой какать, и т.д. Тавтология, которая дальше превращается — нет, ну, как ещё можно сказать, если написан бред сумасшедшего. Да, только так — далее, идёт писанина, написанная в алкогольном угаре, или под грибами. Вы сами почитайте, про что дальше он буровит — «Ласточка приходила», а то летать разучилась. Медведь — вдовец печальный. Зверишки, какие-то, вместо зверушек.
И сам бред! И сам бред! Как же, «основатель русского языка».
С другой стороны: писал то, Пушкин, чего удивляться — принял на грудь и решил сказку написать, вроде, начал, а про что дальше писать, как и во всём что вышло под его пера. Брался, а духу до конца довести не хватало.
Про свою ли сударушку,
Черно-бурую медведиху.
— Ах ты свет моя медведиха,
На кого меня покинула,
Вдовца печального,
Вдовца горемычного?
Уж как мне с тобой, моей боярыней,
Веселой игры не игрывати,
Милых детушек не родити,
Медвежатушек не качати,
Не качати, не баюкати. —
В ту пору звери собиралися
Ко тому ли медведю, к боярину.
Приходили звери большие,
Прибегали тут зверишки меньшие.
Прибегал туто волк дворянин,
У него-то зубы закусливые,
У него-то глаза завистливые.
Приходил тут бобр, торговый гость,
У него-то бобра жирный хвост.
Приходила ласточка дворяночка,
Приходила белочка княгинечка,
Приходила лисица подьячиха,
Подьячиха, казначеиха,
Приходил скоморох горностаюшка,
Приходил байбак тут игумен,
Живет он байбак позадь гумен.
Прочитав чем заканичивается это гуано
Невольно задумываешься о состоянии писавшего
Прибегал тут зайка-смерд,
Зайка беленький, зайка серенький.
Приходил целовальник еж,
Всё-то еж он ежится,
Всё-то он щетинится.
Вывод о «Сказка о Медведихе»
Сказка о Медведихе — истинное лицо Александра Пушкина. Вся несостоятельность, как человека литературы во всей своей убогой хрипоте от пропаганды советов, о великом и непревзойдённом. А по моему, очевидно другое — вне конкуренции, даже с любым учеником третьего класса, любого, на кого пальцем ткни: напишет лучше и более грамотно. Не может взрослый человек, которого называют «гением литературы» писать тексты такого низкого качества — ниже плинтуса.
-
Зачем нам такое величие?
-
Зачем нас оболванивают этим Пушкиным?
-
Зачем он сложил текст в столбик и пытался выдавать за стихи (большая часть из всех, как бы его стишат, бледная проза сложенная в столбик)?
-
Почему низкосортную графоманию, с чёрным и злым контекстом, втюхивают нашим детям?
Здесь можно задать сто вопросов, но ответ будет один — потому что, вы сами позволяете это себе и своим детям. Потому что вы боитесь даже подумать, что Пушкин, это несвязная графомания возвеличенная советами. Рукотворный образ великого поэта, который на самом деле, я просто твердо в этом уверен, что он, не был способен, вообще писать поэзию, кроме как пытаться что-то рифмовать и делать корявые переводы чужого текста, подписывая их своим именем.
Я знаю, что многие из вас, с горяча начнут лить сопли защищая классику: «Покажи что сам написал!» Уверяю вас, не надо! Мне надо ничего вообще писать, чтобы разоблачить графоманию Пушкина, и не только. Я написал обьективную критику на украинский гимн «Ще не вмерла Украина». И тоже, были какие-то неадекватыне сопли от городских сумашедших. По другому это назвать нельзя. Если вы не способны понимать суть вещей, даже когда вам разжевали и в рот положили. Мне искренне вас жаль, но честно говоря, не вас лично, а ваших детей, что вы с них будете, с пеной у рта, лепить себе похожих — таких, как все. Безропотную массу всепоглащающего стада баранов. Если вы не такие, я рад что вы заглянули в мой блог — читаем далее мою рецензию на «Сказка о Медведихе» Саши Пушкина.
Текст — единственное и настоящее лицо любого литератора
И тексты Пушкина, тому подтверждение. Если случайно за всю жизнь, что написал, на уровне около среднего, так что, уже писатель, уже поэт. Ничего подобного. Сами подумайте, кто в здравом уме, если это не заставляют учить в школе, институте — пойдёт в книжный и купит там А. С. Пушкина. Вот вам и ответ. Не надо далеко ходить — открываю, где откроется, один из томиков, под подписью А. С. Пушкин. Пожалуйста, всё его величие собственной персоной, очередная, хромая тунучка несуразного текста:
В еврейской хижине лампада В одном углу бледна горит, Перед лампадою старик Читает Библию. Седые На книгу падают власы Над колыбелию пустой Еврейка плачет молодая. Сидит в другом углу, главой Поникнув, молодой еврей, Глубоко в думу погруженный
Далее, как мы уже видели на примере «Сказка о Медведихе», я снова складываю, эти «великие стихи» в обычный абзац. И почему-то неудивительно, что — это же Пушкин, и этим всё сказано.
В печальной хижине старушка готовит позднюю трапезу. Старик, закрыв святую книгу, застёжки медные сомкнул. Старуха ставит бедный ужин на стол и всю семью зовёт. Никто нейдёт , забыв о пище. Текут в безмолвии часы. Уснуло всю под сенью ночи. Еврейской хижины одной не посетил отрадный сон. На колокольне городской бьёт полночь, — Вдруг рукой тяжелой стучатся к ним. Семья вздрогнула, младой еврей встаёт и дверь с недоуменьем отворяет — и входит незнакомый странник. В его руке дорожный посох.
На этом, эта потная и несвязная графомания Пушкина, даже не знаю про что, она заканчивается. Я не буду о ней много говорить, скажу только одно: ведь, ёлки-палки, как оно очевидно, что, это фирменный знак Пушкина — тот стиль, у которого нет логичного повествования, нет сюжета, картонные персонажи — и бог знает, про что, вообще. Очередной опус, который не является художественным произведением. Но, почему-то, с нездоровым усердием, это всё впаривается русскому народу под знаком «Шедевр! Читают все!»
И зачем это кому надо, такое «великое»?!
А хотите знать что думают сами дети об «Сказка о Медведихе»? Пожалуйста, на одном сайте средней школы — ученица четвёртого класса написала рецензию (отзыв) на это гуано.
Я прочитала сказку А.С. Пушкина «Медведиха». Главные герои были мужик, медведиха, медведь и медвежата. Мне эта сказка не очень понравилась потому, что там есть грустный момент, я даже плакала. Я бы ее изменила, чтобы мужик не убивал медведиху и не сажал медвежат в мешок. Тогда бы медведь, медведиха и медвежата жили бы счастливо.
Вы поняли — дети от этого гуано плачут?! Или не поняли, что ребёнок десяти лет, изменил бы сказку Пушкина в лучшую сторону, и сделал бы это без проблем? Но, ведь это правда! Какой ещё секрет? Мораль опуса «Сказка о Медведихе», эта ученица заключила неправильную, она написала: «Эта сказка учит быть осторожным, внимательным и не рисковать своей жизнью и жизнью других.». И не только потому, что это школа, и родители знают чем может кончится банальная честность.
Очень важный момент: здесь мы можем наблюдать, как настоящая графомания искажает истинное положение вещей и портит ясное сознание подростающего поколения. Опус про «Сказка о Медведихе» откровенно глуп и не имеет никакой морали — не является художественным произведением. И такая дурь, с помощью учителей русского языка, министерства образования, селится в сознании детей, как нормальный ход событий.
После таких опусов в сознании детей поселяется говённый червь чёрной пропаганды, который обязательно привьёт неправильное восприятие поэзии, и исказит правильный вкус в восприятии литературы в общем. Ведь, после такой пропаганды на уровне государства: ребенок и вправду будет думать, что Пушкин с его графоманией, это шедевр русской литературы.
Бам-бам, торжественно вносится моя мысль, что прояснит многое о многом — смотрите не упадите с кресла! Раскрываю вам секрет века, откуда берутся графоманы — народ смотрит на такие великие выхлопы и справдливо думает, что запросто может писать лучше. Что он, больше великий писатель, или поэт, чем «великий Пушкин». А много ли надо, чтобы писать лучше Пушкина? Теперь, по крайней мере, вы знаете правду.
Когда приходит понимание
А теперь, то, главное, из главного, что никто не хочет видеть, или делает вид что не видит. Давайте вернемся к тексту Пушкина «Сказка о Медведихе » и посмотрим на буквы с точки зрения — личности писавшего, сделаем его портрет, будто мы не знаем кто писал. Я вам открою так глаза, что даже истинные «Свидетели Пушкина», задумаются зачем они взяли такой грех на душу, подсовывая явную глупость и графоманию Пушкина в детскую литературу.
Читайте внимательно: «оно» нам изощренно описывает жестокое убийство животного. Того животного, которая заботливая «мама» со своими маленькими детками вышла на поляну полежать на солнышке. И здесь, вдруг выбегает двуногое чудовище, и без всякого на то обоснования убивает эту «мамашу», вспарывает живот, снимает шкуру — маленьких медвежат жёстко пихает в мешок, и их судьба, кому секрет, она предрешена. А каждый ли, даже охотник, убьет медведицу с медвежатами? Да Пушкину в морду, на его гнилую икону, за это плюнут 100 из 100 охотников, пусть виртуально, но утонет по настоящему.
Смотрим далее, и что мы видим? А видим мы то, что нарушены, не соблюдены все каноны литературного, не только детского произведения, а вообще, нельзя не понять, что сказкой это мог назвать только, настоящий кретин. Вот лицо писавшего. Человек с черной душой и грязными мыслями — за всю жизнь не написал ни одного детского стиха, при этом имея четверых детей. Есть над чем задуматься, не правда ли? Как и над тем, что представляет из себя текст под названием «Сказка о Медведихе» Даже не беря в голову контекст, мы задавая вопрос за вопросом к этому тексту, сразу понимаем, как нас жестко оболванивают, втюхивая эту низкосортную графоманию нашим детям.
Как этого не понять?
-
Где вы здесь видите «хеппи-энд»?
-
Где добро побеждает зло?
-
Где вы видите логичное повествование, в котором не только есть сюжет, а мораль, добрые и теплые эмоции, что «мастхев» в произведениях для детей?
-
Где вы видите литературное произведение?
-
Кто сказал, что эта писулька для детей? Дешёвый и грязный стёб неадекватного, неотдающего себе ни в чём отчёт, древнего писаки. Буровит, что в голову лезет, а лезла Пушкину в тот день, сама дурь. Впрочем, как и в большинстве, из всех его писулек — дешевая проза преобладает в его текстах.
Сами понимаете — ученик не может в школе, даже плохо подумать о классике. А то учитель русского и литературы — месть будет жестокая. Так нас, и оболванивают. Ведь, достаточно просмотреть разные книжные сайты и «отзовики», и что пишут под книжкой «Сказка о Медведихе», издатель постарался и там раболепные отзывы, один лучше другого — так работает пропаганда. Но у неё это ветер и пустые слова «Нравится! Класс! Непревзойдённо! Читают все!» А моя объективная и всеобъемлющая рецензия, как кнопка смывания в сортире — раз, и нет мерзкой графомании, поплыла на помойку литературы.
Не забывайте делать добрые дела и распространять, давать ссылки мои правдивые рецензии и критику, чтобы больше людей узнало правду, как жёстко с нами и нашими детьми, воюет литературная пропаганда. Чистое и незатуманенное сознание детей главная её цель — не позволяйте глупостям, даже чуть, даже немножко запачкать своей кисельной шизой, душу подрастающего поколения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 165 имени 65-летия «ГАЗ»
ул. Строкина, 7 г. Нижний Новгород, 603138, тел./факс (831) 297-32-07,
e-mail:schl165@rambler.ru
Научное сообщество учащихся
Тема работы: «Лингвокультурологические и языковые особенности «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина».
Секция: Русский язык и литература
Подсекция: Пушкиноведение
Работу выполнила учащаяся 6А класса МБОУ «Лицей № 165» Светова Виктория Денисовна
Руководитель: учитель русского языка и литературы Киселева Екатерина Вячеславовна
Нижний Новгород
2018 год
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3
- Глава I. Лингвокультурологические особенности «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина.
- История создания сказки……………………………………………5
- Лингвокультурологический подход к изучению сказки………….5
- Мифологические истоки сказки …………………………….7
- Фольклорные истоки сказки …………………………………9
- Глава II. Языковые особенности «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина.
- Содержание и композиция сказки…………………………………12
- Языковые особенности сказки…………………………………….13
- Стилевое своеобразие сказки………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….17
Библиография…………………………………………………………………….18
Приложение………………………………………………………………………20
Введение
Сказка – один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество доисторической эпохи и до сегодняшнего дня остается верным спутником человека. Как никто другой, это очень хорошо понимал А.С. Пушкин, создавая свои знаменитые сказки.
Сказки А.С. Пушкина признаны вершинным выражением жанра литературной сказки XIX века. Он вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. С 1830 по 1834 годы А.С. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке»), а одна, шестая сказка, («Сказка о медведихе») осталась незаконченной. Эти сказки вводили в литературу подлинную народную поэзию. Они затрагивали социальные темы, говорили о моральных идеалах народа.
Актуальность исследования связана с непрерывным проявлением интереса ученых к сказочному творчеству А.С. Пушкина. Однако «Сказка о медведихе» – первая по времени сочинения – привлекала внимание литературоведов в меньшей степени, несмотря на отмечавшуюся исследователями «облекающую» ее «тайну». Некоторые авторы, анализируя сказки А.С. Пушкина, вообще не пишут о ней или намеренно исключают из рассмотрения как основанную «не на сказочном, а на песенном и былинном фольклоре».
Объектом исследования являются лингвокультурологические и языковые особенности «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина.
Предметом исследования стало выявление культурной информации, содержащейся в отдельных лексических единицах и в тексте в целом.
Цель работы – проанализировать «Сказку о медведихе» А.С. Пушкина и выявить ее лингвокультурологические и языковые особенности.
Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
- изучить историю создания «Сказки о медведихе» и ее фольклорные и мифологические истоки;
- проанализировать язык сказки, ее стиль;
- выявить лингвокультурологические особенности сказки;
- осмыслить нравственные уроки сказки;
- придумать свой оригинальный конец.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Глава I. Лингвокультурологические особенности «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина.
- История создания сказки.
«Сказка о медведихе» написана А.С. Пушкиным осенью 1830 года в селе Болдино. При жизни поэта напечатана не была. Найдена в черновиках А.С. Пушкина и названа так литературоведами. Впервые опубликована А. Анненковым в 1855 году в «Материалах для биографии Пушкина».
В дальнейшем сказка была отредактирована С.М. Бонди, и, начиная с 1859 года, входит в собрание сочинений А.С. Пушкина.
Народный источник сказки не найден. Возможно, что сюжет ее полностью принадлежит А.С. Пушкину.
«Сказка о медведихе» считается незаконченным произведением. Многие исследователи творчества А.С. Пушкина, в том числе Вс. Миллер, С.М. Бонди, Д.Д. Благой, А.А. Карпов, охарактеризовали ее как «отрывок», «фрагмент», «набросок». Однако в последнее время появляются работы, в которых опровергается данная точка зрения. Так, Т.В. Зуева в своей книге «Сказки Пушкина: Книга для учителя» высказала мнение, что веселые игры медведей и убийство медведицы с медвежатами «создают идейно-художественную целостность», а «ступенчатое сужение концовки подчеркивает художественную завершенность произведения».
В нашем исследовании мы опираемся на точку зрения Е.З. Тарланова и Л.В. Савельевой, которые считают, что «Сказка о медведихе» – произведение незаконченное. А.С. Пушкин не завершил сказку оттого, что отказался от заключительной сцены – мести медведя. Для поэта-гуманиста такая развязка казалась неприемлемой. Мы, в свою очередь, предлагаем свою концовку сказку (см. Приложение 1), опираясь на нравственные формулы А.С. Пушкина.
- Лингвокультурологический подход к изучению сказки.
Лингвокультурологический подход – подход, основывающийся на изучении восприятия разными народами окружающего мира, что является важной частью межкультурных взаимоотношений. Изучение сказок в культурологическом аспекте подразумевает исследование характерных черт той или иной культуры, поскольку сказка, как и любое фольклорное произведение, в определенной степени является отражением национального сознания.
В «Сказке о медведихе» А.С. Пушкина нашло отражение основных звеньев социальной иерархии русского общества ХІX века: от смердов и целовальников до дворян и купцов, от крестьян до царей.
Прибегал туто волк дворянин,
У него-то зубы закусливые,
У него-то глаза завистливые.
Приходил тут бобр, торговый гость,
У него-то бобра жирный хвост.
Приходила ласточка дворяночка,
Приходила белочка княгинечка,
Приходила лисица подьячиха,
Подьячиха, казначеиха,
Приходил скоморох горностаюшка,
Приходил байбак тут игумен,
Живет он байбак позадь гумен.
Прибегал тут зайка-смерд,
Зайка беленький, зайка серенький.
Приходил целовальник еж,
Всё-то еж он ежится,
Всё-то он щетинится.
Признаки животного эталонизируются в качества социального типа: эталоном дворянина является голодный завистливый волк, купца – жирный бобр, утонченность дворянок и княгинь подчеркивают образы ласточки и белочки, хитрость подьячихи – лисы.
Появление образа «скомороха горностаюшки» свидетельствует о том, что фигура скомороха, в представлении А.С. Пушкина, была весьма заметной в старом русском обществе (окружают скомороха в тексте Пушкина боярин, дворяне, княгиня, игумен, богатый гость – все важные лица). Возможно, А.С. Пушкин обоснованно соотносил данный образ именно с древнерусской смеховой культурой, одними из основных выразителей которой были скоморохи.
Кроме этого, сказка имеет мифологические и фольклорные истоки.
- Мифологические истоки сказки.
«Сказка о медведихе» нетипична для творчества А.С. Пушкина: произведение полностью посвящено миру животных.
Животные с давних пор считались спутниками человека. У каждого народа были свои священные животные, которым поклонялись и которых тщательно оберегали. У некоторых древних племен существовал животное-тотем, от которого велось происхождение племени. Вера человека в родство с разнообразными животными и растениями называется тотемизмом, а священное животного определенного рода или клана – тотемом.
У славян отношение к животным и птицам было разным: ворона, сова, галка, лиса, мышь, кот и ящерица были слугами нечистой силы. А петух, пчела, медведь и волк олицетворяли светлое начало. Медведь – один из главных персонажей в народных представлениях о животных. Он был хозяином языческого леса, считался защитником от всякого зла и богом плодородия. Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью. У древних славян он являлся символом успеха, богатства и доброго нрава. Этого зверя в древние времена считали предком людей, старшим родичем.
В древние времена запрещалось произносить имя тотемного животного – медведя. Это объясняется тем, что в русской традиции к нему относились как к особому существу, наделенному магической силой. Это подтверждают наименования медведя: «хозяин», «дед», «князь», «владыка». Медведя также называли зверь, косматый, косолапый, костоправ, куцый, лесник, лесной черт, леший, ломыга, Михайло Иваныч, мохнач.
Значение медведя определяется в первую очередь схожестью с человеком, что мифическим сознанием древних трактовалось как общее происхождение. В рассказах охотников о медведях он предстает наделенным разумом, человеческими повадками, развитыми чувствами. Он зря не нападает на человека, а лишь из мести за нанесенную ему обиду или за совершенный человеком грех, «выполняя божью волю».
В мифологических представлениях древних славян медведь – это божественное существо. В сказках он более «доступен» человеку, но его особенность тотемного животного сохранена. Это заметно по уважительному, а иногда и по опасливому отношению героев сказок к медведю.
Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время характеризует повадки, «образ жизни». Нередко медведь в сказках мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды. В сказках постоянно подчёркивалась огромная сила медведя.
Сюжет «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина в описании семейства медведей перекликается с изображением этих животных в русских народных сказках. Образ медведя оказался у А.С. Пушкина в центре повествования о прелести всего живого, о бесценности бытия. Медведь, пробуждающийся после зимней спячки, с давних языческих времен воспринимался как олицетворение живой природы, а медвежьи праздники – как воплощение «основной первичной идеи – идеи магического содействия возрождению жизни». Показана счастливая семья медведей, совершенно никому не угрожающая, мирная картина прогулки матери-медведицы, гордой своим потомством.
Вдруг появляется мужик с рогатиной, который просто убивает медведицу (для народных сказок нужна веская причина, чтобы вступить в смертельный бой с медведем) и приносит жене в подарок медвежью шубу и трех медвежат в мешке. Отец медвежьего семейства – черно-бурый медведь – горюет и причитает, как человек, обращается за справедливостью к медведю-боярину, а со всего леса собираются большие и малые звери.
А.С. Пушкин, по-видимому, хорошо владеет значением тотемных животных, в частности медведя, в жизни человека, поэтому использует образы зверей в своем повествовании, показывая их символическое значение в народном миропонимании. Неоконченная «Сказка о медведихе» А.С. Пушкина, по всей логической вероятности, первоначально должна была быть завершена расправой медведя над мужиком, отомстившего тем самым за гибель своей медведихи и медвежат. Сказка доносит отголоски древних поверий. Медведь не оставил бы обиды не отомщенной: произошло нарушение тотемической взаимосвязи человека и медведя.
В «Сказке о медведихе» А.С. Пушкин высказывает идею единосущия человека и тотемного животного, единства всего живого.
- Фольклорные истоки «Сказки о медведихе».
А.С. Пушкин, начиная с раннего периода своего творчества, выказывал интерес к народной поэзии. Обращаясь к фольклорному материалу, поэт лишь заимствовал из него темы для своих произведений.
Ранние произведения А.С. Пушкина, основу которых составляют сказки и предания («Песнь о вещем Олеге», «Руслан и Людмила»), обнаруживают, что поэта в народном творчестве интересуют «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
В 1824 году А.С. Пушкин начинает записывать песни и сказки в Михайловском, в 1826 году создает песни о Степане Разине, приближенные по стилю к подлинным народным песням. Размером, подражающим народному, написано стихотворение 1827 году «Всем красны боярские конюшни». Появляется сказочное вступление ко второму изданию «Руслана и Людмилы» («У лукоморья дуб зеленый…»). Собирание фольклора поэт продолжает и в Болдине в 1830-х годах. В 1830 году он делает свой первый опыт сочинения крупного эпического произведения в народном стиле – появляется «Сказка о медведихе».
К этому времени А.С. Пушкин был знаком с русским фольклором во всем его богатстве и многообразии форм, многие из которых он уже пробовал творчески осваивать. В «Сказке о медведихе» он сделал попытку синтеза разножанрового фольклорного материала в рамках одного произведения.
«Сказка о медведихе» имеет отличительные черты русской народной поэзии. Так, исследователи отмечают, что основным источником ее второй части стала песня Н. Гнедича «Протекало теплое море» (вариант скоморошины «Старина о птицах»), имевшаяся в домашней библиотеке А.С. Пушкина. Однако А.С. Пушкин заменил «птичью» символику на «звериную», чтобы привести в соответствие с первой частью своей сказки.
Во вторую часть сказки А.С. Пушкин вводит причитание вдового медведя. Оно неслучайно. Как известно, поэт «любил ходить на кладбище, когда там голосили над могилками бабы, и прислушиваться к бабьему причитанию, сидя на какой-нибудь могилке». Кроме этого, причитание широко распространено в русском фольклоре.
Первая часть «Сказки о медведихе» по ряду признаков обнаруживает связь с народной прозой. Е.З. Тарланов и Л.В. Савельева пытались соотнести эту часть со сказкой «Медведь на липовой ноге». Сходство сюжета очень общее (действие человека, направленное против медведя), а образ медведя очень часто встречается в русском фольклоре и мог быть заимствован не только из этой сказки. Так или иначе, первая часть пушкинского произведения действительно обнаруживает связь с повествовательным стилем сказок.
К 1830 году А.С. Пушкин был знаком с русским фольклором во всем его богатстве и многообразии форм, многие из которых он уже пробовал творчески осваивать. В «Сказке о медведихе» он использует сказку, лирическую песню, причитание. Остается только предполагать, чем должна была закончиться сказка: местью медведя мужику за семью, или же примирением животного с человеком, или же раскаяние человека.
Глава II. Языковые особенности «Сказки о медведихе» А.С. Пушкина.
- Содержание и композиция сказки.
«Сказку о медведихе» можно условно разделить на две части.
В первой части повествуется о том, как в один из теплых весенних дней, на заре, из дремучего леса выходит на прогулку бурая медведиха, взяв с собою милых детушек, чтобы они осмотрели округу и показали себя. Медведиха села под белую березу, а медвежата начали между собой играть, валяться в травке, бороться и кувыркаться. Вдруг увидели они мужика, идущего по лесу. В руках его – рогатина, за поясом – нож, за плечами – мешок. Медведиха, увидев мужика с рогатиной, издает рев. Она зовет своих малых детушек, говорит, чтобы они перестали играть, валяться, бороться и кувыркаться, ведь к ним мужик приближается. Мать призывает детишек спрятаться за ней от опасности и кричит, что никогда их не выдаст и сама не дастся. Малыши испугались и стали за свою кормилицу бросаться, а медведиха рассердилась и на дыбы поднялась. Мужик догадлив был и решил атаковать ее рогатиной. Медведиха упала на сырую землю. Мужик вспорол ей брюхо и снял шкуру. Малых медвежатушек положил в мешок. Отправился домой.
Вторая часть продолжается встречей мужика с женой. Он обещает ей шубу медвежью за пятьдесят рублей и показывает троих медвежат. Однако весть о произошедшем быстро разнеслась по лесу. Узнал об этом медведь чернобурый: его подругу убил мужик и шкуру снял, а детишек в мешке унес. Запечалился тогда медведь, повесил голову, завыл о своей любимой медведихе. Покинула она его, и теперь им не играть вместе да деток будущих не родить, не качать их, не баюкать. К медведю, большому боярину, в эту пору приходят звери разные: и большие, и маленькие. Прибегал даже волк-дворянин с зубами острыми. Приходил и торговый гость бобр. Прилетала ласточка-дворяночка, белочка-княгинечка, лисица-подьячиха казначеиха. Забегал даже скоморох-горностаюшка. Приходил и игумен байбак. Прибегал и зайка-смерд. Был в гостях и еж. На этом сказка заканчивается.
- Языковые особенности сказки.
Слова, требующие комментария.
Байбак – степной сурок, впадающий в спячку на зиму.
Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба.
Игумен – настоятель православного монастыря.
Казначеиха – хранительница церковных ценностей.
Ласточка – уменш.-ласк. от ластка (устар.), то есть ласка,
Подьячий – помощник дьяка, делопроизводитель и писец в приказной канцелярии.
Подьячиха – его жена.
Смерд – крестьянин.
Целовальник (цаловальник) – должностное лицо, дающее присягу целованием креста, выполняющее работу по сбору податей, продаже вина, соли, хранению казенной собственности.
Сравнение сцен прогулки и смерти медведихи.
Прогулка медведихи |
Смерть медведихи |
Художественно-изобразительный прием |
|
Стиль |
Повествование. |
Диалог. |
Автор использует постоянные эпитеты и ритм, чтобы показать, как быстро развивается цепочка событий, которая резко переходит в завязку сказки. |
Чувства героя |
Умиротворение, наслаждение, гордость за детей, спокойствие, настороженность. Медведиха любуется детьми, но она прислушивается к лесу. |
Ярость, злость гнев, волнение. Медведиха понимает, что ей грозит опасность, она прикрывает детей, жертвуя собой. |
А.С. Пушкин приближает свою сказку к народной, использует постоянные эпитеты, задает ей определенный ритм, придерживается структуры народной сказки.
Сравнение речи мужика и медведя.
Речь мужика |
Речь медведя |
Художественно-изобразительный прием |
|
Тип речи |
Прямая речь |
Плач, диалог |
Использован прием антитезы, противопоставления. Персонажи испытывают разные чувства, по-разному воспринимают происходящее. |
Чувства героя |
Хвастовство, бахвальство. Мужик гордится своим поступком, чувствует себя героем. |
Горе, отчаяние. Медведь страдает, плачет по медведихе. Он как бы вопрошает и ждет ответа: как могла произойти такая трагедия? |
Антитеза – основной прием сказочного повествования. А.С. Пушкин в своей сказке тоже использует его. Позиция автора – это осуждение. Мужик все измеряет деньгами, для него это главная ценность.
- Стилевое своеобразие сказки.
Сравнение элементов русской народной сказки и «Сказки о медведихе».
Русская народная сказка |
«Сказка о медведихе» |
Постоянные эпитеты |
|
«леса дремучего», «белой зорюшке», «белых березок», «поле чистое», «травою-муравою». |
«из лесу дремучего», «белой зорюшке», «белой березою», «по муравушке» |
Устаревшие слова и устаревшие неусеченные формы глаголов |
|
«схоронитися», «промеж». |
«валятися», «боротися, кувыркатися», «испугалися», «бросалися», «баюкати», «качати» «отколь», «осержалася», «за плечьми», «промеж» |
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
|
«зорюшка», «елочек», «березок», «муравушка». |
«зорюшка», «медвежатушки», «подарочек», «детушки», «дворяночка», «княгинечка», «горностаюшка», «беленький», «серенький» |
По своему стилю сказка А.С. Пушкина ближе к народной, нежели к литературной. В ней широко используются приемы и средства, характерные для фольклорных произведений. «Сказка о медведихе» – это стилизация А.С. Пушкиным русской народной сказки.
Художественно-изобразительные приемы в сказке
Художественно-изобразительные приемы |
Примеры из сказки |
Антитеза |
Мужик: Вот тебе, жена, подарочек, Трои медвежата по пять рублев…» Медведь Ах ты свет моя медведиха, На кого меня покинула… …Уж как мне с тобой, моей боярыней…, …Милых детушек не родити, Медвежатушек не качати… |
Прием плача |
Плач медведя по чернобурой медведихе. |
Аллегоричность |
Образы медведя, медведихи, мужика, зверей. |
Отсутствие рифмы (белый стих) |
Вся сказка. |
Заключение
«Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостаток своего воспитания…» – так говорил об этом малом жанре фольклора А.С. Пушкин. Можно смело утверждать, что его сказки – стрежень жизни любого русского человека. Они вразумляют, помогают учиться на чужих ошибках, узнавать ценные уроки жизни. Образы, живущие в его сказках, пришедшие к нам из детства, населяют наше воображение и сейчас.
Мне удалось проникнуть в мир шестой малоизвестной сказки А.С. Пушкина, понять ее смысл изнутри, провести комплексный анализ текста. Я смогла увидеть отличительные особенности сказки и выяснить ее нестандартность.
Прочитав сказку, я выявила следующие нравственные уроки:
- Величайшая ценность нашей жизни – семья, гармония в ней и гармоничные отношения семьи и окружающей «среды». Не разрушай счастье других, не разрушай семейное счастье: его очень трудно, а чаще – невозможно вернуть.
- Не будь злым и жестоким: злость и жестокость убивают душу.
- Умей ценить красоту, любуйся ею, не разрушай ее. Относись бережно ко всему на Земле.
- Деньги – зло, если они являются жизненной целью, становятся причиной духовной гибели человека.
- Каждому, кто попал в беду, нужны помощь и сочувствие.
Библиография
Художественная литература:
- Пушкин. А.С. Сказка о медведихе // Собрание сочинение. Том третий. Государственное издательство художественной литературы. – Москва, 1960. – С. 309-311.
Словари:
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 Т. – М., 1980.
- Мифологический словарь (под редакцией Е.М. Мелетинского) – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 670 с.
- Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: Международные отношения, 2002. – 512 с.
Критическая литература:
- Азадовский М.К. Пушкин и фольклор // М.К. Азадовский. Литература и фольклор. Л., 1938.
- Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). М.–Л., 1950.
- Зуева Т.В. Сказки А. С. Пушкина. М., 1989.
- Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. Петрозаводск, 1959.
- Медриш Д.Н. От двойной сказки – к антисказке: Сказки Пушкина как цикл // Московский пушкинист. Вып. 1. М., 1995.
- Миллер В.Ф. Пушкин как поэт-этнограф // Этнографическое обозрение. 1899. № 1–2.
- Савельева Л.В., Тарланов, Е.З. Фольклорные традиции в поэтике «Сказке о медведихе» А. С. Пушкина // Язык русского фольклора. Петрозаводск, 1992.
Интернет-ресурсы:
- http://litsait.ru/klassika/aleksandr-sergeevich-pushkin/skazki-v-stihah-a-s-pushkina/skazka-o-medvedihe.html
- http://pushkinpoetry.ru/bear.htm
- https://docs.google.com/document/
- https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-tvochestvu-aspushkina-na-temu-chto-za-prelest-eti-sakzki-628099.html
- http://skazka.ucoz.ru/publ/skazochnye_uroki/tainstvennyj_mir_skazok_pushkina_chto_za_prelest_ehti_skazki/39-1-0-302
Приложение 1
Сказка о медведихе. Продолжение.
… Собралися тут звери большие,
собрались со зверями меньшими.
Стали думать звери чтимые,
звери бедные их выслушивать,
наказание мужику тому,
что убил боярыню-медведиху,
распорол ей брюхо белое,
что унес детишек-медвежатушек
и разгневал бурого медведя.
И придумали месть такую,
чтоб нигде не оставить пищи,
уморить чтоб с голоду охотничка
и вернуть своих медвежатушек.
И вскочила белочка-княгинечка,
убрала орехи свои спелые,
зайка-смерд убрал грибы лесные,
а байбак, что игумен, все ягоды.
По берлогам своим все запрятались,
по болотам, по норкам, по дуплам,
стали ждать мужичонку проклятого,
что убийцею стал для медведихи.
Чу, издали мужик тот идет,
Он во руках несет рогатину,
А нож-то у него за поясом,
за плечьми не мешок, а лукошко.
Только он идет не за медведихой,
по грибы он идет, да по ягоды,
оглядел он уже все пенечки,
не нашел ни гриба, ни ореха,
даже самую мелкую ягоду,
воротился домой без обеда.
Всю семью охватил страшный голод,
Дети долго не ели, не пили,
вспомнил тут мужик про медвежатушек,
захотел одного разрезать,
да жена помудрее была,
медвежонка она не убила,
поняла, что семью их грешную
наказали так звери лесные.
Муж с женой стали думу думать,
как избавиться им от проклятья.
И послала жена мужичонку
медвежатушек в лес отнести:
«Положи на то самое место,
где убил ты их мать невинную,
Авось, черно-бурый медведь,
простит и дарует нам ужин.
Опять пошел в лес мужичонка
уже без ножа и рогатины,
положил он детушек медвежьих
и ушел из лесу восвояси.
Тут же выбежали звери меньшие,
отвели медвежат к отцу,
он прижал их лапами сильными,
посмотрел на них глазами заплаканными,
приказал не обрывать грибы да ягоды
и оставить их мужику тому.
Ой, вы, милые медвежатушки,
Ой, вы, милые мои детушки,
не осталось у вас больше маменьки,
но зато есть батюшка родимый.
Уж, как я вас, дети, приласкаю,
уж, как я вас, дети, приголублю,
я буду вас качати и баюкати,
растите черно-бурые, красивые,
смелые и сильные медведи…»
На другой день приходит мужик,
лишь лукошко висит за спиной.
Видит: черника и клюква растет,
подосиновики, подберезовики,
он наполнил доверху лукошко,
в пояс лесу он поклонился
и покаялся за грехи свои:
«Ах, зачем я убивати ту медведиху?
Ах, зачем я порол брюхо ее бело?
Ах, зачем я снимати с нее шкуру?
О, могучий дремучий лес,
охранять красоту твою буду.
Как же звери меня проучили,
поделом мне, старому, досталось…»
И как только он окончил,
то ушел с лукошком в свою хижину,
и в тот день его семья наелась,
и в тот день играли его детушки,
и в тот день дремучий лес был счастлив,
и медведь-боярин в пляс пошел,
и плясали звери большие,
а сними и звери меньшие,
и белочка-княчинечка,
и ласточка-дворяночка,
и лисица-подъячиха,
подъячиха, казначеиха,
и бобер, и волк,
и зайка-смерд,
зайка бедненький, зайка серенький,
и целовальник-еж,
все-то еж, он ежится,
все-то он щетинится.
Медвежатушки баловалися,
детушки милые игралися.
Я там был, мед-пиво пил
и усы лишь обмочил
Стихотворение «Сказка о медведихе» Александра Пушкина
Неоконченная «Сказка о медведихе» написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. Это черновой набросок очередной стилизации поэта под устное народное творчество. Мастерски сочетая народную интонацию и традиционный сказочный сюжет, поэт заставляет читателя и слушателя сочувствовать горю чернобурого медведя, потерявшего семью.
Произведение написано примерно в 1830 году, в ту пору, когда поэтом создавались и самые знаменитые его сказки. Название дано издателями, а не автором, поскольку стихотворение было напечатано только в 1855 году. Некоторое сходство сюжета можно усмотреть, например, с прозаической народной сказкой «Медведь-липовая нога». Эта стилизация не так выразительна, как, скажем, «Сказка о рыбаке и рыбке», потому что автор больше играет с формой и выстраиванием типичного сюжета, а не творчески переосмысляет фольклор, создавая собственное литературное произведение на его основе. Начинается все с прогулки медведихи с детушками, затем ее убивает охотник, а детушек сажает в мешок, наконец, о произошедшем узнает глава медвежьего семейства. В самом конце к нему собираются звери: то ли разделить его горе, то ли с планами отмщения мужику.
Много нерифмованных строк, есть смежные рифмы, часто используются глагольные рифмы с просторечным окончанием: кувыркатися, подымалася. Характерно употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах: медвежатушки, дворяночка, серенькой. Этот прием очеловечивает зверей. Олицетворения в каждой строке, поскольку с самого начала звери заявлены не просто на равных с людьми, но и играют человеческие социальные роли: белочка княгинечка, скоморох горностаюшка. Даже сам медведь — вдовец. Это усиливает сопереживание героям. В сказке есть контраст прагматичной прямой речи мужика (он даже называет цену добычи) и причитаний убитого горем медведя, много устаревших слов, значение, которых, впрочем, почти всегда понятно из контекста. Требует пояснения разве что еж-целовальник (трактирщик) и байбак (сурок). Много повторов: дремучего, распорол, приходила, у него-то. Звери описаны как аллегории человеческих качеств и чувств: у волка завистливые глаза, зайка-смерд — бедненькой.
Сюжет «Сказки о медведихе» А. Пушкина остался незавершенным. Созданная в период его обращения к фольклору, она осталась лишь в его черновиках. Сказку опубликовали через 18 лет после смерти поэта.
Дата публикации: 21 сентября 2021 в 15:13