Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях главная мысль

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и то о чём сказка и кто главные герои, чему учит. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению .

Содержание

  1. «Сказка о мертвой царевне» читательский дневник (анализ)
  2. Герои сказки о мертвой царевне
  3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» главная мысль
  4. План сказки о мертвой царевне
  5. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» краткое содержание для читательского дневника
  6. Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
  7. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» отзыв
  8. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» пословицы
  9. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» о чем сказка?

«Сказка о мертвой царевне» читательский дневник (анализ)

Австор — Пушкин А.С.

Год написания — 1833

Сколько страниц — 13

Жанр: волшебная сказка

Признаки волшебной сказки: говорящее зеркальце, так же говорящие солнце, месяц и ветер, превращение мачехи в нищенку, оживление Царевны, добро побеждает зло..

Герои сказки о мертвой царевне

  • Царевна — дочь царя. Внешне очень красивая, а по характеру добрая, застенчивая, честная и трудолюбивая. Любила королевича Елисея
  • Царь — погоревав о смерти своей жены женился на другой красавице ставшей мачехой царевне.
  • Царица — мачеха — красивая женщина, но злая и завистливая и к тому же очень коварная.
  • Королевич Елисей —  искал свою невесту не жалея сил везде где только мог: спрашивал о ней и у солнца, и у месяца, и у ветра.
  • Чернавка — служанка царицы. Она исполнила её приказ: отвела царевну в лес, чтобы её съели волки. Но пожалела девушку и отпустила ее.
  • Семь богатырей — витязи, которые полюбили царевну за её красоту кротость и трудолюбие. Семь богатырей были сильными, смелыми, честными и справедливыми.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» главная мысль

 Такие человеческие пороки как зависть и гордыня совсем не красят человека, а порой даже приводят к смерти. Основная мысль сказки в том, что добро побеждает зло, а истинная любовь не знает никаких преград.

План сказки о мертвой царевне

1) Рождение царевны
2) Смерть любимой жены и новая женитьба.
3) Диалог Царицы с чудо-зеркалом.
4) Зависть Царицы.
5) Приказ Чернавке.
6) Царевна знакомится с богатырями.
7) Царица дарит яблоко
8)  Отравление Царевны.
9) Хрустальный гроб
10) Елисей находит гроб и целует любимую.
11) Смерть царицы
12) Свадьба.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» краткое содержание для читательского дневника

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях кратко1) После рождения дочери царица умирает, а царь женится вновь, но царица оказалось злой и завистливой.

2) Царица не может пережить, что молодая царевна краше ее, поэтому отправляет свою служанку Чернавку, чтобы та отвела царевну в лес и связала.

3) Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей и живет у них как сестра.

4) Узнав, что царевна жива, царица отправляет Чернавку в виде старухи-странницы убить царевну с помощью отравленного яблока и царевна, откусив от него умирает.

5) Богатыри хоронят царевну, но Елисей находит ее по совету ветра в хрустальном гробу в горе. Елисей разбивает гроб и царевна оживает

6) Мачеха-царица с тоски умирает,  а королевич Елисей женится на ожившей царевне.

Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

 Сказка учит быть добрым и справедливым и никому не завидовать. Внутренняя красота гораздо важнее внешней.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» отзыв

Эта сказка Пушкина мне очень понравилась, у нее интересный и захватывающий сюжет. Не смотря на то, что она написана в стихотворной форме, ее очень легко читать.  Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» пословицы

  • Добрая слава злому ненавистна.
  • Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
  • Завистливый по чужому счастью сохнет
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» о чем сказка?

Мертвая царевна и семь богатырей план сказкиЦарица рожает дочь и вскоре после этого умирает. Скоро Царь жениться снова и у царевны появляется мачеха. Мачеха своенравная и горделивая женщина, у неё в приданном лишь одно волшебное зеркальце, оно ей говорит, кто на свете всех краше. Однажды зеркальце говорит, что царевна краше и милее царицы. Разгневанная царица повелевает Чернавке свести царевну в лес и привязать к дереву. Та выполняет её веление, но, пожалев, царевну отпускает.

Бродя по лесу, царица видит на терем. Там она прибралась и легла отдыхать. Возвратясь домой, семь богатырей обрадовались гостье, и предложили её жить с ними, назвали ее своей сестрой. Богатыри полюбили девушку, даже попросили стать для одного из них женой. Но та отказывает, признаваясь, что у неё уже есть жених.

Тем временем царице зеркальце говорит, что царевна жива и она ещё краше. Злая царевна снова отправляет Чернавку, убить царевну. Переодетая в старуху Чернавка даёт волшебное яблоко царевне. Царевна откусывает яблоко и засыпает мёртвым сном. Богатыри положили царевну в стеклянный гроб, который подвесили на высоких столбах.

Королевич Елисей, ища царевну, спрашивает у солнца и месяца, где ему найти любимую, и только ветер указывает ему дорогу. Королевич Елисей разбивает гроб, целует ее и царевна оживает.

Возвратясь домой, они встречают царицу. Которая, как только завидев царевну, умирает от тоски. Королевич и царевна закатывают пир в честь своего венчания.

Краткое содержание

1) Через год после смерти первой жены царь женится на красивой, но своенравной новой царице, у которой было необычное волшебное зеркальце.

2) Оно заявило царице, что теперь не она «всех красивей и милее», а падчерица, поэтому царица решила погубить девушку, поручила служанке Чернавке завести царевну в лес и оставить её там «на съедение волкам».

3) Царевна обнаружила в лесу терем, в котором жили братья-богатыри, они полюбили добрую и милую девушку как свою сестру.

4) Через какое-то время царица от зеркальца узнала, что падчерица жива, дала Чернавке отравленное яблоко и отправила её в лес, чтобы избавиться от царевны.

5) Опечаленные богатыри не поверили, что их названая сестра умерла, поэтому соорудили ей хрустальный гроб, где и обнаружил «спящую» невесту царевич Елисей.

6) Царевна ожила, счастливые влюбленные отправилась во дворец, чтобы сыграть свадьбу, а царица-мачеха при виде их так разозлилась, что разбила зеркальце и умерла.

Рождение Спасителя

« Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог дает царице дочь».

Сочельник. Ночь перед Рождеством. Родился Спаситель. Принес в мир Любовь.

…«Издалеча наконец

Воротился царь – отец.

На него она взглянула,

Тяжелехонько вздохнула

«Восхищенья не снесла

И к обедне умерла».

Материя физического мира, времен Ветхого Завета, оплодотворенная Духом, взрастила в себе Божье зерно и родила Любовь. Родила своего младенца и ушла: зерно в земле как бы погибает, давая жизнь новому ростку. Это закон жертвы: если семя в земле не погибнет, то не взойдет новое растение. Ветхозаветное время – время освоения нашего физического тела: «кожаных одежд». Человек адаптировался к жизни в физическом мире. Оно закончилось рождением в мир Спасителя. Главная заповедь, которую Он принес в мир – Да Любите друг друга!

Главные герои

1) Царевна – дочь царя и его умершей первой жены. Красивая, добрая, спокойная, работящая девушка.

2) Царица – вторая жена царя, мачеха царевны, красивая, коварная, самовлюблённая женщина.

3) Чернавка – служанка царицы-мачехи. Не желает зла царевне, но вынуждена выполнить приказ царицы.

4) Королевич Елисей – жених царевны, в поисках возлюбленной обращается за помощью к силам природы.

5) Семь богатырей – сильные, смелые, справедливые братья. Живут в тереме, ведут общее хозяйство.

Читайте по теме:

План сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Полный список рассказов Пушкина для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.

Образец оформления читательского дневника для 1 класса

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (1833) А.С. Пушкин (анализ)

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ (1833)

А.С. ПУШКИН.

Анализ.

1. Нравственный мир сказки.

В сказке о мертвой царевне Пушкина речь идет прежде всего об извечном противостоянии добра и зла о понятии истинной и ложной красоты. Зло в сказке воплощает образ мачехи – примечательно то, что внешние портреты главной отрицательной героини – мачехи и авторского идеала – царевны – практически идентичны. Нравственный идеал, представленный Пушкиным в поэме – это прежде всего, идеал семейный, домашняя идиллия. Главный мотив произведения – сила, власть над разумом, человеческих страстей прежде всего в их семейном значении. Истинная красота для автора сказки сокрыта в любви. Поэтому царевна, являясь плодом любви царя и царицы, оказывается красивее свой внешне идеальной, но холодной мачехи – на причину их неравенства намекает эпизод с беременной царицей, объясняющий происхождение красоты ее дочери. В образе царевны, ее поведении и взаимодействии с другими героями Пушкин говорит о том, что основное предназначение красоты – создавать гармонию, гасить злые порывы (как это было с Чернавкой), умиротворять и успокаивать все вокруг. Из эпизодов жизни царевны в тереме богатырей можно заметить также что идеал красавицы для народа – это также и идеал заботливой, умелой и радушной хозяйки, создающей уют в доме.

Образ мачехи в свою очередь – это светская красавица, которая занимается лишь собой и беспокоится только о том, чтобы быть единственной красавицей в царстве. Он горделива, лишена нравственных добродетелей и внутренней гармонии, ревнива и жестока. Поэтому ее, по мнению автора, нельзя назвать красивой в полной мере, поскольку для Пушкина, также как и в представлении народа красота – это прежде всего внешнее отражение добродетели и гармонии, скрытой внутри.

2. Источники сказки.

Как видно из содержания, сказка о мертвой царевне является еще одним воплощением наднационального фольклорного сюжета о прекрасной дочери царя, или короля, впавшей в сон, или умершей под воздействием злых чар и пробужденной благодаря любви молодого человека (воина, рыцаря, царевича, принца). В каждом из вариантов этой сказки также присутствует мотив проживания сбежавшей из дома героини в жилище группы одиноких мужчин.

Сам сюжет берет свое начало в древнем обряде инициализации, когда молодые люди, пройдя этот обряд, отправлялись жить отдельно от всего рода (племени) в лесное жилище, а юные девушки шли туда работать по хозяйству и, как правило, сожительствовали с одним, или даже со всеми представителями группы – для девушки это также был своеобразный обряд инициализации, поэтому в сюжете присутствует также мотив смерти и возрождения, являющийся характерным признаком обряда – смены статуса (смерть для прежней жизни и рождение в новой, в статусе взрослого человека).

В европейских странах наиболее популярным воплощением этого сюжета является сказка в обработке известных немецких сказочников братьев Якоба и Вильгельма Гримм под названием «Белоснежка» (1812). Главным различием сказок Гримм и Пушкина является то, что у Гримм она попадает к волшебным существам из европейского фольклора – гномам. В славянских странах этот сюжет был воплощен в таких произведениях. Так, русская народная сказка «Волшебное зеркальце» (записана Афанасьевым в нескольких вариантах), являясь одним из источников, имеет различия между сказками в том, что в «Волшебном зеркальце» главной героиней является купеческая дочь, отсутствие в сказке Пушкина линии второго отрицательного героя – дяди героини, а также у Пушкина упрощен сюжет и вырезаны некоторые линии, такие как родители царевича, работа героини поваренком в отчем доме. Украинский вариант — сказка «Золотоволосая Ялена» (записана в Доброгостове Ю.Я. Яворским в 1915 г.). По сюжету эта сказка далека от «Мертвой царевны» и скорее напоминает сюжет о пленении царевны Кощеем Бессмертным. Героем является мужик, который и спасает Ялену из плена. Однако, в этой сказке есть один общий момент с произведением Пушкина, которого нет в «Волшебном зеркальце» — помощники героя-избавителя Солнце и Месяц. Мотивы о противостоянии мачехи и падчерицы встречаются также в сборнике XVIIIвека «Старая погудка на новый лад» (1794-1795), изданном по инициативе и на средства купца Ивана Иванова – в сказках «о Строевой дочери» и «об Аксинье, купеческой дочери».

Основным источником оригинального произведения Пушкина явился фрагмент русской народной сказки, записанный им со слов его няни Арины Родионовны.

3. Психологическая выразительность Пушкинских образов.Роль описаний в сказке.

В сказке присутствуют три достаточно развитых и психологически глубоких образа – это царевна, царица и царевич Елисей. Царевна у Пушкина представляет идеальный образ высокородной девушки из древности – она чиста, скромна, добра, невинна и строго воспитана, однако, как и практически всякий положительный женский образ в сказке, неспособна сопротивляться злу. Царевна буквально излучает добро, ее многие любят, никто не может противиться ее обаянию. При этом автор подчеркивает в ней черты хозяйки, на которой держится дом, что делает ее идеалом не только возвышенным, отвлеченным, но и земным, семейным.

Царевне противостоит образ царицы, воплощающий в себе все зло, представленное в произведении. Основная черта этого образа – неуемная гордыня, самолюбование. Царица зациклена на своем внешнем совершенстве – это подчеркивает ее особая связь с волшебным зеркалом, с которым она постоянно разговаривает и которое поддерживает в ней уверенность в собственной неотразимости. В образе царицы Пушкин подчеркивает пустоту и бессмысленность внешней красоты при отсутствии внутренней. Жизнь мачехи героини на самом деле пуста и вертится вокруг самолюбования – когда она убеждается окончательно, что не может более быть самой красивой, жизнь ее прерывается.

Царевич Елисей воплощает в своем образе силу истинной любви. Он обладает всеми качествами положительного сказочного героя-избавителя – он благороден, смел и великодушен. Стоит заметить то, что автор подчеркивает – несмотря на то, что царевне в сюжете сочувствуют многие, многие испытывают к ней симпатию, только любовь Елисея является настолько сильной, чтобы вернуть ее к жизни.

Описания в сказке Пушкина служат двум целям – картины быта, развернутые в момент пребывания царевны в тереме у богатырей, иллюстрируют национальный колорит произведения, показывают семейный, домашний идеал автора. Описания природы же, как правило, подчеркивают особенный тон того или иного разворачивающегося на тот момент события – тревожный, угрожающий, торжествующий, тоскующий, лирический. Природа в сказке, как и во многих других, близких к фольклору жанрах, предстает живым существом, сочувствующим главным положительным героям и осуждающим отрицательных.

4. Близость сказки Пушкина к русскому фольклору.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» выполнена автором близко к жанру народной сказки, а также к жанру былины (о чем свидетельствует ее стихотворная форма). От последней, в качестве поэтической фигуры автор взял троекратные повторы одной и той же словесной формулы (так, царевич Елисей трижды обращается к природным, стихийным силам). С народной сказкой произведение также сближают национальные, часто встречающиеся в фольклоре обороты речи «не сойти мне с места» «ясны очи» и т.д. Герои сказки часто используют просторечные, народные выражения («врешь», «дурь» — в данном случае – речевая характеристика царицы, призванная своей экспрессивностью подчеркнуть вздорный характер героини), при этом самые торжественные моменты сказки автор подчеркивает старославянской лексикой («в горести душевной»). Сам автор по ходу повествования использует как характерные для народной сказки речевые обороты («и я там был, мед-пиво пил»), так и народные, разговорные выражения («черт ли сладит с бабой гневной»).

5. Фантастика в художественной системе Пушкина

.

Как и в любом фантастическом произведении, в сказке Пушкина используются классические приемы изображения волшебного мира. Прежде всего — гиперболизация образов — идеально положительные герои – царевна, царевич Елисей, богатыри – их сила тоже по сказочному гиперболизирована, которые противостоят абсолютному воплощению зла – царице. Доброта и умение положительно влиять на людей обаянием своей идеальной духовной и физической красоты царевны также преувеличено, возведено в абсолют. Еще одним признаком фантастики в произведении является олицетворение сил природы – Солнце, Месяц и Ветер, которые помогают царевичу отыскать возлюбленную. Ко всему прочему, в сказке Пушкин выводит изображение идеального, возвышенного духовного мира в образе терема богатырей – там всегда тепло, уютно и царит гармония и величественное спокойствие, время в нем течет медленно, либо вообще застывает, богатыри – обитатели и хозяева этого мира – образы идеальные, но несколько отвлеченные, отчужденные от главных событий – они принимают в своем доме царевну, как сестру, однако не могут спасти ее от смерти. Царевна как хозяйка предстает хранительницей этого мира, она поддерживает в нем порядок и уют, прикосновение к этому миру завершает ее духовное развитие.

6. Пушкин как автор-рассказчик в сказке.

В произведениях Пушкина всегда особое значение имеет образ автора – его присутствие и позиция (вернее, та позиция, которую хочет продемонстрировать в своем образе рассказчика Пушкин) часто заметны и являются естественным дополнением к содержанию произведения. В «Сказке о мертвой царевне» Пушкин предстает в образе народного сказителя – он использует в своей авторской речи народные обороты речи, просторечные выражения, прибаутки и фразеологизмы из народного фольклора. Также Пушкин использует в своей авторской речи формы слов, правила словосочетания и словообразования, принятые в народной речи («нраву кроткого такого») – это приближает его к образу рассказчика из народа. При этом автор открыто сочувствует главным положительным героям – его позиция выражается в ласковых выражениях, эпитетах и сравнениях, которыми автор наделяет царевну – «душа-девица» «милая» (это прилагательное часто используется в описании красоты героини, что подчеркивает характер ее привлекательности – красота не только совершенная, но и притягивающая, вызывающая симпатию и любовь), при этом, если в описании царевны Пушкин использует ласковые и в то же время возвышенные выражения, то в описании мачехи преобладают экспрессивно-негативные тона народной речи, автор называет ее «бабой гневной», намекая на ее грубую сущность под изящной оболочкой. Эмоциональный тон рассказа от имени автора меняется по ходу повествования – в начале, где описывается любовь царя и царицы, смерть царицы и рождение царевны, тон лирический с оттенками грусти, затем, при появлении мачехи авторский тон сменяется настороженностью в сочетании с легкой иронией, затем проявляется тревожность с элементами ужаса в момент нападения на царевну и дальше, в описании жизни царевны в тереме богатырей в голосе автора снова звучат лирические интонации, на этот раз более радостные, однако в них проглядывает тревога, которая нагнетается в связи с нарастанием напряжения в сюжете в момент готовящегося покушения. Наконец, после смерти царевны голос автора полон грусти, которую сменяет воодушевление борьбы при переходе сюжета к путешествию царевича Елисея. В финале, после высшего драматического напряжения безнадежности и осознания неотвратимости смерти, в момент воскрешения царевны в авторском тоне звучит торжество. Все это показывает неравнодушие авторской позиции и вовлеченность рассказчика в повествования, создает эффект участия автора в описываемых событиях что является одной из характерных черт русского фольклора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М., 2005

2. Капица Ф.С. Колядич Т.М. Русский детский фольклор. – М., 2002

3. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. — М., 1976

4. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002

5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 2001

Главная мысль

Добро, даже если на его пути встречается множество препятствий, побеждает несправедливость. Настоящая любовь преодолеет все преграды, она творит чудеса. А зло и козни, которые человек причинил другим, со временем возвращаются к нему и приводят к гибели.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Где живет Любовь

В сказке это отражено так:

злая мачеха возревновала и от зависти к молодой и красивой, решилась ее извести. Велела служанке отвести царевну молодую « в глушь лесную». К сожалению плевелы (низость) в нашей душе частенько берут над любовью власть

Есть такая восточная притча:

«Однажды боги решили создать Вселенную. Они создали моря, горы, цветы и облака. Затем они создали людей. В конце они создали Истину (Нет Бога кроме Бога, а Бог есть Любовь).

И тогда возникла проблема: где они должны спрятать Истину так, чтобы люди не сразу ее нашли. Они хотели продлить время ее поиска.

«Давайте спрячем Истину на вершине самой высокой горы. Конечно, будет трудно найти ее там», — сказал один из богов.

«Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», — сказал другой.

«Давайте спрячем ее в самой глубокой и темной пропасти».

«Давайте спрячем ее на обратной стороне Луны».

В конце концов самый мудрый и древний бог сказал: «Мы спрячем Истину в самом сердце людей. Тогда они будут искать ее во всей Вселенной, не сознавая, что она находится в них самих».

Задача человека — подчинить свои животные страсти – злую мачеху, Любви, которая есть любимое дитя Отца, незаметно прорастающее в наших душах, с каждым следующим поколением набирая силу.

Сегодня мы разбираем сказку Пушкина Александра Сергеевича. Если вам необходимо заполнить читательский дневник, предлагаем воспользоваться нашим вариантом. Мы постарались соблюсти все требования, которые предъявляют сегодня в школе. Как оформить читательский дневник, вы можете посмотреть здесь.

Автор сказки

Авторство сказки принадлежит Пушкину Александру Сергеевичу, произведения которого не только изучают в школьные годы, но и перечитывают на протяжении всей жизни. Сказка была им написана в Болдине, в любимую поэтом осеннюю пору, в 1833 году. Не смотря на то, что это известное произведение создавалось по мотивам народного творчества, Сказка является полностью самостоятельным произведением.

Сказка о мертвой царевне главные герои

  • Царевна — красавица, дочь короля, отзывчивая и добрая. В обхождении очень простая, не боится простой работы.
  • Царица — мачеха Царевны, завистливая и злая, хочет погубить свою падчерицу. Мечтает стать первой в мире красавицей.
  • Елисей — королевич, жених и возлюбленный Царевны, пускается в путь, чтобы найти и спасти ее.
  • 7 богатырей — витязи, могучие и надежные, защищающие свою Родину, приняли царевну, как свою сестру.
  • Чернавка — прислуживает Царице.
  • Царь — малозначимый в сказке персонаж, кроме того, что является отцом Царевны.

План пересказа сказки

  1. Царица долго ждет царя.
  2. Царь возвращается домой.
  3. Рождение Царицы и смерть ее матери.
  4. Царь вновь женится.
  5. Мачеха ненавидит падчерицу и решает отправить ее в лес.
  6. В лесу Царевна выходит к терему семи богатырей.
  7. Богатыри оставляют Царевну жить в их тереме.
  8. До мачехи долетает весть, что Царевна живет у богатырей.
  9. Отравление Царевны.
  10. Богатыри прощаются с Царевной.
  11. Елисей встречается с Царевной и она оживает.
  12. Влюбленные возвращаются домой.
  13. Мачеха умирает.

Сказка о мертвой царевне краткий пересказ

Царица в отсутствии Царя рожает ему дочь. После возвращения Царя, его супруга, Царица, умирает. Царь решает жениться еще раз, спустя год после смерти Царицы на красивой, но злой, завистливой и своенравной женщине. Новая Царица постоянно смотрела в зеркальце и спрашивала его, правда ли, что она самая красивая во всем свете?

Время шло и маленькая Царевна подросла, ей выбрали жениха, которого звали — Елисей. А в это время, злая Царица смотрелась в зеркало и спрашивала, по прежнему ли она самая красивая. Но, зеркало стало отвечать, что самой красивой теперь стала Царевна. Разозлилась тогда мачеха и приказала отправить ее в лес, чтобы ее там съели волки. Приказание исполняла Чернавка, но она решила пожалеть девушку и отпустила ее, но Царице ничего не сказала.

Бродила Царевна по лесу и набрела на терем, в тереме том проживали богатыри, которых было семь. Богатыри приняли ее с дорогой душой, назвали сестрой. И стала Царевна помогать богатырям по хозяйству. Узнает мачеха, что жива Царевна и задумала отравить ее, сама переоделась в старуху и пошла к терему, где жила Царица и Богатыри. Царевна мачеху не узнала и когда та угостила ее яблоком, которое было отравлено, Царевна заснула вечным сном. Богатыри положили ее в гроб из хрусталя, закрепили его на 6-ти столбах и попрощались с красавицей.

Елисей стал искать свою любимую по всему белому свету, но найти никак не мог. Указал Царевичу дорогу ветер, так Елисей и пришел к хрустальному гробу. В конце сказки случается чудо, Елисей ударяется о гроб головой и разбивает его, в этот момент Царевна оживает. Поехали они вместе домой, а мачеха не выдерживает и с досады умирает. После этого сыграли они свадьбу.

Пушкин Сказка о мертвой царевне главная мысль

Сказка нам показывает, что добро всегда победит зло, несправедливость, а любовь преодолеет все трудности. Пороки человека не красят и могут погубить.

Чему учит Сказка о мертвой царевне

Верности и настойчивости, тому, что злу не победить добро. Главное в каждом человеке, это его душевная красота а не внешняя.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях отзыв

Сказка очень понравилась, у нее мелодичный слог, приятно и интересно читать. Понравились положительные герои — Богатыри, Царевна с Царевичем. А злым и завистливым, таким, как мачеха, нет места среди хороших людей.

Новые слова, встречающиеся в сказке

Новые слова в сказке О мертвой Царевне

Пословицы к сказке

Пословицы к сказке о Мертвой царевне

Иллюстрации к сказке

Мачеха

Мачеха

Семь богатырей

Семь богатырей

Сказка о мертвой царевне

Спящая царевна

Сказка о мертвой царевне

P.S. Надеемся, что вам пригодилась наша статья, а заполнение читательского дневника будет оценено по достоинству.

Краткое содержание

1) Через год после смерти первой жены царь женится на красивой, но своенравной новой царице, у которой было необычное волшебное зеркальце.

2) Оно заявило царице, что теперь не она «всех красивей и милее», а падчерица, поэтому царица решила погубить девушку, поручила служанке Чернавке завести царевну в лес и оставить её там «на съедение волкам».

3) Царевна обнаружила в лесу терем, в котором жили братья-богатыри, они полюбили добрую и милую девушку как свою сестру.

4) Через какое-то время царица от зеркальца узнала, что падчерица жива, дала Чернавке отравленное яблоко и отправила её в лес, чтобы избавиться от царевны.

5) Опечаленные богатыри не поверили, что их названая сестра умерла, поэтому соорудили ей хрустальный гроб, где и обнаружил «спящую» невесту царевич Елисей.

6) Царевна ожила, счастливые влюбленные отправилась во дворец, чтобы сыграть свадьбу, а царица-мачеха при виде их так разозлилась, что разбила зеркальце и умерла.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — читательский дневник по сказке А. Пушкина

«

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была написана великим русским писателем Александром Пушкиным осенью 1833 года.

Описание книги для читательского дневника

Автор:

Пушкин Александр Сергеевич
Название произведения: «
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Жанр:
сказка в стихах
Год написания:
1833
Издательство:
РОСМЭН
Год издания:
2009

Главные герои и их краткая характеристика

Царевна — дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой. Царь — после смерти старой царицы женился на молодой красавице Царица — очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная. Семь богатырей — витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя с ней как братья Королевич Елисей — жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра. Чернавка — прислуга царицы, пожалела царевну.

Краткое содержание и сюжет

Старая царица ждала возвращение царя девять месяцев и когда тот вернулся, родила дочь и умерла. Через год царь женится на другой. Новая царица оказывается очень красивой, но при этом очень злой. Она постоянно спрашивает у зеркальца, кто красивей всех.

Молодая царевна подросла, у нее появился жених с хорошим приданным, и зеркальце сказало царице, что теперь царевна всех красивей. В ярости царица велит Чернавке увести царевну в лес и погубить там. Чернавка уступает просьбам царевны и отпускает ее.

Царевна не пропадает в лесу, а находит красивый терем. Она прибирается в нем и топит печку. Возвращаются семь богатырей и видят наведенный порядок. Они приглашают незнакомца жить с ними. Выходит царевна, богатыри ее узнают и оказывают разные почести.

Царевна живет у богатырей и те влюбляются в нее. Они спрашивают, не выберет ли царевна одного из них, но царевна признается, что у нее есть жених. Между тем, царица узнает, что царевна жива, и горит желанием извести ее. Она переодевается в старушку и идет к терему. Собака лает на нее, но царевна бросает старушке хлеба. В ответ царица бросает яблоко. Царевна кусает яблоко и умирает.

Так ее находят богатыри и кладут в хрустальный гроб. Между тем, королевич Елисей ищет свою любимую. Он спрашивает о ее судьбе у солнца и месяца, но те не могут ему помочь. Тогда Елисей обращается к ветру и ветер рассказывает ему про хрустальный гроб.

Елисей находит гроб и в горе ударяется о него лбом. Гроб разбивается и царевна оживает. В это время царица, как обычно беседует с зеркальцем, и зеркальце говорит о молодой царевне. Царицу берет тоска и она умирает. Елисей женится на царевне.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Царь женится на царице и та считает себя самой красивой на свете, а потому мечтает извести царевну. Она отправляет царевну в лес, но Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей. Царица узнает о том, что царевна жива и дарит ей яблочко, откусив от которого царевна умирает. Елисей по всему свету ищет царевну и ветер подсказывает ему, как ее найти. Елисей разбивает гроб и царевна оживает. Мачеха-царица с тоски умирает, а молодые играют свадьбу.

План пересказа

  • Рождение царевны и смерть матери
  • Новая супруга царя
  • Чудо-зеркальце
  • Зависть царицы
  • Чернавка в лесу
  • Царевна у семи богатырей
  • Царица дарит яблоко
  • Хрустальный гроб
  • Солнце, месяц и ветер
  • Елисей находит гроб
  • Смерть царицы
  • Свадьба

Основная мысль

Зависть и гордыня являются очень страшными человеческими пороками.

Чему учит

Эта сказка учит нас добру, тому, что добро все равно окажется сильнее зла. Она учит нас настойчивости и верности. Она учит нас, что главное в человеке — его душа, и если душа уродливая, то никакая внешняя красота не сделает человека красивым.

Отзыв и что понравилось

Эта сказка мне очень понравилась. В ней главная героиня, царевна, такая красивая и добрая, что все вокруг ее любят и жалеют. А ее мачеха-царица такая злая и завистливая, что умирает с тоски от того, что кто-то оказывается красивей ее. Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом. Очень красиво в ней представлены образы богатырей, которые занимались защитой Родины от врагов.

Вывод и мое мнение

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Пословицы

  • Добрая слава злому ненавистна.
  • Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

Признаки волшебной сказки

  • Волшебный помощник — зеркальце
  • Волшебные существа — солнце, месяц, ветер
  • Победа добра над злом.

Главные герои

1) Царевна – дочь царя и его умершей первой жены. Красивая, добрая, спокойная, работящая девушка.

2) Царица – вторая жена царя, мачеха царевны, красивая, коварная, самовлюблённая женщина.

3) Чернавка – служанка царицы-мачехи. Не желает зла царевне, но вынуждена выполнить приказ царицы.

4) Королевич Елисей – жених царевны, в поисках возлюбленной обращается за помощью к силам природы.

5) Семь богатырей – сильные, смелые, справедливые братья. Живут в тереме, ведут общее хозяйство.

Читайте по теме:

Полный список рассказов Пушкина для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.

Образец оформления читательского дневника для 1 класса

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Падение из Эдема

В Ветхом Завете описано падение человечества, в лице Адама и Евы, из Эдема – духовного мира, где наши прапредки были в тонкоматериальном состоянии, в физический мир, мир твердых форм. Очень хорошо это преображение можно отследить по трем состояниям воды: газообразное — пар, жидкое — вода и твердое – снег, лед.

Мы уже знаем, что человек состоит из Духа, Души и Тела. Материя всех составляющих человека тел одна: Отец наш Небесный создал Вселенную и все, что в ней, из Себя. Почему же все такое разное? Да все дело в частотных состояниях: молекулы льда – жесткая молекулярно – кристаллическая решетка (соответствует нашему физическому миру), пригрело солнышко – связь между молекулами льда ослабевает, молекулы становятся более подвижными – вода (соответствует миру нашей души – тонкоматериальному), при более сильном нагреве молекулы еще отдаляются друг от друга – пар (мир духа). И получается, что материя наших «кожаных одежд» отличается от того состояния, в котором находился Адам в Эдеме, лишь частотой. А частота состояния материи зависит от чистоты наших эмоций и помыслов, от искренности чувств, идущих из сердца. Наигранность не меняет состояния материи: «быть или казаться» — «да – да, нет – нет, все остальное от лукавого» (Новый Завет).

«Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна»

.Царь – Дух, царица – материя земли. В кожаных одеждах мы перестали слышать голос Духа в себе. Он как бы уехал далеко.

..« Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля, Вся белешенька земля».

Холодно, холодно на земле без Отцовской любви. Выпав из Эдема, мы оказались в холодном застывшем мире.

Главная мысль

Добро, даже если на его пути встречается множество препятствий, побеждает несправедливость. Настоящая любовь преодолеет все преграды, она творит чудеса. А зло и козни, которые человек причинил другим, со временем возвращаются к нему и приводят к гибели.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Анализ 2

Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.

Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.

В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.

В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.

Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.

Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.

Зло человека от юности его

Переход из 4 большого Эона в пятый, ознаменовался Ноевым потопом. После чего: « И сказал Господь в сердце Своем: не буду проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его». (Бытие гл.8, ст. 21) Генетики в 21 веке изучили геном человека и обнаружили, что он содержит в себе всю биологическую цепочку от простейших организмов до птиц и животных (Все шесть дней Творения). И только небольшое количество генов (венец творения) выделяет человека из мира животных. Человечество нарабатывало это понимание долго: через боли и страдания, переходя от одного социального строя к другому, более прогрессивному, всегда держа в глубинах памяти ту любовь, которую дал нам Отец Небесный при нашем творении.

…«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

…Поднялась и расцвела,

…И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.»

«Елисей – объединяющий дух и материю, создающий триединство на Земле для мысленного восхождения в жизни после рождения, соединяя прошлое, настоящее,и будущее духоматериальностью бытия». Такое определение имени Елисей я нашла в Ведах. Имя это слявянское. Из чего можно сделать вывод, что Александр Сергеевич описал в сказке события, которые происходят и будут происходить на нашей славянской земле, в России матушке. А королевич Елисей, по всей вероятности, это Господь наш Иисус Христос: сыскался, то есть Россия приняла веру христианскую.

Главная заповедь, которую принес Сын Божий на землю – да любите друг друга. И любовь медленно прорастает в наших сердцах.

Сват – Дух Святой, а приданое — семь Рас (или Эонов) человечества и те, кто уверовав, спасутся — «сто сорок теремов». В настоящее время завершается переход из 5 большого временного периода в 6. Если в длительность 4 Эона человечество осваивало свои «кожаные одежды» — жизнь в физическом мире, в 5 Эоне мы развили свои чувства и постарались преобразовать их из состояния животных инстинктов до уровня высших человеческих эмоций. В наступающем 6 Эоне, как сообщают нам эзотерики, человечеству предстоит развить Разум, то есть научиться самостоятельно мыслить.

Сейчас на земле уже есть люди, умеющие мыслить свободно. Для них вся планета дом родной. После того как в нашем сознании высокие чувства соединятся с развитым разумом, мы сможем вернуться в Эдем, где продолжим обучение уже в иных, светлых мирах, чтобы стать со-творцами Отцу нашему Небесному.

Вариант 3

Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.

Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.

Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.

Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.

Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.

Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.

Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!

Рождение Спасителя

« Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог дает царице дочь».

Сочельник. Ночь перед Рождеством. Родился Спаситель. Принес в мир Любовь.

…«Издалеча наконец

Воротился царь – отец.

На него она взглянула,

Тяжелехонько вздохнула

«Восхищенья не снесла

И к обедне умерла».

Материя физического мира, времен Ветхого Завета, оплодотворенная Духом, взрастила в себе Божье зерно и родила Любовь. Родила своего младенца и ушла: зерно в земле как бы погибает, давая жизнь новому ростку. Это закон жертвы: если семя в земле не погибнет, то не взойдет новое растение. Ветхозаветное время – время освоения нашего физического тела: «кожаных одежд». Человек адаптировался к жизни в физическом мире. Оно закончилось рождением в мир Спасителя. Главная заповедь, которую Он принес в мир – Да Любите друг друга!

Истоки формирования сказочного сюжета/ 1pushkin.ru

Еще находясь в ссылке в Михайловском имении (1824 год), Пушкин Александр Сергеевич активно занимается сбором материала для написания сказочных повествований. Он много читает. Русские и зарубежные авторы дают темы, как для размышления, так и для частичного заимствования сюжетных линий.

Однако наиболее весомый вклад оказывает народное творчество. Ссылка обуславливает ограничение в передвижении. Поэт живет в замкнутом пространстве, следовательно, и круг общения для него также ограничен. Поэтому Пушкин досконально изучает как крестьянский быт, так и духовное народное начало. Песни, былины, сказки, старинные обряды, поверья – все служит неисчерпаемым источником для формирования последующих творческих замыслов. Крестьянская жизнь незамысловата, однако, очень богата духовно. Поэты из народа не знали грамоты, поэтому свои произведения они передавали в устной форме.

Многое для своего творчества Пушкин заимствовал из рассказов своей няни-крестьянки. Увлекательные сказочные повествования Арины Родионовны, украшенные присказками и поговорками, завораживали. В детстве загадочные нянины рассказы будоражили воображения. В зрелости – заставили оценить прелесть и богатство народной мудрости, красоту и самобытность русской словесности.

Сказочный сюжет пушкинской сказки не нов. Заимствованные сюжетные линии можно найти как в русских, так и в иностранных произведениях. Наиболее узнаваемые из отечественных произведений – это сказки:

  1. «Морозко»,
  2. «Волшебное зеркальце» («Самоглядное зеркало») или «Мертвая царевна»,
  3. «Падчерица».

В народном сказочном повествовании «Падчерица», главная героиня умирает после того, как одевает на себя отравленную нательную рубаху. Хоронят «заснувшую» девушку ее названные братья (разбойники) в хрустальном гробу, в лесной чаще, привязав гроб цепями, серебряными, к высокому дубу. И только влюбленный в падчерицу юноша смог впоследствии разбудить ее.

Аналогичное сюжетное развитие прослеживаются в сказках «Тысячa и oдной нoчи». А так же в произведениях европейских авторов, в частности, в произведении немецких авторов Я. и В. Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Много общего можно найти между сказкой Пушкина и народными сказаниями или иностранными произведениями. Однако, гениальный поэт смог создать свое уникальное творение, собрав воедино все самое лучшее. Реалистичные картины русской природы и быта. Лиричное описание героев. Ирония и сатира. Русские идеалы. Вот основные критерии, которые превратили сказочное пушкинское повествование в шедевр мировой литературы.(статья принадлежит сайту 1pushkin.ru)

  • Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях викторина
  • Пушкин сказка о рыбаке и рыбке текст читать полностью бесплатно
  • Пушкинское видение мира и человека сочинение 10 класс
  • Пушкин сказка о мертвой царевне дата написания
  • Пушкин сказка о рыбаке и рыбке распечатать текст