2 класс
Тема:
Знакомство со сказкой А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.
Цели урока:
- Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
- Выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;
- Формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
- Работать над техникой чтения;
- Расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;
- Воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.
Ход урока
I. Организационный момент
— Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Рассказывали наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила»)
— Кто автор? ( А. С. Пушкин)
— Что вы о нём знаете? (Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве, любил много читать)
(Видео 1- 3 мин)
— Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.
Его сказки — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.
(Прослушивание «У лукоморья дуб зелёный…»)
— А вы знаете сказки А.С.Пушкина?
— Всего он написал 6 сказок, незаконченная сказка – сказка о медведихе.
(Презентация по сказкам, читают дети)
1) Сказка о Салтане;
2) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях;
3) Сказка о попе и о работнике его Балде;
4) Сказка о рыбаке и рыбке.
— Знаете ли вы эту сказку?
— Какую сказку мы сегодня будем читать? (Сказка о рыбаке и рыбке)
II. Сообщение темы и цели урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».
— Открываем книги на странице 116.
— Сюжет этой сказки основан на русской народной сказке «Жадная старуха».
(Видео 2- 2.30 мин)
— В этом отрывке вам встретились незнакомые слова – это устаревшие слова, которые говорили в 19 веке.
(Презентация)
1) Землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
2) Невод – сеть рыболовная.
3) Корыто – предмет хозяйственного обихода для стирки белья, корма скота, сделанный из широкого бревна.
4) Светёлка — светлая комната.
(Слайд)
III. Работа по теме урока
— Чтение сказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» (Найти, где остановились, чтение сказки детьми, словарная работа)
— Вспомним желания старухи. (1. Корыто; 2. Изба; 3. Столбовая дворянка)
— Что было дальше? (4. Царицей; 5. Владычицей морской)
— Чем закончилась сказка? (Старуха осталась у разбитого корыта)
— Почему старик не отказывался ходить к морю? Не загадал желание для себя?
(Он был покорный, привык подчиняться старухе, не выносил ссор и ругательств)
(Презентация)
— Какое море было вначале? (Синее)
— Найдите на странице 117, как изменилось море? Почему? (Разыгралось)
-Найдите на странице 118, как изменилось море? (Помутилось)
— Найдите на странице 119, как изменилось море? (Не спокойно синее море)
— Что было дальше? (Почернело, чёрная буря)
— Почему менялось состояние моря? (У рыбки менялось отношение к новой просьбе, она огорчалась)
Физкультминутка
Игра «Ловись рыбка» (3 человека, по очереди выходят к доске)
-Рассказать какой старик. (Скромный, честный, трудолюбивый, покладистый, вежливый)
— Рассказать о старухе. (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она менялась, становилась своенравной, своевольной)
— Рассказать про рыбку. (Говорящая, волшебная)
-Многие выражения Пушкина стали крылатыми.
Белены объелась — как понимаете? (Совсем обезумела, перестала соображать)
(Слайд)
— А вот ещё одно выражение.
«Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!»
-Какой намёк имел ввиду Пушкин? (Что сказка учит добру, справедливости)
— Давайте прочитаем последние две строки на странице 124.
— Сказка закончилась справедливо?
— За что наказана старуха? (За жадность, сварливость, корысть, слишком много хотела иметь, не помнила добро)
-Ещё Пётр I говорил: «Радуйся малому, тогда придёт и большоꞋе»
(Слайд)
— А теперь ребятки закрыли глаза…(включаю музыку «Шум моря»)
— Мы закинули невод и…о чудо! Нам попалась стайка золотых рыбок. Загадаем желания?
Плывите же, рыбки, плывите.
Желание осуществите.
(Зачитываю оригинальные желания)
— В чём состоит волшебство желания? Просто так желание может исполниться? Что нужно сделать для этого?
IV. Итог урока
— С какой сказкой познакомились? (Сказка о рыбаке и рыбке)
-Почему это произведение А. С. Пушкин назвал сказкой? (Есть волшебный герой – золотая рыбка)
— Какая это сказка? (Авторская, волшебная)
— Как вы понимаете остаться у разбитого корыта? (Остаться ни с чем)
— Кто у нас сегодня хорошо работал?
— Кто остался у разбитого корыта?
V. Выставление оценок
VI. Домашнее задание
Выразительное чтение прочитанного отрывка, нарисовать свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.
(Читаю слова под музыкальное сопровождение «Шум моря»)
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать…
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
1 часть
Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод — сеть рыболовная.
Пряла пряжу – скручивала волокна и делала нити.
Тина – густые водоросли.
Взмолиться – горячо просить о чём-нибудь.
Молвить – сказать.
Старче – старик.
Откуп – плата.
Забранила – очень сильно ругала.
Простофиля — глупый, несообразительный человек
2 часть
Кликать – звать.
Смилуйся – пожалей.
Разбранила – очень сильно ругала.
Пуще – больше.
3 часть
Корысть – выгода.
4 часть
Сварливая – ворчливая, склонная к ссорам.
Изба со светёлкой – светлая комната.
Тесовые ворота — ворота из тонких досок.
Чёрная крестьянка – относящаяся к простому народу, к низшим слоям общества.
Столбовая дворянка – почётная дворянка.
5 часть
6 часть
Терем – жилое помещение в верхней части богатого дома или дом в виде башни.
Соболья душегрейка – старинная женская одежда, отделанная мехом соболя.
Парчовая на маковке кичка – старинный женский головной убор из парчи (золотистой ткани) на макушке.
Жемчуга огрузили шею – на шее тяжёлое ожерелье из жемчуга.
Чупрун- чуб
7 часть
Белены объелась – совсем обезумела, перестала соображать.
Осердилася – рассердилась.
Говорят тебе честью – просят «по–хорошему».
8 часть
9 часть
Царские палаты – большое богатое здание с множеством комнат.
Бояре – представители знати, крупные земледельцы.
Пряник печатный – пряник, сделанный при помощи печатной формы с выдавленными узорами.
Очи – глаза.
Взашей – толкая в шею, в спину.
Невежа – необразованный, несведущий человек.
Садиться не в свои сани – браться не за своё дело.
10 часть
Царедворцы – слуги, прислуживающие царской семьи.
Быть на посылках – прислуживать, выполнять мелкие поручения.
Не осмелился перечить – не осмелился возразить.
Не дерзнул поперёк слова молвить – не осмелился спорить.
Так воем и воют – издают громкий протяжный звук.
Цели:
- Обобщить знания детей о творчестве А.С.
Пушкина-сказочника. - Прививать интерес к предмету.
- Развивать образное мышление, речь, память.
- Совершенствовать навыки чтения.
- Воспитывать непримиримое отношение к корысти,
хитрости, жадности.
Оборудование:
1. Портрет А.С. Пушкина
2. Иллюстрации к “ Сказке о рыбаке и рыбке”
3.Иллюстрации к другим сказкам
4.Кроссворд на ватмане (доска) для групповой
работы
5.Презентация
6.Выставка сказок А.С. Пушкина
7.Зеркальце у учащихся
Ход урока
1. Организационный момент.
Сказка в гости к нам пришла,
B мир фантазий позвала.
Всё про сказку мы расскажем
Свои знания покажем
— Сегодня у нас необычный урок. Давайте
настроимся на урок, улыбнёмся друг другу .
2. Сообщение темы и цели урока.
— Прочитайте тему урока на доске
— С творчеством , какого поэта будем продолжать
знакомится?
— Над какой сказкой работаем?
— Как вы думаете, какова цель урока?
(Повторить “Сказку о рыбаке и рыбке” и
вспомнить другие сказки А.С.Пушкина.)
3. Артикуляционная гимнастика.
— На уроке вам придется много говорить,
декламировать, поэтому начнем с разминки.
Поработаем над артикуляцией. Взяли зеркальце.
Показываем сами себе.
Лопаточка Качели Чашечка Футбол Трубочка Почистим зубки Жало Лошадка
— Молодцы. Проверим, как потренировались.
Прочитайте скороговорку жужжащим чтением.
Чтение (сначала читает учитель).
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл
улов.
— Читаем, постепенно убыстряя темп. Я
дирижирую
— Молодцы. Теперь можем приступать к проверке
домашнего задания .
4. Проверка домашнего задания.
— Что вам было задано на дом?
(Нарисовать иллюстрацию к “Сказке о рыбаке и
рыбке” и прокомментировать свой рисунок)
— Распределить рисунки в правильном порядке,
начинаем наш театр иллюстраций.
— Очень хорошо. Оформим на доске выставку наших
рисунков.
(вешают рисунки на доску и садятся на места)
— А.С. Пушкин творил более 160 лет назад. Поэтому в
сказке вам встретились старинные слова, которые
сейчас не употребляются. Я хотела бы проверить,
как вы запомнили их произношение и значение.
Кроссворд на доске (ватман).
Кроссворд:
1.Большая рыболовная сеть (невод).
2.Выгода (корысть).
З.В старинных домах небольшая светлая комната
(светелка).
4.Теплая короткая кофта без рукавов
(душегрейка).
5.Старинный женский головной убор (кичка).
6.Чуб, хохол (чупрун).
7.Богатые, знатные люди, которые служили царю
(бояре).
8.Говорить наперекор (перечить).
9.Глаза (очи).
10.Старик (старче).
— Молодцы. Вы хорошо поработали дома. Оценки
получают ..
Вывод:
— Так, какие пороки людей высмеивает поэт в
сказке? (глупость, жадность, алчность, безволие,
хитрость, грубость).
— Какие пословицы можно подобрать?
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Как аукнется, так и откликнется.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не
поймаешь. - Век живи, век учись.
- Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.
5. Физкультминутка.
— Делу время ,потехе час. Отдохнем.
У реки росла рябина,
А река текла- рябила.
Посредине – глубина,
Там гуляла рыбина.
Эта рыба — рыбный царь.
Называется — “…..” (пескарь).
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Работа по теме урока.
— Но А.С. Пушкин написал не одну, а много сказок.
Обратите внимание на выставку, (выставка)
— Сколько сказок написал поэт? (5)
— Перечислите их.
— “Что за прелесть эти сказки, — говорит он —
каждая есть поэма”. Его сказки знакомы каждому с
детских лет.
— А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете сказки
А.С. Пушкина.
(Презентация)
7. Гимнастика для глаз.
— Дадим отдохнуть нашим глазкам .
а) зажмурьте глаза, а потом откройте их. (5 раз)
б) сделайте круговые движение глазами .(10 раз)
в) вперед руку, следите взглядом за ногтем
большого пальца, медленно приближая его к носу, а
затем медленно отодвиньте назад .(Зраз)
г) Посмотрите в окно, в даль . (1 минута)
7. Итог урока. Задание на дом.
Посмотрите на доску. Послушайте стихотворение.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Вот вам подсказка,
И пронесите сквозь года
Вы радость сказки.
— Прочитайте жужжащим чтением .
— Читаем хором.
— Вот такое напутствие, совет я вам даю в итоге
нашего урока .
Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта
проходят праздники пушкинской поэзии, на котором
звучат стихи великого поэта. Представим себя
участниками одного из таких праздников и
продекламируем наиболее понравившийся отрывок
из сказки А.С.Пушкина.
— Это и будет ваше домашнее задание .
8. Рефлексия.
— А теперь вернемся к началу урока. Вспомните,
чего мы ждали от урока? (повторить “Сказку о
рыбаке и рыбке” и вспомнить остальные его сказки
)
— Как вы считаете, мы выполнили то, что
запланировали? (да).
— Тогда мне остаётся поблагодарить вас за
хорошую работу на уроке.
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять
— Урок окончен.
Технологическая карта открытого урока
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2 Д
Школа: МБОУ «СОШ №2»
Учитель: Саликова Кристина Сергеевна
УМК: « Школа России»
Тема урока |
Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ». |
Цели урока Задачи: Формируемые УУД Планируемые результаты |
— знакомство обучающихся с творчеством А.С. Пушкина; — обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина; — формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки; — расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса, обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика» —продолжить знакомить учащихся со сказками и произведениями А.С.Пушкина. -развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; -учить работать со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; -учить выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание. -учиться читать произведения вслух. —воспитывать доброту, милосердие; Предметные: воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев. Личностные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. Познавательные: Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; В результате изучения темы обучающиеся — познакомятся со сказкой- как одним из видов литературного жанра; — научатся: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • оценивать правильность выполнения действий; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. • основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; • осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков. • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. |
Основные понятия |
Ветхая землянка, невод, забранила, простофиля, корыто. |
Тип урока |
урок открытия нового знания |
Ресурсы |
1.Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий « Литературное чтение» 2.Презентация к уроку. 3. Индивидуальные карточки. 4. Аудиозапись отрывка «Сказки о рыбаке и рыбке» |
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности
Порядок на столе,
Порядок в голове,
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
— Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются и молча приветствуют гостей)
-Повернитесь лицом друг к другу. Протяните руки вперед ладошками вверх, пошлите лучики добра, тепла, радости. Улыбнитесь.
— Кто сегодня дежурный? Давайте проверим готовность к уроку.
Дежурный: Ножки на месте – на месте,
Руки на месте – на месте,
Локти на месте – на месте,
Спинка прямая – прямая.
Ну, тогда можно начать урок.
— Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте сначала буквы написанные красным цветом, а потом синим цветом, и вы увидите какой у нас урок.
ЛИЧТЕРАТЕТУРННОИЕЕ
(ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)
С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Покажите (учащиеся поднимают смайлы). Пусть ваше настроение останется таким солнечным на протяжении всего урока.
2. Вступительная беседа.
/звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского/
Ваш милый образ снится мне
С пером, бумагой, при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт,
Он гений в этом спору нет.
Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строки?
А почему вы так думаете?
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник,
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо — к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Таков был солнечный гений Пушкин. (портрет Пушкина)
3. Целеполагание
Сегодня мы продолжаем знакомство с чудесным, необыкновенным миром сказочных образов А. С. Пушкина.
Как вы считаете, что нам нужно делать на уроке, чтобы многому научиться?
Мы должны…
— Дети: ответы учащихся. Молодцы! /карточки вывешиваются надоску/
4.Актуализация знаний, постановка учебной задачи
Работа по развитию артикуляционного аппарата и речи учащихся.
А теперь посмотрите на доску?/ На доске изображение двери с замком/.
Сказка начинается,
Двери открываются.
Но на дверях висит замок. Для того, чтобы его открыть, необходимо обратиться к нему, используя вежливые слова. Наша речь при этом должна быть чистой, красивой, выразительной. А для этого давайте потренируем наш язычок.
Фонетическая зарядка. Р
— (Дети читают хором в полголоса)
Рыбке рак ни друг, ни враг
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
— А теперь наш язычок готов произнести вежливые слова, чтобы открыть замочек.
-Дети: Уважаемый, замочек, откройся пожалуйста! и т . д .
-Молодцы! Двери открываются и встречает нас сказочная страна Лукоморье, созданная Пушкиным. Мы с вами изучали это произведение на уроке литературного чтения. Давайте вспомним, что такое «лукоморье» — это «морской залив». /ответы детей/
А в морском заливе нас ждут рыбки.
Эти рыбки-непростые
Постепенно возникая
Говорят они с тобой!
Числа все поставить надо
Друг за другом в четкий строй.
Ваша задача расставить карточки в порядке возрастания, чтобы узнать, что там зашифровали рыбки,
/Числа (Сказка) 15, (о) 30,(рыбаке) 36, (и) 50 ,(рыбке) 100
ученик ставит числа в порядке возрастания./
-Дети читают: «Сказка о рыбаке и рыбке» (звучит аудиозапись «Шум моря»)
— А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки и подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке, что нового узнаем, чему учиться? /ответы детей/
5. Открытие новых знаний
(звучат фанфары и мигает надпись «внимание!» на доске)
-Внимание! «Новости страны Читайка» несут интересную информацию, а представят нам их репортер класса Соколова Вероника:
Ученик-репортер: — Уважаемые слушатели, «Сказка о рыбаке и рыбке» была написана 14 октября 1833 г. Сюжет заимствован из сборника немецких сказок братьев Гримм. Только там чудесным помощником героя служит рыба камбала , которой был заколдованный принц, а в сказке Пушкина — это золотая рыбка.
Что нового вы узнали из этой информации?
Ответы детей: Сюжет взят из немецкой сказки, но сказка Пушкина получилась такой русской.
Кто воспитал в Пушкине народные чувства?
— 1 ученик:
Он няню мамой называл,
Он называл ее голубкой.
В уютной няниной избушке
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка как клубок.
— 2 ученик:
Смеялся Пушкин, говоря:
’’Какая прелесть эти сказки!»
А ночь текла к своей развязке,
За вьюгой брезжила заря.
-Молодцы. Ребята. Мне очень бы хотелось, чтобы вы любили сказки,так же как и А,С, Пушкин.
Электронная физминутка (Золотая рыбка)
— Спасибо! Ребята, а теперь давайте вспомним сказки Пушкина. Возьмите карточки красного, желтого и зеленого цвета в руки. /на электронной доске слайды с вопросом,где нужно найти один ответ/
1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. (« Сказка о царе Салтане»)
2.Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник
Где найти такого
Служителя не слишком дорогого? (« Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3.Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее? ( « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
-Сказки вы знаете, но давайте познакомимся с новой сказкой великого сказочника А.С.Пушкина.
Прослушивание аудиозаписи 1 части сказки.
— Сядьте удобно, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить не только отрывок из сказке, но и незнакомые слова, если они вам встретятся.
— Вы прослушали отрывок из сказки, что вы узнали? Кто герои сказки? Какие незнакомые слова вы услыхали? /ответы учащихся/
/на доску вывешиваются новые слова, а так же на слайдах появляется их толкование/
Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод — сеть рыболовная.
Пряла пряжу – скручивала волокна и делала нити.
Молвить – сказать.
Старче – старик.
Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.
Физминутка «Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли (волнообразные вертикальные движения ладошками)
И плескались на воде (волнообразные горизонтальные движения ладошками)
То сойдутся, разойдутся, ( горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)
То зароются в песке.(приседают с круговыми движениями ладоней)
Физминутка для глаз
Работа над 2 и 3 частью произведения стр.91-93
Мы продолжаем чтение сказки, а помогать мне будете вы, мои ученики. Будем читать по цепочке, а для этого нужно быть всем внимательными и следить за чтением товарища и постараемся запомнить незнакомые слова, если они нам встретятся при чтении.
Что сейчас вы узнали нового?
Какие новые слова вам встретились?
Найдите в Словарике учебника на стр214 значение этих слов. /ответы учащихся/
Простофиля – неумный человек, разиня.
Давайте ответим на вопрос №1 стр.100. Каким в сказке показан старик, а какой старуха? /ответы обучающихся/
—Поднимите свои красивые глазки на доску, прочитайте пословицу про себя.
-Как вы думаете, к какому из героев сказки она подходит? Почему?
Жадность — что река: чем дальше, тем шире.
6.Заключительный этап.
Итог урока.
— Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»
-А какой урок мы возьмем из этой сказки?
-А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.
-Сейчас каждый из вас побудет рыбаком из сказки Пушкина и выловит свою рыбку с домашним заданием. /прохожу с аквариумом и каждый из учеников вылавливает рыбку с пословицами:
Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.
Бездонной кадки водою не наполнишь.
Поклон – что дуга; отказ – что шест./
— Молодцы. Рыбаки из вас отличные, а вот дома нужно будет прочитать еще раз отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» АС Пушкина на стр.90-93 и на выбор: соотнести пословицу на рыбке с героем из сказки, найти слова в тексте подтверждающие пословицу или нарисовать рисунок к этой пословице.
Оценивание обучающихся.
— Ребята, а как называется сказка, с которой мы знакомились на уроке? Кто автор этой сказки? Достигли ли мы поставленных целей на уроке?
-Вы сегодня все молодцы, но я бы хотела отметить…./ раздаю портрет Пушкина, в виде монеты с отметкой 5, 4,3/
7 .Рефлексия.
— Наш необычный и сказочный урок подходит к концу. Ребята, а с каким настроением вы заканчиваете урок? /смайлы/ Почему?
— Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами!
На этом наш урок окончен. Спасибо вам за урок и нашим гостям.
Пусть каждый день и каждый час
Вам нового добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№2»
г.о.Ивантеевка Московской области
Открытый урок литературного чтения
Тема урока: «Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Подготовила: Саликова Кристина Сергеевна,
учитель начальных классов
Класс: 2 «Д»
Место проведения: МБОУ «СОШ№2», кабинет 303
Конспект урока литературного чтения во втором классе
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Описание материала: предлагаемый конспект урока по литературному чтению по УМК «Школа России» автор Канакина. На уроке реализуется деятельностный подход. Учащиеся организуют работу в группах и парах по плану, который предложил учитель.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
– формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.
-развивать умение аргументировать свою точку зрения;
– воспитывать чувство патриотизма, любви к чтению.
Оборудование: компьютер, книги с русскими сказками и сказками А.С. Пушкина, звуки моря.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные УУД:
1. Развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
-
Организационный момент 1 мин.
Проверка рабочих мест (на столе лежат: дневник, учебник, тетрадь и пенал) и настрой на дальнейшую работу. Запись числа.
ΙI. Актуализация знаний.
-Ребята, мы сегодня продолжаем путешествовать по сказкам
— Что вы можете рассказать о представленных сказках (Учитель организует выставку русских народных сказок и русских авторских сказок)
– Как вы думаете, со сказками каких писателей можно встретиться в сборниках сказок?
– Вы готовы к чтению новых сказок?
Учитель включает звуки моря.
— В каких сказках нам встречается море?
— Как вы думаете с какой сказкой мы познакомимся сегодня?
— Кто её автор?
III. Развитие умений.
Чтение сказки А.С. Пушкина.
1. Работа с текстом до чтения.
Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина? Что читали?
Подготовленный учащийся рассказывает об А.С. Пушкине.
– Прочитайте название сказки.
– Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка.)
– О чём ещё можно узнать из заголовка? (О героях сказки.)
– Кто изображён на иллюстрации? Где будут происходить события?
– Что ещё можно предположить до чтения?
– Кто уже знаком с содержанием сказки?
– Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка.
– Прочитайте про себя начало сказки (с. 32). Похоже на сказку?
Тогда начнём читать.
2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики.
1-я часть (1-я и 2-я строфы читает учитель).
По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения:
Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод – большая рыболовная сеть (читаем в тетради).
Откуп – плата.
Простофиля – глупый, несообразительный человек.
По ходу чтения делаем остановки для комментариев и обращаем внимание детей на то, как бедны были старик и старуха, на то, что старик трижды закидывал невод (сказочная примета!), на отношение старика к рыбке и пр.
Образец комментированного чтения с элементами диалога с автором:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке (То есть в очень старом доме, вырытом в земле.)
Ровно тридцать лет и три года. (Жили очень бедно.)
Старик ловил неводом рыбу, (Большой сетью.)
Старуха пряла свою пряжу. (Это обычные занятия крестьян.)
Раз он в море закинул невод, –
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, –
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, –
Пришёл невод с одною рыбкой, (Трижды старик пытает удачу.)
С непростою рыбкой – золотою.
Как взмолится золотая рыбка! (Догадались, о чём попросит рыбка?)
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп: (То есть дорого заплачу.)
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался: (Чему удивился? Чего испугался?)
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила. (Вот что его напугало!)
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово: (Ласковое слово – не мог такой старик
обидеть рыбку, требовать
дорогой откуп за её свободу.)
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старика старуха забранила: (За что же, как вы думаете?
Предположения детей не комментируются.)
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! (Злится старуха на старика.)
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вопросы после чтения 1-й части:
– Как жили старик со старухой?
– Какое чудо произошло?
– Каким мы видим старика в начале сказки?
– Как отнеслась старуха к рассказу старика?
– Каким вам представляется старик? А старуха?
– Почему именно корыто в первую очередь потребовалось старухе?
Сейчас многие дети даже не знают, что такое корыто, поэтому желательно показать ребятам его изображение. Давным-давно, в те времена, когда жили старик со старухой, корыто было главным предметом обихода в доме: в нём месили тесто, рубили капусту, мыли детей, стирали и пр.
Чтение 2-я части (3–4-я строфы).
Читают ученики.
Попутно ведётся объяснение слов.
Корысть – выгода, польза;
кликать – звать;
пуще – больше и т.д.
Вопросы после чтения 2-й части:
– Как старик объясняет рыбке своё возвращение?
– Заметьте: каждый раз рыбка спрашивает старика: чего тебе надобно? Каждый раз старик отвечает: надобно ей. О чём это говорит?
– Как отнеслась рыбка к просьбе старика?
– Чего теперь захотелось старухе?
Чтение. 3-я часть (5–6-я строфы). Читает учитель. По ходу чтения поясняются слова, читаются сноски, обращается внимание на предложение в скобках.
– Какое предложение взято в скобки? Зачем оно выделено?
– Успокоилась ли старуха? Чего ей теперь хочется?
Чтение. 4-я часть (7–8-я строфы). Читает учитель.
По ходу чтения обращаем внимание на предложение в скобках: Неспокойно синее море.
Вопросы после чтения:
– Какой вы себе представляете старуху в этой сцене?
– Становится ли она добрее от подарков золотой рыбки?
Чтение. 5-я часть (9–10-я строфы до слов «Старичок к старухе воротился».)
Читают ученики – про себя, затем вслух.
Вопросы после чтения:
– Как изменилось поведение старухи?
– Что меняется на море?
– Кем захотела теперь быть старуха?
– Почему это желание старухи испугало старика?
Чтение. 6-я часть (11–12-я строфы со слов «Старичок к старухе воротился».).
– Как изменилась старуха?
– А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»? Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)
Чтение. 7-я часть (13–14-я строфы). Читают ученики, комментарий учителя по ходу чтения. Обращаем внимание на то, как меняется настроение, всё темнее становятся краски…
Вопросы после чтения:
– Чем теперь недовольна старуха?
– А что же старик, попытался он остановить старуху?
– Чем закончилась сказка?
3. Выявление первичного восприятия:
– Какие чувства остались у вас после чтения? Было ли жалко кого-нибудь?
4. Выявление первичного восприятия. Беседа по тексту.
– Такого ли конца вы ждали? Можно ли конец сказки назвать хорошим?
5. Работа по вопросам в учебнике с. 101
– Ответ на первый вопрос учебника (с. 101).
IV. Рефлексия.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Чему учит нас сказка?
– Выполнение задания 5 на с. 25 в рабочей тетради – выбор наиболее точной формулировки. (В парах). Проверка.
У вас на столе лежат смайлики. Пожалуйста оцените свою работу на уроке с помощью них.
V. Домашнее задание.
С. 90–101, перечитать сказку
Задания 1, 2, с. 101.
Учебно-методический комплекс: «Школа России»
Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель урока: — знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина;
— обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина;
— формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки;
— расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса, обобщить изученный материал на
уроках русского языка по теме «Лексика», закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы,
синонимы, омонимы, фразеологизмы».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: ПК, телевизор, портрет А.С. Пушкина, выставка его книг; «Толковый словарь» С.И. Ожегова.
Планируемые результаты:
— учащиеся должны уметь прогнозировать содержания произведения;
— читать сказку с выражением; находить в сказке те слова, которые помогают представить героев;
— объяснять отдельные выражения в произведении.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Проявлять: интерес к изучению темы; интерес к чтению литературных сказок; желание составлять словесный портрет литературного героя для викторины.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
— определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
— описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;
— сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение;
— определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;
— анализировать содержание иллюстраций к сказке.
РегулятивныеУУД:
— определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
— планировать учебное сотрудничество;
-формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
— использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, то есть умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника.
— Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания;
— умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.
Основные понятия: вымысел, фантазия.
Метапредметные связи: изо, русский язык
Ресурсы: учебник «Литературное чтение» 2 класс 1 часть Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.,
презентация к уроку.
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текста
Настраивает на работу.
-Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее, начнём скорей урок!
— Прочитайте пословицу на доске6
«Знания собираются по капле»
-Как вы понимаете её смысл?
— каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний.
Самоконтроль готовности, эмоциональный настрой на работу.
Рассуждают, предполагают свои варианты ответа.
2. Целеполагание и мотивация.
Познавательные:
— уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
— уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Читает стихотворение
Л. Преображенской
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди:
Кто-то год, а кто-то целый век,
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передаётся в поколеньях.
Тот огонь, что он зажёг у нас,
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспаляет от искры заветной.
— О каком великом человеке это стихотворение?
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта-сказочника А.С.Пушкина.
Слайд №3
На доске появляется портрет А.С.Пушкина
Слайд 4
— Спасибо ребята. Много хороших слов о этом замечательном поэте вы рассказали.
— Давайте постараемся определить чему будем учиться на уроку.
Слайд №5
-
вспомнить сказки А.С.Пушкина
-
отвечать на вопросы
-
находить в тексте нужные отрывки
-
думать, делать выводы
Ответы учащихся
(О А.С.Пушкине)
Принятие учебной задачи.
Выходят мальчик и две девочки . Они зажигают свечи памяти у портрета Пушкина, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя присутствующих.
Дети кратко рассказывают некоторые сведения из биографии А.С.Пушкина.
Другие ребята воспринимают информацию
1 ученик: Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.
2 ученик: Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.
Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были его верными друзьями.
3 ученик: Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.
Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать.
1 ученик: Арина Родионовна ласково пела Пушкину народные песни. Саша легко запоминал сказки и песни, а позднее использовал их, сочиняя свои стихи и сказки. А сочинять стихи он начал, когда ему было 3 года.
2 ученик: Его сказки — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
— А свечи памяти у портрета Пушкина пусть будут согревать, и объединять нас, и может быть помогут зажечь в сердце огонёк любви к творчеству этого замечательного поэта.
Ответы детей.
3.Проверка домашнего задания
Регулятивные:
-уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
-контролировать правильность, адекватная оценка.
Слайд №6
— Что изображено на экране?
— Как вы думаете, почему?
-На экране изображена зима.
-На прошлом уроке читали стихи А.С.Пушкина о зиме и учили наизусть.
3-4 человека по желанию читают наизусть стихи у доски, другие дети оценивают ребят.
4. Актуализация знаний.
Познавательные:
— уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
— уметь оформлять свои мысли в устной форме.
-сотрудничество со сверстниками
Учитель читает стихотворение.
-О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят … сказки.
-Почему вы любите слушать и читать сказки?
-Чем отличается сказка от других произведений?
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, поучительные. Они полны красоты и непохожи одна на другую.
— А вы, ребята, знаете какие сказки написал Пушкин?
_ Проверим, хорошие ли вы знатоки сказок А.С. Пушкина.
Викторина по сказкам.
Слайды № 8, 9, 10, 11
— А какую сказку мы будем читать, узнаете по волшебным словам:
Слайд №12
Рыбка, невод, море, корыто, рыбак.
— Молодцы! Это «Сказка о рыбаке и рыбке»
Восприятие информации
Ответы детей.
( красивые, разные приключения, волшебство и др.)
Главное в сказке — вымысел, фантазия.
Ребята называют сказки Пушкина.
Принятие учебной задачи.
Ребята по изображениям на слайдах определяют и называют сказки.
Читают опорные слова и определяют название сказки, которую будем читать на уроке.
5. Открытие новых знаний
Познавательные:
— уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
— уметь находить ответы на вопросы в тексте;
— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
— уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;
— уметь определять главную мысль текста;
— уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
Регулятивные:
— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
— уметь оформлять свои мысли в устной форме.
— уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
— уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
— уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
— А.С. Пушкин не писал эту сказку для детей, но она оказалась такой интересной и поучительной , что её с удовольствием читают и дети. В своих сказках поэт показал борьбу тёмных и светлых сил, борьбу добра и зла.
— Чему научит нас сказка, узнаем, прочитав её.
Работа по учебнику.
Учебник с.90
— Можно ли по названию определить о каких главных героях пойдёт речь в сказке?
— Где будут происходить события?
— Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть — это новая картина или рассказ о новых событиях.
На доске цветные рисунки моря, которое с приходом старика каждый раз меняет свой оттенок. Напротив слова, описывающие море, рядом — слова, обозначающие просьбу старика. Все рисунки и слова не соответствуют, перепутаны. По ходу чтения выбирается нужное изображение моря с его словесным описанием и просьба старухи. К концу чтения все рисунки должны бать расположены по порядку
(см. приложение к уроку)
Чтение 1 части
Слайд №14
— При чтении 1 части встретятся непонятные слова
Слайд №14
Словарная работа
Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод — сеть рыболовная
Откуп — плата
Простофиля — глупый, несообразительный человек
Учитель читает 1 часть.
Вопросы после прочтения.
— Где жили старик со своею старухой?
— Как жили?
— Сколько лет?
— Чем занимался старик? А старуха?
— Найдите, ребята сказочную примету
— Ещё есть сказочная примета?
— Где в её словах обращение? Найдите и прочитайте.
— Как разговаривает старик?
— А как он рассказывает о чуде старухе?
— Как предстает море поначалу? Найдите.
— Найдите на доске рисунок с изображением такого моря
— Как отнеслась старуха к рассказу старика?
-Определите тон чтения.
2 часть.
— Сейчас будем читать «по цепочке», вы следите и карандашом отмечаете непонятные слова.
После чтения словарная работа:
Кликать — звать
Пуще — больше
Корысть — выгода
Слайд №15
Вопросы на закрепление
— Что просила старуха в первый раз?
— Обратите внимание, ребята, на эффект повтора. Найдите эти слова.
-Что заметил старик в этот раз на море?
Найдите изображение моря на рисунках, его словесное описание и первую просьбу.
— Что захотелось старухе после корыта?
— Как менялось море? Найти и прочитать.
Найдите изображение моря на рисунках, его словесное описание и первую просьбу.
— Какими словами обращается старик к рыбке?
(«Смилуйся, государыня рыбка»)
— Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз? Прочитайте.
Восприятие информации.
Находят сказку в учебнике
-рыбка и старик
-У моря
Прочитывают непонятные слова, дают своё объяснение. Если не могут объяснить, на помощь приходят подготовленные дети, которые сделали выборку трудных слов в словаре С.И.Ожегова.
Учащиеся слушают, отмечают карандашом ключевые, главные слова по ходу чтения.
Ответы детей на вопросы .
-Трижды закинул невод в море
-Золотая рыбка
Изображение золотой рыбки появляется на доске.
-Отпусти ты, старче, меня в море
-Ласково, тепло
-С удивлением
-Как безбрежный синий простор
Ученик находит рисунок и словесное описание моря, прикрепляет на доске.
-Она забранила
-Спокойный
Читают «по цепочке», находят непонятные слова
Называют выбранные непонятные слова и дают объяснение.
Отвечают на вопросы.
-Корыто
Передавая золотой рыбке слова старухи, старик их полностью повторяет
(Море слегка разыгралось)
1 ученик находит рисунок моря, 2 — словесное описание (море слегка разыгралось), 3 — просьбу (корыто)
(Избы)
Читают
1 ученик находит рисунок моря, 2 — словесное описание , 3 — просьбу (изба)
«Смилуйся, государыня рыбка»
(«Разбранила меня моя старуха…»
» Избу просит сварливая баба…»)
6. Физ.минутка
Личностные УУД:
умение применять правила охраны своего здоровья
Учитель вместе с учениками играют в игру «Море волнуется — раз, море волнуется — два…»
Проговаривают слова, выполняют движения.
7. Первичное закрепление.
Регулятивные:
— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
— уметь находить ответы на вопросы в тексте;
— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
— уметь определять главную мысль текста.
Коммуникативные:
— уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
— уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков людей.
Чтение 3 части по ролям
— Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?
Найдите ответ в тексте.
— Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки — это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.
— И море дает старику об этом знак . Какой, прочитайте.
— Как ведёт себя старуха, став столбовою дворянкой?
4 часть
Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»
— Кем захотела теперь быть старуха?
— Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?
Найдите и прочитайте в тексте.
5 ЧАСТЬ
Чтение вполголоса. Анализ содержания.
— Как встретило море?
-Но старику пришлось отправляться к золотой рыбке просить царский сан для своей старухи. Почему?
— Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает. Прочтите слова рыбки.
6 ЧАСТЬ
Громкое чтение. Обмен впечатлениями.
-И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто «сидит царицей» — уселась на трон в роли царицы. На время.
-А почему народ над старичком насмеялся и говорил
«Не садися не в свои сани!»
Слайд №16
-Когда так говорят?
Словарь. Невежа
7 ЧАСТЬ
Начало читают дети по учебнику
Далее просмотр фрагмента из мультфильма или чтение учителем.
— Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?
-Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.
-Как повела себя сдержанная спокойная рыбка в последний раз? Прочитайте.
— Почему?
-Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.
Чтение сказки завершено.
— Как вы думаете, за что золотая рыбка
наказала старуху?
— А за что рыбка наказала старика?
— Как вы думаете, какая основная мысль
-Ребята, как вы думаете, почему в названии сказки нет старухи, хотя сюжетная линия сказки строится вокруг нее?
Слайд 17
Работа с пословицами
-Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Какая из пословиц подходит для нашей сказки.
-Молодцы.
— Назовите еще одно действующее » лицо » в этой сказке.
-Рассмотрите рисунки моря и проанализируйте, почему так произошло?
Принятие учебной задачи.
Распределяют роли, читают по ролям, по ходу объясняют непонятные слова.
(» Не хочу быть черной крестьянкой
Хочу быть столбовою дворянкой…»)
Дети вновь находят нужный рисунок моря и его словесное описание, просьбу.
-Старуха не обращает внимания на богатые украшения, нисколько не радуется новому дворцу, а начинает проявлять свою властную натуру.
Получив в подчинение слуг, на конюшне служить старика посылает.
(Вольною царицей)
-Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, не молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство»)
Принятие учебной задачи.
Самостоятельно читают вполголоса.
(Почернело синее море)
Бесхарактерный, безвольный, боится старуху, знает, что приведут сюда силой.
» Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!»
» Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!»
Дети вновь находят нужный рисунок моря и его словесное описание, очередную просьбу.
Принятие учебной задачи.
Обмен впечатлениями о прочитанном
-Когда человек не соответствует месту, которое занимает
Находят в словаре значение слова невежа.
Начало читают по учебнику
(Чёрную бурю)
Дети в находят нужный рисунок моря и его словесное описание, последнюю просьбу старухи.
Весь ряд рисунков моря собран в нужной последовательности.
-Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
(Потому что милость небезгранична)
(За жадность)
-За бесхарактерность.
-Нельзя быть жадными, безгранично пользоваться милостью добрых людей, знать меру
-Она плохая, жадная, злая, автору она не нравиться.
Читают, объясняют, выбирают подходящую к сказке пословицу.
(Море)
Ответы детей
8. Работа в группах с проверкой.
Коммуникативные:
— уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
— А сейчас вы поработаете в группах.
(состав групп и наставники определены перед уроком)
Задание 1 группе — показать, что старик хороший, положительный герой.
Задание 2 группе — рассказать, что старик делал плохо.
Самостоятельная работа в группах в течение 2-3 минут. Обсуждают, анализируют, составляют портрет главного героя по заданию
Представитель от каждой группы отчитывается о работе.
9. Рефлексия
Познавательные:
— уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
Личностные:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
— уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
— уметь слушать в соответствии с целевой установкой
-Понравилась ли вам сказка? Что понравилось?
-Какой урок вы извлекли?
-Оцените свою работу на уроке ( приём «Ладонь»
— Действительно все ребята сегодня хорошо трудились, за работу вам — золотые рыбки.
— Если бы вы вдруг оказались в этой сказке, о чем бы вы попросили Золотую рыбку?
— Почему?
-Если вам сегодня понравился урок, понравилось как вы работали, прикрепите свою рыбку на море, которое спокойное и красивое.
Если вам не очень понравилось на уроке, вам что-то было не понятно, прикрепите рыбку на море , которое неспокойно, а если вам совсем было не интересно, вы плохо оцениваете свою работу, прикрепите рыбку на море, на котором чёрная буря.
Домашнее задание: выразительное чтение сказки, рисунок к сказке, написать мини-сочинение на тему: « Если бы я поймал Золотую рыбку»
Отвечают на вопросы.
Оценивают себя.
Принятие учебной задачи.
Ответы детей.
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.
Восприятие информации.
10. Заключительная часть
Личностные: развитие чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной литературой.
— Урок заканчивается. Свечи гаснут, но стихи и сказки Пушкина никогда не гаснут в наших сердцах. Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное — любите Пушкина.
Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе
Оказаться опять в той волшебной стране!
Сказки Пушкина — чудо — страна!
Свои Двери открыла она!
Эти сказки опять и опять
Будут дети читать, будут дети читать,
Снова будут их дети читать!
Слайд №18
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
— Спасибо за урок.
Восприятие информации.
Литература: 1.С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2012
2. Гатаулина О.И. «Проектирование современного урока в начальной школе с позиций системно-
деятельностного подхода: учебно-методическое пособие/ Калуга:ООО ИРА «Ваш Дом», 2013
3. С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» М.:ООО «Издательство «Мир и Образование»,2013