Пушкинская сказка прямая наследница народной мудрости


1


«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».


2


1. Сказки Пушкина близки к народным сказкам, переняли у них идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти.


3


2. По своему настроению, идейной направленности сказки А.С. Пушкина очень близки народным сказкам. Как и в народных, в сказках А.С. Пушкина волшебное соединяется с реальностью, ирония с лиричностью. События, герои изображаются так, как изображались бы в сказках народных.


4


3. А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его сказках льётся свободно и радостно, как будто звучит весенняя капель, которая падает в быстро бегущий ручеёк. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще.


5


4. А.С. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни, пословицы: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в Псковском имении отца — селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал сказки. Жизнь родного народа, нянины сказки, рассказы бабушки — все это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.


6


5. В традиционную сказочную концовку («И я там был, мёд, пиво пил…») поэт внёс некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений: «я был», «я пил», «видел», «сидел», «кот… мне сказки говорил». Для того чтобы показать, что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и уже никогда с ним не расстанется.


7


6. В пушкинских сказках присутствуют традиционные сказочные персонажи русского народа: черти, кот, Баба-Яга, русалки, Кощей Бессмертный и другие.


8


7. Однако в пушкинских сказках мы чувствуем открытое авторское отношение к героям, чего не знает народная сказка.

I Региональная конференция учащихся

«Шаги в науку – Байкал»

Секция: Литературоведение

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А.С. Пушкина – наследница сказки народной

Автор работы:

ученик 5  класса

МБОУ «Ульдургинская СОШ им. Ц. Номтоева»

Доржиев Доржи Бэлигтоевич

Тезисы: сказка как малый литературный жанр, русский фольклор в творчестве Пушкина, признаки народной сказки в сказке Пушкина

Оглавление

  Введение                                                                                         1

   Глава I.  Сказка как литературный жанр                                                2                                        

   Глава II.  Русский фольклор в творчестве А.С. Пушкина                        3

   II.1. Использование признаков народной сказки в сказке А.С. Пушкина        

   «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»                                   4

   Заключение                                                                                5

   Список литературы                                                                        6

Введение

 Произведения А.С. Пушкина как слияние народной русской традиции и культуры европейской. Русская литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Сравнение народной сказки и литературной помогла нам обнаружить глубину чувств поэта и его оценку народного мира с его мудростью, светлым отношением к жизни, идеалами верности и преданности.

 Мы не знаем с каких пор стали сказываться   сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и традициями. Мы считаем нашу исследовательскую работу актуальной, думаем, что учащиеся должны знать различие литературной сказки от народной.

Наиболее распространенное искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах- сказка. Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.

Исследователями до сих пор изучается и литературная, и народная сказка. Тема мало исследована. И чтобы все это узнать, нам пришлось изучать материалы из разных источников. Мы просмотрели статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.

Цель моего исследования:  выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», и установить близость их к народной сказке «Самоглядное зеркало».                                                                 

Задачи:

  • познакомиться с творчеством А.С. Пушкина и изучить материал по данной теме;
  • прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сопоставить ее с народной сказкой «Самоглядное зеркало».
  • установить использование традиционных основ народной сказки в литературном произведении;
  • на основе выявленных традиционных приемов установить близость народной и пушкинской сказки.

Объектом исследования является сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная сказка «Самоглядное зеркало».

Метод исследования: поиск материала по данной теме по источникам книг.

Гипотеза. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русской народной сказке «Самоглядное зеркало».

Глава I.  Сказка как литературный жанр

 «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства»- говорил С.Я .Маршак.  Что  называется сказкой?

Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле, занимательный рассказ о необыкновенных событиях, часто фантастических. Наиболее древние- это сказки о животных и волшебные. Гораздо позднее появились бытовые сказки, в которых осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда необычные жизненные ситуации. Есть народные сказки, есть и  сказки литературные, созданные писателями.

В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека.

Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом.

Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.

В первые десятилетия ХIХ века появились авторские сказки. Первым был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.

Глава II.  Русский фольклор в творчестве А.С. Пушкина

 Для литературы 19 века характерно широкое обращение к устному народному творчеству. А.С.Пушкин показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни, сказки, загадки, предания, пословицы, поговорки- все наследие народа включалось поэтом в произведения. О «русском раздолье» языка народной сказки с восхищением говорил Пушкин: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе, как в сказке». А.С Пушкин из множества сказок, рассказанных няней, сделал конспект семи сказок, среди которых «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Самоглядное зеркало»

Часто включал он в свои произведения подлинные поговорки и пословицы, загадки и притчи, предания и песни. «Несмотря на французское воспитание, несмотря на то, что в кругу родных его говорилось преимущественно на французском языке, Пушкин, как известно, уже в детстве был окружен элементом народности.

«Но Пушкин знакомился с народными сказками и песнями не по одним только рассказам своей няни, — проникнувшись любовью к народности, он и сам входил в простонародные кружки, подслушивая там язык и песни. В 1825 году, проводив до Пскова своих деревенских соседей, он «время пребывания во Пскове посвятил тому, что занимало теперь преимущественно его мысли, изучению народной жизни: ходил по базарам, терся, что называется, между людьми, и весьма почтенные люди города видели его переодетым в мещанский костюм, в котором он даже раз явился в один из почетных домов Пскова. Пушкин владел значительным количеством памятников народного языка, добытых собственным трудом.

«Первый биограф и замечательный исследователь творчества Пушкина П.В. Анненков находил в его сказках особую силу их создателя и проникновение в самый дух народной поэзии: «Склад и течение речи удивительно близко подходит к обыкновенным приемам народной фантазии, и только по особенной полноте и грации подробностей видите, что тут прошла творческая рука поэта. Они кажутся деревенской песней, пропетой великим мастером».


Нянины сказки «
Царь Салтан», «Мертвая царевна» Пушкин с ее слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. О том, как сам Пушкин в Михайловском слушал нянины сказки и как их любил, можно судить по его письму к брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Арина Родионовна- первоклассная сказочница, старалась всячески скрасить одиночество поэта, который неоднократно повторял, что «с нею только мне не скучно». Однообразие и хандра убивали поэтическое вдохновение, зато Пушкин записывал древние северно-русские предания, послужившие в будущем началом для его поэтических сказок.

Недаром сам Пушкин называл свои сказки «народными». Его сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» имеют сюжетную связь с народными.

Так, «Сказка о Балде» напоминает народную сказку «Батрак Шабарш». «О рыбаке и рыбке» — «Жадную старуху», запись которой подарил поэту В. И. Даль, известный собиратель фольклора. «Сказка о Салтане» близка сказке «О чудесных детях». Пушкин видел в народном творчестве неисчерпаемые темы и сюжеты для литературы.

Таким образом, сказки поэта лучше любого определения могут ответить на вопрос о том, что такое литературная сказка. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.

   II.1. Использование признаков народной сказки в сказке А.С. Пушкина        «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Каждый этап истории русской литературы давал много нового в осмыслении ценностей народного творчества. А. С. Пушкин перевел прозаические сюжеты в стихи  и создал  много оригинального в этой области. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» напечатана в «Библиотеке для чтения» (1834г., Т.2). Окончена, согласно помете в автографе, 4 ноября 1833г. В сюжете использованы мотивы сказок, рассказанных в Михайловском Ариной Родионовной и записанных поэтом в рабочей тетради той поры, но выстроен сюжет на основе одной из   сказок братьев Гримм («Белоснежка»), только семь карликов, у которых нашла приют героиня, заменены семью богатырями.
Из другой сказки   Пушкин взял и заключительный эпизод: там молодая королевна, разыскивая мужа, превращенного в голубя, обращается к солнцу, месяцу и ветрам, и только южный ветер подсказывает ей, где найти мужа.

Со сказками братьев Гримм Пушкин познакомился, очевидно, по французскому их переводу начала 1830 гг., который сохранился в составе его библиотеки. Сопоставляя сказки, можно сказать, что сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях»   имеет схожие черты с народной.

В русской народной сказке  «Самоглядное  зеркало» используется: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», «семь» «девять», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале.

В ходе исследовательской работы было установлено, что А.С. Пушкин писал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в народном духе, поэтому сходство с народной сказкой заложено было изначально. Поэт выбрал сюжет как у народной сказки: злая мачеха хочет погубит падчерицу, но наказана за свою жестокость. Главная идея лежит в фольклорном русле: противостояние добра и зла и победа добра и справедливости. Теперь рассмотрим на примере текста сказки:

1. В этой сказке нет зачина, но есть концовка:

«…Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил…»

Посмотрим заключительные строки русской народной сказки «Королевич и его дядька» «… Свадьба королевича была веселая. И я там был, мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало» или в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» заканчивается …Я там был, пиво пил; пиво – то по усу текло, да в рот не попало.
2. По ходу чтения мы выписывали слова, которые не свойственны книжной речи. Например,
 «инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».

3. В народной сказке нет имен у сказочных героев. На протяжении всей сказки мы узнаем только «и царица …», «царевна молодая», «чернавка, сенная девушка», братья, царь и одно имя – королевич Елисей.

4 Сопоставляя с другой сказкой, можно сказать, что эта сказка волшебная, так как есть: а) волшебство (зеркальце): «…Свойство зеркальце имело: говорить оно умело…»; б) Оживание царевны «…Дева вдруг ожила…»; в) олицетворения: «…Братец мой, — отвечает месяц ясный,- не видал я девы красной…»

5. Проведенное нами исследование показывает, что в русской сказке чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. А. С. Пушкин тоже использует числа: «…девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…»; «…семь торговых городов…», «…входят семь богатырей, семь румяных усачей»; «…ждали три дня, но она…».

6. Молодая царевна имеет такие же качества как и героини в  народной  сказке : « нраву кроткого такого», красавица, мила. Она трудолюбива:

«… И   хозяюшкою   она

В   терему   меж тем одна

Приберет и приготовит,

И м она   не  прекословит… Или

…Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку… Или

…Пряла, сидя под окном…»

7. Герои, преодолевая преграды, обращаются к силам природы. Королевич Елисей обращается три раза: к солнцу, к месяцу, к ветру.

Елисей просит помощи у сил природы, обращаясь к «красно солнцу», «месяцу ясному» и «ветру буйному». Королевич сначала хвалит их, проявляя уважение к силе и могуществу сил природы, а потом уже спрашивает о невесте молодой и просит о помощи:

«…Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

8.Как и в народной сказке мачеха хочет избавиться от падчерицы, она полна зависти.

«…Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить…»

9. Народная сказка заканчивается благополучно. Добро побеждает, а зло наказывается.

 «…Свадьбу тотчас учинили,

, И с невестою своей

 Обвенчался Елисей…»


На основе выявленного можно сказать, что «
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к народной сказке. Пушкинская сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, поэтому она является прямой наследницей сказки народной.

        

Заключение

В   работе над сказкой Пушкин пользуется материалами народной сказки, щедро привлекая все фольклорное богатство: народно-поэтические символы, эпитеты, сравнения, фольклорные клише,   Герои сказок добры, трудолюбивы, скромны, верны и преданны своей любви.

 Сказку Пушкина роднит с народной русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет и   обилие народных выражений, традиционных образов. На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что пушкинская сказка близка к народной сказке. Его сказка – прямая наследница народной сказки. Что   за  сказка , просто прелесть!

И.П. Лупанова наглядно показала, что из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Она также выявила, что авторскую сказку в основном характеризует «не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой» [26, с. 490].

На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что «авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе» [27, с. 82], и «самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их». [2, с. 169]

Список литературы

1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972, с.33

2.Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989., с.59.

3. Н.В. Колосова. Болдинская осень. М. «Молодая гвардия», 1982г., стр.31

4. С.Я. Маршак. О сказках Пушкина, статья в учебнике с.114

5.Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. — М.: Сов. писатель, 1987. — 448 с.

6. Пушкин А.С. Стихи и сказки. «Детская литература», 1978, стр.7

7. Пушкин. А.С. Т.2, Библиополис, С-П.,1993, с.615

8. Чернышевский Н.Г. Литературная критика., М. «Художественная литература»,1981г., стр.133

9.Сапожков С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл [Текст] / С.В. Сапожков // Детская литература. — 1991. — №3. — С.124..

Разделы презентаций


  • Разное
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Презентация на тему Пушкинская сказка – прямая наследница народной

Содержание

  • 1.

    Пушкинская сказка – прямая наследница народной

  • 2.

    «Пушкинская сказка – прямая наследница народной» С. Я. Маршак

  • 3.

    Чем сказка Пушкина напоминает народную?

  • 4.

    Сходства с народной сказкойКонфликт между доброй и злой героинями

  • 5.

    Волшебство

  • 6.

    Волшебные помощники

  • 7.

    Испытания героя, поиск невесты

  • 8.

    Победа добра в финале, свадьба

  • 9.

    Магия чисел (3,6,7)

  • 10.

    Концовка сказки Я там был, мед-пиво пил,Да усы лишь обмочил.

  • 11.

    С какими сказками можно сравнить сказку Пушкина?Украинская народная сказка«Золотоволосая Ялена»Русская народная сказка

  • 12.

    Сказка Братьев Гримм

  • 13.

    Добро и зло в сказке Пушкина

  • 14.

    Внешность

  • 15.

    Характер

  • 16.

    Отношения с другими героями

  • 17.

    Подумай и ответь Почему Царица приветлива была лишь с Зеркальцем?

  • 18.

    Подумай и ответь Почему Зеркальце говорит, что

  • 19.

    Подумай и ответь Почему Царица умерла в конце сказки?

  • 20.

    Слайд 20

  • 21.

    Вывод Внутренняя красота намного важнее

  • 22.

    Слайд 22

  • 23.

    Можно ли слова отнести к этой

  • 24.

    Домашнее задание Найти и записать

  • 25.

    Вы можете использовать данное оформление для создания

  • 26.
    Скачать презентанцию

«Пушкинская сказка – прямая наследница народной» С. Я. Маршак

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2«Пушкинская сказка – прямая наследница народной»
С. Я. Маршак

«Пушкинская сказка – прямая наследница народной» С. Я. Маршак


Слайд 3Чем сказка
Пушкина
напоминает
народную?

Чем сказка  Пушкина  напоминает  народную?


Слайд 4Сходства с народной сказкой
Конфликт между доброй и злой героинями

Сходства с народной сказкойКонфликт между доброй и злой героинями


Слайд 7Испытания героя,
поиск невесты

Испытания героя,  поиск невесты


Слайд 8Победа добра в финале, свадьба

Победа добра в финале, свадьба


Слайд 10Концовка сказки
Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Концовка сказки Я там был, мед-пиво пил,Да усы лишь обмочил.


Слайд 11С какими сказками можно сравнить сказку Пушкина?
Украинская
народная
сказка
«Золотоволосая
Ялена»
Русская народная

сказка

С какими сказками можно сравнить сказку Пушкина?Украинская народная сказка«Золотоволосая Ялена»Русская народная сказка


Слайд 17Подумай и ответь
Почему Царица приветлива была лишь с Зеркальцем?

Подумай и ответь  Почему Царица приветлива была лишь с Зеркальцем?


Слайд 18Подумай и ответь
Почему Зеркальце говорит, что «царевна всё ж милее,

всё ж румяней и белее»?
Ведь героини были одинаково красивы.

Подумай и ответь Почему Зеркальце говорит, что «царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее»?Ведь героини


Слайд 19Подумай и ответь
Почему Царица умерла
в конце сказки?

Подумай и ответь  Почему Царица умерла  в конце сказки?


Слайд 21Вывод
Внутренняя красота намного важнее красоты внешней.

«Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно»
Эдуард Асадов

Вывод   Внутренняя красота намного важнее красоты внешней.   «Лучше добрым на свете быть,


Слайд 23Можно ли слова
отнести к этой сказке?
Сказка – ложь,

да в ней намёк, добрым молодцам урок

Можно ли слова  отнести к этой сказке?  Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым


Слайд 24Домашнее задание
Найти и записать в тетрадь по три

пословицы о доброте и злости, зависти (всего 6 пословиц)

Домашнее задание   Найти и записать в тетрадь по три пословицы о доброте и злости, зависти


Слайд 25Вы можете использовать данное оформление
для создания своих презентаций,
но в

своей презентации вы должны указать
источник шаблона:

Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Интернет – ресурсы:

http://www.tre-art.ru/images/katalogi/zavitki-i-vinyetki/uglovye/cvetochnye/219_ugol_tre-art.jpg
цветочный уголок

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник


КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

Открытый урок литературы в 6 классе

Тема: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»

Леонгард Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Новоалтайск

Тема: Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной.

Цель: Создать условия для сравнения народных сказок с литературной сказкой.

Задачи: Формировать умение обсуждать события и поступки героев в сопоставлении с фактами из разных произведений.

Развивать словесно-логическое мышление, долговременную память, непроизвольное и произвольное внимание.

Прививать интерес к изучению творчества А.С. Пушкина, воспитывать правильное отношение к добру и злу на примере сопоставления поступков героев народных и литературных сказок.

Тип урока: комбинированный урок.

Программное содержание:


  1. Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

  2. Русская народная сказка «Морозко» (внеклассное чтение).

  3. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Предшествующая работа:


  1. Чтение сказок, работа над содержанием.

  2. Характеристика главных героев.

  3. Просмотр фильма «Морозко», мультфильмов «Царевна-лягушка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Средства обучения:

Мультимедийная установка для демонстрации учебно-познавательного материала (проблемных вопросов и заданий для учащихся) и наглядно-иллюстративного материала (кадров фильма «Морозко» и мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Виды дифференцированного подхода:

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества (репродуктивные и продуктивные задания).

Словарь:


  • наследница

  • кадр

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Какой сейчас урок?


  1. Повторение.

  1. Какие русские народные сказки мы прочитали?

  • «Царевна-лягушка»

  • «Морозко»

  1. Какую литературную сказку мы прочитали?

  • «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

  1. Кто автор этой сказки?

  • Александр Сергеевич Пушкин

Слайд №2:

Портрет Александра Сергеевича Пушкина


  • Можно сказать, что «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — пушкинская сказка.

  1. Рассказ учителя о Пушкине.

Александр Сергеевич Пушкин с детства очень любил слушать русские народные сказки. Эта любовь к сказкам осталась у него на всю жизнь.

Слайд № 3:

1824 год

село Михайловское

Здесь в 1824 году жил А.С. Пушкин.

Слайд № 4:

няня и Пушкин

Это Александр Сергеевич Пушкин и его няня — Арина Родионовна.

Арина Родионовна знала много народных сказок и любила их рассказывать, а Александр любил их слушать.

Слайд № 5:

В ноябре 1824 года в письме брату Пушкин пишет: «…вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки!»

А потом Пушкин начал сам писать сказки.

Слайд №

6

:


  • «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830)

  • «Сказка о царе Салтане…» (1831)

  • «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833)

  • «Сказка о мёртвой царевне…» (1833)

  • «Сказка о золотом петушке» (1833)

Слайд № 7:

« Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»

С.Я. Маршак

Это тема нашего урока. Сегодня вы должны понять, в чём сходство пушкинской сказки с народными сказками.


  1. Сравнительный анализ литературной сказки с народными сказками.

Слайд № 8:


  1. Напевные интонации

Прочитаем, как начинаются сказки. Читать надо напевно.

Слайд № 9:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.


  • Какая это сказка?

– «Царевна-лягушка» (народная сказка).

Слайд № 10:

Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.


  • Какая это сказка?

– «Морозко» (народная сказка).

Русская народная речь напевная и мелодичная, поэтому народные сказки читаются напевно. А теперь прочитайте начало пушкинской сказки.

Слайд № 11:

Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!


  • Какая это сказка?

– «Сказка о мёртвой царевне…» (пушкинская сказка)

Вывод: В пушкинской сказке сохраняются напевные интонации.


  • Есть сходство?

Слайд № 12:


  1. Повторы слов

Слайд № 13:

Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул её в платочек и принёс в своё царство-государство.


  • Какая это сказка?

– «Царевна-лягушка» (народная сказка).


  • «подумал-подумал» – это повторы слов.

Слайд № 14:

Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать её. Искала, искала, не нашла…


  • Какая это сказка?

– «Царевна-лягушка» (народная сказка)


  • Найдите повторы.

  • Найдите повторы в сказке «Морозко», с. 41.

Слайд № 15:

подумал-подумал

искала, искала

вези-вези


  • В народных сказках есть повторы слов. Посмотрим пушкинскую сказку. Найдите повторы, с. 91-92

ждёт-пождёт

росла, росла


  • Есть сходство?

Вывод: Повторы слов есть и в народных сказках и в пушкинской сказке.

Слайд № 16:


  1. Сказочные герои

Слайд 17:


  • Какие герои есть и в сказке «Морозко» и в «Сказке о мёртвой царевне…»?

старуха мачеха царица

Настенька падчерица царевна


  • Есть сходство?

Слайд № 18:


  1. Характеры героев

Слайд № 19:


  • Какая старуха по характеру? (кадр)

Учащиеся называют черты характера старухи.


  • Какая царица по характеру? (кадр)

Учащиеся называют черты характера мачехи.

Черты характера:

злая

грубая

капризная

жестокая

бессердечная

завистливая

Вывод: Мачехи похожи.


  • Сейчас мы посмотрим, как мачехи относятся к падчерицам.

Слайд № 20:


  • Как мачехи относятся к падчерицам?

Кадр из фильма «Морозко» (по приказу мачехи старик отвёз Настеньку в лес) и кадр из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне…» (по приказу царицы чернавка отвела «царевну в глушь лесную…)


  • В чем сходство?

  • Похожи желания старухи и царицы избавиться от падчериц.

Слайд№ 21:


  • Какие по характеру падчерицы?

Демонстрируются кадры:


  1. Настенька вяжет;

  2. Настенька разговаривает с Морозко.

  • Какая Настенька? (учащиеся характеризуют Настеньку)

  1. Царевна вышивает;

  2. Царевна разговаривает с богатырями.

  • Какая царевна? ( учащиеся характеризуют царевну)

добрые

скромные

вежливые

сердечные

трудолюбивые

Вывод: Характеры героев похожи.

Слайд №22: 5. Сказочные концовки – победа добра и справедливости.

Слайд № 23:


  • Что случилось?

Демонстрируются кадры из сказок:


  1. «Морозко» — падчерица умерла (замёрзла), но потом ожила, свадебный пир.

народная сказка


  1. «Сказка о мёртвой царевне…» — падчерица умерла – ожила – свадебный пир.

пушкинская сказка


  • Есть сходство?

  • Да!

Вывод: Сказочные концовки – победа добра и справедливости.

Слайд № 24:

6. Природа помогает героям.

Слайд №25:

Вспомним сказку «Морозко».


  • Как природа помогает Настеньке?

Демонстрируются кадры из сказок:


  1. Петушок и солнышко помогают девушке закончить работу до рассвета.

  2. Морозко ( мороз) укутал её тёплыми шубами.

народная сказка

Королевич Елисей едет искать свою невесту. Он не знает, где царевна, и просит, чтобы природа помогла ему.


  • К кому обращается Елисей?

  1. Сначала к солнцу.

  2. Потом к месяцу.

  3. Затем к ветру.

пушкинская сказка

Вывод: Природа помогает героям.

Слайд №26:

Животные помогают хорошим, добрым людям.

Слайд № 27:


  1. В сказке «Морозко» собачка чувствует, что Настенька попала в беду и зовёт на помощь (кадр из сказки).

  2. В «Сказке о мёртвой царевне…» Соколко помогает царевне (кадры).

  3. Есть сходство?

Вывод: Животные помогают хорошим, добрым людям.


  1. Обобщение.

Слайд № 28:

Сходство пушкинской сказки с народными сказками


  • Напевные интонации;

  • повторы слов;

  • сказочные герои;

  • характеры героев;

  • сказочная концовка – победа добра и справедливости;

  • природа помогает героям;

  • животные помогают хорошим, добрым людям.

  • Вы увидели, что есть сходство пушкинской сказки с народными сказками. Вспомним слова Маршака:

Слайд №29:

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»

С.Я. Маршак

VIII. Итог урока.


  • Чему учат сказки?

  • Нельзя быть злыми, жестокими, гневными, завистливыми.

  • Надо быть добрыми.

  • Пушкинская проза как пишется
  • Пушкина какой нибудь рассказ
  • Пушкин читать сказки для детей 1 класс
  • Пушкин сказка про лебедя
  • Пушкин читать рассказы 2 класс