1
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
2
1. Сказки Пушкина близки к народным сказкам, переняли у них идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти.
3
2. По своему настроению, идейной направленности сказки А.С. Пушкина очень близки народным сказкам. Как и в народных, в сказках А.С. Пушкина волшебное соединяется с реальностью, ирония с лиричностью. События, герои изображаются так, как изображались бы в сказках народных.
4
3. А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его сказках льётся свободно и радостно, как будто звучит весенняя капель, которая падает в быстро бегущий ручеёк. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще.
5
4. А.С. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни, пословицы: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в Псковском имении отца — селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал сказки. Жизнь родного народа, нянины сказки, рассказы бабушки — все это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.
6
5. В традиционную сказочную концовку («И я там был, мёд, пиво пил…») поэт внёс некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений: «я был», «я пил», «видел», «сидел», «кот… мне сказки говорил». Для того чтобы показать, что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и уже никогда с ним не расстанется.
7
6. В пушкинских сказках присутствуют традиционные сказочные персонажи русского народа: черти, кот, Баба-Яга, русалки, Кощей Бессмертный и другие.
8
7. Однако в пушкинских сказках мы чувствуем открытое авторское отношение к героям, чего не знает народная сказка.
I Региональная конференция учащихся
«Шаги в науку – Байкал»
Секция: Литературоведение
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А.С. Пушкина – наследница сказки народной
Автор работы:
ученик 5 класса
МБОУ «Ульдургинская СОШ им. Ц. Номтоева»
Доржиев Доржи Бэлигтоевич
Тезисы: сказка как малый литературный жанр, русский фольклор в творчестве Пушкина, признаки народной сказки в сказке Пушкина
Оглавление
Введение 1
Глава I. Сказка как литературный жанр 2
Глава II. Русский фольклор в творчестве А.С. Пушкина 3
II.1. Использование признаков народной сказки в сказке А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 4
Заключение 5
Список литературы 6
Введение
Произведения А.С. Пушкина как слияние народной русской традиции и культуры европейской. Русская литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Сравнение народной сказки и литературной помогла нам обнаружить глубину чувств поэта и его оценку народного мира с его мудростью, светлым отношением к жизни, идеалами верности и преданности.
Мы не знаем с каких пор стали сказываться сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и традициями. Мы считаем нашу исследовательскую работу актуальной, думаем, что учащиеся должны знать различие литературной сказки от народной.
Наиболее распространенное искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах- сказка. Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.
Исследователями до сих пор изучается и литературная, и народная сказка. Тема мало исследована. И чтобы все это узнать, нам пришлось изучать материалы из разных источников. Мы просмотрели статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.
Цель моего исследования: выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», и установить близость их к народной сказке «Самоглядное зеркало».
Задачи:
- познакомиться с творчеством А.С. Пушкина и изучить материал по данной теме;
- прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сопоставить ее с народной сказкой «Самоглядное зеркало».
- установить использование традиционных основ народной сказки в литературном произведении;
- на основе выявленных традиционных приемов установить близость народной и пушкинской сказки.
Объектом исследования является сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная сказка «Самоглядное зеркало».
Метод исследования: поиск материала по данной теме по источникам книг.
Гипотеза. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русской народной сказке «Самоглядное зеркало».
Глава I. Сказка как литературный жанр
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства»- говорил С.Я .Маршак. Что называется сказкой?
Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле, занимательный рассказ о необыкновенных событиях, часто фантастических. Наиболее древние- это сказки о животных и волшебные. Гораздо позднее появились бытовые сказки, в которых осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда необычные жизненные ситуации. Есть народные сказки, есть и сказки литературные, созданные писателями.
В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека.
Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом.
Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.
В первые десятилетия ХIХ века появились авторские сказки. Первым был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.
Глава II. Русский фольклор в творчестве А.С. Пушкина
Для литературы 19 века характерно широкое обращение к устному народному творчеству. А.С.Пушкин показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни, сказки, загадки, предания, пословицы, поговорки- все наследие народа включалось поэтом в произведения. О «русском раздолье» языка народной сказки с восхищением говорил Пушкин: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе, как в сказке». А.С Пушкин из множества сказок, рассказанных няней, сделал конспект семи сказок, среди которых «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Самоглядное зеркало»
Часто включал он в свои произведения подлинные поговорки и пословицы, загадки и притчи, предания и песни. «Несмотря на французское воспитание, несмотря на то, что в кругу родных его говорилось преимущественно на французском языке, Пушкин, как известно, уже в детстве был окружен элементом народности.
«Но Пушкин знакомился с народными сказками и песнями не по одним только рассказам своей няни, — проникнувшись любовью к народности, он и сам входил в простонародные кружки, подслушивая там язык и песни. В 1825 году, проводив до Пскова своих деревенских соседей, он «время пребывания во Пскове посвятил тому, что занимало теперь преимущественно его мысли, изучению народной жизни: ходил по базарам, терся, что называется, между людьми, и весьма почтенные люди города видели его переодетым в мещанский костюм, в котором он даже раз явился в один из почетных домов Пскова. Пушкин владел значительным количеством памятников народного языка, добытых собственным трудом.
«Первый биограф и замечательный исследователь творчества Пушкина П.В. Анненков находил в его сказках особую силу их создателя и проникновение в самый дух народной поэзии: «Склад и течение речи удивительно близко подходит к обыкновенным приемам народной фантазии, и только по особенной полноте и грации подробностей видите, что тут прошла творческая рука поэта. Они кажутся деревенской песней, пропетой великим мастером».
Нянины сказки «Царь Салтан», «Мертвая царевна» Пушкин с ее слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. О том, как сам Пушкин в Михайловском слушал нянины сказки и как их любил, можно судить по его письму к брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Арина Родионовна- первоклассная сказочница, старалась всячески скрасить одиночество поэта, который неоднократно повторял, что «с нею только мне не скучно». Однообразие и хандра убивали поэтическое вдохновение, зато Пушкин записывал древние северно-русские предания, послужившие в будущем началом для его поэтических сказок.
Недаром сам Пушкин называл свои сказки «народными». Его сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» имеют сюжетную связь с народными.
Так, «Сказка о Балде» напоминает народную сказку «Батрак Шабарш». «О рыбаке и рыбке» — «Жадную старуху», запись которой подарил поэту В. И. Даль, известный собиратель фольклора. «Сказка о Салтане» близка сказке «О чудесных детях». Пушкин видел в народном творчестве неисчерпаемые темы и сюжеты для литературы.
Таким образом, сказки поэта лучше любого определения могут ответить на вопрос о том, что такое литературная сказка. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.
II.1. Использование признаков народной сказки в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Каждый этап истории русской литературы давал много нового в осмыслении ценностей народного творчества. А. С. Пушкин перевел прозаические сюжеты в стихи и создал много оригинального в этой области. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» напечатана в «Библиотеке для чтения» (1834г., Т.2). Окончена, согласно помете в автографе, 4 ноября 1833г. В сюжете использованы мотивы сказок, рассказанных в Михайловском Ариной Родионовной и записанных поэтом в рабочей тетради той поры, но выстроен сюжет на основе одной из сказок братьев Гримм («Белоснежка»), только семь карликов, у которых нашла приют героиня, заменены семью богатырями.
Из другой сказки Пушкин взял и заключительный эпизод: там молодая королевна, разыскивая мужа, превращенного в голубя, обращается к солнцу, месяцу и ветрам, и только южный ветер подсказывает ей, где найти мужа.
Со сказками братьев Гримм Пушкин познакомился, очевидно, по французскому их переводу начала 1830 гг., который сохранился в составе его библиотеки. Сопоставляя сказки, можно сказать, что сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» имеет схожие черты с народной.
В русской народной сказке «Самоглядное зеркало» используется: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», «семь» «девять», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале.
В ходе исследовательской работы было установлено, что А.С. Пушкин писал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в народном духе, поэтому сходство с народной сказкой заложено было изначально. Поэт выбрал сюжет как у народной сказки: злая мачеха хочет погубит падчерицу, но наказана за свою жестокость. Главная идея лежит в фольклорном русле: противостояние добра и зла и победа добра и справедливости. Теперь рассмотрим на примере текста сказки:
1. В этой сказке нет зачина, но есть концовка:
«…Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил…»
Посмотрим заключительные строки русской народной сказки «Королевич и его дядька» «… Свадьба королевича была веселая. И я там был, мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало» или в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» заканчивается …Я там был, пиво пил; пиво – то по усу текло, да в рот не попало.
2. По ходу чтения мы выписывали слова, которые не свойственны книжной речи. Например, «инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».
3. В народной сказке нет имен у сказочных героев. На протяжении всей сказки мы узнаем только «и царица …», «царевна молодая», «чернавка, сенная девушка», братья, царь и одно имя – королевич Елисей.
4 Сопоставляя с другой сказкой, можно сказать, что эта сказка волшебная, так как есть: а) волшебство (зеркальце): «…Свойство зеркальце имело: говорить оно умело…»; б) Оживание царевны «…Дева вдруг ожила…»; в) олицетворения: «…Братец мой, — отвечает месяц ясный,- не видал я девы красной…»
5. Проведенное нами исследование показывает, что в русской сказке чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. А. С. Пушкин тоже использует числа: «…девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…»; «…семь торговых городов…», «…входят семь богатырей, семь румяных усачей»; «…ждали три дня, но она…».
6. Молодая царевна имеет такие же качества как и героини в народной сказке : « нраву кроткого такого», красавица, мила. Она трудолюбива:
«… И хозяюшкою она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит,
И м она не прекословит… Или
…Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку… Или
…Пряла, сидя под окном…»
7. Герои, преодолевая преграды, обращаются к силам природы. Королевич Елисей обращается три раза: к солнцу, к месяцу, к ветру.
Елисей просит помощи у сил природы, обращаясь к «красно солнцу», «месяцу ясному» и «ветру буйному». Королевич сначала хвалит их, проявляя уважение к силе и могуществу сил природы, а потом уже спрашивает о невесте молодой и просит о помощи:
«…Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
8.Как и в народной сказке мачеха хочет избавиться от падчерицы, она полна зависти.
«…Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить…»
9. Народная сказка заканчивается благополучно. Добро побеждает, а зло наказывается.
«…Свадьбу тотчас учинили,
, И с невестою своей
Обвенчался Елисей…»
На основе выявленного можно сказать, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к народной сказке. Пушкинская сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, поэтому она является прямой наследницей сказки народной.
Заключение
В работе над сказкой Пушкин пользуется материалами народной сказки, щедро привлекая все фольклорное богатство: народно-поэтические символы, эпитеты, сравнения, фольклорные клише, Герои сказок добры, трудолюбивы, скромны, верны и преданны своей любви.
Сказку Пушкина роднит с народной русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет и обилие народных выражений, традиционных образов. На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что пушкинская сказка близка к народной сказке. Его сказка – прямая наследница народной сказки. Что за сказка , просто прелесть!
И.П. Лупанова наглядно показала, что из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Она также выявила, что авторскую сказку в основном характеризует «не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой» [26, с. 490].
На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что «авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе» [27, с. 82], и «самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их». [2, с. 169]
Список литературы
1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972, с.33
2.Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989., с.59.
3. Н.В. Колосова. Болдинская осень. М. «Молодая гвардия», 1982г., стр.31
4. С.Я. Маршак. О сказках Пушкина, статья в учебнике с.114
5.Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. — М.: Сов. писатель, 1987. — 448 с.
6. Пушкин А.С. Стихи и сказки. «Детская литература», 1978, стр.7
7. Пушкин. А.С. Т.2, Библиополис, С-П.,1993, с.615
8. Чернышевский Н.Г. Литературная критика., М. «Художественная литература»,1981г., стр.133
9.Сапожков С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл [Текст] / С.В. Сапожков // Детская литература. — 1991. — №3. — С.124..
Разделы презентаций
- Разное
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Медицина
- Менеджмент
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
Презентация на тему Пушкинская сказка – прямая наследница народной
Содержание
-
1.
Пушкинская сказка – прямая наследница народной -
2.
«Пушкинская сказка – прямая наследница народной» С. Я. Маршак -
3.
Чем сказка Пушкина напоминает народную? -
4.
Сходства с народной сказкойКонфликт между доброй и злой героинями -
5.
Волшебство -
6.
Волшебные помощники -
7.
Испытания героя, поиск невесты -
8.
Победа добра в финале, свадьба -
9.
Магия чисел (3,6,7) -
10.
Концовка сказки Я там был, мед-пиво пил,Да усы лишь обмочил. -
11.
С какими сказками можно сравнить сказку Пушкина?Украинская народная сказка«Золотоволосая Ялена»Русская народная сказка -
12.
Сказка Братьев Гримм -
13.
Добро и зло в сказке Пушкина -
14.
Внешность -
15.
Характер -
16.
Отношения с другими героями -
17.
Подумай и ответь Почему Царица приветлива была лишь с Зеркальцем? -
18.
Подумай и ответь Почему Зеркальце говорит, что -
19.
Подумай и ответь Почему Царица умерла в конце сказки? -
20.
Слайд 20 -
21.
Вывод Внутренняя красота намного важнее -
22.
Слайд 22 -
23.
Можно ли слова отнести к этой -
24.
Домашнее задание Найти и записать -
25.
Вы можете использовать данное оформление для создания -
26.
Скачать презентанцию
«Пушкинская сказка – прямая наследница народной» С. Я. Маршак
Слайды и текст этой презентации
Слайд 2«Пушкинская сказка – прямая наследница народной»
С. Я. Маршак
Слайд 3Чем сказка
Пушкина
напоминает
народную?
Слайд 4Сходства с народной сказкой
Конфликт между доброй и злой героинями
Слайд 7Испытания героя,
поиск невесты
Слайд 8Победа добра в финале, свадьба
Слайд 10Концовка сказки
Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Слайд 11С какими сказками можно сравнить сказку Пушкина?
Украинская
народная
сказка
«Золотоволосая
Ялена»
Русская народная
сказка
Слайд 17Подумай и ответь
Почему Царица приветлива была лишь с Зеркальцем?
Слайд 18Подумай и ответь
Почему Зеркальце говорит, что «царевна всё ж милее,
всё ж румяней и белее»?
Ведь героини были одинаково красивы.
Слайд 19Подумай и ответь
Почему Царица умерла
в конце сказки?
Слайд 21Вывод
Внутренняя красота намного важнее красоты внешней.
«Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно»
Эдуард Асадов
Слайд 23Можно ли слова
отнести к этой сказке?
Сказка – ложь,
да в ней намёк, добрым молодцам урок
Слайд 24Домашнее задание
Найти и записать в тетрадь по три
пословицы о доброте и злости, зависти (всего 6 пословиц)
Слайд 25Вы можете использовать данное оформление
для создания своих презентаций,
но в
своей презентации вы должны указать
источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы:
http://www.tre-art.ru/images/katalogi/zavitki-i-vinyetki/uglovye/cvetochnye/219_ugol_tre-art.jpg
цветочный уголок
КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
Открытый урок литературы в 6 классе
Тема: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»
Леонгард Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Новоалтайск
Тема: Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной.
Цель: Создать условия для сравнения народных сказок с литературной сказкой.
Задачи: Формировать умение обсуждать события и поступки героев в сопоставлении с фактами из разных произведений.
Развивать словесно-логическое мышление, долговременную память, непроизвольное и произвольное внимание.
Прививать интерес к изучению творчества А.С. Пушкина, воспитывать правильное отношение к добру и злу на примере сопоставления поступков героев народных и литературных сказок.
Тип урока: комбинированный урок.
Программное содержание:
-
Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
-
Русская народная сказка «Морозко» (внеклассное чтение).
-
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Предшествующая работа:
-
Чтение сказок, работа над содержанием.
-
Характеристика главных героев.
-
Просмотр фильма «Морозко», мультфильмов «Царевна-лягушка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Средства обучения:
Мультимедийная установка для демонстрации учебно-познавательного материала (проблемных вопросов и заданий для учащихся) и наглядно-иллюстративного материала (кадров фильма «Морозко» и мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Виды дифференцированного подхода:
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества (репродуктивные и продуктивные задания).
Словарь:
-
наследница
-
кадр
Ход урока.
-
Организационный момент.
Какой сейчас урок?
-
Повторение.
-
Какие русские народные сказки мы прочитали?
-
«Царевна-лягушка»
-
«Морозко»
-
Какую литературную сказку мы прочитали?
-
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
-
Кто автор этой сказки?
-
Александр Сергеевич Пушкин
Слайд №2:
Портрет Александра Сергеевича Пушкина
-
Можно сказать, что «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — пушкинская сказка.
-
Рассказ учителя о Пушкине.
Александр Сергеевич Пушкин с детства очень любил слушать русские народные сказки. Эта любовь к сказкам осталась у него на всю жизнь.
Слайд № 3:
1824 год
село Михайловское
Здесь в 1824 году жил А.С. Пушкин.
Слайд № 4:
няня и Пушкин
Это Александр Сергеевич Пушкин и его няня — Арина Родионовна.
Арина Родионовна знала много народных сказок и любила их рассказывать, а Александр любил их слушать.
Слайд № 5:
В ноябре 1824 года в письме брату Пушкин пишет: «…вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки!»
А потом Пушкин начал сам писать сказки.
Слайд №
6
:
-
«Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830)
-
«Сказка о царе Салтане…» (1831)
-
«Сказка о рыбаке и рыбке» (1833)
-
«Сказка о мёртвой царевне…» (1833)
-
«Сказка о золотом петушке» (1833)
Слайд № 7:
« Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»
С.Я. Маршак
Это тема нашего урока. Сегодня вы должны понять, в чём сходство пушкинской сказки с народными сказками.
-
Сравнительный анализ литературной сказки с народными сказками.
Слайд № 8:
-
Напевные интонации
Прочитаем, как начинаются сказки. Читать надо напевно.
Слайд № 9:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.
-
Какая это сказка?
– «Царевна-лягушка» (народная сказка).
Слайд № 10:
Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.
-
Какая это сказка?
– «Морозко» (народная сказка).
Русская народная речь напевная и мелодичная, поэтому народные сказки читаются напевно. А теперь прочитайте начало пушкинской сказки.
Слайд № 11:
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
-
Какая это сказка?
– «Сказка о мёртвой царевне…» (пушкинская сказка)
Вывод: В пушкинской сказке сохраняются напевные интонации.
-
Есть сходство?
Слайд № 12:
-
Повторы слов
Слайд № 13:
Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул её в платочек и принёс в своё царство-государство.
-
Какая это сказка?
– «Царевна-лягушка» (народная сказка).
-
«подумал-подумал» – это повторы слов.
Слайд № 14:
Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать её. Искала, искала, не нашла…
-
Какая это сказка?
– «Царевна-лягушка» (народная сказка)
-
Найдите повторы.
-
Найдите повторы в сказке «Морозко», с. 41.
Слайд № 15:
подумал-подумал
искала, искала
вези-вези
-
В народных сказках есть повторы слов. Посмотрим пушкинскую сказку. Найдите повторы, с. 91-92
ждёт-пождёт
росла, росла
-
Есть сходство?
Вывод: Повторы слов есть и в народных сказках и в пушкинской сказке.
Слайд № 16:
-
Сказочные герои
Слайд 17:
-
Какие герои есть и в сказке «Морозко» и в «Сказке о мёртвой царевне…»?
старуха мачеха царица
Настенька падчерица царевна
-
Есть сходство?
Слайд № 18:
-
Характеры героев
Слайд № 19:
-
Какая старуха по характеру? (кадр)
Учащиеся называют черты характера старухи.
-
Какая царица по характеру? (кадр)
Учащиеся называют черты характера мачехи.
Черты характера:
злая
грубая
капризная
жестокая
бессердечная
завистливая
Вывод: Мачехи похожи.
-
Сейчас мы посмотрим, как мачехи относятся к падчерицам.
Слайд № 20:
-
Как мачехи относятся к падчерицам?
Кадр из фильма «Морозко» (по приказу мачехи старик отвёз Настеньку в лес) и кадр из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне…» (по приказу царицы чернавка отвела «царевну в глушь лесную…)
-
В чем сходство?
-
Похожи желания старухи и царицы избавиться от падчериц.
Слайд№ 21:
-
Какие по характеру падчерицы?
Демонстрируются кадры:
-
Настенька вяжет;
-
Настенька разговаривает с Морозко.
-
Какая Настенька? (учащиеся характеризуют Настеньку)
-
Царевна вышивает;
-
Царевна разговаривает с богатырями.
-
Какая царевна? ( учащиеся характеризуют царевну)
добрые
скромные
вежливые
сердечные
трудолюбивые
Вывод: Характеры героев похожи.
Слайд №22: 5. Сказочные концовки – победа добра и справедливости.
Слайд № 23:
-
Что случилось?
Демонстрируются кадры из сказок:
-
«Морозко» — падчерица умерла (замёрзла), но потом ожила, свадебный пир.
народная сказка
-
«Сказка о мёртвой царевне…» — падчерица умерла – ожила – свадебный пир.
пушкинская сказка
-
Есть сходство?
-
Да!
Вывод: Сказочные концовки – победа добра и справедливости.
Слайд № 24:
6. Природа помогает героям.
Слайд №25:
Вспомним сказку «Морозко».
-
Как природа помогает Настеньке?
Демонстрируются кадры из сказок:
-
Петушок и солнышко помогают девушке закончить работу до рассвета.
-
Морозко ( мороз) укутал её тёплыми шубами.
народная сказка
Королевич Елисей едет искать свою невесту. Он не знает, где царевна, и просит, чтобы природа помогла ему.
-
К кому обращается Елисей?
-
Сначала к солнцу.
-
Потом к месяцу.
-
Затем к ветру.
пушкинская сказка
Вывод: Природа помогает героям.
Слайд №26:
Животные помогают хорошим, добрым людям.
Слайд № 27:
-
В сказке «Морозко» собачка чувствует, что Настенька попала в беду и зовёт на помощь (кадр из сказки).
-
В «Сказке о мёртвой царевне…» Соколко помогает царевне (кадры).
-
Есть сходство?
Вывод: Животные помогают хорошим, добрым людям.
-
Обобщение.
Слайд № 28:
Сходство пушкинской сказки с народными сказками
-
Напевные интонации;
-
повторы слов;
-
сказочные герои;
-
характеры героев;
-
сказочная концовка – победа добра и справедливости;
-
природа помогает героям;
-
животные помогают хорошим, добрым людям.
-
Вы увидели, что есть сходство пушкинской сказки с народными сказками. Вспомним слова Маршака:
Слайд №29:
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»
С.Я. Маршак
VIII. Итог урока.
-
Чему учат сказки?
-
Нельзя быть злыми, жестокими, гневными, завистливыми.
-
Надо быть добрыми.