Пушкинская сказка прямая наследница народной урок в 5 классе


1


«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».


2


1. Сказки Пушкина близки к народным сказкам, переняли у них идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти.


3


2. По своему настроению, идейной направленности сказки А.С. Пушкина очень близки народным сказкам. Как и в народных, в сказках А.С. Пушкина волшебное соединяется с реальностью, ирония с лиричностью. События, герои изображаются так, как изображались бы в сказках народных.


4


3. А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его сказках льётся свободно и радостно, как будто звучит весенняя капель, которая падает в быстро бегущий ручеёк. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще.


5


4. А.С. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни, пословицы: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в Псковском имении отца — селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал сказки. Жизнь родного народа, нянины сказки, рассказы бабушки — все это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.


6


5. В традиционную сказочную концовку («И я там был, мёд, пиво пил…») поэт внёс некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений: «я был», «я пил», «видел», «сидел», «кот… мне сказки говорил». Для того чтобы показать, что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и уже никогда с ним не расстанется.


7


6. В пушкинских сказках присутствуют традиционные сказочные персонажи русского народа: черти, кот, Баба-Яга, русалки, Кощей Бессмертный и другие.


8


7. Однако в пушкинских сказках мы чувствуем открытое авторское отношение к героям, чего не знает народная сказка.

Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет…
А.С. Пушкин

Цели:

  • Организовать учащихся на исследовательскую работу по сопоставлению
    народной сказки с литературной сказкой.
  • Показать им (через сопоставление сказок), что «пушкинская сказка –
    прямая наследница сказки народной».
  • В ходе работы подвести их к выводу, что А.С. Пушкин, развивая в сказке
    традиции устного народного творчества, создаёт самобытное произведение,
    утверждающее общечеловеческие ценности.
  • Познакомить учащихся со сказочным прологом к поэме «Руслан и Людмила».

Оборудование: компьютер, медиапроектор, книжная выставка.

Метод: проектный

Форма: коллективная, групповая, индивидуальная. Ученики (с учетом их
интересов и взаимоотношений) распределяются по творческим группам:

  1. Знатоки сказок
  2. Исследователи сюжета
  3. Составители слайдов
  4. Языковеды

Каждая группа получает задание.

1. Знатоки сказок А.С.Пушкина
Перечитать известные с детства сказки Пушкина, вспомнить героев «Сказки о
царе Салтане…»
Задача учителя: Помочь учащимся вспомнить знакомые сказки, составить
«перечень» героев «Сказки о царе Салтане…»

2. Исследователи сюжета
Сопоставить «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина с русской народной сказкой
«Во лбу солнце…». Найти сходства и различия.
Задача учителя: Помочь выявить сходства и различия в сказках. Представить
материл в виде таблицы «Сопоставление народной сказки с литературной сказкой».

3. Составители слайдов
Собрать материал по сказкам к слайдам.
Задача учителя:
Из собранного материала отобрать наиболее удачный и
составить слайды.

4. Языковеды
Найти определения (пояснения) предложенным словам.
Задача учителя: Повторить с учениками изученные ранее понятия «эпитет»,
«постоянный эпитет», «сюжет, зачин и т.д. Объяснить новые определения (лубок,
лубочные повествования, гипотеза и др.).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Ах, сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства!

На протяжении всей жизни мы склонны верить, что зло слабее добра, оно не
может победить, что несправедливость будет наказана. Эта вера зарождается в нас,
когда еще совсем маленькими слушаем сказки.

Ребята, на этом уроке нас ждет встреча с уже знакомыми сказками. С какими? Не
спешите отвечать! Будьте терпеливы, внимательны, активны.

2. Актуализация знаний учащихся

– Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и
приключениях).
– Чему она учит? Какой урок может преподнести человеку? (Учит отличать
доброе от злого, хорошее от плохого).
– А какие сказки обычно начинаются со слов: «В некотором царстве, в
некотором государстве..»? (Волшебные).
– Что вы чувствуете, когда слушаете волшебные сказки? (Они очаровывают;
переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками).
– Как вы думаете, что испытывал маленький Саша Пушкин, слушая старинные
предания и былины, которые рассказывала ему няня?

3. Детство поэта (рассказ учителя с опорой на представления учащихся)

Учитель. Закройте на мгновенье глаза… Представьте себе: зима, поздний
вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А
в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко,
задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки.

Маленький Саша не шелохнётся, живо представляет он сказочные события, о
которых повествует няня: «В некотором царстве-государстве…»

Поэт живо вспоминал потом, в течение всей жизни, «прелесть этих таинственных
ночей»:

От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.

Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское
творчество:

Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали,
Терялся я в порыве сладких дум

* * *

И в вымыслах носился юный ум…

Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта… Поэтому мы
можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием
рассказов его старой няни.

Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни,
сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.

– С какими сказками А.С.Пушкина вы уже знакомы? Назовите их. Работает группа
знатоков сказок.

4. Исследовательская работа (сопоставительный анализ)

– Сам поэт мог часами слушать сказки. Многие из услышанных народных сказок
Пушкин положил в основу своих собственных. Сегодня я предлагаю вам провести
исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза, то
есть предположение. За гипотезу возьмем слова детского писателя, Самуила
Яковлевича Маршака.
Прочитайте.

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не
верно.

– Вспомним названия русских сказок, заданных на дом. (Это народная сказка «Во
лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературная сказка А.С.Пушкина
«сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

– Обратите внимание на длинное название сказок. Работает группа языковедов.
(Это типичное заглавие лубочных повествований в 18 веке. Лубочные повествования
– промежуточный жанр между фольклором и литературой).

5. Сопоставительный анализ

Работает группа исследователей сюжета, им помогает группа языковедов. У
каждого ученика на парте таблица «Сопоставление волшебной народной сказки с
литературной сказкой».

Работа с таблицей сопровождается показом слайдов.
Приложение 1

Учитель. Давайте понаблюдаем, что общего и в чем различие волшебной
народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и
литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
».
Обратите внимание на длинные названия сказок.

Отвечают языковеды: Это типичное заглавие лубочных повествований в XVIII
веке. Лубочные повествования – промежуточный жанр между фольклором и
литературой.

– Назовите героев, которые встречаются в этих сказках.

Отвечают знатоки героев сказок: Князь Гвидон умный, находчивый, смелый.
Царевна Лебедь добрая, нежная, отзывчивая и т.д.

Работают исследователи: Волшебная сказка начинается с традиционного
зачина «В некотором царстве…». В сказке Пушкина нет этого зачина.

Далее следует завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после
которого начинает стремительно развиваться действие. Например, в наших сказках –
это зло и зависть старших сестёр по отношению к младшей. У Пушкина:

…И завидуют оне
Государевой жене…
В народной сказке тоже:
…Женился Иван-царевич на меньшой сестре…
…А старшие стали ей завидовать да зло творить.

Затем идёт повествование о трудностях, выпавших на долю главных героев, об их
борьбе со злом, о добрых делах, совершаемых ими, о чудесах и волшебных силах,
помогающих в сложной ситуации. Все действия сюжета ведут к кульминации.

Кульминация представляет собой основную проблему произведения, характеры
героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина:

Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел…
– Что я? царь или дитя?
Говорит он, не шутя: «Нынче ж еду!»
Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул.


Или в народной сказке: «…Выслушал Иван-царевич и задумался… кольнуло его
в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал
ретивого коня и, не сказав жене «Прощай!», полетел во дворец».

После нее действие ослабевает. Наступает развязка. У Пушкина:

…Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались…

В народной сказке:
«…Очутился там, глянул на детей, глянул на жену – узнал, и душа его
просветлела!»

Добрая, счастливая концовка присуща сказкам. Она оставляет светлое чувство в
душе. Вот как завершается повествование у Пушкина:


И я там был; мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.


В народной сказке: «В это время я там была, мёд-вино пила, всё видела,
всем было очень весело, горько только одной старшей сестре»
.

Мы видим, что композиция сказок схожа; есть завязка, развитие сюжета,
кульминация, развязка и концовка. Но нашлись и отличия: «Сказка о царе Салтане»
— вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет,
сохраняя при этом народный характер содержания.

В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один
сын.

В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и
звёздами по бокам, а у Пушкина такой красотой обладала Царевна-Лебедь.

В литературной сказке появляются новые герои: коршун-злодей, Черномор с
богатырями, Царевна-Лебедь и другие.

Разная и форма изложения. Народная сказка написана в прозе, что ближе к
устному творчеству. А «Сказка о царе Салтане…» написана четырёхстопным хореем с
парной рифмовкой; в те времена, так часто писались «подражания» народной поэзии.
(Языковеды объясняют понятия «размер», «ритм», «рифма»).

И ещё одно важное отличие: в народной сказке ведётся повествование без
отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка
героев и их поступков:

…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…

… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…

Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся
сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она
зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и
каждое сравнение уникально по точности:

…И царица над ребенком
Как орлица над орленком…

…Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…

Подражая устному творчеству, он использовал эпитеты, постоянные эпитеты.
(Работают языковеды. «…на добра коня садяся…», «…видят холм в широком поле…» и
другие.

Учитель. Сопоставляя сказки, вы, ребята, конечно же, заметили одно
качество, которое
роднит сказку Пушкина с народными сказками. Подумайте над вопросами.

Что всегда побеждает в народной сказке? Какие человеческие качества сказка
прославляет, а за какие – наказывает? (Добро всегда побеждает зло. Каждый
получает по заслугам. В финале сказки «Во лбу солнце…» все счастливы, «горько
только одной старшей сестре». Царь Салтан всех прощает. Он счастлив и не хочет
никого наказывать. В этом одна из идей автора. Надо уметь прощать обидчиков,
быть выше мести.)

Подводим детей к выводу о том, что сказка Пушкина близка к народной сказке,
переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти!

Учитель. Мы провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В
начале урока нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая
наследница сказки народной.

– Согласны вы с этой гипотезой?

– Как вы думаете, ребята, сказка Пушкина – это пересказ народной сказки или
авторская сказка? (Создает свою неповторимую, литературную сказку.)

Итак, мы выяснили, что Пушкин «Сказку о царе Салтане написал на основе
русской народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Но
он не просто пересказал сюжет, а создал авторскую сказку, в которой многое
изменил, так как хотел выразить свои собственные идеалы, мысли , представления о
жизни.

6. Введение нового материала

– Вспомним с детства знакомые строчки «…Там чудеса: там леший бродит…» Эти
строчки из знаменитого «Лукоморья» – пролога к поэме «Руслан и Людмила», в
котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок.

Выразительное чтение пролога учителем.
(Далее проводится беседа, в ходе которой комментируются трудные слова).

– Какой картиной начинается пролог? Как вы её себе представляете? (Устное
словесное рисование).
– Что такое Лукоморье? (В фольклоре – сказочная страна, полная чудес).
– Знакомы ли вам персонажи, упомянутые в прологе? (Лешие, русалки,
богатыри, Баба-Яга, Кощей и т.д.)
– А что за персонаж кот ученый? (Кот Баюн, популярный персонаж русской
мифологии, хранитель священного дерева Перуна).
– Можете ли вы назвать ту сказку, которую А.С.Пушкин использовал, чтобы
написать вступление к поэме? (Использована не одна сказка. Во многих
фольклорных произведениях русского народа встречается и Кощей, и Баба-Яга, и
другие герои).
– Зачем же они понадобились поэту? Что он хотел пояснить читателю поэмы?
(Что поэма сказочная. Читая её, попадаешь в удивительный мир. Для этого в
прологе автор рисует картину волшебного царства Лукоморья.)

Учитель. Всё напоминает в прологе о народной сказке. Обратите внимание на
композиционное построение вступления. В нем, как и в сказке, есть зачин: где-то
далеко, у Лукоморья.., далее развитие действия:

«Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…»
и т.д.

– Автор проводит читателя через сказочную жизнь разных героев. (Вспомните
про постоянные эпитеты. Найдите их в тексте, например: «бурый волк», «на
неведомых дорожках» и другие. Повторы: «через леса, через моря», «избушка…без
окон, без дверей»).

– Как вы понимаете строчки: «Там русский дух… Там Русью пахнет!»
Пушкина «русский дух» – это подлинно живое, светлое, доброе, народное начало,
истинная Русь, которой веет от сказок).

Пролог заканчивается так же, как кончается народная сказка. Сегодня на уроке
звучала традиционная сказочная концовка («И я там был, мёд, пиво пил…»). Но поэт
вносит некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений: «я был», «я пил»,
«видел», «сидел», «кот… мне сказки говорил». Для чего? (Поэт хотел сказать,
что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и уже никогда с ним не расстанется).


7. Подведение итогов

Учитель. Ребята! В любом возрасте не поздно заново открывать для себя мир
сказки. Читайте сказки! Это полезное, увлекательное, захватывающее занятие.

8. Домашнее задание

Выучить наизусть вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Приложение 2

Список литературы:

  1. Детская энциклопедия, том 10, Издательство Академии Педагогических Наук
    РСФСР 1961.

  2. Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина. М.: Просвещение, 1989.

  3. Корепова К.Е. Русская лубочная сказка. – Нижний Новгород: Ки Тиздат,
    1999.

  4. Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане» 1961г. Художник А. Куркин.
    (Иллюстрации в стиле ПАЛЕХ).
  5. Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам
    звёзды» http://peskarlib.ru (Детская электронная библиотека «Пескарь»,
    2006–2011).

  6. Самойлова Е.А. Конспекты уроков для учителя литературы. 5класс.
    М.:Владос, 2003.
  7. Школьный философский словарь, Издательство «Просвещение», 1995.

Разделы презентаций


  • Разное
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Презентация на тему Пушкинская сказка – прямая наследница народной

Содержание

  • 1.

    Пушкинская сказка – прямая наследница народной

  • 2.

    «Пушкинская сказка – прямая наследница народной» С. Я. Маршак

  • 3.

    Чем сказка Пушкина напоминает народную?

  • 4.

    Сходства с народной сказкойКонфликт между доброй и злой героинями

  • 5.

    Волшебство

  • 6.

    Волшебные помощники

  • 7.

    Испытания героя, поиск невесты

  • 8.

    Победа добра в финале, свадьба

  • 9.

    Магия чисел (3,6,7)

  • 10.

    Концовка сказки Я там был, мед-пиво пил,Да усы лишь обмочил.

  • 11.

    С какими сказками можно сравнить сказку Пушкина?Украинская народная сказка«Золотоволосая Ялена»Русская народная сказка

  • 12.

    Сказка Братьев Гримм

  • 13.

    Добро и зло в сказке Пушкина

  • 14.

    Внешность

  • 15.

    Характер

  • 16.

    Отношения с другими героями

  • 17.

    Подумай и ответь Почему Царица приветлива была лишь с Зеркальцем?

  • 18.

    Подумай и ответь Почему Зеркальце говорит, что

  • 19.

    Подумай и ответь Почему Царица умерла в конце сказки?

  • 20.

    Слайд 20

  • 21.

    Вывод Внутренняя красота намного важнее

  • 22.

    Слайд 22

  • 23.

    Можно ли слова отнести к этой

  • 24.

    Домашнее задание Найти и записать

  • 25.

    Вы можете использовать данное оформление для создания

  • 26.
    Скачать презентанцию

«Пушкинская сказка – прямая наследница народной» С. Я. Маршак

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2«Пушкинская сказка – прямая наследница народной»
С. Я. Маршак

«Пушкинская сказка – прямая наследница народной» С. Я. Маршак


Слайд 3Чем сказка
Пушкина
напоминает
народную?

Чем сказка  Пушкина  напоминает  народную?


Слайд 4Сходства с народной сказкой
Конфликт между доброй и злой героинями

Сходства с народной сказкойКонфликт между доброй и злой героинями


Слайд 7Испытания героя,
поиск невесты

Испытания героя,  поиск невесты


Слайд 8Победа добра в финале, свадьба

Победа добра в финале, свадьба


Слайд 10Концовка сказки
Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Концовка сказки Я там был, мед-пиво пил,Да усы лишь обмочил.


Слайд 11С какими сказками можно сравнить сказку Пушкина?
Украинская
народная
сказка
«Золотоволосая
Ялена»
Русская народная

сказка

С какими сказками можно сравнить сказку Пушкина?Украинская народная сказка«Золотоволосая Ялена»Русская народная сказка


Слайд 17Подумай и ответь
Почему Царица приветлива была лишь с Зеркальцем?

Подумай и ответь  Почему Царица приветлива была лишь с Зеркальцем?


Слайд 18Подумай и ответь
Почему Зеркальце говорит, что «царевна всё ж милее,

всё ж румяней и белее»?
Ведь героини были одинаково красивы.

Подумай и ответь Почему Зеркальце говорит, что «царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее»?Ведь героини


Слайд 19Подумай и ответь
Почему Царица умерла
в конце сказки?

Подумай и ответь  Почему Царица умерла  в конце сказки?


Слайд 21Вывод
Внутренняя красота намного важнее красоты внешней.

«Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно»
Эдуард Асадов

Вывод   Внутренняя красота намного важнее красоты внешней.   «Лучше добрым на свете быть,


Слайд 23Можно ли слова
отнести к этой сказке?
Сказка – ложь,

да в ней намёк, добрым молодцам урок

Можно ли слова  отнести к этой сказке?  Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым


Слайд 24Домашнее задание
Найти и записать в тетрадь по три

пословицы о доброте и злости, зависти (всего 6 пословиц)

Домашнее задание   Найти и записать в тетрадь по три пословицы о доброте и злости, зависти


Слайд 25Вы можете использовать данное оформление
для создания своих презентаций,
но в

своей презентации вы должны указать
источник шаблона:

Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Интернет – ресурсы:

http://www.tre-art.ru/images/katalogi/zavitki-i-vinyetki/uglovye/cvetochnye/219_ugol_tre-art.jpg
цветочный уголок

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник


Руководитель проекта: 

Каримова Светлана Валерьевна

Учреждение: 

МБОУ «СОШ» с. Карамалы — Губеево Республики Башкортостан

В представленном исследовательском проекте по литературе ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной» рассматриваются характеристики народной и авторской сказки, а также выясняется, чем сказка А.С. Пушкина похожа, а чем отличается от народной сказки.

В процессе исследовательской работы по литературе ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной» учеником 5 класса была поставлена цель выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в сказке, и установить близость их к народным сказкам

В исследовательской работе по литературе ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной» автор выдвигает гипотезу что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русским народным сказкам.

В предложенном проекте по литературе ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной» автором предложены результаты сравнительных характеристик народной и авторской сказки.

Автор проекта по литературе рассматривает понятие сказки, внимательно изучает увлечение А.С. Пушкина русским фольклором и использование им некоторых традиционных элементов народной сказки в данном произведении.

Оглавление

Введение
1. Понятие сказки.
2. Увлечение Пушкина русским фольклором.
3. Использование традиционных элементов народной сказки в сказке Пушкина
Заключение
Список литературы.

Введение

Наша художественная литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Мне захотелось провести исследование и все это выяснить.

Я считаю свою исследовательскую работу актуальной, так как литературная сказка, как я думаю, основана на традициях русского фольклора, взяв в себя наследие народа.

В народных сказках герои трудолюбивы, мудры, сильны, не бояться никаких трудностей… Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.

Исследователями до сих пор изучается литературная сказка. Нет конкретного определения. Работа в этом направлении до конца еще не изучена. И чтоб все это узнать, мне пришлось изучить материалы из разных источников. Оказывается, по данной теме материал трудно найти, так как мало исследована и представляет интерес. Я просмотрел статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.

Цель моего исследования: это выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в сказке, и установить близость их к народным сказкам.

Задачи:

  • познакомиться с краткой биографией А.С. Пушкина и изучить материал по данной теме;
  • прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сопоставить ее с народными сказками;
  • установить использование традиционных основ народных сказок в литературном произведении;
  • на основе выявленных традиционных приемов установить близость народной и пушкинской сказки.

Объектом исследования является сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народные сказки.

Метод исследования: поиск материала по данной теме по источникам книг и по материалам интернета.

Гипотеза. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русским народным сказкам.

1. Понятие сказки

С.Я. Маршак сказал, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства». /1/ Что же мы называем сказкой?

Сказка – один из жанров устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Кроме народных, есть сказки литературные, созданные писателями.

В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека.

Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом, неправдой. /2/

Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.

В первые десятилетия ХIХ века появились удачные обработки народных сказок. Это был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Алабинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов имени Героя России С.А.Ашихмина
КОНСПЕКТ
урока­соревнования 5 классе на тему: 
«Что за прелесть эти сказки!» 
(по произведению А.С.Пушкина 
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
                                              Учитель Лебедева Е.М.
1 (высшая квалификационная 
                                                                                категория)
Урок­соревнование в 5 классе на тему: 
«Что за прелесть эти сказки!» 
(по произведению А.С.Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Цели: 
­ составить представление об эмоциональном восприятии и уровне усвоения 
учащимися материала пушкинской сказки;
­ развивать способности к решению оригинальных творческих задач;
­ воспитывать любовь к пушкинскому слову.
Оформление урока:
Портрет   А.С.Пушкина,   иллюстрации   к   сказке,   выставка   книг   со   сказками
А.С.Пушкина, карточки с заданиями для проведения конкурсов, необходимый
реквизит.
                                          Ход урока 
1.Организационный момент. 
Сегодня у нас урок по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне  и о семи
богатырях».
Цели урока: 
­ составить представление об эмоциональном восприятии и уровне усвоения 
учащимися материала пушкинской сказки;
­ развивать способности к решению оригинальных творческих задач;
­ воспитывать любовь к пушкинскому слову.
 Наш урок проходит в необычной форме – состязании двух команд. Но начинаем
мы с приветственного слова, обращенного ко всем собравшимся. Приглашаются
ученики.   А   теперь     представление   первой     команды  (5А).  Первая   команда   –
название, девиз, эмблема, капитан. Вторая команда(5В). Команды занимают свои
места, а мы начинаем состязание.
2. Слово учителя.    
«Пушкинская   сказка   –   прямая   наследница   народной»,   ­   утверждал   детский
писатель   С.Я.Маршак.   Сегодня   мы   с   вами   обратимся   к   «Сказке   о   мёртвой
2 царевне   и   о   семи   богатырях»  А.С.Пушкина   и   попробуем   вместе   подтвердить
слова С.Я.Маршака.
3. Конкурс литературоведов. 
Вы готовили домашнее задание, в котором должны были ответить на вопросы об
истории создания сказки.
Для 1 команды:
Какое   событие   подтолкнуло   Жуковского   и   Пушкина   к   написанию   сказок?
(Летом 1831 года Жуковский и Пушкин, находясь в Царском Селе, устроили
состязание на лучшую обработку народной сказки. Итогом этого спора и явились
известные вам сказки. Первым создал свою сказку Жуковский.)
Для 2 команды:
Какая   сказка,   написанная   Пушкиным,   сюжетно   перекликается   со   сказкой
Жуковского? И в чем их отличие? ( Спустя 2 года, осенью 1833).
4. Разминка. Интерактивная презентация.
5. Лингвистический конкурс.
Для 1 команды: 
Слова: сочельник, перстами, сват.
1) Вот в сочельник 
в самый, в ночь
             Бог дает царице дочь. 
Сочельник – вечер накануне Рождества.
2) И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами.
Перст – палец.
3) Сват приехал,
Царь дал слово.
Сват – тот, кто просит руки девушки от имени жениха.
Для 2 команды: 
Слова: рогатка, девичник, под образа.
1) Царица злая,
Ей рогаткой угрожая..
Рогатка­ железный ошейник.
2) На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь…
3) И она под образа
Головой на лавку пала.
Под образа – под иконы.
Девичник­ праздник в доме невесты накануне свадьбы.
3 6. Конкурс портретов.
Для 1 команды: 
«…высока, стройна, бела
     И умом, и всем взяла» (Царица)
Для 2 команды: 
«…белолица, черноброва,
      Нраву кроткого такого» (Царевна)
Для 1 команды: 
«Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга» (Царь)
Для 2 команды: 
«…ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной
Всех нас видишь под собой» (Солнце)
Для 1 команды: 
«Круглолицый, светлоокий…
Позолоченный рожок»   (Месяц)
Для 2 команды: 
«Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе» (Ветер)
7. Математический конкурс.
Для 1 команды: 
Сколько дней ждали богатыри, пока царевна очнётся от сна?
  (Ждали три дня, но она не восстала ото сна)
Для 2 команды: 
Что в приданое было дано царевне?
  (Семь торговых городов да сто сорок теремов)
Для 1 команды: 
К скольки столбам на цепях привинтили семь богатырей гроб хрустальный? (К 6 
столбам)
( Гроб ее к шести столбам 
Осторожно привинтили
И решеткой оградили).
Для 2 команды: 
Через сколько месяцев  после смерти жены царь женился на другой?  (Через 
двенадцать)
(Год прошел как сон пустой).
8. Кроссворд «Что за прелесть эти сказки!»
4 1) Как звали находчивого трудолюбивого работника из 
« Сказки  о попе и его работнике …»?  (Балда)
2) Имя жениха царевны из сказки о мертвой царевне?  (Елисей)
3) Исполнительница песенки «Во саду ли, в огороде» из сказке о царе Салтане? 
(Белка)
4) Злой, сварливый персонаж из сказки о рыбаке и рыбке? (Старуха)
5) Название острова, мимо которого проплывали в царство славного Салтана? 
(Буян)
6) Кличка собаки из сказки о мертвой царевне?  (Соколко)
7) Чем отравилась молодая царевна в сказке о мертвой царевне?  (Яблоко)
8)  Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина)
9) К кому первому обратился Елисей, разыскивая царевну?  (Солнце)
10) Место встречи попа с Балдой? (Базар)
9. Конкурс «Дополни строчку».
Для 1 команды: 
« Нами ты была любима
И для милого ….» (Хранима)
Для 2 команды: 
«Пирожок лишь разломила
Да кусочек…» (Прикусила)
Для 1 команды: 
«Ей в приданое дано
Было…» (Зеркальце одно)
Для 2 команды: 
«Под сосной оставить там…» (На съедение волкам)
Для 1 команды: 
«Между тем все шла да шла и …» (На терем набрела)
Для 2 команды: 
«Привздохнув, произнесла: …» (Как же долго я спала)
10. Творческий конкурс. Наизусть по ролям отрывки.
11. Черный ящик.
Для 1 команды: 
«С ним одним она была добродушна, весела» (Зеркальце)
Для 2 команды: 
«Ей царевна говорит:
«На ж, лови!»  (Хлеб)
12.Конкурс капитанов.
5 1) Запишите, каких родственников перечисляет старший брат в сцене, когда 
просит царевну появиться перед семью богатырями? 
 (Выдь и покажися.
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
(Дядей) будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
(Братец) будешь нам названый,
Коль старушка, будь нам (мать).
Так и станем величать.
Коли красная девица, 
Будь нам милая (сестрица).

                                              2) Объясните, кто такие Чернавка и черница?
Чернавка – сенная девушка, служанка для черной работы.
Черница – монахиня.
13. Конкурс  для болельщиков «Эрудированный читатель».
Проводится в форме блиц­опроса на знание текста сказки.
1) Кто помнит первые четыре строки сказки?
Царь с царицею простился,
В путь­дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
2) Что делают перед утренней зарей семь богатырей?
Выезжают погулять,
Белых уток пострелять.
3) Что делала царевна, поджидая милых братьев?
Пряла, сидя у окна.
4) Чем угощали царевну богатыри?
Подносили пирожок, рюмку наливали,
На подносе подавали.
5) Выпила ли царевна вино?
От зеленого вина 
Отрекалася она.
6) Кто может прочитать последние четыре строчки сказки?
И никто с начала мира
Не видал такого пира,
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
6 14. Заключительное слово учителя.
Итак,   сегодня   благодаря   сказке   А.С.Пушкина     мы   в   творческой   обстановке
отвечали на проблемные вопросы, решали занимательные оригинальные задачи,
все вместе участвовали в коллективном творческом деле, где каждый из вас смог
проявить свои способности, показать себя знатоком сказки, что позволит нам
всем сохранить любовь к пушкинскому слову.
15. Подведение итогов, награждение победителей. Рефлексия.
7

КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

Открытый урок литературы в 6 классе

Тема: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»

Леонгард Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Новоалтайск

Тема: Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной.

Цель: Создать условия для сравнения народных сказок с литературной сказкой.

Задачи: Формировать умение обсуждать события и поступки героев в сопоставлении с фактами из разных произведений.

Развивать словесно-логическое мышление, долговременную память, непроизвольное и произвольное внимание.

Прививать интерес к изучению творчества А.С. Пушкина, воспитывать правильное отношение к добру и злу на примере сопоставления поступков героев народных и литературных сказок.

Тип урока: комбинированный урок.

Программное содержание:

  1. Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
  2. Русская народная сказка «Морозко» (внеклассное чтение).
  3. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Предшествующая работа:

  1. Чтение сказок, работа над содержанием.
  2. Характеристика главных героев.
  3. Просмотр фильма «Морозко», мультфильмов «Царевна-лягушка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Средства обучения:

Мультимедийная установка для демонстрации учебно-познавательного материала (проблемных вопросов и заданий для учащихся) и наглядно-иллюстративного материала (кадров фильма «Морозко» и мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Виды дифференцированного подхода:

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества (репродуктивные и продуктивные задания).

Словарь:

  • наследница
  • кадр

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Какой сейчас урок?

  1. Повторение.
  1. Какие русские народные сказки мы прочитали?
  • «Царевна-лягушка»
  • «Морозко»
  1. Какую литературную сказку мы прочитали?
  • «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
  1. Кто автор этой сказки?
  • Александр Сергеевич Пушкин

Слайд №2:

Портрет Александра Сергеевича Пушкина

  • Можно сказать, что «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — пушкинская сказка.
  1. Рассказ учителя о Пушкине.

Александр Сергеевич Пушкин с детства очень любил слушать русские народные сказки. Эта любовь к сказкам осталась у него на всю жизнь.

Слайд № 3:

1824 год

село Михайловское

Здесь в 1824 году жил А.С. Пушкин.

Слайд № 4:

няня и Пушкин

Это Александр Сергеевич Пушкин и его няня — Арина Родионовна.

Арина Родионовна знала много народных сказок и любила их рассказывать, а Александр любил их слушать.

Слайд № 5:

В ноябре 1824 года в письме брату Пушкин пишет: «…вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки!»

А потом Пушкин начал сам писать сказки.

Слайд №

6

:

  • «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830)
  • «Сказка о царе Салтане…» (1831)
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833)
  • «Сказка о мёртвой царевне…» (1833)
  • «Сказка о золотом петушке» (1833)

Слайд № 7:

« Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»

С.Я. Маршак

Это тема нашего урока. Сегодня вы должны понять, в чём сходство пушкинской сказки с народными сказками.

  1. Сравнительный анализ литературной сказки с народными сказками.

Слайд № 8:

  1. Напевные интонации

Прочитаем, как начинаются сказки. Читать надо напевно.

Слайд № 9:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

  • Какая это сказка?

– «Царевна-лягушка» (народная сказка).

Слайд № 10:

Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.

  • Какая это сказка?

– «Морозко» (народная сказка).

Русская народная речь напевная и мелодичная, поэтому народные сказки читаются напевно. А теперь прочитайте начало пушкинской сказки.

Слайд № 11:

Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

  • Какая это сказка?

– «Сказка о мёртвой царевне…» (пушкинская сказка)

Вывод: В пушкинской сказке сохраняются напевные интонации.

  • Есть сходство?

Слайд № 12:

  1. Повторы слов

Слайд № 13:

Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул её в платочек и принёс в своё царство-государство.

  • Какая это сказка?

– «Царевна-лягушка» (народная сказка).

  • «подумал-подумал» – это повторы слов.

Слайд № 14:

Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать её. Искала, искала, не нашла…

  • Какая это сказка?

– «Царевна-лягушка» (народная сказка)

  • Найдите повторы.
  • Найдите повторы в сказке «Морозко», с. 41.

Слайд № 15:

подумал-подумал

искала, искала

вези-вези

  • В народных сказках есть повторы слов. Посмотрим пушкинскую сказку. Найдите повторы, с. 91-92

ждёт-пождёт

росла, росла

  • Есть сходство?

Вывод: Повторы слов есть и в народных сказках и в пушкинской сказке.

Слайд № 16:

  1. Сказочные герои

Слайд 17:

  • Какие герои есть и в сказке «Морозко» и в «Сказке о мёртвой царевне…»?

старуха мачеха царица

Настенька падчерица царевна

  • Есть сходство?

Слайд № 18:

  1. Характеры героев

Слайд № 19:

  • Какая старуха по характеру? (кадр)

Учащиеся называют черты характера старухи.

  • Какая царица по характеру? (кадр)

Учащиеся называют черты характера мачехи.

Черты характера:

злая

грубая

капризная

жестокая

бессердечная

завистливая

Вывод: Мачехи похожи.

  • Сейчас мы посмотрим, как мачехи относятся к падчерицам.

Слайд № 20:

  • Как мачехи относятся к падчерицам?

Кадр из фильма «Морозко» (по приказу мачехи старик отвёз Настеньку в лес) и кадр из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне…» (по приказу царицы чернавка отвела «царевну в глушь лесную…)

  • В чем сходство?
  • Похожи желания старухи и царицы избавиться от падчериц.

Слайд№ 21:

  • Какие по характеру падчерицы?

Демонстрируются кадры:

  1. Настенька вяжет;
  2. Настенька разговаривает с Морозко.
  • Какая Настенька? (учащиеся характеризуют Настеньку)
  1. Царевна вышивает;
  2. Царевна разговаривает с богатырями.
  • Какая царевна? ( учащиеся характеризуют царевну)

добрые

скромные

вежливые

сердечные

трудолюбивые

Вывод: Характеры героев похожи.

Слайд №22: 5. Сказочные концовки – победа добра и справедливости.

Слайд № 23:

  • Что случилось?

Демонстрируются кадры из сказок:

  1. «Морозко» — падчерица умерла (замёрзла), но потом ожила, свадебный пир.

народная сказка

  1. «Сказка о мёртвой царевне…» — падчерица умерла – ожила – свадебный пир.

пушкинская сказка

  • Есть сходство?
  • Да!

Вывод: Сказочные концовки – победа добра и справедливости.

Слайд № 24:

6. Природа помогает героям.

Слайд №25:

Вспомним сказку «Морозко».

  • Как природа помогает Настеньке?

Демонстрируются кадры из сказок:

  1. Петушок и солнышко помогают девушке закончить работу до рассвета.
  2. Морозко ( мороз) укутал её тёплыми шубами.

народная сказка

Королевич Елисей едет искать свою невесту. Он не знает, где царевна, и просит, чтобы природа помогла ему.

  • К кому обращается Елисей?
  1. Сначала к солнцу.
  2. Потом к месяцу.
  3. Затем к ветру.

пушкинская сказка

Вывод: Природа помогает героям.

Слайд №26:

Животные помогают хорошим, добрым людям.

Слайд № 27:

  1. В сказке «Морозко» собачка чувствует, что Настенька попала в беду и зовёт на помощь (кадр из сказки).
  2. В «Сказке о мёртвой царевне…» Соколко помогает царевне (кадры).
  3. Есть сходство?

Вывод: Животные помогают хорошим, добрым людям.

  1. Обобщение.

Слайд № 28:

Сходство пушкинской сказки с народными сказками

  • Напевные интонации;
  • повторы слов;
  • сказочные герои;
  • характеры героев;
  • сказочная концовка – победа добра и справедливости;
  • природа помогает героям;
  • животные помогают хорошим, добрым людям.
  • Вы увидели, что есть сходство пушкинской сказки с народными сказками. Вспомним слова Маршака:

Слайд №29:

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»

С.Я. Маршак

VIII. Итог урока.

  • Чему учат сказки?
  • Нельзя быть злыми, жестокими, гневными, завистливыми.
  • Надо быть добрыми.

Литература

5 класс

Урок № 16

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки сюжета, поэтика сказки

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • истоки рождения сюжета сказки;
  • сходство и различие литературной и народной сказки;
  • народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина;
  • стихотворная и прозаическая речь;
  • поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

Тезаурус

Кручиниться – горевать, тосковать, предаваться печали.

Тужить – горевать, тосковать, скорбеть, печалиться.

Сенная девушка – дворовая девушка, служанка, находящаяся в услужении у господ, горничная.

Черница – монахиня.

Брюхатая – беременная (женщина).

Сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Олицетворение – выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица.

Список литературы

Обязательная литература:

Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 , стр.307

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256

2. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017, стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).

2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).

3. Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).

4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).

5. Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).

6. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).

7. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В начале ХIХ века, как у европейских, так и русских писателей возрастает интерес к фольклорным сюжетам, героям, языку.

Кроме Александра Сергеевича Пушкина свой вклад в создание литературной сказки на фольклорной основе внесли Василий Андреевич Жуковский, Василий Федорович Одоевский, Пётр Павлович Ершов и другие авторы. Но именно пушкинские сказки стали лучшими образцами литературной сказки с народно-поэтической основой.

Мастерство Пушкина проявилось и в использовании для своей сказки самых разных источников. На прошлом уроке вы узнали, что сюжет «Сказки о мёртвой царевне…» мог быть навеян сказкой из сборника братьев Гримм «Белоснежка». Однако Пушкин не просто заменил гномов богатырями, он придал своим героям народные черты сказочных и былинных богатырей.

Обратим внимание, как Пушкин описывает жизнь богатырей. Богатырские забавы в сказке – это защита русских земель от врагов-иноземцев.

Перед утренней зарёю

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» воплотила идеалы народной этики. Недаром Пушкин в самом начале сказки описывает идеальные отношения в царской семье: царь отправляется в дальнюю дорогу, а царица верно ждёт его возвращения у окна:

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Идеальной можно назвать и жизнь царевны в тереме семи богатырей

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберёт и приготовит.

Им она не прекословит,

Не перечут ей они.

Так идут за днями дни…

Описывая неторопливую повседневность жизни царевны, автор подчёркивает, что «не скучно ей у семи богатырей».

Мир, лад, согласие в царском дворце и тереме богатырей – вот отличительная черта идеальных человеческих отношений, показанная Пушкиным.

Разумеется, и народные идеалы, и народные герои не могли быть воплощены без учёта особенностей языка русского фольклора. И здесь Пушкин использовал всё богатство средств языковой выразительности, свойственное поэтике народной сказки.

Во-первых, это большое количество слов народного языка:

…Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой».

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Во-вторых, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила…

В-третьих, свойственные народной сказке постоянные эпитеты

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную…

Зная множество народных сказок, и великолепно чувствуя природу русского языка, Пушкин использовал в «Сказке о мёртвой царевне…» систему повторов, характерных для фольклорных сюжетов. Вспомните, что каждый раз царица обращается к зеркальцу с одними и теми же словами:

Здравствуй, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Конечно, обращает на себя внимание удивительное мастерство Пушкина строить описания практически без использования прилагательных. В его сказке чаще всего глаголы становятся теми опорными словами, которые помогают читательскому воображению увидеть образы пушкинской сказки.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Таким образом, сюжет, образы героев, язык «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» максимально вобрал фольклорные элементы, свойственные сказке.

«Пушкин был первым русским писателем, – отмечал Горький, – который обратил внимание на народное творчество и ввёл его в литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу».

Теоретический материал для углубленного изучения

На основе европейских и русских сюжетов-источников А. С. Пушкин создал самобытную сказку «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

По словам литературного критика Н. М. Никольского, «создавая реалистическую художественную литературу своего времени, создавая русский литературный язык на широкой национальной основе, Пушкин, как к живительному источнику, питающему и литературу и литературный язык, обратился к народному творчеству – сказкам, песням, пословицам, поговоркам. В произведениях устного народного творчества он видел подлинную народность, истинное воплощение взглядов самого народа на жизнь общества, на природу».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчеркивания элементов

Задание: в отрывке найдите и подчеркните постоянный эпитет.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

Задание опирается на понимание поэтических особенностей изученной сказки и на теоретический материал, пройденный в текущем учебном году. Вспоминаем, что постоянные эпитеты характеризуются устойчивостью, повторяемостью, сращением эпитета и определяемого слова. В предложенном отрывке такой эпитет представлен в единственном варианте: красная девица. Выбор осуществляется подчеркиванием правильного ответа.

Выбор элемента из выпадающего списка

Задание: Как царица-мачеха узнала, что царевна живет в тереме у богатырей?

Варианты ответа:

Ей сказало зеркальце

Ей сказали богатыри

Ей сказал королевич Елисей

Задание опирается на сюжет изученной сказки. Вспомнив основные события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: ей сказало зеркальце.

Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет…
А.С. Пушкин

Цели:

  • Организовать учащихся на исследовательскую работу по сопоставлению
    народной сказки с литературной сказкой.
  • Показать им (через сопоставление сказок), что «пушкинская сказка –
    прямая наследница сказки народной».
  • В ходе работы подвести их к выводу, что А.С. Пушкин, развивая в сказке
    традиции устного народного творчества, создаёт самобытное произведение,
    утверждающее общечеловеческие ценности.
  • Познакомить учащихся со сказочным прологом к поэме «Руслан и Людмила».

Оборудование: компьютер, медиапроектор, книжная выставка.

Метод: проектный

Форма: коллективная, групповая, индивидуальная. Ученики (с учетом их
интересов и взаимоотношений) распределяются по творческим группам:

  1. Знатоки сказок
  2. Исследователи сюжета
  3. Составители слайдов
  4. Языковеды

Каждая группа получает задание.

1. Знатоки сказок А.С.Пушкина
Перечитать известные с детства сказки Пушкина, вспомнить героев «Сказки о
царе Салтане…»
Задача учителя: Помочь учащимся вспомнить знакомые сказки, составить
«перечень» героев «Сказки о царе Салтане…»

2. Исследователи сюжета
Сопоставить «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина с русской народной сказкой
«Во лбу солнце…». Найти сходства и различия.
Задача учителя: Помочь выявить сходства и различия в сказках. Представить
материл в виде таблицы «Сопоставление народной сказки с литературной сказкой».

3. Составители слайдов
Собрать материал по сказкам к слайдам.
Задача учителя:
Из собранного материала отобрать наиболее удачный и
составить слайды.

4. Языковеды
Найти определения (пояснения) предложенным словам.
Задача учителя: Повторить с учениками изученные ранее понятия «эпитет»,
«постоянный эпитет», «сюжет, зачин и т.д. Объяснить новые определения (лубок,
лубочные повествования, гипотеза и др.).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Ах, сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства!

На протяжении всей жизни мы склонны верить, что зло слабее добра, оно не
может победить, что несправедливость будет наказана. Эта вера зарождается в нас,
когда еще совсем маленькими слушаем сказки.

Ребята, на этом уроке нас ждет встреча с уже знакомыми сказками. С какими? Не
спешите отвечать! Будьте терпеливы, внимательны, активны.

2. Актуализация знаний учащихся

– Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и
приключениях).
– Чему она учит? Какой урок может преподнести человеку? (Учит отличать
доброе от злого, хорошее от плохого).
– А какие сказки обычно начинаются со слов: «В некотором царстве, в
некотором государстве..»? (Волшебные).
– Что вы чувствуете, когда слушаете волшебные сказки? (Они очаровывают;
переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками).
– Как вы думаете, что испытывал маленький Саша Пушкин, слушая старинные
предания и былины, которые рассказывала ему няня?

3. Детство поэта (рассказ учителя с опорой на представления учащихся)

Учитель. Закройте на мгновенье глаза… Представьте себе: зима, поздний
вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А
в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко,
задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки.

Маленький Саша не шелохнётся, живо представляет он сказочные события, о
которых повествует няня: «В некотором царстве-государстве…»

Поэт живо вспоминал потом, в течение всей жизни, «прелесть этих таинственных
ночей»:

От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.

Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское
творчество:

Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали,
Терялся я в порыве сладких дум

* * *

И в вымыслах носился юный ум…

Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта… Поэтому мы
можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием
рассказов его старой няни.

Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни,
сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.

– С какими сказками А.С.Пушкина вы уже знакомы? Назовите их. Работает группа
знатоков сказок.

4. Исследовательская работа (сопоставительный анализ)

– Сам поэт мог часами слушать сказки. Многие из услышанных народных сказок
Пушкин положил в основу своих собственных. Сегодня я предлагаю вам провести
исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза, то
есть предположение. За гипотезу возьмем слова детского писателя, Самуила
Яковлевича Маршака.
Прочитайте.

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не
верно.

– Вспомним названия русских сказок, заданных на дом. (Это народная сказка «Во
лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературная сказка А.С.Пушкина
«сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

– Обратите внимание на длинное название сказок. Работает группа языковедов.
(Это типичное заглавие лубочных повествований в 18 веке. Лубочные повествования
– промежуточный жанр между фольклором и литературой).

5. Сопоставительный анализ

Работает группа исследователей сюжета, им помогает группа языковедов. У
каждого ученика на парте таблица «Сопоставление волшебной народной сказки с
литературной сказкой».

Работа с таблицей сопровождается показом слайдов.
Приложение 1

Учитель. Давайте понаблюдаем, что общего и в чем различие волшебной
народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и
литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
».
Обратите внимание на длинные названия сказок.

Отвечают языковеды: Это типичное заглавие лубочных повествований в XVIII
веке. Лубочные повествования – промежуточный жанр между фольклором и
литературой.

– Назовите героев, которые встречаются в этих сказках.

Отвечают знатоки героев сказок: Князь Гвидон умный, находчивый, смелый.
Царевна Лебедь добрая, нежная, отзывчивая и т.д.

Работают исследователи: Волшебная сказка начинается с традиционного
зачина «В некотором царстве…». В сказке Пушкина нет этого зачина.

Далее следует завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после
которого начинает стремительно развиваться действие. Например, в наших сказках –
это зло и зависть старших сестёр по отношению к младшей. У Пушкина:

…И завидуют оне
Государевой жене…
В народной сказке тоже:
…Женился Иван-царевич на меньшой сестре…
…А старшие стали ей завидовать да зло творить.

Затем идёт повествование о трудностях, выпавших на долю главных героев, об их
борьбе со злом, о добрых делах, совершаемых ими, о чудесах и волшебных силах,
помогающих в сложной ситуации. Все действия сюжета ведут к кульминации.

Кульминация представляет собой основную проблему произведения, характеры
героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина:

Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел…
– Что я? царь или дитя?
Говорит он, не шутя: «Нынче ж еду!»
Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул.

Или в народной сказке: «…Выслушал Иван-царевич и задумался… кольнуло его
в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал
ретивого коня и, не сказав жене «Прощай!», полетел во дворец».

После нее действие ослабевает. Наступает развязка. У Пушкина:

…Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались…

В народной сказке:
«…Очутился там, глянул на детей, глянул на жену – узнал, и душа его
просветлела!»

Добрая, счастливая концовка присуща сказкам. Она оставляет светлое чувство в
душе. Вот как завершается повествование у Пушкина:

И я там был; мёд, пиво пил –


И усы лишь обмочил.

В народной сказке: «В это время я там была, мёд-вино пила, всё видела,
всем было очень весело, горько только одной старшей сестре»
.

Мы видим, что композиция сказок схожа; есть завязка, развитие сюжета,
кульминация, развязка и концовка. Но нашлись и отличия: «Сказка о царе Салтане»
— вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет,
сохраняя при этом народный характер содержания.

В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один
сын.

В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и
звёздами по бокам, а у Пушкина такой красотой обладала Царевна-Лебедь.

В литературной сказке появляются новые герои: коршун-злодей, Черномор с
богатырями, Царевна-Лебедь и другие.

Разная и форма изложения. Народная сказка написана в прозе, что ближе к
устному творчеству. А «Сказка о царе Салтане…» написана четырёхстопным хореем с
парной рифмовкой; в те времена, так часто писались «подражания» народной поэзии.
(Языковеды объясняют понятия «размер», «ритм», «рифма»).

И ещё одно важное отличие: в народной сказке ведётся повествование без
отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка
героев и их поступков:

…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…

… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…

Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся
сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она
зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и
каждое сравнение уникально по точности:

…И царица над ребенком
Как орлица над орленком…

…Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…

Подражая устному творчеству, он использовал эпитеты, постоянные эпитеты.
(Работают языковеды. «…на добра коня садяся…», «…видят холм в широком поле…» и
другие.

Учитель. Сопоставляя сказки, вы, ребята, конечно же, заметили одно
качество, которое
роднит сказку Пушкина с народными сказками. Подумайте над вопросами.

Что всегда побеждает в народной сказке? Какие человеческие качества сказка
прославляет, а за какие – наказывает? (Добро всегда побеждает зло. Каждый
получает по заслугам. В финале сказки «Во лбу солнце…» все счастливы, «горько
только одной старшей сестре». Царь Салтан всех прощает. Он счастлив и не хочет
никого наказывать. В этом одна из идей автора. Надо уметь прощать обидчиков,
быть выше мести.)

Подводим детей к выводу о том, что сказка Пушкина близка к народной сказке,
переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти!

Учитель. Мы провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В
начале урока нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая
наследница сказки народной.

– Согласны вы с этой гипотезой?

– Как вы думаете, ребята, сказка Пушкина – это пересказ народной сказки или
авторская сказка? (Создает свою неповторимую, литературную сказку.)

Итак, мы выяснили, что Пушкин «Сказку о царе Салтане написал на основе
русской народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Но
он не просто пересказал сюжет, а создал авторскую сказку, в которой многое
изменил, так как хотел выразить свои собственные идеалы, мысли , представления о
жизни.

6. Введение нового материала

– Вспомним с детства знакомые строчки «…Там чудеса: там леший бродит…» Эти
строчки из знаменитого «Лукоморья» – пролога к поэме «Руслан и Людмила», в
котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок.

Выразительное чтение пролога учителем.
(Далее проводится беседа, в ходе которой комментируются трудные слова).

– Какой картиной начинается пролог? Как вы её себе представляете? (Устное
словесное рисование).
– Что такое Лукоморье? (В фольклоре – сказочная страна, полная чудес).
– Знакомы ли вам персонажи, упомянутые в прологе? (Лешие, русалки,
богатыри, Баба-Яга, Кощей и т.д.)
– А что за персонаж кот ученый? (Кот Баюн, популярный персонаж русской
мифологии, хранитель священного дерева Перуна).
– Можете ли вы назвать ту сказку, которую А.С.Пушкин использовал, чтобы
написать вступление к поэме? (Использована не одна сказка. Во многих
фольклорных произведениях русского народа встречается и Кощей, и Баба-Яга, и
другие герои).
– Зачем же они понадобились поэту? Что он хотел пояснить читателю поэмы?
(Что поэма сказочная. Читая её, попадаешь в удивительный мир. Для этого в
прологе автор рисует картину волшебного царства Лукоморья.)

Учитель. Всё напоминает в прологе о народной сказке. Обратите внимание на
композиционное построение вступления. В нем, как и в сказке, есть зачин: где-то
далеко, у Лукоморья.., далее развитие действия:

«Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…»
и т.д.

– Автор проводит читателя через сказочную жизнь разных героев. (Вспомните
про постоянные эпитеты. Найдите их в тексте, например: «бурый волк», «на
неведомых дорожках» и другие. Повторы: «через леса, через моря», «избушка…без
окон, без дверей»).

– Как вы понимаете строчки: «Там русский дух… Там Русью пахнет!»
Пушкина «русский дух» – это подлинно живое, светлое, доброе, народное начало,
истинная Русь, которой веет от сказок).

Пролог заканчивается так же, как кончается народная сказка. Сегодня на уроке
звучала традиционная сказочная концовка («И я там был, мёд, пиво пил…»). Но поэт
вносит некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений: «я был», «я пил»,
«видел», «сидел», «кот… мне сказки говорил». Для чего? (Поэт хотел сказать,
что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и уже никогда с ним не расстанется).

7. Подведение итогов

Учитель. Ребята! В любом возрасте не поздно заново открывать для себя мир
сказки. Читайте сказки! Это полезное, увлекательное, захватывающее занятие.

8. Домашнее задание

Выучить наизусть вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Приложение 2

Список литературы:

  1. Детская энциклопедия, том 10, Издательство Академии Педагогических Наук
    РСФСР 1961.
  2. Зуева Т.В
  3. . Сказки А.С.Пушкина. М.: Просвещение, 1989.

  4. Корепова К.Е
  5. . Русская лубочная сказка. – Нижний Новгород: Ки Тиздат,
    1999.

  6. Пушкин А.С
  7. . «Сказка о царе Салтане» 1961г. Художник А. Куркин.
    (Иллюстрации в стиле ПАЛЕХ).

  8. Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам
    звёзды» http://peskarlib.ru (Детская электронная библиотека «Пескарь»,
    2006–2011).
  9. Самойлова Е.А
  10. . Конспекты уроков для учителя литературы. 5класс.
    М.:Владос, 2003.

  11. Школьный философский словарь, Издательство «Просвещение», 1995.

  • Пушкинская сказка прямая наследница народной поэма руслан и людмила отрывок
  • Пушкинская сказка прямая наследница народной мудрости
  • Пушкинская проза как пишется
  • Пушкина какой нибудь рассказ
  • Пушкин читать сказки для детей 1 класс