Пушкинское видение мира и человека сочинение 10 класс

  • Александр Сергеевич Пушкин, наверное, самый почитаемый писатель в России. Его творчество относят к Золотому веку русской литературы. Оно представлено тысячами работ в стихах и прозе, а его новаторство в стиле и речи произведений очень высоко оценивают.
    Александр Сергеевич с детства был близок к литературе. В их доме часто собирались писатели и поэты, а отец Александра Сергеевича даже сам писал поэмы. Стихи будущий поэт писал сначала на французском, но благодаря бабушке и няне, знаменитой Арине Родионовне, понял красоту русского слова.
    Сказки, рассказанные бабушкой и няней, легли в основу знаменитых сказок Пушкина, которые знают с детства практически все дети нашей страны: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».
    Его стихи отличает простота слов и в то же время их красота и грациозность. В ту эпоху, когда автор начинал творить, язык стихов был трудным, загроможденным непонятными словами, заимствованиями из других языков.
    Поэзия Пушкина стала понятной и простому народу, потому что он не гнался за величественностью слов. Главное для него было ? передать свою мысль так, чтобы его поняли, простыми словами. Достаточно вспомнить «Мороз и солнце! День чудесный…». Простой слог передает множество ярких эмоций.
    Поэмы и романы в стихах этого великого человека неподражаемы. «Медный всадник», «Полтава» стали шедеврами мировой литературы благодаря таланту писателя и его интересу к истории.
    Отдельно нужно сказать о романе «Евгений Онегин». Этот роман уникален. Специально для него автор придумал особый вид строфы ? онегинская строфа. Такого не было ещё в мировой литературе. Сюжет романа цепляет каждого, а переплетение с историческими событиями и отражение эпохи делает его интересным для исследований.
    Проза Александра Сергеевича тоже стала отражением исторических событий, особенностей эпохи и личных переживаний автора о судьбе России и её жителей ? «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина».
    Творчество А.С. Пушкина отличает глубокий лиризм. Практически в каждом его произведении, неважно, в прозе или в лирике, видно отношение автора к тому, о чем он пишет. Это создает образ человека душевного, болеющего за людей и их жизнь, нравственность, и за Отечество, которое любимо поэтом.

  • «Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!»
    Ключевая идея отрывка в том, что рано или поздно, самодержавный строй падет и начнется прогрессивный этап развития страны, и именно они – новое поколение, которое должно способствовать свершению этого.
    Несмотря на сложные отношения с властью, Пушкин воспевает величие России.  В стихотворении «Была та смутная пора» поэт утверждает: «Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат». Он показывает, что, несмотря на все испытания, мощь российского государства день ото дня крепчает.
    Тема любви волнует Пушкина. Любовная лирика раскрывает чувственную сторону жизни: от  несерьезной скоротечной влюблённости до глубочайших чувств. Любовное томление, предвкушение встречи часто также описывалось в стихах. Легкость, свежесть  чувств выразились в стихотворении, посвящённом Анне Керн, с которой у поэта было всего несколько встречь.
    «И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты».
    Эти строки стали примером объяснения в любви для многих поколений читателей.
    Совершенно другая «глубина» в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Тут речь идет о зрелой, глубокой, осознанной,  при этом неразделенной любви. Эмоции лирического героя противоречивы: ревность, робость, нежность, безнадежность положения… Надежда и уныние – главные спутники любви  по Пушкину.
    Калейдоскоп времен года отражается в стихах  поэта, посвященных природным явлениям. Известно, что его любимой порой была  «очей очарованье» – осень. У Пушкина есть знаменитое стихотворение с одноименным названием. В нем описываются все четыре времени года и отношение автора к ним. Весной автору неуютно, он чувствует себя больным, зима ему быстро надоедает своим однообразием, лето  «не угодило жарой, засухой, пылью, многочисленными мухами и комарами. А вот осень – совсем другое дело! Для Пушкина она прекрасна в любом проявлении.
    «Красою тихою, блистающей смиренно.
    Так нелюбимое дитя в семье родной
    К себе меня влечет…» – именно так автор описывает свои «взаимоотношения» с этим временем года. Осень вызывает особое щемящее сердце чувство, как «чахоточная дева», которая едва жива. К осени у Пушкина одновременно и любовь, и сострадание, и восхищение.
    В лирике поэта каждый может найти ту тему, которая будет особенно близка. В некоторых произведениях переплетаются сразу несколько мотивов.

  • Впервые я познакомилась с творчеством великого русского поэта драматурга и прозаика Александра Сергеевича Пушкина в раннем детстве, когда услышала от мамы «Сказку о рыбаке и рыбке». Удивительные приключения старика запали мне в душу, и когда я стала постарше, я сама с увлечением стала читать другие творения этого замечательного автора.
    За свою жизнь я уже успела прочитать почти все произведения Александра Сергеевича, но до сих пор, погружаясь в его неповторимые творения, я узнаю что-то новое и интересное для себя. Его произведения помогают мне понять, чем жил поэт и писатель в то время, а также узнать многое об истории нашей великой страны, о её традициях, существовавших в русских семьях, посмотреть на всё происходящее в наше время «другими глазами».
    Больше всего мне нравится поэзия писателя. Пушкин писал обо всём, у него есть стихотворения и о дружбе, и о любви, и о подвигах, и, конечно, о чести, встречаются и стихотворения о природе.
    Произведения этого автора очень глубокие и искренние. Читая стихи Пушкина, мы невольно ловим себя на мысли, что поэт говорит с нами, будто бы обращаясь к лучшим друзьям. Описания переживаний героев позволяют нам не только понять их чувства, но и на некоторое время представить себя героями стихотворения, увидеть своими глазами всё, о чём рассказывает автор.
    Манера повествования у Пушкина особенная, узнаваемая, автор не просто пишет о том, что хочет донести до людей, но и призывает в свидетели своих читателей, заставляет их задуматься и сделать соответствующие выводы. На такое способен лишь истинный гений!
    Пушкин был таким же человеком, как и каждый из нас, имел свои достоинства и недостатки, но не найдётся ни одного человека, которому безразлично его творчество! Оставаясь романтиком в душе, он честно говорил о том, что его беспокоит, что у него в душе: «…Я смело чувства выражаю, языком сердца говорю»…

  • Одна из моих любимых сказок – «Сказка о царе Салтане». Мама читала мне ее перед сном и я оказывался в волшебном, завораживающем мире. Эту сказку я мог слушать каждый вечер, она мне совсем не надоедала. Сейчас я стал старше, мне стала ближе лирика поэта. Такие стихи, как «Признание», «Желание», «Анчар» не могут оставить равнодушным никого.
    Пушкин одинаково хорошо писал и о любви, и о природе, и о войне, и о свободе. Его образы полноценны и объемны, все они несут определенный посыл. Поэт учит нас честности, щедрости, верности своим принципам. Он воспевает в своих произведениях лучшие душевные качества, призывая не терять их, какими бы ни были обстоятельства.
    Хорошим примером этому можно считать «Капитанскую дочку». Главный герой произведения, Петр Гринев, хоть и вырос в аристократической семье, не был испорчен. У него была добрая и честная душа, а еще он оказался верным долгу и очень отважным. Такие герои всегда восхищают читателя, с них хочется брать пример.
    Просто и красиво Пушкин доносит до читателя свои мысли и чувства. Его язык очень гармоничен и понятен каждому. Поэт не является сторонним наблюдателем происходящего, он всегда искренне сопереживает своим героям и заставляет сопереживать нас.
    Произведения Александра Сергеевича во все времена входили в школьную программу и не зря. Они многому нас учат, заставляют любить и гордиться родным языком, настолько красиво они сложены. Этот поэт уникален и, думаю, навсегда останется таковым, он «памятник себе воздвиг нерукотворный…».

  • В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
    Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
    В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
    Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем,
    Под стол ученых дураков!
    Без них мы жить умеем,
    писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:
    Не пугай нас, милый друг,
    Гроба близким новосельем:
    Право, нам таким бездельем
    Заниматься недосуг.
    Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
    И пусть на гробе, где певец
    Исчезнет в рощах Геликона,
    Напишет беглый ваш резец:
    “Здесь дремлет юноша — мудрец,
    Питомец нег и Аполлона”.
    Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
    Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
    В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:
    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка.
    Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    И глядь — как раз умрем.
    Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный…”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
    В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе — цвести.
    Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
    И где мне смерть пошлет судьбина?
    В бою ли, в странствии, в волнах?
    Или соседняя долина
    Мой примет охладелый прах?..
    Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
    Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

  • Укаждого свой пушкин .более того ,у каждого возраста свой взгляд на пушкина .ещё с детства меня веселил портрет кудрявого мальчика на книжке с занимательными сказками про глупую старуху со своим корытом ,покорного деда и терпеливую золотую рыбку.мне и то было понятно ,что всему есть предел меня удивляла ловкость ,и я понимала ,что это неправда ,никакой он не .полной тайн и загадок была для меня поэма “руслан и людмила ” да много чего казалось в детстве непонятным .удивительно ,что годы прошли ,я повзрослела,а пушкин никуда не ушёл .он шагает со мной по жизни ,и я всё более в его неисчерпаемости.судите сами – в среднем возрасте – это гринёв и маша .образец их высоких отношений .и чудо взаимодействия с пугачёвым .я понимаю ,что такого не было .но мне дан образец поведения .нравственный урок .а “дубровский”? какой жестокой может быть человеческая натура .не могу слышать фамилию троекурова! и чудо как хороши вроде бы простенькие “повести белкина ” .и опять – уроки ,уроки ,уроки жизни и нравственности .и это всё пушкин .нет слов ,чтобы описать моё впечатление от онегина ! я пол блокнота исписала стихотворными строчками из романа .они мне по жизни .например ,”привычка свыше нам дана ..замена счастию она ” или “любви все возрасты покорны “я даже оперу чайковского прослушала .и было потрясение .как пушкин пишет о любви – это вообще особый разговор .гимн любви “я помню чудное мгновенье”но есть ещё масса гениальных стихов ,и среди них – “я вас любил” ведь тут формула отношений показана ,которая в принципе чужда человеку -“как дай вам бог любимой быть другим” .как бы не так .у людей принято отравить жизнь ,тому ,кто выбрал не тебя.но если читать пушкина с детства ,то ,как метко сказал белинский “можно превосходным образом воспитать в себе человека” я с этим полностью согласна .мой пушкин именно такой,потому что “он памятник себе воздвиг нерукотворный”!

  • У каждого свой Пушкин .Более того ,у каждого возраста свой взгляд на Пушкина .
    Ещё с детства меня веселил портрет кудрявого мальчика на книжке с занимательными сказками про глупую старуху со своим корытом ,покорного деда и терпеливую золотую рыбку.Мне и то было понятно ,что всему есть предел
    Меня удивляла ловкость Балды ,и я понимала ,что это неправда ,никакой он не Балда .
    Полной тайн и загадок была для меня поэма “Руслан и Людмила ” Да много чего казалось в детстве непонятным .
    Удивительно ,что годы прошли ,я повзрослела,а Пушкин никуда не ушёл .Он шагает со мной по жизни ,и я всё более убеждаюсь в его неисчерпаемости.Судите сами – в среднем возрасте – это Гринёв и Маша .Образец их высоких отношений .И чудо взаимодействия с Пугачёвым .Я понимаю ,что такого не было .Но мне дан образец поведения .нравственный урок .
    А “Дубровский”? Какой жестокой может быть человеческая натура .Не могу слышать фамилию Троекурова!   И чудо как хороши вроде бы простенькие “Повести Белкина ” .И опять – уроки ,уроки ,уроки жизни и нравственности .И это всё Пушкин .
    Нет слов ,чтобы описать моё впечатление от Онегина !Я пол блокнота исписала стихотворными строчками из романа .Они мне помогают по жизни .Например ,”Привычка свыше нам дана ..Замена счастию она ” или “Любви все возрасты покорны …”Я даже оперу Чайковского прослушала .И было потрясение .
    Как Пушкин пишет о любви – это вообще особый разговор .Гимн любви “Я помню чудное мгновенье”Но есть ещё масса гениальных стихов ,и среди них – “Я вас любил” Ведь тут формула отношений показана ,которая в принципе чужда человеку -“Как дай вам бог любимой быть другим” .Как бы не так .У людей принято отравить жизнь ,тому ,кто выбрал не тебя.Но если читать Пушкина с детства ,то ,как метко сказал Белинский “можно превосходным образом воспитать в себе человека”
    Я с этим полностью согласна .
    Мой Пушкин именно такой,потому что “он памятник себе воздвиг нерукотворный”!

  • Наверное, на этой земле не существует ни одного человека, который бы не слышал о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то, взрослый или ребенок знаком с его творчеством.
    Еще с детства мне полюбились его сказочные герои. Из каждой его сказки можно вынести урок, который пригодиться в дальнейшей жизни.
    Александр Сергеевич настоящий творческий волшебник, в его сказках добро всегда берет верх над злом.
    Моей любимой сказкой, конечно же является сказка о золотой рыбке. Эта сказка научила меня довольствоваться необходимым, не быть жадным и знать меру в своих желаниях и запросах.
    В своих гениальных произведениях Александр Сергеевич поднимает извечные темы свободы, любви и дружбы, затрагивает насущные проблемы общества. Он восхваляет честность и трудолюбие.
    Пушкин обладал огромным талантом донести до читателя главное, глубоко проникнуть в душу и навсегда остаться в ней. У этого талантливого писателя множество интересных и незабываемых произведений. В каждом своем шедевре он растворялся полностью.
    Особенно приятно читать его стихи, наполненные романтизмом и любовью. Часто, в памяти всплывают великолепные строчки из его стихотворений. Они вдохновляют, наполняют энергией, обладают силой исцеления.
    Если бы не трагическая гибель поэта на дуэли, литература была бы еще больше заполнена его поучительными шедеврами. Пушкин, несмотря на то, что прожил короткую жизнь, покорил тысячи сердец благодарных читателей.
    Читая его произведения моя жизнь наполняется смыслом, мои мысли приобретают правильное направление. Хотелось бы, чтобы этот легендарный человек жил вечно и дарил миру все новые и новые гениальные произведения.
    Пушкин – величайший, талантливый писатель. Он навсегда останется в моей душе и памяти.

    Мой Пушкин сочинение

    С Пушкиным мы все знакомимся ещё в раннем детстве. И это знакомство продолжается всю сознательную жизнь. Пушкин – мой любимый поэт. У него лёгкий слог и стихи легко запоминаются. У моей мамы была большая книга произведений Пушкина. Это был подарок, и она им очень дорожила. Оттуда она мне по вечерам читала стихи.

  • Мой Пушкин
    Всем русским людям знакомо имя А.С. Пушкина, поэта, любимого  во всём мире. Но мне кажется, что он самый великий среди всех русских поэтов. Ни один поэт не обладал таким удивительным даром так легко и просто и, вместе с тем, так глубоко высказывать свои мысли, чувства поэтическим слогом.
    Трудно  представить себе нашу жизнь без Пушкина. Мне кажется, что его стихи я знала всегда. “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о Золотом Петушке” – эти сказки были самыми волшебными, самыми увлекательными для меня. Можно говорить о том, что все великие художники были гуманистами, что они глубоко национальны и их нельзя оторвать от народа.
    Можно детально исследовать их творчество, спорить о новаторстве или традиционности их произведений. И все-таки где граница, за которой начинается гениальное?  Тысячи художников на протяжении тысячелетий пытаются постичь извечные тайны внутреннего мира, выразить свое собственное «я», а через него дать обобщенное изображение современного им мира, современного им человека. Многим из них, подражают; их произведения — нарасхват… Но проходит десятилетие — и о них помнят лишь в узком кругу любителей; сто лет — и имена этих художников можно встретить лишь в учебниках, каталогах…
    Пушкин вечен и современен. В чем же секрет его? Где начинается великое?
    Там же, где и неизмеримое,  необъяснимое. Там, где молчат. Так молчат наедине с Природой, наедине с собой. Там, где начинается личное. Здесь начинается мой Пушкин…

  • Разделы сайта: 

    Феномен Пушкина знаменует собой завершение «длинного пути, пройденного русской поэзией XIX века»191, и именно его мастерство замкнуло собой «блестящий период русской поэзии, начатый Ломоносовым и Тредьяковским»192. В своем поэтическом развитии Пушкин вобрал в себя поэтические традиции XVIII века и создал свой «высокий, классический в своей уравновешенности и кажущейся легкости канон»193. Но для русского народа Пушкин остается не только достоянием истории, но и живым явлением. Конечно, гений всегда является в определенной степени национальным мифом, то есть выражением знаний и представлений народа о бытии, но в целом он — «конкретная личность… личность живого человека, к которому и с которым у каждого могут быть, как в жизни, свои личные отношения»194.

    Пушкин решительно выделяется из всей литературы европейского Нового времени, насчитыва­ющей тысячелетие. Однако, как справедливо утверждает П.В. Палиевский, «с точки зрения западного наблюдателя центральное положение Пушкина в классической русской литературе не всегда заметно»195. Да и сам о себе поэт говорил: «Бывало, что ни напишу,//Все для других не Русью пахнет» («Дельвигу», 1821).

    Но нам известно страстное, очень личное высказывание Пушкина: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Его мысль и чувство всеобъемлющи — как у Данте, Шекспира, Гете.

    В том, что Пушкин был одновременно величайшим русским писателем и абсолютным европейцем, равным высшим проявлениям европейского духа, возможно, заключается одна из его тайн. Критик и философ С.Л. Франк обоснованно утверждал, что «Пушкин… чувствовал себя равноправным по отношению и к Данте, и к Гете, и к Шекспиру, не стесняясь учиться у них, ибо верил в себя»196.

    Поэзия Пушкина прежде всего глубоко национальна и народна, потому что она служит всесторонним отражением полноты русской жизни. И в то же время, как утверждал соратник Гете Фарнгаген фон Энзе, «Пушкину равно родственны Юг и Север, Европа и Азия, дикость и утонченность, древнее и новейшее»197. Эту важную особенность творчества Пушкина Достоевский обозначил как «всемирная отзывчивость». Выразив во всей полноте «тайну русского духа», Пушкин во многом оказался для России школой мировой духовной жизни. «Пушкин – это Россия, выраженная в слове, — такова глубокая и точная мысль В.С. Непомнящего. – С его появлением страна заговорила на своем языке. И тогда, словно по волшебству, возникла… литература, одним гигантским шагом оказавшаяся в авангарде духовных устремлений человечества»198. «Русский европеец» Пушкин с присущим ему человеческим и национальным достоинством открыл новый путь для русской литературы – тот путь, который вывел ее к вершинам мировой культуры, определил в этой культуре ее самобытное, самостоятельное место.

    В ходе своей духовной эволюции Пушкин обретал собственное гармоничное и философское видение мира. В.С. Непомнящий справедливо пишет, что главное в пушкинском восприятии мира – «личное, непосредственное… переживание отношений с абсолютным – переживание чрезвычайно напряженное… но в глубинах хранящее покой и равномерность сосредоточенного сердечного созерцания»199. В художественном мире Пушкина главной ценностью является человек. И этот мир, несмотря на его трагизм, светел, а не мрачен: истина художественного мира Пушкина есть «солнце этого мира»200.

    Выдающееся место в творчестве Пушкина занимает роман «Евгений Онегин» — произведение в высшей степени совершенное, поистине необъятное по глубине своего содержания и верному отражению действительности, которая не только онтологически и исторически широко показана в романе, но каждый ее факт превращен автором в явление искусства. Созданная Пушкиным картина русского мира предстает как процесс его собственной внутренней жизни: по выражению С.Г. Бочарова, «эпос героев» охвачен «образом авторского сознания»201, что в жанровом отношении представляет собой единство эпоса и лирики. Поэтому закономерно, что именно роман в стихах с его динамикой, открытостью в жизнь, роман, в котором автор поистине достиг «божественной свободы», стал отражением пушкинского видения мира и человека. Сама форма свободного повествования, заново открытая в контексте русской культуры, во многом определила «лицо» русского романа и произведений эпических форм, близких к роману. В традициях свободно-универсального повествования создавались и «Мертвые души» Н.В. Гоголя, и эпос Толстого и Достоевского, и «Поэма без героя» А. Ахматовой. От «Евгения Онегина» в будущее идут типы, показанные Пушкиным в романе.

    Татьяна предстает как «идеал русской женщины, т.е. выразительница национальных устоев»202, как воплощение истинной любви и глубокой веры, как великая тайна, соразмерная с тайной бытия. Самые известные литературные герои XIX века, так называемые «лишние люди» — это развитие онегинского типа в новых исторических условиях. Но проблема судьбы русского человека, его исторического предназначения разворачивается в романе «Евгений Онегин» до общечеловеческого, всемирно-исторического масштаба. Пушкин решает эту универсальную проблему, проецируя ее и на свою духовную жизнь, находясь в постоянном диалоге с миром романа и с действительностью, в непрестанном поиске сокровенного и возвышенного идеала. Таким образом, великий поэт сегодня предстает перед нами как феномен русского мира (русский человек с его философско-нравственным взглядом на жизнь) и как субъект русского мира (осмысливающая этот мир личность).

    Роман Пушкина «Евгений Онегин» — одно из удивительнейших произведений в русской и мировой литературе. Более чем за полтора века накопилось огромное количество литературы критического и научного характера, и по сей день роман окружен весьма противоречивыми оценками критиков и литературоведов. В своих трудах такие исследователи, как Г.А. Гуковский, Л.Я. Гинзбург, С.Г. Бочаров, Н.Н. Скатов, И.М. Семенко, Ю.М. Лотман, Ю.Н. Чумаков, В.С. Непомнящий затрагивают важнейшие проблемы места романа в контексте пушкинского творчества, его универсальной нравственной, эстетической, философской ценности, историзма Пушкина. Результаты их исследований не могут не учитываться всеми изучающими «Евгения Онегина» и заинтересованными в глубоком постижении текста романа и личности автора. Однако остается множество вопросов, требующих дальнейшего изучения, а иногда и пересмотра.

    Современная филологическая наука подошла к осознанию необходимости целостного научного представления о Пушкине, потребности взглянуть на его творчество с онтологической точки зрения, так как «смысл» и «дух» пушкинского гения, по словам В.С. Непомнящего, «остаются вне методологической досягаемости». Вопрос о «постижении русского национального гения» (Е.П. Челышев) ставили многие выдающиеся исследователи: Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, С.С. Аверинцев. Этот вопрос оказывается в центре внимания современных ученых, таких, как С.Г. Бочаров, В.С. Непомнящий, Ю.Н. Чумаков, В.К. Кантор и других.

    В настоящее время очевидна необходимость создания капитальных монографических исследований о «Евгении Онегине», обобщающих и синтезирующих достижения пушкиноведения. Требует дальнейшего исследования история жизни романа в русской и мировой литературе, в читательском восприятии людей разных поколений, потому что огромное идейное и художественное богатство романа не меркнет со временем. Ведь в «Евгении Онегине» заключена частица духовной жизни народа, роман «по-своему решает извечные проблемы человеческого бытия»203.

    Пушкин смотрит на мир и на себя с высоты духовного идеала человека. В своем творении картины мира Пушкин – гуманист. А значит, как справедливо заметил В.С. Непомнящий в своей книге «Пушкин. Русская картина мира», «вопрос о феномене Пушкина вписывается в большой контекст духовных судеб человечества и роли России в них… Слова о Пушкине как русском человеке «чрез двести лет» есть не прорицание, а зов, переданный нам через Гоголя и требующий осмысления сейчас, когда это жизненно необходимо»204.

    Автор статьи

    Наталья Викторовна Степура

    Эксперт по предмету «Литература»

    Задать вопрос автору статьи

    Определение 1

    Маленький человек – это человек невысокого происхождения и социального положения, не обладающий выдающимися способностями и сильным характером, при этом безобидный, добрый, не делающий никому зла.

    Личность и государство в произведениях А. С. Пушкина

    Взаимоотношения государства и отдельной личность, их конфликт и противостояние рассматриваются А. С. Пушкиным на протяжении всей его творческой деятельности. В разные этапы жизни авторское отношение к проблеме человека и власти меняется. Так, в ранних произведениях Пушкин рассматривает несовершенство государственного строя с точки зрения справедливости власти и персонализации правителя, возможности изменения государственного устройства путем обретения народом долгожданной свободы и прав. Такая позиция прослеживается в стихотворении «К Чаадаеву» и оде «Вольность».

    В период ссылки взгляды Пушкина меняются. Поэт начинает придерживаться мнения о невозможности обретения абсолютной свободы для каждой личности, так как в отношении отдельной личности всегда есть чрезмерная свободная сила, которая его угнетает. В этот период поэт переходит от романтизма к реализму. Пушкин создает поэму «Борис Годунов», в которой размышляет о роли народа в управлении государством и высказывает мысль о победе того правителя, которого поддерживает народ.

    Но после поражения декабристов Пушкин утверждается в мысли о том, что все попытки народа переустроить государственную власть обречены на провал. Поэт размышляет о личной внутренней свободе человека. Свои рассуждения он излагает в стихотворениях «Из Пиндемонти» и «К морю».

    Затем А. С. Пушкин переходит к изучению проблематики взаимоотношений маленького человека с внешним миром и властью. Эта тема нашла отражение в следующих произведениях:

    • «Станционный смотритель»;
    • «Повести Белкина»;
    • «Медный всадник».

    Замечание 1

    Поэма «Медный всадник» — это абстрактная форма демонстрации конфликта народа и власти в образах Евгения и Петра I.

    «Пушкинское виденье мира и человека» 👇

    В «Медном всаднике» поэт наиболее развернуто излагает свою позицию, дает понимание неизбежности противостояния государство и личности. Личность в этом противостоянии всегда оказывается в проигрыше, так как, в отличие от правителя, беспокоится только о своем личном благополучии.

    Личность и общество в романе «Евгений Онегин»

    В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин рассматривает проблему отношения личности и общества. Общество здесь выступает как бездушная, безликая масса, не имеющая собственного мнения. Каждый человек оценивается обществом, и общество принимает решение, приятен ли человек или нет. Чтобы быть частью этого общества, человек должен быть таким, как все. В противном случае, человек оказывается в категории людей, «чуждых» обществу.

    В начале романа «Евгений Онегин» свет решил, что герой произведения «умен и очень мил». Образ жизни Евгения ничем не отличался от образа жизни других представителей дворянства. Но стоило ему отказаться от такой жизни, в обществе его сразу же назвали чудаком.

    Татьяна в начале произведения чужда обществу. Даже для собственной семьи героиня была чужой и странной. На ярмарке невест в Москве окружающие замечают ее странность. Но вскоре героиня выходит замуж, и ей приходится надеть маску светской женщины. Лишь в тот момент, когда Татьяна внешне становится равнодушной и холодной женщиной, общество ее принимает.

    Эти примеры отражают конфликт между обществом и отдельной личностью. А. С. Пушкин показывает, что собственное мнение становится причиной нелюбви высшего света. Общество слишком большое внимание уделяет общественному мнению. И человеку приходится поступать в соответствии с традициями и законами светского общества, в противном случае он оказывается чуждым ему.

    Для высшего света характерно держаться равнодушно и безэмоциональной. А девушек с детства учили кокетству. Они посещали светские мероприятия, вели светские беседы. Брак по любви – большая редкость для светского общества. на это указывает судьба матери Татьяны, которой пришлось выйти замуж не за того человека, которого любила. Мнение молодых здесь не учитываются, супружеские отношения строятся по расчету.

    В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин описывает общество как яркое, блестящее, незабываемое внешне и бессмысленное и пустое внутри. Светские манеры и принципы не дают раскрыться человеческой индивидуальности. Поэтому Евгений Онегин и Татьяна Ларина оказываются чуждыми обществу.

    Но несмотря на индивидуальные качества героев, они все же подчинились обществу. Так, Евгений, отказавшийся от светского общества, пошел на дуэль с Ленским, боясь общественного мнения. Татьяна отправилась в Москву на ярмарку невест и вышла замуж за человека, которого не любила. Ей пришлось изображать светскую женщину и жить чуждой ля себя жизнью.

    Замечание 2

    Пушкин подчеркивает, что в конфликте между личностью и обществом побеждает общество, не дающее человеку раскрыть свою индивидуальность.

    «Маленький человек» в творчестве А. С. Пушкина

    А. С. Пушкин в своих произведениях неоднократно обращается к теме «маленького человека». Этот образ тревожит и волнует поэта, который с глубоким уважением и большой любовью относится к русской культуре и традициям русского народа. Пушкин обращает внимание не на богатого человека, отличившегося чем-либо, который был главным образом произведений того времени. Александр Сергеевич первым из писателей пишет именно для народа и создает образ обычного, небогатого человека.

    Евгений из поэмы «Медный всадник» — типичный «маленький человек», который вступает в конфликт с государством. Жизнь Евгения проста и бесхитростна. На первый взгляд, он не способен на сильные поступки. В мечтах Евгения нет ничего героического. Он простодушен и простосердечен. Пушкин утверждает идею внесословной ценности человека. И «маленький человек», который, как казалось, не способен на какой-либо поступок, набирается смелости и отваживается на протест.

    Самсон Вырин, герой повести «Станционный смотритель», в отличие от Евгения, не находит в себе силы даже на тихий протест. Он беспомощен перед Минским, который увозит его единственную отраду в жизни, дочь Дуню. Вырин, по сути, не является хозяином своей жизни. Но Вырин не озлобился. У этого «маленького человека» большая душа.

    Замечание 3

    Самсон Вырин стал первым образом «маленького человека» в литературе. Традиции Пушкины продолжил Гоголь в повести «Шинель».

    Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

    Поиск по теме

    logo

      • Предмет:

        Литература

      • Автор:

        аноним

      • Создано:

        1 год назад

      Знаешь ответ? Добавь его сюда!

    • russkii-yazyk
      Русский язык

      3 минуты назад

      Как заткнуть весь класс? Особенно девочек

    • matematika
      Математика

      3 минуты назад

      Представьте в виде суммы разрядных слагаемых.Назовите все разряды слева на право 5 класс
      1) 0,18 ; 0,315 ; 0,14 ; 0,222 ; 0,8627

    • matematika
      Математика

      3 минуты назад

      Дайте ответ пж это срочна

    • istoriya
      История

      3 минуты назад

      хиуа бұқара және қоқан хардықтары оңтүстік қазақстан аумақтарын жаулап алуда мақсатты көздеді? ​

    • russkii-yazyk
      Русский язык

      3 минуты назад

      313Б. О чём эта сказка? Назови главных героев сказки. Опиши Калушу. Бутявку. Как ты определишь, кто такие калу- шата? Почему сказка называется лингвистической С? Почему ты понял(а) эту сказку, хотя в ней употреблены слова, которых не существует в русском языке?​

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    zoom

    How much to ban the user?

    1 hour
    1 day

    В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.

    Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.

    В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.

    Под стол холодных мудрецов,

    Мы полем овладеем,

    Под стол ученых дураков!

    Без них мы жить умеем,

    писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:

    Не пугай нас, милый друг,

    Гроба близким новосельем:

    Право, нам таким бездельем

    Заниматься недосуг.

    Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:

    И пусть на гробе, где певец

    Исчезнет в рощах Геликона,

    Напишет беглый ваш резец:

    “Здесь дремлет юноша — мудрец,

    Питомец нег и Аполлона”.

    Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.

    Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.

    В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:

    Хоть тяжело подчас в ней бремя,

    Телега на ходу легка;

    Ямщик лихой, седое время,

    Везет, не слезет с облучка.

    Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.

    Летят за днями дни, и каждый час уносит

    Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем

    Предполагаем жить…

    И глядь — как раз умрем.

    Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный…”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.

    В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:

    Младенца ль милого ласкаю,

    Уже я думаю: прости!

    Тебе я место уступаю:

    Мне время тлеть, тебе — цвести.

    Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:

    И где мне смерть пошлет судьбина?

    В бою ли, в странствии, в волнах?

    Или соседняя долина

    Мой примет охладелый прах?..

    Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.

    Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:

    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

    Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

    Похожие записи

    Поделиться

    Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.

    Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.

    В своих стихотворениях поэт обращается к разным темам. Как я уже говорила, мир пушкинской поэзии необычайно широк. Но тема любви и дружбы проходит почти везде. Например, стихотворения «Мадонна», «Сожженное письмо», «Признание», «Прощание», «Я вас любил: любовь еще, быть может», «И. И. Пущину», «Друзьям» и многие другие.

    Многие стихотворения А. С. Пушкина посвящены природе. Поэт очень любил русскую природу и русскую, землю. Он любил гулять в лесу, наслаждаться свободой, окружающей его, свежим воздухом и мечтать. Все стихотворения А. С. Пушкина проникнуты этими чувствами: «Зимнее утро», «Деревня», «Зимний вечер», «Осень» и другие.

    А. С. Пушкин был против неограниченной власти одного человека над другим. И этот свой протест он заключил в стихотворении «Анчар». Страшное дерево, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы ни в коем случае не подходят к нему. А человек может послать другого человека за ядовитой смолой к этому страшному дереву. И тот послушно пойдет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки». Пушкин не хочет и не может с этим примириться.

    Мне очень нравятся стихотворения А. Пушкина о природе. И самым моим любимым является стихотворение «Осень». Больше всего в этом стихотворении я люблю седьмой отрывок:

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса —

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса.

    Стихи А. С. Пушкина — это прекрасный учитель, друг и советник в сложных жизненных вопросах. Да, это действительно так/Это не просто слова. Пушкинские стихи воспитывают в нас Человека!

    Сочинение на тему мир пушкинской поэзии

    Н. В. Гоголь утверждал, что лирика Пушкина — «явление чрезвычайное», поскольку ее предметом является все и «ничто в особенности». Для Пушкина любая из его тем важна и дорога, ко всему он относится трепетно. Потому-то литературные критики исписывают тома, исследуя творчество великого русского поэта. Потому столько литературы о нем. Он умер в тридцать семь лет, но оставил такое огромное литературное наследие, какого некоторые авторы не сумели оставить, даже дожив до глубокой старости. Пушкин не мог исчерпать свой талант, поскольку неисчерпаемо число предметов, вызывавших в нем вдохновение. И все-таки есть несколько тем, которые являются основными для Пушкина, «задают тон» его лирике. Конечно, своеобразным стержнем творчества поэта является свобода. Он без нее не мыслит ни своей жизни, ни творчества. Понятие это всеобъемлюще: это социальный, политический и нравственный идеал Пушкина. Широту этого понятия помогают осознать многочисленные стихотворения, посвященные свободе в различных ее проявлениях. Говоря о вольнолюбивой лирике Пушкина, прежде всего стоит вспомнить оду «Вольность» и стихотворение «Деревня». Оба эти произведения хрестоматийные и включаются во все сборники Пушкина. В них поэт смело и открыто выражает свои политические пристрастия и устремления. Идеи Пушкина близки к идеям декабристов — служение общественным идеалам и прямой вызов угнетателям народа: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над Отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? Далее не просто к свободе призывает поэт, но к «свободе просвещенной». От этого рамки стихотворения раздвигаются, оно приобретает широкий, общечеловеческий смысл. Помимо общественной свободы, свободы как формы существования целого народа, для Пушкина важна и личная независимость. Об этом говорится в стихотворениях «Узник», «Птичка» и многих других. При этом, будучи не только гражданином и человеком, но и поэтом, Пушкин затрагивал и тему творческой свободы, как в стихотворении «Поэту»: Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум… Сам Пушкин жил по этому принципу — творил, не боясь осуждения, не оглядываясь на мнение толпы. Он говорил лишь то, что хотел сказать. Это одно из главных качеств поэта. Другая немаловажная тема в творчестве Пушкина — гражданственность и патриотизм. Эта тема, конечно, неразделима со свободолюбивой лирикой. Одна великая любовь прошла через всю жизнь Пушкина — это любовь к Родине, России. А поскольку поэту довелось жить в переломное для нашей истории время, то его патриотизм проявился не столько в мирных, пейзажных стихотворениях, сколько в мятежных, бунтующих («К Чаадаеву», «Кинжал», «Во глубине сибирских руд…»). В стихотворении «К Чаадаеву» поразительным образом слились любовь к свободе, к Родине и к другу. И родились незабываемые строки: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Кстати, тема дружбы также очень важна для Пушкина. Самые верные и любимые друзья поэта — это, конечно, товарищи лицейских лет. Про них он не забывал никогда, им посвящал лучшие свои стихотворения («19 октября», «И. И. Пущину», «Чем чаще празднует лицей…»). Союз этих людей действительно был «священен» (по выражению самого Пушкина), ибо остался так же крепок через много лет, как и в юности. Немалую роль в формировании взглядов молодого Пушкина сыграли декабристы, многих из которых он также причислял к своим друзьям. Самые известные стихотворения, посвященные декабристам, — «К Чаадаеву» и «Во глубине сибирских руд…» В них Пушкин открыто присоединялся к своим друзьям и признавался в том, что разделяет их идеалы. При мысли о друзьях Пушкина невольно вспоминаешь и его возлюбленных. Любовная лирика поэта имеет множество оттенков, но неизменно одно — восприятие поэтом любви, как чувства прекрасного во всех отношениях. Счастливы те женщины (а их немало), которым он посвятил и свои чувства, и свои стихи. Интересно, что лучшими любовными стихотворениями Пушкина признаются отнюдь не те, что посвящены Наталье Николаевне (за исключением, может быть, «Мадонны»). Самые известные произведения поэта на эту тему «Я помню чудное мгновенье…» и «Я вас любил: любовь еще, быть может…» К каждой женщине автор обращался как к единственной, желанной, чистой и светлой, даже если вдохновение было вызвано всего лишь мимолетным увлечением. Однако все земные увлечения не могли отвлечь поэта от гораздо более серьезных мыслей. Так, немало стихотворений посвящены Пушкиным размышлениям о предназначении поэта и поэзии. Пушкин с полным основанием считал, что творчество играет немалую роль в жизни общества. Поэт — это выразитель народных взглядов, певец свободы, борец за высокие идеалы. Идея назначения поэта звучит во многих стихотворениях Пушкина. Наверное, нет смысла их перечислять. Стоит лишь упомянуть самое выдающееся: «Я намят-ник себе воздвиг нерукотворный…» Здесь Пушкин прямо определил миссию поэта: пробуждать «чувства добрые», «восславлять свободу» и призывать милость к «падшим». Наконец, свою нишу в творчестве Пушкина занимает и его философская лирика. Поэт много размышлял на вечные темы: о жизни и смерти, о добре и зле («Дар напрасный, дар случайный…», «Анчар», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия»). Поиски смысла жизни, а иногда и разочарование в ней — удел практически всех поэтов. Но если Пушкин и называл в минуты отчаяния жизнь «даром напрасным», он все же любил ее без памяти. Это жизнелюбие чувствуется в каждой его стихотворной строчке, в каждом слове. Конечно, лирика Пушкина далеко не исчерпывается вышеперечисленными темами. Сколько прекрасных стихов посвятил он природе, временам года, сколько обращался к няне, какие сказки писал! Все это вместе — одно гармоничное целое. Все темы, мотивы, идеи существуют неразрывно, неотделимо одни от других, переплетаются, перекликаются друг с другом, создавая светлый и солнечный мир — мир пушкинской поэзии.

    То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился к нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам.

    В.Сологуб.

    Каждый человек живёт в своём отрезке времени. Александр Сергеевич Пушкин для меня—поэт вечного пространства. Он посвятил Жуковскому строки: Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль… Я отношу их к самому автору. У меня нет самых любимых стихов Пушкина. Весь мир его поэзии бесконечно дорог и близок мне.

    Первая встреча с поэтом произошла в детстве. Затаив дыхание, забыв о невыполненном домашнем задании, о других важных детских делах, я погружалась в завораживающую музыку и простоту стиха пушкинских сказок. Я плакала и смеялась. У меня возникало какое-то необыкновенное чувство радостного волнения от встреч с чудом. Там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей,— мысленно я повторяла таинственные строки и видела эти очень знакомые мне, едва заметные тропы, видела загадочные следы, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капли росы. Полнозвучные строки пушкинских сказок запоминались удивительно легко. я с радостью рассказывала их на всех детских новогодних ёлках. С годами я взрослела и открывала для себя нового Пушкина. В его стихах и поэмах я находила мудрость, улыбчивость, нравственную высоту, на которой нет места зависти, жадности, глупости, того, чем изобилует жизнь. Только добро и красота: Дана мне лира от богов, Поэту дар бесценный; И муза верная со мной: Хвала тебе,богиня! Тобою красен домик мой И дикая пустыня. Поэзия Пушкина настолько вливалась в меня, что моё мироощущение стало до удивительного совпадать с настроением поэта. Я очень полюбила осень, и уединение на природе стало для меня необходимостью. Уйдя в осенний парк, я погружалась в строки, омыающие душу чистотой и прозрачной печалью: Унылая поря!Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса— Люблю я пышное природы увяданье,— В багрец и в золото одетые леса… Я часто думаю, в чём тайна мира поэзии Пушкина? Может быть, в том, что за его сочинениями, ясными и глубокими по смыслу, остаётся ещё что-то большее, что пока ещё не открыто. Наверное, я духовно не доросла и поэтому не могу подняться до самых нравственно-эстетических высот, достигнутых его гением. Я только чувствую необыкновенное напряжение поэта и неистощимость его души. Истина, красота, глубина и тревога—всё удивительным образом совпадает в его стихах.

    Пушкин влюблялся, но взаимности не было, и мучительные переживания претворялись в едва ли не самые лирические строки: Я вас любил; любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.

    В этом и жестокая ясность чувств, и истинное достоинство человека, умеющего глядеть горькой правде в глаза, способного преодолеть бесконечную боль разрыва. Если бы в нашей современной жизни было такое благородство чувств! От произведений Пушкина исходит оптимизм, возвышенный облагороженными образами и красивыми отношениями. Я выросла на этих произведениях и, когда, повзрослев, столкнулась с реальной жизнью, была потрясена равнодушием, лицемерием и несправедливость. Но Пушкин помогал мне не ожесточаться. Пороки человеческие существовали во все времена и эпохи, может быть, не с таким размахом, как сейчас. Но при любых невзгодах важно подняться над суетой и обыденностью, как это делал поэт. Несмотря на удары судьбы, он был натурой необыкновенно крепкой, мужественной и волевой. О нет, мне жизнь не надоела, Я жизнь люблю, я жить хочу, Душа не вовсе охладела, Утратя молодость свою. Был момент в моей жизни, когда я пыталась отойти от Пушкина. Стало искать близкое мне в творчестве других поэтов, более современных, читала Цветаеву, Блока, Пастернака и многих других. Но мир поэзии Пушкина крепко держал меня в своей власти. Ведь по своему духу я русская, а Пушкин был и остаётся русской весной, русским утром. Он много страдал ещё и потому, что был первым, потому что его чудесный, пламенный, благоухающий гений расцвёл в суровой, почти зимней, почти ночной ещё России. На протяжении веков поэт овладевал душами лучших людей, покорял пером властным, умелым и нежным. А с какой полнотой, певучестью и грацией выразил Пушкин основное в человеческой природе! В его стихах вера в будущее России. Он показывал силу торжества над настроениями, упадком, бесцельностью и безнадёжностью. Это выразилось в нескольких поэтических строках: …в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, куёт булат. По-моему не воспринимать поэзию Пушкина—значит быть бездуховным человеком. Его невозможно читать, не чувствуя силу пушкинского пророческого слова. Оно будет озарять своим светом века пока существует человеческая цивилизация. Погибнет пушкинское Слово—погибнет Духовность, защита от зла, которое способно превратить Землю в мёртвую чёрную глыбу, бессмысленно бороздящую космическое пространство. Пушкин для меня—пророк Отечества. Современная жизнь отличается невероятной жестокостью, цинизмом, голым практицизмом. Мир полон человеческих трагедий и катаклизмов. Пришло время задуматься, что же и на каком этапе истории со всеми нами произошло и стали ли мы счастливее. По-моему, выход только один—мы должны прозреть и вернуться к Истине, к Правде, к Свету, к Богу. К этому призывает нас великий гений земли Русской Александр Сергеевич Пушкин: Творцу молитесь; он могучий; Он правит ветром; в знойный день На небо насылает тучи; Даёт земле древесну сень. …да притечём и мы ко свету; Да и спадёт с очей туман…

    Особенности художественного мира Пушкина

    Особенности художественного мира А.С. Пушкина

    Лирический мир А.С. Пушкина необычайно богат и разно­образен. «Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Гоголь и восторженно отвечал: «Все стало ее предметом… Неме­ет мысль перед бесчисленностью его предметов».

    «Все волновало нежный ум», — заметил о себе поэт. «Весь красочный, пестрый, живой человеческий мир Пушкин носил в своей душе. Он сделал его своим, близким. Нет, пожалуй, ни одного значительного этапа всемирной истории, который бы не отразился в лирике поэта. При этом Пушкин оставался европей­цем русской национальности. В его лирике высокая человеч­ность, «лелеющая душу гуманность», по выражению Белинско­го, питалась соками народной нравственности, исконного сво­бодолюбия русского народа».

    Характерные черты пушкинской поэзии — это универсаль­ность тем; гуманистической пафос; изящество, чувство красоты, гармония формы и содержания. Лирический герой Пушкина ориентирован на античное мировосприятие — он обладает це­лостностью сознания, оптимистичностью мироощущения, жиз­нелюбием и внутренней свободой. При этом ему свойственно смирение. Правда, добро и красота — вот нравственные ориен­тиры поэта.

    Для Пушкина-поэта характерна ориентация на классицизм в ранней лирике, затем — период увлечения романтизмом, в по­зднем периоде творчества — опора на реалистические традиции. Элегия, ода, послание, эпиграмма, мадригал — стихотворные жанры, которые наиболее часто встречаются в пушкинской по­эзии.

    Пушкин-прозаик вошел в историю русской литературы как мастер композиции. Лаконичность, краткость в портретных, пейзажных и интерьерных описаниях, стройность и четкость композиции, симметричность в расположении частей произве­дения — характерные черты пушкинской прозы. Для этой прозы свойствен особый психологизм, когда характер раскрывается в действии, внутренний мир героя характеризуется в основном через его поступки, а не через внутренний монолог или авторс­кий комментарий. В стиле пушкинской прозы мы находим син­тез стилистических элементов различных стилей.

    В творчестве поэта исключительно полно воплощена его бо­гатая духовная жизнь, красота его внутреннего мира. А.С. Пуш­кин осмысливал свою судьбу как «часть русской истории и со­временности. Собственный духовный рост был осознан им на фоне неостановимого обновления жизни — вечного, закономер­ного, мудрого и прекрасного закона. Благодаря этому лирика поэта полно запечатлела и его личный мир, и внутренний мир его современников. Пушкин стал лирическим голосом эпохи».

    Здесь искали:

    • художественный мир пушкина
    • специфики поэта Пушкин

    referat5vip.ru

    Александр Сергеевич Пушкин является одним из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе. Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль. В своих стихотворениях поэт обращается к разным темам. Как я уже говорила, мир пушкинской поэзии необычайно широк. Но тема любви и дружбы проходит почти везде. Например, стихотворения «Мадонна», «Сожженное письмо», «Признание», «Прощание», «Я вас любил: любовь еще, быть может», «И.И. Пущину», «Друзьям» и многие другие. Многие стихотворения А. С. Пушкина посвящены природе. Поэт очень любил русскую природу и русскую, землю. Он любил гулять в лесу, наслаждаться свободой, окружающей его, свежим воздухом и мечтать. Все стихотворения А. С. Пушкина проникнуты этими чувствами: «Зимнее утро», «Деревня», «Зимний вечер», «Осень» и другие. А.С. Пушкин был против неограниченной власти одного человека над другим. И этот свой протест он заключил в стихотворении «Анчар». Страшное дерево, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы ни в коем случае не подходят к нему. А человек может послать другого человека за ядовитой смолой к этому страшному дереву. И тот послушно пойдет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки». Пушкин не хочет и не может с этим примириться. В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы, его волновали проблемы свободы и назначения поэта. Всю лирику А.С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.

    Похожие материалы:

    • Сочинение на тему Творчество Пушкина — .
    • Жизнь и творчество А.С. Пушкина после лицея? — .

    Более новые статьи:

    • Борис Годунов 7 класс — .
    • Сочинение по творчеству А.С. Пушкина — .
    • Борис Годунов сочинение — .
    • Анализ стиха Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» — .
    • Сочинение о Пушкине — .
    • Сочинение Мой Пушкин — .
    • Биография Пушкина — .
    • Творческий путь Пушкина — .

    Мои размышления о поэзии А.С.Пушкина

    И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…! А.С. Пушкин А.С. Пушкин… Его поэзия, сказки входят в наше сознание, едва мы начинаем понимать слова. Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка в нем живёт ручная, Да чудесница какая! – читала мне мама, а я всё шире распахивала глаза и всё крепче сжимала кулачки в предчувствии волшебства. С тех пор прошло десять лет. Но стоит мне подойти к книжному шкафу и взять в руки томик А. С. Пушкина, как хочется читать и читать, просто для себя, забыв обо всём. И вновь испытать те же чувства волшебства и счастья. В них звучит музыка души поэта, которую хочется понять и полюбить. Хочется окунуться в этот чудесный мир пушкинской поэзии, чтобы вновь и вновь почувствовать необыкновенную красоту и прелесть пушкинской лирики: Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря… Среди стихотворений Пушкина много таких, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Поэт воспринимает её горячим сердцем патриота своей родины. Осень… В поэзии она обычно связана с настроениями грусти, однако из всех времён года А.С.Пушкин больше всего любил именно её. Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой… « Осень… пора моих литературных трудов»,- говорил он. Ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. В одноимённом стихотворении он посвятил ей чудесные строки: Унылая пора! очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Я закрываю глаза и стремительно перемещаюсь в осенний лес, вдыхаю прелый аромат грибов. А под ногами — разноцветный шуршащий ковёр из листьев. И тишина, такая, что от неё звенит в ушах, а вверху — синь небес. Где — то далеко протараторила сплетница — сорока, цвиркнула синичка и опять — тишина. Я, как и А.С. Пушкин, очень люблю осенний лес за буйство красок и тишину, в которой так легко думается и мечтается. В стихотворениях Пушкина осень — это могучее проявление жизни: « она шумит в дубравах опустелых», «слышится мгновенный ветра свист», «дохнул осенний хлад». Поэт утверждает: И с каждой осенью я расцветаю вновь… Но в поэзии Пушкина не всегда звучат такие радужные ноты. Читаю стихотворение « Бесы» и представляю такую картину: ночь, метель, чистое поле, какие-то завывания, то ли вьюги, то ли зверя, огоньки похожие на чьи-то глаза… Страшно, тревожно, даже жутко и в то же время весело от ощущения опасности и необыкновенности всего происходящего. И вслед за Пушкиным я вижу как «…духи собралися средь белеющих вершин» и Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне… Шуршат одна за другой страницы, и в моём сознании появляются один за другим образы. Зимний вечер. На дворе воет метель. В комнате тепло, потрескивает затопленная няней печь. Няня сидит на скамейке, прядёт свою пряжу. Пушкин подходит к окну. Там, за окном, также беспросветно и одиноко, как в душе поэта: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… Он садится рядом с любимой няней Ариной Родионовной, верным другом и спутницей в самые трудные его годы, обнимает хрупкую старушку за плечи. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла,- тихо просит он. Няня грустно смотрит на своего воспитанника. Весь вечер под завывание вьюги она будет петь ему старинные русские песни и рассказывать сказки, а Пушкин – слушать, положив на её колени свою курчавую голову, как маленький мальчик. Закрыта последняя страница. Но пройдёт совсем немного времени, и я подойду к книжному шкафу и возьму с полки свою любимую книгу – томик А.С.Пушкина в стареньком переплёте. В ней всё так трепетно, так чисто, Так полно тайного родства, Что хочется сверять с ней мысли, Дела, и чувства, и слова.

  • Пушкин сказка о мертвой царевне дата написания
  • Пушкин сказка о рыбаке и рыбке распечатать текст
  • Пушкинский стиль как пишется
  • Пушкин сказка о рыбаке и рыбке презентация 2 класс школа россии 1 урок
  • Пушкин сказка о медведице читать полностью