Путь из варяг в греки как пишется

Как правильно пишется словосочетание «путь из варяг в греки»

  • Как правильно пишется слово «путь»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: коллоквиум — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «путь»

Ассоциации к слову «варяг»

Ассоциации к слову «грек»

Синонимы к словосочетанию «путь из варяг в греки»

Предложения со словосочетанием «путь из варяг в греки»

  • Это был торговый путь, это был вот этот путь из варяг в греки.
  • Кусок о пути из варяг в греки помещён внутри него, то есть является, очевидно, оригинальным славянским творением.
  • Но интересующего нас места, где описан путь из варяг в греки, в византийских источниках не имеется.
  • (все предложения)

Сочетаемость слова «грек»

  • древние греки
    античные греки
    молодой грек
  • греки классической эпохи
    с греками о вере
  • по представлениям греков
    сторону греков
    по мнению греков
  • греки считали
    греки говорили
    греки верили
  • посмотреть на грека
    касается греков
    воевать с греками
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «путь»

  • ПУТЬ, -и́, м. 1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы; дорога. Проложить новый путь. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПУТЬ

Значение слова «варяг»

  • Варяги — общее название народностей и племён с побережья Варяжского моря. (Википедия)

    Все значения слова ВАРЯГ

Значение слова «грек»

  • 1. представитель народа, составляющего основное население Греции (Викисловарь)

    Все значения слова ГРЕК

Афоризмы русских писателей со словом «путь»

  • Нехитрое дело попасть ногою в проложенный след; гораздо труднее, но зато и почетнее, прокладывать путь самому.
  • Помни же, что путь у нас короче
    Тех путей, что намечает взгляд.
  • Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо иди. Может, и не загинешь даром.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ПУТЬ, -и́, м. 1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы; дорога. Проложить новый путь.

Все значения слова «путь»

Варяги — общее название народностей и племён с побережья Варяжского моря.

Все значения слова «варяг»

1. представитель народа, составляющего основное население Греции

Все значения слова «грек»

  • Это был торговый путь, это был вот этот путь из варяг в греки.

  • Кусок о пути из варяг в греки помещён внутри него, то есть является, очевидно, оригинальным славянским творением.

  • Но интересующего нас места, где описан путь из варяг в греки, в византийских источниках не имеется.

  • (все предложения)
  • речной путь
  • волжский торговый путь
  • водный путь
  • янтарный путь
  • сухопутный путь
  • (ещё синонимы…)
  • дорога
  • попутчик
  • Путина
  • скитание
  • тракт
  • (ещё ассоциации…)
  • крейсер
  • кочевник
  • топор
  • (ещё ассоциации…)
  • пафос
  • греча
  • национальность
  • иностранец
  • воин
  • (ещё ассоциации…)
  • обратный путь
  • пути сообщения
  • конец пути
  • пути разошлись
  • продолжить путь
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • старый варяг
  • варяги русских летописей
  • призвание варягов
  • варяг понял
  • нанять варягов
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • древние греки
  • греки классической эпохи
  • по представлениям греков
  • греки считали
  • посмотреть на грека
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «путь»
  • Разбор по составу слова «варяг»
  • Разбор по составу слова «грек»
  • Как правильно пишется слово «путь»

Map showing the major Varangian trade routes: the Volga trade route (in red) and the trade route from the Varangians to the Greeks (in purple). Other trade routes of the 8th to the 11th centuries shown in orange.

The trade route from the Varangians to the Greeks, according to Marika Mägi (In Austrvegr: The Role of the Eastern Baltic in Viking Age Communication across the Baltic Sea, 2018)

The trade route from the Varangians to the Greeks was a medieval trade route that connected Scandinavia, Kievan Rus’ and the Eastern Roman Empire. The route allowed merchants along its length to establish a direct prosperous trade with the Empire, and prompted some of them to settle in the territories of present-day Belarus, Russia and Ukraine. The majority of the route comprised a long-distance waterway, including the Baltic Sea, several rivers flowing into the Baltic Sea, and rivers of the Dnieper river system, with portages on the drainage divides. An alternative route was along the Dniestr river with stops on the Western shore of Black Sea. These more specific sub-routes are sometimes referred to as the Dnieper trade route and Dniestr trade route, respectively.

The route began in Scandinavian trading centers such as Birka, Hedeby, and Gotland, the eastern route crossed the Baltic Sea, entered the Gulf of Finland, and followed the Neva River into Lake Ladoga. Then it followed the Volkhov River upstream past the towns of Staraya Ladoga and Velikiy Novgorod, crossed Lake Ilmen, and continued up the Lovat River, the Kunya River and possibly the Seryozha River [ru]. From there, a portage led to the Toropa River [ru] and downstream to the Western Dvina River. From the Western Dvina, the ships went upstream along the Kasplya River and were portaged again to the Katynka River (near Katyn), a tributary of the Dnieper. It seems probable that once the route was established, the goods were unloaded onto land transport to cross the portage and reloaded onto other waiting ships on the Dnieper. Along the Dnieper, the route crossed several major rapids and passed through Kiev. After entering the Black Sea, it followed its west coast to Constantinople.[1]

History[edit]

The route from the Varangians to the Greeks was first mentioned in the early 12th century Primary Chronicle, but its effects were reported much earlier, in the early ninth century when the Byzantines noted newcomers in their regions, the Varangians. Though this has come to mean «Vikings» to many, the term for the Byzantines meant all Scandinavians and their kindred living in what is now Russia.

The route was probably established in the late 8th and early 9th centuries, when Varangian explorers searched for plunder but also for slaves and lucrative goods. The route gained significant importance from the 10th until the first third of the 11th century, concurrently with the Volga trade route and the trade route from the Khazars to the Germans.

According to Constantine VII, the Krivichs and other tribes dependent on Kiev transported hollowed-out sailboats, or monoxyla, which could accommodate thirty to forty people, to places along the rivers. These sailboats were then transported along the Dnieper to Kiev. There they were sold to the Varangians who re-equipped them and loaded them with merchandise.[2]

Routes and places[edit]

Places named include Smolensk (Μιλινισκα), Liubech (Τελιουτζα), Chernihiv (Τζερνιγωγα), Vyshhorod (Βουσεγραδε), Vytachiv (Vitichev, Βιτετζεβη), and Kiev (Κια[ο]βα). Some of these cities had alternate names in Old Norse, and Constantine quotes some of them: So Novgorod (Νεμογαρδα) is the same as Hólmgarðr (‘Island Enclosure’) and Nýgarðr (‘New Enclosure’); Kiev is equally called Kœnugarðr (‘Boatyard’) or Σαμβατας, which might derive from Norse Sandbakki-áss (‘Sandbank Ridge’). Though Constantine Zuckerman suggests a more obvious etymology, from the Turkic (Khazar) roots sam and bat (literally, ‘upper fortress’).[3] The runestone N 62 preserves the name Vitaholmr (‘demarcation islet’) for Vytachiv.

Dnieper route[edit]

On the Dnieper, the Varangians had to portage their ships around seven rapids, where they had to be on guard from Pecheneg nomads. The rapids began below the modern city of Dnipro, where the river turns south, and fell 50 meters in 66 kilometers. Today, the rapids are underwater, due to the construction of the dam of DniproHES, a hydroelectric power station, in 1932.

Below the rapids, they had to pass a narrow rocky spot called the Ford of Vrar (Russian: Krariyskaya crossing), where the Varangians were often attacked by the Pechenegs. The Varangians stopped at St. George Island. Then they equipped their ships with sails in the Dnieper estuary and continued to navigate along the western shore of the Black Sea all the way to Constantinople (Slavic: Tsargrad, Old Norse: Miklagarðr).

Western Black Sea shores[edit]

The Varangian boats were used along the rivers and along the Black Sea shores. According to Constantine VII, the navigation near the western shore of Black Sea contained stops at Sulina (Danube Delta), Conopa, Constantia (localities today in Romania). There are some remains of the Varangian presence in this area at Murfatlar Cave Complex near Constantia (today Constanţa, Romania).[4] Numerous runic inscriptions, symbols and even a graffiti of a Viking navy are visible on the walls of the rock church from Murfatlar.[5][6] A rune stone from the Sjonhem cemetery in Gotland dating from the 11th century commemorates a merchant Rodfos who was traveling to Constantinople and was killed north of the Danube by the Blakumenn (Vlachs).[7]

Trade activities[edit]

The Trade Route from the Varangians to the Greeks was connected to other waterways of Eastern Europe, such as the Pripyat-Bug waterway leading to Western Europe, and the Volga trade route, which went down the Volga waterway to the Caspian Sea. Another offshoot was along the Dnieper and the Usyazh-Buk River towards Lukoml and Polotsk.

The Trade Route from the Varangians to the Greeks was used to transport different kinds of merchandise. Wine, spices, jewelry, glass, expensive fabrics, icons, and books came from the Byzantine Empire. Volhyn traded spinning wheels and other items. Certain kinds of weapons and handicrafts came from Scandinavia. Northern Rus’ offered timber, fur, honey, and wax, while the Baltic tribes traded amber.

In the second half of the eleventh century, the Crusades opened more lucrative routes from Europe to the Orient through the Crusader states of the Middle East. By that time, Rus’ had strengthened its commercial ties with Western Europe, and the route from the Varangians to the Greeks gradually lost its significance. For a related military route, see Muravsky Trail.

In popular culture[edit]

  • A large part of the best-selling Swedish historical novel The Long Ships (original Swedish Röde Orm) by Frans Gunnar Bengtsson describes the adventures of a Swedish ship crew (with a pilot from Gotland) taking this route in the late 10th Century.
  • Rosemary Sutcliff’s 1976 novel Blood Feud takes place during the 10th-century, and depicts a half-Saxon orphan who joins a Viking crew and takes this route, joining the Varangian Guards and ultimately settling in Constantinople.
  • The second book of Henry Treece’s Viking Trilogy, The Road to Miklagard, published in the late 1950s describes a Viking voyage through the Mediterranean to Constantinople, where the main characters are taken as slaves and later become members of the Varangian Guards. They eventually make their way back to their home village via the trade route.
  • In Stephen R. Lawhead’s novel Byzantium, the main character, a 9th-century Irish monk, is taken by Viking raiders from Scandia to Constantinople via this route.
  • In the comic strip Prince Valiant, pages 932 (19 Dec 1954) to 988 (15 Jan 1956), the eponymous main character and company travel on two Viking longships from Constantinople to Scandia via this route, during which they encounter Patzinaks and Polotjans.
  • Two music albums coincidentally released in 2007 deal with fictional journeys down the trade route, heavy metal band Rebellion’s Miklagard — The History of the Vikings Volume 2 and folk metal band Turisas’ The Varangian Way.
  • Michael Crichton’s fictional work Eaters of the Dead uses the framework of this trade route, in the book’s first portion, to explicate a journey from the Middle East all the way to Scandinavia. This book was the basis for the film The 13th Warrior.

See also[edit]

  • Caspian expeditions of the Rus
  • Rus’ Khaganate
  • Greece Runestones

References[edit]

  1. ^ Roman Adrian Cybriwsky (20 March 2018). Along Ukraine’s River: A Social and Environmental History of the Dnipro (Dnieper). Central European University Press. p. 45. ISBN 978-963-386-205-6.
  2. ^ An English translation of De Administrando Imperio.
  3. ^ Sorlin I. Voies commerciales, villes et peuplement de la Rusia au Xe siècle d’après le De administrando imperio de Constantin Porphyrogénète. Les centres proto-urbains russes entre Scandinavie, Byzance et Orient ed. M. Kazanski, D. Nercessian, C. Zuckerman (Réalités byzantines 7). — Paris, 2000. -P. 337–355
  4. ^ Fontes Historiae Daco-Romanae, vol. II, Institultul de studii sud-est europene, București, 1970, p. 661
  5. ^ Spinei, Victor (2009). The Romanians and the Turkic Nomads North of the Danube Delta from the Tenth to the Mid-Thirteenth Century. BRILL. p. 54. ISBN 978-90-04-17536-5.
  6. ^ ActiveSoft, Developed by. «Basarabi — complexul de biserici rupestre». www.crestinortodox.ro.
  7. ^ Curta, Florin (31 August 2006). Southeastern Europe in the Middle Ages, 500-1250. Cambridge University Press. p. 303. ISBN 978-0-521-81539-0.

Further reading[edit]

  • Jordan, Robert Paul (March 1985). «When The Rus Invaded Russia… Viking Trail East». National Geographic. Vol. 167, no. 3. pp. 278–317. ISSN 0027-9358. OCLC 643483454.
  • Thomas Schaub Noonan (1965). The Dnieper Trade Route in Keivan Russia (900-1240 A.D.). Vol. 1.
  • Thomas Schaub Noonan (1967). The Dnieper Trade Route in Kievan Russia (900-1240 A.D.). Vol. 2. University Microfilms.
  • Dixon, D.F., 1998. Varangian-Rus warrior-merchants and the origin of the Russian state. Journal of Macromarketing, 18(1), pp. 50–61.
  • Adelson, H.L., 1960. Early medieval trade routes. The American Historical Review, 65(2), pp. 271–287.
  • Sverdlov, M.B., 1970. Transit Routes in Eastern Europe in the 9th to 11th Centuries. Soviet Geography, 11(6), pp. 472–479.
  • Petrukhin, V.J., 2006. The Dnieper rapids in» De administrando imperio»: the trade route and its sacrificial rites. BAR INTERNATIONAL SERIES, 1499, p. 187.
  • Jakobsson, Sverrir, The Varangians: In God’s Holy Fire (Palgrave Macmillan, 2020), ISBN 978-3-030-53796-8.

External links[edit]

  • P.M.Zolin

Map showing the major Varangian trade routes: the Volga trade route (in red) and the trade route from the Varangians to the Greeks (in purple). Other trade routes of the 8th to the 11th centuries shown in orange.

The trade route from the Varangians to the Greeks, according to Marika Mägi (In Austrvegr: The Role of the Eastern Baltic in Viking Age Communication across the Baltic Sea, 2018)

The trade route from the Varangians to the Greeks was a medieval trade route that connected Scandinavia, Kievan Rus’ and the Eastern Roman Empire. The route allowed merchants along its length to establish a direct prosperous trade with the Empire, and prompted some of them to settle in the territories of present-day Belarus, Russia and Ukraine. The majority of the route comprised a long-distance waterway, including the Baltic Sea, several rivers flowing into the Baltic Sea, and rivers of the Dnieper river system, with portages on the drainage divides. An alternative route was along the Dniestr river with stops on the Western shore of Black Sea. These more specific sub-routes are sometimes referred to as the Dnieper trade route and Dniestr trade route, respectively.

The route began in Scandinavian trading centers such as Birka, Hedeby, and Gotland, the eastern route crossed the Baltic Sea, entered the Gulf of Finland, and followed the Neva River into Lake Ladoga. Then it followed the Volkhov River upstream past the towns of Staraya Ladoga and Velikiy Novgorod, crossed Lake Ilmen, and continued up the Lovat River, the Kunya River and possibly the Seryozha River [ru]. From there, a portage led to the Toropa River [ru] and downstream to the Western Dvina River. From the Western Dvina, the ships went upstream along the Kasplya River and were portaged again to the Katynka River (near Katyn), a tributary of the Dnieper. It seems probable that once the route was established, the goods were unloaded onto land transport to cross the portage and reloaded onto other waiting ships on the Dnieper. Along the Dnieper, the route crossed several major rapids and passed through Kiev. After entering the Black Sea, it followed its west coast to Constantinople.[1]

History[edit]

The route from the Varangians to the Greeks was first mentioned in the early 12th century Primary Chronicle, but its effects were reported much earlier, in the early ninth century when the Byzantines noted newcomers in their regions, the Varangians. Though this has come to mean «Vikings» to many, the term for the Byzantines meant all Scandinavians and their kindred living in what is now Russia.

The route was probably established in the late 8th and early 9th centuries, when Varangian explorers searched for plunder but also for slaves and lucrative goods. The route gained significant importance from the 10th until the first third of the 11th century, concurrently with the Volga trade route and the trade route from the Khazars to the Germans.

According to Constantine VII, the Krivichs and other tribes dependent on Kiev transported hollowed-out sailboats, or monoxyla, which could accommodate thirty to forty people, to places along the rivers. These sailboats were then transported along the Dnieper to Kiev. There they were sold to the Varangians who re-equipped them and loaded them with merchandise.[2]

Routes and places[edit]

Places named include Smolensk (Μιλινισκα), Liubech (Τελιουτζα), Chernihiv (Τζερνιγωγα), Vyshhorod (Βουσεγραδε), Vytachiv (Vitichev, Βιτετζεβη), and Kiev (Κια[ο]βα). Some of these cities had alternate names in Old Norse, and Constantine quotes some of them: So Novgorod (Νεμογαρδα) is the same as Hólmgarðr (‘Island Enclosure’) and Nýgarðr (‘New Enclosure’); Kiev is equally called Kœnugarðr (‘Boatyard’) or Σαμβατας, which might derive from Norse Sandbakki-áss (‘Sandbank Ridge’). Though Constantine Zuckerman suggests a more obvious etymology, from the Turkic (Khazar) roots sam and bat (literally, ‘upper fortress’).[3] The runestone N 62 preserves the name Vitaholmr (‘demarcation islet’) for Vytachiv.

Dnieper route[edit]

On the Dnieper, the Varangians had to portage their ships around seven rapids, where they had to be on guard from Pecheneg nomads. The rapids began below the modern city of Dnipro, where the river turns south, and fell 50 meters in 66 kilometers. Today, the rapids are underwater, due to the construction of the dam of DniproHES, a hydroelectric power station, in 1932.

Below the rapids, they had to pass a narrow rocky spot called the Ford of Vrar (Russian: Krariyskaya crossing), where the Varangians were often attacked by the Pechenegs. The Varangians stopped at St. George Island. Then they equipped their ships with sails in the Dnieper estuary and continued to navigate along the western shore of the Black Sea all the way to Constantinople (Slavic: Tsargrad, Old Norse: Miklagarðr).

Western Black Sea shores[edit]

The Varangian boats were used along the rivers and along the Black Sea shores. According to Constantine VII, the navigation near the western shore of Black Sea contained stops at Sulina (Danube Delta), Conopa, Constantia (localities today in Romania). There are some remains of the Varangian presence in this area at Murfatlar Cave Complex near Constantia (today Constanţa, Romania).[4] Numerous runic inscriptions, symbols and even a graffiti of a Viking navy are visible on the walls of the rock church from Murfatlar.[5][6] A rune stone from the Sjonhem cemetery in Gotland dating from the 11th century commemorates a merchant Rodfos who was traveling to Constantinople and was killed north of the Danube by the Blakumenn (Vlachs).[7]

Trade activities[edit]

The Trade Route from the Varangians to the Greeks was connected to other waterways of Eastern Europe, such as the Pripyat-Bug waterway leading to Western Europe, and the Volga trade route, which went down the Volga waterway to the Caspian Sea. Another offshoot was along the Dnieper and the Usyazh-Buk River towards Lukoml and Polotsk.

The Trade Route from the Varangians to the Greeks was used to transport different kinds of merchandise. Wine, spices, jewelry, glass, expensive fabrics, icons, and books came from the Byzantine Empire. Volhyn traded spinning wheels and other items. Certain kinds of weapons and handicrafts came from Scandinavia. Northern Rus’ offered timber, fur, honey, and wax, while the Baltic tribes traded amber.

In the second half of the eleventh century, the Crusades opened more lucrative routes from Europe to the Orient through the Crusader states of the Middle East. By that time, Rus’ had strengthened its commercial ties with Western Europe, and the route from the Varangians to the Greeks gradually lost its significance. For a related military route, see Muravsky Trail.

In popular culture[edit]

  • A large part of the best-selling Swedish historical novel The Long Ships (original Swedish Röde Orm) by Frans Gunnar Bengtsson describes the adventures of a Swedish ship crew (with a pilot from Gotland) taking this route in the late 10th Century.
  • Rosemary Sutcliff’s 1976 novel Blood Feud takes place during the 10th-century, and depicts a half-Saxon orphan who joins a Viking crew and takes this route, joining the Varangian Guards and ultimately settling in Constantinople.
  • The second book of Henry Treece’s Viking Trilogy, The Road to Miklagard, published in the late 1950s describes a Viking voyage through the Mediterranean to Constantinople, where the main characters are taken as slaves and later become members of the Varangian Guards. They eventually make their way back to their home village via the trade route.
  • In Stephen R. Lawhead’s novel Byzantium, the main character, a 9th-century Irish monk, is taken by Viking raiders from Scandia to Constantinople via this route.
  • In the comic strip Prince Valiant, pages 932 (19 Dec 1954) to 988 (15 Jan 1956), the eponymous main character and company travel on two Viking longships from Constantinople to Scandia via this route, during which they encounter Patzinaks and Polotjans.
  • Two music albums coincidentally released in 2007 deal with fictional journeys down the trade route, heavy metal band Rebellion’s Miklagard — The History of the Vikings Volume 2 and folk metal band Turisas’ The Varangian Way.
  • Michael Crichton’s fictional work Eaters of the Dead uses the framework of this trade route, in the book’s first portion, to explicate a journey from the Middle East all the way to Scandinavia. This book was the basis for the film The 13th Warrior.

See also[edit]

  • Caspian expeditions of the Rus
  • Rus’ Khaganate
  • Greece Runestones

References[edit]

  1. ^ Roman Adrian Cybriwsky (20 March 2018). Along Ukraine’s River: A Social and Environmental History of the Dnipro (Dnieper). Central European University Press. p. 45. ISBN 978-963-386-205-6.
  2. ^ An English translation of De Administrando Imperio.
  3. ^ Sorlin I. Voies commerciales, villes et peuplement de la Rusia au Xe siècle d’après le De administrando imperio de Constantin Porphyrogénète. Les centres proto-urbains russes entre Scandinavie, Byzance et Orient ed. M. Kazanski, D. Nercessian, C. Zuckerman (Réalités byzantines 7). — Paris, 2000. -P. 337–355
  4. ^ Fontes Historiae Daco-Romanae, vol. II, Institultul de studii sud-est europene, București, 1970, p. 661
  5. ^ Spinei, Victor (2009). The Romanians and the Turkic Nomads North of the Danube Delta from the Tenth to the Mid-Thirteenth Century. BRILL. p. 54. ISBN 978-90-04-17536-5.
  6. ^ ActiveSoft, Developed by. «Basarabi — complexul de biserici rupestre». www.crestinortodox.ro.
  7. ^ Curta, Florin (31 August 2006). Southeastern Europe in the Middle Ages, 500-1250. Cambridge University Press. p. 303. ISBN 978-0-521-81539-0.

Further reading[edit]

  • Jordan, Robert Paul (March 1985). «When The Rus Invaded Russia… Viking Trail East». National Geographic. Vol. 167, no. 3. pp. 278–317. ISSN 0027-9358. OCLC 643483454.
  • Thomas Schaub Noonan (1965). The Dnieper Trade Route in Keivan Russia (900-1240 A.D.). Vol. 1.
  • Thomas Schaub Noonan (1967). The Dnieper Trade Route in Kievan Russia (900-1240 A.D.). Vol. 2. University Microfilms.
  • Dixon, D.F., 1998. Varangian-Rus warrior-merchants and the origin of the Russian state. Journal of Macromarketing, 18(1), pp. 50–61.
  • Adelson, H.L., 1960. Early medieval trade routes. The American Historical Review, 65(2), pp. 271–287.
  • Sverdlov, M.B., 1970. Transit Routes in Eastern Europe in the 9th to 11th Centuries. Soviet Geography, 11(6), pp. 472–479.
  • Petrukhin, V.J., 2006. The Dnieper rapids in» De administrando imperio»: the trade route and its sacrificial rites. BAR INTERNATIONAL SERIES, 1499, p. 187.
  • Jakobsson, Sverrir, The Varangians: In God’s Holy Fire (Palgrave Macmillan, 2020), ISBN 978-3-030-53796-8.

External links[edit]

  • P.M.Zolin

О легендарном торговом пути мы знаем из «Повести временных лет» (начало 12-го в.) — источника уникального и незаменимого, но не самого надёжного. Если верить летописцу, путь «из варяг в греки и из грек…», коим пользовался и апостол Андрей Первозванный, соединял «море Варяжское» и Царьград (а между ними Русь) и был водным. Он, однако, являлся участком более масштабной системы коммуникаций европейского Севера и Юга: из Царьграда плавали на Запад, там корабли проходили Гибралтар, огибали западное побережье Европы и шли снова на север и в Балтийское море.

Маршрут пути «из варяг в греки…» (более 2,5 тыс. км): «Варяжское море» (Балтийское) и Финский залив — «озеро Нево» (Нева) — Ладожское озеро — Волхов — озеро Ильмень — Ловать — Днепр — Чёрное море — Царьград (Константинополь).

Фото 1.jpg

Путь «из варяг в греки» (iamruss.ru)


По такому пути, который сложился в 9−10 вв., ходить на варяжских кноррах и русских ладьях (долблёных однодерёвках) было не так-то просто. Из-за порогов и участков, не соединённых водою, часть его приходилось преодолевать по суше — волоком. Путешественники меняли одни суда на другие, переоборудовали их и продолжали движение. От Балтийского моря до Константинополя добирались, вероятно, не менее чем за три месяца.

Технические проблемы пути и данные географии и климатологии заставили учёных в 20-м в. сомневаться, что водный путь «из варяг в греки», обрисованный в «Повести временных лет», вообще мог существовать. Тысячу лет назад из-за сухого климата Ловать и Волхов были значительно мельче, а ведь по ним и сегодня на ладье двигаться очень трудно — с 1986 г. несколько научных экспедиций пытались пройти путь «из варяг в греки» с использованием древних технологий, но терпели неудачу. Одни историки считают, что в действительности значительная часть торговых коммуникаций Севера и Юга пролегала по суше, другие — что часть рек преодолевалась зимой.

1.jpg

«Заморские гости», худ. Н. Рерих. (Wikimedia Commons)

Ещё одной неприятностью были, конечно разбойники. Печенеги подстерегали русских у днепровских порогов, где ладьи нужно было перетащить по суше. Именно на порогах печенеги убили в 972 г. князя Святослава Игоревича, возвращавшегося в Киев из военного похода.

Летописные сведения довольно скудны, и точных, детально описанных маршрутов мы не знаем (они могли быть разными). Например, неясно, как переправлялись от Ловати до Днепра, или из Днепра в Западную Двину. Из-за этой неопределённости под понятием «путь из варяг в греки» принято понимать не один конкретный маршрут, а вообще систему существовавших и проходивших по территории Древней Руси транспортных связей между Византией, восточными славянами и Балтийским регионом.

2.jpg

«Волокут волоком», худ. Н. Рерих. (sibro.ru)

Сомнений, что эти связи не просто имели место, но и активно использовались, нет никаких. Купцы перевозили широкий набор товаров. Варяги и славяне везли на юг меха (соболиные, бобровые, лисьи, куницы…), мёд, воск, смолу, амбру, серебро и железо (возможно), кость, оружие, различные предметы искусства (в том числе ювелирного), хлеб, рабов… Из Византии на Русь доставляли оружие и драгоценности, ткани и вина, стекло и керамику, стремена, инструменты, статуэтки, иконы и книги…

В общем, торговали в огромных количествах и всем подряд — от фибул и сковородок до мечей и якорей. О развитости купеческих связей говорит тот факт, что в Скандинавии или в устье Невы археологами найдено немало арабских монет того периода. На Руси уже тогда было немало заморских товаров, и люди, пользующиеся достатком, на себе носили вещи, произведённые в разных уголках мира. К примеру, богатая женщина непременно имела южные бусы и подвески, стеклянные изделия, вероятно, также и «импортные» шёлковые ткани. Воины-дружинники обзаводились франкскими мечами с Рейна, хазарскими и византийскими поясами.

Фото 4.jpg

Византийские украшения 10−12 вв., ГИМ. (Каталог выставки ГИМ, М., 1996)

Торговля — двигатель цивилизации

Торговля стимулировала развитие ремесёл — в 10−12 вв. активно развивались Новгород, Псков, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Любеч, Киев и другие города. В них строили места для хранения товаров, постоялые дворы, мастерские. Разнообразие и высокий уровень ремесленного мастерства на Руси надолго подорвали затем монголо-татары, уводившие к себе русских ремесленников в большом количестве. Кроме того, развитие торговых коммуникаций способствовало политическому объединению Новгорода, Киева и вообще восточнославянских племён под началом сначала новгородского, а затем киевского князя. Путь «из варяг в греки» стал осью, вокруг которой складывалась и укреплялась Древняя Русь. Подлинное историческое значение пути «из варяг в греки» состоит также в культурном и политическом влиянии, которое оказали на Русь её торговые партнёры. Варяги дали Руси как минимум правящую династию Рюриковичей и (вероятно) название народа и государства. Они же способствовали военным успехам, в результате которых с начала 10-го в. Русь торговала на выгодных условиях с Византией. Знакомство с Константинополем завершилось принятием христианства на Руси. По пути «из грек» восточным славянам доставляли первых священников и ремесленников, первые иконы и книги. Так Русь приобщилась к христианской цивилизации и ступила на новый исторический путь.

Наиболее активно путь «из варяг в греки» использовался в 10-м — первой половине 11-го вв. и на участке Новгород — Киев. После этого международные торговые коммуникации смещаются, лишь связи с Царьградом остаются ещё какое-то время интенсивными (варяжские и русские наёмники даже участвовали в обороне Константинополя от крестоносцев в 1204 г.). В 12-м в. падает роль норманнов и налаживаются сухопутные пути из Германии и Польши через Галицкую Русь. Новгород в то же время ориентируется всё больше на балтийскую торговлю (затем особенно активно — с ганзейскими городами), что было намного выгоднее. А затем и Византию превзошли по богатству и торговой активности итальянские города. Опасные и трудные речные пути на территории Руси постепенно утратили актуальность. Но прежде путь «из варяг в греки и из грек» сполна выполнил своё историческое предназначение.

Путь из варяг в греки

Путь из варяг в греки

        название водного торгового пути в Киевской Руси (См. Киевская Русь), связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве в Ладожское озеро, затем по р. Волхов в Ильменское озеро, далее по р. Ловать, откуда волоком в Днепр. Впервые термин встречается в «Повести временных лет» (См. Повесть временных лет). Путь возник в конце 9 — начале 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 — 1-й трети 11 вв. Южная его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (10 в.), Кривичи и др. подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 30—40 чел.) долблёные ладьи — «однодерёвки», которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру. Пройдя 7 порогов (крупнейший Ненасытецкий обходили волоком), а также скалистое и узкое место «Крарийскую переправу» (где часто устраивали засаду Печенеги), купцы останавливались на острове Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами (в Днепровском лимане), плыли вдоль западного берега Чёрного моря до Царьграда (Константинополя). Существовали ответвления этого пути на р. Западная Двина между Ловатью и Днепром, затем из района Смоленска по р. Каспле; с Днепра на р. Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку.

         Путь «из варяг в греки» был связан с др. водными путями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Западную Европу, и Волжским, выводившим в Каспийское море. С юга по пути возили: из Византии — вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева — хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т.д.: с Волыни — шиферные пряслица и др. С севера по пути возили: из Скандинавии — некоторые виды оружия и изделия художественного ремесла, из Северной Руси — лес, мех, мёд, воск, из Прибалтийских стран — янтарь. Во 2-й половине 11—12 вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

Полезное

Смотреть что такое «Путь из варяг в греки» в других словарях:

  • ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» — древний водный путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Шел от Балтийского моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать; волоком до реки Запа …   Современная энциклопедия

  • ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» — древний водный торговый путь из Балтийского в Черное м., по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и Сев. Европы с Византией. От Балтийского м. по р. Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, волоком до р. Зап. Двина, волоком до р.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ — древний водный торговый путь из Балтийского в Чёрное м., по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Проложен от Балтийского м. по р. Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, волоком до р. Западн …   Русская история

  • ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ — ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ, древний водный торговый путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и Северной Европы с Византией. От Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать …   Энциклопедический словарь

  • Путь “из варяг в греки” — ПУТЬ “ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ”, древний водный путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Шел от Балтийского моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Путь из варяг в греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «из варяг в гре …   Википедия

  • Путь из Варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки»  водный (морской и речной) путь из Скандинавии через …   Википедия

  • ПУТЬ ИЗ «ВАРЯГ В ГРЕКИ» — назв. водного торг. пути Киевской Руси, связавшего Сев. Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в Повести временных лет . Путь возник в кон. 9 нач. 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 1 й трети 11 вв. Юж. его часть …   Советская историческая энциклопедия

  • ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» — название водного торгового пути Киевской Руси, связавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в «Повести временных лет». Путь возник в к. IX н. X вв. Наибольшее значение имел в X 1 й трети XI вв. Южную… …   Русская история

  • Путь «Из варяг в греки» — древний водный торговый путь из Балтийского в Чёрное море, по которому в IX XII вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. От Балтийского моря по р. Нева, Ладожскому озеру, р. Волхов, озеру Ильмень, р. Ловать, волоком до… …   Энциклопедический словарь

О существовании торгового пути «Из варяг в греки» повествует единственный письменный источник – «Повесть временных лет». Согласно информации летописца, маршрут был водным и связывал между собой Царьград с «морем Варяжским». Его общая протяженность составляла около 2500 км.

Путем активно пользовались с начала X до середины XIII столетия, но впоследствии из-за упадка Византии и раздробленности Руси он утратил свое торговое значение.

Что такое путь «Из варяг в греки»?

«Из варяг в греки» – это условное название маршрута, который широко применялся купцами в Древней Руси. Он имел важное торговое и культурное значение, поскольку связывал между собой многие страны от Балтийского моря до территории современной Турции. Считается, что первооткрывателем пути был датский конунг Эйрик Путешественник. В поисках мифических садов Одаинсак он направился из Скандинавии на восток и оказался на землях Руси и Византии.

Существует и альтернативное мнение, согласно которому маршрут был проложен столетием раньше скандинавским конунгом Иваром Видфамме. Однако эта теория не подтверждается материальными доказательствами. В целом же торговый путь начал функционировать в X столетии, пережил период расцвета, а во время монгольского нашествия на Поднепровье практически прекратил существование.

Где проходил маршрут?

Мнения историков по географии маршрута разделяются. Известно, что он начинался в торговых городах Скандинавии и Южной Балтики, тянулся через Балтийское море и Финский залив, далее шел по Неве, Ладожскому озеру и Ильмени, а оттуда по Ловати попадал в Днепр. Как путь проходил далее – достоверно не установлено. Считается, что от Днепра до Западной Двины торговцы перемещались по двум направлениям:

  • Зимой – через озеро Купринское, затем волоком по суше до реки Удра, а дальше в озеро Каспля.
  • В летнее время – по озеру Купринское до деревушки Волоковая, далее в реку Клец, а затем по Каспле до Западной Двины.

Завершающим этапом маршрута было передвижение по Черному морю до Константинополя. Перед выходом в море суда останавливались на островах Хортица или Березань, чтобы выполнить дополнительную оснастку. Еще одним остановочным пунктом был остров Змеиный.

Наибольшую трудность на пути представляли два водораздела, где суда приходилось тащить волоком. Один из них располагался между реками Ловать и Западная Двина, второй – от Западной Двины до Днепра. Чтобы облегчить перемещение, купцы использовали небольшие суда, которые были пригодны для плавания по мелководным рекам. На начальных этапах маршрута применялись так называемые шнеккеры. С их помощью путешественники следовали шхерами от современной Швеции до Финского залива, затем добирались до Новгорода, где продавали часть товаров и покупали новые. Далее грузы переваливали на малые судна и следовали в Византию.

Какие товары перевозились?

По торговому пути перевозились разнообразные товары. Из Скандинавии везли кости моржей, амбру, железо, продукцию из кожи китов. Часто по маршруту доставлялись награбленные вещи, которые викинги заполучали в Западной Европе. Корабли нагружали дорогими тканями, ювелирными украшениями, винами, серебряной утварью.

Основным товаром Балтии был янтарь, из Новгорода везли пушнину, лён, керамику, мёд, оружие. Киев поставлял в соседние страны хлеб, серебряные монеты, изделия ремесел, а Волынь обеспечивала шиферные пряслица. По прибытию в Византию купцы закупали пряности, стеклянную посуду, книги, ткани и вина, которые везли на продажу по городам Руси и Скандинавии.

Экономическое значение

Изначально маршрут использовался викингами для набегов на города Европы и Византии. Позже его стали применять для перевозки товаров, благодаря чему путь приобрел большое значение. Он не просто позволял доставлять товары между Скандинавией и Константинополем, но и способствовал укреплению экономических отношений между финно-уграми и славянами.

Торговля оказывала стимулирующее действие на развитие ремесел, способствовала увеличению размеров городов на пути следования судов – Пскова, Киева, Смоленска, Новгорода, Чернигова и др. В населенных пунктах строились новые склады, мастерские, постоялые дворы, что сыграло большую роль в становлении городов и улучшении благосостояния их жителей.

и не забудьте поделиться с друзьями

Культура.РФ

Культура.РФ

КТО ИНИЦИИРОВАЛ ПУТЬ
«ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»?

КТО ИНИЦИИРОВАЛ ПУТЬ
«ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»?

Путь «из варяг в греки» стал магистральным для торгового и культурного обмена между северными и южными странами.

Путь «из варяг в греки» — условное название водного пути, который пролегал по рекам и вел из Балтийского моря в Черное, к берегам Византии. Это был один из ключевых маршрутов Древней Руси, важный для ее торговых и культурных связей.

Одно из самых известных древнерусских свидетельств о пути «из варяг в греки» содержится в Повести временных лет монаха Нестора: «Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река». Несмотря на такое подробное изложение маршрута и данные исторических дисциплин, определить точную географию пути современная наука не может.

Историки продолжают спорить, кто же первым проложил этот маршрут. Сам Нестор описал его изначально, скорее, как путь «из греков в варяги», сделав акцент на движении с юга на север. Некоторые участки пути подразумевали плавание против течения рек, что до сих пор вызывает сомнения у исследователей. Тем не менее путь, вероятнее всего, был инициирован жителями северных земель. В течение IX столетия почти все регионы Европы затронула экспансия скандинавов, так называемое движение викингов. Проникнув на север Восточно-Европейской равнины, викинги встретились со славянами, а один из их именитых конунгов — Рюрик — стал во главе ильменских словен. Кроме того, одной из теорий происхождения самого термина «Русь» является «северная» концепция. Согласно ей, словом, образованным от скандинавского глагола «грести» в финском варианте ruotsi, называли себя дружины викингов, проходивших на гребных судах по рекам.

Что касается конкретных имен, если верить средневековым скандинавским сагам, слава первооткрывателя пути «из варяг в греки» принадлежит датскому конунгу Эйрику Путешественнику. Сага гласит, что вождь искал Одаинсак — мифические сады бессмертия, которые, по преданию, находились где-то на Востоке. В их поисках Эйрик Путешественник преодолел множество преград и оказался на территориях будущих Руси и Византии. События этой саги подтвердила и археология: ученые обнаружили в местах следования конунга скандинавские предметы быта, характерные для Средневековья.

Альтернативная точка зрения на этот вопрос принадлежит шведским ученым. Они утверждают, что путь «из варяг в греки» был известен раньше событий саги почти на 100 лет. Ученые приписывают открытие пути Ивару Видфамме — еще одному древнескандинавскому конунгу, побывавшему в Константинополе. Однако эта версия не подтверждается материальными находками.

В целом путь «из варяг в греки» стал магистральным как для формирования древнерусского государства, так и для торгового и культурного обмена между северными и южными странами. Он пережил свой расцвет при древнерусских князьях Святославе и Владимире Святом в X–XI веках, а окончательно лишился своего значения после захвата Нижнего и Среднего Поднепровья во время монгольского нашествия.

Путь «из варяг в греки» — условное название водного пути, который пролегал по рекам и вел из Балтийского моря в Черное, к берегам Византии. Это был один из ключевых маршрутов Древней Руси, важный для ее торговых и культурных связей.

Одно из самых известных древнерусских свидетельств о пути «из варяг в греки» содержится в Повести временных лет монаха Нестора: «Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река». Несмотря на такое подробное изложение маршрута и данные исторических дисциплин, определить точную географию пути современная наука не может.

Историки продолжают спорить, кто же первым проложил этот маршрут. Сам Нестор описал его изначально, скорее, как путь «из греков в варяги», сделав акцент на движении с юга на север. Некоторые участки пути подразумевали плавание против течения рек, что до сих пор вызывает сомнения у исследователей. Тем не менее путь, вероятнее всего, был инициирован жителями северных земель. В течение IX столетия почти все регионы Европы затронула экспансия скандинавов, так называемое движение викингов. Проникнув на север Восточно-Европейской равнины, викинги встретились со славянами, а один из их именитых конунгов — Рюрик — стал во главе ильменских словен. Кроме того, одной из теорий происхождения самого термина «Русь» является «северная» концепция. Согласно ей, словом, образованным от скандинавского глагола «грести» в финском варианте ruotsi, называли себя дружины викингов, проходивших на гребных судах по рекам.

Что касается конкретных имен, если верить средневековым скандинавским сагам, слава первооткрывателя пути «из варяг в греки» принадлежит датскому конунгу Эйрику Путешественнику. Сага гласит, что вождь искал Одаинсак — мифические сады бессмертия, которые, по преданию, находились где-то на Востоке. В их поисках Эйрик Путешественник преодолел множество преград и оказался на территориях будущих Руси и Византии. События этой саги подтвердила и археология: ученые обнаружили в местах следования конунга скандинавские предметы быта, характерные для Средневековья.

Альтернативная точка зрения на этот вопрос принадлежит шведским ученым. Они утверждают, что путь «из варяг в греки» был известен раньше событий саги почти на 100 лет. Ученые приписывают открытие пути Ивару Видфамме — еще одному древнескандинавскому конунгу, побывавшему в Константинополе. Однако эта версия не подтверждается материальными находками.

В целом путь «из варяг в греки» стал магистральным как для формирования древнерусского государства, так и для торгового и культурного обмена между северными и южными странами. Он пережил свой расцвет при древнерусских князьях Святославе и Владимире Святом в X–XI веках, а окончательно лишился своего значения после захвата Нижнего и Среднего Поднепровья во время монгольского нашествия.

Николай Рерих. Заморские гости. 1899

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Рерих. Выступление в поход (Варяжское море). 1910

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха, Москва

Николай Рерих. Варяжский путь. 1907

Собрание Сигизмунда Валка, Санкт-Петербург

Иван Айвазовский. Варяжская сага. Путь «из варяг в греки». 1876

Частное собрание

Виктор Васнецов. Варяги. 1909

Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Водный путь «из варяг в греки» также назывался Варяжским или Восточным. Он соединял север (Балтийское море) и юг (Византию), до XII века оставаясь одним из самых важных и востребованных. Огромное значение путь имел для русских купцов, которые могли торговать с Константинополем и скандинавскими странами, хотя первоначально дорогой пользовались варяги для нападения на Европу.

Торговый путь из варяг в греки

Протяженность маршрута

Путь «из варяг в греки» пролегал только по водной поверхности: рекам, озерам и морям. В условиях IX—X вв. еков это было крайне удобно для тех, кто желал поскорее добраться из одной точки в другую.

Стоит сразу отметить, что названия «варяги» и «греки» не полностью соответствуют современным. Варяги на карте — это скандинавские жители, обычно наемные воины, греками же в Древней Руси были жители Византии, которые говорили на греческом языке. Путь «из варяг в греки» проходил по следующему маршруту:

Где проходил торговый путь из варяг в греки

  1. Он начинался на Скандинавском полуострове в одном из крупных торговых городов — Сигтуне или Бирке. Также он мог начинаться на острове Готланд или на южном берегу Балтийского моря — в Щецине, Старигарде, Винете или Ральсвике.
  2. Далее он проходил по Балтийскому (Варяжскому) морю и выходил через Финский залив.
  3. После этого корабли следовали по реке Неве в Ладожское озеро.
  4. Проплывали реку Волхов в озеро Ильмень, следовали по рекам Ловать и Днепр.
  5. Через Черное море корабли добирались до Константинополя (Царьграда), нынешнего Стамбула.

Таким же образом плыли в обратную сторону.

Географические особенности

Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).

Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:

Торговый путь из варяг в греки маршрут

История торгового пути

  1. Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
  2. Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
  3. Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10—12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
  4. Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.

Несмотря на все трудности, водная дорога намного безопаснее и дешевле сухопутной: не нужно было кормить лошадей и менять их, для себя путешественники также ловили рыбу. Кроме того, на берегу многих купцов подстерегали разбойники, от которых было проще оторваться по рекам.

Историческое значение

Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:

Правители в те времена

  1. Освоение шло с севера, а первым его открыл конунг (верховный правитель) Ивар Приобретатель (Широкие Объятья) в VII веке. Описания в скандинавских источниках говорят о том, что открытие совершил Эйрик Путешественник. Это косвенно подтверждается начавшимися набегами скандинавов на южный берег Черного моря и Крым.
  2. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратную сторону — от греков к варягам. Он же упоминает о том, что этим путем с юга прошел апостол Андрей, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке н. э., что делает рассказ Нестора несколько неправдоподобным.

Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.

Некоторое время Варяжский путь использовался для военных целей и грабежей, постепенно викингов вытеснили купцы со всех прилегающих земель. Впрочем, первыми купцами стали сами викинги, привозившие в Византию славянских рабов. В XI веке вдоль всего пути постепенно выстроились деревни и крепости, поселились люди, занимавшиеся обслуживанием кораблей и путешественников.

Привозные товары

С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря — достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:

Привозные товары

  1. Из Скандинавии направляли солдат и рабов, сырец-железо, амбру, вещи из китовой кожи, моржовую кость. Также привозили награбленные товары: французские вина, драгоценности и серебряные предметы, тонкие ткани.
  2. Из Прибалтики шел янтарь.
  3. Северная Русь (Новгород) поставляла пушнину (меха), лен и кожу, смолу, мед и воск, леса, кованую утварь и керамику.
  4. Южная Русь (Киев) торговала хлебом, серебром, ремесленными изделиями.
  5. Константинополь продавал посуду, ткани, вина, книги, иконы, стеклянные и ювелирные изделия, пряности.

Каждая сторона поставляла собственное оружие и изделия своих ремесленников и художников.

Стоит отметить, что с развитием торговли роль набегов не уменьшилась: даже после воцарения Рюрика славяне продолжили ходить в Константинополь за добычей.

Правление при князьях Святославе Игоревиче

Наибольшее значение путь пережил в X—XI вв. еках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С XII столетия его роль начала снижаться. Этому способствовали раздробленность русского государства, упадок Византии и последующий перенос центра торговли в Венецию, захват ордынцами Нижнего и Среднего Поднепровья.

Морская дорога «из варяг в греки» существовала около 250 лет, но ее значение для развития Руси огромно. Сперва этот путь использовали варяги в набегах, затем по нему стали активно переправляться купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города — Киев и Новгород. Эти же путем прошел первый русский князь Рюрик.

Будем благодарны за Вашу поддержку!

( 10 оценок, среднее 4.5 из 5 )

  • Путь становления личности петра гринева сочинение
  • Путь ивана царевича из сказки царевна лягушка рисунок
  • Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе
  • Путь спасения души в повести лескова очарованный странник сочинение
  • Путь дубровского в разбойники сочинение краткое