Рассказ «Свечка» — одно из малоизвестных произведений Л.Н. Толстого, которое призвано учить простой народ жить согласно нравственным принципам. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Композиция и конфликт
- 4 Смысл названия
- 5 Суть
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Чему учит?
- 11 Критика
История создания
В 1882 году Толстой участвовал в переписи населения в качестве работника-волонтера, и именно тогда он увидел всю тяжесть жизни простого народа: нищету, порабощённость, нравственную и фактическую необразованность. Под воздействием этих впечатлений и понимания то, что «уже давно в Европе у нас пишутся книги для поучения народа труду и смирению (которого терпеть не могут поучающие), а народ, по-старому, читает не то, что мы хотим, а то, что ему нравится», писатель решает создавать поучительные, а главное — понятные для простых крестьян рассказы.
Рассказ «Свечка» был написан в 1885 году. В его основу легли личные убеждения автора, а также традиционный фольклорный мотив божественной кары.
Жанр, направление
«Свечка» — небольшой рассказ, своим назидательным посылом напоминающий притчу. В произведении описаны быт и нравы крестьян, процесс их работы. Приближенность изложенных событий к действительности определяет направление рассказа — реалистическое.
Композиция и конфликт
Особенность композиции рассказа «Свечка» заключается в освещении сразу нескольких позиций по одному и тому же вопросу. В тексте, исходя из личных убеждений, друг другу противопоставлены два героя: Василий Минаев, к которому приказчик относился с особой жесткостью и даже «жену у него отбил, к себе в кухарки взял», и «смирный» мужик Пётр Михеев. Также существует третья сторона — позиция Михаила Семёныча. Приказчик становится объектом всеобщего негодования, а также представляет стороннее зло, ставшее причиной распрей между крестьянами.
Динамика произведения идёт по нарастающей: от описания жестокости приказчика, разговоров и споров мужиков, сцены со свечкой и до кульминации — смерти Михаила Семёныча. Автор намеренно ставит рядом две эмоционально противоположные друг другу ситуации: смиренное спокойствие Петра Михеева и болезненное осознание своей неправоты приказчиком. Так, используя приём контраста, Толстой раскрывает многообразие чувств, сопутствующих разным событиям в жизни людей.
Смысл названия
Почему Толстой так назвал свой рассказ? Свечка в рассказе является символом нравственной чистоты и спокойствия. Работая во время церковного праздника, Пётр Михеев, в отличие от других мужиков, остаётся непоколебимым и смиренным:
«Подъехал ближе, смотрю – свечка восковая пятикопеечная приклеена к распорке и горит, и ветром не задувает. А он в новой рубахе ходит, пашет и поет стихи воскресные. И заворачивает и отряхает, а свечка не тухнет. Отряхнул он при мне, переложил палицу, завел соху, все свечка горит, не тухнет!».
В этом чуде — непрерывном горении свечи — отразился и образ самого Петра Михеева: стойкого и верящего в нравственные идеалы.
Необыкновенная картина, которую застал староста (а затем рассказал о ней приказчику), стала причиной осознания Михаилом Семёнычем его самодурства и жестокости.
Суть
На примере истории приказчика и его крестьян Толстой показал необходимость непротивления злу силой. Автор подчёркивает, что нужно поступать по совести, но не брать грех на свою душу.
Жестокость и самодурство приказчика должны были быть наказаны. Мужики планировали устроить расправу над Михаилом Семёнычем сами. Но воля случая или, как считает автор, божественная сила разрешили ситуацию раньше. Такое завершение рассказа утвердило и эпиграф рассказа:
«Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому».
Главные герои и их характеристика
Главными героями рассказа являются Михаил Семёныч, Василий Минаев и Пётр Михеев. Два мужика представляют разные позиции, противоположные друг другу. Приказчик же является сторонним злом, вокруг действий и характера которого разгораются споры. Многомудрый Литрекон объединил их в одной таблице:
Василий Минаев | Важным героем рассказа является один из мужиков, работающих в господском имении, — Василий Минаев. «Пуще всех он был зол на приказчика», — так описывает автор настрой Василия. Именно он предложил покончить с господским беспределом: «Зарыть где, как собаку, и концы в воду. Только уговор: всем стоять заодно, не выдавать!». Позиция Минаева весьма однозначно: грехом будет не убить столь жестокого, вредящего крестьянам человека. |
Пётр Михеев | Не менее важен и образ Петра Михеева — крестьянина в господском имении. Именно в словах Петра отражается авторская позиция: «Кабы нам показано было зло злом изводить, так бы нам и от бога закон лежал; а то нам другое показано. Ты станешь зло изводить, а оно в тебя перейдет. Человека убить не мудро, да кровь к душе липнет. Человека убить – душу себе окровенить». |
Михаил Семёныч | Олицетворением жестокости в рассказе выступает приказчик: «Сам он был человек семейный – жена и две дочери замужем – и нажил уж он денег: жить бы да жить ему без греха, да завидлив был и завяз в грехе». Мужчина гнал крестьян на работу и в праздники, и в выходные, заставлял их трудиться днями напролёт. Михаил Семёныч сознавал нелюбовь своих подчиненных к своей личности, но не считал нужным исправлять положение: страх и безысходность, сковавшие мужиков, не давали выбора — им приходилось работать в ужасных условиях.
Стоит отметить, что приказчик осознал свою неправоту только в критической ситуации — когда все ополчились против него, и только лишь Пётр Михеев сохранял смиренность и спокойствие. Именно поведение Михеева послужило причиной перелома в судьбе Михаила Семёныча. Мужчина решил исправить ситуацию и даже направился к своим крестьянам, однако судьба всё решила иначе. |
Жена Михаила Семёныча | Супруга приказчика — женщина средних лет — упоминается в рассказе лишь однажды. Однако реакция Михаила Семёныча на её слова как нельзя точно характеризует самого мужчину: «Не принял Михаил Семеныч жениных речей, только засмеялся на нее.
– Али давно, – говорит, – по тебе плетка не гуляла, что ты больно смела стала, – не в свое дело вяжешься?». Супруга приказчика просила отпустить мужиков «для великого дня, праздника господня», упоминая, что ей снился нехороший сон. Таким образом, автор показывает, что жестокость не зависит от сословия. Женщина, будучи выше всех по положению, сочувствует простому народу и просит мужа не брать грех на душу. |
Темы
Тематика в рассказе «Свечка» интересна и современным читателям. Затронуты несколько важных тем: тема рока, тема жестокости власти, тема роли Бога в судьбе человека.
- Тема рока в произведении раскрывается на примере судьбы Михаила Семёныча. Будучи жестоким и несправедливым, приказчик встречает сопротивление со стороны своих же крестьян. Несмотря на то, что мужики хоть планировали скорую расправу над Михаилом Семёнычем, но не успели это сделать, жизнь наказала его по-своему: «… не попал на седло, а перевалился пузом на частокол. Один был только в частоколе кол, завостренный сверху, да и повыше других. И попади он пузом прямо на этот кол. И пропорол себе брюхо, свалился наземь». Мотив неизбежности судьбы в рассказе подчеркивает важность принятых каждым из героев решений: зло будет наказано злом, а добро — поощрено добром.
- Жестокость власть имеющих — довольно распространённое явление для русского общества. Самодурство и неприкрытое превышение своих полномочий — то, что отличает Михаила Семёныча. Пользуясь боязливостью и невыгодным положением своих крестьян, приказчик заставляет их работать сверх нормы, трудиться в праздники: «Забрал приказчик власть и сел на шею мужикам». Также несправедлива и власть на более высоком уровне: крестьяне ходили в Москву жаловаться на приказчика помещику, но тот своего решения не поменял и оставил мужиков ни с чем. И лишь в самом конце, узнав об участи Михаила Семёныча, барин «от греха отпустил мужиков на оброк». Тема жестокости власти призвана обратить внимание читателей на тяжелое положение крестьян.
- Тема роли Бога в судьбе человека затронута Толстым в рассказе неспроста: противостояние двух позиций по одному и тому же вопросу всё равно сводится к божественному началу. Василий Минаев считает, что грехом будет не наказать такого ужасного человека, который впоследствии может нанести ещё больше вреда. Пётр Михеев же говорит, что Бог сам рассудит крестьян и приказчика, а обагрять свою душу чьей-то кровью — непростительная ошибка. Их размышления, а также сам эпиграф рассказа заставляют читателя задуматься над вопросом роли Бога в человеческой судьбе: будут ли злодеи наказаны? Будет ли безгрешность поощрена? Должны ли люди следовать Божьим заповедям, веря в справедливость Господа и надеясь на изменения? Развязка произведения — смерть приказчика — показывает, что зло наказуемо. Богом ли, судьбою ли — каждый решает для себя сам.
Проблемы
В рассказе «Свечка» внимание читателей обращено к проблеме мщения. Точнее — к проблеме правомерности мщения с точки зрения божественных законов. Толстой приводит противоположные позиции двух людей, как пример добра и пример зла, правильного и неправильного из возможных мышлений. Будучи глубоко верующим человеком, автор (через реплики Петра Михеева) отстаивает свою позицию: совершение кровавой мести противоречит законам Господа, вершение правосудия должно оставаться на усмотрение владыки.
Толстой, рассматривая проблему мщения, укрепляет свою позицию громким финалом рассказа: смерть — расправа Бога — настигает приказчика до встречи с крестьянами, которые хотели сами его убить. Таким образом, автор подчёркивает превосходство Божественной власти над человеческой, в который раз утверждая правоту обозначенного в начале произведения принципа: не отвечать на зло встречным злом.
Основная идея
Смысл рассказа «Свечка» заключён в словах Петра Михеева: «Душу погубить – великое дело. Чужую душу погубить легко, да своей-то каково?». Крестьянин смиренно стоит на том, что мщение принесёт ещё больше бед, а главное — осквернит судьбу самого «мстителя», подвергнув его непростительному греху.
Главная идея произведения «Свечка» — нужно поступать по совести, но не противореча законам Божьим. Основная идея рассказа состоит в том, что люди не должны брать на себя обязанности Господа, верша правосудие, которое подвергнет их души нравственному разложению.
Чему учит?
Толстой стремился научить простой народ жить по законам морали. Целью рассказа было показать неправоту как жесткого приказчика, так и стремящихся убить его крестьян. Автор всецело стоит на стороне терпимости и смирения, которые обязательно будут вознаграждены.
Читатели должны были увидеть в произведении важнейший принцип, которым должны руководствоваться все, — принцип неприкосновенности человеческой жизни. Справедливость или несправедливость поступков человека будет рассматриваться лишь Богом. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Свечка».
Критика
Толстой написал рассказ «Свечка» на основе услышанной им однажды истории об ужасной смерти приказчика. Изначально рассказ предполагал концовку, в которой приказчик умирает по нелепой случайности (это и есть наиболее распространённая версия произведения). Однако такой финал показался товарищам писателя, а также литературному критику Н.Н. Страхову, неуместным. Дело в том, что трагическая смерть должностного лица могла не пройти цензуру того времени. Более того, как писал близкий друг и редактор произведений Толстого В.Г. Чертков, завершение рассказа противоречило всему его содержанию. Приказчик, осознавший и принявший свою ошибку, едет на примирение с крестьянами, но всё равно умирает. Подобная несправедливость, неразрешённость проблемы оставляет читателя в недоумении.
Именно В.Г. Чертков предложил Толстому написать иную версию финала рассказа. Мужчина предоставил писателю две редакции рассказа: одна была составлена А.М. Калмыковой (сотрудницей журнала «Посредник», в котором работал Толстой на момент написания рассказа), другая — самим Чертковым по материалам как Толстого, так и Калмыковой. Несмотря на настойчивость Черткова и наличие нескольких вариантов, писатель не смог изменить финал произведения. Лишь позднее он напишет вариант рассказа с иным окончанием, и тогда «Свечка» продолжит своё существование в виде двух разных редакций.
Рассказ был опубликован в 1886 году в «Книжках недели», а затем в журнале «Посредник» под названием «Свечка или как добрый мужик пересилил злого приказчика».
Автор: Татьяна Булычева
Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведения
Если вы не слышали произведении Л.Н. Толстого «Свечка», то неудивительно, ведь оно мало кому известно. Оно учит простой люд соблюдать нравственные принципы.
Содержание:
- 1 История создания «Свечки»
- 2 Жанр и направление произведения
- 3 Композиция и главный конфликт
- 4 Почему название — «Свечка»?
- 5 Основная мысль «Свечки»
- 6 Особенности главных героев
- 7 Темы в рассказе Л.Н. Толстого
- 8 Проблематика «Свечки» Л.Н. Толстого
- 9 Чему же учит рассказ?
- 10 Критика
История создания «Свечки»
После того как Лев Николаевич своими глазами увидел нищету, необразованность, то есть весь ужас простой жизни крестьян, он решил что нужно написать для них поучающие, доступные для низших слоев рассказы. Таким образом в 1855 году на свет появился рассказ «Свечка». Основа данного произведения – личные взгляды Толстого, а также мотивы божественного наказания.
Жанр и направление произведения
Данное произведение своим смыслом напоминает притчу, чем рассказ. Направление – реализм. Почему реализм? Толстой в своем творении описывает крестьянскую жизнь, ее быт, их рабочие процессы, так как описанные события похожи на действительность, то поэтому можно сделать вывод, что это рассказ в стиле реализма.
Композиция и главный конфликт
В «Свечке» два разных во мнениях героя Василий Минаев и Петр Михеев. У первого приказчик забрал жену и взял ее к себе в кухарки, да и в принципе относился жестоко к Минаеву, а Михеев «смирный» крестьянин. Приказчик в рассказе олицетворяет зло, самая главная многих разладов между людьми, но также он объединил народ своими действиями, вызвал всеобщее возмущение.
От самого малого, от особой жестокости приказчика, сцены со свечкой до кульминационного момента, который является смертью Михаила Семенычев. Лев Николаевич показывает чувства, преследовавшие крестьян. Это видно по тому, как он использует прием контраста, сопоставив спокойствие Петра Михеева и приказчика, который болезненно осознал свое самодурство. Эти две ситуации совершенно непохожи друг на друга, что и вызывает контраст.
Почему название — «Свечка»?
Автор представил в произведении свечу как олицетворение спокойствия, стойкости и запрятал в нее образ Петра Михеева. Во время церковного праздника Петр работал, что не сказать о других, но даже в этом он остается смиренным. Об этом говорят слова Михаила о незатухающей свечке, и о Петре, который выполнял волю главного, несмотря на праздничный день. Именно это послужило поводом для осознания своей жестокости и своего своенравия.
Основная мысль «Свечки»
Писатель хочет до нас донести, что главное слушать свое сердце, не совершать грешных поступков, прожить жизнь, принося добро и пользу людям. Все это он показывает на примере главных героев.
Приказчик должен был получить кару за свое возвышенное поведение, такое как жестокость и своенравие, конечно, расплата должна была прийти от мужиков, которые уже создали план действий для наказания, но божественное наказание пришло раньше и разрешило всю ситуацию. Именно такой трагический финал предсказал эпиграф: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому».
Особенности главных героев
Как выяснилось раньше, основные герои произведения однозначно разные по своему характеру крестьяне – Петр Михеев и Василий Минаев и приказчик самодур – Михаил Семеныч, который является сторонним злом в «Свечке». Вокруг его поведения разгораются множественные распри. Начнем с простых мужиков:
- Петр Михеев – немаловажный герой данного произведения. Рабочий мужик, крестьянин. Через его реплики Лев Николаевич обозначает свое мнение, которое сводится к тому, что наказание или поощрение человек дает Бог.
- Василий Минаев – важный герой этого творения, также как Петр, мужик в господском имении, но совершенно иной по характеру. Автор говорит о его настрое, что он был самым злым среди мужиков. Слова Василия дают понять, что именно он предложил расправу с приказчиком. Его слова очень заметно отличаются от слов Михеева. Первый считал убить Михаила грехом, но Василий считает иначе, что не совершив его убийство будет являться грехом.
- Михаил Семеныч – главное зло «Свечки», автор описывает его как человека семейного, но уж больно «завидлив он был», поэтому и «завяз в грехе». Приказывал мужикам работать без продуху напролет, в праздники и выходные, зная о ненависти мужиков к нему, не собирался ничего менять. Но поведение Петра Михеева помогло Михаилу осознать свою неправоту, что сподвигло его извиниться перед своими крестьянами, но увы, судьба решила по-другому.
Темы в рассказе Л.Н. Толстого
Темы затронутые в данном произведении Л.Н. Толстого будут также многим интересны и читателям наших лет, мне кажется, даже в будущем эти темы не утратят своего значения: роль Бога в судьбе людей, тема жестокости власти, тема рока. Начнем с явно выраженной темы в рассказе «Свечка»:
1.Тема роли Бога в судьбе людей
Л.Н. Толстой главным вопросом в своем произведении свел два мнения к божественному рассуждению. Петр, как олицетворение спокойствия и смирения, утверждал, что Бог всех рассудит сам, что не надо вмешиваться в дела божьи. Василий же считал, что дело решиться, только когда прольется кровь, что грехом будет не наказать Михаила, и в дальнейшем позволить ему нанести еще больший вред. Смерть приказчика разрешила главный вопрос, который возникает при прочтении рассказа: «Будет ли наказуемым грех человека или нет?». Вывод таков: Богом или распоряжением судьбы, но зло, а особенно грех будет всегда наказан.2.Тема жестокости власти
Самое главное проявление жестокости – Михаил Семеныч. Приказчик, явно превышавший дозволенные ему полномочия, пользуясь безысходностью и страхом своих крестьян, заставлял трудиться их днями и ночами. Жестокость власти прослеживается и в высших должностях, чем приказчик. Пример несправедливого отношения к крестьянам виден по отношению к ним помещика, когда те пошли доложить на Михаила Семеныча в Москву, но тот ничем не помог мужикам.3.Тема рока
Судьба Михаила Семеныча раскрывает рок в произведении. Он получает сопротивление своей воле от своих крестьян. Четко видно, что избежать решения судьбы невозможно. Правило судьбы: плохое наказывать злом, а хорошее добром. Мужики распланировали месть для приказчика, но не сумели осуществить их план, жизнь уже наказала приказчика за его несправедливость.Проблематика «Свечки» Л.Н. Толстого
Главная проблема будет сразу видна каждому после прочтения рассказа – проблема мести. Толстой профессионально подал нам эту проблему, представив эту проблему со стороны зла и добра. Так как Л.Н. Толстой был человеком верующим, он высказал свое мнение со стороны добра, то есть через слова Петра Михеева, который говорил, что убийство противоречит законам Бога, что лучше не вмешиваться в его законы, конечно, финал рассказа доказывает позицию Петра и превосходства Бога.
Чему же учит рассказ?
По-моему, автор преследовал цель, показать нам неверность мышления со стороны двух мышлений, как приказчика, так крестьян. Произведение учит не решать судьбу человека самим, что правосудие будет вершить Господь.
Критика
Можно сказать, что рассказ основан на реальных событиях, потому что Толстой написал его по мотиву однажды услышанной им истории. В.Г. Чертков посоветовал именно данный финал «Свечки». «Свечка» имеет две разные редакции, потому что изначальный финал считался неприемлемым. В «Книжках недели» в 1886 впервые был опубликован рассказ, а затем на страницах журнала «Посредник».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Лев Николаевич Толстой был известным русским писателем и мыслителем. За свой творческий путь Толстой создал множество выдающихся произведений. Одним из самых поучительных рассказов Льва Николаевича является «Свечка». В своем произведении Лев Николаевич затронул очень важные и вечные проблемы.
Центральное место в произведении «Свечка» занимает проблема возмездия. В рассказе она раскрывается с разных сторон. Не секрет, что Лев Николаевич был очень гуманным человеком и проповедовал непротивление злу насилием. Так, по мнению писателя, насилие противоречит Божественным законам. Поэтому злу человек может противопоставить только смирение. Эти слова находят подтверждение в финале рассказа. Однако месть может быть не только человеческой, но и высшей. Сама судьба накажет того, кто нарушает законы мироздания. Отсюда вытекает проблема высшей справедливости в судьбе человека. Смерть приказчика ответила на основной вопрос, поставленный в произведении. Автор рассуждает над тем, будет ли человеческий грех наказан? Читатель осознает, что любое зло всегда влечёт за собой наказание. Только вот не люди должны судить друг друга. Только высшие силы должны взять на себя эту функцию.
Кроме того, писатель затронул проблему жестокой власти. В образе Михаила Семёныча Лев Толстой продемонстрировал проявление злости, которое является следствием его высокого назначения. Подавляя людей, Михаил ожесточился и потерял себя. Персонаж, совершенно не думая о крестьянах, велел им трудиться целыми сутками. Михаил Семёныч демонстрирует пример несправедливого обращения к окружающим, которое привело его к полному поражению. Ведь именно из-за своей изоляции от народа он стал жертвой несчастного случая.
В рассказе мы видим противопоставление двух персонажей. К Василию Минаеву приказчик относился очень плохо, и тот отвечал ему тем же. В образе Петра Михеева автор изобразил «смирного» мужика, который предлагал терпеть самодурство управляющего. В образе Михаила Семёновича Лев Николаевич воплотил объект всеобщего негодования. Этот персонаж олицетворяет зло, которое привело к распрям между крестьянами.
Нетрудно проследить логику произведения. Так, вначале автор показывает жестокость, свойственную приказчику, затем следуют споры и разговоры героев, а также сцена со свечкой. Кульминацию составляет момент смерти Михаила Семёныча. Можно заметить, что Лев Николаевич в своем произведении продемонстрировал два различных эмоциональных состояния. Так, читатель видит полное спокойствие Михеева, а также осознает, как болезненно воспринимает собственную неправоту приказчик. Благодаря этому приёму контраста писатель смог выразить проблематику произведения наиболее четко и понятно.
Произведение Толстого «Свечка» является очень поучительным. Писатель призывает читателя не совершать грешных поступков и не противиться злу, применяя насилие. Каждый человек в течение своего жизненного пути должен приносить окружающим только добро и пользу. Лев Николаевич призывает читателя не забывать о законах морали и нравственности. Произведение заставляет задуматься о неприкосновенности человеческой жизни и высшей справедливости.
Предыдущая
СочиненияСочинение: Герои рассказа «Свечка» и их характеристика (Л.Н. Толстой)
Следующая
СочиненияИтоговое сочинение: 530. Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой
Если вы не слышали произведении Л.Н. Толстого «Свечка», то неудивительно, ведь оно мало кому известно. Оно учит простой люд соблюдать нравственные принципы.
История создания «Свечки»
После того как Лев Николаевич своими глазами увидел нищету, необразованность, то есть весь ужас простой жизни крестьян, он решил что нужно написать для них поучающие, доступные для низших слоев рассказы. Таким образом в 1855 году на свет появился рассказ «Свечка». Основа данного произведения – личные взгляды Толстого, а также мотивы божественного наказания.
Жанр и направление произведения
Данное произведение своим смыслом напоминает притчу, чем рассказ. Направление – реализм. Почему реализм? Толстой в своем творении описывает крестьянскую жизнь, ее быт, их рабочие процессы, так как описанные события похожи на действительность, то поэтому можно сделать вывод, что это рассказ в стиле реализма.
Композиция и главный конфликт
В «Свечке» два разных во мнениях героя Василий Минаев и Петр Михеев. У первого приказчик забрал жену и взял ее к себе в кухарки, да и в принципе относился жестоко к Минаеву, а Михеев «смирный» крестьянин. Приказчик в рассказе олицетворяет зло, самая главная многих разладов между людьми, но также он объединил народ своими действиями, вызвал всеобщее возмущение.
От самого малого, от особой жестокости приказчика, сцены со свечкой до кульминационного момента, который является смертью Михаила Семенычев. Лев Николаевич показывает чувства, преследовавшие крестьян. Это видно по тому, как он использует прием контраста, сопоставив спокойствие Петра Михеева и приказчика, который болезненно осознал свое самодурство. Эти две ситуации совершенно непохожи друг на друга, что и вызывает контраст.
Почему название — «Свечка»?
Автор представил в произведении свечу как олицетворение спокойствия, стойкости и запрятал в нее образ Петра Михеева. Во время церковного праздника Петр работал, что не сказать о других, но даже в этом он остается смиренным. Об этом говорят слова Михаила о незатухающей свечке, и о Петре, который выполнял волю главного, несмотря на праздничный день. Именно это послужило поводом для осознания своей жестокости и своего своенравия.
Основная мысль «Свечки»
Писатель хочет до нас донести, что главное слушать свое сердце, не совершать грешных поступков, прожить жизнь, принося добро и пользу людям. Все это он показывает на примере главных героев.
Приказчик должен был получить кару за свое возвышенное поведение, такое как жестокость и своенравие, конечно, расплата должна была прийти от мужиков, которые уже создали план действий для наказания, но божественное наказание пришло раньше и разрешило всю ситуацию. Именно такой трагический финал предсказал эпиграф: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому».
Особенности главных героев
Как выяснилось раньше, основные герои произведения однозначно разные по своему характеру крестьяне – Петр Михеев и Василий Минаев и приказчик самодур – Михаил Семеныч, который является сторонним злом в «Свечке». Вокруг его поведения разгораются множественные распри. Начнем с простых мужиков:
- Петр Михеев – немаловажный герой данного произведения. Рабочий мужик, крестьянин. Через его реплики Лев Николаевич обозначает свое мнение, которое сводится к тому, что наказание или поощрение человек дает Бог.
- Василий Минаев – важный герой этого творения, также как Петр, мужик в господском имении, но совершенно иной по характеру. Автор говорит о его настрое, что он был самым злым среди мужиков. Слова Василия дают понять, что именно он предложил расправу с приказчиком. Его слова очень заметно отличаются от слов Михеева. Первый считал убить Михаила грехом, но Василий считает иначе, что не совершив его убийство будет являться грехом.
- Михаил Семеныч – главное зло «Свечки», автор описывает его как человека семейного, но уж больно «завидлив он был», поэтому и «завяз в грехе». Приказывал мужикам работать без продуху напролет, в праздники и выходные, зная о ненависти мужиков к нему, не собирался ничего менять. Но поведение Петра Михеева помогло Михаилу осознать свою неправоту, что сподвигло его извиниться перед своими крестьянами, но увы, судьба решила по-другому.
Темы в рассказе Л.Н. Толстого
Темы затронутые в данном произведении Л.Н. Толстого будут также многим интересны и читателям наших лет, мне кажется, даже в будущем эти темы не утратят своего значения: роль Бога в судьбе людей, тема жестокости власти, тема рока. Начнем с явно выраженной темы в рассказе «Свечка»:
1.Тема роли Бога в судьбе людей
Л.Н. Толстой главным вопросом в своем произведении свел два мнения к божественному рассуждению. Петр, как олицетворение спокойствия и смирения, утверждал, что Бог всех рассудит сам, что не надо вмешиваться в дела божьи. Василий же считал, что дело решиться, только когда прольется кровь, что грехом будет не наказать Михаила, и в дальнейшем позволить ему нанести еще больший вред. Смерть приказчика разрешила главный вопрос, который возникает при прочтении рассказа: «Будет ли наказуемым грех человека или нет?». Вывод таков: Богом или распоряжением судьбы, но зло, а особенно грех будет всегда наказан.2.Тема жестокости власти
Самое главное проявление жестокости – Михаил Семеныч. Приказчик, явно превышавший дозволенные ему полномочия, пользуясь безысходностью и страхом своих крестьян, заставлял трудиться их днями и ночами. Жестокость власти прослеживается и в высших должностях, чем приказчик. Пример несправедливого отношения к крестьянам виден по отношению к ним помещика, когда те пошли доложить на Михаила Семеныча в Москву, но тот ничем не помог мужикам.3.Тема рока
Судьба Михаила Семеныча раскрывает рок в произведении. Он получает сопротивление своей воле от своих крестьян. Четко видно, что избежать решения судьбы невозможно. Правило судьбы: плохое наказывать злом, а хорошее добром. Мужики распланировали месть для приказчика, но не сумели осуществить их план, жизнь уже наказала приказчика за его несправедливость.Проблематика «Свечки» Л.Н. Толстого
Главная проблема будет сразу видна каждому после прочтения рассказа – проблема мести. Толстой профессионально подал нам эту проблему, представив эту проблему со стороны зла и добра. Так как Л.Н. Толстой был человеком верующим, он высказал свое мнение со стороны добра, то есть через слова Петра Михеева, который говорил, что убийство противоречит законам Бога, что лучше не вмешиваться в его законы, конечно, финал рассказа доказывает позицию Петра и превосходства Бога.
Чему же учит рассказ?
По-моему, автор преследовал цель, показать нам неверность мышления со стороны двух мышлений, как приказчика, так крестьян. Произведение учит не решать судьбу человека самим, что правосудие будет вершить Господь.
Критика
Можно сказать, что рассказ основан на реальных событиях, потому что Толстой написал его по мотиву однажды услышанной им истории. В.Г. Чертков посоветовал именно данный финал «Свечки». «Свечка» имеет две разные редакции, потому что изначальный финал считался неприемлемым. В «Книжках недели» в 1886 впервые был опубликован рассказ, а затем на страницах журнала «Посредник».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ произведений
Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведения
Похожие записи
Поделиться
Лев Толстой — Свечка (1885)
Я хочу познакомить вас с еще одним малоизвестным произведением Льва Николаевича Толстого которое называется “Свечка”.
немного о сюжете…
Очень давно это было… Был один приказчик в господском имении, а крестьяне работали на барщине. И стал приказчик наживаться на них, гонять их на барщину сверх дней, а если кто не доволен то сечь его. Много людей поморил. Ходили мужики барину жаловаться, да не помогло, только хуже озлобился на них приказчик. И стали люди его бояться, когда тот ехал по деревне, так все прятались. Собрались как-то крестьяне и решили убить его. Приехал вечером приказчик и стал придираться к работе крестьян, нашел липу и сказал, что не велел ее рубить. А когда спросил, кто это сделал все показали на Сидора, тот и избил его до полусмерти и еще Василия заодно. Вечером Василий сказал, ну что же вы все стояли молча когда нас били.
На страстной неделе приказал приказчик готовиться на святой барщину под овес пахать. Собрались мужик и стали возмущаться, как можно в святой праздник работать. И был среди них один мужик — Петр Михеев, как услышал он, что мужики задумали, сказал им, что нельзя так, чужую душу погубить легко, а своей тяжело будет. Сказал, что надо терпеть. Что убить, это значит осквернить душу свою, только себе хуже сделаешь. Задумались мужики.
Пришел день и оповестил староста всем выезжать пахать. Поплакали мужики, да делать нечего. А приказчик позвал старосту и стал его расспрашивать все ли вышли пахать. Когда узнал, что все, то приказал он старосте съездить и проверить, хорошо ли они работают, да послушать, что говорят про него в народе. Съездил староста и рассказывает приказчику, что все его ругают, говорят, что он в бога не верует и нечистому покорился. Приказчик радуется и просит называть имена тех кто его ругает, староста говорит. Приказчик спрашивает про Петра Михеева, что он тоже ругает. Староста отвечает, что нет. Что когда он подъехал к нему, то увидел, что к распорке свечка восковая приклеена и горит не тухнет, а сам Петр пашет и поет стихи воскресные. Приказчик удивился и спрашивает говорил ли староста с ним, староста сказал, что нет, но слышал как мужики к нему подходили и говорили, что тот ввек греха не отмолит, что на святой пахал, на что Петр ответил: “На земле мир, в человецех благоволение!”. Перестал радоваться приказчик и сказал, что победил его Петр. А подошедшая жена сказала, чтобы он езжал отпустил мужиков, а приказчик все повторял, победил он меня.
Поехал он в деревню, а ворота заперты. С лошади он их открыть не может, покричал, никого нет. Слез с лошади, открыл ворота, а когда забирался обратно лошадь испугалась свиньи шарахнулась и приказчик упал пузом на кол. Приехали мужики увидели, что случилось, испугались. Один Петр Михеев подошел к нему посмотрел, да и отвез тело к барскому дому. Барин узнал, что случилось и отпустил мужиков. И тогда мужики поняли, что не в грехе, а в добре сила божья.
Читать: Лев Толстой — Свечка
до скорой встречи на страницах блога — Комета МИР
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Свечка» Толстого
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Эпиграф из Евангелия: не противься злому.
Барин злой – полбеды, хуже всех приказчик из мужиков. Сам крепостной, а братьев-крестьян мучает! «Из грязи в князи» попал – совесть потерял. Оставил барин на приказчика Михаила Семеныча дела, сам в Москву укатил. Мужики на барщине (отработка на земле) пашут для барина, потом идут на завод приказчика – кирпичи изготовлять. Ходили мужики с жалобой к барину, тот и слушать не стал.
Собрались мужики на святой (неделе) и решили приказчика убить. Больше всех за это выступал Василий Минаев. Приказчик у него жену отнял, для виду в кухарки взял. А ведь у самого семья. Был удобный момент в лесу. Но мужики побои и ругань приняли, а не убили. Минаев сказал, что все они – трусы-воробьи перед ястребом. Петр Михеев, мужик смирный, был другого мнения. Убивать – грех. После убийства чистым не будешь. Приказчик за свое зло перед Богом ответит. «Терпеть надо, братцы». Нельзя на зло злом отвечать.
Послал приказчик всех пахать в праздничные пасхальные дни. Мужики – народ верующий, но делать нечего. И Михеев с ними: грех работы в праздник не на них. Михаил Семеныч с семьей в церковь сходил, наелся, сел с кухаркой, а сам злится. Послал старосту на поле разнюхивать. Жена заикнулась, чтоб он людей отпустил по домам. Сон дурной она видела. Так он ее чуть не побил.
Староста сообщил, что все в поле. Тишка с Васькой говорят, что приказчик черту продался, и умрет без покаяния (с грехами). Хотят, чтоб «пузо у него лопнуло». Смеется приказчик: а Петрушка Михеев что? А Михеев ничего не сказал. Поставил на распорку сохи свечку пятикопеечную – и поет Богу, и пашет. Чтоб ни делал, под ветром любым – «свечка горит, не тухнет!» Призадумался приказчик: «Победил он меня!» И поехал отпускать мужиков. Да в воротах лошадь его взбрыкнула – он пузом на частокол так и лег. И кровь лужей: земля в себя не приняла. Мужики с пахоты шли, увидали его. Михеев труп к дому отвез. Барин испугался, перевел всех на оброк (дань) вместо барщины. А мужики поняли: «не в грехе, а в добре сила Божия».
Читательский дневник по рассказу «Свечка» Толстого
Сюжет
Приказчик Михаил Семеныч замучил крепостных крестьян работой и побоями. Минаев хочет его убить, а Михеев просит всех терпеть, на зло злом не отвечать. Приказчик выгнал людей работать на Пасху. Михеев пашет землю – а на сохе у него стоит и не гаснет свечка Богу. Узнал про это приказчик, застыдился. Поехал их домой отпускать, упал с лошади – и умер. Значит, добро сильней зла.
Отзыв
Рассказ (притча) о добре и зле, о том, что наказание – в руках Бога. Тема страшного крепостного права, терпения народа, труда, веры и торжества справедливости. Кровь злодея даже земля не принимает. Что понял приказчик в конце? Что правда на стороне мужика, что с ним Бог. Не злобой, а кротостью, терпением, добром мужик победил. Свечка – символ правды. Все «пророчества сбылись», и слова Михеева: покорись беде, и она тебе покорится. И дурной сон жены приказчика. И проклятья мужиков. Рассказ учит, что каждый получит по заслугам. Зло побеждается только добром. Нельзя обижать бедного, слабого, бесправного. Нужно жить со всеми в мире и трудиться честно.