-
Четвёртое направление «Путь».
-
КАКИЕ ТЕМЫ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ:
-
КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ: -
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-
ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ:
-
НАБРОСКИ К БУДУЩЕМУ СОЧИНЕНИЮ.
-
ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
Четвёртое направление «Путь».
Вот какое определение даёт ФИПИ: «Путь» – это направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств её достижения». Вот так прокомментировано это направление.
ПУТЬ. Самое широкое направление из всех представленных. В нём предлагается поразмышлять о таком понятии как «путь», причём рассматривать его возможно с разных сторон: от впечатлений после дорожных приключений и до размышлений об избранном человечеством пути развития и результатах, к которым этот путь может привести.
к оглавлению ▴
КАКИЕ ТЕМЫ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ:
• Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.
• Либо я найду свой путь, либо проложу его сам.
• Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
• Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора.
• Дорога домой.
• Моё увлекательное путешествие.
• Духовные искания главных героев.
• Жизнь – это путь.
• Иногда хочется уехать в никуда.
• Когда находишься в дороге.
• Дорога без начала и конца.
к оглавлению ▴
КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:
Гомер «Одиссея».
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Л.Н. Толстой «Война и мир».
А.И. Куприн «Гранатовый браслет».
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Афанасий Никитин «Хождение за три моря».
Л.Н. Толстой «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Н.С. Лесков «Очарованный странник».
М.А Булгаков «Бег», «Мастер и Маргарита».
А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
В.А. Каверин «Два капитана».
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
к оглавлению ▴
ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Пословицы и поговорки о дороге, которая «сопровождает» нас всю жизнь.
Дорога – от села до села, а по всей земле повела.
Дорога вместе, табачок пополам.
Дорогу одолеет тот, кто хоть и неторопливо, но идёт.
Дорогу осилит идущий.
Едешь на день, а хлеба бери на неделю.
Если своему врагу дашь дорогу, сам останешься без дороги.
Знакомая дорога короткой кажется.
Знакомая кривая дорога короче, чем незнакомый прямой путь.
Кто едет скоро, тому в дороге не споро.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
Всякому своя дорога.
Начал идти – одолел полпути.
Не ищи просёлочной, когда есть столбовая.
Не хвались отъездом, хвались приездом.
Одному ехать и дорога долга.
Открытому сердцу дорога открыта.
Плохо, когда из близкой дороги выходит дальний путь.
Порой даже не выходя из дома, мы пускаемся в долгий путь.
к оглавлению ▴
НАБРОСКИ К БУДУЩЕМУ СОЧИНЕНИЮ.
И диапазон размышлений широк, и диапазон литературных произведений соответственно. Сегодня рассмотрим произведение, на материале которого можно написать итоговое сочинение по тематическое направлению «Путь».
Это роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ведь этот роман не об отцах и детях, а о пути человека!
1. Вступление здесь уместно биографическое.
И.С. Тургенев, великий русский писатель середины XIX века, хоть и принадлежал к дворянам, но всегда чутко и с неподдельным интересом присматривался и прислушивался ко всему, что к этому привилегированному слою не относилось. В «Записках охотника» он с глубокой симпатией изобразил крестьян, а в романах – героев, только приходящих на российскую историческую сцену. В романе «Отцы и дети» – это Евгений Васильевич Базаров, совсем не похожий на других героев Тургенева. Автор с неподдельным интересом вглядывается в героя. Кто он? Выдержит ли жизненный путь, ему уготованный?
2. Основная часть
Прежде чем приступить к основной части итогового сочинения, давайте зададим вопросы:
• Какой путь (от чего к чему) проходит главный герой?
• Что изменяется во взглядах и в нём самом?
• К чему герой приходит в итоге?
Перед вами план сочинения, от которого отходить не будем.
Евгений Базаров в романе проходит путь от непримиримого нигилиста, материалиста, человека с упрощёнными взглядами на жизнь до человека, осознающего сложность и многообразие жизни.
Это тезис. Докажем его.
1. В романе есть внешний путь Базарова: он ездит по губернии, встречается с разными людьми. Это родители, братья Кирсановы, Анна Одинцова. Каждый из героев привносит в жизнь Евгения что-то, обогащающее взгляды и жизнь молодого человека, меняющее его мировоззрение и мироощущение.
2. В начале романа это человек, не принимающий чужой позиции. Он считает аристократию изжившим себя классом, не признаёт никаких авторитетов, духовной жизни человека, роли искусства, а романтизм и любовь для героя – «бабьи сказки» и игры разума. Но силу и достоинство Павла Кирсанова он всё же принимает (они пожимают в конце друг другу руки, прощаясь после дуэли).
3. Встреча с Анной Одинцовой открывает Базарову силу любви. Он просто сражён чувством, если не сказать, раздавлен, ведь это опровергает его теорию материалистической природы человека. Нет, оказывается, он тоже способен любить и страдать от этого чувства.
4. После разрыва с Одинцовой Базаров возвращается в Марьино немного другим. Он уже не столь резок и непримирим. Изменение его взглядов Тургенев тонко иллюстрирует во сне перед дуэлью: Павел Петрович снится герою в виде тёмного леса. А такой лес в народном сознании – что-то непонятное, непознанное. Не может Базаров отказаться от своих взглядов, но сложность жизни уже признаёт, как и неоднозначность личности своего оппонента.
5. Перед смертью Базаров признаётся: «Нужен я России? Видно, не нужен…». Горько такое признание, но симпатичен нам герой тем, что изжил свою безапелляционность и категоричность.
Это только тезисы! К ним надо подобрать иллюстративный материал из романа.
3. Заключение
Здесь надо повторить тезис или перефразировать его, не забыв упомянуть автора романа.
И.С. Тургенев с уважением относится к своему герою, но «проверяет» на прочность его взгляды, проводя Базарова через страницы романа, показывая, что путь человека не исчерпывается и не мотивируется его мировоззрением, а жизнь не равна простой сумме знаний. Путь Базарова как нельзя точнее выражается в народной поговорке: «Жизнь прожить – не поле перейти». Только жаль, что герой понял это слишком поздно.
Следите за тем, чтобы в сочинении звучало слово «путь», «движение», то есть ключевые слова темы.
к оглавлению ▴
ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
по теме «Дорога без начала и конца»
«Дорогу осилит идущий», – сказал когда-то мудрец. На первый взгляд, это обычная, банальная фраза для тех, кто находится в пути, жизненном или духовном. Попробуем вдуматься в эту фразу. Смысл этой фразы намного шире и глубже, чем мы увидели в первый раз. А ведь и вправду, жизненную дорогу осилит уверенный, целеустремлённый и упорный человек. Любое дело можно довести до логического конца, если прикладывать к нему усилия. И тогда любая дорога будет нам по плечу.
Часто, находясь в дороге, мы заводим случайные знакомства и доверяем незнакомым людям самые сокровенные мысли. Так случилось и с М.А. Шолоховым, когда ему встретился на пути Андрей Соколов. При знакомстве Андрей рассказал писателю о своей жизни и судьбе. Так родилась замечательная повесть «Судьба человека».
Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой. До начала войны он работал на заводе, женился, обзавёлся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила всё по-своему.
Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Долго воевать ему не пришлось, так как он попал в плен. Находясь в плену, Андрей ведёт себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова – один из самых сильных эпизодов. Герой, не закусывая, пьёт три стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведёт себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлебом со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером взаимопомощи и поддержки в тяжёлый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибла…Кульминацией повести является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдёшь!» Ваня вернул к жизни Соколова, а тот дал шанс на жизнь Ване.
Прочитав это произведение, я задумался о главном герое, о его нелёгкой судьбе, и мне захотелось перенять его лучшие черты. Действительно, с таким характером, как у него, можно осилить любой путь. Наша жизнь – это большая, неизведанная и сложная дорога, которую предстоит нам пройти. Сейчас мы – выпускники 11 класса. Через полгода окончим школу, разлетимся в разные стороны и выберем каждый свою дорогу. И только от нас будет зависеть, как мы пойдём по своему пути.
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Цикл статей «Мастерская декабрьских сочинений»» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
06.01.2023
Подготовка к итоговому сочинению
по тематическому направлению «Путь»
Для того чтобы подготовить школьников к сочинению по направлению «Путь», необходимо выделить блоки и соответствующие им произведения, а также очертить круг вопросов и проблем.
С мотивом дороги тесно связана тема путешествий, странствий. По словам А.Блока, «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».
Задание:
Вспомните, кто из писателей много времени проводил в дороге, путешествовал по России и за её пределами. В каких произведениях нашли отражение их дорожные впечатления? Для примера можно взять следующие произведения:
- А. Никитин «Хождение за три моря»
- Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
- А.П. Чехов «Остров Сахалин»
- И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»
- Н. Гумилёв Цикл стихов, результат путешествия в Африку
Школьники под руководством учителя могут подобрать материал и подготовить сообщения об этих писателях и поэтах. В ходе беседы выясним, какое значение для формирования личности писателя имели путешествия. Как отразились дорожные впечатления на его творчестве. Как характеризуют писателя его произведения о поездках по стране и за её пределы.
Следующий блок: «От дорожных впечатлений к судьбе русского народа, России». Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги, пути. Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с древнерусской литературой. А значит, смогут оперировать своими знаниями при написании сочинения. Писатели XVIII – XX веков продолжают традиции древнерусской литературы. Дорожные впечатления героев перерастают в широкие обобщения о судьбах русского народа с России. Можно предложить ребятам назвать такие произведения. Вспомним некоторые из них:
- А.Н. Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву»
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
- А. Блок «На поле Куликовом», «Русь», «Россия».
Чтобы написать сочинение, надо подумать над следующими вопросами:
- Каковы дорожные впечатления героя?
- Отношение к тому, что он видит во время путешествия, странствия
- Какие вопросы решает автор в произведении?
- Как рисует путь русского народа?
- Каким видит путь развития страны?
- Какие образы, символы использует для создания образа России?
Ещё один блок: «Бездорожье, перепутье» и рассмотреть следующие произведения:
А.С. Пушкин «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка», «Дорожные жалобы»
А. Блок «Двенадцать»
М.Булгаков «Белая гвардия»
М. Шолохов «Донские рассказы»
Выделим вопросы и проблемы, решаемые писателями:
- Что такое перепутье?
- Что символизирует образ метели (вьюги, бурана)?
- Каково прямое и переносное значение слова «бездорожье»?
- Как решается проблема выбора своего пути героем?
- Как характеризует его этот выбор?
- Что помогает «блуждающим» героям найти верный путь?
- Что значит перепутье в отношении страны?
- Какие периоды в истории можно назвать перепутьем?
Самым понятным для старшеклассников является блок тем, связанных с выбором жизненного пути героями. Можно взять практически любое произведение, прочитанное ребятами. Главное, не уйти в пересказ и правильно расставить акценты, сделать выводы в зависимости от формулировки темы.
Н.А. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышления у парадного подъезда»
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (жизненный путь Плюшкина, Чичикова)
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (судьбы Татьяна, Евгения Онегина)
И.С. Тургенев «Отцы и дети» (судьба П.П. Кирсанова)
И.А. Гончаров «Обломов» (жизненный путь Обломова)
А.И Солженицын «Матрёнин двор» (судьба Матрёны)
А. Блок «На железной дороге»
Рассказывая о непростом жизненном пути героев, можно выделить ещё одну тему: «Путь деградации и духовного возрождения, грехопадения и раскаяния». Для анализа возьмём произведения:
История блудного сына
Н.В. Гоголь «Портрет»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (разбойник Кудеяр)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Родион Раскольников)
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
А.Н. Островский «Гроза»
Л. Андреев «Иуда Искариот»
М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Поразмышляем над такими вопросами:
- Как складывается жизненный путь героев?
- От чего или кого это зависит?
- Как ведёт себя герой, сталкиваясь с трудностями, соблазнами на своём жизненном пути?
- Какие нравственные качества теряет или приобретает?
- Как изменяется в течение жизни?
- Какие уроки для себя извлекает?
- Как и почему происходит духовное возрождение?
В каждом произведении данная тема решатся по-разному в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Но суть нравственных категорий школьникам должна быть понятна.
«У каждого из нас есть только одно истинное призвание — это найти путь к себе»,- писал Герман Гессе. Ещё одно значение слова «путь» — путь духовных исканий, путь к себе. Выбор произведений велик:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Дума»
Н. С. Лесков «Очарованный странник»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Рассмотрим вопросы:
- Как вы понимаете словосочетание «путь к себе»?
- Что значит духовные, нравственные искания?
- Через какие испытания проходят герои, чтобы найти цель и смысл жизни?
- Какие вопросы решают?
- Что помогает преодолеть духовный кризис?
- Какими нравственными качествами обладают?
- К чему приходят в результате?
Тема, которая довольно редко рассматривается на уроках — это «Путь праведников». Если старшеклассники владеют соответствующей лексикой и им близка эта тема, её можно раскрыть, взяв за основу
Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Жизненный путь (житие) Ксении Петербургской, Матроны МосковскоЙ, княгини Елизаветы Фёдоровны
И.С. Тургенев «Живые мощи»
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Рассмотрим следующие вопросы:
- Кто такие праведники?
- Какими качествами они обладают?
- Чем отличаются от других людей?
- Почему жизнь их нелегка, их часто не понимают и не принимают люди?
- Как зачастую заканчивается жизненный путь и почему?
- Чему учат нас праведники?
- Почему в XXI веке возродился интерес к жанру житие?
«Дороги войны» — ещё один блок тем, над которым стоит поработать. В этом году отмечали 70 лет победы в Великой Отечественной войне и, наверняка, на уроках литературы и внеклассного чтения обсуждались произведения:
В. Быков «Сотников»
В. Кондратьев «Сашка»
М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за родину»
К. Воробьёв «Убиты под Москвой»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А. Твардовский «Василий Тёркин»
Рассмотрим вопросы:
- Взросление вчерашних мальчишек на войне.
- Как проявляют себя герои на дорогах войны?
- Боевой путь одного человека и всей страны
- Путь предателя и героя
- Дорогами плена
- Какие качества помогают выжить и победить на войне?
- Почему необходимо знать и помнить о героях войны?
«Путь к мечте» — ещё одно направление. «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»,- сказал Леонардо да Винчи. Рассмотрим произведения:
А. Грин «Алые паруса»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Каверин «Два капитана»
И.С. Тургенев «Накануне», «Рудин»
Людям свойственно мечтать. Маниловы мечтают, но бездействуют. Их мечты бесплодны. А мы поговорим о героях, которые идут к осуществлению своей мечты. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», — под таким девизом живут капитан Татаринов и Григорьев (роман Каверина «Два капитана»). Мечта становится явью для Ассоль ( А. Грин «Алые паруса»), герои И.С. Тургенева идут к своей мечте, какой бы призрачной она не казалась.
Примерные вопросы, над которыми стоит поработать:
- О чём мечтают герои?
- Чем для них является мечта?
- Что делают, чтобы мечта стала явью?
- Чем готовы пожертвовать ради её осуществления?
- Как проявляют себя на пути к мечте?
- Чем обернулось для них осуществление мечты?
Дорога творчества – ещё один блок, который можно выделить в направлении «Путь». На уроках литературы мы уделяем немало времени изучению биографии писателей, рассматриваем эволюцию их творчества (например, путь от романтизма к реализму). Анализируя стихи, обращаем внимание на то, как авторы сами рассматривают роль поэта в обществе. Раскрыть данную тему можно на примере произведений:
А С Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэту»
М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Пророк»
В. Маяковский «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Рассмотрим такие вопросы, как
- Почему творческий путь писателя (поэта) труден?
- Писатель среди людей
- В чём он видит своё предназначение?
- Какое значение имеет творчество талантливых художников для общества, особенно когда страна на перепутье?
- Какое наследие оставил писатель?
Дорога — образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ, XX столетия, не забыт он и сейчас.
Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.
Дорога — это художественный образ, это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.
Дорога — это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.
Образ дороги, мотив пути в русской литературе.
Цели урока:
- Раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги и пути в русской литературе.
- Проследить эволюцию мотива дороги и пути от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.
- Систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы, и подготовиться к написанию итогового сочинения по литературе.
Центральные символы-образы любой культуры – солнце, дерево, дорога.
Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.
- Солнце даёт светло и тепло, является символом жизни.
- Дерево растёт и, теряя листву, обретает её вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает, поэтому дерево-символ Вселенной .
Дорога – образ-символ, который имеет особое значение для русского человека.
- Жизненный путь – своеобразная дорога, которую должен пройти каждый .
- Дорога издавна привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами .
- Русские дороги бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить .
С мотивом дороги тесно связана тема странничества.
Странничество — русское явление, оно связано с исканием лучшей родины.
- Русский человек не любит чувствовать себя прикреплённым к единому месту, отсюда такая необыкновенная подвижность, «охота к перемене мест».
- «Чем меньше удовлетворяет его окружающая действительность, тем сильнее в нём влечение к беспредельному, тем больше манит его дальняя дорога», — заключает Е. Трубецкой.
Н. В. Гоголь в своих письмах не раз писал о том, что его поиск России должен быть связан с отъездом, только через странствования он обретает Россию.
- Движение есть то, что объединяет Русь в одно целое, поэтому дорогой Гоголь пытается соединить распавшееся , хаос обратить в космос .
Дорога-это поиск. Блуждает душа человеческая в поисках истинного пути и никак найти его не может.
- А ложных путей много: путь праздности, пустой мечтательности, «собирания сокровищ» на земле, путь буйного разгула и вселенского вранья, культа тела – обжорства непомерного.
Путь.
м. 1) а) Полоса земли, служащая для передвижения (езды, ходьбы); дорога. б) Любое место, линия в пространстве, по которым или в пределах которых производится передвижение, сообщение. в) Железнодорожная или трамвайная колея. 2) а) Место, по которому можно или следует пройти, проехать. б) Расстояние, которое предстоит пройти, проехать или которое уже пройдено. в) перен. Доступ куда, к кому-л. 3) а) Линия движения в какую-л. сторону, к какому-л. месту (обычно заранее определенному, намеченному); направление. б) Определенная линия движения, перемещения планет. в) перен. Направление деятельности, развития кого-л., чего-л. г) перен. Жизнь человека, ее течение. 4) разг. Процесс езды, передвижения; поездка, путешествие. 5) а) перен. Средство, способ достижения чего-л. б) Образ действия.
Дорога.
- 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения . Асфальтированная, шоссейная, грунтовая, просёлочная дорога. (грунтовая дорога между крупными или отдалёнными друг от друга населёнными пунктами; устаревшее). Обочина дороги. При дороге.
- 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому. Сбиться с дороги (также переносное: то же, что и сбиться с пути) Дать дорогу кому-нибудь.( дать пройти, проехать; также переносное: дать возможность расти, развиваться кому-нибудь). Открыть дорогу кому-нибудь куда-нибудь (переносное: дать возможность расти, продвигаться в какой-нибудь области). Стоять на чьей-нибудь дороге или стать поперёк дороги кому-нибудь (переносное: мешать, препятствовать кому-нибудь в чём-нибудь).
- 3. Путешествие, пребывание в пути . В дороге было много интересного. Устал с дороги.
- 4. перен. Образ действий, направление деятельности . Труд – дорога к успеху. Быть на хорошей (плохой, верной) дороге .
Слова «дорога», «путь » многозначны: они могут обозначать не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этапы жизни как отдельного человека, так и целой нации .
- Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. М. Ю. Лермонтов
- Образ дороги является в литературе одним из старейших не только в русской литературе, но и в мировой. Уводящая вдаль лента дороги и застывшая архитектура здания — это образы поиска и покоя, будущего и прошлого, между которыми зажат короткий миг настоящего. Очевидно, что два эти образа — дорога и дом — неразрывно связаны в сознании человека. В мифологии и литературе древности образ дороги играл крайне важную роль. Вспомним «Одиссею» Гомера, герой которой странствует долгие годы, прежде чем ему удается вернуться домой. Практически все великие герои отправляются в путь . Во время странствий они совершают большинство своих подвигов. Не являются исключением и герои русских былин: Илья Муромец, тридцать три года просидевший дома, по пути в Киев побеждает в одиночку огромное войско и Соловья-разбойника.
Поразмышляем.
- Естественно, что в процессе исторического развития общества образ дороги в литературе и сознании людей претерпевал те или иные изменения. Однако он не утратил, да и не мог утратить своей значимости. Во-первых, люди, как раньше, путешествовали, переезжали с одного места на другое, в пути с ними происходили какие-либо события, которые могли стать материалом для писателя. Во-вторых , дорогу можно понимать не только в узком смысле как отрезок пути, связывающий две точки, но и как человеческую жизнь. Конечно, если подходить с этой точки зрения, можно утверждать, что образ дороги как жизненного пути человека присутствует в любом литературном произведении .
Мотив пути в литературе.
- Путь (путешествие) как способ познания жизни и возможность описания социальной действительности
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
- Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Мотив пути в литературе
- Путь как поиск места в жизни
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Путь поиска правды
- Н. С. Лесков «Очарованный странник»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
Мотив пути в литературе
- Исторический путь развития России
- Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
- А. С. Пушкин «Медный всадник»
- Путь духовной эволюции
- А.С. Пушкин «Пророк»
- А. П. Чехов «Ионыч»
Мотив пути в литературе
- Путь как этап жизни
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- (путь русского народа в Отечественной войне 1812 года)
Мотив пути в литературе
- Путь развития и искания, духовного становления
- Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность», «Война и мир»
Мотив пути в литературе
- Путь как символ скоротечности жизни
- Н. А. Некрасов «Тройка»
- А. А. Блок «На железной дороге»
Мотив пути в литературе
- Жизненный путь героя
- И. С. Тургенев «Отцы и дети»
- И. А. Гончаров «Обломов»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- А. Н. Островский «Гроза»
- А. П. Чехов «Ионыч»
Темы сочинений
- «Пути и перепутья войны» (Человек на войне-человек в пути. Трудные дороги войны.)
- «Долгий путь домой…»
- «Жизненный путь» (Становление и выбор жизненного пути. Ценности и антиценности. Обретение и потеря себя)
- «Путь познания»
- «Дорога чести» (Идти дорогой чести гораздо проще, чем жить во лжи.)
Темы сочинений
- «Встреча в пути» (Встречи, показывающие нам, кто мы такие. Неожиданные встречи. Судьбоносные встречи. Случайные встречи. Встреча как этап жизненного пути)
- «Дорога в никуда» (Жизненные тупики. Поступки, которые приводят к наказанию. Преступления перед собой)
- «Путь к себе…» (Путь к себе вы начнёте тогда, когда вам будет всё равно, что скажут другие о вас.)
- «Ещё народу русскому пределов не поставлено-пред ним широкий путь» (Н.А Некрасов)
Темы сочинений
- «Витязь на распутье» (Литературные герои перед выбором. Трудный выбор литературных героев)
- «Путешествия литературных героев» (Литературные герои меняют место. Зачем литературным героям путешествовать?)
Темы сочинений
- « Путь верности природе – правый путь»
- Тип «русского скитальца» в литературе
Цитаты для подготовки к итоговому сочинению по теме «Путь»
- Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. Лао-цзы
- У каждого из нас есть только одно призвание-найти путь к самому себе. Герман Гессе
- Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно. Данте Алигьери
- Достойный человек не идёт по следам других людей. Конфуций
Цитаты для подготовки к итоговому сочинению по теме «Путь»
- Человек может сделать великим путь, которым идёт, но путь не сможет сделать человека великим. Конфуций
- Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть. Ромен Роллан
- Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен. Поль Валери
- К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. Владимир Набоков
Цитаты для подготовки к итговому сочинению по теме «Путь»
- Чтобы дойти до цели, человеку нужно одно. Идти. Оноре де Бальзак
- Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. Фрэнсис Бэкон
- Никого нельзя привести туда, куда не дошёл сам. Виилма Лууле
- Прямой путь не всегда самый короткий. Дж. Р. Р. Толкиен
Цитаты для подготовки к итговому сочинению по теме «Путь»
- Мы встречаем свою судьбу на пути, который выбираем для того, чтобы уйти от неё. Жан Лафонтен
- Три пути ведут к знанию: путь размышления-это путь самый благородный, путь подражания-это самый лёгкий, и путь опыта-это самый горький. Конфуций
- Дорогу осилит идущий. Пословица
- Всегда выбирайте самый трудный путь- на нём Вы не встретите конкурентов. Шарль де Голль
Вступление к сочинению
- «Если ты родился-у тебя есть свой путь в этой жизни. Его никто не может занять. И бороться за него не надо-его, главное, найти»,- убеждает нас психолог А. В. Капранов. Вся человеческая жизнь – это один огромный путь, который начинается с первого неуверенного шага. Затем каждый из нас сам выбирает свой путь. Только от нашего сознания зависит то, каким он будет, и только наши действия решат то , как он закончится.
Вступление к сочинению
- Каждый путь начинается с одного шага, сделать который бывает порой очень сложно. Ведь этот шаг может полностью изменить твою жизнь. Самое сложное-выбрать, каким будет этот шаг: благим-путь будет освещён со всех сторон, сама Вселенная будет указывать твою дорогу, присылая всё больше и больше подсказок; или же дурным- и путь твой будет тёмным, полным ненависти и зла.
Вступление к сочинению
- «Каждый может пройти только своим собственным путём, потому что каждый-уникален»,- утверждает писательница Наталья Солнцева. Да, несомненно, каждый человек выбирает сам свой жизненный путь, следует своей цели.
Вечные темы
- Тема дороги, путешествия , являющейся неотъемлемой частью жизни каждого человека, имеет большое значение в литературных произведениях, занимает важное место в творчестве русских писателей XIX века.
Размышления поэтов и прозаиков о пути России и русского народа
- О пути России и русского народа размышляли и поэты, и прозаики. Ведь им самим, в силу жизненных обстоятельств, приходилось много времени проводить в разъездах по всей России-матушке. Впечатления об этих поездках и легли в основу многих произведений.
Мотив дороги как средство раскрытия внутреннего мира героя
- Мотив дороги помогает лучше раскрыть внутренний мир героя, ведь именно дорога помогает ему размышлять о смысле жизни, строить планы на будущее, заставляет почувствовать красоту окружающего пейзажа, познать что-то новое, неизведанное.
Мотив дороги в древнерусской литературе
- Мотив дороги отчётливо виден ещё в ряде произведений древнерусской литературы: в поход “на землю половецкую”, желая отомстить кочевникам за обиды, нанесённые русскому народу, и “зачерпнуть шеломом Дону”, отправляется князь новгород-северский Игорь Святославович со своей дружиной, воины которой “родились под трубами, росли под шеломами, выросли как воины”, то есть привыкли к битвам и кочевой жизни; в путь на битву с ханом Мамаем ведёт войско князь Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»)
Тема дороги в русской литературе конца XVIII века
- В русской литературе конца XVIII века тема дороги прослеживается даже в названиях некоторых произведений. Отметим, что писатели-сентименталисты (сентиментализм получил развитие в России именно в это время) нередко использовали такой жанр художественных произведений, как путешествие: впечатления о посещении Германии, Швейцарии, Франции и Англии легли в основу книги Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника», а дорога из Петербурга в Москву потрясла увиденным А.Н. Радищева, что в итоге привело к созданию его самой известной книги — «Путешествия из Петербурга в Москву».
Мотив путешествия в произведениях XIX века
- Мотив путешествия характерен и для произведений XIX века. Вспомним, как возмутил спокойствие фамусовской Москвы приезд из-за границы Чацкого, который “три года не писал двух слов и грянул вдруг, как с облаков” (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»). Не пробыв и суток в Москве, герой вынужден вновь уехать из старой столицы со словами: “бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок…”
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Знакомство читателя с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, когда “молодой повеса” летит “в пыли на почтовых” в деревню к умирающему дяде. “Забав и роскоши дитя” бежит от высшего света в деревню, а через некоторое время, пресытившись помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу…
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин (роман «Герой нашего времени»), метко названный В.Г. Белинским “младшим братом Онегина”, не только путешествует (судьба заносит этого столичного аристократа то в Пятигорск, то в Кисловодск, то в казачью станицу, то “в скверный городишко” Тамань, то даже в Персию), но и умирает в дороге, “возвращаясь из Персии”.
Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
- “ Гений копейки” Павел Иванович Чичиков (Н.В. Гоголь. «Мёртвые души») в первом томе поэмы, дошедшем до читателя, собственно, и представлен как энергичный путешественник, совершающий сугубо меркантильную поездку по одной из российских губерний. В разрешённом цензурой издании даже название изменено “в дорожную сторону” — «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».
- Образ дороги у Гоголя приобретает далее метафорический смысл. Он равнозначен жизненному пути человека. Ведь прожив жизнь, человек становится иным. Он расстаётся с мечтами и обольщениями юности, платит за жизненный опыт лучшими своими надеждами.
- В одной из сохранившихся глав второго тома поэмы Чичиков говорит о себе: «Покривил, не спорю, покривил. Что ж делать? Но ведь покривил только тогда, когда увидел, что прямой дорогой не возьмёшь и что косой дорогой больше напрямик.
- Прямая дорога… Кривая дорога… Это тоже характерно гоголевские понятия. Гоголевский поворот в решении образа дороги.
- Говорит всё о том же – об усилении этического момента. Ведь «прямая» или «косая дорога» — это тоже образы метафорические. В одном случае подразумевается «честная жизнь» — по совести, по долгу; в другом – жизнь нечестная, подчинённая корыстным интересам
- В предпоследней главе «Мертвых душ» читаем:
- «Много совершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребёнок. Какие искривлённые, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь…»
Дорога-это композиционный стержень произведения
- Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, — не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. «Птица-тройка» и ее стремительный лет противопоставлена бричке Чичикова и ее однообразному кружению по бездорожью от одного помещика к другому. «Птица-тройка» — символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе.
Образ дороги в поэме Н. А. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо»
- Образ дороги в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – традиционный символ жизненного пути. Это ярко видно на примере образа Гриши Добросклонова. Перед Гришей стоит вопрос, какой жизненный путь выбрать: «Одна просторная дорога — торная, страстей раба, по ней громадная, к соблазну жадная идет толпа», «Другая — тесная, дорога честная, по ней идут лишь души сильные, любвеобильные, на бой, на труд». Итог – «сманила Гришу узкая, извилистая тропочка». Он выбрал путь народного заступника, на котором «ему судьба пророчила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку да Сибирь».
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
- Можно вспомнить, что с путешествия Аркадия Кирсанова из Петербурга в родовое имение Марьино и с его поездки по родным местам (вместе с ним приезжает университетский товарищ Евгений Базаров) начинается роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Да и в течение всего действия произведения друзья недолго остаются на одном месте: едут то в губернский город, то в имение Анны Сергеевны Одинцовой, то в гости к старикам Базаровым, а затем вновь возвращаются в поместье Николая Петровича Кирсанова. Этим писатель словно подчёркивает их неуёмную молодую энергию, жажду узнавания нового, в отличие от поколения “отцов”, которые, в силу возраста и привычки к размеренному укладу жизни, по меткому выражению Арины Власьевны Базаровой, “как опёнки на дупле, сидят рядком и ни с места”.
Ф.М Достоевский «Преступление и наказание»
- С выхода из тесной каморки и бесцельного блуждания по “серединным” петербургским улицам, на которых сосредоточены доходные дома и грязные распивочные, героя Достоевского Родиона Раскольникова берёт начало роман «Преступление и наказание». И вообще писатель, болеющий душой за “униженных и оскорблённых”, нередко разворачивает действие на фоне городского пейзажа летнего Петербурга, где “жара стоит невыносимая… пыль, кирпич, известняк… вонь из лавочек и распивочных” и где “люди так и кишат”, словно “чувство глубочайшего омерзения” толкает их покинуть свои убогие, нищие “углы” и, выйдя в город, слиться с толпой “всякого сорта промышленников и лохмотников”.
И. А. Гончаров «Обломов»
Для многих героев русской литературы XIX века дорога, путешествия являются неотъемлемой частью жизни, и, может быть, именно поэтому умный, добрый, но вялый и бездеятельный Илья Ильич Обломов в одноимённом романе И.А. Гончарова выглядит атипично (не случайно в произведении показан его антипод — энергичный, постоянно находящийся в движении Андрей Штольц), а критики называют Обломова “лишним человеком среди лишних людей ”.
А. Н. Островский «Гроза»
Мы можем говорить о коротком пути героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: от счастливого детства (“я жила — ни об чём не тужила, точно птичка на воле”) до преждевременной смерти, которую вольнолюбивая Катерина предпочитает жизни в доме деспотичной свекрови и безвольного мужа.
Мотив дороги символизирует такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.
Дорога без конца… Дорога без начала и конца… Дорога — движение — жизнь!
ословицы и поговорки со словом ДОРОГА
- Красна дорога ездоками, а изба пирогами.
- Дорога вместе, табачок пополам
- Дороги к избе не приставишь.
- Дорогой идёшь, и то спотыкаешься.
- Дорожному путь не угроза.
- Дорожный ночлега с собою не носит.
Образ-символ
- Образ дороги-символ, потому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая всё новые оттенки в этом многогранном мотиве.
1. «Путешествие в тысячу верст начинается с первого шага». (Лао-цзы)
2. «Либо я найду свой путь, либо проложу его сам». ( Ф. Сидней)
3. «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно». (Данте Алигьери)
4. «Есть только одно важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно». (Л.Н.Т олстой)
5. «У каждого из нас есть только одно истинное призвание — найти путь к самому себе». (Г. Гессе)
6. «Утешиться может только тогда, когда поймешь, что жизнь в содержании, а не в сосуде». (Л.Н. Толстой)
7. «Из каждого положения есть путь наверх и путь вниз…»
8. «В судьбе нет случайностей; человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу». (А. Вильмен)
9. «Единственная честная дорога — это путь ошибок, разочарований и надежд». (С.Д. Довлатов)
10. «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти». (Оноре де Бальзак)
11. «Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным». (Н.В. Гоголь)
12. «Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». (Л.Н. Толстой)
13. «Не плыви по течению, не плыви против течения — плыви туда, куда тебе нужно». (Восточная мудрость)
14. «Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен». (Л.Н. Толстой)
15. «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует». (И.В. Гёте)
16. «Всегда выбирайте самый трудный путь — на нём Вы не встретите конкурентов». (Шарль де Голль)
17. «Судьба — путь от неведомого к неведомому». (Платон)
18. «Где розы — там и тернии — таков закон судьбы». (Н.А. Некрасов)
19. «Мудрый борется с судьбою, неразумный унывает». (Шота Руставели)
20. «Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге». (Томас Карлейль)
21. «Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся». (Оливер Холмс)
22. «Тот, кто несет фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идет следом». (Жан Поль)
23. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека)
24. «Живет лишь тот, кто не для одного себя живет». (Менандр)
25. «Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали». (Мишель де Монтень)
26. «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». (Альберт Эйнштейн)
27. «Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою». (В.Г. Белинский)
28. «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем». (И.В. Гете)
29. «Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед». (Эмиль)
30. «Жизнь должна и может быть неперестающей радостью». (Л.Н. Толстой)
31. «Пусть дела твои будут великими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни». (Марк Аврелий)
32. «Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь». (Мишель де Монтень)
33. «И в одном поезде можно ехать в разные стороны».
34. «Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели». (Ф.М. Достоевский)
35. «Не поднимайте пыли на жизненном пути». (Пифагор Самосский)
36. «На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице». (Ф. Бэкон)
37. «Познание стран мира — украшение и пища человеческих умов». (Леонардо да Винчи)
38. «Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». (Анатоль Франс)
39. «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас». (З. Фрейд)
40. «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать!» (И.А. Бунин)
41. «Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя». (Альбер Камю)
42. «Счастье — это не станция, а способ путешествовать».
43. «Весь мир находится в пути, маршрут которого еще нигде не определен». (Эрнст Симон Блох)
44. «Путешествие оценивается по найденным друзьям, а не по пройденным милям». (Тим Кэхилл)
45. «Единственный путь к достижению прочной устойчивости жизни — непрестанное движение вперед». (Генри Уэлис)
46. «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения». (А.Эйнштейн)
47. «Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться». (В. Бергсон)
48. «Цель жизни — поиск совершенства, а задача каждого из нас — максимально приблизить его проявление в самом себе». (Ричард Бах)
49. «Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать». (А.де Сент-Экзюпери)
50. «Жизнь — это постоянное изменение. Как только движение останавливается, человек старится и умирает». (А.Моруа)