Путь спасения души в повести лескова очарованный странник сочинение

Ещё совсем недавно имя Николая Семёновича Лескова в школьном курсе литературы было представлено только одним произведением – сказом “Левша”. Безусловно, ироничный характер повествования, языковая стилизация, лубочность героев, яркость характеров определили особое место писателя среди классиков русской литературы и закрепили за ним талант создавать “национальные русские характеры”. Многих такая формулировка смущала, однако подобный “ярлык” был весьма удобен для того, чтобы, поговорив с восьмиклассниками о тульском умельце, прийти к выводу: Н.Лесков самобытен, но его творчество не было связано с ростом либерально-демократического движения, а значит, разговор о его произведениях в старших классах можно не начинать. Однако проблема обновления литературного образования заставила по-иному посмотреть на литературный процесс XIXвека, определить новые подходы к изучению русской классики. Это позволило изменить сквозные линии в преподавании литературы, поставив в центре внимания нравственно-этический аспект произведения, эволюцию философских воззрений писателя, его отношение к основам христианской модели жизни. Исходя из этого, понять русский литературный процесс XIXвека без творчества “прозёванного гения” невозможно. Поэтому и появились в программе 10-гокласса произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” и “Очарованный странник”. По своей философско-этической сути эти произведения явно противоположны. В одном показан “путь в грешники”, в другом – “путь спасения души”. Однако вышеуказанный стереотип в подходе к творчеству Н.Лескова уравнивает эти произведения формулировкой: “национальный русский характер”. Таким образом, и Катерина Измайлова, и Иван Флягин не кто иные, как носители истинно русского в одинаковой степени. Согласиться с этим – значит игнорировать сам замысел произведений, авторскую точку зрения, полностью раскрывшуюся в идее создать книгу “Праведники”.

Всё это определяет необходимость подробно рассмотреть героев произведений Лескова с позиций православного мироощущения автора.

Повесть “Очарованный странник” создаётся Н.Лесковым приблизительно в 1872году. Известно, что до того автор посещал Валаам, и впечатления от этого нашли отражение в замысле писателя. Герой повести (а сам Лесков определял произведение как рассказ в силу исповедального повествования) никак не “вписывается” в систему положительных героев русской литературы. Вечная тема “превратности судьбы” в этом произведении разрешается также не традиционно. Очевидная странность героя усиливается авторским отношением к герою, в мирской жизни которого “ведь много что происходило… и в плену был, и воевал, и увечили [его] так, что, может быть, не всякий бы вынес”. Лучше всего оценку своей жизни выразил сам Иван Флягин словами: “Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть”. В них два момента, на которых невозможно не остановиться.

Все реальные события жизни Ивана Флягина действительно вели героя к гибели, но не в том смысле, что он рисковал собой. Речь идёт о высшем смысле жизненного предназначения. Исходя из этого, становится понятным, почему не мог погибнуть. Иван Флягин– “обещанный Богу сын”, а значит, главное его предназначение в ином. Если проанализировать события жизни героя с этой позиции, то вырисовывается очевидная закономерность. Обращаешь внимание на оценку героем своих поступков.

Еще совсем недавно имя Николая Семеновича Лескова в школьном курсе литературы было представлено только одним произведением – сказом “Левша”. Безусловно, ироничный характер повествования, языковая стилизация, лубочность героев, яркость характеров определили особое место писателя среди классиков русской литературы и закрепили за ним талант создавать “национальные русские характеры”. Многих такая формулировка смущала, однако подобный “ярлык” был весьма удобен для того, чтобы, поговорив с восьмиклассниками о тульском умельце, прийти к выводу: Н. Лесков самобытен, но его творчество не было связано с ростом либерально-демократического движения, а значит, разговор о его произведениях в старших классах можно не начинать.

Однако проблема обновления литературного образования заставила по-иному посмотреть на литературный процесс XIX века, определить новые подходы к изучению русской классики. Это позволило изменить сквозные линии в преподавании литературы, поставив в центре внимания нравственно-этический аспект произведения, эволюцию философских воззрений писателя, его отношение к основам христианской модели жизни. Исходя из этого, понять русский литературный процесс XIX века без творчества “прозеванного гения” невозможно. Поэтому и появились в программе 10-го класса произведения Н. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” и “Очарованный странник”.

По своей философско-этической сути эти произведения явно противоположны. В одном показан “путь в грешники”, в другом – “путь спасения души”. Однако вышеуказанный стереотип в подходе к творчеству Н. Лескова уравнивает эти произведения формулировкой: “национальный русский характер”. Таким образом, и Катерина Измайлова, и Иван Флягин не кто иные, как носители истинно русского в одинаковой степени.

Согласиться с этим – значит игнорировать сам замысел произведений, авторскую точку зрения, полностью раскрывшуюся в идее создать книгу “Праведники”.

Все это определяет необходимость подробно рассмотреть героев произведений Лескова с позиций православного мироощущения автора.

Повесть “Очарованный странник” создается Н. Лесковым приблизительно в 1872 году. Известно, что до того автор посещал Валаам, и впечатления от этого нашли отражение в замысле писателя.

Герой повести (а сам Лесков определял произведение как рассказ в силу исповедального повествования) никак не “вписывается” в систему положительных героев русской литературы. Вечная тема “превратности судьбы” в этом произведении разрешается также не традиционно. Очевидная странность героя усиливается авторским отношением к герою, в мирской жизни которого “ведь много что происходило… и в плену был, и воевал, и увечили так, что, может быть, не всякий бы вынес”. Лучше всего оценку своей жизни выразил сам Иван Флягин словами: “Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть”.

В них два момента, на которых невозможно не остановиться.

Все реальные события жизни Ивана Флягина действительно вели героя к гибели, но не в том смысле, что он рисковал собой. Речь идет о высшем смысле жизненного предназначения. Исходя из этого, становится понятным, почему не мог погибнуть. Иван Флягин – “обещанный Богу сын”, а значит, главное его предназначение в ином.

Если проанализировать события жизни героя с этой позиции, то вырисовывается очевидная закономерность. Обращаешь внимание на оценку героем своих поступков.

Loading…

Путь спасения души в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Еще совсем недавно имя Николая Семеновича Лескова в школьном курсе литературы было представлено только одним произведением — сказом «Левша». Безусловно, ироничный характер повествования, языковая стилизация, лубочность героев, яркость характеров определили особое место писателя среди классиков русской литературы и закрепили за ним талант создавать «национальные русские характеры». Многих такая формулировка смущала, однако подобный «ярлык» был весьма удобен для того, чтобы, поговорив с восьмиклассниками о тульском умельце,

прийти к выводу: Н. Лесков самобытен, но его творчество не было связано с ростом либерально-демократического движения, а значит, разговор о его произведениях в старших классах можно не начинать. Однако проблема обновления литературного образования заставила по-иному посмотреть на литературный процесс XIX века, определить новые подходы к изучению русской классики.

Это позволило изменить сквозные линии в преподавании литературы, поставив в центре внимания нравственно-этический аспект произведения, эволюцию философских воззрений писателя, его отношение к основам христианской модели жизни. Исходя из этого, понять

русский литературный процесс XIX века без творчества «прозеванного гения» невозможно. Поэтому и появились в программе 10-го класса произведения Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и «Очарованный странник». По своей философско-этической сути эти произведения явно противоположны.

В одном показан «путь в грешники», в другом — «путь спасения души». Однако вышеуказанный стереотип в подходе к творчеству Н. Лескова уравнивает эти произведения формулировкой: «национальный русский характер». Таким образом, и Катерина Измайлова, и Иван Флягин не кто иные, как носители истинно русского в одинаковой степени.

Согласиться с этим — значит игнорировать сам замысел произведений, авторскую точку зрения, полностью раскрывшуюся в идее создать книгу «Праведники».

Все это определяет необходимость подробно рассмотреть героев произведений Лескова с позиций православного мироощущения автора.

Повесть «Очарованный странник» создается Н. Лесковым приблизительно в 1872 году. Известно, что до того автор посещал Валаам, и впечатления от этого нашли отражение в замысле писателя. Герой повести никак не «вписывается» в систему положительных героев русской литературы. Вечная тема «превратности судьбы» в этом произведении разрешается также не традиционно. Очевидная странность героя усиливается авторским отношением к герою, в мирской жизни которого «ведь много что происходило… и в плену был, и воевал, и увечили так, что, может быть, не всякий бы вынес».

Лучше всего оценку своей жизни выразил сам Иван Флягин словами: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». В них два момента, на которых невозможно не остановиться.

Все реальные события жизни Ивана Флягина действительно вели героя к гибели, но не в том смысле, что он рисковал собой. Речь идет о высшем смысле жизненного предназначения. Исходя из этого, становится понятным, почему не мог погибнуть.

Иван Флягин — «обещанный Богу сын», а значит, главное его предназначение в ином. Если проанализировать события жизни героя с этой позиции, то вырисовывается очевидная закономерность. Обращаешь внимание на оценку героем своих поступков.

Традиции 19 века в лирике и.а. Бунина.

Сейчас вы читаете: Путь спасения души в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Путь спасения души в повести Н.С.Лескова “Очарованный странник”

Путь
спасения души в повести Н.С.Лескова “Очарованный странник”

Марина Ремизова

гимназия №80

г. Челябинск

Ещё совсем
недавно имя Николая Семёновича Лескова в школьном курсе литературы было
представлено только одним произведением – сказом “Левша”. Безусловно, ироничный
характер повествования, языковая стилизация, лубочность героев, яркость
характеров определили особое место писателя среди классиков русской литературы
и закрепили за ним талант создавать “национальные русские характеры”. Многих
такая формулировка смущала, однако подобный “ярлык” был весьма удобен для того,
чтобы, поговорив с восьмиклассниками о тульском умельце, прийти к выводу:
Н.Лесков самобытен, но его творчество не было связано с ростом
либерально-демократического движения, а значит, разговор о его произведениях в
старших классах можно не начинать. Однако проблема обновления литературного
образования заставила по-иному посмотреть на литературный процесс XIXвека,
определить новые подходы к изучению русской классики. Это позволило изменить
сквозные линии в преподавании литературы, поставив в центре внимания
нравственно-этический аспект произведения, эволюцию философских воззрений
писателя, его отношение к основам христианской модели жизни. Исходя из этого,
понять русский литературный процесс XIXвека без творчества “прозёванного гения”
невозможно. Поэтому и появились в программе 10-гокласса произведения Н.Лескова
“Леди Макбет Мценского уезда” и “Очарованный странник”. По своей
философско-этической сути эти произведения явно противоположны. В одном показан
“путь в грешники”, в другом – “путь спасения души”. Однако вышеуказанный
стереотип в подходе к творчеству Н.Лескова уравнивает эти произведения
формулировкой: “национальный русский характер”. Таким образом, и Катерина
Измайлова, и Иван Флягин не кто иные, как носители истинно русского в
одинаковой степени. Согласиться с этим – значит игнорировать сам замысел
произведений, авторскую точку зрения, полностью раскрывшуюся в идее создать
книгу “Праведники”.

Всё это
определяет необходимость подробно рассмотреть героев произведений Лескова с
позиций православного мироощущения автора.

Повесть
“Очарованный странник” создаётся Н.Лесковым приблизительно в 1872году.
Известно, что до того автор посещал Валаам, и впечатления от этого нашли
отражение в замысле писателя. Герой повести (а сам Лесков определял
произведение как рассказ в силу исповедального повествования) никак не
“вписывается” в систему положительных героев русской литературы. Вечная тема
“превратности судьбы” в этом произведении разрешается также не традиционно.
Очевидная странность героя усиливается авторским отношением к герою, в мирской
жизни которого “ведь много что происходило… и в плену был, и воевал, и
увечили [его] так, что, может быть, не всякий бы вынес”. Лучше всего оценку
своей жизни выразил сам Иван Флягин словами: “Всю жизнь свою я погибал и никак
не мог погибнуть”. В них два момента, на которых невозможно не остановиться.

Все реальные
события жизни Ивана Флягина действительно вели героя к гибели, но не в том
смысле, что он рисковал собой. Речь идёт о высшем смысле жизненного
предназначения. Исходя из этого, становится понятным, почему не мог погибнуть.
Иван Флягин– “обещанный Богу сын”, а значит, главное его предназначение в ином.
Если проанализировать события жизни героя с этой позиции, то вырисовывается
очевидная закономерность. Обращаешь внимание на оценку героем своих поступков.

Содержание эпизода

Высказывание героя

Убийство Флягиным монашка

“Сначала смешно показалось”.

Спасение графа

“Словно какая невидимая сила спасла”.

Наказание за избитую кошку

“…последнее осуждение, чтобы стоять на
коленях да камешки бить… решился я своею жизнью покончить”.

Побег. Разбойничество

“…заплакал я и пошёл в разбойники…
серебряный крест от Митрофания отдал”.

“Нянька”

“Скука для меня была несносная”.

Поединок с Савакарием

“Его больше и на свете не стало”, –
отвечал добродушно и бесстрастно.

Плен в Рынь-песках

“…всё время на карачках ползал…”,
“сам молиться не стал”.

Побег из плена

“Чудом спасён”.

Встреча с магнетизёром

Привязался, “словно бес какой… от
пьяного беса он меня свёл, а блудного при мне поставил”.

История с Грушенькой

“Я и осатанел, и весь ум у меня отняло”,
“взял я да её душу проклял… я бежал оттоль, мною будто кто-то гнался, если
не Каин, то сам губитель-бес, а я всё звал к себе ангела-хранителя”.

Рекрутчина под чужим именем

“Скорее за веру умереть…” “Я на своём
веку погубил много неповинных душ”.

Балаган в Петербурге

“Демона изображал… роль была трудная”.

Уход в монастырь

“Деться было некуда”, “чем больше
повиноваться, то человеку спокойнее жить”.

Анализ таблицы
показывает: практически всегда выбор Ивана Флягина идёт вразрез с моральными
нормами. Его высказывания доказывают это. Более того, каждый последующий эпизод
делает героя ещё большим грешником. Жизнь его, построенная по принципу: “Чести
своей никому не отдам”, неизбежно ведёт к гибели души (отказ от веры, убийства,
готовность к самоубийству и так далее). Но почему же при чтении произведения
возникает симпатия к герою или хотя бы понимание его? Более того, почему автор
приводит такого великого грешника к православному смирению?

Причину,
очевидно, нужно искать не в событийном ряде. Текст повести значительно шире
сюжета, поэтому необходимо обратиться к внесюжетным элементам повести.
Особенность текста такова, что в нём обилие вставных новелл, основа которых–
библейские мотивы. История сосланного семинариста, “самовольно повесившегося”,
становится поводом для разговора о самом страшном смертном грехе– самоубийстве.
Потом она логично переходит в историю о “прегорчающем пьянице-попике”,
молившемся о самоубийцах. Вопрос о том, что есть грех вообще, рассматривается
уже на конкретной судьбе человека, которому от рождения суждено прийти к Богу
(“моленный сын, обещанный”). Приём сна – видение засечённого монашка– помогает
осознать главную мысль автора: хождение по мукам, на которое обрекает себя
герой,– расплата за гордость и нежелание принять Бога. Из-за этого видения
монашка сменяются картинами ада и Страшного суда, которые преследуют героя,
буквально. Понимание этого к герою приходит независимо от его воли и разума,
как и приход в монастырь.

Для Ивана
Флягина это единственный путь спасения, не случайно в малом постриге он
принимает имя Измаил, что значит “спасённый”. Собственно, герой сам определяет
словами Якова-апостола, что может спасти человека от греха:

“Перво-наперво
стань на колени. Колени у человека – первый инструмент: как на них падёшь, душа
сейчас так и порхнёт вверх, а ты тут, в сём возвышении, и бей поклонов земных
елико мощно, до изнеможения, и изнуряй себя постом, чтобы заморить, и дьявол
как увидит твоё протягновение на подвиг, ни за что этого не стерпит и сейчас
отбежит, потому что он опасается, как бы такого человека своими кознями ко
Христу не привести”. Символичная деталь, с которой начинается “бунт” героя,–
“колени”, приводит его же к “Благому молчанию”, которое в тексте не просто
икона, но и символ праведной жизни – смирение. Понимание христианской сущности
исповеди героя помогает принять его преображение. Поэтому финал произведения
тоже воспринимается не как закономерный итог жизни героя, а как символический
путь обновлённого человека, готового к добровольному несению креста (“мне за
народ очень помереть хочется”), чтобы не наступило реченное: “Егда рекут мир,
нападает внезапу всегубительство”.

Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/

Дата добавления: 17.08.2004

База рефератов на портале KM.RU существует с 1999 года. Она пополнялась не только готовыми рефератами, докладами, курсовыми, но и авторскими публикациями, чтобы учащиеся могли использовать их и цитировать при самостоятельном написании работ.

Это популяризирует авторские исследования и научные изыскания, что и является целью работы истинного ученого или публициста. Таким образом, наша база — электронная библиотека, созданная в помощь студентам и школьникам.

Уважаемые авторы! Если Вы все же возражаете против размещения Вашей публикации или хотите внести коррективы, напишите нам на почту info@corp.km.ru, мы незамедлительно выполним Вашу просьбу или требование.

Обновлено: 10.01.2023

Несмотря на то, что душу русского человека зачастую невозможно понять, именно он способен показать истинные человеческие качества, которыми славятся подвиги нашего народа. Это всегда отличало русских от других национальностей.

Произведение Н. Лескова представляет исповедь человека, повидавшего на своем веку немало бед. Главный герой повести — Иван Флягин, странствуя по миру, встречает немало препятствий. Но преодолевая их, идет вперед. Каждый его шаг, начиная с детства, это его познание себя и окружающих через испытание. Жестокое обращение с ним, побои, отсутствие постоянного места жительства — ни одно из отрицательных обстоятельств не изменило его в худшую сторону. Получив очередную закалку, он следует к цели.

Готовность протянуть руку помощи любому пострадавшему, самопожертвование, душевная доброта — то, за что уважали Ивана. Все качества этого человека раскрывались на фоне его преданности религии своего народа. Благодаря природной силе, он стойко переносил любое испытание. Иногда проявление агрессии разрушительно действовало на окружающих. Но в молодости он не усмиряет пыл, лишь в более старшем возрасте подвергается искуплению грехов. Набравшись опыта, мировоззрение меняется. Отправляется на войну. Героическая сила богатыря, бесстрашие приводят к награде.

Флягин является примером для подражания. Его физическая и духовная мощь просыпаются тогда, когда кому-то плохо. Именно через поступки, через знакомство и отношения с новыми людьми проявляется образ простодушного, но сильного человека. Знакомство с героем повести, начиная с его родословной до эпизода смерти, представляет жизнь, наполненную людьми, событиями, имеющими трагический конец. Однако, ошибаясь, Иван не жалуется на судьбу, переживая случившееся как должное.

Странник, независимо от факторов, отрицательно повлиявших на его судьбу во время скитаний, приходит к жизни праведника. Это происходит неосознанно, так как все поступки он совершает ради блага других людей, бескорыстно. Он познает мир, себя. Ищет ситуации, которые подскажут, как правильно поступить, не совершить ошибку. Понимая свои грехи, он готов на покаяние и искупление соей вины.

На общем фоне ошибок, просветлений он проходит духовный путь развития, превращаясь из легкомысленного парня в мудрого монаха. На примере судьбы одного человека автор рассмотрел вопрос, как благодаря ошибкам, жизненным трудностям, человек получает настоящий опыт, самостоятельно пережив череду бед. Только научившись жертвовать собой, можно раскаяться и искупить грехи.

2 вариант

Странником автор называет Ивана Флягина потому, что он отнюдь не обычный искатель приключений, склонный к постоянной перемене мест и не обыкновенный турист. В своих странствиях Иван познает самого себя, испытывает на прочность и пытается докопаться до истинного смысла жизни. А очарованный он потому, что будучи настоящим богатырём внешне, напоминавшим чем-то легендарного Илью Муромца, он испытывал настоящий восторг, наблюдая за красотой тех мест, где ему довелось побывать, был дружелюбен с людьми, которых довелось повстречать. А особенно Иван был очарован лошадьми. Он восхищался их грациозностью, силой и верностью.

Тяжёлые испытания пришлось переживать Ивану с самого раннего возраста. Он видел всё: унижения, побои, зачастую не имел крыши над головой, испытывал и голод, и боль, и обиду. Но всегда, при любых обстоятельствах, он не терял силы духа, не озлоблялся на людей и весь мир и твердо шел к намеченной цели.

Иван Флягин пользовался уважением у других людей благодаря своему благородству, готовностью пожертвовать собой ради ближнего. Его не надо было уговаривать о помощи, он всегда первый рвался в бой, если видел, что кто-то отчаянно нуждается в защите. А врождённая сила и отвага приводят его к наградам на войне.

Вечный скиталец, несмотря на все тяжёлые испытания, выпавшие на его долю и невзирая на то, что многие, встретившиеся ему на жизненном пути люди, бывали к нему незаслуженно жестоки, в конце концов приходит к жизни праведника. И это даже не удивительно, ведь во время своих скитаний по свету, он сам того не осознавая, совершенно бескорыстно оказывал помощь любому, кому она была необходима.

Очарованный странник — сочинение по произведению

Многие не могут понять кто такой русский человек, вот только он может показать все свои эмоции и русский характер. Именно ими и славятся русские люди. Порой он способен на такие подвиги.

На фоне всего этого Лесков решил создать произведение, где герои исповедываются и рассказывают обо всем, что с ними происходило все это время. Они путешествуют по всему миру, и где бы они не находились везде им встречаются и поджидают беды и несчастья. Но встречают они их с высоко поднятой головой, и именно поэтому очень быстро с ними расправляются, и двигаются дальше, не смотря ни на что. Конечно, и маленькие дети встречаются с трудностями, но переступая через них, да еще и при помощи родителей им это удается сделать, и они двигаются дальше. Когда с ними плохо обращаются да еще когда они видят что происходит вокруг они сами не ведая, начинают также относиться ко всему этому и считают это нормальным состоянием.

Многие могут позавидовать воспитанию и характеру Ивана, ведь он является мужественным и храбрым мужчиной, который появлялся в нужный момент рядом с тем человеком, которому необходима помощь. За все это время он познакомился с огромным количеством новых людей и благодаря этому стал сильным и мужественным мужчиной, который справится с любыми преградами и препятствиями.

На фоне всего этого парень превращается в настоящего мужественного человека, который все понимает и готов меняться. И этим автор решил показать читателям то, что на ошибках каждый человек учиться и набирается опыта.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по повести Очарованный странник

Популярные сегодня темы

Самым сокровенным в литературе неизменно является поэзия. При прочтении стихов появляются самые разнообразные эмоции, представления, однако проза является более точной и лишена многочисленного разнообразия

Иван Тургенев, является автором произведения под названием Отцы и дети. В данном произведении каждый из главных персонажей, высказывает своё личное мнение по поводу понятия нигилизм

Маяковский Владимир Владимирович — оставивший свой след в истории русский поэт, новатор и одна из самых значительных персон в русской и советской литературы и поэзии 20 века.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

На протяжении всего произведения герой сталкивается с различными испытаниями, каждый раз находится перед выбором: правильный поступок или нет. Первая ситуация – поездка с графом в гости, совершенный грех – неумышленное убийство, искупления греха нет.

Вторая – поездка с графом и его женой, греха нет, спас невинную жизнь.

Третье событие – то, когда кошка ворует голубей, совершенный грех – мучение животного и, как следствие — отрубленный хвост кошки.

Четвертое событие – это отбывание наказания, здесь герой искупает предыдущий грех, т.е. работал в саду, молотком забивая камушку на дорожках.

Пятая ситуация – грех – кража лошади (разговор с цыганом).

Шестое событие – работа няней, грех – это побег крепостного крестьянина. Искупление греха было когда Иван Флягин отдал матери ее ребенка.

Седьмое событие – продажа караковского жеребца, свершенный грех – запорол Севакирея до смерти.

Восьмое – жизнь с азиатами в степи.

Искупление греха – перенес страдания от жестокости азиат, ему зашили в кожу на пятки конский волос, подковав его. Герой не смог ходит и передвигался долгое время на коленях.

Девятое событие – многоженство (татарки). Свершенный грех – это прелюбодеяние, от каждой жены у него были дети, но он их не любил, т.к. они были крещенными.

Десятое событие – приезд русских миссионеров. Искупление греха – похоронил по христианским обычаям, убитого азиатами миссионера.

Одиннадцатое событие – убийство Трушеньки. Столкнув в воду по ее просьбе, с одной стороны, спас ее от греха – самоубийства, с другой – совершил умышленное убийство.

Двенадцатое событие – встреча со стариком. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Искупление греха – идет воевать на Кавказ под именем другого человека, тем самым спасая жизнь сыну старика и подвергая свою опасности.

Тринадцатое событие – жизнь в монастыре, преодоление своих искушений. Совершенный грех: зарубил корову, подумав, что это бес, тем самым убив несчастное создание, задул все свечи у иконы.

Четырнадцатое событие – отбывал наказание в погребе. Искупление греха – появление у героя дара пророчества.

Таким образом, мы видим, что герой познает мир с помощью проб и ошибок. За каждое содеянное злодеяние, герой проходит испытание на верность духу и нравственным заповедям.

Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. В своих произведениях он неоднократно обращается к этой теме, раскрывая характер и душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят благородные люди с неповторимыми судьбами. Сила, непосредственность, душевная чистота и доброта – главные черты Ивана Северьяныча Флягина – героя повести “Очарованный странник”.

Мы встречаемся с ним во время путешествия автора по Ладожскому озеру. Автор отмечает сходство Флягина с легендарным героем былин Ильей Муромцем:

“Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь… он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…”

Это своеобразный ключ к пониманию этого образа. Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей, свое призвание. Жизнь его – это поиск гармонии между самобытностью, стихийной силой личности и требованиями самой жизни, ее законов.

В самом странничестве заложен

глубокий смысл, мотив дороги становится ведущим. “Своего пути не обежишь”, – считает Флягин. Каждый этап его жизненного пути становится новым шагом в нравственном развитии. Первый этап – это жизнь в господском доме.

В нем живо молодецкое озорство и… в азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувшего на возу с сеном.

При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, которые ему еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от этих мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.

Но в то же время он верен и предан своим хозяевам. Он спасает их от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда повозка чуть не срывается в пропасть. Делает он это не ради какой-то личной выгоды или вознаграждения, а потому что не может не помочь тем, кто нуждается в его помощи.

Второй этап – это воспитание девочки. За внешней грубостью скрыта огромная доброта, свойственная русскому народу. Служа в няньках, он делает первые шаги в освоении мира своей и чужой души.

Впервые он испытывает сострадание и привязанность, впервые понимает душу другого человека. Когда он сталкивается с матерью девочки, в нем борются два чувства: желание отдать ребенка матери и чувство долга. Впервые он принимает решение не в свою пользу, а из милосердия и отдает ребенка. Затем судьба забрасывает Ивана на десять лет в плен к татарам.

Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родимой земле и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез. Поэтому он всегда стремится к побегу, легко забывает своих жен и детей.

В плену его угнетает не убогость материального быта, а бедность впечатлений. Русская жизнь несоизмеримо полнее и богаче духовно. “Знойный вид, жестокий; простор – краю нет; травы буйство, ковыль белый, пушистый, как серебряное море волнуется, и по ветерку запах несется: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски нет дна… Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначится монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.

Воспоминания возвращают Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему представился. Добрался до родной стороны, а святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми.

Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. Благодаря встрече с цыганкой Грушей “странник” открывает “красу природы совершенство”, колдовскую силу таланта и женской красоты над человеческой душой. Это не страсть, а потрясение, возвышающее душу человека.

Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества.

Он живет не только для себя, но и для другого человека. Сам он сознает, что эта любовь его переродила. Чтобы спасти душу любимого человека, он помогает Груше совершить самоубийство, сталкивая ее с обрыва в реку.

После гибели любимой – опять дорога, но эта дорога к людям во искупление греха. Иван идет в солдаты, меняясь судьбой с человеком, которого никогда не видел, пожалев убитых горем стариков, сыну которых грозит рекрутчина. Служба на Кавказе становится для него очередным испытанием.

После подвига на переправе он вынужден рассказать о себе, раскрыть “прежнее бытие и звание”. Он сам совершает суровый суд над собой и своей прошлой жизнью, осознав себя “великим грешником”. Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми.

В конце повести Иван Флягин становится монахом. Но даже монастырь не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Он готов пойти на войну, так как ему “за народ очень помереть хочется”.

Созданный автором образ “очарованного богатыря” содержит в себе широкое обобщение народного характера и показывает главную идею, нравственный смысл жизни человека – жить для других, отдавая всего себя, все силы, талант, возможности своим ближним, своему народу, своей земле.

Духовность героя

Иван Флягин является выходцем из крепостных крестьян. Его судьба очень тяжела с самого детства. Мать героя умирает, дав ему жизнь, а отец трудится обычным конюхом. Это закладывает основы характера персонажа. Всю жизнь он будет связан с лошадьми. Персонаж отличается удивительным умением понимать их, чувствовать их здоровье. Также он учится разбираться в породах, характерах лошадей, находить изъяны и подмечать особенности.

Обстоятельства заставляют Флягина сбежать из дома. Для окружения он становится беглым крестьянином. Чтобы как-то обеспечить свою жизнь, он нанимается нянькой в дом одного богатого человека и служит ему верой и правдой.

Отличительная особенность главного героя в том, что к каждой своей обязанностью он подходит со всей своей внимательностью и ответственностью. Именно поэтому честность и порядочность становятся теми чертами, которые выделяют Ивана Флягина. Также его особенность состоит в силе — духовной и физической. Герой крепко сложен, но при этом имеет еще и непоколебимую силу духа.

При любых обстоятельствах обычный крестьянин остается покорным и доверяет высшим силам, он также убежден, что все в жизни происходит так, как распорядилась судьба. Странник интуитивно движется по жизни, доверяя всем и каждому, кто встречается ему на пути. Иван верит, что все происходящее необходимо для выполнения высшего замысла и обязательно приведет его к счастью.

Внешность Ивана

В целом Лесков акцентирует внимание читателя лишь только на положительных чертах своего персонажа-правдоискателя. Все в нем вызывало симпатию окружающих: от внешности до тембра голоса. А когда человек знакомился с главным героем, то видел, что его личность тоже очаровывает.

Писатель создает мнение об Иване, что он храбрый и добрый, глубоко верующий. Он мастер на все руки и никогда не откажет в помощи, если человек действительно в ней нуждается. Флягин отрицательно относится к продажности и сам никогда не примет нечистых денег. Если говорить о его характере кратко, то он стремится к хорошему, но не может на своем пути избежать ошибок.

В чем смысл жизни?

Судьба странника

В 23 года Иван Флягин попадает к татарам в плен. Там он находится 10 лет. Это целая часть жизни. За все время в плену герой успевает познакомиться с культурой и обычаями татар, стать практическим своим и обзавестись семьей. Но его все равно не покидает тоска по родной стране и природе.

Долгие годы среди чужеземцев не меняют характера персонажа. По ночам он молится Богу, потому что чувствует себя чужаком, а его душа рвется на Родину. Когда ему удается сбежать и он оказывается в родных местах, чувствует облегчение. Это характеризует образ Флягина как верного и преданного своей земле.

Но на этом испытания героя не заканчивается. Спустя короткий промежуток времени он отправляется воевать на Кавказ. Там он совершает подвиг, за который Ивану дают Георгиевский крест. Флягин становится дворянином.

Он живет долгую и насыщенную жизнь, но после пятидесяти лет понимает, что так и не нашел смысл своего существования. Герой принимает решение уйти в монастырь, который располагается на одном из островов на Ладожском озере. Ему дают церковное имя — отец Измаил. Получив сан монашества, герой служит при монастыре кучером. Здесь проявляется его связь с лошадьми.

Среди святых людей Иван понимает, что находится все еще не на своем месте. У него открывается дар пророчества, от которого его пытаются избавить другие монахи, но все тщетно. В конце концов его отпускают из монастыря.

Флягин отправляется странствовать по святым местам, чтобы отдать им благодарность перед смертью. Герой чувствует, что когда отдаст свой долг перед Богом, тот, наконец, заберет его душу на небеса. В этом также проявляется очарованность персонажа-праведника.

Коротко рассудив о судьбе, персонажа Лескова, становится ясно, что весь его жизненный путь был далеко не простым.

Читайте также:

      

  • Обломов и обломовщина сочинение план
  •   

  • Было бы относительно просто если бы можно было врага определять сочинение егэ проблема
  •   

  • Экономика в будущем сочинение
  •   

  • Проблема отношения людей с чувствительной душой к жизни сочинение
  •   

  • Преступление и наказание убийство сочинение

Экзаменационные сочинения по ЕГЭ


Путь спасения души в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Еще совсем недавно имя Николая Семеновича Лескова в школьном курсе литературы было представлено только одним произведением — сказом «Левша». Безусловно, ироничный характер повествования, языковая стилизация, лубочность героев, яркость характеров определили особое место писателя среди классиков русской литературы и закрепили за ним талант создавать «национальные русские характеры». Многих такая формулировка смущала, однако подобный «ярлык» был весьма удобен для того, чтобы, поговорив с восьмиклассниками о тульском умельце,

прийти к выводу: Н. Лесков самобытен, но его творчество не было связано с ростом либерально-демократического движения, а значит, разговор о его произведениях в старших классах можно не начинать. Однако проблема обновления литературного образования заставила по-иному посмотреть на литературный процесс XIX века, определить новые подходы к изучению русской классики. Это позволило изменить сквозные линии в преподавании литературы, поставив в центре внимания нравственно-этический аспект произведения, эволюцию философских воззрений писателя, его отношение к основам христианской модели жизни.

Исходя из этого,

понять русский литературный процесс XIX века без творчества «прозеванного гения» невозможно. Поэтому и появились в программе 10-го класса произведения Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и «Очарованный странник». По своей философско-этической сути эти произведения явно противоположны. В одном показан «путь в грешники», в другом — «путь спасения души». Однако вышеуказанный стереотип в подходе к творчеству Н. Лескова уравнивает эти произведения формулировкой: «национальный русский характер».

Таким образом, и Катерина Измайлова, и Иван Флягин не кто иные, как носители истинно русского в одинаковой степени. Согласиться с этим — значит игнорировать сам замысел произведений, авторскую точку зрения, полностью раскрывшуюся в идее создать книгу «Праведники».

Все это определяет необходимость подробно рассмотреть героев произведений Лескова с позиций православного мироощущения автора.

Повесть «Очарованный странник» создается Н. Лесковым приблизительно в 1872 году. Известно, что до того автор посещал Валаам, и впечатления от этого нашли отражение в замысле писателя. Герой повести никак не «вписывается» в систему положительных героев русской литературы. Вечная тема «превратности судьбы» в этом произведении разрешается также не традиционно.

Очевидная странность героя усиливается авторским отношением к герою, в мирской жизни которого «ведь много что происходило… и в плену был, и воевал, и увечили так, что, может быть, не всякий бы вынес». Лучше всего оценку своей жизни выразил сам Иван Флягин словами: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». В них два момента, на которых невозможно не остановиться.

Все реальные события жизни Ивана Флягина действительно вели героя к гибели, но не в том смысле, что он рисковал собой. Речь идет о высшем смысле жизненного предназначения. Исходя из этого, становится понятным, почему не мог погибнуть. Иван Флягин — «обещанный Богу сын», а значит, главное его предназначение в ином. Если проанализировать события жизни героя с этой позиции, то вырисовывается очевидная закономерность.

Обращаешь внимание на оценку героем своих поступков.

Кажется я был в пятом классе сочинение.
Путь спасения души в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Categories: Новое

  • Путешествие по россии сочинение на английском
  • Путь нравственных исканий пьера безухова сочинение
  • Путь длиною в жизнь сочинение
  • Путешествие по родному краю сочинение
  • Путь нравственных исканий андрея болконского сочинение