Пример сочинения 1
Человек издавна стремился повидать далекие страны. Англичане даже считали, что каждый человек обязательно должен совершить кругосветное путешествие — оно расширяло его кругозор и считалось важной частью образования.
Первыми путешественниками» описавшими увиденное, были купцы и монахи. В поисках выгоды купцы обменивались товарами с жителями самых разных стран и поэтому в своих путевых заметках вслед за перечислением торговых сделок помещали рассказы об обычаях, одежде, убранстве домов и улиц, встречах с интересными людьми. Сообщали они и сведения из истории того или иного края и об удобных торговых путях. Первым описанием такого путешествия явилась Книга, итальянца Марко Поло, который первым из европейцев увидел страны юго-восточной Азии. А на русском языке это было «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, дошедшего до Индии.
Монахи же совершали паломничества по «святым местам». В своих записках, или, как их называли на Руси, хождениях, они рассказывали о наиболее удобных маршрутах, местах безопасных остановок и переправ через реки и моря. Кроме того, они также описывали чужие страны, увиденные там храмы и монастыри. Одним из наиболее интересных памятников подобного рода можно считать «Записки» священника Ивана Лукьянова, которые были составлены им на основе собственных дневниковых записей. Понятно, что главным героем такого произведения являлся сам автор, совершивший реальное путешествие.
Очень скоро форма путешествия начала использоваться писателями. Они описывали придуманные ими страны, куда попадали герои, созданные их воображением. Так, Свифт для объяснения своего идеала общественного устройства отправил Гулливера в разные страны — лилипутов, великанов и даже лошадей. Аналогично поступил и А.Н. Радищев, заставивший своего героя проехать из Петербурга в Москву. Постоянное перемещение не только повышало занимательность рассказа, но и помогало автору высказать свое отношение к описываемому.
Так путешествие из жанра постепенно превратилось в литературный прием. Слишком много людей стремилось увидеть далекие страны не выходя из своего дома. Поэтому описание путешествия часто включало яркие картины далеких стран. Герои Майн-Рида, например, проникали в самые затерянные уголки джунглей или южноамериканских прерий.
Ничем не ограниченное воображение могло увести писателя очень далеко. Герои Жюля Верна по воле автора отправлялись и на морское дно, и на Северный полюс, и к центру Земли. Они даже совершили путешествие на Луну намного раньше настоящих космонавтов. Вот как люди стали путешествовать не выходя из дома.
Пример сочинения 2
Путешествия, несомненно, облагораживают личность, способствуют саморазвитию.
Однако для многих посещение других стран или близлежащих городов не представляется возможным из-за сложной экономической ситуации или недостатка средств даже на базовое удовлетворение потребностей. Как же в такой ситуации путешествовать, не выходя из дома? Я полагаю, что это можно сделать посредством изучения книг, интересных историй или общения. Достаточно вспомнить, что любовь к странствиям и посещению зарубежных стран у людей часто зарождается именно при чтении приключенческой литературы. Как же на этот вопрос отвечают отечественные писатели?
В романе И.А. Гончарова «Обломов» важное место занимает «Сон Обломова». Главный герой в грезах видит детские годы. Автор уделяет внимание деталям, описывает ландшафт и погоду. Это позволяет читателю сформировать мнение о том, что персонаж видит родную и любимую Обломовку воочию. Илья Ильич видит себя ребенком, который стремится познавать мир и путешествовать. Семья не могла отправить маленького мальчика в морское или сухопутное приключение. Однако Обломова этот факт не останавливал, ведь он «взбегал на галерею, обегал по скрипучим доскам кругом, лазил на голубятню, забирался в глушь сада, слушал, как жужжит жук». Герой не боялся лезть в канаву и делать иные обескураживающие взрослых поступки. Находясь в Петербурге, спящий Обломов путешествовал по любимой Обломовке. Это был сон, О том, как путешествовать, не выходя из дома, заставляет задуматься и повесть К.И. Чуковского «Серебряный герб». Писатель отмечает, что для путешествия достаточно иметь хорошее воображение. Например, можно вспомнить слова рассказчика, который говорил о себе и друзьях следующее: мы «словно переселились в другую страну и сами становились другими». К. Чуковский положительно отзывается о подобной детской практике, ведь путешествия и воображение способствовали развитию личности. Это словно другой мир, где можно «мчаться по прериям, спасать прекрасных индианок, убивать бумерангами».
Таким образом, не обязательно иметь деньги для путешествий, ведь отличными гидами в мир неизведанного могут стать воображение, сон. Любители приключений способны ставить цели и реализовывать их, не выходя из дома. Мечты обязательно должны сбываться.
Пример сочинения -рассуждения
«Виртуальное путешествие или «Как я побывал в Андах, не выходя из дома»
Ни для кого не секрет, что в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции, так вероломно вторгнувшейся в наш мир, педагогам пришлось полностью менять образовательные стандарты современного урока. Казалось бы, в наступившей эре дистанционного образования одни только сплошные минусы: отсутствие живого контакта ученика с учителем, недостаточный контроль усвоения материала, и, конечно, главные враги — трудности в организации технической части урока – «баги», нестабильность подключения, нагрузка на сеть, и, в конце концов, элементарная «серость», скучность, минимум динамичности в образовательном процессе. Но что, если в понятии «дистанционное обучение» мы найдём и плюсы? Что, если прямо сейчас, не выходя из дома, на уроке географии мы с учениками отправимся в захватывающее и интереснейшее путешествие, которое запомнится надолго, заставит узнать что-то новое, откроет горизонты доселе неизведанного мира всего лишь за пару кликов?
Итак, начну, пожалуй, с технической стороны вопроса. Свои уроки я провожу на платформе Skype, которая зарекомендовала себя как наиболее популярная и удобная в использовании вспомогательная образовательная платформа. Ребята в назначенное время подключаются к собранию. Организационный момент напоминает мне общение главного пилота межпланетного спутника и его команды, что я не преминую использовать: «Как меня слышно? Иванов, вы с нами? Так, у Петрова наблюдаются помехи, ждём тебя». Наконец, все мои маленькие «пилоты» подключились к главной орбитальной станции и мы начинаем увлекательное путешествие.
Сегоднящний наш урок пройдёт на «Спутнике 7» — это не что иное, как кодовое название 7 класса, где у нас пройдёт занятие. Согласно образовательной программе, в 7 классе мы изучаем материки и океаны, а значит, наша бравая команда «Спутник 7» отправится исследовать материки планеты Земля. Для этого нам понадобятся: карта материков и океанов, Google Карты (а именно режим глобуса, 3 D изображение модели Земного шара), Яндекс.Погода (карта осадков и ветров в сервисе «Яндекс»), материал учебника и ресурсов сети Интернет. Прежде всего, условимся с моими «пилотами», что материков на планете Земля всего 6, однако в Антарктиду мы не полетим – уж больно холодно там, да и пингвины, наверное, рады нам не будут. Таким образом, на оставшиеся 5 материков – Евразию, Северную Америку, Южную Америку, Африку, Австралию, — я отправляю команду из 4 человек: главнокомандующего и трое его помощников. В чате системы Skype мы предварительно решаем этот вопрос. Своё путешествие мы совершаем не просто ради праздного любопытства: у нас, разумеется, есть чёткий план того, что нам нужно исследовать и что обсудить в конце занятия. Каждому из главнокомандующих я выдаю чек-лист с поставленными целями.
Я – главнокомандующий «Спутник 7», группы 2, отправившейся в Южную Америку. В данный момент нахожусь на сайте Google Maps. По указанию капитана, необходимо в правой приборной панели выбрать режим глобуса и вот, вся наша планета Земля как на ладони, во всей своей красе, прямо в открытом космосе. Где-то впереди светит Солнце – та самая звезда-жёлтый карлик, благодаря которой жизнь на Земле переливается яркими красками, такими разнообразными и чудесными. Но не время предаваться мечтам – у нас есть задание и моя команда во что бы то ни стало его достойно выполнит! Левой кнопкой мыши представляется возможным вращать глобус в разных направлениях – и вот, я вижу материк, напоминающий гроздь винограда. Не иначе Южная Америка, если судить по карте, данной мне и моей команде капитаном! И вот, первый пункт плана мы уже выполнили: большая часть Южной Америки располагается южнее экватора и захватывает экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический климатический пояса. Переключимся на сайт Яндекс.Погода – и вправду, температуры здесь достаточно высокие на большей части материка… За исключением западной части. Здесь почему-то куда холоднее, чем всюду на материке. Переключаемся на Google Maps в поиске ответа – ну, конечно, рельеф Южной Америки неодинаков! В западной части мы наблюдаем горы – это Анды. Воздушные массы здесь циркулируют слабо, а рядом проходит ещё и холодное течение. Вот же парадокс! Внесём это в план, так и напишем «Рельеф неодинаков, в западной части находятся горы Анды, а в восточной – Бразильское плоскогорье. Омывается Южная Америка на западе водами Тихого океана, а на востоке – водами Атлантического океана». Климат здесь также неодинаков – в экваториальной, субэкваториальной, тропической и субтропической зонах – температуры высокие, однако в западной и южной части – низкие». Ура, еще одни пункты плана мы выполнили! Продолжаем наш путь.
Курсором мыши приблизим материк чуть ближе – и вот, сразу стали видны крупные страны, входящие в состав Южной Америки. Это Бразилия, Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Аргентина и другие. Так и запишем в план.
Теперь наши с командой пути расходятся: нам нужно выяснить наличие полезных ископаемых и особенности растительного и животного мира материка, а посему я, главнокомандующий «Спутника 7» , отряда 2, принимаю решение отправить своих помощников исследовать разные части Южной Америки. Сам я отправляюсь в Амазонию – загадочные экваториальные леса, полные редких животных, милых и опасных, красивых и жутковатых на вид. Ох, какие же здесь дремучие джунгли, эдак и заблудиться можно! Ознакомлюсь-ка я со здешней флорой и фауной с помощью учебника географии. Оказывается, в этих лесах, именуемых амазонской сельвой, есть такие эндемичные животные и растения, как колибри, виктория регия, лысый уакари, тукан. Неудивительно, ведь здесь самая настоящая «колыбель» редких животных, благоприятный климат решает всё! Что же касается полезных ископаемых, здесь, судя по карте полезных ископаемых материков, имеются запасы железных руд. Таким образом, свой план я выполнил, а что же мои помощники? О, вот и они, оказывается, тоже уже собрали данные о других частях материка. Один из помощников, который отправился в Анды, рассказал удивительные вещи: оказывается, там и впрямь прохладно – недаром место, расположенное в Аргентине и Чили, включающие горы Анды на западе и юге, а также плато и низкие равнины на востоке, именуют Патагонией или недружелюбной степью, где гуляют вольные ветра и бродят одни из самых забавных и красивых животных – перуанские ламы. Из полезных ископаемых там преобладают железные и медные руды, которых намного больше, чем в центральной части материка. Другой помощник рассказал о северной части Южной Америки – там находится крупное озеро Маракайбо, а чуть к северо-западу – Панама и Панамский канал, соединяющий Южную Америку с Северной будто перешейком. Кстати, его так и именуют – «Панамский перешеек». И ещё один мой помощник побывал на самом юге материка – там находится архипелаг Огненная Земля. «Не самое дружелюбное местечко» — так он выразился, ведь там часто бывают землетрясения из-за разлома тектонических плит да и до Антарктиды недалеко. Как всё-таки разнообразна Южная Америка!
Что же, мы с командой собрали все данные о материке и теперь пришла пора возвращаться на базу к капитану. Курсором мыши отдаляемся от Южной Америки, мысленно прощаясь с этим необыкновенным краем контрастов. Жаль покидать это место, но задание превыше всего!
…Ну вот, кажется, все мои маленькие «пилоты» в сборе. Все успешно справились с заданием, собрав данные о материках, совершив своё небольшое виртуальное путешествие, открыв для себя, какими разнообразными и особенными являются материки нашей планеты. В диалоговом окне S
Ура, еще одни пункты плана мы выполнили! Продолжаем наш путь.
Курсором мыши приблизим материк чуть ближе – и вот, сразу стали видны крупные страны, входящие в состав Южной Америки. Это Бразилия, Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Аргентина и другие. Так и запишем в план.
Теперь наши с командой пути расходятся: нам нужно выяснить наличие полезных ископаемых и особенности растительного и животного мира материка, а посему я, главнокомандующий «Спутника 7» , отряда 2, принимаю решение отправить своих помощников исследовать разные части Южной Америки. Сам я отправляюсь в Амазонию – загадочные экваториальные леса, полные редких животных, милых и опасных, красивых и жутковатых на вид. Ох, какие же здесь дремучие джунгли, эдак и заблудиться можно! Ознакомлюсь-ка я со здешней флорой и фауной с помощью учебника географии. Оказывается, в этих лесах, именуемых амазонской сельвой, есть такие эндемичные животные и растения, как колибри, виктория регия, лысый уакари, тукан. Неудивительно, ведь здесь самая настоящая «колыбель» редких животных, благоприятный климат решает всё! Что же касается полезных ископаемых, здесь, судя по карте полезных ископаемых материков, имеются запасы железных руд. Таким образом, свой план я выполнил, а что же мои помощники? О, вот и они, оказывается, тоже уже собрали данные о других частях материка. Один из помощников, который отправился в Анды, рассказал удивительные вещи: оказывается, там и впрямь прохладно – недаром место, расположенное в Аргентине и Чили, включающие горы Анды на западе и юге, а также плато и низкие равнины на востоке, именуют Патагонией или недружелюбной степью, где гуляют вольные ветра и бродят одни из самых забавных и красивых животных – перуанские ламы. Из полезных ископаемых там преобладают железные и медные руды, которых намного больше, чем в центральной части материка. Другой помощник рассказал о северной части Южной Америки – там находится крупное озеро Маракайбо, а чуть к северо-западу – Панама и Панамский канал, соединяющий Южную Америку с Северной будто перешейком. Кстати, его так и именуют – «Панамский перешеек». И ещё один мой помощник побывал на самом юге материка – там находится архипелаг Огненная Земля. «Не самое дружелюбное местечко» — так он выразился, ведь там часто бывают землетрясения из-за разлома тектонических плит да и до Антарктиды недалеко. Как всё-таки разнообразна Южная Америка!
Что же, мы с командой собрали все данные о материке и теперь пришла пора возвращаться на базу к капитану. Курсором мыши отдаляемся от Южной Америки, мысленно прощаясь с этим необыкновенным краем контрастов. Жаль покидать это место, но задание превыше всего!
…Ну вот, кажется, все мои маленькие «пилоты» в сборе. Все успешно справились с заданием, собрав данные о материках, совершив своё небольшое виртуальное путешествие, открыв для себя, какими разнообразными и особенными являются материки нашей планеты. В диалоговом окне Skype прошу ребят поделиться, что показалось им наиболее интересным, необычным в их путешествии, что нового они для себя открыли. «Пилоты Спутника 7» довольны, ведь когда ещё сможешь так изучить мир, не выходя из дома, всего-то пару раз нажав на кнопку?..
…Но время, увы, как и мир в целом, имеет границы. Вот и наш урок-путешествие подошёл к концу. Однако одним этим мы, естественно, не ограничимся. Ведь вскоре нас ждёт следующее задание!
Я считаю, в реалиях современного мира, в эпоху развития технологий образовательного процесса важно брать всё то хорошее, что нам может предоставить Интернет. Необязательно замыкаться в себе и сводить рефлексию на уроках в условиях дистанционного обучения к минимуму – напротив, это шанс достичь прогресса, вызвать интерес обучающихся и показать им самое главное – показать, что наш мир прекрасен и огромен, велик и чудесен.
Как путешествовать, не выходя из дома? 2 примера готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями. Данное сочинение подходит для направления человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Итоговое сочинение ЕГЭ на тему как путешествовать не выходя из дома?
Многие люди положительно относятся к путешествиям, поскольку они приносят много новых эмоций и впечатлений. Но почему-то большинство людей воспринимают путешествия только в физическом аспекте, забывая о воображаемых путешествиях. Чтобы путешествовать, необязательно уезжать за пределы своей страны и даже города, путешествовать можно, даже не выходя из дома. Вспоминая свои прежние путешествия, воображая те путешествия, которых на самом деле не было в жизни человека, представляя себя на месте тех, кто путешествовал физически, человек тоже путешествует. Путешествовать помогает не только сознание, но и подсознание, давая человеку сны, в которых он совершает путешествие.
Чтобы ответить на вопрос «Как путешествовать, не выходя из дома?», можно обратиться к художественным произведениям отечественных писателей.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» важное место занимает девятая глава первой части, которой автор даже дает название: «Сон Обломова». Главному герою Илье Ильичу Обломову снятся его детские годы, которые он провел в Обломовке. Автор довольно подробно описывает «географию этого уголка», показывая читателю, что центральный персонаж будто видит родную и любимую Обломовку воочию. Илье Ильичу снится то, как он, будучи еще любознательным ребенком, перемещался по Обломовке, познавая ее: убегая от заснувшей няни, Обломов «взбегал на галерею, обегал по скрипучим доскам кругом, лазил на голубятню, забирался в глушь сада, слушал, как жужжит жук, и далеко следил глазами его полет в воздухе», забирался в канаву, выбегал за ворота и др. И.А. Гончаров показал, что подсознание Обломова отправило его в путешествие в те места, которые были милыми его сердцу. Находясь в Петербурге, спящий Обломов путешествовал по любимой Обломовке.
О том, как путешествовать, не выходя из дома, заставляет задуматься и повесть К.И. Чуковского «Серебряный герб». Рассказчик вспоминает свою детскую дружбу с Тимошей, с которым они, сидя в «каламашках», рассказывали различные «небылицы и выдумки» «о Синдбаде-Мореходе, о птице Рох, о лампе Аладдина, о волшебных пещерах, наполненных золотыми сосудами, о подземных садах, где копошатся чудовища, и, главное, о контрабандистах и веселых разбойниках», а также читали журнал «Вокруг света». Рассказчик отмечал, что, повествуя истории «о следопытах, людоедах, ковбоях, огнедышащих горах и африканских миражах», они «словно переселились в другую страну и сами становились другими». Рассказчик признался, что для него значили путешествия: «мчаться по прериям, умирать от желтой лихорадки, выкапывать древние клады, спасать прекрасных индианок от кровожадных акул, убивать бумерангами людоедов и тигров». К.И. Чуковский показывает, что рассказчик и его друг Тимоша путешествовали без физических перемещений, используя лишь воображение.
Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что путешествовать можно не только физически, но и мысленно, при помощи сознания или подсознания человека.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №2
Путешествия, несомненно, облагораживают личность, способствуют саморазвитию. Однако для многих посещение других стран или близлежащих городов не представляется возможным из-за сложной экономической ситуации или недостатка средств даже на базовое удовлетворение потребностей. Как же в такой ситуации путешествовать, не выходя из дома?
Я полагаю, что это можно сделать посредством изучения книг, интересных историй или общения. Достаточно вспомнить, что любовь к странствиям и посещению зарубежных стран у людей часто зарождается именно при чтении приключенческой литературы. Как же на этот вопрос отвечают отечественные писатели?
В романе И.А. Гончарова «Обломов» важное место занимает «Сон Обломова». Главный герой в грезах видит детские годы. Автор уделяет внимание деталям, описывает ландшафт и погоду. Это позволяет читателю сформировать мнение о том, что персонаж видит родную и любимую Обломовку воочию. Илья Ильич видит себя ребенком, который стремится познавать мир и путешествовать. Семья не могла отправить маленького мальчика в морское или сухопутное приключение. Однако Обломова этот факт не останавливал, ведь он «взбегал на галерею, обегал по скрипучим доскам кругом, лазил на голубятню, забирался в глушь сада, слушал, как жужжит жук». Герой не боялся лезть в канаву и делать иные обескураживающие взрослых поступки. Находясь в Петербурге, спящий Обломов путешествовал по любимой Обломовке. Это был сон,
О том, как путешествовать, не выходя из дома, заставляет задуматься и повесть К.И. Чуковского «Серебряный герб». Писатель отмечает, что для путешествия достаточно иметь хорошее воображение. Например, можно вспомнить слова рассказчика, который говорил о себе и друзьях следующее: мы «словно переселились в другую страну и сами становились другими». К. Чуковский положительно отзывается о подобной детской практике, ведь путешествия и воображение способствовали развитию личности. Это словно другой мир, где можно «мчаться по прериям, спасать прекрасных индианок, убивать бумерангами».
Таким образом, не обязательно иметь деньги для путешествий, ведь отличными гидами в мир неизведанного могут стать воображение, сон. Любители приключений способны ставить цели и реализовывать их, не выходя из дома. Мечты обязательно должны сбываться.
Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:
-
Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
-
Примерные темы итогового сочинения 2021 2022 ЕГЭ по литературе
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Планируя путешествие, мы понимаем, что для этого понадобятся деньги и наличие свободного времени. Однако что, если путешествовать можно, не выходя из дома? Постараемся ответить на этот вопрос.
Возможно, путешествие без перелетов или долгой поездки на поезде подойдет не каждому, однако совершить его вполне возможно. Мое мнение таково: достаточно обладать сильным воображением, чтобы отправиться в любую точку мира или даже несуществующую волшебную страну, фантазируя и представляя себя в необычных местах.
Ответ на вопрос «возможно ли путешествовать, не выходя из дома» можно найти в литературе. Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». Отдельная глава даже носит символичное название «Сон Обломова». В ней Илья Ильич Обломов видит себя ребенком, проводившим время в родном уголке — Обломовке. Автором нарисована очень яркая картина, чтобы каждый читатель мог представить себе эти места и понять, почему главный герой всем сердцем любит Обломовку. Во сне Обломов видит себя бегающим по саду и дому, учиняющим невинные шалости, счастливым беззаботным ребенком. Здесь автор показывает, как можно перенестись в совершенно другое место, оставаясь в собственной постели, особенно в те края, которые человек любит всем сердцем.
Однако путешествовать подобным образом можно не только во сне. В повести К.И. Чуковского «Серебряный герб» герой делится воспоминаниями о друге детства Тимоше и о том, как они любили рассказывать друг другу истории про сокровища, волшебные пещеры, пиратов и даже людоедов. Обсуждая очередную новую сказку, мальчики будто бы сами переносились в неведомые края, сами сражались с врагами и находили клады. Эта повесть наталкивает на мысль о том, насколько сильным может быть воображение, и как можно совершить тысячи путешествий, географически оставаясь в одном и том же месте.
Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что путешествовать прямо из дома возможно и, более того, очень приятно. Ведь во время настоящего путешествия мы ограничены перечнем мест, куда могли бы отправиться, и только фантазия не имеет границ.
Организация: МБОУ СОШ №2 г. Усмани Липецкой области
Населенный пункт: Липецкая область, г. Усмань
Ни для кого не секрет, что в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции, так вероломно вторгнувшейся в наш мир, педагогам пришлось полностью менять образовательные стандарты современного урока. Казалось бы, в наступившей эре дистанционного образования одни только сплошные минусы: отсутствие живого контакта ученика с учителем, недостаточный контроль усвоения материала, и, конечно, главные враги — трудности в организации технической части урока – «баги», нестабильность подключения, нагрузка на сеть, и, в конце концов, элементарная «серость», скучность, минимум динамичности в образовательном процессе. Но что, если в понятии «дистанционное обучение» мы найдём и плюсы? Что, если прямо сейчас, не выходя из дома, на уроке географии мы с учениками отправимся в захватывающее и интереснейшее путешествие, которое запомнится надолго, заставит узнать что-то новое, откроет горизонты доселе неизведанного мира всего лишь за пару кликов? Такую образовательную методику выбрала для себя я, учитель географии МБОУ СОШ №2 г. Усмани Владимирова Антонина Вячеславовна. Что же, вперёд за знаниями!
Итак, начну, пожалуй, с технической стороны вопроса. Свои уроки я провожу на платформе Skype, которая зарекомендовала себя как наиболее популярная и удобная в использовании вспомогательная образовательная платформа. Ребята в назначенное время подключаются к собранию. Организационный момент напоминает мне общение главного пилота межпланетного спутника и его команды, что я не преминую использовать: «Как меня слышно? Иванов, вы с нами? Так, у Петрова наблюдаются помехи, ждём тебя». Наконец, все мои маленькие «пилоты» подключились к главной орбитальной станции и мы начинаем увлекательное путешествие.
Сегоднящний наш урок пройдёт на «Спутнике 7» — это не что иное, как кодовое название 7 класса, где у нас пройдёт занятие. Согласно образовательной программе, в 7 классе мы изучаем материки и океаны, а значит, наша бравая команда «Спутник 7» отправится исследовать материки планеты Земля. Для этого нам понадобятся: карта материков и океанов, Google Карты (а именно режим глобуса, 3 D изображение модели Земного шара), Яндекс.Погода (карта осадков и ветров в сервисе «Яндекс»), материал учебника и ресурсов сети Интернет. Прежде всего, условимся с моими «пилотами», что материков на планете Земля всего 6, однако в Антарктиду мы не полетим – уж больно холодно там, да и пингвины, наверное, рады нам не будут. Таким образом, на оставшиеся 5 материков – Евразию, Северную Америку, Южную Америку, Африку, Австралию, — я отправляю команду из 4 человек: главнокомандующего и трое его помощников. В чате системы Skype мы предварительно решаем этот вопрос. Своё путешествие мы совершаем не просто ради праздного любопытства: у нас, разумеется, есть чёткий план того, что нам нужно исследовать и что обсудить в конце занятия. Каждому из главнокомандующих я выдаю чек-лист с поставленными целями. Выглядит он примерно таким образом:
№ п/п |
Географическое положение |
Рельеф и полезные ископаемые |
Климат |
Внутренние воды |
Растительный и животный мир |
Страны |
Материк … |
Кроме того, каждая группа получает с собой в путь карту материков и океанов из атласа и, конечно же, учебник географии.
Что ж, задание получено, теперь приступаем к самому интересному! «Спутник 7, группа 1, как слышно? Отправляетесь в Австралию!». «Спутник 7, группа 2, вы с нами? Отправляетесь в Южную Америку!»… «Спутник 7, группа 3…» А теперь, для полноты картины, передаю свою рацию пилотам «Спутника 7», отправившихся на сайты Google Maps и Яндекс.Погода.
…Я – главнокомандующий «Спутник 7», группы 2, отправившейся в Южную Америку. В данный момент нахожусь на сайте Google Maps. По указанию капитана, необходимо в правой приборной панели выбрать режим глобуса и вот, вся наша планета Земля как на ладони, во всей своей красе, прямо в открытом космосе. Где-то впереди светит Солнце – та самая звезда-жёлтый карлик, благодаря которой жизнь на Земле переливается яркими красками, такими разнообразными и чудесными. Но не время предаваться мечтам – у нас есть задание и моя команда во что бы то ни стало его достойно выполнит! Левой кнопкой мыши представляется возможным вращать глобус в разных направлениях – и вот, я вижу материк, напоминающий гроздь винограда. Не иначе Южная Америка, если судить по карте, данной мне и моей команде капитаном! И вот, первый пункт плана мы уже выполнили: большая часть Южной Америки располагается южнее экватора и захватывает экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический климатический пояса. Переключимся на сайт Яндекс.Погода – и вправду, температуры здесь достаточно высокие на большей части материка… За исключением западной части. Здесь почему-то куда холоднее, чем всюду на материке. Переключаемся на Google Maps в поиске ответа – ну, конечно, рельеф Южной Америки неодинаков! В западной части мы наблюдаем горы – это Анды. Воздушные массы здесь циркулируют слабо, а рядом проходит ещё и холодное течение. Вот же парадокс! Внесём это в план, так и напишем «Рельеф неодинаков, в западной части находятся горы Анды, а в восточной – Бразильское плоскогорье. Омывается Южная Америка на западе водами Тихого океана, а на востоке – водами Атлантического океана». Климат здесь также неодинаков – в экваториальной, субэкваториальной, тропической и субтропической зонах – температуры высокие, однако в западной и южной части – низкие». Ура, еще одни пункты плана мы выполнили! Продолжаем наш путь.
Курсором мыши приблизим материк чуть ближе – и вот, сразу стали видны крупные страны, входящие в состав Южной Америки. Это Бразилия, Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Аргентина и другие. Так и запишем в план.
Теперь наши с командой пути расходятся: нам нужно выяснить наличие полезных ископаемых и особенности растительного и животного мира материка, а посему я, главнокомандующий «Спутника 7» , отряда 2, принимаю решение отправить своих помощников исследовать разные части Южной Америки. Сам я отправляюсь в Амазонию – загадочные экваториальные леса, полные редких животных, милых и опасных, красивых и жутковатых на вид. Ох, какие же здесь дремучие джунгли, эдак и заблудиться можно! Ознакомлюсь-ка я со здешней флорой и фауной с помощью учебника географии. Оказывается, в этих лесах, именуемых амазонской сельвой, есть такие эндемичные животные и растения, как колибри, виктория регия, лысый уакари, тукан. Неудивительно, ведь здесь самая настоящая «колыбель» редких животных, благоприятный климат решает всё! Что же касается полезных ископаемых, здесь, судя по карте полезных ископаемых материков, имеются запасы железных руд. Таким образом, свой план я выполнил, а что же мои помощники? О, вот и они, оказывается, тоже уже собрали данные о других частях материка. Один из помощников, который отправился в Анды, рассказал удивительные вещи: оказывается, там и впрямь прохладно – недаром место, расположенное в Аргентине и Чили, включающие горы Анды на западе и юге, а также плато и низкие равнины на востоке, именуют Патагонией или недружелюбной степью, где гуляют вольные ветра и бродят одни из самых забавных и красивых животных – перуанские ламы. Из полезных ископаемых там преобладают железные и медные руды, которых намного больше, чем в центральной части материка. Другой помощник рассказал о северной части Южной Америки – там находится крупное озеро Маракайбо, а чуть к северо-западу – Панама и Панамский канал, соединяющий Южную Америку с Северной будто перешейком. Кстати, его так и именуют – «Панамский перешеек». И ещё один мой помощник побывал на самом юге материка – там находится архипелаг Огненная Земля. «Не самое дружелюбное местечко» — так он выразился, ведь там часто бывают землетрясения из-за разлома тектонических плит да и до Антарктиды недалеко. Как всё-таки разнообразна Южная Америка!
Что же, мы с командой собрали все данные о материке и теперь пришла пора возвращаться на базу к капитану. Курсором мыши отдаляемся от Южной Америки, мысленно прощаясь с этим необыкновенным краем контрастов. Жаль покидать это место, но задание превыше всего!
«Капитан, как слышно? Команда 2 «Спутника 7» возвращается в Skype с отчётом»…
…Ну вот, кажется, все мои маленькие «пилоты» в сборе. Все успешно справились с заданием, собрав данные о материках, совершив своё небольшое виртуальное путешествие, открыв для себя, какими разнообразными и особенными являются материки нашей планеты. В диалоговом окне Skype прошу ребят поделиться, что показалось им наиболее интересным, необычным в их путешествии, что нового они для себя открыли. «Пилоты Спутника 7» довольны, ведь когда ещё сможешь так изучить мир, не выходя из дома, всего-то пару раз нажав на кнопку?..
…Но время, увы, как и мир в целом, имеет границы. Вот и наш урок-путешествие подошёл к концу. Однако одним этим мы, естественно, не ограничимся. Ведь вскоре нас ждёт следующее задание!
Я считаю, в реалиях современного мира, в эпоху развития технологий образовательного процесса важно брать всё то хорошее, что нам может предоставить Интернет. Необязательно замыкаться в себе и сводить рефлексию на уроках в условиях дистанционного обучения к минимуму – напротив, это шанс достичь прогресса, вызвать интерес обучающихся и показать им самое главное – показать, что наш мир прекрасен и огромен, велик и чудесен.