Путешествие плодов и семян рассказ по окружающему миру

«Путешествие в мир плодов и
семян»
(1 М класс)

Ход урока

I. Организационный
момент 

   
-Ребята! Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в удивительный мир плодов
и семян
. Мы  посетим город, в котором живут сухие и
сочные плоды, узнаем «секрет» семян. В наше путешествие мы отправимся на
поезде.

                         
 ( на доске паровоз и четыре вагона)

вагон
№1 – «Сочные ягодки»;

вагон
№2 – «Короли-семена»;

вагон
№3 – «Крепкие орешки»;

 вагон
№4 – «Витаминчики»

  
Оставшиеся места в вагонах занимают родители., они будут
проводниками. Проводник — это очень строгий человек, любящий порядок. Я буду начальник
поезда.

II.  Наша первая станция «Узнавай-ка»

 
Наш поезд необычный, он математический, так как мы с вами учимся в
математическом лицее
. Внимательно посмотрите и
скажите: из каких геометрических фигур он состоит?

        
— На какие группы можно разбить эти фигуры?  (по форме, по цвету,
по размеру)

        
— В дорогу я взяла с собой корзинку с едой.
Я
предлагаю вам угадать, что у меня на столе в корзине.(
Муляжи
фруктов в корзинке)
Фрукты  разные по форме и по цвету, по размеру.

        — Какую
форму напоминает яблоко и апельсин? ( шара)

        — Какую
форму напоминет  банан ? (цилиндр)

Я предлагаю вам угадать, что у меня на
столе в корзине:

Яблоки, лимоны, тыква, картошка, томат. (Муляжи фруктов и овощей.)

Как же одним словом назвать все это. (Фрукты и овощи.)

Их еще называют плоды. Но они не настоящие – это муляжи.

Как появляются наши плоды? 

Мы едим, едим плоды, а почему их не становится меньше

      
  
— На перроне отъезжающие, которые очень хотят сесть в наш поезд. (каждая
  группа  получают одинаковые наборы карточек с изображением плодов)
. В один вагон они все не поместятся и нам необходимо
распределить их по вагонам. В одном вагоне поедут друзья «грецкого ореха»,
а во втором вагоне друзья  «абрикоса»

                 Общее же имя всех карточек –
«плоды растений».

                        Обсуждение
полученных решений.

Группа выходит
к доске и рассказывает,  какие группы плодов получились.


Все пассажиры заняли свои места и наш поезд теперь может отправляться в путешествие.


Чем вы любите заниматься, когда едете в вагоне поезда?

 Одно
из любимых занятий во время езды, смотреть в окно на мелькающие дома, поля,
сады, реки.


Обратите внимание, что из окна нашего поезда можно увидеть на наш «классный
огород», сколько замечательных растений вы сами смогли вырастить из маленьких
семечек. Сколько  трудов, заботы вы вложили в каждое растение.

( 2
человека выступают с рассказом о выращивании своего растения)


А еще во время путешествия можно почитать книгу, полистать журнал. У меня в
руках лэпбук, который посвящен плодам и семенам. Здесь собраны  ваши фото с
растениями, загадки, пазлы, игры, образцы семян, папка с этапами роста
растений. С таким лэпбуком в дороге точно скучать не придется.
(
продемонстрировать лэпбук )

III.
Наша вторая станция – город Сухих и Сочных плодов.


Ребята! Незаметно мы подъехали к городу Сухих и Сочных плодов.

Наших
пассажиров надо расселить одних на улицу, где живут сухие плоды, других – на
улицу, где живут сочные плоды.

(дети
«по цепочке»  распределяют  карточки с изображением плодов у доски)

Беседа по
вопросам:

— Плоды бывают сухие и сочные.

— Почему арбуз, помидор, огурец вы отнесли к сочным? (вы правы,
эти плоды вы едите с удовольствием, в них много сока, который содержит
витамины)

— Почему грох, пшеницу, орех вы отнесли к сухим?

— Какие плоды лучше : сочные или сухие? ( в сочных плодах много
сока, питат.веществ, к сожалению, они быстро портятся , асухие плоды дольше хранятся)

   
Давайте сделаем остановку и немного отдохнем: (физминутка)

Я называю плод, если он относится к группе сочных плодов вы
хлопаете в ладоши, а если к группе сухих плодов – топаете.

      Подсолнечник, вишня,
пшеница, гречиха, тыква, абрикос, фасоль, горох, груша, рис, рожь, малина,
кукуруза

          IV. «Площадь
Научная»

Ребята,  мы с вами оказались на главной площади города с
названием Научная площадь. Мы теперь все исследователи, которым надо
рассмотреть и изучить наши плоды и сделать научные выводы.

— У вас на столах
лежат плоды ( яблоко и слива, плод подсолнечника ,орех)

— Давайте
рассмотрим яблоко. Это плод.

— Из чего образуются плоды? (из цветов). Находим на яблоке
место, где раньше был цветок, внизу яблока. Наш плод крепился к веточке
черешком. Он находится вверху яблока.

— Что находится внутри каждого плода? (семена)

Чтобы увидеть семена, что надо сделать?
(разрезать, вскрыть оболочку
) , чтобы были видны семена

— Кто же нам
поможет разрезать плод? (проводники в вагонах)

Разрезаем яблоко и
сливу по горизонтали.

  — Что мы видим в
внутри яблока: семена. Много или мало? (Много)  Возьмем плод подсолнечника, ореха 
вскроем. Сколько семян? (Одно семя) Значит, у плодов бывает одно семя и много
семян.
— Для чего растению семена? (чтобы посадить в
почву, чтобы появлялись плоды)

— Что бы произошло
на земле, если бы семян у растений не стало?

 У вас в
конвертах лежат картинки плодов. Вам необходимо расселить и зарегистрировать
жителей нашего города в исследовательском журнале.

Плоды

Сочные

Многосеменные

Односеменные

— Почему вы так распределили
плоды? Какой был существенный признак при распределении на группы?

После проведенной
работы совместно уточняем степень совпадения результатов по группам. Для этого
уточняем – «В какой группе оказался вот этот плод?», «В какой группе оказался
вот этот плод».

Задание
от учителя:

  • Что
    нового  узнали ?
  • Чему
    научились сегодня?
  • Что
    было самым интересным на уроке. На ваш взгляд?

—  О плодах и семенах народ
говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки. Плоды
путешествуют по сказкам.

Какие
сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды
упомянутых растений?

·        
Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и
уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.

·        
Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь);
“Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).

·        
Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино”
Дж. Родари (тыква).

·        
Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка)

Наше путешествие приближается к
концу. Нам пора возвращаться. И закончить наш урок я предлагаю
стихотворением:

 Это — с носиком пушинки,

 Это — горсточка зерна.

 Тут — горошек, там — крупинки.

 Что же это?

 — Семена.

 — А зачем мы их набрали?

 Не красивы, не вкусны…

 Только место занимают!

 — Подождём-ка до весны…

 *

 Вот из этой вот пушинки

 Тёплой раннею весной

 Вырастает одуванчик —

 Мягкий шарик золотой.

 ***********************************

 Из смешных сухих крючочков —

 Рыженькие ноготки.

 Из крупинок круглых — маки,

 А из зёрен — колоски.

 *

 Кто-то раньше, кто-то позже —

 Каждый точно прорастёт.

 В землю, вниз протянет корень,

 Листья — к солнцу, вверх, вперёд!

 ***************************************

 Видишь жёлудь? Будет дубом!

 Шарик — липа. Носик — клён.

 В крошке-семечке подсолнух

 Высоченный заключён.

 *

 Так задумано в природе:

 Где бутоны — там весна.

 Лето все в цветах приходит,

 Осень — копит семена.

 ***************************************

 А зимой природа дремлет,

 И когда весна придет,

 Семена ложатся в землю.

 Пустят корни и — вперёд.

 Проратут, цветы раскроют…

 Запахов земля полна!

 А внутри цветов душистых

 Подрастают семена.

 *

 Много семечек-детишек!

 Все рассеются вокруг!

 Урожайной осень вышла,

 Закрутился новый круг.

 ****************************************

 Что, пушинки и крупинки

 И крючки тебе смешны?

 — В них растенья-невидимки.

 Не будите до весны!

Способы распространения плодов


Способы распространения плодов

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 33.

Обновлено 26 Июля, 2021

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 33.

Обновлено 26 Июля, 2021

Все растения нуждаются в освещении и питании, потому для молодой поросли важно подальше «убежать» из-под раскидистой кроны взрослого материнского дерева. Это особенно ярко проявляется в густой тайге, где вблизи крупных деревьев растут только кустарнички. У цветковых растений есть приспособление для распространения семян на как можно большей площади. Это плод, вместе с которым происходит рассеивание семян.

Как распространяются плоды

Существует 4 способа распространения плодов.

  • Самый надёжный и эффективный способ — использование животных и людей.
  • Не менее удачный способ — разнесение ветром.
  • Потоки воды тоже могут далеко унести плоды.
  • Растение самостоятельно разбрасывает плоды. Не очень результативный метод, так как семена остаются поблизости.

Есть растения, у которых соединяются 2 способа. При рассмотрении примеров станет ясно, что главный из них один.

Распространение с участием животных и людей

Участие животных и людей может проявляться по-разному.

Птицы и звери съедают сочные плоды, например, ягоды рябины, опавшие яблоки. Плод переваривается, семена сбрасываются на землю с помётом. Прорастающее семя сразу получает удобрение.

Существуют растения, у которых созревшие семена имеют крючки и легко покидают материнское растение. Такие плоды крючками цепляются на шерсть, перья, одежду человека и путешествуют вместе с ними. Так распространяются череда, водяной орех, репейник.

Грызуны прячут орехи, жёлуди, каштаны под корнями деревьев, выкапывают ямки. Часть запасов хозяева съедают, часть забывают. Забытые припасы прорастают, иногда в соседнем лесу, на поляне.

Белка с шишкой

Рис. 1. Белка с шишкой.

У людей есть возможность распространять растения в другие регионы, на другие материки. Временами это делают специально, но чаще — ненамеренно. Семена прилипают к обуви, колёсам автомобилей, к днищу лодок.

В Антарктиде появился второй злак — мятлик однолетний, занесённый туда случайно.

Рассеивание ветром

Разносятся ветром только созревшие семена, имеющие своеобразное строение.

  • Семя снабжено пушистыми выростами (ива, иван-чай), парашютами (одуванчик, козлобородник, бодяк).
  • У семени имеется крылышко. Оно может быть маленьким, как у берёзы, или большим, как у клёна.
  • В конце вегетации растение целиком отрывается от грунта и уносится ветром. Так образуется перекати-поле в пустыне.

Семена берёзы мелкие, лёгкие — в 1 грамме помещается 5000 семян, которые улетают на 100–150 м.

Перекати-поле в пустыне

Рис. 2. Перекати-поле в пустыне.

Путешествие по воде

Вода разносит семена водных и прибрежных растений. Чтобы хорошо плавать, плоды обладают пористым строением, как кокос, или настолько лёгкие, что не тонут, например, ольха.

Кокос, проросший на пляже

Рис. 3. Кокос, проросший на пляже.

Самостоятельное рассеивание

Многие бобовые разбрасывают семена самостоятельно: сухие створки боба скручиваются, семена выбрасываются наружу (мышиный горошек, фасоль, люпин).

Коробочка касатика болотного качается на ветру, семена высыпаются в воду. Сам плод — коробочка — не меняет положения, остаётся на стебле.

Заключение

Что мы узнали?

Существуют 4 способа распространения плодов — животными, ветром, водой, самопроизвольный. В докладе на уроке по окружающему миру в 3 классе можно упомянуть такие названия растений и примеры их распространения: репейник разносят животные и люди, семена одуванчика и ивы рассеиваются ветром, а горох и фасоль самостоятельно разбрасывают плоды.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 33.


А какая ваша оценка?

Чтобы семя проросло, оно должно попасть туда, где есть влага. Если семена начнут прорастать рядом с материнским растением, то им не хватит питательных веществ, света и воды. Значит, семена должны переместиться в другое место. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели.

Как же распространяются семена? Помогают им в этом плоды. Если присмотреться к плодам, то можно догадаться, как они путешествуют. У каждого семени и плода свой «транспорт».

Большинство семян — любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ перемещения.

У одуванчика плоды с маленькими парашютиками. Ветер подхватывает парашютики, и они улетают далеко от растения.

dandelion-3489984_1280.jpg

Рис. (1). Парашютики одуванчика

У плодов клёна, липы, берёзы есть маленькие крылышки. Они тоже разносятся ветром.

maple-2606543_1280.jpg

linden-flowers-fruit-3562303_1280.jpg

1396px-Frucht_Bpub.jpg

Рис. (2). Плоды клёна

Рис. (3). Плоды липы

Рис. (4). Плоды берёзы

Парашютики и крылышки — это приспособления для распространения плодов и семян с помощью ветра.

Плоды многих растений могут прицепляться к шерсти животных или к одежде человека и так распространяются. Для этого у них есть зубчики (у череды) и крючочки (у репейника).

tickseed-6161026_1280.jpg

burdock-2536238_1280.jpg

 Рис. (5). Череда

 Рис. (6). Репейник (лопух)

Зубчики, крючки, зацепки — это приспособления для распространения плодов и семян животными или с помощью человека.

У малины, земляники, рябины и многих других растений плоды яркие и вкусные. Птицы и другие животные поедают сочные плоды и, перемещаясь с места на место, выбрасывают неповреждённые семена.

Яркие, сочные и вкусные плоды — это приспособления для распространения семян животными.

bird-2823763_1280.jpg

Рис. (7). Птица с ягодами

Известны и другие способы распространения плодов.

Источники:

Рис. 1. Парашютики одуванчика https://pixabay.com/images/id-3489984/ 6.06.2021

Рис. 2. Плоды клёна https://pixabay.com/images/id-2606543/ 6.06.2021

Рис. 3. Плоды липы https://pixabay.com/images/id-3562303/ 6.06.2021

Рис. 4. Плоды берёзы Автор: Elke Freese — Сфотографировано загрузившим, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=974888

Рис. 5. Череда https://pixabay.com/images/id-6161026/ 6.06.2021

Рис. 6. Репейник (лопух) https://pixabay.com/images/id-2536238/ 6.06.2021

Рис. 7. Птица с ягодами https://pixabay.com/images/id-2823763/ 6.06.2021

О снежной метели и ивняке, снегобежцах и перекати-поле

В конце апреля—в начале мая, гуляя поберегу речки, поросшей ивняком, нетрудно попасть в настоящую «снежную» метель. Хлопья «снега» массами летят с деревьев и кустов. Под деревьями, под кустами его можно сгребать ногой в кучки. Небольшие водоёмы покрываются толстым пушистым ковром так, что и поверхности воды не видно.
Точно ли это снег?
Он не тает.
Возьмём пушинку, приставшую к рукаву платья, рассмотрим её через лупу.

Хорошо видно, что это семя, окружённое пучком белых длинных волосков. Пучок играет роль парашюта, при помощи которого семя переносится ветром на большие расстояния. Плод у ивы — коробочка. Когда коробочки ивы созреют, они лопаются и семена из них высеваются. Парашютики семян сразу расправляются, семена летят. Такое приспособление чрезвычайно легко и выгодно для растения. Оно очень увеличивает площадь сопротивления воздуху при падении и ветру; поэтому семена могут долго парить в воздухе и далеко улететь от материнского растения.
У тополя, у осины также имеются парашютики—пучки волосков вокруг семян. В тополевой аллее тоже идёт «снег», когда приоткроются с первой жарой плоды и из них высеваются семена…
Осмотрим плоды одуванчика. У него летучки с хохолком, сидящим на особой ножке. У осота полевого хохолок непосредственно прикреплён к семянке.
У многих растений семянки-летучки помещаются в корзинках, в головках и в коробочках.
В сырую погоду они закрыты. Пучки волосков сжаты. Как только погода становится пожарче и посуше, «помещения» семянок раскрываются.
Волоски, хохолки-парашютики семян быстро расправляются, растопыриваются. Семянки благодаря этому оказываются у раскрывшихся краёв корзинок. Ветер подхватывает их, и путешествие начинается…
Большинство деревьев верхнего полога широколиственного леса распространяет свои плоды и семена при помощи ветра.

Надо набрать семян побольше, чтобы изучить летательные приспособления. Полезно взять из дома заранее приготовленные небольшие пакетики, чтобы положить в них веточку (если можно – с листочком), плоды и семена от каждого дерева отдельно.
Семена у этих деревьев имеют небольшой вес. Например, 50 тысяч семян осины весят четыре грамма. А есть растения, у которых семена во много раз легче…
Крылатые плоды берёзы могут отлетать от материнского растения на 1,6 километра. Значительно дальше могут отделиться от ели её семена. Возьмите зимой шишку ели. Рассмотрите семена. Крылышки у них, словно парус,— семена скользят по насту.
Как лодочка под парусом, несутся они с попутным ветром далеко, далеко от родного леса.
Рассказывают, что семена ели находили за десять километров от елового леса.
В Куйбышевской области семена сосны находили в степи на расстоянии пятидесяти километров от материнского бора…
У некоторых растений парашюты состоят из ветвистых волосков, напоминающих птичье перо; это ещё больше увеличивает парусную поверхность парашюта.
В этом отношении плоды сорного растения осота лилового могут оказаться, пожалуй, на первом месте. Одно растение осота лилового даёт до 35 тысяч плодов. У плодов — густой белый хохолок из перистых волосков. Такие плоды могут улетать по ветру на огромное расстояние. У осота лилового очень развитая система корней. Каждый кусочек корня может дать начало новому растению. Если это учесть, то становится понятным, какой же осот злой сорняк. И уничтожать его нужно не только на полях, но и повсюду: плоды его с пустыря могут перелететь на дальние поля…
Путешествие плодов и семян по ветру всегда может внезапно оборваться. Смочит дождём парашютики, хохолки, прибьёт семя к земле — вот и конец путешествию. Или вдруг на «трассе» оказывается забор, изгородь, сарай, стена. Как только летящая семянка наткнётся на твёрдое препятствие — парашют отпадёт. Лишившись своего воздушного средства передвижения, семянка падает на землю.
Многим из вас приходилось замечать, что под забором, у стен, у изгороди часто растут осоты, чертополохи. Семянки, из которых выросли эти растения, несомненно, улетели бы куда-нибудь дальше. Забор остановил их. Много сорняков и по межам, канавам и оврагам, где тоже задерживаются семена. Конечно, великое множество семян и плодов погибнет, но какая-то часть может осесть и на карнизе балкона, крыше каменного дома, а ещё меньшая часть даёт молодые проростки. Может случиться, что и вырастет тополь на крыше. Вырастут там даже купы деревьев или заросли кипрея…
У ряда растений летательные приспособления помогают не только передвижению семян, но и зарыванию в землю.
В южной полосе нашей страны в нераспаханных степях встречается злак-ковыль. Плод его — острая зерновка с длинной, изогнутой под прямым углом, остью. Часть ости перистая. Нижняя её часть при подсыхании винтообразно скручивается, при увлажнении раскручивается. Встретив при своём движении в степи какое-либо препятствие — камешек, комок почвы, стебель растения,— зерновка останавливается и своим острым концом ввинчивается в землю. Обратного движения не может быть, так как волоски ости расположены концами вверх. Зерновка ковыля постепенно всё больше зарывается в почву.
Ветер не только по воздуху несёт плоды и семена растений. Часто катит их по поверхности земли…
В степях ветер подхватывает целые растения, сломав их у корня, и несёт, перекатывает с места на место. «Перекати-поле»,— так и назвал народ гонимое ветром, прыгающее сухое растение.
В степях в это осеннее время года совсем уныло. Летом выжгло всю растительность; пролетели в тёплые страны птицы; не слышно стрекота кузнечиков; попрятались в укромные места ящерицы, суслики и другие обитатели степи. Глухая осень… Тёмные ночи. Скована первым морозом высохшая земля. Мчатся по ней шары, комы. Издали они кажутся животными фантастического вида. Может быть, герои из детской сказки? Какие удивительные скачки они совершают!


Поближе видно, что это просто сухие растения. Многочисленные ветви их стеблей растопырены. Куст похож на шар, на шатёр. При перекатывании ветром по степи шары часто сцепляются друг с другом по нескольку сразу.
Очень многие степные растения имеют шарообразную форму. Осенью, отмирая, они обламываются у корня. Стебель их вообще сухой, как у всех растений степей, а у отмирающего растения сухость стебля ещё возрастает. Ветер легко может сломать их.
Перекати-поле — неустанные странники. Они могут перекатываться ветром на десятки, сотни километров. А если прибавить к этому те километры, что совершает перекати-поле, перекатываясь из стороны в сторону, тогда, возможно, это будет тысяча километров и более.
Рассмотрев куст повнимательнее в тот момент, когда он только ещё начинает путешествовать, заметим, что он не высеял своих семян на месте произрастания.
Катясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы, бугры и другие препятствия, перекати-поле рассеивают семена.
Перекати-поле всё ещё странствует, когда первый снег уже покрыл землю, и останавливается лишь тогда, когда снег засыплет степь толстым слоем. Только заснеженные ветки перекати-поле торчат из-под снега, указывая, где пришёл конец путешествию.
Под именем перекати-поле объединяют большую группу степных растений: рогачку, качим катран и некоторые другие.

Живые сеялки


Не меньше, чем воздушными и водными течениями, распространяется плодов и семян при помощи живого транспорта.
Кому не приходилось после прогулки по лесу, лугу, запущенному саду в конце лета или осенью очищать свою одежду от приставших колючек?
Щёткой не возьмёшь их! Надо выбирать руками,— так много застряло в ткани колючек. А что это такое?
Попробуйте рассмотреть через лупу, что за добычу принесли вы домой на своём платье, возвратившись осенней порой с прогулки. Вы проходили пустырём, шли по берегу водоёма, не правда ли?
И вот доказательство этого.
Там, около старого пруда, вы встретили настоящие заросли череды; её же было много по канавам. По правде сказать, это очень надоедливое сорное растение из семейства сложноцветных.
Плоды у череды — семянки с шипами, покрытые загнутыми назад зубчиками, поэтому-то они и застряли в одежде. Их вы обнаружите и в шерсти собаки, которая сопровождала вас на прогулку.
Пройдёт корова топким берегом реки, пробежит собака узкой тропинкой между густых зарослей сорняков, сядет птица на череду — все они перенесут иногда на очень значительное расстояние прочно прицепившиеся семянки этого сорняка.
В том, что путь ваш лежал пустырём, тоже сомнения нет.
В добыче, принесённой с прогулки, через лупу можно прекрасно различить мелкие орешки, покрытые двумя-тремя рядами шипов. Какие же они цепкие! Никак не очистишь их с платья; недаром растения, которым принадлежат эти орешки, называются липучкой. Её легко найти по сухим холмам, обрывам, обочинам дорог. В конце лета узнать липучку нетрудно по ежевидному характеру плодов и жёстким волоскам, покрывающим всё растение. Цветки у неё мелкие, голубые, собраны в кисть.
Оттуда же, с пустыря могут быть принесены корзинки со зрелыми плодами хорошо всем известного лопуха. Они собраны в виде щитка. Листочки обвёртки корзине к заканчиваются крючочками. Ими и цепляются корзинки за платье прохожих, шерсть животных.
В этом случае при помощи прицепок распространяются не отдельные плоды, а целые соплодия…
Плоды и семена деревьев, составляющих верхний ярус леса, распространяются главным образом при помощи ветра. Растения самого нижнего яруса — травянистого — больше всего распространяются, прицепляясь или приклеиваясь к шерсти животных или к платью человека.
Какие же деревья составляют средний ярус? Как распространяются их плоды?
Под пологом леса произрастают многие ягодные кустарники: шиповник, крушина, калина, бузина, бересклет, волчья ягода и другие. Здесь же встречаются и невысокие деревья: черёмуха, рябина и другие.

Многие из названных кустарников и деревьев вы знаете и скажете сами, что у них плоды — сочные ягоды.
Летом плоды их были зелёными, незаметными на общем зелёном фоне. Но вот лето близится к концу.
В это время у многих ягодных кустарников и деревьев листва ещё зелёная, а плоды, как связка рубинов, горят на солнце.
Хороши в этом уборе рябина, бузина, калина. Мелкие вечнозелёные кустарники (брусника, толокнянка) тоже усеяны к этому времени красными ягодами.
Созревают ягоды во второй половине лета и осенью. В это время происходит перелёт птиц. Вот почему во втором ярусе леса с конца лета до самой зимы стоит птичий гомон.
Известно, что с наступлением зимы у нас, как и повсюду в средней Европе, поселяется много птиц. Они исчезают к весне. Почему? Куда?
Учёные выяснили, что птицы, являющиеся нашими гостями зимой, улетают весной в тундру. Там они выводят птенцов. На первый взгляд кажется непонятным, что же там составит пищу для миллионов прилетевших в тундру птиц?
Болота тундры? Именно так: болота тундры к началу весны изобилуют ягодами.
Обычно думают, что тундра бедна растительностью. Это не совсем верно, для лета по крайней мере.
Здесь природа использует каждый тёплый день. Лето наступает внезапно, и хотя оно здесь непродолжительно, но зато приносит свет и тепло в изобилии. Расцветают заросли морошки, брусники. Они дают в тундре громадное количество ягод. 
Лето миновало так же внезапно, как пришло… Снег засыпает бесчисленные ягоды на кустах. Всё толще и толще снежный покров. Вьюги, метели… Под снегом ягоды сохраняются всю зиму совершенно свежими. Как только под солнечными лучами начнёт таять снег,— повсюду выглянут кустики с прошлогодними ягодами. Земля усеяна ими. Теперь ясно, что соблазняет птиц за полярным кругом. Вековой опыт научил их находить покрытые льдом запасы «глазированных фруктов», хоть и далеко приходится за ними лететь. Зато запасы обеспечивают птиц до нового урожая ягод, с которыми они тоже не успеют справиться до снега. Тогда снова в путь-дорогу — к нам. Нетрудно догадаться, чем привлекает пернатых гостей рябина, черёмуха. Плоды-ягоды с яркой окраской издали заметны для птиц. Мякоть их поедается птицами. А семена? Что делается с ними?
Вспомните, что обычно семена в таких плодах покрыты твёрдой оболочкой. Она защищает семена. Благодаря ей многие семена не перевариваются в желудке и кишечнике некоторых птиц, проходят весь этот путь и выбрасываются совершенно неповреждёнными. Значит, соки желудка и кишечника птиц, под воздействием которых переваривается пища, не разрушают твёрдых оболочек семян. Ставились специальные опыты, чтобы узнать, какие птицы при поедании плодов не разрушают семян.
Оказалось, что курица, голубь, клёст, синица и некоторые другие разрушают даже самые твёрдые плоды и семена; всё это птицы, у которых желудок мускулистый, наполнен камешками и песком. В таком желудке пища великолепно переваривается и измельчается. Иногда семена попадают в желудок птицы через посредство какого-нибудь другого животного.
Так плоды и семена очутились в желудке хищной птицы потому, что она уничтожала зерноядных птиц. А бывает и так: пресноводные рыбы, как оказывается, поедают семена многих наземных и водных растений, но рыбами питаются некоторые птицы, и семена, таким образом, легко могут быть перенесены с места на место…
Более того, даже мёртвые птицы могут быть транспортом для распространения плодов и семян. В зобу мёртвых птиц семена многих видов растений долго сохраняют свою жизнеспособность. Мёртвую птицу может прибить к берегу. Семена могут быть разбросаны при поедании каким-нибудь животным трупа птицы, могут быть выброшены на сушу.
Во время своих осенних перелётов птицы переносят на себе прилипшие вместе с грязью семена, особенно водных и прибрежных растений.
Куст бузины, выросший на полуразрушенном зубце старинной стены, рябина, забравшаяся на сосну, — все эти загадки в полной мере разгадываются.
Среди птиц много любительниц ягод рябины, в которой под плотной оболочкой спрятаны семена.
Полакомившись сочной мякотью, птицы разлетаются, садятся передохнуть, где придётся. У одних на пути оказалась старая стена, другие отдыхали на сосне, на каменном выступе балкона. Желудок птицы не мог справиться с прочной кожурой, не переварил их,— и они были извергнуты в разных местах с птичьим помётом.
Пролежали семена под снегом всю зиму. Весной, набухнув от дождей, согретые солнечными лучами, они проросли. Пошёл в землю корешок, распустились первые листочки. И вот зазеленела молодая рябина там, где её никто не ждал, например на сосне.
Разумеется, не надо представлять себе, что все семена рябины прорастут и дадут деревца.
Много, много условий для этого нужно. Птица должна съесть ягоды, потом извергнуть их. Но птица может быть поймана, съедена. Выброшенные семена должны попасть в такое место, где они встретили бы хоть немного почвы. Из проросших семян, из ростков опять уцелеют не все.
Одних сломит буйный ветер, других заглушит какая-нибудь сорная трава, которая в одно лето вытянется в целый метр. Захиреет тонкая рябина!
Но ничего, ягод у рябины много, и птиц — охотниц до них тоже немало.
А уж насколько птицы любят ягоды рябины, показывает то, что эти ягоды применяют для ловли птиц. Раскидывают сети, силки на ветвях рябины или просто на корзине, наполненной ягодами рябины, и подкарауливают птиц. Они скоро слетаются стайками, лакомятся… и попадают в плен.
Даже само название «рябина» на латинском языке происходит от выражения «ловить птиц».

О растениях-артиллеристах и ползающих семенах

…Одно растение «артиллерист» из семейства тыквенных назвали даже «бешеным» за его неистовую бомбардировку семенами.


Этот «бешеный» огурец встречается на юге Европы и у нас в некоторых районах Средней Азии и на Кавказе.
Плод у него — небольшой огурец, почему и растение получило это название.
При созревании семян окружающая их ткань превращается в слизистую массу. Она сильно давит на внутренние слои. Достаточно слегка прикоснуться к зрелому плоду, как из него под напором слизистого слоя устремляется наружу вся масса семян в струе липкой жидкости.
На расстояние больше шести метров может бешено «плюнуть» это растение. При этом оно может обдать жидкостью и семенами проходящих мимо человека и животных. Семена приклеются к их шерсти и «поедут» дальше. Человеку, проходящему близ «бешеного» огурца, следует вспомнить, что это растение считается ядовитым. Особенно нужно беречь от его «плевка» глаза.
У американского тропического растения — трескучки болотной плоды стреляют своими семенами на расстояние, значительно большее,— до четырнадцати метров.
Когда плод этого растения вскрывается, раздаётся звук, подобный звуку при выстреле из револьвера. При созревании трескучки болотной идёт настоящая перестрелка. Человек, не знающий особенностей этого растения, пожалуй, испугается и будет в недоумении,— что за стрельба такая? — пока не выяснит причин её.

Цветочные часы

Некоторые плоды рассеиваются, ползая по земле. Как же плоды ползают?
Труднее всего, пожалуй, представить себе это любопытное явление. Вот, например, семянка синего посевного василька. Семянка с хохолком из жёстких щетинок на верхушке. В сухую погоду они растопырены и, как пружины, подпирают семя. Выпала роса или дождь освежил землю — щетинки намокли. Во влажном состоянии они спадаются. Семянка приникает к земле. Подсохнут щетинки — плод приподнимется и несколько продвинется. Конечно, это передвижение совершается очень медленно. Но всё же семянки, так сказать, «отползают» от материнского растения.


Цели урока:

Дидактическая цель:

  1. Создать условия для осознания и осмысления
    новой учебной информации.

Образовательные цели:

  1. Познакомить учащихся с различными способами
    распространения плодов и семян растений (с
    помощью ветра; животных; человека).
  2. Раскрыть биологическое значение
    приспособления растений к распространению
    семян.

Развивающие цели:

  1. Развивать наблюдательность, познавательный
    интерес.
  2. Воспитательная цель:
  3. Воспитание мотивов учения, положительного
    отношения к знаниям.

Оборудование:

  1. Таблицы “Семена растений”, “Опыление растений
    ”.
  2. Рисунки растений: одуванчик, бешеный огурец,
    недотрога.
  3. Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.
  4. Детская энциклопедия “Я познаю мир. Растения” —
    по 1 на парту
  5. Образцы плодов и семян — по 1 комплекту на парту.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок
Все за парты, сядем дружно,
Начинать работу нужно.

II. Актуализация знаний.

1. Сообщение синоптика (работа в дневниках
наблюдения)

2. Фронтальная работа:

— На прошлом уроке мы узнали, кто участвует в
размножений растений

— Какую работу они выполняют? (опыляют растения)

На доске таблица “Опыление растений”.

3. Индивидуальные задания:

3-4 ученика работают на индивидуальных
карточках.

— Используя таблицу, расскажите, как происходит
опыление растений.

(2 ученика отвечают домашнее задание устно у
доски).

III. Сообщение темы и целей урока.

— Достаточно ли работы насекомых для
размножения растений?

(Нет. Они только опыляют растение, а семена ещё
нужно посадить.)

— А кто это делает? (Люди)

Правильно. Люди сеют семена, ухаживают за
растениями, получают урожай.

А кто помогает дикорастущим растениям? Это нам
и нужно сегодня выяснить.

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Семена путешествуют

— Что значит, путешествуют (бывают в других
городах, странах, и т.д.)

— На чем можно путешествовать? (на поезде,
самолёте, теплоходе и т.д.)

— А могут ли так же путешествовать семена
растений? (Нет)

— Какова же будет цель сегодняшнего урока?

Дети называют цели, учитель корректирует:

Цели:

  1. Как путешествуют семена?
  2. Кто им помогает путешествовать?
  3. Какое значение имеют эти путешествия для
    природы?

IV. Открытие нового знания и первичное
закрепление.

— У многих семей есть садово-огородные участки,
на которых они

выращивают культурные растения. У меня тоже
есть. И вот как-то летом среди молодых всходов
редиса и салата я обнаружила на своих грядках
лужайки из желтых шариков одуванчика.

— Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не
сеяла? Выслушиваются мнения детей.

— Эти семена-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ. Специально их
никто не сеет. Все мы любим дуть на белые шапочки
одуванчика и радуемся, когда легкие парашютики
летят и опускаются на землю.

— ПАРАШЮТИК (или зонтик)- это плод
одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились
к расселению
с помощью ветра. Даже при
слабом ветре перелетают они на большие
расстояния, потому что легкие.

— Так как же переселились одуванчики на мой
участок? (Путешествуют с помощью ветра)

На доске

— Не только одуванчик расселяется с помощью
ветра. На доске плакат “Семена летучие”.

Практическая работа

На партах наборы семян растений (клена, березы,
сосны и др.).

— Рассмотрите семена растений. Есть ли у них
парашютики? Как же они расселяются?

— У клена плоские крылышки, чтобы подольше
кружиться, удержаться в воздухе и долететь до
земли.

— Плоды астры, пушицы, тополя имеют хохолки из
мелких волосков. Семена березы едва видны
простым глазом. Мелкие плоды послушны ветру.

ВЫВОД: Ветер помогает путешествовать и
расселяться семенам с легкими, плоскими и
мелкими семенами. Чем легче семена, тем дальше их
уносит ветер от родительского дерева.

Физкультминутка.

У — Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим (кружатся)
Вертолетики у клена
Ветерок с собой зовет (манят за собой)
Мы расправим руки-крылья (руки в стороны)
И отправимся в полет,
Как настоящий вертолет (изображают вертолет)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)

— Посмотрим на плоды дуба, возьмите желудь в
руки. Что можно сказать?

(Тяжелые. Нет крылышек)

— Как же путешествуют тяжелые семена? Кто им
помогает?

— Ответ на этот вопрос вы найдете в книге “Я
познаю мир. Растения”

(стр. 42, 2 абзац)

Дети читают. Делают выводы:

— Семенам помогают животные (звери, птицы)

Заранее подготовленные ребята рассказывают о
животных:

1. Животные очень важны для распространения
семян, поскольку они могут переносить даже
сравнительно тяжелые семена и плоды на большие
расстояния, делая себе запасы. Расселение сосны
кедровой зависит от сбора семян кедра
кедровками, а в расселении европейских дубов
участвуют грачи, дятлы, белки, но прежде
всего-сойки.

За 30 дней 60 соек унесли примерно 300000 желудей,
значит одна примерно 5000 желудей. Даже если часть
их прорастет — это будет хороший вклад в
расселение растений.

Муравьи, грызуны растаскивают семена и плоды,
создавая себе запасы. Но часто о них забывают,
часть семян теряется в пути.

2. Травоядные животные (коровы, овцы, козы, олени
и др.) поедают с кормами огромное количество
семян. А поскольку многие дикие животные очень
подвижны, перемещаются по большой территории,
они разносят семена на значительные расстояния.
Плоды и семена неприятны для людей, а то и вовсе
ядовиты, очень привлекательны для птиц. Вместе с
птичьим пометом такие семена оказываются на
далеком расстоянии от места своего созревания.
Многие виды растений распространяются только
птицами (омела, бересклет, бузина, можжевельник,
рябина и др.)

3. Лучше всего распространяются семена и плоды,
которые прикрепляются к животным: семенам не
грозит разрушение при разжевывании и
переваривании. У таких растений плоды и семена
имеют специальные приспособления для
прикрепления: клейкие железистые волоски,
клейкая слизь, крючки, шипы, колючки.

4. Рассмотрим как это им удается .

На доске.

-Кто еще кроме животных может перенести семена?
(Человек)

В ходе беседы составляется схема

— В природе существуют растения- артиллеристы
(бешеный огурец, недотрога, анюткины глазки,
душистый горошек и т. д.)

— Послушаем рассказ об этих интересных
растениях. (Выступление ученика)

— Создавая новый вид растения, природа в первую
очередь заботится о расселении его потомков. Как
вы думаете, почему так необходимо расселение
растений?

Работа с учебником.

Ответы детей:

— Семена имеют больше шансов прорасти и дать
побеги, если им не приходится соперничать за
место, воду и пищу. Потому они совершают далекие
путешествия при помощи ветра, животных и
человека.

V. Закрепление:

Мы сегодня узнали, как путешествуют семена
растений. А сейчас попробуйте ответить на вопрос:
какие осенние изменения в природе способствуют
расселению семян и плодов растений?

Ответы детей:

— Усиление ветра

— Заготовка животными запасов

— Увеличение к зиме шерстяного покрова у
животных

— Появление грибников и ягодников

Ученики повторяют таким образом способы
расселения семян с помощью ветра, животных и
человека.

Разгадывание кроссворда:

  1. Был цветочек золотой,
    За неделю стал седой.
    А денечка через два
    Облысела голова. (Одуванчик)
  2. Ее семена с мелкими, цепкими крючками
    прикрепляются к одежде человека и шкуре
    животных. (Череда)
  3. Он помогает путешествовать семенам-летучкам.
    (Ветер)
  4. Они помогают расселяться тяжелым плодам,
    семенам без крылышек. (Животные)
  5. Как называются семена одуванчика? (Парашютик)
  6. Растение-артиллерист (Недотрога)
  7. Плод этого растения – крылатка. (Клен)

Итог урока (рефлексия)

— Что мы сегодня с вами делали на уроке? (изучали
распространение плодов и семян растений)

— Зачем мы это делали? (чтобы расширить кругозор,
знать как размножаются растения)

— Как мы это делали? (Слушали рассказ учителя,
сообщения ребят, находили информацию в учебнике
и дополнительной литературе, проводили
практическую работу с плодами и семенами
растений)

— Что же у нас получилось? (мы знаем, как растения
приспособились к расселению, кто им в этом
помогает, какое значение это расселение имеет
для природы)

Я довольна вашей работой на уроке. Надеюсь, вы
это запомните и сможете поделиться своими
знаниями со своими родителями.

Литература:

  1. Я познаю мир. Растения. “Издательство АСТ”. 1998
    г.
  2. Атлас-определитель “От земли до неба”.
  3. Что есть что. Растения. Издательство “Слово”.
    1994 г.
  4. Растительный мир Земли. Под ред. Ф. Фукарек.
    Издательство “Москва Мир”. 1982 г.

1.

МБОУ «Школа №5»
Исследовательский проект
по предмету “Окружающий мир”
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ
ПЛОДОВОЙ КОСТОЧКИ»
выполнил
ученик 3 класса «Б»
Зарубин Роман
Руководитель Колос М. В.
2016 г

2.

Цель: познакомить со способами
размножения и процессом развития из
семени растений.
Задачи:
— обучение работе с
литературными и
электронными
источниками
информации;
— приобретение
практических
навыков по работе с
семенами.

3.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:
Городские дети сегодня
настолько далеки от
природы и понимания
ее законов, что часто и
не представляют, ни как
размножаются
растения, ни то, что
необходимо для их
развития из семени.
Восполнить некоторые
из этих пробелов —
задача данной работы.

4.

ОТКУДА ТЫ ВЗЯЛАСЬ, КОСТОЧКА?
На наших столах немало овощей, фруктов и
ягод. Почти во всех есть семена, косточки,
зернышки. Зачем они? Чтобы растения могли
размножаться. Как же эти семена и косточки
попадают в землю не только под самим
растением, на котором выросли (туда падают
перезревшие плоды, и из их семечек
вырастают новые растения), но и за многие
километры от него?

5.

ЖИВОТНЫЕ-ПОМОЩНИКИ
й
Перво
ва
Добра
Умник
Многие птицы и
звери питаются
плодами растений.
Вы конечно замечали,
что семена имеют
твердую и плотную
кожицу?
Поэтому в желудке
животных они не
повреждаются.

6.

ЖИВОТНЫЕ-ПОМОЩНИКИ
Съест попугай фрукт
вместе с семечками,
улетит далеко от этого
места. И там семечко
попадет в почву и
прорастет. Вот так звери
и птицы внутри себя
переносят семена
растений очень далеко.

7.

ПОЗАБОТЬСЯ О СЕБЕ САМ
р
Владими
Но есть растения, у
которых нет вкусных
плодов. Как же им
быть? Они придумали
свои способы
размножения. Одни
сделали свои семена
очень легкими — и их
носит ветер.

8.

ПОМОГИ СЕБЕ САМ
Другие — подарили
своим семенам
крючочки-цеплялки — и
их переносят на своей
шерсти звери.
Здорово придумано,
правда?

9.

ПРИВЕТ, КОСТОЧКА!
Я решил сам
попробовать прорастить
косточку. Ведь очень
интересно, как из
жесткого небольшого
семечка может вырасти
целый куст или дерево.

10.

Я — НАЧИНАЮЩИЙ САДОВОД
Я решил попробовать
вырастить из семечка
самый привычный плод
— яблоко. Выбрал
крепкий свежий фрукт и
вынул из него несколько
семечек.

11.

ПЕРВЫЕ ШАГИ
Семена я положил
неглубоко в землю,
полил ее и поставил
горшочек с семенами
на подоконник так,
чтобы к ним попадали
свежий воздух и
солнечный свет.

12.

НАЧАЛОСЬ!
Скоро семечки в
земле начали
прорастать. Я
доставал некоторые,
чтобы видеть, как
развивается росток.

13.

ПОЛУЧАЕТСЯ!
Я не забывал
поливать землю в
горшочке — я же знал,
что ростки уже
проклюнулись. И вот
скоро они начали
появляться из земли.

14.

ВЫВОДЫ
Теперь я сам
убедился и
запомнил, что
нужно семечку,
чтобы прорасти:
почва;
вода;
воздух;
тепло;
солнечный свет.

15.

РЕЗУЛЬТАТ
Я старался не зря!
Теперь я могу
прорастить семена и
знаю, какими
способами они
попадают далеко от
растения, на котором
появились.
Это интересно!

  • Путь к душе в рассказе свечка толстой
  • Путешествие осеннего листочка сочинение 3 класс
  • Путешествуете как пишется слово
  • Путь исканий пьера безухова в романе война и мир сочинение
  • Путешествие осеннего листочка рассказ