Путешествие по русским народным сказкам занятие в старшей группе по

Тема «Путешествие по русским народным сказкам»

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область: речевое развитие.
Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы.
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: Комбинированное.
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Предполагаемый результат:
— Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
— Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
— Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
— Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.
Продолжительность занятия: 30 мин
1. Организационный момент:
Дети заходят, становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
— Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй»
2. Основная часnь:
Воспитатель:
— Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
— Почему вы их любите? (Ответы детей)
— Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель:
— Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).
— Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).
— вместо одной из страниц — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель:
Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.


Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).
Воспитатель:
— Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).
— Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).
— Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.
(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)
Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная)
Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок: «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Репка», Дети называют сказку, героев).
Воспитатель:
— И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого).
— Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?
Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».
Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).
Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки).
Игра «Помогите!».
Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).
«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
«Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)
Воспитатель:
— Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого)
— Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!
— Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка «Сказки»
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Воспитатель:
— Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят»
— Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
— Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?
— Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
— А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
— Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого).
— А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)
— Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга)

3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?

4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)

5. В какой сказке есть слова: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)

6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
Воспитатель:
— Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего)
— Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.
— Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка — Хаврошечка».
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… — ; Молодцы!-
Воспитатель:
— Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)
— У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый.
— Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей).
— Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
• удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
• лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
• весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.
(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Рефлексия:
3. Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.
Воспитатель:
— Чему нас учат сказки?
— Какие бывают сказки?
— Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
— Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.

Конспект НОД в старшей группе
«Путешествие по русским народным сказкам»

Автор: Грушина Наталья Григорьевна

Организация: МДОУ Сынтульский детский сад

Населенный пункт: Рязанская область, Касимовский район, поселок Сынтул

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках, развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений.

Образовательные задачи:

  • обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;
  • формировать интерес к русскому народному творчеству;
  • познакомить детей с одним из признаков русской народной сказки — троекратным повтором, с особым значением числа «три».

Развивающие задачи:

  • развивать у детей мышление, внимание, память, речь;
  • развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;
  • развивать инициативу и умение действовать согласованно;

Воспитательные задачи:

  • вызвать у детей желание общаться с книгой;
  • воспитывать доброе и дружелюбное отношение друг к другу;
  • воспитывать чувство любви к Родине через приобщение к русскому народному творчеству.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие детей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Активизация словаря: лексическая работа со словом «яга», понятием «устное народное творчество», «троекратное повторение».

Материалы к занятию: книга с белыми листами, печка, ухват, чугун, горшок, сковорода, чудесный мешочек, с предметами (золотое яичко, ложка, скалка), яблонька, яблоки, корзиночка, мостик, речка, презентация, пазлы, книга с картинками, раскраски.

Предварительная работа:

1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Просмотр мультфильмов по теме: «Русские народные сказки».

4. Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой?», «Собери сказку», «Что сначала, что потом?».
5. Разгадывание загадок.

Методы и приемы:

Словесные:

беседа;

обращение к опыту детей;

загадывание загадок;

педагогическая оценка, поощрения;

сюрпризный момент

Наглядные:

демонстрация слайдов, рассматривание иллюстраций

Практические:

решение проблемных ситуаций;

поисковые действия;

дидактические игры;

Содержание деятельности:

Дети заходят, становятся в круг.

Дети: Здравствуйте.

– Здравствуйте! — вы нам сказали

– Здравствуйте! — ответим мы.

Нас две ниточки связали:

Теплоты и доброты.

— Ребята, смотрите, какая большая красивая книга. Как выдумаете, что в ней написано?

Сказки.

— А почему вы так думаете?

— Вы любите сказки? Почему вы их любите?

(Ответы детей: интересные, увлекательные, мудрые, умные, волшебные. и т.д.)

— Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?

(ответы детей: потому что, их сочинил народ)

— Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста. Что такое уста? (Ответ детей)

— Уста — это губы.

— Поэтому сказки — это устное народное творчество.

— Где же они хранятся? (ответы детей: в голове, в книге)

Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

— Испокон века книга растит человека, рассказывает истории. Хорошая книга ярче солнышка светит. Ну что, давайте ее почитаем. (Открываю книгу).

— Ой! Что такое?! Здесь ничего нет: ни иллюстраций, ни букв — чистые листы. Куда же всё пропало? Что же делать?

(Дети дают свои версии, как поступить в данной ситуации).

(выпадает записка)

— А это что такое? Записка… От кого?

Ну-ка, почитаем:

Не ждала и не гадала?

Книгу я заколдовала.

Унесла из книги сказки,

Чтоб не знали дети ласки.

— Что ж, теперь не будет сказки? А кто это так сделал? Добрый человек?

— Нет, не добрый, а злой.

— Давайте дальше прочтем, чтоб узнать, кто это.

Угадайте-ка, кто я:

Есть избушка у меня,

У неё одно окошко,

И стоит на курьих ножках.

В ступе по лесу летаю,

Малых детушек пугаю.

— Кто это? (Баба Яга).

— Да, это Баба Яга. А вы знаете, что означает слово «Яга»?

— Нет.

— Ягать — это значит кричать, ругаться. За то, что эта Баба всегда кричит, ругается и никого не любит, её так и стали звать.

Коли сказки вам нужны,

Попытайтесь их спасти.

Сделать это тот сумеет,

Кто все преграды одолеет.

— Что же делать, как тут быть? (ответы детей)

— Нужно обязательно помочь. А не страшно вам? Говорят, «Сам погибай, а друга выручай». Давайте попробуем попасть в сказочную страну. Вы верите в волшебство? Возьмемся за руки и скажем волшебные слова:

Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза вправо обернись

И в сказке очутись.

Раздается волшебный звук

— Ребята, мы попали в сказочную страну. Только куда же нам идти?

Нужно оглядеться, может нам что подскажет.

Переворачиваю записку, а там три значка с цифрами 1, 2, 3.

— Ребята, смотрите, что тут.

— Это карта.

— А здесь цифры.

— Значит идем к цифре один. Что там?

— Печка.

— К печке ближе подойдем,

Все отыщем, все найдем.

— Что нам делать, где заданье искать?

— Нужно везде посмотреть: и под печкой, и в печке, и на печке.

— Откуда начнем?

— Что под печкой?

— Дрова!

— Заслонку откроем, заглянем в печку. Что там? (ПОСУДА) Назовите эти предметы.

— Чугун, горшок, сковорода.

— А что там внутри, чтобы это узнать нам надо из печки все это достать. А чем?

— Ухватом.

— Кто хочет попробовать?

(Достают, все пусто).

— Для чего нужна эта посуда?

— В чугуне — щи да кашу варить, в горшке- молоко квасить и топить, а на сковороде- все жарить, да блины и пироги печь.

— Видно, давно печь не топили, обед не варили. Осталось на печную лежанку заглянуть? Смотрите! На печке мешок лежит, интересно, что в нем?

Предлагаю: один на ощупь узнаёт и всем загадку задает.

Словами из сказки он нам говорит,

А вы догадайтесь-ка, что там лежит.

Игра «Чудесный мешочек»

Ребенок опускает руку в мешок, нащупывает предмет и говорит:

1. Дед бил-бил, не разбил,

Баба била-била, не разбила.

Воспитатель: Что это?

Яичко! Из сказки «Курочка Ряба».

2. Это … простая — Котова,

Это …простая — Петина.

А это, не простая- точеная,

Ручка золоченая.

Никому ее не отдам.

— Ложка из сказки «Жихарка».

3. Пусти переночевать,

Я вас не потесню:

Сама лягу на лавочку,

Хвостик под лавочку,

А … под печку.

Скалочка, «Лисичка со скалочкой»

(Таким образом достают все 3 предмета: яичко, ложку, скалочку)

Раздается волшебный звук

Молодцы, справились с этой задачей. Куда дальше идем?

— К яблоньке.

— Смотрите, какие румяные яблочки,

А это что?

— Корзина!

— А в корзине записка:

Яблочки мои созрели,

Урожай пора собрать,

Тот, кто правильно ответит,

Будет яблочко срывать.

— Вспомните, кому и в каких сказках помогали яблонька или яблочко.

Яблочко, нам помоги, сказки эти покажи. Презентация.

По полям, лесам бежала,

Братца милого искала:

«Я его не сберегла,

И сама найти должна.»

«Гуси-лебеди»

Батюшка ее любил

И на ярмарке купил

блюдце не простое,

что-то наливное. Машенька, «Серебряное блюдечко да наливное яблочко»

Так коровушку жалела,

Мяса крошечки не съела.

В сад воды носила,

Яблоньку взрастила.

Хаврошечка из сказки «Крошечка-Хаврошечка»

— Вспомните, почему им помогали, какими они вам представляются. Давайте по очереди, не перебивая друг друга, называть положительные черты характера этих сказочных главных героев и срывать с яблоньки по одному яблоку.

Тут так и написано:

Про их характер говорите,

В корзину яблочки кладите.

— Добрая, трудолюбивая, смелая, скромная, приветливая, ласковая, красивая, послушная, внимательная, заботливая и т.д.

Раздается волшебный звук

— Вот Молодцы!

Как много вы знаете, все яблоки собрали.

И с этим заданием справились.

А теперь скорее в путь.

Оглядитесь-ка вокруг.

Куда дальше пойдем?

— К речке!

— А каким образом нам через речку переправиться?

— Перейти, переплыть, переправиться на лодке, по мостику.

— Ой, ребята, смотрите! Что это?

По- моему, стройматериалы.

Как вы думаете, что из него можно сделать?

Правильно, мостик.

— Глядите! Здесь что-то написано:

«Через речку перейдете, если мостик соберёте,

На вопросы отвечайте и дощечку добавляйте».

1-я дощечка:

Вспомните и назовите русские народные пословицы и поговорки?

Например, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

2- я дощечка:

Назовите волшебные предметы, которые встречаются в сказках:

сапоги-скороходы,

шапка-невидимка,

волшебная палочка и т.д.

3- я дощечка:

Вспомните и назовите слова, которые в сказке повторяются героем несколько раз:

«Маша и медведь»:

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок.

«Сивка-бурка»:

Сивка-бурка, вещий каурка,

Встань передо мной,

как лист перед травой.

«По-щучьему веленью»:

По-щучьему веленью,

По-моему хотенью….

Перешли, слышится треск, избушка поворачивается.

Слышите, кажется поблизости где-то Баба-Яга или ее избушка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«В темном лесу есть избушка»

Темный лес, — дети делают круговые движения перед собой.

  • лесу избушка – дети показывают руки вперед.
    Стоит задом наперед – дети поворачиваются вокруг себя.
    той избушке есть старушка – грозят пальцем.
    Страшная Яга живет – грозят пальцем другой руки.
    Нос крючком, — показывают пальчиком.
    Глаза большие – показывают.
    Словно угольки горят- покачивают головой.
    Ух, сердитая какая! – бег на месте.
    Дыбом волосы стоят – руки вверх.

— Ну так и есть, смотрите: записка!

«Не стерпела, не смога,

Все картинки порвала.

Если соберете,

В сказки их вернете.»

(Перед занятием детям прикреплены кружки трех цветов, на столе тарелочки таких же цветов, на которых лежат разрезные картинки)

— Посмотрите внимательно, к какой тарелочке вам надо подойти, она такого же цвета, как ваша эмблема. Поделитесь на группы и приступайте к выполнению задания.

(Три медведя, три царевича, три девицы)

— Подумайте и скажите, что общего у этих картинок?

— Правильно.

В сказках число «три» непростое — магическое. Давайте вспомним, где в сказках встречается это число.

  • Тройка коней, Тридесятое царство, тридевять земель, трехглавый дракон, три богатыря, три желания, три героя (Пузырь, соломинка, лапоть), три сына, действия выполняются по три раза…
  • А в нашем путешествии мы встречались с этим числом?
  • (ответы детей)

Какие вы молодцы! Все задания выполнили, потому что много знаете и умеете. Не пора ли нам вернуться в детский сад?

(Звучит волшебная музыка)

Скажем волшебные слова:

Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза влево повернись,

В детский сад скорей вернись!

(Смотрим в книгу)

— Ой, смотрите — чудеса!

Всё на месте! Вот так да!

— Ребята, о каком волшебном числе мы узнали сегодня на занятии?

— Кто запомнил, почему Бабу Ягу так называют. (Что нового вы сегодня узнали?)

— Спасибо вам, милые ребятки за то, что помогли в книгу сказки вернуть. Вы

такие смелые, умелые, умные разумные, а главное — добрые.

В сказках добро всегда побеждает зло.

У доброго человека всегда много друзей, а с ними, с друзьями, жить веселей.

Посмотрите, в книге есть раскраски (лежат картинки), которые можно раскрасить и дома рассказать эту сказку маме и папе.

Мы возьмем книгу и обязательно ее прочитаем.

Приложения:

  1. file0.docx.. 30,0 КБ

Опубликовано: 05.12.2019

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе
Тема: Путешествие в чудесную страну русских народных сказок

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, прививать интерес к устному народному творчеству.

Задачи:

  1. Учить отвечать на вопросы, узнавать по иллюстрациям героев сказок. Называть сказку.
  2. Учить придумывать свой конец сказки.
  3. Продолжать знакомить с мнемотаблицами и работать по ним.
  4. Стимулировать интерес к обыгрыванию сказки. (На примере одной из русской народной сказки.)
  5. Умение договариваться между собой в выборе роли.
  6. Развивать мышление, воображение, фантазию, связную речь.

Предварительная работа:

Чтение русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций театрализация, работа по мнемотаблицам.

Ход занятия.

Воспитатель — здравствуйте ребята сегодня у нас необычное занятие, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте их поприветствуем. Ребята посмотрите, что у меня на столе.

Воспитатель – показывает детям различных героев из сказок. Скажите где живут все эти герои.

Дети отвечают

В – правильно в сказках, а вы знаете, что бывают авторские сказки и русские народные. Чем они отличаются.

В – давным-давно на Руси народ складывал сказки и рассказывал их от деда к отцу, от отца к сыну, так сказки дошли до наших дней. Скажите ребята как обычно начинаются русские народные сказки, а как заканчиваются.

Ответы детей:

В — Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну сказок, а прежде чем мы туда попадем ответе мне на вопрос, на чем в сказках путешествовали герои.

Ответы детей.

В – молодцы, а мы сегодня с вами отправимся в путешествие на ковре самолете. Вот он, садитесь. Дети садятся на ковер самолет, закрывают глаза, звучит сказочная музыка.

В – переодевается в сказательницу (русский народный сарафан, на голове платок). Дети открывают глаза их встречает грустная сказательница.

Сказательница – здравствуйте добры молодцы и красны девицы, я сказательница сказки сказываю. Добро пожаловать в чудесную страну сказок (вздыхает). Ах, что делать, что делать не знаю (дети задают вопрос). (что случилось?). Беда у меня приключилась, все мои сказки разбежались, а как их собрать я не знаю ведь я одна, а сказок много. Д – мы вам поможем.

С – вот спасибо сослужите службу. Выполните все мои задания сказки и вернутся. Готовы.

Вот вам и первое задание. Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать героя сказки и назвать из какой сказки этот герой. (На доске развешаны иллюстрации закрыты листом бумаги с цифрами, дети отгадывают загадку и открывают иллюстрацию, иллюстрации развешаны не по порядку, называют героя и из какой он сказки.)

  1. Она живет в болоте

Ей грустно, от чего то

Но стрелу она поймала

И женою тут же стала (лягушка) (царевна лягушка).

  1. Уплетая калачи, ехал парень на печи

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля) (по щучьему велению).

  1. Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили.

Но костра горячий пар

Превратил девчурку в пар

Дед и бабушка в печали

Как же их дочурку звали (Снегурочка).

  1. Отвечайте на вопрос

Кто в корзине Машу нес,

Кто садился на пенек

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь

Кто же это был (медведь) (Маша и медведь).

Под 5листом бумаги расположена мнемотаблица по сказке «Заюшкина избушка». Дети должны рассказать сказку по схеме.

5. На лесной опушке

Стояли две избушки

Одна из них растаяла,

Одна стоит по старому

Кто живет в избушке (заяц) (Заюшкина избушка).

Физминутка: В темном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперед (поворачиваются)

В той избушке есть старушка (грозят пальцем левой руки)

Бабушка Яга живет. (грозят пальцем правой руки)

Нос крючком. (показывают)

Глаза большие. (показывают)

Словно угольки горят (показывают как горят угольки).

Ух сердитая какая! (руки на поясе делают сердитое лицо)

Дыбом волосы стоят (поднимают руки вверх).

С – хвалит детей

Вот вам второе задание: игра «Путаница» На столе лежать книги (5 шт.) с русскими народными сказками, одна из них авторская. Дети должны убрать лишнюю книгу и сказать, почему именно эта книга лишняя.

Молодцы ребята сейчас я вам прочту отрывок из сказки, а вы должны сказать, как она называется, и придумать свой конец сказки.

С – читает отрывок из русской народной сказки, обсуждает с детьми сказку. Предлагает детям зарисовать конец сказки придуманный детьми. (На столах лежат листочки и карандаши.)

А у нас осталось последнее третье задание: дидактическая игра «сказочный винегрет» С- рассказывает сказку и делает в ней ошибки вставляя фрагменты из других сказок, дети должны их исправить.

С — спасибо вам ребята, что помогли мне сказки собрать, что бы я без вас делала. Садитесь, на ковер самолет он отвезет вас обратно в группу. Дети садятся на ковер самолет. Звучит сказочная музыка, детишки закрывают глаза. Воспитатель переодевается, встречает детей.

В – вот вы и вернулись, скажите вам понравилось путешествие в страну сказок, а с каким настроением вы вернулись из путешествия.

Д — отвечают.

В – а давайте мы поделимся нашим настроением с гостями. Звучит музыка из мультфильма «крошка енот» дети прикасаются ладошками к ладошкам гостей и говорят добрые, волшебные слова.

В конце занятие воспитатель раздает детям сладости (леденцы) в виде фигурок животных, (леденцы лежат в шкатулке) говорит, что это сказательница их угостила. На столе лежат различные виды театра, маски костюмы. Воспитатель предлагает детям поиграть в театр и показать любую сказку по желанию.

Благодарит гостей за внимание.

Конспект мероприятия с детьми старшей группы

«Путешествие по русским народным сказкам»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках, развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений.

Образовательные задачи:

  • обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;

  • формировать интерес к русскому народному творчеству;

  • познакомить детей с одним из признаков русской народной сказки — троекратным повтором, с особым значением числа «три».

Развивающие задачи:

  • развивать у детей мышление, внимание, память, речь;

  • развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;

  • развивать инициативу и умение действовать согласованно;

Воспитательные задачи:

  • вызвать у детей желание общаться с книгой;

  • воспитывать доброе и дружелюбное отношение друг к другу;

  • воспитывать чувство любви к Родине через приобщение к русскому народному творчеству.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие детей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Активизация словаря: лексическая работа со словом «яга», понятием «устное народное творчество», «троекратное повторение».

Материалы к занятию: книга с белыми листами, печка, ухват, чугун, горшок, сковорода, чудесный мешочек, с предметами (золотое яичко, ложка, скалка), яблонька, яблоки, корзиночка, мостик, речка, презентация, пазлы, книга с картинками, раскраски.

Предварительная работа:

1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Просмотр мультфильмов по теме: «Русские народные сказки».

4. Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой?», «Собери сказку», «Что сначала, что потом?».

5. Разгадывание загадок.

Ход мероприятия:

I.Организационный момент.

Воспитатель: ( вместе с детьми)

«Встаньте дети, встаньте в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

Воспитатель: — Ребята, смотрите, какая большая красивая книга. Как вы думаете, что в ней написано? (Ответы детей: Сказки).

Воспитатель: — Ребята, я очень люблю русские народные сказки, а вы любите? (Ответы детей). Как вы думаете, почему сказки называют народными?(Ответы детей: потому что, их сочинил народ)

Воспитатель: — Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста. Что такое уста? (Ответ детей).

— Уста — это губы.

— Поэтому сказки — это устное народное творчество.

— Где же они хранятся? (Ответы детей: в голове, в книге)

1.Мотивация

Воспитатель: Ой, ребята, а с нашей книгой что – то не так страницы в ней пустые. Как вы думаете, чьи это могут быть проделки? (Ответы детей)

А я догадываюсь, кто это мог сделать:

Есть избушка у нее,

В ней одно окошко,

И стоит на курьих ножках.

В ступе по лесу летаю,

Малых детушек пугаю.

— Кто это? (Баба Яга).

Воспитатель: Баба Яга заколдовала наши сказки.

Коли сказки вам нужны,

Попытайтесь их спасти.

Сделать это тот сумеет,

Кто все преграды одолеет.

-Ребята, надо «Сказки» из беды выручать. Спасем наши сказки? (Ответы детей)

II. Основная часть:

2. Коммуникативная игра «Сказочное путешествие».

Воспитатель: — Что же делать, как тут быть? (Ответы детей)

— Нужно обязательно помочь. А не страшно вам? Говорят, «Сам погибай, а друга выручай». Давайте попробуем попасть в сказочную страну. Вы верите в волшебство? Возьмемся за руки и скажем волшебные слова:

Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза вправо обернись

И в сказке очутись.

Воспитатель : — Ребята, мы попали в сказочную страну. Только куда же нам идти? Нужно оглядеться, смотрите сундучок стоит.

А что в нем лежит, давайте посмотрим.

— Ребята, смотрите, что тут.

— Это карта.

— А здесь цифры.

— Значит, идем к цифре один. Что там?

3. Игра «Собери сказку».

Воспитатель: — Ребята, да здесь все сказки перепутались. Вы должны разобрать картинки и назвать русские народные сказки. (Ответы детей)

Молодцы справились с заданием.

Смотрите ребята, мешок лежит, интересно, что в нем?

Предлагаю: один на ощупь узнаёт и всем загадку задает.

Словами из сказки он нам говорит,

А вы догадайтесь-ка, что там лежит.

4.Игра «Чудесный мешочек»

Ребенок опускает руку в мешок, нащупывает предмет и говорит:

1. Дед бил-бил, не разбил,

Баба била-била, не разбила.

Воспитатель: Что это? (Ответы детей)

Яичко! Из сказки «Курочка Ряба».

2. Это … простая — Котова,

Это …простая — Петина.

А это, не простая- точеная,

Ручка золоченая.

Никому ее не отдам. (Ответы детей)

— Ложка из сказки «Жихарка».

3. Пусти переночевать,

Я вас не потесню:

Сама лягу на лавочку,

Хвостик под лавочку,

А … под печку. (Ответы детей)

Скалочка, «Лисичка со скалочкой»

(Таким образом, достают все 3 предмета: яичко, ложку, скалочку).

Молоды справились еще с одним заданием.

5. Игра «Волшебные предметы».

 Воспитатель: — Ребята, чтобы преодолеть следующие испытание вам нужно назвать волшебные предметы, которые встречаются в сказках: (Ответы детей: сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебная палочка и т.д.)

Воспитатель: Слышите, кажется поблизости где-то Баба-Яга или ее избушка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«В темном лесу есть избушка»

Темный лес, — дети делают круговые движения перед собой.

В лесу избушка – дети показывают руки вперед.
Стоит задом наперед – дети поворачиваются вокруг себя.
В той избушке есть старушка – грозят пальцем.
Страшная Яга живет – грозят пальцем другой руки.
Нос крючком, — показывают пальчиком.
Глаза большие – показывают.
Словно угольки горят- покачивают головой.
Ух, сердитая какая! – бег на месте.
Дыбом волосы стоят – руки вверх.

Воспитатель:- Ну, так и есть, смотрите: записка!

«Не стерпела, не смога,

Все картинки порвала.

Если соберете,

В сказки их вернете.»

6. Игра «Собери картинку». 

Воспитатель: — Молодцы ребята, справились со всеми испытаниями. Ну, а теперь нам пора в наш детский сад.

Скажем волшебные слова:

Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза влево повернись,

В детский сад скорей вернись! (Смотрим в книгу)

III. Рефлексия.

Воспитатель: — Ой, смотрите — чудеса!

Всё на месте! Вот так да!

— Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (Ответы детей) Что нового узнали? (Ответы детей) А что понравилось вам больше всего? (Ответы детей)

— Спасибо вам, милые ребятки за то, что помогли в книгу сказки вернуть. Вы

такие смелые, умелые, умные разумные, а главное — добрые.

В сказках добро всегда побеждает зло.

6

НОД в подготовительной группе

«Путешествие по русским народным сказкам»

Программное содержание.

Задачи обучающие:

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Задачи развивающие:

1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.

2. Развивать умение действовать согласованно.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Задачи воспитывающие: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск со сказкой «Как Колобок друзей искал», диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.

Ход занятия

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я сказочница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы слушать, читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель.

Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.

Дети.

  • Книга мала да ума придала.

  • Книга поможет в труде и выручит в беде.

  • Воспитатель. Испокон века книга растит человека.

  • Хорошая книга — ярче звездочки светит.

  • Дом без книги — день без солнца.

  • Кто много читает, тот много знает.

  • Книга учит жить, книгой надо дорожить.

  • Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно.

  • Будешь книги читать — будешь много знать.

  • Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

Отправляемся друзья
В чудо сказку — вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки — раз,
А зажмуриваем — два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.

Воспитатель.

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, я дети находят картинку отгадку и показывают ее)

1.Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка

2.В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга

3.У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди

4.Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка

5.Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка

6.На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок

7.Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Воспитатель.Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто — Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка. Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!)

Воспитатель.

Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы разделитесь
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)

Быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.

Воспитатель. За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.

Верить в сказку — это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательн
Отворит все двери.

(Дети прощаются и уходят в группу).

  • Путь становления личности петра гринева сочинение
  • Путь ивана царевича из сказки царевна лягушка рисунок
  • Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе
  • Путь спасения души в повести лескова очарованный странник сочинение
  • Путь дубровского в разбойники сочинение краткое